На чтение 9 мин Просмотров 30.5к. Обновлено 19.08.2020
Что представляют из себя темперные краски, для чего они нужны и как с ними работать – читайте подробную статью на моем сайте!
Содержание
- Что такое темперная живопись
- История техники живописи темперой
- Виды темперных красок
- Темпера на основе яичного желтка
- Темпера на основе казеина – синтетического белка
- Темпера на основе воска
- Темпера на основе клея ПВА
- Современная темперная живопись
- Как рисовать темперными красками
- Как еще можно рисовать темперой?
- Вопрос – ответ
Что такое темперная живопись
Темпера – что это такое и как с ней работать? Давайте разбираться по порядку.
Темпера, в переводе с итальянского, означает, смешивать. Сама по себе, темперная краска представляет эмульсию, смешанную с водорастворимой сухой краской в виде порошка.
Причем эта эмульсия может состоять как из натуральных компонентов, так и из синтетических. Искусственная эмульсия сделана на основе масла, воды и клея, а натуральная – из воды и яичного желтка.
Более подробно о видах и составах эмульсий, а также особенностях темперных красок, мы поговорим ниже. А пока давайте разберемся, как зародилась темперная живопись, узнаем ее историю, и как так получилось, то масло стало популярней темперы?
История техники живописи темперой
Как вы знаете, масляная живопись зародилась в Европе, в XV веке, и очень быстро завоевала любовь и доверие художников того времени.
Но как же так, масляные краски появились только в 1600х годах, а живопись существует уже несколько тысяч лет… Чем же тогда пользовались мастера прошлого?
Безусловно, художники прошлых столетий и даже тысячелетий, создавали краски сами, на основе натуральных красителей и других доступных ингредиентов. И темпера входила в их число.
Благодаря стараниям археологов, на раскопках в Древнем Египте были обнаружены саркофаги, расписанные темперными красками. Другие раскопки, но уже на месте Древнего Рима и Древней Греции, помогли найти старинные фрески и предметы быта, также расписанные темперой.
Таким образом, если подсчитать возраст этих изделий, можно смело утверждать, что темперной краске где почти четыре тысячи лет!
Кроме саркофагов фараонов и посуды древних империй, темперная краска очень широко использовались в иконописи, а также росписи храмов. Краска широко использовалась в Византии, Восточной и Западной Европе, а потом и на Руси. Некоторые соборы, храмы и церкви европейской части нашей страны были также расписаны темперными красками.
Вам, наверное, интересно, почему темперная краска и живопись в целом пользовались таким успехом? Во-первых, все дело в доступности всех компонентов, из которых замешивалась краска. Вода, как и яичные желтки были почти в каждом доме, не говоря уже о дворе императоров, царей и фараонов.
Во-вторых, сам процесс приготовления краски был несложным – нужно было лишь смешать все ингредиенты в нужных пропорциях и правильно их хранить. Ну и в-третьих, темперные краски держались очень хорошо, и можно сказать наверняка, были точно проверены временем!
Есть еще один вариант, почему темперная краска была такой популярной, но он в принципе очень понятный и очевидный – у древнейших мастеров просто не было других аналогов темперной краски. Масляную краску еще не изобрели, про акрил никто даже не догадывался, а если бы и захотел сделать, технологии бы не позволили и так далее.
Поэтому, остается темпера. А вот какой она бывает, давайте разберем ниже.
Виды темперных красок
Современная темперная краска конечно отличается от той, что расписывали стены византийских дворцов, но все же некоторые виды по составу и компонентам выделить можно.
Темпера на основе яичного желтка
Сразу скажу, что темперные краски можно делать не только из желтка, можно добавлять целое яйцо, или один белок. Но наибольшей популярностью пользуется именно желток.
Чтобы создать темперную краску на основе желтка, вам понадобится смешать его с водой, уксусом, краской и ароматным отдушкой (желательно натуральной, например, природной смолой) для более приятного запаха при использовании.
Хоть такая краска и является очень эластичной, минусы у нее тоже есть – яичная темпера имеет свойство темнеть и желтеть с течением времени.
Темпера на основе казеина – синтетического белка
Такая краска делается из льняного масла и искусственного белка казеина с добавлением цветного пигмента. Еще в такую краску добавляют фенол – он служит своеобразным антисептиком и не дает краске заплесневеть.
Чем хорош именно этот вид темперы? Она очень хорошо сцепляется с грунтом и прочно ложится на поверхность. Такая темпера будет прочно держаться годами, даже если вы будете накладывать ее толстым слоем, как при пастозной живописи. А еще, казеиновая темпера не потемнеет и не пожелтеет со временем.
Темпера на основе воска
Пчелиный воск, вода, органические смолы, растительное масло – это лишь часть того, что входит в состав этой темперной краски. Такая краска хорошо ляжет на загрунтованную поверхность, а еще послужит прекрасным материалом для росписи стен. Хоть она и сохнет, а также темнеет, гораздо дольше и сильнее других видов, восковая темпера из-за своего состава сохраняет все свои свойства на долгое время.
Темпера на основе клея ПВА
Такая краска очень быстро сохнем, поэтому и использовать ее нужно максимально быстро. Очень хорошо такой краской создавать эффект лессировки – она достаточно прозрачная для этого.
Темперная краска на основе клея ПВА не расслаивается, хорошо держится на разных декоративных поверхностях, поэтому пользуется широким спросом в декоративно-прикладном искусстве.
Если вас будет смущать матовая текстура высохшей краски, просто покройте работу финишным лаком, и она заиграет новым и ярким цветом, сохранив при этом все свои качества.
Современная темперная живопись
Не случайно перечислять виды темперы я закончила на поливинилацетатной краске. Есть также темпера на основе акриловой смолы, она тоже в свою очередь очень устойчива к внешним раздражителям – температуре, солнечным лучам и так далее, из-за своего химического состава.
Помните я говорила вам, что масляная живопись смогла вытеснить темперу с ее тысячелетней историей в XV веке? Так вот, через 5 веков, в эпоху промышленного бума и технического прогресса, состоялось легендарное возвращение темперы, и, следовательно, темперной живописи.
И кто знает, может быть если бы не были изобретены все эти искусственные материалы и полимеры, возможно эта древнейшая краска, а вместе с ней и техника живописи, исчезли бы навсегда?
Так для чего же нужны темперные краски сегодня? И разве нам недостаточно акрила, масла и гуаши, тем более, что они стали такими доступными и понятными для широкого использования?
На сегодняшний день состав темперных красок настолько усовершенствован, что художник, выбравший их для себя, может рассчитывать на полную свободу действий, была бы фантазия.
Этой краской можно как писать картины и иконы, так и расписывать стены или предметы интерьера.
Темпера, в отличие от масла, надолго сохраняет свой тон и несмотря на то, что она быстро сохнет, такая краска остается более яркой и насыщенной долгие годы.
Как рисовать темперными красками
Писать темперой можно по-разному: например, почти прозрачными лессировками, наносить краску ровно, но плотно, а также, грубыми, рельефными мазками в пастозной технике.
Помните, что темперная краска быстро сохнет, поэтому и работать ей лучше быстро. Зато можно не бояться смешения слоев краски, а также не ждать, пока высохнет очередной слой.
Любой вид темперы прекрасно ложится на хорошо загрунтованную поверхность, поэтому, прежде чем пользоваться краской, подумайте о грунтовке холста. Если поверхность будет плохо загрунтована, краска при высыхании изменит свой цвет.
Как еще можно рисовать темперой?
Темперные краски очень часто сравнивают с гуашью, хотя это две совершенно разные по свойствам краски: гуашь легко смывается водой, имеет менее насыщенный цвет и может «размазаться» по поверхности.
А вот темперные краски не светлеют при высыхании, хорошо держатся на поверхности, особенно те, что имеют в составе ПВА.
Вопрос – ответ
Можно ли темперой писать по маслу?
Очень часто спрашивают, можно ли поверх слоя с масляной краской наносить темперные краски. Делать это можно, но следует учесть, что велика вероятность плохого сцепления слоев этих двух красок. Худшее, что может случится, если вы решите нанести темперу на масло – это скатывание краски.
Чтобы этого не произошло, некоторые художники, перед нанесением темперы, промывают поверхность холста мыльным раствором.
Для чего можно использовать темперные краски?
На сегодня, современные темперные краски можно применять практически в любом виде изобразительных и декоративных работ: писать картины, иконы, расписывать игрушки, скульптуры, статуэтки, шкатулки и другие изделия.
В целом, темпера – это универсальная краска, которая одинаково хорошо ложится и на холст, и на дерево, и на камень.
Какие марки темперных красок купить?
Хорошие темперные краски, с богатой палитрой вы сможете найти у завода «Невская палитра», это всем известные краски фирмы «Мастер-класс». У них вы найдете темперу как отдельных тубах, поштучно, так и в наборах.
Если вам понравилась эта статья, смело ставьте 5 звезд! Кстати, ВКонтакте у меня тоже есть небольшой пост про темперные краски, будет интересно, посмотрите — https://vk.com/ny_school6?w=wall-170056166_29267
Содержание
1. История темперной живописи
2. Характерные особенности темперы
3. Виды темперы
4. Нюансы и хитрости работы с темперой
5. Преимущества темперы по сравнению с акрилом и гуашью
История темперной живописи
Появление масляной живописи в Европе датируется XV веком. Её популярность стремительно росла, художники тех лет в своих работах непременно пользовались масляными красками. Логично поинтересоваться, чем же рисовали картины до XV века?
Раньше художники собственноручно создавали краски. В их основе лежали красители природного происхождения и доступные на то время ингредиенты, включая темперу. Археологам, проводившим раскопки в Древнем Египте, удалось найти саркофаги, узоры на которых выполнены именно темперными красками. Также обнаружили фрески и предметы повседневного использования, относящиеся ко временам Древнего Рима и Древней Греции. Росписи на них сделаны темперой. Учитывая возраст найденных предметов, выходит, что темперная краска появилась больше 3 тысяч лет назад.
Широкое распространение темпера получила при росписи церквей, храмов, создании икон в Европе, Византии, на Руси. Чем же обуславливалась такая популярность краски?
- Ингредиенты, входящие в состав темперы, были доступными и дешевыми: вода и желтки яиц. Иногда в нее добавляли квас и вино.
- Готовилась краска быстро и просто: нужно было лишь соединить все компоненты и хорошенько их перемешать.
- Темпера держалась в течение многих лет, не выгорала и не тускнела.
И вот в XV веке один художник решил усовершенствовать состав темперы, добавив в краску масло. Так началась эпоха масляной живописи, постепенно вытеснившей темперу. Ее популярность вернулась лишь через несколько столетий – к концу XIX века. Художники стали отказываться от масла, темпера получила «вторую жизнь».
Ее состав стал более разнообразным, в краску добавляли новые компоненты. На смену натуральным ингредиентам пришли искусственные. Благодаря этому увеличились долговечность и качество краски. Использование искусственных связующих сделало состав более прочным.
Характерные особенности темперы
Опытные художники знают, что для работы с темперой лучше брать впитывающую основу или предварительно грунтовать полотна. После высыхания краска приобретает матовую текстуру. Простые обыватели могут спутать ее с гуашью.
СОВЕТ! Не стоит использовать темперу в станковой живописи, хотя некоторым художникам это удается.
Как правило, темперными красками работают в лессировочной технике. Ими удобно рисовать мелкие детали. Те, кто хочет выполнить картину в пастозной технике, должны помнить, что темпера быстро сохнет на палитре. Смешивать цвета на полотне очень сложно, поскольку темпера не такая пластичная как масло. Если слой краски будет слишком большим, то после высыхания он потрескается.
СОВЕТ! Если вы новичок, то первые попытки освоить темперу могут быть неудачными. Не отчаивайтесь. Со временем вы привыкните, и каждая последующая работа будет получаться лучше и лучше. Для начала потренируйтесь на гуаши, а когда «набьете руку», переходите к темпере.
Еще несколько особенностей темперных красок:
- быстро впитываются в древесину, удалить их с такой поверхности можно только с помощью шлифовки;
- имеют высокую плотность;
- кисть не оставляет на мазках следов;
- даже под слоем лака не меняют оттенок;
- их сложно размыть водой.
Виды темперы
От ингредиентов, входящих в состав краски, зависят ее свойства. Выделяют несколько видов темперы.
На основе яичной эмульсии. В составе такой краски содержится масло и масляный либо скипидарный лак. Яичная темпера может изготавливаться из целого яйца, из белка или из желтка. Последний вариант является самым популярным и распространенным. Поскольку желток представляет собой натуральную эмульсию, он эмульгирует с другими компонентами, придает краске эластичность.
Темпера на основе желтка считается самой жирной, а потому у нее есть существенный недостаток. Со временем краска темнеет, приобретает желтый оттенок.
Темпера на основе растительного масла и казеиновой эмульсии. Работать с такой краской можно только на грунтованных полотнах. После полного высыхания состав затвердевает, «намертво» пристает к основе. Даже толстые слои краски со временем не растрескиваются, не теряют яркость, не изменяют цвет.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Чтобы на краске не появились грибок и плесень, можно добавить в нее фенол. Он обладает антисептическими свойствами.
На основе восково-масляной эмульсии. Такая темпера подходит для пастозной живописи, она хорошо разносится по полотну, отличается прочной адгезией. Восковой краской удобно расписывать стены, она предназначена для монументальной живописи. Темпера пластичная, она «дышит», делая картины долговечными. Однако при высыхании краска на несколько тонов темнеет. И сохнет она намного дольше других красок.
На основе клея ПВА. Такие краски отличаются прозрачностью и эластичность. Их можно использовать для лессировочной или пастозной живописи. Примечательно, что краску на основе ПВА можно укладывать в несколько слоев, она не будет отваливаться и отслаиваться. Также работать такой темперой можно на любых поверхностях. После высыхания она приобретает бархатистость. Поскольку темпера немного теряет яркость на холсте, готовую работу лакируют.
Нюансы и хитрости работы с темперой
Темпера является кроющей краской. Зачастую она продается в тюбиках, но можно купить и простой пигмент, из которого замешивается красящий состав. Краска довольно экономная. На рисунок ее уходит немного.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если разбавить темперу водой, ей вполне можно пользоваться как акварелью.
Краски текучие, поэтому ими получается создавать тонкие и четкие штрихи. Темпера быстро сохнет. По сути, нужно дождаться испарения воды, и нанесенный слой затвердеет. Мелкие частицы красящего состава надежно пристают к основе. Часто темперу сравнивают с гуашью, однако у нее намного больше преимуществ: краска более прочная, не растекается от воды.
СОВЕТ! Полотно перед работой покрывают клеевой либо эмульсионной грунтовкой. Также подходит водоэмульсионная акриловая краска. Темперой хорошо писать на картоне, дереве, штукатурной основе и холсте.
Оттенок краски стоит подбирать прямо на палитре. Подходящие кисточки – из щетины. Для прорисовки мелких элементов следует вооружиться колонковым инструментом. Техники, подходящие для работы с темперой:
- лессировочная;
- пастозная;
- рельефные мазки;
- плотное, ровное нанесение.
Наносить темперу поверх масляной краски можно, однако слои могут плохо сцепиться между собой. В худшем случае верхний слой просто скатается. Избежать этого можно путем промывания основы мыльным раствором перед нанесением темперы.
Темперу на восковой основе разводят растворителями, в результате готовая картина становится матовой. Чтобы добиться глянцевого эффекта, основу разбавляют мастичным лаком или льняным маслом.
Использование темперных красок подходит для многих сфер изобразительного и декоративного искусства. Ими пишут картины и иконы, украшают скульптуры и статуэтки, разукрашивают игрушки и прочие изделия.
Преимущества темперы по сравнению с акрилом и гуашью
Отличительное свойства акрила в том, что после высыхания он напоминает по текстуре резиновую пленку. Это одновременно плюс и минус. А высохшая темпера имеет матовую, бархатистую текстуру.
Ключевой недостаток гуаши заключается в ее сложном нанесении на предыдущий слой. Краска или смешивается, или размазывается. Это может безвозвратно испортить работу. К примеру, если вы захотите немного высветлить маленький участок картины, темный слой не удастся спрятать за светлым. У темперы такого недостатка нет. С ее помощью можно высветлять любые участки, она не смазывает прошлый слой.
Текстура рисунка получается приятной на вид и на ощупь. Краску можно смешивать с любыми другими красящими составами, расширяя палитру цветов. К примеру, в темперу добавляют необходимый оттенок гуаши либо акварели.
Работая с современной темперой, необязательно соблюдать какие-то особые техники. Даже при нанесении третьего или пятого слоя не стоит бояться, что краска смешается и размажется. Все будет выглядеть аккуратно, именно так, как вы задумывали. Поклонникам гуаши и акрила обязательно стоит попробовать темперу!
Выбрать темперную и другие художественные краски
Состав темперы на яичном желтке (в частях по объему) .
Яичный желток 3
Уксусная кислота 2%-ная 2
Карболовая кислота 3%-ная 2
Пигменты по потребности
Способ приготовления. Желток смешивают с раствором уксусной кислоты и разбавляют раствором карболовой кислоты. Приготовленное связующее хранят в герметически закрываемой посуде. Сухие пигменты затирают на связующем до пастообразного состояния и разбавляют до рабочей вязкости этим же составом.
Состав темперы на цельном яйце (в частях по объему) .
Цельное яйцо (желток и белок) 2
Натуральная олифа 1
Уксусная кислота 3%-ная 1
Пигменты по потребности
Способ приготовления. Желток и белок тщательно смешивают, вводят олифу и перемешивают до получения эмульсии, которую разбавляют раствором уксусной кислоты. Хранят в герметически закрываемой посуде. Перед употреблением процеживают через марлю для удаления комочков белка. Пигменты затирают до пастообразного состояния и разбавляют до рабочей вязкости этим же составом.
При приготовлении составов для темперы на яичном связующем из-за кислотной реакции не применяют стальную посуду и инструменты (ножи, шпатели и др.) .
Состав темперы на казеине.
Казеин кислотный сухой 150г
Вода 1л
Нашатырный спирт 25%-ный 15г
Канифольный лак 100 «Лак масляный светлый 800»
Пигменты по потребности
Способ приготовления. Замачивают казеин до разбухания, для ускорения подогревают на водяной бане до 60-70 оС. Сняв с водяной бани, вводят нашатырный спирт и перемешивают до полного растворения казеина. Отдельно смешивают канифольный лак с масляным и вливают малыми порциями в раствор клея, перемешивая состав до получения эмульсии. Пигменты затирают на эмульсии до пастообразного состояния и разбавляют до рабочей вязкости этой же эмульсией. Примесь канифоли нейтрализует избыток щелочи в составе.
Состав казеиново-восковой темперы.
Казеин сухой кислотный 150г
Вода 1л
Нашатырный спирт 25%-ный 15г
Воск пчелиный 20 «Олифа или лак масляный 200»
Пигменты по потребности
Способ приготовления. Казеиновый клей готовят по рецепту. Расплавляют в отдельной посуде воск и в расплав вливают небольшими порциями олифу или лак, тщательно перемешивая. Приготовленный масляно-восковой состав вливают в теплый раствор казеинового клея и перемешивают до получения эмульсии. Эмульсию с пигментами перемешивают так же, как и по рецепту.
При приготовлении составов для темперной росписи применяют следующие сухие пигменты: белила цинковые, охру светлую, темную и жженую, марсовые пигменты всех цветов, стронциановую желтую, сурик железный, мумию естественную, сиену натуральную и жженую, кобальт синий, голубой и зеленый, зелень изумрудную, окись хрома, перекись марганца, кость жженую, английскую красную, редоксоид, кадмий красный, умбру сырую и жженую, пигмент коричневый.
Темперная живопись – одна из техник, известных с самого начала творческой деятельности человека. С течением лет она почти не претерпела изменений и сегодня остается такой же популярной и востребованной.
- Что такое темпера
-
История создания краски
- Виды темперы
- Современная темпера
- Свойства и особенности
- Отличия темперы от акварели, акрила, масла и гуаши
- Процесс рисования
- История живописи темперой
-
10 лучших художников, писавших темперой
Что такое темпера
Темпера – это древнейшая техника, зародившаяся, предположительно, в Античном Египте. Древнеегипетские мастера научились получать качественные краски на основе сухих порошковых пигментов (основа темперы), смешивая их с эмульсиями на натуральной или искусственной основе. Первоначально этот вид живописи применялся для росписи пирамид.
На протяжении тысячелетий темпера была наиболее востребованной техникой в изобразительном искусстве. Художники ценили ее за универсальность. Работы, выполненные в этой художественной технике, отличались глубокой матовой фактурой. Краски не разрушались, сохраняли яркие оттенки.
С появлением техники масляного письма популярность темперы стала постепенно угасать. Но сегодня мы видим постепенный возврат к забытой технике. Качество темперных красок, разработанных на основе полимерных составов, пришлось по душе многим современным мастерам.
Происхождение термина
В основе определения «темпера» лежит латинский термин «temperare», который буквально переводится как «смешивать в определенной пропорции». Мастера древности сами делали краску, используя в качестве красящего пигмента цветные минералы. Их измельчали их в порошок и смешивали в определенных пропорциях с эмульсией на основе яичного желтка.
В некоторых источниках высказывается другое предположение: название техники могло произойти от итальянского слова «tempo» (буквально – «время»), так как связующие эмульсии отличались быстрым высыханием. Художники должны были наносить краску на холст очень оперативно, «в темпе». Технология изготовления темперных красок и работы с ними впервые были описаны итальянским художником Ченнино Ченнини в трактате «Книга об искусстве».
История создания краски
Краска темпера и сегодня представляет собой сухие пигменты, замешанные на эмульсиях (специальных связующих составах), хотя ее рецепт был изобретен более трех тысяч лет назад в Древнем Египте. В то время ей расписывали памятники и саркофаги. Зная прекрасные эмульгирующие характеристики куриных яиц, египетские художники решили использовать их в приготовлении краски.
Сфера применения яичной темперы со временем расширялась. Появился первый опыт ее применения в станочной живописи (Фаюмские портреты – посмертные изображения египтян, созданные примерно в III-IV веках).
Поскольку в то время было мало цветных пигментов, египтяне стали использовать желтки в качестве оттеночного вещества (его добавляли в краску для получения оттенков желтого и коричневого).
Большое значение имело и качество желтков. У яиц деревенских несушек были яркие желтки, и работы темперой сельских художников имели более насыщенные оттенки, чем картины, выполненные в городе.
Следующим материалом для приготовления темперных красок, используемым в качестве эмульсии, стали органические жиры (бараний, куриный и даже крокодилий). У красок на их основе была более густая консистенция, а, значит, они отличались высокой насыщенностью оттенков.
Постепенно темперная живопись стала распространяться по всему миру. Качество красок не могло быть одинаковым. В Египте уже тогда был открыт знаменитый синий пигмент, что позволило получить более разнообразные цвета темперы. В Европе цветные пигменты было достать трудно, там использовали желтую глину. Поэтому знаменитые картины ранних европейских художников написаны в желто-коричневой палитре.
Особо выделяются картины темперой греческих авторов. Они делали свои краски на основе оливкового масла, придавая им особую структуру и блеск. Недостатком оливковых красок был долгий период высыхания.
В России яичная темпера нашла применение, главным образом, в церковной живописи. Благодаря этой технике до наших времен сохранились дивные образцы старинной храмовой росписи и иконографии.
Современные синтетические краски, созданные по новейшим технологиям, отличаются высоким качеством, и сегодня живопись темперой возвращает былую популярность. Составы прекрасно ложатся на холст, в течение долгого времени остаются яркими, отличаются большим разнообразием цветов.
Виды темперы
Все темперные краски создают по единой технологии, а различаются, главным образом, эмульсионными компонентами. Основные виды темперных красок:
- яичная (в качестве эмульсии применяются свежие куриные яйца);
- казеино-масляная (связующими веществами выступают водная эмульсия казеина и растительное масло);
- акриловая (содержат водную взвесь полиакрилатов);
- восково-масляная (готовят на основе эмульсии воска с водой с добавлением растительных масел и поверхностно-активных веществ);
- поливинилацетатные (современные виды красок на основе водной эмульсии клея ПВА).
В древности использовали краски на основе натуральных ингредиентов (наиболее была распространена яичная). Для приготовления эмульсии использовался яичный белок (иногда с добавлением желтка), смешанный с водой в определенной пропорции. У яичного желтка идеальный эмульгирующий состав (яичное масло, лицетин, альбумин), позволяющий делать краски необычайно твердыми и качественными.
Еще в состав краски входили натуральный консервант (белое вино, уксус), красящий пигмент, натуральный ароматизатор.
Остальные виды темперы появились гораздо позже. Сегодня они изготавливаются промышленными методами на основе современных технологий.
Современная темпера
Казеино-масляная темпера отличается универсальным составом, позволяющим применять ее на различных поверхностях (бумага, картон, стекло, штукатурка, дерево). После нанесения краска быстро сохнет, образуя ровный и прочный слой.
Эмульсию готовят из очищенного льняного масла, разведенного в водном растворе казеина (применяется как связующий элемент), ализаринового масла (используется в качестве эмульгатора), фенола (антисептик). Для масляной темперы подойдет только качественный пигмент тонкого помола.
Поливенилацетатная темпера – наиболее современный вид краски, получаемый при смешении синтетических смол, искусственных стабилизаторов и веществ, улучшающих структурность. Этот вид темперы отличается универсальными свойствами, пригоден для различных техник письма.
Краски ПВА обладают высокой прозрачностью, прочны, но очень быстро высыхают. Можно смело работать ими, нанося несколько слоев и не опасаясь расслаивания. Но работать следует очень быстро. Для работы подойдут любые виды поверхностей. Если необходимо избежать матовой текстуры, поверхность покрывают лаком.
Восково-масляная темпера создается на основе пчелиного воска, содержит связующие вещества (казеиново-масляную эмульсию или эмульсию ПВА). В качестве вспомогательных ингредиентов применяют органические смолы и масла. Красящий слой восково-масляной темперы обладает высокой стойкостью и укрывистостью.
Материал хорошо ложится на загрунтованные поверхности. Высыхает довольно долго, и, после высыхания немного темнеет. Благодаря восковой основе, окрашенные поверхности приобретают красивый глянцевый налет.
Акриловая темпера готовится на основе акриловой смолы. Отличается устойчивостью к внешним раздражителям, в зависимости от компонентов бывает матовой или глянцевой.
Современные виды темперы по качеству не уступают тем, что применялись в древние времена. Наносимые на поверхности слои ложатся ровно, обладают матовым оттенком. У краски множество сфер применения (включая станочную живопись, настенные росписи). Она невосприимчива к солнечным лучам, влаге, изменениям температурного режима.
Современной темперой можно рисовать, используя любые приемы – тонкую, воздушную лессировку, пастозную живопись или оба метода вместе. Один из недостатков — быстрое высыхание после нанесения.
Свойства и особенности
Художники, работающие в технике темперы, отмечают основные особенности применения темперных красок:
- Окрашенные поверхности становятся темнее после высыхания краски.
- Отсутствие текстурности красок дает возможность тщательно прорисовывать тончайшие детали.
- После полного высыхания слой темперы становится устойчив к воздействию окружающей среды. Это позволяет использовать краску на открытых поверхностях.
- Краска хорошо пропитывает пористые поверхности (например, древесину), поэтому удалить ее довольно сложно.
- Для того чтобы защитить готовую работу от повреждений и влаги, наносят покрывной лак (даммарный или акрил-фисташковый).
- При покупке темперных красок очень важно обращать внимание на срок годности. Несвежая краска существенно снижает свои качества.
- Наиболее выигрышный способ нанесения темперных красок – лессировочная техника, дающая возможность прорисовывать мелкие детали.
Отличия темперы от акварели, акрила, масла и гуаши
Темпера считается довольно сложным материалом по сравнению с другими видами красок. При работе необходимо учитывать существующие отличия:
- С течением времени темперные краски не усыхают, а сохраняют объем. У масляных процесс деформации красочного слоя продолжается довольно длительное время.
- В связи с высокими растворяющими способностями с темперой нельзя работать «по-мокрому». Чтобы не произошло смешивания слоев, нужно дождаться высыхания нижнего слоя краски.
- Темперные краски (при работе в пастозной технике) ложатся плотным слоем, полностью скрывая нижний фон.
- Краски на белковой основе обладают хорошей эластичностью. Они не смываются, не покрываются трещинами с течением времени.
- Темперная техника обеспечивает высокую четкость линий и плавный переход от более ярких тонов к менее насыщенным.
Процесс рисования
Технику рисования темперой иногда сравнивают с техникой работы маслом или акварелью. Отличия заключаются в особом составе темперных красок.
Готовясь к творческому процессу, предварительно обрабатывают рабочую поверхность (подходят холст, картон, дерево). Ее полотно покрывают грунтовкой на основе клея или эмульсии. Помня о быстром высыхании, цвета подбирают и смешивают на палитре.
В качестве инструмента берут кисти из щетины, а для прорисовки мелких элементов – тонкие колонковые кисточки.
Современные темперные краски обладают большими возможностями и не требуют разработки специальных техник. Прорабатывая темные или ярко окрашенные элементы, используют пастозную технику или технику подмалевок. Полученную картину можно будет сравнить с работой, написанной маслом, но краски получатся более интенсивными и насыщенными.
Светлые и прозрачные элементы прорисовывают, используя технику лессировки. При этом желательно, чтобы рабочая поверхность, на которую наносится красящий слой, была тоже светлой.
По окончании работы картину покрывают лаком, чтобы придать ей умеренный блеск и защитить от влаги. Нужно следить, чтобы слой лака не был слишком толстым. Это может исказить оттенки (сделать их более темными). К тому же станут рельефнее неровности.
Чтобы избежать преждевременного высыхания краски, при работе используют несколько способов:
- Рисунки темперой выполняют в быстром, стремительном темпе.
- Процесс работы разбивают на несколько этапов.
Некоторые художники, стремясь отдалить момент высыхания, добавляют в краску немного глицерина, меда или сахара.
История живописи темперой
Темперная живопись зародилась в Древнем Египте, более 3 тысяч лет назад. Египетские мастера применяли ее при росписи саркофагов. Многие живописцы стремились узнать технику приготовления стойких темперных красок. Постепенно метод стал распространяться, приобретать популярность.
Феофан Грек
Многочисленные находки археологов говорят об использовании темперы в странах Ближнего Востока, Индии, Древней Греции. Здесь техника темпера использовалась преимущественно во фресковой живописи.
Феофан Грек
В древнем Риме темперу впервые применили в монументальной живописи. Об этом свидетельствуют многочисленные раскрашенные статуи, стены древнего Колизея, испещренные картинами гладиаторских боев. А среди самых известных примеров использования темперной живописи в римском искусстве называют портрет императора Септимуса Северуса с семьей на деревянной панели.
Большой след оставила темпера и в искусстве Византии, придя на смену энкаустику. С крещением Руси эту традицию переняли и русские иконописцы. В XV веке темпера стала очень популярна в России. Применялась она, главным образом, в иконописи и народном творчестве (искусство Палеха).
Дионисий
Среди известных иконописцев, работающих в технике темперы, были Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев. Почти все иконы, составляющие основу духовного наследия, написаны темперными красками. Художников привлекала доступность красок, простота приготовления и отличное качество. Они очень ценили то, что краски, с течением времени, оставались яркими и не тускнели.
Андрей Рублёв
С этого времени темпера прочно заняла лидирующее место в Росси вплоть до XVII века. И только в XX веке, благодаря появлению современных качественных материалов популярность техники опять существенно возросла.
10 лучших художников, писавших темперой
Темперу использовали большинство русских иконописцев. Они оставили богатое духовное наследие в качестве икон и храмовых росписей, которые писали по дереву.
Начиная работу, художники покрывали доски гипсовой основой – левкасом. Сначала они прописывали крупные объекты, тщательно прорабатывая контуры. В заключение писали лица, блики, мелкие штрихи. Давали работе хорошо просохнуть и покрывали поверхность олифой.
Технику живописи темперой активно использовали многие художники эпохи раннего Возрождения, вплоть до изобретения масляных красок. В их арсенале портреты темперой, натюрморты, миниатюрная живопись, графика.
Известен также целый ряд мастеров современного искусства, отдававших силы для возрождения темперной техники.
Вот несколько наиболее известных художников, работавших в этой технике.
Андрей Рублев (1360-1428)
Основатель московской школы иконописи. Канонизирован Русской православной церковью и принял монашеский постриг в Андрониковой монастыре. В 1405 году расписывал стены Успенского собора в Кремле.
Андрей Рублев
Наиболее известные работы: фреска «Страшный суд», иконы иконостаса Троицко-Сергиева монастыря. Ему принадлежит самая удивительная работа составляющая часть духовного наследия России – «Святая Троица».
Феофан Грек (1340-1410)
Феофан Грек
Константинопольский художник, основавший Новгородскую школу живописи. Родился в Византии. Живя в Великом Новгороде, расписал множество храмов. Самое известная работа Новгородского периода творчества – изображение Спаса Вседержителя в куполе церкви Спаса Преображения на Ильиной Улице.
Дионисий (1440-1503)
Лучший иконописец Москвы и мастер фресок, работавший в XV-XVI веках. Вместе со старцем Митрофаном делал росписи Рожденственного собора в Пафнутьево-Боровском монастыре, работал в Иосифо-Волоколамской обители, участвовал в восстановлении иконы Богоматери «Одигитрия». У него заказывали иконы самые знатные люди того времени.
Рафаэль Санти (1484-1520)
Рафаэль Санти
Итальянский художник, мастер графики, работавший в эпоху Возрождения. Представитель умбрийской живописной техники. Одна из самых прославленных работ мастера – «Святое семейство с агнцем (Мадонна Фальконьери)». Живя во Флоренции, он создал около 20 картин, на которых изображена Мадонна с младенцем. Несмотря на стандартные сюжеты, каждая из них не лишена индивидуальности.
Джон Сингер Сарджент (1856 –1925)
Этот живописец большую часть жизни прожил в Лондоне и Париже. Родители с детства разглядели в нем будущего художника и поддержали это увлечение. Основное художественное образование мастер получил в Париже.
Известный портретист того времени, но в конце жизни больше времени с мольбертом стал проводить на природе, изображая пейзажи. Известные работы: Сбор оливок, Рыбацкие лодки.
Жан Эдуар Вюйар (1868-1940)
Французский постимпрессионист, мастер небольшого портрета и больших, живописных панно. Любил изображать людей (преимущественно, своих знакомых) в интерьерах, делая детали как бы частью портретов. А вот выражения лиц на его картинах нечетки, погружены в тень. Известные работы «Мадам Жоан Блок с детьми. Первая версия», «Солнечный интерьер», «Портрет Терезы Дорни».
Марк Захарович Шагал (1887-1985)
Еврейский художник, родившийся и творивший в Беларуси, а затем в Америке и Франции. Создатель собственного стиля. Многие из картин посвящены родному и бесконечно любимому Витебску. Визитной карточкой являются парящие Люди и животные. Известные картины: Эдемский сад, Драма.
Наиболее популярными по составу темперами нашего времени являются яичная, казеиновая и гумми-арабиковая.
Яичная темпера
Связующим веществом яичной темперы служит искусственная эмульсия, в состав которой входят яйцо, масло и масляный или скипидарный лак.
Имеется немало рецептов этого рода темперы, и возможность составления новых рецептов, можно сказать, безгранична; достаточно лишь при составлении их соблюдать известную закономерность в пропорции веществ, входящих в состав темперы.
Желток яйца и цельное яйцо способны эмульгировать равный себе объем масла и значительно меньшее количество лака. Таковая пропорция для масла и лака по отношению к яйцу является для эмульсии максимальной.
На практике поэтому рекомендуется брать их в несколько меньшем количестве, так как при избытке масла и тем более лака как вещества, более чуждого яйцу, эмульсия способна легче распадаться. Кроме того, слишком «жирная» темпера приближается по своим свойствам к масляной живописи и потому начинает приобретать и недостатки последней — способность желтеть и темнеть, не имея в то же время преимуществ масляной живописи — долгой подвижности ее красок.
Ниже приводится несколько рецептов яичной темперы с искусственной эмульсией, составленных выдающимися знатоками техники живописи и потому имеющих известное обоснование.
Темпера П. Кеммерера
Яичного желтка 1 вес. часть
Маслян. лака (лучших качеств) …. 1/4 » части
Льняного масла 1/8 » »
Макового масла 1/8 » »
Масла смешиваются с лаком и затем примешиваются к желтку. Для консервирования этой эмульсии берется 11/2 весовых части 1 % -ного раствора карбола. Эмульсия эта может сохраняться, не портясь, до двух недель; по истечении этого времени ее нужно считать непригодной для употребления.
Автор приведенного рецепта рекомендует своеобразный метод живописи, применяемый им самим. Он состоит в том, что краски, растертые предварительно с водой, в виде густой мази, наносятся на палитру и тут же в самом процессе живописи смешиваются кистью с эмульсией.
В том случае, если при высыхании красок некоторые из мест живописи окажутся недостаточно закрепленными, их закрепляют перед вторичным прописыванием, пропитывая чистой или разведенной водою эмульсией; это делается с помощью кисти.
Темпера М. Дёрнера
Эмульсия для этой темперы составляется таким образом:
Яйцо (желток и белок) 1 объем
Масла сырого или вареного 2/з объема
Скипидарного лака 1/з »
Лак смешивается предварительно с маслом и в таком виде уже поступает в яйцо, которое тщательно перед тем размешивается так, чтобы желток и белок представляли однородную массу, которая, кроме того, процеживается. При введении в эмульсию сырого масла темпера долго остается растворимой в воде; с вареным же маслом в один день она делается нерастворимой. Для консервирования эмульсии берется 20%-ный раствор тимола, небольшое количество камфары, гвоздичного масла и пр.
Краски, тертые на этой эмульсии, должны быть по густоте одинаковыми с обыкновенными масляными красками и в работе разводятся чистой водой. Руководствуясь приведенным рецептом темперы как известного рода нормой, можно составить многочисленные ее варианты.
Яичная темпера менее жирная
Яйцо (желток и белок) . . 1 (около 40 куб. см)
Вареного масла ….. 1/2 вместим. яичной скорл.
Винного или столов. уксуса 1/2 »
Составляя эмульсию, белок и желток яйца хорошо перемешивают и затем вводят сюда при постоянном помешивании по каплям масло. Когда последнее хорошо соединилось с яйцом, в эмульсию таким же образом приливают уксус.
Консервирующим веществом для эмульсии в данном случае служит уксус, который не должен быть крепким, так как в противном случае он свертывает яйцо и действует на краски, страдающие от кислот.
Стертые на этой эмульсии краски могут сохраняться продолжительное время, если заключены в оловянные тюбики; они имеют способность хорошо приставать к грунтам * и во время работы разводятся чистой водой.
При желании избегнуть разбавления эмульсии уксусом можно вместо него вводить в эмульсию чистую воду с добавкой денатурата, но в этом случае необходимо ввести в яйцо небольшое количество двууглекислой (питьевой) соды, чтобы предупредить его свертывание от спирта.
* Темперой этого состава автором и его учениками исполнено большое число работ в станковой и монументальной живописи. По прошествии 23 лет произведения, исполненные ими, не потерпели никаких изменений.
Приведенный выше рецепт может быть изменен в таком роде:
Яйцо (желток и белок) 1 объем
Вареного масла 1/2 объема
Для консервирования эмульсии в нее прибавляют 2% салициловой кислоты.
В таком виде эмульсия дает более жирную темперу.
Темпера Иенике. 8 чайных ложек траганта растворяются в 1 литре винного уксуса и туда прибавляется 20 капель олифы или венецианского терпентина. Затем 1 цельное яйцо смешивается с несколькими каплями вареного масла и к нему прибавляется 125 куб. см первого раствора.
Казеиновая темпера
Растворы казеина, получаемые тем или иным путем, образуют с маслом и смолами эмульсии, которые не только не уступают по своим качествам описанным выше яичным эмульсиям, но во многих отношениях превосходят их.
Растворы казеина для составления эмульсии получаются из сухого порошка казеина с помощью буры, соды, углекислого аммония, фосфорнокислого натра, едкого натра, едкого кали и, наконец, едкой извести. Казеин в виде творога также дает растворы, но дозировка его затруднительна.
Наиболее отвечающими делу растворителями казеина являются: бура, сода, углекислый аммоний и фосфорнокислый натр. К едкому кали и едкому натру, рекомендуемым Фрид-лейном, следует отнестись отрицательно.
Подобно яйцу раствор казеина, имеющий одинаковую с яйцом консистенцию, эмульгирует равное себе по объему количество масла и меньшее количество лака.
Таковое взаимоотношение этих составных частей эмульсии является известной нормой, из которой не следует выходить при составлении рецептов казеиновой темперы.
Темпера М. Дёрнера
Для составления казеинового раствора берется:
Казеина (в порошке) 50 г
Воды 250 куб. см
Буры 20 г
Бура может быть заменена содою или углекислым аммонием, которых берут в этом случае по 5 г.
На 1 объем составленного таким образом казеинового раствора берется 2/з объема масла и 1/3 объема мастичного или даммарового скипидарного лака, или же объем, не превышающий объема раствора казеина, тех же веществ, иначе скомбинированных.
Порядок составления эмульсии обычный. Казеин смешивается с таким количеством воды, чтобы он хорошо разбух, и после того приливается к нему 250 куб. см воды. Темпера эта не требует никаких добавочных консервирующих веществ, так как бура, сода и пр. являются уже таковыми.
Многие живописцы отдают предпочтение казеиновой темпере перед яичной, что безусловно имеет свое основание. Казеиновая темпера вследствие отсутствия в ее эмульсии невысыхающего яичного масла твердеет очень быстро, становясь нерастворимой водой. Крепость слоев ее живописи превышает таковую же яичной. При правильно составленной эмульсии краски казеиновой темперы совершенно не способны давать трещин, даже при нанесении их очень пастозно. Темпера эта прочно пристает к материалу, на который наносится, даже к масляным краскам. Ею можно покрывать дерево, холст, металл, камень и стекло.
В стенной и станковой живописи казеиновая темпера требует крепкого грунта, в противном случае может оторвать его от материала, на котором он лежит.
Гумми-арабиковая темпера
Кроме яйца и казеина, которые представляют лучший материал для составления темперы, пользуются для этой цели и растительным клеем, главным образом гумми-арабиком, декстрином и вишневым, а также клеем и других плодовых деревьев.
Темпера эта по качествам своим значительно уступает яичной и казеиновой, но вследствие присущей ей легкости тона нравится некоторым художникам. Она имеет слабую способность прилипания, так что не пристает к масляному грунту и скатывается с него. В гумми-арабиковой темпере краски лишены пасты, подобной пасте яичной и казеиновой темперы, и потому для пастозной живописи они не пригодны, так как, кроме того, легко растрескиваются. Гумми-арабиковая темпера зато портится не так скоро, как яичная, почему и имеет популярность в фабричном производстве красок.
Гумми-арабиковый раствор и вообще раствор растительного клея имеет слабую эмульгирующую силу и потому при составлении эмульсии на 1 объем гумми-арабикового раствора берется не более 1/2 — 1/3 объема масла. В эмульсию эту полезно ввести небольшое количество (1/12—1/15 часть объема) глицерина.
Темпера А. Бёклина
Вишневого клея в растворе 6/9 части
Копайского бальзама 1/9 *
Скипидара 1/9 »
Керосина 1/9 »
Копайский бальзам и эфирные масла соединяются вместе и затем по капле вводятся в клеевой раствор.
Для полноты описания различных видов темперы необходимо остановиться еще на одном весьма своеобразном виде.
Краски всех уже описанных вариантов темперы, правильно составленные, дают живопись с матовой поверхностью, и при высыхании их получается более или менее значительное изменение их тона, что несомненно затрудняет живописную работу, а также и раскрытие лаком законченной живописи, которая может измениться при этом так, как не рассчитывал художник. Во избежание указанных выше неудобств явилась мысль составлять темперу таким образом, чтобы краски высыхали с блестящей поверхностью.
Получать подобную темперу с казеином или яйцом не представляется возможным, так как, вводя избыток названных связующих веществ в темперу до получения блеска, можно достичь только отрицательных результатов в отношении прочности темперы. Вот почему в данном случае нужно использовать другие виды связующих веществ, например животный и растительный клеи.
Один из рецептов таковых:
Декстрина 45 г
Воды 45 »
Глицерина технического 6,5»
Мыла с малым количеством воды 0,2 »
Олифы (или 1/3 объема раствора декстрина) . 21 »
Среди составных частей этого рецепта мы видим глицерин и мыло — материалы, в данном случае необходимые; для получения же эмульсий с яйцом и казеином они совершенно излишни. Нет сомнения, что темпера подобного состава уступает в прочности яичной и казеиновой темперам, крытым лаком, и равняется в этом отношении клеевой и гумми-арабиковой темперам.