Методические рекомендации по составлению тестов учебных достижений
Тесты
достижений
– тесты объективного контроля успешности
после прохождения человеком обучения;
тесты, направленные на оценку достигнутого
уровня развития знаний, умений, навыков.
Структура
теста :
-
Инструкция
– совокупность понятных и кратких
указаний на то, что именно должен сделать
испытуемый и каким образом ему следует
зафиксировать результат своих действий. -
Текст
задания (вопроса) – должен содержать
одну законченную мысль или однозначно
понимаемое утверждение; в нем не должно
быть лишних слов, непреднамеренных
подсказок; желательно избегать в вопросе
выражений отрицания. -
Варианты
ответов (кроме тех случаев, когда ответ
надо сформулировать самостоятельно). -
Правильный
ответ. Эталонный ответ формулируется
предельно однозначно для того, чтобы
исключить возможности проявлений
субъективизма лица, оценивающего
результаты тестирования. При этом
указываются все синонимичные варианты
правильного ответа.
Основные
направления в разработке тестов учебных
достижений:
-
Анализ
диагностируемой области – структурирование
содержания учебного предмета или его
раздела (темы), обеспечение тематической
репрезентативности, проведение
спецификации теста -
Выбор
формы тестовых заданий и соблюдение
правил подбора заданий с закрытой
формой ответов
Спецификация теста
В
тесте достижений должны быть представлены
в полном объеме и в правильной пропорции
те ключевые показатели (знания, умения),
для диагностики которых он предназначен.
Тематическая
репрезентативность
теста
– мера представленности в наборе
тестовых заданий той предметной области,
на которую направлен тест (в случае
педагогического теста – области знания).
Работа по созданию
теста начинается с анализа диагностируемой
области (например, анализа какого-либо
раздела курса «Психологическая
диагностика»). Необходимо выделить в
курсе (разделе, теме курса) основные
понятия, факты, концепции и т.д. и подобрать
задания теста так, чтобы в них были
равномерно представлены эти понятия,
факты и т.д. Необходимо:
-
избегать случаев,
когда большинство заданий теста являются
фактологическими вопросами по модели
«Что – кто – где – когда?», -
использовать
другие модели вопросов, например:
-
функциональные
(целевые и причинные) вопросы по модели
«Для чего – зачем – почему?» -
структурные –
«Из чего – из каких частей состоит?» -
концептуальные
– «Определи понятие» -
концептуально-ассоциативные
– «Заполни пропуск – продолжи ряд» -
концептуально-аналитические
– «Проведи аналогию» -
концептуально-семантические
– «Найди лишнее /найди эквивалентные,
подобные».
При
разработке теста составляется так
называемая матрица-спецификация,
в которой записывается какого типа и
сколько заданий (вопросов) должно быть
в тесте. Матрицу-спецификацию может
создать только эксперт в соответствующей
области (только квалифицированный
педагог-предметник может определить,
сколько и каких именно заданий нужно
включать в тест достижений по данному
предмету или его разделу, теме). Пример
построения матрицы-спецификации:
Понятия |
Факты |
Принципы |
Структуры |
Условия |
|
Тема 1 |
|||||
Тема 2 |
|||||
Тема 3 |
|||||
Тема 4 |
На
пересечении строк и столбцов проставляются
номера составленных заданий (вопросов)
теста., что позволяет увидеть, какие
темы (или отдельные вопросы темы) освещены
менее других, какие типы заданий нужно
добавить для определенных тем – т.е.,
насколько набор заданий теста презентует
тестируемую область.
Типология
тестовых заданий по форме:
-
Задания
со свободной формой ответов
(предусматривают самостоятельное
составление испытуемыми своих ответов):
-
краткие
ответы на вопросы, например, «Как
называется диагностический метод, при
использовании которого испытуемому
предлагается неопределенный стимульный
материал?»; -
дополнения
текстов, рядов чисел, например, «Переменная
определяется как …, значение которой
не остается постоянной от опыта к
опыту»; -
микросочинения,
рассуждения на заданную тему, например,
«Подготовьте ответ на вопрос: «Каковы
причины появления «знаменитого»
постановления ЦК ВКП (б) «О педологических
извращениях в системе Наркомпроса»
(1936 г.)?».
-
Задания
с закрытой формой ответов
(предполагают выбор испытуемыми
правильных ответов из представленного
множества):
-
альтернативные
ответы, содержащие только 2 варианта,
например, «Методика
ТАТ относится к: а) опросникам, б)
проективным методикам»; -
задания
с выбором ответа (из 4-5 возможных),
например, «Средством
проверки гипотезы является: а) эксперимент,
б) обобщение, в) протоколирование, г)
контент-анализ»;
-
Определение
взаимосвязи, соответствия
(задания содержат 2 списка, неравных по
объему, между которыми надо установить
связь или соответствие), например,
«Установите соответствия:
Ученый |
Нововведение |
1. А. Бине |
А. Понятие |
Б. Понятие |
|
2. Г. Россолимо |
В. |
Г. Групповое |
|
3. А.Отис |
Д. «Психологический |
Е. Факторный |
1
__________ , 2 ___________ , 3 _______________
».
-
Установление
правильной последовательности
(последовательности исторических
событий, становления и развития
каких-либо объектов, процессов, действий
и т.д.), например, «Установите
правильную последовательность, в ходе
которой слева, в квадратах, ставятся
цифры, указывающие на порядок
действий: История развития
психодиагностики:
ٱ Формирование
основных психодиагностических подходов
ٱ Разработка
теста Бине-Симона
ٱ Введение
понятия «IQ».
ٱ Разработка
групповых тестов
ٱ Проведение
тестирования Ф.Гальтоном
ٱ Разработка
факторного анализа
ٱ Введение
понятия «интеллектуальный тест».
Требования,
предъявляемые к заданиям, содержащим
варианты ответов:
-
неправильные
ответы должны быть внешне похожи на
правильные; -
все варианты
необходимо грамматически согласовать
с вопросом; -
выбор
ответа не должен зависеть от содержания
предшествовавших вопросов и ответов; -
местоположение
правильного ответа определяется в
случайном порядке; -
неверные
ответы не должны содержать очевидных
несообразностей и явных неточностей; -
лучше использовать
длинный вопрос и короткие ответы, чем
наоборот;
Литература:
Основная: 1, 2, 5, 6.
Дополнительная:
7, 11, 13, 25.
ВОПРОСЫ
ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Предметом
психологической диагностики является:
а) ранжирование и
классификация людей по психологическим
признакам
б) профориентация
в)
индивидуально-психологические различия
между людьми
г) социальная
психология.
2. Исследователь,
предложивший термин «интеллектуальный
тест»:
а) Дж.Кеттелл б)
Ф.Гальтон
в) В.Вундт г)
Д.Векслер.
3. Установите
соответствия:
ТИП методов МЕТОД
1.формализованные А.опросники
2.малоформализованные Б.наблюдение
В.беседа
Г.интервью
Д.тесты
Е.анализ
продуктов деятельности
Ж.психофизиологические
методики
Ответы: 1 ______, 2
______.
4. Контент–анализ
– это:
а) тест в) изучение
документальных источников
б) опрос г)
проективная методика.
5. Интервью – это:
а) целенаправленная
беседа в) опросник – анкета
б) разговор между
двумя людьми г) спонтанное вербальное
общение.
6. Коэффициент
интеллектуальности был предложен:
а) Л.М.Терменом б)
Дж.М.Кеттеллом в) В.Штерном г) Т.Симоном.
7. Графическое
изображение результатов тестирования
было предложено:
а) Ф.Гальтоном в)
А.Бине д) Г.Россолимо
б) М.Шуберт г)
З.Фрейдом е) Л.Выготским.
8. Показателем
интеллекта в шкалах Бине был:
а) умственный
возраст б) хронологический возраст
в) коэффициент
интеллектуальности.
-
.
. . позволяет
поставить испытуемых в одинаковые
условия:
а) репрезентативность б)
валидность в) стандартизация.
10. Ретест – это:
а) повторное
проведение теста с разными выборками
б) повторное
проведение теста на одной выборке
в) повторное
обследование одной и той же выборки
другим экспериментатором
г)
надежность теста, определяемая надежностью
пунктов, из которых он состоит.
11. Установите
соответствия:
Свойство методики |
Суть |
А. Стандартизация Б. Надежность В. Валидность |
1. точность
2. обоснованность
3. прогнозирование |
А____, Б_____, В_____.
12. Развитие
тестирования, а именно – стандартизации
тестов, привело к возникновению такой
специальности как:
а) психолог в)
психометрист
б) психоаналитик г)
психолингвист.
13. Свойство
выборочной совокупности представлять
характеристики генеральной совокупности
называется ………….. .
14. Группа испытуемых,
на которой собираются диагностические
нормы и проводится стандартизация
диагностической шкалы, называется:
а) выборка в)
возрастная норма
б) возрастная
группа г) генеральная совокупность.
15. Функцию,
описывающую нормальное распределение
значений, предложил: а) Г.Роршах в)
К.Гаусс
б) Ч.Спирмен г)
Дж.Гилфорд.
16. Источниками
ошибок психологического измерения
являются все ниже перечисленные, кроме
одного:
а) нестабильность
диагностируемого свойства
б) несовершенство
диагностической методики
в) элементы
субъективности в оценке результатов
г) использование
перевода методики.
17. Установите
соответствия:
Вид валидности |
Содержание |
А.
Б.
В. |
|
А______, Б_______, В_____.
18. Метод «известных
групп» может использоваться для проверки
валидности: а) конструктной б) текущей в)
прогностической.
19. Тест, построенный
на основе анализа учебных программ и
учебников 6 – 8 классов средней школы,
– ….. .
20. Какая из
перечисленных ниже методик не является
тестом «общего интеллекта»:
а) Станфорд-Бине б)
Д.Векслера в) Дж.Равена.
21. Выраженность
гуманитарных, математических и технических
способностей возможно изучать с помощью
теста:
а) Д.Векслера в)
Р.Амтхауэра
в) Дж.Равена г)
Л.Терстоуна.
22. Установите
соответствия:
Тест |
Диагностирует |
А. Озерецкого |
1. сенсорные |
Б. Амтхауэра |
2. моторные |
В. Торренса |
3. творческие |
Г. Беннета |
4. технические |
Д. Конторский |
5. профессионализированные |
6. общие |
А_____, Б______, В______,
Г______, Д______.
23. Субтест, изучающий
способность устанавливать закономерности
при продолжении числовых рядов, включен
в тест:
а) Д.Векслера б)
Р.Амтхауэра в) Дж.Равена.
24. Путем сопоставления
с достижениями в музыке, рисовании, с
результатами обучения по отдельным
предметам и т.п. проверяется валидность
тестов способностей:
а)
профессионализированных в) общих
б) технических г)
моторных д) сенсорных.
25. Установите
соответствия:
Опросник |
Модель, лежащая |
А. MMPI |
1. Модель акцентуаций |
Б. ПДО |
2. Теория клинических |
В. 16 – РF |
3. Теория личностных |
А_____, Б_____, В______.
26. Методика,
предназначенная для оперативной оценки
настроения, самочувствия, активности:
а) САМ в) САТ
б) САН г) ТАТ.
27. Предназначены
для диагностики типа акцентуаций
личности все ниже перечисленные
опросники, за исключением одного:
а) Шмишека в)
Леонгарда
б) Айзенка г) ПДО.
28. Афоризмы являются
стимульным материалом методики:
а) «Завершение
предложений»
б) ТАТ в) КРС г)
ТЮФ.
29. Шкала опросников
личности, по которой определяется
наличие у испытуемого тенденции
представить себя в лучшем свете,
называется ….. .
30. Автор метода
цветовых предпочтений:
а) Г.Роршах б)
Э.Вагнер в) М.Люшер.
31. Диагностическое
суждение выносится на основе анализа
рисунка в методиках:
а) импрессивных в)
экспрессивных
б) аддитивных г)
катартических.
32. Исследования,
проводимые в виде разыгрывания различных
ситуаций, относятся к методам:
а) интерпретативным в)
экспрессивным
б) конструктивным г)
катартическим.
33. Установите
соответствия:
Тесты |
Оптимальный |
А. способностей |
1. содержательная |
Б. достижений |
2. конструктная |
А________, Б________.
34. Преимущество
письменных тестов достижений в
возможности:
а) получать более
объективные ответы
б) проверить
одновременно группу испытуемых
в) работать
индивидуально с каждым испытуемым.
35. Условием
разработки предметных тестов достижений
является опора на :
а) стандартные
программы обучения
б) стандартные
нормы оценивания
в) статистическую
норму.
36. Заполните
пропуски в «Правиле определения
оптимальной трудности тестов учебных
достижений»: «Без ограничений времени
отличник должен уметь ответить на …..
% тестовых заданий; при ограничении
времени отличник со средним умственным
темпом должен ответить на ….. % тестовых
заданий».
37. Варианты ответов
в заданиях закрытого типа, не являющиеся
правильными решениями, но внешне близкие
к правильному решению, называются …..
.
38. Методика Дж.Морено
относиться к группе методик диагностики:
а) отношений на
основе субъективных предпочтений
б) компетентности
в общении
в) субъективного
отражения межличностных отношений.
39. Социометрическое
исследование выявляет:
а) структуру
отношений в семье
б) статусную
структуру группы
в) индивидуальные
статусные категории
г) индивидуальные
личностные свойства, влияющие на
межличностные отношения.
40. Социограмма –
это:
а) социометрическая
таблица выборов респондентов
б) опросный бланк
с инструкцией
в) карта групповой
дифференциации
г) опросный лист
с социометрическими критериями
д) графическое
изображение связей между участниками.
41. Методика Р.Жиля
изучает все ниже перечисленные особенности
личности ребенка за исключением одной:
а) отгороженность в)
самостоятельность
б) конфликтность г)
любознательность.
-
Высоко коррелируют
с влиянием субкультуры тесты
а) вербальные б)
невербальные
43. Автор методики,
применяемой для изучения и развития
зрительного восприятия, зрительно-двигательной
координации:
а) А. Бине б) Г.
Россолимо в) Э. Сеген
-
Для диагностики
моторного развития детей применяется
тест:
а) Е. Торренса б)
Н. Озерецкого в) Р. Амтхауэра
45. Сила, подвижность
нервных процессов диагностируются с
помощью:
а)
критериально-ориентированных тестов
б) интерпретационных
методик
в)психофизиологических
методик
46. Социальная
желательность сильнее в ситуации
а) экспертизы б)
клиента
47. Шкала опросников
личности, по которой определяется
наличие у испытуемого тенденции
представить себя в лучшем свете,
называется шкалой…
48. Испытуемому
предлагается неопределенный стимульный
материал при диагностике с помощью
метода а) опросников б) тестов в)
проективного
49. Социальная
желательность является одним из
источников снижения достоверности:
а) опросников б)
тестов в) проективных методик
50. Тип
IQ, вычисляемый на основе определения
степени отклонения оценки испытуемого
от соответствующей статистической
нормы, называется:
а) соотносительным в)
девиантным
б) шкалированным г)
делинквентным.
Конструирование тестов достижений.
Любой практический психолог должен уметь сконструировать тест достижений.
Тест достижений – это группа психодиагностических методик, направленных на оценку достигаемого уровня развития навыков и знаний.
2 группы тестов достижений:
- Тесты успешности обучения (используются в системе образования)
- Тесты профессиональных достижений (тесты диагностики специальных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения профессионально-трудовых действий).
Тест достижения противоположен тесту способностей. Различия: между этими тестами существует различие в степени единообразия предшествующего опыта, который и диагностируется. Если тест способностей отражает влияние совокупного разнообразного опыта, получаемого учащимися, то тест достижений отражает влияние относительно стандартного курса обучения чему-то.
Цель применения тестов способностей и тестов достижений:
- тесты способностей – для предсказания различия успешности выполнения деятельности
- тесты достижений – делают конечную оценку знаний и навыков по завершении обучения.
Ни тесты способностей, ни тесты достижений не диагностируют способности, навыки, одаренность, а только успешность предшествующего достижения. Идет оценка того, чему человек научился.
Классификация тестов достижений.
Широкоориентированные – для оценки знаний и навыков, соответствие основным целям обучения (рассчитанным на продолжительное время). Например: тесты достижений на понимание научных принципов.
Узкоспециализированные – усвоение отдельных принципов, отдельных или учебных предметов. Например: усвоение темы в математике – раздел простые числа – как усвоен этот раздел.
Цели использования тестов достижений.
Вместо учительской оценки. Ряд преимуществ по сравнению с учительской оценкой: объективность – можно выяснить насколько усвоены главные темы, выявление основного. Можно построить профиль усвоения каждой темы.
Тесты достижений очень компактны. Тесты достижений – групповые – поэтому удобны. Можно оценить сам процесс обучения и усовершенствовать его.
Как конструировать тесты достижений?
- Тест достижений состоит из заданий, которые отражают определенную область содержания курса обучения. Сначала нужно спланировать тему содержания, выявить важные темы в курсе обучения. В конструировании теста достижений должен участвовать учитель, который преподавал темы. Психодиагност должен знать основные темы.
- Исключить из задания второстепенные знания, малосущественные детали. Желательно, чтобы выполнение заданий в малой степени зависело от механической памяти ученика, а зависело от понимания, критической оценки ученика.
- Задания должны быть репрезентативны целям обучения. Есть цели обучения, успешность усвоения материала, по которым сложно оценить (например, усвоение темы о правах), тогда нужно составлять задания так, чтобы отразить усвоенность материала.
- Тест достижений должен полностью охватить ту область учебного предмета, который должен быть изучен. Задания должны быть широко репрезентативны этой изучаемой области.
- Тестовые задания должны быть свободны от посторонних затрудняющих элементов, не должно быть затрудняющих элементов, не должно быть дополнительных трудностей.
- Каждое задание сопровождается вариантами ответов.
- Задание должно быть четко, кратко, недвусмысленно сформулировано. Чтобы ни одно задание не было подсказкой на другое задание теста (проверить после составления).
Ответы должны быть построены так, чтобы исключить возможность напоминания ответов (то есть не давать не относящихся к теме варианты ответов или очень легкие, чтобы испытуемый не смог догадаться, отбросив варианты ответов, как заведомо неприемлемые).
8. Задается критерий выполнения. Психолог разрабатывает большое число заданий, не все они войдут в тест. Для начала все задания проходят проверку. Войдут в тест те задания, которые решаются стопроцентным большинством людей, которые хорошо владеют материалом. Вторая проверка на тех, кто не владеет материалом – они должны выполнить меньше половины. Задания составляются по максимальному критерию. 90-100% – высокий уровень обученности. Тест достижений не оценивается по сопоставлению со статической нормой, а с классом. Сопоставляется индивидуальный результат.
Тесты профессиональных достижений.
Тесты профессиональных достижений используются для оценки эффективности обучения профессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболее ответственные должности – профотбор. Используется для оценки уровня квалификации работников, при переходе на другую должность. Цель – оценить уровень обученности профессиональным знаниям, навыкам.
3 формы тестов профессиональных достижений:
- тест исполнения действия
- письменные
- устные тесты профессиональных достижений
- Тесты исполнения. Выполнение ряда заданий, обнаруживающих владение основными навыками или действиями. Используются те механизмы, аппаратура, инструменты, которые используются в трудовой деятельности или моделировании отдельных элементов профессиональной деятельности, способность воспроизводить отдельные операции.
- Письменные тесты достижений. Используются там, где требуется выяснить, насколько человек владеет специальными знаниями. Задания на бланках. Выполняются в письменной форме с определенной формой ответов.
- Устные тесты профессиональных достижений. В период первой мировой войны тесты профессиональных достижений использовались для отбора персонала. Серии вопросов, выявляющих специальные знания. Диагностика в виде интервью. Проводилась индивидуально. Удобны в применении. Не нужно распечатывать. Испытуемый должен в заданной форме отвечать.
Тесты профессиональных достижений создаются, как и тесты достижений. Создается большое количество заданий, заведомо больше в несколько раз. Проверяют. Испытывают три группы работников:
- эксперты высокой квалификации
- новички
- представители смежных профессий.
Задание включается в тест, если:
- задание выполнено большинством экспертов (это есть признак валидности)
- задание выполнено меньшим процентом новичков (приблизительно 60-70%)
- и, если еще меньший процент представителей смежных профессий выполнило задание.
Больше чем для 250 видов профессиональной деятельности разработаны тесты достижений. У нас таких тестов практически нет.
Методическая разработка «Требования к
разработке тестов и их применению
в процессе оценки достижений школьника»
Данные методические рекомендации составлены
на основе анализа научной и методической психолого-педагогической литературы по
проблеме использования дидактического тестирования в процессе оценки достижений
учащихся в ходе обучения. Большое разнообразие публикаций по разработке и
применению тестов позволило обобщить и систематизировать наиболее важные для
педагогов-практиков аспекты данной проблемы.
Тестология как область
знания, занимающаяся проблемами теории и практики использования тестов в
психологии, социологии, менеджменте и педагогике существует уже более 120 лет.
Проблема создания и внедрения
государственных образовательных стандартов, тесно связанна с другой не менее
важной – достоверность и надежность измерения уровня (степени) обученности
человека в соответствии с этими стандартами. Тесты – это диагностический
инструментарий, который позволяет осуществить сравнение цели и результата в
обучении. В начале 90–х годов в странах СНГ тесты были официально признаны как
достойное средство измерения знаний, умений и навыков учащихся.
Учебные методы контроля пригодны для
непосредственного общения учителя со школьниками на уроке, по конкретным
изучаемым на занятии вопросам, при проведении беседы, семинара и т.д. По мнению
В.П. Беспалько «для оценки качества знаний эти методы контроля не годятся, т.к.
необходима диагностичность, точность и воспроизводимость результатов».
Использование новых технологий в
процессе обучения вызывает необходимость разработки и апробации разнообразных
взаимосвязанных средств входного, текущего и итогового контроля. Традиционная
пятибалльная шкала субъективна и вызывает затруднения педагогов-практиков,
особенно, когда надо оценить результаты освоения новых информационных
технологий, инновационных программ и методик. Сама суть стандарта,
критериальный характер его требований к учебной подготовке учащихся, требуют
стандартизации измерителей.
Одним из способов проверки знаний,
наиболее технологичным, объективным и эффективным на сегодняший день является
дидактическое тестирование.
Применение тестов помогает устанавливать
эмпирические соответствия между условиями обучения и его результатами,
открывать закономерности учебного процесса. По результатам тестового контроля
знаний учащихся можно сопоставлять качество разных учебников, методических
систем обучения. Тестирование позволяет учителю стимулировать интерес учащихся
к обучению; помогает своевременно корректировать программы и образовательный
процесс; руководителям образовательных учреждений и органов управления
образованием – принимать более объективные управленческие решения, а родителям
позволяет видеть истинную картину учебных достижений своих детей.
Особенно актуально применение
тестирования в связи с повышением требований к качеству образования, для
подтверждения способности образовательного учреждения к устойчивому росту.
Управление качеством образовательного процесса включает 3 задачи:
1. Формирование эталона качества, включающие конечные цели управления.
2. Сравнение достигнутого уровня подготовки с эталоном и на этой основе
оценка качества.
3. Выработка управляющих воздействий на условия и факторы, определяющие достигнутое
качество, чтобы уменьшить какие-либо отклонения.
Оценки учащихся еще не являются
оценками качества образовательных услуг, т.е. судить о квалификации учителя не
следует только на основании одноразовых проверок или централизованного тестирования.
Качество образовательных услуг, а не знания и умения учащихся являются
продукцией образовательных учреждений.
Выявить это качество можно только путем
длительного квалиметрического мониторинга (структурированными педагогическими
измерителями) качества ЗУН
учащихся.
Педагогический анализ тестирования
(входной, тематический и итоговый) позволяет учителю увидеть результаты не
только учащихся, но и своей собственной деятельности и определить направления
совершенствования учебного процесса. Одним из положительных моментов такого
анализа является снятие конфликтных ситуаций в школе. Учащиеся с завышенной
самооценкой, получая низкий балл по результатам тестирования в одинаковых для
всех условиях, убеждаются в своих слабых результатах, а учителя с субъективным
отношением к ученику обнаруживают свою несправедливость. Появляется возможность
разрешения конфликтов учитель-родитель и родитель-администратор.
Опыт использования тестирования показал, что тесты можно
использовать и в процессе обучения с целью контроля усвоения базового уровня,
а также в целях диагностики ошибок. Использование тестов позволяет получить
объективную информацию об уровне учебных достижений учащихся.
Тестирование присутствует во внутреннем и внешнем мониторинге.
Внешний мониторинг предполагает использование тестов для проведения
экзаменов, контрольных срезов независимыми комиссиями. Тесты школьной
успеваемости позволяют изучить влияние различных факторов на качество
образования, они являются инструментом массовой диагностики тех или иных
успехов учащихся.
Использование тестов во внутреннем мониторинге позволяет получить
объективную картину усвоения учащимися той или иной темы, понятия, проследить
динамику изменения структуры знаний, навыков учащихся.
Следовательно, использование тестов позволяет
решить большое число задач, но следует предостеречь от увязывания оценки
деятельности учителя с результатами учащихся на тестировании и олимпиадах.
Некоторая зависимость здесь имеется, но напрямую эти показатели не связаны.
Наиболее объективной оценкой деятельности учителя является, видимо, не
абсолютный результат, а приращение показателей учебных достижений учащихся на
шкале оценки знаний при неоднократных, последовательных тестированиях. Т.е. по
разовым, плохим или хорошим результатам учащихся оценивать деятельность учителя
некорректно.
К сожалению, в настоящее время публикаций по технологии
применения тестирования очень мало, недостаточно разработан понятийный аппарат.
По мнению Е.А.Михайлычева «постоянно смешиваются такие ключевые понятия как
«тест» и «тестовое задание», не конкретизирована терминология видов тестов и
тестовых заданий». Все это негативно сказывается на формирующейся в наши дни
педагогической тестологии.
Дидактический тест – система взаимосвязанных заданий для
контроля усвоения знаний, а также сформированности умений и навыков учащихся по
определенному учебному материалу.
Тест – это инструмент, который состоит из: тестового
задания, стандартизированной процедуры проведения и технологии обработки и
анализа результатов.
Не все тесты могут дать желаемый результат, поэтому к тестовым
материалам следует относиться осторожно. Еще слишком мало
высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить высокое качество современных
тестов, отвечающих требованиям мировых стандартов. Желательно пользоваться
сертифицированными тестами, но такой продукции в настоящее время почти нет. В
связи с этим необходимо создавать службы сертификации тестовых материалов.
Полезно каждой школе начинать создавать свой тестовый банк на основе образцов
тестов.
Новые формы, методы и технологии тестирования и образовательного
мониторинга постепенно входят в структуру уже сложившегося традиционного
контроля знаний учащихся, поэтому важно определить, как часто, по каким объемам
материала, на каких этапах, какими методами и видами тестирования следует
пользоваться школе для оптимального отслеживания знаний учащихся.
По видам контроля в педагогике различают такие тесты:
1. Входной (предварительный, установочный), который выявляет базовый,
исходный уровень подготовки учащихся к обучению. Проводится до начала обучения.
2. Текущий – определяет процессуальный
аспект усвоения ЗУН (проводится в течение учебного процесса в различных формах;
является шаговым контролем усвоения «блока» знаний, параграфа, модуля, темы).
Т.е. текущий контроль осуществляется с учетом конкретной дидактической цели.
3. Рубежный контроль осуществляется по
завершении темы или курса, четверти, полугодия.
4. Итоговый контроль завершает полный курс или ступень подготовки. Такие
тесты могут быть как монопредметными, так и полипредметными.
В школе можно использовать такие виды тестирования как
тематическое, обучающее и независимое (итоговое).
Обучающее тестирование используется для обсуждения решений каждого
задания сразу после тестирования (оценку себе выставить могут сами учащиеся).
Важно выяснить, почему каждый учащийся выбрал именно этот ответ, в чем
ошибался, каких знаний ему не хватило для правильного выполнения теста. В процессе
такой работы знания учащихся углубляются, исчезает психологическое напряжение
при работе с тестом, возникает потребность в добывании знаний, желание пройти
тестирование с достижением ожидаемого результата. Тематические тесты могут
регулярно использоваться учителем для экспресс-анализа, определения пробелов в
подготовке учеников и оперативного воздействия на них. Время выполнения таких
тестов 15-20 мин на 6-7 заданий. Детям, быстро выполнившим задание, можно
предложить обоснование выбора ответов.
Независимое тестирование
показывает, что учащиеся с интересом и доверием относятся к процедуре
независимого тестирования: стараются улучшить свои знания к итоговой
аттестации, т.к. цель тестирования – не поймать учащихся на незнании, а помочь ему
в адекватной самооценке уровня своих знаний и ликвидации пробелов.
Учебные достижения учащихся должны
соответствовать норме – государственным образовательным стандартам. В стандарте
предусмотрен только один уровень – минимальный, но обязательный для всех
учащихся. Минимальность требований стандарта следует понимать не как минимально
возможные (репродуктивный уровень), а как минимально допустимые требования.
В связи с этим различают нормативные и
критериально-ориентированные тесты. Функция проверки и оценки выполнения
обязательных требований образовательного стандарта заключается в том, чтобы
определить: овладел или не овладел каждый конкретный учащийся знаниями,
умениями, видами деятельности, зафиксированными в стандарте. Такой подход к
оценке достижений школьников принято называть критериально-ориентированным. При
этом заранее планируется (нормируется) уровень усвоения каждого объекта
контроля (знания, умения): один объект должен быть усвоен на репродуктивном
уровне, другой на уровне применения в нестандартной ситуации и т.д.
Таким образом, критериальный тест
отвечает на вопрос о том, достигнуты ли при тех или иных показателях минимально
требуемые цели. Т.е. результаты этих тестов ориентированы на критерии,
определенные нормативы – минимально допустимый уровень развития того или иного
качества (ЗУН), при наличии которого можно продолжать обучение. В последнее
время интерес к критериальным тестам возрастает в связи с идеями гуманизации и
индивидуализации обучения.
В методологии критериального оценивания главное – определить
опытно-экспериментальным путем, какое из умственных действий, выполняемых
учащимся при тестировании является доминирующим, а, возможно,
структурообразующим. При использовании
критериального тестирования следует помнить, что несформированность у учащихся
некоторых умственных действий может быть компенсирована за счет других при
выполнении задания. Поэтому обычно мы имеем дело со сложными структурными
критериями, множеством диагностических целей и задач, которые необходимо
иерархивизировать по степени значимости для общей оценки результатов
тестирования.
Термин «нормативные тесты» (ориентированные на норму) не
считается корректным, т.к. результаты тестов, ориентированные на
критерии, также предполагают наличие нормы. В нормативных тестах оценивание
достижений производится на основе подсчета количества верных ответов, поэтому
без таких тестов в процессе контроля знаний не обойтись. В последнее время в школе
применяется так называемая «нормированная» оценка.
Нормированный подход к оценке нацелен на ранжирование
учащихся по уровню обученности на «слабых», «средних» и «сильных». Для этого
используются задания различного уровня сложности, т.е. дифференцированные
задания. Создание тестов разноуровневого характера предполагает разработку
заданий творческого характера, которые, как известно, с трудом поддаются
алгоритмизации. Нормированный подход возможен при использовании новых
технологий обучения как вводный и промежуточный контроль, но для оценки
достижения требований государственных стандартов он нецелесообразен; здесь
основным средством проверки являются тесты достижений, т.е.
критериально-ориентированные тесты.
Существует три способа предъявления тестов: бланочное,
компьютерное тестирование и с помощью тестовых тетрадей.
Для компьютерного тестирования используется тестовая оболочка,
позволяющая создавать тесты и проводить тестирование в электронном варианте с
получением конкретных результатов на мониторе. Для организации тестирования
большого количества учащихся с последующей обработкой результатов в виде
графиков, таблиц, диаграмм необходима разработка специальной программы. Кроме
того, компьютерный способ требует навыков работы с компьютером, поэтому большая
вероятность случайных ошибок, однако высокая скорость обработки делает его
привлекательным.
Наиболее надежным является тестирование по тестовым
тетрадям, но этот способ очень дорогой.
Самое большое
распространение в практике работы получили бланковые тесты. Преимуществами
использования бланковых тестов является их экономичность и массовость выборки,
хотя они не очень надежны.
В комплект бланковых тестов входят: тестовая тетрадь или лист с
инструкцией и вопросами; регистрационные бланки (протоколы, ответные листы);
руководство для учителя, проводящего тестирование, ключи. Типовая тестовая
тетрадь обычно состоит из набора утверждений, вопросов или задач, которые
располагаются в порядке возрастания сложности. В руководстве к тесту
указываются условия проведения теста, требования к материалам, их размещению и
порядке предъявления, временные ограничения и т.д. В инструкции для
испытуемого дается описание назначения теста, правил заполнения бланков,
решение 1-2 примеров задач-образцов, которые разбираются вместе с ведущим. Ключи
к тесту представляют собой набор ответов с оценками к вопросам или вариантам
ответов или наборы правильных (или неправильных) ответов на вопросы или задачи.
В ходе тестирования следует учитывать
следующие условия: характеристику помещения, его оснащение, отвлекающие факторы
(шум, запах, стук и др.); влияние природных и социально-циклических процессов
(магнитные и солнечные возмущения, форс-мажорные обстоятельства); состояние
тестовых материалов, субъективно-психологические факторы (депрессии,
возбуждение, самочувствие, настроение, уровень подготовки). Главное требование
к проведению тестирования: все факторы, оказывающие влияние на тестирование,
должны быть выровнены. Необходимо исключить возможность списывания, обеспечить
равноценность вариантов тестов.
Тест не рекомендуется выполнять со слуха или под
диктовку, т.к. часто информация теряется и мы выявим внимательного, а не
знающего ученика. Вербальные (устные) тесты включают задачи выбора
подходящего слова для завершения предложения, задания на классификацию (подбор)
слов по определенным критериям, сравнение и противопоставление с
использованием глаголов и прилагательных, тесты по контролю навыков счета и др.
Невербальные тесты включают задания на анализ, сравнение, умение делать
выводы на основе наборов картинок, диаграмм, предметов, фигур и т.д.
Существуют определенные ограничения на время выполнения теста.
Психологические исследования показывают, что продуктивность сосредоточения
людей разного возраста составляет: младший школьный возраст – 30 мин.;
старшеклассники – 50 мин.; взрослые – 1 час. Пора продуктивного сосредоточения
зависит от личностных особенностей учащихся, от характера выполняемой работы
(монотонность или разнообразие). Время является одним из факторов, влияющих на
результаты тестирования (равные условия для всех, но люди все разные),
поэтому следует определять время выполнения теста или предоставить право
учителю самому определять это время.
Наиболее приемлемым временем проведения
тестирования является 2 и 3 уроки первой смены или с 16 до 18 часов. Не
рекомендуется проводить тестирование после занятий физкультурой и спортом.
Работу рекомендуется проверять в день тестирования.
Инструктаж учителя проводится в течение 5 мин. Данное время включается в
основное время выполнения работы.
После сдачи работы всеми учащимися в присутствии
инспектора и комиссии вскрывается пакет с контрольной матрицей и инструкцией по
проверке.
Тестовое задание – один из составляющих элементов структуры
дидактического теста, включающий в себя краткую инструкцию для обследуемого,
тестовую задачу, эталон ответа (или описание четкого алгоритма выполнямых
обследуемых действий), а в тестах закрытого типа тестовое задание включает
варианты ответов.
Тестовые задания состоят из 4-х частей: инструкция,
вопрос (текст задания), варианты ответов и правильный ответ.
Правильный ответ – обязательный атрибут любого тестового
задания: без него задание теряет смысл, поскольку не может быть оценено с
учетом авторского смысла. Основное требование к разработке тестового задания –
тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ. Оформление
правильного ответа корректнее делать в виде ключей, которые должны включать в
себя не только прогнозируемые ответы учащихся, но и распределение вопросов по
темам. Важно, чтобы они включали содержательные и деятельностные характеристики
заданий.
Текст задания или вопроса представляет собой содержание
задания. Общее правило составления тестов – использовать разнообразные формы
заданий, т.к. во-первых, использование заданий только одной формы несет в себе
опасность получить в результате тестирования сведения не о знаниях учащихся, а
знания о том, насколько ученик освоил правила заполнения той или иной формы
задания. Однообразие в построении тестов снижает активность интеллектуальной
деятельности учащихся в ходе тестирования. Чем разнообразнее задания, тем
меньше тест вызывает утомление. Однако слишком большое разнообразие может
отвлекать учащихся, и требовать от них дополнительных затрат времени на
осмысление сущности задания. Поэтому при построении системы многоэтапного
тестового контроля следует избегать двух крайностей – как однообразия в форме
построения тестов, так и большого разнообразия в их построении.
При разработке тестов важно продумать приемы невербальной
поддержки – это рисунки, иллюстрации, задания, схемы, графики, диаграммы.
Трудно представить себе контролирующий материал по географии или истории без
карт, по биологии – без схем, по геометрии – без чертежей, по физике – без
графиков. Это делает материал более привлекательным и интересным, снижает время
наступления порога усталости, что снижает количество случайных ошибок.
Использование рисунков позволяет учитывать особенности познавательного стиля
учащихся.
Желательно указать возраст, на который рассчитано это задание, тему
(предмет), уровень сложности умения и др.
Существует типология тестовых заданий по уровням усвоения
знаний, предложенная В.П. Беспалько:
1 уровень – определяются цель, ситуация и действия по ее решению.
Учащиеся дают заключение о соответствии этих компонентов в структуре задачи
(тесты узнавания, распознавания, классификации). Такие тесты иногда называют
тестами на идентификацию. Они имеют «подсказки» в виде набора вариантов
ответа, из которых учащиеся выбирают либо верный, либо полный ответ.
2 уровень – в задаче имеется цель и ситуация, а учащемуся нужно
применить ранее усвоенные действия по ее решению репродуктивного характера
(воспроизведение и применение информации, решение типовых задач, наличие
эталона ответа, который не предъявляется обследуемому). Типовая задача, по
мнению В.П.Беспалько, это задача, которую можно решить путем буквального,
непреобразованного использования усвоенных алгоритмов деятельности.
Подсказки типа цифр, формул, графических изображений в этих тестах не
используются.
3 уровень – в задаче дана только цель, но не ясна ситуация, в которой
эта цель может быть достигнута. Учащиеся уточняют ситуацию, а на основе ее
дополнения
применяют ранее усвоенные действия для решения нетиповой задачи. В ходе
самостоятельного поиска и преобразования, ранее известных ему способов и
приемов деятельности учащийся обнаруживает новую для него лично информацию
эвристического типа. Нет образца или жестких правил деятельности (алгоритма).
Он формируется в ходе самой деятельности при использовании ранее полученных
знаний. Т.е. задания 3 уровня носят критериальный характер.
4 уровень – в задаче цель деятельности известна лишь в общей форме.
Надо найти и определить подходящую ситуацию действия, чтобы достичь цель. Это
деятельность творческого характера. Результат ее – объективно новая не только
для учащегося, но и для общества информация. Правил нет: ребенок создает их
сам. Так осуществляется решение научно-технических, педагогических и
производственных проблем, требующих изобретательства, самостоятельного
исследования. Это ярко выраженные задания критериального характера. Такие задания
называют «творческими работами» или «творческими заданиями» или
«исследовательскими методами проверки знаний.
Таким образом, задания 3 и 4 уровней являются творческими заданиями,
которые следует давать всем ученикам, независимо от их успеваемости, но не
требовать обязательного выполнения. Использование творческих заданий говорит об
уровне профессионализма педагога.
Недостатком данной классификации является то, что в системе
уровней усвоения знаний нет критериев отбора тестов-задач, чтобы установить
уровень усвоенности. Нет доказательства их адекватности тому или иному уровню.
Кроме того, необходимо обоснование последовательности уровней, т.к. иногда
учащиеся могут легко решать задачи 3 уровня и не всегда справляются с задачами
1 уровня.
Типы тестовых заданий.
Открытого типа |
Закрытого типа |
|||
Дополнения |
Свободного изложения |
Альтернативных ответов |
Множественного выбора |
Восстановления соответствия |
К отдельной разновидности относятся задания-аналогии, на
нахождение ошибок, переконструирование данных, на исключение лишнего и
последовательности и др.
Тесты открытого типа (свободного изложения и дополнения)
требуют от испытуемого самостоятельно дописать слово, словосочетание,
предложение, знак, формулу и т.д.
Тесты закрытого типа предполагают выбор испытуемым того или
иного варианта ответов из предложенных.
Варианты ответов для тестов открытого типа:
¨ Задания-дополнения (с ограничениями на ответы,
с заданными ограничениями) – испытуемый должен сформулировать ответы с учетом
предусмотренных в задании ограничений;
¨ Свободного изложения (свободного
конструирования, без заданных ограничений) – испытуемый должен самостоятельно
сформулировать ответы, никакие ограничения на них в задании не накладываются.
Советы по написанию открытых вопросов:
1. Всегда формулируйте модель ответа вместе с вопросами, чтобы убедиться,
что вопрос имеет четкий ответ. Для проверки вопроса попросите специалистов-
предметников ответить на вопрос, не давая им модель ответа. Потом сравните
ответы;
2.
Подразделите вопрос на
информативную часть и сам вопрос как таковой. Благодаря информации, которая
является для ученика справочным материалом, можно избежать нежелательных ошибок
при интерпретации;
3.
В случае необходимости
используйте ограничения в самом вопросе, чтобы указать тестируемому на общее
направление вопроса; Например, «Какой вид использования земли в настоящее время
является преобладающим в Голландии? (ограничения подчеркнуты).
4.
Постарайтесь использовать
по всем предметам стандартные выражения, т.к. они требуют об испытуемых
одинаковой реакции на определенную инструкцию;
Примеры:
«Выясните» – это вопрос с расширенным ответом, когда экзаменуемого
просят извлечь ответ из предлагаемой информации;
Выражение «опишите» требует включить 1-2 ограничения в вопрос: « в примере,
приведенном ниже, указаны два вещества, которые должны быть отделены, и два
аспекта, которые следует отметить в ответе. Опишите, как из смеси спирта и
ацетона могут быть отделены эти вещества. Укажите необходимую лабораторную
посуду и соответствующие наблюдения при отделении»;
«нарисуйте» – это вопрос с расширенным ответом: «нарисуйте диаграмму,
показывающую движение товаров в рамках фирмы»;
«составьте» (список) – это может быть сделано в целях сравнения,
выделения различий, описания требований к работе, векторных показателей, матриц
и т.д.;
«объясните» (почему) – это вопрос с расширенным ответом может быть
применен, когда требуется дать последовательную аргументацию, подразделяя ее на
отдельные этапы (фазы): «объясните, почему в некоторых сферах бизнеса
воспроизводство отходов дает экономическую выгоду»;
«дайте укажите» – требует либо короткого либо длинного ответа, когда
задается что-то абстрактное: «Дайте причину явления циклической безработицы»;
«каков сколько» –требует краткого ответа при востребовании
количественной информации: «каков процент пакетов, содержимое которых меньше 1
кг?»;
«назовите» – вопрос с коротким ответом, используемый при запросе о
конкретной информации: срок, место, событие и т.д. «назовите 5 характеристик
развивающихся стран»;
«наложите штриховку»; «покажите посредством вычисления» (например,
расходы той или иной фирмы);
«каков который» – используется в вопросах о конкретном объекте или
конкретной категории: «дана рентгенограмма сломанной кости. Три кости
невредимы, одна сломана. Какая кость сломана?
«когда» – требует краткого ответа: «когда был списан со счета фрезерный
станок?»
«где» – относится к конкретному указанию места: «где будет размещаться
фирма?»
«кто» – используется в репродуктивных и идентифицирующих вопросах.
Недостатки открытых вопросов: трудно оценить ученика, если
он неправильно понял вопрос, т.е. понял иначе, чем создатель теста). Оценка
может быть различной у разных проверяющих по этой же причине. Кроме того,
оценивание может занимать много времени.
Варианты ответов для тестов закрытого типа:
¨ Альтернативных ответов – испытуемый должен
ответить «да» или «нет»;
¨ Соответствия – испытуемому предлагается
восстановить соответствие элементов двух списков;
¨ Множественного выбора –испытуемому необходимо
выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных
ответов;
¨ Исключения лишнего элемента («встретил лишнее
– убери»);
¨ Аналогии – испытуемый должен выделить
отношение аналогии между парами элементов (слов, свойств, качеств и т.д.);
¨ Последовательности – испытуемый должен
завершить некоторую последовательность элементов.
Таким образом, задания с закрытыми
ответами разнообразнее.
Примеры.
Инструкция для задания-дополнения: «вместо многоточия впишите нужное
слово»;
«выпишите на бланк слова, которые пропущены в тексте»; «впишите символ»
и др.
Инструкция для задания с альтернативным
ответом: «отметьте любым знаком вариант ответа «да» или «нет», который вы
считаете правильным.»; « в бланке ответов отмечайте в соответствующей граф: 0
– если вы даете на вопрос ответ «нет» и 1, если вы даете ответ «да».
Непригодным считается задание, составленное в точном
соответствии с формулировкой учебника.
Например, «туберкулез заразное заболевание – верно ли это?»
Это задание может подходить для альтернативной формы и может быть представлено
в вариативной форме: «туберкулез – это а)заразное; б)инфекционное; в)заразное и
инфекционное; г)незаразное; д)наследственное заболевание.
В такой форме представления задания сокращается вероятность угадывания
и точнее выявляется знание о формах распространения туберкулеза.
Альтернативные тесты используются в том
случае, если:
·
Тест должен быть
разработан быстро;
·
Проведение теста не должно
занимать слишком много времени;
·
Тест не предполагает изучения
творческих возможностей учащихся;
·
Есть возможность
разработать большое число заданий для теста;
·
Задания просты по
содержанию и легко доступны для понимания испытуемых;
·
Случайные решения не
играют значительной роли или могут учтены.
Недостатками альтернативных
ответов (АО) является высокая вероятность случайных правильных решений, утрата
специфики задачи, ее упрощенность. Это снижает надежность теста. Преодоление
этого недостатка возможно путем увеличения размера теста или количества заданий
в серии. Довольно трудно формулировать задания, на которые можно дать
однозначный ответ «да» или «нет». При составлении вопросов для АО следует
осторожно использовать слова «иногда», «часто»,»всегда»,»все», «никогда»,
которые сами по себе содержат неопределенность и могут пониматься субъективно,
что может приводить к ошибочным ответам.
Правила составления АО:
·
вопрос должен содержать
одну законченную мысль;
·
в вопросе следует избегать
слов, дающих возможность учащихся догадаться о правильном ответе (слова
«иногда», «обычно» подталкивают к ответу»).
·
Вопрос должен быть четко
сформулирован, избегая слов «большой», «небольшой», «малый», «много», «мало»,
«меньше», «больше» и др.
·
Чаще использовать
количественные термины;
·
Избегать вводных фраз и
предложений, мало связанных с основной мыслью;
·
Не следует прибегать к
пространным выражениям, т.к. они приводят к правильному ответу, даже если
учащийся его не знает;
·
Следует избегать
модализированных вопросов типа «не считаете ли вы, что…»
·
Число ответов «да» и
«нет» в тексте должно быть приблизительно равным, что исключает тенденцию
отвечать одинаково на все виды вопросов;
·
Не следует задавать
вопросы с подвохом, т.к. это ставит учащихся в заблуждение и противоречит цели
– определение уровня знаний и понимания;
·
Необходимо избегать
двусмысленных утверждений.
Задания с множественным выбором предполагают вариативность в
выборе. Они состоят из двух частей: формулировка заданий и вариантов ответов.
Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще
всего один правильный. Однако задания формулируются так, чтобы в них было не
менее трех правдоподобных ответов: этим обеспечивается независимость
результатов от случайного выбора.
Варианты инструкций: «обведите кружком в бланке ответов букву, соответствующую
варианту правильного ответа»; «отметьте любым знаком номер варианта ответа,
который вы считаете правильным»; «из пяти предложенных вариантов ответа
выберете один и подчеркните его»; «выберите правильные ответы из предложенных
вариантов и подчеркните их, в каждом вопросе может быть один или два правильных
ответа».
Пример: К какой группе веществ относится серная
кислота?
а) не электролит; б) сильный электролит; в) слабый электролит; г)
электролит средней силы; д) восстановитель.
Это неудачно подобранные варианты ответов, т.к. первые четыре
варианта представляют собой разновидности одной группы веществ – электролитов,
а последний определяет вещества по основанию, что, по сути, является
подсказкой.
Более удачные варианты ответов: а) не электролит; б) слабый электролит;
в) электролит средней силы; г) сильный электролит.
Задания с несколькими вариантами ответов имеют определенные
преимущества: задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы,
связанные с субъективными оценками. Задания такого типа проводятся быстро и
легко обрабатываются. Простой алгоритм заполнения снижает количество случайных
ошибок и описок. Эти задания позволяют охватить большие области исследования.
Возможна машинная обработка ответов, низка вероятность угадывания правильных
ответов.
При составлении тестов с множественным выбором следует
учитывать следующие требования:
·
Лучше использовать один
вариант правильного ответа, иначе следует указать, что правильных ответов
несколько;
·
Все варианты ответов
должны быть грамматически согласованы с основной частью задания;
·
Вопросы должны содержать
только одну мысль или утверждение;
·
Неправильные ответы должны
быть подобраны грамотно, не должно быть явных неточностей;
·
Как можно реже
использовать отрицание в основной части, т.к. это приводит к противоречиям при
чтении задания. Если в задании содержится отрицание, то его следует
подчеркнуть, чтобы привлечь внимание;
·
Вопрос не должен содержать
лишних деталей;
·
Ответ на поставленный
вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов;
·
Правильные и неправильные
ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству
слов;
·
Ответы на вопрос
качественного характера должны располагаться упорядоченно, от меньшего к
большему или наоборот;
·
Лучше не использовать
варианты ответов «ни один из перечисленных» или «все перечисленные»;
·
Лучше использовать длинный
вопрос, но короткий ответ, чтобы учащиеся не тратили на прочтение ответов и их
анализ много сил и времени.
Недостатки тестов закрытого типа:
Не все учебные цели можно протестировать.
Нельзя проверить способность написать текст или сделать рисунок (можно лишь
предложить выбрать из текстов или рисунков правильный). Закрытые вопросы чаще
требуют от тестируемых навыков чтения, чем открытые. Чем меньше количество
альтернатив, тем больше вероятность получения правильного ответа путем догадки.
В практике тестирования необходимо следить за тем, чтобы не было
преобладания вопросов, требующих воспроизведения знаний (выученные наизусть
отдельные слова, формулы и даты), и чтобы были включены вопросы, требующие
высокого уровня интеллектуальной деятельности (понимание, применение знаний).
В ходе тестирования наиболее
болезненной и сложной является система оценивания. В мировой практике
тестирования система перевода оценок тестовых баллов в школьные оценки
достаточно хорошо проработана. Существует две наиболее значимые проблемы:
1.Каким образом можно корректно сравнивать
результаты тестирования, полученные ходе проведения разных тестов по разным предметам.
2.Как можно на основе оценок за тест
выставлять оценки в привычной для нас 5-балльной системе таким образом, чтобы
эти оценки были обоснованы, так чтобы ответ на вопрос, почему за 23 балла этого
теста ставим оценку «4», а за 18 баллов – оценку «5» был однозначным.
При оценке знаний на основе полученных ответов можно
использовать систему определения качества, принятую экспертными комиссиями:
правильных ответов более 70 % – высокая или хорошая успеваемость; правильных
ответов от 50-70% – удовлетворительная; правильных ответов – менее 50% – низкий
уровень знаний.
При составлении теста задания или вопросы должны
оцениваться по системе в 1 балл за каждый правильный ответ и 0 баллов – за
неправильный. Чем больше количество заданий в тесте, тем выше достоверность
полученных результатов.
Использование тестов разного типа позволяет учесть
преимущества и исключить их недостатки, поэтому делать выводы об уровне
усвоения материала следует на основании использования разных видов тестов. В то
же время тестирование не должно мешать творчеству и новаторству учителей.
В современной педагогической диагностике преобладает такой
подход: разработка контролирующе-корректирующих программ, а не создание
отдельных тестов и их батарей. Особенно ценным является тестирование как
составная часть обучающих программ с целью контроля способа организации
познавательной деятельности.
Литература:
1.
Рафф С.Е. Тесты в учебном
процессе // Школьные технологии 2001. № 1.
С.120-123.
2.
Таевский Д.А. Система
компьютерного тестирования // Школьные технологии 2001 № 2 С.228.
3.
Карпенко М.П. О проблемах
измерения знаний в обучении // Школьные технологии 1998 № 4.
4.
Крикен Р.Ван, Баккер С.
Подготовка и проведение экзаменов // Стандарты и мониторинг 1998 № 3.
5.
Корчевский В.Е. Тестовый
метод оценки математических знаний и умений учащихся // Школьные технологии
1999. № 3 С. 149-151.
6.
Майоров А.Н. Тесты и их
виды. Тесты достижений // Школьные технологии 1998 № 4. С. 17-190.
7.
Майоров А.Н. Отбор содержания
образования для тестирования. Технологическая матрица // Школьные технологии
1998 № 4. С.205
8.
Майоров А.Н. Тесты в
методических журналах // Школьные технологии 1998 № 5 С. 189-212.
9.
Майоров А.Н. Тесты
школьных достижений // Школьные технологии 1999. № 5. С. 206-236.
10.
Макарова Г.Д., Андреева
М.М. руководство по тестированию // Стандарты и мониторинг 1998. № 2 С. 55.
11.
Макарова Г.Д. Тестирование
в системе мониторинга качества образования // Стандарты и мониторинг 1998. № 1.
12.
Митрофанова Н.В. Опыт
применения тестовых заданий //Физика в школе 2000
№ 1 С. 27-30.
13. Михайлычев Е.А. Технология стандартизированных дидактических тестов //
Школьные технологии 2001 № 5 С. 36-54.
14.
Михайлычев Е.А.
Дидактические тесты как средство измерения // Школьные технологии 2001 № 3 С.
170-186.
15.
Михайлычев Е.А.
Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001. 432 с. (серия
«Профессиональная библиотека учителя»).
1
Первый слайд презентации
Типы тестов достижений и основы их конструирования.
Изображение слайда
Для диагностики успешности обучения в школе разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами.
Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности школьника, чем отметка.
Тесты достижений могут в определённой степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной учебной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.
Изображение слайда
2 группы тестов достижений :
Тесты успешности обучения (используются в системе образования)
Тесты профессиональных достижений (тесты диагностики специальных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения профессионально-трудовых действий).
Изображение слайда
Классификация тестов достижений
Широкоориентированные – для оценки знаний и навыков, соответствие основным целям обучения (рассчитанным на продолжительное время). Например: тесты достижений на понимание научных принципов.
Узкоспециализированные – усвоение отдельных принципов, отдельных или учебных предметов. Например: усвоение темы в математике – раздел простые числа – как усвоен этот раздел.
Изображение слайда
Цели использования тестов достижений
Вместо учительской оценки. Ряд преимуществ по сравнению с учительской оценкой: объективность – можно выяснить насколько усвоены главные темы, выявление основного. Можно построить профиль усвоения каждой темы.
Тесты достижений очень компактны. Тесты достижений – групповые – поэтому удобны. Можно оценить сам процесс обучения и усовершенствовать его.
Изображение слайда
Как конструировать тесты достижений?
1. Тест достижений состоит из заданий, которые отражают определенную область содержания курса обучения. Сначала нужно спланировать тему содержания, выявить важные темы в курсе обучения. В конструировании теста достижений должен участвовать учитель, который преподавал темы. Психодиагност должен знать основные темы.
2. Исключить из задания второстепенные знания, малосущественные детали. Желательно, чтобы выполнение заданий в малой степени зависело от механической памяти ученика, а зависело от понимания, критической оценки ученика.
Изображение слайда
3. Задания должны быть репрезентативны целям обучения. Есть цели обучения, успешность усвоения материала, по которым сложно оценить (например, усвоение темы о правах), тогда нужно составлять задания так, чтобы отразить усвоенность материала.
4. Тест достижений должен полностью охватить ту область учебного предмета, который должен быть изучен. Задания должны быть широко репрезентативны этой изучаемой области.
Изображение слайда
5. Тестовые задания должны быть свободны от посторонних затрудняющих элементов, не должно быть затрудняющих элементов, не должно быть дополнительных трудностей.
6. Каждое задание сопровождается вариантами ответов.
7. Задание должно быть четко, кратко, недвусмысленно сформулировано. Чтобы ни одно задание не было подсказкой на другое задание теста (проверить после составления).
Ответы должны быть построены так, чтобы исключить возможность напоминания ответов (то есть не давать не относящихся к теме варианты ответов или очень легкие, чтобы испытуемый не смог догадаться, отбросив варианты ответов, как заведомо неприемлемые).
Изображение слайда
8. Задается критерий выполнения. Психолог разрабатывает большое число заданий, не все они войдут в тест. Для начала все задания проходят проверку. Войдут в тест те задания, которые решаются стопроцентным большинством людей, которые хорошо владеют материалом. Вторая проверка на тех, кто не владеет материалом – они должны выполнить меньше половины. Задания составляются по максимальному критерию. 90-100% – высокий уровень обученности. Тест достижений не оценивается по сопоставлению со статической нормой, а с классом. Сопоставляется индивидуальный результат.
Изображение слайда
10
Слайд 10: а) Как вспомогательные средства определения необходимой для учащихся образовательной программы (распределение по классам и потокам); б ) Как необходимый элемент реализации программ коррекционного обучения и выявления учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала определенных учебных дисциплин; в ) Как инструмент сертификации достижений учеников путем вступительного тестирования и тестирования в конце прохождения учебного курса; как средства контроля результатов усвоения индивидуальных программ обучения; д) Как вспомогательный метод оценки образовательных программ и их совершенствования
Тесты достижений применяются:
Изображение слайда
Тесты профессиональных достижений.
Изображение слайда
Тесты профессиональных достижений используются для оценки эффективности обучения профессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболее ответственные должности – профотбор. Используется для оценки уровня квалификации работников, при переходе на другую должность. Цель – оценить уровень обученности профессиональным знаниям, навыкам.
Изображение слайда
3 формы тестов профессиональных достижений:
Тесты исполнения действия. Выполнение ряда заданий, обнаруживающих владение основными навыками или действиями. Используются те механизмы, аппаратура, инструменты, которые используются в трудовой деятельности или моделировании отдельных элементов профессиональной деятельности, способность воспроизводить отдельные операции.
Письменные тесты достижений. Используются там, где требуется выяснить, насколько человек владеет специальными знаниями. Задания на бланках. Выполняются в письменной форме с определенной формой ответов.
Устные тесты профессиональных достижений. В период первой мировой войны тесты профессиональных достижений использовались для отбора персонала. Серии вопросов, выявляющих специальные знания. Диагностика в виде интервью. Проводилась индивидуально. Удобны в применении. Не нужно распечатывать. Испытуемый должен в заданной форме отвечать.
Изображение слайда
14
Последний слайд презентации: Типы тестов достижений и основы их конструирования
Тесты профессиональных достижений создаются, как и тесты достижений. Создается большое количество заданий, заведомо больше в несколько раз. Проверяют. Испытывают три группы работников:
эксперты высокой квалификации
новички
представители смежных профессий.
Задание включается в тест, если:
задание выполнено большинством экспертов (это есть признак валидности )
задание выполнено меньшим процентом новичков (приблизительно 60-70%)
и, если еще меньший процент представителей смежных профессий выполнило задание.
Изображение слайда
Как определить, что человек знает о каком-то предмете? Или как определить уровень мастерства человека в определенной области? Один из наиболее распространенных способов сделать это – использовать тест достижений. Тест достижений предназначен для измерения уровня навыков, достижений или знаний человека в определенной области.
Подробнее о тестах достижений
Тесты достижений, с которыми знакомо большинство людей, – это стандартные экзамены, которые сдают все ученики в школе. От учащихся регулярно ожидают демонстрации их знаний и умений по различным предметам. В большинстве случаев для того, чтобы сдать экзамен или перейти в следующий класс, необходимо набрать определенное количество баллов.
Роль тестов достижений в образовании значительно возросла после принятия в 2001 году закона “No Child Left Behind Act”. В этом законе основное внимание уделялось образованию на основе стандартов, которые использовались для измерения целей и результатов образования. Хотя позже этот закон был заменен законом 2015 года Every Student Succeeds Act, тестирование успеваемости остается ключевым элементом оценки успешности образования и играет важную роль в определении финансирования школ.
Но тесты успеваемости важны не только в период обучения в К-12 и колледже. Их можно использовать для оценки навыков, когда люди пытаются освоить новый вид спорта. Если вы учитесь танцам, боевым искусствам или другим специализированным спортивным навыкам, тест достижений может быть важен для определения вашего текущего уровня способностей и возможной необходимости дальнейшего обучения.
Примеры тестов достижений
Еще несколько примеров тестов достижений:
- Экзамен по математике, охватывающий последнюю главу вашей книги
- Тест на занятиях по социальной психологии
- Всесторонний итоговый тест на занятиях по испанскому языку
- .экзамены ACT и SAT
- демонстрация навыков на занятиях по боевым искусствам
Каждый из этих тестов предназначен для оценки того, как много вы знаете в определенный момент времени по определенной теме. Тесты достижений не используются для определения того, на что вы способны они предназначены для оценки того, что вы знаете, и уровня вашего мастерства в данный момент.
Как видите, тесты достижений широко используются во многих областях, как академических, так и связанных с карьерой. Учащиеся сталкиваются с тестами достижений почти каждый день, когда проходят обучение на всех уровнях, от дошкольного до колледжа. Такие тесты позволяют педагогам и родителям оценить, как их дети справляются с учебой, а также предоставляют учащимся обратную связь об их собственной успеваемости.
Когда используются тесты достижений?
Тесты достижений часто используются в образовательных и учебных учреждениях. Например, в школах тесты достижений часто используются для определения уровня образования, к которому могут быть готовы учащиеся. Ученики могут проходить такой тест, чтобы определить, готовы ли они к поступлению в определенный класс или готовы ли они сдать определенный предмет или класс и перейти на следующий.
Стандартизированные тесты достижений также широко используются в образовательных учреждениях, чтобы определить, достигли ли ученики определенных целей обучения. Каждый класс имеет определенные образовательные ожидания, и тестирование используется для определения соответствия школ, учителей и учеников этим стандартам.
Как именно создаются тесты достижений? Во многих случаях эксперты по предметам помогают определить, какие стандарты содержания должны существовать для определенного предмета. Эти стандарты представляют собой то, что должен знать о конкретном предмете человек с определенными навыками или уровнем подготовки. Разработчики тестов могут использовать эту информацию для разработки экзаменов, которые точно отражают наиболее важные вещи, которые человек должен знать по данной теме.
Тесты достижений и тесты способностей
Тесты достижений отличаются от тестов способностей по важным параметрам. Тесты способностей предназначены для определения вашего потенциала для достижения успеха в определенной области. Например, студент может пройти тест способностей, чтобы определить, к какой профессии он лучше всего подходит. Тест достижений, с другой стороны, предназначен для определения того, что ученик уже знает по определенному предмету.
A Word From Verywell
Тесты достижений играют важную роль в образовании, но иногда они становятся предметом критики. Некоторые считают, что чрезмерное тестирование мешает образовательному процессу и уделяет слишком много внимания прохождению теста, игнорируя более важные способности, такие как критическое и творческое мышление. Тем не менее, такие тесты дают достаточно эффективный способ получить представление о том, насколько хорошо учащиеся успевают.
2 Источники Мы используем только высококачественные источники, включая рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях. Прочитайте наш редакционный процесс, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и обеспечиваем точность, надежность и достоверность наших материалов.
-
H.R.1 – 107-й Конгресс (2001-2002): Закон 2001 года “Ни один ребенок не остался позади”.
-
Департамент образования США. Every Student Succeeds Act (ESSA).
Дополнительное чтение
-
Kline, Paul. Handbook of Psychological Testing. United Kingdom, Taylor & Francis, 2013.
Кендра Черри
Кендра Черри, магистр педагогики, является автором и консультантом по вопросам образования и помогает студентам изучать психологию.