В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.
Типы речи в тексте
Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.
Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.
Определение
Типы речи — это функциональные разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение.
Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет, укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.
Что такое описание?
С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.
В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?
На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).
Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.
Определение
Описание как тип речи — это сообщение об одновременных признаках предмета.
Разновидности текста с описанием
- описание внешности человека (портрет);
- описание состояния человека;
- описание характера человека;
- описание окружающей среды (природы);
- описание места (города, села, местности);
- описание предмета и пр.
Композиция описания
Описание имеет следующую композиционную структуру:
- общее впечатление от предмета речи;
- признаки предмета речи;
- авторская оценка описываемого.
Особенности языкового оформления описания
В описании автор использует следующие языковые средства:
- преобладают имена существительные и прилагательные;
- глаголы в форме настоящего времени несовершенного вида;
- составные именные сказуемые;
- обстоятельства места.
Пример текста
Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и как будто в кружевах — в дереве узоры вырезаны. Лампы странные, печи как в деревне, только нарядные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А на второй этаж ведет лесенка, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь (Г. Ветрова).
Что такое повествование?
В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.
Определение
Повествование как тип речи — это сообщение о действиях предмета в определенной последовательности.
Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.
Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?
Например, вот как изображается весной разлив реки:
Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.
Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).
Композиция повествования
В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:
- завязка (начало действия);
- развитие действия;
- кульминация (самый острый, интересный момент);
- развязка (конец действия)
Средства языкового оформления повествования
Повествование создают следующие языковые средства:
- преобладают глаголы и глагольные формы;
- глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида;
- простые и составные глагольные сказуемые;
- обстоятельства времени.
Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.
Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).
Что такое рассуждение?
Определение
Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли. Рассуждая, говорящий объясняет что-то, доказывает или опровергает с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности.
В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?
Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.
Рассуждение — это объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.
Примеры
Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.
Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.
Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.
Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!
Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.
Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)
Композиционная структура рассуждения
Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:
- тезис (основная мысль);
- аргументы (доказательства или опровержение);
- вывод.
Языковые средства рассуждения
Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:
- преобладает абстрактная лексика;
- имеются вводные слова;
- используются обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
- сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия, уступки.
Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).
Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Речь и её характеристики
- Текст
- Типы текста
Тексты бывают трёх типов:
- описание
- рассуждение
- повествование
Описание – это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то (людей, растений, животных, разных предметов и явлений природы).
К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?
Пример текста-описания:
Ящерица
На камне греется ящерица.
Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.
Рассуждение – это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.
К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?
В тексте-рассуждении можно выделить три части:
- мысль, требующая доказательства;
- доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);
- вывод.
Пример текста-рассуждения:
Не спешите брать птенцов домой!
Почему нельзя брать птенчика домой?
Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.
Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.
Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.
Повествование – это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.
К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?
Пример текста-повествования:
Неожиданная встреча
Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.
Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.
Советуем посмотреть:
Текст
Стили речи
Средства художественной выразительности речи
Речь и её характеристики
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 145,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 194,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 3,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 103,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 119,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 154,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 182,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 177,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 222,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 8,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 267,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 8,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 84,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 117,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 138,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 210,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 245,
Полякова, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 14,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 170,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 259,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 41,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 44,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 160,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 192,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 68,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 193,
Полякова, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 554,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 560,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 678,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 679,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 684,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 785,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 161,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 231,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 480,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 120,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 165,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 191,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 474,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 653,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 66,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 308,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 363,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 552,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 68,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение Повторение стр. 72,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 17,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 18,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 284,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 333,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 356,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 391,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 439,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 611,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 26,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 286,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 37,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 411,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 413,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 417,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 43,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 98,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 413,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 490,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.
Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).
А тип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.
В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.
Рассмотрим особенности каждого типа:
Тип речи – повествование.
Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).
Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?
Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).
Пример текста-повествования:
“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”
Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:
- что случилось? – в городе пошел дождь;
- где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
- когда случилось? – летом пошел дождь.
Тип речи – описание.
Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.
Текст описания состоит из следующих частей:
- общая характеристика предмета, общее впечатление;
- признаки, детали;
- общая оценка предмета.
Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.
Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).
Пример текста-описания:
“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”
Примерный текст отвечает на описательные вопросы:
- какой предмет описывается? – дождь;
- каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.
Тип речи – рассуждение.
Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».
Рассуждение состоит из следующих частей:
- тезис – мысль, которую нужно доказать;
- обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
- резюме – итоги, выводы.
Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.
Рассуждения бывают следующими:
- рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
- рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
- рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).
Пример текста-рассуждения:
“Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”
Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:
- почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
- зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.
Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:
- повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
- описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
- рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.
И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).
Рассуждение, повествование и описание… В чем разница-то? Этим вопросом школьники начинают серьезно задаваться класса с 7, потому что в ВПР присутствует соответствующее задание. Но страсти по этим типам речи нарастают к 11 классу, где их определению посвящено задание №23. Поэтому давайте разберемся, в чем различие между ними и победим путаницу раз и навсегда.
Всем своим ученикам я очень люблю приводить аналогию с кино. Это наглядно отражает разницу между типами речи. Повествование – это всегда последовательность действий, каждое из которых – отдельный кадр. Поэтому сколько дано глаголов: пришел, сел, посмотрел на меня, подумал, сказал, столько будет и кадров нашей кинопленки. Главное, чтобы действия были реальными, а не представляли собой размышления автора о том, что, может быть, он бы так сделал. Описание – это не последовательность кадров, а один кадр, но максимально подробный. Как при макросъемке мы видим мельчайшие детали, которые описаны благодаря многочисленным прилагательным и художественным тропам. Рассуждение – это, вообще, не кадры, а голос за кадром. В нем главное – это мнение автора, его оценка и идеи относительно сложившейся ситуации. А теперь о каждом типе речи подробнее.
В повествовании автор всегда отвечает на вопрос: “Что случилось?”
Поэтому главной задачей становится показ действий героя, последовательности событий, которые происходят в реальном времени. Главные показатели повествования – это многочисленные глаголы во всех трех временах, а также глагольные формы. Часто авторы прибегают к деепричастиям или деепричастным оборотам, указывающим на добавочное действие, происходящее параллельно с основным, выраженным глаголом. Также присутствуют обстоятельства места или времени, выраженные наречиями или существительными с предлогом.
Повествование бывает изобразительным : акцент делается на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие – и информативным : текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты.
Пример повествования:
Почему это повествование?
Что случилось? Пошел дождь, которого все ждали. Что указывает на последовательность действий? Глаголы: поднялся, пошел, барабанил, стекал, смывали, журчали и т.д. Что еще помогает увидеть картину? Деепричастные обороты и обстоятельства, выраженные наречиями и существительными с предлогами.
Описание отвечает на вопрос: каков предмет?
Мир в нем показан в статике, ничего не движется, нет действий, зато картина, которую описывает автор предельно ясна. Описание бывает научным и художественным. Научное описание – это максимально полная характеристика любого предмета или явления, акцент делается на информативности, яркий пример – любое определение в словаре или учебнике. Для ЕГЭ оно не востребовано, так как в основном там даны художественные или публицистические тексты, а значит художественные описания. Их цель – передать впечатление, создать целостный образ. Поэтому главным показателем описания будет наличие прилагательных, причастий, причастных и сравнительных оборотов, уточняющих конструкций, различных тропов: эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, литот, аллегорий и т.д.
Разновидности описания:
Портрет – описание человека: его внешности, походки, мимики, жестов, речевой характеристики.
Пейзаж (много видов) – описание природы или любой другой окружающей героя местности, например, городской пейзаж и т.д.
Интерьер – описание внутреннего убранства какого-либо помещения.
Примеры текстов-описаний:
Почему это описания?
Оба текста отвечают на вопрос: каков предмет? Первый описывает поместье, то есть барский дом с огородом и крестьянскими избами, а второй – подробный портрет Собакевича. Картина статична, действия нет, много прилагательных, однородных членов, причастных оборотов.
Рассуждение представляет собой размышления автора, который задается вопросом: почему это так?
Главное в рассуждении – установить причинно-следственные связи между явлениями и событиями и прийти к определенному выводу. Оно строится по схеме: тезис-доказательство-вывод, поэтому в нем нет движения, нет красочных эпитетов, зато мы четко видим мнение автора, его оценки. Показателей у рассуждения достаточно много, чтобы не путать его с повествованием: абстрактная лексика, сложный синтаксис (в основном используются сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, условия, уступки), вводные конструкции, фигуры речи: риторические вопросы, восклицания, обращения, вопросно-ответная форма изложения.
Пример рассуждения:
Почему это рассуждение?
О чем рассуждает автор? К.Г. Паустовский говорит о том, что настоящий писатель должен разбираться в поэзии, живописи, скульптуре и т.д. Его позиция честко видна. В тексте преобладает абстрактная лексика, используются сложные предложения. Реального действия нет.
Повествование, рассуждение и описание всегда присутствуют в любом тексте, плавно перетекая одно в другое. Бывают и смешанные типы, например, повествование с элементами рассуждения или рассуждение с элементами описания. Узнать их легко:
В повествовании с элементами рассуждения главным будет показ действий героя, но автор оставляет за собой право их комментировать, что-то предполагать. Это и будет вкраплением рассуждения.
В повествовании с элементами описания главным будет опять-таки действие, но оно разбавляется описательными элементами (прилагательными, причастиями, художественными тропами).
В рассуждении с элементами описания на первом месте будут размышления автора, ход его мысли, но это может дополняться яркими подробностями (прилагательными, причастиями, художественными тропами).
В рассуждении с элементами повествования мысли автора дополняются конкретными действиями героя, которые совершаются, а затем опять подвергаются анализу.
Анна Терехова
Все статьи канала собраны здесь:
Прочитав текст полностью, можно определить, какой использован тип текста. Хорошим примером типа повествования может послужить высказывание Цезаря: “Пришел, увидел, победил”. То есть, кратко и точно описано то, что произошло, сама суть. В повествовании обычно описываются события, явления, упоминаются место, время и лица. Если говорить об описании, то можно вспомнить сочинения из школьной литературы на тему природы. Вот там стопроцентное описание! Описывается природа, ее красота. Автор не жалеет красок, языковых средств, деталей, чтобы передать богатство окружающего мира. Ну, а рассуждение обычно используется для выражения позиции автора к изображаемому. Например, прочитав роман “Анна Каренина”, Вы решили написать сочинение, где хотите сделать несколько выводов о том, почему бросилась под колеса поезда главная героиня, приэтом еще и выразите свою точку зрения, правильно ли она поступила или нет. То есть, будете рассуждать, выносить свои суждения. Вот как-то так! В литературных произведениях используются все три типа текста. Например, повествование хорошо помогает автору рассказать о местах сражения, действиях армии и так далее. Описание помогает составить портретную характеристику героев, которая тесно связана с внутренним миром человека. А рассуждением будет являться точка зрения автора на сражение, на его нужность-ненужность для человечества в целом. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим СнежнаяЗима более года назад Для начала нужно прочитать текст полностью и проанализировать его. В повествовании описываются происходящие события. Это рассказ, сообщение о каких-либо событиях. Следующее предложение продолжает предыдущее и постепенно вырисовывается общая картина, раскрываются события. Описание отличается от повествования. Основная задача такого текста – описать предмет, явление и процесс или человека. Как правило, дается общее представление о предмете, а далее описываются его свойства. Описательный текст отвечает на вопросы: какой? Каков? Рассуждение включает в себя размышления на заданную тему. Автор рассуждает, приводит доказательства, делает выводы. Он не описывает последовательно события, но может дать им оценку, порассуждать. 88SkyWalker88 более года назад Есть три типа текста: повествование, описание и рассуждение. Как же их отличить.
Есть тексты, которые содержат в себе и повествование, и описание, и рассуждения. Их довольно сложно определить к какому-то конкретному типу. Но в школе в основном для подобного анализа предлагают те тексты, которые легко анализировать. Главное запомнить основные признаки разных типов:
-Irinka- более года назад Все тексты можно разделить исходя из их смысловой нагрузки. Тексты по типу могут быть повествовательными описательными и рассудительными. Чтобы понять к какому именно типу относится текст, его необходимо прочитать полностью, целиком. Тип речи повествование, когда в тексте происходит рассказ, повествование о чем-либо. В таких текстах каждое предложение рассказывает читателю о чем-то новом. Тип речи – рассуждение, когда текст лишён какого-либо образа, картинки. Суть повествования сводится к рассуждению и доказательству чего-либо. Тип речи – описание. В таком тексте происходит описание чего-либо или кого-либо. В тексте речь может идти о каком-либо предмете, животном, о человеке. В тексте происходит описание свойств, внешнего вида или характера (и не только) предмета, человека о котором идёт речь. ТокТик более года назад Типы текста изучают в начальных классах и для этого ученики должны прочитать текст, понять смысл, проанализировать. Если текст про какие-то события, которые описываются от их начала, в развитии, и чем закончились, то это повествование. Тексты, в который описываются предметы, явления, их свойства, общее представление о них, то это описательный тип текста. Рассуждение – это описание причин и следствий факта или явления с выводами. Сложно будет определить тип текста, если в нем присутствует и повествование, и описание, и рассуждение. Тогда нужно определить, чего больше. Сравнительная таблица для определения типа текста (речи) Санитарный врач 3 года назад В начальной школе по русскому языку (2,3 и 4 классы) детей учат разделять тексты на 3 типа:
Марина Вологда более года назад Тип текста проходят в в начальной школе, всего выделяют три типа текста: повествование, описание, рассуждение. 1) Повествование. Этот текст имеет начало (или по другому зачин). Далее как именно происходило событие, а в самом конце описывается то, чем все закончилось. Прочитав текс, к нему можно задать вопрос: “Что произошло, случилось?”. 2) Описание. В этом тексте описывается человек, предмет. В нем идет перечисление существительных, прилагательных, дается оценка. После прочтения текста можно задать вопрос: “Какой?”. 3) Рассуждение. В тексте присутствуют аргументы, доказательства. А в конце делается вывод. После прочтения текста можно задать вопрос: “Почему?”. Nelli4ka 6 лет назад С первых предложений не всегда определишь тип теста. Поэтому обязательное условие – прочесть его целиком. Если вы сделали это достаточно ответственно, далее будет все очень просто:
Devochka 3 года назад Для определения важно знать, о чем говорится в разных типах текста. В **повествовательном** повествуется, рассказывается, сообщается о чем-либо. В описательных описываются люди, животные, предметы, события, картины природы. В текстах-рассуждениях рассуждается, описывается, доказывается что-то. Если, прочитав текст, вы смогли ответить на вопрос что? где? как? когда произошло?, то это повествовательный текст. Ответили на вопрос какой? какая? какое?, значит текст это описательный. Если ответили на вопрос почему?, то это текст рассуждение. Знаете ответ? |