Толковый словарь как найти значение непонятного слова

Электронная библиотека

Как правило, Вам необходимо знать смысл часто употребляемых слов или фраз, если от них зависит понимание текста в целом. Од­нако отдельные авторы повторяют свои мысли, поэтому, продолжая чтение, Вы можете понять смысл соответствующего выражения ис­ходя из контекста. В некоторых случаях перед Вами не стоит задача понимать каждое прочитанное слово, и не надо тратить на это свое время.

Однако возможен случай, когда Вам необходимо точно знать смысл слова или фразы. Тогда рекомендуется придерживаться следующих процедур:

1) Решите, насколько важно, имея в виду цели Вашего чтения, по­нимание текста в целом.

2) Перечитайте непонятное слово или выражение в составе предло­жения. Посмотрите, нельзя ли сделать разумное предположение относительно его смысла на основании:

· того, что Вы уже знаете из содержания;

· того, что Вы прочитали ранее;

· того, что Вы прочитали после непонятного места;

3) Если все это Вам не помогло и Вы по-прежнему считаете необхо­димым знать точный смысл этого слова или выражения, обрати­тесь к словарю или спросите у кого-нибудь.

Помните, что при каждом Вашем обращении за разъяснениями к кому-то и к словарю Вы прерываете «поток» своего чтения. Иногда это неизбежно, но во многих случаях вполне возможно пропустить непонятное слово или «домыслить» его значение без ущерба понима­нию смысла предложения и сообщения в целом.

— Встречая непонятное слово или выражение, задайтесь вопросом, насколько оно важно. Если Вы решили, что слово важно, учитывая его роль в предложении, частоту использования или исходя из целей Вашего чтения, вначале постарайтесь предположить его значение.

— Для этого используйте общий контекст, знакомые части слова и, наконец, словарь.

После того как Вы решите, что поняли слово, перечитайте все предложение и, возможно, предшествующие предложения. И только тогда продолжайте чтение.

Приведите два примера отличия чтения научной и технической литературы от чтения учебной литературы.

Приведём такие примеры отличия. Во-первых, при чтении учебной литературы крайне редко приходится выискивать точный смысл непонятных слов, в случае если Вы последовательно изучаете материал текста. Задача, которую ставят перед собой авторы учебных текстов – формирование у студента базовых знаний по определенному курсу, а также определенных навыков и умений. Излагается учебный материал в последовательности, помогающей студенту шаг за шагом усваивать новые для студента знания. Специфичным терминам (словам), понятиям в тексте дается определение, поэтому для того, чтобы продолжить чтение текста дальше нужно понять смысл часто применяемых в тексте слов. Учебные тексты пишутся авторами с максимальной установкой на восприятие их обучаемыми. Научные и технические материалы таких задач не преследуют. Автор таких текстов выражает свои идеи, используя научную, техническую терминологию, и присущие только ему выражения, он не ставит перед собой цель, чтобы ее воспринимали неподготовленные читатели. Поэтому такие статьи приходится читать со словарем, для того чтобы понять смысл новых слов, а затем уже и смысл всего предложения, в которое входит непонятное слово. Такие статьи не обязательно читать, как говорится, «от корки, до корки», стратегия чтения таких статей, книг у каждого своя.

Итак, в этой главе мы рассмотрели, что такое чтение вообще, чте­ние с определенными целями и ряд стратегий, обеспечивающих по­нимание прочитанного. Следует заострить Ваше внимание на моментах, принимаемых нами как само собой разумеющиеся, в ча­стности на целях и процессе чтения.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Как найти значение непонятного слова?

Литература. 1 класс литературное чтение.

Если в первом классе- уже- литературу дают, то- при прочтении текстов- должны быть сноски или пояснения в конце, где непонятные слова объясняются- вполне-

доходчиво, чтобы не оставлять читателя в недоумении.

Необходимо обзавестись толковым словарем для школьника. Это очень сильно поможет.

Однако есть случаи, когда можно обойтись и без словаря. Здесь поможет знание однокоренных слов, так что значение слова раскрывается за счет знакомых морфем.

Ну, есть еще один способ: очень часто помогает контекст. То есть то окружение, в котором встречается данное слово, очень понятно и прозрачно на столько, что значение слова становится гораздо более ясным. Обращайтесь к контексту, в котором употреблено данное слово.

Но словариком обзавестись всё же не помешает.

Каким может быть горе? Каким угодно в принципе.

Первое в голову приходит

Иногда говорят:»Горе ты моё горькое». Но, обычно подразумевают совсем другое.

Не проходящее горе

Не выплаканное горе

Перечислим несколько эпитетов ( чаще всего это прилагательные ), которые характеризуют слово «Цель» :

Краткое содержание сказки «Лягушка-путешествен­ ница» для читательского дневника:

Какая бывает гроза?

Ещё гроза может быть:

Источник

Обратитесь к письменным источникам информации

Для того, чтобы узнать значение какого-либо слова, нужно обратиться к источникам информации, располагающими необходимой теорией по заданной тематике. Такими источниками являются в первую очередь:

  • Википедия – это самый популярный интернет ресурс, энциклопедия, которую составляют люди с разных концов планеты. В ней есть информация практически по любой теме и её легко получить. Достаточно просто ввести нужное слово в поисковой строке 
  • Сайты-словари – если по какой-либо причине википедия не подходит, то введите нужное вам слово в вашей поисковой системе и пойдите по первым ссылкам, которые будут вести на интернет словари. Например так: “Чёрная дыра значение слова”.
  • Толковый словарь – если под рукой нет интернета, возьмите словарь, и ищите нужное вам слово в соответствии с русским алфавитом. Сначала по первой букве в слове, затем по второй и по порядку. 
  • Энциклопедии – если ни интернета, ни толкового словаря, то следует порыться в книгах. Наверняка вы отыщите энциклопедию, или другой словарь, не толковый. 
  • Книги, статьи, журналы – Если поискать более внимательно, вдумчиво, то можно найти информацию в более неожиданных источниках. Посмотрите на название книги, вдруг она тематически подходит и именно там вы отыщите значение вашего слова.

Обратитесь к людям вокруг вас

Как это не удивительно, но порой мы забываем, про казалось бы самый простой способ получить информацию. Просто спросить другого человека. Главное не стесняться. Это могут быть: 

  • Учителя, преподаватели – это люди, которых можно спросить в первую очередь, ведь это их работа, объяснять и обучать. Просто спросите их о неизвестном вам значении слова.
  • Родители – порой мы забываем, что наши родители могут знать самые разные вещи, и не стоит пренебрегать общением с ними. 
  • Друзья, одноклассники, знакомые – не бойтесь и спросите своих друзей. Вам может показаться, что глупо спрашивать своих сверстников, или ребят постарше, но это не так. В таких вопросах нет ничего постыдного или глупого.
  • Другие люди – если атмосфера вокруг вас достаточно дружелюбная, спокойная, то скорее всего люди, даже малознакомые, смогут помочь вам. 

Напишите мини-сочинение на тему школьных дней (на английском), по плану вступление,преимущества(школы),недостатки(школы),итог. Используя данные выражения: Some of the advantages:

to become smarter, to develop your mind, to take part in school activities, to have good sports facilities, to have good and experienced teachers, to have interesting school traditions, to develop your imagination, to study interesting subjects, to learn new things, to prepare for adult life, to have a lot of friends, to enjoy school life and friendship…

Some of the disadvantages:

not to need so much knowledge, to have no time for sports and hobbies, to get up early in the morning every day, to be tired of doing homework, to work too hard, not to be allowed to do what you want to, to have boring lessons, to be afraid of some teachers, to have too many extra subjects, to worry about getting good marks, to have many tests, school has nothing to do with real life…

Способы толкования лексического значения слова в толковых словарях

В толковых словарях русского языка лексическое значение слова объясняется (толкуется) четырьмя основными способами.

Способ № 1. Сообщается о главных, отличительных признаках названного предмета, явления, факта, события.

Сурдопедагогика — методика преподавания глухонемым.

Таблица — перечень чего-нибудь или сведения о чём-нибудь, расположенные в определённом порядке.

Способ № 2. Слово толкуется в словаре с помощью подбора к нему синонимов, т.е. слов, сходных или близких по смыслу.

Слух — молва, известие о чём-нибудь.

Взгреть — ругать, сделать выговор, наказать.

Способ № 3. Слово определяется с помощью разъяснения корневых морфем, образующих данное слово.

Камнепад — падение камней в горах.

Водовоз — тот, кто возит воду.

Способ № 4. Слово толкуется с помощью отсылки к другому, исходному слову в толковом словаре.

Кастрюлька — то же, что кастрюля.

Номерок — см. номер.

Система помет в словаре: грамматические, стилевые, стилистические, этимологические. Иллюстрации (примеры)

Слово в русской лексике — сложное, но интересное явление. Погружаясь в чтение толковых словарей, интересуясь наиболее точным и правильным значением слова, мы узнаём много нового. Следует разбираться в структуре толкования слова, т.е. в специфике словарной статьи. В толковых словарях слова имеют три уровня помет: пометы грамматические, стилевые и стилистические. Грамматические пометы позволяют судить о нормах склонения, спряжения данного слова, узнать, изменяемое оно или неизменяемое, есть ли производные от него слова в языке или их нет и т.д. Пример: слово сокрыть. Читая словарную статью, мы по грамматическим пометам этого слова видим, что перед нами глагол совершенного вида, он спрягается (сокрою, сокроешь и т.д.). В русском языке есть также причастие сокрытый и существительное сокрытие.

Стилевые пометы позволяют нам судить о сфере употребления данного слова; понимать, входит ли оно в состав литературного языка или же относится к жаргону, просторечию, диалектам. Пример: слово ропак. Оно имеет стилевую помету «спец.», т.е. это слово специальной лексики и относится к научному стилю. Слово паритет имеет стилевую помету «книжн.», это слово книжной лексики, оно встречается в книжных стилях. А вот слово корёжиться со стилевой пометой «прост.» относится не к литературному языку, а к русскому просторечию, следовательно, входит в состав общенационального языка.

Стилистические пометы слов дают нам представление об экспрессивности, выразительности русской лексики, о том, насколько и в каком контексте употребляемо это слово в современном языке. Слово головотяп имеет стилистическую помету «презр.», т.е. мы употребляем его с оттенком презрения. Слова вопиять и ярыжка имеют помету «устар.», т.е. это слова устаревшие (первое — архаизм; второе — историзм).

Объяснение происхождения слова (его этимологии) — это ещё один необходимый вид лексической работы, отражённый в специальных словарях (этимологических). Толкование значения слова как явления развивающегося и меняющегося со временем — важное направление лингвистических наук: лексикологии и лексикографии.

Класс — 1) аудитория, где проходят занятия; 2) сами учащиеся.

В русский язык слово класс заимствовано из французского языка в Петровскую эпоху. Французы же слово класс в значении «подразделение учащихся» заимствовали у римлян. В русском языке от слова класс был образован целый ряд однокоренных слов (например, классный), некоторые из которых сохранили в своём значении первоначальное понятие о разряде, делении, ранжировании: классовый <подход), классификация <растений).

Иллюстрации — примеры в лингвистических (аспектных) словарях для объяснения того или иного факта языка. Например, иллюстрация к наречию стихийно — Паника возникла стихийно.

В практике школьного и вузовского обучения часто приходится сталкиваться с несовершенством речи учащихся. Это выражается в неточном употреблении слов, в частой повторяемости одних и тех же слов, неумении стилистически отбирать слова в зависимости от сферы их употребления. Это является следствием того, что язык молодёжи зачастую крайне беден. А «бедная» лексика постоянно сочетается с «бедной» грамматикой. Например, пытаясь проверить слово с сомнительной гласной или согласной в корне, ученик с небольшим лексическим запасом просто не может подобрать проверочное слово.

Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться

То, что обозначает слово.

Чтобы легко понять, что такое лексическое значение слова, выбросьте слово «лексическое». Что такое «значение» слова? То, что оно «означает». Например, телефон – это устройство, с помощью которого можно позвонить другому человеку, ручка – принадлежность для письма, страх – чувство, когда мы чего-то боимся.

Но возникает вопрос, зачем тогда говорить «лексическое», если можно просто сказать «значение» слова? Потому что есть еще грамматическое значение.

Чем лексическое значение отличается от грамматического

Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.

А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.

Виды лексических значений

Основных видов два – прямое и переносное.

Прямое

Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.

Переносное

Когда слово связывается с каким-то предметом через другой предмет. Например, как связались слова «золотые» и «руки»? Через другой предмет – золото. Золото – это драгоценность. Золотые руки – то есть такие же драгоценные, как золото.

А как связаны слова «чистая» и «совесть»? Через представление человека о чистоте и грязи. Чистая совесть – то есть не «испачканная» плохими поступками, точно так же как ничем не испачкана «чистая вода».

Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.

Связанные и не связанные

У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.

Например, идти – то есть передвигаться пешком, перемещаться из одной точки в другую (поезд идет), начинать делать что-либо (идти в пляс) и т. д. У всех этих значений есть общий компонент – идти из одного места в другое. Я иду (из дома в институт), поезд идет от станции к станции, девушка стояла в углу, а потом пошла танцевать – всегда имеется в виду перемещение «из пункта А в пункт Б».

Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.

Бывает так, что слово одно, а значений у него несколько. Если они не связаны, то возникает «омонимия», а слова получают название «омонимы». Например, брак – свадьба и брак – недостаток в товаре. Никакой связи.

Схожие и противоположные

Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.

Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.

Лексическое и лексикографическое значение слова

Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.

Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.

И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.

А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.

Есть ли границы у лексического значения

Они могут быть у слов, которые обозначают предметы, например, «стол», «кровать», «ручка» – понятно, что это такое. Обозначил предмет и всё тут.

А что такое любовь? Счастье? Одиночество?

Почему Пушкин, Есенин, Лермонтов, Бродский писали стихи о любви? Почему другие поэты писали и продолжают их писать? Потому что они пытаются понять, что это слово значит и ВЫРАЗИТЬ его значение. Но у них не получается. Потому что значение слова «любовь» бесконечно и при том еще очень индивидуально.

Полезные материалы для учеников и родителей

Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.

Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:

Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.

Лексическое значение

  • Лекси́ческое значе́ние — соотношение звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности. Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и т. д., а только наиболее существенные, помогающие отличить один предмет от другого. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым определяются общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление. Например, лексическое значение слова жираф определено так: «африканское парнокопытное жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами», то есть перечисляются те признаки, которые отличают жирафа от других животных.

Значение имеют не все слова русского языка. Слово может иметь одно лексическое значение (однозначные слова): синтаксис, тангенс, ватман, потайной и др. Слова, имеющие два, три и более лексических значения, называются многозначными: рукав, теплый. Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Определить конкретное значение многозначного слова можно только в контексте: звезда — на небе зажглись звезды; звезда экрана; морская звезда.

Лексическое значение может быть объяснено:

* описательно, характеристикой отличительных признаков предмета, действия, явления;

* через однокоренное слово;

подбором синонимов.Лексическое значение слова приводится в толковых словарях.

Термин «лексическое» или, как в последнее время стали говорить, «смысл слова» не может считаться вполне определенным. Под лексическим значением слова обычно разумеют его предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка. Общественно закрепленное содержание слова может быть однородным, единым, но может представлять собою внутренне связанную систему разнонаправленных отражений разных «кусочков действительности», между которыми в системе данного языка устанавливается смысловая связь.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Коллокацией называется словосочетание, имеющее признаки синтаксически и семантически целостной единицы, в котором выбор одного из компонентов осуществляется по смыслу, а выбор второго зависит от выбора первого (например, ставить условия — выбор глагола ставить определяется традицией и зависит от существительного условия, при слове предложение будет другой глагол — вносить).

Для информации по скрытым категориям в Википедии, смотри Категория:Скрытые категории.Скры́тая катего́рия (криптоти́п) — семантические и синтаксические признаки слов или словосочетаний, не находящие явного морфологического выражения, но существенные для построения и понимания высказывания. Скрытые категории оказывают влияние на сочетаемость данного слова с другими словами в предложении.

Категория эвиденциáльности в лингвистике — набор грамматических или лексических значений, выражающих эксплицитное указание на источник сведений говорящего относительно сообщаемой им ситуации. Эвиденциальность достаточно распространена в языках мира — она является грамматической категорией приблизительно в каждом четвёртом языке. В таких языках в любом высказывании при помощи специальных грамматических средств указывается источник сведений говорящего — например, видел ли говорящий то, о чём он сообщает.

О служебных словах в информатике см. Зарезервированное слово.Служе́бные слова́ — лексически несамостоятельные слова, имеющие в языке не номинативную функцию (они не называют предметы, свойства или отношения), а лишь выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений. Противопоставляются знаменательным, или самостоятельным, словам, отличаясь от них, помимо значения, отсутствием морфологических категорий. Приближаясь к словоизменительным морфемам.

источники:

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-leksicheskoe-znachenie-slova

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Введите слово в форму поиска для того чтобы найти его значение более чем в 10 различных словарях!

В русском языке есть больше 150 тыс. литературных слов и более 250 тыс. диалектизмов. Чтобы понять, что значит слово, прибегают к специальным толковым словарям. В них даны определения наиболее расхожим и употребляемым лексическим конструкциям.

Значение слова отражает соотношение звуковой оболочки реальным явлениям или предметам. Оно является структурным элементом, отвечающим за заключенный смысл, содержание (внутренняя часть). Звучание же выступает в качестве внешней, материальной оболочки. Между этими частями всегда остается непрерывная связь.

Не стоит путать значение слов с понятием. Эти структурные части одной лексической конструкции взаимосвязаны, но не тождественны. Например, понятие слова «ядро» подразумевает внутреннюю часть чего-либо. Значения же слова могут говорить о центральном элементе плода, частицы, атома и прочих предметов объективного мира, или же об основной составляющей структуры или коллектива. Поэтому понятие у слова всегда одно, но при этом допускается многозначность использования.

Для определения разных значений лексических конструкций используются разнообразные сборники и пособия. К ним относится и толковый словарь Ожегова С.И., Даля В.И., малый и большой академические словари. В них можно найти книжные и переносные значения. В первом случае речь идет о содержании, вкладываемом в литературе и печатных изданиях. Переносное значение является производным от книжного и относится к нему ассоциативно или метафорически, то есть через сопутствующие образы.

Добавить комментарий