Обучение в школе в последние десятилетия направлено не на запоминание изложенных учителем фактов в готовом виде, а на осмысление той или иной информации. Поэтому всё большую актуальность приобретают педагогические приёмы, разработанные в рамках технологии критического мышления. В их число входит методика «Толстые и тонкие вопросы».
Понятие «толстых» и «тонких» вопросов и суть приёма
«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы:
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Кто? Что? Когда? Как звали… ? Было ли… ? |
Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ? |
Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:
- обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
- отрабатывает умение формулировать вопросы;
- воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:
- умения погружаться в текст;
- способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
- навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.
Американский учёный Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».
Использование техники на уроках в школе
«Толстые и тонкие вопросы» отлично вписываются в любой этап урока:
- На стадии актуализации полученных знаний приём помогает вспомнить пройденный материал.
- На этапе осмысления вопросы служат для усвоения знаний по ходу их изложения (например, в процессе чтения текста или составления конспекта).
- В процессе закрепления информации с помощью размышлений в рамках «Толстых и тонких вопросов» дети с успехом могут продемонстрировать полученные знания, умения и навыки.
Приём может быть использован на уроках любого цикла. Работа с его применением строится в 3 этапа:
- I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые». Причём в начальном звене малышам можно предлагать дополнять начало каждого вопроса, а вот в среднем и старшем ребятам следует учиться составлять их полностью.
- II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.
- III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме
Задача предподавателя — показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников, а через пару месяцев регулярного использования составление таблицы может быть отдано на откуп детям.
Особенности работы с приёмом в начальном, среднем и старшем звене
С детьми разного возраста использование техники «Толстые и тонкие вопросы» имеет некоторые различия. Они связаны с количеством предлагаемых формулировок и работой над составлением таблицы. Что касается первого аспекта, то в начальном звене (таблицу можно начинать заполнять уже во 2 классе) рекомендуется не формулировать много «толстых» заданий, так как малышам ещё довольно трудно давать ответы на проблемные вопросы, требующие определённого жизненного опыта. Также в работе с учащимися 1–4 классов составление таблицы должно вестись вместе с учителем, а самостоятельное освоение вопросника возможно только на этапе создания «тонких» вопросов.
В среднем звене ребята должны сами формулировать проблемные вопросы, а вот ответы на них учителю следует корректировать. Педагог может назначать «специалистов» по вопросам разного характера, только обязательно следует учитывать то, что «тонкие» задания значительно проще составляются и не требуют аналитического подхода при ответе.
В старших классах вся работа с таблицей становится самостоятельной. И задача учителя — направлять ход рассуждений в соответствии с целями урока.
Примеры использования
Литература
Как уже было сказано, приём «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на уроках любого цикла. Однако гуманитарные и естественные науки, предполагающие работу с текстом, открывают большие возможности для применения техники. Например, на уроке литературы при изучении романа Тургенева «Отцы и дети» таблица может иметь такой вид:
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Кто главный герой? Что связывало Базарова с Аркадием? Когда они познакомились? Как звали возлюбленную главного героя? Было ли чувство взаимным? |
Дайте три объяснения, почему Павел и Николай Кирсановы вели разный образ жизни? Объясните, почему Базарова тяготили его родители? Почему, вы думаете, Аркадий дружил с Базаровым? В чём различие взглядов на жизнь Анны Сергеевны и Фенечки? Предположите, что будет, если Базаров появится в сегодняшнем обществе? Мог ли Базаров жениться и зажить тихой семейной жизнью? |
Русский язык
В процессе рассмотрения темы «Причастный и деепричастный оборот» дети могут проработать такой вопросник:
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Что обозначает причастие? Что обозначает деепричастие? Как отличить причастие от деепричастия? |
Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия? Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие? Почему, вы думаете, обороты выделяются запятыми? В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения? Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия? Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её? |
История
На уроке истории в рамках темы «Причины Второй мировой войны» ученики могут составить вопросник по такому образцу:
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Кто руководил нападением на Польшу? Что связывало политических руководителей Европы накануне войны? Когда произошло первое нападение немецких войск на СССР? Как звали главнокомандующего советских войск? Было ли известно руководству СССР о готовящемся нападении? |
Дайте три объяснения, почему была допущена война в Европе? Объясните, почему нельзя было избежать такого способа разрешения конфликта? Почему, как вы думаете, Сталин не прислушался к прогнозам аналитиков о намерениях Гитлера? В чём различие подходов в подготовке солдат немецкой и советской армии? Предположите, что было бы, если бы СССР проиграл войну? Мог ли Жуков сократить человеческие потери? |
Обществознание
«Толстые» и «тонкие» вопросы на уроках обществознания позволяют детям рассмотреть многоаспектность темы. Например, «Значение технического прогресса в жизни общества».
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Что такое технический прогресс? Когда человек начал понимать, что у прогресса есть отрицательные стороны? Было ли возможным будущее человечества без технологий? |
Дайте три объяснения, почему технологии прочно вошли в жизнь каждого человека? Объясните, почему общество зависит от технологий? В чём различие европейского и американского подхода к технологическому прогрессу? Предположите, что будет с обществом, если технологии перестанут развиваться? |
География
Для уроков географии приём «Толстые и тонкие вопросы» особенно удобен, так как позволяет глубже проанализировать те или иные природные явления. Так, при изучении темы «Мировые океаны и экологические проблемы» составление таблицы может стать основой для подготовки и написания проектных работ.
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Что такое океан? Что связывает все океаны? Когда они образовались? Как называли океаны в древности? Было ли такое же количество океанов в начале цивилизации? |
Дайте три объяснения, почему большое скопление воды называется океаном? Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях? Почему нельзя пить воду из океана? В чём различие Тихого и Индийского океанов? Предположите, что будет, если океаны высохнут? Мог ли океан не замёрзнуть в период вечной мерзлоты? |
Биология
На уроке биологии тема «Бактерии» может быть также рассмотрена при составлении таблицы вопросов:
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Что такое бактерии? Когда впервые упоминаются бактерии? Как звали учёных, которые занимались изучением строения бактерий? Было ли возможным дальнейшее развитие человечества без изучения бактерий? |
Дайте три объяснения, почему бактерии так важны для человека? Объясните, почему бактерии являются живучими организмами? Почему, как вы думаете, есть вредные бактерии? Предположите, что будет, если бактерии исчезнут? |
Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в дальнейшей доработке. А дети с его помощью учатся искать ответы на поставленные вопросы в голове, а не в интернете, то есть проявляют смекалку и знания.
Для
чего и как используется приём «Толстые и тонкие вопросы»
В
контексте образовательного процесса для школьников важно не просто научиться
механически запоминать и воспроизводить предлагаемый материал, но овладеть
навыком установления причинно-следственной связи. С этой целью применяются
методические приёмы развития логического мышления ученика, в числе которых
обучение умению ставить вопросы и отвечать на них — как кратко, так и
развёрнуто. Часто для этого используется такой приём, как «Толстые и тонкие вопросы».
Суть
методики
«Тонкими»
условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые»
— вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания
материала. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на
формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать.
Уровень интеллектуального развития школьника определяется по вопросам, которые
формулирует ребёнок по заданной теме. В ходе составления и разбора вопросов
между учителем и учениками происходит дискуссия, стимулирующая творческие
навыки, лучшее усвоение материала. Учитель видит, изучен ли материал, доступен
ли для понимания ученика, способен ли ученик устно изложить изученное. Обучая
детей мыслить, педагог помогает им доказательно обосновывать ответ.
Цели
методики
Применение
«тонких» и «толстых» вопросов преследует три цели:
1. Умение
последовательно перейти от информации к аргументированному раскрытию темы.
2. Закрепить
навык формулирования вопросов.
3. Научить
культуре дискуссии, уважению к чужому мнению.
Структура
школьного урока включает три этапа: повторение, изучение нового материала,
закрепление. «Тонкие» и «толстые» вопросы можно использовать на каждом из них.
Таблица:
применение вопросов на разных этапах урока
Этапы |
Реализация |
Повторение |
Дети |
Изучение |
Учитель |
Закрепление |
Дети с |
«Тонкие»
и «толстые» вопросы на уроках начальной школы
Вопросы
— вот тот простой инструмент, который позволяет педагогу направить процесс
обучения в конструктивное русло. Ещё Пифагор учил своих подопечных размышлять,
задавая им вопросы.
Примеры
заданий для младших классов:
· составить
«тонкий» вопрос по какой-либо теме и записать;
· дополнить
формулировку какого-либо «толстого» вопроса;
· самостоятельно
придумать «толстый» вопрос и ответить на него.
Таблица:
природоведение — урок по заповедникам в 4 классе
Этап |
Содержание |
Повторение |
Отвечая
|
Изучение |
Учитель
|
Закрепление |
На этапе |
Урок
чтения: творчество А. С. Пушкина
Изучая
творчество А. С. Пушкина, дети тоже могут научиться различать «тонкие» и
«толстые» вопросы. Ученикам можно предложить следующие задания:
· «тонкий»
вопрос: назовите дату рождения А. С. Пушкина (ответ: 1799 г.);
· составьте
«толстый» вопрос, дополнив: почему «Сказки» А. С. Пушкина… (любят взрослые и
дети, читают во всём мире, переведены на иностранные языки).
· «толстый»
вопрос: как в произведениях поэта раскрывается мудрость народа?
Отвечая,
ученик приводит примеры из произведений, вспоминает содержание, подкрепляет
ответы текстом.
Использование
приёма в средней школе
В
средней школе умение обдумывать и размышлять, ставить вопросы и отвечать на них
отвечает ряду задач соответствующего возрастного периода и облегчает их
прохождение. Для подростка важно и самосознание, и общение со сверстниками;
то и другое требует вопросов и ответов. В качестве задания на дом учитель
может предлагать составить «толстые и тонкие» вопросы по содержанию
произведения, текста статьи, дополнительного источника.
Таблица:
использование вопросов на примере урока литературы в 7 классе
Тема |
Рассказ |
Форма |
Урок-беседа |
Цели |
|
Предварительное |
После |
«Тонкие» |
|
«Толстые» |
|
Примечания |
В |
Итоговое |
Составить |
«Толстые»
и «тонкие» вопросы в старшей школе
В
старшем звене навык постановки вопросов совершенствуется, а педагог
корректирует и анализирует грамотность формулировок. Умение анализировать
материал и составлять вопросы требуется при написании сочинений, рефератов,
комплексной работе с текстом, помогает в устной речи выдержать логику, в
дискуссиях — обосновать свою позицию.
Таблица:
использование вопросов на примере урока литературы в 10 классе
Тема |
Роман Ф. |
Форма |
Дискуссия |
Цели |
Научить |
Предварительное |
В романе |
«Тонкие» |
|
«Толстые» |
|
Примечания |
В ходе |
Итоговое |
Подготовить |
Ответы
на «тонкие» вопросы подготовят почву для дискуссии и использования текста
произведения, для аргументированного ответа на последующие вопросы. «Толстые»
вопросы заранее подготовлены учениками и откорректированы учителем.
Варианты
«тонких и толстых вопросов» на различных уроках
Вопросы
можно смело назвать методическим средством, доступным абсолютно любому учителю
ещё с древности. Их легко встраивать в план урока, они позволяют работать и
индивидуально, и в парах, и в группах. «Толстые и тонкие» вопросы направят вашу
мысль.
Таблица:
«толстые» и «тонкие» вопросы на уроках по различным дисциплинам (примеры)
Предмет |
Тема |
«Тонкие» |
«Толстые» |
Русский |
Имя |
|
|
Литература |
Комедия |
|
|
История |
Война 1812 |
|
|
География |
Италия |
|
|
Сформированное
умение правильно задавать вопросы и отвечать на них развивает интеллект
ученика, помогает дальнейшему самообразованию. Учит вести спор, аргументировано
отстаивать позицию. Текст, рассматриваемый с точки зрения «тонких и толстых»
вопросов, легче запоминается и воспроизводится. Школьники обучаются
самостоятельной работе над содержанием статьи, произведения. Чтение становится
вдумчивым, осознанным.
Эта статья рассказывает про таблицу «Тонкие и толстые вопросы», а также еще несколько видов таблиц. Каждая из них имеет свои особенности и решает свои задачи.
Знание различных форматов таблиц позволит разнообразить процесс изучения информации, сделать его более интересным и менее трудозатратным.
Таблицы и ТРКМ
Одна из задач Технологии Развития Критического Мышления – сформировать такие навыки, которые бы помогали человеку ориентироваться в шквале информации.
Интересно: в 90е годы ХХ века мы сталкивались ежедневно с 28 000 единицами информации. Сегодня это уже 100 000, примерно книга в 300 стр.
Таблицы – это замечательный формат для такой задачи. С одной стороны они сильно сокращают количество текста, с другой – показывают необходимые взаимосвязи. А также учат:
- Структурировать, раскладывать по полочкам, разносить по категориям, упорядочивать информацию.
- Выражать идеи кратко и емко. Особенно это ценно для больших объемов сведений.
- Выделять главное, выписывать те слова, без которых смысл теряется.
- Формировать свою точку зрения и доказывать ее.
- Направлять и концентрировать внимание на разные уровни информации.
Технология РКМ предполагает условное разделение урока на 3 стадии: Вызов, Осмысление, Рефлексия.
На каждой из этих стадий применима любая из рассматриваемых таблиц. Все зависит от целей учителя и возможностей учеников.
Вызов – начало занятия, необходимо определиться с целями урока, уже имеющимися знаниями детей по теме, а также выявить вопросы и интересы. Таблица поможет быстро сделать срез по тому, что есть и понять куда двигаться дальше.
Осмысление – получение и работа с информацией, для ее усвоения. Здесь таблица определяет сценарий этой работы.
Рефлексия – завершающий этап, подведение итогов, делают выводы, высказывают свое отношение. Таблица покажет полученные сведения так, чтобы выводы напрашивались сами собой.
Таблица «Тонкие и толстые вопросы»
О важности навыка задавать вопросы
Вопросы двигают мышление вперед. Из ответа вытекает новый вопрос. Снова начинаются поиски. И ученые, и художники каждый своим методом ищут ответы на вопросы на протяжении всей истории.
Дети тоже, пока маленькие, задают вопросы. Правда, постепенно многие утрачивают это свойство. А зря.
Умение задавать вопросы – это залог успеха в поиске решений. И в учебе, и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни. Знающие рыбаки используют определенную приманку на крючок для определенной рыбы. То же и с вопросами.
У них есть сила – каков вопрос, таков и ответ.
Ты можешь получить любой ответ, только задай правильный вопрос.
✔ Он выведет за рамки поискового поля.
✔ Встряхнет привычное мышление.
✔ Погрузит в глубины текста.
Про вопросы нужно разговаривать с ребенком. Учить различать их.
Вопросы показывают уровень знаний. Поэтому НЕ нужно спрашивать ребенка. Пусть лучше он задает вопросы.
Они воспитывают уважение к чужому мнению. Если вопрос задан, то значит спрашивающий хочет узнать, что думает другой человек.
Есть разные классификации вопросов.
Пример одной из классификаций — прием Ромашка Блума. В нем используются 6 типов вопросов, которые помогают погрузиться в информацию и найти в ней различной глубины смыслы и связи. То, что с поверхности было не замечено.
Есть и другая классификация: тонкие и толстые вопросы.
Суть таблицы «Тонкие и толстые вопросы»
Вопросы делятся на 2 категории.
Тонкие вопросы направлены на выявление фактов, событий, сведений. Ответы на них можно найти в изучаемом материале урока. Они однозначные. Задавать тонкие вопросы легче.
Толстые вопросы – это вопросы «на подумать», проанализировать и сделать выводы. Ответов на такие вопросы может быть столько, сколько людей, которым их задали.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
---|---|
Кто? Что? Где? Когда? Сколько? Верно ли? |
В чем различие? Каковы цели? Что было бы, если? Почему? Как ты относишься? Зачем? |
Вариант работы с таблицей:
➤ Объясняем, чем отличаются «тонкие» и «толстые» вопросы.
➤ Обозначаем тему и готовим детей к изучению (чтение или слушание)
Если работа идет в классе:
➤ Делим учащихся на группы. Одни группы записывают тонкие вопросы по новой информации, а другие — толстые.
➤ Далее представители групп задают свои вопросы другим группам.
Возможно, будут вопросы, ответы на которые дети не нашли. О них нужно обязательно спросить. Пусть дома они поищут ответ. Эти 2-3 минуты занятия будут прививать мысль о самообразовании. О том, что знаний много и к ним есть доступ.
Если по таблице занимается взрослый с ребенком:
Вопросы делятся между ними: взрослый задает тонкие – ребенок отвечает, а ребенок – толстые и взрослый отвечает. И, наоборот.
Ребенок с удовольствием их задает. И особенно доволен, когда мама «не знает на него ответ». Тогда можно обратиться к поиску в интернете.
Для развития критического мышления
Таблицу «Тонких и толстых» вопросов удобно применять на стадии Осмысления. Ребенок как бы беседует с текстом, когда вопрос задан в предвосхищении ответа. Или закрепляет в памяти содержание, когда спрашивает уже после прочтения.
Можно эту таблицу применить и на этапе рефлексии. Тогда дети фиксируют то, что запомнили. Вопросы включают процесс припоминания. Что помогает запомнить много больше, чем запись по ходу чтения.
Примеры таблицы «Тонкие и толстые вопросы»
В этом примере по теме «Погода и климат» 2 кл. Окружающий мир, ребенок придумывал толстые вопросы. Такие вопросы задать без знания темы нельзя.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
---|---|
• Что такое атмосфера? • От чего зависит погода? • Как называются различные виды осадков? • Какую температуру называют отрицательной? |
• Что было бы, если бы не было атмосферы? • Почему на экваторе так много осадков? • Почему ветер дует с разной скоростью? |
Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал» (ЗХУ)
Суть таблицы ЗХУ
Эта форма таблицы наглядно показывает какие знания были в начале изучения вопроса, а какие появились. Ученик видит, что их стало больше.
✔ Она позволяет актуализировать имеющиеся знания и наметить ключевые слова темы.
✔ Помогает управлять вниманием. Таблица нацеливает на поиск той информации, которую ученик определил для себя сам.
✔ Прием удобен для работы с текстами, где много точных данных.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
---|---|---|
Что мы знаем | Что мы хотим узнать | Что мы узнали |
Вариант работы с таблицей
➤ Озвучиваем тему занятия.
➤ Выписываем сначала индивидуально, затем в группе (если она есть) те факты по теме, которые дети уже знают.
➤ Задаем вопросы к этим фактам и записываем в колонку «Хочу узнать».
➤ Изучаем тему. Наверняка появятся вопросы, которые сначала не пришли в голову. Дописываем.
➤ Вписываем в колонку «Узнал» ответы на вопросы из второй колонки.
Те вопросы, которые остались не отвеченными, а узнать по-прежнему интересно, можно оставить на самостоятельную работу дома. Узнать при помощи родителей, интернета, книг.
Для продвинутого уровня (с 3-го класса) можно добавить еще 2 колонки: главные слова/категории и источники.
Сначала заполняем колонку «Главные слова» – категориями по теме, а затем уже конкретные сведения записываем в колонку Знаю.
Дальше эту колонку можно превратить в отдельную таблицу, где каждое главное слово будет отдельной колонкой. И уже она пополняется сведениями.
Столбик «Источники» нужен для того, чтобы:
- научиться записывать источники информации
- в дальнейшем фиксировать откуда мы что узнаем и строить наши суждения более весомыми, с опорой на авторов
Для развития критического мышления
Работа с этой таблицей идет на протяжении всего урока. Но больше всего она эффективна для этапа Вызов. С ее помощью дети ставят себе цели, что они хотели бы узнать по теме. Те, кто постарше на этом же этапе формируют категории, векторы по которым пойдет изучение материала.
Но и на этапе Рефлексия идет не менее важное осознание того, что нового узнали, какими связями прошили старую и новую информации. Буквально видим новые знания.
Примеры таблицы ЗХУ
Ребенок увлекается камнями, поэтому с удовольствием читает про них. В таком случае узнать больше про Берилл входит в круг его интересов. Заполним таблицу и запомним про камень намного больше, чем просто при чтении.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
---|---|---|
• Есть камень Берилловый изумруд. Он бывает прозрачным и нет. • Это драгоценный камень • Аквамарин — это разновидность Берилла. Меняет цвет в зависимости от угла просмотра. • Он светло- зеленых тонов. |
• Есть ли еще разновидности Берилла? • Как используют кроме как украшения? |
• Есть еще разновидность — гелиодор. • Берилл содержит бериллий — очень легкий металл и жаропрочный. Его называют металлом будущего. • Это метаморфический камень. • Бывает еще желто-зеленых тонов. |
Таблица Плюс – Минус – Интересно (ПМИ)
Суть таблицы ПМИ
Эту таблицу используют, чтобы внести эмоциональный слой в изучении сухого и/или сложного материала. Инструкции. Научные статьи. Документы.
✔ Увеличивает понимание и запоминание трудных для восприятия текстов.
✔ Мотивирует, увлекает изучением сложных вопросов, благодаря включению личного опыта.
✔ Направляет внимание на различные аспекты вопроса, темы. Ее положительные и отрицательные элементы.
Такой навык помогает аргументировать свою точку зрения. Потому что когда ты знаешь минусовые доводы, а защищаешь положительную точку зрения, то она становится более весомой, более убедительной. Развивать его можно через игру Хорошо-плохо.
Плюс | Минус | Интересно |
---|---|---|
Собираем ответы на вопрос «Что в этом хорошего?» | Отвечаем на вопрос «Что в этом плохого?» | Пишем о том, что в этом интересного? |
Колонка «Интересно» — самая трудная для ученика. Поэтому начинать можно с одного ответа. Если в ней остались вопросы, которые не нашли ответов, то они останутся для самостоятельного изучения. Чтобы ученик сам взял источники и искал ответ, нужна увлеченность. Один из способов ее появления – таблица ПМИ.
Вариант работы с таблицей
➤ Чертим таблицу и объясняем задачу.
➤ Открываем текст для изучения. Читать его будем небольшими отрывками.
➤ Сразу разносим факты в свои колонки. Нужно пощупать «внутренним чутьем» как они эмоционально окрашены.
➤ Меняемся с соседом и смотрим, что записал он. Если что-то понравилось, записываем к себе.
➤ Некоторые пары могут озвучить на всю группу, что они записали.
Для развития критического мышления
Плюс – минус – интересно лучше использовать на стадии осмысления. Когда идет работа над изучением информации. Включаем оценочную позицию и с нее распределяем идеи.
Примеры таблицы ПМИ
Плюс | Минус | Интересно |
---|---|---|
• Есть приспособления, для того, чтобы опускаться на дно. • Малоизученная область и в ней много еще не открытых ресурсов. |
• Организм человека такой непрочный. • Шланг мешает водолазу двигаться. • Организация вылазки на дно океана дорого стоит. |
• Есть ли на дне разумные существа? • Что нужно знать и уметь, чтобы стать водолазом? |
Сюжетная таблица
Суть сюжетной таблицы
Эта таблица подходит для осмысления исторических текстов, литературных произведений, для текстов, в которых есть события и действующие лица. Отвечая на вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Почему?, ребенок воссоздает скелет сюжета. В дальнейшем он может опираться на этот скелет.
Когда таблица будет заполнена несколько раз или несколько десятков раз и дети будут отвечать на вопросы таблицы уже автоматически в голове, то значит свои задачи она выполнила. А именно:
✔ Учить выделять главное.
✔ Формировать навык находить взаимосвязи.
✔ Видеть сюжетные линии каждого персонажа.
Вариант работы с таблицей
➤ Группы занимаются каждая своим текстом и составляет по нему свою сюжетную таблицу.
➤ Затем обмениваются тетрадями и пишут рассказ по таблице, подготовленной другой группой.
➤ Сравнивают текст с получившимся рассказом ребят.
Примеры Сюжетной таблицы
Кто? | Что? | Где? | Когда? | Почему? |
---|---|---|---|---|
Кот в сапогах | Наследство | Река, поля, замок | Во время путешествия короля | Служба хозяину |
Людоед | Превращение в льва и мышь | Замок | В гости пришел Кот в сапогах | Попросил кот |
Карабас | Превращение в маркиза | Река | Во время путешествия короля | Кот его так представил королю |
Король | Путешествие | Владения людоеда | Однажды | Кот его пригласил |
Сводная таблица
Суть сводной таблицы
Ее используют тогда, когда нужно провести анализ нескольких событий, предметов, персонажей. Сравнить несколько объектов.
Таблица состоит из произвольного количества колонок. Средняя колонка называется «Линия сравнения». В ней находятся категории, по которым будут сравниваться объекты. Категории можно определить как до, так и после чтения текста.
В процессе составления такой таблицы ученик узнает различные значения категории/понятия, как они могут быть представлены в реальности. В итоге получается морфологическая матрица объекта/явления в категориях и их значениях. В ней и обобщение материала и его анализ. Все зависит от фокуса внимания и цели изучения.
Лучше, если ученики выберут категории сами. И по сути – это будут цели урока, созданные учениками. Это положительно скажется на мотивации к изучению материала. Количество «линий сравнения» нужно не меньше 3, и не больше 6.
✔ Обучает анализировать информацию.
✔ Помогает работать с большими объемами данных.
✔ Тренирует мыслить категориями.
✔ Учит рассматривать объекты с разных сторон.
Вариант работы с таблицей
➤ Предлагаем тему. В ней есть несколько однотипных объектов/явлений.
➤ Делим класс на группы.
➤ Каждый участник группы получает свой объект для анализа.
➤ Группа определяет по каким категориям будет собирать информацию об объекте.
➤ После того, как каждый участник собрал сведения по своему объекту, он делится ими с группой.
➤ Составляют общую таблицу. Можно дописывать «линии сравнения», если в процессе изучения появились новые.
➤ Далее группы рассказывают у кого, что получилось. Категории в группах разные, поэтому будут дополнительные сведения об объектах. А также другие категории с их возможными значениями.
Для развития критического мышления
Использовать сводную таблицу можно на любой стадии урока.
Если это вызов, то здесь ученики предлагают категории для сравнения. Тема должна быть хотя бы немного знакома.
Во время Осмысления собирают и вписывают в таблицу. Она становится опорным конспектом для ответов на вопросы, написания текста по теме, дискуссии.
На стадии Рефлексия заполняют таблицу уже после изучения материала с целью припомнить и закрепить то, что узнали.
Примеры сводной таблицы
Таблица-синтез
Суть таблицы-синтез
Эту таблицу используют как при работе с художественным текстом, так и с учебным. Она нацелена на отслеживание собственной реакции ученика на текст. Через таблицу читатель фиксирует те мысли, которые появились в ходе диалога с книгой.
При первом прочтении текста заполняются первые две колонки. Затем на их основании записываем мысли в третью колонку.
✔ Глубокое понимание текста, множества взаимосвязей.
✔ Активирование собственного опыта и накопленных знаний по теме.
✔ Осознание через текст своих интересов, важных тем, по сути — источников личности.
Ключевые моменты | На чем остановилось внимание | Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня (анализ) |
---|---|---|
По мере чтения заносим сюда важное по теме | Вписываем слова, которые привлекли наше внимание | На основании первых колонок анализируем почему, что у меня такое есть, что зацепилось |
Вариант работы с таблицей
➤ Дети читают или слушают текст и выписывают ключевые моменты по теме.
➤ Параллельно во вторую колонку вписывают те слова, которые может и не ключевые, но внимание привлекли.
➤ Затем читают то, что получилось в первых 2х колонках и заполняют третью. Можно что-то узнать о себе из любого текста. О своем отношении к тому, что в нем описывается.
➤ Обмениваются устно своими записями.
Для развития критического мышления
Этот вид таблицы применяется на стадии осмысления интерпретация текста под своим углом зрения. Будут выписаны те слова, которые важны именно для этого читателя.
Рефлексия в данном случае не столько припоминание фактических данных, сколько обдумывание собственной реакции на текст. Почему именно эти сведения откликаются? Что с этим связано?
Понимание и обоснование своей точки зрения – это цель критического мышления.
Примеры таблицы-синтез
Ключевые моменты | На чем остановилось внимание | Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня (анализ) |
---|---|---|
• Дед мороз подарил краски. • Стал художником. • Трудолюбивый, настойчивый человек. |
• Если захочешь станут волшебными. | • Мне хочется, чтобы все происходило само собой и быстро. • Но автор в сюжете говорит о том, что волшебные краски у трудолюбивых. |
А вот пример по теме: «Реки и озера» Окружающий мир 2ой класс:
Ключевые моменты | На чем остановилось внимание | Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня (анализ) |
---|---|---|
• Лось поскользнулся возле ручейка. • Приходи через год. • Ручеек уже в овраге. • Уносит песок и камешки. |
• Закричал • Вода камень точит |
• Я боюсь когда кто-то кричит. • Вся история про ручеек сводится к пословице: «вода камень точит» |
Выводы:
- Таблицы – наглядный конспект текста с углом зрения под определенную задачу.
- Доказали свою эффективность как инструмент для развития критического мышления.
- Помогают выявить только необходимые связи из большого количества.
- Работа с текстом через таблицы более интересная для детей.
- С ними легче усваивать и запоминать.
- Формируют необходимые навыки для работы с информацией.
P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.
Используйте таблицу «Тонкие и толстые вопросы» или попробуйте каждую из представленных. Можно взять учебный материал или художественный текст, а может даже научную статью.
Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём “Толстых и тонких вопросов. “Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Особенностью данного педагогического приема является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
Таблица “толстых” и “тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока:
-
на стадии актуализации полученных знаний приём помогает вспомнить пройденный материал.
-
на этапе осмысления вопросы служат для усвоения знаний по ходу их изложения (например, в процессе чтения текста или составления конспекта).
-
в процессе закрепления информации с помощью размышлений в рамках «Толстых и тонких вопросов» дети с успехом могут продемонстрировать полученные знания, умения и навыки.
Работа по применению приема строится в 3 этапа:
-
I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые».
-
II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.
-
III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме
На уроке прием представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы
“Тонкие” вопросы |
“Толстые” вопросы |
Кто? Что? Когда? Как …? Было ли …? |
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему, вы думаете …? Почему вы считаете …? В чём различие …? Предположите, что будет, если …? Что, если …? Может …? Будет …? Мог ли …? Согласны ли вы …? Верно ли …? |
Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в дальнейшей доработке. А дети с его помощью учатся искать ответы на поставленные вопросы в голове, а не в интернете, то есть проявляют смекалку и знания. Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопроса — относить его к “тонким” или “толстым”. Это можно делать на вопросах, которые предлагает сам учитель, или на вопросах из учебника.
Проиллюстрируем этот приём на примере фрагмента урока литературы по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Какова главная проблема, которая возникает в произведении «Капитанская дочка»? Какие реальные исторические лица действуют в произведении «Капитанская дочка»? В какой губернии находилось имение Гринёва? Как звали Савельича, «дядьку» Гринёва? За что Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость? Куда уехала Маша Миронова перед штурмом Белгородской крепости? Кто прятал от пугачёвцев Машу Миронову? От лица кого ведется повествование в произведении? |
Дайте объяснение, почему повесть называется «Капитанская дочка»? Объясните, почему свой сон Гринев называет пророческим? Почему Гринев, несмотря на сопротивление Савельича, подарил вожатому заячий тулупчик? Какие чувства испытывает герой впервые дни службы? В чем различие Гринева и Швабрина? Как вы думаете, почему Маша «с первого взгляда не очень понравилась» Гриневу? Предположите, что было бы, если Маша не встретилась с Екатериной II? Согласны ли вы c эпиграфом к произведению? |
Прием «тонких» и «толстых» вопросов по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
На берегах какой реки родился Онегин? Как звали Ленского? Кто из героев «…корсет носила очень узкий, и русский Н как Н французский произносить умела в нос»? В какую игру играл Онегин? Кувшин с какой водой ставили на стол у Лариных? В какой день недели были именины у Татьяны? Какие знаки писала Татьяна на стекле? Сколько шагов было отмерено для дуэли? Кто сделал первый выстрел? Сколько шагов было между дуэлянтами во время выстрела? |
Объясните, почему роман «Евгений Онегин» называют «энциклопедией русской жизни»? Объясните, в чем своеобразие композиции романа? Как вы думаете, способен ли Онегин любить? Как вы думаете, был ли счастлив Евгений Онегин? Объясните, почему Пушкин называет Онегина «угрюмым, томным»? Как вы считаете, почему от Онегина отвернулись все его соседи? Объясните, способен ли Онегин на высокую дружбу? Как вы думаете, почему Ленского соседи любили, а Онегина – нет? В чем своеобразие характеристики сестер Лариных? Почему две сестры никогда не бывают вместе? Объясните,почему А.С.Пушкин называет свою героиню «русскою душою»? |
Прием «тонких» и «толстых» вопросов по рассказу Виктора Астафьева «Записка». На стадии осмысления после чтения рассказа учащимся даётся задание составить три-четыре “тонких” и “толстых” вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. Вот какие вопросы были составлены учащимися:
«Тонкие» вопросы: |
«Толстые» вопросы: |
Откуда привез сын мать? Как распорядился с ее домишком? Где «забыл» мать? Что положил в карман жакетки? |
Почему сын « забыл» мать на вокзале? Что же натолкнуло его на такой шаг? Можно ли его оправдать сына или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать? Предположим, что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду? Почему такое могло случиться в жизни матери? |
Существует печальная мысль, что школа – это место, где ученики уныло отвечают на вопросы, которых они не задавали. Давайте изменим это – научим детей задавать вопросы.
В классической методике вопросы задает учитель. Разные, но чаще – репродуктивные, на воспроизведение знаний. Такие же вопросы обычно стоят в конце параграфов учебника. Чему они служат? Запоминанию. Первичному осмыслению. Раскладыванию изученного материала «по полочкам».
И это очень важно, потому что без «раскладывания по полочкам» в голове юного школьника быстро образуется каша из обрывков сведений из разных предметов.
Однако репродуктивные вопросы не способствуют развитию интереса к предмету, не учат мыслить. Не показывают степень понимания предмета. Не тренируют умение применить свои знания в новой ситуации.
И вот здесь-то и пригодится умение задавать вопросы. Вопросы задает школьник, а я с удовольствием ставлю «плюсы» или даже полновесные «пятерки» за удачный вопрос. И дети знают это, поэтому рады каждому случаю задать верный «толстый» вопрос.
Прием «тонкие и толстые» вопросы я взяла из технологии «развития критического мышления через чтение и письмо». В классическом варианте прием используется при организации взаимоопроса учеников по специальной таблице.
Левый столбик таблицы содержит вопросительные слова репродуктивного характера, например, «кто?», «что?», «когда?», «где?». С их помощью составляются «тонкие вопросы», на которые можно дать односложный ответ. Кроме того, ответы на «тонкие вопросы» уже содержатся в параграфе учебника и найти их не составляет труда.
Правый столбик заполнен вопросительными словами, которые требуют составления вопросов, требующих осмысления информации, например «почему?», «зачем?».
Такие вопросы подталкивают творческую мысль школьника, заставляют его вникнуть в смысл прочитанного или услышанного, увидеть проблему или посмотреть на нее под другим углом.
Как научить ребенка отличать «толстый» вопрос от «тонкого»? Скажу по опыту: схватывают на лету и с удовольствием применяют. Я использую вот такой пример.
На экран вывожу слайд с микротекстом: « Стрижи — перелетные птицы. На юг они улетают даже раньше ласточек, еще в начале августа». Прошу детей (это пятый класс) задать мне такие вопросы, ответы на которые есть в этом тексте. Получаю:
- стрижи — перелетные или нет?
- куда улетают стрижи в начале августа?
- когда стрижи улетают на юг?
- кто улетает раньше, стрижи или ласточки?
Вывожу на экран пример.
– А теперь, – говорю, – задайте мне такой вопрос, ответа на который в тексте нет.
И слышу, как скрипят извилины, как завертелась мысль в головах.
А потом долгожданное: «Почему стрижи улетают раньше ласточек?» Тоже вывожу на экран, добавляю для интриги: «ведь питаются они одними и теми же насекомыми».
Девяносто процентов класса поняли, с остальными еще чуть-чуть поработать, но уже индивидуально. А в это время все, кто понял, получает вот такое задание: прочитать определенный текст и задать к нему два «тонких» и два «толстых» вопроса.
Я не использую технологию развития критического мышления целиком, поэтому и прием применяю несколько по другому, вне взаимоопроса. Например, при подведении итогов какой-либо темы предлагаю для получения зачета, помимо проверки теоретических знаний, сформулировать два-три «толстых» вопроса по изученному материалу.
Напоминаю ученикам, что ответа на эти вопросы в параграфе быть не должно. Благо наши учебники предоставляют море материала. Навскидку прямо сейчас открываю учебник 8 класса. «В месте повреждения сосуда, например при порезе, начинают разрушаться тромбоциты, выделяя вещества, запускающие образование тромба».
А почему, собственно, тромбоциты начинают разрушаться?
А что это за вещества такие волшебные?
И так далее.
У этого приема есть еще один плюс. Ответы на репродуктивные «тонкие» вопросы находятся в интернете за пару кликов. Ответ на «толстые» вопросы, да еще корявенько, так скажем, сформулированные учениками, найти удается далеко не сразу. Есть время подумать самостоятельно.
А что вы думаете об этом приеме? Применяете ли его на своих уроках?
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.