Топография как найти азимут

Содержание

  • Как определить азимут по компасу на местности
  • Как определить азимут на топографической карте с помощью транспортира
  • Можно ли определить азимут на местности без компаса и карты?

Добра всем на fast-wolker.ru! Сегодня тема статьи посвящена всем тем, кто собирается на природу, в пеший поход или просто по грибы-ягоды. Находясь в лесу в знакомой ли, или незнакомой местности что бы не заблудиться, необходимо уметь ориентироваться. Навык этот рано или поздно пригодится.

Вариант использовать так называемые народные приметы, типа «мох на деревьях» или «муравейник», не прокатят. Они, попросту говоря, не помогут, поскольку совершенно не отражают действительности. А вот что необходимо с собой всегда иметь, идя в лес – так это компас.

С помощью этого замечательного прибора, который, кстати, изобретен был в Китае, вы никогда не заблудитесь и всегда сможете взять нужное направление или азимут.

Как определить азимут по компасу на местности

Итак, определяем азимут   Но, сначала вспомним — что же такое «азимут»?

Азимут – это угол между направлением на север и направлением на выбранный объект. Отсчитывается азимут всегда по часовой стрелке от ноля до 3600.

Исходя из определения понятия азимута,вычислить его  его (или как говорят в спортивном ориентировании «взять азимут»), можно следующим образом:

  1. Кладем компас на ладонь или какую-нибудь ровную поверхность. Если на ладонь, то держим параллельно земле, что бы компас лежал ровно.
  2. Ориентируем стрелку строго по направлению север-юг.
  3. Проводим мысленную линию от центра компаса до нужного объекта, например дерева. Можно положить на компас спичку, направив ее на определяемый объект.
  4. На какие цифры покажет конец спички или взгляд, те и будут обозначать азимут.

Пример. На приведенном ниже рисунке показано несколько объектов, на которые необходимо взять азимут. Ориентируем компас в направлении север-юг и проводим мысленную линию до каждого объекта. В результате получаем:

Азимут до дома составляет 450, до дерева – 1200, до моста – 1800, до мельницы 2250 и 3150 до таблички с надписью «город». Все очень просто. Стоит немного потренироваться и в дальнейшем определять азимут не составит сложности.

Ну и  приведу еще один  рисунок, на котором показаны объекты, а компас уже ориентирован север-юг. Попробуйте определить на приведенные объекты азимут.

На этом рисунке стрелками направления уже показаны. А вот на следующем – чуть сложнее, направлений нет, их надо проложить самостоятельно.

Не забываем, что направление мы прокладываем от центра компаса и считаем азимут по строго по  часовой стрелке.

Как определить азимут на топографической карте с помощью транспортира

Транспортир —  замечательный инструмент, который помогает не только в математических вычислениях, но и в туристических. По сути транспортир представляет собой половинку компаса с теми же градусными показателями. Только используем его не на местности, как компас, а на карте.

Само собой, это полезно в первую очередь тем, кто работает с картой во время своих путешествий. Навыки будут полезными; расширяем кругозор далее!  Определить азимут транспортиром просто.

Для начала находим по карте свое местоположение и ставим точку (на рисунке это точка А). Затем кладем на карту транспортир, ориентируя его сторону параллельно левой или правой стороне карты, а отметку ноль кладем на точку своего стояния (точка А).

Теперь от точки А до точки Б (определяемый объект) проводим линию. Там где на транспортире она пересечет цифровое значение – и будет искомый азимут в градусах.

Так определяется азимут, если объект расположен справа от вашей точки местонахождения. Если же он расположен слева, то определяем несколько иначе.

Когда объект на карте расположен слева от точки стояния — кладем транспортир на точку стояния, но переворачиваем его шкалу уже в левом направлении. Определяем направление на объект в градусах, а затем прибавляем к этой цифре 180. Результатом и станет искомый азимут.

Например, на рисунке направление на объект составило 1150. К этой цифре прибавляем 180 и, в результате получаем, что азимут на объект составляет 2950.  Так же все достаточно просто.

Можно ли определить азимут на местности без компаса и карты?

Определить направление без компаса несколько сложнее, но при желании можно. Конечно, лучше все-таки ходить с компасом. Если же его у вас не оказалось, то лучшим помощником станет солнце. В полдень оно обычно находится на юге и, если встать к нему спиной, можно определить стороны света. Лицом мы будем находится на юге, слева у нас будет запад, а справа, соответственно, восток.

Итак стороны света нашли, теперь надо определить азимут. В любом случае нужен транспортир. Но если его нет, то аналог можно сделать из бумаги. Бумага наверняка у вас найдется. Делаем следующим образом.

  • Берем лист бумаги (желательно сделать его квадратным) и складываем пополам. Получили угол 180°.
  • Затем перпендикулярно сгибу складываем снова пополам. Получится угол 90°.
  • Теперь сгибаем лист по диагонали, деля угол в 90°пополам. В результате получим угол в 45°.
  • Один конец острого угла (его самый кончик) отрываем и разворачиваем бумагу. В центре получим отверстие, от которого лучами расходятся сгибы обозначающие углы в 450, 900, 1800 и т.д.

Теперь остается положить лист отверстием на точку стояния, а по линиям изгиба определить направление и азимут на объект. Ниже приведу таблицу, в которой показано в какие месяцы и в какое время располагается солнце по сторонам света.

Вот и все, что необходимо знать об ориентировании на местности как при помощи компаса и транспортира, так и без них. Но лучше всего, повторю, брать с собой компас. Тогда вы в случае потери направления сможете легко и быстро найти выход из этой ситуации. Успехов!

Определение азимутов, дирекционных углов и магнитных склонений

Работа с топографическими картами включает в себя знание вычислений дирекционного угла, определения истинного и магнитного азимутов, сближения меридианов и магнитных склонений.

В топографии различают 3 вида направлений на объекты: это дирекционный угол, истинный и магнитный азимуты

Дирекционный угол – это угол α откладываемый по часовой стрелке от 0° до 360° между северным направлением координатной сетки карты и направлением на объектом. Откладывание дирекционного угла по вертикальной координатной сетки позволяет оперативно вести вычисления при работе с топографической картой.

Истинный азимут, или географический азимут – это угол A, измеряемый по часовой стрелке между географическим меридианом и направлением на объект. Разница между дирекционным углом и истинным азимутом состоит в сближении меридианов.

Сближение меридианов – это угол γ между истиyным меридианом и вертикальной линией картографической сетки.

Магнитный азимут – угол AM, откладываемый по часовой стрелке между магнbтным меридианом (направлением на Север стрелки компаса) и направлением на объект.

Дирекционый угол, истинный азимут  и сближение меридианов на карте

Дирекционный угол, истинный азимут и сближение меридианов на карте

Магнитное склонение – угол между истинным меридианом и магнитным. Восточное магнитное склонение считается положительным, западное магнитное склонение отрицательным. Величина магнитного склонения в разных местах разная и не изменяется с течением времени, поэтому на топографических картах указывается не только магнитное склонение на год составления карты, но и его ежегодное изменение. На картах масштаба 1:500 000 и 1:1 000 000 помечают районы магнитных аномалий и величины колебаний магнитного склонения.

Для определения магнитного склонения на момент вычисления необходимо умножить ежегодное изменение магнитного склонения на количество лет, прошедших с момента составления топокарты и прибавить значение, указанное на год составления.

Пример обозначения на карте магнитного склонения, сближения меридианов

Пример обозначения на карте магнитного склонения и сближения меридианов

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно. Переходить от дирекционного угла к магнитному азимуту необходимо, например, при построении маршрута движения по азимутам, учитывающего магнитное склонение, поскольку на топокарте все направления строятся по дирекционным углам, позволяющим оперативно работать с картой, ведь дирекционные углы откладываются от вертикальной координатной сетки. Движение же по азимутам на местности подразумевает использование компаса и магнитных азимутов, поэтому и необходим такой переход.

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту проводится по формуле:

AM = αδ + γ
и наоборот
α= AM + δγ

где: AM – магнитный азимут
α – дирекционный угол
δ – магнитное склонение
γ – сближение меридианов

Пример: магнитное склонение на 1982 год восточное, т.е. положительное 10°15′. Год вычисления 2011. Ежегодное изменение магнитного склонения тоже восточное 0°04′. Сближение меридианов западное, поэтому со знаком минус 2°10′. Необходимо дирекционный угол 95°12′ перевести в магнитный азимут для применения на местности.

Схема перехода от дирекциооного угалк магнитному азимуту

Схема перехода от дирекционного угла к магнитному азимуту

Сначала вычислим магнитное склонения на 2011 год:

δ = 10°15′ + (0°04′ x 29) = 12°11′

Вычисление магнитное азимута:
AM = 95°12′ – 12°11′ + (-2°10′) = 80°51′

Подготовка на топокарте маршрута для движения по магнитным азимутам

1) На топокарте необходимо наметить ориентиры на поворотных пунктах
2) Измерить дирекционные углы и длину каждого прямолинейного участка движения
3) Дирекционные углы перевести в магнитные азимуты, а расстояния в пары шагов, если движение по азимутам будет осуществляться пешком. Данные наносятся на карту, или составляется схема маршрута.

Схема маршрута движения по азимутам

Схема маршрута движения по азимутам Как двигаться по азимутам?

В отправной точке при помощи компаса измеряют, указанный на карте магнитный азимут, по направлению которого замечают удаленный ориентир и выдвигаются в этом направлении. Дойдя до намеченного ориентира, сверяют по компасу магнитный азимут, намечают следующий ориентир и таким образом двигаются до следующего поворотного пункта, дойдя до которого весь процесс повторяется, но с другим магнитным азимутом. Ориентация на промежуточные ориентиры между поворотными пунктами позволяет выдерживать направление по заданным магнитным азимутам.

Если при составлении маршрута движения по азимутам по топокарте встречается препятствие, то в схему закладываются обходные азимуты поворотных пунктов и расстояния между ними.

Если по ходу движения по азимутам на местности встречается незапланированное препятствие, и оно просматривается до конца, то на противоположной стороне намечают ориентир, дойдя до которого после обхода, сверяют магнитный азимут и продолжают движение. Если препятствие не просматривается до конца, то обход делают по приведенной ниже схеме, причем расстояние отрезка ВС прибавляют к общему расстоянию до следующего поворотного пункта

. Обход препятствий при движении по азимутам

Обход препятствий при движении по азимутам

Добавить комментарий

Что такое азимут и как его определить

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Этот термин хорошо известен людям определённых профессий.

В частности, на вопрос «что такое азимут» вам точно ответят астрономы, геодезисты, картографы, географы.

Азимут

В общих чертах с этим понятием знакомы и многие обыватели, особенно путешественники и грибники. Почему именно они? Об этом ниже.

Азимут — это…

Азимут – это горизонтальный угол, образуемый в точке наблюдения двумя лучами, один из которых проходит по меридиану (линией между северным и южным полюсами), а второй соединяет точку наблюдения и наблюдаемый объект.

Азимут отсчитывается по ходу часовой стрелки либо от северного (в геодезии), либо от южного (в астрономии) конца меридиана и находится в пределах от 0 до 360 градусов.

Азимут — это...

Что такое азимут

Кстати, в артиллерии, как и в астрономии, отсчёт ведётся с юга, только против хода часовой стрелки. Такие вот нюансы.

Определение

Различают два типа азимута: истинный и магнитный, в зависимости от того, какой меридиан принимается за базу отсчёта.

Если географический – то азимут называют истинным, если же направление берётся по магнитному меридиану, то и азимут будет, естественно, магнитным. Вызвано это тем обстоятельством, что направления на географический и магнитный полюс не совпадают.

Компас

Между азимутами (как и между меридианами) существует взаимосвязь, которая выражается через магнитное склонение. Зная его величину (она часто указывается на топографических картах), легко перейти от магнитного меридиана (направление которого указывает компас) к географическому.

Кому и для чего нужен азимут

«Всё перекаты, да перекаты, послать бы их по адресу! На это место уж нету карты, плывём вперёд по абрису» — поётся в известной песне А. Городницкого.

Абрис – это неплохо, но лучше, если бы туристы плыли всё-таки не по сделанному от руки схематическому плану, а по азимуту – тогда они наверняка бы не плутали и обратно вернулись без лишних хлопот.

Навыки ориентирования на местности необходимо знать всем, кто отправляется в путешествие по неизученному маршруту, в лес по грибы, в поход по малоизвестным тропам. Одним словом, в те места, где можно потерять дорогу или просто заблудиться.

Чтобы чувствовать себя уверенно, вам потребуется топографическая карта местности, а в идеале лучше иметь ещё компас или нехитрое приспособление под названием транспортир, хорошо знакомый многим со школьной скамьи.

Определение азимута по карте

Есть два самых распространённых способа: с помощью транспортира и по компасу. В первом случае алгоритм действий выглядит следующим образом.

  1. Раскладываем карту на ровной поверхности.
  2. Отмечаем точку своего местонахождения – от неё будет отсчитываться азимут.
  3. Выбираем интересующую нас точку – по отношению к ней будет определяться азимут.
  4. Обе точки соединяем прямой линией до пересечения с ближайшим меридианом.
  5. Приложив основание транспортира к линии меридиана, измеряем по часовой стрелке угол между проведённой линией и меридианом. Получаем географический (истинный) азимут.

Порядок действий для второго способа такой.

  1. Выбираем направление движения и находящийся на нём хорошо видимый ориентир (дерево, холм, перекрёсток дорог и т.п.).
  2. Становимся лицом по направлению ориентира, держа перед собой карту и компас. При этом следует позаботиться о том, чтобы вблизи не было крупных железных предметов (например, опор линий ЛЭП).
  3. Отпускаем тормоз компаса, чтобы его стрелка смогла самостоятельно найти северный полюс.
  4. Кладём компас на карту и совмещаем отметки севера.
  5. С помощью линейки прочерчиваем направление на ориентир.
  6. Угол между направлением стрелки компаса и прочерченной линией и будет магнитным азимутом. При необходимости конвертируем его в географический (истинный).

Определение азимута на местности

На местности азимут определяется по выбранному направлению или на намеченный ориентир с помощью компаса. Возможен и обратный вариант: по уже известному азимуту найти направление на местности.

Желательно иметь компас с визиром (например, компас Андрианова), тогда можно выставить направление более точно.

Местность

Рассмотрим оба случая:

  1. Найдем азимут на нужное направление.Отпускаем фиксатор – стрелка компаса начинает колебаться, а через некоторый промежуток времени остановится, показывая на север. Поворачивая корпус компаса, совмещаем стрелку с буквой N (или С) на шкале. Положение мушки визира укажет на градуированной шкале (лимбе) магнитный азимут на выбранный ориентир.
  2. Найдем направление, зная азимут. Поворачиваем компас до тех пор, пока указатель не встанет на цифру, которая соответствует значению магнитного азимута. Как и в предыдущем случае, добиваемся совпадения северной стороны стрелки с символом севера на лимбе. После этого можно считать, что искомое направление найдено.

Заключение

Кстати, моряки и авиаторы предпочитают использовать термин «пеленг». Фактически это тот же азимут, только он всегда отсчитывается от северного направления и всегда по часовой стрелке. К тому же моряки часто измеряют пеленг не в градусах, а в румбах (1/32 часть окружности).

Похоже, что рука статуи Ильича тоже показывает какой-то азимут (или пеленг), вот только направление было выбрано, как выясняется, неверно. Пришлось его скорректировать, вот только времени на это ушло, к сожалению, очень много.

Содержание конспекта

  • 1. Ориентирование на местности по азимутам. Определение азимутов на местные предметы
  • 1.1. Определение азимутов на местные предметы
  • 1.2. Ориентирование на местности по азимутам
  • 2. Порядок движения по азимутам
  • 3. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния
  • 4. Целеуказания от направления движения
  • 5. Обход препятствий

1. Ориентирование на местности по азимутам. Определение азимутов на местные предметы

1.1. Определение азимутов на местные предметы

Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).

Магнитный азимут – горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Его значения могут быть от 0° до 360°.

Определение магнитного азимута по компасу.

Определение магнитного азимута по компасу

Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса. При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

На рисунке магнитный азимут на отдельное дерево равен 330°.

1.2. Ориентирование на местности по азимутам

Азимут направления с точки стояния на местный предмет называется прямым магнитным азимутом. В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути, используют обратный магнитный азимут, который отличается от прямого на 180°. Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°. На рис. обратный азимут равен 150°.

Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, разный значению заданного магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. После этого, не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту.

Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, так как в этом случае снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

2. Порядок движения по азимутам

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте.

Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, а расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.

Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.

Для движения по заданному азимуту надо:

  • изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения;
  • наметить маршрут движения, легко распознаваемый по местным предметам;
  • начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
  • определить на карте длину каждого звена маршрута;
  • все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схемы.

При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

Схема для движения по азимутам

Схема для движения по азимутам

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.

Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

Таблица исходных данных для движения по азимутам


точки
Участок пути Магнитный азимут, градусов Расстояние, м Время, мин Расстояние, пары шагов
1 Сарай – курган 20 1230 15 820
2 Курган – дом лесника 330 1250 15 835
3 Дом лесника – перекресток дорог 25 350 5 235
4 Перекресток дорог – мост 335 850 10 565

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.

Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.

Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

3. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния

Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, пройденные расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточного измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.

4. Целеуказания от направления движения

В ряде случаев, особенно в разведке, результаты, полученные при подготовке маршрута движения и замеры, проводимые во время движения, могут быть использованы и для целеуказания.

Целеуказания от направления движения

Целеуказания от направления движения

Например, двигаясь по маршруту, разведка достигла района в квадрате 3098. Слева по ходу движения на удалении 2,9 км обнаружена цель, угол визирования на цель равен 11-08. Для целеуказания сначала определяют свое местоположение на местности по результатам пройденного маршрута, а затем по углу визирования и дальности – местоположение цели.

Имея такие данные, местоположение обнаруженной цели при необходимости можно передать по средствам связи вышестоящему начальнику. Получив такие данные, принимающий целеуказание легко может нанести цель на свою карту, а затем принять меры к ее блокированию или уничтожению.

5. Обход препятствий

При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

Обход препятствий

Обход препятствий: а – противоположная сторона препятствия видна; б – противоположная сторона препятствия не видна.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие (рис. а):

  • заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
  • обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия определить любым способом и прибавить к пройденному расстоянию.

При отсутствии видимости через препятствие (рис. б):

Допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов.

После изучения местности было решено обход совершать с левой стороны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки А на точку В), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 320°, а пройденное расстояние – 142 пары шагов. Сделав остановку в точке В, определяют по компасу направление соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движение до препятствия (50°) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки В до точки остановки за препятствием (точка С).

На рисунке пройденное расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С движение совершается вправо по обратному азимуту направления от точки А до точки В (на рисунке обратный азимут равен 140°) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 142 пар шагов (на рисунке до точки Д). На точке Д определяют направление по первоначальному азимуту (50°) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки В до точки С, продолжают движение к новому ориентиру.

Необходимо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150. Ам = 30, обратный будет 180+30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориентирами в пары шагов: если от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200м., то в парах шагов это расстояние равно 1200:1,5 = 800 п. ш. (1,5 м – средняя длина 2-х пар шагов).

Если позволяет обстановка, обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, ручьев, линий электропередачи и других линейных ориентиров, заранее определив по карте магнитные азимуты их направлений. В таком случае будет легко контролировать по компасу направления движения.

На автомобильных дорогах с твердым покрытием (автострадах, шоссе) имеется много путевых дорожных знаков. В боевой обстановке при ориентировании пользоваться этими знаками нужно весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.

Наряду с местными предметами для контроля движения по маршруту следует использовать элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы, промоины. Это особенно важно при движении на местности, где произошли большие изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или созданы вновь, а основные формы рельефа останутся неизменными.

При малейшем сомнении в правильности движения во всех случаях необходимо уточнить свое местоположение тщательным сличением карты с местностью. Если сделать это в движении не удается, следует остановиться и восстановить ориентирование.

Ориентирование считается потерянным, если на местности не находят обозначенных на карте объектов и не могут определить на карте свое местоположение. Случай отклонения от маршрута и потери ориентиров возникают обычно из-за слабых навыков в ориентировании или при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту.

Умение пользоваться компасом важно для туристов, грибников, всех любителей путешествий за пределами населенных пунктов. Правильно взятый азимут поможет не заблудиться и вернуться домой вовремя.

Содержание

  1. Понятие азимута и его виды
  2. Как находить азимут – 3 способа
  3. 1️⃣ С помощью транспортира
  4. 2️⃣ С помощью планшетного компаса
  5. 3️⃣ С помощью компаса и карты
  6. Определение обратного азимута
  7. Как определить азимут на местности
  8. 📹 Принципы движения по азимуту (с видео)
  9. Что такое аварийный азимут

Понятие азимута и его виды

В общем случае азимут — это угол между направлением север-юг и прямой, проведенной через точку стояния, и объект-ориентир (на местности или на карте).

С арабского этот термин буквально переводится как «направление». Азимут измеряется в пределах от 0 до 360°, отсчет берется по часовой стрелке.

Существуют магнитный, истинный (географический), геодезический, гироскопический, астрономический азимуты.

Магнитный азимут — это горизонтальный угол между линиями магнитного поля, соединяющими северный и южный магнитные полюса Земли, и направлением на какой-либо предмет. Стрелка компаса всегда ориентирована вдоль линий магнитного поля планеты и показывает одним концом на север, другим на юг. С северным концом совмещают нулевой градус на шкале компаса.Понятие азимута на схеме

Географический азимут — горизонтальный угол между географическим меридианом в точке стояния и направлением на ориентир. От магнитного отличается величиной магнитного склонения, обусловленного несовпадением истинного и магнитного полюсов.

Географические меридианы и параллели не совпадают с линиями координатной сетки на несколько градусов, поэтому при точных замерах берут поправку на сближение меридианов. Магнитное склонение и сближение меридианов указаны в нижней части топоосновы, за пределами листа.

Гироскопический азимут — угол между условной линией, проходящей с юга на север через гирокомпас, и заданным направлением. Между гироскопическим и географическим, и магнитным азимутами существуют небольшие расхождения, так как гироскоп учитывает поправку на вращение Земли (дельту гирокомпаса).

Астрономический азимут схема

Астрономический азимут

Астрономический азимут — это 2-гранный угол между плоскостью астрономического меридиана и вертикальной плоскостью заданного направления. Отсчет берется от севера (по ходу часовой стрелки).

Геодезический азимут представляет собой 2-гранный угол между плоскостью геодезического меридиана и касательной плоскостью, которая проходит через точку стояния и точку наблюдения.

В геодезии учитывают, что Земля — не идеальный шар, планета «сплюснута» у полюсов и представляет собой элипсоид вращения. Поэтому плоскость точка стояния-точка наблюдения содержит нормаль к элипсоиду.

В геологии измеряют азимуты падения и простирания пластов горных пород и трещин. Замеры делают для построения геологических карт, месторождений полезных ископаемых на поверхности и в объеме.

Для ориентирования на местности достаточно понимать разницу между магнитным и географическим азимутами. Кроме того, важно знать магнитное склонение в конкретной местности.

Магнитные полюса Земли постепенно перемещаются. Чем севернее (или южнее) местность, тем больше магнитное склонение. В южном полушарии магнитный полюс находится в океане, около берегов Антарктиды. В северном — на территории архипелага, принадлежащего Канаде.

Существуют разные способы нахождения азимута. Его можно определить с помощью транспортира, топографической карты и компаса.

1️⃣ С помощью транспортира

Для определения азимута по карте нужно иметь 📏 линейку и транспортир. На всех бумажных и электронных картах север находится сверху. Следовательно, юг находится снизу, восток — справа, запад — слева.

💡 Азимут определяют следующим образом:

  1. На карте находят пункт наблюдателя и отмечают его карандашом.
  2. Через точку наблюдателя проводят прямую линию (снизу вверх, перпендикулярно к верхнему (или нижнему) краю карты. Это направление север-юг.
  3. Находят другую точку (объект), на которую нужно взять азимут.
  4. Соединяют пункт наблюдателя и объект прямой линией.
  5. Прикладывают транспортир вдоль линии север-юг.
  6. Совмещают точку наблюдателя с центром транспортира.
  7. Читают значение на пересечении шкалы транспортира и прямой, соединяющей точку стояния с объектом. Это и есть значение истинного азимута.
  8. Прибавив (или отняв) магнитное склонение, получают магнитный азимут.

Если нужны очень точные замеры, учитывают поправку на сближение меридианов.

2️⃣ С помощью планшетного компаса

Планшетный компас состоит из пластмассовой коробочки (колбы), в которой находится магнитная стрелка на оси, и градуированной шкалы. Колба закреплена на прозрачной площадке с разметкой — планшете. Для удобства чтения карты в нее встроена лупа (не у всех моделей).

💡 Чтобы найти прямой азимут, нужно:

  1. Наложить компас на карту.
  2. Совместить край планшета с линией маршрута (или направить большую центральную стрелку в направлении объекта).
  3. Покрутить колбу компаса так, чтобы параллельные красные линии на ее дне стали параллельны стрелке компаса и линиям долготы на карте.
  4. В точке пересечения осевой стрелки на планшете и шкалы компаса читаем значение дирекционного угла. Его можно перевести в магнитный либо истинный азимут.

Планшетные компасы бывают обычными и жидкостными, у которых коробочка (колба) с магнитной стрелкой залита незамерзающей жидкостью. Вязкая среда способствует быстрой стабилизации компаса после бега и резких движений.

3️⃣ С помощью компаса и карты

Для определения азимута по ориентированной карте подойдет любой компас.

💡 Для этого нужно:Карта и компас азимут

  1. Найти на карте точку стояния и отметить ее.
  2. Найти объект, на который нужно взять азимут.
  3. Провести через точку стояния линию на север (снизу вверх, перпендикулярно краю карты).
  4. Соединить эту точку с объектом, на который нужно взять азимут, прямой линией.
  5. Положить компас на карту.
  6. Сориентировать карту относительно сторон света: совместить северную стрелку с линиями долготы (для этого поворачивают карту, пока стрелка и линии долготы не совпадут).
  7. Переместить центр компаса на линию точка стояния-объект.
  8. Прочитать на пересечении этой линии и шкалы значение азимута.

Этот способ дает полную информацию о местоположении и курсе следования.

Если местность открытая, можно увидеть объекты и на карте, и в ландшафте, что поможет правильно сориентироваться, рассчитать километраж и длительность переходов.

Определение обратного азимута

Азимут, взятый по направлению движения, называют прямым. Обратный азимут отличается от прямого на 180°. Он необходим для возвращения на предыдущую точку маршрута.

Обратный азимут определяют по компасу (на местности и по карте).

Так, например, по карте проложен прямой азимут 120°. Чтобы определить численное значение обратного азимута, прибавляем 180°, получаем 300°.

Шкала компаса содержит 360°, поэтому, если значение получилось большим, чем 360, его нужно скорректировать. Например, прямой азимут — 270°. Отнимаем от него 180° и получаем обратный азимут — 90°.

Как определить азимут на местности

На местности, не имея карты, можно выбирать знаковые объекты, которые будут опорными точками, и определять азимут движения на эти маркеры.

  • Нужно положить компас на ладонь или на горизонтальную поверхность и совместить стрелку с нулевой отметкой (или с буквой S) на шкале.
  • После этого совмещают мушку на подвижном кольце с направление на объект. Численное значение на шкале — значение азимута.
  • Рекомендуется держать компас так, чтобы был виден и ориентир, и мушка, и совмещать их. При достаточном опыте погрешность составит 1-3 градуса.

Не стоит поднимать компас на уровень глаз. В таком положении погрешность будет больше.

Если азимут задан ранее, то мушку выставляют напротив нужного значения, а северный конец стрелки совмещают с нулем. В направлении указанного азимута находят какой-нибудь значимый объект и считают его ориентиром.

📹 Принципы движения по азимуту (с видео)

Успех работы с компасом напрямую связан с умением выбирать ориентиры и двигаться по местности. Расстояния между опорными точками считают шагами.

📌 Перед выходом проводят подготовительную работу:

  1. В карте отмечают все точки маршрута (важно привязать их к заметным ориентирам).
  2. Вычерчивают маршрут и определяют азимуты всех отрезков пути.
  3. Определяют протяженность каждого звена в метрах и шагах.
  4. Составляют таблицу, в таблице делают столбцы (для каждой точки): номер точки — название — магнитный азимут — расстояние в метрах — пары шагов — ориентировочное время прохождения.

Нужно заранее вычислить среднюю длину шага. Для этого проходят 50 метров и считают шаги. Пройденное расстояние делят на количество шагов, получают длину одного шага. Опыт показывает, что удобнее считать пары шагов.

  1. При движении сверяются с картой, чтобы не отклониться от маршрута (отклонение обычно составляет 10%, то есть, пройдя километр человек уйдет в сторону от прямой на 100 метров).
  2. Невысокие препятствия обходят, держа ориентир в прямой видимости. Количество шагов нужно скорректировать с учетом ширины преграды.
  3. Если препятствие высокое и широкое, его обходят, нанося на карту дополнительные точки (с подсчетом шагов).
  4. После преодоления сложных препятствий сверяются с компасом и картой, уточняют местоположение.
  5. В густом лесу, на местности с невысокими одинаковыми возвышенностями и неприметными ориентирами, следует сверяться с картой и проверять азимут через каждые 100-150 метров пути.
  6. Если опорные точки находятся на равнине и расстояния между ними велики, движение должно быть максимально прямолинейным, иначе можно значительно отклониться от курса и заблудиться.

📹 Видео-пример движения по азимуту

Что такое аварийный азимут

Аварийный азимут используется в чрезвычайной ситуации.

В незнакомой местности можно легко отклониться от выбранного маршрута и потерять ориентировку. В пасмурную погоду, в сумерках, вообще невозможно понять, где запад и восток. В этой ситуации вернуться домой поможет аварийный азимут. Его нужно определить заранее.

Аварийный азимут — это направление на большой протяженный объект, мимо которого невозможно пройти. Это может быть река, берег моря, шоссе, железная дорога, ЛЭП, большой город.

📌 Аварийный азимут берут следующим образом:

  1. Заходят в лес на десяток метров по линии, перпендикулярной протяженному объекту (например, дороге) и поворачиваются к нему лицом.
  2. Берут компас, совмещают северную стрелку с нулем, и мысленно проводят перпендикуляр линию к дороге (или используют визир).
  3. На пересечении перпендикуляра со шкалой будет значение азимута. Его нужно записать, не надеясь на память.
  4. Запаску положить в карман так, чтобы ее невозможно было потерять. Аварийный азимут поможет вернуться, если нет никаких ориентиров, даже в метель и туман.

Нахождение аварийного азимута

Объект, на который берется аварийный азимут, обязательно должен быть крупным и протяженным. Мимо небольшого поселка, маленького озерца, башни, можно пройти мимо, не заметив их.

Интернет и сотовая связь за пределами населенного пункта исчезают в самый неподходящий момент. Достаточно отойти от дороги или линии электропередач, оказаться вне зоны покрытия сотовых вышек, и телефон становится бесполезным.

Умение читать карту и вычислять азимут поможет без труда найти дорогу домой. Поэтому специалисты по выживанию рекомендуют всегда иметь при себе компас.

Добавить комментарий