Триумфальная арка — настоящий символ Парижа и истории Франции. Расположена на площади Шарля-де-Голля (еще ее называют площадью Этуаль или Звезды) и считается самой большой в Европе.
Ее высота достигает 49,51 метра (свод — 29,19 метра), а ширина — 44, 82 метра.
История
Наполеон I Бонапарт в 1806 году, спустя год после Аустерлицкого сражения, велел возвести Триумфальную арку в честь революции и военных побед. Два года потратили на сооружение фундамента. Занимался проектом архитектор Шальгрен.
В 1810 году Наполеон взял в жены австрийскую принцессу Марию-Луизу. Она должна была проехать под сводами этой арки, однако сооружение еще не было готово. Перед торжеством из досок и полотна создали декорацию арки.
К 1811 году работа так и не была завершена. В этом же году умер архитектор, который занимался проектом. К тому моменту не достроили еще пять метров арки. Несколько лет она стояла недостроенной в центре Парижа. Сам Наполеон умер в 1821 году, не увидев реализованный проект, инициатором которого когда-то выступил.
При императоре Луи-Филиппе строительство арки благодаря архитектору Абель Блуэ завершилось. Тогда шел 1836 год.
В 1840 году под аркой проехал кортеж с прахом Наполеона. Потом такие траурные церемонии были устроены после смерти Виктора Гюго — известного на весь мир французского писателя, политика Луи Адольфа Тьера, генерала Жоффра.
В 1821 году под аркой состоялась церемония погребения останков Неизвестного солдата. Надпись на плите гласит: «Здесь лежит французский солдат, погибший за Отечество в 1914 — 1918 годах».
Описание Триумфальной арки в Париже
Над скульптурными группами Триумфальной арки работали известные мастера. Среди них: Жан-Жак Прадье, Франсуа Рюд, Жан-Пьер Корто, Антуан Этекс, Бернар Габриэль Серр, Жан-Жак Фешер и другие. Все барельефы и скульптурные фигуры выполнены в неоклассическом стиле.
На барельефах под арочным проемом — крылатые девы, трубящие в фанфары. Они стали символом славы и триумфа.
Со стороны Елисейских полей барельефы «Похороны генерала Марсо» и «Представление Наполеону Бонапарту пленного турецкого военачальника». Со стороны авеню — «Битва за древний египетский город Каноб» и «Бой при Арколе». По бокам — баталии под Аустерлицем и Жемаппе.
Также на парижской Триумфальной арке можно найти барельеф с изображением Наполеона Бонапарта. Император предстает с лавровым венком победы.
Ниже еще четыре скульптурные группы. Со стороны Елисейских полей — «Триумф 1810 года» в честь подписания Шенбруннского мира и завершения австро-французской войны, а также самая известная — «Поход против прусских войск». Скульптурная группа выделяется на фоне других своей экспрессией и динамичностью. Там изображены воины, возглавляемые крылатой богиней победы. Она стала олицетворением свободы, Родины и революционного гимна «Марсельеза». Со стороны авеню Гранд-Арме — скульптуры «Сопротивление 1814 года» и «Мир 1815 года».
Вокруг Триумфальной арки — соединенные цепями гранитные камни. Их всего 100 — ровно столько дней длилось второе правление Наполеона Бонапарта.
Музей в Триумфальной арке в Париже
В арке находится музей. Там вы увидите не только экспонаты, связанные с революционными и военными баталиями, также при помощи интерактивных экранов вы сможете перенестись в далекие и значимые для истории события.
На арке есть прекрасная смотровая площадка. Чтобы взобраться на нее, нужно преодолеть 284 ступеньки или доехать почти до самого верха на лифте и подняться по 46 ступенькам.
14 июля, в День взятия Бастилии, здесь проходит парад. Считается, что это один из самых удачных дней для посещения площади Звезды. Однако единственный минус — в этот день утром нельзя попасть в саму арку.
Режим работы
Музей открыт каждый день. Не работает только 1 января, 1 мая, 8 и 21 мая утром, 14 июля, 11 ноября утром и 25 декабря.
- со 2 января по 31 марта — с 10.00 до 22.30;
- с 1 апреля по 30 сентября — с 10.00 до 23.00;
- с 1 октября по 31 декабря — с 10.00 до 22.30.
Касса перестает работать за полчаса до закрытия.
Стоимость билетов
Купить билет на посещение крыши Триумфальной арки без очереди:
- для взрослых — 13 евро;
- для студентов от 18 до 25 лет — 11 евро;
- для групп (более 20 человек) — 11 евро с каждого;
- для детей и студентов до 17 лет вход свободный.
Как добраться до Триумфальной арки
Находится арка на площади Звезды. Добраться можно разными способами:
- на метро по линиям 1, 2 и 6 до станции «Шарль-де-Голль — Этуаль» (Charles de Gaulle — Etoile);
- на автобусах № 1, 2, 30, 31, 52 и 92 до остановки «Шарль-де-Голль — Этуаль» (Charles de Gaulle — Etoile);
- на арендованном или личном авто. По маршруту на google-карте вы можете сориентироваться, как доехать до арки из аэропорта Шарль-де-Голль (время в пути примерно 30–40 минут)
Также вы можете воспользоваться услугами местных служб такси — Taxi G7, Alpha Taxis, 01 Taxi, Taxis.
Триумфальная арка на google-панораме
Триумфальная арка на видео
Отзывы с FOURSQUARE
Zemfira
август 2019
Красиво очень! В августе очень много людей
Ruslan
апрель 2019
Вход с картами музейными отдельный , нет очередей
Kseniya
март 2019
Хорошее место для прогулки. Рядом с аркой много кафе,ресторанов и магазинов.
Alina
сентябрь 2018
Ну арка)))) высокая))) проезжайте на автобусе, посмотрите, послушайте и вперёд к другим интересным местам Парижа))
Айван
сентябрь 2018
Подъем только по ступенькам.
Смотреть отзывы на
Другие интересные места Парижа
Куда сходить и что посмотреть в Париже
А также
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
История создания Триумфальной арки в Москве
Строительство триумфальных ворот изначально было свойственно для древнеримского зодчества, а в России их начали строить во время правления Петра I. Как правило, это были деревянные арки, посвящённые важным военным победам. Некоторые памятники возводились временно — по завершении празднования победы их сносили. Однако были и монументальные каменные памятники, первые среди которых появились при Елизавете Петровне.
Московские Триумфальные ворота, именуемые также аркой, — архитектурный памятник, являющийся каменной копией деревянного монумента, созданного после победы над французскими войсками в войне 1812 года. Арку, по распоряжению градоначальника, строили на Тверской Заставе к возвращению победителей из Парижа, а также к праздничной встрече императора с местным правительством ещё в 1814-м году.
Выбор в пользу Тверской Заставы объясняется тем, что ранее именно тут встречались император с местной властью и другими высокопоставленными особами. Кроме того, эта локация соответствовала маршруту возвращения воинов из побеждённой Франции. Другими же триумфальными арками, установленными на пути следования войск, стали возведённые в то же время монументы на въезде в столицу и в Новочеркасске.
Боясь стихийных восстаний, Александр I отменил все торжественные мероприятия, и у деревянных Московских Триумфальных ворот не случилось запланированного градоначальником празднества. Временная постройка в скором времени обветшала и была разобрана. Когда же к власти пришёл Николай I, он инициировал воссоздание монумента, однако велел заменить дерево, основной стройматериал, камнем.
Воплотить в реальность задумку взялся известный отечественный архитектор итальянского происхождения Иосиф Бове, занимавшийся до этого восстановлением города после московского пожара. Он подготовил проект арки, к строительству которой приступили в самом конце 1820-х годов. Когда в торжественной обстановке состоялась закладка памятника, было забито уже около 3000 свай и фундамент был залит до уровня земли.
Однако финансов не хватало, а власти не проявляли заинтересованность в объекте, поэтому его строили около пяти лет. Основным материалом при возведении достопримечательности был камень Самотёчного канала и белый «татаровский мрамор». Скульптуры, украшающие достопримечательность, выполнили монументалисты Иван Витали и Иван Тимофеев. 1834 год ознаменовался официальным открытием арки.
Спустя 60 лет здесь провели первую линию московского трамвая, перемещавшегося от современной Пушкинской площади до Петровского парка. Первая реставрация достопримечательности проводилась перед празднованием 100-летия победы в сражении близ деревни Бородино, а вторая — спустя ещё несколько лет. Незадолго до ВОВ площадь на Тверской улице реконструировали, в результате чего арка была демонтирована.
Прежде чем разрушить Триумфальную арку, монумент был тщательно изучен. Специалисты сфотографировали его и перенесли на бумагу все необходимые для его воссоздания замеры. Значительная часть фрагментов памятника была отправлена на сохранение в филиал архитектурного музея имени Щусева, чтобы потом использовать их при строительстве новых ворот. Однако построить арку не успели из-за начала войны.
В военное время одиннадцать из двенадцати колонн ворот были переплавлены для производства военной техники и амуниции. Спустя 20 лет после окончания войны было решено всё-таки приступить к возрождению арки. Учитывая тот факт, что большое количество деталей старой арки к 1960-м годам обветшало, Триумфальную арку построили почти с нуля по проекту группы выдающихся советских архитекторов.
Работами по воссозданию Московских Триумфальных ворот руководил Владимир Яковлевич Либсон. Однако это не была точная копия старой арки. Так, пилоны, которые ранее были из кирпича, сделали железобетонными, облицевали памятник гранитом и известняком, из-за которого сооружение обрело сероватый оттенок. Изменили текст надписи, утверждённой ещё при Николае I. Не были восстановлены решётки и помещение для караула.
Некоторые фрагменты старой арки сейчас представлены в Скульптурном дворике при архитектурном музее Щусева. Полторы сотни уцелевших скульптурных элементов были использованы только в качестве образца для изготовления новых деталей. Колонны восстановили благодаря одной, которую не переплавили в военное время. Среди сохранившихся же элементов, которые были возвращены арке, — колесница Ники, фигуры воинов и богинь Победы.
Изменился не только внешний вид достопримечательности, но и место установки монумента, так как после реконструкции площади арка не вписалась бы в новый архитектурный ансамбль. В связи с этим её возвели поблизости от музея-панорамы Бородинского сражения. Выйти к новой Триумфальной арке, ставшей непроездной, можно было через подземные пешеходные переходы. Место, где установили памятник, благоустроили скамейками и клумбами.
Масштабные реставрационные работы, ориентированные на предотвращение обрушения достопримечательности и подготовку монумента к 200-летнему юбилею победы в Отечественной войне, были проведены в 2012 году. На реставрацию было израсходовано около 232 миллионов рублей. Сейчас Триумфальная арка является объектом культурного наследия регионального значения и популярным туристическим объектом столицы.
Описание Триумфальной арки и символизм деталей
Высота установленной на площади Победы Триумфальной арки — 28 метров. Главный фасад достопримечательности обращён ко въезду в столицу. Сооружение представляет собой арку с одним пролётом и железобетонными опорами-пилонами, окружёнными 12-метровыми чугунными колоннами. Для облицовки стен постройки вместо оригинального белого камня были использованы гранит и известняк, привезённый из Крыма.
По обе стороны от проёма, в свободном пространстве между колоннами, стоят фигуры воинов в древнерусском обмундировании. Прямо над постаментами с фигурами воинов размещены скульптуры богинь Победы. Кроме того, арка украшена геральдикой губерний и областей, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, медальонами с императорским вензелем.
Изящные рельефы продумал сам архитектор Иосиф Бове, а выполнили их скульпторы Витали и Тимофеев. Они декорировали Триумфальные ворота также растительными узорами и горельефами, изображающими победу русских над противниками. К таким рельефным композициям относится, например, динамичный горельеф «Изгнание французов». На нём изображён рукопашный бой между русскими и французами, за спинами которых виднеются стены Кремля.
Враги не могут выдержать натиск московских защитников и убегают, бросив оружие. В центре композиции — русский солдат, который замахивается мечом на поверженного француза, молящего о пощаде. В левой руке воин держит щит с двуглавым императорским орлом. Сильное впечатление создаёт и фигура распластавшегося на земле убитого мужчины с голым торсом. Фигуры вблизи отличаются большим объёмом, чем остальные.
Ещё один горельеф, эскиз которого принадлежал Иосифу Бове, — «Освобождённая Москва». Первопрестольная изображается в виде невероятной красоты женщины в окружении богов и людей. Под её рукой — щит с Георгием Победоносцем. Однако наиболее яркая деталь монумента — запряжённая шестью лошадьми колесница, которой управляет древнегреческая богиня Ника. Эта чугунная композиция венчает Триумфальную арку.
Наверху достопримечательности, на декоративной стенке над карнизом, как и полтора века назад, размещена плита с текстом, претерпевшим, однако, изменения за это время. В тексте, лично утверждённом Николаем I, восхвалялся его предшественник, отстроивший Первопрестольную после событий 1812 года. На лицевой стороне арки красовалась надпись на русском языке, а сзади — на латинице.
После свержения монархии в текст на плите внесли корректировки. Так, в нём исчезло имя Александра I, а главным героем, которому посвятили «сии Триумфальные ворота», стал русский народ, вынудивший столицу Французской империи капитулировать в 1814 году. На обратной стороне монумента надпись, выбитая на плите, повторяет речь фельдмаршала Кутузова перед солдатами после одержания ими победы.
Отражение в культуре
Об истории этой и других столичных триумфальных ворот можно прочесть в книге Бориса Краевского «Триумфальные ворота», а увидеть старую арку на Страстной площади можно на картине отечественного художника Фёдора Яковлевича Алексеева, основоположника русской школы городского пейзажа. Упоминание об арке также встречается в сборнике очерков Владимира Гиляровского «Москва и москвичи».
Московские Триумфальные ворота изображены на 3-рублёвой монете из серии «500-летие единого Русского государства» 1991 года выпуска. Также достопримечательность фигурирует на 10-рублёвой монете, выпущенной в 2012 году и посвящённой победе в Отечественной войне 1812 года. Изображение Триумфальной арки находится на почтовых марках 1992 года ценностью 25 и 55 копеек, а также на марке 2012 года.
Как добраться до Триумфальных ворот в Москве
Триумфальная арка — памятник архитектуры, установленный под открытым небом, что обеспечивает возможность осмотра достопримечательности в любое время. Обтекаемая транспортным потоком арка находится в районе Поклонной горы, на Кутузовском проспекте по адресу: площадь Победы, 2, к1. Сюда можно доехать как на личном, так и на общественном подземном и наземном транспорте. Координаты памятника: 5544′12′′ с. ш., 3731′11′′ в. д.
В 150 метрах от достопримечательности находится станция метрополитена «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Пару минут займёт дорога и от наземных остановок «Метро «Парк Победы», где останавливаются маршрутки №454, №457 и №477, а также автобусы №116, №157, №239, №м2, №м7 и другие. Чуть дальше, по обе стороны от арки, есть парковочные места стоимостью около 150 р./час днём и 60 р./час ночью всю неделю, кроме воскресенья.
Содержание
- 1. Где находится Триумфальная арка
- 2. История создания Триумфальной арки
- 2.1. Этапы строительства
- 2.2. Традиции, связанные с аркой
- 3. Архитектура
- 4. Интересные факты
- 5. Часы работы
- 6. Цены на билеты
- 7. Что посмотреть рядом
- 8. Отзывы туристов
На площади Шарля де Голля возведен монумент, прославляющий французскую военную доблесть и победу Наполеона в Аустерлицкой битве – Триумфальная арка (Arc de triomphe). Подобные сооружения есть в Риме, Милане, Лиссабоне и других городах. Парижский монумент по размерам превосходит все арки в мире. По данным Википедии, ширина – 44 метра 80 сантиметров, высота – 49 метров 50 сантиметров.
От площади, где установлена арка, расходятся двенадцать улиц, в том числе и известные Елисейские поля. Здесь всегда много туристов и парижан. Через площадь проходят многочисленные экскурсионные маршруты. Триумфальная арка – один из узнаваемых символов города, ее фото есть на сувенирной продукции, в туристических проспектах. Краткое описание истории достопримечательности можно прочитать ниже.
Где находится Триумфальная арка
Монумент расположен на площади де Голля.
Как добраться:
Метро – ст. «Шарль де Голль».
История создания Триумфальной арки
Традиция возведения арок для триумфальной встречи победителей появилась в Древнем Риме. Их строили на основной дороге или заменяли этими сооружениями городские ворота.
В 1805 г. французские войска, под командование Наполеона, одержали победу над австро-русской армией под Аустерлицем. Результатом этой виктории стал распад антифранцузской коалиции. Наполеон решил увековечить эту победу, построив в столице Триумфальную арку.
Было подготовлено несколько проектов. Остановились на работе архитектора Шальгрена. Он предлагал построить сооружение, взяв за образец римскую арку Тита. Парижский монумент, как и его римский прообраз, должен был иметь один пролет и мощные опоры. При этом его размеры превышали римскую арку в 3 раза.
Это интересно. Одним из архитекторов был предложен проект арки, в виде огромного слона из гранита. Внутри предусматривалось помещение для музея.
Через год приступили к работам, которые растянулись на тридцать лет. Наполеон так и не увидел достроенного монумента, который увековечил его победу.
Этапы строительства
Строительство начали 15.08.1807. В этот день был заложен первый камень в основание. Строительные работы многократно прерывались по разным причинам – смерть архитектора, политическая обстановка.
В 1811 г. Шальгрен умер, к этому времени арку не достроили на 5 м. Это был период, когда великие победы Наполеона сменились поражениями. Строительные работы приостановили.
После отречения Наполеона от престола в 1814 г., восстановилась власть Бурбонов, и никто не торопился достраивать монумент, посвященный победам бывшего императора.
Через 8 лет строительство возобновили. Правда, предполагалось, что монумент будет напоминать о победе французов над Испанией. В 1830 г. вернулись к концепции прославления побед Наполеона.
В 1836 г. арка была достроена и торжественно открыта.
В конце 80-х годов прошлого столетия была проведена реставрация арки, было потрачено 35 миллионов франков. Провели такие работы:
- укрепление фундамента;
- реставрация скульптурных изображений;
- укрепление фасадной части.
Традиции, связанные с аркой
В 1840 г. перезахоронили прах Наполеона, ранее его тело было предано земле на острове Св. Елены. Останки императора торжественно провезли через арку и захоронили в Доме инвалидов.
Это были первые торжественные похороны, когда процессия проходит через арку. С тех пор стало традицией хоронить таким образом выдающихся граждан Франции. Этой чести удостоились известные писатели, политики, военные. Через арку проносили тела Виктора Гюго и Шарля де Голля.
После I мировой войны под Триумфальной аркой похоронили останки воина, погибшего за Францию и оставшегося неизвестным. Так появилась могила Неизвестного солдата, над ней горит Вечный огонь. Это место стало памятником всем французским воинам, отдавшим жизнь за свою страну.
Это интересно. Пилот Ш. Годфрой совершил невероятное – пролетел под аркой на самолете. Это произошло вскоре после окончания I мировой войны. Таким образом, летчик отдал дань уважения всем погибшим в войне пилотам.
Архитектура
Монумент выглядит торжественно благодаря размерам, скульптурам и барельефам. Арка выполнена в классической, для подобных сооружений, форме. По центру – большой проем. По бокам 2 небольших проема.
Арку венчает фриз, его высота 5 метров. Барельефы изображают батальные сцены. На самом верху сооружения выбит список тридцати сражений армии Наполеона.
Монумент украшен скульптурными группами, всего их 4. Они напоминают о победах наполеоновской армии.
На фасаде монумента есть скульптурные изображения двух битв – Аустерлиц и Абукир.
На арке имеется обзорная площадка, которая пользуется популярностью у гостей города. С нее открывается потрясающая панорама на исторический центр Парижа. Внутри монумента работает музей, посвященный истории достопримечательности.
Интересные факты
- Немецкая армия в 1940 г. прошла маршем под Триумфальной аркой, так началась оккупация столицы Франции.
- Рядом с аркой два раза покушались на французских президентов – Шарля де Голля и Жака Ширака.
- В декабре 2018 г. во время протестов «желтых жилетов», несколько протестующих проникли в музей Триумфальной арки и ограбили его. 13 человек были задержаны полицией и привлечены к ответственности.
Часы работы
Смотровая площадка и музей открыты ежедневно.
- Зимний сезон с 10.00 до 23.00.
- Летний сезон с 10.00 до 23.00.
Цены на билеты
- Полный – 12 евро.
- Студенческий и групповой – 9 евро.
Что посмотреть рядом
- Эйфелева башня в Париже – настоящий магнит для туристов. Это самое высокое сооружения Парижа, более 100 лет назад было очень неодобрительно воспринято горожанами. В 1909 г. башню планировали разобрать, так как она строилась как временное сооружение для выставки. Но неожиданно башня понравилась туристам, перед ней выстраивались огромные очереди из желающих подняться. С 300 метровой башни открывается удивительная панорама на город. Сегодня это сооружение является одним из узнаваемых символов Парижа. Каждый, кто совершает путешествие в Париж, обязательно посещает Эйфелеву башню.
- Сад Тюильри занимает 25 га в историческом центре Парижа. Очень красивый и ухоженный парк, один из самых старых во Франции. Сад был разбит в XVI столетии, по распоряжению Екатерины Медичи. Устроен парк был по примеру итальянских садов, в то время это был самый популярный стиль. Красота Тюильри вдохновляла художников и литераторов. Одни изображали его на картинах, вторые описывали в романах. Сегодня это любимое место отдыха горожан и туристов. Это место подходит для семейного отдыха и романтического свидания, одиноких прогулок и групповых медитаций.
- Елисейские поля – самая дорогая и роскошная улица Парижа. Здесь расположены магазины известных брендов, дорогие рестораны и отели, офисы крупных компаний. Именно на этой улице работает и живет в Елисейском дворце президент Франции. В национальные праздники здесь проходит парад. По отзывам туристов, Елисейские поля поражают великолепием.
Триумфальная арка является национальным символом Франции, она напоминает о славных победах и не дает забыть о погибших. Сегодня это место проведения парадов, праздников и других торжественных мероприятий, а также популярная туристическая достопримечательность.
Триумфальная арка или Триумфальные ворота в Москве –
объект культурного наследия, расположенный на Кутузовском проспекте. Памятник воздвигнут в честь победы русского народа над Наполеоном в 1812 году. Достопримечательность относится к самым известным триумфальным воротам и аркам мира.
Где находится Триумфальная арка в Москве, как добраться
Московские Триумфальные ворота (второе название московской Триумфальной арки) находятся недалеко от Поклонной горы и Панорамы «Бородинская битва». Три объекта, связанные одной темой, образуют комплекс Победы. Арка установлена на прогулочной площадке, разделяющей встречное движение машин по Кутузовскому проспекту. Ее координаты: 55°44′12″ с. ш. 37°31′11″ в. д.
На остановке наземного общественного транспорта «Парк Победы» останавливаются автобусы, троллейбусы и маршрутные такси 22-х номеров. Но удобнее добираться сюда на самом быстром виде транспорта столицы – метро. Стация «Парк Победы» находится на Арбатско-Покровской линии темно-синего цвета.
Расположение и как добраться
Чтобы увидеть этот архитектурный шедевр, нужно отправиться на площадь Победы. Арка возвышается посреди транспортных потоков Кутузовского проспекта. Добраться до неё можно самым удобным способом – на метро. Возле монумента пролегает Арбатско-Покровская линия. Выйти нужно на остановке «Парк Победы».
Автобусные маршруты | |
Остановка | Номер автобуса |
Учебный Центр РС МТС | 798; 127; 732; Т39 |
Метро Тропарёво | 816; 1056; 442 |
Метро Крылатское | 732; 840 |
Strabucks | 100; 39; 155; М2 |
ТРК «Krylatsky Mall» | 732; 840 |
Стоит учесть, что на метро время поездки значительно меньше, чем на наземном транспорте.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Белгородская крепость в Белгороде — чем уникальна, исторические факты и экскурсии.
Общая характеристика арки
Арка на Кутузовской магистрали является копией сооружения, спроектированного в XIX веке О.И. Бове. Известный русский архитектор, отстраивавший Москву после пожара 1812 года, по указу императора создал мемориал Победы русского оружия в кровопролитной войне с французами.
Арочные ворота образуются двумя опорами-пилонами, симметрично окруженными шестью колоннами каждая. На лицевой стороне арки, обращенной в сторону Можайского шоссе, в нишах с постаментами стоят скульптуры воинов в древнерусских одеждах. Это аллегории Победы и Храбрости. Рядом с ними летают богини-Славы.
Над ними, в верхней части пилонов закреплены горельефы с композициями «Изгнание французов из Москвы» и «Освобожденная Москва». Еще выше, под карнизом – пояс из 44 гербов городов-защитников России. На самом верху арки – несущаяся шестерка лошадей, которой управляет богиня победы – Ника, приветствуя лавровым венком защитников Отечества. Общая высота сооружения 28 м.
История возникновения и строительства Триумфальных ворота на Кутузовском в Москве
Триумфальная арка в Москве
Триумфальная арка или Триумфальные ворота в Москве –
объект культурного наследия, расположенный на Кутузовском проспекте. Памятник воздвигнут в ознаменование победы русского народа над французами в 1812 году. Достопримечательность относится к самым известным триумфальным воротам и аркам мира.
История
Триумфальная арка была построена в середине 1814 и первоначально была деревянной. Сооружение у Тверской заставы оказалось недолговечным, поэтому в 1826 году встал вопрос о возведении каменной арки. Проект разработал архитектор О.И. Бове, известный по реконструкции Москвы после пожара в 1812 году.
Торжественная закладка арки состоялась в августе 1829 года. В памятник была вмонтирована бронзовая доска с надписью о возвеличивании русского народа.
Строительство велось в течение пяти лет и было завершено в 1834 году. А еще через два года при реконструкции площади у Белорусского вокзала московские Триумфальные ворота разобрали, убранство передали в Музей архитектуры. Через тридцать лет сооружение решили восстановить.
Новым адресом Триумфальной арки в Москве стал Кутузовский проспект. Перед реставраторами была поставлена задача воссоздать первоначальный облик арки. Они создали более 150 моделей – точных копий всех декоративных элементов.
По фрагментам единственной оставшейся колонны были отлиты 12 чугунных двенадцатиметровых колонн. Согласно плану реконструкции Кутузовского проспекта арка была торжественно открыта в 6 ноября 1968 года. Сегодня арка находится на площади Победы недалеко от станции метро “Парк Победы”. Рядом также находится Поклонная гора.
Описание
Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве – однопролетная арка, имеющая две арочные опоры-пилоны. Вокруг них расположились двенадцать колонн. Лицевой стороной сооружение обращено ко въезду в Москву.
Между колоннами предусмотрены ниши – в них на высоких постаментах разместили литые фигуры воинов, облаченных в древнерусские доспехи. По периметру карниза расположились гербы административных районов страны, жители которых принимали участие в борьбе с завоевателями.
Там же помещались медальоны с инициалами Николая I. Сверху – сидящие статуи богинь Победы со скипетрами и венками в руках. У их ног собраны военные трофеи.
Арка увенчана шестеркой коней и колесницей с крылатой богиней Победы. В ее правой руке – лавровый венок в честь победителей. На главном фасаде размещена чугунная плита с текстом о победах русского народа.
Скульптуры
Две главные скульптуры Триумфальной арки — «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва». Первая изображает рукопашный бой, на фоне которого просматривается зубчатая кремлевская стена. Русские воины неудержимо надвигаются на врага, который под их натиском бежит, бросая оружие.
Воин на переднем плане держит круглый щит с гербом России. В его правой руке – меч, занесенный над поверженным врагом. Горельеф воплощает всю мощь русского народа, поднявшегося против завоевателя. Очень выразительно исполнена фигура убитого врага с обнаженной грудью.
Благодаря пространственной глубине сооружения движение кажется особенно впечатляющим. Фигуры на переднем и заднем плане различаются по размерам, а ближайшие являются почти самостоятельными скульптурами.
Другой горельеф – «Освобожденная Москва» выглядит более спокойно. Полулежащая женщина опирается на щит с изображением древнего московского герба. На нем виден святой Георгий Победоносец, поражающий дракона. Она олицетворяет Москву. Фигура облачена в сарафан и мантию, на голове небольшая корона. Правая рука тянется к императору Александру I. Вокруг – изображения Минервы, Геракла с палицей на правом плече женщины, старца и юноши. Все они расположились на фоне зубчатой стены Московского кремля.
Реставрация
В феврале 2012 года была проведена реставрация Триумфальной арки в Москве, приуроченная к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. До начала работ мэр сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии. При выполнении ремонтных работ была заменена основная часть облицовки пришедшей в негодность, проведена расчистка скульптурных групп и каменных стен, а также реставрационные работы по металлическим элементам. При этом пришлось снимать колесницу, венчающую ворота, и скульптуру богини Ники. Впоследствии они были установлены на место.
Торжественное открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось в сентябре 2012 года. В ближайших планах сооружение на воротах смотровой площадки.
Источники: https://architectureguru.ru/triumfalnaya-arka-v-moskve/ https://101mesto.com/geografiya-strany/goroda/moskva/istoriya-sozdaniya-i-opisanie-triumfalnoj-arki-v-moskve.html
История создания и существования памятника
Триумфальная Арка в Москве была построена в 1814 году для встречи русских войск, которые возвращались из победоносного похода, наголову разгромив войска Наполеона. Глава Кабинета Министров С.К. Вязмитинов издал приказ об организации торжеств, разослав его всем губерниям.
Одновременно император Александр I, подписавший мирный договор с Францией, известил об окончании войны Московского градоначальника Ф.В. Растопчина. Началась подготовка к торжественной встрече победителей и празднованию долгожданного мира.
Триумфальные ворота у Тверской заставы
Европейская традиция возводить подобные сооружения в честь победителей грандиозных сражений родилась еще в Древнем Риме. Они ставились (постоянно или временно) для торжественного въезда воинов в город. Первые парадные ворота в России появились при Петре Великом.
Строительство победных памятников началось одновременно в трех городах:
- в Москве у Тверской заставы (ныне площадь Белорусского вокзала);
- в Санкт-Петербурге на Нарвской заставе (у Обводного канала);
- в Новочеркасске, столице Донского казачества.
Тверская застава Москвы была избрано не случайно; это официальное место торжественной встречи императора по его возвращении из Западной Европы.
Возведенная деревянная арка возвышалась над московскими малоэтажными домами и производила грандиозное впечатление. Почти успели достроить сооружение и в Нарве, когда поступил приказ императора свернуть все работы по пышному празднованию события.
Александр I испугался, что многочисленные скопления народа перерастут в бунты. Новочеркасская арка не успела появиться тогда. Зато в 1817 году, в ожидании приезда императора в город, там возвели целых два подобных сооружения, не зная с какой стороны ждать самодержца. Сейчас город украшают две достопримечательности, посвященные одному событию, – Западные и Северные городские ворота.
Постройка Триумфальной арки Осипа Бове
Обе деревянные арки (в Москве и Санкт-Петербурге) через несколько лет обветшали и были разобраны. Однако в северной столице под руководством архитектора В. Стасова приступили к возведению на том же месте парадных ворот из камня.
Николай I во время коронации (1826 год) заметил, что было неплохо и Москве восстановить утраченное сооружение. Работу над проектом поручили О.И. Бове, документ был утвержден только через три года.
К строительству приступили сразу же после принятия проекта, к моменту организованного властями праздника торжественной закладки Триумфальной арки часть фундамента уже была сделана. В подготовленное место вложили памятную плиту и «на счастье» — несколько серебряных рублей.
Архитектор и архитектура
Осип Иванович Бове известен тем, что руководил строительством и реконструкцией зданий в центральных районах Москвы после пожара 1812 года. Он родился в 1784 году в Петербурге. Его родители – художники встретились в России, когда неаполитанец Винченцо Джованни Бова приехал работать в Эрмитаж. Они окрестили ребенка именем Джузеппе, но все его звали по-русски Осипом Ивановичем.
Получив образование в Москве, он оказался в группе зодчих, работавших под руководством великих архитекторов М.Ф. Казакова и К.И. Росси. Когда началась Отечественная война, пошел служить корнетом в гусарский полк.
По возвращении был назначен в «Комиссию о строении Москвы», где нес ответственность за центр города: Арбатский, Тверской, Пресненский и другие районы. В 1814 году Осип Иванович стал главным архитектором. Благодаря ему новая, послевоенная Москва была отстроена в едином замысле, с размахом, став городом-монументом.
Под руководством Бове преобразились территории, прилегающие к Кремлю: был засыпан ров, заложен Александровский сад, перестроены Торговые ряды (позже замененные ГУМом). Благодаря ему появилась Театральная площадь с Большим театром, был построен Манеж, храмы, жилые дома, Первоградская больница. Основной стиль архитектурных сооружений – классицизм.
Скончался Осип Иванович в 1834 году в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.
Строительство Триумфальной арки. Материалы, используемые при создании
Триумфальная арка в Москве строилась с 1829 года в течение 5 лет. Для нее тщательно подбирался материал. Пилоны были сделаны из кирпичной кладки. Использовался камень из укрепления берегов Самотечного канала, который в это время подлежал разборке. Для облицовки стен велась добыча материала в селе Татарово Московского уезда (ныне территория Москвы).
Тот камень называли «татаровским мрамором». 12 колонн, статуи и квадрига с богиней Никой были выплавлены из чугуна. Над скульптурным декором работали художники И.Т. Тимофеев и И.П. Витали. Они выполняли композиции, пользуясь рисунками Бове.
Важным элементом была мраморная пластина со словами посвящения, утвержденными Николаем I. Надпись на русском и латинском языках содержала благодарность императору Александру I, победившему Наполеона и возродившему сожженный город.
По обеим сторонам от основного сооружения были установлены каменные строения для размещения в них дежурных гвардейцев. Сооружения соединялись с аркой решетчатой декоративной оградой.
В преддверии 100-летия победоносного окончания войны с Наполеоном, в 1912 году, памятник был отремонтирован и приведен в надлежащий вид. Следующая крупная работа по его обновлению производилась Н.Д. Виноградовым уже в середине 20-х годов прошлого века. Триумфальная московская арка О.И. Бове просуществовала 102 года.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Белгородская крепость в Белгороде — чем уникальна, исторические факты и экскурсии.
Арки и ворота: взгляд в историю
Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.
Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.
Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.
Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).
Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок [4].
В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.
Демонтаж арки
В 1935 году советским правительством был утвержден масштабный Генплан развития Москвы. В нем предусматривались мероприятия по снесению некоторых зданий, расширению и обновлению проспектов и улиц, возведение новых сооружений, необходимых городу.
Именно в свете выполнения этого плана было осуществлено невиданное ранее для столицы действо: некоторые московские дома были сдвинуты в сторону, освобождая место транспортным магистралям.
Над проектом реконструкции Тверской заставы, ставшей к этому времени крупным транспортным узлом, работала группа архитекторов под руководством А.В. Щусева. Триумфальную арку решили разобрать на время производства земляных работ, и восстановить по их завершении.
С этой целью к демонтажу сооружения подошли со всей ответственностью. Каждый снимаемый элемент подлежал зарисовке, описи, замеру и складированию. Но началась война, которая нарушила многие планы. Все колонны из чугуна (кроме одной) были отправлены на переплавку – воюющей стране нужен был металл.
В декабре 1965 года на заседании Моссовета было принято решение о восстановлении Триумфальной арки, как значимого исторического и художественного объекта.
Барельефы
Со стороны Елисейских полей:
- Слева — Представление Бонапарту пленного турецкого военачальника Саид Мустафы — Паши после битвы при Абукире 25 июля 1799 года, работа скульптора Сёрра Старшего
- Справа — Похороны генерала Марсо 20 сентября 1796 года, работа скульптора P. H. Lamaire
Со стороны авеню де ла Гранд-Арме́:
- Слева — Бой при Арколе 15 ноября 1796 года, работа скульптора Фёшера
- Справа — Битва за Каноб в Египте 3 июля 1798 года, работа скульптора John-Étienne Chaponnière
По бокам:
- Битва под Аустерлицем, изображающая победу над русским войском 2 декабря 1805 года, расположена со стороны улицы Ваграм, скульптор Жан Франсуа Гештер
- Сражение при Жемаппе 6 ноября 1792 года, скульптор Карло Марочетти.
Перенос Триумфальной арки
Группа специалистов во главе с реставратором В.Я. Либсоном воссоздали в соответствии с сохраненными документами копию Триумфальной арки. Работы велись до 1968 года.
Новое сооружение возводилось с применением современных тому времени материалов и возможностей:
- пилоны, бывшие ранее кирпичными, были сделаны из железобетона;
- облицовка из «татаровского мрамора» заменена на крымский, светло-серый известняк;
- ограда и постройки для караула не возводились;
- 150 скульптур были отлиты вновь на Мытищинском заводе, а чугунные колонны по образцу единственной уцелевшей – на «Станколите»;
- оставлена одна плита с благодарственным текстом к Александру I (на внешней стороне арки), с другой стороны поместили выдержку из приказа главнокомандующего М.И. Кутузова 1812 года, где он именует русских солдат «Спасителями Отечества». Слова великого полководца о мужестве народа, защищающего свою землю, сделали сооружение монументом Победы в войнах 1812 и 1945 годов.
Триумфальная Арка в Москве была вновь открыта в ноябре 1968 года, но уже не на ул. Белорусской.
Василий Стасов — архитектор-новатор
В том же году успели заложить фундамент будущих ворот: в землю было вбито почти 1100 восьмиметровых свай, на которые были положены плиты из разных материалов общей толщиной более 5 метров. Первоначально ворота были задуманы мраморными, однако Стасов внёс неожиданное предложение: выстроить арку из кирпича и облицевать медными листами.
Это застопорило строительство на долгих три года и лишь в 1830 году были окончательно согласованы все нюансы и сметы новой арки (а год до этого ворота 1814 года были разобраны), и строительство развернулось с новой силой, не прекращаясь ни зимой, ни даже во время знаменитой эпидемии холеры в 1831 году.
За полтора года удалось целиком возвести кирпичную арку, на которую ушло более полумиллиона кирпичей, и уже в октябре 1831 года приступили к её облицовке медью. «Обшивку» изготавливали на Александровском (совр. Пролетарском) заводе в Петербурге, для чего рядом с цехами была изготовлена деревянная модель в натуральную величину, а для изготовления медных листов использовалась специальная «чеканная» медь, взятая из запасов Монетного двора — всего более 5,5 тысяч пудов (90 тонн). Высота самой арки составила 30 метров, ширина — 28.
Триумфальная арка. Проект Кваренги. Источник: wikipedia.org
Не обошлось без происшествий: 2 января 1832 года у ворот вспыхнул пожар, уничтоживший леса, построенные вокруг арки для установки медных листов, и повредивший гранитный цоколь постройки, что потребовало ремонта и некоторых переделок и серьёзно отдалило завершение строительства.
И всё же к сентябрю 1833 года арку удалось «одеть в медь», что было несомненным успехом самого Стасова и его горячего сторонника Алексея Николаевича Оленина — президента Академии Художеств, стараниями которого необычная идея по обшивке кирпичных ворот медью была претворена в жизнь.
Основание арки было украшено фигурами воинов, на аттике разместилась скульптурная группа: колесница, запряжённая шестью лошадьми, выполненных малоизвестным тогда скульптором Петром Клодтом, управляемая Славой, работы прославленного Пименова.
На самой арке нанесена надпись на русском и латыни: «Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное отечество в 17 д. августа 1834», причём на латыни вместо слова «преторианцы» было использовано слово «легион», чтобы лишний раз не напоминать императору Николаю об обстоятельствах его восшествия на престол.
Ворота были открыты на двадцатилетнюю годовщину Кульмского сражения, где гвардейские полки сражались героически, сумев спасти союзную армию от уничтожения, а русского и австрийского императоров от плена. На открытие ворот была выбита памятная медаль на аверсе которой изображены сами ворота и выгравирована дата открытия, а на реверсе Всевидящее Око в лучах славы и годы Отечественной войны и Заграничного похода.
На церемонии присутствовал сам государь, а под аркой прошли гвардейские полки, названия которых выгравированы на пилонах ворот, возглавляли шествие дворцовые гренадёры, рота которых была учреждена несколькими годами ранее из наиболее отличившихся и заслуженных ветеранов войн с Наполеоном.
Нарвские ворота в 1941 году и в 1945 году. Источник: wikipedia.org
Любопытно, что изначально архитектор планировал разместить в помещениях ворот залы особого музея, посвящённого Отечественной войне и гвардии, однако его желание сбылось лишь спустя два века: сейчас там размещена экспозиция мемориального музея «Нарвская застава».
А сами ворота ещё немало повидали на своём веку: 9 января 1905 года они стали немыми свидетелями расстрела рабочей манифестации, вошедшей в историю под названием «Кровавое воскресенье», осенью 1941 года через ворота проходили полки Ленинградского фронта, отправлявшиеся на передовую, летом 1945 — части Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса, вернувшиеся из Прибалтики и принявшие участие в Ленинградском Параде Победы
Проблема установки грандиозного памятника
Триумфальные ворота были установлены на Кутузовском проспекте, одной из самых оживленных автомагистралей столицы, носящей имя великого главнокомандующего. В 60-е годы прошлого века место возведения памятника вызвало среди специалистов большие споры. За прошедшие полтора века первопрестольная изменилась неузнаваемо.
Прежде всего, город значительно вырос вверх. Послевоенное строительство домов большой этажности подавляло, делало не столь грандиозным триумфальное сооружение. Кроме того, город расширил свои границы – то, что прежде было окраиной, сегодня оказалось почти центром.
В 1962 году неподалеку от Поклонной горы было открыто новое здание панорамы-музея «Бородинская битва». Полотно работы Ф. Рубо, написанное в 1911 году, было изъято из запасников, отреставрировано и размещено в 23-метровом цилиндре здания. Поклонная гора – историческое место, где в 1812 году Наполеон ждал русскую депутацию с ключами от покоренной столицы, от Кремля. Ждал напрасно.
Решив установить в историческом месте третий объект, напоминающей о Победе русского оружия над Наполеоном, архитекторы предварительно подготовили площадку. Чтобы зрительно сохранить высоту сооружения, были проведены земляные работы по снижению окружающих холмов.
Арку было решено отдалить от многоэтажных зданий, стоящих по обе стороны проспекта. Расширенную в этом месте магистраль разделили площадкой-островом, на которой и установили ворота. Триумфальная арка не проездная, поток автомобилей огибает ее с двух сторон, а площадка, на которую ведут подземные переходы, отдана полностью во власть туристов и отдыхающих.
Смотровая площадка на Триумфальной арке Парижа
Наверху расположена смотровая площадка, подняться на которую можно на лифте или по 284 ступеням. Отсюда открывается хорошо просматривается геометрия Триумфального пути, проходящего от Лувра через сады Тюильри и площадь Согласия, Елисейские Поля и площадь Звезды, бульвар Великой Армии и заканчивающаяся Большой аркой Дефанс. Вход на смотровую площадку платный. Конечно, он далеко не такой впечатляющий как с Эйфелевой башни, поэтому не обязательно залезать наверх. Прогуляться под аркой, рассмотреть барельефы и названия взятых городов (в том числе русских) можно бесплатно.
Реставрация
Триумфальная арка прошла большую реставрацию в 2012 году, в преддверии празднования в Москве 200-летия победы над Наполеоном.
В ходе работ ГКУ «Мосреставрация» произвело следующие действия:
- была заменена часть облицовки;
- произведена чистка оставленного облицовочного камня;
- восстановлен внешний вид металлических скульптурных элементов;
- отреставрирована конная скульптура с богиней Никой с демонтажем и последующим возвращением на место;
- железобетонные постаменты под скульптурами воинов заменены на гранитные;
- черные чугунные колонны стали графитового цвета, как того и хотел автор проекта.
Стоимость работ обошлась городу в 230 млн. руб.
В планах правительства Москвы – открытие смотровой площадки на Триумфальной арке.
Александр Первый — царь-победитель
Дело в том, что именно по Лифляндской или Нарвской дороге в Петербург из Заграничного похода с гвардией и полками столичного гарнизона возвращался император Александр I. Это знаменательное событие петербургское общество решило отметить особенно, подготовив к встрече монарха грандиозную триумфальную арку.
Архитектор Кваренги — автор проекта арки — задумал её в классических пропорциях римской арки: один пролёт, мощное монументальное основание, поддерживаемое парами колонн и колесница, запряжённая шестёркой лошадей, венчающая сооружение.
Деревянные ворота были возведены всего за месяц и готовы в конце июля 1814 года, о чём свидетельствовала соответствующая надпись: «Победоносной Российской Императорской гвардии жители столичного города святого Петра, от имени признательного отечества (в день 30 июля 1814 года)».
В этот день Преображенский, Семёновский и Егерский полки только что вернувшиеся из Парижа торжественным маршем прошли под сводом арки и вошли в столицу спустя 28 месяцев отсутствия. Нижним чинам было выдано по рублю серебром, чарке вина и фунту мяса, офицеры присутствовали на торжественном обеде по случаю возвращения.
Екатерингофские ворота, построенные при Екатерине II. Источник: pinterest.com
Ещё трижды в 1814 году под Нарвскими воротами проходили полки-победители: 6 октября павловцы и финляндцы, 18 октября — полки конной гвардии, 25 октября — гвардейские казаки. С течением лет ворота стали неотъемлемой частью городского ландшафта, однако время брало своё: в 1824 году генерал-губернатор Петербурга Милорадович рапортовал императору Александру о том, что деревянные ворота пришли в негодность и даже опасны, так как могут внезапно обрушиться, причинив ущерб.
Генерал предлагал возвести их в камне, что и было осуществлено, правда, когда ни Александра I, ни Милорадовича уже не было в живых. Закладка каменных ворот состоялась 26 августа 1827 года в день 15-летней годовщины Бородинского сражения в торжественной обстановке и при присутствии самого Николая I и 9 тысяч гвардейцев — ветеранов Отечественной войны и Заграничного похода.
За перестройку ворот взялся архитектор Стасов, несколько изменивший конструкцию Кваренги, сохранив пропорции и основной замысел предшественника. Вопреки желанию Александра I, намеревавшегося перенести каменные ворота на место тех, что были построены при Екатерине, Стасов воздвиг арку совсем рядом с первоначальной.
Как выглядит Триумфальная арка в Москве сегодня?
Величественное, красивое сооружение встречает прибывающих в город с западной стороны. После реставрации Московские ворота стали еще более притягательны для туристов.
Безопасная и озелененная площадка с цветниками посреди потоков несущихся машин позволяет осмотреть каждую деталь сооружения, сделать интересные снимки в непосредственной близости. В темное время суток включается подсветка, которая делает памятник еще интереснее.
Где находится
Адрес
Площадь Московские ворота
Метро
- Московские ворота
- Электросила
- Фрунзенская
Как добраться
По Московскому проспекту от Сенной площади в центре города до архитектурного памятника 5 км.
Ближайшие автобусные остановки:
- Лиговский проспект: автобусы № 3,26, 64
- Станция метро Московские ворота: автобусы № 26,29,64
Скульптуры арки
Осип Иванович Бове, работая над проектом, видел все сооружение в целом, включая элементы декорирования. Он сделал множество рисунков, набросков, эскизов фигур и других элементов, которыми пользовались скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев.
Скульптуры из чугуна были отлиты на Мышечском заводе (г. Алексин Тульской губернии). Черный цвет декора выгодно контрастировал с белой облицовкой арки. После демонтажа в 1936 году все сохраненные части были переданы в Музей Архитектуры.
На воссозданной Триумфальной арке часть скульптур – копии, они были изготовлены по гипсовым слепкам. Подлинные композиции и рельефы – колесница с Победой, фигуры воинов, образы Твердости и Храбрости, а также летящие Славы вернулись на памятник после реставрации.
Неиспользованные элементы декора арки Бове выставлены в экспозиции в Скульптурном дворике Музея архитектуры по адресу: ул. Воздвиженка, 5/25.
Композиция «Изгнание французов»
На горельефе изображен жестокий рукопашный бой на фоне кремлевской стены. Под натиском русских воинов французы бегут, бросая оружие и оглядываясь в ужасе. На первом плане – могучий воин с мечом в руке, на его щите – герб России, у ног – поверженный враг с обнаженным торсом.
Фигуры на переднем плане композиции и в ее глубине отличаются по размерам, что обеспечивает объемность сцены. Крупные части горельефа выполнены тщательно, почти ювелирно, создавая ощущение живых тел и напряженность обстановки.
Композиция «Освобожденная Москва»
Красивая женщина-Москва, одетая в сарафан, с короной на голове полулежит в свободной позе. Фоном служат кремлевские зубчатые стены. Она опирается на щит с изображением Георгия-Победоносца, поражающего копьем змея.
Москва окружена мифологическими богами и простыми людьми: старцами, отроками, женщинами. Ее рука с благодарностью протянута к Александру I, освободившему город и народ от захватчика-Наполеона.
Триумфальная арка на Тверской заставе
Тема патриотизма, прославления родины красной нитью проходит через все творчество Бове. Наиболее яркое выражение эта тема получила в Триумфальных воротах у Тверской заставы, построенных Бове в честь победы над Наполеоном. Над проектом ворот Бове работал в 1826–1828 годах. Бове создал яркий, выразительный образ, олицетворяющий военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов — победителей Наполеона.
Закладка Триумфальной арки состоялась 17 сентября 1829 года, а через пять лет, 20 сентября 1834 года, — их торжественное открытие. Однако до столь волнующего момента Бове не дожил трех месяцев.
Арка была сложена из кирпича и облицована белым камнем, так называемым «татаровским», по имени подмосковного села Татарово, где в то время добывался белоснежный камень. Скульптурный декор был отлит из чугуна на Мышегском заводе в Алексине Тульской области.
После открытия Триумфальные ворота стали одной из достопримечательностей Москвы. Они стояли у Тверской заставы, оформляя въезд в город со стороны Петербурга и давая начало парадной магистрали Москвы — Тверской улице. По сторонам арки Бове разместил два здания кордегардии. Они были украшены дорическими портиками, перекрыты плоскими куполами и объединены с воротами невысокой ажурной металлической решеткой, поставленной полукругом. Этим образовывалась небольшая овальная площадь.
Триумфальные ворота, сооруженные из белого камня и украшенные скульптурным декором из черного чугуна, невольно восхищали каждого, кто впервые их видел. Зрители не могли не отдать должное монументальной масштабности, совершенству форм, примеру блестящего воплощения синтеза двух искусств — архитектуры и скульптуры.
Триумфальные ворота стали в Москве единственным памятником подобного типа. По проекту Бове они представляют собой однопролетную 28-метровую белокаменную арку с гранитным цоколем. Шесть пар чугунных колонн коринфского ордера, расположившихся с трех сторон арочных опор-пилонов, поддерживают массивный антаблемент, опоясанный декоративным скульптурным фризом.
Пролет триумфальной арки украшен трубящими в фанфары летящими Славами, композиционно связанными замковым камнем со скульптурной фигурой воина-строителя. Богато декорирован и сам кесонированный арочный свод. Его крайних два ряда, а их всего пять, состоят из девяти (четырех больших и пяти малых) рельефных чугунных досок с изображением воинских доспехов. А три центральных ряда насчитывают тридцать девять квадратных рельефов из растительного орнамента.
Между каждой парой колонн стоят на каменных постаментах чугунные фигуры древнерусских воинов в островерхих шлемах и легких доспехах, с наброшенными на плечи плащами в виде римских мантий. Одной рукой они опираются на овальные щиты, в другой — держат длинные копья. Над ними, в нишах, скульптурные рельефы, повествующие в аллегорических мотивах о событиях Отечественной войны 1812 года, о «Побиении двенадесяти языков» или «Изгнании галлов из Москвы» и об «Освобождении Москвы». Их всего шесть, по одному рельефу, трижды повторяющемуся на фасадах правого и левого пилонов.
Эти рельефы созданы по рисункам Бове талантливыми русскими скульпторами Иваном Тимофеевичем Тимофеевым и Иваном Петровичем Витали.
Один из двух горельефов представлял в аллегорических формах сцену изгнания французов из Москвы: на фоне Кремлевской стены русский воин-богатырь с двух главым орлом на щите поверг француза-галла на землю, занеся над ним обнаженный меч, другие французы спасаются бегством.
Этот горельеф был выполнен скульптором Тимофеевым, воспитанником Академии художеств, которую он окончил с Золотой медалью. Тимофеев — ученик великого скульптора И. П. Мартоса, принимал участие в работе над созданием памятника Минину и Пожарскому в Москве, за что был отмечен наградой в 3000 рублей. К сожалению, ранняя смерть в 1830 году не позволила Тимофееву в полную силу своего дарования принять участие в декоративном оформлении Триумфальных ворот.
Рельеф «Освобождение Москвы» выполнен Витали, автором многих широко известных скульптурных работ, украшающих московские здания. Он представляет собой аллегорическую сцену, где полулежащая женщина в русском одеянии — Москва — протягивает руку в знак благодарности Александру I, облаченному в одежды воина, увенчанного лавровым венком победителя. Вокруг них — фигуры Геракла и Минервы, а также группы горожан, олицетворяющих русский народ. Эта сцена, как и сцена в «Изгнании галлов», изображена на фоне Кремлевской стены. Витали исполнил и большую часть скульптурного декора Триумфальных ворот, включая колесницу Славы с шестеркой коней.
Выступающий карниз опоясан сплошным декоративным фризом, состоящим из пятидесяти медальонов с изображением сорока четырех гербов русских городов, принимавших участие в войне с Наполеоном, шести с инициалами Николая І, в царствование которого была сооружена арка, и воинской атрибуцией, состоящей из шлемов, доспехов, щитов и оружия. Над карнизом расположен массивный аттик. Его украшают сидящие скульптурные женские фигуры, олицетворяющие «Храбрость» и «Твердость». Они строго ориентированы по вертикали пилонов и как бы венчают каждую пару стройных двенадцатиметровых чугунных колонн. В руках богинь Победы венки и скипетры, а у ног — военные трофеи.
Венчает арку шестерка грациозных коней, запряженных в колесницу Славы. Крылатая богиня Победы с лавровым венком в правой руке словно приветствует русских воинов, разгромивших полчища Наполеона. Ее торжествующий взгляд обращен в ту сторону, откуда шел непрошеный завоеватель на Москву. Под колесницей Славы, в центре аттика, расположена бронзовая памятная доска. На ней читаем мы четкие слова из кутузовского приказа, обращенного к русским воинам: «…Славный год сей минул, но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель отечества. Россия приветствует вас сим именем. Фельдмаршал М. И. Кутузов».
А с противоположной стороны аттика, обращенного ныне в сторону Поклонной горы, …следующие строки, также отлитые в бронзе: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».
Более ста лет стояли Триумфальные ворота на площади Тверской заставы, став свидетелями многих исторических событий в жизни города: пуска первой московской конки, проехавшей под ее аркой в 1872 году, в 1899-м — первого электрического трамвая, в 1933 году — первого городского троллейбуса. Триумфальные ворота были свидетелями трагического дня 18 мая 1896 года, когда под их аркой проходили вереницы людей, несущих тела погибших на Ходынском поле во время коронации Николая II. Они были свидетелями и первых выступлений московского пролетариата в 1905 году, октябрьских дней семнадцатого года, когда отряды Красной гвардии двигались к центру города, к Тверскому бульвару, где шли в те дни ожесточенные бои.
Шли годы. Москва развивалась и разрасталась. Число ее жителей с каждым годом заметно возрастало. Нагрузка на пассажирский транспорт все увеличивалась. По Генеральному плану развития Москвы 1935 года Триумфальные ворота было решено снести.
Однако тресту «Мосразборстрой» поручили не ломать Триумфальную арку, как это обычно делалось тогда, а аккуратно разобрать на отдельные части, с тем, чтобы можно было позднее снова собрать. Большую уникальную работу по фиксации Триумфальных ворот проделали сотрудники музея архитектуры. Они тщательно их измерили, многократно зарисовали с разных точек, зафиксировали на фотопленку. Руководил этой научно-исследовательской работой архитектор Н. Н. Соболев, впоследствии известный архитектор-реставратор, заслуженный работник культуры РСФСР. Чугунный декор перевезли и разместили на открытом воздухе у Северных ворот и перед папертью Большого Собора.
Интересные факты
В 1899 году сквозь Триумфальную арку были проложены трамвайные пути, и электрические вагоны, следуя по маршруту Страстная (Пушкинская) площадь – Петровский парк тормозили на остановке с тройным названием: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».
В XIX веке во время открытия каменной арки Бове, приглашенный на торжество митрополит Московский, отказался освятить сооружение из-за присутствия в декоре мифологических богов. Местные жители называли богиню Нику, держащую лавровый венок «бабой с калачом». Русскому мужику, незнакомому с греческой мифологией, были понятнее душевность и гостеприимство русской красавицы с хлебом-солью.
Некоторые источники утверждают, что инициатором послевоенного восстановления Триумфальной арки был первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Выступая в 1965 году на VIII съезде ВЛКСМ, он с сожалением заметил, что мы не бережем памятники, «несущие в себе патриотическое начало». В ответном слове генеральный секретарь Н.С. Хрущев обещал комсомольцам, что предпримет шаги по восстановлению арки. Свое слово он сдержал.
Во время реставрационных работ 2012 года в сооружении бала найдена записка-послание, в которой сообщалось, что Федор Давыдов последний рабочий, покидающий объект в 1968 году. По аналогии была заложена новая капсула, адресованная потомкам 2062 года со списком всех принимавших участие в реставрации (232 имени).
Скульптурные группы
Со стороны Елисейских полей:
- Слева — Триумф 1810 года по случаю подписания Венского мира с фигурой Наполеона в центре, работа скульптора Жан-Пьера Корто
- Справа — Марсельеза или Выступление волонтёров против прусских войск, оккупировавших Лотарингию в 1792 году, работа скульптора Рюда
Со стороны авеню де ла Гранд-Арме́ — работы скульптора Антуана Этекса:
- Слева — Мир 1815 года, аллегорическая композиция
- Справа — Сопротивление 1814 года
Аналоги Триумфальной арки в мире
Триумфальная арка в Москве имеет множество аналогов в мире. Одно- и многопролетные сооружения возводятся в честь победителей или памятных событий. Обычно их устанавливают на въездных магистралях, крупных дорогах, в конце улиц, на мостах. Сохранилось несколько древнеримских арок 200-300-х годов, есть множество сооружений нового времени.
Страна | Город | Год | Событие (назначение) |
Франция | Париж | 1836 | В честь Аустерлицкого сражения |
Индия | Нью-Дели | 1931 | Памяти воинов, участвовавших в сражениях Первой мировой войны |
Испания | Барселона | 1988 | К проведению Всемирной выставки |
Германия | Берлин | 1791 | Первоначальное название Бранденбургских ворот – ворота Мира |
Англия | Лондон | 1828 | Вход в Букингемский дворец |
Италия | Рамини | 27г. до н.э. | Арка Августа – ворота в город |
Румыния | Бухарест | 1922 | В честь защитников независимости |
Триумфальная арка столицы уже давно воспринимается как монумент мужества и победы русских людей во всех войнах и сражениях, произошедших на нашей земле. В Москве бережно относятся к памяти о великих событиях, стремясь сохранить и передать ее потомкам.
Оформление статьи: Мила Фридан
История:
Триумфальная арка была возведена в середине 1814 года и изначально была деревянной. Строение у Тверской заставы оказалось недолговечным, поэтому в 1826 году встал вопрос о создании каменной арки. Проект разработал архитектор О.И. Бове, знаменитый по реконструкции Москвы после пожара в 1812 году. В августе 1829 года состоялась торжественная церемония закладки арки и установки на ней бронзовой доски с надписью о победе русского народа над Францией. Строительство длилось в общей сложности пять лет и было завершено в 1834 году. Через два года, во время реконструкции площади у Белорусского вокзала, арка были разобрана, а ее убранство передано в музей архитектуры. По прошествии тридцати лет сооружение решено было вернуть на свое законное место.
Общее описание:
В наши дни грандиозная арка приковывает к себе все взгляды и считается настоящей драгоценностью Кутузовского проспекта. Туристы могут попасть к достопримечательности по оборудованой пешеходной площадке, что позволяет им не спеша изучить ее интересные детали и сделать фотографии на память.
Архитектурные особенности:
Триумфальные ворота состоят из однопролетной арки, поддерживаемой двумя пилонами с 12 чугунными колоннами, обрамляющими ее. Это придает им величественный и внушительный вид. Между колоннами расположены фигуры воинов в доспехах, а на карнизе изображены гербы губерний, участвовавших во французской войне. На вершине ворот располагается крылатая богиня победы Ника, управляющая колесницей, запряженной шестеркой лошадей.
Отдельного внимания также заслуживают горельефы с точной проработкой деталей. Один из них называется «Изгнание французов», он изображает столкновение русских и французских войск на фоне стен Кремля. Русские воины ожесточенно сражаются с врагом, обращая его в бегство. Эта мощная композиция передает накал той битвы и оживляет ее. Другая скульптура, «Освобожденная Москва», изображает полулежащую женщину, опирающуюся на щит с миниатюрой Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Она символизирует Москву, окруженную мифологическими богами и обычными людьми; ее правая рука протянута к Александру I за то, что он привел город к свободе.