У меня детский голос как исправить

Мутационная дисфония (Патологическая мутация голоса)

Мутационная дисфония

Мутационная дисфония – это функциональное расстройство голосовой функции, возникающее в период полового созревания. Признаками нарушения служит сохранение детского тембра в послемутационном периоде, боль в горле при фонации, осиплость голоса, афония. Объективная и дифференциальная диагностика требует проведения ларингоскопии, стробоскопии, акустического анализа голоса, ЭГГ. Модель лечебно-коррекционного воздействия предполагает соблюдение охранительного голосового режима, обучение подростков основам правильного голосоведения, проведение психотерапии, фонопедических занятий.

Общие сведения

Понятие «мутация», или «ломка голоса» означает его возрастные физиологические изменения. Это состояние типично и для девочек, и для мальчиков-подростков. Возрастные рамки мутационного периода – 13-15 лет. В норме трансформация детского голоса во взрослый занимает от 6 месяцев до 1 года. При нарушении сроков, темпов или искажении динамики возрастных изменений голоса говорят о мутационной дисфонии. Патологическая мутация чаще возникает у мальчиков, это объясняется влиянием мужских половых гормонов на рост и развитие гортани. Частота возникновения мутационных дисфоний составляет 6-24%.

Мутационная дисфония

Мутационная дисфония

Причины

Мутационный период является критическим в развитии голосовой функции. В это время под влиянием гормональной регуляции происходят серьезные морфологические изменения в органах голосообразования. Любые стрессовые для организма воздействия могут привести к срыву физиологически протекающей мутации и формированию стойкого дисфонического расстройства. Нарушения голоса в период пубертата полиэтиологичны, их причинами могут выступать:

  1. Заболевания голосового аппарата. Инфекционно-воспалительные процессы верхних дыхательных путей, возникающие на этапе мутации, являются самими частыми триггерами дисфоний. Наибольшую опасность представляют рецидивирующие ларингиты и ларинготрахеиты.
  2. Перенапряжение голоса. Развитие стойких фонационных нарушений в мутационный период может быть связано с несоблюдением рационального режима: большими голосовыми нагрузками, форсированным пением, игнорированием физиологических возможностей детского голоса. Особенно часто функциональные дисфонии встречаются у детей, занимающихся вокалом.
  3. Нервно-психические нарушения. Астенический синдром, эмоционально-психические потрясения, повышенная тревожность у детей нередко лежат в основе дисфункции голосовых мышц, дискоординации фонации и дыхания. Также к мутационной дисфонии приводит привычка подростков постоянно повышать голос на окружающих, истерично кричать.
  4. Эндокринные расстройства. Неправильное функционирование желез внутренней секреции (гипофиза, гонад, надпочечников) вызывает преждевременное половое созревание. В этом случае у мальчика еще в домутационном возрасте может появиться грубый мужской голос.
  5. Сенсорные нарушения. Сниженный физический слух, неразвитый музыкальный слух, несформированность прочных связей между речедвигательным и слуховым анализаторами приводят к тому, что подростки не могут правильно перестроить свой голос, добиться комфортных ощущений при фонации. В таких условиях закрепляется патологический способ голосоведения.

Некоторые исследователи высказывают мнение, что мутационная дисфония развивается преимущественно у подростков из неполных семей, которые чаще слышат материнскую речь и невольно подстраивают свой голос под женский образец. Однако эта точка зрения достоверно не доказана и опровергается другими наблюдениями.

Патогенез

Мутация – это физиологическое явление. Она связана с быстрым ростом гортани в подростковом возрасте. У девочек гортань увеличивается преимущественно в высоту, голосовые складки удлиняются на 1/3, голос понижается незначительно (на 0,5-2 тона), эволюционирует плавно. У мальчиков гортань растет как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении, длина голосовых складок увеличивается в 1,5 раза, высота голоса снижается на октаву.

При патологическом характере мутации под действием выше названных причин нарушается координированная деятельности внутренних и наружных мышц гортани. Голосовые складки вибрируют попеременно, не смыкаются, образуя треугольную щель. Артикуляционная и мимическая мускулатура напряжена. Отмечается рассогласованность дыхания и фонации, что приводит к нарушению голосообразования по типу мутационной дисфонии.

Классификация

Мутационная дисфония может развиваться по различным сценариям. В зависимости от сроков наступления и особенностей протекания различают следующие виды патологической мутации:

  • Преждевременная. Смена детского голоса на взрослый происходит в возрасте до 8-10 лет. Ранняя мутация связана с преждевременным половым развитием.
  • Поздняя. Начинается на 2 и более года позже нормальной мутации. При этом размеры гортани соответствуют взрослым параметрам, но голос остается детским. Встречается у лиц, страдающих эндокринопатиями, неврологическими нарушениями, а также певцов, длительное время использующих фальцет.
  • Пролонгированная (затянувшаяся, неполная). Несмотря на нормально протекающий пубертат, трансформации тембра не происходит. Взрослый мужчина продолжает разговаривать высоким, иногда писклявым голосом. Причиной такой мутационной дисфонии служит отсутствие согласованности между дыханием и вибрацией голосовых складок.

Симптомы мутационной дисфонии

Наиболее частые субъективные жалобы пациентов с мутационной дисфонией сводятся к напряжению и быстрому утомлению в момент речи, осиплости голоса, вплоть до его исчезновения − афонии. Голос может иметь постоянно высокую тональность или срываться с высокого регистра на низкий. Ощущается сухость и першение в горле, боль во время фонации, постоянное желание откашляться. Иногда на этом фоне развивается мутационный ларингит.

Основной признак поздней и затянувшейся патологической мутации – несоответствие голоса возрасту. Как правило, это выражается в сохранении фальцета у юношей и мужчин с анатомически «взрослой» гортанью. Иногда мутационная дисфония сопровождается нервно-психическими изменениями: повышенной нервной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, быстрой физической и психической истощаемостью.

Осложнения

Мутационная дисфония напрямую влияет на качество жизни. Голосовые нарушения отрицательно отражаются на коммуникативной стороне общения, сужают диапазон социального взаимодействия. Насмешки и передразнивание со стороны сверстников способствуют «уходу в себя», самоизоляции, формированию таких черт, как молчаливость, замкнутость, ощущение ущербности, мстительность.

Патологическая мутация может стать преградой на пути построения карьеры, связанной с профессиональным владением голосом: вокалиста, актёра, диктора, преподавателя и т. п.

Диагностика

Мутационная дисфония относится к междисциплинарным проблемам, требующим участия в ее решении со стороны врачей-фониатров и логопедов. Четкие стандарты диагностики отсутствуют, клинический минимум включает в себя инструментальное обследование гортани и оценку голосовой функции:

  • Ларингоскопия. Объективная эндоскопическая картина характеризуется гиперемией, утолщением, отечностью голосовых складок, повышенной секрецией слизи. При фонации складки не смыкаются, образуется так называемый «мутационный треугольник» или овал.
  • Видеостробоскопия. Динамический осмотр голосовых складок позволяет оценить их подвижность. Для мутационной дисфонии характерны несогласованные, разноамплитудные колебания.
  • Электроглоттография. Позволяет объективно оценить степень смыкания голосовых складок при фонации. Коэффициент контакта указывает на неполное закрытие голосовой щели.
  • Фонетография. Осуществляется запись голоса и его компьютерный акустический анализ. Минимальная частота тона и частота основного тона выше значений, характерных для постмутационной стабилизации.
  • Логопедическая диагностика. Включает оценку силы, звучности, тембра голоса, исследование фонационного дыхания. При прослушивании подростка с мутационной дисфонией отмечается нестабильность фонации, диплофония, дискоординация между речевым дыханием и голосоподачей.

Лечение мутационной дисфонии

Направления лечебно-коррекционной работы зависят от причин, вызвавших мутационную дисфонию. При эндокринных нарушениях, прежде всего, требуется медицинское вмешательство. В остальных случаях восстановительная работа ведется в нескольких направлениях: психотерапевтическом, педагогическом. На предварительном этапе подростку назначается «режим молчания» − в течение нескольких дней запрещается разговаривать вслух.

Психокоррекция

Целью рациональной психотерапии является формирование адекватного отношения, принятия нового низкого тембра. Работа проводится в форме разъяснительных бесед, включает прослушивание образцов мужских голосов, аутогенные тренировки. На этом этапе важно добиться осознанного участия подростка в процессе голосопостановки.

Лечебная и дыхательная гимнастика

Параллельно с психокоррекцией назначается лечебная физкультура. Данное направление позволяет гармонизировать нервную систему, выработать правильные кинестезии, снять мышечное напряжение с гортани и органов артикуляции. Дыхательные упражнения помогают нормализовать физиологическое дыхание, рационально использовать воздушную струю в процессе фонации.

Логопедическая коррекция

При мутационной дисфонии проводится курс фонопедических занятий, направленных на выработку правильного стереотипа голосообразования. Артикуляционная гимнастика и голосовые упражнения выполняются под контролем фонопеда. Полезен мануальный и вибрационный массаж лица и шеи, самомассаж.

После отработки подготовительных упражнений логопед предлагает подростку воспроизвести несколько образцов «взрослого» голоса. Методом подбора останавливаются на том тоне, при воспроизведении которого отсутствует субъективный дискомфорт. Новое звучание закрепляется в процессе голосовых тренировок. С целью повышения самоконтроля используется БОС-терапия. Длительность полного курса коррекции дисфонии в среднем составляет 1 месяц.

Прогноз и профилактика

Мутационная дисфония в большинстве случаев хорошо поддается коррекции. С помощью логопедических занятий удается добиться выработки оптимального тембра, соответствующего конституции подростка, не вызывающего напряжения голосового аппарата. Более сложная и длительная работа необходима пациентам с неврологической симптоматикой.

Профилактика мутационной дисфонии требует соблюдения оптимального голосового режима. В период мутации необходимо исключить любое голосовое напряжение: пение, крики, большую речевую нагрузку. Важным представляется стабилизация эмоционального фона, укрепление нервной системы, рациональное лечение ЛОР-патологии.

Литература

1. Нарушения голоса/ Лаврова E.В., Коптева О.Д., Уклонская Д.В. – 2006.

2. Нарушения голоса у детей/ Орлова О. С. – 2005.

3. Нарушения голоса в период мутации, их предупреждение и коррекция. Автореферат диссертации/ Эстрова П. А.

4. Особенности голосообразующего аппарата и его заболевания в препубертатном и пубертатном периодах. Автореферат диссертации / Султонова К. Б. – 2013.

Код МКБ-10

R49.0

Мутационная дисфония – лечение в Москве

В Каком Возрасте Начинает Меняться Голос
Ломка голоса или мутационная дисфония — это абсолютно физиологический процесс, естественный для каждого подростка. Нормальная мутация условно происходит в возрасте 13 — 15 лет, то есть в период полового созревания. У уроженцев севера мутация наступает позже, у уроженцев юга, наоборот, раньше.

Когда голос станет грубым?

На приеме у врача-фониатра Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка «У моего ребенка постоянная охриплость голоса, хотя он не простужен и не имеет каких-то хронических заболеваний. Посоветуйте, что делать и к какому специалисту нужно обратиться» Наталья Зайцева, г.

  • Ростов С вопросами о том, почему у наших детей возникают проблемы с голосом, и как эти проблемы решить, родители обращаются все чаще.
  • А число детей, имеющих измененный тембр – от легкой охриплости-гиперназальности, до выраженных нарушений тональности и силы звучания голоса, постоянно растет.
  • С чем это связано и как в таких случаях помочь ребенку? На эти вопросы сегодня отвечает ведущий специалист ОКДЦ, врач оториноларинголог – фониатр высшей категории Надежда Филоненко.

Осторожно – голос! Надо признать, что голосовые перегрузки, связанные с воспитанием ребенка в детских дошкольных учреждениях, занятия в вокальных и хоровых коллективах, где зачастую нет опытных педагогов, экологические и социальные проблемы, приводят к тому, что с детьми, страдающими заболеваниями голосового аппарата, врачу приходится сталкиваться все чаще.

  1. К сожалению, и педагоги, и сами родители, редко вспоминают о том, что органы дыхания у детей отличаются некоторыми особенностями.
  2. Носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у ребенка сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой, мышечная ткань этих органов развита слабо, хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются.

Поскольку грудная клетка у детей как бы приподнята, а ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что, безусловно, ограничивает силу голоса и длительность звучания. Наш ребенок растет и постоянно меняется.

Но процесс этот происходит неравномерно. Это касается и голосового аппарата. Если рост носоглотки и околоносовых пазух в основном заканчивается к периоду полового созревания, к 12-14 годам, то все остальные органы завершают свой рост лишь с окончанием этого периода — условно к 18-19 годам. Почему теряется «серебристость»? Каждые 2-3 года голос ребенка меняет свои качества.

Из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок. Постепенно увеличивается его диапазон, у подростков он может быть равен двум октавам. Как правило, становление голоса складывается по подражанию в возрасте до 7 лет, и зависит от того, каким были голос и манеры его использования у окружающих-родителей, педагогов, воспитателей, сверстников.

Дошкольный (6-7 лет) Домутационный (7-12 лет) Мутационный (12-15 лет) Постмутационный (15-19 лет)

Дошкольный период характерен тем, что гортань у ребенка по сравнению с взрослыми имеет довольно высокое положение, Кроме того, во всех отделах гортани большое количество слизистых желез, лимфатической и соединительной ткани, они как бы заменяют собой некоторые отсутствующие внутренние мышцы гортани.

Когда заканчивается формирование голоса?

К 14 годам; все остальные органы голосообразования прекращают рост с окончанием полового созревания, к 19 годам. Период формирования голоса условно разделяется на несколько этапов: дошкольный — до 6—7 лет, домутационный — до 13—14 лет, мутационный — 13—15 лет и послемутационный — до 17—19 лет.

Когда формируется голос у мальчиков?

Предмутационный период ломки голоса — В семилетнем возрасте голос характеризуется фальцетным звучанием и небольшим диапазоном в одну октаву максимум. Индивидуальный тембр еще не проявляется. Организм только готовится к перестройке голосового аппарата. В 9-10 лет наступает расцвет детского голоса мальчиков, он звучит особенно звонко.

Как меняется голос у подростков?

Признаки ломки голоса у подростков Характерными признаками начала голосовой мутации являются такие симптомы ломки голоса у мальчиков: Изменения в звучании – появление хрипоты или осиплости. Воспаление и покраснения горла. Нестабильность голоса и искажение звуков, с выраженным басовым звучанием.

Какой может быть голос у парня?

Как определить тип своего голоса? Определение типа голоса является важной задачей для начинающих вокалистов, и чаще всего самостоятельное выполнение этой задачи невозможно. Даже профессиональные педагоги далеко не всегда верно и сразу способны классифицировать тип голоса, потому что типовые признаки проявляются только по мере выработки певческих навыков и раскрытия голосовых возможностей.

Ведь у неопытного певца связки работают не так активно, как у вокалиста с уже поставленным голосом, соответственно, выводы о типе голоса на начальном этапе обучения могут быть приблизительными. На практике стопроцентного вписывания в рамки классификации голосов не бывает, но все же эта система помогает понять границы рабочего диапазона, в котором пение наиболее удобное и голос звучит полноценно.

Так же от типа вашего природного голоса будет строиться и выбираемый вами репертуар, который должен соответствовать голосовым возможностям, чтобы не навредить и не испортить ваши природные данные. В академической школе типы певческих голосов классифицируются по высоте: Женские голоса:

Сопрано (колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое) – высокий женский голос; Меццо-сопрано (лирическое, драматическое) – средний женский голос; Контральто – низкий женский голос.

Мужские голоса:

Тенор (тенор-альтино, лирический тенор, тенор-баритон) – высокий мужской голос; Баритон (лирический, драматический) – средний мужской голос; Бас (высокий, центральный, низкий) – низкий мужской голос.

Каждый из представленных типов голосов охватывает диапазон приблизительно в две октавы, но бывают певцы, которые свободно поют в трех, а то и в четырех октавах. Классическая классификация хоть и условна, но важна: определив тип голоса, вы поймете, от чего вам отталкиваться и в каком направлении развивать свои данные.

На начальном этапе обучения диапазон не раскрывается полностью. У начинающих вокалистов регистровые границы и переходные ноты зачастую ниже, чем у профессиональных певцов. Опытный преподаватель учитывает это и будет работать с голосом исходя из индивидуальных особенностей и ваших вокальных данных. Чтобы самостоятельно понять, какой же у вас голос, в процессе обучения старайтесь следить за тем, какие ноты вам удобно петь, какие даются с усилием (может, это будут переходные ноты между регистрами, которые помогут вам понять тип вашего голоса).

По мере овладения певческими навыками и выработке правильных вокальных умений, следите за развитием своего диапазона: какие самая низкая и высокая ноты, которые удается взять? Так же стоит внимательно отнестись к удобству во время пения, ведь если вы по своей природе обладатель высокого голоса, то пение внизу для новичка может вызывать дискомфорт и ощущения, что что-то идет не так.

Какой голос больше нравится мужчинам?

Что мы меняем в интонациях, если хотим быть привлекательнее 16 апреля 2019 Согласитесь, было бы удобнее, если бы все приложения для знакомств имели виджеты для записи голосового сообщения, вроде «привет» или счета до десяти. Я бы пропустила как минимум десяток свиданий, если бы заранее услышала голос тех, с кем пришлось-таки встретиться.

Человек может приятно (для меня) звучать, точно так же, как хорошо пахнуть или наоборот. Исследования подтверждают, что и мужчины, и женщины с «привлекательными голосами» бонусом получают массу заманчивых характеристик, становясь симпатичными, дружелюбными, общительными, успешными, желанными и, следовательно, востребованными в сексуальном плане.

При этом насчет качеств, которые наделяют голос такой многогранной обворожительностью, по-прежнему мало ясности. Для мужчин все просто: привлекательный — значит низкий, с намеком на хрипотцу; такой голос якобы подчеркивает мощь, надежность и мастерство в размножении. Для женщин ситуация усложняется. Высокий голос, по идее, свидетельствует о репродуктивной пригодности и общей женственности, но результаты свежих исследований прямо противоположны логике естественных мотиваций.

Оказывается, мы специально снижаем тон, разговаривая с мужчинами, которые нам нравятся. Ученые предполагают, что у этого явления нет ничего общего с основным инстинктом. Срабатывает культурный стереотип, навязывающий нам манеру поведения, привлекательную для противоположного пола. Иными словами, манипулирование голосом базируется на сексуальных «трендах», принятых в обществе, а не на вокальных характеристиках привлекательности.

Когда женщина понижает голос, ее попытка звучать соблазнительно служит сигналом романтического интереса, хотя это желание вступает в противоречие с мотивацией звучать более женственно и/или репродуктивно. Почему? Непонятно. Это новый культурный феномен? Или люди испокон веков переходят на пониженные тона, уступая половому влечению? Факты сообщают, что голос у современных женщин и вправду ниже, чем полвека назад, что, по мнению некоторых исследователей, объясняется межполовым перераспределением сил. Забавно также, что у шведских женщин голоса ниже, чем у американок, голландки способны на самый низкий тембр среди женщин, а японки — на самый высокий.

Какой же тут кроется смысл? Мужчинам на самом деле нравятся женщины с низким голосом или все наши усилия ошибочны? Расслабьтесь, мы угадали. Материал на тему последних исследований о вокальном манипулировании, опубликованный в свежем выпуске журнала «Труды Королевского общества. Серия В: биологические науки», подтверждает, что мужчины действительно предпочитают женщин с низким грудным (или, еще лучше, идущим прямо из диафрагмы) голосом.

На самом деле было установлено, что представители обоих полов снижают тон при разговоре с привлекательными партнерами, но женщины делают это более явно.

Что влияет на мужской голос?

Основное влияние на развитие голоса оказывают половые гормоны. У мужчин наиболее ярко это выражается в момент полового созревания — происходит мутация голоса. Секреция тестостерона утолщает голосовые связки, и он переходит на более низкий диапазон.

Какой голос у курильщика?

  1. Главная
  2. Новости
  3. Профилактика курения у подростков

Табакокурение – важнейшая проблема общественного здоровья. Особенно опасные последствия для здоровья возникают, если курение начинается в детском или подростковом возрасте. По данным ВОЗ, ранний дебют и стаж курения более 20 лет сокращает продолжительность жизни на 20–25 лет, по сравнению с теми, кто никогда не курил.

Согласно эпидемиологическим исследованиям, проведенным в России, установлено, что средний возраст начала курения 11–13 лет. В стране по минимальным подсчетам курит каждый четвертый подросток, а каждый десятый к 15 годам уже имеет серьезную табачную зависимость. Вред курения для подростка При сгорании табака образуется несколько тысяч токсичных газообразных и твердых веществ, которые действуют на растущий организм подростка гораздо сильнее, чем на взрослого человека.

Ранние проявления вреда курения для детского организма – это частые инфекционные заболевания, появление кашля, анемии, разрушение зубов, грубый голос, нарушение обмена веществ, быстрая утомляемость, ослабление памяти, ухудшение успеваемости в школе, раздражительность, плохой сон.

  1. Чем раньше подросток начинает курить, тем быстрее развивается у него никотиновая зависимость.
  2. Этому способствуют особенности, которые сопровождают подростковое табакокурение: Дети обычно курят тайком, они торопятся, боясь быть застигнутыми за этим занятием родителями или учителями.
  3. Перерывы между затяжками короткие, а при быстром сгорании табака в дым попадает в 2 раза больше никотина, чем при медленном.

У детей нет возможности покупать качественные сигареты с фильтром, а значит в их организм попадает гораздо больше вредных веществ. Недостаток денег приводит к тому, что подросток экономит сигареты, докуривает их до конца, иногда курит даже окурки, то есть ту часть табачного изделия, где сосредоточено максимальное количество токсичных веществ.

Скрывая от близких пагубную привычку, подросток находится постоянно в нервном напряжении. Курение превращается в хронический стресс, который усугубляется нехваткой кислорода, быстрой физической утомляемостью подростка-курильщика. Негативное действие табака на органы дыхания. Токсины табачного дыма в первую очередь действует на дыхательные пути: носоглотку, гортань, трахею, бронхи, легкие.

Органы дыхания молодых людей еще находятся на стадии формирования, и курение в этом возрасте тормозит развитие как самих легких, так и грудной клетки. Это помешает подросткам заниматься легкой атлетикой, теннисом, плаванием и другими активными видами спорта, где необходим большой жизненный объем легких и свободное дыхание.

Как у мальчиков меняется голос?

3. Почему голос ломается — Автор фото, Getty Images Подпись к фото, Вступая в период полового созревания, дети теряют способность легко брать высокие ноты Мужские голоса ломаются в период полового созревания, когда голосовые складки растут и утолщаются.

Часть голосового аппарата сдвигается вниз в горле и становится видимой через кожу, образуя кадык. Расстояние между связками и ртом увеличивается. Чем длиннее труба, тем ниже звук, который она издает, поэтому голос мужчины становится ниже. Женщины проходят через похожие перемены, хотя и не такие сильные, когда у них наступает менопауза.

В некоторых случаях женский голос тоже может стать ниже.

Почему у мужчины тонкий голос?

Wikimedia Commons Ученые нашли статистически значимую связь между высотой голоса и личностными чертами. Оказалось, что низкий голос коррелирует с экстраверсией и доминантностью, а также свободой в сексуальном поведении. Результаты опубликованы в Journal of Research in Personality,

  1. По голосу люди не только считывают пол или возраст говорящего, но и пытаются предугадать характер человека, его жизненные убеждения.
  2. Кроме того, голос влияет и при выборе партнера: мужчины с более низким голосом оказались более успешными у женщин.
  3. Такой голос чаще ассоциируют с силой и доминантностью, в то время как высокий — с нервозностью,

Влиять это может в самых разных ситуациях — так, политик с низким голосом имеет больший шанс победить на выборах. В таких экспериментах для выявления связей между параметрами голоса и чертами характера испытуемых обычно используются субъективные оценки личностных качеств: о чертах характера участников судят респонденты.

  1. При этом можно попытаться и объективно оценить личностные черты участников эксперимента, например, с помощью опросников.
  2. В исследовании под руководством профессора Ларса Пенке (Lars Penke) из Геттингенского университете имени Георга Августа, проведенном совместно научными группами из пяти стран, были задействованы 2217 участников.

Все они заполнили опросники для определения черт «Большой пятерки»: экстраверсии, доброжелательности, добросовестности, нейротизма, открытости опыту, а также опросники по доминантности и социально-сексуальной ориентации. Участники должны были прочесть одинаковые для всех фразы и произнести уникальный монолог, а их голоса записывались.

Затем по записям вычислялась высота голоса и рассчитывалась сила корреляции между ней и личностными чертами, определенными по опросникам. Оказалось, что людям с низким голосом свойственна большая доминантность (r=-0,27, 95% CI ) и экстраверсия (r=-0,23, 95% CI ). Также они склонны к меньшему ограничению себя в сексуальных связях, чем люди с высоким голосом (r=-0,20, 95% CI ).

Результаты для мужчин и женщин сопоставимы, но исследователи подчеркивают, что выводы верны, если включать поправку о том, что голос «низкий для женщины» или «высокий для мужчины». Авторы исследования объяснили результаты с биологической точки зрения.

  • У мужчины низкий голос связан с высоким уровнем тестостерона, а также с развитым и сильным телом, в том числе голосовыми связками.
  • Более высокий уровень андрогенов обосновывает связь низкого голоса с доминантностью, экстраверсией, а также свободным сексуальным поведением.
  • Для женщин биологическая основа полученных выводов пока остается малопонятной.

Экстравертам с низким голосом не только проще завоевать женщину, экстраверсия также помогает добиться карьерного роста, а вот недоброжелательность, наоборот, препятствует. К такому выводу пришли американские ученые, когда проанализировали карьерные достижения выпускников MBA-программ совместно с их анкетами на определение черт «Большой пятерки».

Сколько у мальчиков ломается голос?

Мутация голоса у мальчиков — Ломка голоса у мальчиков — нормальное явление. Первый признак — это скачки голоса с высоких тембральных окрасок на нижние и наоборот. Но может быть и такое, что голос резко становится басовитым. В этот период голосовые складки становятся более толстыми, а гортанная щель увеличивается.

Почему у парней ломается голос а у девушек нет?

В раннем детстве высота голоса и у мальчиков, и у девочек примерно одинаковая, но в период полового созревания, то есть примерно с 13 до 15 лет, она меняется. Иногда возрастные рамки сдвигаются, и начало «ломки» происходит в 10 или 11, а голос остается относительно нестабильным до 20. Это нормальный физиологический процесс. Нина Болотова заслуженный врач России, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней детской эндокринологии и диабетологии Саратовского ГМУ им.В.И. Разумовского «Ломка» голоса — это вторичный половой признак, который характерен для мальчиков. У девочек тестостерона в организме меньше, и в 9–12 лет у них синтезируются в большем количестве другие половые гормоны — эстрогены. Поэтому признаки созревания тоже другие: увеличивается грудь, появляются волосы в интимных местах и, наконец, начинаются месячные. Анастасия Веткина оперная певица, преподавательница вокала Считать, что голос меняется только у мальчиков, не совсем верно. У девочек изменения тоже происходят, просто они не так заметны. Причина в том, что во время полового созревания у мальчиков хрящи гортани увеличиваются в полтора-два раза, а у девочек — всего на треть.

  • Чаще всего «ломка» голоса доставляет проблемы поющим детям.
  • В переломный период у мальчиков бывают слышны «петухи», а после окончания изменений голос понижается на октаву.
  • Если раньше мальчик пел альтом, может перейти на бас, баритон или тенор.
  • У девочек голос после «ломки» может стать как выше, так и ниже, но ненамного.

Поэтому разницу мы чаще всего не слышим, и «ломка» голоса ассоциируется у нас с мальчиками. Почему у человека нет брачного сезона? Если часто слушать музыку в наушниках, можно оглохнуть? Почему мы испытываем эмоции, когда слушаем музыку?

Можно ли как то изменить голос?

От чего зависит тембр и можно ли изменить голос? — Почему для нас так важен тембр голоса? Почему не только во время пения, но и во время разговора одни голоса будто завораживают, а другие скучны вне зависимости от смысла речи? Издревле хорошо поставленный, ласкающий слух голос, был важным элементом женского обаяния и указывал на принадлежность женщины к высшему обществу. В Каком Возрасте Начинает Меняться Голос Но только ли для мужчин важно, какой голос у женщины? Ничего подобного! Практически все участницы моего онлайн-обучения отвечают на этот вопрос однозначно: для женщин тоже важно, какой голос у мужчины, причём, баритональная окраска гораздо более привлекательна.

  • Тембр голоса, говоря научным языком — это определённая частота звуковых колебаний, которая для каждого является неизменной.
  • Именно тембр является его уникальной характеристикой, специфической окраской, практически, как отпечатки пальцев.
  • Существуют даже охранные системы, идентифицирующие доступ именно по тембру голоса.

Давайте разберёмся что, по мнению исследователей, является темброобразующими факторами. Доктор медицинских наук И.И. Левидов пишет, что основным управляемым фактором темброобразования, регулируемым центральной нервной системой, является тонус и форма колебаний голосовых связок.

А современный ученый и психолог В.П. Багрунов утверждает, что определяющим в звучании голоса есть вовсе не голосовые связки, а бронхиальное дерево — система труб, составляющих основу нашей дыхательной системы. Так, например, трахея, имея длину около 15 см, должна резонировать на частоту примерно 500 гц.

Трахея и бронхи при глубоком вдохе несколько растягиваются в длину, а за счет сокращения гладкой мускулатуры могут в небольших пределах менять и величину своего просвета. Истина, видимо, где-то посередине, поэтому не стоит сбрасывать со счетов важность ни одного, ни другого. В Каком Возрасте Начинает Меняться Голос Елена Литвиненко Чтобы не усложнять повествование, народ (сказка народная) использовал аллегорию и, судя по всему, точно знал, что изменить голос возможно.

Когда у мужчины меняется голос?

Для голосовой мутации у парней характерны неконтролируемые рывки, когда практически мужской бас чередуется с пищащими детскими нотками. Возраст, когда у мальчиков ломается голос – 12-16 лет – считается неподходящим для вокальных экспериментов.

Как меняется голос?

В подростковом возрасте Гормоны вызывают многочисленные трансформации, одной из которых является голос : происходит его ломка или, выражаясь медицинским языком, мутация. У девочек это изменение происходит примерно в 11-12 лет и может пройти незаметно. У мальчиков ломка происходит примерно в 15 лет.

Когда у мужчины меняется голос?

Для голосовой мутации у парней характерны неконтролируемые рывки, когда практически мужской бас чередуется с пищащими детскими нотками. Возраст, когда у мальчиков ломается голос – 12-16 лет – считается неподходящим для вокальных экспериментов.

Когда у девушек меняется голос?

Гортань женщин формируется до 25–30 лет. Всё это время к вокальным связкам нужно относиться бережно, однако максимум внимания приходится на возраст 11–15 и 23–25 лет, так как эти периоды считаются кризисными. Важная особенность женского организма – цикличность.

Полноценное общение. 10 способов улучшения дикции для детей, подростков и взрослых У Вашего ребенка «каша» во рту? Или Вам тоже трудно произносить некоторые звуки и из-за этого приходится повторять собеседнику одно и то же слово несколько раз подряд? Четкая, разборчивая речь – основа полноценного общения. Из этой статьи Вы узнаете, как можно улучшить дикцию в разном возрасте.

Что такое дикция?

Дикция – это правильное произношение звуков и слов, которая складывается из отчетливой и правильной артикуляции и умения управлять тембром и интонацией. Под тембром понимают скорость и окраску речи, замечено, что людям с плохой дикцией свойственна торопливость речи. Интонацией называют умение выделять голосом гласные звуки и ударения.

Артикуляцию помогут поставить специальные упражнения, а для улучшения тембра и интонации необходимо делать дыхательную гимнастику.

Читайте также: Как найти хорошего логопеда для ребенка?

Как улучшить дикцию ребенку?

Согласно возрастной норме в 5–6 лет ребенок должен хорошо выговаривать все звуки. Увы, сама по себе артикуляция не становится правильной. Над хорошей дикцией необходимо работать, и чем раньше Вы начнете заниматься со своим малышом, тем лучше. С чего начать?

1. Следите за собой

Ребенок учится говорить, подражая взрослым. Если Вы сами плохо выговариваете звуки, то у малыша, скорее всего, тоже возникнут с ними проблемы. Слушайте себя, старайтесь произносить слова четко и правильно, отрабатывайте проблемные звуки. О том, как это сделать быстро, мы поговорим чуть ниже.

2. Делайте гимнастику

Мышцам, которые участвуют в образовании звуков, тоже необходима тренировка. Обязательно каждый день делайте вместе с ребенком артикуляционную гимнастику. Эти упражнения следует первое время выполнять перед зеркалом, чтобы было легче следить за правильностью техники. Для того чтобы ребенок не заскучал, придайте гимнастике игровую форму.

3. Работайте над дыханием

Научите малыша управлять дыханием. Например, есть хорошее упражнение «Свечка». Попросите ребенка представить, что ему нужно задуть большую-пребольшую свечу. Пусть он положит руки на животик, сделает вдох, на секунду задержит дыхание и подует на пламя. Не получилось? Попробуйте вместе еще раз. А теперь нужно слегка «покачать» пламя в разные стороны. А получится ли задуть несколько свечек? Игра довольно простая, но эффективная, и с ней можно придумать несколько вариантов. Малышу не нравится задувать свечку? Пусть представит себя маленьким дракончиком, которому нужно экономно расходовать пламя.

В открытом доступе выложено немало дыхательных упражнений для дошколят. Не поленитесь их найти и выполнять каждый день.

4. Скороговорки

Это замечательные и веселые упражнения, которые проверены временем и очень нравятся детям. Мы советуем начинать с небольших скороговорок в три-четыре слова, постепенно переходите к более длинным. Сначала научитесь сами правильно их произносить и только потом учите малыша.

В первый раз проговорите слова медленно и чётко. Во второй раз чуть быстрее. Постепенно увеличивайте темп, пока ребенок не научится произносить всю фразу отчетливо и быстро. Изучайте скороговорки ненавязчиво – во время прогулки или купания. Можно и в мяч поиграть: кто бросает, тот и говорит. Чтобы ежедневные упражнения не наскучили, учите новые скороговорки. Кстати, потом Вы можете устроить соревнование: кто больше их знает и лучше их произнесет.

5. Обратитесь за помощью к логопеду

Занятия обязательно должны проходить под контролем специалиста, ведь без специальных знаний, по одним только книжкам, невозможно поставить звуки ребенку правильно. Наоборот, можно добиться совершенно противоположного эффекта, исправлять такие ошибки всегда сложнее. Логопед поставит малышу проблемные звуки, установит причины затруднений и объяснит, как заниматься дальше дома.

Как помочь подростку и взрослому с плохой дикцией?

Специалисты нашего центра рекомендуют начать также с дыхательной и артикуляционной гимнастики. Уделяйте упражнениям хотя бы по 10-15 минут ежедневно, и вскоре Вы увидите результат. Но, кроме речевой физкультуры, есть проверенные способы улучшить дикцию.

1. Читаем вслух

Приучите себя каждый день читать вслух небольшой текст. Занятия будут более интересными, если тренироваться на сборнике юмористических рассказов. О. Генри, Тэффи, Гектор Хью Манро, Антон Чехов – выбор авторов огромный. Во время чтения четко произносите звуки, не торопитесь, обращайте внимание на знаки препинания, следите за интонацией. Уделяйте чтению вслух не менее получаса.

2. Скороговорки, грецкие орехи и карандаш

Скороговорки – вещь хорошая, но их можно немного усложнить, если Вы хотите быстрых результатов. Заложите по одному ореху за каждую щеку и попытайтесь произнести скороговорку, выполняйте упражнение в течение нескольких минут. Если Вам чем-то не нравятся грецкие орехи, воспользуйтесь карандашом. Зажмите его в зубах и прочитайте любимое стихотворение или скороговорку. Кстати, это упражнение можно предложить и малышу.

3. Диктофон и аудиокниги

Сейчас диктофон есть в каждом телефоне, поэтому записать свою речь, например чтение вслух, не составит труда. Прослушайте внимательно запись и отметьте звуки, которые пока плохо вам даются. Подберите скороговорки, где они отрабатываются. Если Вам нравится слушать аудиокниги, отмечайте для себя, как произносит слова профессиональный диктор. Копируйте его интонацию, тембр.

4. Следите за осанкой и говорите на ходу

Из-за плохой осанки дыхательные органы находятся как бы в сдавленном положении. Когда Вы расправите плечи, дыхание станет более спокойным, правильным, и управлять им Вам будет легче. Есть простое упражнение: ходите по комнате, делайте вдох и разговаривайте, следя за произношением.

Читайте также: Когда идти к логопеду?

5. Быстрая разминка для дикции

Если Вам вскоре предстоит публичное выступление, обязательно отрепетируйте свою речь перед зеркалом, уделив особое внимание сложным словам и фразам, жестикуляции. Если где-то встречается коварный звук вроде «Р», по возможности произнесите его в ударном слоге. Не получилось? Не переживайте сейчас об этом.

Не забудьте также размять мышцы и голосовые связки. Как это сделать?

  • Возьмите карандаш в зубы и прочитайте любимое стихотворение.
  • Пропойте несколько раз гласные звуки. А-А-А-А, О-О-О-О и т. д.
  • Поколите языком по очереди щеки в течение минуты.
  • Вытяните губы в трубочку, через три секунды улыбнитесь, теперь снова вытяните их в трубочку. Делайте упражнение в течение 2-3 минут.
  • Надувайте поочередно то одну щеку, то другую.

Всего 10-15 минут, и вот Вы готовы выступить перед аудиторией, не беспокоясь, что неправильно произнесете какое-нибудь слово. Все обязательно получится.

Дата публикации: 17.07.2018. Последнее изменение: 19.07.2022.

Почему пропадает голос? Что делать и как лечить хрипоту или осиплость голоса? Предлагаем рассмотреть самые распространенные причины изменений и потери голоса, а также варианты решения этой проблемы. 

Причины потери голоса

Сложная система формирования звуков, которую представляет человеческий голосовой аппарат, состоит из нескольких взаимосвязанных участков, контролируемых ЦНС. Его составляют легкие, как энергетический участок, гортань, в которой формируется звук, и целая группа резонаторов, включая глотку и трахею. За артикуляцию отвечают язык, мягкое небо зубочелюстной отдел и мышцы шеи. Сбой в функциональности любого из этих участков приводит к нарушению работы всего голосового аппарата, что выражается в осиплости, охриплости голоса, а то и потере возможности говорить.

Причин того, почему голос хрипнет или пропадает вовсе, довольно много, и о них написаны целые медицинские трактаты, однако стоит рассмотреть наиболее распространенные, те – которые могут коснуться практически каждого.

1. Инфекционно-воспалительные заболевания ЛОР-органов

Респираторные инфекции, статистически, являются самой распространенной причиной потери голоса. Прежде всего, из-за массовости этих сезонных заболеваний, затрагивающих все возрастные группы, и конечно – потому что основной “удар” инфекции и последующего воспаления приходится на органы, составляющие голосовой аппарат – горло, гортань.
Воспаление глоточных миндалин, воспаления и отек глотки, носоглотки и гортани, на внутренней стенке которой расположены голосовые складки – неизменно повлияют на формирование звука и, соответственно, на силу, тембр и тональность голоса. Сиплый голос – характерный симптом при ларингите, где очагом воспаления оказываются основные отделы формирования голоса – гортань и голосовые складки.

Ларингит

Как правило, проявляется в качестве симптома острой респираторно-вирусной инфекции. Осиплый голос у ребенка может быть следствием ларингита, который, в свою очередь, может сигнализировать о довольно опасных инфекционных болезнях, таких как корь, скарлатина или коклюш.
Несмотря на гиперемию и отечность слизистой гортани, что выявляется на ларингоскопии, больной ларингитом чувствует себя вполне нормально, и температура не повышается до субфебрильной, зато ощущает сухость и першение в горле, а голос становится охрипшим. Такая охриплость голоса, с течением болезни, может развиться вплоть до афонии – полной потери голоса, на восстановление которого потребуется несколько недель.

Голос охрип. Ларингит

Лечение

Процесс лечения осиплого голоса у ребенка или взрослого при инфекционно-воспалительных заболеваниях ЛОР-органов совмещается с лечением основной болезни с некоторыми дополнениями:

  • голосовой режим – полное молчание несколько дней, максимум – беззвучный шепот;
  • специальная диета – еда должна быть ни горячей, ни холодной – теплой, не острой, не соленой, и никаких спиртных напитков;
  • обильное теплое питье – соки, компоты, молоко;
  • препараты антигистаминной группы.

Грамотно составленное и строго проведенное лечение приносит результат. Важно с самых первых дней начать прием лекарственных препаратов, разработанных специально для лечения охриплости и потери голоса, таких как Гомеовокс. Комплекс лекарственных трав в составе препарата обладает смягчающим и противовоспалительным действием и сочетается с любыми лекарствами, даже антибиотиками.
Формированный шепот повышает нагрузку на складки вдвое.

2. Перенапряжение голосовых складок

Это вторая по распространенности причина потери, осиплости или охриплости голоса у ребенка и взрослого, у пожилого и молодого, у мужчины и женщины – каждый может сорвать голос, если чрезмерно или неумело его эксплуатировать. Есть профессии, где чрезмерная нагрузка на голосовые складки – составляющая работы: певцы, преподаватели, экскурсоводы. Часть их профессионального мастерства – это уметь владеть своим голосом, и учатся этому не только для повышения воздействия на аудиторию, но и для собственной безопасности – чтобы не сорвать голос и не лишиться “рабочего инструмента”.

Перенапряжение голосовых связок. Пропал голос

Причинами сиплого голоса у ребенка в младенчестве могут быть, как врожденные патологии, инфекционные заболевания, так и перенапряжение еще неокрепших голосовых складок – из-за сильного и длительного крика, плача. Перенапряжение складок приводит к спастической дисфонии у детей постарше, отличающихся чрезмерной активностью. Такое нарушение также характеризуется осиплостью голоса.
У взрослых перенапряжение голоса происходит, подчас, по “детским” причинам – взять хотя бы футбольных болельщиков. Однако, в отличие от детей, охрипший голос после “вчерашнего караоке” наутро не восстановится – уже не та эластичность складок, и если повредить их труднее, то и восстанавливаются они дольше и мучительней.
Не перенапрягать голосовые складки во время долгой беседы или лекции поможет простая, негазированная вода.

Лечение

Спастическая дисфония – осиплость голоса, предполагает возможность самостоятельного восстановления функции, однако при афонии – полной потере голоса в результате перенапряжения складок, необходима помощь специалиста. Таким специалистом является врач-фониатр, занимающийся восстановлением голоса и развитием его возможностей. Он назначит курс медикаментов и физиотерапевтического лечения.
По результатам диагностики составит подробный план лечения, строго придерживаться которого – задача пациента. В ходе лечения необходимо придерживаться режима полного молчания и голосового покоя, соблюдать диету и пить много жидкости, не переохлаждаться. Как дополнительная терапия – дыхательные упражнения, а на поздних этапах лечения – артикуляционные.

3. Стресс

Зачастую, результатом нервного перенапряжения становится частичная или полная потеря голоса, характеризующаяся изменением тембра – осиплостью или охриплостью голоса, либо полной утратой “дара речи”, когда из горла вырывается лишь формированный шепот. Первый, более легкий случай, в медицине определяется как психогенная дисфония, второй – психогенная афония.

Потеря голоса. Стресс

Характерно, что многие, потерявшие голос в результате ситуативного или длительного нервного перенапряжения, никак не связывают эти состояния, списывая потерю голоса, как правило, на простуду. Психогенные афония и дисфония не являются психическим заболеванием – это своеобразная защитная реакция на стрессовую ситуацию или состояние, ее патологическое преодоление.
Необходимость лечения психогенной дисфонии обусловлена риском переходя состояния в затяжную фазу и органических изменений голосовых складок – образованию узелков.

Лечение

Психотерапевтическая методика лечения подобных состояний строго индивидуальна, и сочетается с различными видами голосовых упражнений и медикаментозным лечением слизистой оболочки гортани. Широко применяется терапия методом внушения в комплексе с фонационными маневрами. В подобной ситуации могут также помочь безрецептурные лекарственные препараты, быстро и безопасно уменьшающие тревожность и нормализующие сон, например, Гомеострес. Это средство не вызовет заторможенности и привыкания, и может применяться у взрослых и детей старше трех лет.

4. Эндокринные нарушения

Взаимосвязь голосового аппарата с эндокринной системой определяет и соответствующую реакцию на любые гормональные изменения или нарушения. Особое влияние на функциональность гортани и голосовых складок, в ней расположенных, оказывает щитовидная железа, снижение функции которой (гипотиреоз) приводит к отеку складок и осиплости голоса.
Гормональный “всплеск” в подростковом возрасте также отражается на голосе, заставляя родителей – кого удивляться, а кого умиляться, когда вдруг стал хриплым голос у ребенка. Впрочем, гормональная причина здесь несколько опосредована, и относится к физиологическим изменениям всего организма, в том числе – росту гортани, что и приводит к мутации голоса. В такой период главное – избегать перенапряжения складок криками и пением – так свойственным этому чудному возрасту.

Голос охрип. Подростки

Лечение

Лечение заболеваний щитовидной железы и эндокринной системы в целом – прерогатива эндокринолога, к которому необходимо обратиться для прохождения исследования на гормональные отклонения или патологии. При подозрении на дисфонию, связанную с мутацией голоса, стоит обратить внимание на препарат Гомеовокс – отличное лечебное и профилактическое средство от осиплости, охриплости и потери голоса. Это более чем уместно в период возрастных изменений.

5. Новообразования гортани

Так называемые, доброкачественные опухоли – довольно распространенные заболевания гортани, неизменно сказывающиеся и на работе голосового аппарата. Зачастую, они есть последствия хронического ларингита – кисты, фибромы, папилломы. Изменения голоса зависят от величины, локализации и степени подвижности новообразования, и чаще всего характеризуется охриплостью голоса.

Осипший голос. Заболевания

Лечение

Необходимо пройти ларингоскопию, которая позволит поставить точный диагноз и назначить соответствующее лечение. Хирургическое вмешательство избавит от новообразования, а фонопедическая терапия позволит вернуть прежний голос.

* Статья партнеров “МедЭлемент”

Как научиться красиво говорить

интервью

Постановка голоса:
«Чаще всего у пациентов мы наблюдаем напряженную манеру говорения, зажатое положение гортани.»

Мохотаева Маргарита — фонопед фониатрического отделения Санкт-Петербургского научно-исследовательского институте уха, горла, носа и речи, кандидат педагогических наук.
Фонопед — педагог, специализирующийся на нарушениях голоса.

фонопед

— Можно ли поставить голос или это дается от природы?

— Постановка голоса — процесс, который для кого-то может быть простым, для кого-то — сложным, это индивидуально.

У кого-то есть природная постановка голоса, и этому человеку совершенно не нужно долго заниматься, достаточно дать направление, и для него все будет просто. А для кого-то это будет уже достаточно сложным и длительным процессом. Чаще всего, когда уже наработаны вредные голосовые привычки, это долго.

Упражнения для дикции, видео-уроки для уверенного звучания, подкасты о психологии и здоровье голоса.

— Что за привычки? Зажимать гортань?

— Да, в том числе и эта. Когда мы говорим, гортань зажата, это означает, что она
находится в верхнем напряженном положении. В таком случае и голос звучит зажато. Конечно, от такой привычки нужно избавляться.

дыхательно голосовые упражнения

Дыхательное упражнение с книгой

— Сколько времени нужно на то, чтобы поставить голос?

— Постановка голоса подразумевает улучшение основных качеств голоса человека, у которого нет патологии гортани. К нам же приходят, как правило, те, кто уже столкнулся с проблемами и у кого с помощью эндоскопической техники мы выявили нарушения в работе голосового аппарата. То есть. задача фонопеда, в таком случае, — сначала исправить недостатки, нормализовать работу гортани и уже только на этой основе можно приступать к развитию основных качеств голоса.

Мы ориентируем своих пациентов где-то на три месяца, но все зависит от патологии. Бывает так, что у пациента серьезная патология, например послеоперационные нарушения голоса или узелки, хронический ларингит. Достаточно длительное время требуется для восстановления голоса.

А бывает, пациенты имеют функциональные расстройства голоса, например снижен тонус голосовых складок. И тогда наши занятия будут не такими продолжительными. Но в среднем мы ориентируем на три месяца занятий. И ежедневно пациенты должны самостоятельно заниматься плюс приходить заниматься амбулаторно со специалистом.

— Что нужно сделать, чтобы голос зазвучал и раскрылся?

— Голосовой аппарат – это целая группа органов и систем. Это и дыхание, и артикуляция, целая система резонаторов. Работа над голосом предполагает сначала постановку правильного нижне-ребренного (диафрагмального) типа дыхания и работу над артикуляцией. Затем начинается работа над развитием резонаторной системы, усилением резонирования звука, а также работа над мышечно-связочным аппаратом гортани. Только работа над всеми звеньями голосового аппарата может дать максимальный эффект и возможность для максимального раскрытия потенциала вашего голоса.

— Какие проблемы вы слышите у современных чтецов?

— Тут можно все проблемы разделить на несколько групп. Это касается произносительной части — например, нарушены орфоэпические нормы, нечеткая дикция.

Это, скорее, не нарушения звукопроизношения, (когда человек неправильно произносит те или иные звуки), а просто нечеткая, невнятная, смазанная артикуляция, где затухают окончания, пропадают части слов. В таком случае только в контексте можно понять, что человек говорит.

Что же касается голоса, то чаще всего, конечно, это напряженная манера подачи голоса, твердая атака звука, когда голос звучит напряженно и резко. Нет мягкости тембра в голосе. И часто эти люди потом испытывают трудности с голосом.

методы исследования голосового аппарата

Маргарита Мохотаева показывает результаты акустического анализа голоса: каких частот недостаточно в голосе, где нарушен баланс, уровень охриплости.

— Чего нужно избегать, чтобы не звучать напряженно?

Нужно найти свой голос, звучать в своем диапазоне

— Не нужно стараться кому-то подражать. Это неправильный путь. Нужно найти свой голос, тот, который вам дан природой, и это будет самое лучшее. У взрослого человека определенного размера гортань, определенной длины и толщины голосовые связки. Если он сформировался, вырос, прошел переходный возраст и соответствует теноровому диапазону, то не нужно стараться быть басом. Это ни к чему хорошему не приведет.

Нужно найти свой голос, звучать в своем диапазоне, и тогда это будет хорошо
восприниматься слушателями.

— При каких симптомах нужно бить тревогу и идти к фониатору?

— Прислушивайтесь к своим ощущениям. Если после голосовой нагрузки появляется охриплость или осиплость, вы чувствуете дискомфорт, першение, боль в горле, ком в области гортани, то это повод задуматься, что же происходит с гортанью.

Если эти симптомы достаточно стойкие, и тогда уже следует серьезно подумать о том, чтобы пойти на прием к фониатру. Но мой вам совет: до такого состояния, когда нужно бить тревогу, себя доводить не стоит.

Голосовой аппарат – это наш рабочий инструмент. А значит относиться к нему нужно бережно и периодически, не реже 1 раза год приходить на профилактический осмотр к фониатру.

голосовые упражнения

Голосовые упражнения на объемность и силу голоса. Фонопед показывает, ученик повторяет. После занятий ученик дома самостоятельно делает упражнения.

— Женские голоса более уязвимы, подвержены внешним стрессам, зажимам? Можете про это рассказать подробнее?

— Женщины — эмоциально-лабильные существа. Мы больше все воспринимаем эмоционально, и, конечно, на качестве голоса это отражается. Любые переживания, стресс, депрессии сильно влияют на голос. Мужской голосовой аппарат более вынослив. Если женщина покричит — могут быть проблемы, а если мужчина покричит, попоет — вполне возможно, что его голосу от этого ничего не будет.

Тут стоит отметить, что женщины склонны анализировать свои ощущения более досконально, чем мужчины, то есть прислушиваться к своим ощущениям. И уже какие-то минимальные нарушения заставляют идти их к доктору. Поэтому чаще всего наши пациенты — это все-таки женщины.

Мужчины же менее трепетно относятся к здоровью и поэтому запускают серьезные расстройства. И еще что касается женщин: зная, что женский голос более уязвим, следует соблюдать гигиену голоса. Надо помнить, что женщины не должны в «женские дни» петь, форсированно говорить. Нужно бережно относиться к своему голосу.

— Что такое «говорить в маску»? Насколько «маска» важна при постановке голоса?

— «Маска» — это образ, ассоциация, термин для понимания того, как и куда направлять звук. Маска — это то, что у нас впереди. А что у нас впереди? У нас здесь находятся резонаторные полости. Резонирует ротовая, носовая полость, носоглотка, пазухи резонируют. Резонировать в организме могут те полости, в которых есть воздух.

Принято различать верхние и нижние резонаторы. Ощущение вибрации в области верхних резонаторов как раз и создает ощущение маски. Легче понять, когда мы говорим: «Надо послать звук в маску». Это, значит нужно ощутить вибрацию в этой области.

Нижние резонаторы находятся под гортанью: трахея, бронхи. Благодаря их работа наш голос приобретает глубину, объем, мягкость. Сама гортань тоже резонирует.

— Грудная клетка — тоже резонатор, и достаточно большой, почему именно в маску нужно посылать звук?

анализ голоса

Так происходит электроглоттография. На область гортани накладываются электроды, человек произносит звуки в микрофон, а фонопед в специальной программе смотрит как работают голосовые складки: сколько длятся фазы смыкания и размыкания голосовых складок, оценивается соотношение этих фаз.

— Работа верхних резонаторов дает нам звонкость, полетность голоса. Без «маски» голос
будет глухой, тусклый, будто завален назад и идет откуда-то издалека.

Чаще всего у пациентов, которые к нам приходят, мы наблюдаем напряженную манеру говорения, зажатое положение гортани. И организм компенсирует это расстройство. Если снижен тонус голосовых складок, то организм пытается это расстройство скомпенсировать, мы начинаем напрягать другие мышцы.
Часто напрягаются мышцы глотки, мягкого нёба.

Бывает, что у пациента недостаточный резонанс — резонанс именно носовой. Это называется ринофония, то есть нарушение баланса резонирования. Так рождается гнусавый призвук.

— То есть гнусавый призвук возникает от того, что есть недостаточный резонанс в носовом резонаторе?

— Тут все достаточно хитро, потому что ринофония может быть закрытой и открытой. Есть гиперназализация, когда, наоборот, излишне резонирует звук носовой полости в носоглотке, а бывает закрытая ринофония — когда недостаточный резонанс.

Чаще всего мы наблюдаем закрытую ринофонию — недостаточный носовой резонанс. Открытая ринофония — это грубая патология, которая чаще встречается при врожденных расщелинах мягкого или твердого нёба. В таком случае воздух излишне проходит в носовую полость и там резонирует.

— Спасибо за интересную беседу! Как можно записаться к вам на прием?

— Я работаю в Научно-исследовательском институте уха, горла и носа Санкт-Петербурга, ул. Бронницкая, 9. Можно звонить в фониатрическое отделение — тел.: 316-41-17.
Там ведется запись на прием.

Интервью взял: Илья Демьянов

Добавить комментарий