Что делать, если учитель допустил ошибку?
06.02.2023
Учитель может ошибиться и в объяснении материала, и в проверке работ. Как правильно реагировать в этой ситуации? Что посоветовать ребенку, который заметил ошибку учителя?
Заметив ошибку учителя, и ребенок и родитель часто не знают, как правильно поступить. Многие боятся, что учитель разозлится или обидится, и это будет иметь негативные последствия для ребенка. Некоторые родители опасаются, что авторитет учителя пострадает и ребенок не будет его уважать. Ребенку и родителю не хочется портить отношения с учителем, но и замалчивать тему учительских ошибок не стоит. Ведь главное в школе, чтобы ребенок получил образование. Как же правильно себя вести, если ребенок или родитель заметили ошибку учителя?
Учитель ошибся, когда объяснял материал. Как исправить?
Иногда мы сталкиваемся с тем, что со слов ребенка или из материала в тетради возникает подозрение, что учитель ошибся в объяснении материала. Родители испытывают возмущение и понимают, что ошибка учителя влияет на знания ребенка. Как исправить ситуацию?
Если вы узнаете об ошибке со слов ребенка, не стоит делать однозначных выводов.
- Ребенок мог неправильно услышать или понять учителя.
- Ребенок может обманывать, чтобы поддержать одноклассников против нелюбимого учителя.
В этой ситуации главное, чтобы ребенок запомнил и усвоил нужную информацию. Не стоит брать в фокус сам факт ошибки. Подчеркните, что сложно понять: действительно ли имела место ошибка или ребенок недопонял учителя. Обратитесь к надежному источнику и дайте ребенку достоверную информацию.
Если же вы встретили ошибку в материале, который учитель дал детям, например, неправильное решение задачи, перепроверьте, прежде чем возмущаться. Если вы уверены в ошибке, поясните ребенку, что ошибиться может каждый, покажите правильное решение, но не требуйте, чтобы он обсудил эту тему с учителем сам. У ребенка возникнет вопрос: как обсуждать эту тему с одноклассниками. Скажите, что вы сами поговорите с учителем.
Напишите учителю вежливое сообщение о том, что вы обнаружили ошибку. Подчеркните, что в этом нет ничего страшного, а вы будете рады, если учитель вновь пояснит задачу или вопрос всему классу. Учитель оценит вашу деликатность, а вашему ребенку не придется брать на себя чрезмерную ответственность.
Учитель ошибся, когда проверял работу. Как правильно сказать об этом?
Проверяя самостоятельные работы учеников, ошибиться может каждый. Иногда у детей непонятный почерк, иногда сказывается усталость учителя. Если ваш ребенок принес вам оцененную работу, а вы обнаружили ошибку в проверке, обсудите ситуацию с ребенком.
Часто дети не готовы указать учителю на ошибку, если эта ошибка “в пользу ребенка”. То есть учитель не заметил ошибки, поставил более высокую оценку. Не обязательно требовать, чтобы ребенок в этом признался и добровольно пошел на снижение оценки. Но объяснить правильный вариант – необходимо.
Если же учитель несправедливо снизил оценку, обсудите с ребенком, как ему более комфортно в такой ситуации. Чтобы он сам подошел к учителю или чтобы это сделали вы. Замалчивать ситуацию не стоит, когда из-за ошибки учителя у ребенка может быть снижена итоговая оценка. Конечно, признать ошибку учителю нелегко, но право ребенка на справедливую оценку важнее.
Общаясь с учителем по поводу ошибки в оценивании, стоит быть компетентным в предмете и начать разговор с вопроса, а не обвинения. Попросите учителя пояснить, почему он счел ответ ребенка неверным, выслушать его объяснения и принять готовность исправить несправедливо сниженную оценку.
Как реагировать, когда учитель часто ошибается?
Единичная, разовая ошибка учителя – это проблема, но не такая серьезная, как систематические ошибки учителя. К огромному сожалению, иногда встречаются учителя, которые плохо знают предмет и ошибаются часто. Эта ситуация влияет на весь класс, поэтому замалчивать ее не стоит.
В разговоре с учителем вы не сможете исправить ситуацию, поскольку некомпетентный учитель в один миг не сможет стать компетентным. Решать такие вопросы – это уже уровень администрации, но говорить с директором необходимо, имея на руках доказательства и понятные требования.
Вначале обсудите ситуацию с другими родителями и классным руководителем. Покажите, что учитель совершает ошибки часто и это влияет на знания всех детей в классе. Узнайте, что думают другие родители, хотели бы они смены учителя. Сделать это имеет смысл, поскольку директор пойдет вам навстречу только в случае коллективной жалобы. А также потому что, если всех родителей ситуация устраивает, вы можете испортить отношения с коллективов, потребовав заменить учителя.
Если родители с вами согласны, напишите коллективное заявление на имя директора с просьбой заменить учителя и объясните причины. Приложите в качестве доказательств реальные факты систематических ошибок учителя.
Что делать если молодой учитель ошибается?
Молодые учителя часто могут ошибаться из-за волнения и неопытности. Умение объяснить материал детям не всегда одно и то же, что уметь решать задачи самостоятельно. В такой ситуации родителям не стоит “жалеть” учителя. Как бы он ни был молод, он на работе и к нему следует относиться как к профессионалу, а не как к стажеру. С другой стороны, иногда плюсы молодого учителя, его мотивация могут быть очень важны для класса. В этой ситуации важно понять, готов ли учитель принять ваш совет и помощь или же он будет доказывать, что проблем нет.
Узнайте у ребенка, как учитель реагирует на критику в классе. Если учитель доброжелателен в целом, вам будет проще с ним обговорить ситуацию.
Рассчитайте свои силы. Готовы ли вы оказывать помощь учителю на систематической основе. Возможно, у вас есть такой ресурс и готовность помогать. В этом случае, вы можете предложить учителю поддержку и помощь.
Пообщайтесь с учителем лично из позиции старшего, который заинтересован в образовании своего ребенка и хочет помочь. Подчеркивайте то хорошее, что вы слышали об учителе от детей. Спросите, какую помощь вы могли бы оказать учителю. Возможно, ему необходима психологическая поддержка или беседа с детьми для улучшения дисциплины в классе.
В целом, ошибки учителя неизбежны, как любой человеческий фактор. Ваша главная задача – показать ребенку, что вам важны его знания, но подобные проблемы стоит решать бережно и конструктивно. Если же ситуация выглядит неразрешимой со стороны учителя, то вы имеете право добиваться качественного образования для своего ребенка.
Листайте также
Рассеянное внимание у ребенка в школе. Как развить внимательность?
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” даёт право на аттестацию учеников только педагогам, а не обучающимся.
Пишите в прокуратуру заявление о самоуправстве учителя.
Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
Спросить
Здравствуйте, Инесса Валерьевна!
Учитель сам должен осуществлять образовательный процесс.
В Вашем конкретном случае полагаю что имеют место нарушения
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
[Закон “Об образовании в РФ”, 273-ФЗ, Новый!] [Глава 5] [Статья 48]
1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений
Спросить
Здравствуйте. Нет конечно, не имеет права. Обратитесь с жалобой на педагога к директору школы, управление образования муниципалитета. Это грубое нарушение со стороны учителя осуществления образовательного процесса
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21) педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
Статья 33. Обучающиеся
2) учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
Спросить
Ответ из простого понимания слов: учитель и ученик. На то он о учитель, чтобы учить. А ученик всего лишь учится, он не может проверять работы таких- же учеников, а учитель основываясь на результаты этих проверок оценивать знания таких-же учеников.
Это если не опираясь на закон. А по закону – присутствует прямое нарушение Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.12г. “Об образовании в Российской Федерации” и должностных обязанностей преподавателя. Сначала жалоба в Министерство образования, сели результата не будет, жалоба в прокуратуру.
Спросить
В школе нередко встречаются ситуации, когда учитель заваливает ребенка. Это неприятный факт, который оставляет негативный отпечаток на поведении ученика: у ребенка портится настроение, он не хочет учиться, убегает с уроков учителя, ставящему ему двойки. Педагог занижает отметки, и, даже если ребенок раньше был отличником, плохая оценка испортит ему аттестат. Рассмотрим, что делать родителям для улучшения ситуации в школе.
Содержание
Почему учитель может начать «заваливать» ребенка
Если учитель заваливает ребенка, то на это есть причины. Не каждый педагог отважится просто так поставить в журнал двойку. Сначала нужно исключить предположение о том, что ребенок получил низкую отметку из-за невыученного урока. Но если родители контролировали занятия и уверены, что оценка знаний заниженная, это значит, что учитель необъективен. Обычно занижают отметки слабые педагоги, которые не могут держать в классе дисциплину. Дети скоро оценивают уязвимость учителя и начинают над ним издеваться – это могут быть насмешки, грубые слова в адрес педагога, плохое поведение на уроке.
Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ
Поступаем в вуз мечты без проблем!
Учитель вместо того, чтобы в классе поставить на место зарвавшегося или неправильно ведущего себя ребенка, действует исподтишка, начинает заваливать его, занижать оценки, придираясь, например, к плохому почерку или исправлениям. Только таким образом учитель не добивается положительных результатов. Антипедагогический выпад провоцирует дополнительный взрыв ненависти, который приводит к тому, что даже самому сильному ученику не удается получить золотую медаль в школе.
К основным причинам «заваливания» учеников учителем относятся:
- неприязнь к ребенку из-за внешности, поведения;
- обиженность, возникшая после оскорбления учителя;
- заносчивость ребенка;
- высокий уровень знаний ребенка, который ненароком задел самолюбие учителя.
Учитель «травит» ребенка – что делать?
Учитель придирается постоянно к ребенку – что делать родителю, как найти выход из этой ситуации, куда обращаться? Даже если ребенок просит не вмешиваться, нельзя оставлять вопрос без внимания. Начинать решение проблемы нужно с проверки ребенка. В первую очередь родитель должен лично убедиться, что школьник постоянно выполняет уроки, знает материал. Только затем отправляться в школу. Не стоит сразу писать жалобу директору в обход учителя: родитель может проиграть, если учитель представит доказательства недостаточных знаний ребенка или нерадивого отношения к учебе. Сначала необходимо встретиться с учителем и спросить его вежливо, почему у ребенка по его предмету плохие оценки. Нельзя сразу идти на конфликт, начинать разговор с претензий. То, что взрослые считают предвзятым отношением к ребенку, следствием его неблаговидного поступка или слов, вполне может оказаться объективной оценкой недостаточного уровня знаний. Если же выясняется, что учитель не может представить доказательства плохого владения материалом ребенком, указать на конкретные ошибки в работах, объяснить, за что поставлена та или иная оценка в журнале – значит, опасения родителя подтвердились. В этой ситуации надо действовать решительно.
Юридический путь решения проблемы
В том случае, если родитель убедился в предвзятом отношении учителя к ребенку, оставлять вопрос нерешенным нельзя. Рассмотрим, куда обращаться. Закон об образовании запрещает дискриминацию любого рода. Нужно подать заявление директору школы с просьбой о создании комиссии для объективной проверки знаний ребенка.
Если доказано, что знания ребенка оцениваются высоко, то можно пойти дальше, чтобы прекратить конфликт между учителем и учеником. По просьбе родителя должна быть создана комиссия, состоящая из других родителей и педагогов. Комиссия обязана отрегулировать отношения между противостоящими сторонами.
Родители учащихся имеют право написать в управляющий окружной орган обращение с требованием дисциплинарного взыскания в отношении лица, ущемляющего их права – учителя. Можно подать обращение в прокуратуру или Рособрнадзор, но разбирательства в этих органах придется ждать долго, поэтому лучше обратиться к директору.
Снять с работы учителя возможно лишь в том случае, если им недоволен целый класс. Но в действительности такое бывает редко. Лучше решить вопрос дипломатично.
Мирный путь урегулирования конфликта
Можно урегулировать проблему без жалоб и обращений к директору, если учитель валит ребенка, постоянно занижает оценки. Нужно просто побеседовать с учителем, убрать предвзятое отношение, попытаться понять его претензии, разобраться в ситуации. Следует настроиться на дружелюбный лад, объяснить, что ребенок переживает, не понимает, почему получает двойки, и попросить, чтобы учитель несколько смягчил свои требования. Возможно, педагог выскажет прямо, чем вызвано его недовольство ребенком. Хотя бывает наоборот: учитель чувствует себя правым, не признает за собой вину, считает низкие оценки обоснованными.
Мягкий тон родителей и просьба к учителю пойти на уступки часто срабатывают. Иногда в ходе такой беседы можно узнать и о каких-то проблемах ребенка, над которыми надо поработать.
24 декабря – 20 января
5-11 классы
Онлайн-олимпиада Коалиции
Можно ли не допустить предвзятость учителя
Никто не застрахован от предвзятого отношения учителя к ребенку, которое выражается в том, что педагог занижает оценки. Но в такой ситуации, даже если учитель неправ, страдает ребенок. Но нередко сам ученик провоцирует педагога. Некоторые дети дома ведут себя образцово, а в школе при общении со сверстниками меняются: стараются выглядеть вульгарно, перенимают вредные привычки, совершают неблаговидные поступки, чтобы привлечь к себе внимание. Учитель делает замечания, но ребенок игнорирует их. Не умея справиться с учеником другими методами, плохой педагог может начать давить на него. Самый простой способ – манипулирование с помощью оценок. И учитель заваливает ученика каждый раз, превращая это в своеобразное наказание.
Какой подарок сделать подростку?
Такой ситуации можно избежать, если больше внимания уделять своему ребенку, контролировать круг его общения, интересоваться его поведением не только дома, но и в школе. И в первую очередь следует внушить, что вести себя с учителем нужно вежливо, нельзя проявлять неуважение, нарушать школьные правила. Чем меньше будет конфликтов, тем меньше у ребенка вероятность вызвать к себе предвзятое отношение. Но жалобы ученика на учителя ни в коем случае нельзя игнорировать, надо проверять каждый случай.
Что делать, если такой конфликт случился
Нередко конфликт между учителем и ребенком обостряется, перерастает во взаимную ненависть. Обязанность родителей провести психологическую работу со своим ребенком. Ему предстоит жить во взрослом мире, где бок об бок сосуществуют люди с разными убеждениями, характерами, нравственными устоями. И он не имеет права проявлять свою неприязнь к другим людям, обижать их, совершать негативные поступки по отношению к ним. Мир основан на терпимости. Если ребенок усвоит такие правила поведения, то конфликт с учителем может быть погашен.
Даже если виноват учитель, а не ребенок, не стоит его осуждать и плохо о нем высказываться в присутствии школьника. Это только обострит ситуацию. Нужно объяснить, ребенку, что он ни в чем не виноват, успокоить и поддержать его.
Если родитель обращался к директору школы, в органы управления, и обращения не дали никаких результатов, и учитель остался преподавать, можно перевести ребенка в другой класс или школу. Альтернативное решение – перевод ребенка на индивидуальное обучение по собственному графику со сдачей экзамена другому учителю или в другом учебном заведении.
Выводы
Если учитель заваливает ребенка, лучший способ сохранения нервов и времени – решить вопрос мирным путем. Крайние меры, даже если удается снять с работы учителя, оставляют в памяти неприятный след.
Поделиться в социальных сетях
Была ли у вас такая ситуация?
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Читайте также
В одном из упражнений учитель случайно допустил ошибку и исправил верный ответ оного из учеников. Ученик не стал спорить, но его соседка по парте заядлая отличница, вмешалась и сказала, что у нее такой, же ответ. Учитель разволновался и строго приказал еще раз продумать ответ на упражнение. Сам же быстро перешел к изучению новой темы, надеясь на то, что ученики об этом забудут. К тому времени еще несколько учеников закончили упражнение и у них оказались такие же ответы, как и у одноклассников, но учитель продолжал объяснение нового материала. Ребята начали переговариваться и совершенно не слушали учителя. Учащимся было не понятно, почему учитель не реагирует на них, ведь они полностью убеждены в правильности своих ответов. В результате в классе царила обстановка полного хаоса и учитель не мог объяснять новый материал.
Как поступить учителю в такой ситуации? Какие ошибки по отношению к детям допустил учитель при проведении урока?