Украли икону как найти

olnev alexander

Регистрация: 05.05.2006
Сообщения: 90
Откуда: Санкт-Петербург/Москва

Сообщение  
Сообщение № 110315 •
13 Окт 2010 00:52

В деревне в Ленинградской области произошло ограбление часовни. Украдены 7 икон. Подскажите пожалуйста ответы на следующие вопрос господа, а не существует ли онлайн базы по такого рода кражам?

Спасибо. Подробности истории в нашем жж. Фотографий, к сожалению, нет. Ищем.

Сообщение  
Сообщение № 112627 •
26 Окт 2010 09:47

Вы уже не первый раз спрашиваете.

Базы украденых икон нет. Кто ее будет делать?

Еле-еле по автомобилям базу сделали.

А там все признаки налицо и марки и модели и номера и год выпуска.

А иконы? –  хорошо если правильное название знают.

Тем более и фотографий почти всегда нет.

Только по отдельные случаям. Например, Эрмитаж.

olnev alexander

Регистрация: 05.05.2006
Сообщения: 90
Откуда: Санкт-Петербург/Москва

Сообщение  
Сообщение № 112650 •
26 Окт 2010 12:27

как понимать не первый раз?

спросил тут и в жж. считать за два раза не возможно.

ладно, тему закрыли.

жаль.

а нужна такая база?

margarith

Регистрация: 06.10.2008
Сообщения: 96
Откуда: Москва

Сообщение  
Сообщение № 118203 •
30 Ноя 2010 18:13

olnev alexander писал(а):

а нужна такая база?

Нужна, но кому этим охота заниматься? Раньше власти занимались переписью и учетом исторических и художественных памятников (имущества церковного), создавая специальные комиссии. Думаю с частниками церкви не захотят работать, побоятся, а другой инициативы можно ждать долго.

С вопросом ограблений  до некоторой степени церкви и часовни могут себя обезопасить, если будут вести учет своего имущества с фотографиями и описанием особых примет (примет оставленных отпечатком времени). Это забота ложится на ризничего или как они там сами решат на приходе. Охранные системы с сигнализациями ставить в конце концов, но на все нужны деньги Sad

Какие у вас есть соображения?

_________________
Предлагаю материалы и инструменты для реставрации по розничным ценам (фторопластовая пленка и шпатели, папиросная бумага, клеи и мн.др.).

olnev alexander

Регистрация: 05.05.2006
Сообщения: 90
Откуда: Санкт-Петербург/Москва

Сообщение  
Сообщение № 118209 •
30 Ноя 2010 19:07

margarith писал(а):

Какие у вас есть соображения?

Реализация такого рода Базы Данных вполне возможна.

По идее БД должна распространяться на все предметы искусства (скажем с датировкой минимум 70-80 лет, оценочная стоимость в разных категориях разная но грубо не менее 1000 уе стоимость).

Если кто-то не понял смысл: База украденных предметов поможет противодействовать сбыту краденного в интернете. То есть поможет и найти подозреваемых и обережет покупателей. С конца 1990-х я встречал лишь единичные упоминания об украденных предметов как попытку поиска.

Но есть очень серьезный минус: после того как произошло ограбление, которое коснулось меня, задал вопрос в нескольких онлайн форумах, в жж – откликов в было крайне мало.

Резюме: от идеи отказался. Но если будет поддержка коллег по коллекционированию, можно развить.

Илья

Администратор сайта

Регистрация: 10.11.2004
Сообщения: 17434
Откуда: Москва

Сообщение  
Сообщение № 118250 •
30 Ноя 2010 22:13

Основная проблема в том, что много пользователей и мало «делателей».  Sad

olnev alexander

Регистрация: 05.05.2006
Сообщения: 90
Откуда: Санкт-Петербург/Москва

Сообщение  
Сообщение № 118251 •
30 Ноя 2010 22:20

Илья, вообще делатель я к примеру.

Вот только с момента публикации разочаровался в идее, судя по всему не нужна такая БД.

Илья, если есть мысли, давай в скайпе пообщаемся? Вопрос реализации такой штуки для меня не является сложностью. Сложность в том что создавать сервис не востребованный пользователями = впустую потраченное время.

Илья

Администратор сайта

Регистрация: 10.11.2004
Сообщения: 17434
Откуда: Москва

Сообщение  
Сообщение № 118256 •
30 Ноя 2010 23:11

Александр, добрый вечер,

я здесь имел в виду не столько техническую реализацию (можно хоть на движке нашего сайта делать), сколько наполнение системы информацией. Все это будет работать, если в каждом храме, часовне и т.д. будет проведена качественная съемка икон, выполнены их обмер и описание — после чего материалы должны где-то храниться “на всякий пожарный случай”. Будут ли люди этим заниматься, пока гром не грянул? Далеко-далеко не все, как мне кажется. Когда кража случится — что будем иметь? “К сожалению фотографий нет, иконы были красивые, доброго письма…”.

Чтобы продвинуть эту идею, надо, чтобы она шла буквально в приказном порядке по всем приходам, как мне кажется. Но при таком централизованном подходе тема конфиденциальности информации тоже важна… Я вот в свое время, когда верстал вот эту статью:

http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=80

раздумывал вот над каким странным совпадением:

все иконы церкви были описаны в 1984 году. А потом случилось вот что:

http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=2675

http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=2676

http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=2677

http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=2747

http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=2750

http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=2752

(см. примечания: иконы похищены в 1984 году)

Было ли это случайным совпадением по времени или кто-то лишний познакомился с отчетом?  Rolling Eyes

olnev alexander

Регистрация: 05.05.2006
Сообщения: 90
Откуда: Санкт-Петербург/Москва

Сообщение  
Сообщение № 118257 •
30 Ноя 2010 23:17

куча ссылок, пойду копаться.

И сразу уточню: я против любых “приказных” и БД должна охватывать не только иконы.

Василий

Регистрация: 21.06.2006
Сообщения: 13367

Сообщение  
Сообщение № 119492 •
08 Дек 2010 17:32

Так Росохранкультура и издает каталоги  подделок произведений живописи и  похищенных  культурных ценностей.

Но в каталоги, ессно включены вещи имеющие фото или хотя бы подробное описание.

А похищеные в вашей церкви иконы как можно описать?

Есть идентифицирующие признаки?

olnev alexander

Регистрация: 05.05.2006
Сообщения: 90
Откуда: Санкт-Петербург/Москва

Сообщение  
Сообщение № 119501 •
08 Дек 2010 20:37

Нет, даже приблизительного описания нет. Есть только сюжеты.

Василий

Регистрация: 21.06.2006
Сообщения: 13367

Сообщение  
Сообщение № 119561 •
09 Дек 2010 12:39

Жаль. В каталоги включают и вещи похищенные из церквей. Можно скачать в сети с сайта Росохранкультуры

Файл № 34 751

из каталога Росоханкуультуры.jpg
163.97 KB   •    428

Каталог “Внимание розыск!”

Странник

Регистрация: 17.06.2007
Сообщения: 421

Сообщение  
Сообщение № 902326 •
30 Мар 2017 12:43

В 2018 году в самом сердце Москвы произошла кража. Из Государственного исторического музея на Красной площади вынесли Шуйскую икону Божией Матери. За прошедшие 4 года ни музей, ни Минкультуры, ни полиция не могут внятно ответить, куда же делась икона и кто ее похитил.

Юлия Сунцова, Наталья Сейбиль

ЧУДО ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ

15 ноября (2 ноября) праздновали день сотворения особо почитаемой Русской православной церковью иконы Богородицы с младенцем на руках.

В 1654 году во время страшнейшей в истории эпидемии чумы, которая дошла и до центральной части России, житель города Шуи в Ивановской области предложил написать образ и поставить его в Воскресенской приходской церкви.

Во время работы над иконой произошло чудо – иконописец нанес на доску прорись, а наутро обнаружил, что положение рук и ног маленького Иисуса изменилось. Мастер исправил изображение в соответствии с каноном Смоленской иконы Богоматери, но и на следующее утро история повторилась. Иконописец Герасим Иконников больше не осмелился исправлять образ, а горожанам объявил о проявлении Промысла Божиего. После молитв перед новой иконой чума покинула город. В дальнейшем комиссии из разных духовенств больше сотни раз свидетельствовали «подлинность исцелений», которая творила «чудесем роспись».

Считается, что именно эта икона не раз спасала Русь и Российскую империю от эпидемий и мора.

В 2018 году эта икона вернулась в Государственный исторический музей после экспонирования в Мурманском музее. В декабре того же года хранитель должен был выдать ее для плановой выставки «Русский север» в Москве, но в фондах музея образ не обнаружили.

Старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи и ответственный хранитель фонда после сверки коллекций констатировали пропажу иконы.

РЕЗУЛЬТАТ ПРЕСТУПНОГО СГОВОРА?

Широкая общественность узнала об исчезновении ценности лишь спустя два месяца – 24 января 2019 г. после выхода новостей в СМИ. Директор Департамента музеев Минкульта РФ Владислав Кононов сообщил прессе, что директором музея до него доведены сведения о краже из фондохранилища. Тогда же впервые прокомментировал случившееся Владимир Мединский, тогда министр культуры РФ. Он сообщил, что директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин подал заявление в полицию по факту кражи иконы. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по п. б ч.4 ст.158 УК РФ («Кража в особо крупном размере»).

«Заявление поступило в среду от службы безопасности музея. Прибывшие сотрудники правоохранительных органов установили, что икона не была выставлена на выставке в декабре, так как она отсутствует в фондохранилище. Ответственные лица не смогли объяснить отсутствие иконы в фондохранилище. Начата проверка», – цитировал Интерфакс неназванного источника из правоохранительных органов 25 января 2019 года.

Согласно оценкам научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, страховая стоимость этого экспоната должна составлять не менее 4 миллионов рублей.

– Возможно, всё было бы не так плачевно, если бы не преступный сговор группы лиц. Записи с музейных камер Государственного исторического музея за период с августа по ноябрь 2018 г. были стерты, из-за чего полиция не смогла выявить злоумышленников по горячим следам и лишилась крайне важных доказательств. Директор ГИМ Алексей Левыкин и заведующая отделом древнерусской живописи Людмила Тарасенко известили Владимира Мединского и правоохранительные органы не тотчас же после обнаружения пропажи, а лишь после проведения комиссионной проверки, то есть месяцы спустя. Всё это вкупе сводит к минимуму надежду на успешный исход, – комментирует ситуацию наш источник из Музея им. Андрея Рублева.

Собеседник перечисляет целый перечень нормативно-правовых актов, которые, возможно, были нарушены сотрудниками Государственного исторического музея на первой стадии обнаружения пропажи:

– Федеральный закон РФ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»,

– Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 179,

– Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 17,

– Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утв. Приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 г. N 290.

Какое-то время заместитель директора ГИМ по фондовой работе Марина Чистякова успокаивала обеспокоенную общественность обещаниями – икона найдется после ревизии, на сверку 30 тысяч единиц хранения понадобится не больше двух месяцев, заявляла она.

“Есть повод для волнения, скажем так, но ни о какой краже речи нет и, надеюсь, не пойдет”, – сказала Чистякова корреспонденту ТАСС 24 января 2019 года.

По словам собеседницы агентства, ситуация осложняется тем, что в стационарном фондохранилище проводятся ремонтные работы, поэтому фонды, где в том числе была пропавшая икона, пришлось перевезти в другое место.

“Обновлялся фасад Никольских торговых рядов, вынимались окна, поэтому, сами понимаете, о хранении речь не могла идти. Были найдены три помещения, которые могли быть приспособлены под временное хранение. Но поскольку там площади, совершенно не отвечающие требованиям, необходимым для размещения фонда, то там иконы хранятся практически в складированном виде – то есть, стоят стеллажи, на них коробки, в них иконы. Поэтому говорить о том, что в фонде иконы нет вообще, не представляется возможным на сегодняшний момент”, – пояснила Чистякова.

Иначе говоря, музей не обеспечил сохранность своей коллекции на время ремонта? И любой желающий мог залезть в оконные проемы и взять что захочет?

Но прошло два месяца, а потом четыре месяца. 17 мая 2019 г. директор Исторического музея Алексей Левыкин, наконец, сообщил журналистам: «Проведенные работы положительного результата не принесли».

С тех пор вот уже почти четыре года пропажу всё расследуют и расследуют, но особых продвижений, по-видимому, нет. О судьбе иконы по-прежнему ничего не известно.

Сегодня формуляр Государственного исторического музея траурно хранит только оставшиеся от экспоната коды: «Икона. Богоматерь Шуйская Смоленская. Вторая половина XVI в. Размер: 40,5 х 32,2 х 2,7 см. Материал, техника: дерево, левкас, темпера. Инвентарный номер: И VIII 4512, Номер ГИМ 54627/799, Номер ГК 5353497».

КОМУ ПОНАДОБИЛАСЬ ИКОНА?

За годы поиска высказывались разные предположения по поводу того, кому мог понадобиться экспонат из коллекции древнерусской живописи. Отец Александр (Салтыков) из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, к примеру, считает, что икона давно заграницей, вероятнее всего, в США.

Эксперт Росохранкультуры, член Ассоциации искусствоведов Александр Самойлов уверен, что случайно затеряться Богоматерь Смоленская Шуйская в запасниках ГИМ, ну, никак не могла:

«Если исчезла одна вещь, значит, она была заказана. Для конкретного человека. Она пожизненно будет находиться в чьем-то частном собрании и не увидит свет. Продавать он ее не станет», – считает искусствовед.

«Новые Известия» попросили Государственный исторический музей рассказать о результатах расследования, внутреннего и официального.

Представители музея оказались совсем не словоохотливыми на этот счет, но факт кражи еще раз подтвердили.

«В ответ на Ваш запрос, сообщаем, что в настоящее время правоохранительные органы ведут соответствующую работу. При появлении у музея дополнительной информации по данному вопросу, мы обязательно сообщим ее средствам массовой информации», – прокомментировала Мария Лемигова, начальник управления общественных связей, рекламы и маркетинга Государственного исторического музея.

На наши вопросы о том, есть ли в материалах дела хотя бы подозреваемые или обвиняемые и установлено ли нынешнее место нахождения иконы, представитель ГИТ сухо ответила: «Мы ответили на Ваш вопрос в рамках своей компетенции», что, безусловно, наталкивает на мысли о самом печальном исходе.

Как же так получается, что шедевр древнерусской иконописи бесследно выкрадывают в метрах от Кремля и никто, даже профессиональные сыщики, не могут сыскать улик? Ответ кроется, скорее всего, в особом статусе заказчика, сослужить службу которому посчитали за честь профессионалы.

КАК ГРАБИЛИ ЭРМИТАЖ

Кража Богоматери Шуйской Смоленской – не первая громкая кража ценностей культуры и искусства из культовых заведений страны.

В 1994 году после реставрации музея-заповедника Коломенское украли икону «Освобождение Москвы Великим князем Иваном III Васильевичем и крестный ход с иконой Богоматери Владимирской» середины XIX в. Кража была совершена ночью, похитители проникли в музейное здание через разбитое окно и похитили из экспозиции только одну эту икону. Затем она была контрабандно вывезена из России и вскоре обнаружилась в частной коллекции за рубежом, откуда попала к лидеру мирового арт-рынка – аукционный дом «Christie’s».

В двухтысячных за расследованием ограбления Эрмитаже следил весь мир. Во время блокады Ленинграда из музея не пропал ни один экспонат, хотя соблазн стащить и обменять на хлеб тогда был куда более сильный…

Главная виновница – 46-летняя хранительница серебра и эмалей Лариса Завадская до суда не дожила, она умерла от сердечного приступа прямо во время ревизии. Проверка выявила хищение 221 ценного экспоната из коллекции. Обчищены оказались две кладовых: пропали 70 килограмм ювелирных украшений XVIII – начала XX веков, потиры, кресты, церковная утварь, иконы в окладах из драгоценных металлов, в том числе любимая икона Николая II «Собор всех святых», которая висела в императорской спальне. Ущерб оценивался разными экспертами от $ 5 до 100 миллионов. Следствие установило, что скончавшаяся хранительница выносила в сумочке доверенные ей ценности в течение 15 лет, как минимум. На скамье подсудимых оказались ее муж, сын и приятель, которые сдавали похищенное в антикварные магазины, ломбарды, комиссионки. Признавший вину и пошедший на сделку со следствие супруг, однако, утверждал, что жена вынесла не больше трети вменяемых ей ценностей. «Сверхшедевры и уникальные вещи она не брала». По списку похищенного действительно оставалось много вопросов. Большие церковные чаши для причастия, ровно как и громоздкие иконы в серебряных окладах просто не могли быть вынесены в дамской сумочке. Так в деле появилась оговорка о том, что часть ценностей могла быть похищена «неизвестными лицами».

После скандала часть похищенного вернулась в Эрмитаж. По разным сведениям, от 30 до 50 экспонатов добровольно принесли коллекционеры и владельцы антикварных магазинов Москвы и Петербурга. Иконы и серебряные сервизы подбрасывали к дверям милиции, иногда даже клали в ближайшие мусорные ящики.

Немного позже, в 2010 году из США вернули царский серебряный медальон XVIII века с портретом Петра I, энтузиасты случайно обнаружили его на одном из интернет-аукционов.

После кражи в Эрмитаже правительственная проверка проинспектировала около 500 музеев, где на учете состояло около 20 миллионов единиц хранения. Из них 160 тысяч экспонатов пропало!

В системе охраны музеев в России тоже прошли изменения. Устанавливили камеры видеонаблюдения. Входы в хранилища оборудовали металлическими дверями со сложными замками и дальше планировали постепенно оснащать биометрическими системами доступа.

Происшествие с Богоматерью Шуйской Смоленской, однако, наглядно доказывает: не помогло…

Когда я рассказывала об украденной иконе, меня сразу начинали утешать и говорить, чтобы я не переживала. Иконы нельзя воровать и бог за это накажет вора.

А меня это нисколько не утешало, очень жалко утраченную икону – это была единственная ценная вещь в нашей семье.

У меня была одна единственная фотография, где икона хорошо видна, её мы отдали милиции и назад не получили. А на этой фотографии можно разглядеть только кусочек украденной иконы((
У меня была одна единственная фотография, где икона хорошо видна, её мы отдали милиции и назад не получили. А на этой фотографии можно разглядеть только кусочек украденной иконы((

Это был 2004 год, где-то через две недели после свадьбы. Наверное вор знал о событии и надеялся поживиться деньгами.

Наивный! Наделённых денег нам хватило только оплатить тамаду с диджеями и купить (не знаю, как правильно называется) магнитофон, в который диски вставляют. Его тоже украли вместе с иконой, а больше никаких ценных вещей у нас не было.

Я работала рядом с домом и на обед частенько ходила домой. В этот день решила не идти, а приблизительно во время обеда и побывал в нашей квартире незваный гость.

Когда я стала сокрушаться, что не пришла на обед, мама сказала, что наоборот радоваться надо, неизвестно, как бы поступил вор, если бы я его застала.

Родители пришли с работы раньше меня с мужем и вызвали милицию. Самое противное – это разбросанные вещи. Так неприятно думать, что посторонний человек копался в твоём нижнем белье!

В фильмах показывают, как везде ищут отпечатки пальцев, а наша милиция сняла отпечатки только с коробки со стеклом (не знаю, как она правильно называется), в которой находилась икона.

Вора не нашли. Мне кажется – это был какой-то малолетка или неопытный, потому что кроме старинной иконы, он прихватил ещё маленькую, подаренную моей дочке крёстной. Стоила она рулей 100 и никакой ценности не представляла.

Потом крёстная подарила другую иконку, а та, которую было жалко, так и не вернулась в нашу семью…

Ей благословляли мою бабушку, а она мою маму…

Иконка для дочери, взамен украденной.
Иконка для дочери, взамен украденной.

Я уже писала, что в бога не верю, но к этой иконе было особое отношение, как к семейной реликвии. Кажется – это было изображение Казанской Божьей Матери, но точно не помню.

И меня совсем не утешает, что вора мог наказать бог.

Месть украденной иконы

Расхожее выражение: «Бог всё видит. Бог накажет» для большинства наших сограждан давно уже потеряло всякий смысл и значение. Сегодня боятся бандитов, милиции, налоговой инспекции, а небесная кара воспринимается, как нечто иррациональное, неправдоподобное, поповские сказки, в которые верят только бабульки, истово крестящиеся при каждой вспышке молнии в небе. Но так ли всё просто в этом мире, как хочется думать?
Кража под покровом ночи
Развалины бывшей калужской деревни Кудиново производят удручающее впечатление. Разрушенные, поросшие бурьяном остовы домов, одиноко торчащие столбы электропередачи. И даже не вериться, что тут когда-то жили люди.
Двадцать лет назад здесь произошли события, которые косвенно повлияли на дальнейшую судьбу Кудиново. Из-за сильнейшего урагана с церкви, которая находится в деревне Нижние Вялицы и куда относятся прихожане Кудиново, упали кресты. Один из них был покрыт позолотой.
Под покровом ночи некий Михаил, житель Кудиново, стащил этот крест. Сняв позолоту, он недолго думая продал её заезжим дельцам. И менее чем за год после этого крепкий, здоровый, никогда не болевший мужик угас на глазах своих односельчан. Вслед за главой семьи так же неожиданно умерли все домочадцы. Купившую проклятый дом семью тоже постигла Божья кара – они все умерли.
Дом и все вещи стали бесхозными. Соседи потихоньку стали растаскивать брошенное имущество, не обращая внимания на слова стариков (жители деревни знали, что Михаил украл крест), что, мол, нельзя брать вещи у людей, обворовавших церковь, – смертный грех это. Однако религиозные наставления были тогда не в почёте. А между тем несчастья стали преследовать всех, кто взял из проклятого дома хотя бы гвоздь. У кого корова издохла, у кого сарай сгорел, а кто просто умер по непонятной причине.
Жутким могильным духом пропиталось Кудиново. Всё чаще и чаще там хоронили людей. Пока наконец деревня не вымерла окончательно…
Проклятие раскольника.
Постигла страшная небесная кара и богохульников, ограбивших не так давно елохинскую церковь Успения Богородицы, что в Ярославской области. Старинные иконе пропали из церкви ночью. А утром воров (они оба оказались жителями соседней деревни) нашли мёртвыми. Милиционерам при виде гримас покойников стало не по себе: на мёртвых лицах с широко открытыми глазами застыла маска ужаса. Воров хоронили в закрытых гробах. Всё Елохино в тот день гудело: «Ясно, от чего померли, – поп Витушкин проклял!».
Купец Витушкин, проповедовавший раскольническую веру, обосновался в Ярославской губернии, вблизи городка Вятское, в начале XX века. Здесь и решил воздвигнуть храм своего раскольничьего мира.
Освещение новой церкви состоялось летом 1905 года, в день Успения Богородицы. Вокруг храма раскольники построили свои дома, создав таким образом село Елохино. Витушкин стал у них священником.
Прихожане его уважали, хотя и боялись до смерти. Ни один не смел поднять свою голову, когда Витушкин проходил мимо. Никто не знал цвета его глаз. Говорят, кто хоть раз посмел заглянуть в них, лишался сна: мучили жуткие видения дня Страшного суда.
Как-то селянин Евлампий Коротнёв, укравший у соседки свинью, был пойман на месте преступления. Услышав о том, что с ним идёт беседовать сам Витушкин, Евлампий сначала умолял соседей казнить его до прихода попа. А когда те отказали ему в такой «милости», схватил со стола горящую керосиновую лампу, разбил её о свою голову и, превратившись в живой факел, выскочил в окно и убежал прочь. Нашли обуглившиеся останки парня на следующий день в километре от Елохина.
Сразу после революции большевики, объявившие о построении атеистического государства, ринулись разрушать церкви. В двадцатом году дошла очередь и до елохинской церкви. Витушкин, как рассказывали потом очевидцы, стоял с гордо поднятой головой и молча взирал на большевистских вандалов, которые ломали дверь храма, бросали на пол незатушенные самокрутки, срывали иконы, топтали их грязными сапогами, крушили алтарь топорами. Сделав своё чёрное дело, разорители уже собрались было уходить, и тут раздался грозный возглас, прокатившийся эхом по церкви: «Да настигнет вас кара небесная!».
В ту же ночь все большевики, участвовавшие в уничтожении церкви, угодили под пулемётный огонь. Убили свои же дозорные: в темноте не разглядели…
Витошкин лично восстанавливал храм после его поругания. Но служить в нём больше не смог – силы оставили старика. Перед смертью завещал присмотр за храмом своей внучке Трифене Витушкиной. Она в то время была известным юристом в Москве, но, услышав про завещание деда, сразу же оставила службу и вернулась в Елохино.
Причина смерти – инфаркт миокарда.
Новая хозяйка повесила на двери храма большие замки и снимала их лишь раз в год – в день Успенья Богородицы, 28 августа. В этот день в церковь съезжались раскольники со всего мира. Ночь и весь день велась служба, а вечером накрывались столы прямо на улицах Елохина. На следующий день на дверях снова висели замки.
…Ограбление произошло в ночь на 17 сентября: неизвестные украли из церкви две иконы. На место происшествия выехали два сотрудника милиции. Опросили свидетелей. Две старухи видели, как парни из соседней деревни – Витька Калханов и Олег Шульманов – калитку церковную ломом ковыряли.
Опера отправились за ними. Но ни Витьки, ни Олега дома не застали. А через пять дней их холодные тела обнаружили в близлежащей роще. В морге патологоанатом сделал заключение: инфаркт миокарда, а родственникам покойных сказал: «Что-то их напугало до смерти…»
Ну а украденные иконы нашлись через неделю: кто-то их положил на порог церкви.
На следующий год в Елохино приехал изучать быт и нравы старообрядческой церкви учёный – фольклорист Андрей Вакхин. Однако Трифена Витушкина в храм его не пустила, популярно объяснив, что церковь – не музей. Но учёный не унялся и ночью пробрался через ограду. Взломал замки и вошёл внутрь. А на обратной дороге из Елохино в Ярославль его сбила машина.
Несколько лет назад Трифина скончалась. Церковью руководят её сыновья. Они служат в Москве, а на праздник Успенья Богородицы приезжают в Елохино, куда опять, как прежде, съезжаются со всего мира паломники – старообрядцы.
Последний случай ограбления елохинской церкви произошёл совсем недавно: украли пять икон. А на следующий день в милицейских сводках прошла информация: «В лесном массиве неподалёку от села Елохино обнаружены два трупа без признаков насильственной смерти. Опознаны местными жителями, как Иванов И.П. 1973 г.р. и Сельденин О.Р. 1976 г.р.». Судебно – медицинская экспертиза сделала заключение: «Причина смерти – инфаркт миокарда».
А иконы нашлись: кто-то принёс их и вновь, как и в прошлый раз, оставил на пороге церкви…
«Секретные расследования».

В ход в «антикварный» отдел питерского уголовного розыска прямо с улицы. За железной дверью несколько ступенек, ведущих вниз: первый этаж с годами оказался ниже уровня мостовой. Культурные слои век за веком поедают город изнутри.

Из служебных кабинетов улица видится снизу и как бы со стороны. Начальник отдела Владислав Кириллов слегка небрит: он в отпуске. «За прошлый год», — почему-то виновато поясняет он.

Над рабочим столом Кириллова маленькая клееная иконка, подаренная кем-то из благодарных граждан. «Нечаянная Радость» — талисман отдела. В нескольких больших коробках у стен иконы — старые, потемневшие, расколотые, вынутые из киотов и окладов. Их изъяли у «клюквенников» (это те, кто специализируется на краже икон и церковной утвари), но где и у кого они были украдены, выяснить уже невозможно.

— Назвать точную цифру похищаемых икон очень сложно. Латентная составляющая очень велика. Понимаешь? Как у айсберга, — говорит Кириллов (я представляю себе айсберг с его «латентной составляющей», картинка выходит довольно угрожающая). — Из всего антиквариата самые похищаемые вещи — именно иконы, это не менее 80%. А уже после икон — картины. Миф о том, что икона — самый коммерчески выгодный товар, к сожалению, очень прочно укоренился.

— Можно оценить, сколько икон воруют из храмов, а сколько — из частных владений?

— По Санкт-Петербургу и Ленинградской области это соотношение в пользу частных владельцев. Ведь по-настоящему разграблять храмы начали при Хрущеве, а не в 1920-е, как принято считать. — Кириллов задумчиво вертит в руках одну из своих курительных трубок, в кабинете их несколько. — Государство развернулось лицом к церкви лишь в начале 1970-х. Тогда правоохранительные органы всерьез занялись борьбой с церковными кражами. Но все наши усилия сводят к нулю пробелы в законодательстве. Сейчас нет такого понятия — «осквернение святынь», в отличие от Уголовного уложения 1846 года, где была специальная глава «О святотатстве и разрытии могил». Если человек залезал в храм и воровал предметы религиозного культа, это каралось очень сурово. На такие преступления даже не распространялась норма, учитывавшая социальный статус преступника.

— Исследователи криминальной субкультуры утверждают, что «клюквенники» — одна из самых презираемых уголовных «мастей».

— Ну да. В старину даже поговорка была: «украл из церковной кружки», то есть пал ниже низшего. И в уголовной среде отношение к таким было крайне негативное, я бы даже сказал, суеверно-брезгливое. Такой человек нес на себе печать грехопадения, некую духовную грязь. Это была каста, с которой предпочитали не общаться, а при случае могли и самосуд устроить. Но, похоже, криминальный мир тоже деградирует. Теперь к церковным ворам относятся просто как к удачливым преступникам, которые могут легко украсть, хорошо на этом заработать, а в случае поимки получить минимальный срок.

— Почему минимальный?

 pic_text1

Кириллов с раздражением кладет трубку обратно.

— Потому что сегодня кража из церкви приравнена к хищению из нежилого помещения! В Уголовном кодексе нет уточнения, что в этом месте отправляется религиозный культ, что для многих оно является священным. А спрос на черном рынке большой. Если ужесточить наказание, воровать не перестанут, но по крайней мере эту волну удастся сбить. Коллеги из регионов рассказывают: вся средняя Россия трещит по швам — Новгородская область, Ярославская, Тверская, Кос­тромская, Вологодская… Заранее намечают церковь, чуть ли не колючей проволокой перегораживают дороги, чтобы милиция не доехала. А ведь сильные подразделения по борьбе с хищениями культурных ценностей в стране по пальцам пересчитать. Питер да Москва. Ну, еще областей пять.

— Получается, среди «клюквенников» профессионалов больше, чем среди милиционеров?

— На самом деле истинных «специалистов», идущих за конкретной иконой под конкретный заказ, мало. Глобального преступного центра, контролирующего хищение и продажу икон, не существует. Возможно, потому что самое ценное давно вывезено. Сегодня этот бизнес представляет собой большое количество цепочек посредников от вора до коллекционера. Просто сидит где-нибудь такой человек-паучок и тянет свою паутинку… Но таких паучков очень-очень много.

В моем воображении тут же возникает картина: темная церковь, как из гоголевского «Вия», опутанная огромной паутиной, в которой затаилась всякая нежить. У нее много обличий, и все типажи знакомы по оперативным съемкам: опухшие лица наркоманов, хитроватые физиономии скупщиков, равнодушные — воров-рецидивистов.

Один из матерых «клюквенников», «работавший» на территории Сланцевского района Ленинградской области, был задержан. Все лето он методично опустошал сельские церкви и часовни. О нем знали, что зовут его Владимир, живет он где-то в соседнем районе, а на дело всегда выезжает с огнестрельным оружием. Когда его взяли, выяснилось, что он семь раз судим за кражи из церквей. От икон, не представлявших для него интереса, он избавлялся, одну из них опера нашли в сточной канаве прямо в резном деревянном киоте. А на приборной панели его машины была старинная икона — «на счастье». По оценке отдела древнерусской живописи Русского музея, рыночная стоимость 16 икон, украденных этим самым Владимиром, больше 1,5 млн рублей.

— Сидят они обычно по полтора-два года. На зонах их стараются выпускать условно-досрочно по формальному признаку «примерное поведение». Вот странно, да? С точки зрения человеческой это — тяжкое преступление, а с точки зрения закона — ничего особенного, просто кража…

За раскрытую серию «просто краж» митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в мае прошлого года в присутствии клира и прихожан Никольского морского собора наградил сотрудников кирилловского «антикварного» отдела серебряными медалями Святого первоверховного апостола Петра 1-й степени. Под умиленными взглядами питерских старушек оперативники принимали награды «за усердные труды во славу церкви».

Преступление действительно было громким: обокрали более десяти петербургских храмов, в том числе собор Александро-Невской лавры, католический костел и армянскую церковь на Невском. Иконы воровали прямо во время богослужения.

 pic_text2

Странную парочку — благообразного старичка в очках и молодого человека с оплывшим лицом — тогда запомнили многие. Молодой усиленно юродствовал: ползал на коленях, целовал иконы — на самом деле проверяя, надежно ли они крепятся к стенам. В часовню храма Святого Николая Чудотворца они влезли, выломав металлические решетки на окнах. Оперативники взяли их у входа в антикварный магазин в центре Петербурга, куда они собирались сдать украденное Евангелие. У одного оказалось двадцать лет тюремного стажа, у другого — около десяти.

— Беда в том, что закон никак не регламентирует деятельность антикварных магазинов. Сегодня нельзя закрыть антикварную лавку за то, что там скупают краденое. По сути, все решает только наличие совести у отдельно взятого антикварщика. Смею утверждать, не откажется ни один.

Кириллов закуривает. Я замечаю у него на руке наколку: по-детски неумело выведенное слово God.

— Я ведь до армии работал художником-оформителем, начинал писать иконы, даже в семинарию предлагали поступать, — объясняет он, перехватывая мой взгляд. — Но для этого надо было уйти из комсомола. Я подумал, что нехорошо предавать одно, чтобы начинать другое. А потом — армия, истфак, милиция, уголовный розыск.

Пробираясь между строительными лесами вокруг церкви Иоанна Богослова на улице Некрасова, бывшей Бассейной, я раздумываю, как правильно поздороваться со священником. До революции здесь было подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря — того самого, что покоится ныне на дне Рыбинского водохранилища. Его поднимающаяся над водой колокольня — своего рода символ ушедшего века. Говорят, от нее теперь почти ничего не осталось: каждую весну ледоход режет хрупкие стены.

Пять лет назад отец Геннадий приезжал в «антикварный» отдел на опознание икон, похищенных из храма в его втором приходе, в селе Сомино. Там обокрали и церковь, и дом священника. Часть икон успели сбыть на московском рынке «Вернисаж», а одну со дня на день должны были выставить на антикварном аукционе на Крымском Валу.

Оперативники подоспели вовремя, три самые ценные иконы удалось найти и вернуть в Петербург. Выяснилось, что вся группа — «клювенники»-рецидивисты. Отец Геннадий тогда указал нам на маленькие темные фигурки в нижней части иконы XVIII века: это оказались поверженные ангелами бесы в ручных кандалах.

Отец Геннадий называет себя «священником перестроечного призыва». Выпускник филфака Ленинградского университета, сотрудник музея Достоевского, в начале 1990-х он отказался от научной карьеры и был рукоположен без семинарского образования, но с обязательством его получить. Такое было время — священников не хватало.

 pic_text3

Мы разговариваем, сидя на скамеечке на клиросе. В подворье — следы многолетнего запустения: долгие годы здесь был областной психдиспансер. Сизая облупившаяся краска, лампы дневного света, свисающие жгуты проводки. Над нашими головами — бетонное перекрытие, отделяющее храм от купола: здесь был швейный цех. На десятках чугунных станков пациенты проходили трудотерапию.

— Воровство из церквей — преступление мистическое. Хотя формально икона не погибла, но так тяжело на душе от такого преступления! Ведь если, например, украли магнитолу, ты пойдешь и купишь новую. А украли икону — и ты знаешь, что такая в России была одна и ты ее больше никогда не увидишь. И это сделали не какие-то захватчики, а свои. Такой удар с тыла.

— В моем приходе почти все церкви грабили уже по несколько раз, все окрестные села обчистили, — продолжает отец Геннадий со вздохом. — Только в мой храм семь раз забирались. Там у меня одно окошко есть многострадальное, на нем уже живого места нет — пилят и пилят. Каждую зиму пытаются залезть. Участкового в деревне нет, милиция — за десятки километров, сторожа тоже небезопасно подставлять…

Отец Геннадий смотрит на меня и, выдержав паузу, с детской гордостью сообщает:

— Но мы придумали выход! Поставили такую хитрую сигнализацию, которая реагирует на движение внутри объекта, а на колокольне установили мощный ревун. Когда он включается — вой на всю округу! Они не выдерживают и убегают. А у нас еще договоренность с охранником с соседней бензоколонки — сразу, если что, подходит. С тех пор как мы ее поставили, три раза уже залезали в храм, но украсть ничего не успевали.

Отец Геннадий не робкого десятка. Я знаю, что он дважды ездил в Косово, сопровождая переданные в дар иконы, служил там литургию в огороженных колючей проволокой руинах православного монастыря, гулял по центру Приштины в полном священническом облачении, заставляя албанцев столбенеть от изумления.

— Осуждаю ли я коллекционеров? Скорее, не могу их понять, — говорит он. — Ведь у иконы есть прямое предназ­начение: она создана для молитвы. Вот недавно я был в Германии, там около пяти тысяч галерей специализируются на продаже русских икон. Можете себе представить? Если в каждой хотя бы по двадцать икон, это уже сто тысяч. В одной только Германии! А в центре Иерусалима, вокруг храма Гроба Господня, я видел множество антикварных лавок, буквально набитых русскими иконами. Товаром одной такой лавки можно целый храм украсить…

— А иконы вообще можно продавать? — вдруг озаряет меня.

 pic_text4

— По церковным правилам иконы нельзя ни покупать, ни продавать. Даже само выражение «купить икону» является святотатством. Поэтому до революции была совершенно другая терминология. Лавки, где продавались иконы, назывались меняльными. Говорили не «купить», а «обменять» икону. Это и переживалось иначе. Тебе как будто дарили святыню, а ты в обмен давал что-то другое — ну, допустим, деньги. Икона — это окно в вечность. Искусство дает возможность увидеть в красоте земной отблеск красоты божественной. А иконы позволяют нам заглянуть из этого временного мира в мир вечный. И поэтому к ним тянутся даже люди неверующие.

Напоследок я поднимаюсь посмотреть пространство под куполом. Долгие годы его наполняли лишь воркование голубей да дождь и снег, залетавшие через разбитые стекла. Но когда туда снова вошли люди, то среди птичьего помета и отвалившейся штукатурки они увидели росписи, сделанные когда-то сестрами-монахинями. Сохранились только они.

«Сидят они обычно по полтора-два года. На зонах их стараются выпускать условно-досрочно по формальному признаку “примерное поведение”. Вот странно, да? С точки зрения человеческой это — тяжкое преступление, а с точки зрения закона — ничего особенного, просто кража…»

Фотографии: Сергей Ермохин для «РР»

Добавить комментарий