Урок как найти проблему в тексте

Подготовка к ЕГЭ. Система уроков по обучению написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Урок 3.

Тема:

Проблема текста. Типы проблем. Алгоритм выявления проблемы. Типичные ошибки и комментарии к ним.

Цель: углубить знания об элементах композиции сочинения, в частности, о проблеме текста, обучать умению формулировать проблему, подбирать аргументы (пока без иллюстраций) , обогатить словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: распечатки фрагментов урока (типы проблем, алгоритм выявления проблемы, тексты для самостоятельной работы, таблица с типичными ошибками)

  1. Формулировка цели занятия: анализ и составление текстов по указанной композиции, отработка постановки проблемы.
  2. Работа с теоретическим материалом

    Мы уже знаем, что основные  этапы работы над текстом при написании сочинения – это определение темы и идеи текста, определение авторской позиции, подбор аргументации для высказывания собственного мнения. Если тема и идея будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными. Тема – это то, о чём написан текст, его основное содержание. Сформулировать тему анализируемого текста можно достаточно широко: текст об искусстве, о труде, о природе и т.д.

В непосредственной связи с темой произведения оказывается проблема (круг проблем), то есть тот вопрос, та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Сформулировать проблему можно в форме вопроса или оценивания объекта проблемы.

Идея произведения – это выражение авторского отношения к изображаемому. Верно определённая идея поможет разобраться в авторской позиции.

Запись: Тема – то, о чём текст (об искусстве, о труде, о природе).

               Проблема – вопросы, над которыми размышляет автор.

               Идея – отношение автора к изображаемому.

Иными словами: о чём пишет писатель, зачем он об этом пишет и что хочет сказать.

  1. Упражнение (работа с записью на доске и в тетрадях)

Текст неизвестен, но тема определена. Сформулируйте проблему, авторскую позицию, подберите аргументы. Чтобы подобрать аргументы из художественной литературы, нужно сначала решить, к каким вашим мыслям вы будете подбирать аргументы, тем более первый аргумент – это ваши мысли, ваши размышления на основе жизненных фактов. Здесь многое зависит от вашего интеллекта, от умения рассуждать на актуальные темы. Постепенно заполняется таблица сначала детьми самостоятельно, затем – коллективное обсуждение.

Тема текста

Проблема текста

Авторская позиция

Аргументы (без иллюстрации; помните: убедительный аргумент требует подтверждения)

О природе

Экологическая, взаимодействие человека и природы, любовь к природе

Нужно бережно относиться к природе; природа влияет на настроение людей; нужно любить природу

Состояние окружающей природы влияет на здоровье людей.

Природа дарит вдохновение.

Любовь к природе является традицией русского народа.

– Как доказать, что состояние окружающей среды влияет на состояние здоровья человека? Подумайте и приведите примеры.

(1. В последнее время медики бьют тревогу: увеличилось количество заболеваний дыхательных путей. Чем это вызвано? Ответ прост – в городах повышенное содержание выхлопных газов в воздухе.

2.Количество патологий новорождённых резко увеличилось в последние годы. Сегодня младенцы часто страдают и аллергическими заболеваниями. Непосредственно состояние их здоровья зависит от здоровья, образа жизни их родителей. Но в ход событий, по мнению компетентных медицинских работников,  вмешивается и экология.)

4. Какие могут быть проблемы?

Какие могут быть предложены выпускникам проблемы? Давайте рассмотрим и сразу попытаемся поставить вопрос к названной проблеме. Чтобы вопрос поставить, нужно прочитать текст. Но всё-таки давайте попытаемся подумать над любыми возможными вопросами по данной проблеме. Надо определить проблему и желательно поставить вопрос. Можно одно из двух.

Проблемы семьи:

– проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

– проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап в жизни человека?);

–  проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);

– проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);

-проблема оценки такого периода жизни, как детство ( Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?)

Проблемы экологии:

проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);

проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу, и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);

проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)

– проблема неразумного вмешательства человека в жизнь природы

Человек и общество:

проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);

проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);

проблема нравственной прочности  человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человек?);

– проблема внутреннего  противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи и т.д.

По ходу занятий мы будем говорить и о других проблемах, учиться их определять и формулировать.

  5. Проблема – это всегда обобщение

Одной проблеме могут  быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой – о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей – об истончении озонового слоя (озон – нечто вроде защитного «покрывала» нашей планеты).  Все эти тексты разные, однако они связаны с одной и той же проблемой – какой? – неразумного вмешательства человека в жизнь природы. Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. Ваша задача – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.

                Проблема  неразумного вмешательства человека в жизнь природы.

5.Типы проблем

В самом общем виде типы проблем можно представить в схеме.

                Типы проблем

Философские

Социальные  

Политические

Нравственные  

Экологические

Эстетические

Общие вопросы развития общества, природы, человека

Устройство и жизнь общества

Деятельность государственной власти

Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей

Взаимодействие человека и окружающей среды

Восприятие человеком прекрасного

смысл жизни;

познание и самопознание;

человек и история;

свобода и ответственность

соблюдение прав человека;

наука и общество;

социальная справедливость (несправедливость)

международные конфликты;

демократия;

национализм;

доброта и жестокость;

духовность и бездуховность;

честь и бесчестье;

конфликт поколений

взаимосвязь человека и природы;

экология культуры;

экология языка

восприятие искусства;

чтение, роль книги в жизни человека;

телевидение;

                        Задание

Определите, к какому типу относятся указанные проблемы.

  1. В чём опасность политики национализма? (Политическая)
  2. Можно ли избежать социальной несправедливости? (Социальная)
  3. В чём смысл человеческой жизни? (Философская)
  4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? (Нравственная)
  5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? (Экологическая)

Алгоритм выявления проблемы текста

Выявите основную мысль текста.

Запишите её в виде законченного предложения.

Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

Запишите этот вопрос, который является проблемой текста

Упражнение

Иногда текст начинается с вопроса, поставленного автором. И именно этот вопрос часто является проблемой текста. Но не всегда. Рассмотрим текст В. Распутина.

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний  и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них  свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

Выявляем главную мысль. Текст начинается с риторического вопроса о красоте Байкала. Но именно такая формулировка не может звучать как проблема. Автор говорит о красоте не только Байкала, но и о красоте природы других  уголков страны (тундры, Каспия, Сахары…). Следовательно, нужно найти в тексте более важные фрагменты: что хочет сказать автор, восхищаясь красотой Байкала? Выделим наиболее важные фрагменты.

Выделяем основную мысль: Красота родной природы влияет на характер человека и в немалой степени на жизнь.

Ставим вопрос к этому предложению:

Какова роль природы в формировании человека?  (Какова роль  родной  природы в формировании   характера  человека)?

Если в тесте несколько проблем, надо выбирать ту, которая, во-первых,  находится в центре внимания автора, во-вторых, к какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы.

  1. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы (можно дописать в предыдущие записи)

К сведению! Штампы – это примелькавшиеся, «надоевшие»  выражения.

Клише – это совсем иное, это органическая единица любого языка. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют свою семантику, если их использовать правильно.

Проблема (какая?) сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.

Проблема (чего?) воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека, отношения к природе, войны и мира, воспитания и образования и т.д.

В тексте

  • анализируется
  • исследуется
  • поднимается
  • рассматривается
  • затрагивается

           

           проблема (чего?)

                         нравственного выбора

                        добра и зла

                        любви к Родине

Типовые конструкции

Автор размышляет над проблемой…

Автор текста затрагивает проблему…

В центре внимания автора проблема…

В тексте (имя и фамилия автора в род. падеже) поднимается проблема…

Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. падеже) посвящён проблеме…

 (Имя и фамилия автора в И. падеже) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме…

Автором проблема может быть

  • поставлена
  • изложена
  • затронута
  • сформулирована
  • рассмотрена

Внимание!

Избегайте предложения с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?

6.Типичные ошибки учащихся и комментарий к ним

– Сначала прочитайте текст и запишите его проблему самостоятельно. Затем рассмотрим ошибки и сравним с вашими записями. (Проблема отношения человека к культуре. )

История человечества – это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них – благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин своим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.

                                                                               (По Н. Самвеляну)

Внимание!

Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема…» Лучше «В анализируемом тексте  Д. Лихачёва поднимается проблема…» или «Д. Лихачёв поднимает проблему…»

Тип ошибки

Пример из сочинения

Комментарий эксперта

1.Непонимание проблемы

В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов

Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки – невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной.

2.Неумение сформулировать проблему

В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека.

Ученик в целом понимает проблему текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилии автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна); речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости: «выдвигается проблема» (правильно: поднимается,  затрагивается проблема); грамматическая ошибка – «проблема о значимости культуры» (правильно: проблема значимости культуры или В чём значимость культуры…).

3.Неоправданное расширение или сужение проблемы.

Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна.

Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста (культура, покушения на культуру, уничтожение культуры) и опираясь только на информацию последнего предложения.

4.Подмена проблемы авторской позицией.

Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его.

Вместо формулирования проблемы (проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества?; Как должен человек относиться к культуре? Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества?) формулируется позиция автора.

5.Подмена формулировки проблемы пересказом

Проблема текста в том, что история человечества – это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком.

Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений.

  1. Тренировочные упражнения

Работа над правильной формулировкой проблемы.

– Прочитайте текст, определите проблему, письменно её сформулируйте.

Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое,  создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.

                                                                                      (Д. Гранин)

Ответ: Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?

2. Работа над несколькими проблемами одного текста.

Мы знаем, что в одном тексте может быть несколько проблем. Вы выбираете одну проблему и всё сочинение посвящаете именно ей.

  1. Прочитайте текст. Определите несколько проблем.
  2. А затем укажите проблему, которая не рассматривается автором.

У нас есть своё место – и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами – но только не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому – с нежностью, с восхищением, уважением, с горечью, с досадой, – но только любить… Поэтому у нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём – со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени.

                                                                (По Ю. Полякову)

  1. Проблема отношения человека к своей Родине.
  2. Проблема исторической памяти.
  3. Проблема взаимоотношений между государствами.
  4. Проблема патриотизма

3. Работа над недочётами в формулировке проблем

Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротоворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.

                                                                                (По Ю. Лотману)

  1. В  тексте Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.
  2. В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.
  3. Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.
  4. Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент проблем – проблему межнациональных конфликтов.
  5. Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.

-Прочитайте формулировки проблем текста Ю. Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.

Исходный вариант

Отредактированный вариант

Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах

Автор текста размышляет над проблемой  национальных конфликтов

Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

В тексте поднимается проблема национализма народов.

В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.

Ю . Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.

Ю . Лотман предлагает читателям задуматься над  проблемой межнациональных  конфликтов.

Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных  конфликтов?

Дискриминация – это ограничение в правах по расовой, национальной  принадлежности

Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием  и формулировкой проблемы, нет.

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста

0

Как найти проблему в тексте, для чего нужно уметь ее находить и какие способы бывают все это вы узнаете из данной статьи.

Важная составляющая успешного сочинения на ЕГЭ — это правильное определение проблемы исходного текста.

При верно найденной проблеме проверяющий эксперт поставит баллы не только по первому критерию, но и по трём последующим.

Как найти проблему в тексте?

Содержание статьи

  • 1 Как определить проблему текста?
    • 1.1 Первый способ определения проблемы текста
    • 1.2 Второй способ определения проблемы текста
  • 2 Как найти проблему в публицистическом тексте
    • 2.1 Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте
  • 3 Как найти проблему в художественном тексте
    • 3.1 Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
  • 4 Лайфхаки для определения проблем текста
    • 4.1 Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах
    • 4.2 Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста
    • 4.3 Использование рецензии для нахождения проблемы
    • 4.4 Проверка наличия в тексте вопросительных предложений
  • 5 Заключение

Как определить проблему текста?

Бывает, что исходный текст, данный на ЕГЭ по русскому языку, вроде бы и понятен, а конкретизировать, сформулировать проблему не получается.

И тогда выпускник пытается как-то ее обрисовать, как-то назвать.

Он уже готов искать позицию автора по этой проблеме, комментировать ее, но сомневается: правильно ли он определил, собственно, проблему?

Чтобы этого не происходило, важно знать, как найти проблему текста и что для этого сделать.

Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:

  1. Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.
  2. Выписывание всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.

Первый способ определения проблемы текста

Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий:

  1. Определите основную мысль (идею) текста.
  2. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
  3. Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом.
  4. Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.

Например, в тексте №25 К. Г. Паустовского «Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце…» автор повествует о своей поездке в село Михайловское, музей-заповедник А.С.Пушкина, где он познакомился с удивительным человеком, приехавшим в Михайловское уже в третий раз.

Новый знакомый поделился с писателем воспоминаниями о встрече со стихами первого поэта России, рассказал о тех чувствах, переполнивших его, когда он впервые держал в руках книгу с его стихами.

Этот частный случай позволил писателю сделать вывод: любовь к поэзии А.С. Пушкина заставляет людей вновь и вновь приезжать в Михайловское, чтобы еще раз прикоснуться к истокам пушкинской лирики.

Основная мысль текста: творчество А. С. Пушкина обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир.

Вопрос, на который отвечает основная мысль: Какую роль играет поэзия А.С.Пушкина в жизни человека и какое воздействие оказывает на него?

Этот вопрос и будет проблемой данного текста.

Второй способ определения проблемы текста

При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста.

Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем.

Главное — следовать следующему алгоритму:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
  3. Найдите и выпишите все утверждения автора.
  4. Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
  5. Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания.

Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте.

Например, читаем внимательно текст № 9 А. П. Чехова «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…» и выписываем следующие утверждения автора:

  • Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции.
  • Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.
  • Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее.
  • Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.

Данные утверждения автора являются ответами на вопросы:

1) Что является залогом успешной деятельности человека?

2) В чём проявляется любовь к своей профессии?

3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?

4) Какую роль играет наука в жизни людей?

Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А.П.Чехова.

Важно помнить!

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.

Как найти проблему в публицистическом тексте

Для написания сочинения по исходному тексту на ЕГЭ дают тексты публицистического и художественного стилей.

Автор публицистического текста убеждает своего читателя в правильности своего мнения, для этого он ярко, красиво выражает свои мысли по поводу моментов и ситуаций, описываемых в тексте.

Поэтому в публицистическом тексте найти проблему довольно легко, так как она выражена прямо, то есть в одном из предложений текста.

А это значит, что выпускнику не придется самостоятельно её формулировать.

Необходимо просто внимательно прочитать текст и выписать найденную формулировку.

Проблема в публицистическом тексте выражается:

— тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

— в нескольких авторских предложениях, возможно, в разных абзацах текста (чаще всего в начале и в конце текста).

При работе с публицистическим текстом используйте следующий алгоритм.

Алгоритм определения проблемы в публицистическом тексте

  1. Найдите и выделите ключевые слова в тексте.
  2. Подумайте и решите, как характеризует автор описываемые явления или события.
  3. Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова.

Например: в тексте №11 А. П. Гайдара «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток…» можно выделить следующие ключевые слова: «хлопчик лет пятнадцати», «Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны», «он ещё молод, но ловок, смел», «знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе», «Дети!», «На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых», «острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы, девочки — переживают события Великой Отечественной войны», «видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта», «будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».

Из содержания текста и выписанных ключевых слов, ясно, что речь идёт об участии детей в военных событиях Великой Отечественной войны («видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта»).

В то же время автор не просто безучастно констатирует факт участия детей в войне, он с болью сообщает о том, что дети острее, чем взрослые, «переживают события Великой Отечественной войны», с гордостью за молодое поколение вспоминает, как «видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».

Обращаясь к самим детям, участникам Великой Отечественной, А. Гайдар говорит, что в будущем они с гордостью будут вспоминать, «не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом».

Таким образом, мы нашли две проблемы в этом тексте:

  1. Проблема участия детей в войне.
  2. Проблема отношения взрослых к участию детей в военных событиях.

Как найти проблему в художественном тексте

В тексте художественного стиля найти проблему труднее, чем в тексте публицистического стиля, потому что автор не называет проблему в художественных текстах открыто.

Она скрыта за описанием поведения и речи героев, их мыслей и взаимоотношений.

Поэтому проблема в текстах художественного стиля определяется через анализ героев.

На что нужно обратить внимание при анализе художественного текста?

— На сюжет.

— На героев (внешность, поведение, речь, диалоги).

— На авторское отношение (пишет с радостью или негодованием, с восхищением или с осуждением..).

Учитывая эти особенности художественного текста, следует использовать другой алгоритм выявления проблемы.

Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

  1. Проанализируйте поведение и речь героев.
  2. Посмотрите, какие существительные использует автор, называя человеческие качества, присущие героям текста (доброта, милосердие, долг, совесть, жестокость, зазнайство, трусость и т. д.).
  3. Обратите внимание, какие прилагательные определяют данные качества (положительные или отрицательные).
  4. Сформулируйте проблему, используя полученную информацию.

Например, в тексте №12 Л.Ф. Воронковой «Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца…» писательница приводит довольно интересный случай из жизни дочери председателя совхоза, которая после выступления своего отца на сельском празднике перед молодежью решает остаться в селе и пойти работать на ферму.

Отец же предлагает своей дочери поехать учиться в педагогический институт.

Женя бесконечно уважает своего отца, поэтому она сильно ошеломлена, когда в разговоре с ней о будущей профессии, он сказал: «… я не для тебя произносил мою речь».

В разговоре с дочерью отец сначала выпил воды, что говорит о его волнении, и начал разговаривать «мягко и задушевно» бархатным голосом.

Разволновавшись, видя, что Женя не принимает его доводов, он хлопнул по столу рукой, а в конце разговора попросил ещё подумать, «стремительно вышел из кабинета» и уехал на машине по делам.

«Чувство неслыханного разочарования оглушило девушку», и она, не замечая ничего вокруг, дошла до озера.

И только у воды она успокоилась, поняла, что отец «действительно хочет для неё лучшей доли», но он «дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё».

Исходя из анализа поступков, речи героев и авторских характеристик чувств героев во время и после разговора, можно сформулировать следующие проблемы:

1) Проблема выбора жизненного пути.
2) Проблема понимания родителями счастья ребёнка.
3) Проблема непонимания между представителями разных поколений.
4) Проблема двуличия людей.

ЕГЭ часто сопровождается большим волнением выпускников, и тогда некоторые школьники не могут определиться с конкретной проблемой, позицией автора и основной мыслью текста.

В таком случае можно воспользоваться нашими лайфхаками, которые позволят верно определить проблему текста.

Лайфхаки для определения проблем текста

На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы.

Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:

  • Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.
  • Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.
  • Использование рецензии для нахождения проблемы.
  • Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.

Подробное описание каждого приема смотрите ниже.

Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах

Во время анализа исходного текста для сочинения можно подчеркивать или обводить нужные слова, выражения и предложения прямо на бланках КИМов (Контрольно-Измерительных Материалов).

Так глазу будет легче уцепиться за текст и быстро найти главное.

Но не стоит выделять слишком много информации, чтобы не запутаться в примерах.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Экземпляр экзаменационных материалов печатается для каждого выпускника, и никто больше им не будет пользоваться, поэтому право каждого экзаменующегося – работать с текстом в нём так, как ему удобно!

Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста

При работе над сочинением можно вернуться к тестовым заданиям, связанным с анализом исходного текста для сочинения.

В тестовом задании, проверяющем умение выпускников понимать содержание текста, даны варианты ответа на вопрос: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?», — которые по сути являются подсказками для определения проблемы текста.

Например: в задании («Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?») по тексту №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…» есть следующие варианты ответов:

  1. Жизнь каждого человека, вероятно, куда больше, чем он сам.
  2. Каждый человек состоит из многих неосуществлённых планов и упущенных возможностей, иными словами, несбывшихся жизней.
  3. У гениев, обладающих пророческими чертами, не бывает провалов и неудач.
  4. Между жизнью гения и его созданиями существует очевидная связь, ведь они напрямую соотносятся друг с другом.
  5. Наша жизнь без гениев была бы неинтересной.

Ответом на вопрос будут 2 и 5 предложения.

Значит подсказка состоит в том, что проблемы данного текста связаны с осознанием, что мог реализовать человек в своей жизни, а также с пониманием, кто такие гении.

Использование рецензии для нахождения проблемы

Задание, связанное с определением языковых средств выразительности, содержит в себе фрагмент готовой рецензии на исходный текст, который также содержит подсказки для верного определения проблемы и/или позиции автора.

Например: из фрагмента рецензии, данной к тексту № 19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…»: «Д. А. Гранин рассуждает о непростых нравственно-философских проблемах. Для выражения собственной позиции автор использует различные изобразительно-выразительные языковые средства, среди которых приём — (А___(предложения 41, 63-65) и лексическое средство — (Б)___(в предложении 63). …» — мы можем взять следующие подсказки:

Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом».

Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.

Проверка наличия в тексте вопросительных предложений

Посмотреть, есть или нет в тексте вопросительные предложения, а также предложения с многоточиями.

Такие предложения, особенно те, которые стоят в первом или последнем абзаце текста, часто содержат ключ к проблеме.

Например: читая сам текст №19 Д. А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя. Человек — больше, чем его жизнь…», находим вопросительные предложения и предложение с многоточием: «Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя?» «Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы?» «Почему я так примитивно, и грубо, и неполно любил?» «Что такое Моцарт? (51)Тоже появилось нечто божественное и исчезло. (52)Откуда? (53)Почему? (54)Что, сочетание генов?» » А гению…».

Из процитированных предложений видно, что автор задаёт вопросы в двух направлениях:

  1. Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?
  2. Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?

Следовательно, в данном тексте можно выделить две проблемы.

Осталось только выбрать из этих двух проблем ту, которая ближе и понятнее самому выпускнику, чтобы раскрывать её в сочинении.

Внимание!

Напоминаем, что в тексте может быть найдено несколько проблем, выпускник может выбрать любую из них и писать по ней сочинение.

Заключение

Лучше выбрать ту проблему, которую будет проще всего комментировать и аргументировать.

Как правильно написать формулировку проблемы и избежать ошибок , читайте в соответствующих статьях, также посмотрите всю рубрику «Как писать сочинение»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11
КЛАССЕ

Подготовка к написанию
сочинения-рассуждения

(задание 25  ЕГЭ)

Тема урока:
Проблема текста. Выявление и формулировка основной проблемы текста. Подготовка
к написанию сочинения-рассуждения

Тип урока
урок-практикум.

Цели урока

 Деятельностные: создание 
условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению 
новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников;
развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков 
адекватной  самооценки.

Содержательные:
формирование навыка узнавать проблему или проблемы, поставленные автором,
умение аргументировать хотя бы одну из них, формирование способности видеть
позицию автора и сопоставлять её с собственной позицией составлять  алгоритм 
действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать
информацию и обрабатывать ее.

Оборудование
тексты для работы; памятки для учащихся; презентация

Ход урока.

1.     Мотивационный
момент

Вступительное слово
учителя:

Однажды
султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!- обратился
он к ним,- у меня есть для вас труднейшее испытание. Я хотел бы знать, кто
решит его. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот,
кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали
головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать
дверь, но они были убеждены, что не откроют её. Один за одним отходили от
загадочной двери. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на
дверь. Он толкнул её и –  о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала
узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась!

Тогда
падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на
то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы»

– Как вы понимаете основную мысль этой
притчи?

( Сегодня на уроке вы покажете ум,
серьёзное отношение к делу и собственную силу, и настойчивость в достижении
цели).

 В
результате работ мы с вами выяснили, что ключевыми понятиями для успешного
выполнения задания 25 являются проблема текста, комментарий к проблеме,
авторская позиция, аргументация.

Презентация

Кроме
того, мы  познакомились с основными критериями оценки задания 25.(раздать) 
С этого урока мы будем работать над поэтапным разбором каждого содержательного
критерия.  Сегодня мы выясним, что такое проблема текста, научимся её определять
и правильно формулировать, комментировать и аргументировать.

1.             
Определение  понятия  ‘проблема’.

       Обратим внимание на первый
критерий оценки сочинения. Итак, балл вы получаете только в том случае, если
верно сформулировали одну из проблем исходного текста, не допустив при этом
фактических ошибок.

       Что же такое проблема текста?

       Проблема текста – это
сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования,
решения.  Вопрос, над которым размышляет автор
.

Слово  учителя.  
Этот вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные
стороны жизни:  внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие
другие. Поэтому выделяют различные виды проблем:

  – философские проблемы
(затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);

  –  социальные проблемы
(касаются устройства и жизни общества);

  –  политические проблемы
(связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных
групп);

  –  экологические проблемы
(отражают взаимодействие человека и окружающей среды);

  –  нравственные (этические)
проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется
человек, с определёнными правилами поведения).

        Определяя проблему, нужно
задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека,
всего человечества в целом. Необходимо помнить, что описанная в тексте
конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация,
частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором.
Поэтому формулировать проблему нужно так, чтобы она затрагивала не только
случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

2.             
Работа  с текстом.      

   
Давайте попробуем определить проблему ТЕКСТА 1.

      Самостоятельное чтение текста.

        (1)Самый модный лозунг
теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)»Права человека» – это
очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за
счёт прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях.
(4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать
и сам себя.

       (5)Никакие конституции, законы
и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно
настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть
расширяться и хватать, – то именно так и делает. (7)(Это и губило все правящие
классы и группы истории). (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на
равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы
всегда обязаны уступать нравственной справедливости.

     (9)Только при самоограничении
сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И
ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом
самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных.
(11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу
других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам
свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное,
суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно
для самого человека, для равновесия и невозмутимости его души. 

                                                                            
(По А.И. Солженицыну)

Слово учителя.     
Определяем проблему данного текста.  Если вы затрудняетесь с формулировкой
проблемы, можно воспользоваться следующим способом:

1.                  
Сформулируйте основную мысль автора в виде
законченного предложения.

    
(Только добровольное сознательное самоограничение позволит человеку не нарушать
права других людей)

2.                  
Подумайте, на какой вопрос отвечает это
предложение.

   
(Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?)

3.                  
Этот вопрос и является формулировкой
проблемы.

 Учащиеся определяют  проблему,
сообща корректируют. Возникает вопрос,  как  правильно записать формулировку?  У
вас вновь подсказки.

Слово учителя.  
Возможны два способа.  С первым мы с вами только что познакомились. Это
формулировка в виде вопроса. Этот способ применим, когда кратко сформулировать
проблему текста невозможно.  Второй способ формулировки –  в  виде чёткого и
лаконичного предложения: проблема (чего?) (Р.п.:  воспитания,
одиночества, мужества, стойкости и т.п.) поднимается в данном тексте.  (ПАМЯТКА
1)

В тексте

·  ставится

·  излагается

·  выдвигается

·  исследуется

·  поднимается

·  рассматривается

·  затрагивается

·  анализируется

·  формулируется

                      
проблема  (чего?)  (родит. падеж):

·подвига

·нравственного
выбора

·интеллигентности
и т.д.

Задание
Запишите формулировку проблемы ТЕКСТА 1 разными способами.

Возможные варианты формулировки
проблемы учащиеся записывают в тетрадь:

Ø    1-й
вариант:  Как сделать так, чтобы не нарушались права человека? Над этой
проблемой рассуждает А.И. Солженицын.

Ø    2-й
вариант: В тексте  исследуется  проблема  добровольного сознательного самоограничения.

Слово учителя.    
Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить
в основу сочинения?

      (часть памятки 1)

Основная проблема – это та,

·        
что стала объектом раздумий автора;

·        
над которой он в основном размышляет;

·        
к которой он неоднократно возвращается;

·        
по которой отчётливо заявлена авторская
позиция.

Обратимся к ТЕКСТУ 2.

Задание:     
Выделите проблемы, над которыми размышляет автор текста. Запишите их в двух
вариантах. Определите среди них основную. Обоснуйте своё мнение. Пользуйтесь
ПАМЯТКОЙ 1. (Самостоятельная работа.)  

      (1)Давно замечено, что в наше
время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы
ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум.
(3)Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему
сильное чувство? (4)Что – страсти?  (5)Разумный человек понимает свои
обязанности, и на него можно положиться.  (6)А что делать чувству возле
конвейера?  (7)И как чувством управлять?

      (8)Так возникает ложное
представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между
чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства.  (9)Будем помнить об
этой опасности, размышляя о воспитании ума.  (10)Даже для удобного изучения,
даже временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство.  (11)В
«чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для
человека и его окружения.  (12)Вода – соединение кислорода и водорода, но не
кислородом и водородом утоляем мы жажду, а всё-таки водой.

     (13)Развитый ум, соединённый с
высокой совестливостью, называется интеллигентностью.  (14)Это слово появилось
в России в середине прошлого века, когда серьёзное образование от дворян
перешло к разночинцам, и снова обострилась вечная проблема «знание и
нравственность». (15)Аристократы отличались, как было принято считать,
благородством.  (16)Но чем будут отличаться новые образованные люди?  (17)В чём
их благородство?  (18)«В интеллигентности», – был ответ.  (19)В благородстве
духа.  (20)Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось
новое слово, перешедшее во многие языки мира.  (21)Интеллигентность – то же,
что и духовность, но в основе её вера в правду, порождённая разумом и образованием. 
(22)Интеллигент – человек, соединяющий в себе знания и нравственность.  (23)На
место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в
уважении к разуму и правде.

       (24)В наше время образование
снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим.  (25)Следовательно,
опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца.  (26)Самыми
опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники – их всё меньше
и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные.  (27)Выученные, но
бессовестные.  (28)Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться
от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. 
(29)Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы
людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого
человека.

      (30)Будем растить ребёнка так,
чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.

 (По С. Соловейчику) 

Учащиеся высказывают своё мнение,
обосновывают его, корректируют свои записи.  Обсуждение проходит при
непосредственном участии  учителя.

Проблемы, рассматриваемые в тексте:

1.        

Ø    Можно
ли противопоставлять разум и чувства? Над этой проблемой размышляет автор
текста.

Ø    С.
Соловейчик в этом тексте рассматривает  проблему антагонизма между чувствами и
разумом. 

2.        

Ø    Что
такое интеллигентность?  Эту важную проблему поднимает автор.

Ø     В
этом тексте автор затрагивает проблему определения понятия интеллигентности.

3.        

Ø    Нужна
ли интеллигентность в современном обществе? Эту непростую проблему исследует
автор текста.

Ø    В
этом тексте анализируется проблема необходимости интеллигентности в
современном обществе.

    
Основная проблема:
  Нужна ли интеллигентность в
современном обществе? Эту непростую проблему исследует автор текста.

    Обоснование:  Эта проблема
является основной, т.к. над ней автор  в основном размышляет, к ней он
неоднократно возвращается, кроме того, по этой проблеме отчётливо заявлена
авторская позиция.

Слово учителя.     
На экзамене для работы предлагаются тексты публицистического или
художественного стилей.  Сегодня мы с вами работали с текстами
публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?

·      тезисно,
открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

·      в
нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и
в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).

А теперь попробуем определить
проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.

Самостоятельное чтение текста.

ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

    В семье Сверла радостное событие:
сын родился.

   Родители не налюбуются отпрыском,
соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

   И назвали сына Штопором.

   Время идёт, крепнет Штопор,
мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь
все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва
на чём-нибудь мягоньком поучится.

   Носит отец домой пробки –
специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

   Вот так и воспитывается сын Сверла
– на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже
(посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! начинает
сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

   Удивляются старые Свёрла: и как
это их сын от рук отбился?

 (Ф. Кривин)

Итак, какую же проблему затрагивает
автор? Из предложенных учениками вариантов выбираем правильный – проблема
воспитания молодого поколения. 

Заявлена ли эта проблема в тексте
открыто?  –  Нет.

Как же она выражается?  –  через
описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.

Запишем выводы в виде таблицы:

Публицистический стиль

Художественный стиль

Проблема выражается

-тезисно, открыто в одном
предложении текста или одном фрагменте текста;

-в нескольких суждениях автора, в
разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей
посвящён основной абзац).

Проблема

выявляется путём анализа  описаний,
поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.

4.       Домашнее
задание: 

      
Напишите вступление к сочинению по каждому из тех
текстов, с которыми сегодня работали. Во вступлении сообщите проблему текста.  

Тема урока: Проблема текста. Выявление и формулировка основной проблемы текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Ход урока.

  1. Мотивационный момент

Вступительное слово учителя:

  1. Определение понятия ‘проблема’.

Обратим внимание на первый критерий оценки сочинения. Итак, балл вы получаете только в том случае, если верно сформулировали одну из проблем исходного текста, не допустив при этом фактических ошибок.

Что же такое проблема текста?

Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор.

Слово учителя. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем:

философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);

социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);

политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);

экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);

нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).

Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом. Необходимо помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему нужно так, чтобы она затрагивала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

  1. Работа с текстом.

Давайте попробуем определить проблему ТЕКСТА 1.

Самостоятельное чтение текста.

(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)»Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за счёт прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.

(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, – то именно так и делает. (7)(Это и губило все правящие классы и группы истории). (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.

(9)Только при самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутимости его души.

(По А.И. Солженицыну)

Слово учителя. Определяем проблему данного текста. Если вы затрудняетесь с формулировкой проблемы, можно воспользоваться следующим способом:

  1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

(Только добровольное сознательное самоограничение позволит человеку не нарушать права других людей)

  1. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

(Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?)

  1. Этот вопрос и является формулировкой проблемы.

Учащиеся определяют проблему, сообща корректируют. Возникает вопрос, как правильно записать формулировку? У вас вновь подсказки.

Слово учителя. Возможны два способа. С первым мы с вами только что познакомились. Это формулировка в виде вопроса. Этот способ применим, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Второй способ формулировки – в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) (Р.п.: воспитания, одиночества, мужества, стойкости и т.п.) поднимается в данном тексте. (ПАМЯТКА 1)

В тексте

  • ставится

  • излагается

  • выдвигается

  • исследуется

  • поднимается

  • рассматривается

  • затрагивается

  • анализируется

  • формулируется

проблема (чего?) (родит. падеж):

  • подвига

  • нравственного выбора

  • интеллигентности и т.д.

Задание: Запишите формулировку проблемы ТЕКСТА 1 разными способами.

Возможные варианты формулировки проблемы учащиеся записывают в тетрадь:

  • 1-й вариант: Как сделать так, чтобы не нарушались права человека? Над этой проблемой рассуждает А.И. Солженицын.

  • 2-й вариант: В тексте исследуется проблема добровольного сознательного самоограничения.

Слово учителя. Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения?

(часть памятки 1)

Основная проблема – это та,

  • что стала объектом раздумий автора;

  • над которой он в основном размышляет;

  • к которой он неоднократно возвращается;

  • по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

Обратимся к ТЕКСТУ 2.

Задание: Выделите проблемы, над которыми размышляет автор текста. Запишите их в двух вариантах. Определите среди них основную. Обоснуйте своё мнение. Пользуйтесь ПАМЯТКОЙ 1. (Самостоятельная работа.)

(1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. (3)Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? (4)Что – страсти? (5)Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. (6)А что делать чувству возле конвейера? (7)И как чувством управлять?

(8)Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. (9)Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. (10)Даже для удобного изучения, даже временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство. (11)В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения. (12)Вода – соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы жажду, а всё-таки водой.

(13)Развитый ум, соединённый с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. (14)Это слово появилось в России в середине прошлого века, когда серьёзное образование от дворян перешло к разночинцам, и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». (15)Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. (16)Но чем будут отличаться новые образованные люди? (17)В чём их благородство? (18)«В интеллигентности», – был ответ. (19)В благородстве духа. (20)Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. (21)Интеллигентность – то же, что и духовность, но в основе её вера в правду, порождённая разумом и образованием. (22)Интеллигент – человек, соединяющий в себе знания и нравственность. (23)На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.

(24)В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. (25)Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. (26)Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники – их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. (27)Выученные, но бессовестные. (28)Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. (29)Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

(30)Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.

(По С. Соловейчику)

Учащиеся высказывают своё мнение, обосновывают его, корректируют свои записи. Обсуждение проходит при непосредственном участии учителя.

Проблемы, рассматриваемые в тексте:

  • Можно ли противопоставлять разум и чувства? Над этой проблемой размышляет автор текста.

  • С. Соловейчик в этом тексте рассматривает проблему антагонизма между чувствами и разумом.

  • Что такое интеллигентность? Эту важную проблему поднимает автор.

  • В этом тексте автор затрагивает проблему определения понятия интеллигентности.

  • Нужна ли интеллигентность в современном обществе? Эту непростую проблему исследует автор текста.

  • В этом тексте анализируется проблема необходимости интеллигентности в современном обществе.

Основная проблема: Нужна ли интеллигентность в современном обществе? Эту непростую проблему исследует автор текста.

Обоснование: Эта проблема является основной, т.к. над ней автор в основном размышляет, к ней он неоднократно возвращается, кроме того, по этой проблеме отчётливо заявлена авторская позиция.

Слово учителя. На экзамене для работы предлагаются тексты публицистического или художественного стилей. Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?

  • тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

  • в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).

А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.

Самостоятельное чтение текста.

ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф. Кривин)

Итак, какую же проблему затрагивает автор? Из предложенных учениками вариантов выбираем правильный – проблема воспитания молодого поколения.

Заявлена ли эта проблема в тексте открыто? – Нет.

Как же она выражается? – через описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.

Запишем выводы в виде таблицы:

Публицистический стиль

Художественный стиль

Проблема выражается

-тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

-в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).

Проблема

выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.

  1. Домашнее задание:

Напишите вступление к сочинению по каждому из тех текстов, с которыми сегодня работали. Во вступлении сообщите проблему текста.

Есть сложности с нахождением проблемы в тексте? Страшно ошибиться в анализе текста и написать сочинение совсем по другой теме? Такие страхи понятны, потому что экзамен подкидывает непростые фрагменты. Как же найти проблему, если она вот так сразу не определяется? Есть несколько способов, которые помогут с этой задачей справиться. Сегодня я Вас познакомлю с одним из них.

Сегодня будем учиться искать проблему в тексте. Фото автора.
Сегодня будем учиться искать проблему в тексте. Фото автора.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Когда ученик на экзамене выполнит 26 заданий, проверяющие его знания теории, правил русского языка, он доберётся до задания 27. А это уже совсем другая работа. Нужно прочитать предложенный текст и, соблюдая определённую структуру, написать на его основе сочинение. Но чтобы начать творить свою работу, нужно самостоятельно выявить проблему в тексте.

Да, никаких подсказок здесь не будет. Нужно уметь внимательно смотреть в текст, уметь его анализировать. Иногда проблема может быть очень явной. Например, кто-то кого-то предал или обманул, а потом раскаивается в содеянном. Тут сразу же можно сформулировать что-то вроде “Зачем человеку нужна совесть?”, “Что такое угрызения совести?”, “Что подталкивает человека к раскаянию?”. Думаю, направления мысли понятны.

Но что же делать, если проблему вот так сразу и не найти? Сегодня мы познакомимся с одним приёмом, который поможет преодолеть это препятствие.

Способ нахождения проблемы в тексте “Внимание к абзацу”

Условно его можно назвать именно так, потому что он опирается на анализ каждого абзаца текста. Да, это не волшебная таблетка и не волшебное заклинание. Этот способ не преподнесёт Вам проблему на блюдечке с голубой каёмочкой. Придётся потрудиться. Зато эта схема хорошо работает и помогает выбраться из трудного положения. Проверено на моих учениках, которые стабильно хорошо сдают ЕГЭ.

Фото автора.
Фото автора.

Вот такой маршрут, включающий в себя 5 этапов, позволит найти и сформулировать проблему в тексте. Разберём на конкретном примере, как это работает на практике.

Итак, прочитаем внимательно текст и попробуем уже обозначенным способом определить там возможные проблемы. Обычно их в тексте сразу несколько скрывается. Нужно найти 2-3, чтобы можно было выбрать то, что легче именно Вам написать или что легче доказать примерами.

Когда текст хорошо прочитан, можно переходить ко второму этапу. Нужно составить своеобразный план мыслей каждого абзаца.

1 абзац. Герой возвращается в родные места и чувствует радость. В нём просыпаются воспоминания о детстве. Его охватывают тёплые чувства к родным людям.

2 абзац. Герой восхищён красотой природы родных мест.

3 абзац. Герой приезжает в родной дом и встречается с матерью и верным слугой.

4 абзац. Герой чувствует здесь себя счастливым, ему здесь всё нравится, он очарован родным домом. Здесь он надеется переосмыслить жизнь и найти вдохновение.

5 абзац. Здесь говорится о поисках вдохновения, о муках пера.

6 абзац. Хоть всё кругом должно вдохновлять, но у героя не получается что-то написать. Он ожидает особого состояния – вдохновения.

7 абзац. Здесь герой размышляет о вдохновении, пытается понять, почему оно возникает. Он отмечает, что это происходит неожиданно.

8 абзац. Здесь мы узнаём о том, что в момент вдохновения писатель как будто бы не сам творит, а кто-то им руководит.

Вот. Наш план готов. Теперь нужно хорошо изучить получившиеся пункты. Нужно найти пересечения, что-то общее. Взглянув на план, можно увидеть, что тут просятся быть определёнными сразу две темы.

Первая проблема текста

Первые четыре абзаца рассказывают о впечатлениях героя при возвращении домой. Здесь про чувства: про радость, про восхищение, про счастье. Объединяем это в предложение.

Вот что получается: Герой чувствует радость, счастье, восхищение при возвращении домой.

А теперь нам нужно задать к этому предложению вопрос. Это и будет проблемой текста. То есть нужно придумать такой вопрос, чтобы наше предложение было на него ответом.

Какие чувства испытывает человек при возвращении домой?

Или вот так. Что испытывает человек при возвращении домой?

Почему я вдруг забыла о герое и задала вопрос вообще про человека, расширила его? Потому что сочинение пишется не про конкретный случай, мы рассуждаем о проблеме в более широком масштабе. Помним, что нужно будет ещё и свой аргумент приводить. Там будут другие герои.

Вторая проблема текста

А вот теперь поищем вторую проблему. Абзацы с 5-го по 8-й повествуют о вдохновении. Вроде бы герой почву вдохновляющую подготовил, но озарения не случилось. Получается, что атмосферы соответствующей недостаточно. Вдохновение от этого не зависит. Оно вдруг появляется.

То есть выходит такое предложение: Вдохновение снисходит неожиданно.

Задаём вопрос. Как появляется вдохновение? От чего зависит вдохновение? Вот Вам и варианты проблем.

Надеюсь, материал был Вам полезен! Спасибо, что прочитали статью до конца!

Добавить комментарий