Урок по информатика как составить алгоритм

ЦЕЛИ УРОКА:

  • углубление, обобщение и систематизация знаний
    по блок-схемам;
  • способствовать развитию алгоритмического
    мышления через составление блок-схем;
    способствовать воспитанию информационной
    культуры через различные способы представления
    информации: в виде блок-схемы, на алгоритмическом
    языке, а также воспитанию аккуратности при
    выполнении чертежей; развитие
    информационно-коммуникационной компетентности
    обучающихся;
  • сплочение коллектива, формирование
    уважительного отношения друг к другу

Оборудование:  интерактивная доска

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте!

2. Повторение

1. Задание на интерактивной доске (составить из
фигур алгоритм – пример: линейный алгоритм
(нахождение суммы двух чисел))

2. Найти значения алгоритмов

Тест

Для проверки усвоения темы дается следующий тест
(выполняется на листочках, после
самопроверки сдается без исправлений учителю):

  1. Конечная последовательность шагов в решении
    задачи, приводящая от исходных данных к
    требуемому результату, называется ….
    (алгоритмом)
  2. Форма организаций действий, при которой в
    зависимости от выполнения некоторого условия
    совершается одна или другая последовательность
    шагов, называется… (ветвлением)
  3. Форма организаций действий, при которой
    выполнение одной и той же последовательности
    команд повторяется, пока выполняется некоторое
    заранее установленное условие, называется…
    (циклом).
  4. Перечислить три основных типа алгоритмов…
    (Линейные, разветвляющиеся, циклические)
  5. Базовая структура, образованная
    из последовательности действий, следующих
    одно за другим, называется… (следование)
  6. Перечислите известные вам формы записи
    алгоритмов (словесная, табличная, графическая –
    в виде блок-схем)

(Сделаем самопроверку и самооценку)

4 учащихся (веб-квест) – на выбор: теоретики,
историки, практики.

https://sites.google.com/site/blokshema
– веб-квест по информатике Составление
блок-схем.

3. Закрепление (составить блок-схемы и
определить тип алгоритмов)

1. Составить блок-схемы (работа в парах):

Линейный алгоритм


  1. Вычисление площади прямоугольника.
  2. Вычисление суммы четырех чисел.
  3. Вычисление произведения трёх чисел.
  4. Вычисление площади треугольника.
  5. Вычисление частного двух чисел.
  6. Вычисление длины окружности.
  7. Вычисление площади круга.
  8. Вычисление площади квадрата.
  9. Вычисление площади параллелограмма.
  10. Вычисление заданных двух чисел и 18.

Ветвление


  1. По форме фигуры определить, какая фигура:
    “квадрат”, “окружность”.
  2. Определить виды предложений.
  3. Найти значение функции .

Дополнительное задание (составить блок-схемы):

  1. Пешеход шел по пересеченной местности. Его
    скорость движения по равнине v1 км/ч, в гору
    — v2 км/ч и под гору — v3 км/ч. Время
    движения соответственно t1, t2 и t3
    ч. Какой полный путь прошел пешеход?
  2. Решение квадратного уравнения.

4. Работа за компьютером

1) Составить алгоритм в программе MS WORD
(напечатать).
2) Выполнить тест на компьютере.

5. Подведение итогов урока.

Что вам кажется проще: составлять или выполнять
алгоритмы?
Что нового для себя узнали вы на уроке? Где могут
пригодиться вам эти знания? Знаниями из каких
школьных предметов вы пользовались при
выполнении заданий?
Оценка работы учащихся.

6. Домашнее задание: Составить блок-схемы на
все виды алгоритмов.

В заключение хочу сказать, что вся наша жизнь –
это алгоритм сложной структуры. Я желаю, чтобы
каждое ваше действие было обдуманным и приводило
к правильному, достойному результату!

6

Конспект открытого урока по теме “Составление алгоритмов”

Тема урока: Составление алгоритмов.

Цели урока:

Образовательные: дать представление об основных алгоритмических структурах; развить умения составлять простейшие блок-схемы алгоритмов; закрепить знания и навыки обучающихся по теме «Обработка информации и алгоритмы»;

Развивающие: способствовать развитию алгоритмического мышления, внимательности, информационной культуры; развить навыки использования компьютера для решений задач различного класса;

Воспитательные: формировать способность к работе в парах, самоконтролю и правильной организации рабочего времени.

Задачи урока:

закрепить знания по пройденным темам – разделам – алгоритмы и блок-схемы.

развивать умения работать в коллективе, проявлять взаимопомощь и поддержку.

воспитание аккуратного и бережного отношения к технике;

требовательное отношение к порядку на рабочем месте.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок-путешествие.

Оборудование: авторская презентация; карточки,; технические (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, компьютеры для учащихся).

​​​​​​​
конспект урока
DOCX / 1.36 Мб
презентация к уроку
PPTX / 2.85 Мб

Ход урока

Организационный момент.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Мотивация учебной деятельности.

Хочется начать урок с мотивации нашей учебной деятельности в виде стихотворения:

Что такое АЛГОРИТМЫ?
Это – направлений ритмы!
Это поиски решений
И пути их воплощений!

Алгоритмы есть повсюду:
В танце и в мытье посуды,
Есть они и в самолете,
И в космическом полете.
Алгоритмы на дорогах,
На крутых речных порогах,
На полотнищах прекрасных,
И на горнолыжных трассах.
Алгоритм – закон Вселенной,
Нас ведущий постепенно.
В будущее дверь открыта!
Составляйте алгоритмы!

Актуализация опорных знаний обучающихся. Проверка домашнего задания.

Блиц-викторина.

А сейчас актуализируем наши знания. За каждый правильный ответ вы будете получать «лайки», которые в конце урока перерастут в баллы и оценки. Итак, блиц-викторина.

– Что такое информатика?

– Для чего мы изучаем информатику?

– Что такое алгоритм?

– Назовите основные алгоритмические конструкции.

– Дайте определение алгоритмической конструкции «следование».

– Дайте определение алгоритмической конструкции «ветвление».

– Дайте определение алгоритмической конструкции «цикл с предуловием».

– Назовите алгоритмические структуры, которые перед вами (на слайде 3 типа алгоритмических структур).

Сообщение темы, цели и задач урока.

Итак, тема сегодняшнего урока «Составление алгоритмов. Практическая работа». (цели, задачи, форма проведения на слайде 1, 2).

Работа по теме урока.

Переходим к работе по теме урока. Как я уже сказала, урок у нас будет в форме путешествия. У каждого из вас на парте есть карта нашего пути.

Начнем с первой станции, которая называется «Теоретическая». На данной станции обучающиеся вашего класса предварительно подготовили для нас сюрприз. Ведь сегодня у нас день не простой, а в чем заключается его особенность расскажут Городецкая Екатерина и Курило Елизавета. (ученицы выступают с презентацией).

Следующая станция – «Фольклорная».

Попробуйте сформулировать известные русские пословицы по их блок-схемам.

t1597084202aa.gift1597084202ab.gif

t1597084202ac.gift1597084202ad.gift1597084202ae.gif

А далее следует какая станция? Правильно, «Математическая». По заданной блок-схеме выполнить действия алгоритма для числа 23.

Рt1597084202af.jpg ешение:

a=23

23+5=28

28<35

28+5=33

33<35

33+5=38

38>35

t1597084202ag.png

76 – двузначное число

76-50=26. Ответ: 26.

Теперь переходим к «Практической» станции. Прошу занять места за компьютерами по два человека. У каждого из вас есть 2 задачи, которые нужно решить способом составления алгоритма, используя известные вам блок-схемы. Изобразить данные блок-схемы в текстовом редакторе Word. Кто выполнит задания первыми и без ошибок, получат по 5 лайков, вторые – по 4 и т.д.

Идем к завершению. И сейчас у нас станция «Итоги», на которой вы подсчитываете свои лайки и по таблице (на слайде) сопоставляете их с оценкой.

6 и более лайков

Оценка «5»

4-5 лайков

Оценка «4»

2-3 лайка

Оценка «3»

2 и менее лайка

Оценка «2»

И напоследок, крайняя станция «Рефлексия». На данной станции я предлагаю вам на своих лайках написать то, чему вы сегодня научились, что нового узнали, а так же свои впечатления от урока и полученные эмоции.

приложения

t1597084202ai.gif

t1597084202ai.gif

Опубликовано 10.08.20 в 21:36



Информатика, 11 класс. Урок № 2.

Тема — Базовые алгоритмические структуры

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: алгоритм, блок-схема, следование, линейный алгоритм, ветвление, полная форма ветвления, неполная форма ветвления, разветвляющийся алгоритм, повторение, циклический алгоритм, цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром, комбинации базовых алгоритмических структур

Глоссарий по теме: следование, ветвление, повторение, цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром.

Основная литература по теме урока:

Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса

— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

Дополнительная литература по теме урока:

И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В 1969 году нидерландский ученый Эдсгер Дийкстра доказал важную теорему. Суть ее в том, что для решения любой логической задачи можно составить алгоритм, используя лишь три алгоритмических структуры: следование, ветвление и повторение. Эти структуры называют базовыми.

Самой простой структурой является «следование».

Алгоритм реализован через последовательную алгоритмическую структуру, если все команды этого алгоритма выполняются один раз, причем в том порядке, в котором они записаны.

Алгоритм, основанный на конструкции «следование» называется линейным алгоритмом. Примером такого алгоритма может служить алгоритм вычисления дискриминанта квадратного уравнения, блок-схема которого приведена на рисунке 1.

Рис. 1

Следующей конструкцией является «ветвление». Она встречается, если действия алгоритма зависят от некоторого условия.

Алгоритм реализован через алгоритмическую конструкцию «ветвление», если от входных данных зависит, какие команды будут выполняться. Условие, которое выражает эту зависимость, фактически является вопросом, на который можно ответить либо «да», либо «нет».

Существуют полная и неполная формы ветвления.

В полной форме если условие выполняется, то алгоритм переходит к выполнению первой серии команд, а если не выполняется — то ко второй.

В неполной форме алгоритм выполняет серию команд только если условие истинно. В противном случае ничего не происходит.

Алгоритм, основанный на конструкции «ветвление» называется разветвляющимся алгоритмом. Примером такого алгоритма может служить алгоритм нахождения корней квадратного уравнения, блок-схема которого приведена на рисунке 2.

Рис. 2

И, наконец, последняя алгоритмическая конструкция — «повторение».

Алгоритм реализован с использованием алгоритмической конструкции «повторение», если некая группа подряд идущих шагов алгоритма (она называется телом цикла) может выполняться многократно в зависимости от входных данных.

Алгоритм, содержащий конструкцию «повторение» называется циклическим алгоритмом.

Существует несколько разновидностей циклических алгоритмов.

Первый — цикл с заданным условием продолжения работы (цикл с предусловием или цикл-пока).

Второй — цикл с заданным условием окончания работы (цикл с постусловием или цикл-до).

И третий — цикл с заданным числом повторений (цикл с параметром).

Доказано, что при решении задач можно ограничиться только одним циклом — циклом с предусловием. Но в ряде случаев цикл с постусловием или цикл с параметром делают решение задачи легче.

Примером решения одной и той же задачи с помощью различных циклов может служить задача возведения некоторого числа a в натуральную степень n.

Конспект урока по теме: «Составление алгоритмов»

6 класс

Содержание

Линейные, разветвленные и циклические алгоритмы.

Составление линейных, разветвленных и циклических алгоритмов.

Работа в графическом редакторе Paint.

Цель изучения

Обучающие:

  1. Пополнить базу знаний по теме «Алгоритмы».
  2. Закрепить, развить навыки и продолжить работу по формированию навыков составления алгоритмов.
  3. Развитие умений решения логических задач.
  4. Закрепить навыки работы в редакторе Paint.

Развивающие:

  1. Развивать самостоятельность при выполнении практических работ.
  2. Развивать эмоциональную сферу, зрительную память, логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитание информационной культуры учащихся, творческого подхода к  выполняемой работе.
  2. Воспитывать умение работать в коллективе, чувства взаимопомощи.

Прогнозируемый результат

  1. Уметь составлять алгоритмы линейной, разветвленной и циклической структуры..
  2. Уметь определять порядок следования шагов при составлении алгоритмов.
  3. Уметь исполнять составленные алгоритмы.
  4. Уметь выполнять практические работы в редакторе Paint.

Оборудование

  1. Холст с изображением очага.
  2. Проектор, Презентация.
  3. Рисунки к задачам.
  4. Раздаточный материал. (в печатном и электронном виде).

Форма проведения урока

Сказка-соревнование.

Ход урока (3 мин)

… Сегодня у нас необычный урок повторения темы “Составление алгоритмов”, урок-соревнование, участниками которого будут две команды (на команды учащиеся разделились заранее, по желанию). Познакомлю вас с правилами состязания.

Правила

  • Соперникам по очереди задаются вопросы. Будьте внимательными, так как некоторые из них адресованы всему классу. В этом случае отвечает та команда, участники которой первыми поднимут руку.
  • Если команда не может ответить на вопрос или дает неправильный ответ, то право ответа предоставляется соперникам.
  • За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
  • В зависимости от количества набранных баллов, в конце урока соревнующиеся получают оценку.

Таковы условия соревнования.

Необычность урока состоит и в том, что это будет урок-сказка.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Думаю, что вам хорошо известна сказка Алексея Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, но я вас познакомлю с другой версией этой сказки. Так как мы на уроке информатики, то и сказка будет посвящена этому предмету. Надеюсь, вы поможете, Буратино выпутаться из тех трудных ситуаций, в которые он постоянно попадает. Но для начала, прежде чем отправиться в путешествие нам необходимо дать своей команде название.

И вот вам первое задание.

Задание 1 (10 мин)

Необходимо выполнить представленные алгоритмы и отгадать девиз команды.

Карточки

Нарисуй фигуры 1

  1. Нарисуй большой 3.
  2. Внутри 3 нарисуй большой 1
  3. Внутри 1 справа нарисуй большой 2
  4. Внутри 1 слева нарисуй 4 так, чтобы 2 и 4 пересекались

Нарисуй фигуры 2

  1. Нарисуй большой 2
  2. Внутри нарисуй большой 4
  3. Внутри 4 сверху нарисуй 1
  4. Внутри 4 снизу нарисуй 3 вертикально так, чтобы 1 и 3 пересекались

Раскрась фигуру 1

  1. Пересечение 2 и 4 раскрась цветом 5
  2. Раскрась оставшуюся часть 2 цветом 6
  3. Раскрась оставшуюся часть 4 цветом 7
  4. Раскрась оставшуюся часть 1 цветом 8
  5. Раскрась оставшуюся часть 3 цветом 9

Раскрась фигуру 2

  1. Пересечение 1 и 3 раскрась цветом 9
  2. Раскрась оставшуюся часть 3 цветом 6
  3. Раскрась оставшуюся часть 4 цветом 8
  4. Раскрась оставшуюся часть 2 цветом 7
  5. Раскрась оставшуюся часть 1 цветом 5

Найди слово

  1. Если пересечение фигур закрашено красным цветом, то выполни алгоритм «Слово 1»
  2. Если пересечение фигур закрашено желтым цветом, то выполни алгоритм «Слово 2»

Найди слово

  1. Если пересечение фигур закрашено красным цветом, то выполни алгоритм «Слово 1»
  2. Если пересечение фигур закрашено желтым цветом, то выполни алгоритм «Слово 2»

Слово 1

  1. Напиши слово СМЕТАНА
  2. Повтори 4 раза пункт 3
  3. Убери последнюю букву
  4. Выполни пункт 5 для букв «Л», «Ы», «Е»
  5. Добавь букву справа
  6. Запиши ответ

Слово 2

  1. Напиши слово ЗАБОР
  2. Среднюю букву замени на 5 букву алфавита
  3. Выполни пункт 4 для букв «Н», «Ы», «Е»
  4. Добавь букву справа
  5. Запиши ответ

Девиз

Выполни команды по порядку:

  1. Нарисуй фигуру 1
  2. Раскрась фигуру 1
  3. Найди слово
  4. Слово

Девиз

Выполни команды по порядку:

  1. Нарисуй фигуру 2
  2. Раскрась фигуру 2
  3. Найди слово
  4. Слово

Ход игры

  1. Карточки «Значения параметров» положить на 2 компьютера
  2. Капитан получает алгоритм «Девиз» и возвращается к команде
  3. От команды 1 участник получает карточку, идет к компьютеру выполнять «Нарисуй фигуру», сдает карточку
  4. Команда получает второй алгоритм «Раскрась фигуру», второй участник идет к компьютеру выполнять алгоритм, по выполнении сдает карточку
  5. Команда получает алгоритм «Найди слово». Третий участник идет выполнять, по выполнении сдает карточку
  6. Команда берет нужный алгоритм «Слово 1» или «Слово 2», выполняет
  7. Команда пишет название своей команды на листке.

Итак, каморка папы Карло…

На стене висит холст с изображением очага, перед ним сидят Буратино и Сверчок.

Сверчок поведал Буратино о том, что в каморке кроется какая-то тайна, и чтобы ее узнать, надо правильно ответить на вопросы, которые, оказывается, записаны на холсте. Буратино – мальчик шустрый, но деревянный, поэтому ему нужна ваша помощь.

Задание 2 (2 мин)

Ответьте на вопросы

  1. Что такое алгоритм?
  2. Какие способы записи алгоритма существуют?
  3. Кто или что является исполнителем?

Выполнено второе задание, и вам открывается тайна – за холстом есть потайная дверь.  А что за этой дверью – не знает никто. Дверь можно открыть только золотым ключиком, который хранится у старой черепахи Тортилы. Узнав об этом, Буратино решил во что бы то не стало найти ключик. Но учеба – есть учеба. И рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу.

Чем ближе он подходил к школе, тем громче неподалёку, играла весёлая музыка, где давал представление проезжий театр. В школу нужно поворачивать направо, музыка слышалась налево. Буратино стал спотыкаться, ему очень хотелось попасть на представление, но у него не было денег, и ему бы пришлось продать свою азбуку. Ребята, давайте поможем Буратино не заблудиться и прийти к школе и  получить знания. Каждая команда составляет алгоритм в тетради и поднимает руку при выполнении.

Задание 3 (5 мин)

Составить разветвленный алгоритм похода буратино в школу.

Молодцы, ребята. Но как мы все знаем Буратино был непослушным мальчиком, он продал азбуку, пошел в театр и попал в беду, его схватил Карабас Барабас. Карабас Барабас был очень голодный и хотел растопить очаг, кинув в огонь  Буратино, что бы приготовить обед. Но Буратино пообещал ему помочь приготовить вкусный обед, взамен на свою жизнь. Ребята, давай те поможем Буратино  Слепить и приготовить пельмени и испечь блины, составим алгоритмы.

Задание 4 (5 мин)

I команде

Составить циклический алгоритм приготовления пельменей

II команде

Составить циклический алгоритм приготовления блинов

Молодцы ребята, с заданием вы справились. Карабасу Барабасу так понравился обед, что он отблагодарил Буратино, накормив его и дав с собой 5 золотых монет. Сытый Буратино с пятью золотыми монетами продолжил путь.

За городом Буратино увидел красивую лужайку и посреди нее – маленький домик. В нем жила Мальвина – девочка с голубыми волосами. Мальвина была очень красивой и очень образованной девочкой, и сразу же принялась воспитывать Буратино. Мальвина задала ему одну задачку по математике и одну по русскому языку, пообещав, что если Буратино выполнит задания, она поможет ему и покажет путь, ведущий к пруду черепахи Тортилы.

Поможем Буратино справиться с этим трудным заданием. Каждый участник соревнования продолжает предыдущий шаг алгоритма своего товарища. Будьте готовы помочь представителю своей команды.

Задание 5 (5 мин)

I команде

Составить алгоритм решения задачи. Дано число. Пока число меньше 100, необходимо выполнять действия, если число четное, то прибавлять единицу, если нечетное, то умножать на два.

II команде

Составить алгоритм фонетического разбора слова. Выполнять до тех пор пока не закончатся буквы в слове.

Характеристика всех звуков по порядку:

а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;

б) гласный: ударный – безударный.

Молодцы ребята, с заданиями справились. Оказывается, лиса Алиса и кот Базилио были свидетелями всего происходящего. Они решили заманить Буратино в Страну Дураков.

Лиса и кот привели Буратино на пустырь, где валялись битые горшки, рваные башмаки, дырявые калоши и тряпки… Перебивая друг друга, затараторили:

— Рой ямку.

— Клади золотые.

— Посыпь солью.

— Зачерпни из лужи, полей хорошенько.

— Да не забудь сказать «крекс, фекс, пекс»…3 раза

Давайте поможем Буратино посадить дерево на Поле Чудес. Составим алгоритм.

Каждая команда составляет алгоритм в тетради и поднимает руку при выполнении.

Задание 6 (5 мин)

Составить алгоритм посадки дерева на Поле Чудес

Лиса Алиса и кот Базилио обманули Буратино. Они направили на него сыщиков, и он, бросив свои монеты, бежал из Страны Дураков. Добежав до пруда Буратино увидел черепаху Тортилу. Она сидела на большой кочке посередине болота и Буратино никак не мог до нее добраться. Вокруг, по всему болоту плавали зеленые лягушки. Буратино решил добраться с помощью них, перепрыгивая с одной на другую. Но как расположить этих лягушек в нужной последовательности. Ребята, давайте поможем решить эту задачу.

Даны два алгоритма: «Запоминание стихотворения по литературе» и  «Решение примеров заданного номера по математике».

Задание 7 (3 мин)

I команде

Расположить шаги алгоритмов в нужной последовательности.

Алгоритм «Запоминание стихотворения по литературе»

  1. Начало
  2. Найти заданное стихотворение
  3. Прочитать и продумать стихотворение
  4. Прочитать четверостишие
  5. Повторить
  6. Рассказал без ошибок?
  7. Выступить на уроке
  8. Конец

II команде

Алгоритм «Решение примеров заданного номера по математике»

  1. Начало
  2. Найти заданный номер с примерами в учебнике
  3. Прочитать очередной пример
  4. Решить
  5. Проверить пример
  6. Решил все примеры?
  7. Показать учителю на уроке
  8. Конец

Очередное препятствие преодолено. Наконец-то, Буратино добрался до черепахи Тортилы.

Задание 8 (10 мин)

Оказывается, Тортила отдала золотой ключик Буратино не просто, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе. Тортила предложила решить свое задание. Дело в том, что у Тортилы хранился ее портрет, нарисованный в детстве. Краски поблекли и их уже совсем не стало видно. Тортила попросила помочь Буратино Восстановить утраченные краски на картине.

Необходимо следуя алгоритму раскрасить изображение.

Буратино справился с заданием и получив ключик, довольный вернулся домой.

С какими результатами каждая команда пришла к концу путешествия?

Право открыть потайную дверь предоставляется участнику победившей команды. (Открывается дверь, учащиеся видят плакат, на котором записано четверостишье).

Преодолев так много испытаний,
Вы оказались у дверей в Мир Знаний.
“Входите в нее!” – говорю не напрасно
Учащимся 6 А класса!

За помощь Буратино всем большое спасибо!

Участники победившей команды за урок получают пятерки.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 

ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.

«Информатика» ,   Н.Д.Угринович

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

Задачи:

  1. Образовательные: обеспечить усвоение понятий алгоритм, исполнитель, свойства алгоритма, дать представление об основных алгоритмических структурах умения составлять простейшие блок-схемы алгоритмов.
  2. Развивающие: способствовать  развитию алгоритмического мышления,  внимательности, информационной культуры
  3. Воспитательные: формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени,  содействовать профориентации учеников.

Оборудование: компьютеры,  мультимедийный проектор.

Продолжительность проведения: 45 мин.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний

Ход занятия    

1.Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня, мы начнём изучать самую интересную и важную тему курса информатики «АЛГОРИТМ». (Демонстрация презентации, 1 слайд)

2.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний.

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

Что такое алгоритм?

Для чего нужны алгоритмы?

Какими свойствами обладают алгоритмы?

Кто такой исполнитель? (слайд 2)

Возникающие вопросы фиксируются на доске.

В конце урока вы ответите на них.

Учитель: Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.д. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, вы хорошо знаете, как заварить чай. Но допустим, нам надо научить этому младшего брата или сестру. Значит, нам придется четко указать действия и порядок их выполнения.

Что это будут за действия и какой их порядок?  

Учащиеся составляют правило заваривания чая.

  1. Вскипятить воду.
  2. Окатить заварочный чайник кипятком.
  3. Засыпать заварку в чайник.
  4. Залить кипятком.
  5. Закрыть крышечкой.
  6. Накрыть полотенцем.

Давайте проверим, (слайд 3)

Другими словами мы составили алгоритм. Теперь давайте попробуем дать определение алгоритма. Как вы думаете, что называется алгоритмом?

Алгоритм – это конечная последовательность  действий, направленных на получение из исходных данных результата, записанная с помощью  точных и понятных исполнителю команд

 (слайд4)

Мой помощник, ваш одноклассник,  подготовил историческую справку о происхождении слова «алгоритм»,  для этого он  использовал – учебник, справочники, интернет-ресурсы.

Ученик. Историческая справка. Происхождение слова «АЛГОРИТМ»

Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» – это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время  слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. (Демонстрация презентации,5 слайд)

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Итак, алгоритм – это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

  1. Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?
  2. Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?» Обмен мнениями в группах.  

Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (Демонстрация презентации 6 слайд)

Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко:

  • Сосчитайте число окон в своём доме.
  • Сосчитайте звёзды на небе.
  • Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).
  • Иди туда, не знаю куда.

      Принеси то, не знаю что.

(Демонстрация презентации  6 слайд)

Учитель: Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм. Рассмотрим следующие примеры. (слайд 7)

Алгоритм открывания двери:

  1. Достать ключ из кармана.
  2. Вставить ключ в замочную скважину.
  3. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.
  4. Вынуть ключ.

(слайд 8).

Алгоритм нахождения большего из 2 чисел А и В:

  1. Из числа А вычесть число В.
  2. Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.
  3. Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше.
  4. Если получился ноль, то сообщить, что числа равны.

(слайд 9).

Внимательно проанализируйте эти примеры. Что в них общего?

Итак, давайте обобщим, (слайд 10).

 Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).

  • Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.
  • Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.
  • Определённость. Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.
  • Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.
  • Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.
  • Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

 (Демонстрация презентации    11-12 слайды)

Задача  (слайд 13)

Некий злоумышленник в качестве алгоритма получения кипятка предложил такую последовательность действий:

  1. Налить в чайник воду.
  2. Открыть кран газовой горелки.
  3. Поставить чайник на плиту.
  4. Ждать, пока вода закипит.
  5. Поднести спичку к горелке.
  6. Зажечь спичку.
  7. Выключить газ.

Измените, алгоритм таким образом, чтобы предотвратить несчастный случай.

Сравните свой ответ с правильным: (слайд 14)

  1. Налить в чайник воду.
  2. Зажечь спичку.
  3. Открыть кран газовой горелки.
  4. Поднести спичку к горелке.
  5. Поставить чайник на плиту.
  6. Ждать, пока вода закипит.
  7. Выключить газ.

Учитель:  Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов (демонстрация форм записи алгоритмов).

1.Словесно-формульный

Например,  Составить алгоритм решения арифметического выражения  (23+34)*57/3

1 шаг 23+34=57

2 шаг 57*57=3249

3 шаг 3249/3=1083

2. С помощью алгоритмического языка

Например,  Составить алгоритм решения алгебраического выражения  x=2y+z

                    алг Выражение

                    арг y,z:цел

                    рез  x:цел

                    нач

                       x:=2*y

                       x:=x+z

                    кон

3. Таблицы

4.Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.

 

Начало и конец алгоритма

 

Описание ввода и вывода данных

 

Описание линейной последовательности команд

 

Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор»

 

Объявление переменных или ввод комментариев

 (Демонстрация презентации, 15-16 слайды)

4.Этап закрепления знаний.

4.1. Самостоятельная  работа в группах по карточкам. Командир группы о результатах сообщает учителю.

Работа в группах.

Задание для 1 группы

 Старинная задача. Встречается в рукописях 8 века. Уже тогда интересовались алгоритмами!

Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. Каждый раз он может перевезти либо волка, либо козу, либо капусту. На одном берегу нельзя оставить вместе козу и волка, а также козу и капусту. Составьте алгоритм переправы на другой берег.  

Задание для 2 группы

Два солдата перешли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата (либо двух мальчиков), а солдата и мальчика уже не вмещает?

 Учитель: Информационная переменка (физминутка). 

4.2. Индивидуальная работа:

Тест

1. Какой из документов является алгоритмом?

  1. Правила техники безопасности.
  2. Инструкция по получению денег в банкомате.
  3. Расписание уроков.
  4. Список класса.

2. Свойством алгоритма является:

  1. Возможность изменения последовательности выполнения команд
  2. Возможность выполнения алгоритма в обратной последовательности
  3. Массовость

3. Расчлененность алгоритма на отдельные элементарные действия – это

  1. Массовость
  2. Определенность
  3. Понятность
  4. Дискретность

4. Какое свойство алгоритма, требует, чтобы в алгоритме не было ошибок

  1. Определенность
  2. Дискретность
  3. Массовость
  4. Результативность

5. В каких случаях правильно заканчивается предложение: Алгоритм это 

  1. Последовательность действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов
  2. Указание на выполнение действий
  3. Программа в машинных кодах

6. Какова правильная последовательность следующих операций:

  1. Вывод результатов;
  2. Ввод исходных данных;
  3. Обработка исходных и промежуточных данных и получение результата

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Анализируем, на все ли вопросы были найдены ответы. Удалось ли решить поставленную задачу?

Какие вопросы вызвали затруднение?

Как ты оцениваешь свою работу?

Чему ты хочешь научиться на следующем уроке?

(Демонстрация презентации, 17 слайд).

6.Этап информации о домашнем задании.

Учитель: Запишите домашнее задание: 

1. «Информатика» , Н.Д.Угринович  стр. 105-108.

2. По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники. Творческое сообщение обязательно будет оценено!

 (Демонстрация презентации, 18 слайд).

Спасибо за урок! До свидания, ребята.

Добавить комментарий