ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОНОМИКЕ
ТЕМА «КАК НАЙТИ РАБОТУ»
КЛАСС 7
Цели урока:
Обучающая: продолжить работу по формированию представлений учащихся о рынке труда и занятости, о качествах и умениях работника, которые ценятся работодателями; продолжить работу по формированию понятий «работник», «работодатель», по созданию представления о некоторых секретах успешной карьеры, начиная с шагов, которые необходимо предпринять при поисках работы и поведения на рабочем месте; подвести учащихся к составлению списка рекомендаций, позволяющих подготовиться к устройству на работу.
Развивающая: продолжить работу по формированию следующих умений: умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, моделировать и разрешать проблемы трудоустройства экономического, правового, филологического характера, способность отстаивать свою точку зрения и проявлять целеустремленность в различных видах деятельности, формировать профессиональные интересы.
Воспитывающая: сформировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – видеть в окружающей действительности экономическую сторону; умение использовать принятые в современном мире правила и этику делового общения; осознание недопустимости нарушения авторских прав.
ТИП (ВИД) УРОКА урок-практикум
Когда человек оказывается в ситуации поиска работы, он должен предпринять ряд шагов для достижения своей цели. Поиск вакансий, составление резюме, прохождение собеседования – все это является обязательными составляющими процесса поиска работы. У нас с вами сегодня урок-практикум. Как вы думаете, что сегодня мы будем с вами делать на уроке?
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Фронтальный опрос учащихся:
1. Перечислите профессиональные качества потенциального работника, которые заинтересуют работодателя?
2. Перечислите личные качества потенциального работника, которые заинтересуют работодателя?
3. Назовите, каким образом и из каких источников мы можем получить информацию о потенциальной работе?
1. Работа по группам:
В мире огромное количество профессий, которые можно разделить на всевозможные классификации. На прошлом уроке вам было предложено выполнить опережающее задание по группам: подготовить информацию о трех категориях профессий – 1 группа – опасные профессии, 2 группа – востребованные профессии, 3 ряд – устаревшие профессии.
Опасные профессии
1. Шахтёр
2. Спасатель МЧС»
3. Шофёр
4. Полицейский
5. Солдат
6. Журналист
7. Политический деятель
8. Предприниматель
9. Лётчик
10. Инкассатор
11. Врач
12. Сапёр.
Востребованные профессии
1. Инженер
2. Специалист в области сервиса
3. Маркетолог
4. IT-специалист
5. Торговый представитель
6. Бухгалтер
7. Юрист
8. Строитель
9. Менеджер по персоналу
10. Врач
11. Финансовый аналитик
12. Менеджер по туризму
Устаревшие профессии
1. Бурлак
2. Генерал-прокурор
3. Дворский
4. Инстигатор
5. Ключник
6. Лакей
7. Медник
8. Оруженосец
9. Подёнщик
10. Трубочист
11. Фискал
12. Ямщик
Схема ответа:
1. Характеристика профессии (чем занимается); 2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста; 3. Требования к проф. подготовке.
2. Какие профессии востребованы в Белгородской области? Сообщение педагога-психолога Е.Н. Зотьевой о прошедшей ярмарке профессий для школьников.
3. Работа по группам: оцените достоинства и недостатки различных способов поиска работы.
Способы поиска работа |
достоинства |
недостатки |
|
1 ряд |
Объявления в газете, интернете |
||
2 ряд |
Центр занятости |
||
3 ряд |
Бюро по подбору персонала |
4. Работа с материалами объявлений о вакансиях
Оцените предложенные объявления о вакансиях с точки зрения полноты информации и предпочтительности для соискателя работы.
Газетные объявления.
1.
Организация приглашает на работу: Оператора, учеников оператора станков с ЧПУ. З/п по итогам собеседования. Обращаться: тел./факс в Белгороде 22-**-16, 8-920-***-38-93 |
(недостаток объявления в том, что не указано название и адрес предприятия, что затрудняет сбор информации о деятельности и имидже фирмы, нет конкретики в уровне оплаты труда, соц. гарантиях и пр.)
2.
Устал от нищеты? Замучило безденежье? От 500 рублей за час работы!!! Без особых усилий!!! Звони 8-889-***-47-69, спросить Василису. |
(Скорее всего, данное объявление является каким-либо обманом со стороны нечестных людей: абсолютно никакой информации о предприятии, за исключением не вызывающего доверия сотового телефона и имени, слишком завышена оплата труда и пр. и пр.)
3.
ООО «Экстра Продукты» приглашает на работу:
Уровень оплаты: у менеджера и продавцов оклад 4000 руб. + % от выручки Сетевой администратор не менее 7000 рубл. + премии. Полный пакет соц. гарантий. Наш адрес: г. Белгород ул. Щорса д.14. Тел. 32-**-40. (Автобусы 13,15,17,… до ост. Водстрой) |
4.
Белгородский цент занятости населения извещает о наличии вакансий
на предприятии ООО «Зорька» в г. Старый Оскол. Оплата труда от 25000 руб. в месяц. Полный пакет соц. гарантий, места в общежитии, свой профилакторий, оздоровительный детский лагерь. За справками обращаться в Белгородский цент занятости населения по адресу г. Белгород, пр-кт Б.Хмельницкого 137, тел 34-**-59 или резюме по E-mail: [email protected] |
(Преимущество 4 объявления перед третьим очевидно, даже отсутствие адреса Старооскольского предприятия не столь важно – полную информацию о предприятии можно получить в заслуживающем доверии Центре занятости, но захочет ли менять местожительства работник – это уже субъективная причина.)
5. Подготовка к собеседованию:
Выберите тот набор одежды для женщины, который, по вашему мнению, произведет хорошее впечатление на работодателя:
джинсы
кроссовки
спортивный костюм
юбка-мини
блузка
вечернее платье
платье
брюки-клеш
классические брюки
галстук / косынка
туфли на высоком каблуке
туфли с каблуком в 2 см
сарафан
пиджак
юбка длиною до колен
Выберите тот набор одежды для мужчины, который, по вашему мнению, произведет хорошее впечатление на работодателя:
пиджак
джинсы
кроссовки
спортивный костюм
коричневые туфли без шнурков
черные туфли со шнурками
однотонный галстук
бабочка-галстук
классические брюки
кожаные брюки
пестрая жилетка
футболка
красная рубашка
светло-голубая рубашка
шорты
смокинг с белой рубашкой
5. Ролевая игра «Собеседование с работодателем»
Работа по парам: один – работодатель, другой – претендент на работу. Составьте деловой диалог.
Примерный список вопросов:
1. Что интересует Вас в этой работе?
2. Почему Вы ушли с прежней работы?
3. Чем Вы занимаетесь в свободное время?
4. Опишите себя, используя 5 слов.
5. Какие ваши планы на будущие пять лет?
6. Какой Вы видите свою карьеру?
7. Сколько времени у Вас займет дорога на работу, как Вы будете добираться?
8. С чего предполагаете начать на новом рабочем месте?
9. Укажите свои недостатки?
10. Как у Вас со здоровьем?
11. Почему Вы выбрали именно эту профессию?
12. Что другим людям в вас нравится?
13. Какие ваши самые важные достижения?
14. Что вам в себе нравится?
15. Что вы умеете?
6. Работа по заполнению опросника «Определение профессиональных склонностей» (см. Приложение 1).
Рефлексия
Что было интересно |
Что вызвало затруднения |
Хочу = могу = надо????
Приложение 1
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
|
1 |
а |
б |
в |
|||
2 |
а |
б |
в |
|||
3 |
а |
б |
в |
|||
4 |
а |
б |
в |
|||
5 |
а |
б |
в |
|||
6 |
а |
б |
в |
|||
7 |
а |
б |
в |
|||
8 |
а |
б |
в |
|||
9 |
а |
б |
в |
|||
10 |
а |
б |
в |
|||
11 |
а |
б |
в |
|||
12 |
а |
б |
в |
|||
13 |
а |
б |
в |
|||
14 |
а |
б |
в |
|||
15 |
а |
б |
в |
|||
16 |
а |
б |
в |
|||
17 |
а |
б |
в |
|||
18 |
а |
б |
в |
|||
19 |
а |
б |
в |
|||
20 |
а |
б |
в |
|||
21 |
а |
б |
в |
|||
22 |
а |
б |
в |
|||
23 |
а |
б |
в |
|||
24 |
а |
б |
в |
|||
Сумма баллов |
Обработка результатов.
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
Опросник «Определение профессиональных склонностей»
(методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)
Склонность – это влечение к какому-либо занятию. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов утверждений – «а», «б» или «в» – и обведите его в бланке.
После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).
8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.
11. Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки
в) математики.
20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. Свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
1 – склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
2 – склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
3 – склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
4 – склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
5 – склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
6 – склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Воспитательное занятие «Я ищу работу, работа ищет меня».
“Труд избавляет человека от трех главных зол:
скуки, порока и нужды”.
Вольтер.
Цель: научить воспитанников находить работу разными способами.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с доступными способами поиска работы.
2. Развивать навыки абстрактного мышления на основе элементов деловой игры.
3. Воспитывать партнерские отношения.
Методы: Словесные-опрос, объяснение, беседа; Практические– элементы сюжетно-ролевой игры; Наглядные — использование раздаточных материалов, мультимедийная презентация.
Оборудование: Мультимедийный проектор, поясняющие таблицы, газеты с объявлениями о работе, 3 тематические картинки.
Словарь: соискатель, вакансия, работодатель, кадровое агентство, резюме.
Ход занятия.
– Здравствуйте, ребята! В настоящее время многие из вас являются учащимися выпускных классов, студентами техникумов и многие из вас уже примерно определились со своей будущей профессией.
Итак, представьте себе, что вы уже получили образование и собираетесь устраиваться на работу.
Кто-то из вас уже пробовал искать работу? Как вы это делали?
Каждый человек желает найти хорошую работу. Для этого нужно использовать как можно больше способов поиска работы.
Тема нашего занятия «Я ищу работу». Сегодня мы с вами рассмотрим разные способы поиска работы, узнаем о их достоинствах и недостатках; попробуем поискать работу разными способами, и узнаем, как не попасться на удочку к недобросовестным работодателям.
Словарная работа.
При поиске работы вам встретятся такие слова, давайте определимся с вами что они обозначают.
Работодатель – это физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. Т.Е это человек или организация, которая предоставляет работу за определенную плату.
Соискатель – человек, который занимается поиском рабочего места, это человек, который претендует занять свободную вакансию на том или ином предприятии.
Вакансия. (в переводе с латинского – пустующий) – наличие незанятого рабочего места, должности, на которую может быть принят новый работник.
РЕЗЮМЕ. Это документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании, и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.
Способы поиска работы. (Достоинства, недостатки)
Какие вы знаете способы поиска работы?
- СМИ (газеты, телевидение).
Для кого поиск работы через газету будет эффективен?
Читать газеты, публикующие вакансии, – универсальный способ поиска работы. В них есть работа для всех, но в основном это вакансии рабочих профессий.
Следует покупать разные выпуски газет так как информация постоянно обновляется. Также имеет смысл покупать несколько различных газет, так как там могут разнообразная информация вакансиях.
В газетах можно не только посмотреть объявления о вакансиях, но и:
- разместить свое мини-резюме (объявление о поиске работы);
- найти информацию по повышению квалификации или переобучению;
- прочитать статьи-консультации квалифицированных экспертов по вопросам поиска работы;
- получить разнообразную справочную информацию.
- Интернет ресурсы.
Один из самых популярных на сегодняшний день сайтов для поиска работы – это hh.ru.
На этом сайте каждый человек, претендующий на какую-либо вакансию, должен оставить свое резюме. Ваше резюме будут рассматривать не только те компании, в которые вы подали запрос, но еще и те, которые заинтересуются вашей кандидатурой.
Затем следует найти те предложения, которые заинтересуют вас больше остальных, и откликнуться на них. Такой современный способ поиска работы облегчает задачу как специалистам, так и руководителям.
Но у такого подхода есть не только плюсы, но и минусы.
Личного общения с руководителями или менеджерами вы не получите. Ознакомиться с условиями работы будет возможность только при собеседовании. А ведь часто для людей большую роль играет заработная плата. В объявлении она может быть одной, а на деле совсем другой. И в итоге получается, что человек тратит много времени на собеседования, которые ему совершенно неинтересны.
Но все же плюсы, несомненно, есть. Вас могут заметить те, кому интересна ваша кандидатура. Запрос вы можете получить не только из своего города, но и из соседних областей.
Самостоятельно мониторить работу в большом городе очень сложно. Так что для человека из провинции, благодаря подобным серверам, вполне реально записаться на собеседование в столицу или же в другой крупный город.
- Кадровые агентства.
Способы поиска работы через Интернет очень удобные, но не всегда они помогают найти свое место под солнцем. И тогда на помощь приходят агентства.
Такие заведения занимаются тем, что подбирают идеальные кандидатуры на ту или иную вакансию.
Обращаясь за помощью в специализированное бюро, вы точно будете уверены, что та работа, которую вам предложат, не окажется очередной аферой.
Агентства проверяют работодателей и кандидатов. Поэтому вопреки распространенному мнению, одним из способов поиска работы и трудоустройства должно быть агентство. Оно получает свои деньги заслуженно, так как дает гарантии на предоставляемые услуги.
Агентства бывают разными. Одни берут деньги за услуги с людей, ищущих работу. Их называют агентствами по трудоустройству.
Другие просят работодателей компенсировать их расходы по поиску нужного специалиста. Их называют фирмами по подбору персонала.
При работе с агентством сразу поинтересуйтесь платные ли их услуги.
- Биржа труда.
Не хотите искать работу самостоятельно, или у вас нет денег, чтобы платить агентству?
Тогда один из способов поиска работы – это биржа труда.
Обращение в центр занятости своего района может стать первым шагом в поиске работы: это значительно сэкономит ваше время. Там не только помогут найти временную или вторую работу, но и могут предложить устроиться на учебу. Также вы сможете получить бесплатную консультацию юриста, психолога, социального работника.
Конечно, встать на нее может не любой желающий, а только тот, кто еще не работал, или же тот, кого уволили. Если вы ушли из компании по собственному желанию, дорога на биржу вам закрыта. Но всех остальных там ждут с распростертыми объятьями.
- Ярмарки вакансий.
Если вы перепробовали уже все методы и способы поиска работы, но попытки успехом не увенчались, то можете посетить ярмарки вакансий. Они ежегодно проходят в каждом городе.
На таких мероприятиях можно найти работу по любой специальности. Если вы врач, косметолог, строитель или же библиотекарь, смело идите на ярмарку вакансий.
На подобных мероприятиях можно получить подробную информацию о большинстве крупных и средних городских компаний. У каждого посетителя будет возможность пообщаться с менеджерами или же с руководителями компаний.
Сразу можно будет пройти что-то вроде мини-собеседования. Вы сможете задать любые вопросы и получить вразумительные ответы.
Не нужно будет долго задерживаться у одного столика. Вы можете обменяться контактами и пообещать прислать резюме.
Если вы действительно заинтересуетесь какой-либо вакансией, то можете сразу записаться на полноценное собеседование.
- Прямое обращение на предприятие (к работодателю).
Стоит рассмотреть и такой метод поиска работы. В крайнем случае можно проехаться по офисам компаний, где вы хотели бы работать и оставить там свое резюме. Но лучше попасть на собеседование к руководителю или кадровому инспектору и представить свою кандидатуру в лучшем свете.
Если вы получили приглашение на собеседование, то несколько следующих советов можете взять на заметку:
• Возьмите с собой все документы, которые могут понадобиться, а также ручку и чистую бумагу;
• Все документы и их копии уложите в приличную папку, на которой вы можете написать свою фамилию и телефон, по которой с вами можно связаться;
• Перед собеседованием хорошо выспитесь;
• Ваша одежда должна выглядеть так, как принято в организации, в которую вы идете, а если вы этого не знаете, ваша одежда должна быть достаточно официальной, но не броской, без экстремальных аксессуаров;
• Не забудьте про вежливость, говорите спокойным тоном, будьте внимательны.
- Во время собеседования вы должны убедить работодателя в том, вы нужны данной, конкретной организации и доказать почему именно вы.
Именно собеседование является хорошей возможностью показать свои самые лучшие качества.
- Знакомства и рекомендации.
Один из способов поиска работы – это трудоустройство через связи.
В нашей стране люди часто устраиваются на работу таким образом. Если у вас есть кто-то из знакомых в администрации, на бирже труда или же в какой-то крупной компании, то смело обращайтесь к нему. Стесняться тут не стоит.
Человеку не составит труда найти вам подходящее место, а вам оно будет нужно.
Думаете, у вас нет связей? Они есть у каждого. Взрослый человек, который отучился в школе и в вузе, может найти знакомых через знакомых. Поговорите со своими друзьями и одноклассниками.
Возможно, у кого-то из их знакомых есть место, которое для вас смогут придержать. Не бойтесь обратиться к своим учителям или наставникам. Студенты не всегда могут найти хорошее место без опыта работы, а преподаватели могут помочь им решить проблему. Вспомните про своих коллег или друзей.
Почему такой способ трудоустройства работает лучше других? Знакомые знают вас и в курсе того, что вы компетентный специалист. Именно так вы и будете представлены руководству фирмы. И когда у директора предприятия будет возможность взять проверенного человека или же искать кого-то, кто может не подойти, то он сделает выбор в пользу вас.
Практическая работа №1
Работа с материалами объявлений о вакансиях.
1. группа ищет по объявлениям в газетах. Рабочие профессии: каменщик, повар, автомеханник, столяр, автослесарь, маляр-штукатур, ветеринар, лесник, врач,
2 группа ищет по интернет сайтам. По г Назарово, Красноярску.
Студенты ищут вакансии по своей специальности!!!
Вакансии |
Требование к соискателю |
Опыт работы |
Условия |
Зарплата |
Контакты |
Количество вакансий в Назарово |
Вывод: лучше не пользоваться услугами таких объявлений, потому что рискуем попасть в ситуацию, которая может угрожать жизни и здоровью.
8 ПРАВИЛ УСПЕШНОГО ПОИСКА РАБОТЫ
Как вы понимаете данные высказывания?
- Никто вам ничего не должен, за получение работы нужно бороться.
- Различие между везунчиком и неудачником определяется тем, как они сами ведут свои дела.
- Чем больше времени вы потратите на определение своих возможностей, тем выше ваши шансы.
- Стремитесь к той работе, которую вы больше всего хотите.
- Чем больше людей знают, какую вы хотите работу, тем лучше.
- Работодатель стремится нанимать победителя- преподносите себя как подарок судьбы.
- Занимайтесь поиском нового места работы 40 и более часов в неделю.
- Вы можете получить сотни отказов. Очередной отказ не должен выбивать вас из колеи, рано или поздно вы добьетесь успеха.
Существуют следующие трудности поиска работы (слайд):
Обычно тем, кто долгое время безуспешно ищет работу, рекомендуют проанализировать главные причины, мешающие ее получить, и принять для себя решение: устранить их или обойти.
- отсутствие вакансий.
- недостаточный уровень профессиональной квалификации.
- отсутствие достаточного опыта.
- возраст.
- здоровье.
- пониженная самооценка
- психологическая замкнутость.
Знание своих сильных сторон, которыми вы обладаете, которые востребованы и ценятся на рынке рабочей силы, позволит вам не только укрепить уверенность в себе, но и умело «подать себя» работодателю, произвести на него благоприятное впечатление.
Осознавая свои сильные стороны, вы снимаете психологические ограничения к поиску вариантов трудоустройства, преодолеваете неуверенность в себе.
Предлагаю вам принять участие в игровой ситуации, связанной с трудоустройством.
Продолжите фразу:
- Я ищу работу и начну с.написания резюме, поиска и подачи обьявления, посещения службы занятости, посещения ярмарок вакансий.
- Чтобы меня взяли на работу, надо произвести впечатление человека воспитанного, грамотного, образованного, профессионала …
- Если меня берут на желаемую работу только при условии, что я оплачу курс дополнительного обучения, то я откажусь …
- Во время беседы с работодателем я буду говорить о своих достоинствах, способностях
- В объявлении о приеме на работу я обращу внимание, прежде всего на требования, условия работы, зарплату.
- Если мне отказали в приеме на работу я …не расстроюсь и продолжу поиск работы.
- Если меня полностью устраивает предлагаемая работа, но родители или близкий человек категорически против …попытаюсь убедить родственников в правильном выборе.
На этом наше занятие заканчивается. Надеюсь, что вы узнали много полезного и это поможет в дальнейшем преодолеть все трудности при поиске работы.
Желаю вам смело и уверенно шагать по жизни. Ставить цели, добиваться их. Преодолевать препятствия, возникающие на вашем пути. Быть счастливыми и успешными.
Принятие решения о поиске работы
Содержание темы:
Принятие решения о поиске работы
Проблемы, стоящие перед соискателем. Этапы поиска
работы. Эффективные способы поиска работы. Мошенники на рынке труда.
1)
С чего
начать поиск работы (этапы поиска, проблемы)
2)
способы
поиска
3)
посредники
на рынке труда
4)
мошенники
на рынке труда
5)
Анализ
эффективности способов поиска работы
Ход урока
I.
Организационная
часть. Проверка учащихся по списку,
готовность к уроку
II.
Проверка
домашнего задания
III.
Новая
тема
Этапы
поиска работы (с чего начать поиск работы)
С
чего начинается поиск работы?
·
цель
(найти работу по определенной должности)
Определение своей цели –
понимание что вы хотите получить в результате. Прежде
всего, нужно определиться с желаемой должностью, произвести анализ собственных
знаний, умений и навыков (желаемая должность и зарплата) Если нет четкого
представления что делать? (попробовать временную работу)
·
задачи
–
определение своей востребованности и ценности как специалиста (объективно
оценивать свои способности и возможности).
– обозначение потенциальных работодателей и
определение возможных мест работы.
–
научиться вести себя на собеседовании (заранее продумать ответы на вопросы
работодателей)
·
действия
–
составление профессионального резюме и сопроводительного письма
–
рассылка резюме потенциальным работодателям
–
общение с потенциальными работодателями по телефону (ваша задача, сделать так,
чтобы вас пригласили на собеседование. Также по телефону, вы можете узнать
какую-то дополнительную информацию об интересующей вас вакансии)
–
в дальнейшем явка на собеседования (этот этап доставляет сложности для людей с
коммуникативными проблемами) Именно на этом этапе чаще всего
определяется желание работодателя принять вас к себе на работу. Желательно
ходить на собеседование каждый день, но не чаще одного собеседования в один
день.
Преимущества молодых специалистов (см. ниже)
Представим, что вы имеете диплом и ищете
работу в первый раз. Какие сложности могут у вас возникнуть?
– наличие пробелов в карьере – для
молодого специалиста – отсутствие опыта не проблема. Работодатели часто
принимают без опыта работы выпускников учебных заведений (тем более молодые
более амбициозны, перспективны и желают работать на результат). Плохо, когда
выпускник теряет статус молодого специалиста, например, пробел работы по
специальности около 3 лет. Также бывают случаи, когда человек долгое время не
работает по каким-либо причинам. Всего несколько лет назад и в России, и на Западе
паузы в карьере считались непозволительной роскошью. Кандидатов с пробелами в
резюме было принято считать “подпорченным товаром”. Но сейчас ситуация начинает
меняться. На Западе все чаще руководители и профессионалы добровольно берут
перерыв, да и в России к подобным тайм-аутам начинают относиться без
предубеждений. Другое дело, в этом случае человек должен иметь финансовую
основу, а это позволить могут немногие, в основном менеджеры и управляющие
высшего звена.
Гибкость – это
умение заменить неэффективный способ оптимальным. Гибкость – это свобода от стереотипов.
Лояльность — верность действующим законам, постановлениям органов власти
(иногда только формальная, внешняя). Лояльность — корректное, благонадежное отношение
к кому-либо или чему-либо.
Мобильность – это способность приспосабливаться к новым
обстоятельствам, условиям, техническим возможностям, месту.
Вакансия – это
Эффективные
способы поиска работы
Итак, какие вы знаете способы
поиска работы? Рассмотрим распространенные способы поиска работы в настоящее
время (записать).
Способ
1. Поиск через сеть
Internet.
Веб-ресурсы по трудоустройству сегодня стали
самым доступным способом поиска работы.
·
Популярные работные сайты: Rabota.ru, HeadHunter
(хендхантер), SuperJob.ru и др.
·
Искать
работу возможно через общеизвестные поисковые системы www.rambler.ru;
www.yandex.ru, вводя
·
Поиск
работы через социальные сети LinkedIn, Facebook, ВКонтакте, МойКруг
1) Можно
поставить статус «Ищу работу»
2) Можно
вступить в группу по поиску работы (с огромным количеством участников)
3) Можно
подписаться на рассылку кадровых агентств и работных сайтов.
Веб-ресурсы по трудоустройству сегодня стали самым доступным
способом поиска работы. В конкурентной борьбе может выиграть тот, кто первым
откликнется на объявление работодателя и будет соответствовать его
требованиям.
К сожалению, на данных ресурсах
работодатели не всегда размещают достоверную информацию о себе и вакансиях.
Поэтому следует внимательно подходить к рассмотрению вашего будущего начальства
и заранее проверить — действительно ли он тот, за кого себя выдает
(мошенничество).
Способ 2. Поиск
через знакомых и родственников
Способ распространенный и весьма
эффективный, но для тех, у кого есть связи. К сожалению, не все мы обладаем
такими знакомствами и родственниками, которые могли бы помочь в вопросе
трудоустройства.
ПЛЮСЫ СПОСОБА в
том, что можно устроиться в проверенную организацию.
МИНУСЫ в том, что
иногда из-за этого могут относиться предвзято, как коллеги, так и руководители.
Способ 3.
Поиск работы через объявления о вакансиях.
Это поиск объявлений в ранее
названных печатных изданиях. То есть в газетах можно не только разместить свое
резюме, но и просматривать объявления о вакансиях, обращая внимание на рубрики,
посвящённые смежным профессиям.
Сейчас много
печатных изданий, в которых публикуются вакансии: «Работа для вас», «Работа
Сегодня», «Из рук в руки», «Все вакансии Нижнего» и т.д.
МИНУСЫ способа в
том, что информации о публикуемой вакансии обычно минимум.
Способ 4. Публикация
своего мини-резюме в газете.
Это один из самых эффективных и
простых способов. Можно посоветовать опубликовать мини-резюме в нескольких номерах
в таких изданиях как: Из рук в руки, Вакансии Нижнего, Работа для вас, Работа
сегодня и т.д.
ПЛЮСЫ в том, что
ищете не вы, а вас. Вам звонят, предлагают условия, а вы выбираете.
МИНУСЫ в том, что
могут забросать предложениями, которые не соответствуют вашим ожиданиям.
Способ 5. Поиск через государственные центры занятости.
Биржа труда — это государственная организация, которая
способствует трудоустройству. Государственный центр
занятости есть в каждом районе свой. Во-первых, гражданин
должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к
систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он
обязан принять предложение службы занятости о предварительной
профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться,
то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.
ПЛЮСЫ
в том, что вакансий обычно много и услуги для соискателей бесплатны.
Однако
предложения обычно с низкой оплатой труда.
Не стоит отвергать
предложения из-за низкой оплаты – для молодых специалистов это возможность
наработать первоначальных опыт.
Способ
6. Поиск через агентства по трудоустройству.
Использование
негосударственных агентств по трудоустройству связано с денежными издержками
для соискателя. Поэтому к этому способу обратиться можно, если долго не
получается найти работу другими способами.
1)
Агентства
по подбору персонала (рекрутинговые агентства). Выполняют
оплачиваемые клиентом, компаниями-работодателями, заказы на поиск и отбор
персонала. Обязательств по трудоустройству соискателей такое агентство на себя
не берет.
2)
Агентства
по трудоустройству. В той или иной форме берут плату с соискателей,
обратившихся в агентство за помощью в трудоустройстве. А
компаниям-работодателям предлагаются бесплатные услуги по подбору персонала.
Обязательно нужно уточнить у такого агентства: как вносится оплата: заранее или
после трудоустройства (бывает по-разному). Если заранее, то есть до
трудоустройства, то соглашаться не стоит. Если же оплата по договору
предусмотрена после трудоустройства (обычно в размере 50% от первой зар/платы,
то стоит подумать, так как в этом случае агентство точно заинтересовано в вашем
трудоустройстве).
ПЛЮСЫ данного способа, что работу ищут для
вас.
МИНУСЫ – услуги не безвозмездны. А для
неработающего человека это накладно. Кроме того, есть вероятность нарваться на
нечестных агентов.
Способ 7. Прямое
обращение к работодателю + рассылка резюме
Это
самый активный способ поиска работы. Главное здесь научиться правильно
составлять резюме.
Подзабытый способ поиска работы, но
довольно эффективный. Можно обратиться в отдел кадров интересующей организации,
либо разослать резюме.
МИНУСЫ в том, что нет уверенности, что
прочтут ваше резюме. Либо оно может попасть в спам или не к тому специалисту,
что так же затрудняет обратную связь.
Способ
8. Посещение дней карьеры и ярмарок вакансий.
Неплохой способ пообщаться с потенциальным
работодателем лично и произвести хорошее впечатление.
Преимущества посещения ярмарок вакансий в
том, что там существует возможность получить более широкую информацию о предприятии.
Также на таких мероприятиях присутствует возможность пройти собеседование с
потенциальным работодателем.
ВОПРОС:
Какой способ поиска работы интересен именно вам и почему?
ЗАДАНИЕ №1
Оценка
вакансий (каждую вакансию необходимо подвергать анализу и сравнению).
Мои |
Вакансия 1 |
Вакансия 2 |
Вакансия 3 |
Зарплата |
+ |
– |
+ – |
Отдаленность |
– |
+ |
+ |
Социальные |
+ (больничный, спортзал) |
– (без тр/договора) |
+ |
График |
– (2/2) |
+ (сутки/трое) |
+ (пятидневка) |
Перспективы |
+ |
– |
– |
Условия |
+ (об. раб. место) |
+ |
+ |
Отпуск |
– (2/2 недели) |
– (не |
+ (1 месяц) |
Всего |
4/3 |
3/4 |
6/2 |
Мошенники на рынке труда
Платить за трудоустройство нельзя ни при каких
обстоятельствах!
Финансовые пирамиды.
Отличительная
черта — выгодные условия вступления и гарантия быстрого дохода. Объявления о
привлечении в эту схему публикуются в виде обычных вакансии. Трудно устоять
перед легкими деньгами, но не стоит терять голову и верить сладким обещаниям. Помните,
что Вы можете потерять свои накопленные средства в один момент.
Сетевой маркетинг.
Отличительная
черта — требуются сотрудники любых возрастов. Привлекаются к работе менеджеры,
секретари, прочий административный персонал. Так как сайты партнеры обычно
запрещают размещать вакансии такого содержания, поэтому мошенники маскируют их
под реальные предложения о работе. Если все-таки дошло дело до личного
собеседования, то пламенные речи о ваших способностях продавца и будущем
огромном заработке — контрольный признак вакансии сетевого маркетинга. Когда Вы
находите такие вакансии на сайте-первоисточнике — обязательно сообщите об этом
в службу технической поддержки.
Курьер.
Отличительная
черта — нет требований к профессиональным компетенциям и возрасту сотрудника.
Поиск курьеров мошенники сегодня ведут в основном через социальные сети. Именно
здесь много неработающей аудитории, которой легко управлять. 99% всех вакансий
курьера из социальных сетей предполагает предварительный выкуп товара и
дальнейшая его «доставка». Где якобы заказчик должен оплатить товар. Самый
опасный вид курьерской доставки — это распространение запрещенных веществ.
Отдавайте себе отчет, что эта деятельность незаконна и Вас может ожидать
уголовное наказание.
Мошенническая схема «работа водителем».
Отличительная
черта — работа именно в государственном учреждении. Описание выглядит
привлекательно. Однако при обращении по этому объявлению, вам предложат
положить некоторую сумму на телефон или даже прихватить с собой что-нибудь для
празднования трудоустройства. Будьте готовы, что в лучшем случае по указанному
адресу Вы просто никого не найдете.
Онлайн заработок.
Отличительная
черта — обещание больших сумм в короткий срок. Этот тип вакансий особо
распространен в социальных сетях. Обычно «работодатель» публикует такие
объявления в тематических группах в виде картинок с головокружительными цифрами
или оформив публикацию следующего содержания: Набираю команду инициативных
сотрудников для работы в интернете. Занятость 2-3 часа в день. Оплата ежедневно
500$ на карту. Количество мест ограничено! Обращаться в личные сообщения или
нажать «мне нравится». Если Вы проследите за судьбой такой вакансии в течение
максимум трех дней страница такого «работодателя» уже будет удалена. Он
поменяет профиль и вновь станет набирать команду жаждущих легких денег. В
лучшем случае Вы отделаетесь переводом суммы на телефон, якобы, чтобы связаться
и обговорить с Вами детали трудоустройства.
Переход в коммерческий пенсионный фонд.
Отличительная
черта — трудоустройство через кадровое агентство. Смысл в том, чтобы уговорить
соискателя перевести свои пенсионные накопления в нужный мошенникам фонд.
Кадровое агентство выступает в качестве посредника, после перевода Ваших
средств, Вы получите список уже не актуальных вакансий. Прежде чем заключать
какие-либо договоры внимательно ознакомьтесь с его содержанием, а если
чувствуете, что не компетентны в юридических вопросах лучше обратитесь за
консультацией к специалисту. Обезопасьте себя от потери пенсионных накоплений.
Переход по ссылке.
Отличительная
черта — заманить соискателя на сторонний интернет-ресурс, где продвигаются
какие-либо товары или услуги. Схема устроена так, чтобы Вам необходимо
авторизоваться на сайте, внеся небольшую плату от 100 руб. Это онлайн маркетинг
— с каждого нового авторизованного пользователя получает доход тот, по чьей
ссылке он пришел на сайт.
Тестовое задание.
Отличительная
черта — работа не требует особой компетенции. Часто такие вакансии помещают в
раздел «Начало карьеры» или размещают с пометкой «без опыта». Есть несколько
видов мошеннических схем с прохождением тестового задания. Одна из
распространенных в социальных сетях — это работа для фрилансеров. Мошенники
раздают «тестовое» задание нескольким фрилансерам по частям. В итоге у них
получается целиком выполненная работа, которую они сами продадут, фрилансер в
таком случае остается ни с чем, потратив свое время на качественное выполнение
испытательного задания.
Обманный маркетинг.
Отличительная
черта — Вам предложат проехать в отдаленную местность для прохождения
испытания. Приехав на место вы обнаружите, что Вас таких собралось не мало. Вам
ставят задачу — распространить вид продукции или услуги в округе. Уже в этот
момент стоит задуматься, что ВЫ откликались на вакансию совсем с другими
обязанностями. Если же Вы останетесь и выполните поручение, в завершении Вас
ждет стандартный: «С Вами свяжутся наши специалисты!». Больше об этом
работодателе Вы не узнаете ничего, контакты будут изменены и более не активны.
Распространитель.
Отличительная
черта — при звонке Вам ничего вразумительно не рассказывают. Обязательное
условие — личная встреча. Не советует Вам тратить деньги на проезд и личное
время на пустую встречу, где собирают группу энтузиастов для программирования и
продажи различных витаминов, пылесосов и прочего.
Работа за рубежом.
Отличительная
черта — предложат помощь в оформлении визы. На сайтах партнеров мошенники стали
размещать вакансии о зарубежных вакансиях с предложениями сезонной или
постоянной работы. Когда Вы обратитесь по объявлению, Вам непременно предложат
помочь с оформлением рабочей визы. Вы платите за услугу и работодатель
исчезает.
Предоплата на этапе собеседования.
Отличительная
черта — внесение небольшой суммы за оформление пропуска, на изготовление
визиток будущего специалиста. Серьезный работодатель все необходимо для работы
предоставляет сам, а тем более никогда не возьмет денег от будущего сотрудника.
Будьте внимательны и осторожны при таких предложениях.
Работа на дому.
Отличительная
черта — оплатить расходный материал. Работодатель предлагает выполнять
несложную работу на дому: сбор ручек, приклеивание этикеток. Предварительно Вас
попросят внести залог за расходные материалы. С этого момента связь с
работодателем резко пропадает.
Требуются молодые девушки.
Отличительная черта — указывается возраст
и параметры. При этом в описании вакансии подчеркивается, что никаких интимных
подоплек не подразумевается. Будьте готовы, что скорее всего именно это и
подразумевается. О таких вакансиях следует сообщать в техническую поддержку
сайта первоисточника данной вакансии, чтобы обезопасить остальных соискателей.
Перезвоните на номер ****.
Отличительная
черта — указан короткий номер работодателя. Следует остерегаться вакансий, если
одного звонка для связи с работодателем не достаточно и автоответчик просит Вас
перезвонить/ отправить SMS на короткий номер телефона. Будьте уверены, что за
такой звонок Вы заплатите круглую сумму, а работу так и не получите.
Собеседование со сбором персональных
данных.
Отличительная
черта — на этапе собеседования у Вас попросят полный набор документов, как при
оформлении на работу. Такая просьба должна насторожить Вас. Это коллекционеры
персональных данных, которые они используют в мошеннических махинациях.
Интегрированный урок «Элементарной компьютерной грамотности» и
«Правового экономического практикума» в 11 классе
Тема: «Эффективный поиск работы»
Учителя: Аристархова М. А., Суслова Е. Е.
Цель: формирование информационно-поисковой культуры учащихся для успешной социальной адаптации на современном рынке
труда
Задачи:
Образовательные:
сформировать понятие «поиск работы» и принципы эффективного поиска, а также умения извлекать информацию из разных источников для дальнейшего профессионального самоопределения.
Воспитательные:
формировать умения учащихся договариваться, сотрудничать, взаимодействовать друг с другом в малой группе;
стимулировать самостоятельную активность учащихся по построению личного образовательно-профессионального пространства.
Коррекционные:
коррекция и развитие мыслительной деятельности
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки), умение выражать свои чувства.
Методы обучения: наглядные (видеоматериал, СМИ, мультимедийная презентация), практические (поиск информации, и её анализ),
совместного поиска истины
Используемые современные образовательные технологии обучения: проблемный диалог, кластер, здоровьесберегающая.
|
||||
Время |
Деятельность учителей (М.А., Е.Е.) |
Деятельность учащихся |
Педагогические приемы, формы работы |
Ожидаемые результаты |
1 мин |
Приветствуют обучающихся, проверяют их готовность к уроку: М.А. Прошу поднять руку тех, кто определился с будущей профессией кто желает этим летом потрудиться |
Приветствуют учителей, проверяют свою готовность к уроку. |
Мотивационный момент |
Эмоциональный настрой, готовность к работе, организация внимания учащихся |
2. Мотивационный этап – определение темы и цели занятия |
||||
4 мин |
Е.Е. «Кто ищет, тот всегда найдет» – звучит давно известная фраза. Мы всю жизнь в поиске: друзей, одноклассников, себя, наконец. Видео. А вот в каком поиске находится герой всем известного произведения А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего занятия? Слайд 2 Чтобы определить цель и практическое значение нашей темы мы снова обратимся к народной мудрости: «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что!» А насколько эта тема значима для вас? |
– воспринимают информацию – ответ на вопрос « В поиске хорошего работника» – «поиск работы» – правильно найти работу для себя |
Просмотр видеофрагмента Беседа Обобщение целей урока |
Формулировка темы урока, определение значимости данной темы учащимися |
3. Этап формирования понятия + самопознание |
||||
10 мин |
М.А. – Чтобы рассмотреть нашу тему со всех сторон, совершим путешествие. Слайд 3 Путешествие в город мастеров. Начнем путешествие с домика Столяра. Слайд 4 Какие профессиональные качества нужны столяру? Легко ли найти работу по этой специальности? Теперь посетим домик вязальщицы. Слайд 5 Теперь посетим домик повара. Слайд 6 Теперь посетим домик автомеханика. Слайд 7 |
– Физическая сила и выносливость, глазомер и способность цветоразличения, воображение, тактильная чувствительность, осязание, устойчив к действию шума и пыли – Высокая острота зрения, тонкая чувствительность пальцев, хорошая координация рук и зрительно – моторная координация, точный глазомер, хорошая концентрация и переключаемость внимания. Усидчивость и трудолюбие. – Склонность к сервисной работе, способность к концентрации внимания. склонность к работе с объектами природы, склонность к ручному труду, физическая выносливость. склонность к творческой работе – дисциплинированность, терпение, аккуратность, отменный слух, наблюдательность, умение концентрировать внимание, отличная память, выносливость, хорошая физическая форма, быстрая реакция, кропотливость, коммуникабельность Работают с карточками. Каждому учащемуся предоставляются карточки, содержащие профессионально важные качества различных профессий. Из всего набора предлагается выбрать наименование тех качеств, которые желательно иметь обозначенному профессионалу (ограничить число выборов до половины от начального числа карточек). Учащиеся дополняют одноклассников при выступлении и высказывают свои суждения |
Проблемный диалог Выступление перед аудиторией, дополнение одноклассников |
Формирование понятия поиск работы и определение вида работ, который подходит учащимся в данный момент времени благодаря анализу полученных результатов |
5 мин |
Е.Е. – От чего зависит успешность человека в выбранной им профессии? – Посетив дома мастеров, мы поняли, что алгоритм поиска одинаков: все начинается с себя, с самоопределения «А какую работу я хочу найти?» Слайд 8 Если кто-то затрудняется с ответом, то можно воспользоваться подсказками, которые подготовлены в результате ранее проведенных уроков (хочу – могу – надо). Нужно запастись терпением, настойчивостью, за- ниматься поиском 24 часа в сутки и вы обязательно добьетесь успеха! |
– отвечают на вопросы: ХОЧУ: желания, цели, интересы, стремления НАДО: запросы от рынка труда МОГУ: способности, таланты, состояние здоровья |
Формулируют трудности при поиске работы, называют способы поиска |
|
3 мин |
М.А. Предложений на рынке труда много, но как найти вакансию? Слайд 9 Что такое вакансия? В городе мастеров мы поняли, что пока мы без работы, нас будут называть КАК? Слайд 10 Кто такие безработные? |
– Свободное рабочее место. – Безработные. – Это тот человек, который способен трудиться, не имеет работы и заработка, но ищет работу и готов приступить к ней. |
Фронтальный опрос |
|
3 мин |
Е.Е. – Где и как искать работу? Назовите варианты поиска работы: личные связи печатные средства массовой информации ярмарки вакансий центр занятости населения коммерческие агентства по найму поиск вакансий в Интернете центры профориентации Слайд 11 |
Учащимся предлагается цветик – семицветик, на лепестках которого написаны пути поиска работы. Учащиеся называют, учитель дополняет, определяет, уточняет: |
Кластер |
|
4. Работа с информацией с целью отработки умений |
||||
10 мин |
Е.Е. задание «Поиск работы в Интернете» – На каких сайтах вы работали? – В каких организациях есть Вакансии, по вашему запросу? – В чем преимущества поиска через киберпространства и в чем недостатки? |
Мини- исследования, проблемные вопросы, самопознание, выступление в аудитории |
Формирование информационной, коммуникативной культуры, навыков исследования |
|
Этап рефлексии. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение нового знания, нового способа получения информации учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. |
||||
4 мин |
М.А. – Какой способ поиска работы наиболее эффективный и почему? Е.Е. Слайд 12, 13 – Я считаю, что не маловажным является и регистрация в центре занятости населения и знакомство с их сайтом, где можно найти вакансии от официальных работодателей. Всю информацию о центре занятости вы получили в рамках экскурсии, и вам вручается памятка «Эффективный поиск работы». М.А. – Давайте вспомним, чем занимается Центр занятости? – Какие документы нужны для постановки на учет в ЦЗН? – А теперь мы с вами повторим то, что вы узнали о ЦЗН. – А теперь подведем итоги. Что вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Всё ли было понятно? Е.Е. – В конце урока мы немного корректируем нашу тему Слайд 14 «Эффективный поиск работы» |
Предлагают свои суждения. Выслушиваются все ответы, акцент делается на тех из них, которые имеют отношение к Центру занятости. Знакомятся с памяткой «эффективного поиска работы» Поиском работы, обучением и трудоустройством безработных граждан. Паспорт, трудовая книжка. ИНН Учащимся предлагаются тест (см. приложение) Выражают свое отношение к уроку |
фронталь-ный опрос |
Работа с дополнительной информацией, дальнейшее развитие профессионального самоопределения учащихся |
Приложения к уроку.
СЛОВАРЬ
по теме «Трудоустройство».
Профессия – основной род занятий, трудовой
деятельности.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалифика́ция – уровень подготовки выпускников
учебных заведений.
Работодатель – тот, кто дает работу, и кого нужно
найти, чтобы устроится на работу.
Безработный – это тот человек, который способен
трудиться, не имеет работы и
заработка, но ищет работу и готов
приступить к ней.
Вакансия – свободное рабочее место.
Рынок труда – сфера формирования спроса и
предложения на рабочую силу.
Рабочая сила – способность человека к труду.
Запрос – слово, фраза, выражение, вводимое пользователем в поисковую строку поисковой системы с целью получения списка всех сайтов, в которых есть необходимая информация.
Служба занятости – специализированное место, в котором осуществляется посредничество между работодателем и безработным.
Памятка:
«ПОИСК РАБОТЫ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ»
Через социальные сети
vkontakte.ru ,
odnoklassniki.ru ,
в профессиональных сообществах moikrug.ru и LinkedIn.com.
Через специализированные сайты по поиску работы
www.hh.ru ,
www.job.ru,
www.joblist.ru,
www.superjob.ru,
www.rabota.ru,
www.jobs.ru и др.
Через сайты периодических изданий
www.vacansia.ru («Вакансия»),
www.rabota.ru («Работа для Вас»),
www.professia.info («Профессия»).
Через сайты компаний-работодателей (разделы «карьера» или «вакансии»)
Через отраслевые порталы (разделы с предложениями о работе)
http://www.shokoladka.ru/ (Кондитерская промышленность России);
http://ww1.pbk.ru/ (отраслевой портал целлюлозно – бумажной промышленности);
http://www.stroydormash.ru/ (строительно-дорожный портал)
Специальные порталы для выпускников предлагают рекомендации по поиску работы для молодежи, информацию о стажировках и вакансиях для молодых специалистов:
www.career.ru,
www.e-graduate.ru.
ПАМЯТКА ЭФФЕКТИВНОГО ПОИСКА РАБОТЫ
Хорошую работу имеет тот,
кто способен ее упорно искать.
Варианты поиска работы:
личные связи
печатные средства массовой информации
ярмарки вакансий
служба занятости
коммерческие агентства по найму
поиск вакансий в Интернете
центры профориентации
Правила подготовки к собеседованию:
Проведите подготовительную работу (узнать о фирме, доказать, что вы подходите)
Позаботьтесь о своем внешнем виде.
Волнение – обычное дело.
Продумайте план беседы.
Подготовьте характеристику на себя.
Прежде, чем стучаться в нужную дверь:
предварительно позвоните;
обдумайте время визита;
оденьтесь соответствующим образом;
возьмите с собой свои документы;
заручитесь поддержкой других.
Цели:
- обучающая: дать представление о формах поиска работы;
познакомить с видами документов, необходимыми для трудоустройства и
особенностями их оформления; научить учащихся умению правильно вести себя на
собеседовании; - воспитательная: формирование чувства уверенности в себе;
- развивающая: развитие навыков делового общения.
Тип занятия: урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Слайд –
лекция.
Вид учебной деятельности: групповое, индивидуальное.
Вид контроля: фронтальный опрос, выполнение практических заданий.
Методы обучения: беседа, объяснение, ролевая игра.
Оборудование: ПК, проектор; раздаточный материал – приложения 1,2,3.
Ход занятия
1. Мозговой штурм.
Вопрос учащимся: Какие имеются возможности у подростков для получения работы?
– Учащиеся называют варианты трудоустройства, которые, по их мнению, подходят
для данного возраста. Определить совместно с учащимися, где и как можно найти
работу.
Назвать тему и цели занятия.
2. Объяснение нового материала:
2.1. Формы поиска работы могут быть разнообразными. (Слайд “Формы
поиска работы”). Например, личные контакты с фирмами – по газетным
объявлениям, по телефону, через знакомых. Также имеются и другие пути поиска
работы – через специалистов, занимающихся кадровыми проблемами. Это могут
быть центры труда и занятости или кадровые агентства. Безработный может подать и
собственное объявление о поиске работы. Сейчас происходит бурный рост
информационных возможностей Internet в сфере трудоустройства. Лучше
воспользоваться информационно-поисковой системой Rambler. Ёе адрес: http//WWW.rambler.ru
/ (раздел “Работа”). В “Центре труда и занятости” нашего города установлен
информационно-сенсорный терминал, который дает информацию о вакансиях, пособиях,
а также справочную и юридическую. (Слайд “Информационно-сенсорный терминал”.)
Не следует считать, что нестабильность рынка труда характерна только для
нашей страны в силу трудностей нынешнего переходного периода. Изменения идут
повсеместно и нарастающим темпом. Практически ни в одной стране человек не может
быть абсолютно уверен в сохранении имеющейся работы. Трудно даже специалистам
предсказать перспективы развития рынка профессий. Поэтому главное сейчас –
правильный подход к поиску работы и психологический настрой.
2.2. Этапы получения работы. Процесс получения работы можно разбить на
четыре основных этапа, каждый из которых обязателен. (Слайд “Этапы получения
работы”).
Прежде всего, необходимо поставить перед собой определенную реальную цель.
В результате выполнения этого этапа вы должны будете четко представлять, какую
работу и на каких условиях вам следует искать. Правильная формулировка цели –
это уже 25% успеха.
Следующие 25% приходятся на выяснение того, как и где искать нужную Вам
работу, подготовку информации о себе и доведение информации до
потенциальных работодателей. Результатом второго этапа является получение вами
приглашения на собеседование.
Ещё 25% успеха приходится на третий этап, который заключается в
собеседовании и сопровождающих его испытаниях (например, тестировании)
Результатом этого должно стать полученное вами приглашение на работу.
Четвертый этап, т.е. оставшиеся 25%, включают в себя обсуждение и
заключение трудового контракта, прохождение испытательного срока и
зачисление в постоянный штат организации. Только после этого можно говорить, что
цель достигнута. Результат этого этапа – действительное получение работы, а не
испытательный срок “на птичьих правах”.
2.3. Как правильно определить цели в поиске работы. Для того чтобы
правильно и реально определить свои цели в поиске работы, вам необходимо знать,
на каких специалистов есть хороший спрос, какие к ним предъявляются требования,
какая предполагается оплата труда. Читайте местную и центральную прессу,
смотрите передачи телевидения и слушайте радио, анализируйте объявления и
расспрашивайте знакомых.
При этом нужно быть психологически готовым к вполне возможным неудачам и,
получая очередной отказ, настойчиво предпринимать новые и новые попытки. Если вы
способны к этому, то долго без работы не будете.
Великий изобретатель Эдисон провел около 600 экспериментов с различными
материалами для того, чтобы создать нить накаливания для электрических ламп.
Представьте себя на его месте. Неудача, неудача и опять неудача. И так сотни
раз. Но Эдисон мог правильно воспринимать неудачные попытки и имел достаточный
запас психологической прочности для новых и новых экспериментов. Эдисон стал
известным и богатым человеком. Стойко воспринимайте свои неудачи, извлекайте из
них уроки, запасайтесь терпением и настойчивостью – и вы обязательно добьетесь
успеха.
Определим восемь правил, о которых следует помнить при выборе работы и
поиске рабочего места (Слайд “Восемь правил…”):
- Никто Вам ничего не должен, в том числе и дать работу. За получение
работы нужно бороться. - Различие между везунчиком и неудачником определяется тем, как они сами
ведут свои дела, а не какими-то внешними факторами вроде кризиса на рынке
труда. - Чем больше времени вы потратите на определение того, чем Вы выделяетесь
из массы других людей, которые могли бы выполнить ту же работу, тем выше
Ваши шансы. - Ни в коем случае не принимайте решений, исходя только из того, что
доступно. Со всей настойчивостью стремитесь именно к той работе, которую
больше всего хотите. - Если Вы определили для себя, какую работу ищите, объясните это всем. Чем
больше глаз и ушей помогает Вам, тем лучше. - Организации стремятся набирать победителей: преподносите себя как
подарок судьбы их фирмам. - Оставшись без работы, занимайтесь поисками нового места 40 или более
часов в неделю. Хорошую работу имеет тот, кто умеет её упорно искать. - Настройтесь на то, что Вы можете получить сотни отказов. Это нормально.
При правильном настрое очередной отказ не будет выбивать Вас из колеи и, в
какой-то из следующих попыток Вы добьетесь успеха.
2.4. Пути достижения успеха на рынке труда. Вы товар на рынке труда.
Товару требуется реклама. Одно из самых мощных средств самомаркетинга на рынке
труда – хорошее резюме, CV (“си-ви”, curriculum vitae –
жизнеописание). Самая важная цель его написания – воздействие на
работодателя, привлечение внимания к вам в тот момент, когда его читают в первый
раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивают не более 1–2 минуты. Ваша цель
– добиться того, чтобы читающий захотел с вами встретиться. Помните, что
написанный вами текст определит в какой-то мере стиль и форму предстоящего
собеседования, поскольку собеседник исходит из предложенной вами информации.
Всегда ли нужно составлять резюме? Не всегда – ведь это ваше личное дело. Но,
хорошо составленное резюме полезно, прежде всего, для вас, тем самым Вы
приводите в порядок свое представление о себе как о специалисте и о своих целях
в поиске работы.
Итак, резюме – это текст, красиво напечатанный на листе бумаги формата А-4 и
доводящий до сведения работодателя, почему из всех претендентов на вакантную
должность он должен выбрать именно вас. Резюме должно удовлетворять следующим
требованиям. (Приложение 1.) (Обсуждение
требований с опорой на слайд “Требования к резюме”).
Разъяснение основных блоков резюме, их функциональное и смысловое значение с
опорой на слайд “Резюме (план)”. (Приложение 1.)
Резюме также может включать: краткое описание квалификации и опыта работы;
сведения об общественной деятельности; указание членства в профессиональных
объединениях; упоминание о хобби (только если оно имеет отношение к работе или
его можно считать серьезным личным достижением); сообщение о военной службе;
указание готовности к разъездам и смене места жительства; указание готовности к
работе с ненормированным рабочим днем; сведения о рекомендациях. (Слайд “…+ к
резюме”.)
Направляя свое резюме потенциальному работодателю или посреднику, желательно
снабдить его сопроводительным письмом. Хорошо составленное письмо привлекает к
вам интерес и является удобной отправной точкой для последующих личных
контактов.
Практическая работа. Составление резюме по образцу (Слайд “Резюме
(образец) Хафизовой А.А.”) (Приложение 2.)
2.5. Подготовка к встрече с работодателем.
Первым шагом в подготовке к собеседованию является “сбор информации”. Как
можно больше узнайте о фирме или учреждении, в которое вы планируете наниматься.
Если возможно, посетите организацию, и вы увидите, как выглядит офис
организации, как одеты сотрудники. Возможно, все увиденное вам не понравится.
Другим важным компонентом подготовки к собеседованию является правильная
подготовка документов. Какие документы, необходимы при устройстве на работу?
(Опора на слайд.)
Необходимые документы: паспорт, диплом об образовании и трудовая книжка (если
есть), а так же:
- Заявление на имя директора предприятия с просьбой о принятии на работу.
- Автобиография, в которой кратко представлена общая информация об
отдельных этапах жизни кандидата на вакантное место. - Копии документов, подтверждающих квалификацию на настоящее время
(свидетельства об окончании учебных заведений, характеристики от прежних
работодателей и др.)
Набор документов показывает, чем та или иная кандидатура отличается от
других. Документы молодых начинающих специалистов, которые состоят из
свидетельств об окончании школы, дипломов и стандартных автобиографий, часто
воспринимаются, как “пустые” листы. Поэтому для представителей фирмы важны любые
указания на прохождение производственной практики, работу во время каникул и
иные занятия. Решающим для достижение успеха в поиске работы имеет внешний вид
подаваемых документов.
Поэтому при устройстве на работу необходимо предоставлять аккуратные и хорошо
оформленные документы. Очень важным для создания благоприятного впечатления о
Вас является внешняя привлекательность подаваемых документов.
Как правильно оформлять документы.
(Пояснение с опорой на слайд.)
- Представлять только необходимые для приема на работу копии документов
(за исключением копий свидетельств). - Все копии должны иметь формат А4.
- Используйте простую белую бумагу.
- Слева и справа страницы оставлять поля по 3–4 см.
- Чаще делайте абзацы в тексте.
- Заявление должно быть написано чисто и без ошибок.
- В документах не должно быть опечаток, подтирок, орфографических ошибок,
загнутых углов страниц.
Автобиография. Для начальников отдела кадров автобиография является
важнейшим документом, который помогает быстро ознакомиться с кандидатом. И,
основываясь на ней, после личного собеседования получить представление о будущем
сотруднике.
Автобиография.
(Пояснение с опорой на слайд.)
Фамилия, имя, отчество:
Дата рождения:
Семейное положение:
Профессиональное обучение (образование):
Предыдущие места работы:
Опыт профессиональной деятельности:
При написании автобиографии следует ограничиться кратким изложением.
Во многих учреждениях, при устройстве на работу, требуют от кандидата
заполнить личную анкету. Содержание анкет разных фирм отличаются друг от
друга, а также определяется постоянно меняющимся положением на рынке труда.
Практическая работа. Написание автобиографии (Приложение
2).
2.6. Собеседование. (Слайд “Собеседование”.) Важным
моментом в любом собеседовании, как человек выглядит, во что он одет, так как
первое впечатление о человеке запоминается надолго. Поэтому следует отнестись
внимательно к своей внешности и тщательно подготовиться к появлению на
собеседовании. Одежда не должна быть броской. Не должно быть небрежности,
кандидат должен быть опрятным и ухоженным.
Следует быть очень пунктуальным. Не должно складываться впечатление о том,
что кандидат очень торопился и пришел “весь в поту”.
Вы должны тщательно спланировать время своей поездки до места собеседования,
и оставить, по крайней мере, 10 минут свободного времени для освоения в новой
обстановке, мысленно сосредоточиться и подготовиться к ответам на ожидаемые
вопросы. Любые оправдания – “автобус сломался”, “не смог найти улицу…” – создают
неблагоприятные впечатление о кандидате. Это следует помнить.
Задача любого собеседования – определить, принесет ли пользу будущее
сотрудничество для обеих сторон. В процессе личной беседы идет активный обмен
информацией. Как работодатель, так и кандидат задают вопросы друг другу, с
помощью которых они пытаются выяснить важные для них моменты.
Чаще всего работодатели задают стандартный перечень вопросов, поэтому для
кандидата важно продумать заранее ответы на “дежурные” вопросы. (Приложение
3.) (Слайд “Типичные вопросы к кандидату на вакантную должность”.)
При собеседовании должен внимательно выслушать собеседника и ни в коем случае
не прерывать его. Следует помнить, что некоторые руководители говорят неохотно и
много. Кандидат может дополнить их высказывания лишь в тех случаях, когда хочет
дать понять, что вполне знаком с излагаемой проблематикой и уже выполнял
подобные задачи на практике. Дружелюбное отношение кандидата в ходе всего
собеседования являются важной предпосылкой для того, чтобы он произвел на
собеседника приятное впечатление. Ему не следует демонстрировать свое
недовольство, если беседа протекает не так, как он бы того хотел. Такое
поведение ему лишь на пользу.
3. Практическая работа: ролевая игра “Беседа с работодателем”.
Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.
- Исходное положение – сидя на стуле. Круговые движения глазными яблоками
с открытыми глазами. 25–30 секунд. - Исходное положение – сидя на стуле. Самомассаж глаз тремя пальцами,
надавливая на верхнее веко, не вызывая боли 30–40 секунд. - Исходное положение – сидя на стуле. Медленно переводите взгляд с
дальнего предмета на кончик носа и обратно. 30–45 секунд.
4. Подведение итогов: Что нового вы узнали? Чему научились? Было ли это
для вас полезным? Что осталось не ясным? не понятным? Что бы вы хотели еще
узнать по пройденной теме?
5. Домашнее задание. Доработать резюме.
Литература.
- Технология. Профессиональный успех. 10–11 классы: учеб. Для общеобраз.
Учреждений / [А.В.Гапоненко и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. –
6-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – с. 134–139. - Образовательная область Технология. Профессиональное самоопределение.
Учебно-методическое пособие. – Казань: РИЦ “Школа”.2003, с. 71–75. - Методические материалы учебного курса профессиональной ориентации
учащихся старших классов общеобразовательных школ. Образовательная программа
“Твое профессиональное призвание”. По заказу Министерства труда и занятости
РТ, с. 65–82.