Урок рус яз как составить план текста

ТЕМА: ТЕКСТ. ПЛАН ТЕКСТА  (С.8-9)

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «текст» и алгоритмом составления плана текста; совершенствовать навыки определения темы и главной мысли текста; развивать речь детей; совершенствовать орфографические навыки; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с алгоритмом составления плана текста; научатся отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка

Метапредметные УУД

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознавать язык как часть культуры и национального достояния; находить главную мысль в текстах о языке и слове, интерпретировать содержание

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности
учащегося

II. Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте обращение царевича Елисея к месяцу. Вставьте пропущенные буквы. Какие правила вы вспомнили? (Правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроверяемых гласных.)

– Назовите сказку. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Подбирают проверочные слова:

Позолоченный – зо́лото.

Видал – ви́дел.

Царевна – ца́рь.

Молодой – мо́лод, моло́денький.

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

Проверка домашнего
задания.

– Скажите, как речь характеризует царевича Елисея? (Царевич – воспитанный, доброжелательный человек.)

– Спишите первое предложение.

– Пользуясь словарями, объясните значение слова «вежливость».

При помощи словаря объясняют значение слова «вежливость».

Вежливость – нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.

актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохра-

нять учебную цель и задачу.

 Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте предложение. Запишите буквосочетания и предложение, соблюдая правила каллиграфии.

Выполняют чистописание:

вдб вдб

Волшебное слово что ясный день.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Работа над словами с непроверяемым написанием

Работа по карточкам

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку:

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

(См. РМ, Приложение 2.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите синонимы к слову «спасибо».

Предлагает выполнить задания в карточках.

Записывают словарное слово «спасибо» в индивидуальный словарик.

С

П

С

П

А

С

И

Б

О

С

Подбирают синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

Работают по карточкам

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Текст». Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем учиться составлять план
текста.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Составляют план урока.

Примерный план:

1. Текст.

2. Признаки текста.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое

– Какие тексты вы знаете? (Сказка, рассказ, стихотворение и т. п.)

– На основе названия раздела сформулируйте вопросы, на которые нужно будет найти ответ.

– Что такое текст?

– Каковы признаки текста?

– Как отличить текст от не текста?

– Какие бывают тексты?

– Давайте запишем план урока.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

3. Отличительные признаки текста.

4. План текста

высказывание

в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте записи на доске:

1) Наш класс очень дружный. Много цветов стоит

на окнах. Катя любит молоко. Я пойду на выставку.

2) Мне нравится учиться в школе. Каждый день мы узнаем новое. На уроках очень интересно. У меня много друзей.

– Определите, где написан текст? Докажите это.

– О чем говорится в предложениях под цифрой 1?

– О чем говорится в записи под цифрой 2?

– Кто сможет придумать название к первой записи? Ко второй?

– Итак, во втором случае записан текст. Все предложения в нем связаны по смыслу.

– Какое заглавие вы придумали ко второй записи?

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Называют признаки текста:

– состоит из нескольких предложений;

– предложения связаны по смыслу;

– можно выделить начало, середину и конец;

– есть заголовок (можно подобрать, если его нет).

Делают следующие выводы:

1) В тексте все предложения связаны по смыслу.

2) К тексту можно придумать заглавие

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

 V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражнение 5).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Докажите, что предложения составляют текст.

– Назовите признаки текста.

– О чем говорится в тексте?

– Определите тему текста.

– Обратите внимание на слова, которые употребляет автор, говоря о березе. Прочитайте эти слова.

– Как связаны между собой первое и второе предложения?

– Спишите. Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Применяют новые знания на новом языковом материале.

Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Выполняют задания упражнения.

(См. РМ, Приложение 3.)

– В тексте говорится о березе.

– Главное дерево России.

– Береза, она, зеленая красавица.

– Предложения связаны местоимением «она».

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме, обосновывать свое мнение. Осуществлять контроль по результату

Работа

по учебнику

(упражнение 7)

– Прочитайте. Определите тему и главную мысль текста.

– Что отражает заголовок: тему или главную мысль

текста?

– Почему в тексте выделены три части?

– О чем говорится во вступительной, основной

и заключительной частях текста?

– Составьте план текста. Для этого придумайте

к каждой части текста заголовок. Запишите план.

– Устно передайте содержание каждой части текста

Записывают план:

1. Отцовский приказ.

2. Испытание.

3. Наказ отца

 VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа с карточкой.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

Проводит упражнение на деление текста на части.

Предлагает на карточках текст, в котором части не выделены.

Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул. А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! –
в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.

(Э. Шим)

– Прочитайте текст. Разделите данный текст на части. Сколько частей получилось? (Пять частей.)

– Прочитайте первую часть, обратите внимание на то, когда происходит действие.

– Подчеркните это слово и запомните, что в первой части мы обращали внимание на время.

– Прочитайте вторую часть. Что изменилось?

– Подчеркните это слово.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Делят текст на пять частей.

Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось!

Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку.

Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул.

А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья.

А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.

(Э. Шим)

– Утром.

– Изменилось действие: воробьи сбились в стайку.

Понимать
на слух ответы учащихся.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ
с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства для решения

различных коммуникативных задач.

– Прочитайте третью часть. Кто в ней появился?

– Переходим к четвертой части. Что здесь изменилось?

– Работаем с последней частью. Что меняется

в ней?

Во время работы учитель прикрепляет на доску карточки со словами: «время», «действие», «новый герой», «место».

– Итак, когда же в тексте начинается новая часть?

– Еще воробей – новый герой.

Действие – воробей взлетел.

Место – на дороге лужа.

Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации

Знакомство
с алгоритмом деления текста на части.

Вводит алгоритм деления текста на части: новая часть начинается там, где изменяются время, действие, место, появляется новый герой.

– Составьте план текста.

– Прочитайте первую часть, определите ее тему. Запишите заглавие первой части.

Далее работа ведется аналогично.

Записывают примерный план текста:

1. Щедрое угощение.

2. Борьба за горбушку.

3. Задиристый воробей.

4. Тяжелая добыча.

5. Неудача.

Работа с деформированным текстом.

Учитель проводит работу с деформированным текстом.

– Прочитайте предложения.

– Можно ли это назвать текстом? Почему?

– Что нужно сделать, чтобы из данных предложений получился текст?

– Обозначьте цифрами порядок предложений

в тексте.

– Прочитайте предложения в нужной последовательности.

Читают предложения, записанные на доске.

Я дала Мурке молока. У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Кошка сыта, она спит.

Отвечают на вопросы.

– Докажите, что вы составили текст.

– Какой вывод можно сделать после выполненной вами работы?

– Как располагаются предложения в тексте?

– Можно ли записать текст в таком виде?

– Как пишется первое предложение в тексте?

– Красная строка обозначает законченную часть текста.

Слово «красный» в славянских языках обозначало «красивый, хороший». В древних книгах первую букву первого предложения, текста красиво оформляли. Особенное написание первой буквы текста можно увидеть и во многих современных книгах.

– В тексте все предложения связаны по смыслу

и располагаются последовательно.

– С красной строки.

– Какой заголовок можно придумать к получившемуся тексту?

– Спишите текст.

– «Наша Мурка».

Записывают текст в тетрадь.

(См. РМ, Приложение 4.)

Работа в тетради (задание 8).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

– Найдите предложение, которым можно озаглавить текст. Запишите заголовок.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Записывают заголовок: «Знай, сверчок, свой шесток».

Работа в тетради (задание 9)

– Прочитайте. Составьте из предложений текст. Укажите цифрами в квадратах последовательность предложений в тексте.

– Придумайте к тексту заголовок. Запишите его

Придумывают заголовок: «Ледяной дом».

Записывают текст.

(См. РМ, Приложение 5.)

 VII. Итог урока. Рефлексия

Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какие признаки текста вы можете назвать?

– Как разделить текст на части?

– Как составить план текста?

– Где и когда мы можем применить полученные знания?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают высказывания:

•  Сегодня я узнал…

•  Было трудно…

•  Я выполнял задания…

•  Я понял, что…

•  Теперь я могу…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 10 в рабочей тетради, упражнение 6 в учебнике; подготовить материал об истории слова «каникулы»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Приложение 1

Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

Приложение 2

Работа над словами с непроверяемым написанием

СПАСИБО – 1. Выражение благодарности. 2. В значении «хорошо», «удачно». Когда-то это было постоянное в речи сочетание двух слов: СПАСИ (ТЕБЯ) БОГ, произносимое как исполненное благодарности пожелание. В постоянно употребляемых скороговоркой словах и словосочетаниях отдельные их части постоянно сливаются, звуки «слабеют и отмирают». Отмерло и конечное «г». СПАСИБО – СПАСИ (СПАС) ТЕБЯ БОГ = выражение благодарности.

Синонимы: благодарю, благодарствую.

Фразеологизмы:

СПАСИБО И НА ТОМ – благодарность за что-нибудь немногое: хорошо, что хоть так сделал, что хоть это есть.

ЗА (ОДНО) СПАСИБО – бесплатно, не получив никакой выгоды.

Пословицы и поговорки:

Спасибо в карман не положишь.

Спасибо этому дому, пойду к другому.

Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.

Стол спасибом красится.

Предложения:

Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

Спасибо дождик перестал, а то бы все вымокли.

Спасибо соседу, что помог.

Приложение 3

Работа по учебнику (упражнение 5)

Составляют схему «Признаки текста».

Приложение 4

Работа с деформированным текстом

НАША МУРКА

У нашей Мурки усы. У неё мягкие лапки, тёплая шубка. Я дала Мурке молока. Кошка сыта, она спит.

Приложение 5

Работа в тетради (задание 9)

ЛЕДЯНОЙ ДОМ

Плывёт по океану ледяной дом. На верхушке Фомка-поморник стоит. Пониже чайки устроились. У самой воды – пингвины. Все стоят рядками, ровненько, как часовые. В воду – никто. В воде их враг – хищный кит-касатка бродит.

Тема:
Составление плана текста

I.
Мотивация к учебной деятельности и постановка цели урока


Ребята, вам в жизни очень часто приходится рассказывать о том, что вы видели,
читали, что услышали от других? (Да, очень часто)


Как нужно уметь строить свой рассказ? (Умело, понятно, красиво и правильно)


Почему? (Иначе собеседники тебя не поймут. Человека, который умеет интересно
рассказывать, внимательно слушают. Он интересен окружающим
).


На уроках литературного чтения, окружающего мира вы учитесь пересказывать текст
устно. На уроке развития речи-письменно.

Сегодня
мы с вами продолжим накапливать опыт изложения (выделить
голосом) и построения своей письменной речи, напишем… изложение (дети
называют вид работы) по рассказу Н. И.Сладкова, вспомним секреты писателей.


Запишите в тетрадях число и название работы.


А что такое «изложение»? (Устный или письменный пересказ текста.)


Все ли секреты письменного изложения текста нам известны? (Да, нет, не
знаем, надо проверить
.)


Итак, нам предстоит узнать, есть ли новый секрет пересказа? Какой? (вопрос
фиксируется на доске) (Cлайд 2)

II. Повторение
знаний о тексте. Развитие образов-представлений. Работа в группах

1.
Развитие образов- представлений


Предметом нашего разговора сегодня на уроке будет…


Отгадайте загадку, о ком она?

Я
устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка. 
Где кладовка? За щекой! (Слайд 3)
Вот я хитренький какой! (Хомяк)  (Слайд 4)


Как вы догадались, что это хомяк? (По «кладовке» за щекой)


А что вы знаете об этом животном? (Рассказы детей, краткий отчёт о проектах,
которые учащиеся выполняли ранее на уроке окружающего мира) (
Приложение
1
) (Слайд 5)

 Предлагаю
вам ещё несколько строк о хомяке. Прочитайте их и выполните задание в группе.

2.
Работа в группах 
(учащиеся читают текст,
отвечают на вопросы, моделируют признаки текста) (Слайд 6-7)

Задание
в группах: 
Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы,
выводы зафиксируйте в модели. За основу составляющих модели возьмите выделенные
слова вопросов:

Больше
всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых,
луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу
сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? За щеками. А щеки у
него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не
может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками
на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и
подбирает оставленное.

Вопросы:

1.      Чем
является этот отрывок? Докажите.

2.      Связаны
ли предложения
 в данном отрывке? Если да, то каким
образом?

3.      Порядок
предложений строго определённый или нет?

4.      Какова тема этого
текста? А основная мысль?

5.      Как
бы вы озаглавили этот текст?

6.      К
какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо

3.
Отчёт о проделанной работе в группе 
(Слайд
8)


Чем является этот отрывок? (Текстом)


Докажите. Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по
смыслу, текст можно озаглавить, в тексте есть тема и основная мысль
.)

– Связаны
ли предложения
 в данном отрывке? (Да)


Каким образом? (По смыслу. Каждое следующее предложение строится на базе
предыдущего, т.е. как бы цепляется за него
.)


Можно ли поменять данный порядок предложений? (Нет). Он строго определённый?
(Да)


Какова тема этого текста? (Чем питается хомяк.)


А основная мысль? (Каким умным и хитрым способом хомяк доносит
до норы себе еду с помощью щёк-«мешков»
.)


Как бы вы озаглавили этот текст? («Щёки-мешки», «Ну и
щёки!», «Как донести еду?» и т.д.
)


К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо
рассказывается, повествуется, говорится, что произошло
.)

4.
Анализ модели «Текст. Признаки текста». Преобразование модели 
(Приложение
2
) (Слайд 9)

III.
Наблюдение над особенностями текста-повествования


О чём же вы узнали из текста? (Как уносит хомяк еду к себе в норку, чем питается)


Хотите узнать ещё про этого забавного зверька? (Слайд 10)


Послушайте, какой рассказ о догадливом, находчивом, удивительно умном хомяке
написал Н. Сладков, уже известный нам автор, умело наблюдающий за проделками и
проказами животных в природе.

1.      Чтение
текста учителем
 

2.      Анализ
услышанного


Какие чувства вызвал у вас этот текс? (Ещё больше удивились и узнали о
догадках животного
.)


Какова тема и основная мысль этого текста? (Тема совпадает с предыдущей,
основная мысль- какой способ придумает хомяк, чтобы донести находку до жилища,
до своей норки
.)


В этом тексте отсутствует последнее предложение. Может быть, вы догадаетесь,
что сделал зверёк? (Учащиеся предлагают свои варианты концовки текста.)


Откройте учебник на стр. 19 и рассмотрите иллюстрацию. Как же поступил хомяк? (Мордочкой
стал подталкивать яйцо
.)


Послушайте, как закончил рассказ автор: “Уперся в яйцо лбом и покатил к
себе в нору”.


У кого совпала своя концовка текста с авторской?


Какое качество проявил хомячок? (Догадливость, выдумку, смекалку,
находчивость, сообразительность и решительность
.)


Решение хомячка необычное, оно приятно удивляет, восхищает, приводит в восторг.


Выразите своё отношение к хомячку: удивление, восхищение. Закончите эти
предложения, выражающие удивление, восхищение (предложения даны в учебнике: Вот
так…! Вот какой…! Ну и…!
)

(Вот
так хомяк! Вот какой догадливый! Ну и хомяк!)


Какой приём использует Н. Сладков в своём рассказе? (Олицетворение)


Да, олицетворяя животных, автор пробуждает у нас наблюдательность и интерес к
природе. И, вместе с тем, сблизив поведение животных с человеческим, помогает
раскрыть человека и понять себя: а как бы мы поступили в этом случае?

3.
Подбор заголовка к тексту


У рассказа нет названия. Придумайте его. Можно использовать составленные
восклицательные предложения. (Слайд 11)


Запишите понравившийся заголовок. Помните об опасностях письма.

IV.
Усвоение новых знаний. Составление плана текста. Введение нового понятия «план
текста». Составление алгоритма. Работа в парах

1.
Введение нового понятия


Подготовимся к тому, чтобы хорошо пересказать этот забавный рассказ другим.


Просмотрите текст самостоятельно и понаблюдайте за тем, как он построен. (Он
состоит из 4 частей
)


Как эти 4 части выделены? (Красной строкой)


О чём рассказывается в каждой? (В первой-о том, что хомяк нашёл птичье
гнездо
; во второй-описание находки; в третьей-как быть с
находкой, как поступить, действия зверька, в четвёртой-о догадке хомячка
)


Найдите у автора слова, которыми можно назвать то главное, о чём говорится в
частях. Если вы запишите зти слова в столбик под номерами, у вас
получится план текста.


Запишите эти главные слова, пункты плана, к себе в тетрадь.

План

1.      Птичье
гнездо. 

2.      Вот
так находка! 

3.      Как
быть?

4.      Догадался!
(Слайд12)

(Учащиеся
читают текст по частям, находят главные слова. В результате этой работы
появляется запись плана на доске и в тетрадях)


Итак, что же такое план и как он может быть полезен при пересказе, при создании
своего рассказа? (План-названия частей текста, расположенные по порядку. Он
помогает излагать мысли по порядку, последовательно
.)


Для чего он нужен? (Чтобы не забыть, о чём по порядку нужно рассказывать.)

2.
Проверка вывода по образцу

3.
Закрепление найденного способа действия. Составление алгоритма. Работа в парах


Расскажите, что мы делали, чтобы составить план текста, проговорив
«шаги» действий в парах.

(Алгоритм: (Слайд
13)

1.      Выделили
части и определили, о чём в них говорится.

2.      Назвали
каждую часть по её теме или главной мысли и записали названия.)

4.
Чтение алгоритма составления плана по учебнику


Какой же новый секрет письменного изложения текста узнали? (Составление
плана при пересказе
.)

V.
Физкультминутка
 (Слайд 14)

Хомка,
хомка, хомячок – 
Пятнистый бочок. (Руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево)
Хомка раненько встает, (Потягиваясь, поднять руки вверх) 
Щечки моет, шейку трет. (Правая рука вверх, левая вниз, выполнять пружинящие
движения назад, меняя руки)
 
Подметает Хомка хатку (Выполнять движения в соответствии с текстом) 
И выходит на зарядку. (Маршировать
Раз-два-три-четыре-пять, (Руки в стороны, ритмично сгибать руки в локтях
Хочет Хомка сильным стать! (Кисти рук прижать к плечам, напрягая мышцы)

VI.
Повторение изученного. Подготовка к записи текста по плану. Объяснение
орфограмм
(Слайд15)


Продолжим наблюдение за тем, как построен текст.


Прочитайте первую часть. Как автор уходит от повторения слова хомяк? (Хомяк
– он
)


Найдите восклицательное предложение. (Вот так находка!)


От чьего имени писатель использует это первое восклицательное предложение во
второй части? (От имени хомячка)


Прочитайте побудительное восклицательное предложение. (Тащи и пируй!)


К кому автор его обращает? (Тоже к зверьку)


Почему следующее предложение начинается со слов: “Только вот…”. На что они
указывают? (На препятствие, что что-то не получается, на невыполнимость и
трудность действия
.)


Зачем повторяются глаголы в третьей части? Это ошибка? (Нет, чтобы передать
тяжёлую для хомячка работу
.)


Какие знаки препинания поставите в этом предложении?


Найдите вопросительное предложение. От чьего имени задан вопрос? (От имени
хомячка
)


Прочитайте четвёртую часть. Почему первое предложение в этой части
восклицательное? (Выражает чувства хомяка: радость, счастье, нашёл выход.)


Перечитайте текст, находя и объясняя орфограммы


Какие орфограммы встретились? (Учащиеся называют слова с орфограммами, устно
проверяют их
.)


Представь, будто ты наблюдал(а) за хомяком, видел(а) всё, о чём рассказал
писатель, а теперь пересказываешь эту историю другим. Запиши её.
Составленный план тебе поможет. В конце рассказа можешь
выразить своё отношение к зверьку.

VI.
Самостоятельная работа учащихся 
(Приложение
3
) (Слайд16)

VII.
Контроль и самопроверка


Не забудьте проверить свои работы!

VIII.
Домашнее задание 
(Слайд17)


Поищите в книгах (акцент на выставку книг о животных) рассказы о
проделках животных и прочитайте. Один из них перескажите кому-нибудь из
близких. Можете составить план текста и записать его.

IХ.
Рефлексия и итог урока 
(Слайд18)


Подведём итоги. Какую задачу решали на уроке развития речи? (Решали, есть ли
новый секрет хорошего пересказа текста
.)


Открыли этот секрет? (Да)


Какой? (Умение составлять план текста)


Когда нам это пригодится? (При хорошем пересказе и рассказе)


Оцените себя, на каком уровне вы находитесь, выполняя действия при составлении
плана:

·        
научился составлять

·        
ещё испытываю трудности

·        
не научился


Какие же новые действия теперь будете выполнять при работе над текстом? Для
чего?


Что было трудным на уроке? Почему? А интересным?


Ребята, вы сегодня хорошо работали. Я благодарю вас за активную работу.
Молодцы! Урок закончен.

Задание в группах: Прочитайте
отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу
составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:

Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца.
Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно,
арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А
как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что
порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких
случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного,
уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.

Вопросы:

1.                
Чем является этот отрывок? Докажите.

2.      Связаны ли предложения в данном
отрывке? Если да, то каким образом?

3.      Порядок предложений строго определённый или нет?

4.      Какова тема этого текста? А основная
мысль?

5.      Как бы вы озаглавили этот текст?

К какому
типу текстов вы отнесёте данный?

Задание в группах: Прочитайте
отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу
составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:

Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца.
Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно,
арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А
как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что
порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких
случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного,
уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.

Вопросы:

1.      Чем является этот отрывок? Докажите.

2.      Связаны ли предложения в данном
отрывке? Если да, то каким образом?

3.      Порядок предложений строго определённый или нет?

4.      Какова тема этого текста? А основная
мысль?

5.      Как бы вы озаглавили этот текст?

К какому
типу текстов вы отнесёте данный?

Задание в группах: Прочитайте
отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу
составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:

Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца.
Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно,
арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А
как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что
порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких
случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного,
уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.

Вопросы:

1.      Чем является этот отрывок? Докажите.

2.      Связаны ли предложения в данном
отрывке? Если да, то каким образом?

3.      Порядок предложений строго определённый или нет?

4.      Какова тема этого текста? А основная
мысль?

5.      Как бы вы озаглавили этот текст?

К какому
типу текстов вы отнесёте данный?

Задание в группах: Прочитайте
отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу
составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:

Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца.
Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно,
арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А
как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что
порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких
случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного,
уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.

Вопросы:

1.      Чем является этот отрывок? Докажите.

2.      Связаны ли предложения в данном
отрывке? Если да, то каким образом?

3.      Порядок предложений строго определённый или нет?

4.      Какова тема этого текста? А основная
мысль?

5.      Как бы вы озаглавили этот текст?

К какому
типу текстов вы отнесёте данный?

УРОК 2
ТЕКСТ. ПЛАН ТЕКСТА

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «текст» и алгоритмом составления плана текста; совершенствовать навыки определения темы и главной мысли текста; развивать речь детей; совершенствовать орфографические навыки; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с алгоритмом составления плана текста; научатся отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка

Метапредметные УУД

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознавать язык как часть культуры и национального достояния; находить главную мысль в текстах о языке и слове, интерпретировать содержание

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности
учащегося

II. Актуализация знаний, необходимых для изучения

и понимания нового материала.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте обращение царевича Елисея к месяцу. Вставьте пропущенные буквы. Какие правила вы вспомнили? (Правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроверяемых гласных.)

– Назовите сказку. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Подбирают проверочные слова:

Позолоченный – зо́лото.

Видал – ви́дел.

Царевна – ца́рь.

Молодой – мо́лод, моло́денький.

Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жиз

ненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Проверка домашнего
задания.

– Скажите, как речь характеризует царевича Елисея? (Царевич – воспитанный, доброжелательный человек.)

– Спишите первое предложение.

– Пользуясь словарями, объясните значение слова «вежливость».

При помощи словаря объясняют значение слова «вежливость».

Вежливость – нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте предложение. Запишите буквосочетания и предложение, соблюдая правила каллиграфии.

Выполняют чистописание:

вдб вдб

Волшебное слово, что ясный день.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку:

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

(См. РМ, Приложение 2.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите синонимы к слову «спасибо»

Записывают словарное слово «спасибо» в индивидуальный словарик.

С

П

С

П

А

С

И

Б

О

С

Подбирают синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Текст». Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем учиться составлять план
текста.

– Какие тексты вы знаете? (Сказка, рассказ, стихотворение и т. п.)

– На основе названия раздела сформулируйте вопросы, на которые нужно будет найти ответ.

– Что такое текст?

– Каковы признаки текста?

– Как отличить текст от не текста?

– Какие бывают тексты?

– Давайте запишем план урока.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Составляют план урока.

Примерный план:

1. Текст.

2. Признаки текста.

3. Отличительные признаки текста.

4. План текста

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте записи на доске:

1) Наш класс очень дружный. Много цветов стоит

на окнах. Катя любит молоко. Я пойду на выставку.

2) Мне нравится учиться в школе. Каждый день мы узнаем новое. На уроках очень интересно. У меня много друзей.

– Определите, где написан текст? Докажите это.

– О чем говорится в предложениях под цифрой 1?

– О чем говорится в записи под цифрой 2?

– Кто сможет придумать название к первой записи? Ко второй?

– Итак, во втором случае записан текст. Все предложения в нем связаны по смыслу.

– Какое заглавие вы придумали ко второй записи?

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Называют признаки текста:

– состоит из нескольких предложений;

– предложения связаны по смыслу;

– можно выделить начало, середину и конец;

– есть заголовок (можно подобрать, если его нет).

Делают следующие выводы:

1) В тексте все предложения связаны по смыслу.

2) К тексту можно придумать заглавие

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа по учебнику

(упражнение 5).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Докажите, что предложения составляют текст.

– Назовите признаки текста.

– О чем говорится в тексте?

– Определите тему текста.

– Обратите внимание на слова, которые употребляет автор, говоря о березе. Прочитайте эти слова.

– Как связаны между собой первое и второе предложения?

– Спишите. Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Применяют новые знания на новом языковом материале.

Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Выполняют задания упражнения.

(См. РМ, Приложение 3.)

– В тексте говорится о березе.

– Главное дерево России.

– Береза, она, зеленая красавица.

– Предложения связаны местоимением «она».

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Осуществлять контроль по результату

Работа

по учебнику

(упражнение 7)

– Прочитайте. Определите тему и главную мысль текста.

– Что отражает заголовок: тему или главную мысль

текста?

– Почему в тексте выделены три части?

– О чем говорится во вступительной, основной

и заключительной частях текста?

– Составьте план текста. Для этого придумайте

к каждой части текста заголовок. Запишите план.

– Устно передайте содержание каждой части текста

Записывают план:

1. Отцовский приказ.

2. Испытание.

3. Наказ отца

VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа с карточкой.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

Проводит упражнение на деление текста на части.

Предлагает на карточках текст, в котором части не выделены.

Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул. А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! –
в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.

(Э. Шим)

– Прочитайте текст. Разделите данный текст на части. Сколько частей получилось? (Пять частей.)

– Прочитайте первую часть, обратите внимание на то, когда происходит действие.

– Подчеркните это слово и запомните, что в первой части мы обращали внимание на время.

– Прочитайте вторую часть. Что изменилось?

– Подчеркните это слово.

– Прочитайте третью часть. Кто в ней появился?

– Переходим к четвертой части. Что здесь изменилось?

– Работаем с последней частью. Что меняется

в ней?

Во время работы учитель прикрепляет на доску карточки со словами: «время», «действие», «новый герой», «место».

– Итак, когда же в тексте начинается новая часть?

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Делят текст на пять частей.

Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось!

Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку.

Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул.

А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья.

А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.

(Э. Шим)

– Утром.

– Изменилось действие: воробьи сбились в стайку.

– Еще воробей – новый герой.

Действие – воробей взлетел.

Место – на дороге лужа.

Понимать
на слух ответы учащихся.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ
с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства для решения

различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников.

Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации

Знакомство
с алгоритмом деления текста на части.

Вводит алгоритм деления текста на части: новая часть начинается там, где изменяются время, действие, место, появляется новый герой.

– Составьте план текста.

– Прочитайте первую часть, определите ее тему. Запишите заглавие первой части.

Далее работа ведется аналогично.

Записывают примерный план текста:

1. Щедрое угощение.

2. Борьба за горбушку.

3. Задиристый воробей.

4. Тяжелая добыча.

5. Неудача.

Работа с деформированным текстом.

Учитель проводит работу с деформированным текстом.

– Прочитайте предложения.

– Можно ли это назвать текстом? Почему?

– Что нужно сделать, чтобы из данных предложений получился текст?

– Обозначьте цифрами порядок предложений

в тексте.

– Прочитайте предложения в нужной последовательности.

– Докажите, что вы составили текст.

– Какой вывод можно сделать после выполненной вами работы?

– Как располагаются предложения в тексте?

– Можно ли записать текст в таком виде?

– Как пишется первое предложение в тексте?

– Красная строка обозначает законченную часть текста.

Слово «красный» в славянских языках обозначало «красивый, хороший». В древних книгах первую букву первого предложения, текста красиво оформляли. Особенное написание первой буквы текста можно увидеть и во многих современных книгах.

– Какой заголовок можно придумать к получившемуся тексту?

– Спишите текст.

Читают предложения, записанные на доске.

Я дала Мурке молока. У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Кошка сыта, она спит.

Отвечают на вопросы.

– В тексте все предложения связаны по смыслу

и располагаются последовательно.

– С красной строки.

– «Наша Мурка».

Записывают текст в тетрадь.

(См. РМ, Приложение 4.)

Работа в тетради (задание 8).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

– Найдите предложение, которым можно озаглавить текст. Запишите заголовок.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Записывают заголовок: «Знай, сверчок, свой шесток».

Работа в тетради (задание 9)

– Прочитайте. Составьте из предложений текст. Укажите цифрами в квадратах последовательность предложений в тексте.

– Придумайте к тексту заголовок. Запишите его

Придумывают заголовок: «Ледяной дом».

Записывают текст.

(См. РМ, Приложение 5.)

VII. Итог урока. Рефлексия

Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какие признаки текста вы можете назвать?

– Как разделить текст на части?

– Как составить план текста?

– Где и когда мы можем применить полученные знания?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают высказывания:

• Сегодня я узнал…

• Было трудно…

• Я выполнял задания…

• Я понял, что…

• Теперь я могу…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 10 в рабочей тетради, упражнение 6 в учебнике; подготовить материал об истории слова «каникулы»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул. А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.

(Э. Шим)

Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул. А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.

(Э. Шим)

Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул. А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.

(Э. Шим)

Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул. А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.

(Э. Шим)

Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул. А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.

(Э. Шим)

Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул. А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.

(Э. Шим)

Ресурсный материал (РМ) Приложение 1

Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

Приложение 2

Работа над словами с непроверяемым написанием

Спасибо – 1. Выражение благодарности. 2. В значении «хорошо», «удачно». Когда-то это было постоянное в речи сочетание двух слов: СПАСИ (ТЕБЯ) БОГ, произносимое как исполненное благодарности пожелание. В постоянно употребляемых скороговоркой словах и словосочетаниях отдельные их части постоянно сливаются, звуки «слабеют и отмирают». Отмерло и конечное «г». СПАСИБО – СПАСИ (СПАС) ТЕБЯ БОГ = выражение благодарности.

Синонимы: благодарю, благодарствую.

Фразеологизмы:

СПАСИБО И НА ТОМ – благодарность за что-нибудь немногое: хорошо, что хоть так сделал, что хоть это есть.

ЗА (ОДНО) СПАСИБО – бесплатно, не получив никакой выгоды.

Пословицы и поговорки:

Спасибо в карман не положишь.

Спасибо этому дому, пойду к другому.

Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.

Стол спасибом красится.

Предложения:

Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

Спасибо дождик перестал, а то бы все вымокли.

Спасибо соседу, что помог.

Приложение 3

Работа по учебнику (упражнение 5)

Составляют схему «Признаки текста».

Приложение 4

Работа с деформированным текстом

Наша Мурка

У нашей Мурки усы. У неё мягкие лапки, тёплая шубка. Я дала Мурке молока. Кошка сыта, она спит.

Приложение 5

Работа в тетради (задание 9)

Ледяной дом

Плывёт по океану ледяной дом. На верхушке Фомка-поморник стоит. Пониже чайки устроились. У самой воды – пингвины. Все стоят рядками, ровненько, как часовые. В воду – никто. В воде их враг – хищный кит-касатка бродит.

5

текст для составления плана

Однажды перед ученьем хозяин погладил Тётку и сказал:
— Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу тебя учить, хочу из тебя артистку сделать… Ты хочешь учиться этому, стать артисткой?
И он стал учить её разным выходкам. В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над её головой держал учитель. Затем в следующие уроки она плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц могла с успехом заменять Фёдора Тимофеича в египетской пирамиде. Училась она очень охотно, ей это очень нравилось, и она была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом на старом Фёдоре Тимофеиче доставляли ей величайшее наслаждение. Тётке очень нравилось учиться, ведь она делала всё с огромным удовольствием, и ещё это нравилось её учителю. Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем, а учитель удивлялся, приходил тоже в восторг и потирал руки.
— Талант! Талант!  — говорил он.  — Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех!
И Тётка так привыкла к слову «талант», что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было её кличкой.
(По А. П. Чехову)

Простой план

(1). Желание хозяина сделать из собаки артистку.

(2). Обучение собаки.

(3). Восприятие собакой слова «талант».

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Текст. План текста.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве.

Задачи:

-сформировать представление о видах плана.

– развивать умение составлять план текста.

– Воспитывать толерантное отношение к окружающим при работе в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

– формировать умение работать с текстом.

– формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте.

– совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

– сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.

Метапредметные:

  • развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;

  • умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

Личностные:

 – воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

  1. Организация начала урока. Психологический настрой.

– Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Учитель:

–  Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,самым необходимым

для жизни является, конечно, умение   ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой.

(слайд 2)

-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?

II. Актуализация знаний.

Учитель:

– Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)

– Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.

– Давайте узнаем лексическое значение слова “текст”.

ТЕКСТ – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.

ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

III. Формулировка темы и цели урока.

Итак, тема урока: Текст. План текста.

-Ребята, какую цель и задачи вы поставите перед собой на этот урок?

Для того чтобы сделать следующий шаг, мы должны остановиться и подумать: каким он будет и в каком направлении его сделать. Перед каждым из вас таблица. В один столбик запишите, что вы ожидаете от этого урока, а в другой – чего вы опасаетесь.

Ожидания

Опасения

 IV. Объяснение нового материала

1) Беседа.

– Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

 В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира: 

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

2. Словарная работа:

  • Текстоведение

  • Текстовой

  • Подтекст

– Выделим корень, что обозначают эти слова?

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

– Составьте предложение с любым из этих слов.

     Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

-Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста?

(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)

– Любая ли группа предложений будет текстом?

(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)

3.  Составление схемы «Признаки текста».

  Учитель: – Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.

 На доске появляется кластер «Признаки текста». Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:

  • Единство темы

  • Наличие главной мысли (идеи)

  • Относительная законченность

  • Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

  • Логическая связь частей    

– Сделайте вывод. Что такое текст?

Текст – это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

– Сегодня вы работаете в парах. У вас на столах распечатки. Вам следует ответить на вопросы.(слайд З)

1. Это текст? 2. Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Создайте текст. Расставьте номера предложений так, чтобы получился текст. (Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст. Работа в парах)

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)

-Прочитаем, что у вас получилось. Какой признак помог создать текст?

На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями, т.е. цельность, связность текста. (Композиция)

– На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (На две.)

– Как называется смысловая часть текста? (Абзац)

– Как выделить абзац на письме? (Красная строка, отступ в начале строки)

– Для чего нужно делить текст на абзацы? (Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной основной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.)

– Что такое микротема?

Запись в схеме «Признаки текста»: абзац, микротема.

– План — это самая краткая запись текста. Зачем нужен план текста?

План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.

– Что нужно сделать, чтобы правильно составить план? (слайд 4)

Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

– Какие планы вы знаете? (слайд 5)

Планы бывают:

– простые; – сложные; – вопросные; – назывные; – тезисные.

Простой план

  • это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь. (Пример на слайде 6)

Сложный план   текста

  • чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно. (пример и памятка на слайде 7)

Назывной план   текста.

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. (слайд 8)

Вопросный план   текста

  • План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ) Пример на слайде 9)

Тезисный план

  •   представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст. (слайд 10)

Тезисный план – выражает суть текста в кратких формулировках.

Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

V. Закрепление изученного материала

– А теперь каждая пара работает с текстом, составляет план текста согласно своей теме. ( Работа с текстами в парах по карточкам.) Приложение 1.

VI. Контроль и оценка знаний

Выполнение теста “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)

Учитель

Ученик

  1. Текст состоит из предложений

  2. К тексту нельзя придумать заглавие

  3. Все предложения в тексте имеют границы

  4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности

  5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

  6. Текст можно разделить на части

  7. Каждая часть текста записывается с красной строки

+

+

+
+
+
+

Проверим себя. Оцените свои знания сами ( 0 ошибок-«5»,1-2 ошибки-«4», 3-4-«3»,более 4 ошибок- «2»). Слайд 11

VII. Итог урока

  – Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?

  – Назовите признаки текста.

 – Какие виды плана вы узнали?

Выставление оценок.

VIII. Рефлексия 

 -Чем запомнился урок?

– Что из намеченного вами в начале урока исполнилось?

– Каким выражением можно оценить работу   на уроке:

  • Корень учения горек, да плод его сладок

  • Глаза боятся, а руки делают

IX. Домашнее задание:  упр.487 с.90

Добавить комментарий