Урок русского языка как исправить текст

Воронина Елена Юрьевна,  учитель русского языка   МОУ «СОШ №16» г. Сыктывкара

Урок развития речи в 6 классе  по теме

«Как исправить  текст с неудачным повтором»

Тип урока– интегрированный (русский язык, литература) с применением ИКТ.

Цель урока – подвести обучающихся к умению исправлять неудачные повторы в тексте, избегать неудачных поворов

Задачи:    образовательные:  1. учить видеть в тексте различные средства связи;

  1. 2. формировать умение редактирования текста с неудачным повтором;
  2. 3. учить  создавать свой текст, избегая повторов-недочетов.

    развивающие: 1. развивать умение анализировать текст с экспрессивным повтором и тексты повторами- недочетами;

  1. 2. развивать умение учащихся самостоятельно определять свое знание-незнание по предмету, сравнивать, анализировать.
  2. 3. развивать речь учащихся, логическое мышление;
  3. 4. развивать умение работать в группах, индивидуально.

воспитательные:  1. воспитывать личностные качества учащихся;

  1. 2. воспитывать любовь к русскому языку и литературе;
  2. 3. воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изученной теме и их практическое применение.

Дидактическое обеспечение:

  1. Компьютер с колонками.
  2. Проектор.
  3. Песни Незнайки и Знайки из кинофильма «Незнайка с нашего двора».
  4. Портрет Н. Носова и его героев.
  5. Презентация в программе Power  Point.
  6. План-карты для каждого учащегося по группам.
  7. Листы «Цель: что я жду от сегодняшнего урока».
  8. Карточки с индивидуальными заданиями.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».

Ход урока.

Ребята до начала урока при входе в кабинет выбирают картинку (Знайка, Незнайка, Ромашка, Стекляшкин) и рассаживаются по группам, соответствующим картинкам. Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Учащиеся работают в план-картах.

  1. Вступление. Настрой на работу.

Звучит песенка Незнайки из кинофильма «Незнайка с нашего двора».

Учитель: Кто узнал этого героя? Кто он? (Незнайка)  Кто автор произведений о Незнайке и жителях солнечного города? (Н.Носов)  Какие произведения он еще написал?   (Ответы учеников)     23 ноября  Н.Носову исполнилось бы 102 года.   А я хочу вас поздравить  с днем рождения этого замечательного писателя, без которого не прошло детство ни одного из сидящих здесь. (слайд2)

В песенке Незнайки мы услышали его мнение о том, что невозможно знать все на свете, поэтому не нужно и учиться. Зачем напрягаться, если все равно все не узнаешь.  А вы с этим согласны? (ответы) В конце нашего  урока мы вернемся к этому вопросу.

  1. Актуализация знаний.

          Учитель: Перед вами- 2 текста. Давайте их прочитаем. (слайд 3)

1.

2.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу” Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

                               Н.Носов «Живая шляпа»

Они вернулись на кухню. Они набрали из корзины картошки. Они стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли в шляпу, и когда  Вадик попал, шляпа как подскочит кверху!                   Н.Носов «Живая шляпа»

Общее:                                                                                                                              Различия                                                                                                                                                                                                                                                                               

Для чего нужны…………..

Докажите, что в обоих столбиках именно тексты, а не набор предложений (ответ: тема, заголовок, основная мысль, порядок предложений, связаны по смыслу и грамматически)

Скажите, что в них общего, а в чем различия? (ответ: общее: повторы, различия: в первом тексте они необходимы, во втором – это ошибки) Запишите ответы снизу.

Как вы думаете, какой текст принадлежит перу Н.Носова, а какой испорчен? (первый текст- Носова, т.к. в нем нет неоправданных повторов).

А как вы думаете, для чего нужны повторы? (ответ: повтор усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, основную мысль; повтор указывает на продолжительность действия) Запишем наш вывод в строчку «Для чего нужны….», дописав слово «повторы». (слайд 4)

Скажите, к чему приводит неоправданное использование повторов (ответ: к однообразию, монотонности речи)

Учитель: Тема сегодняшнего урока непосредственно связана с данным текстом. Это вопрос, на который нужно ответить. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (ответ). Какое слово главное в этом вопросе? (ответ: как)

Итак, записываем тему в план-карту: «Как исправить  текст с неудачным повтором». Все вы- герои произведений Носова, все вы разные: трудолюбивые, любознательные, ленивые, везде сующие свой нос. Но именно благодаря своим различиям вы мне и поможете ответить на поставленный нами вопрос.

  1. Целеполагание.

Учитель: Теперь возьмите лист «Цель: что я жду от сегодняшнего урока» и в правом квадратике отметьте галочкой, что бы вы хотели сегодня узнать, опираясь на тему нашего урока, можете в пустую строчку записать свою цель.

Цель: что я жду от сегодняшнего урока.

Хочу узнать, для чего нужны повторы в тексте

Хочу вспомнить, что такое текст

Хочу научиться видеть в тексте повторы- ошибки

Хочу научиться правильно формулировать свои мысли

Хочу составить памятку, чтобы избежать повторов-ошибок в будущем

Хочу вспомнить, что такое синонимы

Хочу узнать, как исправить  неоправданный повтор

Хочу отдохнуть

Назовите выбранные вами цели (ответ нескольких учеников). В конце урока мы посмотрим, добились ли вы поставленных целей.

  1. Изучение нового материала (групповая работа).

Работаем по группам. Заполняем второй столбик памятки «Как устранить повтор-недочет». 1гр.- 1 строчку, 2 гр.- 2 строчку, 3 гр.- 3 строчку, 4 гр.- 4,5 строчки. В конце каждая группа говорит, что не так в тексте и что необходимо сделать. Если необходимо, подключаются и другие группы. В конце работы должно получиться следующее: (слайд 5)

Памятка.  Как устранить повтор-недочет.

Текст

Что сделать?

1. Мы с Вовкой сидели дома, за то, что разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам с Вовкой  пришел Котька.

                                                                      («Находчивость»)                                                          

Устранить лишнее слово

2. Пришли мы на станцию. Спустились мы по лестнице.  И поехали мы под землей.

                                                                                  («Метро»)

Объединить в одно предложение с однородными членами.

3. Схватил Котька фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал песок на горку таскать. Песок был мокрый и тяжелый. Сыпал впереди себя и так взобрался на самый верх.                            («На горке»)

Объединить предложения, превратив одно в

словосочетание.

4. Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день Петя научился считать до десяти.

                                                                            («Ступеньки»)

Заменить повторяющееся слово местоимением

5. Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Рина, уже успела сделать уроки, и поэтому Рина  пошла играть с подругами.

                                                                   («Федина задача»)

Заменить повторяющееся слово синонимом

Давайте проверим, правильно ли мы все сделали. Откройте учебник на стр. 290. Прочитайте тексты  «Возьмите на заметку!»  параграфа 60.

  1. Физминутка.

Учитель: Вспомните, Незнайка ни секунды не сидел на месте. Давайте и мы разомнемся. Встали, правую руку положили на голову, левую- на живот. Правой рукой похлопываем по голове, а левой гладим свой животик. А теперь ускоряем темп. Спасибо, садитесь.

  1. Закрепление материала. (групповая работа)

Учитель: Мы не просто отдохнули, мы готовились к следующему задания. А теперь выполните задания, которые я подготовила для каждой группы. (слайд 6)

Предложения для групп

Задание: найти в предложениях ошибки. Записать исправленный вариант.

  1. Когда мы гладили себя по животу, мы веселились.

____________________________________________

  1. Во время физминутки нам было весело веселиться.

____________________________________________

  1. Мы гладили живот, мы стучали по голове, мы смеялись.

____________________________________________

  1. Нам было весело, когда мы смотрели на одноклассников.

____________________________________________

Вы должны будете не только исправить ошибки, но и ответить на вопрос: что общего и в чем различия данных заданий от предыдущих.

Затем каждая группа говорит об ошибках в предложениях: 1 гр.- 3 гр. – ошибки- повторы, 4 гр.- все правильно в предложении.

Учитель: Так что же общее с предыдущим заданием? (ошибки-повторы) А в чем различия?  (в предыдущих заданиях повторы были в тексте, а здесь –  в предложении)

  1. Работа с новым  словом.  

Учитель: Вы знаете такое выражение, как «масло масляное»,  в предложении 2 группы  было выражение «весело веселиться». Кто знает, как называются такие выражения? Давайте посмотрим, какое значение этого слова дает «Толковый словарь» Ожегова. (слайд 7) (Тавтология-повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла.) Запищите это значение в строку у вас в план-картах. Тавтология бессодержательна и пуста, она не несет никакой информации, и от нее стремятся избавиться как от ненужного балласта, загромождающего речь и затрудняющего общение. Например,  вам предложение: «Самый страшный из путей на пути у всех путей», «Старая старушка». И вы в своих сочинениях должны стараться не допускать тавтологии. Сейчас мы потренируемся. Итак, в высказываниях  Незнайки найдите тавтологию и устраните ее: (слайд 8)

  1. Птенцы падают вниз на землю.
  2. Начало представления в 19 часов вечера.
  3. Не задирайте нос кверху!
  4. Ошибки чтеца неприятно резали слух.
  5. Вода была мокрая.                

8.  Создание своего текста  (групповая и индивидуальная работа)

Учитель: Практически всегда, читая чужой текст, мы с легкостью находим в нем ошибки. Но совсем не видим этих же ошибок в своем тексте, сколько бы мы его не перечитывали. Давайте попробуем составить свой собственный текст, опираясь на полученные сегодня знания. Итак, задание. Составить небольшой текст (3-5 предложений) от лица персонажа, которого вы выбрали в начале урока (Незнайки, Ромашки, Стекляшкина, Знайки),  на данную каждой группе тему. (слайд 9)

Темы текстов для каждой группы.

  1. Прогулка в осеннем лесу под дождем.
  2. Купание в апреле в холодном море (раз уж приехали)
  3. Кормление хищного зверя в зоопарке (пока не видит смотритель)
  4. Попытка донести до машины в руках 14 кактусов, купленных на 8 Марта одноклассницам.

Пока группы составляют текст, нескольким учащимся (которые в силу разных причин не могут работать в группе, но необходимо оценить из знания, полученные на уроке) дается индивидуальное задание:

1. Определи способ связи предложений в тексте: Где-то за лугом раздавались голоса. Они становились то ближе, то удалялись, превращаясь в сплошной гул. Гул этот долго стоял над деревней.

2. Что нужно сделать, чтобы исправить в следующем тексте неоправданный повтор? Я каждый день просыпаюсь в семь часов утра. Я умываюсь. Я завтракаю. Я собираю портфель. А) заменить повторяющееся слово на местоимение.  Б) объединить в предложение с однородными членами В) здесь нет неоправданного повтора.

3. Найди текст с параллельным строением.

А) Создание рукописных книг было делом сложным и долгим. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет.

Б) Велосипед меня понес,

    Понес куда-то под откос.

    Он там остался без колес,

    И дальше я его понес… (О.Григорьев)

В) Однажды днем в лугах ко мне прилетела ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво. Она летала за мной, не отставая, два часа, и, в конце концов, мне стало не по себе. (По К.Паустовскому)

4. Напиши средство связи предложений: Мама подошла к мальчику. Малыш продолжал плакать.

Затем ребята читают полученные произведения, обсуждая их. Индивидуальные работы собираются, за них выставится оценка после проверки.

9. Рефлексия.

Учитель: Я вижу, что вы усвоили материал сегодняшнего урока. Давайте вернемся к нашему листочку «Цель», теперь в левом столбике отметьте, что вы на самом деле узнали на уроке (несколько человек зачитывают свои варианты и проговаривают, насколько совпала с тем, чего они хотели в начале урока).

Учитель:  давайте вернемся к началу нашего урока.  Вы согласны с мнением Незнайки о том, что все знать невозможно, поэтому и не нужно учиться? Полезны ли знания, полученные на сегодняшнем уроке? (ответы учеников). Я вижу, что вы согласны с другим героем замечательной повести Носова о маленьких человечках – со Знайкой. Послушайте, что он говорит (звучит песенка Знайки)

  1. Домашнее задание (дифференцированное) (слайд 10,11)

Прочитать § 60. Выполнить на выбор: а) исправить текст о Н.Носове, данный в план-картах. Увидеть в нем все ошибки, а не только на те правила, которые мы прошли на сегодняшнем уроке. Вспомните, что такое текст, признаки текста.

Рассказы Носов  начал писать незадолго до войны (первая публикация – 1938 год). Но самые знаменитые,   самые светлые и запоминающиеся писались  в самые страшные годы.   С года сорок  первого по год сорок  пятый.  Тогда  Носов снимал дакуминтальные  фильмы  для фронта. А в свободнои время, когда не снимал дакуминтальные фильмы, для душы, писал те самые  истории – «мишкина каша», «Дружок», «Огородники»…. Паследняя история этого цыкла, «Тук-тук-тук», была написана в конце 1944 года, и в 1945 году у начинающего писателя вышла первая книжка –  сборник историй «Тук-тук-тук». Во всех историях у героев – детей только мамы, и мужских персанажей мало. В историях представлены носовым варенье с хлебом в качестве лакомства…    Но все-таки  войны там нет. Потому что это – для детей.                                                                                                                   

                                                б) тем, кому покажется это трудным, упр. 646

  1. Выставление оценок за урок.

Желаю вам успехов. Спасибо за работу. До свидания. (слайд 12)

Список использованной  литературы и интернет-ресурсов.

  1. Тексты рассказов Н.Носова: «Федина задача» http://lukoshko.net/nosov/nosz9.shtml, «Ступеньки» http://lukoshko.net/nosov/nosz6.shtml, «На горке» http://lukoshko.net/nosov/nosz5.shtml, «Живая шляпа» http://lukoshko.net/nosov/nosz3.shtml ,

      «Находчивость» http://lukoshko.net/nosov/nosz1.shtml 

  1. Значение слова тавтология http://ru.wikipedia.org/wiki/Тавтология_(риторика), http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7593/ 
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ М., 1997г.
  3. Образовательный портал «Первое сентября». Фестиваль «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/532094/ Урок развития речи. 6-й класс “Как исправить текст с неудачным повтором” (статья Дуб Н.И.)
  4. Как работать с повтором http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200202105  (статья  Гацуцина В.) (Данная статья была опубликована в N 21/2002 еженедельника “Русский язык” издательского дома “Первое сентября”)
  5. Портрет Н.Носова и фрагменты его произведений http://www.google.ru/imglanding?q 
  6. Песенка Незнайки и его друзей http://www.youtube.com/watch?v=DBU8e_0REtc&p=DC3F4372AF2C7CC1&playnext=1&index=8. Песенка Знайки и его друзей http://www.youtube.com/watch?v=xorH9U39LEM&feature=related 
  7. http://lotsman.ru/texts/article/46-digest/112—-lr— статья «Человек с четырьмя «эн» (о Николае Носове)

Редактирование как метод обучения стилистически дифференцированной речи способствует формированию творческих умений. Он рассчитан на усвоение речевой структуры различных стилей и развитие навыков целесообразного использования языковых средств. Этот метод реализуется в разнообразных упражнениях.

Редактирование может быть одноплановым, когда текст совершенствуется в каком-либо одном направлении, и многоплановым, когда текст изменяется в нескольких направлениях с использованием различных способов правки. Второй вид редактирования более сложен. Особенно трудным для учащихся является редактирование собственных сочинений. Обычно требуется, чтобы к редактированию своей работы учащийся приступил спустя некоторое время после её написания: это повышает редакторскую зоркость.

В задании к упражнению должна быть чётко поставлена стилистическая задача: обеспечить строгую, специально подчёркнутую логичность научного изложения, устранить стилистический разнобой, неуместные в этом стиле элементы, повысить образность речи, её эмоциональность, придать речи строгость и объективность. Кроме того, поясняя задание, учитель должен создать у школьников определённый настрой на решение коммуникативной задачи.

По способам правки можно выделить следующие виды упражнений:

1. Замена слов и конструкций синонимическими

С помощью синонимических замен учащиеся должны сознательно сообщать речи нужные качества. Механические замены могут принести вред, например: Вон в том домишке, что у дороги, живёт мой друг. – Вон в том домишке, стоящем у дороги, живет мой друг. Учащийся заменил придаточное определительное неуместной в этой разговорной фразе книжной конструкцией – причастным оборотом.

Необходимо показать, какие конструкции являются типичными для того или другого функционального стиля. Например:

Отредактируйте текст, используя более уместные в научной речи конструкции. Какого стилистического эффекта достигли вы?

Зимний наряд у белой куропатки более тёплый: число перьев по сравнению с летним нарядом увеличивается. Полезно отметить: линька иногда меняет форму и величину некоторых перьев. У дятлов сохраняется до полной линьки длинное и широкое первое маховое перо, заменяющееся потом более коротким и узким.

Учащиеся заменяют бессоюзные сложные предложения сложноподчинёнными. В начало последнего предложения вставляется слово например. Отмечается, что для научного стиля характерна специально подчёркнутая логичность, поэтому здесь уместны союзные связи между частями предложений, слово например, указывающее на переход от общей мысли к её конкретизации.

В публицистическом стиле высоко ценится эмоциональность изложения. Поэтому желательно, например, в связи с изучением риторических вопросов предложить задание:

С помощью синонимических замен повысьте эмоциональность высказывания.

Первая боевая ночь. Мы запомнили её во всех подробностях. Запомнилась она и Нине Рудиной. Не забудется она, тёмная-претёмная, даже при свете крупных южных звёзд, усыпавших таинственное небо.

Возможные замены: 1. Кто из нас не запомнил её во всех подробностях! 2. Разве забудется она, тёмная-претёмная, даже при свете крупных южных звёзд, усыпавших таинственное небо?

С помощью синонимических замен можно достигнуть и таких стилистических качеств речи, как лаконичность, ясность, личностный или обезличенный характер изложения. В научной, официально-деловой и в публицистической речи часто уместно заменить придаточные определительные причастными оборотами, способствующими краткости изложения. Замена придаточных предложений распространёнными дополнениями и обстоятельствами в научном стиле делает речь краткой и усиливает именной характер повествования.

2. Введение в текст речевых элементов

Важным способом правки является введение в текст новых слов, словосочетаний, частей предложений (причастных и деепричастных оборотов, уточняющих членов, вводных конструкций и т.д.) с определёнными коммуникативными целями.

Введите в предложения обобщающие слова с целью повышения логичности, чёткости научного изложения.

Оперение птиц служит терморегуляции, защите кожи от повреждений, увеличению несущей поверхности тела в воздухе, приданию телу обтекаемой формы. Поэтому понятен тот тщательный уход за перьями, который осуществляется птицами.

Обобщающие слова: Оперение птиц имеет весьма важные свойства

3. Устранение из текста речевых элементов

Устранение из текста всего лишнего – один из эффективных способов усиления действенности речи.

Устраните речевые элементы, неуместные в строго научном тексте.

Что такое колониальные птицы? Колониальными называют тех птиц, которые на ограниченной небольшой территории гнездятся целыми группами, располагая гнёзда близко друг от друга. Примерами таких птиц могут служить грачи, чайки, кайры и многие другие.

Без ущерба можно устранить вопросительное предложение, так как вопросно-ответная форма типична для научно-популярного изложения и для публицистики.

4. Упрощение предложения

Во многих случаях требуется упростить фразу, очень большое предложение разделить на два, что делает мысль более чёткой и ясной. Этот способ правки характерен не только для разговорной, публицистической и художественной речи, но и для научной.

Неудачный вариант

Имеются также висячие гнёзда, свойственные длиннохвостой синице, камышовкам, иволге, синице-ремезу и ряду других, относящихся к отряду воробьиных, характеризующиеся тем, что они прикрепляются к веткам боковыми стенками или верхними краями так, что дно не имеет никакой опоры.

Отредактированный вариант

Висячие гнёзда – это гнёзда, прикрепляющиеся к ветвям боковыми стенками или верхними краями; дно же не имеет никакой опоры. Висячие гнёзда свойственны длиннохвостой синице, камышовкам, иволге, синице-ремезу и ряду других птиц, относящихся почти исключительно к отряду
воробьиных.

Редактирование текстов – такой метод работы, который поможет учащимся исправить свою письменную и устную речь.

Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культуры родной речи.

Приложение

1. Как исправить текст с неудачным повтором

2. Возьмите на заметку!

• Неоправданное использование
повтора приводит к однообразию и
монотонности речи.
• В этом случае повтор считается
речевым недочётом

3. Перепишите тексты, устраняя в них неоправданный повтор.

1) Художник использует
цвета: синий, зеленый,
красный – и много других
цветов.
Устранить лишнее слово.
2) Шар вырвался из моих Объединить предложения,
рук и полетел. Шар был
превратив одно из них в
большой, ярко-красный.
словосочетание.
Скоро он стал еле заметен.
3) Я очень люблю своего
щенка. Я хожу с ним
гулять. Я играю с ним. Я
кормлю его. Я купаю его .
Объединить в
предложение с
однородными членами.

4. Возьмите на заметку!

• Неудачный повтор можно устранить,
заменив повторяющееся слово,
местоимением или синонимом

5. Памятка. Как устранить повтор-недочет.

• Текст
Мы с Вовкой сидели дома, за то, что
разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам с
Вовкой пришел Котька.
(«Находчивость»)
Пришли мы на станцию. Спустились мы
по лестнице. И поехали мы под землей.
(«Метро»)
Схватил Котька фанерку и покатил к
дворницкой. Там – ящик с песком. Он и
стал песок на горку таскать. Песок был
мокрый и тяжелый. Сыпал впереди себя и
так взобрался на самый верх. («На
горке»)
• Что сделать
Устранить лишнее слово
Объединить в одно предложение с
однородными членами.
Объединить предложения,
превратив одно в словосочетание.
Однажды Петя возвращался из детского
сада. В этот день Петя научился считать
до десяти.
(«Ступеньки»)
Заменить повторяющееся слово
местоимением.
Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с
катка. Дома никого не было. Младшая
сестра Рина, уже успела сделать уроки, и
поэтому Рина пошла играть с подругами.
(«Федина задача»)
Заменить повторяющееся слово
синонимом

6. Устраните неудачный повтор, используя синонимы. Запишите в тетрадь

• Недавно мне подарили
маленького щенка. Глазки
у него маленькие, тёмнокоричневые.

7. Найдите и выпишите из отрывка рассказа Эдуарда Шима «Кто копает грядки» синонимы и слова с дополнительным значением

«маленький».
На лесной поляне – кучки рыхлой земли. Будто
маленькие грядки. Можно вообразить, что сюда
приходят лилипуты. И когда нет людей, они
копают свои маленькие грядки. И сажают на
них свои крошечные деревья. Потому что на
каждой кучке растёт берёзка ростом со спичку.
Или сосенка с тремя зелёными иголочками,
похожими на паутинки. Но я теперь знаю, кто
здесь копает землю. Сам видел. Ну, конечно, это
крот.

8. Задание: найти в предложениях ошибки. Записать исправленный вариант.

1. Когда мы гладили себя по животу,
мы веселились.
2. Во время физминутки нам было
весело веселиться.
3. Мы гладили живот, мы стучали по
голове, мы смеялись.
4. Нам было весело, когда мы
смотрели на одноклассников.

9. Тавтология

• повторение того же
самого другими словами,
не уточняющее смысла

10. Где она, тавтология? Запиши предложение правильно

• Птенцы падают вниз на землю.
• Начало представления в 19 часов
вечера.
• Не задирайте нос кверху!
• Ошибки чтеца неприятно резали
слух.
• Вода была мокрая.

11. Запиши текст, исправляя его

Рассказы Носов начал писать незадолго до войны
(первая публикация – 1938 год). Но самые
знаменитые, самые светлые и запоминающиеся
писались в самые страшные годы. С года сорок
первого по год сорок пятый. Тогда Носов снимал
дакуминтальные фильмы для фронта. А в
свободнои время, когда не снимал дакуминтальные
фильмы, для душы, писал те самые истории –
«мишкина каша», «Дружок», «Огородники»….
Паследняя история этого цыкла, «Тук-тук-тук»,
была написана в конце 1944 года, и в 1945 году у
начинающего писателя вышла первая книжка сборник историй «Тук-тук-тук». Во всех историях у
героев – детей только мамы, и мужских персанажей
мало. В историях представлены носовым варенье с
хлебом в качестве лакомства… Но все-таки войны
там нет. Потому что это – для детей


Конспект и презентация к уроку русского языка “Как исправить текст с неудачным повтором”.

Аннотация:

Урок развития речи, составленный по программе М.М.Разумовской к учебнику «Русский язык. 6 класс». Тип урока – комбинированный. В разработке урока применяются разнообразные методы: наблюдение и сопоставление, знакомство с новым теоретическим материалом, который учащиеся применяют во время практической деятельности. Данный урок способствует развитию умения анализировать тексты с неудачным повтором и редактировать их. Урок апробирован на учащихся 6-х классов.

Автор: Белкина Н.В.. МАОУ «Уватская СОШ»

     

Целевая аудитория: для 6 класса

Автор: Белкина Надежда Владимировна
Место работы: МАОУ “Уватская СОШ”
Добавил: nvbelkina

Уважаемые коллеги! Автор ждёт Ваши отзывы! Оставьте своё мнение о разработке!

Всего комментариев: 1

Порядок вывода комментариев:

Физкультминутки

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления презентации на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 – 2023 Сообщество учителей-предметников “Учительский портал”
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены


1


Как исправить текст с неудачным повтором


2


Возьмите на заметку! Неоправданное использование повтора приводит к однообразию и монотонности речи. В этом случае повтор считается речевым недочётом


3


Возьмите на заметку! Чтобы устранить повтор-недочёт, в отдельных случаях следует перестроить предложения таким образом: объединить несколько предложений в одно с однородными членами; объединить предложения, превратив одно из них в словосочетание; исключить лишнее слово.


4


Перепишите тексты, устраняя в них неоправданный повтор. 1) Художник использует цвета: синий, зеленый, красный – и много других цветов. Устранить лишнее слово. 2) Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-красный. Скоро он стал еле заметен. Объединить предложения, превратив одно из них в словосочетание. 3) Я очень люблю своего щенка. Я хожу с ним гулять. Я играю с ним. Я кормлю его. Я купаю его. Объединить в предложение с однородными членами.


5


Проверьте себя! 1) Художник использует цвета: синий, зеленый, красный – и много других цветов. 1) Художник использует синий, зеленый, красный и много других цветов. 2) Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-красный. Скоро он стал еле заметен. 2) Шар вырвался из моих рук и полетел. Он большой, ярко-красный скоро стал еле заметен. 3) Я очень люблю своего щенка. Я хожу с ним гулять. Я играю с ним. Я кормлю его. Я купаю его. 3) Я очень люблю своего щенка. Я хожу с ним гулять, играю, кормлю и купаю его.


6


Возьмите на заметку! Неудачный повтор можно устранить, заменив повторяющееся слово, местоимением или синонимом


7


Устраните неудачный повтор, используя синонимы. Недавно мне подарили маленького щенка. Глазки у него маленькие, тёмно-коричневые. Недавно мне подарили маленького щенка. Глазки у него крошечные, тёмно-коричневые.


8


Найдите в отрывке из рассказа Эдуарда Шима «Кто копает грядки» синонимы и слова с дополнительным значением «маленький». На лесной поляне – кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки. Можно вообразить, что сюда приходят лилипуты. И когда нет людей, они копают свои маленькие грядки. И сажают на них свои крошечные деревья. Потому что на каждой кучке растёт берёзка ростом со спичку. Или сосенка с тремя зелёными иголочками, похожими на паутинки. Но я теперь знаю, кто здесь копает землю. Сам видел. Ну, конечно, это крот.


9


Домашнее задание 1.Работать по карточкам 2.Повторить всё, что изучали о способах и средствах связи предложений в тексте. 3.Подготовиться к самостоятельной работе на эту тему.

Добавить комментарий