Ужасный почерк у ребенка как исправить

Во взаимосвязи почерка и успеваемости по школьным предметам помогла разобраться заместитель директора по учебной работе в начальных классах ГУО «Гимназия №4 г. Витебска» Наталья Каличёнок.

Preschool-McKinney-TX1

– Влияет ли плохой почерк на успеваемость школьника?

– Ответ на данный вопрос не может быть однозначным. Заставляя ребенка писать красиво, мы забываем, что каллиграфия – это особый вид изобразительного искусства. Иметь идеальный почерк дано не каждому. Но для начала нужно понять, что, собственно, вас беспокоит – просто некрасиво написанные слова или многочисленные помарки, ошибки, перепутанные буквы?

С одной стороны, если вы переживаете исключительно из-за красоты, то беда не так велика. Самое главное – чтобы слова нормально читались и в тексте не было грамматических ошибок. С другой стороны, некрасивый почерк действительно может стать причиной неуспеваемости многих детей. В начальной школе отметки снижают в зависимости от количества исправлений в соответствии с нормами аттестации. Затем пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить.

Кроме того, ребенок, который некрасиво и неаккуратно пишет, часто делает это медленнее других, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает плохие отметки. В результате даже самый умный ребенок может превратиться в двоечника.

– Можно ли исправить почерк, например, в подростковом возрасте? Если да, то что для этого следует делать?

– Плохой почерк нужно исправлять, и это требует регулярных упражнений. Чем раньше начать его совершенствовать, тем лучше пойдет процесс. Младшего школьника можно быстрее научить новому, и он будет охотнее исправлять свои ошибки. Коррекция почерка поможет ребенку быть более усердным, внимательным, а эти качества пригодятся в дальнейшей школьной жизни. Но, прежде всего, важно выявить причину плохого почерка.

Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног, неподходящие пишущие ручки. Успешность письма во многом определяется созданием оптимальных гигиенических условий: подбор мебели, посадка, направление освещения, оптимальность формы ручки, продолжительность беспрерывного письма и т. д.

Причина №2. Неправильное положение тетради на парте.

Причина №3. Плохо развита мелкая моторика рук.

Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия. Обычно данная проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Очень часто родители, видя, что ребенок путает буквы или что они «зависли в воздухе», заставляют его переделывать одно и то же по сто раз! Но многократное переписывание здесь не поможет.

Причина №5. Особенности мозговой организации. Многие считают, что отвратительный почерк – всего лишь следствие невнимательности, несобранности и лени. Но это не так. Самый главный орган, отвечающий за письмо, – не рука, а голова. Для того чтобы научиться писать, необходима не только взаимосвязь мышления и мелкой моторики руки, но и способность перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в систему знаков.

Поэтому проблемы, связанные с овладением письменной речью, могут сигнализировать о нарушениях работы мозга. Чаще всего это не серьезные патологии, а некие индивидуальные особенности ребенка. Например, трудности могут испытывать левши (особенно переученные), а также люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками. Однако все это, как правило, легко преодолимо.

Есть гораздо более серьезная проблема – дисграфия, которая может сопровождаться дислексией – сложностями при восприятии печатного текста. Причина дисграфии и дислексии – нарушение нейронных связей, передающих информацию между полушариями мозга. Почерк дисграфика – не просто ужас, а ужас-ужас! Кривые строчки и корявые буквы – еще полбеды.

Слова могут быть написаны в зеркальном отражении, буквы перепутаны или пропущены, расстояние между словами неравномерное, большое количество ошибок, помарок и исправлений. Но при этом дислектики и дисграфики зачастую оказываются гораздо умнее других детей.

Многие специалисты считают, что если люди, успешно сочетающие работу обоих полушарий мозга, имеют двухмерное зрение, то восприятие дислектиков и дисграфиков трехмерное. Но, обладая этим уникальным качеством, они в большинстве случаев не умеют им пользоваться. Вообще из них вырастают либо гении (например, Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен были дисграфиками), либо не уверенные в собственных силах люди.

Дисграфия – серьезная проблема, мешающая нормальной учебе и напрямую связанная с особенностями работы мозга. Поэтому внимательным родителям и педагогам необходимо своевременно показать ребенка и его тетрадь специалистам – логопеду, психологу.

– Есть ли какие-то методики или упражнения для улучшения почерка?

Средств и способов, которые помогут улучшить почерк ребенка, достаточно много. Различные техники рисования, штриховка, рисование фигуры по точкам, лепка, игра с мелкими деталями (конструктор, плетение, вязание) и т. д.

Письмо шариковой ручкой предполагает постоянное мышечное напряжение, поэтому возьмите за правило покупать ее непременно с ребенком. Убедитесь, что ручка не царапает, не цепляет, не скребет бумагу. Дома удобнее тренироваться карандашом, фломастером, гелевой ручкой. Учащихся 5 – 7-х классов вполне можно познакомить и с таким представителем стиля ретро, как перьевая ручка.

Если ваше чадо неправильно соединяет и пишет определенные элементы, стоит обратить внимание именно на их отработку. Пользуйтесь калькой. Кладите кальку поверх страницы. Ребенку нужно обвести образец, написать еще два раза, а потом уберите кальку, и пусть он перепишет все в чистовик. Таким образом, рука привыкает выводить красивые буквы, а ваш ученик не сильно устает.

Еще можно использовать «зебру» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными с одинаковым интервалом друг от друга), который дети подкладывают под страницу тетрадки и по линиям выводят буквы: это поможет соблюдать одинаковый размер и наклон, улучшит каллиграфию.

Время, которое вы выделяете для работы по улучшению почерка, и количество тренировочных упражнений должны быть дозированными. Не перегружайте дочь или сына. Не стоит ожидать от ребенка положительных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты. Проверяя работу, старайтесь обращать внимание не на то, что не получилось, а наоборот – как те или иные слова или даже буквосочетания ребенок написал правильно и красиво.

В более старшем возрасте исправить положение дел поможет частое переписывание текстов в медленном темпе, объем которых нужно увеличивать по мере исправления неправильно или просто некрасиво написанных букв. Для переписывания выберите произведения любимых авторов-прозаиков.

Нудные тренировки превратятся в увлекательное занятие, если начать вести свой дневник или постоянно записывать интересные мысли, не забывая о красивом почерке.

Алеся Гришман.

При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Многие родители, видя  в тетради пляшущие буквы, которые старательно выводит их ребёнок, не знают как ему помочь. Бесконечное переписывание приводит к утомляемости малыша, и он начинает писать ещё хуже и грязнее. Что же делать? Как улучшить почерк ребёнка?

Во-первых, успокоиться и понять как сложно сейчас вашему малышу. Понять это совсем несложно. Попробуйте взять ручку в свою нерабочую руку и пописать хотя бы столько, сколько пишет ваш первоклассник. Трудно? То-то же! Тоже самое сейчас испытывает ваш малыш.

Во-вторых, не всегда нужно идти прямым путём. Иногда нужно отойти от проблемы и поделать специальные, но интересные для ребенка, упражнения.  И начинать занятия желательно как можно раньше.

Но сначала немного теории…  Пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. как исправить почерк у ребенка

Как исправить почерк у ребенка?

Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.

Для формирования красивого почерка необходимо :

  1. Научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме

  • Спина и плечи ровные;
  • Расстояние от уровня глаз до стола не менее 30 см;
  • Локоть ведущей руки лежит на столе, вторая рука частично лежит на столе, создавая упор;
  • Тетрадь лежит под наклоном;
  • Расстояние между столом и животом равно ширине ладони.

плохой почерк у ребенка как исправить

плохой почерк у ребенка как исправить

2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку

Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.

Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.

  • Согните указательный и большой палец.
  • Отведите большой палец немного в сторону  так, чтобы он располагался практически параллельно поверхности стола. Следите, чтобы большой палец не прижимался фалангой к ручке.
  • Проверьте, чтобы ручка легла в «ямку» и непишущий край был направлен в плечо.
  • Попросите ребенка зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцем. Так можно добиться нужное положение пальцев.
  • Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья  соприкасалась с поверхностью стола,  необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки.

плохой почерк у ребенка как исправить

3. Сформировать графический навык

Конечная цель формирования графического навыка —  это красивое и  быстрое письмо.

Показателями сформированности  графического навыка являются:

  1. Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы.
  2. Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений.
  3. Связанность (безотрывность) письма.

Связанность характеризуется  количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую. 

Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.

  1. Скорость письма.

Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и  до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса. как исправить почерк у ребенка

Секреты красивого почерка

Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь:

1.Одинаковый  наклон

Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.

2. Одинаковую высоту

Все строчные буквы  умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки.

Высота заглавных букв в два раза больше.

Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:

  • Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой. Не выходить за их пределы и не «висеть в воздухе»между строчками.
  • Для регулирования высоты букв, выходящих за пределы строки пользуемся правилом: «Сколько в строке, столько и над (под) строкой».

3. Одинаковую ширину

Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».

Ширина строчных  букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».

Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.

Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» или половине этой ширины.

Ширина между словами равна ширине строчной «ш».

При соблюдении этих условий почерк уже выглядит ровным и красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.

плохой почерк у ребенка как исправить

Но следует отметить, что есть прописи практикующие верхнее соединение букв, а есть сторонники нижнего соединения.

А теперь расскажу вам о своей методике исправления почерка у детей. Она прекрасно работает для учеников младших классов, а также для ребят постарше.

В настоящее время я начала её практиковать даже с дошкольниками. Результаты детей радуют. Причем значительные улучшения наступают уже примерно через месяц.

как исправить почерк у ребенка

Как улучшить почерк у ребёнка

Добиться хорошего результата по исправлению почерка, а также при подготовке руки к письму, можно с помощью выполнения графических упражнений. Они позволяют выработать точность движений  и развивают выносливость к письменным нагрузкам.

Все многократные переписывания не дадут нужного результата, если не сформированы необходимые графические данные. Поэтому, как показывает практика, исправлять почерк ребенка нужно даже не с прописывания элементов букв, а именно с определенных упражнений, способствующих выработке ловкости и выносливости пальчиков.

Причем эти упражнения воспринимаются ребенком как игра, вызывают интерес. Незаметно для себя ребенок начинает писать уверенней, быстрее и ровнее.

Для выполнения графических упражнений ребенку понадобятся:

  • альбом;
  • простой карандаш;
  • цветные карандаши.

При желании можно использовать фломастеры или гелевые ручки.

Важные правила!

  • Следите за правильным положением карандаша в руке.
  • Линии прорисовывать вдоль широкой стороны листа.
  • Каждое упражнение прорабатывайте до тех пор, пока не станет получаться хорошо.
  • Линия должна быть ровной, горизонтальной.
  • Линия не должна увеличиваться или уменьшаться к концу строки.
  • Только, когда добьётесь хорошего результата, можно начать отрабатывать следующую линию.
  • Чтобы разнообразить процесс, можно использовать карандаши разных цветов.

Пример графического упражнения:

Проводить вертикальные линии, удерживая их размер, наклон и расстояние между  линиями.

Если линия у малыша уходит вверх или вниз, можно поставить вспомогательные точки или нарисовать смайлики. Ориентируясь на них, ребёнку будет легче провести ровную линию.

как улучшить почерк

Постепенно задача усложняется. 

Выполнять графические упражнения желательно не менее трёх раз в неделю. Не забывайте соблюдать правила. Результат не заставит себя долго ждать. Рука окрепнет, повысится её выносливость, и почерк ребёнка обязательно улучшится.

как улучшить почерк ребенка

Также можно присоединить следующие упражнения:

  • массаж рук;
  • штриховка;
  • развитие мозга: 
  • специальные упражнения для пальцев (очень эффективные упражнения содержатся в альбоме-тренажере).

Но для тренировки пальцев рук делайте с ребенком хотя бы вот эти несложные упражнения.

Упражнение 1

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Упражнение 2

Пальцы обеих рук сцеплены в кулак. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.

Упражнение 3

На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.

Упражнение 4

Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение 5

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному и описывает кончиком пальца в воздухе круг. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Советую воспользоваться уже готовым тренажером!

Упражнения составлены по принципу «от простого к сложному». Заниматься по этому тренажеру нравится всем детям. В результате получается интересный красочный альбом на бумаге и красивый почерк в тетрадях.

Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.

О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер

Приобретая тренажер, вы получите:

  • готовый инструмент для исправления почерка;
  • 100 страниц интересных упражнений;
  • 30 графомоторных упражнений с варьированным уровнем сложности;
  • дополнительные развивающие упражнения для координации, ловкости и выносливости пальцев рук;
  • профессиональную методику, проверенную на практике.

С помощью этого альбома-тренажера вы сможете помочь своему ребенку писать красиво, занимаясь дома в удобное для вас время и не прибегая к помощи специалистов.

Ребенок получит:

  • улучшение почерка;
  • развитие внимания и координации движений;
  • ловкие и выносливые пальцы рук;
  • развитие мышления.

Рекомендуемый возраст 6-13 лет.

Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.
А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.

как исправить почерк у ребенка

как исправить почерк у ребенка


О. Наумова «Мудрое чистописание» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

65 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер

Как исправить почерк у ребенка


А также

Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Как известно, навык чистого и красивого письма закладывается у человека именно в раннем детстве. Поэтому родители и учителя должны уделять особое внимание детскому почерку в дошкольном возрасте и в начальной школе. Впрочем, иногда правильный стиль письма появляется не сразу, и тогда может потребоваться исправление почерка у ребенка. В этой статье от команды iSmart вы узнаете, почему у детей может испортиться почерк и как можно поставить его с помощью эффективных и простых тренировок.

Детский почерк: причины частых ошибок и методы их исправления

Зачем исправлять почерк?

Некоторые современные родители думают, что в наше время навык чистописания утратил значимость, поскольку чаще всего мы не пишем, а печатаем текст. Однако процесс письма важен для развития ребенка, ведь в нем задействовано несколько сенсорных систем: визуальная, аудиальная, кинестетическая. У пишущего ребенка развиваются внимание и память, тренируются усидчивость и моторика.

Работа над письмом – не просто учительская блажь. Почерк является одним из критериев оценки в начальной школе согласно стандартам Министерства Образования. Поэтому педагог действительно должен ставить ребенку низкие отметки при явных трудностях с чистописанием. Но это не единственная проблема:

  • Учителя по другим предметам тоже начинают занижать оценки ребенку, так как не разбирают написанное или понимают его неправильно;
  • Плохой почерк в школе может стать причиной насмешек со стороны одноклассников;
  • Из-за медленного письма у ребенка быстрее устает рука и отставание от класса усиливается;
  • Дети с неправильным почерком не успевают записывать материал на уроках и сдавать контрольные работы, отчего снижается их успеваемость.
Детский почерк: причины частых ошибок и методы их исправления

Пример изображения с замечаниями учителей

Все эти факторы приводят к тому, что у ребенка снижаются самооценка и мотивация к обучению, а значит, падает и качество усвоения знаний. Получается, некрасивый или нечитабельный почерк может испортить детям всю школьную жизнь.

Как понять, что у ребенка плохой почерк?

Если малыш не ходит в школу, и семья занимается его дошкольной подготовкой самостоятельно, родители могут вовремя не заметить проблем с почерком без опытного взгляда учителя. Тогда к поступлению в первый класс у ребенка уже сформируется привычка неправильного письма, и переучивать его на уроках будет сложнее. Поэтому нужно не только знакомить маленьких детей с чтением и счетом, но и просить их заполнять тетради первыми выученными буквами и словами. Бывает и так, что преподаватель в школе тоже не уделяет должного внимания почерку своих учеников. Тогда обязанность объективно оценить первые прописи полностью ложится на родителей.

Итак, в детском почерке могут встретиться следующие недостатки:

  • Непропорционально большие или маленькие буквы, а также буквы разной высоты в одном слове;
  • Отсутствие наклона в буквах или очень сильный, а также разный наклон вправо и влево;
  • Схожее написание разных букв (например, «и»/«н»);
  • Нахождение слов не на одной линии (буквы то выше строки, то ниже);
  • Слишком сильный или, наоборот, слабый нажим на ручку при письме;
  • Неодинаковое соединение букв в слове, его отсутствие – письмо печатными буквами – или добавление дополнительных элементов (например, превращение «о» в «а» при соединении);
  • Невыразительное или нечитабельное написание отдельных букв;
  • Захождение слов за поля тетради или на соседнюю страницу, а также дезориентация на листе – написание текста в произвольном месте.
Детский почерк: причины частых ошибок и методы их исправления

Пример изображения с плохим детским почерком

Если вы заметили у ребенка одну или несколько каллиграфических ошибок из этого списка, настало время перейти к регулярным упражнениям по исправлению почерка у школьников. Однако сначала лучше понаблюдать за ребенком, чтобы выявить причины проблемы с письмом.

Почему ребенок некрасиво пишет?

Порой детские каракули в тетради являются результатом стрессов, мышечных зажимов и неврологических проблем. В некоторых случаях речь идет даже о клиническом расстройстве процесса письма – дисграфии. Дисграфия не связана с уровнем интеллектуального развития и бывает трех видов: акустическая (неумение распознать звук на слух), моторная (нарушение движений руки) и оптическая (невозможность соотнести зрительный и звуковой образы).

В этих условиях перед тем, как улучшить почерк с помощью письменных упражнений, нужно отвести ребенка к специалисту: психологу, логопеду, неврологу. Он проведет коррекцию детского поведения и нормализацию эмоционального фона малыша.
Впрочем, чаще всего причины плохого почерка не такие пугающие, и их можно устранить в домашних условиях. Поговорим о них подробней и о том, как научиться красиво писать в той или иной ситуации.

Учебное пространство

Иногда причина некрасивого письма у ребенка заключается во внешних обстоятельствах. Чаще всего, это ошибки при организации рабочего места в школе и дома. В таких случаях достаточно исправить недочеты, и почерк изменится сам, так как ребенку будет удобнее писать. Поэтому во время занятий по письму, проверяйте следующие моменты:

Положение тела

Неправильная позиция рук, ног или спины приводит к тому, что у детей формируется кривой почерк, в котором буквы разъезжаются в разные стороны. У пишущего за столом должна быть прямая осанка, а руки опираются на край стола. Ноги при этом соединены вместе под углом в 90 градусов, а стопы находятся на полу или подставке. Расстояние от уровня глаз до тетради должно быть не меньше 30 см.

Детский почерк: причины частых ошибок и методы их исправления

Пример изображения с правильной посадкой за столом

Если у ребенка слабые мышцы спины, плечевого корпуса и рук, почерк почти всегда будет плохим. Чтобы развить эти группы мышц, можно перемещаться с книгой на голове, постоять в 5-секундной планке или походить на руках, пока кто-то из взрослых держит за ноги. Даже самая простая, но регулярная зарядка уже через неделю улучшит осанку ребенка, а значит, письмо станет ровнее и увереннее.

Мебель

От рабочего места напрямую зависит, как быстро устанет тело ребенка во время занятий. Так, стол не должен быть очень маленьким, и на нем всегда должно найтись свободное пространство. Вещи на столе не должны мешать движениям детской руки. Свет при этом должен падать со стороны не пишущей руки. Стул для ребенка нужно выбирать со спинкой.

Принадлежности для письма

Прежде всего, у ребенка должны быть желанные канцелярские товары, чтобы всегда имелась дополнительная мотивация. Ведь как писать красивым почерком, если тебе не нравятся собственные карандаши, ручки, фломастеры и тетрадки? В то же время не стоит всегда идти на поводу у ребенка, поскольку многие модные и изысканно украшенные письменные принадлежности просто не подходят для детской руки.

Так, ручка для ребенка не должна быть очень тонкой или толстой, иначе держать ее будет неудобно. Качество и состав чернил тоже дает о себе знать: от гелевой ручки остается больше грязи и разводов, особенно если ваш ребенок – левша (для них существуют отдельные ручки с быстросохнущими чернилами). Кроме того, пачкают тетради и ручки с очень толстым стержнем. Если есть возможность, выбирайте ручки с прорезиненным корпусом, поскольку они меньше натирают кожу, а значит, рука не устает. Оптимальная длина ручки – 15 см. Помните, что хорошие ручки не царапают бумагу и не цепляются за нее.

Обязательно обращайте внимание на то, как ребенок держит ручку. У правши она должна лежать на левой стороне среднего пальца, при этом указательный палец придерживает ручку сверху, а большой палец – слева. Пальцы не должны сжимать ручку слишком сильно, но и выпадать ручка при их движении не должна. Безымянный палец и мизинец могут свободно лежать в основании большого пальца либо быть загнутыми внутрь ладони. Расстояние от кончика ручки до указательного пальца – порядка 2 см.

Детский почерк: причины частых ошибок и методы их исправления

Пример изображения с захватом ручки

Если ваш ребенок испытывает трудности с тем, как правильно держать ручку, можно приобрести ручку-самоучку. Это специальная силиконовая насадка, которая помогает правильно поставить пальцы. Также помогает техника «пинцет»: ручку берут вертикально за верхний кончик тремя пальцами. Медленно пальцы соскальзывают вниз. Когда до конца стержня останется 2 см, рука сама правильно обхватит ручку.

Расположение тетради

Тетрадь должна находиться перед ребенком под углом 10-15 градусов, чтобы рука свободно перемещалась вдоль строки. Чем больше заполнена страница, тем выше нужно приподнять тетрадь. Если ребенок правша, страница имеет наклон вправо, если левша – наоборот. Второй рукой можно поддерживать тетрадь. Кстати, тетради лучше оборачивать в мягкие обложки из полиэтилена, чтобы они не скользили по столу.

Детский почерк: причины частых ошибок и методы их исправления

Пример изображения с правильным положением тетради и освещением

Моторика рук

Одна из самых частых причин некрасивого почерка – плохая моторика, т.е. раскоординация глаз и рук. При этом обычно на письме много лишних изогнутых и ломаных линий, буквы дрожат или их пропорции нарушены. Развивать мелкую моторику значит повышать подвижность кисти и пальцев, а также улучшать координацию движений. Вот какие упражнения и игры могут помочь в данном случае:

Пальчиковая гимнастика

Это небольшие упражнения, в которых с помощью пальцев инсценируются различные истории или сказки (чаще – рифмованные). Ребенок в пальчиковых играх должен запомнить не только сами стихи, но и последовательность движений, а также положение пальцев. Важно, что в гимнастике задействованы обе руки и все пальцы, при этом сжатие чередуется с расслаблением, а параллельные жесты – с последовательными. Альтернативой пальчиковых игр является массаж рук.

Детский почерк: причины частых ошибок и методы их исправления

Примеры изображений с пальчиковыми играми

Пальчиковый «Твистер»

Эту настольную игру можно купить в любом детском магазине или сделать самостоятельно. Вам понадобится игровое поле с цветными кружочками и крутящаяся стрелка или кубики. Задача в том, чтобы расставить пальцы на нужных цветах так, как выпало в рулетке или на кубиках. Победит тот, кто правильно поставит (и удержит!) пальцы обеих рук.

Детский почерк: причины частых ошибок и методы их исправления

Пример изображения с пальчиковым твистером

Театр теней

Такие занятия помогают развить точные и согласованные движения пальцев и кистей, а также улучшают концентрацию внимания и усидчивость. Для теневого театра достаточно иметь лампу или торшер, которые надо поставить так, чтобы свет попадал на стену. Чтобы тени получились нужного размера, сядьте с ребенком на расстоянии 3-4 метров от стены. Вы можете показывать отдельных животных или придумать сценарий и поставить спектакль. Одни из самых популярных сюжетов и образов в театре теней – это рождение и полет бабочки, лающая собака, лебедь или гусь.

Детский почерк: причины частых ошибок и методы их исправления

Пример изображения с театром теней

Для развития моторики полезно также заниматься бисероплетением и оригами, рисовать мелкие узоры, собирать конструкторы и пазлы, лепить из пластилина, создавать фигурки из спичек, перебирать крупы, играть в пальчиковые куклы.

Зрительно-пространственное восприятие

Если у ребенка проблемы с межбуквенными интервалами, зеркальное написание букв или путаница с визуально схожими буквами, слишком размашистый или очень узкий почерк, значит, у него плохо развито пространственное мышление. В таком случае мозг неправильно воспринимает положение, формы и габариты вещей. Улучшать этот навык у ребенка можно с помощью различных игр:

«Фотограф-капризуля»

Ведущий в данном случае играет роль фотографа, а ребенок – постановщика кадра. Малыш должен высадить любимые игрушки в один ряд, а фотограф будет давать ценные указания о том, кого в кадре нужно поменять местами.

«Зеркало»

Это упражнение поможет ребенку обрести контроль над телом и лучше ориентироваться в пространстве. Попросите малыша посмотреть на себя в зеркало. Пусть его ладошка медленно и плавно «проедет» по лицу от носа ко рту, а потом поднимется наверх. Затем движения нужно будет повторить без зеркала, а потом – с закрытыми глазами.

Графический диктант

Речь идет о рисовании с нуля в тетрадях в клетку. Выполняется игра под диктовку ведущего, который объясняет, в какую сторону и на сколько шагов (клеток) нужно двигаться с ручкой. В результате на бумаге появляется забавное законченное изображение, а ребенок учится ориентироваться на листе. Также полезными для пространственного мышления будут раскраски.

Детский почерк: причины частых ошибок и методы их исправления

Пример изображения с графическим диктантом

«Поиск сокровищ»

В данном случае цель ребенка – найти спрятанную игрушку, сладость или любой подарок. Ведущий же дает указания, куда и как перемещаться в пространстве. Например, дойти до окна, повернуться, подойти к столу и т.д. Альтернативой здесь является популярная игра «Холодно-горячо», но важно, чтобы направление движения всегда озвучивалось вслух.

Штриховка

Готовые контурные рисунки можно штриховать разными линиями. Это развивает координацию движений, терпение, аккуратность и, конечно, пространственное восприятие. Заполнять фигуры и силуэты можно разными способами: по горизонтали, вертикали, диагонали, а также волнистыми и ломаными линиями.

Детский почерк: причины частых ошибок и методы их исправления

Пример изображения со штриховкой

Для развития пространственного мышления полезно сделать буквы наглядными:

  1. Самый простой вариант – рисовать буквы в воздухе. Попросите ребенка показать рукой, как он пишет в пространстве ту или иную букву. Этот способ хорошо показывает ошибки малышей и развивает детское воображение. Также можно сделать объемные буквы вместе с ребенком из проволоки, чтобы малыш лучше понимал, из каких элементов состоит буква.
  2. С готовыми карточками с алфавитом (продаются в книжном или детском магазине) можно организовать целую игру. Предложите ребенку найти общее и отличия между разными буквами, а затем – между заглавными и прописными формами одной и той же буквы.
  3. Также можно приобрести буквы с неровной поверхностью. Это объемный алфавит из магнитов или кубиков, как правило, шершавых на ощупь. Развивая тактильные ощущения, ребенок лучше понимает, в каком направлении и в какой последовательности пишется буква.

Письменные упражнения для работы над почерком

  • Главный помощник красивого письма – прописи, которые бывают для левшей и для правшей. Первые прописи дошкольника могут содержать простые символы и волнистые линии на разлинованной бумаге. Важно сначала отработать написание составляющих элементов, а не целых букв, т.е. палочки, крючочки, закругления и т.д. Потом можно прорабатывать цифры.
  • Когда вы перейдете к буквам в прописях, старайтесь, чтобы ребенок писал весь алфавит заглавными или строчными буквами по 2-3 раза в неделю. Отдельное внимание уделяйте проработке соединений между буквами. Если у вас нет возможности купить прописи, попросите ребенка обводить буквы, которые вы написали на бумаге своей рукой.
Детский почерк: причины частых ошибок и методы их исправления

Пример изображения с простыми прописями

  • Подбирая слова или предложения для тренировки почерка, старайтесь находить интересные ребенку темы, а не скучные монотонные тексты. Дошкольникам, например, нравится писать имена: свое, родителей, первых друзей. Можно попросить вывести прозвище любимой игрушки или домашнего питомца.
  • Не формируйте у ребенка привычку писать в черновике. Для обучения красивому письму можно накладывать на образец с буквами кальку, на которой можно вывести целый ряд, а потом сразу перейти к чистовику. Работа с калькой основана на мышечной памяти, т.е. рука постепенно запоминает, как она обводила те или иные буквы. Под тетрадный лист также можно подкладывать заранее разлинованную бумагу (так называемую зебру), которая поможет соблюдать единый размер и наклон букв.
  • Чтобы исправить наклон букв, приобретайте тетради в косую линейку. А если нужно потренировать соединение между буквами, используйте технику безотрывного письма, когда ручка всегда касается бумаги.
  • В качестве домашнего развлечения вы можете предложить ребенку занятие каллиграфией. Писать пером сложно, но зато ребенок сможет понять, как правильный наклон и нажим на перьевую ручку влияют на результат и помогают избежать клякс. Чтобы такая тренировка проходила веселее, попробуйте обыграть ее. Например, можно написать письмо любимому сказочному персонажу или почувствовать себя в роли знаменитых учеников Хогвартса из «Гарри Поттера».
  • Как изменить почерк у ребенка, если ему быстро надоедают прописи? Поиграйте с ним в доктора или директора. Нарежьте несколько небольших листочков и предложите малышу наперегонки ставить на каждом из них подпись (указывать имя с фамилией или без), будто оформляете важные офисные бумаги или выдаете рецепт. Важное условие – подпись должна быть максимально разборчива.

Рекомендации для занятий письмом с ребенком

  1. Лучше заниматься по двадцать минут, но ежедневно, чем полтора часа раз в неделю, чтобы сформировать у ребенка привычку и не вызвать ненависть к письму. Если занятие идет 30-45 минут, обязательно делайте перерыв, во время которого можно поиграть в одну из игр, описанных в предыдущих разделах статьи.
  2. Если у ребенка высокая нагрузка в школе, можно совместить упражнения с выполнением домашних заданий. В противном случае вы перегрузите пишущую руку, что приведет к болевым ощущениям.
  3. Во время домашних упражнений лучше пользоваться не ручкой, а карандашом. Это облегчает ситуацию с психологической точки зрения, ведь ребенок будет знать, что ошибку всегда можно стереть.
  4. Чтобы ребенку было удобнее закреплять знания, можно приобрести наглядные материалы: таблицу, где указан алфавит со схемами написания каждой буквы. Направление и порядок письма на таком постере отмечены стрелками и нумерацией.
  5. Проверяя прописи ребенка, акцентируйте внимание на его успехах, а не на ошибках. Это вдохновит малыша на дальнейшую работу над почерком. Постарайтесь хвалить буквы максимально описательно, чтобы ребенок тоже замечал, что именно у него получилось.
Детский почерк: причины частых ошибок и методы их исправления

Пример изображения с прописью в косую линейку

  1. Если вы проверяете работу ребенка письменно, возьмите за правило не перечеркивать ошибки красными чернилами, а отмечать удачные буквы зеленой ручкой. Это создает ситуацию успеха и придает уверенности. Иногда вы можете меняться с ребенком местами, предлагая ему побыть в роли учителя. Заполняя прописи, допустите несколько ошибок и посмотрите, отыщет ли их юный педагог.
  2. Когда вы видите, что ребенок совершает ошибку при написании буквы, озвучьте это сразу. Однако не забудьте, что в замечании важны мягкие интонации. Попросите вывести на бумаге неполучившийся элемент еще раз.
  3. Если ребенок устал и отказывается писать, разрешите ему переключиться на другой, но тоже полезный вид деятельности. Пусть он нарисует простой рисунок по клеткам в тетради или обведет какой-нибудь узор/силуэт в контурных раскрасках.

Подводя итоги, нужно сказать, что дети очень редко имеют плохой почерк только из-за лени или невнимательности. Чаще истина кроется в конкретной физической причине, которую можно устранить при правильном подходе.

При должной усидчивости первые результаты в работе над детским почерком в домашних условиях заметны уже через пару месяцев тренировок. Но помните, что многократное и насильственное переписывание одинакового текста редко дает положительные итоги. Дело в том, что за красивое письмо у человека отвечает не только твердая набитая рука, но и мозг с многочисленными нейронными связями. Будьте терпеливы к ребенку, оказывайте ему поддержку, и тогда всё обязательно получится.

Ребенок пишет как курица лапой — ленится? А может, нужно идти к врачу? Директор Института возрастной психологии Марьяна Безруких — о том, как и зачем научить ребенка писать красиво. И почему нужно делать это не раньше семи лет.

Для чего нужен красивый почерк? 

Вопрос эстетического восприятия красивого и некрасивого почерка — вещь индивидуальная. А вот четкий и читаемый почерк — это необходимость. Ведь человек пишет не просто для того, чтобы поставить закорючку, а для того, чтобы изложить свою мысль, чтобы его поняли.

То есть важно поставить именно такую задачу — четкие и читаемые буквы. Они должны быть примерно одинаковой высоты, ширины, все прямые линии параллельны. Такое определение красивого почерка звучит понятнее, оно более универсально, и достичь этой цели проще, чем какой-то эфемерной красоты. Поэтому именно на такую задачу я рекомендую настраиваться родителям. 

Почему дети пишут как курица лапой?

Письмо — это сложнейший когнитивный навык. Причем не только моторный, как многие думают. Это сложнейший комплекс последовательных движений и действий, связанных с мелкой моторикой, с фонетико-фонематическим восприятием, перекодировкой звучащей фонемы в графему. В этом процессе задействованы функции внимания, восприятия, зрительной и слухо-моторной памяти. 

Это огромный комплекс когнитивных функций, который к школьному возрасту должен развиться до определенного уровня.

На сегодняшний день только у 30% первоклашек хорошо сформирована речь, которая — одно из базовых оснований формирования навыка письма. Ребенок ведь не просто рисует крючки — он должен услышать звук, понять, какая это буква, а затем ее написать. Все это происходит одновременно и поэтому очень сложно.

Если ребенок пришел в школу с недостаточно зрелыми когнитивными функциями, то быстро научиться писать ему будет крайне сложно. Детей, у которых к семи годам не сформированы внимание, речь, зрительно-пространственное и фонематическое восприятие — примерно 90%.

Второй фактор, который затрудняет освоение навыка письма, а за ним и возможность писать красиво, — это огромные темпы в современной российской школе. За последние 20 лет время обучения письму сократилось как минимум в пять раз. Уроки чистописания — это не столько про само чистописание, сколько про формирование навыка. А этот навык не формируется быстро, он развивается медленно и постепенно. Если мы перескакиваем через этапы развития навыка письма, то, естественно, теряется его качество, и, как результат, мы получаем ужасный почерк.

Во многих зарубежных странах детям разрешают писать печатными буквами, не курсивом, и это значительно проще. Таким образом они выигрывают время, хотя внешне это, возможно, выглядит не так красиво, как слитное письмо курсивом. 

Еще один фактор, который мешает становлению красивого почерка — это то, что мы начинаем обучение в 6-6,5 лет. Будет гораздо лучше, если ребенок приступит к школьной программе в 7-7,5 лет. В современную школу по всем показателям, не только из-за письма, стоит пойти на год позже, если есть такая возможность. Ребенок будет больше готов к тем нагрузкам, требованиям и интенсивности работы, которые сейчас требуются. 

Что должно насторожить родителей?

Иногда родители жалуются: «У ребенка ужасный почерк, наверное, с ним что-то не так». Мы не можем говорить о нарушениях на начальных этапах становления навыка.

Некрасивый почерк в первом классе — это не повод тревожиться. 

А вот если дальше ребенок не может провести ровную линию, все они дрожащие и прерывистые, разнонаправленные, буквы разной высоты и с разным наклоном, овалы похожи на каракули — тогда можно показать ребенка специалисту, и я бы начала с логопеда. 

Логопед проверит, с чем это связано — с развитием речи, фонетико-фонематическим восприятием или чем-то еще. Ведь плохой почерк может быть из-за неврозоподобного состояния, а может быть и нормой. Просто ребенок торопился. И здесь возникает вопрос: ребенок никогда не может написать ровные понятные буквы, или у него «Классная работа» написано хорошо, а дальше он поспешил и получилось не очень? В таких случаях дело не в лени или отсутствии старательности, а в чрезмерно высоком темпе, который задали ребенку в школе. 

Если все-таки говорить о почерке как об индикаторе состояния ребенка, то нужно обращать внимание на внезапные его изменения. Например, писал хорошо и аккуратно, и вдруг что-то случилось, и почерк резко испортился — это сигнал тревоги. Это может говорить о стрессе, тревожности, чрезмерной физической усталости, быть предвестником наступающего заболевания. При условии, что обычно у ребенка стабильный почерк.

Очень часто встречаю детей, которые все время торопятся, когда пишут. 

Прошу ребенка: «Давай медленно». А он говорит: «Не могу!» Так привык. В школе его все время подгоняют, очень высокий темп обучения и работы в классе. Но это не значит, что он в принципе не способен писать нормально. Просто для этого не созданы правильные условия. 

Что нужно делать до школы?

Обязательно лет в пять и не раньше нужно начинать работу по подготовке к письму, и главный шаг — это научить ребенка правильно держать ручку. Не в кулаке, не между пальцами, а как следует. 

Пока он этому не научился, писать не должен. Родителям важно помнить, что время непрерывного письма пяти-шестилетнего ребенка — это три минуты. Работа с прописями рассчитана на пять минут в день, но, если вы будете заниматься в течение года до школы — то увидите результат. Занятия дольше пяти минут бессмысленны — ребенок перестает концентрировать внимание, у него устают рука, мышцы спины — пользы ноль. 

Я знаю многих родителей, которые до школы учат детей писать прописные буквы — этого делать нельзя.

Максимум, к чему можно прийти в этом возрасте, — это печатные буквы, но начинать нужно, конечно, не с них. Недаром я назвала книгу «10 шагов к письму». В ней каждый шаг важен, перепрыгивать вперед нельзя, и написание даже печатных букв — это уже последняя ступень, а не первая. 

Для тех, кто хочет глубже изучить вопрос, я рекомендую видео на YouTube и свои прописи или книги: серию «Ступеньки к школе», «10 простых шагов к красивому и правильному письму», «Азбука письма — 365 шагов к школе», «Пишем буквы от А до Я». 

Если у вас уже школьник, и уже есть проблема с почерком, то учите ребенка не торопиться. Лучше разделить задание на части. Если, например, задание занимает 40 минут, то ребенок точно не может выполнить его хорошо за один подход. Вначале будет хорошо, а потом нет. Лучше сделать по частям и спокойно, чем быстро и плохо. Но у нас какие установки в ходу: «Сделал дело — гуляй смело», «Сделай уроки — пойдешь гулять». Это ошибочная стратегия.

Ну и, конечно, никогда нельзя заставлять ребенка что-либо переписывать. Переписанное всегда хуже, чем написанное изначально — это очень утомительно. Не мучайте ребенка.

«Все пишут как хотят и никому нет дела». Опыт других стран

Ольга, Израиль:

— Когда мы приехали в Израиль, моей младшей дочери было пять лет, она пошла в детский сад, а в шесть — уже в сад, который по типу школы. Три или четыре года они писали карандашами — в пенале у дочки были только карандаши и фломастеры для рисования. Писали в основном в учебниках, в тетрадках мало.

Сейчас она переходит в 7-й класс — в среднюю школу. Как таковых оценок до сих пор не было. Оценивают только большие проекты и презентации, и то по стобалльной процентной системе. До этого были словесные формулировки: «Молодец», «Старайся», «В следующий раз получится лучше» и так далее.

Что касается письменных работ, у них были своего рода прописи. Вы понимаете, что иврит очень своеобразный язык — правой рукой нужно писать справа налево. На мой взгляд, эти прописи имели одну задачу — научить руку двигаться. Проблем никаких с этим не было.

Как ни странно, большинство детей пишут ровно, хотя акцента на письменные задания нет. 

В начальной школе предметы, связанные с письмом и счетом, идут наравне с социальными навыками. Например, есть предмет, который в дословном переводе называется «Искусство жизни». Кроме того, очень много физкультуры — они постоянно прыгают, бегают, танцуют.

Моя дочь пишет плохо, это связано с тем, что у нее синдром Аспергера. И первой это заподозрила школа и попросила проверить. Никаких оценок за почерк нет, ни одной фразы по поводу того, что не аккуратно написано, я не слышала. Если учитель понял — он оценил, если нет — то спорил. Когда они подрастают, многое делают на компьютере. 

За все шесть лет я ни разу не сидела над душой у ребенка и не делала с ней уроки. Домашних заданий в начальной школе практически нет. 

Анна, Италия:

— К каллиграфии в Италии относятся спокойно, оно и ожидаемо — мало кто из знакомых итальянцев может похвастаться не только изящным, но и попросту разборчивым почерком, причем это мы не о врачах говорим.

Мои дети в итальянской школе, конечно, учились чистописанию, но, что называется, «без фанатизма»: просто дорисовывали буковки по пунктиру. Русские же прописи поначалу застали их врасплох, но они быстро привыкли. Старшая дочка успела отходить год на уроки каллиграфии в русской школе, а младший сын в самый первый локдаун научился не только читать, но и освоил чистописание по-русски. В русской школе почерку уделяют куда больше внимания, чем в итальянской, а за неаккуратное письмо, как водится, снижают оценку.

И все же мне кажется, что, как и во всем, в обучении чистописанию должна быть золотая середина: мне жаль упущенного итальянской школой обучения правильному захвату ручки, но в то же время и плохие оценки только за неряшливый почерк мне кажутся перебором.

Екатерина, Германия:

— Расспросила свою дочь Полину про почерк и чистописание. Она ответила, что в немецкой школе вообще никто и никогда никаких замечаний не делал. В России первая учительница нам всем выправляла специальными тетрадями почерк, делала замечания, нам это было неприятно, и мы все старались. А тут все пишут как хотят и никому нет дела.

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Плохой почерк у ребенка может стать причиной низкой успеваемости в школе: согласно критериям оценивания, разработанным Министерством образования, учителя младших классов обязаны снижать оценки за корявые строчки. Если проблему не решить в первом классе, дальше она только усугубится. В конце концов, ребенок может начать писать вовсе нечитаемый текст, который не расшифрует даже он сам.

Чтобы исправить почерк, существуют определенные упражнения. Выполняя их, ребенок постепенно научится писать красиво и правильно. Не стоит рассчитывать только на школьных педагогов. Совершенствование техники письма – это совместная работа учителя, ученика и родителей.

А НУЖНО ЛИ ВОЛНОВАТЬСЯ?

Первым делом стоит пояснить, что плохой почерк – понятие субъективное. Если вам самим он не нравится, это не значит, что у ребенка есть проблемы. Другое дело, когда замечание делает учитель.

Педагоги обращают внимание на действительно важные моменты:

  • текст «уезжает» вверх или вниз, находится не на линии;
  • нет интервала между словами;
  • ребенок пишет в произвольной части листа;
  • слишком мелкие или крупные буквы;
  • разный наклон и размер букв и слов;
  • слишком слабый или сильный нажим;
  • неправильное соединение букв (А и О в тексте не отличаются);
  • одинаковое написание разных букв (Н, И, П, К и других).

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПИШЕТ «КАК КУРИЦА ЛАПОЙ»?

Многие родители объясняют плохой почерк ленью, чертами характера и даже полом ребенка. Мол, мальчики не склонны старательно выводить буквы. Это мнение ошибочно и даже опасно. Ведь как борются с ленью? Правильно, удвоенной нагрузкой. Ученика заставляют выводить буквы раз за разом, вызывая тем самым стойкую неприязнь к письму и школе в принципе.

Запомните – каждый ученик хотел бы писать красиво, получать хорошие отместки и слушать похвалу. Никто не принимает решения писать как «курица лапой». У одних красивые буквы получаются сами собой, а другие вынуждены сильно стараться, и все равно почерк получается неидеальным. Причины нужно искать глубже.

Навыки письма стоят на трех китах:

  1. Функциональная готовность к письму. Психические функции должны быть достаточно развиты, чтобы ребенок мог писать.
  2. Социально-педагогический аспект. Весомую роль играет дошкольное образование, отношение в семье к чтению, характер общения со взрослыми, и педагогами в том числе.
  3. Уровень мотивации. Чтобы красиво писать, ребенок должен хотеть учиться.

Из этих основ складывается грамотность ученика. Если один пункт нарушен, будут возникать те или иные проблемы в обучении в школе. Плохой почерк – это сигнал, что ребенку необходима помощь.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЧИНЫ

В это трудно поверить, но недавно специалисты установили, что первоклассники на уроках письма испытывают такие же по силе нагрузки, как космонавты во время старта. То, что кажется взрослому простым, ребенку дается неимоверно сложно.

Ситуация усугубляется, если имеют место следующие факторы:

  • Неудобное рабочее место. Если школьник сидит или держит ручку неправильно, он быстро устает. Это непременно отражается на почерке. Попробуйте сами написать предложение, заняв неудобную позу. А если еще и тетрадь постоянно сползает, а пальцы соскальзывают с ручки?
  • Недостаточный уровень развития мелкой моторики. Написание букв требует выверенных движений пальцами и кистью руки. Если моторика у ребенка развита слабо, то письмо ему будет даваться тяжело.
  • Недостаточный уровень пространственного восприятия. Чтобы выводить красивые буквы, нужно хорошо ориентироваться на листе бумаге. В 6–7 лет дети могут еще не уметь соотносить буквы с клетками, определять право и лево, рассчитывать отступы.
  • Сильное потрясение (развод родителей, смерть близкого человека, сложная адаптация к школе) или болезнь. Если в период активного обучения письму ребенок испытывал сильный стресс или тяжело болел, неудивительно, что он будет отставать от сверстников. Почерк может даже ухудшиться. Скорее всего, будет наблюдаться «откат» по всем предметам и сферам деятельности ребенка.

ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО ПОЧЕРКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Нейропсихология помогает понять связь между поведением ребенка и функционированием головного мозга. За плохим почерком практически всегда стоит незрелость определенных его отделов.

  • Если спустя короткое время школьник начинает зевать, вертеться на стуле, ронять ручку, у него недостаточно развит первый блок. Он отвечает за активацию мозга. Чтобы «включиться», ребенку нужно больше кислорода. Для этого усиливают кровоток с помощью специальных упражнений и дыхательной гимнастики.
  • При зеркальном написании букв, путанице, неправильном расположении текста в тетради незрелым оказывается второй блок. Он включает в себя зрительный, слуховой и кожно-кинетический анализ, а также фонематический слух, ориентацию в пространстве и зрительное восприятие.
  • Если ребенок знает правила, но пишет все равно с ошибками, не соблюдает нормы поведения, то неразвит третий блок. Это блок программирования и контроля.

Неразвитые блоки можно «запустить» с помощью специальных игр и упражнений, дыхательной гимнастики, занятий на свежем воздухе. Адекватное развитие ребенка поможет преодолеть трудности. Если проблема серьезная, можно подключить нейропсихолога. С помощью специальных методик специалист может перераспределить функции структур мозга, даже если они поражены.

ПЛОХОЙ ПОЧЕРК У РЕБЕНКА ВО 2 КЛАССЕ

В первом классе плохой почерк не редкость. Дети только изучают правописание и тренируются красиво выводить буквы. Почерк совершенствуется в течение учебного года. Но если проблема остается актуальной и во 2 классе, это серьезный повод задуматься. Среди возможных причин плохого почерка может быть дисграфия и синдром двигательной расторможенности.

ДИСГРАФИЯ

Дисграфией называют неврологическое расстройство, которое выражается в серьезных затруднениях моторных и сенсомоторных функций. Дословно дисграфия переводится как «трудно писать».

Характерные симптомы:

  • плохой почерк;
  • проблемы с орфографией;
  • ребенок испытывает сложности при изложении мыслей на бумаге.

Различают 3 основных вида дисграфии:

  1. Дислексия. Проявляется в неразборчивом написании букв, ошибках в произношении. Ребенок неправильно говорит и пишет. Но при этом он способен без ошибок переписать текст.
  2. Моторная дисфункция, двигательная расторможенность. Из-за проблем с двигательными навыками дети неразборчиво пишут и переписывают буквы и слова.
  3. Пространственная дисфункция. Дети плохо ориентируются в пространстве, неразборчиво пишут и переписывают. Могут начать писать в середине листа, выйти за поля, перенести слово на следующую страницу.

Поставить соответствующий диагноз могут логопед и психоневролог после 7–8 полных лет. При подозрении на дисграфию исключаются нарушения слуха и зрения.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

В первую очередь, нужно поддержать ребенка, а не ругать. Попробуйте сесть и вместе разобраться, почему у него не получается писать буквы красиво и аккуратно. Поговорите с учителем. Если есть подозрения на расстройство, проконсультируйтесь у специалистов: логопеда, психоневролога, нейропсихолога.

Общие советы и правила, которые помогут исправить плохой почерк у ребенка:

  • Правильное и комфортное рабочее место. Парта должна соответствовать росту ребенка. Важно, чтобы его ноги стояли на полной ступне, сгибались под прямым углом, а спина поддерживалась высокой спинкой стула. Столешница должна находиться чуть ниже солнечного сплетения. Во время письма спина опирается на спинку, а локти слегка выпирают за край стола. Такое расположение позволяет долго не уставать, а еще предупреждает проблемы с осанкой. Также поможет улучшить почерк наклон столешницы – 10–15 градусов. Он обеспечивает легкое скольжение и перемещение руки по строке.
  • Полиэтиленовые обложки. Полиэтилен липнет к столу и не дает тетради скользить. Поэтому в начальных классах школы нужно отдать предпочтение тоненьким полиэтиленовым обложкам вместо твердых пластиковых.
  • Правильная ручка и способ ее удержания. Важно, чтобы пальцы школьника не скользили по ручке, а сама она легко писала. Оптимальная длина – 15 см, диаметр – 6–7 мм. Во избежание соскальзывания пальцев стоит выбрать ручку с резиновой накладкой или зазубринами в месте удержания. Также стоит проконтролировать захват. Правильно, если ручка лежит на левой стороне среднего пальца, а указательный палец только поддерживает ее и может легко подниматься. Расстояние до кончика стержня – 2 см – должно быть свободным, чтобы ребенок видел, что он пишет и как.
  • Пальчиковая гимнастика и игры на развитие мелкой моторики. Написание букв – сложная задача для первоклассника. Она требует мелких движений, которые еще не совсем привычны. Чтобы снять напряжение с пальцев, нужно каждые 15 минут делать гимнастику – сжимать и разжимать кулачки, стряхивать кисти, «играть на пианино». Также не будут лишними занятия и игры на развитие мелкой моторики. Полезно расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать узелки, нанизывать бусинки на нитку, плести косички, перебирать крупы, лепить фигурки из пластилина.
  • Развитие пространственного восприятия. Отсутствие отступов, путаница в написании схожих букв (Х и Ж, М и Ш, Ш и Щ) – следствие плохой ориентации на листе бумаги. Чтобы ее развить, следует писать графические диктанты и играть в «найди сокровище» (см. далее).
  • Калька. Сверху рабочей страницы положите кальку. Через нее будут видны буквы. Пусть ребенок обведет через нее напечатанный образец, напишет букву через кальку 2–3 раза. После этого нужно сразу писать в чистовик. Так рука привыкнет писать красивым почерком и не будет уставать от длительных тренировок в черновике.
  • Зебра. Подкладывайте под страничку тетрадки разлинованный листок с наклонными линиями – зебру. Это полезное приспособление поможет соблюдать наклон и одинаковый размер букв.

Следует помнить, что дети достаточно быстро устают. По истечении 15 минут непрерывного письма буквы начнут «плясать» даже у самого прилежного ученика или ученицы. Необходим отдых. Устройте перерыв и поиграйте в увлекательные и полезные игры. Чередуйте 15 минут занятий и 10 минут игр.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ

Игра – лучший способ обучения детей. Она позволяет весело и с пользой провести время. Ребенок совершенствует навыки незаметно для себя.

Во что полезно играть при плохом почерке?

  • Графический диктант. Суть игры заключается в том, чтобы нарисовать рисунок, двигаясь по клеточкам по заданному алгоритму. Ребенку выдается листок бумаги в клетку и ручка. Взрослый задает направление: 1 клетку вверх, 2 клетки вправо и т. д. В конце, если все выполнено правильно, получается фигурка животного, самолет, машинка. Фигуру можно раскрасить.
  • Найди сокровище. Спрячьте игрушку в комнате и опишите путь, который ребенок должен преодолеть, чтобы ее найти. Например: сделай 2 шага вперед, от стола 3 шага направо, повернись налево и пройди еще 5 шагов к шкафу.
  • Гарри Поттер. Предложите ребенку окунуться в мир волшебства и написать послание любимым героям перьевой ручкой. Дело в том, что писать ею можно только при правильном наклоне и удержании, иначе чернила либо не будут вытекать, либо оставят кляксы. Многочисленные исследования подтвердили, что написание пером помогает выработать красивый почерк. А чтобы ребенку было интересно заниматься, можно провести параллель между Гарри Поттером, где все герои использовали перья вместо ручек.
  • Пальчиковый твистер. Это миниатюрная версия популярной игры. Она улучшает мелкую моторику и способствует развитию координации пальцев. Правила практически такие же, как в обычном твистере. Игроки по очереди кидают кубики. На одном указан цвет, на втором – палец, который нужно переместить. Рабочая рука располагается на поле с разноцветными кружками. Когда нужное положение принято, нужно сплясать пальчиками. Кто не сможет выполнить, выбывает из игры.
  • Театр теней. Выключите свет, включите фонарик и направьте его на стену. Подойдите поближе к световому пятну и переплетите руки. Они будут отбрасывать замысловатую тень. Научитесь делать бабочку, собаку, зайца, лебедя, цветок. Придумайте с ребенком сюжет и покажите его на стене.

ПЛОХОЙ ПОЧЕРК У РЕБЕНКА С ДВИГАТЕЛЬНОЙ РАСТОРМОЖЕННОСТЬЮ ИЛИ ДИСГРАФИЕЙ

Активные дети, которые не могут усидеть на месте, вполне закономерно имеют очень плохой почерк. Если вашему ребенку поставлен диагноз «синдром двигательной расторможенности» или «дисгафия», то заниматься коррекцией нужно со специалистами. Они помогут составить индивидуальный план работы, который может включать медикаментозное лечение, гимнастику, физические упражнения, домашние задания и игры, а также занятия с логопедом-дефектологом.

Многие пытаются улучшить почерк, заставляя ребенка переписывать буквы снова и снова. Однако этот метод не работает. Таким образом можно лишь вызвать отвращение к учебе. К решению проблемы необходимо подходить творчески. Используйте игры и интересные задания. Замечайте и хвалите даже небольшие достижения юного ученика. Не наседайте и действуйте мягко. Если чувствуете, что не справляетесь, подключите специалистов. Общими усилиями вы быстро достигните успеха.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Добавить комментарий