Все люди, если вы их спросите, скажут вам, что видят себя успешными и самодостаточными личностями. К сожалению, общество не может состоять только из целеустремленных и амбициозных людей.
Социум делится на две категории: ведомые и ведущие. Ведомый человек отличается некоторой пассивностью и не стремится принимать самостоятельные решения, предпочитая полагаться на мнение окружающих. Таким людям свойственно нежелание нести ответственность за свою жизнь и готовность жить, опираясь на чужие советы.
В течение жизни каждый член общества хотя бы раз становится зависимым от чужого мнения или сложившихся обстоятельств. Кто-то утверждает, что быть ведомым нормально, ведь таким образом человек ограждает себя от различных потрясений и неудобных ситуаций. Другие же считают, что ведомые люди по натуре своей слабаки и трусы, неспособные ничего добиться и не заслуживающие уважения. Но как обстоит дело на самом деле?
Ведомый человек – это какой?
Ведомый человек – это тот, кто без колебаний позволяет более сильному руководить собой. На самом деле, данное понятие не включает в себя что-либо постыдное и порицаемое.
Не все люди стремятся к всеобщему признанию и власти, с большим комфортом чувствуя себя в роли подчиненного. Если такому человеку повезло с «наставником», то у него есть все шансы максимально раскрыться как личность.
Важно
Чаще всего склонность быть ведомым зависит от темперамента человека и особенностей его нервной системы.
Ведомые люди известны гибкостью мышления и приспосабливаемостью, помогающими им подстроиться под имеющиеся жизненные реалии. Таким людям достаточно просто адаптироваться в обществе и принять присущие ему законы и нормы поведения. Ведомость не означает слабость, ведь умение найти свое место практически в любых условиях, в какой-то степени указывает на внутреннюю силу.
Идеальным вариантом можно считать, когда в одном человеке объединяются ведомость и позиция ведущего, тем самым формируя по-настоящему гармоничную личность. Если функция ведущего настраивает человека добиваться поставленных целей, то ведомость учит его доверять близким людям и не заботиться о контроле.
Внешние признаки
Людей нередко интересует вопрос, как распознать ведомого человека. Честно говоря, определить ведомость достаточно просто, главное вовремя заметить следующие признаки:
- Внушаемость. Ведомого человека легко переубедить, под чужим влиянием он запросто может изменить свою точку зрения, даже если еще несколько минут назад был абсолютно уверен в своей позиции.
- Отказ от своих нужд в угоду чужих. Ведомость проявляется и в выборе чужих потребностей в обход собственных. Иногда это связано со стремлением помочь дорогому и близкому человеку, а порой с простым нежеланием и неумением отказать.
- Трудности с восприятием критики. Ведомые люди сильно зависимы от мнения окружающих, поэтому любую критику воспринимают весьма болезненно. Нередко даже самые безобидные фразы могут стать причиной развития угнетенного состояния и проблем с контролем собственных эмоций.
- Стремление избегать скандалов. Человек боится оказаться в центре конфликтной ситуации и всеми силами будет стараться избегать острых углов и размолвок. Он старается не портить ни с кем отношения, опасаясь стать жертвой очередного скандалиста.
- Надежный исполнитель. Ведомые люди славятся своей внимательностью, из них получаются отличные подчиненные. Достаточно дать четкие указания и можно не волноваться о том, что он не справится с возложенными на него обязанностями.
- Сомнения в своих желаниях. Чаще всего ведомым становится тот человек, которого в детстве ограждали от любых возможных потрясений и препятствовали развитию самостоятельности. Такой человек сам не знает, чего хочет и не может определиться со своими интересами.
- Подверженность манипулированию. Ведомые люди не умеют отказывать, они боятся потерять расположение окружающих. Именно поэтому они легко становятся объектами манипуляций и интриг.
- Чрезмерная открытость также является отличительной чертой ведомого человека. Он может откровенно рассказывать о себе и своих переживаниях даже малознакомым людям, надеясь таким способом расположить их к себе.
- Заниженная самооценка. Ведомые люди считают себя неудачниками, любое свое действие они заранее обрекают на провал. Они не видят смысла в том, чтобы ставить цели и добиваться их.
Как перестать быть ведомым
Если вы после долгих размышлений пришли к выводу, что вы – ведомый человек, то не поддавайтесь упадническому настроению. Ведомость не является каким-то отклонением, ее можно расценивать как особенность вашей личности. Однако и в жизни в угоду чужих желаний нет ничего хорошего. Нужно, в первую очередь, ценить и уважать себя и свои потребности.
Психологи настоятельно советуют принять во внимание следующие рекомендации:
- Учитесь ответственности. Нельзя стать сильной личностью, постоянно отказываясь нести ответственность за себя и свои поступки. Вы – хозяин своей судьбы и только от вас зависит насколько счастливой будет ваша жизнь. Не перекладывайте принятие решений на чужие плечи, уж лучше допустить ошибку, но она будет именно вашей. Негативный опыт – все равно опыт, а любой опыт можно сравнить с очередной ступенькой в лестнице на пути в самосовершенствованию.
- Ставьте цели. Не стоит сходу замахиваться на что-то запредельное. Начните с небольших кратковременных задач, которые необходимо решить. Заведите блокнот, в котором будете записывать свои планы, ставить для себя сроки их реализации и, в дальнейшем, оценивать получившийся результат.
- Поверьте в свои способности. Хватит воспринимать себя исключительно с позиции рохли и неудачника. Подобное отношение не приведет ни к чему хорошему, а только усугубит проблему. Любой человек способен чего-то достичь, если приложит определенные усилия.
- Научитесь быть скрытным. Прекратите выворачивать душу перед малознакомыми людьми, да и ближнему окружению вываливать всю подноготную не стоит. Во-первых, учтите, что простого знакомого не интересуют ваши жизненные трудности и график кормежки вашей любимой собаки. А во-вторых, помните, что чем больше будут знать о вас другие люди, тем проще им будет управлять вами.
- Повышайте самооценку. Неуверенность в себе может заметно осложнить жизнь, что уж говорить о ведомости. Ведомые люди замечают в себе только недостатки и в упор не видят свои преимущества. Начните с совершенствования своего внешнего облика. Как только вы начнете считать себя привлекательным человеком, сразу почувствуете прилив уверенности в себе.
- Развивайте таланты. Найдите время для своих увлечений и хобби. Занятие любимым и приятным делом способно помочь снять скопившееся напряжение, забыть о существующих проблемах и просто отлично отдохнуть.
- Не идите на поводу у других людей. Не позволяйте никому управлять вами, ведь это грозит потерей своего «я». Старайтесь ограничить свое общение с людьми, которые привыкли вами манипулировать.
- Учитесь отказывать. Как бы страшно вам не было – нужно уметь отказывать. Никто не вправе заставить вас делать то, чего вы не хотите.
Важно
Ищите внутренний баланс, ведь внутренняя гармония выражается в умении сочетать в себе качества как ведомого, так и ведущего человека.
Что значит быть «ведомым человеком» и как избавиться от этой черты?
Каждый человек в этом мире уникален. У каждого из нас есть те или иные особенности: физические, личностные, психологические. В основе любой черты личности лежат те или иные причины. Психологи и психотерапевты до сих пор спорят, как формируется характер человека. Одни убеждены, что личностные характеристики формируются в процессе жизни и зависят от её условий, другие утверждают, что часть личностных черт мы получаем по наследству от наших предков. Кто такой ведомый человек? Что значит «быть ведомым»?
Такое свойство как «ведомость» характеризует людей робких, боящихся отстаивать свою позицию и не умеющих говорить «нет». Ведомый практически во всех ситуациях занимает позицию «пассивного» или «слабого» звена и выбирает лидера, за которым будет следовать.
Ведомый человек: чем он отличается от неведомого?
Главные свойства сильной личности – это умение отстаивать свою позицию и действовать в соответствии со своими взглядами, не опираясь на чужое мнение. Согласитесь, в жизни – в рабочем коллективе или в семье — иногда возникают спорные ситуации, в которых нам приходится делать выбор: отстаивать свою точку зрения и следовать ей или же подчиниться мнению большинства. В таких ситуациях и проявляются ведомость/неведомость.
Человек внушаемый, т.е. ведомый, перейдёт на сторону своего лидера или большинства, даже если принятое решение ему совершенно невыгодно. Почему? Казалось бы, это совершенно нелогично. Дело в том, что ведомый человек боится проявлять себя и высказывать своё несогласие. Он во всём будет опираться на других, вне зависимости от собственных взглядов. Неведомая личность будет отстаивать свою позицию без оглядки на мнение большинства. При чём «отстаивание позиции» не равно громкому конфликту и спору «с пеной у рта». Невнушаемой личности ничего не стоит высказать своё мнение и придерживаться его. Но ведомый человек на это неспособен.
Поведение ведомых и неведомых на практике
Руководство предложило сотрудникам офиса отпраздновать юбилей компании. Работникам предложили выбрать место проведения праздника самостоятельно: все финансовые затраты начальство брало на себя. Несомненный и негласный лидер коллектива Валерий высказал предложение: отправиться за город и устроить шашлыки у озера. Большая часть коллектива ответила согласием, в том числе и преданная подруга Валеры, Мария. На самом деле, Мария не была в восторге от этой идеи: она не любила отдых на природе, не хотела уезжать из города на целый день, тем более, ради шашлыков. Но высказать это вслух она не смогла: не хотела идти против всего коллектива. Лишь несколько человек, в том числе и менеджер Инна, открыто высказались против этой идеи, предложили остаться в городе и отметить событие в ресторане. Сотрудники засомневались, и Мария в том числе, но открыто пойти против идеи Валеры они побоялись. В результате коллектив в неполном составе отправился праздновать за город. Инна и другие сотрудники от поездки отказались. Мария поехала, но осталась недовольна отдыхом.
Мария – образцовый ведомый человек (как и другая часть коллектива, которая не смогла выразить своё мнение). Она следует за своим «лидером» даже в урон собственным интересам. Ведь мнение лидера для ведомого человека – негласный закон, и поступиться им невозможно. Инна – неведомый человек, который не только высказывает свою точку зрения, но и отстаивает её до конца. Она открыто возразила большинству, поскольку выбранная идея её не устроила, и в итоге отказалась ехать. Чтобы решить ситуацию мирным путём, коллективу стоило пойти на компромисс. Но в итоге компания разделилась на «согласных», «ведомых» и «несогласных».
Признаки ведомого человека
Всех ведомых людей объединяют личностные характеристики. Чтобы «разоблачить» ведомого человека, достаточно проследить за его поведением. «Ведомость» прослеживается в разных жизненных сферах и социальных группах, том числе в семье, в рабочем/учебном коллективе.
Какие признаки характеризуют ведомых людей?
- Отсутствие собственной точки зрения. Ведомый человек подсознательно старается не выделяться из общей массы. Он, подобно хамелеону, подстраивается под большинство и абсолютно не привлекает к себе внимание. Люди, не обладающие подобной чертой, не стыдятся своей точки зрения. Они могут не высказывать её всем и каждому, но, тем не менее, открыто её демонстрируют и не боятся осуждения.
- Неброский внешний вид. Ведомые люди не любят привлекать к себе излишнее внимание и всем своим видом подчёркивают свою принадлежность к той или иной социальной группе. Всем своим видом они говорят «я такой же, как все». В то же время для обычного человека одежда, причёска, макияж – это способ самовыразиться, выделиться из серой массы и, возможно, вызвать внимание.
- Умение адаптироваться. Везде, куда бы ни попал ведомый человек, он подстраивается под общую массу. Таким образом он пытается защитить себя от негативных человеческих проявлений.
- Неуверенность в собственных силах. В основе ведомого человека лежит патологическая неуверенность в себе. Такие люди отрицают свою значимость и не признают самоценность. Они боятся ошибиться, быть осуждёнными и обсмеянными.
- Зависимость от манипуляций. Ведомые люди нередко оказываются игрушками в чужих руках. Поскольку способность анализировать не является их сильной чертой, они не могут трезво оценить ситуацию и выявить явные манипулятивные действия по отношению к себе. Вероятно, такой человек подвергается манипуляциям родителей в самом детстве, а потому привыкает к такому отношению и нормально его воспринимает.
- Безответственность. Ведомые зачастую – патологически безответственные люди. В норме человек несёт ответственность за свою жизнь и за все принятые решения. Ведомый подсознательно боится ошибиться, его пугают возможные последствия своего выбора. Потому он занимает пассивную позицию и фактически «прячет голову в песок».
Подобной модели поведения человек придерживается с самого детства. Ведомость и внушаемость для него – это способ защититься от конфликтов и избавить себя от ответственности. Но человек, не умеющий отстаивать себя и свои интересы, фактически отказывается управлять собственной жизнью. Такой человек зависит от всего и вся: от родителей, друзей, коллег, обстоятельств и даже незнакомых людей. И последствия могут быть очень тяжёлыми.
Как появляются ведомые люди?
В основе «ведомого поведения» могут быть две причины:
- Формирование личности в неправильных условиях.
- Врождённый темперамент.
На формирование личности напрямую влияет семейная обстановка. Ведомые люди зачастую вырастают в так называемых «тоталитарных» семьях, где родители не позволяют ребёнку проявлять себя и принимают за него все решения. Родители допускают множество ошибок в воспитании:
- запрещают ребёнку высказывать своё мнение;
- обесценивают любые его действия, высмеивают и унижают;
- заставляют подчиняться под страхом наказания;
- запрещают заниматься любимым хобби и навязывают свои взгляды;
- излишне опекают, принимают все решения за него и не дают проявить самостоятельность;
- манипулируют.
Но далеко не все ведомые люди стали таковыми из-за неправильного воспитания. По мнению психологов, на ведомость зависит и врождённый темперамент человека. Наиболее ведомыми являются флегматики и холерики. В силу врождённых особенностей нервной системы они могут позволить другим управлять собой. Им легче подстроиться под обстоятельства, нежели проявлять эмоции и демонстрировать свою точку зрения.
Как перестать быть ведомым?
Людям, имеющим такую проблему, предстоит серьёзная работа над собой. Психологи дают ведомым личностям несколько советов.
- Возьмите ответственность за свою жизнь в свои руки.
- Решите, чего вы хотите добиться, и следуйте за своей целью. Так вы приобретёте уверенность в себе и своих силах.
- Перестаньте думать о себе как о неудачнике и смиритесь с тем, что достичь всего невозможно.
- Помните: у вас и окружающих людей – одинаковые личностные возможности. Не стоит считать, что вы никогда не добьётесь успеха.
- Найдите себе подходящее хобби. Исходите из собственных интересов и забудьте о возможном осуждении. Вы можете заняться любым делом: рисованием, вышиванием, бальными танцами. Важно, чтобы это нравилось именно вам.
При желании вы можете обратиться за помощью психолога. Личный консультант поможет вам побороть страхи и взять свою жизнь под контроль.
Источник: Психология
Как не быть ведомым? Сама постановка вопроса говорит за себя. Ведь, нет ничего плохого ни в ведущих качествах личности, ни в ведомых. Но, если вы задались вопросом «как НЕ быть ведомым», то, видимо, понимание такого факта про себя вы связываете с некомфортным пребыванием на работе, или в отношениях, или в своей жизни.
Ведомые и ведущие люди в обществе нужны в равной степени. Представьте себе общество, где только те, кто ведомые. Это возможно? Нет. Также и с обществом из одних ведущих лидеров – такое возможно? Нет.
Отличие ведущего от ведомого
Основной признак, позволяющий отличить ведомого человека от ведущего – это ПОТРЕБНОСТЬ/ЛИБО ЕЁ ОТСУТСТВИЕ в том, чтобы кто-то (не сам человек) спровоцировал его на действия. То есть, чтобы ИНИЦИАТИВА шла от другого. Даже, при условии, понимания необходимости в переменах, действиях и т.д.
Проще говоря, ведомый человек чаще неспособен сам встать, пойти и сделать. Ему обязательно нужно, чтобы подошёл кто-то более сильный, авторитетный, более активный. Взял его за руку, сказал «пойдём со мной». Или, что называется, «дал волшебного пенделя». Или же, просто скомандовал, приказал. Тогда, ведомый встанет, пойдёт и будет делать.
Но, есть одно НО.
Мы не можем разделить всех людей просто на ведущих и ведомых. Потому что степень ведомости, как и степень ведущести – это всегда определенная цифра, уровень на Шкале «Склонности к ведомости». И, вы можете оценить именно свой уровень ведомости от 0 до 10 по шкале. Где:
- 0 – всегда мне нужен кто-то, кто меня поведёт
- 1 – я во всех ситуациях нуждаюсь в инициации действий от Другого
- 5 – примерно середина – не всегда и не во всех ситуациях
- 10 – мне никто не нужен, чтобы придумать действие, встать и пойти сделать. Я всегда решаю и выполняю, независимо от того, что думают другие
Однако, если уж вы читаете эту статью с заголовком «как не быть ведомым», то значит, хотите всё же стать менее ведомым и более ведущим.
Что ведет человека в жизни?
Что ведет человека по жизни, в принципе?
Вопрос вопросов. Имеющий тысячи самых разных ответов – от научных, подтвержденных последними исследованиями, до философских. От психологических до шизофренических.
С точки зрения психологии, то активного Автора своей жизни, человека по жизни ведут его личные:
- Намерения
- Смыслы, ценности
- Потребности, желания
- Цели, задачи
- Детские сценарии и подсознательные чувства
И этого всего так много в каждой отдельно взятой голове, что разобрать по полочкам состав сходу зачастую не представляется возможным. Если только медленно, постепенно, разматывать клубок.
Есть очень интересная теория, что наша жизнь – это уже готовое, уже снятое кино для каждого отдельного человека. Чего бы ты там себе не думал, кино будет разматываться перед твоими глазами, как кинолента. И для тебя это будет раскрываться во времени, как будто ты действительно, смотришь кино. Кто-то называет это «Фатумом». Кто-то «Судьба». И сторонники такого взгляда считают, что «всё предопределено», и человека в жизни ведет судьба.
А ведомые другими, ведущими – считают, что их ведут именно другие люди.
Ведомый человек это какой? И как не быть ведомым
Ведомый человек, это какой? Рассмотрим более детально признаки ведомого человека. И, отталкиваясь от них, поймём, как перестать быть ведомым человеком в жизни, в отношениях, на работе.
1.Доверие как от маленького – взрослому. Перестать быть ведомым — растить Взрослую часть
Помните, как вы были маленьким ребёнком? Мама забирала вас из садика (или из школы). И вела за ручку домой, иногда заходя в магазины.
Тебя берут за руку и ведут. И что с тобой происходит в этот момент? Ты МАЛЕНЬКИЙ. А, маленький – это значит, не ты решаешь (чаще всего) в каком направлении идти. Но, самое главное – ты в этом моменте доверяешь, доверяешься. Ты как будто находишься под защитой того, кто взял тебя за руку.
«….У меня есть старший брат, старше на 3 года. Когда мы были маленькие, мама велела забирать ему меня из садика. И по пути мы дважды переходили через дорогу с оживленным движением. Брат крепко брал меня за руку в этот момент и держал, переводя. Сейчас мне 40, ему 43 и у нас давно семьи, дети.
Мы дружим и иногда (редко, конечно), когда доводится переходить через дорогу, он как будто автоматически берёт меня за руку и переводит. И я – снова маленькая. Снова могу не думать ни о чём, просто шагать. Не заморачиваясь, есть рядом опасность или нет. Это удивительное ощущение…. «
Светлана
Учитывая этот признак, как перестать быть ведомым, или хотя бы, стать менее ведомым?
Растить свою Взрослую Часть Личности.
В каждом из нас живёт Внутренний Ребёнок (Детская часть личности, отвечающая за глубинные чувства), Внутренний Родитель (доставшиеся нам от Родителей оценки, ожидания, совесть, мораль) и Внутренний Взрослый.
Внутренний Взрослый – это наша Сильная, творческая часть личности, отвечающая за наше эффективное выживание, эффективные коммуникации с окружающим миром. Это все наши навыки, умения, хорошие стратегии.
И, чем лучше мы осознаём себя как Взрослого, тем меньше мы ведомые и тем больше ведущие.
Растить, укреплять свою взрослую часть личности – это сфокусироваться на своих сильных сторонах. На своих успешных стратегиях. Выписать их, для начала, на бумагу – чтобы наглядно были видны. Осознать, что, на самом деле, не такой уж я и маленький. Ведь я умею то, то, и то. И, более того, могу ещё научиться этому и этому.
2.Перекалдывание ответственности и боязнь своих решений
Ведомый человек, если копнуть в его душу поглубже – часто готов переложить ответственность за принятие своих решений на других.
Ответственность – краеугольная экзистенциальная категория. То есть, проще говоря, ведущая характеристика личности при диагностике личности как зрелой/либо незрелой.
Нести ответственность за решения – для некоторых, ой как страшно. А для некоторых – норма жизни.
Почему страшно? Да потому что далеко не все решения приводят нас к исполнению задуманного. Очень многие решения провальные или ошибочны. И это – нормальная, естественная часть жизни.
Виктор Франкл (основатель всемирной психотерапевтической школы Логотерапии) сформулировал верный и мощный постулат:
Ни один человек не может избежать в своей жизни 3 вещей: смерть, потери и ошибки.
И, если про смерть вы спорить не будете (очевидно же), то с принятием неизбежности потерь и ошибок всё не так гладко. Люди (многие) не хотят мириться с тем, что ошибки – это нормально! Не хотят мириться с неудачами. И, не хотят чувствовать себя проигравшими, «ущербными» в случае ошибки.
И именно поэтому, готовы отдать ответственность за решения кому-то другому. Коллегам на работе, мужу, жене в браке, близкому человеку в отношениях, маме, папе,….
Как в таком случае, не быть ведомым?
Здесь важно принять, понять вышесказанные постулаты:
Ошибки – естественная, необходимая часть жизни любого человека. И, даже более того, мы ошибаемся даже чаще, чем принимаем выигрышные решения. И это – тоже нормально.
Учитесь любить слово «нет»! Чем чаще жизнь говорит вам «нет», тем чаще жизнь говорит вам «Да». Как такое получается? Вот так: чем больше мы рискуем, что-либо предпринимаем, тем больше у нас результатов – как положительных, так и отрицательных (ошибочных).
И, поэтому Я ОШИБАЮЩИЙСЯ – это НОРМАЛЬНО. И, если я сделал что-то не то, в подавляющем большинстве случаев я МОГУ, МОГУ!!! — Откатить ошибку назад, исправить, извиниться, извлечь ценный опыт на будущее!
Когда мы принимаем ТАКОЕ видение, мы становимся способны брать на себя ответственность за принятие решений. И, таким образом, становимся гораздо менее ведомые.
Кроме того, мы как существа разумные, думающие ВСЕГДА можем минимизировать риски. Даже если мы понимаем, что делаем что—то рискованное, всегда заранее можем задаться вопросом «А что можно сделать прямо сейчас, чтобы потом, в случае чего, не было мучительно больно?».
3.Неприятие неопределенности, нежелание действовать в условиях неопределённости. Не быть ведомым — значит, принять неопределённость
Жизнь, по сути – шкатулка с сюрпризами. Как приятными, так и неприятными. Поговорка есть такая:
Пока вы планируете – Бог смеётся.
Это значит: В жизни миллион переменных, которые мы не контролируем. И не можем – они нам неподвластны.
Самостоятельно действовать в условиях неопределённости – это как ехать по неосвещённой дороге ночью в условиях тумана. И поэтому, многие просто не поедут.
В переводе с языка метафоры на обычный язык: не будут менять работу, и вообще ничего не будут делать. Пока не придёт какой-либо авторитетный друг, родственник. Который внятно скажет: МЕНЯЙ!
«Ибо, если ты не меняешься – то топор перемен падает тебе на шею (Том Хопкинс, Искусство торговать)»
И только под «напором» ведущего ведомый начинает что-то делать. Будет ли это сделанное тем, что надо ведомому – это другой вопрос. И будет ли это удачно? Тоже гарантий нет.
Так как не быть ведомым, если вы поймали себя на этом нежелании действовать в условиях неопределённости?
Учиться рисковать.
Учиться ПРОСТО ПОТИХОНЬКУ ИДТИ ВПЕРЁД, переставляя ноги, если «ехать боитесь».
Сразу может и не получится, но с появлением первых даже маленьких успехов, ваша уверенность в себе будет крепнуть. Два-три маленьких успеха и вот вы уже верите в то, что даже в условиях неопределённости вы можете САМОСТОЯТЕЛЬНО делать выборы.
Расскажу известную притчу на эту тему.
В одном царстве действовала следующая судебно-исполнительная система для преступников.
Преступника приводили к царю. Зачитывался приговор. И преступнику предлагалось на выбор 2 варианта казни: прямо сейчас в клетку с дикими зверями. Или выйти «вон в ту коричневую страшную дверь».
Что за коричневой страшной дверью – никто не знал. Потому как никто никогда оттуда не возвращался. Да и не ходи туда никто. Все выбирали клетку со зверями. Тоже страшно, но зато более понятная смерть, чем неизвестно что за дверью.
И, однажды, один любопытный сказал: А я пойду в дверь. И вышел.
А там оказалось – выход из царства, в мир, на свободу.
4. Неумение говорить нет, неумение отказывать. Не быть ведомым — научиться говорить «нет»
Не быть ведомым – это научиться говорить нет. Как это сделать?
- Сначала нужно хорошо для себя понять, какие страхи заставляют всё время соглашаться.
Даже на неудобные, невыгодные, неинтересные предложения. Как правило, это:
Страх оказаться «плохим» (желание быть хорошим), зависимость от одобрения
Страх отвержения, что ты откажешься – тебя выгонят из друзей или с работы или из семьи
Само понимание своих страхов помогает уже их контролировать и преодолевать.
- 2. Выучить алгоритм мягкого, красивого отказа.
Это значит, что если вы не привыкли говорить твёрдое «НЕТ», то сначала надо научиться мягко отказывать.
То есть, сказать «нет». Потом «извини». А потом «почему нет».
В этом алгоритме есть 2 правила: отказываем мягко, но внутри ВЕРИМ в своё право отказать. Потому что, если мы внутренне сами не верим, что имеем право отказать, то другой это почувствует и начнёт саботировать наш отказ. Поэтому, очень, очень важно уверовать, что «Я ИМЕЮ ПРАВО НЕ ХОТЕТЬ ИЛИ НЕ МОЧЬ» делать то, что предлагается!
Второе правило: «Извини» здесь – чисто формальное! МЫ извиняемся не потому, что виноваты, а потому что просто хотим быть вежливыми с человеком, которому отказываем. Чтобы он не сильно расстроился.
- 3. Переходить уже к более категоричным, если требуется, формам отказа.
Обратите внимание: как много людей вокруг вас СПОКОЙНО, непринуждённо, уверенно говорят «нет». Ну, может добавляют «не хочу» или «мне это не подходит».
И что? Мир не рушится, земля не плавится. А всё почему? Потому что они ЧЁТКО понимают и верят в своё ПРАВО отказывать.
Конечно же, есть ситуации, когда мы не можем отказаться – мы не можем не работать, например. Но, даже на работе, если раньше вы были тележкой, на которой все едут. То теперь вам достаточно просто выполнять свои должностные обязанности и не более того. А тележкой быть вы ИМЕЕТЕ ПРАВО не хотеть.
5.Неумение понимать, отслеживать свои потребности и желания делает нас ведомыми. Поэтому, не быть ведомым – это отслеживать свои желания и потребности
Ведомость зачастую базируется именно на том, что «не слышим себя». Как мы можем принимать решения, если не на что опереться?
Поэтому ведомый отдаёт инициативу ведущему.
Но, поступая так, раз за разом, человек привыкает к такому положению вещей. И уже не замечает, что живёт не свою жизнь. Отдавая другим инициативу, мы рискуем утратить остатки самого себя.
Слышать себя, понимать свои желания – важнейшая составляющая яркого, живого существования, а не жалкого «влачения» его.
Резюмируя:
Не быть ведомым – как: растить свою Взрослую часть личности; Учиться говорить «Нет»; принять всей душой вероятность ошибок; понять, что Жизнь почти всегда неопределенна и наполнена неожиданностями(!); учиться понимать и принимать свои потребности и желания! И, говорить им «ДА». И, своего ребенка научить не быть ведомым тоже можно, используя данные принципы.
Автор: Холодова Екатерина, психолог. Вы можете записаться ко мне на ОНЛАЙН консультацию по Скайпу, Вотсапп, Телеграмм, Вайбер
Ведомый ребенок не всегда проявляет себя таковым в семье, но это хорошо заметно по его отношениям с ровесниками в классе. Как вовремя определить, что подросток слишком зависит от стороннего мнения и что с этим делать, расскажем в статье.
Как понять, что на ребенка влияют со стороны
Многие родители хотели бы, чтобы их дети вырастали настоящими лидерами. Но стремится к этому необязательно. Гораздо важнее, чтобы у ребенка был здоровый подход к дружбе и взаимоотношениям с другими людьми. Обнаружить, что с этим возникли проблемы, можно по нескольким признакам:
- Внушаемость. Ведомый человек способен изменить собственные принципы под влиянием со стороны, не осмысляя информацию критически.
- Сомнения в себе, выдающие низкую самооценку, болезненное отношение к критике. В этом случае легко впасть в зависимость от мнения и оценок других. Такая уязвимость повлечет за собой управляемость.
- Отсутствие личных желаний. Подростку трудно определиться с тем, что он на самом деле хочет, зато он может копировать устремления и пожелания друзей.
- Боязнь вступать в конфликт. Отстаивать свою позицию и выражать собственное мнение при общении со сверстниками таким детям непросто.
- Услужливость. Готовность пожертвовать своими интересами в угоду чужим — неблагоприятное качество. Несмотря на то, что иногда каждому человеку приходится идти на подобное, ведомые дети действуют таким образом почти постоянно и не вдумываясь, машинально.
Родителям нужно знать, что послушный и во всем безотказный малыш, который ни о чем не спорит, может вырасти зависимой и слабой личностью, поддающейся на манипуляции.
Как формируется подобное поведение
Ведомый ребенок внушаемый. Эта особенность проистекает из темперамента и характеристик нервной системы. Но, даже обладая подобным врожденным качеством, дети не всегда становятся жертвами чужих манипуляций. Воспитание, окружающая среда помогают научиться справляться с подобным.
Чрезвычайно вредит ребенку гиперопека со стороны взрослых. Когда каждый шаг отслеживается мамой и папой, нет возможности принимать собственные решения, проявлять себя, формировать свой круг интересов — это прямой путь к тому, что и в старшем возрасте человек будет искать того, кто станет его вести.
Цель родителей — научить маленькую личность нести ответственность за свою жизнь, самостоятельно решать, проявлять волю и думать и анализировать. Это получится только через преодоление трудностей.
Как оградить ребенка от негативного влияния
Чтобы дети не поддавались отрицательному воздействию сверстников, родителям придется серьезно поработать. Советы психологов:
- Взращивать доверительные отношения. Когда со стороны взрослых он чувствует понимание и любовь, то поделится своими тревогами вовремя и расскажет о сомнительных ситуациях.
- Повышать самооценку. Именно родители могут показать малышу его сильные качества, их похвала и поддержка помогут укрепить характер и волю. Интерес к увлечениям и желаниям станет тем, что позволит вырасти более сильной и уверенной в себе личностью.
- Учить ребенка критическому осмыслению. Маме и папе следует узнавать мнение детей по тем или иным вопросам, вести с ними дискуссии и беседы, чтобы те научились слушать себя и формулировать собственные мысли. Это помогает развитию аналитического мышления.
- Позволять делать выбор. В одежде, в еде, при покупке игрушек и выборе секции важно дать даже крохе самостоятельно определиться и почувствовать последствия этого решения.
Важное умение и для детей, и для взрослых — говорить «Нет». Во многих обстоятельствах это необходимый и важный навык. Каждый раз давая ответ, ребенок должен обдумать, готов ли он согласиться и какие у этого будут последствия. Родителям следует научить опираться в подобных решениях на собственные потребности, цели и внутренние ощущения.
Не помешает и рассказать о том, что посторонние люди могут манипулировать, объяснить, какие они могут использовать уловки, чтобы заставить кого-то поступать, как им хочется.
Как исправить ведомого ребенка
Рекомендации психологов помогут выстроить в семье доверительные и здоровые отношения, благодаря чему ведомый ребенок не попадет в неприятную ситуацию, пытаясь встроиться в новый коллектив. Принципы таковы:
- Любовь мамы и папы безусловна. Подросток должен понимать, что он получит родительское внимание, несмотря ни на что и в любой момент.
- Успехи малыша достойны признания. Даже если взрослые ждали более заметного результата, похвала нужна и за те достижения, которые уже есть.
- Необходима вовлеченность в детские интересы.
- Негативные установки следует заменить позитивными. Ошибки — не провал, а опыт, нужно объяснить, как его использовать, чтобы найти выход из создавшегося положения.
- У ребенка должно быть личное мнение и право на собственный опыт. Вместо того чтобы ругать, что он все сделал по-своему и ошибся, нужно помочь разобраться с последствиями.
Мать и отец должны помочь преодолеть страхи, научить ставить цели и достигать их, отучить слепо полагаться на чужие слова. Постепенно из ведомого малыш превратиться в независимую личность, которая и сама способна вести за собой других.
Личное мнение: 10 правил, чтобы ребенок не вырос ведомым человеком
Малыш без собственного мнения редко беспокоит родителей, ведь мы сами учим его слушаться и доверять нашим требованиям и вкусам. Но уже годам к 7 это может стать проблемой — особенно, если рядом с ним окажутся приятели, которые точно знают, чего хотят. И тогда ведомый становится объектом манипуляций. Сначала в школе, потом и в жизни.
3 марта 2021
Родители, которые не дают малышу свободу, все решают за него, не доверяют его природной способности находить выгоду как из проб, так и из ошибок, замыкают его развитие вокруг себя. ВЫ для него — самое безопасное окружение, ВАШИ инструкции единственно верные. С такой директивой ребенок живет и вырастает.
Малыш, в поисках своего места среди сверстников пытается соответствовать группе, но, постоянно находясь в сильном подчинении у своих родителей, он и в группе детей тоже способен находиться только в подчинительной позиции. Ему, конечно не комфортно, но он вынужден идти против своих желаний. Главное — быть принятым, закрепиться в группе ребят, остальное менее важно. Увы, другие дети быстро смекают как можно использовать нового безотказного друга: в садике он будет выполнять задания, которые никто не любит делать, а на площадке играть роли, которые никто не хочет брать на себя. В моменты детских конфликтов им будут помыкать, и малыш всегда будет поддерживать более сильную сторону, независимо от того, на чьей стороне правда. Так малыш постепенно научится смиряться, станет безвольным, безынициативным.
Полное отсутствие свободы выбора в детстве крайне отрицательно сказывается на детской самооценке. Повзрослевший ребенок будет считать себя недостаточно компетентным, уважаемым, всегда будет нерешительным, а значит, не сможет занять достойное место в жизни и заведомо не достигнет того, что мог бы.
Друзья с детства
Не мешайте детской дружбе, она многому учит и очень важна.
Дружба — это очень ценный союз двух и более людей, схожих по интересам и взглядам на мир, или, наоборот, абсолютно противоположных и дополняющих друг друга. А крепка ли детская дружба? Несомненно, существует огромное количество выросших, и даже состарившихся людей, которые пронесли через всю свою жизнь драгоценные отношения со своим другом детства.
Уже к 4 годам общение ребенка со сверстниками становится содержательным, он пробует сотрудничать, распределять задачи и роли в игре. К 5-6 годам ребенок еще не стремится к самоутверждению во что бы то не стало. В этом возрасте важнее другое — общее дело, неважно, игра это или просто беседа. Главное, быть вместе. Именно в этом возрасте впервые зарождается новое чувство — желание что-то сделать для друга, чувство плеча и стремление к партнерству. Ребенок видит перед собой другого человека, который иначе думает, интересуется другими вещами, играет в иные игры. Эти занятия не лучше и не хуже, но они другие и это первое, что привлекает маленького исследователя.
Но к 7 годам у ребенка формируется интерес не только к деятельности, но и к личности своего маленького друга. Малыш уделяет ему внимание и осознанно проявляет о нем заботу. И, безусловно, во всех этих совместных делах на первом месте стоит взаимное копирование слов, движений и жестов. И ваши попытки искоренить детскую тягу к подражанию будут практически безнадежны.
Подражание на этом этапе — важнейший механизм усвоения опыта и приспособления к миру. Но мы, родители, знаем, что там, за пределами квартиры не все так радужно, малыша ждут и огорчения и разочарования.
Дружба не должна быть потребительской, ведь в основе неележит не столько выручка, сколько взаимовыручка, от этого личностного симбиоза должны выигрывать все. Один не должен быть постоянной палочкой-выручалочкой или жилеткой для эмоционального очищения души кого-то.
Настоящий друг не станет молчать, если его товарищ делает что-то плохое, не будет безучастным, когда его приятель готов совершить большую ошибку, не промолчит, если тот неправ. Даже если ваш ребенок в коллективе детей не лидер, он ценный член группы, потому что по всем вопросам имеет свое мнение и не боится озвучивать свой взгляд на вещи. А лидер может показывать, как хорошее, так и плохое направление.
Как научить его отличать позитивный пример от негативного? Нужно помочь ребенку сформировать независимость мышления и поведения от навязанного извне. Для этого нужно дать ему два ключа. Первый — ключ к себе — здоровая и реальная оценка себя. Второй — ключ к тем дверям, которые он захочет открыть — умение ставить свои цели, верить в свои силы, достигать поставленных задач и говорить «нет» тому, кто пытается увести его в сторону.
10 психологических черт, делающих человека ведомым
-
Низкая самооценка
-
Чувство собственной неполноценности.
-
Покорность и преданность.
-
Отсутствие развитого чувства ответственности.
-
Излишняя доверчивость.
-
Отсутствие жизненного опыта и неустойчивые убеждения.
-
Робость и стеснительность.
-
Повышенная чувствительность, эмоциональность и впечатлительность.
-
Некритичность мышления.
-
Острое эмоциональное одиночество.
Ключ первый: «Себе я доверяю очень»
Прежде чем сказать свое слово и помочь другим понять и принять себя, нужно самому правильно оценить свою личность, свою индивидуальность. Понять свою ценность и не продавать за дешево.
10 соломинок для нашей души
1. Безусловная любовь родителей
Она должна стоять здесь первой! Помогите малышу почувствовать, что ему не нужно делать что-то специально, чтобы заработать вашу любовь. Успешен он или нет, красив или не очень — вы сильно любите его. В основе детских комплексов лежат не реальные проблемы ребенка, а наши негативные оценки.
Если вы замечаете, что ребенок склонен к низкой самооценке будьте осторожны с прозвищами, даже ласкательными, не говоря уж об уничижительных.
2. Признаем успехи, даже если мы ждали большего
Акцент должен быть смещен на сам факт достижения цели, а на неудачах вообще лучше не зацикливаться.
3. Назови себя ласково
Как тебе нравится? Ты совсем не любишь, когда я тебя так называю? Понимаю, больше не буду! Родители даже не подозревают, как часто своими «безобидными и невинными» прозвищами понижают детскую самооценку.
4. Я даю установку на успех
Придумывайте позитивные установки на неделю для себя и для своего ребенка: «Я самый добрый» или «Я очень сообразительный». В конце дня можно рассказывать, какими именно делами вы доказали свою доброту, подтвердили свою смелость. Играйте в игру: «Я чуть-чуть хвалюсь, но не зазнаюсь». Делая что-то, сочиняйте новые и новые псевдонимы: « Я самый искусный ПельменеСТРЯП», «я ловкий ПузыреДУВ».
5. Меняем негативные мысли на позитивные
Если ребенок грустный пришел с прогулки, недоволен тем, как прочитал стишок, что-то сломал, испачкал, потерял, — не ругайтесь. Не все певцы — художники, не все пианисты — математики! Попробуйте и в этой беде оказать поддержку: «Не можешь перепрыгнуть? Зато как бегаешь!», «Не всем же быть артистами, кто-то и в космос должен полететь!», «Испачкался? Отлично, я научу тебя выводить пятна специальным секретным средством».
6. Я горжусь тобой, за то, что…!
Говорите своему ребенку слова похвалы, но не просто «умница», а «такое чудесное солнышко нарисовала, умница», «здорово ты поймал мяч». Ребенок должен понимать, что похвала дается за какие-то достижения. Она, в итоге будет намного ценней обычного «молодец».
7. Не бойся начать
Боится залезть на горку? Но мы можем подняться на одну ступеньку и постоять на ней сегодня и завтра и, если надо, послезавтра. А потом будет шаг второй.
Позвольте ребенку расти и чему-то учиться с учетом его физических, умственных и даже эмоциональных возможностей. Ставьте выполнимые задачи, которые заранее обречены на успех, и тогда ребенок постепенно научится доверять себе, верить в свои силы и пробовать больше.
8. А как считаешь ты?
Признайте за ребенком право на личное мнение. Только тот, у кого есть выбор, готов взять на себя и ответственность за последствия своего решения. Но если вдруг неудача? Не говорите: «Я же тебя предупреждала», в этих словах содержится какое-то необъяснимое удовлетворение провалом. Скажите: «Да, вышло не совсем так, как ты рассчитывал. Подумай, что нужно исправить». Малыш решает сам и сам допускает ошибки, но главное не это, а то, что дальше он будет делать лучше. Он не прекратит пробовать, не станет бояться последствий. А это первый шаг к способности брать ответственность за свою жизнь на себя.
9. Я внимательно тебя слушаю
Метод активного слушания — это труд, заставляющий папу отвлечься от футбола, а маму — от грязной посуды. Зачем это надо? Затем, что, когда люди говорят друг с другом, они смотрят друг другу в глаза, они желают понять своего собеседника, его мысли, чувства, мотивы.
10. Это было 100 лет назад
Ваш собственный детский опыт — это настоящий кладезь ценнейших уроков, это истории, которые учат ребенка без нравоучений и брюзжанья.
Ключ второй: «Я не лидер, но я ЛИЧНОСТЬ!»
Вам далеко до лидера? Не огорчайтесь, ведь существуют и серые кардиналы и скромные принцессы. Как бы ни был мягок, нежен и впечатлителен ваш ребенок, выработка лидерских качеств пойдет ему только на пользу. Главное, не переусердствовать и не стремиться сделать из малыша того, кем он не является и кем стать не способен и, самое главное, не желает.
10 стержней для моего ребенка
1. Я самостоятельный малыш
Давайте ребенку больше свободы, пусть он накапливает богатый опыт преодоления разных задач и трудностей. Через них он обучается многим навыкам, которые формируют в нем уверенность «я знаю, как это делается».
2. Я люблю мечтать
Мечтайте вместе как можно чаще. Воображайте себе, как вы прогуливаетесь в сказочном лесу и спасаете приболевшего волка от злых охотников, а потом помогаете ему найти верных друзей, которые его раньше совсем не знали и почему-то боялись. Представляйте, как вы осваиваете космос, глубины океана, боретесь с жаждой в пустыне, пробираетесь сквозь топкие болота. Используйте как можно чаще позитивные визуализации «представь себя сильным», «представь себя успешным», «представь, что ты на огненном коне».
3. Я — доблестный герой
Читайте малышу сказки о героях, которые выручают кого-то из беды, преодолевают опасности, борются с собственными страстями (страхами, жадностью), ищите рассказы с четко выраженной моралью. Обсуждайте их. Учите различать поступки и мысли разных персонажей, какие они (ревность, ложь, зависть, мужество, преданность), как к ним относиться и как на них реагировать. Акцентируйте, где друзья настоящие, а какие — мнимые? Отвлекаясь от чтения, спрашивайте: «Тебе нравится Герда? Как ты думаешь, почему маленькая разбойница держит в неволе животных? Потому что она очень плохая, или ей просто очень одиноко?»
4. Я уже проиграл эту роль
Рассказывайте о том, что все люди разные, по-разному выглядят, имеют разные предпочтения, поэтому мы никогда не сможем нравиться всем. Но мы можем всегда оставаться честными перед людьми и перед собой. Учите ребенка правильно выражать свое отношение к людям (хорошее оно или плохое), отказываться от того, что для него неприемлемо. Говорить с убежденностью (главное — не что говорить, а как), смотреть обидчику в глаза.
Для борьбы с детской неуверенностью и нерешительностью составьте ряд ситуаций, выход из которых потребует определенной твердости и мужества, проиграйте с ребенком эти ситуации неоднократно. Нужно буквально натаскать, натренировать его на тех моментах, где он сталкивается с агрессивным поведением, его вынуждают на что-то закрыть глаза, сделать что-то плохое или ему необходимо просто собраться с духом и преодолеть свой недостаток.
Вот лишь некоторые возможные ситуации:
-
Ты вышел во двор, увидел, что бьют твоего друга. Приди на помощь.
-
Ты очень хочешь поиграть с этой машинкой, но в нее уже играет другой. Попроси ее.
-
Ты очень обидел своего товарища. Помирись с ним.
-
Тебе предлагают перебежать через опасную дорогу. Объясни свою позицию.
-
Твой товарищ дразнит и обижает девочку. Останови его.
5. Ошибаться можно
Не ругайте ребенка за промахи, терпеливо объясняйте. Пусть результатом ошибки будет не чувство вины, а ценный урок. Ошибки и неудачи — это отличные возможности научиться чему-то новому. Кстати, даже из неудачной дружбы можно извлечь не только пуд соли, но и пару крупиц алмазов.
6. Главное не лидировать — главное финишировать
Учите ребенка доводить начатое дело до конца. Пусть ваш родительский девиз на этом этапе будет таким: «Я буду рядом и вместе мы справимся»
7. Инициатива ненаказуема!
Приветствуйте любые начинания. Поддерживайте и одобряйте идеи ребенка, его увлечения, хобби, интересы. Пусть они быстро сменяют друг друга, но они все равно обогащают мировоззрение ребенка, делают его компетентным во многих областях, помогают ему в дальнейшем самоопределении.
8. Я умею посмеяться над собой
Научить малыша смеяться над собой сможет только родитель, который сам способен над собой смеяться и который бережно относится к личности своих детей: «Не бойся быть смешным. Я ужасно неловкий. Покривляться я люблю. Смотри, как комично я выгляжу с подушкой, а с большими рыжими усами. А представь, как будет смешно, если закрасить зубы черным цветом и нарисовать фингал, а потом так встретить с работы маму». Играйте в клоунов, толстых теть, лохматых дядь и ждите, когда малыш захочет принять участие в этой затее. Когда неуверенный ребенок скажет вам: «Смотри, я смешной» — это победа!
9. Мой дом всегда открыт
Дайте ему возможность наполнить дом своими маленькими приятелями, пусть их будет тоже очень много. И среди них когда-нибудь найдется его родная душа, настоящий и верный друг.
10. Играю, дружу, помогаю
У малыша, который играет достаточно много, самооценка, как правило, вполне адекватна. В игре (дома, на улице, в компании с вами) формируется образ положительного «Я». Сопричастность к тому что делают другие, понимание, что это такое «мы — команда» — укрепляют веру в собственные силы, в свою нужность и полезность. Соучастие — и есть настоящее счастье. Чему учится малыш в игре?
-
Договариваться
-
Идти на компромисс
-
Справляться с недовольством, ревностью, обидами
-
Переживать разочарования, расставания
-
Защищать свои права, игрушки, убеждения
-
Делиться своими чувствами, секретами, мыслями
-
Преодолевать страх и неуверенность.
Больше полезных материалов о правильном воспитании детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.