Слово КАК в предложении может оказаться:
- наречием (более точное название его частиречной принадлежности – местоименное наречие) вопросительным, а также относительным (или его ещё называют союзным словом);
- модальной частицей;
- союзом.
Частицы и союзы – слова служебные, поэтому вопросы к ним не задаются, а по той причине, что они не члены предложения, и как к объектам синтаксиса вопросы к ним отсутствуют.
Вопросы к наречию КАК – слову, относящемуся к части речи самостоятельной, – мы задаём следующие: КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? (вопрос как к объекту морфологии), а как к второстепенному члену – КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ (МЕРЕ)? НАСКОЛЬКО? КОГДА? ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? (вопрос как к объекту синтаксическому).
Сложность состоит в самом определении того, какая из перечисленных омонимичных частей речи употреблена в каждом конкретном предложении, поэтому рассмотрим несколько примеров.
I МЕСТОИМЕННОЕ НАРЕЧИЕ (вопрос задаём от глагола-сказуемого или от другого наречия):
1) Вопросительное. С его помощью создаём предложения вопросительные по цели высказывания:
- Как же ты обо всём догадался? (Догадался как? каким образом? как)
- Как, по-вашему, следует учить стихи? (Следует учить как? каким образом? как)
- Как далеко продвинулся ты в изучении английского языка? (Продвинулся насколько? далеко; в какой степени далеко? как)
- Как скоро ты вернёшься с занятий? (Насколько скоро? В какой мере сколько? Как)
2) Используем как обстоятельство времени в предложениях типа:
- – Когда вернёшь учебник? – Да вот как экзамен сдам. (Сдам когда? как)
- – В какое время ты уходишь? – Да вот как пообедаю. (Сдам когда? как)
3) Относительное (то есть союзное слово). Располагается в части придаточной (обстоятельственной образа действия, а также изъяснительной), присоединяя её к части главной в составе предложения сложноподчинённого (СПП), и одновременно играет роль второстепенного члена предложения – обстоятельства:
- [Подскажите], (как пройти к ЦУМу). – Пройти как? каким образом? как.
- [Дети с любопытством смотрели], (как в их небольшой двор заезжали машины свадебного кортежа). – Заезжали как? каким образом? как.
Сравним наречие КАК с омонимичными служебными словами КАК, чтобы хотя бы немного ориентироваться в материале и научиться их различать.
II Модальная частица. Служит для выражения
1) удивления, сомнения, негодования и пр.:
- Как! И Вы всё это терпели?
- – Телевизора в его доме нет. – Как нет?!
2) внезапности названного в предложении действия:
- А он как заорёт!
- Я тогда как размахнулся!
III Союз.
1) Присоединяет к подлежащему сказуемое:
- Вата как снег.
- Ноги как ватные.
Сюда же отнесём конструкции, где КАК выступает показателем обычности предмета:
- Платье как платье.
- Старушка как старушка.
2) Присоединяет обороты сравнительные:
- Волосы у него белые-пребелые, как снег.
- Ниточка была тонкой, как паутинка.
3) Присоединяет придаточные обстоятельственные сравнения, а также обстоятельственные условно-временные и некоторые изъяснительные к главному предложению в СПП:
- [Он говорил быстро, торопливо], (как говорит человек, вечно куда-то спешащий).
- [Вернёшься], (как захочешь).
- [Я почувствовал], (как кто-то легонько потянул меня за рукав).
4) В приложениях, имеющих значение «в качестве»:
- Петра Иванова все знали как замечательного вокалиста.
- Она прославилась как исполнительница комических ролей.
5) Является частью вводных конструкций:
- Погода сегодня, как сообщают синоптики, будет пасмурная.
- Это, как говорят, временно.
Ребенок не понимает как ставить вопрос к слову.
11.09.2012 11:51
Модераторов, очень прошу, пожалуйста, не переносите топик хотя бы сутки в Домашние Задания. Тут больше народу :). Девочки, прошу посоветуйте, как обьяснить ребенку, как правильно ставить вопрос к слову – то есть ему надо разобрать слова на части речи (имя существительное, глагол, прилагательное и так далее). Не понимает, чуть не плачет. Вчера целый день с ним занимались этим вопросом – я в трансе, он не может понять, как ставить вопрос к слову. Спрашиваю – поставь вопрос у слову ручка и показываю ему ручку. Он отвечает – какая? И тут же добавляет – синяя. И это не одно слово, а почти все. Кошка – какая? Диван – какой? Бегает – куда? или кто? Слово *сегодня* вообще ставит в тупик. Говорю каждый раз – ставь вопрос перед словом, пишу на бумаге, чтоб видел – не может, не понимает. Что делать? Как ему объяснить? Может кто то даст дельный совет по этому поводу?
11.09.2012 11:56
Пусть учитель учит.
Anonymous
11.09.2012 12:18
Конечно учитель и учит. Но если ребенок не понимает – наверное надо ему помочь, как думаете?
Anonymous-автор
11.09.2012 12:20
Нет. У каждого своя работа.
Anonymous
11.09.2012 12:21
То есть если ребенок не понимает какую то тему – то фиг с ним? Помогать не надо? Но даже если вы напишите – да, не надо. Я все равно буду ему помогать. Вы меня не переубедите в этом :).
Anonymous-автор
13.09.2012 22:34
поэтому есть троечники, у них есть учитель, но фактически нет родителя, ну если это не дебил совсем
11.09.2012 11:57
Я тоже ничего не поняла.
Anonymous
11.09.2012 12:12
автор, вас лично учили в школе, по какому принципу ставятся вопросы к словам? Существительное – это предмет; прилагательное – это качество, характеристики, свойства предмета; глагол – это действие. Прочитайте вместе со своим ребёнком определение частей речи – что в них непонятного?
11.09.2012 12:17
Мы их читали и не один раз. Каждый раз, когда начинаем делать такие упражнения, мы читаем правила.
Anonymous-автор
11.09.2012 12:18
Просто читаете? Как вы прорабатываете правила?
11.09.2012 12:19
Прочитал, рассказал, привел пример.
Anonymous-автор
11.09.2012 12:22
то есть, просто пересказал бездумно по свежей памяти, но не понял? В классическом понимании выученного правила ученик должен приводить только СВОИ примеры, а не книжные. И нас учили в своё время, и я учила своих учеников – правило должно быть только со СВОИМИ примерами. Только в этом случае видно понял ученик, что он выучил, или нет, а просто прочитал.
11.09.2012 12:24
Хорошо, я буду просить приводить свои примеры. Такое уже было – он говорил похожие слова. Поэтому я думала, что примеры это не принципиально. Главное, чтоб на практике понимал.
Anonymous-автор
11.09.2012 12:12
Ребенок не понимает,какое слово является какой частью речи и по какой причине?То есть,грубо говоря-не понимает,почему слово “стол”-существительное ,и,как следствие обозначает-вещь-предмет?Сколько лет ребенку?9-10,наверное…Самым понятным мне всегда казался способ из старинных совеццких учебников,когда разбор предложения по частям производился рисованием символов под или над написанным предложением.То есть навык распознания одновременно давался и символом и пониманием.Мы как то так дотумкивали со старшим (мне тоже в деццве так объясняли-но это случалось у нас гораздо ранее школы),плюс еще проводя аналогии с другими языками проводили.То есть сам факт вопроса к слову-понятию вторичен,а первично понимание ребенком того,чем слово является.Имхо,ессно.Надеюсь,что филологи и лингвисты,пробегающие мимо,просветят более качественно.
11.09.2012 12:26
А какие символы вы рисовали? Я просто над каждым словом прописываю к какой части речи оно относится, естественно сначала перед словом пишем вопрос к нему.
Anonymous-автор
11.09.2012 14:12
Я так понимаю, что ребенок не очень въезжает, что такое “вопрос к слову”. Все логично у него. вопрос к слову чашка – “какая?” Нам ведь уже известно, что это чашка. Зачем нужен вопрос? А какая – еще нет:-)
11.09.2012 12:17
Правило хоть одно читали? Разбирали? Повторяли? Применяли? Класс какой?
11.09.2012 12:20
Всегда перед выполнением ДЗ читаем правила. Правила повторяем всегда. Примеры приводит такие как в учебнике.
Anonymous-автор
11.09.2012 12:55
Самый жёсткий препод у нас был по теории литературы. Так вот он разжёвывал нам после теории в качестве примера по критериям соответствующее теме произведение художественной литературы. Все было круто и понятно. НО: после этого он говорил, что использовать его примеры нельзя при ответе;) Так класс какой у вас?
11.09.2012 12:56
Ок. Возьму на заметку – примеры только свои. Класс 5.
Anonymous-автор
11.09.2012 12:57
А как же он до 5 без этих знаний существовал? Это вроде пораньше изучают.
11.09.2012 13:00
Учил конечно. И все время путался. Сейчас, после лета, все забыл. Я надеялась, что со временем он сам поймет, он вроде бы и начал понимать в конце прошлого года. А сейчас как пошли задания с частями речи – так я за голову схватилась. Он все забыл.
Anonymous-автор
11.09.2012 13:09
Возможно, вам помогут книги (я тоже умничаю, если нужно восстановить темы, пропущенные по разным причинам;)): http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3501109 – здесь книжки из серии “Здесь живут части речи”. Не бойтесь длительности пути: возможно, он поймет сразу, как только вы начнёте вместе работать. И постоянный тренинг с пряниками;)
11.09.2012 13:15
Спасибо! Обязательно попробуем.
Anonymous-автор
11.09.2012 14:28
Во-1х. Переформулируйте задачу. Не “какой вопрос к слову “чашка””, а “на какой вопрос ОТВЕЧАЕТ слово “чашка”?. “Какой опрос я тебе должна задать, чтобы ты ответил, что это – чашка?” Во-2х. Не торопитесь. Отрабатывайте каждую часть речи отдельно. Сегодня – существительное. Показываете на стул. “Это что?” – “стул”. Какой вопрос я сейчас задала? На какой вопрос ты мне ответил “стул”? “Это кто? Вася…” и т.д.
11.09.2012 15:39
Да, похоже вы правы – буду по другому ставить вопрос. Но не торопиться не могу – уже надо уметь в тексте выделять все части речи. Поэтмоу мне приходится проходить с ним хотя бы по 3 (а вообще 4) части речи в один день.
Anonymous-автор
11.09.2012 16:18
Какой толк от спешки, если ребенок в итоге не понимает материал? Пусть он завтра хорошо выделяет хотя бы существительное.
11.09.2012 16:32
А это какой класс?
Anonymous
11.09.2012 12:13
Покажите на стол и просите- это что? На стул- это что? на окно- это что? Когда он начнет уточнять, скажите, что этого делать не надо. И объясните, что слова обозначающие предметы и отвечающие на вопрос “что это?” относятся к существительному. Может, я абракадабру написала, но хоть топ подниму.
11.09.2012 12:22
Я так и делаю. Я беру любое простое предложение, выписываю его и оставляю место перед каждым словом, чтобы потом написать вопрос к слову.
Anonymous-автор
11.09.2012 13:10
Лучше делайте это с предметами в комнате: пусть на поставленный вопрос найдет и запишет по 5 слов. Обязательно твердите про “это обозначает предмет, это – признак предмета….” параллельно с вопросами.
11.09.2012 13:16
Для него “предмет или признак предмета” ни о чем не говорит. Ну почти ни о чем. Предмет еще куда ни шло.
Anonymous-автор
11.09.2012 13:34
Если он в машинки играет или в солдатиков, то еще как говорит;)
11.09.2012 13:41
Не играет он ни в машинки ни в солдатиков. Хотя есть и то и другое.
Anonymous-автор
11.09.2012 13:53
Ну что-то же ему интересно – телевизор опишите или компьютер.
11.09.2012 14:08
Я даже сама задумалась, а во что же он играет. Носит в руках машинки, расставляет их возле себя, но вот так чтоб играл в машинки – не вижу такого. Играет в основном в конструктор – собирает разные дома или мосты. Ну вот пусть наверное конструктор и описывает. Телевизор и компьютер тоже можно :).
Anonymous-автор
11.09.2012 12:21
Показывайте ручку Это синяя …? ручка. Это ручка…? синяя
11.09.2012 12:23
Не поняла:).
Anonymous-автор
11.09.2012 12:24
Не знаю как объяснять, мы тоже в прошлом году бились с этой темой.Единственное, я вас успокою, что через пару-тройку занятий незаметно научится определять части речи и ставить вопросы.В один прекрасный день вы удивитесь:)
11.09.2012 12:25
Дай то Бог :).
Anonymous-автор
11.09.2012 14:07
—Спрашиваю – поставь вопрос у слову ручка и показываю ему ручку. Он отвечает – какая? И тут же добавляет – синяя. И это не одно слово, а почти все. Кошка – какая? Диван – какой? Бегает – куда? или кто? Слово *сегодня* вообще ставит в тупик. Говорю каждый раз – ставь вопрос перед словом, пишу на бумаге, чтоб видел – не может, не понимает.—– Автор, я вас сама ни хрена не поняла, пока обсуждение ниже не прочитала! Вопрос к слову “ручка” я бы тоже сказала “какая?” Вам нужно написать предложение и там к каждому слову задать вопрос и показать, где существительное, где глагол и т.д. А еще перепутаницу ему сделайте – на листочке в столбик вопросы, в другом столбике в беспорядке слова: кто синий какой сидит что делает аист побольше такого, путь соединяет
Anonymous
11.09.2012 14:09
Я все это делаю :). Тоже в обсуждениях писала.
Anonymous-автор
11.09.2012 14:11
я добавила сообщение
Anonymous
11.09.2012 15:40
Прочла. Спасибо. Буду все пробовать.
Anonymous-автор
11.09.2012 15:58
он подбирает вопрос по смыслу, не понимая суть задания. Это логично спросить “какая” ручка. Попробуйте объяснить, что он должен задать такой вопрос, чтобы ответом было слово “ручка”
Anonymous
11.09.2012 16:02
Я ему так тоже говорила и примеры приводила. Но все равно еще буду напоминать.
Anonymous-автор
11.09.2012 16:16
Изначально нужно, чтобы ребенок понял, что такое части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), что они обозначают (предмет, признак предмета, действие), на какие вопросы отвечают (кто?/что?, какой?/какая?/какое?/какие?, что делает?/что сделал?/что будет делать?). Тогда уже по вопросу можно будет определить часть речи. Пока нет понимания всего этого по отдельности и во взаимодействии, ребенок будет путаться.
12.09.2012 00:25
Согласна с выше написанными ответами, через понимание ПРЕДМЕТ,ПРИЗНАК,ДЕЙСТВИЕ! например: ставим кубик на стол и спрашиваем это ЧТО или КТО (ответ что!) правильно, его можно потрогать это предмет! Далее ставим второй кубик (другого цвета!) повторяем вопрос это кто или что? (аналогичный ответ, опять хвалим!) а затем спрашиваем одинаковые или нет? нет, отличаются по цвету!! Верно это КАКОЙ кубик? (зелёный) а этот КАКОЙ? (синий) верно это признак!(по аналогии можно ещё парочку кубиков достать) а затем берем кубик и роняем его, ЧТО СДЕЛАЛ КУБИК? (упал!) подкидываем его (летит) (по аналогии :верёвка, короче- длиннее, висит лежит, или при объяснении действия можно самим вместе ходить по комнате : что делаем? ходим! что делаем? сидим, лежим,прыгаем и т.д.) и после понимания вводим понятия сущ,прил,глагол. я так объясняла детям 2го класса. Очень помогла игра по цепочке назови предметы в классе, и назови какой одноклассник сидит рядом: умный,красивый, шустрый,высокий, забавный,интересный главное вставлять вопросы какой Петя? какая Лена? и т.д. как то так! 🙂
Anonymous
12.09.2012 01:29
Автор, очень хорошо вас понимаю. так же точно бились над вопросами к словам чтобы определить часть речи. Постепенно дошло (само как-то). Просто расслабьтесь, программа в началке неоднократно повторяется. Вы еще вернетесь к этим частям речи, главное усвоить ответы на вопросы к словам в словосочетаниях до изучения падежей )))) Вот где засада полная.
Anonymous
12.09.2012 02:46
Попробуйте заниматься по такому алгоритму. 1. Внимательно прочитать предложение. 2. Подумать, о чём или о ком говорится в предложении. Поставить к этому слову вопрос кто? или что? 3. Подумать, что о нём говорится. Поставить вопрос что делает? 4. Затем поставить вопросы к другим словам какой? какая? какое? какие?
Задай вопросы к словам.
К каким словам нельзя задать вопрос ?
Почему ?
Напиши названия частей речи над словами и подчеркни их условными линиями .
Над бумажным над листом машет кисточка хвостом .
На этой странице сайта размещен вопрос Задай вопросы к словам? из категории
Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса
соответствует знаниям учеников 1 – 4 классов. Здесь же находятся ответы по
заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы.
Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по
заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими
пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.
Что такое падеж? Таблица падежей
Падеж — это словоизменительная категория имени, выражающая его отношение к другим словам, обозначающим предмет, признак или действие в предложении.
Узнаем, что такое падеж в русском языке, какие существуют падежи, на какие вопросы отвечают, как определить падеж существительного.
Падеж — это словоизменительная категория
Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка.
В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу. Исходя из этого, можно дать общее определение грамматической категории падежа:
А вот как определяет, что такое падеж, Википедия:
С помощью форм слова связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль.
Ранней осенью в моё окно машет багряной макушкой клен.
В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль.
В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.
Таблица падежей
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) |
кто? что? | – |
Родительный (нет) |
кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) |
кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) |
кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) |
кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) |
о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Падежи в русском языке (таблица с вопросами и с окончаниями)
Рассмотрим систему падежей имени существительного, уточнив определение падежа:
Падежи существительных. Падежные предлоги
Именительный падеж
Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:
- кто? — бабушк а , мастер , отец ;
- что? — тишин а , дом , счасть е , радость .
Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.
Мой брат учится в шестом классе.
Вася — мой младший брат .
Родительный падеж
- нет (кого?) бабушк и , мастер а , отц а ;
- нет (чего?) тишин ы , дом а , счасть я , радост и .
Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:
нет (чего?) дома — остановился (у чего?) у дома.
Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом для обозначения отсутствия предмета, указания места, причины, цели употребляются предлоги:
Например:
- гулять у реки;
- вымокнуть из-за дождя;
- выйти без зонтика;
- бежать от калитки;
- достать до полки;
- сделать ради детей.
- Дам (кому?) бабушк е , мастер у , отц у ;
- дам (чему?) тишин е , дому, счасть ю , радост и .
С дательным падежом употребляются предлоги:
- Подойти к матери;
- поступить согласно правилам;
- идти навстречу ветру;
- действовать наперекор судьбе.
Винительный падеж
Винительный падеж существительного обозначает объект действия и отвечает на вопросы: кого? что?
- Вижу (кого?) бабушк у , мастер а , отц а ;
- вижу (что?) тишин у , дом , счасть е , радость .
С существительными в форме винительного падежа в значении объекта, времени, места, уступки употребляются предлоги:
- Вернуться спустя год;
- рассказать про орла;
- пройти сквозь пламя;
- переступить через ступеньку;
- выйти, несмотряна ливень.
Предлоги «в», «на», «за», «под» в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:
- положить (во что?) в стол;
- (на что?) на стол;
- (за что?) за стол;
- (под что?) под стол.
Творительный падеж
- Горжусь (кем?) бабушк ой , мастер ом , отц ом ;
- любуюсь (чем?) тишин ой , дом ом , счасть ем , радость ю .
С этим падежом в значении совместности, места, причины употребляются предлоги:
- приехать с другом;
- парить над полем;
- остановиться перед вокзалом;
- посадить за домом;
- действовать согласно с распоряжением;
- я вместе с братом;
- в связи с непогодой;
- пройти между рядами.
Предложный падеж
Предложный падеж существительного обозначает объект размышлений и отвечает на вопросы: о ком? о чём?
- забочусь о ком? о бабушк е , о мастер е , об отц е ;
- расскажу о чём? о тишин е , о дом е , о счасть е , о радост и .
Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:
Предложные формы существительных обозначают объект действия или место:
- остаться при школе;
- бегать в парке;
- висеть на стене;
- поведать о путешествии;
- скакать на лошади.
Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
Определение падежа существительного
Чтобы определить падеж существительного, нужно предпринять следующие действия:
- первый шаг — найти слово, к которому относится исследуемое существительное;
- второй шаг — поставить от этого слова к существительному вопрос.
Например, по вопросу и по окончанию определяем падеж существительного «бабушка».
В отдельных случаях предлоги являются средством различения падежей, например:
- прислониться к (чему?) стен е — д. п.;
- висит на (чём?) стен е — п. п.;
- хвост у (кого?) лошад и — р. п.;
- скакать на (ком?) лошад и — п. п.
Система падежей составляет склонение изменяемых частей речи — имен существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Узнаем о типах склонения имен существительных, о том, как определить склонение.
Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных
Что такое падежи существительных — правила, как определить
Падежи русского языка относятся к грамматическим словоизменительным категориям, которые свойственны именным и местоименным частям речи. В предложении они указывают на отношение к другим словам и обозначают действие, предмет или признак. Изменение лексем по падежам называется склонением.
Слова современного русского языка делятся на изменяемые и неизменяемые. В группу изменяемых лексем входят существительные, числительные, местоимения, и прилагательные. Употребляя эти единицы языка в определённой форме, можно связать их в законченную мысль, высказывание.
Например, берёза, красивая, дорога, я, белоствольная.
Я шёл по дороге и увидел вдалеке красивую белоствольную берёзу.
Первая строка – это перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая – законченное предложение, которое получилось с помощью изменения лексем по падежам.
На какие вопросы отвечают падежи и их окончания
Ниже представлена таблица падежей с вопросами и соответствующими окончаниями:
Падеж | Вопросы | Окончания имён существительных | ||||||
1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. | ||||||
Именительный | кто? что? | девочка, книга | -а, -я | дорога, деревня | нулевое окончание; | стол, герой | нулевое окончание; | роскошь |
Родительный | кого? чего? | девочки, книги | -ы, -и | дороги, деревни | -а, -я | стола, героя | -и | роскоши |
Дательный | кому? чему? | девочке, книге | -е | дороге, деревне | -у, -ю | столу, герою | -и | роскоши |
Винительный | кого? что? | девочку, книгу | -у, -ю | дорогу, деревню | нулевое окончание -я, -о (е) |
стол, героя | нулевое окончание | роскошь |
Творительный | кем? чем? | девочкой, книгой | -ой, -ей | дорогой, деревней | -ом, -ем | столом, героем | -ю | роскошью |
Предложный | о ком? о чём? | (о) девочке, (о) книге | -е | о дороге, о деревне | -е | о столе, о герое | -и | о роскоши |
Как видно из таблицы, в современной грамматической традиции русского языка 6 падежей, каждый из которых имеет свои вопросы. При склонении меняется не вся лексема, а только окончание. Выбор окончания зависит от того, к какому склонению относится слово и в каком числе оно употребляется.
Также следует запомнить, что первый вопрос задаётся к одушевлённым существительным («кто?», «кого?», «кому?», «кем?», «о ком?»), а второй – к неодушевлённым («что?», «чего?», «чему?», «чем?», «о чём?»).
Кроме того, есть специальные вспомогательные слова, которые помогают правильно задать падежный вопрос: есть, нет, рад, вижу, любуюсь, думаю (о).
Предлоги падежей
При склонении за именами существительными закреплены определённые предлоги, которые уточняют значение слова. Однако лексемы этой самостоятельной части речи могут употребляться и без них.
Падеж | Предлог | Вопросы | Пример |
Именительный | кто? что? | страна, земля | |
Родительный | вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до | кого? чего? | для страны, от земли |
Дательный | вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно | кому? чему? | по стране, по земле |
Винительный | спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь | кого? что? | за страну, про землю |
Творительный | в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с | кем? чем? | с страной, над землёй |
Предложный | о, при, по, об, в, на | о ком? о чём? | о стране, о земле |
Именительный падеж
Именительный падеж (прямой) является начальной формой имён существительных, который всегда используется без предлогов. Он называет, именует субъект или объект и отвечает на вопросы:
- есть «кто?» – дедушка, повар, медведь, тётя, сова, лось;
- есть «что?» – поверхность, стол, дневник, здоровье, стакан, озеро.
В синтаксической конструкции выражается независимое, самостоятельное положение существительного. В предложении оно выступает в функции подлежащего или именной части сказуемого:
- Моя сестра ходит на волейбольную секцию и бальные танцы.
- Таня – моя лучшая подруга .
Все остальные падежи – косвенные.
Родительный падеж
Один из косвенных падежей, который выражает определительное значение (сочетаясь с другими существительными). Обозначает принадлежность другому лицу или предмету и отвечает на вопросы:
- нет «кого?»: брата, волка, Вани, племянника, родственника, петуха;
- нет «чего?»: стула, картошки, пирога, счастья, кастрюли, оправдания.
В предложении обычно выполняет функцию обстоятельства, дополнения или несогласованного определения.
Чтобы указать на причину, место, цель или обозначить время, отсутствие предмета, используются такие производные и непроизводные предлоги: вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до и т.д. Примеры:
- стоять у озера;
- приехать в течение минуты;
- расстроиться из-за ерунды;
- ходить около часа;
- рассказать без стеснения;
- убегать от собаки;
- сделать ради семьи;
- переживать из-за пустяка;
- дотянуться до стола.
Дательный падеж
Главная функция дательного падежа – это обозначить адресата. Ведь если нужно дать кому-либо, например, тетрадь, то обязательно будет и адресат действия, т.е. человек, который получит предмет. Отвечает на вопросы:
- рад «кому?»: Коле, маме, дяде, учителю, следователю, спортсмену;
- рад «чему?»: беззаботности, комнате, сапогу, холодильнику, телефону, уроку.
Сочетается со служебными частями речи, чтобы обозначить предмет, к которому направлено действие и место, где оно происходит: вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно. Примеры:
- прикоснусь к лицу;
- вопреки обстоятельствам;
- благодаря жене;
- согласно правилу;
- едем к морю;
- гулять по лесу;
- кататься по парку;
- наперекор судьбе.
Винительный падеж
Винительный падеж имени существительного синтаксически зависит от слов этой же части речи или глагола. Его главная функция – обозначить объект, на который направлено действие или обстоятельства такого действия. В предложении обычно выступает дополнением или обстоятельством. Слова-помощники – «вижу», «знаю», «виню». Можно задать два вопроса:
- вижу «кого?»: банкира, студента, Елену, пехотинца, коллегу, балерину;
- вижу «что?»: лес, жестокость, счастье, пылесос, поле, нору, пещеру.
Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (неодушевленные имена существительные) и родительного падежа (одушевленные существительные).
В значении уступки, объекта, места и времени используются предлоги: спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь. Примеры:
- приехать спустя месяц;
- сделать несмотря на погоду;
- наступить на пакет;
- пронести сквозь года;
- приклеить в тетрадь;
- переступить через порог.
Творительный падеж
Характеризует объект или субъект и выражает обстоятельственное или определительное значение. Чтобы образовать формы творительного падежа, можно воспользоваться словами-помощниками – «любуюсь», «интересуюсь», «горжусь». Можно задать отличительные вопросы:
- любуюсь «кем?»: Ириной, водителем, сыном, знакомым, собакой, попугаем;
- любуюсь «чем?»: портфелем, картиной, успехом, счастьем, медалью, ручкой.
Употребляется в сочетании со служебными частями речи, чтобы указать на место и причину: в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с. Например:
- смеяться над одноклассником;
- сидеть под диваном;
- Олег вместе с другом;
- выбирать между добром и злом;
- сидеть за столом;
- остановиться перед прохожим;
- в связи с необходимостью.
Предложный падеж
Выражает обстоятельственное и объектное значение. Это единственный падеж, который всегда имеет при себе предлог. Вспомогательное слово – «думаю о». Отвечает на два вопроса:
- думаю «о ком?»: о сестре, о Михаиле, о помощнике, о товарище, о кошке, о парне;
- думаю «о чём?»: о благополучии, о деньгах, о конкурсе, о лесе, о море, о еде.
Сочетается с предлогами о, при, по, об, в, на, которые указывают на объект действия или место:
- быть при должности;
- стоять на ступеньках;
- узнать об отпуске;
- отдыхать в парке;
- рассказать о прекрасном;
- прыгать на батуте.
Не всем понятно, какой падеж отвечает на вопрос «где?». Так, существительное относится к предложному падежу, если употребляется с предлогами «в», «на», чтобы обозначить место действия. К нему можно задать вопрос «где?»:
- едет («где?») в метро – п. п.
Однако существительное с этими же предлогами будет считаться винительным падежом, если оно обозначает место направления действия. К нему можно задать вопрос «куда?»:
- поехала («куда?») в магазин – в. п.
Как определить падеж имен существительных
Существует порядок действий, с помощью которого можно правильно определить падеж существительного в контексте:
- Установить, к какому слову относится анализируемое существительное.
- Задать от этого слова вопрос к существительному.
- Посмотреть на падежный вопрос и окончание.
Примеры | |
Маша будет помнить глаза матери всю жизнь. | глаза («кого?») матери – р. п. |
Я не хочу обижать одноклассницу. | обижать («кого?») одноклассницу – в. п. |
В некоторых случаях различать падежные значения удаётся с помощью предлогов:
- коса у («кого?») девушки (р. п.);
- прикоснуться к («чему?») лицу (в. п.);
- висеть на («чём?») верёвке (п. п.) и т.д.
Как выучить падежи
Школьникам бывает нелегко запомнить название падежей, их вопросы и окончания. Тем не менее, нужно понимать, что все правила, касающиеся этой темы, следует выучить наизусть как таблицу умножения. Чтобы этот процесс был увлекательным и продуктивным, можно обратиться к стихотворной форме, чувственному и образному восприятию ребёнка.
Стишок
Запомнить последовательность падежей будет легче, если знать одну из двух забавных фраз:
Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.
Иван рубил дрова, Варвара топила печь.
Начальная буква каждого слова соответствует определённому падежу. Эти строчки надолго останутся в памяти, при этом на их заучивание уйдёт не более 10 минут.
Чувственное восприятие
Известно, что восприятие информации человеком происходит по разным каналам. Это зависит от индивидуальных особенностей восприятия и переработки учебного или какого-либо другого материала.
Так, визуалам лучше изучать информацию, которая она изображена в виде картинки, таблицы или схемы, т.е. у них хорошо развито зрительное восприятие.
В свою очередь аудиалу удобнее воспринимать информацию на слух. Таким людям нужно попросить кого-либо прочитать правила столько раз, сколько потребуется. Или же читать вслух самому.
Кинестетики запомнят материал быстрее, если они будут переписывать.
Беспроигрышный вариант – задействовать все чувства. При изучении темы о падежах не стоит ограничиваться только прочтением статьи. Необходимо повторить наиболее важные моменты вслух, после чего записать их от руки. В качестве шпаргалки могут выступать таблицы и схемы. Всё это обеспечит максимальный результат.
Образное и ассоциативное мышление
Человек может воспринимать информацию через образы и ассоциации. Именно поэтому можно связать названия падежей с какими-либо узнаваемыми предметами, действиями, событиями или образами. Этот способ лучше всего подойдёт творческим людям, обладающим живым воображением. Картинка, созданная в голове, надолго останется в памяти. Например:
- Именительный – имя;
- Родительный – рождение;
- Дательный – делиться;
- Винительный – винить;
- Творительный – творить;
- Предложный – предлоги.
Итак, без знания системы падежей в современном русском языке не обойтись. Нужно знать, что такое прямой падеж и что подразумевается под косвенными. Также следует запомнить вспомогательные слова. Умение правильно склонять существительные, числительные, местоимения и прилагательные – это одно из важных условий для грамотного письма и устного общения.
[spoiler title=”источники:”]
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-padezh-tablitsa-padezhey.html
https://russkijyazyk.ru/padezhy
[/spoiler]
В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.
Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.
1. Постановка вопроса.
Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.
У обоих претендентов (у кого? – Р. п.).
Что произошло в 1812 году? (в чём? – П. п.).
После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? – Р. п.) остались в зале (в чём? – П. п.).
Через десять минут (через что? – В. п.) он (И. п.) вернулся.
Она довольна новым автомобилем (чем? – Т. п.).
2. Существуют вспомогательные слова, которые могут помочь при определении падежа:
Падеж |
Вспомогательное слово |
Падежный вопрос |
Именительный |
есть |
кто? что? |
Родительный |
нет |
кого? чего? |
Дательный |
дать |
кому? чему? |
Винительный |
вижу |
кого? чего? |
Творительный |
доволен |
кем? чем? |
Предложный |
говорить |
о ком? о чём? |
СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.
3. Замена единственного числа на множественное.
Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).
Идти по дорогам (по чему? – Д. п., в П. п. – о дорогах).
4. Замена мужского рода на женский.
Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).
Встретил подругу (кого? – В. п., в Р. п. – подруги).
5. Волшебное слово мама.
Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама». Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА – именительный, мамЫ – родительный падеж; мамУ – винительный падеж.
Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.
Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай.
6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.
Падеж |
Предлоги |
Именительный |
— |
Родительный |
без, у, от, до, с, из, возле |
Дательный |
к, по |
Винительный |
на, за, под, через, в, про, |
Творительный |
над, за, под, с, перед, между |
Предложный |
в, о, об, на, при |
Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без – для родительного падежа (без задоринки); по, к – для дательного падежа (по лесу, к дому), о, об, при – для предложного падежа (о трех головах, при тебе).
Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.
Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым – Т. п.
Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил. Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.