Вопрос к слову найти как задать

Слово КАК в предложении может оказаться:

  • наречием (более точное название его частиречной принадлежности – местоименное наречие) вопросительным, а также относительным (или его ещё называют союзным словом);
  • модальной частицей;
  • союзом.

Частицы и союзы – слова служебные, поэтому вопросы к ним не задаются, а по той причине, что они не члены предложения, и как к объектам синтаксиса вопросы к ним отсутствуют.

Вопросы к наречию КАК – слову, относящемуся к части речи самостоятельной, – мы задаём следующие: КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? (вопрос как к объекту морфологии), а как к второстепенному члену – КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ (МЕРЕ)? НАСКОЛЬКО? КОГДА? ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? (вопрос как к объекту синтаксическому).

Сложность состоит в самом определении того, какая из перечисленных омонимичных частей речи употреблена в каждом конкретном предложении, поэтому рассмотрим несколько примеров.

I МЕСТОИМЕННОЕ НАРЕЧИЕ (вопрос задаём от глагола-сказуемого или от другого наречия):

1) Вопросительное. С его помощью создаём предложения вопросительные по цели высказывания:

  • Как же ты обо всём догадался? (Догадался как? каким образом? как)
  • Как, по-вашему, следует учить стихи? (Следует учить как? каким образом? как)
  • Как далеко продвинулся ты в изучении английского языка? (Продвинулся насколько? далеко; в какой степени далеко? как)
  • Как скоро ты вернёшься с занятий? (Насколько скоро? В какой мере сколько? Как)

2) Используем как обстоятельство времени в предложениях типа:

  • – Когда вернёшь учебник? – Да вот как экзамен сдам. (Сдам когда? как)
  • – В какое время ты уходишь? – Да вот как пообедаю. (Сдам когда? как)

3) Относительное (то есть союзное слово). Располагается в части придаточной (обстоятельственной образа действия, а также изъяснительной), присоединяя её к части главной в составе предложения сложноподчинённого (СПП), и одновременно играет роль второстепенного члена предложения – обстоятельства:

  • [Подскажите], (как пройти к ЦУМу). – Пройти как? каким образом? как.
  • [Дети с любопытством смотрели], (как в их небольшой двор заезжали машины свадебного кортежа). – Заезжали как? каким образом? как.

Сравним наречие КАК с омонимичными служебными словами КАК, чтобы хотя бы немного ориентироваться в материале и научиться их различать.

II Модальная частица. Служит для выражения

1) удивления, сомнения, негодования и пр.:

  • Как! И Вы всё это терпели?
  • – Телевизора в его доме нет. – Как нет?!

2) внезапности названного в предложении действия:

  • А он как заорёт!
  • Я тогда как размахнулся!

III Союз.

1) Присоединяет к подлежащему сказуемое:

  • Вата как снег.
  • Ноги как ватные.

Сюда же отнесём конструкции, где КАК выступает показателем обычности предмета:

  • Платье как платье.
  • Старушка как старушка.

2) Присоединяет обороты сравнительные:

  • Волосы у него белые-пребелые, как снег.
  • Ниточка была тонкой, как паутинка.

3) Присоединяет придаточные обстоятельственные сравнения, а также обстоятельственные условно-временные и некоторые изъяснительные к главному предложению в СПП:

  • [Он говорил быстро, торопливо], (как говорит человек, вечно куда-то спешащий).
  • [Вернёшься], (как захочешь).
  • [Я почувствовал], (как кто-то легонько потянул меня за рукав).

4) В приложениях, имеющих значение «в качестве»:

  • Петра Иванова все знали как замечательного вокалиста.
  • Она прославилась как исполнительница комических ролей.

5) Является частью вводных конструкций:

  • Погода сегодня, как сообщают синоптики, будет пасмурная.
  • Это, как говорят, временно.

Logo eva.ru

Ребенок не понимает как ставить вопрос к слову.

копировать

11.09.2012 11:51

Модераторов, очень прошу, пожалуйста, не переносите топик хотя бы сутки в Домашние Задания. Тут больше народу :). Девочки, прошу посоветуйте, как обьяснить ребенку, как правильно ставить вопрос к слову – то есть ему надо разобрать слова на части речи (имя существительное, глагол, прилагательное и так далее). Не понимает, чуть не плачет. Вчера целый день с ним занимались этим вопросом – я в трансе, он не может понять, как ставить вопрос к слову. Спрашиваю – поставь вопрос у слову ручка и показываю ему ручку. Он отвечает – какая? И тут же добавляет – синяя. И это не одно слово, а почти все. Кошка – какая? Диван – какой? Бегает – куда? или кто? Слово *сегодня* вообще ставит в тупик. Говорю каждый раз – ставь вопрос перед словом, пишу на бумаге, чтоб видел – не может, не понимает. Что делать? Как ему объяснить? Может кто то даст дельный совет по этому поводу?

копировать

11.09.2012 11:56

Пусть учитель учит.

Anonymous

Anonymous

копировать

11.09.2012 12:18

Конечно учитель и учит. Но если ребенок не понимает – наверное надо ему помочь, как думаете?

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 12:20

Нет. У каждого своя работа.

Anonymous

Anonymous

копировать

11.09.2012 12:21

То есть если ребенок не понимает какую то тему – то фиг с ним? Помогать не надо? Но даже если вы напишите – да, не надо. Я все равно буду ему помогать. Вы меня не переубедите в этом :).

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

13.09.2012 22:34

поэтому есть троечники, у них есть учитель, но фактически нет родителя, ну если это не дебил совсем

копировать

11.09.2012 11:57

Я тоже ничего не поняла.

Anonymous

Anonymous

копировать

11.09.2012 12:12

автор, вас лично учили в школе, по какому принципу ставятся вопросы к словам? Существительное – это предмет; прилагательное – это качество, характеристики, свойства предмета; глагол – это действие. Прочитайте вместе со своим ребёнком определение частей речи – что в них непонятного?

копировать

11.09.2012 12:17

Мы их читали и не один раз. Каждый раз, когда начинаем делать такие упражнения, мы читаем правила.

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 12:18

Просто читаете? Как вы прорабатываете правила?

копировать

11.09.2012 12:19

Прочитал, рассказал, привел пример.

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 12:22

то есть, просто пересказал бездумно по свежей памяти, но не понял? В классическом понимании выученного правила ученик должен приводить только СВОИ примеры, а не книжные. И нас учили в своё время, и я учила своих учеников – правило должно быть только со СВОИМИ примерами. Только в этом случае видно понял ученик, что он выучил, или нет, а просто прочитал.

копировать

11.09.2012 12:24

Хорошо, я буду просить приводить свои примеры. Такое уже было – он говорил похожие слова. Поэтому я думала, что примеры это не принципиально. Главное, чтоб на практике понимал.

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 12:12

Ребенок не понимает,какое слово является какой частью речи и по какой причине?То есть,грубо говоря-не понимает,почему слово “стол”-существительное ,и,как следствие обозначает-вещь-предмет?Сколько лет ребенку?9-10,наверное…Самым понятным мне всегда казался способ из старинных совеццких учебников,когда разбор предложения по частям производился рисованием символов под или над написанным предложением.То есть навык распознания одновременно давался и символом и пониманием.Мы как то так дотумкивали со старшим (мне тоже в деццве так объясняли-но это случалось у нас гораздо ранее школы),плюс еще проводя аналогии с другими языками проводили.То есть сам факт вопроса к слову-понятию вторичен,а первично понимание ребенком того,чем слово является.Имхо,ессно.Надеюсь,что филологи и лингвисты,пробегающие мимо,просветят более качественно.

копировать

11.09.2012 12:26

А какие символы вы рисовали? Я просто над каждым словом прописываю к какой части речи оно относится, естественно сначала перед словом пишем вопрос к нему.

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 14:12

Я так понимаю, что ребенок не очень въезжает, что такое “вопрос к слову”. Все логично у него. вопрос к слову чашка – “какая?” Нам ведь уже известно, что это чашка. Зачем нужен вопрос? А какая – еще нет:-)

копировать

11.09.2012 12:17

Правило хоть одно читали? Разбирали? Повторяли? Применяли? Класс какой?

копировать

11.09.2012 12:20

Всегда перед выполнением ДЗ читаем правила. Правила повторяем всегда. Примеры приводит такие как в учебнике.

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 12:55

Самый жёсткий препод у нас был по теории литературы. Так вот он разжёвывал нам после теории в качестве примера по критериям соответствующее теме произведение художественной литературы. Все было круто и понятно. НО: после этого он говорил, что использовать его примеры нельзя при ответе;) Так класс какой у вас?

копировать

11.09.2012 12:56

Ок. Возьму на заметку – примеры только свои. Класс 5.

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 12:57

А как же он до 5 без этих знаний существовал? Это вроде пораньше изучают.

копировать

11.09.2012 13:00

Учил конечно. И все время путался. Сейчас, после лета, все забыл. Я надеялась, что со временем он сам поймет, он вроде бы и начал понимать в конце прошлого года. А сейчас как пошли задания с частями речи – так я за голову схватилась. Он все забыл.

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 13:09

Возможно, вам помогут книги (я тоже умничаю, если нужно восстановить темы, пропущенные по разным причинам;)): http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3501109 – здесь книжки из серии “Здесь живут части речи”. Не бойтесь длительности пути: возможно, он поймет сразу, как только вы начнёте вместе работать. И постоянный тренинг с пряниками;)

копировать

11.09.2012 13:15

Спасибо! Обязательно попробуем.

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 14:28

Во-1х. Переформулируйте задачу. Не “какой вопрос к слову “чашка””, а “на какой вопрос ОТВЕЧАЕТ слово “чашка”?. “Какой опрос я тебе должна задать, чтобы ты ответил, что это – чашка?” Во-2х. Не торопитесь. Отрабатывайте каждую часть речи отдельно. Сегодня – существительное. Показываете на стул. “Это что?” – “стул”. Какой вопрос я сейчас задала? На какой вопрос ты мне ответил “стул”? “Это кто? Вася…” и т.д.

копировать

11.09.2012 15:39

Да, похоже вы правы – буду по другому ставить вопрос. Но не торопиться не могу – уже надо уметь в тексте выделять все части речи. Поэтмоу мне приходится проходить с ним хотя бы по 3 (а вообще 4) части речи в один день.

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 16:18

Какой толк от спешки, если ребенок в итоге не понимает материал? Пусть он завтра хорошо выделяет хотя бы существительное.

копировать

11.09.2012 16:32

А это какой класс?

Anonymous

Anonymous

копировать

11.09.2012 12:13

Покажите на стол и просите- это что? На стул- это что? на окно- это что? Когда он начнет уточнять, скажите, что этого делать не надо. И объясните, что слова обозначающие предметы и отвечающие на вопрос “что это?” относятся к существительному. Может, я абракадабру написала, но хоть топ подниму.

копировать

11.09.2012 12:22

Я так и делаю. Я беру любое простое предложение, выписываю его и оставляю место перед каждым словом, чтобы потом написать вопрос к слову.

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 13:10

Лучше делайте это с предметами в комнате: пусть на поставленный вопрос найдет и запишет по 5 слов. Обязательно твердите про “это обозначает предмет, это – признак предмета….” параллельно с вопросами.

копировать

11.09.2012 13:16

Для него “предмет или признак предмета” ни о чем не говорит. Ну почти ни о чем. Предмет еще куда ни шло.

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 13:34

Если он в машинки играет или в солдатиков, то еще как говорит;)

копировать

11.09.2012 13:41

Не играет он ни в машинки ни в солдатиков. Хотя есть и то и другое.

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 13:53

Ну что-то же ему интересно – телевизор опишите или компьютер.

копировать

11.09.2012 14:08

Я даже сама задумалась, а во что же он играет. Носит в руках машинки, расставляет их возле себя, но вот так чтоб играл в машинки – не вижу такого. Играет в основном в конструктор – собирает разные дома или мосты. Ну вот пусть наверное конструктор и описывает. Телевизор и компьютер тоже можно :).

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 12:21

Показывайте ручку Это синяя …? ручка. Это ручка…? синяя

копировать

11.09.2012 12:23

Не поняла:).

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 12:24

Не знаю как объяснять, мы тоже в прошлом году бились с этой темой.Единственное, я вас успокою, что через пару-тройку занятий незаметно научится определять части речи и ставить вопросы.В один прекрасный день вы удивитесь:)

копировать

11.09.2012 12:25

Дай то Бог :).

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 14:07

—Спрашиваю – поставь вопрос у слову ручка и показываю ему ручку. Он отвечает – какая? И тут же добавляет – синяя. И это не одно слово, а почти все. Кошка – какая? Диван – какой? Бегает – куда? или кто? Слово *сегодня* вообще ставит в тупик. Говорю каждый раз – ставь вопрос перед словом, пишу на бумаге, чтоб видел – не может, не понимает.—– Автор, я вас сама ни хрена не поняла, пока обсуждение ниже не прочитала! Вопрос к слову “ручка” я бы тоже сказала “какая?” Вам нужно написать предложение и там к каждому слову задать вопрос и показать, где существительное, где глагол и т.д. А еще перепутаницу ему сделайте – на листочке в столбик вопросы, в другом столбике в беспорядке слова: кто синий какой сидит что делает аист побольше такого, путь соединяет

Anonymous

Anonymous

копировать

11.09.2012 14:09

Я все это делаю :). Тоже в обсуждениях писала.

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 14:11

я добавила сообщение

Anonymous

Anonymous

копировать

11.09.2012 15:40

Прочла. Спасибо. Буду все пробовать.

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 15:58

он подбирает вопрос по смыслу, не понимая суть задания. Это логично спросить “какая” ручка. Попробуйте объяснить, что он должен задать такой вопрос, чтобы ответом было слово “ручка”

Anonymous

Anonymous

копировать

11.09.2012 16:02

Я ему так тоже говорила и примеры приводила. Но все равно еще буду напоминать.

Anonymous-автор

Anonymous-автор

копировать

11.09.2012 16:16

Изначально нужно, чтобы ребенок понял, что такое части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), что они обозначают (предмет, признак предмета, действие), на какие вопросы отвечают (кто?/что?, какой?/какая?/какое?/какие?, что делает?/что сделал?/что будет делать?). Тогда уже по вопросу можно будет определить часть речи. Пока нет понимания всего этого по отдельности и во взаимодействии, ребенок будет путаться.

копировать

12.09.2012 00:25

Согласна с выше написанными ответами, через понимание ПРЕДМЕТ,ПРИЗНАК,ДЕЙСТВИЕ! например: ставим кубик на стол и спрашиваем это ЧТО или КТО (ответ что!) правильно, его можно потрогать это предмет! Далее ставим второй кубик (другого цвета!) повторяем вопрос это кто или что? (аналогичный ответ, опять хвалим!) а затем спрашиваем одинаковые или нет? нет, отличаются по цвету!! Верно это КАКОЙ кубик? (зелёный) а этот КАКОЙ? (синий) верно это признак!(по аналогии можно ещё парочку кубиков достать) а затем берем кубик и роняем его, ЧТО СДЕЛАЛ КУБИК? (упал!) подкидываем его (летит) (по аналогии :верёвка, короче- длиннее, висит лежит, или при объяснении действия можно самим вместе ходить по комнате : что делаем? ходим! что делаем? сидим, лежим,прыгаем и т.д.) и после понимания вводим понятия сущ,прил,глагол. я так объясняла детям 2го класса. Очень помогла игра по цепочке назови предметы в классе, и назови какой одноклассник сидит рядом: умный,красивый, шустрый,высокий, забавный,интересный главное вставлять вопросы какой Петя? какая Лена? и т.д. как то так! 🙂

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2012 01:29

Автор, очень хорошо вас понимаю. так же точно бились над вопросами к словам чтобы определить часть речи. Постепенно дошло (само как-то). Просто расслабьтесь, программа в началке неоднократно повторяется. Вы еще вернетесь к этим частям речи, главное усвоить ответы на вопросы к словам в словосочетаниях до изучения падежей )))) Вот где засада полная.

Anonymous

Anonymous

копировать

12.09.2012 02:46

Попробуйте заниматься по такому алгоритму. 1. Внимательно прочитать предложение. 2. Подумать, о чём или о ком говорится в предложении. Поставить к этому слову вопрос кто? или что? 3. Подумать, что о нём говорится. Поставить вопрос что делает? 4. Затем поставить вопросы к другим словам какой? какая? какое? какие?

Задай вопросы к словам.

К каким словам нельзя задать вопрос ?

Почему ?

Напиши названия частей речи над словами и подчеркни их условными линиями .

Над бумажным над листом машет кисточка хвостом .

На этой странице сайта размещен вопрос Задай вопросы к словам? из категории
Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса
соответствует знаниям учеников 1 – 4 классов. Здесь же находятся ответы по
заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы.
Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по
заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими
пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.

Что такое падеж? Таблица падежей

Падеж — это сло­во­из­ме­ни­тель­ная кате­го­рия име­ни, выра­жа­ю­щая его отно­ше­ние к дру­гим сло­вам, обо­зна­ча­ю­щим пред­мет, при­знак или дей­ствие в предложении.

Узнаем, что такое падеж в рус­ском язы­ке, какие суще­ству­ют паде­жи, на какие вопро­сы отве­ча­ют, как опре­де­лить падеж существительного.

Падеж — это словоизменительная категория

Термин «падеж» назы­ва­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию изме­ня­е­мых слов рус­ско­го языка.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют как изме­ня­е­мые, так и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У изме­ня­е­мых слов, при­над­ле­жа­щих к име­нам суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, чис­ли­тель­ным и место­име­ни­ям, мож­но ука­зать фор­му сло­ва, кото­рая соот­вет­ству­ет опре­де­лен­но­му паде­жу. Исходя из это­го, мож­но дать общее опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии падежа:

А вот как опре­де­ля­ет, что такое падеж, Википедия:

С помо­щью форм сло­ва свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом в опре­де­лен­ное сооб­ще­ние, фор­ми­ру­ют закон­чен­ную мысль.

Ранней осе­нью в моё окно машет баг­ря­ной макуш­кой клен.

В пер­вой стро­ке запи­сан обыч­ный пере­чень слов, не свя­зан­ных друг с дру­гом. Вторая стро­ка с помо­щью фор­мо­из­ме­не­ния слов (паде­жей) пред­став­ля­ет собой пред­ло­же­ние, в кото­ром содер­жит­ся сооб­ще­ние, закон­чен­ная мысль.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, кото­рые пред­став­ле­ны ниже в таб­ли­це с вопро­са­ми и предлогами.

Таблица падежей

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окончаниями)

Падежи в русском языке таблица с вопросами и с окончаниями

Таблица падежей с вопросами

Рассмотрим систе­му паде­жей име­ни суще­стви­тель­но­го, уточ­нив опре­де­ле­ние падежа:

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопросы:

  • кто? — бабушк а , мастер , отец ;
  • что? — тишин а , дом , счасть е , радость .

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части сказуемого.

Мой брат учит­ся в шестом классе.

Вася — мой млад­ший брат .

Родительный падеж

  • нет (кого?) бабушк и , мастер а , отц а ;
  • нет (чего?) тишин ы , дом а , счасть я , радост и .

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, например:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом для обо­зна­че­ния отсут­ствия пред­ме­та, ука­за­ния места, при­чи­ны, цели упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

Например:

  • гулять у реки;
  • вымок­нуть из-за дождя;
  • вый­ти без зонтика;
  • бежать от калитки;
  • достать до полки;
  • сде­лать ради детей.
  • Дам (кому?) бабушк е , мастер у , отц у ;
  • дам (чему?) тишин е , дому, счасть ю , радост и .

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • Подойти к матери;
  • посту­пить соглас­но правилам;
  • идти навстре­чу ветру;
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судьбе.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушк у , мастер а , отц а ;
  • вижу (что?) тишин у , дом , счасть е , радость .

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа в зна­че­нии объ­ек­та, вре­ме­ни, места, уступ­ки упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • Вернуться спу­стя год;
  • рас­ска­зать про орла;
  • прой­ти сквозь пламя;
  • пере­сту­пить через ступеньку;
  • вый­ти, несмот­ряна ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект действия:

  • поло­жить (во что?) в стол;
  • (на что?) на стол;
  • (за что?) за стол;
  • (под что?) под стол.

Творительный падеж

  • Горжусь (кем?) бабушк ой , мастер ом , отц ом ;
  • любу­юсь (чем?) тишин ой , дом ом , счасть ем , радость ю .

С этим паде­жом в зна­че­нии сов­мест­но­сти, места, при­чи­ны упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • при­е­хать с другом;
  • парить над полем;
  • оста­но­вить­ся перед вокзалом;
  • поса­дить за домом;
  • дей­ство­вать соглас­но с распоряжением;
  • я вме­сте с братом;
  • в свя­зи с непогодой;
  • прой­ти меж­ду рядами.

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект раз­мыш­ле­ний и отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушк е , о мастер е , об отц е ;
  • рас­ска­жу о чём? о тишин е , о дом е , о счасть е , о радост и .

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с предлогами:

Предложные фор­мы суще­стви­тель­ных обо­зна­ча­ют объ­ект дей­ствия или место:

  • остать­ся при школе;
  • бегать в парке;
  • висеть на стене;
  • пове­дать о путешествии;
  • ска­кать на лошади.

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Определение падежа существительного

Склонение имен существительных

Чтобы опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го, нуж­но пред­при­нять сле­ду­ю­щие действия:

  1. пер­вый шаг — най­ти сло­во, к кото­ро­му отно­сит­ся иссле­ду­е­мое существительное;
  2. вто­рой шаг — поста­вить от это­го сло­ва к суще­стви­тель­но­му вопрос.

Например, по вопро­су и по окон­ча­нию опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го «бабуш­ка».

В отдель­ных слу­ча­ях пред­ло­ги явля­ют­ся сред­ством раз­ли­че­ния паде­жей, например:

  • при­сло­нить­ся к (чему?) стен е — д. п.;
  • висит на (чём?) стен е — п. п.;
  • хвост у (кого?) лошад и — р. п.;
  • ска­кать на (ком?) лошад и — п. п.

Система паде­жей состав­ля­ет скло­не­ние изме­ня­е­мых частей речи — имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных. Узнаем о типах скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных, о том, как опре­де­лить склонение.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

Что такое падежи существительных — правила, как определить

Падежи русского языка относятся к грамматическим словоизменительным категориям, которые свойственны именным и местоименным частям речи. В предложении они указывают на отношение к другим словам и обозначают действие, предмет или признак. Изменение лексем по падежам называется склонением.

Слова современного русского языка делятся на изменяемые и неизменяемые. В группу изменяемых лексем входят существительные, числительные, местоимения, и прилагательные. Употребляя эти единицы языка в определённой форме, можно связать их в законченную мысль, высказывание.

Например, берёза, красивая, дорога, я, белоствольная.

Я шёл по дороге и увидел вдалеке красивую белоствольную берёзу.

Первая строка – это перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая – законченное предложение, которое получилось с помощью изменения лексем по падежам.

На какие вопросы отвечают падежи и их окончания

Ниже представлена таблица падежей с вопросами и соответствующими окончаниями:

Падеж Вопросы Окончания имён существительных
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Именительный кто? что? девочка, книга -а, -я дорога, деревня нулевое окончание; стол, герой нулевое окончание; роскошь
Родительный кого? чего? девочки, книги -ы, -и дороги, деревни -а, -я стола, героя роскоши
Дательный кому? чему? девочке, книге дороге, деревне -у, -ю столу, герою роскоши
Винительный кого? что? девочку, книгу -у, -ю дорогу, деревню нулевое окончание
-я, -о (е)
стол, героя нулевое окончание роскошь
Творительный кем? чем? девочкой, книгой -ой, -ей дорогой, деревней -ом, -ем столом, героем роскошью
Предложный о ком? о чём? (о) девочке, (о) книге о дороге, о деревне о столе, о герое о роскоши

Как видно из таблицы, в современной грамматической традиции русского языка 6 падежей, каждый из которых имеет свои вопросы. При склонении меняется не вся лексема, а только окончание. Выбор окончания зависит от того, к какому склонению относится слово и в каком числе оно употребляется.

Также следует запомнить, что первый вопрос задаётся к одушевлённым существительным («кто?», «кого?», «кому?», «кем?», «о ком?»), а второй – к неодушевлённым («что?», «чего?», «чему?», «чем?», «о чём?»).

Кроме того, есть специальные вспомогательные слова, которые помогают правильно задать падежный вопрос: есть, нет, рад, вижу, любуюсь, думаю (о).

Предлоги падежей

При склонении за именами существительными закреплены определённые предлоги, которые уточняют значение слова. Однако лексемы этой самостоятельной части речи могут употребляться и без них.

Падеж Предлог Вопросы Пример
Именительный кто? что? страна, земля
Родительный вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до кого? чего? для страны, от земли
Дательный вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно кому? чему? по стране, по земле
Винительный спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь кого? что? за страну, про землю
Творительный в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с кем? чем? с страной, над землёй
Предложный о, при, по, об, в, на о ком? о чём? о стране, о земле

Именительный падеж

Именительный падеж (прямой) является начальной формой имён существительных, который всегда используется без предлогов. Он называет, именует субъект или объект и отвечает на вопросы:

  • есть «кто?» – дедушка, повар, медведь, тётя, сова, лось;
  • есть «что?» – поверхность, стол, дневник, здоровье, стакан, озеро.

В синтаксической конструкции выражается независимое, самостоятельное положение существительного. В предложении оно выступает в функции подлежащего или именной части сказуемого:

  • Моя сестра ходит на волейбольную секцию и бальные танцы.
  • Таня – моя лучшая подруга .

Все остальные падежи – косвенные.

Родительный падеж

Один из косвенных падежей, который выражает определительное значение (сочетаясь с другими существительными). Обозначает принадлежность другому лицу или предмету и отвечает на вопросы:

  • нет «кого?»: брата, волка, Вани, племянника, родственника, петуха;
  • нет «чего?»: стула, картошки, пирога, счастья, кастрюли, оправдания.

В предложении обычно выполняет функцию обстоятельства, дополнения или несогласованного определения.

Чтобы указать на причину, место, цель или обозначить время, отсутствие предмета, используются такие производные и непроизводные предлоги: вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до и т.д. Примеры:

  • стоять у озера;
  • приехать в течение минуты;
  • расстроиться из-за ерунды;
  • ходить около часа;
  • рассказать без стеснения;
  • убегать от собаки;
  • сделать ради семьи;
  • переживать из-за пустяка;
  • дотянуться до стола.

Дательный падеж

Главная функция дательного падежа – это обозначить адресата. Ведь если нужно дать кому-либо, например, тетрадь, то обязательно будет и адресат действия, т.е. человек, который получит предмет. Отвечает на вопросы:

  • рад «кому?»: Коле, маме, дяде, учителю, следователю, спортсмену;
  • рад «чему?»: беззаботности, комнате, сапогу, холодильнику, телефону, уроку.

Сочетается со служебными частями речи, чтобы обозначить предмет, к которому направлено действие и место, где оно происходит: вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно. Примеры:

  • прикоснусь к лицу;
  • вопреки обстоятельствам;
  • благодаря жене;
  • согласно правилу;
  • едем к морю;
  • гулять по лесу;
  • кататься по парку;
  • наперекор судьбе.

Винительный падеж

Винительный падеж имени существительного синтаксически зависит от слов этой же части речи или глагола. Его главная функция – обозначить объект, на который направлено действие или обстоятельства такого действия. В предложении обычно выступает дополнением или обстоятельством. Слова-помощники – «вижу», «знаю», «виню». Можно задать два вопроса:

  • вижу «кого?»: банкира, студента, Елену, пехотинца, коллегу, балерину;
  • вижу «что?»: лес, жестокость, счастье, пылесос, поле, нору, пещеру.

Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (неодушевленные имена существительные) и родительного падежа (одушевленные существительные).

В значении уступки, объекта, места и времени используются предлоги: спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь. Примеры:

  • приехать спустя месяц;
  • сделать несмотря на погоду;
  • наступить на пакет;
  • пронести сквозь года;
  • приклеить в тетрадь;
  • переступить через порог.

Творительный падеж

Характеризует объект или субъект и выражает обстоятельственное или определительное значение. Чтобы образовать формы творительного падежа, можно воспользоваться словами-помощниками – «любуюсь», «интересуюсь», «горжусь». Можно задать отличительные вопросы:

  • любуюсь «кем?»: Ириной, водителем, сыном, знакомым, собакой, попугаем;
  • любуюсь «чем?»: портфелем, картиной, успехом, счастьем, медалью, ручкой.

Употребляется в сочетании со служебными частями речи, чтобы указать на место и причину: в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с. Например:

  • смеяться над одноклассником;
  • сидеть под диваном;
  • Олег вместе с другом;
  • выбирать между добром и злом;
  • сидеть за столом;
  • остановиться перед прохожим;
  • в связи с необходимостью.

Предложный падеж

Выражает обстоятельственное и объектное значение. Это единственный падеж, который всегда имеет при себе предлог. Вспомогательное слово – «думаю о». Отвечает на два вопроса:

  • думаю «о ком?»: о сестре, о Михаиле, о помощнике, о товарище, о кошке, о парне;
  • думаю «о чём?»: о благополучии, о деньгах, о конкурсе, о лесе, о море, о еде.

Сочетается с предлогами о, при, по, об, в, на, которые указывают на объект действия или место:

  • быть при должности;
  • стоять на ступеньках;
  • узнать об отпуске;
  • отдыхать в парке;
  • рассказать о прекрасном;
  • прыгать на батуте.

Не всем понятно, какой падеж отвечает на вопрос «где?». Так, существительное относится к предложному падежу, если употребляется с предлогами «в», «на», чтобы обозначить место действия. К нему можно задать вопрос «где?»:

  • едет («где?») в метро – п. п.

Однако существительное с этими же предлогами будет считаться винительным падежом, если оно обозначает место направления действия. К нему можно задать вопрос «куда?»:

  • поехала («куда?») в магазин – в. п.

Как определить падеж имен существительных

Существует порядок действий, с помощью которого можно правильно определить падеж существительного в контексте:

  1. Установить, к какому слову относится анализируемое существительное.
  2. Задать от этого слова вопрос к существительному.
  3. Посмотреть на падежный вопрос и окончание.
Примеры
Маша будет помнить глаза матери всю жизнь. глаза («кого?») матери – р. п.
Я не хочу обижать одноклассницу. обижать («кого?») одноклассницу – в. п.

В некоторых случаях различать падежные значения удаётся с помощью предлогов:

  • коса у («кого?») девушки (р. п.);
  • прикоснуться к («чему?») лицу (в. п.);
  • висеть на («чём?») верёвке (п. п.) и т.д.

Как выучить падежи

Школьникам бывает нелегко запомнить название падежей, их вопросы и окончания. Тем не менее, нужно понимать, что все правила, касающиеся этой темы, следует выучить наизусть как таблицу умножения. Чтобы этот процесс был увлекательным и продуктивным, можно обратиться к стихотворной форме, чувственному и образному восприятию ребёнка.

Стишок

Запомнить последовательность падежей будет легче, если знать одну из двух забавных фраз:

Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.

Иван рубил дрова, Варвара топила печь.

Начальная буква каждого слова соответствует определённому падежу. Эти строчки надолго останутся в памяти, при этом на их заучивание уйдёт не более 10 минут.

Чувственное восприятие

Известно, что восприятие информации человеком происходит по разным каналам. Это зависит от индивидуальных особенностей восприятия и переработки учебного или какого-либо другого материала.

Так, визуалам лучше изучать информацию, которая она изображена в виде картинки, таблицы или схемы, т.е. у них хорошо развито зрительное восприятие.

Визуал для изучения падежей

В свою очередь аудиалу удобнее воспринимать информацию на слух. Таким людям нужно попросить кого-либо прочитать правила столько раз, сколько потребуется. Или же читать вслух самому.

Кинестетики запомнят материал быстрее, если они будут переписывать.

Беспроигрышный вариант – задействовать все чувства. При изучении темы о падежах не стоит ограничиваться только прочтением статьи. Необходимо повторить наиболее важные моменты вслух, после чего записать их от руки. В качестве шпаргалки могут выступать таблицы и схемы. Всё это обеспечит максимальный результат.

Образное и ассоциативное мышление

Человек может воспринимать информацию через образы и ассоциации. Именно поэтому можно связать названия падежей с какими-либо узнаваемыми предметами, действиями, событиями или образами. Этот способ лучше всего подойдёт творческим людям, обладающим живым воображением. Картинка, созданная в голове, надолго останется в памяти. Например:

  • Именительный – имя;
  • Родительный – рождение;
  • Дательный – делиться;
  • Винительный – винить;
  • Творительный – творить;
  • Предложный – предлоги.

Итак, без знания системы падежей в современном русском языке не обойтись. Нужно знать, что такое прямой падеж и что подразумевается под косвенными. Также следует запомнить вспомогательные слова. Умение правильно склонять существительные, числительные, местоимения и прилагательные – это одно из важных условий для грамотного письма и устного общения.

[spoiler title=”источники:”]

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-padezh-tablitsa-padezhey.html

https://russkijyazyk.ru/padezhy

[/spoiler]

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся  не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Padezhi2Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова, которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

 Именительный

 есть

 кто? что?

 Родительный

 нет

 кого? чего?

 Дательный

 дать

 кому? чему?

 Винительный

 вижу

 кого? чего?

 Творительный

 доволен

 кем? чем?

 Предложный

 говорить

 о ком? о чём?

Padezhi1

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5.      Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама». Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание:  мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай.

6.       Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

 Падеж

  Предлоги

 Именительный

 —

 Родительный

 без, у, от, до, с, из, возле

 Дательный

 к, по

 Винительный

 на, за, под, через, в, про,

 Творительный

 над, за, под, с, перед, между

 Предложный

 в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа:  без для  родительного падежа (без задоринки) по, к для дательного падежа (по лесу, к дому), о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Добавить комментарий