«Как найти свое призвание?
Как понять, в чем именно твое предназначение? Как использовать свои таланты и как их найти? Все время в каком-то поиске, а жизнь-то идет…» — подобных вопросов о поиске своего предназначения в редакцию журнала «Фома» приходит немало. Мы решили разобраться, почему этот вопрос, которым, казалось бы, обычно задаются подростки, не дает покоя столь многим взрослым людям. И конечно, попробуем выяснить, как эту жажду обретения призвания утолить.
На письма читателей о поиске призвания отвечает психолог Александр Ткаченко
Во множестве рассуждений о поиске своего призвания сегодня отсутствует очень важный компонент. Само это слово как бы говорит: человеку нечто уже заранее приготовлено, осталось лишь уточнить, что это, затем найти уготованное тебе поприще и стать счастливым.
Казалось бы, все очевидно.
Но…
Но логика русского языка закономерно предполагает, что там, где есть призвание, обязательно должен быть и тот, кто призывает. И вот как раз об этом в многочисленных публикациях на тему «как найти свое призвание» нет вообще ни слова. Хотя именно ответ на вопрос «кто меня призвал?» позволяет лучше сориентироваться в этом поиске. Ведь у призывающего наверняка имелись какие-то резоны, когда он готовил то или иное призвание для каждого человека.
Например, в сказке про Буратино папа Карло выстругал из полена деревянного человечка для того, чтобы тот ходил с ним по дворам и радовал жителей города своими танцами и песнями под шарманку. Поэтому Буратино точно знал свое призвание и не стеснялся во всеуслышание заявлять перед любой аудиторией: «Я создан на радость людям!»
К сожалению, в реальной жизни такой подход к выяснению своего призвания вряд ли возможен. Наши родители, конечно, надеялись, что мы вырастем хорошими и полезными обществу людьми. Но даже самые заботливые папа и мама не обладают необходимым уровнем компетенции для того, чтобы говорить о них как об источнике жизненного призвания. Рожая и воспитывая своих детей, мы не вкладываем в них призвания и в лучшем случае способны лишь помочь им самим его осознать (а в худшем — навязываем свои представления о нем, мешая их собственному поиску).
Государство здесь тоже плохо подходит на роль призывающего. Максимум, на что оно в этом смысле способно, — это, например, призвать человека в армию по достижении им определенного возраста.
Остается, пожалуй, только судьба. Которая в нынешнем ее понимании выглядит как-то расплывчато и неопределенно. В этом смысле древним грекам было куда проще: судьба для них была не философской абстракцией, а вполне конкретным божеством, вернее даже сразу тремя божествами — мойрами, прядущими нить человеческой судьбы. В мифологии они описаны как три сестры: Лахесис («дающая жребий» еще до рождения человека), Клото (с веретеном в руке «прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно завершающая жизненный путь человека, ножницами перерезая нить его жизни). Соответственно, за назначение призвания человека отвечала Лахесис, его осуществлению способствовала Клото и после того, как человек выполнил (или не выполнил) то, ради чего был призван в мир, Атропос закрывала проект, переводя человека в загробное ведомство Аида.
В наши дни трудно найти человека, который бы столь сложным образом исповедовал веру в судьбу. Однако религиозный мотив в понимании своей судьбы и призвания присутствует у многих и сегодня. По большому счету любое размышление об источнике человеческого призвания в итоге сводится к двум возможным вариантам.
Вариант первый:
людей к бытию призвал Бог. Соответственно, каждому из призванных Он приготовил некую миссию, и задача человека — понять этот замысел Божий о себе, исполнить его в меру сил и в конце пути дать Богу отчет в результатах.
Вариант второй:
у мира нет разумного Творца, а значит, нет и разумной цели как в существовании самого мира, так и в жизни отдельного человека. Судьба при таком взгляде — это всего лишь некая последовательность событий, обусловленная причинно-следственными связями. А призвание — наиболее оптимальный способ существования в мире, поскольку в этом варианте призвание идет от самого человека, вернее — от его потребностей, требующих удовлетворения. И нужно лишь внимательнее прислушаться к себе, чтобы понять, к чему они тебя призывают.
Тезис первый:
найти способ самореализации — еще не значит найти смысл.
Естественно было бы предположить, что по первому варианту призвание ищут люди верующие, по второму — атеисты и агностики. Однако в реальной жизни картина бывает куда более сложной. Совсем не редкость, например, когда верующий человек годами ищет свое призвание именно как способ наиболее комфортной самореализации. Например, каждый день приходя в офис, мечтает о работе, связанной с путешествиями. Или, занимаясь рутинным трудом, скажем, на стройке, считает, что его призвание — музыка или живопись. Что в общем-то понятно. Как говорят в народе, рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше.
Такая поисковая активность вполне закономерна и естественна как для верующих, так и для неверующих. Найти профессию, которая была бы тебе по душе, — великое благо для любого человека. Однако множество людей вполне осознанно пытающихся понять, к чему они призваны, годами ищут свое призвание по этой схеме, примеряют на себя различные профессии и занятия, и по-прежнему остаются неудовлетворенными своей работой. Не помогают ни журнальные лайфхаки, ни консультации у психолога, ни заказные молебны в храме.
В чем же причина этих неудач? Дело в том, что при таком подходе, призвание понимается всего лишь как некая врожденная предрасположенность человека к тому или иному роду деятельности. Пойми ее, найди соответствующую ей профессию — и станешь счастливым. Твои потребности окажутся удовлетворены, и ты будешь спокойно получать удовольствие от своей работы. Однако для христианина это очень урезанный взгляд на призвание. Ведь кроме врожденной предрасположенности он получил в крещении еще и дары Духа Святого. А эти дары предполагают совсем иную направленность их применения: Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1 Пет 4:10).
Дары Божьи даны нам для служения через них друг другу. И если мы верим, что призвание наше — от Бога, значит, искать это призвание следует прежде всего через понимание своего дара и соответствующего ему служения ближним.
Это вовсе не означает, будто наши врожденные склонности обязательно пойдут вразрез с дарами Духа, полученными в крещении. Напротив, Бог каждому из нас дает именно тот дар, который наиболее соответствует нашим способностям и задаткам. Однако именно дар придает им вектор служения, дополняет эти способности еще одним, важнейшим свойством — делает их осмысленными и направленными к высокой цели.
Ведь самовыражение, будем честными, — цель довольно приземленная. Найти свое призвание, чтобы просто получать от него удовольствие, — такая позиция мало чем отличается от тезиса «найти, где у меня чешется, и начесаться вдоволь». Собственно, и результат при таком утилитарном подходе к призванию часто бывает похожим: человек вроде бы нашел свое любимое дело, «почесался» от души, успокоился и опять заскучал, крутя головой в поиске очередного занятия, через которое можно было бы выразить себя. Но там, где человек осознанно ставит свои способности на служение другим людям, картина разительно меняется.
Тезис второй:
служение — не просто красивый идеал или высокие мотивирующие слова. Это вполне объективная духовная потребность любого человека.
Причем потребность такая же насущная, как стремление к развитию или самовыражению. Каждому из нас от природы свойственно желание приносить пользу и радость другим людям. Такими нас задумал Бог. И без удовлетворения этой потребности никакое найденное призвание не сделает нас счастливыми.
Сама по себе предрасположенность к какой-либо деятельности всего лишь инструмент, с помощью которого мы можем выполнять свое служение ближним. Спору нет, инструмент тоже важен и даже очень. Но человек, сосредоточивший свои усилия на поиске подходящего инструмента и совсем не думающий о том, каким образом он будет этот инструмент использовать, рискует оказаться разочарованным даже после того, как его поиски увенчаются успехом. Музыкальные способности или талант врача — все это не более чем профессиональная принадлежность, такая же, как дорогая гитара или хирургический нож из высококачественной стали. Однако хирургическим ножом можно спасать людям жизнь, но также можно вырезать им неприличное слово на лавке в городском саду. На дорогой гитаре можно исполнять прекрасную музыку, радуя слушателей, а можно просто позировать с ней перед камерой, выкладывая фотографии в Инстраграме.
Понять, к чему ты более предрасположен, — еще не значит найти свое призвание. Бог призвал нас в этот мир не только лишь для того, чтобы мы познали свои способности и нашли среди них самую приятную для нас. Талантов у любого человека множество, ведь каждый из нас создан по образу Божьему. Но просто перебирать их один за другим, примеряя к себе, — занятие бессмысленное и даже опасное, поскольку земная наша жизнь ограничена временем. Так, артист, чрезмерно увлекшийся в костюмерной выбором наиболее подходящего костюма, рискует опоздать к выходу на сцену и пропустить свое же выступление.
Призвание — это не талант сам по себе. Призвание — это служение другим людям, которое ты наиболее эффективно можешь осуществлять при помощи своего таланта.
Вот эта подмена понятий и сбивает с толку даже верующих людей, знающих Евангелие и читавших притчу о талантах. На Страшном суде Господь не спросит у человека, сколько он написал картин или романов, за какое время пробежал стометровку, каких героев сыграл на сцене, скольких противников победил техническим нокаутом. Каждому из нас предстоит дать отчет в куда более простых вещах: накормил ли ты голодного, напоил ли жаждущего, помог ли бездомному, больному, несчастному?
В христианстве любой талант сам по себе еще не является основанием для какой-либо оценки жизни человека с точки зрения вечности. Он всего лишь та самая мера серебра из притчи, которую каждый из нас получает от Бога при рождении.
Определит же нашу судьбу не само серебро, а та прибыль, которую мы можем с него получить, то есть дела милосердия, которые мы способны совершить при помощи дарованного нам таланта.
Если этих дел не будет, то даже самые упорные занятия искусством, спортом, наукой окажутся для нас бесполезными и станут отнюдь не преумножением таланта, не «передачей серебра торгующим» с целью прибыли, а всего лишь бессмысленной полировкой полученных в дар монет.
Вот как пишет об этом святитель Феофилакт Болгарский: «Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть у царей, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других. Напротив, закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной только своей пользе, а не о пользе других; и он осужден будет».
Под прибылью же все церковные толкователи единодушно понимают здесь добрые дела, которые человек совершает при помощи полученного ими таланта. И если таких дел не будет, то напрасными окажутся все усилия и по поиску своего призвания, и по развитию полученного дарования. Художник может десятилетиями оттачивать линию и штрих, музыкант — годами работать над кантиленой и звуком, писатель — над ритмом и выразительностью слога, спортсмен будет ценой неимоверных усилий прибавлять к своему результату граммы или сантиметры, сбавлять сотые доли секунды. Но все эти труды в духовном отношении могут оказаться абсолютно бесплодными, если только их целью не будет польза ближнему.
Тезис третий:
с православной точки зрения самый лучший способ похоронить свой талант — это найти его и усиленно развивать лишь ради себя, ради собственных амбиций, удовольствия или творческих исканий.
Бог призывает нас служить друг другу полученными от Него талантами. А значит, поиск призвания не сводится к одному лишь тщательному исследованию своих дарований. Точно так же внимательно нужно исследовать и сами эти дарования, чтобы выяснить, какое из них окажется для нас самым удобным в служении другим людям. Это и будет нашим призванием, в котором органично сочетаются обе важнейшие духовные потребности человека — самореализация и самоотдача. Духовную жизнь человека можно сравнить с водоемом. Если он закрыт и не имеет выхода, вода в нем постепенно начинает портиться, плохо пахнуть и в конце концов протухает. Даже если изначально была кристально чистой. А вот там, где из водоема вода течет дальше, чтобы напоить поля и сады, картина совершенно другая. Потому что на место отданной воды приходит новая — чистая и свежая. И чем больше воды отдает водоем, тем прозрачней и чище он становится.
Все наши таланты не являются исключительно нашей собственностью. Мы не заработали их упорным трудом, а просто получили в дар от Бога. Они, словно драгоценная вода жизни, вошли в нас еще при рождении. Когда мы делимся ими и отдаем эту воду тем, кто испытывает в ней недостаток, Бог тут же восполняет отданное — и восполняет с избытком. Но происходит это, лишь когда мы делимся тем, что действительно имеем. Если у тебя нет дара слова, вряд ли получится служить другим людям в сферах, связанных с умением хорошо говорить. Если нет дара сострадания, рискуешь выгореть на работе, связанной с помощью страдающим людям. Если нет дара смелости и мужества, не получится служить людям, защищая их от преступников или иноземных захватчиков.
Хотя, конечно, все христиане призваны и к наставлению друг друга в вере и благочестии, и к милосердию, и к мужеству. Однако дары Духа Святого каждый из нас получает в соответствии с индивидуальными нашими особенностями. Вот что говорит Амвросий Оптинский, ссылаясь на преподобного Макария Великого: «…и самая благодать не изменяет двух свойств в характерах человеческих — сурового и мягкого: имеющий суровый и обличительный характер не может быть спокоен тогда, когда будет умалчивать, а имеющий характер мягкий и уклончивый может потерять мир душевный, если будет других резко обличать».
Разумно предположить, что и прочие наши природные свойства также имеют значение для нашего христианского служения ближним. И поэтому трудный, а порой даже мучительный поиск дела, к которому лежит у человека душа, никогда не бывает для него бессмысленным.
Бог приготовил для каждого из нас служение ближним, которое будет соответствовать нашим талантам и дарам Духа Святого. А значит, тот, кто ищет дело себе по сердцу, поступает разумно, хорошо и правильно. Нужно лишь после, когда это дело уже будет найдено, обязательно найти также и способ употребить его для служения другим людям.
Чтобы вода полученной от Бога жизни не застаивалась в нашей душе, а щедро изливалась в души ближних, наполняя их радостью, миром и благодарностью. И чтобы Бог мог постоянно пополнять в нас этот отданный другим дар, а мы раз за разом убеждались в истинности слов Иисуса Христа: …блаженнее давать, нежели принимать (Деян 20:35). Вот такая деятельность и будет настоящим нашим призванием.
Иллюстрации Марии Сосниной
Мне часто приходится отвечать на вопросы о призвании. И это очень трудно, потому что призвание — это очень личный ответ. И я не могу знать ответ за каждого человека. Я могу привести лишь собственный пример, считает священнослужитель и психолог Андрей Лоргус.
Андрей Лоргус, протоиерей:
Действительно, ли я убеждён в том, что я нашёл своё призвание?
Я допускаю, что призвание могло быть иным. Возможно, моя деятельность была бы связана с преподаванием или врачеванием. Так или иначе, она была бы обращена к человеку. Думаю, что именно в служении подобного рода моё призвание и заключается.
Я понимаю, что если бы я стал не священником, а учителем, не психологом, а врачом, то, наверное, я был бы счастлив и удовлетворён в том, что я служу тому делу, к которому призван Господом.
Потому что призвание — это призыв. И служение — это ответ на этот призыв.
И если Бог призывает, то это неспроста. Значит, Он так устроил жизнь, что в этом деле человек может преуспеть. Бог дал нужные дары. Он призывает человека на такое дело, на которое Он Сам его приготовил. Дал ему все необходимые таланты.
Но таланты эти не определены конкретной специализацией, табелью о рангах. Таланты — это нечто общее, это способности, которые мы можем реализовать в жизни по-разному.
Мы можем сказать о таланте организатора. Или о таланте исследователя. Или о таланте командира. Кем будет командовать это человек? Армией или каким-либо производством? А, может, он будет возглавлять некую политическую партию?
А если это талантливый администратор, он будет генеральным директором какой-то компании или — епископом?
Иными словами, таланты — это широко. Призвание — это что-то более определённое. И если таланты даёт Господь, то призвание определяет сам человек.
Именно человек делает выбор. На свой собственный страх и риск. Выбирает не между своими и чужими талантами, а — между своими талантами, которых много.
Я убеждён в том, что Господь даёт нам способностей гораздо больше того, что мы можем реализовать в своей жизни. Даёт много. Даёт с избытком. И этот избыток от любви, от щедрости Божьей.
Иными словами, Бог даёт нам гораздо больше, чем мы можем воплотить. И любой наш выбор будет Богом принят. И будет приносить человеку счастье.
Но выбирать предстоит обязательно. Потому что нельзя реализовать всё, что дано. Потому что силы ограничены, и время ограничено, и жизнь коротка.
Иногда молодые люди спрашивают: «Как мне сделать этот выбор, чтобы не ошибиться?» Я задаю встречный вопрос: «А что значит не ошибиться?»
— Это значит, поступить по воле Божьей.
— А если по воли Божьей быть и учителем, и врачом, и священником… И Богу будет угодно и то, и другое, и третье.
— А как же тогда выбирать?
— А вот тут нужно положиться на себя. На свои знания, на свои чувства, на свою волю.
— Почему всё так сложно? Почему Господь не может намекнуть, указать, дать какой-то знак, чтобы я не ошибся в Его воле?
— Наверное, это всё складывается так для того, чтобы за этот выбор отвечал ты и только ты. Господь оставил эту возможность тебе — выбирай. И отвечать будешь за это целиком сам. И каков твой будет выбор, на то Господь тебе и даст сил.
— А если будет неудача?
— И это бывает в жизни. Мы терпим много неудач. Но это не признак того, что на это Господь нас не благословил. Это может быть признаком того, что ты — в начале пути, и твой путь ещё далёк. Это может быть признаком того, что ты заплутал, заблудился, ушёл в сторону. А, может быть, это, действительно, была ошибка. И её надо исправить.
Труден этот путь. Очень труден. Многие спрашивают: помогите, ведь вы можете провести профориентацию, у вас есть тесты… А вот тут я бы ответил не как психолог, хотя я признаю, есть и профориентация, и тесты… Я бы сказал этому варианту «нет».
Потому что исследование себя самого человек должен совершить сам, как бы трудно это не было. На что же ориентироваться?
Прежде всего, на великолепный дар, который Господь дал человеку — это дар любопытства. Дар стремления к познанию. Бесконечен человеческий интерес. И именно это свойство помогает человеку начать путь поиска своего призвания. Что мне интересно в жизни?
Во-вторых, я думаю, что никого Господь не оставляет и посылает человеку встречи, события, откровения и знаки, которые могут дать какие-то неожиданные знания, открыть для него иные стороны жизни.
Поэтому смотрите, будьте внимательны к тому, кого вы встречаете? Кто оказался на вашем пути? Кто был вашим случайным попутчиком в поезде или самолёте? С кем вы говорили, будучи ещё школьником? Кто были ваши предки? Кем были предки вашего супруга?
Будьте внимательны, Господь вам посылал вестников, и они вам что-то передали. Эту загадку попытайтесь расшифровать. У вас было множество знаков. Вспомните их, и они приведут вас к ответу.
Но чаще всего заглядывайте в своё сердце. Именно там живёт самый точный проводник… Именно он приведёт вас к тому, о ком говорят:
«Он делает своё дело с душою. Это, видимо, и есть его призвание».
Ещё статья: У Бога нет других рук, кроме наших. Алексей Осипов — о незыблемости духовных законов.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангилие господьбог промыслбожий господьбог смирение
Приблизительное время чтения: 7 мин.
«Как найти свое призвание? Как понять, в чем именно твое предназначение? Как использовать свои таланты и как их найти? Все время в каком-то поиске, а жизнь то идет…» — подобных вопросов о поиске своего предназначения в редакцию журнала «Фома» приходит очень много. На них мы попросили ответить монахиню Елизавету (Сеньчукову), пресс-секретаря Якутской епархии.
Многих сегодня по-настоящему одолевает невроз по поводу «особого пути» и
«особого предназначения», которые непременно каждый обязан каким-то образом
отыскать, чтобы не чувствовать себя неполноценным. Чаще всего этот поиск
проходит именно в плоскости трудовой деятельности — карьеры. Но есть другой мир
— мир веры, где этот вопрос предназначения снимается удивительным образом. И на
своем примере я попробую это показать.
Моя основная работа — тексты. Я пишу их в
качестве пресс-секретаря или в качестве журналиста. В принципе, я более или
менее состоявшийся журналист, без лишней скромности скажу, что в своей области —
очень неплохо состоявшийся.
Интересно, что к этой работе я никогда не
стремилась. Тексты были моим хобби. А мечтала я о другом.
«Кем ты, Машенька, будешь, когда
вырастешь?» — спрашивали меня пятилетнюю.
«Врачом!» — уверенно отвечала я.
Ну естественно, папа — врач, мама — фельдшер
скорой помощи. С детства играла в больницу: кукле Жене мы с папой однажды
делали трепанацию черепа (у нее глаз провалился), куклу Наташу я пичкала
аминазином после аппендицита (для имитации аппендицита мы с мамой ей животик
забинтовали), кукле Даше брызгала на обожженную ручку (мощно так обожгла, чуть
не задохнулась от запаха плавящейся резины) пантенолом. Кем еще быть?
Но мое желание было связано не просто с
подражанием любимым родителям. Медицина — это и сейчас та человеческая
деятельность, перед которой я, кроме шуток, преклоняюсь. Врач — это своего рода
ангел в человеческой плоти. Только со свободой воли и способный ошибаться. Но
он именно ангел: вестник от Бога. Господь его посылает болящему. И я хотела
быть ангелом.
Шло время, и годам к тринадцати я наслушалась
от скоропомощников про сбор человеческих внутренностей вдоль железной дороги,
вытаскивание людей по кусочкам из столкнувшихся автомобилей, циничных шуточек
про «мотоциклист — мозги в горшочке», а также побывала в детской и взрослой
реанимациях и понаблюдала безрезультатные попытки «завести» давшего остановку
сердца младенца, агонию кардиологической больной и другие невеселые вещи — и желание
быть врачом стало конкретнее: «Врачом-психиатром». С уточнением: «Хочу
наркоманов лечить. Интересно, можно гипнотизировать на клеточном уровне? Чтобы
и психическую, и физическую зависимость устранять».
В девятом классе я выбрала экзаменом по выбору биологию и написала реферат по наркомании. Там я описывала симптомы отравления опиатами и каннабиолом, сравнивала химические формулы серотонина и ЛСД, приводила примеры разных форм терапии — и получила «пять», потому что система оценок у нас была, увы, только пятибалльная.
Но в десятом классе я начала самостоятельно
более углубленно изучать химию и биологию по пособию для абитуриентов. С химией
все шло нормально, а вот с биологией — беда и катастрофа. Я с пятого раза не
смогла запомнить устройство клетки. На мои истерические рыдания прибежали
родители:
«Что ты, Машенька, плачешь?»
«Я никогда, — задыхаясь и захлебываясь слезами объясняла я, — никогда
этого не запомню».
Родители с грустью переглянулись. Вообще-то,
я действительно была совершеннейшим гуманитарием. Не в смысле «бездарь в точных
науках» — это в нашей семье вообще не рассматривалось, считалось, что, если
человеку нужно разобраться в каком-то предмете, он садится и разбирается, и
ничего невозможного нет. В смысле — «остальное неинтересно». История? Запоем.
Обществознание? Восторг полный. Литература — километровые сочинения с
провокационными, но яркими идеями, цитированием Эриха Фромма и Жоржа Батая,
подготовка докладов по современной поэзии на примерах песенного творчества
исполнителей в жанре «русский рок», изложения и сочинения в стихах и так далее.
Собственно, да, стихи. Ну и прозы немножко.
«Может быть, тебе поступить в Литературный институт?» — огорченно спросила мама. «Да-да, Литературный институт!» — бодро поддержал ее папа.
В глазах у них читалось при этом: «Ну что
ж, ребеночек не тянет…».
Я ужасно обрадовалась, закинула злосчастную
биологию в дальний шкаф, сосредоточилась на истории, литературе, песнях Beatles
и Pink Floyd (иностранный же!) и оттачивании рифм и записалась на
курсы при Литературном институте.
Так я из примитивной лени и отсутствия усидчивости отказалась от своего призвания. Господь меня за это регулярно вразумляет. «Меня окружают психи!» — периодически начинаю я орать в голос. Ну, психи — это, естественно, упрощение. Люди с нервными срывами, тяжелыми ситуативными и эндогенными депрессиями, внезапно открывающейся шизофренией или биполярным расстройством.
Рано или поздно у меня в одном из миллионов мессенджеров, на кухне, на пути окажется расстроенный и растерянный человек, не понимающий, что с ним происходит. И рано или поздно получит от меня вовсе не духовный совет сходить к соответствующему доктору. В какой-то степени я считаю это своей миссией — дестигматизацию психических болезней. В конце концов, никто же не стесняется того, что у него зуб заболел? Почему надо стесняться депрессии или голосов в голове?
В книжке «Гарри Поттер и Тайная Комната», когда главный герой начинает слышать какое-то осмысленное бормотание в своей голове, рассказывать об этом старшим не рекомендует его умная подружка Гермиона: «Даже в мире волшебников голоса в голове — это плохой признак». Ее предрассудки подбросили дровишек в огонь непонимания происходящего. А по-моему, глупость она сказала. И вообще этот ужас «тебя за психа примут» — глупость и недальновидность. Допустим, меня примут за психа. А если меня не примут за психа, а я псих? Давайте дождемся, когда я прыгну с балкона? Или в кого-нибудь кирпичом запущу? Или просто перестану мыться, есть и выходить на улицу?
(Теперь вы видите, что психиатрия
действительно была моим призванием. Иногда думаю: может, второе высшее
психологическое получить хотя бы?)
Не тратьте свою жизнь на охоту за птицей, особенно если вы не уверены в ее цвете и виде.
В Литературный институт, кстати, я так и не
пошла поступать. Учиться писать прозу мне было неинтересно, хотела я писать
стихи, причем не абы у кого, а на семинаре у Олеси Николаевой (которая в тот
год семинар, к сожалению, не набирала) — в общем, плюнула и пошла в Институт
философии ГАУГН, на базе Института философии Российской Академии наук. Наукой
занималась в четверть силы. Что плохо. Но диссертацию написала вполне благополучно
и на свои темы могу рассуждать с удовольствием и долго, писать о них популярные
статьи, объяснять их на пальцах студентам и даже школьникам.
Но я иногда до сих пор злюсь на себя за лень, которая не позволила мне взять себя в руки и разобраться в биологии.
Первый вывод из этой печальной истории: призвание — в сердце.
Если у вас к чему-то лежит душа, что-то нравится делать, но внешние обстоятельства мешают этим заниматься постоянно — преодолевайте эти внешние обстоятельства. Да, представьте себе, ваше непонимание — это обстоятельство внешнее. Если хотите — искушение. Потому что сердце и душа находятся где-то глубже.
Второй вывод — если у вас не получилось сделать то, к чему вы призваны, своим основным делом, у вас не получится не сделать его хотя бы не основным.
Вы хотели стать архитектором, но вы не получили достаточно высокого балла по математике и провалились с треском? Будьте уверены, в какой-нибудь момент вам придется помогать перестраивать чью-нибудь дачу или самостоятельно продумывать дизайн квартиры. От призвания не сбежать.
Третий вывод проистекает из дальнейшей моей
истории.
Лет с двенадцати я с опасливым восторгом
смотрела на монахов. Я любила ходить в церковь и молиться, хотя долго
находиться на службе мне было скучновато, я просто ничего не понимала. Я любила
Бога, как бы это пафосно ни звучало. В Нем невозможно было сомневаться.
После смерти мамы (мне было семнадцать) «монахолюбие»
усилилось. Потом был в жизни эпизод, когда я внутренне пообещала себе и Богу к
этому прийти.
Шли годы, я стала заниматься преподаванием,
потом журналистикой, потом попала в командировку в Якутию, потом переехала
туда, чтобы работать в епархии, потом приняла монашество. Чин ангельский, между
прочим. Думаю, это правильно. Потому что когда-то еще девочкой-подростком меня
не длинные черные одежды восхитили. Меня через них Господь за плечо тронул.
Позвал. Призвал. И я откликнулась, хотя откликалась долго. Поэтому
журналистика, к которой я пришла не по призванию, а по обстоятельствам, меня к
Нему и привела.
Итак, вывод третий: призвание — это не что-то единственное на всю жизнь, что ее раз и навсегда предопределяет.
Если бы я была психиатром, я бы не приняла монашество. А приняв монашество, я уже вряд ли найду возможность стать психиатром.
Ну и, соответственно, вывод четвертый: не тратьте свою жизнь на охоту за птицей, особенно если вы не уверены в ее цвете и виде.
Может, она синяя птица счастья, может — зеленая птица попугай, может — журавль в небе, а может — вообще пингвин или страус, которые не летают. Не надо вообще ни за кем охотиться, занимайтесь тем, что вам интересно здесь и сейчас. Профессионально растите, расширяйте и углубляйте знания — так ваш интерес будет сохраняться и увеличиваться.
А что касается призвания — рано или поздно
вы к нему придете. Призвание на то и призвание, что зов Божий будет время от
времени слышаться то ближе, то дальше. Когда раздастся совсем близко — тогда и
развернитесь к нему, и встретьтесь лицом к лицу.
Беседа с молодежью
Помните, что говорит лермонтовский Печорин?
Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни.
Это слова о несбывшейся, несостоявшейся жизни, о жизни, растраченной без цели, погубленной. А сколько людей на каком-то этапе с ужасом осознают, что они растратили лучшие годы впустую и пришли к зрелости или старости опустошенными и бесплодными? Как часто случается, что благородные стремления и надежды юности не осуществляются в зрелые годы из-за того, что человек не сумел вовремя угадать свое призвание и пойти в правильном направлении. И как важно, стоя на перепутье, найти свою дорогу — ту, что предначертана Богом лично тебе. Как важно вовремя услышать призывающий голос Бога и отозваться на него.
Сегодня я хочу говорить с вами о призвании. И прежде всего напомню вам несколько эпизодов из Библии, где речь идет о том, как Бог призывает людей на пророческое служение.
Вот рассказ о призвании Моисея, который пас овец в пустыне и вдруг увидел вдалеке терновый куст, охваченный пламенем: куст горел, но не сгорал. Подойдя ближе, Моисей услышал голос Бога: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая… Я Бог отца твоего… Я увидел страдание народа Моего в Египте… и иду избавить его от руки Египтян… Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону… и выведи из Египта народ Мой». Начинается долгий спор Моисея с Богом. Моисей говорит: «Кто я, чтобы мне идти к фараону?» Бог отвечает: «Я буду с тобою». Моисей сомневается: «А вдруг они скажут мне: как имя Его?» Бог называет имя Свое: «Я есмь Сущий. Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам». Моисей снова спрашивает: «А если они не поверят мне… и скажут: не явился тебе Господь?» Бог обещает Моисею силу чудотворения: «Это для того, чтобы поверили тебе, что послал тебя Господь». Моисей все еще колеблется: «Господи! человек я не речистый, я тяжело говорю и косноязычен». Бог отвечает: «Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим? Не Я ли, Господь? Я буду при устах твоих». Наконец, Моисей, исчерпав все аргументы, воскликнул: «Господи! пошли другого, кого можешь послать». Тогда возгорелся гнев Божий на Моисея, и Бог сказал ему, что он будет общаться с народом через посредство брата своего Аарона: Бог будет говорить Моисею, Моисей — Аарону, а Аарон — народу (Исх. 3:1 — 4:16).
Мы видим, что Бог хочет использовать Моисея как орудие для спасения народа: Бог Сам идет избавить Израиля, Он Сам будет «при устах» Моисея. Моисей колеблется, сознавая свое несовершенство, вступает в пререкание с Богом. В конце концов он принимает миссию, возложенную на него Богом, но принимает как крест, как бремя, которое суждено ему нести вопреки его воле. Миссия, которую возлагает на человека Бог, бывает по человеческим меркам неподъемной, неисполнимой. Но Бог Сам приходит на помощь человеку и помогает ему нести его служение.
Другой рассказ — о призвании пророка Исаии. Находясь в храме, он увидел Господа на престоле, окруженного серафимами. В изумлении и ужасе он восклицает: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами… и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». К нему спускается один из серафимов, прикасается горящим углем к его устам и говорит: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». В этот момент Исаия слышит голос Бога: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» И отвечает: «Вот я, пошли меня». И Бог говорит: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего» (Ис. 6:1-10).
В отличие от Моисея, который чувствовал себя не готовым к миссии пророка и вождя, Исаия не только готов — он сам предлагает себя в качестве посланника Божия. Но не может человек «с нечистыми устами» пойти к народу и говорить от лица Божия: он должен очиститься и переродиться. Поэтому угль прикасается к его устам в знак очищения от греха, и он получает от Бога новые уста и новый язык. Это перерождение, сделавшее человека пророком, прекрасно выражено Пушкиным в известном стихотворении:
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык…
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп, в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Еще один рассказ — о призвании Иеремии, который слышит слово Господне: «Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя». Иеремия отвечает: «О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод». Но Господь отвечает: «Не говори: я молод, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Я буду с тобою, чтобы избавлять тебя». Господь касается уст пророка, говоря: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои». Здесь та же тема: человек чувствует себя неготовым к высокой миссии, отказывается от нее, но Господь властно говорит: «Ты пойдешь и возвестишь» (Иер. 1:4-9).
Наконец, рассказ о призвании Иезекииля. Увидев славу Господню, он падает на землю. Но Бог говорит: «Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым». И протягивает ему книжный свиток, на котором написано «плач, и стон, и горе», требуя съесть его. Иезекииль съедает свиток, ощутив вкус его, сладкий, как вкус меда. Тогда Бог говорит: «Встань и пойди… к сынам народа твоего… и скажи им: так говорит Господь Бог! будут ли они слушать, или не будут» (Иез. 2:1-3:11). Здесь как бы подчеркивается, что пророк должен, прежде чем он выйдет к народу и будет говорить с людьми от лица Бога, впитать в себя все горе людское, весь человеческий опыт страдания.
Теперь можно спросить: какое отношение все сказанное имеет к нам? Самое прямое. В какой-то решающий момент нашей жизни Господь обращается к каждому из нас с призывом «пойди». Одни из нас напряженно ждут этого момента и чувствуют себя готовыми немедленно вступить на указанный путь; другие оказываются застигнутыми врасплох и, услышав зов Бога, сомневаются и колеблются. И в том, и в другом случае самое важное — услышать голос Бога, обращенный к нам, отозваться на него. Самое важное — понять, чту Бог хочет тебе сказать, не упустить момент, когда Бог говорит с тобою. На зов Божий можно отозваться сразу, ни минуты не раздумывая, со всей горячностью сердца. Но можно откликнуться и после продолжительного размышления, «на трезвую голову», тщательно взвесив все «за» и «против». Бог терпелив: Он не торопит человека, оказавшегося не готовым откликнуться на зов. Главное — отозваться рано или поздно и пойти туда, куда Бог зовет тебя.
Иногда жизнь складывается так, что человек очень рано начинает осознавать, к чему он призван. Тогда вопрос о выборе пути решается сам собой: человек становится тем, чем он всегда хотел быть.
Но нередко юноша на пороге зрелости не знает, чему посвятить жизнь. У него либо слишком много вариантов, и он колеблется, не зная, что выбрать. Или, наоборот, ему кажется, что он ни на что не способен, и он в нерешительности стоит на перепутье. Как в таком случае быть? Как молодому верующему человеку найти свое призвание и не обмануться, не ошибиться, не вступить на ложный путь?
Прежде всего, нужно помнить, что «от Господа пути человека исправляются». Твоя жизнь будет по-настоящему достойной и драгоценной только в том случае, если ты проживешь ее так, как это угодно Богу. Бог всегда считается с твоей волей, но попробуй и ты узнать Его волю: может быть, Его воля и твоя совпадут. «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою». Эти слова или другие подобные им могут стать ежедневной молитвой христианина, который еще не нашел своего пути. Не надо бояться молиться Богу своими словами, изливать перед Ним чувства сердца. Если ты усердно молишься о том, чтобы Господь Сам открыл тебе твое призвание, такая молитва не останется неуслышанной.
Для того, чтобы найти свое призвание, нужно учиться, нужно работать над собой, воспитывать себя. Без кропотливого и многолетнего труда нельзя достичь высот ни в одном деле.
Пытаясь найти ответ на вопрос о своем призвании, ты можешь и, наверное, должен советоваться со своим духовником. Но здесь важно помнить, что никакой, даже самый опытный духовник не вправе брать на себя решение твоей судьбы. Главные, кардинальные решения — такие, как выбор профессии, выбор будущего спутника жизни, — ты должен принимать сам и нести за них полную ответственность. Если ошибешься, тебе придется впоследствии исправлять свою ошибку; если же другой ошибется, ты будешь ценой собственной жизни, собственного счастья исправлять чужую ошибку. Духовник — это советник, помощник, спутник и проводник на твоем пути к Богу. Он — не оракул, слово которого не подлежало бы обдумыванию и обсуждению. Советы духовника надо сверять со своим внутренним голосом, а также с многовековым опытом Церкви и со Священным Писанием.
Думая о выборе пути, нужно вслушиваться и в свой внутренний голос, который нередко оказывается более безошибочным руководителем, чем кто бы то ни было из людей. Нельзя жить просто так, «убивая» время: нужно дорожить временем настоящей жизни, которое так драгоценно! Каждый день нужно думать: ради чего я живу, каковы плоды моей жизни, в чем мое призвание? Если же ты уже нашел свое призвание, нужно всегда думать: верен ли ты ему, достоин ли возложенной на тебя миссии?
В день моего рукоположения в сан священника одна старушка подошла ко мне в храме и сказала: «Помни, сынок, что ты получил великий дар. Ты теперь каждый день должен спрашивать себя: для чего ты стал священником?» С тех пор я каждый день спрашиваю себя: для чего я принял сан, достойно ли я несу великое звание служителя Божия, в чем смысл этого служения для меня?
Скажу несколько слов о том, как я решился стать священником. С самого раннего возраста я занимался музыкой — играл на скрипке, фортепиано, потом учился по классу композиции в школе и консерватории. Музыка была, да и сейчас остается неотъемлемой частью моего естества. Но уже в пятнадцатилетнем возрасте я «влюбился» в Православную Церковь — прежде всего, в ее Литургию. Прислуживая в алтаре, я чувствовал, что присутствую при самом важном, самом значительном таинстве, которое совершается на земле, — таинстве Евхаристии: перед этим таинством бледнело даже самое высокое искусство.
Именно тогда я стал задумываться о священстве. Проповедь, исповедь и другие аспекты деятельности священника не особенно привлекали меня, но предстояние алтарю, возможность совершать Литургию влекли неотразимо. После нескольких лет раздумий — продолжить музыкальную карьеру или стать священником — я избрал последнее. И никогда еще, ни одного дня, ни одной минуты не пожалел о принятом тогда решении.
Оглядываясь назад, вижу, что это решение было принято мною прежде всего под воздействием внутреннего голоса: это был ответ на зов сердца. Но, конечно, я также советовался с опытными старцами и духовниками и молился о том, чтобы Господь открыл мне мой путь. И в какой-то момент Бог Сам направил мою ладью к тихой гавани, войдя в которую я обрел душевный покой, ибо нашел то, что искал.
Рассказывая об этом, я вовсе не хочу сказать, что служение Церкви — единственное достойное занятие. Можно быть христианским музыкантом, христианским художником; можно иметь и не очень почетную профессию, но при этом достичь духовных и нравственных высот. Не забудем, что Сам Христос был плотником, о Котором говорили с презрением: «Не плотник ли Он, сын Марии?» (Мк. 6:3). Каждая профессия может быть христианизирована, и каждый человек, вне зависимости от своей профессии, может быть не только достойным христианином, но и святым.
Вопрос о призвании вообще не сводится к вопросу о выборе профессии. В конечном итоге, каждый христианин на всяком месте призван быть пророком и апостолом Христа, призван «глаголом жечь сердца людей», всей своей жизнью свидетельствовать о Боге. Каждый христианин должен быть солью земли и светом мира. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Именно в этом — главная миссия христианина, его наивысшее предназначение и призвание.
Источник: Игумен Иларион (Алфеев). Вы — свет мира. М., 2001
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Как молодому человеку понять свое предназначение, помогает ли в этом православная вера и способна ли она гармонизировать подростка в непростой период взросления – на эти и другие вопросы в еженедельном проекте «Онлайн с уральским батюшкой» ответил исполняющий обязанности благочинного Ивановского церковного округа, заместитель председателя молодежного отдела Екатеринбургской епархии иерей Сергий Шумков.
Более 10 лет батюшка возглавляет приход храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира в Краснолесье. Этот приход считается одним из самых «молодежных» в Екатеринбурге. Около пяти лет в нем действует клуб «Ортодокс LIFE», в котором занимаются молодые люди от 12 до 35 лет.
Отец Сергий начал беседу с ответа на вопрос, почему именно его приходу известный детский писатель и основатель отряда «Каравелла» Владислав Петрович Крапивин передал в дар список с уникального образа XVII века – икону «Спас Эммануил».
Священник рассказал, что у него с Владиславом Петровичем был общий друг, который в своей юности занимался в «Каравелле» – художник Дмитрий Хайдаров. Дмитрий был прихожанином храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Несколько лет назад он скончался от инсульта в своей квартире во время написания икон для иконостаса. Когда-то он познакомил отца Сергия с Владиславом Петровичем, который, как оказалось, на тот момент болел и захотел исповедоваться и причаститься. Батюшка рассказал, что до этого Владислав Крапивин ни разу не исповедовался и не причащался. После духовной беседы со священнослужителем Владислав Петрович резко начал выздоравливать и прожил еще несколько лет. После этого Владислав Петрович решил передать икону, писанную Дмитрием Хайдаровым в дар храму. Это состоялось в марте 2015 года. В притворе справа на детской стороне можно найти икону «Спас Эммануил»., где изображен Иисус Христос в 12-летнем возрасте. Это список с древней иконы XVII века, которая сейчас находится в Третьяковской галерее.
– Владислав Петрович был очень хорошим человеком, его доброта и любовь к людям раскрылась в его книгах. Его персонажи тоже являются такими же сверстниками Иисуса Христа 12-летнего возраста, т.е. это такая аналогия в книгах Крапивина. Его отец был священником и дворянином. Может, это и повлияло на его духовность и приход в церковь. Хорошие и добрые люди рано или поздно всегда приходят к Господу Богу, – подчеркнул иерей Сергий Шумков.
Каждому человеку, считает батюшка, даются таланты – это те особенности, свойства человеческой души, которые человек должен реализовывать на благо своим ближним. У каждого есть разные таланты, у кого-то это художество, физическая сила, спортивные таланты и достижения, интеллектуальные и т.д. И от этого и нужно отталкиваться. Если человек еще в детстве увидел, чем ему надо заниматься и что его привлекает, это и нужно в себе развивать. К сожалению, иногда родители говорят: «Ты решил заниматься музыкой, а что тебе это принесет в жизни, как ты это реализуешь. Будь лучше экономистом/бухгалтером/юристом». А у человека совсем нет к этому призвания. И он потом всю жизнь будет от этого страдать и мучиться. На таланты ребенка нужно обратить внимание и родителям.
– Если у человека есть таланты, данные Богом, не нужно их закапывать, нужно развивать и по возможности не приписывать себе. Ведь все, что в нас есть хорошего и доброго – это дар Божий. Если человек реализует свои таланты на благо ближних, Церкви, то тогда он будет получать обратную отдачу и награду от людей и Бога. И тогда у человека, скорей всего, не появится профессионального выгорания, – отметил батюшка.
Раскрыть свои таланты, найти свое предназначение человеку поможет православная вера. Если человек действительно хочет реализовать все, что Господь в него заложил, то лучше всего и проще всего сделать это вместе с Богом, подчеркнул священник. Он напомнил очень важный духовный закон, который сформулировал блаженный Августин, святой отец Западной Церкви до раскола. Он сказал, если Господь в жизни человека будет на первом месте, все остальное становится на свои места. Отец Сергей по опыту знает, что это действительно так, он видит, как у людей, приходящих в храм и начинающих жить по закону Божьему, все меняется и становится на свои места: и здоровье, и семья, перед человеком отрываются какие-то новые горизонты, жизнь начинает играть новыми красками. Это все реально и возможно, самое главное человеку захотеть узнать об этом. Если человек хочет жить только лишь по своим инстинктам и духовно не развивается, это его полное право. Но Церковь в таких ситуациях предупреждает, что жизнь без Бога постепенно превращается в ад уже на земле. Ад – это когда люди живут не по закону Божьему, не по любви к Богу и ближнему, а по своим принципам, законам, понятиям, по эгоизму, гордости; начинают унижать, оскорблять, убивать. И это тяжким грузом ложится на всю жизнь человека. И в старости этот искалеченный и больной человек приходит к Богу, но у него нет сил кардинально изменить свою жизнь. Батюшка рекомендует с раннего возраста, с молодости начать менять свою жизнь, постараться не совершать тех ошибок, которые поведут жизнь под откос. Привыкший к греху человек не входит в Царство Небесное, потому что для этого необходимо научиться любить Бога и ближних. Для этого и дается земная жизнь.
Слушатели спросили батюшку, способна ли вера гармонизировать подростка в непростой период взросления. Вера, по мнению священнослужителя, действительно помогает еще не зрелому человеку найти ориентиры и выстроить правильную иерархию в системе ценностей. Если человек живет в среде без понимания духовных законов, то он волей-неволей будет их нарушать.
– Начав изучать психологию, я заметил, что не нужно никого ничему заставлять. Некоторые родители и священнослужители, педагоги, пастыри, духовные отцы начинают говорить: «Это тебе можно, это нет, делай, как я сказал и т.д.». Я считаю, это неправильный путь, потому что чем мы больше ограничиваем человека в свободе, тем больше ему хочется это делать и больше соблазна пойти по тому пути, – уверен отец Сергий. – Мой совет и опыт говорит о том, что лучше объяснять человеку, что последует за его поступками. Объяснить, что когда человек потакает своим страстям, инстинктам, то тогда человек из своего предназначения, образа и подобия Божьего скатывается до уровня животного зверского, которое живет только по своим инстинктам.
Подростковый и юношеский возраст очень соблазнительный, и даже православные дети в какой-то момент могут отойти от веры. Человек начинает вставать на взрослые рельсы, начинает сепарироваться от родителей, взрослеть, родители становятся ему не указ, он начинает проверять слова и опыт, полученный от родителей, правильно это или нет. И здесь важно родителям набраться терпения и подождать, когда ребенок сам придет с вопросом и поблагодарит или спросит что-то. Самое важное – быть рядом и подсказать, не отвернуться: «Ты мне больше не сын, я отрекаюсь».
– Нужно вспомнить себя в этом возрасте. Часто родители не хотят вспоминать, они пару лет как пришли в храм, и думают, что всю жизнь были святыми. Конечно же, нет, вспомните себя, поделитесь своим опытом. Не нужно насильно тащить в храм человека с 12 лет, это будет вызывать агрессию. Надо показать своим примером, как христианин должен решать свои проблемы и объяснить, что с Богом все проходит благополучно. Я сам с детства в этом убеждался, как только я начинал ослабевать в духовной жизни, у меня появлялись другие развлечения, то тут же начинались проблемы в школе, ссоры, конфликты. И начав молиться, усердно готовиться к причастию, проблемы разрешались сами собой. Я постоянно убеждался, что духовные законы, которые написаны в Евангелие, все безотказно работают. И это самое главное для меня подтверждение истины нашей христианской православной веры, – подчеркнул батюшка.
Какая молитва и при какой осознанности ребенка может быть самой первой? У батюшки четверо детей от 1,5 до 10 лет. По вечерам он читает молитву по соглашению, после которой дети начинают молиться друг за друга. Дети сначала молятся Господу, благодарят за то, что есть. Человек с детства должен понимать, что то, что он имеет, это дар Божий. Есть люди, которые этого не имеют. С детства нужно ребенку объяснять и показывать, что то, что у тебя есть, это здорово и этому нужно радоваться, благодарить Бога, и тогда человек, который научился благодарить Бога за то, что имеет, Господь ему дает больше. А когда человек не доволен с детства, игрушки не те, еда не та, то он привыкает к такому состоянию, думаю, что ему все должны. В результате Господь у него забирает то, что есть. Поэтому молитва ребенка должна начинаться с благодарности Богу, продолжаться в молитве за то, что нужно ему на данный момент. Но это не про материальные блага, а про здоровье, послушание, чтобы его родители были здоровыми, а потом все, что нужно ребенку, т.е. чтобы он был умным, милосердным, талантливым. Дети батюшки участвуют в молитве с года, да, они еще не понимают, о чем идет речь, сами не могут говорить, но они видят, как молится семья, пародируют своих братьев и сестер, пытаются креститься, делать земные поклоны. Это входит у ребенка в привычку, норму. Это хороший пример, считает священнослужитель.
Один из слушателей спросил отца Сергия, как завоевать уважение сверстников и найти свою любовь? Батюшка предложил подумать, с кем человеку приятнее общаться: с злыми, жестокими людьми, либо с хорошими, добрыми, умными простыми, приветливыми. Именно с последними. Христос говорит: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с людьми». Есть еще народная поговорка: «Будь проще и люди к тебе потянутся». Все что мы делаем, к нам возвращается. В юношеском возрасте, когда происходит становление, у ребят еще нет ценности жизни, добрых отношений, они не понимают и не ценят этого, но через свой опыт они должны научиться обращаться с людьми так, как сами хотят, чтобы обращались с ними. Это золотое правило христианства.
– Любовь христианская – это не просто какие-то «розовые чувства», это добрые дела. Начни сам делать что-то доброе для своих сверстников, и ты увидишь, как меняется отношение к тебе. Для меня пронзительным моментом Евангелия служит та история, когда ко Христу пришли воины, чтобы схватить его, во главе с его учеником Иудой, предателем. Тот его целует, а Христос спрашивает: «Друг, зачем ты пришел?», то есть он до конца пытался изменить этого человека. Да, он знал, что у Иуды есть страсти. Господь до конца давал ему шанс. Когда мы видим вражду по отношению к нам, если мы сами настроены негативно, то мы умножаем все это, а Христос говорит: «Подставь другую щеку», постарайся не отвечать или делать добро. К врагам нашим и обидчикам проявлять нежные чувства – это сверхъестественный духовный уровень, но хотя бы не отвечать злом на зло – это уже принципиально меняет людей, – считает батюшка.
А чтобы найти свою любовь, наверное, в первую очередь нужно молиться, нужно просить Господа Бога, чтобы он послал вторую половину, считает отец Сергий. Это жизнеутверждающий момент, потому что от семейной жизни, от любви, отношений, от церкви семейной зависит много. Нужно смотреть на духовную сторону своего супруга. Люди практически не меняются, особенно мужчины, подчеркнул батюшка. Если девушка думает, что она изменит парня, это самообман. Мужчины практически не меняются, но, наоборот, женщины после вступления в брак меняются принципиально. Если людей что-то не устраивает, то нужно проговаривать такие моменты. И иногда прислушиваться к мнению своих родителей: они опытные и видят те нюансы, которые молодые люди в розовых очках влюбленности не видят.
Создавать семью нужно тогда, когда человек уверен в чувствах, когда повзрослел, берет ответственность за свою семью, когда готов к деторождению, когда морально готов сам. Семья – это самостоятельная жизнь; нужно понимать, что это надолго, серьезно, тогда все будет с Божьей помощью.
– Если вы еще не готовы, играете в игры до 30-40 лет, то не знаю, получится ли сделать крепкую и счастливую семью, – отметил батюшка. – Чтобы научиться понимать друг друга, нужно общаться. Что касается мужчины и женщины – у нас мозг и психология устроены по-разному, мы не понимаем, что в головах друг у друга. Нужно общаться, проговаривать элементарные вещи, говорить свое мнение, узнавать мнение избранника. Тогда мы будем понимать, что у другого в голове, как он мыслит. Если каждый думает, что он прав, то для этого есть психологи. Рекомендую обращаться к верующим православным психологам. Часто современные психологи советуют такие вещи, которые для христианина неприемлемы. В нашем городе есть православные психологи, например, в центре защиты детей «Колыбель», где помогают сохранять семью, также это центр преодоления зависимостей «Подвижник».
Батюшку спросили, стоит ли заводить детей в начале семейной жизни или прежде надо построить карьеру? Батюшка отметил, что рождение детей – это большое испытание и кризис для семьи. Когда центр внимания у женщины смещается на детей, когда она не обращает внимание на мужа, появляются проблемы. Тогда нужно обращаться за помощью к тем же психологам или к духовникам.
– К сожалению, не все современные священники и духовники имеют представление о психологии, считаю, что это минус. Психологией нужно заниматься, она помогает человеку разобраться в себе, ближних, взаимоотношениях, с ее помощью можно решить многие проблемы, в том числе связанные с кризисом в жизни семьи, – отметил батюшка.
Напомним, «Онлайн с уральским батюшкой» – это цикл видеовстреч с православными священниками, клириками Екатеринбургской митрополии. Онлайн проходит каждую пятницу в группе Екатеринбургской епархии «ВКонтакте».
Задача проекта – представление приходов и священников Екатеринбургской митрополии, духовные беседы с верующими в формате онлайн.
В проекте уже приняли участие:
– иерей Георгий Кабанов: «Аборт несет серьезные последствия, он уродует семью»;
– иерей Симеон Шестаков: «Современные вызовы и молодежь. О чем говорят и куда ведут «откровенные» сэлфи на фоне храмов и мечетей?»;
– иерей Борис Калёнов: «Как сохранить целостность в себе, в семье и в обществе?»;
– протоиерей Владислав Мусихин: «Благодаря твердому стоянию в вере исповедники и мученики сохранили Церковь»;
– игумен Петр (Мажетов): «Скорбь – нужное состояние души, которое человек должен прожить»;
– протоиерей Алексий Сысков: «Как противостоять зависимости»;
– иерей Илия Александров: «Главная задача в отношениях с ребенком – подарить ему надежду своим отношением к жизни»;
– иерей Антоний Орехов: «Храм стал центром духовной жизни нашего города»;
– иерей Александр Есенин: «Надо иметь веру и надежду на исправление человека»;
– иерей Павел Старков: «Родителям нужно принять музыкальные вкусы ребенка и вместе разобраться в музыке»;
– протоиерей Игорь Бачинин: «Трезвость – одна из ступеней, которая дает возможность вернуться к замыслу Божьему»;
– иерей Андрей Щукин: «Православие и школа: как уберечь детей от современных угроз?»;
– протоиерей Димитрий Черняк: «Преображение должно стать смыслом нашей жизни»;
– иерей Андрей Юганец: «Это тоже чудо – современному молодому человеку сохранить чистоту душевную»;
– протоиерей Александр Никулин: «Царские дни: в каком покаянии нуждается наше общество?»;
– иеромонах Корнилий (Зайцев): «Екатеринбургская духовная семинария: легко ли быть молодым?»;
– иерей Даниил Рябинин: «Царская семья – пример подлинного христианского служения Отечеству и друг другу»;
– протоиерей Алексий Долгоруков: «Христианская проповедь может быть без слов»;
– иерей Сергий Ермолаев: «У верующего человека в больнице есть реальная возможность послужить Богу»;
– иерей Павел Кононенко и иерей Александр Карачёв: «Бог не хочет вражды и не лишает человека свободы»;
– иерей Андрей Андреев: «Почему важно в седьмой день недели быть в Церкви»;
– протоиерей Игорь Бачинин: «Духовность даёт человеку жизнеутверждающие смыслы и ценности»;
– игумен Флавиан (Матвеев): «Бог в душе: почему спасение возможно только в Церкви?»;
– игумен Иероним (Миронов): «Уроки праведного Симеона: как избавиться от привычки роптать и осуждать?»;
– иерей Кирилл Поморцев: «Есть две крайности – тщеславие и уныние. Мы не должны в них впадать»;
– протоиерей Пётр Мангилёв: «Пасхальные дни – дни особой благодати»;
– иерей Игорь Стуков: «Можно ли научиться Евангельской любви?»;
– иерей Димитрий Бажанов: «Задача звонаря – своим колокольным звоном призывать людей ко Христу»;
– иерей Сергий Кунгуров: «Воинский храм открыт для всех»;
– иерей Максим Крылов: «Восстановление храма – это не восстановление стены, а созидание общины»;
– протоиерей Александр Сандырев: «Молодёжь в церкви ищет радость, взаимопонимание и счастье»;
– иерей Душан Михайлович: «Человек и его миссия: мы выбираем её или она выбирает нас?»;
– иерей Константин Корепанов: «Почему так важен канон Андрея Критского для начала Великого поста?»;
– иеромонах Аркадий (Логинов): «Разговор с Богом. К чему ведёт отсутствие духовного просвещения в жизни христианина?»;
– протоиерей Евгений Попиченко: «Великий пост – это время настроить взаимосвязь с Богом»;
– иерей Кирилл Кузовников: «Важность богослужения можно показать только своим примером»;
– иерей Иоанн Парамонов: «Молитва как орудие для стяжания благодати Духа»;
– иерей Димитрий Задорин: «Предназначение – это то, что наполняет саму смерть жизнью»;
– иерей Игорь Константинов: «Христианская забота и любовь должны распространяться за пределы церковной общины»;
– иерей Андрей Юганец: «Если центром прихода будет Господь Бог, то все получится»;
– иерей Димитрий Ваулин: «Диалог – основа будущего брака»;
– протоиерей Алексий Яковлев: «Зачем нужен Толкин, когда есть Катехизис»;
– иерей Иоанн Никулин: «Здесь все смотрят «Союз» и знают Екатеринбург»: традиции празднования Рождества Христова в Польше;
– протоиерей Андрей Канев: Патриотизм как ответственность за место, где ты живешь;
– иерей Андрей Щукин: «Во время Рождественского поста у человека есть возможность посмотреть внутрь себя»;
– иерей Даниил Рябинин: «Когда Божественная благодать касается человеческого сердца»;
– иерей Алексий Русин: «Мы стараемся любить друг друга, терпеть и уважать»: секреты крепкого прихода;
– иерей Илия Александров: «Может ли любовь к детям быть безграничной?».