Выявление противоречия как их составить

Правильно формируем противоречия и проблему диссертационного исследования

С чего начинается любая работа? Конечно же, с определения цели и задач, а также наиболее важных моментов, требующих решения. Данное правило действует как в науке, так и любой иной отрасли, сфере деятельности.

При выполнении научно-исследовательской работы важно не просто изучить теоретические аспекты в рамках выбранной темы, но и определить проблему: что нужно решить, как это отразится на развитии науки/отрасли или объекте и пр. Именно проблема исследования подчеркивает актуальность вопроса, новизну и значимость проекта в целом.

Курсовая и дипломная работы являются среднемасштабными материалами, которые призваны закрепить пройденный курс и продемонстрировать умение пользоваться полученными знаниями и навыками. Написание кандидатской и докторской диссертации преследует иную цель: совершить открытие урегулировать значимый вопрос, решить актуальную проблему новыми, более эффективными способами. Здесь выявление и конкретизация проблемы играет немаловажную роль.

Постановка проблемы предопределяет дальнейшие действия автора: что именно он будет изучать и анализировать, какую литературу использовать, какими методами пользоваться и пр. Поэтому при написании любого научно-исследовательского проекта грамотно определить «уязвимое место», которое не нашло окончательного решения до настоящего времени.

Сегодня специалисты ОЦ Disshelp готовы помочь в грамотной постановке и формулировке данного критерия.

Противоречие и проблема исследования: одно и то же?

При выполнении научно-исследовательской работы автору предстоит колоссальная работа: поиск информации, ее изучение и анализ, обработка и систематизация пригодных для раскрытия темы данных. На протяжении всего проекта автор разбирается в определенной ситуации, поднимает конкретный вопрос и пытается его решить новыми методами с учетом эффективности.

Проведение научного исследования

Постановка противоречия и проблемы исследования

В студенческой и научной среде принято считать, что для постановки и конкретизации и проблемы необходимо выявить противоречие. Отчасти, так оно и есть. Но далеко не каждое обозначенное противоречие может быть переквалифицировано в проблему научной работы.

Противоречие представляет собой выявление определенных нестыковок, критики, различных позиций в отношении одного и того же вопроса. К примеру, одна и та же теория может быть интерпретирована с разных ракурсов, по-разному, но при этом ее смысл должен быть в любом случае одним и тем же. Если авторы преподносят концепцию по-своему и придерживаются отличных друг от друга позиций, это должно вызвать подозрение относительно надежности материалов. Доказательства теории у разных исследователей должны разниться, но исход (результат, тенденция) совпадать (с учетом небольших погрешностей).

Изучая конкретную тему без учета различных факторов, можно выявить массу противоречий, но перерастет в проблему только одно из них или небольшая комбинация нескольких противоречий. Для постановки проблемы недостаточно выявить недостаток или нестыковку, необходимо также учесть: тему и ключевые слова, цель и задачи проекта, предмет и объект, методологию. Указанные параметры в разы сократят «поисковую зону» и позволят отметить детально наиболее сложный момент, критерий, требующий решения, оказывающий воздействие на объект и пр.

Что такое противоречия?

Что можно отнести к противоречиям в научной работе?

Определить проблему исследования можно только на основе действующих, современных трудов. Актуальность и нерешенность – ключевые параметры данного элемента. Проследить «деформации» проблемы, ранее предпринимавшиеся попытки по ее решению можно на основе ранних научных и иных работ. Таким образом, раскрытие и конкретизация данного элемента будет очевидна в теоретической части, а в практической – продемонстрировано реальное действие и значение, необходимость оперативных мер по ее решению.

На основе диагностированной проблемы автор должен выдвинуть собственную гипотезу (предполагаемое решение и результат), подлежащую доказательству/опровержению. Она будет проверяться на протяжении всей работы и в конечном итоге приведет к определенному результату: решение или невозможность решения противоречия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Правила формулировки противоречия и проблемы исследования

Противоречие в научной работе подчеркивает наличие уязвимого места, а проблема – конкретизирует это «слабое звено». Для грамотной формулировки указанных параметров автору диссертационного исследования необходимо придерживаться следующего плана действий:

  • Собрать максимальное количество достоверных и обоснованных материалов в рамках изучаемой темы. Важно перепроверить все ресурсы и убедиться в их качестве подлинности, уместности;
  • На основе изученных первоисточников выявить существующие противоречия. Данный параметр легко выявить при ознакомлении различных обзоров и мнения критиков, сравнении материалов из разных источников, сопоставлении старых и новых правил;

Проблема диссертационного исследования

Как определить проблему научного исследования?
  • Определить границы изучаемого явления: что именно следует осветить, на каком примере показать действие проблемы и пр.;
  • Конкретизировать проблему необходимо, ориентируясь на цель, предмет и объект исследования, выявленные противоречия, опираясь исключительно на проверенные первоисточники.

Противоречия и проблема должны подчеркивать актуальность, новизну и значимость выбранной темы диссертационной работы. Проблема научного проекта призвана отметить наличие пробела между доказанными фактами и предположениями автора, доказать необходимость его ликвидации, акцентировать внимание на ее влиянии на объект исследования в текущих условиях и спрогнозировать перемены после ее решения.

При постановке проблемы исследования важно располагать необходимыми знаниями и представлениями по теме. В частности, автору необходимо:

  • учитывать «симптомы», которые подчеркнут наличие слабых мест у объекта научной работы;
  • собрать доказательную базу, которая обоснует предположения автора;
  • хорошо владеть русским (или иностранным) языком для грамотной формулировки мыслей, ключевых моментов исследования.

Роль проблемы при написании диссертации

Проблема в любом проекте играет первостепенную роль. Именно она задает ориентир следования автора, предопределяет область изучения: какие первоисточники пригодятся, что именно следует исследовать, какие меры и методы применять и т.д.

Ни один труд (будь то курсовая, дипломная или диссертационная работа) немыслим без конкретизации проблемы и выдвижения соответствующей гипотезы (предполагаемого решения). При отсутствии данного элемента научно-исследовательский проект превратится в банальный пересказ существующих трудов, реферат.

Решение проблемы исследования

Конкретизация проблемы исследования

Решение проблемы – это поэтапный и сложный процесс, который раскрывается на протяжении всей научной работы. В теоретической части автору предстоит рассказать о существующих теориях и стандартах, способах ее ликвидации, показать снижение их эффективности и целесообразность перемен. В практической части он демонстрирует собственные навыки по диагностике проблемы, предлагает новые комбинации и алгоритмы ее решения на конкретном примере (объекте) и прогнозирует результат (доказывает или опровергает собственное предположение).

Фактически, выявление противоречия и конкретизация проблемы является центральным звеном научной работы, которое позволяет определить целесообразность новшеств и компетентность специалиста. Грамотная формулировка данного параметра – залог успеха при выполнении и защите диссертации. Конкретизация проблемы в тексте должна быть краткой и емкой.

Обратите внимание, что одна и та же проблема может подниматься в разных исследованиях, находить уникальные методы решения, приносить разные результаты. Главное, чтобы автор смог доказать, что полученные им итоги являются эффективными и достижимыми по сравнению с предшественниками. Для этого необходимо владеть достаточной доказательной базой, достоверными и обоснованными прогнозами и результатами апробации.

Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь авторам в постановке проблемы исследования и выполнении курсовых, дипломных и диссертационных работ по всем направлениям. Нашим экспертам посильна любая задача, независимо от уровня сложности. У нас трудятся теоретики и практики, педагоги лучших ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора.

Дисхелп гарантирует каждому клиенту высокое качество услуг, конфиденциальность данных индивидуальный подход, безупречное выполнение заявленных требований. Оформить заявку можно на нашем сайте.

Что такое противоречия в курсовой работе

Противоречие – это взаимодействие между взаимоисключаемыми, но при этом связанными в единую систему противоположностями внутри единого объекта. Научное противоречие является логической формой развития научного познания. Противоречие в курсовой работе – основа для формулирования проблемы, которую и будет решать студент в курсовой работе.

Пример формулировки противоречий в курсовой

Рисунок 1. Пример формулировки противоречий в курсовой

Зачем нужны противоречия

При выполнении курсовой работы важно определить проблему: что нужно решить, как это решение будет влиять на объект, область научного исследования и науку в целом. Актуальное противоречие – это научная новизна и значимость курсового проекта. Если студент грамотно определил ключевое противоречие, то у него есть шанс предложить инновационное и практически значимое решение.

Требования к формулировке противоречий

К формулировке противоречия предъявляются следующие требования:

  • актуальность и новизна: противоречие должно быть значимым для развития изучаемой области.
  • конкретность выявленных противоположностей: должны быть четко обозначены те аспекты объекта, которые взаимодействуя друг с другом, затрудняют развитие объекта.
  • уникальность: автор курсовой работы должен обозначить противоречие таким образом, чтобы показать уникальность своей работы. Нужно доказать, что в этом аспекте тема и проблема еще не изучалась и не решалась.

Как обозначить противоречия в курсовой работе

Обозначение противоречия это формулировка выявленных определенных нестыковок, различных позиций в отношении одного и того же вопроса. При изучении источников по теме можно увидеть различия во взглядах ученых на одну и ту же проблему. Это может стать отправной точкой для поиска и формулирования противоречия.

Для правильного формулирования противоречия нужно учитывать ряд факторов: тему, цель курсовой, предмет, методологию исследования. Одной нестыковки в теориях будет недостаточно.

На первом этапе нужно изучить источники и выявить нестыковки в теориях, интерпретациях, взглядах на один и тот же объект.

На втором этапе проводится выявление причин обозначенных трудностей и их конкретизация. Далее необходимо определить актуальность выявленных противоречий. Анализ фактов позволит определить масштаб выявленных противоречий и сформулировать поисковую проблему для курсовой работы.

Как оформить противоречия в курсовой работе

Противоречия должны быть сформулированы в введении, непосредственно перед формулированием проблемы. Оформляются они аналогично требованиям к оформлению основного текста работы. Специальных выделений в тексте не требуется. Тип шрифта. кегль и форматирование стандартное.

Где обозначаются противоречия

Противоречия должны быть сформулированы во введении, перед формулировкой проблемы и более подробно и обоснованно раскрыты в теоретической главе. Причем важно проследить взаимосвязь: в теоретической главе обозначено реальное значение противоречия, его содержание, а в практической главе описаны практические меры по его разрешению.

Объем и количество противоречий

Для курсовой работы и постановки проблемы достаточно выявить одно фундаментальное противоречие. Достаточно, если оно будет сформулировано в 2-3 предложениях.

Типичные ошибки при описании противоречий

Выявление противоречий – важный этап постановки проблемы, которую студент будет решать в курсовой работе. Если противоречие сформулировано с ошибками, то проблему будет сложно диагностировать и решить.

К типичным ошибкам относят:

  1. Противоречие более не актуально для современных реалий развития темы.
  2. Противоречие уже решено в рамках другого исследования.
  3. Противоречие является «надуманным», в реальной жизни фактами не подтверждается.

Примеры противоречий в курсовой работе

На рисунках представлены варианты противоречий для курсовых работ различной тематики.

Пример противоречия в курсовой по педагогике

Рисунок 2. Пример противоречия в курсовой по педагогике

Пример противоречия в курсовой по педагогике и методике преподавания

Рисунок 3. Пример противоречия в курсовой по педагогике и методике преподавания

Пример противоречия в курсовой по психологии

Рисунок 4. Пример противоречия в курсовой по психологии

Ответы на вопросы

Сколько должно быть выявлено противоречий для темы курсовой работы?

Достаточно одного актуального противоречия, чтобы плодотворно раскрыть тему курсовой работы.

С чего начать поиск противоречия для курсовой работы?

Лучше всего начать с анализа тематической литературы и актуальных научных статей: нужно сравнить взгляды авторов на тему, изучить обозначенные ими проблемы и постараться выявить нерешенные вопросы.

Допустимо ли решать в курсовой работе несколько небольших проблем, основанных на нескольких противоречиях?

Вероятнее всего, большое количество противоречий запутает работу, сделает ее не структурированной и такую работу не примут к защите. При большом количестве противоречий стоит построить их иерархию с точки зрения причинно-следственных связей. Тогда можно будет выявить главное противоречие, оно и станет основой для решаемой в курсовой проблемы.

Выявление противоречия

Выявление,
формулировка и разрешение противоречия
– необходимый признак решения творческой
задачи. Число конкретных задач – бездна.

Однако, количество
способов их решения, как и основных
арифметических действий над любыми
числами, сравнительно невелико. Их всего
четыре. Таким образом, весьма общая и_до
сих пор не решенная задача: «Как связать
потребности «человека вообще» и «рекламы
вообще» делится на более простые задачи:

а)
Какие Ст – Клиентов и нежелательные
эффекты мешают PR-акции?

б) В чем противоречие?

в) Какими способами
его разрешить, в первую очередь, используя
ресурсы?

Вначале следует
оценить: какой из типовых рекламных
ресурсов проще всего изменять для
решения задачи. Для этого можно
последовательно рассмотреть все ресурсы
и выбрать из них наиболее легкоизменяемый:


PR-объект
(Герой, Т/У, Идея, Мода и т.п.)


Имидж
PR-объекта


PR-средство
(См. Практические приложения 6а и 66)

– Каналы восприятия
Клиента

– Сигналы,
распространяемые по этим каналам


Ст- и Ст+ Клиента по отношению к каждому
перечисленному выше ресурсу (например,
недоверие Клиента к
PR-средству)

– Потоки: Клиенты
и их окружение; Сами Т/У + скидки и льготы
фирмы; Пешеходы; Транспорт; Информация;
Эмоции; Привычные действия Клиентов;
«Кредит доверия» и желание подражать
«лидерам мнений»; Распоряжения властей;
Деньги.

– Конкурент + его
ресурсы, в том числе Ст- его Клиентов.

Примечание:

Точно определив
«изменяемый ресурс», мы «отсекаем»
множество «пустых» вариантов решений.
Задача существенно упрощается.

Формулировка противоречия

Изменяемый ресурс
в месте и времени возникновения конфликта
должен быть: … чтобы удовлетворить
Претензию-) … и должен быть: … чтобы
удовлетворить Претензию-2…,

Претензия – это
требование к объекту типа: «чтобы делал»,
либо «чтобы был таким-то», либо «объект
дает реакцию на воздействие» – см. ПРИМЕРЫ
123 -126.

Проверка правильности
формулировки противоречия:

а) требования,
после слов «должен быть» – противоположны,
явно конфликтующие, например: «поклониться
и не поклониться», «душить и не душить»,
«писать и не писать»;

б) требования
должны быть отнесены к одному объекту
(т.е. неправильно соединение требований
к рекламному щиту в ЦЕЛОМ и К ЕГО части).

Четыре способа разрешения противоречия

Противоречия
разрешаются:

– во времени и
пространстве;

– в структуре;

– в воздействиях;

– и в отношениях.

Способы разрешения
противоречий при решении творческих
задач были разработаны школой создателя
ТРИЗ Г.С. Альтшуллера [1], [2;с.65-76].

Красивое, сильное
решение проблемы, как правило, достигается
разрешением выявленного противоречия
сразу несколькими способами и за счет
рекламных ресурсов. То есть, без
привлечения дополнительных средств.
Поэтому, после получения решений, хотя
бы по части приведенных выше способов,
необходимо рассмотреть их комбинации
с помощью Таблицы 6. Здесь буквами Р1,
Р2, РЗ и Р4 обозначены разные решения.

Таблица 6

PI

Р2

РЗ

Р4

PI

Р2

РЗ

Р4

Какие-то сочетания
решений не дадут ничего нового, какие-то
будут полезны, но в любом случае количество
идей будет больше, чем исходных решений.

Ниже приводятся
формулировки основных способов разрешения
противоречий. В Практическом приложении
9 даны и более детальные приемы разрешения
противоречий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    15.05.2015582.66 Кб28V.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

 

Выявление
противоречий.

Эта
форма работы представляет собой обобщение практики оперирования суждениями и
опирается на логический закон противоречия.

Для
обнаружения противоречия необходимо объединить два противоположных суждения об
одном предмете.

Например:

Скорлупа
яйца защищает развивающийся зародыш, но ограничивает запас питательных веществ.

Решение
противоречий «Хорошо, да не очень».

Например:

Роговые
чешуи пресмыкающихся хорошо проводят тепло. Это хорошо.

Хорошо, да
не очень. Они также быстро его отдают.

Это противоречие
между строением и функцией.

Так же
могут решаться противоречия между:

1. интеграцией
и дифференциацией;

2. филогенезом
и онтогенезом;

3. функцией
и средой обитания;

4. строением
и средой обитания.

Разрешение
противоречий опирается на законы диалектики:

1. Закон
перехода количества в качество

2. Закон
отрицания

3. Закон
единства и борьбы противоположностей

При
работе с текстом выявление противоречия осуществляется по алгоритму

1.
найдите в тексте противоположные понятия;

2.
установите несоответствие между противоположными понятиями

3.
сформулируйте противоречие по карточке № 4

Карточка
№ 4

Противоречие

1.     … что, а…

2.     … тем, что

3.     … хотя…

4.     … не…, но…

5.     … если …,
то…

6.     … тем,
что…

7.     … несмотря
на …

8.     … однако…

9.     … не
только…

Проще всего противоречия отыскать в исключениях:

Большинство
клеток делиться через определённый промежуток времени. Но есть клетки,
делящиеся постоянно. Это клетки эпителия кожи. Клетки верхушки побега и кончика
корня у растений. Есть клетки, которые, однажды возникнув, больше не делятся.
Это клетки крови – так называемые красные кровяные тельца. В организме человека
в один день их образуется 320 млрд.

У
живых организмов могут быть не только настоящие ткани. У некоторых грибов
имеется ложная ткань. Она образуется сплетением гифов (нитей) в отличие от
настоящей ткани, образующейся у растений в результате деления клеток.

Противоречие: Ткани организмов образуются
в результате деления клеток, а ложная ткань грибов образована сплетением гифов
(грибных нитей).

Насекомые
не используют кровь для транспорта газов. У них для этой цели служат
наполненные газом трубочки – трахей, подходящие ко всем клеткам.

Противоречие: Кровеносная система животных выполняет функцию
транспортировки газов, однако у насекомых для этих целей служат
трубочки-трахеи, подходящие ко всем клеткам.

Некоторые
морские животные, например полипы и актинии,  приспособились к сидячему образу
жизни. Подвижны у них только отдельные части тела – щупальца.

Растения
можно выращивать и без почвы. Такой способ называется гидропоникой. Растения
высаживают не в почву, а в гравий или промытый песок, которые служат только для
закрепления корневой системы. Все необходимые для жизни минеральные вещества
растения получают из растворов.

Противоречие: Для
животных характерно активное передвижение в пространстве, однако актинии и
кораллы приспособились к сидячему образу жизни. Подвижны у них только отдельные
части тела.

Кроме
осеннего листопада в природе существует и летний листопад. Он происходит в
саванных лесах и саваннах, например Западной Африки, где наблюдается летняя
засуха. На этот безводный период деревья сбрасывают листву. Причина листопада в
муссонных лесах Индии тоже является засуха, но там она приходится на зимние
месяцы.

Противоречие: Для
лесов умеренных широт характерен осенний листопад, однако существует и летний
листопад саванновых лесов.

Простейшее
животное эвглена зелёная имеет хлоропласты. Поэтому на свету она питается как
растение, создаёт органические вещества. В темноте эвглена использует готовые
органические вещества, образующиеся в водоёмах при разложении отмерших
организмов.

Противоречие: Животные
по способу питания являются гетеротрофами и питаются готовыми органическими
веществами, а простейшее животное эвглена зелёная может сама создавать
органические вещества.

Органами
дыхания рыб являются жабры. Однако существует большая группа двоякодышащих рыб,
имеющих и жабры и легкие. Живут эти рыбы в болотистых низинах, застойных речках
и озёрах Африки и Австралии. Длительные засухи часто приводят к полному
пересыханию мест обитания. В этом случае двоякодышащие рыбы переходят на лег
очное дыхание.

Противоречие: Органами дыхания рыб являются
жабры, однако есть небольшая группа  двоякодышащих рыб, которые имеют и жабры и
лёгкие.

У
большинства животных сердце перекачивает кровь всегда в одну сторону, поэтому
она течет в одном направлении. Однако у оболочников (примитивных морских
животных) кровь перекачивается то в одну, то  в другую сторону. Это зависит от
направления сокращения трубчатого сердца: в течение нескольких минут сокращения
идут в одном направлении, затем они замедляются, а после паузы идут в
противоположном направлении.

Противоречие: У большинства животных сердце перекачивает кровь всегда в
одну сторону, однако у оболочников (примитивных морских животных) кровь
перекачивается то в одну сторону, то в другую.

Необычную
мочу выделяют наземные пресмыкающиеся, обитающие в сухих местах, где не хватает
воды. Азотистые отходы выделяются у них в форме мочевой кислоты, которая плохо
растворяется, и поэтому в моче выпадает осадок. В результате моча выходит в
виде пасты или полутвердого шарика, для чего требуется очень мало воды.

Противоречие: Моча животных представляет собой жидкость с растворенными
веществами, однако пресмыкающиеся в сухих местах обитания выделяют её в виде
пасты или твердого шарика.

Большинство
млекопитающих – живородящие. Однако некоторые примитивные млекопитающие, к
которым относятся австралийские утконос и ехидна, откладывают яйца. Утконос их
насиживает, а ехидна вынашивает в кожистой сумке на брюхе. Яйца этих животных
крупные и содержат значительное количество питательного желтка.

Насекомые
–  подёнки имеют очень необычный жизненный цикл. Их личиночная стадия длится до
3 лет, тогда как взрослое насекомое жите 2-5 дней. Взрослая подёнка имеет две
пары сетчатых нежных крылышек, три хвостовые нити и неразвитый ротовой аппарат.
Она не может питаться и погибает после оплодотворения и откладки яиц в воду.
Личинка же живёт в воде, активно питается и несколько раз линяет.

При
описании новых видов не раз происходили ошибки: самцы и самки одного и того же
вида внешне могут различаться. В своё время даже великий Карл Линней ошибся,
описав самца и самку утки кряквы как разные виды.

Пример задания на выявление противоречия.

Химия, 8, 11  класс. Тема «Скорость
химической реакции»

Прочитайте
текст

Лет сто с лишком назад один химик осторожно
ввёл платиновую проволочку в сосуд, где находилась смесь водорода и кислорода.
Произошло необычное. Сосуд наполнился туманом — водяными парами. Температура
осталась неизменной, давление таким, как было, а реакция взаимодействия
водорода с кислородом, «рассчитанная» на тысячелетия, прошла за несколько
секунд. Удивительное на этом не кончилось. Платиновая проволочка, моментально
соединившая два газа, совершенно не изменилась. Её внешний вид, её химический
состав, её вес после опыта были точно такие же, как и до опыта.

Л. Власов, Д. Трифонов. Занимательно
о химии

1.
Найдите в тексте и выпишите  противоположные понятия.

2.
Установите несоответствия между противоположными понятиями  сформулируйте
противоречия, используя Карточку № 4.

3.
Выпишите главное понятие, о котором идет речь в тексте

4.
Сформулируйте определение главного понятия.

5.
Найди определение понятия в учебнике и сравни со своей формулировкой.

Примеры
ответов учащихся

1.
Противоположности
:

1.
Водород – кислород.

2.
Тысячелетия – несколько секунд.

3.
Соединение двух газов – неизменность.

4.
До опыта – после опыта.

2.
Противоречия:

1.
Газы водород и кислород находились в сосуде, не реагируя, друг с другом, но при
внесении в сосуд платиновой проволочки в сосуде появились водяные пары.

2.
Реакция соединения кислорода с водородом протекает тысячелетиями, однако при
внесении платиновой проволочки эта реакция произошла за несколько секунд.

3.
В сосуде произошло соединение двух газов, т.е. химическая реакция, хотя
температура и давление остались неизменными.

4. 
Внешний вид, химический состав и вес платиновой проволочки после опыта были
точно такие же, как и до опыта, хотя она участвовала в химической реакции.

3.
Понятие
: катализатор

4.
Определение понятия
:

Катализатор
– это вещество, которое ускоряет течение реакции, само в ней не принимает
участия.

Катализатор
– это вещество, увеличивающее скорость реакции, оставаясь после неё неизменной.

Решение
противоречия в форме игры «Хорошо, да не очень»

Биология,
6 класс.
 Тема «Зоны корня»

Корень
поглощает воду                                                но пробиваясь 
через почву клетки

и минеральные
в-ва                                                       разрушаются

из
почвы

Их
надо защитить                                                         кончик
корня больше не может

корневой чехлик                    
                                      всасывать

Дифференциация
клеток,                             но только поверхностные клетки –

взрослые
клетки начинают                           малое количество поступающей воды

всасывать
воду                                              

Иметь
много воды                                         нарушается дыхание – гибель клеток

увеличить
всасывающую                  

поверхность
корня – корневые                    накапливание воды в клетках

волоски

необходимо
поднять воду                          но силы гравитации препятствуют этому

наверх                                 
                         

разница
давления между                            на клетки ограничены мембранами,

корнем
и побегом                                       они препятствуют движению воды

разрушаются
оболочки

между
клетками – сосуды,

зона
проведения.

Биология,
6 класс.
Тема «Почва, ее состав, типы почв»

а)
глинистая почва – долго удерживает влагу. Это хорошо? Хорошо, да не очень.

б)
песчаная почва рыхлая, содержит много воздуха. Это хорошо? Хорошо, да не очень.

В
ходе рассуждения дети ищут решение – смешать песок и глину.

Обеспечили
растениям                                    но необходимо питание

водно-воздушный
режим                                

внести
органические                              но в них мало азота, а он необходим
для роста

удобрения                            
                            

         
                              добавить минеральных удобрений.

Биология,
6 класс.
Тема «Видоизменения корней.
Корнеплоды»

Чтобы
размножаться                                                       но в первый
год оно не

растение
должно дать семена                                         успело зацвести

Необходимо
сохранить                                              но зимой надземная часть
погибнет.

вегетативную
часть

Необходимо
сохранить почки                                        но почкам, чтобы
прорости

под
землей                                                                         необходимы
питательные в-ва,

                                        
                                                   а они образуются в листьях,

       
                                                                                    которые
вырастут из почек.

Создать
запас питательных

в-в в прошлом году. Но
где?                                            запас питательных в-в в корне

Побег
 отмирает                                                               –
корнеплод

Биология, 6 класс.
Тема «Корень. Корневые системы»

Растение
осуществляет                                вода и минеральные в-ва находятся в
почве:

фотосинтез
над почвой                                их количество зависит от поступления
из вне

Можно
брать воду                                         но ее мало в атмосфере,

из
атмосферы                                                 не поступают
минеральные в-ва

Можно
брать воду вместе                         площадь соприкосновения побегов с
почвой

с
минеральными веществами                   мала, мало поглощает воды и минеральных
в-в

Побег
ушел под почву,             

преобразовался
в корень.

Добавить комментарий