Я исследователь как составить план работы

В данном разделе мы рассмотрим план исследовательской работы учащихся и его основные разделы для осуществления индивидуальной исследовательской деятельности в школе, написания и оформления исследовательского проекта с целью развития поисковых, исследовательских и творческих навыков детей.

Также мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьника и дадим важные пояснения и рекомендации, которые помогут правильно и грамотно спланировать и оформить исследовательскую работу.

Постараемся дать ответы на вопросы и план как писать исследовательскую работу, приведем пример написания и выполнения учебно-исследовательской работы, а также каждого раздела проекта школьника. Данные рекомендации будут важны и педагогам для осуществления исследовательской и проектной деятельности в школе.

План исследовательской работы

Пример и образец плана исследовательской работы школьника также является планом индивидуальной научно-исследовательской работы, проектно-исследовательской работы, планом индивидуального проекта, осуществляемыми под руководством учителя определенного предмета, педагога дополнительного образования или воспитателя в ДОУ (детском саду).

1. Титульный лист исследовательской работы

Пояснение и оформление: Титульный лист исследовательской работы

Оформление титульного листа рекомендуется проводить с консультацией педагога – руководителя исследовательской работы.

2. Содержание исследовательской работы

Пояснение и оформление: Содержание исследовательской работы

Содержание исследовательской работы оформляется строго по приведенному образцу.

3. Введение исследовательской работы

Пояснение и оформление: Введение исследовательской работы

Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).

Также во введении определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) исследовательской работы (проекта).

Структура Введения исследовательской работы:

  • Актуальность исследовательского проекта
  • Проблема исследовательской работы
  • Цель исследовательской работы
  • Объект и предмет исследования
  • Задачи исследовательской работы
  • Гипотеза исследования
  • Методы исследовательской работы
  • Теоретическая значимость работы
  • Практическая значимость работы

4. Историческая справка по проблеме проекта

Историческая справка по проблеме исследовательской работы или проекта обычно берется из сети Интернет (Википедия или др. ресурсы) или из литературы библиотек и архивов.

5. Основная часть исследовательской работы, проекта

При планировании и написании исследовательской работы в основной этап включают:

  • Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.
  • Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
  • Выбор материала, методов для проведения исследования.
  • Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).
  • Описание этапов проведения исследования.
  • Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).

6. Заключение

Заключение исследовательской работы – это краткие выводы по результатам исследовательской работы или проекта школьника, оценка полноты решения поставленных задач.

В Заключении исследовательской работы последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, а также дается самооценка о проделанной работе.

В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

При планировании и составлении плана исследовательской работы (проекта) школьника очень важным и значимым является заключение работы, на него необходимо обратить особое внимание.

7. Используемая литература

Пояснение и оформление: Используемая литература

Согласно плану, после заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.

Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.

8. Приложения

Пояснение и оформление: Приложения

В приложении исследовательской работы и проекта размещаются диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты. Согласно плану раздел приложения размещается последним в работе.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Если четко придерживаться плана исследовательской работы, ваш индивидуальный или групповой проект будет соответствовать всем нормам и требованиям, а конечно получит высокую оценку.

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу “План исследовательской работы учащихся“:
<a href=”http://obuchonok.ru/plan” target=”_blank”>План исследовательской работы</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/plan]План исследовательского проекта[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Как выбрать тему исследования

Начало любого исследования – это тема твоей работы.  Выбрать тему несложно, важно знать, что тебя интересует. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:

Что тебе интересно больше всего?

Чем ты хочешь заняться в первую очередь?  Математикой, историей, литературой, географией, искусством  и. т. д.

Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?

По каким предметам в школе ты получаешь лучшие отметки?

 Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.

Какие могут быть темы исследования

Все темы условно можно распределить на три группы:

Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

 Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

Цель и задачи исследования.

 Ты определился с темой своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Например:

 – Узнать,  почему мерцают звёзды.

 – Выяснить, почему одуванчики сначала жёлтые, а потом белые.

 – Расследовать, зачем лисе пышный хвост.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Гипотеза исследования

Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая исследованием.

Обычно гипотезы начинаются словами:

Предположим…

 Допустим…

Возможно…

 Что, если…

Организация исследования

Как составить план работы.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод  – это способ, приём познания явлений окружающего мира.

Список допустимых методов исследования:

 Подумать самостоятельно. 

С этого надо начинать любую исследовательскую работу.

Задай себе вопросы:

 – Что я знаю об этом?

 – Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

 – Какие я мгу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?

 Посмотреть книги о том, что исследуешь.

Если то, что ты исследуешь, описано в в книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».

Спросить у других людей. 

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь. Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.

 Познакомиться с фильмами по теме исследования. 

Фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий  клад для исследователя. Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. Это могут быть видеокассеты, диафильмы или учебные фильмы.

Обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет.

Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.

         Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.

  Понаблюдать.

Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки. Проведи свои наблюдения. Запиши всю информацию, полученную с помощью наблюдений.

Провести эксперимент.

Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.

Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что  изменилось в ходе эксперимента.

Подготовка к защите исследовательской работы.

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется:

1.     Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

2.     Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

3.     Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.     Выстроить по порядку основные идеи.

5.     Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

6.     Сделать выводы.

7.     Указать возможные пути дальнейшего изучения.

8.     Подготовить текст сообщения.

9.     Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

10.                       Приготовиться к ответам на вопросы.

Как это сделать

1.     Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов и явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить.

2.     Выявит и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся общепринятым мнениям или наблюдениям. Слово «парадокс» – неожиданный, странный, невероятный. Это может быть неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.

3.     Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

Классификацией называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придаёт нашему мышлению строгость и точность.

4.     Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

Ранжирование – от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг – это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи – значит выстроить их по степени важности: какая идея самая главная, какая на втором , третьем месте и.т.д. Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность мыслящего ума.

5.     Предложить сравнения и метафоры.

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

6.     Сделать выводы.

Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведёт итоги. Для этого надо сделать умозаключения и высказать суждения. Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить – значит высказать суждения. На основе проведённого исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось.

7.     Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Для настоящего исследователя завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше (по выбранной теме).

8.     Подготовить текст.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:

  Почему избрана эта тема.

  Какую цель преследовало исследование.

 Какие ставились задачи.

  Какие гипотезы проверялись.

  Какие использовались методы и средства исследования.

   Каким был план исследования.

   Какие результаты получены.

   Какие выводы сделаны по итогам исследования.

   Что можно исследовать в этом направлении дальше.

9.     Схемы, чертежи, рисунки, макеты.

Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами.

10.                        Подготовиться к ответам на вопросы.

В научном мире принято, что защита исследовательской работы мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.

К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое главное – ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты – настоящий исследователь!

Удачи тебе, юный исследователь!

Новых знаний, новых открытий!

   В данном разделе мы рассмотрим план исследовательской работы учащихся и его основные пункты.

   Также, мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьников.

1. Титульный лист исследовательской работы

2. Содержание исследовательской работы

3. Введение исследовательской работы

  Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется
цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).

  В этой главе определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость(если есть практическая часть) работы.

Структура Введения исследовательской работы

   Актуальность исследовательского проекта

   Объект и предмет исследования

   Цель исследовательской работы

   Задачи исследовательской работы

   Методы исследовательской работы

   Теоретическая значимость работы

   Практическая значимость работы

4. Историческая справка по проблеме исследовательской работы

5. Основная часть исследовательской работы

   Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.

   Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.

   Выбор материала, методов для проведения исследования.

   Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).

   Описание этапов проведения исследования.

   Техника безопасности при выполнении работ(если это опыт).

6. Заключение (краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения
поставленных задач)

   В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении,
дается самооценка о проделанной работе. В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

7. Используемая литература

  После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении исследовательской работы. Каждый включенный в него источник должен иметь
отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

8. Приложения (диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты).

   Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с
нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без
знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые
употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

   Если четко придерживаться плана исследовательской работы, работа будет соответствовать всем нормам и требованиям.

Научно-исследовательская работа связана со сбором необходимых материалов, анализом литературных источников и проведением экспериментов, целью которых является получение важных для науки выводов.

Зачем нужен план научной работы

Чтобы деятельность ученого или аспиранта дала положительный результат, необходимо посвятить время планированию, то есть составить правильный порядок проведения изыскания. Придерживаясь его, можно эффективно распорядиться временем и не упустить составляющие, важные для авторского текста.

  1. План научной работы упростит сбор/анализ необходимых литературных источников, проведение экспериментов и поможет сэкономить время на написание научной работы.
  2. План состоит из нескольких основных частей – введение, основная часть, заключение, подробный библиографический список, наглядные материалы (зависит от темы диссертации).
  3. Структура документа для магистерской работы отличается от кандидатской. В последнем случае, в плане указываются даты для написания автореферата/научных статей/результатов апробации и т.д.

Алгоритм планирования охватывает следующие вопросы:

  • Выбор темы.
  • Изучение материалов, посвященных конкретной проблеме.
  • Определение цели и объекта исследования.
  • Выбор методов, определяющих эффективный способ достижения результата.

Составляя примерный план работы, ее автор выдвигает собственную гипотезу, которую необходимо проверить в процессе проведения изысканий. С этой целью необходимо разбить будущий труд на теоретическую и практическую часть, действуя по схеме: идея — изучение теории — эксперимент — обработка результатов — выводы.

структура и требования к плану

Структура и общие требования к плану

Оформление монографии, статьи, диссертации требует соблюдения определенных стандартов. После того, как была сформулирована цель и задача исследования, необходимо составить план, которого нужно придерживаться при написании текста. Он включает:

  1. Введение. Содержит описание объекта и предмета с акцентом на актуальность темы.  Обязательно упоминаются методы исследования, которые использует автор.
  2. Анализ литературных источников, цель изучение существующих на сегодня гипотез, научных теорий, решений, разработок. Чем шире список использованной литературы, тем более глубокие знания темы демонстрирует автор.
  3. Вступительная часть. Как правило, посвящается рассмотрению существующих на сегодня концепций и утверждений, касающихся актуальной проблемы или вопроса. На их основании соискатель, ученый или выпускник вуза выдвигает собственные теории, нуждающиеся в доказательстве.
  4. Основная часть исследования. Представляет теоретическую базу, на основе которой автор проводит практические изыскания и опыты.
  5. Заключение. Знакомит сообщество с полученными выводами.
  6. Составление библиографического списка в соответствии с требованиями ГОСТ.
  7. Подготовка наглядного материала (схем, таблиц, графиков).

В зависимости от вида исследования в план может быть включено получение апробации или оформление результатов внедрения, которые должны быть опубликованы.

виды планов научной работы

Различные формы научного исследования

План научно-исследовательской работы магистранта, аспиранта и кандидата наук имеет существенные отличия. Выпускник вуза, который желает посвятить себя науке и поступить в аспирантуру, готовит магистерскую диссертацию. Для аспиранта обязательным является написание монографии и 2 научных статей, состоявшиеся ученые много времени посвящают практическому исследованию, публикуют рефераты, результаты апробации и внедрения сделанных открытий.

Научная работа — наиболее сложная и объемная. Для нее требуется подробный план-проект, на основе которого делают: выбор темы, сбор литературных источников, непосредственно исследования, апробации, оформление текста, его проверка и получение рецензии.

В работе над монографией могут принимать участие сразу несколько авторов. В данном случае планирование также играет важнейшую роль, помогая согласовать действия, совместно выполнить практическую часть по одной теме, оформить их, выбрать издание для публикации, пройти рецензирование.

Примеры плана проведения исследования

В соответствии с существующими стандартами, требованиями ГОСТ и утвержденной структурой план работы (реферата) магистранта может быть составлен по следующему образцу:

  • Написание введения.
  • Основной частью.
  • Заключение.
  • Список использованных источников (научная литература).
  • Написания приложения.

Подготовка автореферата аспиранта и кандидата наук, работа над которым является обязательной при написании диссертации, проводится так:

  • Определение объекта исследования.
  • Работа с литературой.
  • Выявление подходящих методов для работы над избранной темой.
  • Научное исследование (теоретическая и практическая часть)
  • Рекомендации по внедрению или результаты апробации.
  • Выводы — прогнозы дальнейшего развития объекта исследования.

Была ли полезна статья?

Спасибо, ваш ответ принят

КГУ «Зыряновский технологический колледж»»

Методические
рекомендации

в помощь

преподавателю колледжа

Тема: «Примерный вариант индивидуального плана

исследовательской
работы»

Разработала зам директора по УР

Горбатова Т.В.

                                                                    Утверждено
на  Методическом совете

Г. Зыряновск

2018г.

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

от «01» ноября 2018г. Протоколом
№2

Примерный
вариант индивидуального плана

исследовательской
работы

(Ф.И.О. автора
исследования)

(тема
исследовательской работы)

(Ф.И.О. научного
руководителя)

Этапы выполнения
научно-исследовательской работы

Срок

Консультант

Первый этап подготовка к исследованию 1.
Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме иссле­дования.
2. Определение объекта и предмета исследования. 3. Выделение основных понятий
темы. 4. Изучение литературы по теме исследования. 5. Уточнение темы;
формулировка гипотезы, цели и задач; выбор методов исследования

Второй этап подготовка и проведение
исследования
1. Подготовка диагностических материалов по теме
исследования. 2. Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты). 3.
Анализ исследования, выводы по эксперименту

Третий этап оформление
исследовательской работы

 1. Написание основной части
работы, ее введения и заключения: а) определение композиции работы; б) выбор
стиля и языка исследования; в) написание выводов; г) составление заключения;
д) написание введения.

2.Составление
списка литературы.

3.Составление
списка иллюстрации.

4.Составление
приложений.

5. Оформление
титульного листа

Четвертый этап подготовка и защита работы 1.
Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии. 2. Подготовка
текста для публичной защиты

Этапы
исследовательской деятельности

Выбор темы

Выбор темы
исследовательской работы имеет огром­ное значение. Правильно выбрать тему—
значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Очень часто тема
исследования выбирается стихий­но, необдуманно. Конечно, каждый имеет право
само­стоятельно выбрать тему работы, но лучше посовето­ваться с руководителем.
Ведь не во всех случаях вы можете объективно оценить глубину темы, объем
предстоящей работы над ней, ее соответствие своим воз­можностям и интересам. В
итоге это может привести к значительным трудностям при подготовке исследова­тельской
работы и даже к неудачам исследования.

Требования к теме:

  актуальность, отражение злободневных
проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;

  содержательность, информативность и
разработанность в науке;

  возможность поиска достаточного количества
литературы; наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить
за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;

  формулировка темы должна содержать
какой-то спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну
проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии
работы или в его подзаголовках;

  название работы может и не включать в себя
слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;

  тема должна быть конкретной. Объемные темы
требуют освещения многих вопросов, что не в состоянии сделать многие.

Способы сужения
темы:

1.Выберите один аспект предложенной
общей темы.

2.Ограничьте период времени, который
отведен для написания работы.

Составление списка
литературы по проблеме исследования

Знакомство с
опубликованной по теме исследования литературой начинается работой с картотекой
биб­лиотеки и библиографическими изданиями. Поиск источников по картотеке
должен завершиться составлением списка литературы. Следует учитывать, что при
написании информации об источнике сначала пишется фамилия и инициалы автора,
затем название работы, место издания, название издательства, год издания и,
наконец, указывается количество страниц.

Изучение
литературы по теме

Изучение литературы
по избранной теме имеет сво­ей задачей проследить характер постановки и реше­ния
определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с их выводами, выявить
современное состояние проблемы.

При изучении
литературы все свои замечания, выво­ды следует записывать в таблицу, форма
которой представлена ниже.

Название
источника

Основные
тези­сы, проблемы

Комментарии

Формулирование
цели, задач и гипотезы

1.При определении цели исследования
необходимо ответить на вопросы: «Какой результат предполагается получить?»,
«Каким видится этот результат еще до его получения?»

2.Под задачами исследования
понимается то, что можно сделать для достижения цели.

3.Гипотеза содержит предположение о
связи опре­деленной деятельности с ее результатом.

Определение
объекта и предмета исследования

Объектом
исследования
называется
процесс или яв­ление, порождающее проблемную ситуацию и избран­ное для
изучения. Главный вопрос при определении объекта: «Что рассматривается?» Предмет
исследования
определяется при ответе на следующие вопросы: «Как
рассматривать объект?», «Какие отношения ему присущи?», «Какие аспекты и
функции выделяет исследователь для изучения объекта?»

Выбор методов
исследования

Метод исследования

Характеристика

1

2

Наблюдение

Активный познавательный процесс,
опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную
материальную деятельность

Сравнение

Позволяет установить сходство и различие
предметов и явлений действительности. В ре­зультате сравнения устанавливается
то общее, что присуще двум или нескольким объектам

Измерение

Процедура определения численного
значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные,
количественно определенные сведения об окружающей действи­тельности

Эксперимент

Предполагает вмешательство в
естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение
определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с
целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств

Абстрагирование

Сущность этого метода состоит в
мысленном отвлечении от несущественного, выделении, фиксировании одной или
нескольких интересующих исследователя сторон предмета иссле­дования. Процесс
абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению та­кого
результата (абстракции). Примерами абстракции могут служить бесчисленные
понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной
жизни: дерево, дом, доро­га, жидкость и т.п.

Анализ

Изучение каждого элемента или стороны
явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на
составные элементы, выделение в нем отдельных сторон

Синтез

Соединение элементов, свойств (сторон)
изучаемого объекта в единое целое (систему), осуществляемое как в
практической деятельности, так и в процессе познания

Индукция

Основой индукции являются данные,
полученные путем наблюдений

Дедукция

Переход от общего знания о предметах к
единичному знанию об отдельном предмете

Моделирование

Метод исследования объектов с помощью
моделей — аналогов определенного фрагмента природной и социальной реальности;
построение и изучение моделей реально существую­щих предметов, явлений и
конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое
моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе ко­торого
исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические
либо функциональные характеристики объекта — оригинала. При знаковом
моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы т.п.

Обобщение

Одно из мыслительных действий, которое
присутствует в любой деятельности, позволяя че­ловеку обнаруживать в
многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для пра­вильной
ориентации в окружающем мире

Прогнозирование

Разработка прогнозов, т.е. вероятных
суждений о состоянии какого-либо явления в будущем.

Беседа

Организуется с целью выявления
индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, по­зиции. Беседа
применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определе­ния
области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как
само­стоятельный метод сбора информации

Композиция работы

Композиция
исследовательской работы — это пос­ледовательность расположения ее основных
частей. Традиционно сложилась следующая композиционная структура
исследовательских работ:

  титульный лист,

  оглавление,

  введение,

  основная часть,

  заключение,

  библиографический список,

  приложения.

Титульный лист
является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учеб­ного заведения. В среднем
поле дается заглавие ра­боты, которое приводится без слова «тема» и в ка­вычки
не заключается.

Далее, ближе к
правому краю титульного листа ука­зываются класс, фамилия и инициалы
исполнителя работы, а ниже— должность руководителя, его фамилия и инициалы. В
нижнем поле указывается мес­то выполнения работы и год ее написания. После
титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки
исследования и указываются страницы, с которых они начинаются. Во Введении обосновываются
актуальность выбран­ной темы, цель и содержание поставленных задач,
формулируется объект и предмет исследования, а также гипотеза, дается краткий
обзор литературы по теме, указываются избранные методы исследования. От
формулировки научной проблемы и доказатель­ства, что та часть этой проблемы,
которая является темой данной работы, еще не получила своей разра­ботки и
освещения в специальной литературе, логич­но перейти к формулировке цели
предпринимаемого исследования,
а также указать на конкретные зада­чи,
которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Обязательным
элементом введения является фор­мулировка объекта и предмета
исследования.
Обязательным элементом введения работы является указание на методы
исследования,
которые слу­жат инструментом для добывания фактического ма­териала,
являясь необходимым условием достиже­ния поставленной цели.

В конце вводной части
раскрывается структура ра­боты, т.е. дается перечень ее структурных элемен­тов
и обосновывается последовательность их рас­положения.

В главах основной
части работы
рассматриваются ведущие вопросы темы.

Исследовательская
работа заканчивается заключе­нием. В нем делаются выводы о проделанной
работе. После заключения принято помещать библиографи­ческий список
использованной при проведении ис­следования литературы.
Каждый включенный в
такой список литературный источник должен иметь отра­жение в работе.

Процедура защиты
научно-исследовательской работы и подготовка к ней

Подготовка к защите
обычно начинается с состав­ления доклада. Как правило, его можно разделить на
три части. Первая часть доклада в основных моментах повторяет введение работы.
Вторая часть, самая большая в докладе, посвящается основным результатам
исследования. Заканчива­ется доклад заключительной частью, которая строится по
тексту заключения научно-исследо­вательской работы. В ней перечисляются основ­ные
выводы работы.

К тексту доклада
могут быть приложены дополнитель­ные материалы (схемы, графики, диаграммы и
т.п.), которые необходимы для доказательства выдвигае­мых положений и
обоснования выводов, а также пред­ложенных рекомендаций.

Защита
научно-исследовательских работ обычно про­ходит публично.

Защита работы должна
строиться на основе чте­ния, а еще лучше пересказа заранее подготовлен­ных
тезисов доклада. При этом докладчику следует сосредоточивать особое внимание на
главных ито­гах исследования. При необходимости ему стоит делать ссылки на
чертежи, таблицы и графики. Все эти материалы должны оформляться так, чтобы их
можно было демонстрировать без особых затруд­нений и они оказались видны всем
присутствующим в зале.

Правила публичного
выступления

• Речь докладчика
должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и
убе­дительной.

  Речь должна быть также выразительной, что
зависит от ее темпа, громкости и интонации. Спокойная, неторопливая манера
изложения всегда импонирует слушателям.

  Большое значение имеет выбор одежды.
Элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде способствуют благоприятному
впечатлению и расположению жюри.

  Отвечая на вопросы, нужно касаться только
существа дела. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его
выслушать и понять смысл того, что интересует задавшего его человека.
Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а
потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и
аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исклю­чить последующий.

Особенности языка
и стиля научно-исследовательской работы

Научный стиль имеет
свои особенности:

  подчеркнутую строгую логичность,
проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности,
соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из
фактов, изложенных в тексте;

  точность, которая достигается тщательным
подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием
терминов и специальной лексики;

  отвлеченность и обобщенность, достигаемые
за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;

  объективность изложения фактов,
недопустимость субъективизма и эмоциональности;

  ясность — умение писать доступно и
доходчиво;

  краткость — умение избежать ненужных
повторов, излишней детализации и «словесного мусора».

  Важно уметь связать накопленную информацию
в свя­занный текст. Для этого необходимо разбираться в речевых функциях и
лексических средствах их реализации.

В языковом плане эти
свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмо­ционально-оценочную
лексику, а вместо местоиме­ния я и глаголов в первом лице единственного чис­ла
чаще употребляются предложения неопределен­но-личные («считают, что…»),
безличные («извест­но, что…»), определенно-личные («рассмотрим проблему…»).

Речевые
функции и лексические средства

Речевая функция

Лексические средства

1

2

Причина и следствие

(и) поэтому, потому, так как поскольку
следует отсюда следует откуда следует вследствие в результате в зависимости
от… в связи с этим, согласно этому в таком случае в этом случае в этих
условиях при таких условиях

Условие и следствие

что свидетельствует что указывает что
говорит что соответствует что позволяет что способствует следовательно

Временная соотнесенность

сначала, прежде всего, в первую очередь
первым шагом последующим шагом предшествующим шагом одновременно, в то же
время, здесь же предварительно, ранее, выше еще раз, вновь, снова затем,
далее, потом, ниже в дальнейшем, в последующем, впоследствии во-первых,
во-вторых и т.д. в настоящее время, до настоящего времени в последние годы

Сопоставление и противопоставление

как…, так и…; также, как и… не
только, но и… по сравнению; если…, то… в отличие, в противоположность,
наоборот аналогично, также, таким же образом с одной стороны, с другой
стороны в то время как, между тем, вместе с тем

Дополнение и уточнение

также и, причем, при этом, вместе с тем
кроме того сверх того более того главным образом, особенно

Ссылка на предыдущее или последующее высказывание

как было обнаружено как было найдено как
говорилось выше как отмечалось выше как указывалось выше согласно этому
соответственно этому в связи с этим, в соответствии с этим в связи с
вышеизложенным

данный, названный и т.д. большая часть,
большинство

Обобщение, вывод

таким образом, итак, следовательно в
результате, в итоге, в конечном счете отсюда (откуда) следует отсюда (откуда)
вытекает отсюда (откуда) понятно отсюда (откуда) ясно это позволяет сделать
вывод это сводится к следующему это свидетельствует наконец, в заключение

Введение новой информации

рассмотрим следующие случаи остановимся
подробно на… приведем несколько примеров некоторые дополнительные
замечания…

Указание на источник того или иного сообщения

по мнению… по словам…

Иллюстрация сказанного

например, так, в качестве примера
примером может служить такой как (например) в случае, для случая о чем можно
судить, что очевидно

Советы
руководителю исследовательской работы

Как
отделять главное от второстепенного

Одним из основных
навыков исследователя является умение выделять в тексте главную, наиболее суще­ственную
информацию. К ней относятся: определе­ния научных понятий, формулировки
законов, правил, перечисления принципов, основные мысли (положе­ния,
утверждения) автора, его выводы. Второстепенная информация может либо разъяс­нять
главную информацию, либо отражать вытекаю­щие из этой информации конкретные
следствия и практические рекомендации. К этому типу инфор­мации относятся
аргументы, обоснования, приме­ры, подробные характеристики отдельных явлений,
описания, второстепенные факты из чьей-либо био­графии, а также разного рода
комментарии. Приемы сжатия текста Известны три способа сжатия
текста. Исключение подробностей, деталей, конкретных
примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Например, в
предложении «Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в раз­говорном,
официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего
их исполь­зуют в научном стиле»
избыточными являются одно­родные
определения, конкретизирующие словосоче­тание в любом стиле, а именно: в
разговорном, офи­циально-деловом, публицистическом, художествен­ном. Уберем
их. Смысл предложения не изменится.При этом оно только выиграет от сжатия. Обобщение
нескольких однородных мелких вопро­сов. В этом случае сначала
необходимо найти в тек­сте эти однородные частные факты, вычленить в них общее,
а затем подобрать языковую форму их обоб­щенной передачи, т.е.
переформулировать мысль своими словами.

Сочетание
исключения и обобщения
Памятка о правилах сжатия текста

1.Выделите опорные слова в
предложении.

2.Трансформируйте сложное
предложение в простое, сохраняя его суть.

3.Составьте к абзацу прочитанного
текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

4.Сжато изложите содержание
предложения, абза­ца, текста.

5.Подчеркните в тексте слова,
которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

6.Выделите в тексте смысловые части.
В каждой ча­сти определите основную мысль.

7.Озаглавьте каждую часть.
Сформулируйте главную мысль всего текста.

8.Проделайте следующую работу с
текстом:

составьте к нему план;

отберите наиболее существенную
информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом;

через несколько дней «расшифруйте»
написанное, т.е. попробуйте заново восстановить полный текст по своей
сокращенной записи;

сравните результат
«восстановления» с исходным текстом.

Добавить комментарий