Как научить ребёнка говорить букву «р»
Совладать с непокорным звуком помогут «комарик», «моторчик» и «барабан».
Из всех звуков дети осваивают «р» последним, годам к пяти‑шести. Если вашему ребёнку меньше, не торопите события. Если чуть больше — не паникуйте. Давайте спокойно разберёмся, что не так с этой буквой и какие есть способы с ней совладать.
Почему рычать трудно
Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:
- приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
- на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.
Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.
Что мешает произнести букву «р» правильно
Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.
1. Короткая подъязычная связка
Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.
2. Нарушение фонематического слуха
Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.
Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.
3. Неправильное речевое дыхание
Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.
4. Глубокий прикус
При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.
Как коверкают букву «р»
На специализированных ресурсах описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:
- Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
- Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
- Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
- Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
- Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
- Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
- Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».
Какие упражнения можно делать дома
Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.
- Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
- Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
- Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.
А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.
Артикуляционная гимнастика
Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.
1. Качели
Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.
2. Кукушка
Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.
3. Маляр
Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.
4. Лошадка
Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.
4. Угощение
Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.
5. Котёнок
Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.
6. Гармошка
Поднимаем язык вверх и «приклеиваем» его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.
7. Молоточек
Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.
Упражнения на постановку звука «р»
Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.
1. Барабан
Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.
2. Жужжалка
Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».
3. Змейка
Несколько раз повторяем звук «с‑с‑с», после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.
4. Индюк
Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».
5. Комарик
Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.
6. Моторчик
Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».
Закрепление результата
Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.
- Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
- Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
- Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
- Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
- Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
- Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».
Когда отвести ребёнка к логопеду
Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.
Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.
Читайте также 👦👧®️
- Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики
- Как научить ребёнка писать
- Как научить ребёнка считать играючи
- 20 крутых развивающих игр, приложений и сайтов для детей 6–7 лет
- Почему ребёнок плачет и что с этим делать
Добрый день! Три дня назад мне написал молодой человек по имени Ваня.
У Вани небольшой дефект речи: он не произносит звук «р» с раннего детства. Он стесняется, а мама в свое время не смогла отвести его к логопеду. Но это не беда! К логопеду можно обратиться в любом возрасте, а также потренироваться дома самостоятельно.
Поэтому для Вани и всех, у кого такая же проблема, я написала эту статью. В ней даны разные рекомендации по улучшению произношения и упражнения, которые помогут обучиться выговаривать букву Р.
Читайте, выбирайте подходящие упражнения, тренируйтесь и говорите красиво! Надеюсь, что моя статья будет вам полезна, буду рада вашим лайкам, репостам и комментариям.
Важно! В статье собраны советы для самостоятельного обучения, и это вполне реально, но лучше обратиться к профессиональному логопеду и пройти постановку звука «Р» по скайпу, у меня хорошая подруга занималась в центре «Лидер», результаты были замечательные! Впрочем, решать Вам!
- Учимся выговаривать букву «Р» — различные упражнения
- Упражнения для подъязычной связки
- Упражнения для кончика языка
- Правильное произношение звука «Р»
- Из личного опыта
- Все изменилось в 1 день
- Что же я стала делать
- Как избавиться от картавости
- Учимся правильно произносить букву «Р»
- Автоматизация звука «Р»
- Обязательно ли хирургическое вмешательство?
- Подведем итоги
- Главное — регулярность упражнений, удачи!
- Похожие статьи:
Учимся выговаривать букву «Р» — различные упражнения
Неправильное произношение буквы «Р» выглядит мило и трогательно у детей, но не всегда украшает взрослого человека. Причиной невыговаривания этого звука может быть неправильная артикуляция или физиологические особенности логопедического аппарата.
Если дело только в неправильной технике произношения, исправить это вполне возможно. Для того чтобы научиться выговаривать букву «Р», взрослому человеку потребуется несколько недель времени и регулярные занятия – 2-3 раза в день по 5-10 минут, а также терпение.
Упражнения для подъязычной связки
Часто именно низкая эластичность подъязычной связки становится причиной дефектов дикции. Увеличивают подвижность языка при помощи следующих упражнений:
Упражнения для кончика языка
Для успешного произнесения звука «Р», кончик языка должен вибрировать. Для активизации нужных мышц делают следующее:
Правильное произношение звука «Р»
После того как перечисленные упражнения освоены, можно начинать произносить нужный звук:
- Вначале звук «Р» произносится в том же положении языка, что и звуки «Т» и «Д», но с вибрацией — нужно прижать кончик языка к нёбу и направить на него струю выдыхаемого воздуха (помочь ему вибрировать можно собственным чистым пальцем или чайной ложкой);
- Когда вибрация стала получаться самостоятельно, пришло время пробовать произносить сочетания: «трррр», «дрррр»;
- Далее необходимо подключить гласные, выговаривая слоги: «тру», «тро», «тра», «тре», «дру», «дро», «дра» и «дре»;
- Затем нужно говорить слова, начинающиеся на «тр» и «др» (друг, трест, драма, тракт и т.д.);
- Финальная стадия — тренировка при помощи специальных скороговорок.
Все эти упражнения желательно делать перед зеркалом.
Первое время звук будет больше похож на рычание плохо работающего мотора. Чем больше и чаще делать упражнения, тем скорее буква «Р» в речи станет похожей на то, как её произносят дикторы. Проверить себя можно записывая скороговорки на диктофон (они сейчас есть практически в каждом мобильном телефоне). Если сохранять эти файлы, впоследствии можно будет проследить изменения в произношении.
[Источник: http://podskajem.com/]
Из личного опыта
Буква Р была моим наказанием и даром одновременно. Трудно это сейчас, уже в 30 лет объяснить. На протяжении всего своего детства я помню только одно — я училась говорить правильно и красиво. В моем арсенале не хватало очень много букв. В том плане, что я не могла их выговаривать правильно.
Наверно, пол алфавита я не говорила так, как надо. Меня понимали только единицы избранных людей. В том числе мама, воспитатель в детском саду и старшая сестра (у нас год разницы, мы погодки). Всем остальным они переводили, что я говорила, потому как понять без переводчика мою быструю и красивую речь было практически невозможно.
Но к школе совместными усилиями моей прекрасной воспитательницы в саду — Валентины Константиновны и моей любимой мамочки я не выговаривала уже только одну букву — злосчастную «Р». Куда только мама не водила меня, кому только не показывала! Мы прошли, наверно, всех логопедов нашего города, которые были на тот момент! Никто ничего не мог со мной поделать. И к окончанию младшей школы на эту мою особенность махнули рукой.
Это было сложно. Быть не как все. Когда все вокруг разговаривают нормально, а одна ты картавишь, это порождает комплексы. Чем старше я становилась, тем более зажатой была. При всем моем артистизме и буйной фантазии я не участвовала в самодеятельности потому что жутко стеснялась того, что не выговариваю букву «Р». Говорю «как маленькая». Надо мной стали смеяться. Чем еще больше увеличивали мою неуверенность в себе.
Но тут эта моя особенность сыграла мне на руку. Мой мозг начал выкручиваться. Я стала стараться говорить без буквы «Р». То есть вообще. Буква «Р» практически исчезла из моего лексикона. Я стала так строить фразы и заменять слова, что смогла обходиться без нее.
Незнакомый человек в разговоре со мной мог и не заметить того, что я не выговариваю какие-то буквы. Это здорово тренирует мозг и повышает словарный запас. Я так мастерски научилась заменять все слова с буквой «Р» на синонимы без «рычания», что перестала делать это осознанно. Оно стало получатся само собой. Было даже интересно.
Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю что это был очень ценный опыт и, наверно, он был мне нужен. Во первых, я стала лучше разбираться в людях. Во-вторых, жизнь научила меня тому, что те, кто с тобой, когда ты не такой как все — это многое значит! Я училась принимать людей такими, какие они есть. В-третьих, это была хорошая зарядка для моего мозга и, наверно, именно она дала хороший старт будущему образованию.
И шло так за годом год… Я возводила защитную стену и все больше считала, что это мой самой главный недостаток. Что никогда у меня не будет ни мужа, ни детей, ни семьи из-за этого. Сейчас эти выводы кажутся такими смешными, но тогда, в подростковом возрасте, это было очень страшно. Идти к логопеду было уже не по возрасту, да и что нового они мне могли бы сказать? Я готовилась к одинокой старости и судьбе старой девы.
Все изменилось в 1 день
Изменил все один случай. На тот период времени (это 1995-1996 года) не у всех были в наличии магнитофоны. Кассетные. Большие. А еще меньше было человек, у которых эти магнитофоны могли записывать звук. Кажется дико. Особенно сейчас, когда, наверно, в каждом телефоне есть функция записи звука. Но тогда это была суровая реальность постсоветского пространства.
Так вот. Пришли мы однажды в гости к моей однокласснице, а у нее папа только что купил микрофон к их кассетному магнитофону. И стали пробовать записывать наши разговоры и то, как мы пое. Было интересно и местами весело. До тех пор, пока я не услышала на пленке КАК звучит мой голос в целом и буква «Р» в частности. Меня повергло это в шок. Я сидела и не могла успокоиться. Появилась какая-то мысль в мозгу, и я не могла ее ухватить и додумать до конца.
Придя домой, я стала разговаривать вслух и специально вслушиваться в то, как именно я произношу букву «Р». И, как мне казалось, я стала понимать что именно я делаю не так, чтобы она звучала так, как надо. Кажется, научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку гораздо труднее чем ребенку. Но на деле оказалось все не так. Я ПОНИМАЛА, что нужно делать и КАКОЙ звук должен быть на выходе и с помощью логики стала подбирать такое положения языка при котором звук получится такой, как надо.
Что же я стала делать
Я стала много разговаривать дома наедине сама с собой, чтобы никого не стесняться. Просто так разговаривать было скучно, и я начала читать в слух книги. Но не просто так читать, а СЛУШАТЬ как я это делаю. Стоило мне прочитать букву «Р» автоматически так, как я говорила до того, как начала заниматься, я останавливалась и перечитывала слово заново, стараясь слушать как звучит звук и стараться произнести так, как он должен звучать.
Я не скажу, что сразу были успехи. Нет. Было сложно, но я упорно искала такое положение языка, чтобы он мог воспроизвести нужный звук. Т.е. детей учат делать язык кверху и там его трясти. Или что-то типа этогоя уже забыла, если честно, как меня учили. Прошло уже более 25 лет. Но я помню как я сама училась в детстве. Я поднимала язык, прижимала его кверху и пробовала добиться дрожания. И это было обречено на неудачу. Потому что невозможно это сделать специально.
А вот СЛУШАТЬ какой идет звук и подбирать варианты звучания можно. Я слышала при каком положении языка мои звуки больше напоминали букву «Р» и старалась повторить это. Со временем то, что я произносила все больше и больше стало становиться похоже на букву «Р», и настал такой момент, когда я смогла хоть недолго, но прорычать прямо вот так «Ррррр». Я еле-еле дождалась маму, что бы продемонстрировать ей что я могу. Это было такое счастье.
С тем пор занятия пошли все более и более успешно. И к своему 16-летию я пришла умея выговаривать эту сложную букву «Р». При чем никакие специалисты, которые колдовали надо мной в детстве не смогли мне помочь, а с помощью простого магнитофона я сама научилась ее выговаривать. Уже в достаточно взрослом возрасте. Чем я очень горжусь.
Практически сразу в моей жизни появился молодой человек, который явно мне симпатизировал. Я стала более уверенная в себе, мне стало проще общаться. Хотя я по прежнему автоматически какое-то время разговаривала исключая эту букву из лексикона . Началась насыщенная общественная жизнь и просто стало жить легко и приятно!
К чему я это все пишу? А к тому, что у каждого у нас в жизни есть та или иная буква «Р». У кого-то в прямом смысле, у кого-то в переносном. Все это дано нам не просто так. Нужно увидеть то хорошее, что нам это дает, а еще можно найти способ сделать так, чтобы справиться с этой задачей на сколько имеется возможность.
[Источник: http://www.ludychehka.ru/]
Как избавиться от картавости
Может ли человек с дефектами речи работать на радио? Ответ очевиден, конечно, нет. Однако что делать, если отдельные буквы не выговариваются, а работать в эфире, ну, очень хочется. В этом случае есть 2 пути: придумать себе авторскую программу, в которой ваша картавость или иной дефект будут изюминкой, вспомните «Шоу Шепелявых», или срочно заниматься с логопедам. Сегодня я расскажу вам эффективные методы борьбы с картавостью.
Основные причины картавости:
- укороченная уздечка, ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка
- слабость мышц языка
- неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения
- нарушения фонематического слуха.
Учимся правильно произносить букву «Р»
Конечно, если произнести слово «трактор» у вас не получилось в детстве, сделать это сейчас будет гораздо труднее, но тем не менее. Чтобы произнести «Р», вам нужно кончик языка поднять к нёбу, но до него не дотронутся.
Потом краями языка коснутся верхних зубов. Когда вы подадите струю воздуха, кончик языка задрожит и получится буква «Р». Самая большая ошибка – горловое произношение буквы «Р». Так разговаривают французы, нам же с вами необходимо работать кончиком языка.
Закрепляем навык упражнениями:
- «Чистим зубы». Широко раскройте рот, улыбнитесь и постарайтесь почистить верхние зубы с внутренней стороны. Для этого языком нужно двигать влево — вправо.
- «Гладим небо, то есть нёбо». Вновь широко открываете рот и кончиком языка гладите нёбо вперёд-назад, следите за тем, чтобы язык возвращался к корням верхних зубов.
- «Воздушный бой». Открываете рот, укладываете язык на нижнюю губу и произносите звук «Ф» так, чтобы струя воздуха была узкой, а не широкой. Это поможет выработать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
- «Сладкоежка». Откройте рот, зафиксируйте нижнюю челюсть руками так, чтобы она не двигалась. Теперь исключительно широким языком попытайтесь облизнуть верхнюю губу сверху — вниз. Не забывайте, челюсть не должна вам помогать приподымать язык.
- «Индюк». Открываете рот, на нижнюю губы укладываете широкой язык. Ваша задача — в быстром темпе облизывать губу по направлению вперёд-назад и добавлять голос, чтобы получился звук, похожий на болботание индюка.
- «Барабан». Вновь открываете рот, выясняете в интернете, где находятся верхние альвеолы зубов, и ударяете в них языком, произнося при этом звук «d».
Автоматизация звука «Р»
Когда вы заставите свой язык принимать правильное положение для того, чтобы произносить «Р» вам нужно будет закреплять навыки. Это стоит делать постепенно. Вначале говорите букву в изолированном звучании, потом в слогах, словах, фразах и, наконец, предложениях.
Предлагаю вам следующий комплекс:
Р-р-р-р-р Рь-рь-рь-рь Ри-рэ-ра-ро-ру-ры Лри-лрэ-лра-лро-лру-лры
Слова:
ударный слог, начало слова: Раб, розовый, рысь, руль ударный слог, середина слова: Гора, перо, нарыв, кенгуру безударный слог, начало слова: Работа, рыбак, рысак, руно, руда безударный слог, середина слова: фара, мера, пары, горы, папирус, карусель
Автоматизация «Р» в сложных словах:
Фарфор бутерброд, транспортер температура рассортировать, группировка, развернуть, растирание, администратор.
Скороговорки:
В грозу от груза арбузов развалился кузов. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры. Рыла свинья белорыла, тупорыла; Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла. Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, Что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.
[Источник: http://getonair.ru]
Обязательно ли хирургическое вмешательство?
Такой дефект речи, как картавость не относится к серьезным нарушениям речевой функции, однако она способна изрядно попортить жизнь. Человек, который картавит, априори не может быть хорошим оратором, поскольку картавая речь многими воспринимается как нечто комичное.
Тем, кого с рождения постигла эта неприятность закрыта дорога ко многим видам деятельности, связанным с общением. Существует мнение, что избавиться от картавости в зрелом возрасте нереально, если в детстве этот момент был упущен. Между тем, этот дефект речи поддается коррекции в любом возрасте, даже по окончанию периода полового созревания.
Есть два способа, как научиться выговаривать букву «р» взрослым людям — радикальный, с помощью хирургического вмешательства, и консервативный, с помощью специальных речевых упражнений. Для начала разберемся, что же лежит в корне невосприимчивости речевого аппарата к выговариванию буквы «р».
Итак, причина возникновения картавости — явление под названием анкилоглоссия. Это врожденный порок развития полости рта, который характеризуется малой подвижностью языка из-за слишком малой длины языковой уздечки (полоски ткани, которая соединяет дно ротовой полости с самим языком).
Самый простой и быстрый способ исправить ситуацию — обратиться к хирургу. Подрезание уздечки делается под местной анестезией, ранка заживает через несколько дней, после чего подвижность языка полностью восстанавливается, и впоследствии вопрос как научиться выговаривать букву «р», отпадет сам собой.
Существует и бескровный способ победить анкилоглоссию — растянуть уздечку языка с помощью нехитрых упражнений. Нужно широко открыть рот и постараться высунуть язык как можно дальше, пытаясь достать им до середины подбородка. Еще одно упражнение — слегка запрокинув голову назад, тянитесь языком к верхней губе.
Также полезно энергичное шевеление языком в разные стороны при закрытом рте. Для достижения наибольшей эффективности следует комбинировать эти упражнения с выговариванием скороговорок, содержащих букву «р». Если поначалу скороговорки вам не даются, упростите задачу — проговаривайте вслух отдельные слова, содержащие эту букву.
[Источник: http://setadra.ru/]
Подведем итоги
Проблема произношения «Р» встречается довольно часто. На это бывает множество причин, в основном, идущих из детства.В нашей статье мы расскажем, как можно научиться говорить букву Р, как разобраться в причинах картавости и дадим несколько полезных советов.
Если Вы не выговариваете букву Р, а Вам уже много лет, то не стоит отчаиваться, в любом возрасте можно себя переучить. Конечно, чем Вы старше, тем дольше времени это займет. Но это никогда не помешает, ведь человек с правильной речью всегда лучше воспринимается, чем с дефективной.
Тем более, если он хочет работать в том месте, где нужно много говорить. Конечно, вернее всего будет сходить на занятия к логопеду, но не у всех бывает время на регулярные визиты. Поэтому существует несколько методик как научиться говорить букву Р дома, не ходя к врачу. Главное — это регулярность. Чем больше времени Вы будете уделять упражнениям, тем быстрее у Вас все получится. Необходимо тратить не менее 15 минут в день.
Главное — регулярность упражнений, удачи!
Хотелось бы отметить, что у некоторых людей такая проблема появляется сугубо по физиологическим причинам — короткая уздечка под языком. Выяснить это можно у врачей. Выхода из положения может быть два: это мини-операция подрезание уздечки (она очень быстрая) и второй вариант — попробовать растянуть её. Для последнего варианта нужно выполнять различные упражнения для растяжки уздечки — например, пробовать кончиком языка дотянуться до носа и подбородка.
А если у Вас с языком все в порядке, то стоит попробовать следующую методику, чтобы научиться говорить букву Р:
Выберите несколько скороговорок, где очень часто выстречается буква р. Так как научиться выговаривать букву р можно только если на нее постоянно налегать. Например: Ехал грека через реку, видит грека в реке рак. Или можно взять выучить поэму Гумилева «Капитаны», там очень много слов с буквой р. И каждый день рассказывать себе их. В первое время будет очень сложно, но с каждым разом звук р будет получаться все лучше и лучше.
Главное — не бросать занятие на полпути. Также будут полезны слова «бронетранспортер», «крейсер аврора», «красноармеец». Если Вы будете записывать свои занятия, а потом прослушивать, то Вы сможете отслеживать прогрес. Вот так можно научиться говорить букву р.
Есть еще и такой способ:
- В течении пары минут попробуйте медленно проговаривать Дэ Тэ Лэ без остановок.
- Теперь прибавьте темп и в течение пяти-шести минут опять их проговаривайте, только быстро-быстро. Вы должны заметить, что при произнесении последнего звука Лэ, кончик языка начинает попадать на холмики над верхними зубами, и получается что-то похожее на р.
- Теперь нужно проговаривать звуки Дэ Тэ Дэ, причем последнюю Дэ стараемся произносить не как обычно, а как Лэ (похоже на произношение англичан).
- Потом медленно ДэТэДэ. Пять минут.
- Теперь ускоряемся, пока не будем слышать Рэ.
- Теперь, время слов: ДРОТ, ДРОВА, ДРОЖЬ, ТРОСС, ТРОЛЬ, МЕТРО, БЕДРО, ХРОМ.
И, далее, любые слова с Р, какие вспомните.
Это еще один способ как научиться говорить букву Р. Можно выбрать какой-то один метод, а можно чередовать. Как Вам кажется более эффективным. Еще раз стоит отметить, что практиковаться нужно каждый день, иначе Вы очень долго будете достигать успеха в вопросе «Как научиться выговаривать букву Р»
[Источник: http://www.informi.ru/]
Поделиться статьей с друзьями!
Сегодня взрослые люди всё чаще обращаются к логопеду. Приходят те, чьи занятия в детстве по разным причинам оказались неэффективными. От родителей тогда ещё маленького ребенка можно услышать порой очень странные фразы: “Мы учим французский ))”, “Оставьте, как есть. Это наша изюминка”.
Ребёнок вырастает, и начинается новая история: завтра поступать в театральный, а я картавлю. Человек не может решиться исправить звук из-за того, что уверен – после определенного возраста невозможно. Другой считает, раз пришел к специалисту, пусть специалист и работает. Покрутит языком, произнесет волшебные скороговорки, может, выпишет средство и заговорю.
Постановка и исправление звука – кропотливая и командная работа, требующая усилий и стабильных занятий. А теперь посмотрим, что ждет человека, решившего избавиться от картавости?
Постановка правильного звука Р
Отличные новости для тех, кто уверен, что никогда не освоит навык правильного произношения: в большинстве случаев тот самый звук можно поставить уже на первом занятии. Многие люди испытывают искреннюю радость и удивление от того, что наконец-то научились пррррроизносить дрррожащий и звонкий звук Р.
Артикуляционные упражнения
Для того, чтобы звук Р получился правильным и чётким, важно тренировать нужные мышцы языка. Вот одно из них: «приклейте» язык к нёбу за верхними зубами, попытайтесь сказать «ТРРРРР!».
Другие звуки
Почувствовать правильную вибрацию и положение языка помогают звуки, которые похожи на Р – это Т и Д. Попробуйте прочитать слоги в быстром темпе и почувствуйте вибрацию на кончике языка
Т-ТА Д-ДА/ Т-ТО Д-ДО/ Т-ТУ Д-ДУ/ Т-ТЭ Д-ДЭ/ Т-ТЫ Д-ДЫ//
А-ДДДДДД/ О-ДДДДДД…/ У-ДДДДДД…/ Ы-ДДДДДД…/ Э-ДДДДДД… //
Автоматизация
Как только человек научился правильно выговаривать Р, звук сразу начинают вводить в речь. Для этого используют специальные слоги, слова, иллюстрации, скороговорки и тексты. Например такие
РА́-РЭ-РА/ РА-РЭ́-РА/ РА-РЭ-РА́//
РЭ́-РЫ-РЭ/ РЭ-РЫ́-РЭ/ РЭ-РЫ-РЭ́//
РЫ́-РО-РЫ/ РЫ-РО́-РЫ/ РЫ-РО-РЫ́//
Пересчитайте предметы, например: один рак, одна рысь, второй рак, третий рак и т.д.
РАК-РЫСЬ
Примерные скороговорки
Бара́ны рога́ми воро́та тара́нят.
Баро́н-фанфаро́н воротился на паро́м.
Примерные задания
Прочитайте вслух названия жителей разных городов России
Радужане из города Радужный
Раменцы из города Раменское
Рудняне из города Рудня
Город Руза для ружан
Ростовцы из города Ростов
Результат работы
В любом возрасте можно научиться говорить звук Р. Взрослый человек довольно быстро начинает правильно произносить этот звук в речи на логопедических занятиях. Но за пределами кабинета логопеда он снова начинает картавить, потому что чувствует неловкость при произношении нового звука. Некоторые испытывают настоящий страх, что над ними будут смеяться. С этим сложно справиться, но важно верить в то, что кропотливая и командная работа была проделана не зря и цель была достигнута.
Вам когда-нибудь приходилось обращаться за помощью к логопеду? Какой был результат?
Спасибо, что прочитали! Спасибо за внимание!
Dictionbolix – больше заданий и упражнений для улучшения звука Р
Дефекты речи могут быть разными. Часто можно встретить неправильное произношение звуков, например, замену одного на другой. В таком случае вместо «санки» будет слышно «шанки». Детям сложнее всего дается произношение звука «Р». Многие родители замечают, что их малыш не может толком рычать, и стараются его научить.
СодержаниеСвернуть
- Общая информация
- Важные моменты
- Подготовительный этап
- Дыхательная гимнастика
- Слуховое восприятие
- Способы вызывания звука
- Введение в речь
После таких действий часто формируется искаженное воспроизведение. В норме вибрирует кончик языка, но при неправильном произношении это делает горло. В итоге слышится, так называемое «французское» звучание. Постановка звука «Р» при горловом произношении требует от логопеда особых методик.
Общая информация
Не всегда родители могут правильно заметить искаженное произношение. Формируется оно по разным причинам. Чаще всего проблема в короткой подъязычной связке. Она прикрепляет язык к ротовой полости и при ее недостаточной длине происходит ограничение подвижности органа.
Также могут наблюдаться следующие врожденные анатомические особенности:
- высокое небо;
- узкое небо;
- массивный язык.
Иногда может долго длиться замена передних молочных зубов на коренные и это приведет к тому, что сформируется неправильное произношение. У соматически ослабленных детей, которые часто болеют простудами, может наблюдаться слабое дыхание и вялость. У них язык будет плохо двигаться, подниматься. Из-за нехватки сильной воздушной струи не получится вызвать вибрацию.
Еще одна причина горлового произношения – раннее обучение иностранному языку.
Некоторые родители с трехлетнего возраста начинают обучать ребенка французскому или английскому языкам, не беря в расчет разницу между произношением звуков.
Исправление такого дефекта займет много времени. Легче все ставить звук, когда он полностью отсутствует в речи. Если он искаженно произносится, то придется приложить множество усилий для исправления ситуации.
Горловое произношение трудно исправить из-за недостаточного развития фонетико-фонематического восприятия. Ребенок привыкает слышать дефектный звук и не может отличить его от нормального. Поэтому попытки ввести в речь правильное звучание могут закончиться неудачей.
Важные моменты
Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:
- лексика;
- грамматика;
- речевой слух.
Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.
При дизартрии язык может быть собран «горочкой» во рту либо совсем безвольно лежать у зубов.
В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.
Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.
Подготовительный этап
Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:
- рот широко улыбается;
- зубы обнажены;
- кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.
Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.
В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».
Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким. Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.
На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.
На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:
- рот широко открыт;
- язык касается неба;
- челюсть неподвижна.
Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево. Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.
Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.
Дыхательная гимнастика
Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.
Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.
Слуховое восприятие
Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.
Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.
Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.
Не путайте понятия «буква» и «звук». Это разные системы. До школы или подготовительной группы лучше не давать ребенку ничего, связанного с буквами.
Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.
Способы вызывания звука
После того как был отработан подготовительный этап и дети могут хорошо все выполнять, переходят непосредственно к постановке звука. При горловом произношении целесообразно добиваться проторного (невибрирующего) звука «Р».
Перед зеркалом ребенка просят широко улыбнуться, поднять кончик языка в нужную позицию и произнести звук «З». Он будет искаженно звучать и это называют «сломанным звонком». К нему прибавляют гласные и получают рычание, но без вибрации.
Полученный звук можно сразу автоматизировать в слогах.
Необходимо чтобы ребенок хорошо слышал разницу в произношении и мог себя контролировать.
Можно попробовать выработать вибрацию. Для этого берут специальный зонд (палочку с небольшим шариком) и во время произношения раскачивают язык. При регулярных занятиях отпадет необходимость механической помощи.
Иногда эффективно использовать упражнение «пулемет». Кончик языка ударяется в бугорки и сопровождается это произношением звука «Д». Постепенно движения убыстряются и на сильном выдохе слышится желанное тарахтение. Для облегчения восприятия вводят сочетание «ДР» или «ТР». К ним добавляют гласные и это сочетание автоматизируется.
Введение в речь
Устранение неправильного произношения − длительная работа, и требует времени. В среднем уходит до года для исправления дефекта. Большую роль играет и помощь родителей. Если они заинтересованы, то будут заниматься ежедневно.
Взрослые люди тоже могут быть картавыми. И для них действуют такие же способы постановки звука. Потребуется серьезная мотивация для того, чтобы справиться с дефектом речи.
Иногда родители не понимают, зачем заставлять ребенка правильно говорить. От этого зависит его дальнейшая карьера. Во многих профессиях действуют стандарты и с дефектами в них не возьмут.
Вводить звук в речь придется долго. На этом этапе важно подключать самоконтроль. Нужно поправлять ребенка, заставлять его вспоминать правильное произношение. Полезно учить стишки, чистоговорки, скороговорки.
Исправление любого дефекта напрямую зависит от слаженной работы специалиста и родителей. Только вместе они смогут справиться с проблемой. Чем быстрее ребенок выучит артикуляционную гимнастику и начнет ее идеально выполнять, тем скорее ему поставят звук.
Как перестать картавить взрослому человеку
Когда о ком-то говорят, что он картавый, вспоминается жегловское из «Место встречи изменить нельзя»: «А теперь – картавый! Я сказал – картавый!». Что же это за человек такой – картавый?
Картавость – это дефект речи, одна из форм нарушения произношения звуков. Вследствие такого нарушения речь картавого человека становится весьма специфической. Многие люди, обладающие этим недостатком, стесняются его. Они избегают публичных выступлений, из-за чего ограничиваются перспективы их профессионального роста. Сужается и круг профессий, которые они могли бы выбрать. Самооценка картавых людей часто довольно занижена.
Как проявляется картавость
Картавый человек либо заменяет звук «р» другими звуками, например «л» (и это явление логопеды называют параротацизмом), либо звук «р» искажается или пропускается (ротацизм).
Как известно, в детстве картавят все – детская картавость называется возрастной или физиологической. И связана она с недоразвитием органов артикуляции. Находчивые дети в ответ на просьбу взрослых сказать слово «рыба» говорят: «Селедка!». Физиологическая картавость с возрастом, до 5–6 лет, проходит самостоятельно.
По статистике, к 9 годам картавят примерно 26% детей. Их картавость вызвана более сложными причинами, о которых родителям должны рассказать логопед, стоматолог или ЛОР. Если же родители проигнорируют посещение этих врачей, ребенок, став взрослым, будет говорить так, как горе-логопед из фильма «По семейным обстоятельствам»: «Как ыаз на ыазных. Одна – на Киевской, а втойая – на Киевской!». (Вместо «Как раз на разных. Одна – на Киевской, а вторая – на Кировской!».) Не излеченную вовремя картавость иногда приходится наблюдать даже у некоторых телеведущих.
Логопед – понятно: его задача – помочь пациенту преодолеть речевые и психофизические нарушения с помощью индивидуальных занятий. Но причем здесь стоматолог и ЛОР? Дело в том, что причины картавости могут крыться более глубоко, и логопед будет не в силах правильно поставить звук. Например, картавость может быть вызвана специфическим строением полости рта: короткой подъязычной связкой, выдвинутой вперед нижней челюстью, слабыми мышцами кончика языка, редкими зубами.
Различные слуховые патологии и, как следствие, снижение слуха также могут привести к картавости. Кроме того, существует генетическая предрасположенности к картавости, то есть она может передаваться по наследству. Бывает и так, что ребенок начинает подражать, копировать кого-то с этим дефектом речи из своего ближайшего окружения и «заражается» сам.
В любом случае причину определяет врач и назначает соответствующее лечение, вплоть до операции. В случаях, не требующих оперативного вмешательства, поможет логопед, причем лечению поддаются пациенты любого возраста. Однако откладывать визит к врачу в долгий ящик не стоит, ведь последствия картавости часто негативно отражаются на психике ребенка. Его могут дразнить дети, из-за чего он начинает избегать их, чувствуя себя среди них «белой вороной». У него могут развиться комплекс неполноценности и прочие психические заболевания.
В некоторых случаях от картавости можно избавиться самостоятельно
Для этого нужно иметь желание, время и упорство. Логопеды предлагают специальный комплекс упражнений, которые обязательно нужно выполнять ежедневно, делая как минимум три подхода. Они направлены на укрепление мышц языка и связок ротовой полости. Итак:
- Широко открываем рот и языком поглаживаем небо. Повторяем не менее 10 раз.
- Открываем рот как можно шире и кладем язык на нижнюю губу. Совершаем им мягкие поглаживающие движения вверх и вниз, одновременно стараясь произнести звук «р».
- Растягиваем рот в широкой улыбке. Кончик языка касается внутренней стороны верхнего зубного ряда. Делаем им плавные движения вправо и влево, напоминающие движения зубной щетки при чистке зубов.
- Укрепляет речевой аппарат следующее упражнение: складываем язык «желобком» и стараемся произнести букву «ф» так, чтобы струя воздуха прошла по этому желобку.
- Медленно проговариваем слоги «тэ», «лэ», «дэ» – каждый по 10 раз. Затем соединяем их в одно слово «тэлэдэ» и несколько раз четко проговариваем его.
- Дотрагиваемся кончиком языка до десны внутренней стороны верхнего зубного ряда. Теперь точно так же медленно и четко произносим те же самые слоги «тэ», «лэ», «дэ», а затем «тэлэдэ».
- Таким же образом, сначала обычным способом, а затем дотрагиваясь кончиком языка до десны внутренней стороны верхнего зубного ряда, произносим слова, в которых есть одна буква Р.
Дополнительно вырабатывать правильное произношение звука «р» нужно с помощью скороговорок.
Например:
Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.
Не получается? Можно начать со скороговорки попроще:
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры. До поры остры топоры.
Или еще проще:
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
© Тимошенко Елена, BBF.RU