Задача как найти скорость другого велосипедиста

Привет! Много вопросов по-прежнему вызывают задачи на движение, которые, кстати, могут встретиться во второй часть ОГЭ. Поэтому сегодня разберемся, как решать задание про двух велосипедистов. Поехали!

Решение без лишних пояснений ждет вас в конце статьи)

Из двух городов А и В одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Проехав некоторую часть пути, первый велосипедист сделал остановку на 20 минут, чтобы передохнуть. Затем он продолжил движение до встречи со вторым велосипедистом. Расстояние от города А до города В = 286 км. Первый велосипедист ехал со скоростью
10 км/ч, а второй со скоростью 30 км/ч. Найдите расстояние от города В, из которого выехал второй велосипедист, до места встречи.

  • Шаг №1

Для того, чтобы лучше разобраться в ситуации, сделаем рисунок, на котором обозначим все наши данные:

Задача на движение про двух велосипедистов из ОГЭ

Место встречи двух велосипедистов я обозначила буквой О. Нас просят найти расстояние от города В до места встречи. На рисунке этому расстоянию соответствует отрезок ОВ. В задачах то, что нужно найти, обозначается за «Х», поэтому пусть ОВ = Х.

Чему же тогда будет равно ОА? Нам сказано, что весь путь (то есть АВ на нашей схеме) равен 286 км. Это значит, что, чтобы найти ОА, нужно из всего пути (АВ) вычесть взятое нами за «Х» расстояние от пункта В до места встречи (ОВ).

Итак, ОА = АВ – Х = 286 – Х.

Задача на движение про двух велосипедистов из ОГЭ

Теперь на нашей схеме мы отобразили и расстояние, и известные нам скорости. Но одну величину, особенно важную для задач на движение, мы пока не рассмотрели. Это время. Его мы будем выражать через расстояние и скорость, поэтому сначала вспомним формулу времени для задач на движение:

Время = расстояние поделить на скорость.

Формула времени: время = расстояние поделить на скорость
Формула времени: время = расстояние поделить на скорость

Итак, время движения второго велосипедиста мы можем посчитать очень просто. Для этого подставим в формулу наши значения. S = Х, v = 30 км/ч. Следовательно,

Задача на движение про двух велосипедистов из ОГЭ

Рассмотрим время пребывания в пути первого велосипедиста. Он не только ехал вперед, но и сделал одну остановку. Поэтому к его времени движения мы должны прибавить и то время, в течение которого он отдыхал. Тогда мы получим полное время, которое второй велосипедист затратил на дорогу.

Вычислим время движения, подставив в формулу наши значения.
S= 286 – х, v= 10 км/ч. Получается, что

Задача на движение про двух велосипедистов из ОГЭ

Осталось прибавить время, в течение которого велосипедист отдыхал. Поскольку скорость у нас дана в километрах в час, то и время нам нужно выразить в часах, а не в минутах, как написано в условии. Чтобы превратить минуты в часы, нам нужно число минут поделить на 60. То есть

Задача на движение про двух велосипедистов из ОГЭ

Тогда полное время пути равно

Задача на движение про двух велосипедистов из ОГЭ
  • Шаг № 2

Давайте подумаем, как мы теперь можем использовать полученные данные для того, чтобы найти ответ.

Нам сказано, что велосипедисты выехали из городов одновременно, а потом встретились. А это значит, что к моменту встречи они оба находились в пути одинаковое количество времени. То есть t2 = t1. А значит, мы можем составить уравнение. Для этого вместо t1 и t2 подставляем значения времени, которые мы нашли в предыдущем пункте:

Задача на движение про двух велосипедистов из ОГЭ
  • Шаг №3

Решаем полученное уравнение. Для начала, давайте избавимся от знаменателя. Для этого умножим обе части уравнения на наименьший общий знаменатель.

Наименьший общий знаменатель (НОЗ) – это наименьшее число, которое делится на все знаменатели рассматриваемых дробей. В нашем случае это 30. Оно делится и на 10, и на 30, и на 3. Вперед!

Задача на движение про двух велосипедистов из ОГЭ
Задача на движение про двух велосипедистов из ОГЭ

Как видите, теперь дроби сокращаются. При этом в знаменателях от сокращения остаются единицы, которые мы не пишем, а в числителях – результат деления 30 на знаменатели.

Х = (286 – х)*3 + 10

Теперь давайте перенесем все части уравнения в одну сторону, чтобы было удобнее работать. Напомню, что при переходе на противоположную от знака равно сторону, элемент должен поменять знак: если справа мы видим (286 – х)*3 + 10, то влево должны перенести
– (286 – х)*3 – 10. Итак, слева у нас получается х – (286 – х)*3 – 10, а справа больше ничего нет, значит, ставим ноль.

х – (286 – х)*3 – 10 = 0

Раскрываем скобки и приводим подобные слагаемые:

х – 858 + 3х – 10 = 0

– 868 + 4х = 0

4х = 868

Х = 868/4 = 217 (км)

Вот и наш ответ!

  • Ответ: 217 км

А вот решение без лишних пояснений:

Решение, которое можно переписать в тетрадь)
Решение, которое можно переписать в тетрадь)

Надеюсь, все было максимально понятно:)

До новых встреч!!

задачи на движение в одном направленииДля решения задач на движение по прямой используется одна основная формула:

где:

  • Скорость (V) — расстояние, пройденное за единицу времени.
  • Время (t) — время в пути.
  • Расстояние (S) — пройденный путь, или расстояние.

Зная эту формулу (для расстояния), вы можете легко  вывести из неё формулу для скорости, или времени.

Если вы запомните эту формулу, то сможете решить любую задачу на движение, так как все задачи на движение по прямой — это применение данной формулы к одному или нескольким взаимосвязанным объектам.

Рассмотрим, как решать разные задачи на движение в зависимости от условий и уровня сложности.

Все задачи на движение делятся на следующие типы:

  • простые задачи на скорость, время и расстояние;
  • задачи на движение в разных направлениях: сближение и удаление;
  • задачи на движение в одном направлении: сближение и удаление;
  • решение задач на движение по реке.

Решение простых задач на движение: скорость, время и расстояние

В простых задачах на движение, как правило, есть один движущийся объект, для которого нужно найти неизвестную величину: скорость, время или расстояние. В данном случае применяется формула в ее первоначальном виде:

Задача 1. Автомобиль ехал 2ч со скоростью 85 км/ч. Определите расстояние. 
Решение: Вычислим путь по формуле: S=V × t= 2 ч * 85 км/ч = 170 км.

Задача 2. Велосипедист проехал 60 км за 5ч. Определите скорость.
Решение: Вычислим скорость велосипедиста по формуле: V = S:t = 60 км : 5 ч = 12 км/ч.

Задача 3. Мотоциклист проехал 30 км со скоростью 15км/ч. Сколько времени он затратил на этот путь? 
Решение: Вычислим время движения мотоциклиста по формуле: t = S:V = 30 км : 15 км/ч = 2 ч.

В таких задачах нужно также следить, чтобы были одинаковыми единицы измерения. Например, если расстояние измеряется в километрах, а время — в часах,  то скорость буде измеряться в км/час. Но если единицы измерения скорости — метр/час, а время дано в минутах, то в этом случае скорость и время нужно привести к одинаковым единица измерения, иначе ответ будет неверным.

Задача 4. Мотоциклист ехал 30 минут со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние он проехал?
Решение: для того, чтобы вычислить расстояние, нужно время и скорость привести к одинаковым единицам измерения. При этом есть 2 способа:
1) Переведем время: 30 минут = 30/60 = 0,5 часа.
Найдем расстояние: 60 км/ч * 0,5 ч = 30 км.
2) Переведем скорость: 60 км/ч = 60км / 1час = 60км / 60 мин = 1км/мин.
Найдем расстояние: 1км/мин*30минут = 30 км.

Решение задач на движение в разных направлениях: сближение (встречное движение) и удаление (противоположное движение)

При встречном движении расстояние между объектами уменьшается. Объекты приближаются друг к другу со скоростью сближения.
Скорость сближения находится по формуле:

При движении в противоположных направлениях скорости объектов направлены в разные стороны. Объекты удаляются друг от друга со скоростью удаления.
Скорость удаления находится по формуле: 

При решении подобных задач лучше нарисовать схему движения, чтобы было легче решать.

Задача 5. Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 36 км. Скорость первого велосипедиста 10 км/ч, второго — 8 км/ч. Через сколько часов они встретятся? 
Решение: 1) Найдем скорость сближения: V=10+8 = 18 км/ч.
2) Найдем время: t = S:V = 36 : 18 = 2 ч.

Задача 6. Два пешехода вышли одновременно из одного и того же пункта в противоположных направлениях. Скорость первого пешехода 3км/ч, второго — 4км/ч. Какое расстояние между ними будет через 30 минут?
Решение: 1) Найдем скорость удаления пешеходов: V = 3+4=7 км/час.
2) Переведем в соответствие единицы измерения: t=30 мин = 0,5 ч.
3) Найдем расстояние: S=V × t = 7 × 0,5 = 3,5 км.

Задача 7. Два автобуса выехали одновременно навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 300 км. Через 2 часа они встретились. Найдите второго второго автобуса, если первый ехал со скоростью 70 км/ч.
Решение. 1) Нам известно расстояние и скорость, поэтому найдем скорость по формуле: V = S:t = 300:2=150км/ч. Это скорость сближения.
2) Найдем скорость второго автобуса: 150-70 = 80км/ч.

Решение задач на движение в одном направлении: сближение и удаление

Если два объекта движутся в одном направлении и один объект “догоняет” второй, то расстояние между объектами уменьшается.
Скорость сближения при таком движении определяют по формуле:

Если два объекта движутся в одном направлении и один объект “отстает” от второго, то расстояние между объектами увеличивается.
Скорость удаления при таком движении определяют по формуле:

Если объект движется в стоячей воде (озере), то его скорость называют собственной скоростью объекта. То есть, скорость объекта равная собственной скорости объекта.

Заметим, что плот — это тело, у которого собственная скорость равна нулю (V=0). Значит, плот может плыть только по течению и со скоростью течения.

Задача 8. Расстояние между двумя автомобилями, движущимися в одном направлении, составляет 20 км. Первый автомобиль едет со скоростью 40км/ч, второй — со скоростью 30км/ч. Через сколько часов первый автомобиль догонит второй?
Решение. 1) Найдем скорость сближения автомобилей: V=40-30=10км/ч.

2) Зная расстояние (20км) и скорость сближения (10км/ч) найдем время: 20:10=2 часа.

Задача 9. Из одного населенного пункта выехали автомобиль и автобус. скорость автомобиля 70 км/ч, скорость автобуса — 50 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
Решение. 1) Найдем скорость удаления : V=70-50=20км/ч.
2) Зная скорость удаления и время, найдем расстояние: S = 20*3 =60 км.

Решение задач на движение по реке

Особенностью задач на движение реке является то, что у объекта появляется дополнительная скорость — скорость течения реки. При этом возможно два варианта:

  • по течению реки → скорость увеличивается;
  • против течения реки → скорость уменьшается.

Таким образом, в задачах рассматривают 2 скорости: 

  • Скорость собственная — Vs;
  • Скорость течения реки — Vt.

Задача 9. Собственная скорость лодки составляет 12 км/ч. Скорость течения реки равна 3 км/ч. Какое расстояние проплывёт лодка через 3 часа, если она плывёт по течению реки?
Решение. 1) Найдем скорость лодки. Так как она плывет по течению реки, ее скорость увеличивается. 
V = Vs+ Vt = 12+3 =15км/ч.
2) Найдем расстояние: S=V×t = 15×3=45км.

Задача 10. Собственная скорость катера составляет 30 км/ч. Скорость течения реки равна 4 км/ч. Какое расстояние преодолеет катер через 4 часа, если он плывёт против течения реки?
Решение. 1) Найдем скорость. Так как катер плывет против течения реки, его скорость уменьшится. 
V = Vs- Vt = 30-4 =26 км/ч.
2) Найдем расстояние: S=V×t = 26 * 4 = 104 км.

Задача 10. Скорость лодки равна 10 км/ч. При этом надо успеть проплыть 25 км за 2 часа по течению реки. Какой должна быть скорость течения реки, чтобы успеть в срок? 
Решение. 1) Найдем нужную скорость: V=S:t = 25:2=12,5 км/ч.
2) Найдем скорость, которую нужно прибавить до нужно (скорость течения реки): 12,5-10=2,5км/ч.

Задача 11. Уровень ЕГЭ.
Катер прошёл по течению реки 120 км и вернулся обратно. Известно, что обратный путь занял на 1 час больше времени, а скорость катера в неподвижной воде равна 27 км/ч. Найдите скорость течения.
Решение: Пусть Vt — cкорость течения реки, тогда:
1) В одну сторону: 27+Vt  – скорость перемещения катера по течению, S=120км.
2) В обратную сторону: 27-Vt  – скорость перемещения катера против течения, S=120км.
Выразим время:
1) В одну сторону:  t=S:V = 120:(27+Vt) – время, затраченное катером на перемещение по течению,
2) В обратную сторону:  t=S:V = 120:(27-Vt) – время, затраченное катером на перемещение против течения.
Так как время перемещения против течения на час больше, чем время по течению, то:
120:(27+Vt) +1 = 120:(27-Vt).
Далее решаем уравнение и получаем ответ 3 км/ч.

Больше задач на движение Ваш ребёнок может решить, скачав программы:

Правильность решения задач вы можете проверить на сайте intmag24.ru с помощью калькулятора решения задач на движение.

Полезные советы для решения задач на движения

  • В процессе решения задач на движение может быть составлена формула квадратного уравнения, которое будет иметь два корня. В этом случае нужно взять тот ответ, который  будет логичен для задачи (положительный). Отрицательный корень не берется во внимание.
  • Внимательно следите, чтобы в задаче все данные измерялись одними величинами. Если это не так, нужно се привести к единым единицам измерения.
  • При решении задач на движение рисуйте картинки. Особенно, когда текст задачи большой и сразу в голове не укладывается. Чаще всего это нужно делать в задачах, где кто-то кого-то догоняет, встречается, или перемещается между пунктами А и В туда и обратно. На картинке сразу видно, какие отрезки пути можно просчитать. Картинка облегчает составление математической модели.

Для решения более сложных задач на движение посмотрите, как составлять схемы и таблицы данных для наглядного представления и структурирования данных.

Скорость второго велосипедиста примем за х км/ч, тогда скорость первого велосипедиста (х+4) км/ч. Время, которое затратил первый велосипедист на путь длиной в 95 км, – 95/(х+4) ч, а время второго велосипедиста на этом же пути – 95/х ч. Известно, что второй велосипедист затратил на этот путь на 80 минут больше первого. Переведём минуты в часы 80 мин=1+1/3 ч=4/3 ч. Составим и решим уравнение:

95/х-95/(х+4)=4/3

Домножим обе части уравнения на 3, х, х+4, чтобы избавиться от знаменателей.

285*(х+4)-285х=4х*(х+4)

285х+1140-285х=4х²+16х

4х²+16х-1140=0

Разделим на 4:

х²+4х-285=0

Далее решаем квадратное уравнение. Вычисляем дискриминант.

D=4²+4*285=16+1140=1­156

Находим корни уравнения:

х1=(-4+34)/2=15 (км/ч) – скорость второго велосипедиста.

х2=(-4-30)/2=-17 – скорость не может быть отрицательной, этот корень нам не подходит.

Сделаем проверку.

Скорость первого велосипедиста 15+4=19 км/ч. Время первого велосипедиста 95/19=5 ч. Время второго велосипедиста 95/15=6+1/3 ч. Разница во времени:

6+1/3-5=1+1/3 ч=80 мин. Это соответствует условию задачи, значит, решение верное.

Ответ: скорость второго велосипедиста 15 км/ч.

На чтение 9 мин Просмотров 23.9к. Опубликовано 16 ноября, 2020

Задачи на движение начинают проходить в 5 классе и решают все оставшиеся учебные годы вплоть до 11 класса. В ЕГЭ по математике вы найдете задачи на движение в задании 11, в котором собраны все текстовые задачи. Рассмотрим как надо решать задачи на движение из ЕГЭ. Но сначала немного теории.

Содержание

  1. Как решать задачи на движение
  2. Примеры решения
  3. Виды задач на движение
  4. Движение навстречу друг другу, движение в противоположных направлениях
  5. Движение друг за другом (вдогонку)
  6. Задачи на движение по кругу
  7. Задачи на движение мимо объекта
  8. Задачи на движение по течению и против течения
  9. Задачи на движение из ЕГЭ по математике (профильный уровень)
  10. Задача 1.
  11. Задача 2.
  12. Задача 3
  13. Задача 4
  14. Задача 5

Как решать задачи на движение

Решение задач на движение подчиняется четкому алгоритму, который состоит из нескольких этапов:

  1. Анализ данных.
  2. Составление таблицы.
  3. Составление уравнения.
  4. Решение уравнения.

Остановимся подробно на каждом пункте:

1. Первое, с чего нужно начать — медленно и вдумчиво прочитать условие задачи, то есть проанализировать данные.

Чтобы наглядно представить задачу, необходимо сделать рисунок и отобразить на нем все известные по условию задачи величины.

2. Второй шаг — составить таблицу по условию задачи, внести в таблицу известные величины и ввести неизвестные.

Таблица состоит из трех столбцов S, v и t (путь, скорость и время) и нескольких строк. При заполнении каждой строки сначала выбираем и заполняем тот столбец, информация о котором дана в задаче. Еще один столбец записываем в роли неизвестного (чаще всего, это то, что требуется найти в задаче). В третью, оставшуюся колонку вписываем связь характеристик из двух уже заполненных столбцов по формуле:

S = v · t.

В таблице получается столько строчек, сколько каждый из объектов задачи действовал (то есть, перемещался) или мог бы действовать.

3. Следующий шаг — при помощи сделанного рисунка и заполненной таблицы составить уравнение или систему уравнений.

По окончании заполнения таблицы оказывается, что есть часть информации, которая не вошла в таблицу. Эта информация характеризует те значения величин в колонках, которые вычисляются в третью очередь, то есть по формуле. На основании этой информации и данных из третьей колонки составляем уравнение.

4. Решить полученное уравнение и прийти к ответу.

Когда уравнение составлено, последний шаг — это решить его, и, в конце концов, получить ответ.

Будьте внимательны, если за неизвестное вы приняли не то, что требуется найти в задаче. В этом случае следует выразить то, что нужно найти через полученное решение уравнения.
Если, решив уравнение, вы получили несколько ответов, то следует отобрать только имеющие смысл решения. Помните, что путь, скорость и время не могут быть отрицательными.

Примеры решения

Пример:

Два велосипедиста одновременно отправляются в 60-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 10 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 3 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым.

Решение:

В задаче требуется найти скорость второго, более медленного, велосипедиста. Примем его скорость за x. Заполним таблицу:

v, км/ч t, ч S, км
Первый велосипедист x + 10 frac{60}{x+10} 60
Второй велосипедист x frac{60}{x} 60

В условии задачи сказано, что первый велосипедист прибыл к финишу на 3 часа раньше второго. На основании этого составим уравнение:

frac{60}{x+10}+3=frac{60}{x}

frac{60+3x+30}{x+10}=frac{60}{x}

3x2 + 90x = 600 + 60x;

x2 + 10x – 200 = 0.

Получаем два корня, x1 = 10 и x2 = –20. Второй корень не подходит, так как скорость не может быть отрицательной.

Ответ: 10 км/ч.

Виды задач на движение

Движение навстречу друг другу, движение в противоположных направлениях

Если два объекта движутся навстречу друг другу, то они сближаются:

движение навстречу друг другу

При движении в противоположном направлении объекты удаляются:

удаление при движении

В обоих случаях объекты как бы «помогают» друг другу преодолеть общее для них расстояние, «действуют сообща». Поэтому чтобы найти их совместную скорость (это и будет скорость сближения или удаления), нужно складывать скорости объектов:

v = v1 + v2.

Движение друг за другом (вдогонку)

При движении в одном направлении объекты также могут как сближаться, так и удаляться. В этом случае они как бы «соревнуются» в преодолении общего расстояния, «действуют друг против друга». Поэтому их совместная скорость будет равна разности скоростей.

Если скорость идущего впереди объекта меньше скорости объекта, следующего за ним, то они сближаются. Чтобы найти скорость сближения, надо из большей скорости вычесть меньшую:

скорость сближения

Если объект, идущий впереди, движется с большей скоростью, чем идущий следом за ним, то они удаляются. Чтобы найти скорость удаления, надо из большей скорости вычесть меньшую:

Скорость удаления

Таким образом:

При движении навстречу друг другу и движении в противоположных направлениях скорости складываем.
При движении в одном направлении скорости вычитаем.

Задачи на движение по кругу

При движении по кругу объекты могут:

  • сближаться, если скорость догоняющего больше скорости догоняемого. Скорость сближения будет равна v_c=v_1-v_2 ;
  • отдаляться, если скорость догоняющего меньше скорости догоняемого. Скорость удаления будет равна v_y=v_2-v_1.

При этом пройденные расстояния измеряются длиной круговой трассы, равной S.

задачи на движение по кругу

  • Если два объекта начинают движение по кругу из одной и той же точки, то в момент первой встречи более быстрый объект пройдет расстояние на один круг больше.
  • Если два объекта начинают движение по кругу из разных точек, расстояние между которыми равно S0, то в момент первой встречи догоняющий объект пройдет на S0 км большее расстояние, чем догоняемый.
  • Если через определенное время t первый объект опережает второй на m кругов, то разница пройденных объектами расстояний будет равна m · S:   S1 – S2 = m · S.

Задачи на движение мимо объекта

В задачах на движение мимо объекта обязательно присутствуют протяженные тела — поезда, туннели, корабли и т. п. Зачастую движущимся объектом является поезд.

Если поезд длиной L движется мимо точечного объекта (столба, светофора, человека), то он проходит расстояние, равное его длине L:

S = L = v0 · t.

задачи на движение мимо объекта

При этом, если точечный объект (пешеход, велосипедист) тоже движется, то совместная скорость равна сумме скоростей, если поезд и объект двигаются в разных направлениях (как в пункте 1), и равна разности скоростей, если они двигаются в одном направлении (как в пункте 2).

Если поезд длиной L1 движется мимо протяженного объекта (туннеля, лесополосы) длиной L2, то он проходит расстояние, равное сумме длин самого поезда и протяженного объекта:
S = L1 + L2 = v0 · t.

движение мимо протяженного объекта

При этом, если протяженный объект (например, другой поезд) тоже движется, то совместная скорость равна сумме скоростей, если оба объекта двигаются в разных направлениях, и равна разности скоростей (из большей вычитается меньшая), если они двигаются в одном направлении.

Задачи на движение по течению и против течения

В задачах на движение помимо собственной скорости плывущего тела нужно учитывать скорость течения.

При движении по течению скорость течения прибавляется к скорости плывущего тела: v = v0 + vтеч.

задачи на движение по течению

При движении против течения скорость течения отнимается от скорости плывущего тела: v = v0 – vтеч.

задачи на движение против течения

Задачи на движение из ЕГЭ по математике (профильный уровень)

Задача 1.

Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 44 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 112 км/ч, и через 48 минут после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.

Решение: Пусть скорость второго автомобиля равна v км/ч. За 4/5 часа первый автомобиль прошел на 44 км больше, чем второй, отсюда имеем:

112 ∙frac{4}{5} = v ∙frac{4}{5} = v ∙frac{4}{5} + 44 ⇔ 4 ∙ v = 112 ∙ 4 – 44 ∙ 5 ⇔ v = 57.

Следовательно, скорость второго автомобиля была равна 57 км/ч.

Ответ: 57 км/ч.

Задача 2.

Из пункта A круговой трассы выехал велосипедист, а через 10 минут следом за ним отправился мотоциклист. Через 2 минуты после отправления он догнал велосипедиста в первый раз, а еще через 3 минуты после этого догнал его во второй раз. Найдите скорость мотоциклиста, если длина трассы равна 5 км. Ответ дайте в км/ч.

Решение:

До первой встречи велосипедист провел на трассе 1/5 часа, а мотоциклист 1/30 часа. Пусть скорость мотоциклиста равна v км/ч, тогда скорость велосипедиста равна vcdot (frac{1}{5}-frac{1}{30})=frac{1}{6}v

Тогда если скорость велосипедиста – это 1 единица отношения, то скорость мотоциклиста – это 6 единиц отношения.

Так как они едут в одном направлении, их общая скорость 5 единиц отношения.

frac{1}{20}∙5 ед.отн. = 5

1 ед.отн. = 20

6 ед.отн. = 120

Таким образом, скорость мотоциклиста была равна 120 км/ч.

Ответ: 120 км/ч.

Задача 3

Часы со стрелками показывают 3 часа ровно. Через сколько минут минутная стрелка в девятый раз поравняется с часовой?

Решение: Скорость движения минутной стрелки 12 делений/час (под одним делением здесь подразумевается расстояние между соседними цифрами на циферблате часов), а часовой ― 1 деление/час. До девятой встречи минутной и часовой стрелок минутная должна сначала 8 раз «обогнать» часовую, то есть пройти 8 кругов по 12 делений. Пусть после этого до четвертой встречи часовая стрелка пройдет L делений. Тогда общий путь минутной стрелки складывается из найденных 96 делений, ещё 3 изначально разделяющих их делений (поскольку часы показывают 3 часа) и последних L делений. Приравняем время движения для часовой и минутной стрелок:

frac{L}{1}=frac{L+3+96}{12}, отсюда 12L=L+99, отсюда 12L=L+99 и L=9.

Ответ: через 9 минут.

Задача 4

Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 14 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 80 км/ч, и через 40 минут после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.

Решение:

Данную задачу можно интерпретировать (представить её, как задачу на линейное движение): Два автомобиля одновременно начинают движение в одном направлении. Скорость первого равна 80 км/ч. Через 40 минут он опережает второго на 14 км (т. к. сказано, что на один круг). Найти скорость второго. Очень важно в заданиях на движение представить сам процесс этого движения.

Сравнение так же производим по расстоянию.

За x принимаем искомую величину ― скорость второго. Время движения 40 минут (2/3 часа) для обоих. Заполним графу «расстояние»:

v t S
1 80 2/3 80 cdot frac{2}{3}
2 x 2/3 x cdot frac{2}{3}

Расстояние, пройденное первым, больше расстояния, который прошёл второй на 14 км.

80 ∙ frac{2}{3} больше, чем x ∙ frac{2}{3} больше, чем x ∙ frac{2}{3}  на 14.

80 ∙ frac{2}{3} = x ∙ frac{2}{3} = x ∙ frac{2}{3} + 14;

frac{160}{3}frac{14 cdot 3}{3}frac{14 cdot 3}{3} = x ∙frac{2}{3} ;

160 – 42 = х ∙ 2;

х = 59.

Скорость второго автомобиля 59 (км/ч).

Ответ: 59 км/ч.

Задача 5

Из пункта A в пункт B, расстояние между которыми 75 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что за час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт B на 6 часов позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.

Решение:

Пусть v км/ч – скорость велосипедиста, тогда скорость автомобилиста равна v + 40 км/ч. Велосипедист был в пути на 6 часов больше, отсюда имеем:

решение задачи

Таким образом, скорость велосипедиста была равна 10 км/ч.

Ответ: 10 км/ч.

Задачи на движение навстречу друг другу (встречное движение) — один из трех основных видов задач на движение.

Если два объекта движутся навстречу друг другу, то они сближаются:

dvizhenie navstrechu drug drugu

Чтобы найти скорость сближения двух объектов, движущихся навстречу друг другу, надо сложить их скорости:  

    [{v_c} = {v_1} + {v_2}]

Скорость сближения больше, чем скорость каждого из них.

Скорость, время и расстояние связаны между собой формулой пути:

    [s = v cdot t]

Рассмотрим некоторые задачи на встречное движение.

Задача 1

Два велосипедиста выехали навстречу друг другу. Скорость одного из низ 12 км/ч, а другого — 10 км/ч. Через 3 часа они встретились. Какое расстояние было между ними в начале пути?

Решение:

zadachi na dvizhenie navstrechu drug drugu v 4 klasse

Условие задач на движение удобно оформлять в виде таблицы:

v, км/ч

t, ч

s, км

I велосипедист

12

3

?

II велосипедист

10

3

?

1) 12+10=22 (км/ч) скорость сближения велосипедистов

2) 22∙3=66 (км) было между велосипедистами в начале пути.

Ответ: 66 км.

Задача 2

Два поезда идут навстречу друг другу. Скорость одного из них 50 км/ч, скорость другого —  60 км/ч. Сейчас между ними 440 км. Через сколько часов они встретятся?

Решение:

zadachi na dvizhenie navstrechu drug drugu

v, км/ч

t, ч

s, км

I поезд

60

?

?

II поезд

50

?

?

1) 60+50=110 (км/ч) скорость сближения поездов

2) 440:110=4 (ч) время, через которое поезда встретятся.

Ответ: через 4 ч.

Задача 3.

Два пешехода находились на расстоянии 20 км друг от друга. Они вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 2 часа. Скорость одного пешехода 6 км/ч. Найти скорость другого пешехода.

dvizhenie navstrechu drug drugu 4 klass

v, км/ч

t, ч

s, км

I пешеход

6

2

?

II пешеход

?

2

?

1) 20:2=10 (км/ч) скорость сближения пешеходов

2) 10-6=4 (км/ч) скорость другого пешехода.

Ответ: 4 км/ч.

Добавить комментарий