1 Длина отрезка на карте 3 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 1000000
РЕШЕНИЕ
2 Длина отрезка на местности 4,5 км. Чему равна длина этого отрезка на карте, сделанной в масштабе 1 : 100000
РЕШЕНИЕ
820 Определите по карте расстояние от опушки леса до точки пересечения дороги с рекой. Масштаб карты 1:100 000.
РЕШЕНИЕ
821 Расстояние между городами А и В на карте равно 8,5 см. Найдите расстояние между городами на местности, если масштаб карты 1:1000000.
РЕШЕНИЕ
822 Длина железной дороги Москва – Петербург приближенно равна 650 км. Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб 1:10 000 000.
РЕШЕНИЕ
823 Расстояние от Бреста до Владивостока более 10 000 км. Уместится ли на одной странице тетради это расстояние в масштабе одна десятимиллионная?
РЕШЕНИЕ
824 На рисунке дан план квартиры в масштабе 1:100. Определите по плану, какие размеры имеют кухня, ванная и комнаты и какова их площадь в действительности.
РЕШЕНИЕ
825 Отрезку на карте, длина которого 3,6 см, соответствует расстояние на местности в 72 км. Каково расстояние между городами, если на этой карте между ними 12,6 см?
РЕШЕНИЕ
826 Длина железнодорожной магистрали 3140 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе 1:10 000 000; 1:2 000 000?
РЕШЕНИЕ
827 Отрезок на местности длиной 3 км изображен на карте отрезком 6 см. Какова на карте длина отрезка, изображающего 10 км? Какой отрезок на местности изображает на карте 1,8 см?
РЕШЕНИЕ
828 Длина детали на чертеже, сделанном в масштабе 1:5, равна 7,2 см. Чему будет равна длина этой детали на другом чертеже в масштабе 1:3; 2:1?
РЕШЕНИЕ
829 Вычислите устно.
РЕШЕНИЕ
830 Какое число надо отнять от числителя и знаменателя дроби 31/47, чтобы получить 5/9
РЕШЕНИЕ
831 Составьте три пропорции, используя верное равенство 18 : 2 – 54 : 6; 4,5 : 1,5 = 1,26 : 0,42; 2,8 · 45 = 6,3 · 20; 3,9 · 0,14 – 0.6 · 0,91
РЕШЕНИЕ
832 Две трети от двух третьих числа равны двум третьим. Какое это число?
РЕШЕНИЕ
833 Сколько гектаров в 1 м2? Сколько часов в 1 с; литров в 1 см3?
РЕШЕНИЕ
834 Известно, что объем пирамиды в 3 раза меньше объема призмы такой же высоты и с таким же основанием. Вычислите объем четырехугольной пирамиды, в основании которой прямоугольник со сторонами 2/3 дм и 9/10 дм, а высота 5 дм.
РЕШЕНИЕ
835 Чтобы приготовить 4 порции картофельной запеканки нужно взять 0,44 кг картофеля. Сколько потребуется картофеля чтобы приготовить 12 порций запеканки?
РЕШЕНИЕ
836 Некоторое расстояние ласточка пролетела за 0,5 ч со скоростью 50 км/ч. За сколько минут пролетит то же расстояние стриж, если будет лететь со скоростью 100 км/ч?
РЕШЕНИЕ
837 Начертите окружность и постройте два ее радиуса, угол между которыми 120°. Закрасьте часть круга между этими радиусами. Какая часть окажется закрашенной и останется незакрашенной?
РЕШЕНИЕ
838 1) Сумма двух чисел 7,2, причем 1/3 большего числа равна меньшему. Найдите эти числа. 2) Разность двух чисел 1,5, причем 1/4 большего равна меньшему. Найдите эти числа.
РЕШЕНИЕ
839 Решите уравнение.
РЕШЕНИЕ
840 Найдите с помощью карты расстояние от Москвы до Киева.
РЕШЕНИЕ
841 Измерьте длину и ширину своей комнаты. Начертите в тетради план этой комнаты в масштабе 1:100.
РЕШЕНИЕ
842 Расстояние на местности в 20 м изображено на плане отрезком 1 см. Определите масштаб плана.
РЕШЕНИЕ
843 Длина дома на плане 25 см. Чему равна длина дома на местности, если план сделан в масштабе 1:300?
РЕШЕНИЕ
844 Расстояние между городами на местности равно 1300 км. Каким отрезком будет изображено это расстояние на карте, масштаб которой 1:10 000 000?
РЕШЕНИЕ
845 Длина детали на чертеже, сделанном в масштабе 1:3, равна 2,4 см. Чему будет равна длина этой детали на другом чертеже в масштабе 2:1?
РЕШЕНИЕ
846 Найдите значение выражения.
РЕШЕНИЕ
Математика
6 класс
Урок № 3
Масштаб
Перечень рассматриваемых вопросов:
- Понятие масштаба.
- Находить масштаб по заданному расстоянию на местности и расстоянию на карте (плане).
- При заданном масштабе и расстоянии на местности определять расстояние на карте (плане).
- При заданном масштабе и расстоянии на карте (плане) определять расстояние на местности.
Тезаурус
Частное двух не равных нулю чисел a и b называется отношением чисел a и b.
Числа a и b называются членами отношения.
Отношения 2 к 3 и 3 к 2 называются взаимно обратными.
Отношение величин одного наименования (длины, скорости, стоимости и т. д., выраженных одинаковыми единицами измерения) есть число.
Отношение величин различных наименований (пути и времени, стоимости товара и его количества, массы тела и его объёма и т. д.) есть новая величина.
Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.
Масштаб, выраженный отношением чисел, называется численным.
Основная литература
- Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 258 с.
Дополнительная литература
- Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142с.
- Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня мы с вами разберём, что означает масштаб.
Давайте сначала вспомним, что отношение величин одного наименования – это число.
Составим отношения:
Все мы хорошо знаем, что участки земной поверхности, детали машин и многое другое изображается на бумаге в уменьшенном виде.
Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.
Рассмотрим пример:
Длина отрезка на карте равна 8 см.
Ответ: 800 м.
Ещё один пример:
Длина отрезка на местности равна 130 километров.
Ответ: 13 см.
Что же означает данный масштаб:
Говорят: карта сделана в масштабе одна двухтысячная. Объект на карте уменьшен в 2000 раз.
Что будет означать такой масштаб:
Рассмотрим ещё несколько примеров.
Огород имеет вид прямоугольника, длина которого 60 м, а ширина 10 м.
Ответ: Огород на плане будет иметь размеры: ширина 20 см, длина 12 см.
Разбор заданий тренировочного модуля
№ 1. Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств.
Расстояние между двумя городами равно 150 км. Определите расстояние между изображениями этих городов на карте при трёх разных масштабах карты.
№ 2. Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка.
Значит, выбираем ответ 15 км.
Отправляясь в увлекательное путешествие, выясняя адрес места встречи, определяя маршрут, открывая карту или навигатор, каждый человек сталкивается с таким понятием как масштаб.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Сегодня на уроке мы определим, что такое масштаб, рассмотрим, какие существуют виды масштаба и где им находят применение.
Научимся определять масштаб и решать задачи, связанные с ним.
С давних пор люди использовали изображения (рисунки) как средство общения и передачи информации друг другу.
Сначала это были простейшие изображения, но с течением времени они совершенствовались.
Создание рисунков и изображений все больше стали находить применение в жизни человека. Например, при строительстве сооружений.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Желание уменьшать размеры реальных объектов и переносить их изображения на плоскую поверхность возникало не только в области строительства, но и в других сферах деятельности человека.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Попробуем разобраться, что такое масштаб, для чего он необходим и что он показывает.
Масштаб – слово немецкого происхождения (Maßstab), переводится как мерило, мера, размер.
Масштаб – это отношение длины отрезка на карте (плане, чертеже) к длине соответствующего отрезка в действительности на местности.
Условно можно обозначить так:
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Масштаб записывается в виде дроби (отношения двух чисел).
Обычно числитель этой дроби равен единице, а знаменатель показывает во сколько раз на карте (плане, чертеже) уменьшены размеры объекта относительно его размеров в действительности.
Пример:
Масштаб 1:100000 означает, что 1 сантиметру на карте соответствует 100 000 сантиметров (1 километр) реального расстояния на местности, т.е. можно говорить, что на карте все расстояния и размеры уменьшены в 100 000 раз по сравнению с действительными размерами.
При масштабе 1:100 000 на карте расстояние, равное 100 000 сантиметров (1 километр), будет изображаться отрезком в 1 сантиметр.
Масштаб обозначают целым словом «Масштаб» или заглавной буквой М.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Различают три вида масштаба:
- численный
- именованный
- графический
Графический, в свою очередь, делится на линейный и поперечный.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Численный масштаб представляют в виде дроби, где числитель – это единица, а знаменатель показывает степень уменьшения размеров изображения объектов относительно их реальных размеров.
Численный масштаб – это дробь, поэтому числитель и знаменатель выражены в одинаковых единицах измерения.
При обозначении численного масштаба не указывают единицы измерения, указывают только числа (1:2 000, 1:200 000, 1:100 и т.п.).
Пример 1
Численный масштаб карты 1:15 000 000, что он показывает?
Данный масштаб показывает, что 1 см на карте соответствует 15 000 000 см в действительности.
Нужно помнить, что чем меньше значение знаменателя в масштабе, тем крупнее масштаб.
Пример 2
Масштаб 1:1 000 крупнее, чем 1:15 000, так как знаменатель первого масштаба равен 1 000, а знаменатель второго масштаба 15 000.
1 000 меньше 15 000, следовательно, масштаб 1:1 000 крупнее.
Чем крупнее масштаб, тем больше можно изобразить объектов действительности, карта (план) получается подробней и содержательней.
При большем масштабе хорошо изображать небольшие по площади территории.
Применяется в топографических картах и планах.
На чертежах могут изображаться как уменьшенные изображения реальных объектов, так и увеличенные, если размеры изображаемого объекта слишком малы.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Именованный масштаб– это, по сути, словесное обозначение численного масштаба.
Такой масштаб показывает, сколько одному сантиметру на карте (плане) соответствует метров (километров) на местности.
Расстояние на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте (плане), называют величиной масштаба.
Пример 3
Дан именованный масштаб: в 1 см – 250 м (в 1 сантиметре 250 метров).
Такой масштаб означает, что 250 м на местности соответствуют 1 см на карте (плане).
Величина этого масштаба равна 250 м.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Графический масштаб подразделяют на линейный и поперечный.
Линейный масштаб дает возможность определить расстояние и размеры без расчетов и переводов длин из масштабных в реальные, позволяя тем самым ускорить работу с картой.
Линейный масштаб представляет собой отрезок прямой, разделенный на деления (подобно линейке со шкалой).
Эти деления равной длины, но с разным номинальным значением, называют основанием линейного масштаба.
Каждое деление подписано значениями, указывающими размеры соответствующих им отрезков в действительности.
Основание откладывается по всей длине масштабного отрезка (чаще всего с шагом 2 см).
Крайнее левое от нуля основание делят на более мелкие деления – это наименьшее деление линейного масштаба.
Расстояние в действительности, соответствующее номинальному делению масштаба, называют точностью масштаба (т.е. это отрезок на местности, который соответствует одному минимальному значению масштаба).
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Поперечный масштаб
Поперечный масштаб это улучшенный вариант линейного масштаба, позволяющий делать максимально точные измерения расстояний и размеров.
Выглядит поперечный масштаб, как сетка, состоящая из горизонтальных линий, пересеченных вертикалями и наклонными линиями (трансверсали).
Используют поперечный масштаб подобно линейному, но измерения откладываются по трем основаниям (горизонталям, вертикалям и трансверсалям).
Для фиксирования длины отрезка на карте также используют циркуль.
Чаще всего поперечный масштаб применяют на специализированных картах.
Этот вид масштаба удобен для определения длинны рек, дорог, горных хребтов и других кривых на карте.
Нередко для удобства на картах приводятся все три вида масштабов: численный, именованный, графический (линейный).
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Задачи, связанные с масштабом, бывают трех типов:
- Задачи на определение расстояния (размеров) на карте
- Задачи на определение расстояния на местности (размеров реального объекта)
- Задачи на определение масштаба
Алгоритм решения задач первого и второго типа можно представить так:
- Привести единицы измерения величин к общему виду
- Обозначить неизвестную величину (чаще всего обозначают буквой х)
- Составить пропорцию с неизвестным членом
- Составить уравнение
- Решить уравнение (найти неизвестный член пропорции)
- Записать ответ
Задача 1
Длина отрезка на местности – 4 км.
Найдите длину этого отрезка на карте, если масштаб карты 1:200 000.
Решение:
В 1 см на карте- 200 000 см
1 км = 100 000 см
4 км = 400 000 см
Пусть х (см)- длина отрезка на карте.
Составим краткую запись задачи в виде таблицы
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Составим пропорцию:
(mathbf{frac{x}{400000} = frac{1}{200000}})
Составим уравнение, используя основное свойство пропорции:
(mathbf{{x}cdot{200000} = {1}cdot{400000}})
(mathbf{{x}= frac{400000}{200000}})
(mathbf{x = 2})(см)
Ответ: (mathbf{x = 2}) (см) длина отрезка на карте.
Задача 2
Длина отрезка на карте 6 см.
Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1:1000000.
Решение:
В 1 см на карте- 1 000 000 см
1 км = 100 000 см
Пусть х (см)- длина отрезка на местности.
Составим краткую запись задачи в виде таблицы
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Составим пропорцию:
(mathbf{frac{6}{x} = frac{1}{100000}})
Составим уравнение, используя основное свойство пропорции:
(mathbf{{x}cdot{1} = {6}cdot{1000000}})
(mathbf{x = 6000000})(см)
(mathbf{x = 60})(км)
Ответ: (mathbf{x = 60}) (км) длина отрезка на местности.
Задача 3
Расстояние между населенными пунктами А и В составляет 400 км.
Расстояние между населенными пунктами А и В на карте равно 10 см.
Определите масштаб карты.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Решение:
Так как масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности
(mathbf{M = frac{L_{карта}}{L_{местность}}})
где М– масштаб карты
Lкарта– расстояние между населенными пунктами на карте
Lместность– расстояние между населенными пунктами на местности
Запишем, как относятся расстояние на карте и на местности для нашей задачи.
Приведем величины к единой единице измерения:
400 км = 400 000 м= 40 000 000 см
(mathbf{M = frac{10}{40000000}})
(mathbf{M = frac{1}{4000000}})
Ответ: Масштаб карты 1:4 000 000
Задача 4 (практика)
Выясним как пользоваться масштабом на карте
По карте нужно узнать реальное расстояние от пункта А до пункта В. Задан масштаб карты 1:500 000 (или в 1 см- 5 км).
Решение:
Необходимо взять линейку и измерить расстояние от пункта А до пункта В на карте. Полученную величину (допустим, измеренный отрезок получился равным 6 см) умножим на величину масштаба (для нашей задачи величина масштаба равна 5 км = 500 000 см)
(mathbf{6 см cdot 500 000 см = 3 000 000см = 30км})
Ответ: Расстояние между пунктами А и В равно 30 километров
Масштаб используют не только в картографии и геодезии, но и в других областях деятельности человека:
- на производстве при создании чертежей крупногабаритных или мелких деталей
- в проектировании и архитектуре при создании чертежей зданий, сооружений, коммуникаций
- в фото и видео технике есть возможность масштабирования картинки (увеличивая или уменьшая ее)
- в конструировании и моделировании (при создании макетов, моделей, выкроек)
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Задачи на числовой масштаб
08.03.2017 15:38
Подборка на все типы задач на масштаб
Просмотр содержимого документа
«Задачи на числовой масштаб»
Задачи на числовой масштаб.
-
Какой масштаб имеет карта, у которой 2 см на карте соответствуют 500м на местности?
-
Какой масштаб имеет карта, у которой 4 см на карте соответствует 2 км на местности?
-
Какой масштаб имеет карта, у которой 3 см на карте соответствуют 6 км на местности?
-
Какой масштаб имеет карта , у которой 5 см на карте соответствуют 5 км на местности?
-
На аэрофотоснимке расстояние между двумя пунктами равно 7,2 см, а на местности это расстояние равно 1,8 км. Определите масштаб аэрофотоснимка.
-
Масштаб карты 1: 500 000. На карте длина участка автодороги равна 12 см. Определите длину этого участка на местности.
-
Длина канала на карте, масштаб которой 1 : 1 000 000 равна 26,3 см. Какова длина канала в действительности?
-
Расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом на карте, масштаб которой 1: 5 000 000, равно 13 см, Определите истинное расстояние между этими городами.
-
Туристы разрабатывая маршрут похода по карте, масштаб которой 1: 50 000, определили, что расстояние, которое предстоит пройти, составляет на карте 65,4 см. Какова длина маршрута? Сколько времени потребуется на преодоление этого расстояния при средней скорости 3 км/ч?
-
Длина крыла насекомого, нарисованного в масштабе 50:1, равна 15 см. Какова его действительная длина?
-
Длина реки Невы 74 км. Чему равняется её длина на карте, масштаб которой 1:2 000 000?
-
На местности участок канала имеет длину 15 км. Какую длину он будет иметь на карте, масштаб которой 1: 300 000?
-
Газопровод имеет длину 2750 км. Какова длина этого газопровода на карте, масштаб которой 1: 10 000 000?
-
Расстояние между Экибастузом и Павлодаром 172 км. Чему равно это расстояние на карте, масштаб которой 1: 4 000 000?
-
Длина Волго –Донского канала 101 км. Какую длину имеет этот канал на карте, числовой масштаб которой 1:10 000 000?
Задачи на числовой масштаб.
-
Какой масштаб имеет карта, у которой 2 см на карте соответствуют 500м на местности?
-
Какой масштаб имеет карта, у которой 4 см на карте соответствует 2 км на местности?
-
Какой масштаб имеет карта, у которой 3 см на карте соответствуют 6 км на местности?
-
Какой масштаб имеет карта , у которой 5 см на карте соответствуют 5 км на местности?
-
На аэрофотоснимке расстояние между двумя пунктами равно 7,2 см, а на местности это расстояние равно 1,8 км. Определите масштаб аэрофотоснимка.
-
Масштаб карты 1: 500 000. На карте длина участка автодороги равна 12 см. Определите длину этого участка на местности.
-
Длина канала на карте, масштаб которой 1 : 1 000 000 равна 26,3 см. Какова длина канала в действительности?
-
Расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом на карте, масштаб которой 1: 5 000 000, равно 13 см, Определите истинное расстояние между этими городами.
-
Туристы разрабатывая маршрут похода по карте, масштаб которой 1: 50 000, определили, что расстояние, которое предстоит пройти, составляет на карте 65,4 см. Какова длина маршрута? Сколько времени потребуется на преодоление этого расстояния при средней скорости 3 км/ч?
-
Длина крыла насекомого, нарисованного в масштабе 50:1, равна 15 см. Какова его действительная длина?
-
Длина реки Невы 74 км. Чему равняется её длина на карте, масштаб которой 1:2 000 000?
-
На местности участок канала имеет длину 15 км. Какую длину он будет иметь на карте, масштаб которой 1: 300 000?
-
Газопровод имеет длину 2750 км. Какова длина этого газопровода на карте, масштаб которой 1: 10 000 000?
-
Расстояние между Экибастузом и Павлодаром 172 км. Чему равно это расстояние на карте, масштаб которой 1: 4 000 000?
-
Длина Волго –Донского канала 101 км. Какую длину имеет этот канал на карте, числовой масштаб которой 1:10 000 000?
План урока:
Отношение двух чисел
Определение пропорции
Масштаб
Отношение двух чисел
На уроке математики ребята выполняли самостоятельную работу. На решение самостоятельных заданий Наталья Ивановна выделила 15 минут, после чего попросила сдать тетради на проверку. Подумайте, какую часть урока заняла самостоятельная работа?
Чтобы дать ответ на данное задание, давайте вспомним, какую продолжительность имеет обычный урок? Всем известно, что стандартный урок длится 45 минут. Получается, из 45 минут только 15 дети решали самостоятельную работу. Следовательно, нужно выяснить, какая часть целого урока потрачена на самостоятельную работу. В арифметике для вычисления части от числа или определения во сколько раз одно число больше другого существует специальное понятие «Отношение чисел»:
Исходя из рассмотренного определения, необходимо составить отношение длительности самостоятельной работы к длительности целого урока. Таким образом, ответим на главный вопрос задачи. Запишем отношение (частное) двух чисел:
15/45 – данную дробь можно сократить, разделив числитель и знаменатель на 15.
15/45 = 1/3.
Выходит, что на самостоятельную работу класс потратил 1/3 всего урока.
Важно помнить, что числовое значение отношения чисел останется прежним, если каждый компонент отношения умножить или разделить на одно и то же число.
Например:
Давайте, составляющие отношения 6/7 умножим на 2, то есть на дробь 2/2.
6/7 × 2/2 (числитель умножаем на числитель, знаменатель на знаменатель);
Получаем:
6×2/7×2 = 12/14 – при сокращении на 2, получим исходную дробь.
Следовательно, числовое значение дроби не изменилось – 6/7 = 12/14.
При составлении отношений с использованием различных чисел и величин, важно помнить, что отношение будет верным, если все компоненты отношения выражены в одинаковых единицах измерения.
Разберем на примере.
В вазочке находился один килограмм конфет. Бабушка отсыпала 300 граммов сладостей в пакет. Определите, какую часть всех конфет отсыпала бабушка?
Чтобы ответить на главный вопрос задачи нужно составить отношение массы отсыпанных конфет к общей массе сладостей: 300 граммов/1 килограмм. Сразу определить числовое значение отношения не можем, составляющие имеют разные единицы измерения массы – грамм и килограмм. Выразим один килограмм в граммах:
1кг = 1000 грамм
Теперь определим, какую часть составили отсыпанные сладости:
Бабушка отсыпала 3/10 всех сладостей в пакет.
Запомни!
Если a и b числовые значения или значения, выраженные в одной и той же величине, тогда:
- отношение a/b, будет равно частному a и b;
- при условии, что a>b, отношение a/b говорит, во сколько раз a больше, чем b;
- при условии, что a<b, отношение a/b говорит, какую часть a составляет от b.
Определение пропорции
Руководитель детского хореографического кружка, для пошива костюмов своим воспитанникам, приобрел в магазине тканей 10 метров шелка, на сумму 420 рублей. Но купленной ткани не хватило. Какую сумму нужно потратить, чтобы купить еще 5 метров такого же материала?
Данную задачу можно решить двумя способами. Рассмотрим каждый из них подробно.
1 способ.
По условию нам известно, что 10 метров материала, стоит 420 рублей. Отсюда можно узнать цену одного метра. Для этого, общую сумму(420) необходимо разделить на количество приобретенной ткани(10):
420 : 10 = 42 рубля стоит один метр ткани.
Зная цену одного метра ткани, можно узнать стоимость пяти метров. Для этого стоимость одного метра (42), умножаем на количество таких метров (5):
42 × 5 = 210 рублей необходимо, для покупки 5 метров материала.
Этот способ известен еще из начальной школы. Но далеко не все задачи такого вида можно решить первым способом.
В этом случае используют второй способ решения задач такого вида.
2 способ.
Вначале, запишем краткое условие.
10м. – 420 р.
5м. – ? р.
Теперь нужно подумать. В нашем случае, количество материала уменьшается, следовательно,уменьшается стоимость покупки. Обозначим цену пяти метров материала – х.
Имеем,
10 – 420.
5 – х.
Для решения задач такого вида в математике существует специальное определение – «Пропорция»
Используя рассмотренное определение, подумаем, как составить пропорцию из чисел? Формировать пропорцию будем, опираясь на краткую запись условия задачи – десять относится к пяти как четыреста двадцать к иксу:
10/5 = 420/х.
Пропорция составлена и возникает вопрос, как вычислить неизвестный компонент?
Для вычисления неизвестной составляющей пропорции существует правило, которое называется «Основное свойство пропорции»:
Определим крайние и средние члены в составленном равенстве:
Крайними членами пропорции будут числа 10, х.
Средними членами пропорции будут числа 5, 420.
Запишем равенство произведений крайних и средних членов в составленной пропорции:
10/5 = 420/х;
10х = 5 × 420 – высчитываем произведение;
10х = 2100 – решаем как обычное уравнение;
х = 2100 : 10;
х = 210.
Выходит, 210 рублей необходимо для приобретения пяти метров материала.
Вот так на примере решения задачи мы разобрали новое определение. Запомните, пожалуйста, все правила и поиск неизвестного компонента в любых отношениях и пропорциях будет для вас только развлечением!
Продолжаем дальше знакомиться с пропорцией.
Прямая и обратная пропорциональная зависимость.
Рассмотрим ситуацию, в которой оказывается каждый, попадая в магазин.
Витя пришел в магазин за покупками. В кошельке ребенка лежало 300 рублей. Витя купил хлеб, молоко, масло, заплатил за товар. Денег у мальчика стало меньше. После посещения кондитерского отдела, где он купил карамель, пирожные, рулет денег стало совсем мало. Делаем вывод: чем больше покупок делает мальчик, тем меньше денег у него остается.
Значит, количество денег в нашем кошельке и количество покупок имеют обратно пропорциональную зависимость и являются обратно пропорциональными величинами.
А если взять ситуацию с оплатой за пользование водой и электроэнергией
Чем больше воды/электроэнергии мы используем, тем больше должны заплатить. В таком случае величины кубы воды/киловатты электроэнергии и денежные единицы называются прямо пропорциональными и имеют прямую пропорциональную зависимость.
Масштаб
Мама с Арсением решили нарисовать путь, который проходит мальчик, идя из дома в школу. Ребенок заволновался: «Как можно на листке бумаги нарисовать 450 метров пути?». Мама успокоила сына и рассказала, что именно для таких случаев и используется определение масштаба карты.
Рассмотрим решение задачи с использованием масштаба.
Расстояние на карте от Москвы до Киева составляет пять сантиметров. Вычислите, сколько километров от Москвы до Киева, если масштаб карты 1:15 000 000.
В первую очередь, нужно понимать, что масштаб 1:15 000 000 показывает, что 1 см карты содержит 15 000 000 сантиметров или 150 километров на местности.
Чтобы ответить на главный вопрос задачи,составим пропорцию. Для этого, расстояние на местности от Москвы до Киева примем за х:
1 : 150 = 5 : х.
Помним, произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Имеем:
х= 150 × 5;
х = 750.
Выходит, 750 километров – расстояние от Москвы до Киева.
Расчеты оказались верными. Вся справочная литература говорит о том, что расстояние Москва – Киев составляет примерно 755 км!
Теперь вы совершенно самостоятельно можете рассчитать абсолютно любое расстояние, имея под рукой линейку и карту!
Интересно!
С пропорциями мы сталкиваемся, ежедневно, ежеминутно. Все в нашем мире пропорционально. Любая вещь, предмет, техника, животные, растения – все имеет свои пропорции! Мы можем любоваться красивой архитектурой – благодаря пропорциям, наслаждаться цветками роз или ромашек – тоже не без участия пропорций. Природа создает все в строгой пропорциональности. В случае, когда пропорции отсутствуют, вещь или предмет нам кажутся неправильными. Ведь даже в нашем теле все имеет свои пропорции:
- длина ладони равна длине четырех пальцев, длина четырех ладошек(без учета пальцев) равна длине стопы, шесть ладоней – длина локтя, а четыре локтя в точности укажут на рост хозяина;
- длина человеческой ладони с пальцами составляет 1/10 роста человека;
- длина расставленных в стороны рук совпадает с длиной человеческого тела;
- стопа составляет 1/7 часть роста;
- длина от корней волос до кончика подбородка равна 1/10 роста.