Коррекция ошибок в устной речи
Как учителя иностранных языков,
меня очень интересует тема исправления ошибок в устной речи. Я достаточно много внимания и времени уделяю
исправлению ошибок у обучающихся, их анализу, продумыванию и организации
дополнительной тренировки в целях их дальнейшего предотвращения. Часто рассматривается письменная коррекция ошибок,
поэтому я считаю, что исследование устной ошибки является особенно интересным и
важным. Одновременно на плечах учителя лежит ответственность по
подготовке обучающихся к успешному прохождению итоговой аттестации, что
предполагает владение обучающимися правильной формой иностранного языка,
знанием лексики и грамматического строя изучаемого языка. Научить школьников
общаться на иностранном языке – наша первостепенная задача. Но как бы мы не
старались научить говорить правильно, школьники будут допускать ошибки.
Формально обучающиеся реагируют на исправление ошибок учителем в процессе
урока, но это исправление не интегрируется в речевую практику, ошибки
повторяются и даже укрепляются.
Для многих школьников
ошибка — это то, чего следует любым способом избегать, и что-то, за
что они так или иначе будут наказаны. Но ошибка — это неизбежность. Все
делают ошибки, когда учатся говорить на иностранном языке, и относиться к
ошибке стоит в первую очередь как к возможности научиться чему-то новому.
Поэтому нужно в первую очередь научить школьников не бояться допускать ошибки,
иначе возникнет языковой барьер. Лучше говорить на иностранном языке с
ошибками, чем не говорить вообще!
Но как и когда исправлять ошибки — одна из
самых противоречивых тем в методике преподавания иностранных языков. Возможно несколько вариантов устной коррекции
ошибок, которые мы рассмотрим на примере устных коррекционных ситуаций в
классе.
Когда я училась в
школе, моя учительница исправляла ВСЕ и всегда, и никто не сомневался в том,
что это правильно. Сейчас в большинстве статей по методике я вижу другой
подход — необходимо в первую очередь учитывать цели обучения, особенно
требуемое соотношение между правильностью речи и беглостью речи. Например, если
обучающийся готовится делать доклад или презентацию, то правильность и
выразительность речи выходит на первое место. Необходимо будет уделить
пристальное внимание произношению и интонации. Если обучающийся только учится
объясняться и формулировать свою мысль в определённой ситуации— ситуация
знакомство, в магазине, у врача, в отеле, кафе , кино и др., то на начальном
этапе можно игнорировать небольшие грамматические, лексические и
фонетические погрешности, если они не затрудняют понимания
сказанного.
Какие
же бывают ошибки?
Ошибки
можно классифицировать:
1.
По причинам их возникновения:
Какова
причина возникновения ошибки? Возникла ли она случайно или говорящий считает
верными свои слова?
2.
По лингвистическому типу:
–
Лексическая ошибка-словарный запас;
–
Фонетическая (неправильное произношение) и фонологическая ошибка
(подмена на звук родного языка);
–
Синтаксическая ошибка (неверное построение словосочетаний, простых и сложных
предложений);
–
Интерпретационная ошибка – неверное понимание значения слов;
–
Морфологическая (связанные с ненормативным образованием форм слов и
употреблением частей речи);
–
Прагматическая ошибка – неумение применять правила разговора
Также
ошибки можно классифицировать как продуктивные (в устной и письменной речи
говорящего) или рецептивные (недопонимание
смысла).
Зарубежные
методисты дифференцируют два вида ошибок:
·
возникшие случайно, из-за невнимательности или усталости
·
допущенные по причине нехватки знаний.
Во
втором случае ошибки возникают по двум причинам. Первая – это влияние родного
языка, когда учащийся проецирует грамматические и лексические структуры, а
также произношение родного языка на изучаемый иностранный.
Вторая
причина заключается в том, что учащийся еще недостаточно усвоил новые правила,
и по мере обучения такие ошибки будут исчезать. Такое явление можно сравнить с
речью маленьких детей, которые, подрастая, делают все меньше речевых ошибок.
И хотя учителя и обучающиеся
несколько по-разному относятся к исправлению ошибок, ошибки исправлять нужно. Многие исследователи, которые занимаются анализом и
исправлением ошибок, задавались вопросом:
1.
Кто будет исправлять,
2.
Когда должны
исправляться ошибки?
3.
Какие ошибки
должны исправляться?
4.
Как должны
исправляться ошибки?
Исправление ошибок – очень сложная деятельность,
которая включает в себя несколько действий. Исправлять ошибку это не значит:
·
Оценивать
·
Игнорировать ошибки
·
Порицать и говорить, что уже
много раз объяснили и повторили.
Существуют различные методы исправления ошибок.
1. Прямое исправление — самый простой и наименее эффективный способ.
Учитель исправляет ошибку во время ответа, т.е. дает готовый ответ.
2.
Учитель исправляет ошибку после ответа, как учащийся
закончил говорить. Можно также записывать ошибки в течение урока, а
после выдать ученику специальную табличку, где все они указаны, с просьбой
написать правильный вариант.
Когда учитель наблюдает за работой учащихся в
группах и парах, то стоит выписывать часто повторяющиеся ошибки, чтобы в конце
занятия обсудить их со всем классом и при необходимости
использовать дополнительные материалы для закрепления темы.
3.
Ученик также может исправить
себя, когда учитель помогает в большинстве случаев, инициируя
самокоррекцию. Очень эффективен приём «Эхо-коррекция» Чтобы
исправить ученика, можно повторить ту фразу (часть фразы), где была совершена
ошибка, но только с восходящей интонацией. Таким образом, фраза станет звучать
как вопрос, и ученик понимает, что была совершена ошибка. Если не выделить ошибку голосом, учащийся может
подумать, что сомнению подвергается правдоподобность высказывания. Эту
технику полезно использовать, когда вы точно уверены, что учащийся может сам
себя исправить. Этот вид коррекции очень эффективен, учащиеся сразу понимают,
что нужно исправить.
Учитель так же может задать вопрос «wirklich?/really?». (Правда?
Почему? А если подумать…) В некоторых случаях может быть полезна аудио или
видеозапись речи, главное ориентироваться на цели учебного курса в целом и
конкретного упражнения в частности.
Следует избегать таких фраз как «Нет, неверно,
неправильно». Так же активно применяется
метод наводящих вопросов. Он хорош тем, что никто не может заранее знать,
который из учеников даст правильный ответ, а кто допустит ошибку.
4. Одноклассники могут также корректировать друг друга, что может увеличить сотрудничество учащихся.
Однако поправки со стороны одноклассников могут также инициироваться учителем,
например, задав вопрос: «Кто может это сделать лучше?»
Очень важным
является понять причину ошибки.
Например, это просто
оговорка, или ученик действительно не знает правила? Не может составить диалог
при работе в паре из-за недостатка языковых средств, или потому, что просто
стесняется партнера? Очень важно исправлять ошибки в позитивном ключе, а также
не забывать указать на сильные стороны учащихся, хвалить их за хорошо
выполненное задание и прогресс в изучении языка.
Каждый урок – это
сложный акт общения. Учитель может исправлять ошибки как вербально, так и
невербально.
Невербальный язык
оказывается очень полезным не только в создании благоприятной атмосферы на
уроке, но и в исправлении обучающихся во время их ответа.
Приведу пару методов невербальной коррекции,
которые с удовольствием использую на уроках.
1. Коррекция пальцами (глагол в немецком на втором месте ). Вы буквально
показываете учащимся, где в высказывании они сделали ошибку. Мы можем указать,
где ошибка, не говоря ни слова и тем самым не прерывая ученика. Мы также можем
развернуть руку к классу и загибать на каждое слово ученика палец. Если ученик
пропустил слово в высказывании, будет очень просто указать, где чего-то не
хватает, и ему будет легче исправиться. Этот метод также полезен, если мы
хотим, чтобы ученики использовали сокращенные формы, например, I’mworking, а не
Iamworking. Мы просто соединяем два пальца вместе, и ученик понимает, что в
данной случае лучше использовать сокращение.
2. Жесты и/или выражения лица полезны, когда
мы не хотим прерывать учащихся, но по-прежнему желаем показать, что они сделали
ошибку. Часто обеспокоенного или вопросительного взгляда учителя достаточно,
чтобы учащийся понял, что сделал ошибку. А улыбка, наоборот, может помочь точно
определиться с ответом. Это отлично работает, когда ученик отвечает правильно,
но все еще продолжает сомневаться. Что касается жестов, можно вместе с
учениками создать свой собственный набор жестов, которые будут обозначать
ошибки разных видов. Например, жест руки назад через плечо обозначает, что
здесь надо использовать прошедшее время, а разведение рук в стороны перед собой
– времена группы Continuous. Главное, чтобы этот код был знаком учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что
невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе
взаимодействия педагога с учениками. Чтобы облегчить свою работу, педагог
должен уметь общаться с детьми не разговаривая, должен брать во внимание не
только речь ученика, но и каждый его жест и взгляд, а также строго
контролировать свое собственное невербальное поведение. В распоряжении
коммуникативно-грамотного преподавателя не один, а два языка общения. Однако
вопросы взаимосвязи вербалики и невербалики еще недостаточно исследованы в
научно-педагогической литературе и требуют тщательной проработки, так как
нельзя отрицать взаимозависимость этих двух аспектов человеческого общения и их
влияние на педагогический процесс.
Ошибки учащихся — материал для осмысления и
дальнейшей работы. Вмешательство преподавателя при исправлении ошибок должно
быть разумным, тактичным и достаточным.
Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог
Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.
Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.
Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?
Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.
Виды речевых ошибок
Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.
Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.
Виды речевых ошибок:
Примеры и причины возникновения речевых ошибок
С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.
Произносительные ошибки
Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:
Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).
Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».
Лексические ошибки
Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.
Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:
- Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
- Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
- Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).
Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.
Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.
Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».
Фразеологические ошибки
Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:
- Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
- Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
- Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
- Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
- Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
- Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».
Морфологические ошибки
Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.
- Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
- Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
- Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
- Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
- Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».
Орфографические ошибки
Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».
Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.
Стилистические ошибки
Этой теме мы посвятили отдельный материал.
Пути исправления и предупреждения речевых ошибок
Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:
- Чтение художественной литературы.
- Посещение театров, музеев, выставок.
- Общение с образованными людьми.
- Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.
Онлайн-курс «Русский язык»
Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.
Подробнее Купить сейчас
Источники
- Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
- Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
- Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
- Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
- Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.
Отзывы и комментарии
А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.
Одним из больных мест при подготовке к ЕГЭ по литературе и русскому языку являются речевые ошибки. Это то, что тормозит работу над сочинениями и то, с чем нужно бороться. Однако ответить на вопрос «как это сделать» не так уж и просто…
Для борьбы с ними у нас есть 2 пути:
- Выучить все типы ошибок, заучить и вызубрить все правила и нормы письменной речи. Этот метод бесподобен. Он всегда приведет к успеху, однако не так уж и просто его реализовать…
- А есть второй более простой и реалистичный способ запомнить несколько секретов и лайфхаков, которые точно помогут тебе допускать как можно меньше ошибок в сочинениях.
Оценочная лексика, экспрессивность
Никогда не заменяйте объективные факты, литературный контекст и анализ произведения эмоциями и своими впечатлениями. Мало того, что это «снижает» стиль речи, так еще и подменяет реальность.
Например:
«ТАК И НАДО этой бабке, которую убил Раскольников!» или
«Ольга Ильинская БОЛЬШАЯ МОЛОДЕЦ, что не осталась с Обломовым» или
«Базаров совершил ГЛУПЫЙ ПОСТУПОК, НА КОТОРЫЙ БОЛЬНО СМОТРЕТЬ»
Все эти предложения эмоционально окрашены, что, конечно, неуместно в анализе произведений для сочинений по литературе. Старайтесь грамотно анализировать, формулировать только те мысли, которые заложены в тексте. Так вы сможете избежать речевых ошибок. Не стоит комментировать или давать свою собственную оценку происходящим по сюжету событиям.
Преувеличения
Слова, которые усиливают вашу мысль. Пожалуйста, не преувеличивайте! Я прекрасно понимаю, что эмоции хочется выразить как можно активнее и сильнее, но каждый раз, когда хочется сказать что-то вроде:
«Татьяна Ларина была ОЧЕНЬ СИЛЬНО расстроена отказом» или «Печорин был СТРАШНЫМ эгоистом» или
«Раскольников ДАЖЕ не раскаивался»
Просто попробуйте остановиться и посмотреть, нужно ли это слово в вашем предложении или нет. Добавляет ли оно смысл? Или только эмоциональную нагрузку?
Главный совет не используйте усиления в сочинениях ни по русскому языку, ни по литературе. Ваши враги слова: сильно/очень/даже/всегда/же/никогда/очень/чрезвычайно/невероятно.
Переносный смысл
Игра слов, сложные смысловые конструкции и переносное значение выражений отлично вписываются в художественные тексты, в сочинениях же постарайтесь выражаться буквально, в прямом смысле.
Фразы:
«Базаров любил ПРОПИХИВАТЬ свои идеалы другим» вместо «ВЫРАЖАТЬ мнение» или «НАВЯЗЫВАТЬ мнение»
Надо отметить, что эта ошибка не сразу становится заметна. Иногда такие предложения не кажутся неправильными, однако, чтобы не рисковать и не допускать ошибок, нужно стараться выражать свои мысли прямо и точно, не прибегая к переносным смыслам.
Фразеологические обороты и устоявшиеся выражения
Так же, как предыдущий пункт этот метод отлично подходит для художественных текстов, но, к сожалению, не уместен в сочинениях. Это один из способов переноса смысла. Мы уже поняли, что формулировать мысль в сочинениях по литературе нужно буквально, поэтому и фразеологизмы использовать крайне не желательно.
Например, фразы:
«Обломов ЧТО ПОСЕЯЛ, ТО И ПОЖАЛ» или
«Герой любит ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К БУТЫЛКЕ», использовать в сочинениях не стоит.
Почему? Все снова связано со стилистикой языка, допустимого в сочинениях. Основная часть фразеологических оборотов берет начало в разговорной речи. А также они как бы неоднозначны, из-за чего могут быть неверно интерпретированы. Однако не стоит забывать, что речь идет не о цитировании исходного текста. Если, например, в анализируемом тексте использовались фразеологизмы, которые нам необходимо процитировать, менять их нельзя!
Излишняя «загадочность» или неопределенность
В этом виноваты неопределенные местоимения (некто, нечто, несколько, некий). Этот пункт также связан с предыдущими, потому что подразумевает неоднозначность и добавляет излишнюю загадочность наша задача говорить прямо и определенно.
Например:
«Онегин был НЕСКОЛЬКО разочарован из-за ответа Татьяны» или
«У Мастера выработалась НЕКОТОРАЯ отрешенность к людям вокруг» или
«Печорин был обладателем НЕКОТОРЫХ особенных черт».
Да, текст и правда сразу выглядит более загадочно, создает интригу, но в сочинениях мы себе такого позволить не можем, поэтому пишем просто и понятно.
Слова из другого временного периода, а если точнее современные слова
Не используйте слова из современного языка, особенно когда пишете сочинения о другом периоде (речь идет не столько об анализе, сколько о погружении в тот временной период). Также нежелательно использование профессионализмов (слов из конкретных сфер деятельности) или сложной неуместной терминологии.
Например:
«Печорин был АБЬЮЗЕРОМ» или
«Чичиков не ЗАКРЫЛ ГЕШТАЛЬТ».
Такие предложения выглядят неуместными и не способствуют более грамотному литературному анализу текста, которые так необходимы на ЕГЭ.
Маскировка кавычками
Если вы не оформляете цитату, то не используйте этот способ. Как правило, кавычками маскируют слова из разговорного стиля или просто сниженной и неуместной лексики.
Например:
«Манилов любил “трепать языком”» или
«Кирсанов часто “тусил” с Базаровым».
Это как раз те случаи, когда кавычки необходимы, чтобы замаскировать лишние и некорректно использованные слова. Но лучше отказаться от их употреблений, если это не касается оформления цитат.
Смешение стилей
Не смешивайте слова из разных стилей, старайтесь использовать околонаучный стиль при анализе фрагментов текста или написании сочинений.
Например:
«Чичиков часто НАПЯЛИВАЛ ПЕРЧАТКИ, ДАБЫ казаться стильным ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА»
Слова «напяливать» и «представитель светского общества» по определению не могут быть использованы в одном предложении. А если оно сопровождается разговорным «дабы», то выглядит еще забавнее и, к сожалению, безграмотнее и более неуместно.
Запомнив эти простые правила, вы точно сможете сделать свои тексты лучше! Главная наша задача вовремя найти речевые ошибки и постараться их исправить. И да, не забывайте перечитывать написанный вами текст, только так вы сможете избавиться от речевых ошибок!
Получить бесплатно урок по любому предмету!
#егэ #литература #литературавшколе
Современные
подходы к исправлению ошибок в устной речи при
изучении иностранного языка
Статья опубликована при поддержке интернет – агентства «Медиасфера». Ни одно современное предприятье, фирма или форум не может быть представлено без своего портала во всемирной паутине. Но что если нет возможности нанять профессиональных веб – программистов на постоянной основе? Агентство «Медиасфера» как раз занимаеться такими вопросами. Хотите заказать сайт Спб или его продвижение? Просто посетите официальный сайт агентства www.media-sfera.com и знакомьтесь с предлагаемыми услугами.
Считается, что ошибки это неотъемлемая
часть процесса учения, а их исправление – часть
процесса обучения. Когда преподаватель говорит:
“В этом упражнении полно ошибок” или “Пишут они
хорошо, но вот разговорная речь изобилует
ошибками”, мы без труда понимаем, что он имеет в
виду. Но если мы внимательнее рассмотрим эту
проблему, то придём к выводу, что общее значение
слова “ошибка” намного шире и отображает
различные явления в использовании языка. Поэтому
возникают сомнения, всегда ли и все ли ошибки
следует исправлять?
I. Причины ошибок:
1. Влияние родного языка.
Родной язык влияет на правильность
фонетического оформления изучаемого языка.
Специалисты по акценту могут определить, откуда
родом говорящий. Так, например, немцам трудно
произносить “с” в начале слова перед гласной,
поэтому вместо “солнца” получается “золнце”, а
для русскоговорящих характерно оглушение
согласных на конце слова.
Эта причина также влияет на словарный
запас и грамматику. Когда ученик не знает, как
выразить ту или иную мысль на языке, он прибегает
к помощи слов или конструкций родного языка. Так,
например, он может спросить “Have you fire? (lighter)”,
“Would you like to be the queen of beauty?”
2. Нечёткое знание правил.
Так ученик, знающий, что прошедшее
время глагола образуется при помощи ed, может
сказать: “I growed up in Russia”. Или же ученик может
неверно применять правила. Так некоторые при
изучении сравнительных степеней прилагательных
делают ошибки типа: “Your dog is more bigger than mine.”
3. Учащиеся допускают ошибки, не
задумываясь о правильности конструкций, а из
принципа: хоть что-нибудь да сказать.
4. От невнимательности.
II. Классификация ошибок
(с точки зрения преподавателя)
1. Ошибки – оговорки (slips).
К этому типу относятся ошибки,
которые учащийся может исправить сам, если на них
указать.
Пример: She left college two years ago and now work as
a secretary.
2. Ошибки, сделанные в пройденном
материале (errors).
К этому типу относятся ошибки,
которые ученик не может исправить
самостоятельно, даже если на них указать, но
класс знаком с правильной формой.
Пример: That was the first English film which I have
understood it.
3. Ошибки, допущенные в неизученном
материале (attempts).
К этому типу относятся ошибки,
сделанные в незнакомых структурах, или же, когда
не ясно, что учащийся хочет сказать, и какую форму
он пытается использовать в предложении для
выражения своей мысли.
Пример: This no really for always my time…
Данная классификация основана на
знании учителем своих учеников, т.к. для одного
ошибка в подобного рода предложениях может быть slip,
для другого – error, а для третьего – attempt. А
также это может быть продвижением учащегося в
изучении языка от attempt до slip.
Говоря об исправлениях, нужно прежде
всего ответить на вопрос, всегда ли это уместно
во время устной речи. Задача учителя – помочь
учащимся овладеть навыком общения на языке, и
иногда это лучше делать, не прибегая к постоянным
исправлениям. Когда же учитель может не
исправлять ошибки? Тогда, когда он уделяет
внимание смыслу высказывания, т.к. чем больше мы
сосредотачиваемся на том, что говорит учащийся,
тем меньше следим за правильностью
грамматических форм.
Пример:
Учитель: Why are you so late, Peter?
Ученик: I’m sorry, my grandmother is take to hospital.
Конечно же, ошибки в устной речи
учащихся необходимо замечать (запоминать,
записывать), но в момент ответа не следует
акцентировать на них внимание, тем самым
развивая беглость речи, не нарушая
коммуникативной направленности высказывания.
Учащиеся должны привыкнуть к тому, что они
являются источником информации. Изучаемый язык
– инструмент, с помощью которого они получают и
передают информацию в искусственно созданной
ситуации общения в классе. Исправления должны
выступать здесь как форма напоминания учащимся о
конструкциях нормативного английского языка, но
ни в коем случае не как критика ответа.
III. Методы исправления ошибок.
Хотелось бы сразу оговориться, что
каждый метод имеет как положительные, так и
отрицательные стороны. Это важно учитывать при
выборе того или иного способа работы с
материалом.
Рассмотрим один из методов на примере упражнения
“ответы на вопросы”. После того, как учащийся
дал ответ, учитель делает паузу, чтобы другие
учащиеся решили, правильно или нет выполнено
задание. Если правильно, то нужно продолжить
выполнение упражнения. Если же допущена ошибка,
то первое к чему нужно прибегнуть – это
исправление ошибки тем, кто её допустил (self-correction).
Очень важно использовать эту форму
исправления, если Вы считаете, что ошибка –slip.
Поэтому не спешите исправлять ошибку сами, а
укажите на неё выражением лица, жестом, затем
дайте время учащемуся подумать и дать правильный
ответ.
Если же учащийся не может исправить ошибку
самостоятельно, необходимо прибегнуть к другому
методу – это помощь класса (peer correction).
Пример:
Тренировка постановки вопроса в Present Indefenite.
Peter: What time you usually come back home?
Teacher: (выражение удивления)
Teacher: Can anyone help us? Yes, Kate.
Kate: What time do you usually come back home?
Учитель должен попросить допустившего
ошибку повторить правильное предложение.
Положительные стороны метода:
-
сосредоточенность всего класса на
виде деятельности; -
учитель может проверить, слышат ли
ученики ошибки; -
воспитательные моменты (развитие
взаимопомощи и сотрудничества); -
хорошая тренировка для дальнейшей
работы в парах, т.к. при этой форме организации
деятельности учитель не может проконтролировать
все ошибки во время подготовки учащимися ответа.
Отрицательные стороны метода:
-
несколько желающих ответить (следует
спросить того, кто не поднял руки, т.к. нет никакой
пользы, если исправляют одни и те же); -
привыкнут к такому виду деятельности.
Если Вы видите, что ни сам учащийся, ни
класс не могут исправить ошибку, то это должны
сделать Вы. Итак, третий метод – teacher correction.
Пример: The radio was invent by Popov.
-
можно показать на пальцах, где каждый
палец – это определённая часть слова (слог), и
сделать паузу в месте ошибки; -
повторить предложение целиком,
интонационно выделив место ошибки; -
Вы даёте правильную форму и просите
класс повторить предложение.
Все три метода можно использовать во
взаимосвязи.
Рассмотрим пример:
Kate: I need a pen.
Peter: What colour?
Kate: A blue ONE, please.
Peter: Here you are.
Kate: Thank you
Teacher: Fine. Kate, what did you say when he asked about the colour?
Kate: A blue ONE, please.
Teacher: I don’t think that sounds right. Anyone?
Sasha: Maybe she should say “a BLUE one”?
Teacher: Yes, you are choosing the colour, so stress it.
Здесь используется peer correction, чтобы Kate
услышала правильный вариант; teacher correction при
объяснении; нужно попросить Kate повторить
предложение – self-correction.
IV. Дополнительные методы исправления.
1. Отсроченное исправление (delayed correction)
После того, как класс выполнил
упражнение, учитель может предложить
самостоятельное задание на отработку материала
– работа в парах. Что, если кто-то во время
подготовки допускает ошибки? Задача учителя
состоит в мониторинге группы с целью убедиться,
что все работают. Учитель может остановить
учеников, если слышит, что задание выполняется
неправильно. В остальных случаях его роль
сводится к записи ошибок. Если часто повторяется
одна и та же ошибка, то после выполнения всеми
задания, учитель должен акцентировать на ней
внимание при помощи peer correction. Это сложный вид
работы для учителя, но его положительные стороны
в том, что учитель даёт учащимся свободу и
возможность проявить себя.
Эффективна также будет игровая
деятельность. Можно подготовить карточки с
типичными ошибками и карточки с правильным
вариантом. Каждому ученику раздать, например, по
три карточки той и другой категории. Задача
учеников – понять, на какой из карточек есть
ошибка, обойти группу и найти парную карточку с
правильным предложением.
Пример: Ученику досталась карточка I
have pen. Он ищет карточку I have a pen.
Иногда необходимо прибегнуть к
объяснению, но лучше будет, если учащиеся сами
попробуют объяснить, т.к.:
-
им нужно будет использовать
терминологию, следовательно лучше запомнят; -
учитель проверит, что усвоено и как
ученики могут объяснить правило своими словами.
2. Group work. Observer
Учащиеся работают в группах. Например,
трое обсуждают данное им задание, четвёртый
слушает и отмечает ошибки (observer). Задача
учителя сделать так, чтобы каждый оказался в роли
“наблюдателя”, объяснив, в чём именно
заключаются его функции:
-
должен следить за ошибками в группе;
-
должен записывать ошибки как
грамматические, так и ошибки, связанные с
нарушением этикета общения; -
не должен исправлять их сразу;
-
не должен мешать группе, прерывая
замечаниями.
Положительные стороны метода:
-
учащиеся сами следят за
правильностью речи; -
более сильные ученики могут помочь
слабым; -
эффективен вариант, когда observer
записывает предложения, в которых были сделаны
ошибки, на родном языке, потом зачитывает их а
группа переводит.
Задача преподавателя заключается не
столько в акцентировании внимания на разнице
“ученического английского” и “нормативного
английского”, сколько в создании мотивации
путём поощрения “learning steps”. Но иногда всё
получается наоборот: если каждый раз указывать
на ошибки, учащийся, боясь допустить их,
произносит заведомо правильные простые
конструкции или просто молчит. Это не даёт ему
возможность экспериментировать с языком в
поисках лучших, более ярких способов выражения
мысли. Учитель должен решить:
-
исправлять ошибки или нет;
-
когда исправлять;
-
что исправлять;
-
как исправлять.
Мы надеемся, что данный анализ поможет
Вам выбрать верный путь, чтобы обучение стало ещё
более эффективным и увлекательным занятием.
Библиография:
1. Julian Edge, Mistakes and Corrections, Longman, 1989
2. ELT News & Views issue No. 2(5), ДИНТЕРНАЛ, International Book
Distribution, 1998
С.Г. Меркулова,
преподаватель кафедры английской филологии
и методики преподавания ГНИ, Москва
Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления
Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.
Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.
О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:
- Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
- Мама одела плащ и пошла на работу.
- Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе — неправильно образованные слова. Например:
- он хотит;
- это ихний;
- работают малярщики;
- идут трудящие;
- крыша текет;
- много делов.
Синтаксисо-стилистические ошибки
Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:
- Только под ногами шелестела листва.
- Вся компания дружно встретили Новый Год.
- Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
- Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.
Причины речевых ошибок
Почему мы совершаем ошибки в своей речи?
Причинами речевых ошибок принято считать:
- влияние среды;
- низкий уровень речевых навыков;
- индивидуальные особенности речи.
Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.
Как избежать ошибок в речи
Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:
- Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
- Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
- Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
- Больше читайте художественную литературу.
- Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.
А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.
Так ли важно соблюдать культуру речи
Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.
И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.
Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.
Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂
Библиотека
Речевые ошибки: что это такое и как с ними бороться
Даже взрослые люди зачастую допускают речевые ошибки. Бороться с ними не просто, потому что на конкретные правила чаще всего опереться невозможно, а «чувство языка» развито не у всех. Легче всего речевые ошибки не исправлять, а предупреждать. Это статья для родителей школьников, но полезна она будет всем, кто не может похвастаться абсолютной грамотностью.
Что такое «речевые ошибки» и какими они бывают?
Дети — созидатели по натуре, там, где взрослый задумается, какое употребить слово, ребёнок в творческом порыве придумает новое, к нему добавит приставку и суффикс и даже не заметит. Богатый русский язык даёт ребёнку огромный простор для творчества, а неочевидность некоторых правил позволяет педагогам собирать забавные коллекции ошибок. «Конятина», «надприсесть», «заобидеть» — эти милые слова — реальные примеры речевых ошибок, механизм возникновения которых в объяснении не нуждается, а вот о том, что с ними делать, мы поговорим дальше. Кстати, какие именно ошибки называют речевыми?
Существует множество классификаций, но мы остановимся на той, которая считается наиболее понятной, а именно на классификации, предложенной Фоменко. Виды ошибок в русском языке:
произносительные ошибки (орфоэпия);
лексические (нарушены лексические нормы);
К речевым ошибкам относятся только те, что появляются в устной речи, так что рассмотрим мы сегодня:
Ниже мы разберём каждый из пунктов и расскажем, как с такими типичными ошибками бороться и как их предупреждать.
Произносительные ошибки
«Колокол звонИт и телефон звонИт» — мнемоническая фраза, помогающая запомнить правильное ударение.
Орфоэпические ошибки — это ошибки в произношении слов и постановке ударения. Орфоэпия для речи устной так же важна, как орфография для речи письменной. Самые распространенные орфоэпические ошибки у младших школьников случаются в следующих словах:
Совет: медленно проговаривайте с ребёнком слова и не ругайте его, если он вернётся к привычному, неправильному произношению. Избавление от устоявшегося в голове шаблона — дело не быстрое.
Сюда же относятся все виды акцентологическиех ошибок, то есть ошибкок в ударении. Дети зачастую руководствуются интуицией, расставляя ударения, а в русском языке, в отличие от, к примеру, итальянского, где существуют чёткие правила, ударение свободное и не всегда с ним легко определиться. Чаще всего ошибки в ударениях делают в этих словах:
Совет: определиться с правильным ударением ребёнку помогут мнемонические «запоминалки». Можно найти в интернете готовые или придумать свои. А дальше поправлять, объяснять, повторять. В этом случае принцип «Повторение — мать учения» работает на двести процентов.
Лексические ошибки
Лексические ошибки — это нарушения лексической нормы, чаще всего использование слов в неправильных значениях, неверное смысловое согласование или искажение морфемной формы.
Использование слова в неверном значении. Это самая распространенная лексическая ошибка, бывает она трёх видов.
Смешение слов, близких по значению: «Будем бороться до последнего издыхания».
Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, корнет – кларнет, идейка – индейка, поступать – наступать.
Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда.
Словосочинительство. Дети легко придумывают новые слова по аналогии с уже известными. Получается креативно, но неправильно. Примеры типичных ошибок: осетинец, подлючество, подгорцы, коровятина.
Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование — это взаимное сочетание смыслов слов.
К примеру, нельзя сказать: «Яркие серые стены», так как слово «яркие» противоречит слову «серые». «Мальчик бежал, прогуливаясь», — лексическая ошибка, невозможно «прогуливаться» (неторопливо, праздно гулять) и «бежать» одновременно.
К лексическим ошибкам относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – «дублирование смысла», словосочетание, в котором значение одного слова целиком входит в значение другого. Примеры: «молодой юноша», «аристократический принц», «ночная полночь», «огромный гигант».
Тавтология – словосочетание, части которого имеют один корень: «задали задание», «организаторская организация», «тёмная темнота».
Совет: расскажите ребёнку про «масло масляное» и поиграйте с ним в игру, где ему надо будет самому специально составлять плеоназмы и тавтологии. Вы можете поискать их в окружающей жизни (поверьте «бесплатные подарки» и «бизнес-ланчи для бизнесменов» только этого и ждут) или любым другим способом сконцентрировать на них внимание ребёнка.
Фразеологические
Фразеологизм, он же идиома — это устойчивое выражение, смысл которого не определяется смыслом отдельных слов, входящих в его состав. Часто эти выражения архаичные, к примеру, «За семь вёрст ходить, киселя хлебать», детям с ними справиться сложно. Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко предложил такую типологию:
изменение основы фразеологизма: «С корабля на бар» вместо «С корабля на бал»;
усечение фразеологизма: «Не хочу метать бисер» (фразеологизм: «метать бисер перед свиньями»);
расширение фразеологизма: «Работать засучив свои рукава» (фразеологизм: работать засучив рукава);
искажение грамматической формы фразеологизма: «Голод не тётенька». Правильно: «голод не тётка»;
контаминация (объединение) фразеологизмов: «Он произвёл на собравшихся большое влияние» (объединение фразеологизмов «произвести впечатление» и «оказать влияние»);
сочетание плеоназма и фразеологизма: «Уязвимая Ахиллесова пята»;
употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Мы будем танцевать от корки до корки» (этот фразеологизм применяют к книгам, а не к танцам).
Совет: выясните вместе с ребёнком, откуда пришёл фразеологизм и что конкретно он означает, зачастую неправильное использование фразеологизмов — просто следствие непонимания.
Морфологические
Морфологические ошибки — это неверное образование формы слова при словоизменении. Когда к форме слова присоединяется не то окончание, которое нужно и т. п. Очень часто такие ошибки встречаются не только в речи школьников, но и у взрослых, солидных людей. Наиболее распространенными являются следующие виды.
Неверное окончание существительных множественного числа в родительном падеже. Не «картинков», а «картинок», не «петлей», а «петель».
Неправильное образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, например: козлёнки, ослёнки, лошадята.
Ошибочное употребление несклоняемых имён существительных. «Он пришёл в пальте» вместо: «Он пришёл в пальто».
Неверное образование сравнительной степени прилагательного: лучшее, резчее, сладчее.
Совет: искореняются такие ошибки медленно и только многократным, терпеливым повторением. Объяснить ребёнку, почему множественное число родительного падежа от «носок» — «носков», а от «чулок» — не «чулков», а тоже «чулок» довольно сложно. Здесь как со «словарными» словами — только выучить.
Стилистические
Стилистические ошибки — это большой пласт ошибок, к которым часто относят и морфологические, и лексические, и синтаксические. Это ошибки, связанные с употреблением слов, грамматических форм, синтаксических конструкций без учёта их стилистической окраски.
Употребление слова без учёта эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски: «Он вознёсся на лифте». Правильно: «Он поднялся на лифте». Слово «вознёсся» слишком торжественное для описания бытовой ситуации.
Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний: «поклал», «ходют», «ездиют».
Неудачный порядок слов в предложении: «Бежит мальчик весело по лесу». Лучше: «Мальчик весело бежит по лесу». Когда ребёнок овладеет нормами языка, он сможет использовать порядок слов в предложении для усиления выразительности текста, но сначала нужно усвоить норму.
Повторы слов. Выше мы упоминали плеоназмы и тавтологию, к стилистическим ошибкам они тоже относятся.
Совет: если ребёнок не любит читать, то больше читайте ему вслух. Стилистические ошибки часто — следствие слабого чувства языка. Книги с этим помогут. Обращайте внимание ребёнка на то, что персонажи из разных слоёв общества говорят по-разному, на стилистические приёмы и смысл слов.
Как бороться с речевыми ошибкам
Речевые ошибки не так хорошо поддаются проработке в классе, как пунктуационные или орфографические, поскольку они очень индивидуальны. Если один ребёнок в классе говорит «поколодник» вместо «подоконник», то педагог не может сконцентрироваться на искоренении этой ошибки, оставив остальных детей без внимания. А сам ребёнок проработать речевые ошибки не сможет, потому что чётких правил, таких как в орфографии, в речи почти нет, а «чувство языка», которое помогает взрослым, у него пока развито слабо. Поэтому часто разбираться с речевыми ошибками приходится родителям. Как помочь ребёнку избавиться от речевых ошибок?
Читайте
Америку мы не откроем и первый совет будет классическим: больше читать. Читающие дети пассивно усваивают нормы языка, даже не понимая этого. Правила употребления слов и конструкций просто оседают в головах, пока юный читатель следит за сюжетом. Если ребёнок не любит читать, то организуйте семейные чтения вслух или читайте на ночь. Не бойтесь знакомить ребёнка с авторами, которых не причисляют к «детским». Тютчев, Пришвин, Чехов, Гумилёв подходят для семейного чтения. Да, они вызовут у ребёнка массу вопросов и это прекрасно, потому что наш следующий пункт…
Обсуждайте
Прочитанное, увиденное, осознанное — всё нуждается в обсуждении. Не поправляйте ребёнка, когда он увлечённо вам что-то рассказывает, не обрывайте его мысль, но, когда он закончит, обязательно мягко обратите внимание на проскользнувшие ошибки. Да и сами ошибки обсуждайте. Почему это слово уместно, а это нет, почему так можно говорить, а так нет. Акцентируйте внимание ребёнка на красоте речи и ее выразительности, но постарайтесь не превращать замечания в лекции.
Ребёнок — зеркало. Он копирует мимику родителей, их реакции и манеру говорить. Проанализируйте собственную речь, избавьтесь от просторечных слов и выражений и подайте ребёнку хороший пример. Результаты не заставят себя ждать.
Идите от противного
Если ребёнок никак не может справиться с какой-то ошибкой…начните ошибаться сами и попросите ребёнка вас поправлять. Дети очень любят чувствовать себя умнее взрослых, и это вам на руку. Сконцентрировавшись на том, чтобы подловить вас, ребёнок сам избавится от ошибки.
Пресловутое «чувство языка» действительно существует, и развить его помогают регулярные занятия. Педагог в классе ограничен временем урока и количеством учеников, но современные онлайн-платформы позволяют получить отличный результат за 15-20 минут занятий в день. Платформа iSmart разработана профессиональными педагогами, на ней более тысячи упражнений, отвечающих школьной программе. Заниматься ребёнок может самостоятельно, так как все задания озвучены, а первые результаты станут заметны уже через две недели занятий.
Заучивание стихов тренирует мозг так же, как изучение иностранного языка, расширяет словарный запас и учит ребёнка нормам литературного языка. Вот тут мы рассказывали, как быстро выучить стихотворение с ребёнком.
Речевые ошибки встречаются практически у всех детей, потому что сначала малыш осваивает язык, а уже потом узнаёт о грамматических нормах, и вам может потребоваться немало терпения, чтобы исправить ситуацию. Плохая новость: быстрого результата, скорее всего, не будет. Хорошая новость: ваши усилия даром не пропадут, грамотная речь останется с ребёнком навсегда.
Современные дети сталкиваются с задачей выучить тексты из школьной программы или пересказать содержимое учебника ежедневно. При этом объём нагрузки иногда даже не позволяет подготовиться заблаговременно. К сожалению, выучить любой текст за минуту почти невозможно, но существует множество вспомогательных техник, которые позволяют ребёнку и его родителям тратить минимум сил и получать отличный результат. В этой статье от iSmart вы узнаете, как быстро запомнить текст, заданный в школе.
Как мы учимся мыслить? Как ребёнок приобретает навыки восприятия и анализа окружающей действительности? Что происходит в детском мозге по мере развития когнитивных способностей и как дети и взрослые могут усилить когнитивный потенциал развития? Простыми словами о сложном в этой статье.
Голосование продлится с 15 октября по 5 ноября на платформе ДОБРО.РФ. Из 25 тысяч соискателей Международной премии #МЫВМЕСТЕ в финал вышли 300, и образовательная платформа iSmart среди них.
Развитая логика — важное качество, которое пригодится в жизни в любом возрасте и позволит не попадать под чужое влияние, грамотно вести спор, видеть перспективные варианты развития событий. Вот почему необходимо изучать логику.
По данным Всемирной организации аутизма, за последние 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Детский аутизм считается тяжёлым нарушением психического развития. Существует несколько вариантов аутистических расстройств. В последнее время их все стали объединять под общей аббревиатурой РАС.
Головная боль родителей: зачем нужны ВПР и как к ним готовиться Многие родители произносят аббревиатуру ВПР почти с придыханием и делают тревожные глаза. Что их так в этом пугает? Объясняем, Всероссийские проверочные работы (ВПР) — стандартизированный мониторинг, который проводится во всех регионах России для оценки знаний школьников. Делимся опытом, как подготовиться к ВПР.
Как часто ребёнок слышит от взрослых фразу «Не спорь со мной»? А ведь умение спорить — это важный навык, который не раз и не два пригодится во взрослой жизни. Если дискуссия — это поиск общей истины, то полемика — умение красиво настоять на своём. Что такое полемика, как научиться искусству спора и зачем это нужно, читайте в нашей статье.
«И зачем нужны изложения?» — часто этот вопрос задают не только дети, но и взрослые. Зачем нужны изложения, как получать по ним пятёрки и каким должно быть идеальное изложение, читайте в этой статье.
Наверняка вы слышали мнение, что детей к школе готовить не следует. Довод в этом случае всегда один: «Зачем тогда нужна школа? Пусть там и учат». Ещё говорят, что детям, которые до первого класса научились читать, писать и считать, в школе скучно. Но есть у этой медали и обратная сторона. Поговорим о том, что такое подготовка к первому классу.
Давайте сначала разберемся: а зачем мы все нещадно мучаемся? Казалось бы, что может быть проще: отменить «домашку», да и дело с концом. И не придется больше детям и родителям тратить по 2-3 часа каждый день на домашнее задание. Но не все так просто.
У школьника «хромает» грамотность? Собрали эффективные методы, с помощью которых можно устранить пробел в знаниях. Как научиться писать без ошибок? Этот вопрос задают себе родители многих школьников, когда те приносят домой тетрадки с грамматическими ошибками. Начнем работу над их исправлением! Задумались, как помочь своим детям освоить азы грамматики? Просто следуйте нашим советам.
Почему дети не любят математику? Потому что она сложная. Не так просто научить ребенка математике, разобраться, как решать уравнения или переводить дроби в десятичные. Отрабатывая математические навыки, ребенку приходится решать сложные задачи. А если учесть, что только он поймет одну тему, за ней появляется другая не менее сложная, то становится ясно, почему дети не понимают математику. Что делать?
Как можно научить ребенка английскому языку? Есть несколько способов, с помощью которых его освоение будет не в тягость, а в радость. Читайте их в нашей подборке.
Когда-то давно у моей племянницы были большие проблемы с неравенствами. Казалось бы, простейшая тема: «17 > 5», «7 #образование
Даже взрослые люди зачастую допускают речевые ошибки. Бороться с ними не просто, потому что на конкретные правила чаще всего опереться невозможно, а «чувство языка» развито не у всех. Легче всего речевые ошибки не исправлять, а предупреждать. Это статья для родителей школьников, но полезна она будет всем, кто не может похвастаться абсолютной грамотностью.
«Тьютор» — этот запрос в «Яндексе» вводят 60-90 тысяч раз в месяц. Кто такие тьюторы, чем они занимаются и какова их роль в отечественном образовании, рассказываем в этой статье.
Нас окружает необъятное количество информации, поэтому жизненно важно уметь отличать достоверные данные от лживых, задавать правильные вопросы и отделять зёрна истины от плевел. Подчас с трудом справляемся мы сами, взрослые и умные люди, а нашим детям этот навык жизненно необходим. Что такое критическое мышление, как оно поможет в будущем, зачем оно нужно и как научить ребёнка мыслить критически, рассказываем в этой статье.
В 1907 году доктору Марии Монтессори было поручено ухаживать за группой детей с особенностями развития в римском районе Сан-Лоренцо. Одна из первых женщин-врачей Италии, она с детства отличалась развитой наблюдательностью, склонностью к системному мышлению и высокой эмпатией. Окружив детей заботой, она постаралась сделать среду благоприятной для развития познавательных навыков, и результаты превзошли все ожидания. Именно в римских трущобах был сформирован основной принцип системы Монтессори: «Ребёнок может учиться сам, взрослому необходимо создать среду побуждающую инициативу ребёнка к обучению».
Близится новый учебный год, а это значит, что бессонные ночи над тетрадями и учебниками впереди не только у школьников и их родителей, но и у учителей. Учительский труд – это часы подготовки, сами уроки, проверка тетрадей и многое другое. Как упростить хотя бы часть работы учителя? На помощь приходит образовательная онлайн-платформа iSmart – отличный инструмент для учителей начальной школы. В статье узнаете, как педагоги могут использовать iSmart в своей работе, чем интересна и полезна платформа и почему педагоги с удовольствием используют её возможности.
«У двух шофёров есть брат Андрей, а у Андрея братьев нет. Как же это так?» Сможете найти ответ на эту задачу? А ваш ребёнок сумеет её решить? Давайте разберёмся, зачем решать задачки на логику.
«Класть», а не «ложить»: самые частые ошибки в нашей разговорной речи
Граммар-наци – ваше второе имя? С одной стороны, это очень неэтично – строить из себя всезнайку и при личном общении, и в онлайн переписке в социальных сетях. Но с другой, это же невежество – быть безграмотным и не знать свой родной русский язык. У каждого есть подруга или друг, которые регулярно говорят «позвОнишь». Как же это режет слух, и вы с нескрываемым раздражением шпыняете ее за это. Но что, если попробовать в шутливой форме в ответ говорить «позвонИшь»? Это будет намного эффективней, и в один прекрасный момент вы услышите долгожданное правильное ударение!
Примеры речевых ошибок в русском языке
Люди общаются при помощи речи, это своеобразный канал связи. А, как известно, при нарушении сигнала, связь может оборваться. Поэтому чтобы человеческие узы оставались неразрывными, речь должна быть правильной. Какие типичные ошибки бывают допущены в произношении имени собственного?
УкраИна или УкрАина?
Все производные названия страны должны произноситься с ударением на согласную И: УкраИна, житель ‒ украИнец, язык ‒ украИнский. Ошибочно делать ударение на букву А.
Мэрилин Монро за чтением
Просклоняем Марию Цигаль по падежам
— Кто, что?
— Мария Цигаль.
— Кого, чего?
— Марию Цигаль.
— Кому, чему?
— Марии Цигаль и т. д.
Женские фамилии, которые заканчиваются на мягкий знак, не склоняются.
В Иванове или в Иваново?
Как часто мы слышим: «Мы живем в Иванове» или «Мы живем в Иваново». Правильно – жить в городе Иваново, жить в Иванове.
Ниже приведены примеры типичных речевых ошибок в русском языке и особенность употребления этих слов.
Вовнутрь? ВНУТРЬ!
Одеваясь, мы заправляем кофточку ВНУТРЬ юбки. Открывая конверт, мы смотрим ВНУТРЬ. Никаких приставок «во» не должно быть.
Одеть? НАДЕТЬ!
Этот случай, пожалуй, самое распространенное неправильное употребление слова в речи. Существует простое правило, по которому легко запомнить правильное употребление этих слов в зависимости от контекста. НАДЕТЬ шляпу – ОДЕТЬ дочку. Когда дело касается вас самих, в этом случае НАдеть, кого-то другого – Одеть.
Мэрилин Монро внимательно читает книгу
Закончить школу, вуз? ОКОНЧИТЬ!
В школе задали сделать собственный проект. И вот дело ЗАкончено. Вы прибрались дома – ЗАкончили. Как вы поняли, заканчивают дело, а учебное заведение (вуз, школа, автокурсы) Оканчивают.
Кипельно-белый? КИПЕННО-БЕЛЫЙ!
Вы варите макароны или мясо, а на поверхности всегда образуется белоснежная пена – кипень, так называли ее наши предки когда-то в давние времена.
Поэтому белые предметы гардероба кипенно-белые – и никакие другие!
Коллеги по работе? Просто КОЛЛЕГИ!
Слово «коллега» уже по умолчанию имеет следующее значение: «человек, который со мной вместе работает, или имеющий аналогичную профессию», поэтому пояснять, что «Вася – мой коллега по работе» – избыточное выражение.
Крема, свитера, джемпера? КРЕМЫ, СВИТЕРЫ, ДЖЕМПЕРЫ!
Окончание «а» в этих словах мы слышим регулярно, оно привносит в разговорную речь некой «простецкости». Намного более «поэтичнее» и правильнее использовать на конце «ы»: сегодня ходили по магазинам и купили теплые джемперы, а потом зашли в отдел косметики и купили питательные кремы.
Кушать? ЕСТЬ!
Произнося фразу «я покушала», помните, что звучит она словно из уст манерной кокетки. Слово «есть» универсально. Стоит различать границы можно-нельзя. Спросить ребенка, кушал ли он, вполне этично. Однако взрослый мужчина, ответивший о себе: «я покушал» – это моветон.
Ложить? КЛАСТЬ!
Одной из самых распространенных ошибок в речи считается именно эта. Запомните правило: слова «ложить» не существует, оно употребляется только с приставками: ПОложить на стол, Сложи в стопку и т. д. Знаменитая фраза из фильмов: «положь трубку» тоже не является нормой. Только «положи, клади».
Навряд ли, напополам? ВРЯД ЛИ, ПОПОЛАМ!
Помните популярную в 90-х группу «На-на»? Так вот: в случае этих слов никакие «на-на» не нужны: ВРЯД ЛИ сегодня мы куда-нибудь пойдем, разделим фрукт ПОПОЛАМ.
Мэрилин Монро читает книгу в постели
По приезду, по прибытию, по окончанию? ПО ПРИЕЗДЕ, ПО ПРИБЫТИИ, ПО ОКОНЧАНИИ!
Правильное употребление этих слов в первую очередь возлагается на вашу зрительную память, частое чтение и интерес к словарям, так как проверочных правил к ним нет. Остается только хорошенько запомнить, зазубрить.
Простынь? ПРОСТЫНЯ!
Как легко ошибиться с окончанием слов «нь, ня». Изыди разговорный вариант «простынь» из нашего лексикона! Для этого придется вспомнить детство и известное стихотворение Чуковского «Мойдодыр»:
«Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня…»
Пылесошу? Пылесосю? ЧИЩУ ПЫЛЕСОСОМ!
Борьба за чистоту в доме часто заканчивается борьбой за правильную речь! Вы наводите порядок, но вдруг позвонила подруга и спрашивает, чем вы занимаетесь. Вы отвечаете: «пылесосю…пылесошу…сосу пыль». Правильно – «чищу пылесосом»!
Согласно приказа, распоряжения? Согласно ПРИКАЗУ, РАСПОРЯЖЕНИЮ!
После предлога «согласно» всегда идет существительное в родительном падеже, то есть отвечающее на вопрос «чему»: «согласно чему? Приказу.» Премия за месяц выписана согласно приказу директора предприятия.
Стираться? СТИРАТЬ!
Употребляя в словах стирать, полоскать, убирать добавочное окончание «ся», вы как бы приписываете действие себе, то есть вы собрались себя любимую полоскать, стирать и оттирать от грязи.
Туфлей? ТУФЕЛЬ!
Нельзя не вспомнить знаменитую фразу из фильма «Кавказская пленница», ставшую чуть ли не крылатой: «Чей туфля». Слово «туфли» неизменно. Правильное употребление: сегодня меряла пару туфель, которая мне очень понравились.
Чаю, сахару или ЧАЯ, САХАРА?
Эксперты справочной службы русского языка «Грамоты.ру» отвечают: оба варианта допустимы. И добавляют: если раньше формы на -у, -ю (выпить чаю, съесть супу, добавить сахару) были предпочтительнее, то сейчас они приобрели разговорный оттенок и постепенно уступают свою популярность формам на -а, -я (налить чая, положить сахара).
Мэрилин Монро читает книгу, лёжа на кушетке
Экспрессо? ЭСПРЕССО!
А не пойти ли выпить чашечку любимого эКспрессо. Если вы это слышите, вы практически оскорблены до глубины души! Это самое распространенное неправильное употребление слова в речи. Причина путаницы – смешение двух слов из итальянского и английского языков, имеющие похожее звучание и одинаковое значение: espresso – быстрый по-итальянски, express – «быстрый, срочный, экстренный» по-английски. На эКспрессе мы поедем из Москвы в Питер, наслаждаясь чашечкой любимого эспрессо, сидя в вагоне-ресторане.
Какие виды распространенных ошибок в разговорной речи встречаются:
- Произносительные: плотит (неверно) – платит (верно), конешно (неверно) ‒ конечно (верно).
- Лексические: индианка – индейка.
- Фразеологические: объединение двух устойчивых фраз («спустя рукава» и «сложа руки») – «Нельзя это делать сложа рукава».
- Морфологические: полотенцев, пианинов, подешевше и др.
- Синтаксические: на столе лежат много книг (неправильное согласование).
- Орфографические: тубарет, вогзал, сдесь и т. д. (встречаются в письменной речи).
Смешные ошибки в словах
Частенько мы допускаем смешные ошибки в словах и даже не замечаем этого. Иногда это происходит случайно (оговорка), но чаще всего человек действительно не знает, как правильно произносится слово. Евошний, евонный, ихний – это так по-деревенски. Это неверные производные от слов «его» и «их». «Было бы смешно, если бы не было так грустно». Самые распространенные ошибки в русском языке часто делаются на автомате. Мы где-то услышали это слово, запомнив его на подсознательном уровне. Поэтому если вы не хотите случайно опозориться на каком-то выступлении на работе, на публике, тщательно «фильтруйте базар».
«Этовать» – что за зверь такой?
Мало кто знает такое слово, как этовать. А оказывается оно существует. По значению его можно сравнить с английским Do, обозначающим действие, но неопределенное. Это универсальный глагол, которым можно заменить другой в зависимости от контекста.
– «Чем занималась сегодня?»
– «Да этовала весь день!»
или
– «Хватит тут этовать мне!»
Вот такой он, разнообразный русский язык, разные в нем и особенности употребления слов в речи. Некоторые слова, которые сейчас не употребляются, нередко принимают за речевые ошибки те, кто не знает их значение. Например: агнец – ягненок, град – город, черница – монахиня и др.
Шпаргалка! Проверить интересующее вас слово – его произношение, ударение, правописание, особенности значения и употребления – можно с помощью порталов «Грамота.ру», «Грамма.ру», «Яндекс-словари». Сайт «Орфограммка.ру» позволяет избавлять от ошибок целые предложения и абзацы – навести порядок, например, в тексте комментария, письма. Тренировать грамотность интересно, выполняя онлайн-диктанты (все слышали о проекте «Тотальный диктант»?) и интерактивные упражнения, которых много на «Грамоте.ру»
Примеры предложений с частыми речевыми ошибками постоянно на слуху:
- У меня не оплОчены счета.
- Нужно ложить вещи вот так.
- Ты позвОнишь мне?
Даже в СМИ нередко допускают подобное: «Благодаря землетрясению погибли тысячи жителей».
Заключение
Говорить на родном языке правильно – это не только обязанность гражданина страны, но и уважительное отношение его к другим членам общества. Именно поэтому так важно уже с детства прививать ребенку любовь к изучению языка. Неправильная косноязычная речь приводит к непониманию при общении между людьми.
источники:
http://ismart.org/capabilities/library/rechevye-oshibki-chto-eto-takoe-i-kak-s-nimi-borotsya/
http://sunmag.me/stil-zhizni/08-07-2015-klast-a-ne-lozhit-samye-chastye-oshibki-v-nashej-razgovornoj-rechi.html