Завоздушивание системы отопления в многоквартирном доме как исправить

На чтение 9 мин. Просмотров 46.7k. Обновлено 17 мая, 2023

Содержание:

  1. Причины и признаки образования воздушных пробок в системе отопления
  2. Опасные последствия завоздушенности батарей отопления
  3. Когда нужно стравливать воздух из батарей
  4. Как спустить воздух из батарей отопления в квартире
  5. Спуск воздуха в радиаторах с краном Маевского
  6. Удаление воздуха с помощью автоматического воздухоотводчика
  7. Стравливание воздуха в старых домах с чугунными радиаторами
  8. Спуск воздуха через термостат
  9. Как развоздушить батареи в частном доме
  10. Профилактика появления воздушных пробок
  11. Как спустить воздух из батарей старого образца
  12. Как стравить воздух с батарей разных типов
  13. Алюминиевые
  14. Стальные
  15. Биметаллические
  16. Чугунные
  17. Медные

Знать о том, как спустить воздух из батареи отопления, должен каждый хозяин частного дома или квартиры с водяным отоплением. Всё дело в том, что скопившийся воздух в радиаторе становится непреодолимым препятствием и перекрывает поток теплоносителя.

В результате радиатор обогрева перестаёт полноценно функционировать, то есть вся или часть его поверхности перестаёт нагреваться и отдавать тепло в окружающее пространство.

Фото - Завоздушивание панельного прибора отопления (синий цвет)
Завоздушивание панельного прибора отопления (синий цвет)

Чтобы устранить это явление, нужно выпустить воздух из батареи. Как это сделать своевременно и эффективно, об этом пойдёт речь в данной статье. Проведение такой операции не вызывает особых затруднений, если система отопления собрана правильно с учётом всех особенностей водяного обогрева помещений. В течение всего отопительного сезона необходимо время от времени проводить профилактические мероприятия такого характера.

Причины и признаки образования воздушных пробок в системе отопления

Появление воздушных пробок внутри радиаторов, прежде всего, связано с запуском системы обогрева в начале отопительного сезона и по окончании её капитального ремонта. Но практика показывает, что завоздушивание может происходить во время интенсивной эксплуатации сети отопления. Тому есть несколько причин:

  • незапланированные ремонтные работы (сборка и разборка) элементов системы отопления;  
  • перегрев теплоносителя, в результате чего выделяются газы, которые будут завоздушивать батареи;
  • использование загрязнённого теплоносителя с воздушными примесями;
  • заливка в систему дополнительного объёма воды;
  • узлы соединений элементов радиаторов и трубопроводов начинают пропускать воду;
  • при монтаже отопительной системы не соблюдена горизонтальность коллекторов радиаторов;
  • отсутствие автоматики стравливания воздуха;
  • засоренность ржавчиной внутренних проходов в радиаторах;
  • низкое давление в трубопроводах с горячей водой.

Признаками завоздушивания могут быть:

  1. Тактильно ощущают холодные участки поверхности батареи;
  2. Падает температура в помещении;
  3. В автономных системах отопления становится заметным повышение расхода топлива;
  4. В радиаторах слышится, как булькает и журчит теплоноситель.

Опасные последствия завоздушенности батарей отопления

Скопления газов в отопительной системе приводит к образованию воздушных пробок. Радиаторы становятся холодными, насос не может продавить теплоноситель через воздушные заторы. Это может привести к тому, что выйдет из строя не только насос, но и сам котёл. Отсутствие нормальной циркуляции воды в системе вызовет их перегрев и в итоге поломку.

Не знаете куда пожаловаться, если в квартире холодные батареи?

В местах мелкого скопления воздуха, который не сильно влияет на нагрев радиаторов, могут возникнуть очаги коррозии. Кислород активно вступает в связь с металлом батареи, что вызывает появление ржавчины и разрушение стенки сегмента отопительного прибора.

Фото - Результат коррозии коллектора батареи
Результат коррозии коллектора батареи от воздушных пробок

Неравномерный прогрев металла вызывает деформационные усилия, которые отрицательно влияют на плотность соединений элементов радиаторов и труб. В результате возникает протечка системы, и горячая вода будет поступать наружу.

Когда нужно стравливать воздух из батарей

Любой газ намного легче воды, и поэтому, попадая в радиатор, он начинает скапливаться в верхней точке. Если процесс будет продолжаться, то воздух начинает расширяться и опускать уровень воды. В результате 50% объёма радиатора и более может оставаться без воды.  Отопительный прибор практически перестаёт функционировать. Поэтому стравливать воздух из батарей нужно обязательно в любом случае.

Чтобы знать, когда нужно спустить воздух из радиатора отопления в квартире многоэтажного дома, надо понимать, когда чаще всего он туда попадает. Это происходит при следующих обстоятельствах.

  1. По окончании отопительного сезона в летний период службы теплоснабжения осуществляют профилактические мероприятия, в течение которых теплоноситель сливают из системы, как частично, так и полностью. Перед началом холодов в систему заливают новую воду. Вместе с ней в радиаторы попадают газовые смеси.
  2. Владельцы частных домов летом часто сами занимаются ремонтом автономной системой отопления. В результате неумелых действий в систему обогрева заходит воздух.
  3. В многоквартирных домах с чугунными батареями в летний период специально спускают воду. Это делают, чтобы избежать работ по замене прокладок между регистрами. Если в системе оставлять теплоноситель, то старые радиаторы могут потечь (узнайте, что делать если потек радиатор) в местах соединений секций из-за охлаждения воды и падения давления. Когда придётся запускать систему отопления снова, в неё зайдёт большое количество воздуха.
  4. За летний период объём теплоносителя заметно уменьшается в объёме. При открытии запорной арматуры из-за отрицательного давления заливаемая вода всасывает в себя газы и заполняет ими все стояки.

Как спустить воздух из батарей отопления в квартире

Спустить воздух из батареи отопления, возможно с помощью воздушного клапана. На сегодня существует два способа спустить смесь газов правильно. Делается это с помощью крана Маевского или автоматического воздухоотводчика. В старых чугунных батареях выгонять пробки можно только через обычный кран или заглушки.

Как удалить воздух из радиатора отопления? Спустить воздух из батареи! Три разных крана Маевского!

Спуск воздуха в радиаторах с краном Маевского

В изделиях последнего поколения, а именно алюминиевых, биметаллических, стальных и чугунных радиаторах для удаления воздушных пробок устанавливают ручные воздухоотводчики – краны Маевского. Прибор представляет собой клапан игольчатого типа.

Как спустить воздух из батарей отопления. Кран Маевского. Многоэтажный дом. Радиатор холодный.

Краны выпускают двух видов, с поворотной ручкой или винтом. В первом случае инструмент не понадобится, а во втором варианте будет нужна отвёртка. Для того, чтобы сбросить пробки, производят действия в определённом порядке.

Фото - Кран Маевского
  1. Приготовить ёмкость (например ведро), отвёртку и разводной ключ.
Фото - Отвёртка для крана Маевского
  1. Разводным ключом поворачивают пластиковую головку крана так, чтобы спускное отверстие заняло бы крайнее нижнее положение.
Фото - Разводной ключ
  1. К нижней части крана Маевского подносят емкость для сбора воды.
  2. Жало отвёртки вставляют в шлицы винта и начинают медленно его поворачивать против часовой стрелки.
Фото - Спуск воздуха
  1. Сначала будет слышен звук выпускаемого воздуха, затем появится прерывистая струя воды.
  2. Нужно дождаться, когда струя станет сплошной и будет стекать равномерно и бесшумно.
  3. Удалять воду из радиатора прекращают, заворачивая винт обратно.
  4. Для профилактики специалисты советуют процесс повторить через 1 – 2 часа.

Удаление воздуха с помощью автоматического воздухоотводчика

Прибор часто называют поплавком из-за принципа его действия. Автомат устанавливают, как в горизонтальном, таки вертикальном положении.

При скоплении воздушных масс поплавок прибора всплывает и давит на клапан. В свою очередь клапан выпускает воздух, и поплавок занимает исходное положение.

Несмотря на удобство, нужно периодически проверять дееспособность отводчика. Автоматический прибор не выдерживает наличие загрязнений в теплоносителе. Поэтому данные приспособления стараются не устанавливать в многоквартирных домах с централизованным отоплением.

Фото - Автоматические устройства

Стравливание воздуха в старых домах с чугунными радиаторами

Чугунные батареи в прошлом для разводушивания оснащались обыкновенными водопроводными кранами. Их вваривали или ввинчивали в заглушки торцов верхних коллекторов. Спуск воздуха осуществлялся открытием крана. Процесс практически похож на способ спуска воздуха с батареи используя кран Маевского.

Встречаются батареи без воздухоотводов. В этом случае воздух спускают, отвинчивая гаечным ключом одну из верхних заглушек чугунного радиатора.

Как удалить воздух из чугунной батареи под давлением, без крана Маевского. Не повторять! Радиатор.

Спуск воздуха через термостат

Бывают такие случаи, когда застройщик не установил на радиаторах устройство для сброса воздушных пробок, а вместо них на каждой батареи были смонтированы терморегуляторы. Можно попытаться выпустить пробки, откручивая крепёжную гайку термостата.

Однако следует помнить о том, что можно повредить уплотнительную прокладку, замена которой потребует слива воды из всей системы.

Фото - Развоздушивание через гайку термостата

Как развоздушить батареи в частном доме

Автономная система отопления частного дома существенно отличается от централизованной сети теплоснабжения. Дело в том, что хозяева своих домов обращаются в специализированные предприятия за монтажом отопительной системы. Профессионалы применяют проектную документацию, которая предусматривает установку расширительного бака.

Фото - Система развоздушивания автономной системы отопления частного дома
Система развоздушивания автономной коммуникации отопления частного дома

Бачок устанавливают в такой точке, которая выше всей отопительной системы. Ёмкости могут быть открытого или закрытого типа. В первом случае завоздушивание системы ликвидирует простым доливом теплоносителя в расширительный бак. Бачок закрытого типа оснащён выпускным клапаном.

Фото - Расширительный бачок закрытого типа
Расширительный бачок закрытого типа

Система смонтирована таким образом, что воздушные пробки выдавливаются из радиаторов и поднимаются в расширительную ёмкость.

При повышении температуры нагрева теплоносителя воздух, собравшийся в бачке, покидает ёмкость через открытый клапан.

Развоздушка системы отопления частного дома.

Профилактика появления воздушных пробок

Профилактика завоздушивания отопительной системы позволяет минимизировать возникновения таких ситуаций, когда нужно постоянно заниматься сбросом воздушных пробок из системы отопления. Для этого осуществляют следующие профилактические мероприятия:

  • установка на всех батареях кранов Маевского или автоматических воздухоотводчиков;
  • вне отопительного сезона нужно проверить правильность навески радиаторов на стены по уровню. Если встретятся нарушения горизонтальности коллекторов отопительных приборов, то нужно откорректировать положение с помощью подкладок под кронштейны;
  • в местах отопительной системы с постоянными воздушными пробками устанавливают поплавковые автоматы сброса воздуха;
  • в автономных системах отопления частных домов желательно врезать в них фильтры для воды. Очищенный теплоноситель не будет провоцировать появление воздушных пробок в радиаторах.

Как спустить воздух из батарей старого образца

До сих пор в жилищном фонде России находятся дома давней постройки с батареями образца МС- 140. В те времена, когда монтировали эти батареи, их для спуска воздуха оснащали обыкновенными водопроводными кранами или простыми болтами, врезанными в заглушки с уплотнителями.

фото - чугунная батарея старого образца

Сброс пробок осуществляется простым открытием этих устройств до появления сплошной струи воды без пузырей. При отсутствии и тех и других устройств удаляют пробки путем отвинчивания заглушек, как об этом было рассказано выше.

Как стравить воздух с батарей разных типов

Приборы обогрева помещений по материалу изготовления подразделяются на ряд видов батарей со своими особенностями стравливания воздуха – это радиаторы:

  • алюминиевые;
  • стальные;
  • биметаллические;
  • чугунные;
  • медные;

Алюминиевые

Приборы отопления из алюминия изготавливают способом экструзии расплавленного металла. То есть, жидкий алюминий вдавливают в опоку. Материал радиаторов достаточно мягкий и при малейшем механическом воздействии деформируется. По это причине алюминиевые батареи рекомендуют устанавливать в частных домах с автономными системами отопления, оснащёнными автоматическими воздухоотводчиками.

Стальные

Батареи из стали обладают большой прочностью. Поэтому они легко переносят установку, как кранов Маевского, так и автоматов. Порой и те и другие заменяют терморегуляторами.

Биметаллические

Радиаторы, которые имеют стальной корпус, покрытый оребрением из алюминиевого сплава, чаще всего оснащают кранами Маевского. Биметаллические приборы монтируют в частных особняках и многоквартирных домах. В зависимости от местных условий отопления батареи снабжают автоматическими устройствами сброса воздуха.

Чугунные

Особенности чугуна, как хрупкого материала, заставляют с осторожностью подходить к выбору устройств для спуска воздушных пробок. В основном, как было сказано выше, используют обычные краны или врезные болтовые клапаны.

Медные

Этот дорогой, но превосходный по своей теплопроводности, металл требует к себе деликатного обращения. Для медных радиаторов применяют специальные устройства, построенные по принципу крана Маевского. Соблюдается условие врезки устройств из того же металла, что и сам радиатор – меди.

Все эти особенности установки устройств для стравливания воздуха с батарей из различных материалов не зависят от их конструкции, будь они секционными, трубчатыми, панельными, пластинчатыми или вакуумными приборами.

В статье использованы источники:

  • ГОСТ Р 58065-2018 Оценка соответствия. Правила сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных
  • Полуян В. А. «Особенности конструирования и монтажа системы напольного и панельного отопления жилых зданий»

В водяных отопительных системах нередко появление проблемы, приводящей к ухудшению циркуляции воды внутри контура. Проблема имеет конкретное название – завоздушивание в системе отопления. Бесперебойная работа водяного отопления построена на принципах циркуляции горячей воды (теплоносителя) внутри контура и теплоотдачи через радиаторы, которые обогревают помещения. Воздух в системе приводит к появлению воздушных пробок и, как следствие, к неэффективному функционированию всей системы из-за снижения теплоотдачи.

Чтобы приступить к решению проблемы, надо установить причины появления воздуха: естественные или искусственные. К естественной причине относится завоздушивание системы вследствие свойства нагретой воды выделять воздух. Чем выше температура теплоносителя, тем больше выделяется воздушных пузырьков. По физическим законам скопление пузырьков происходит в верхней части контура, та как воздух легче воды.

Остальные причины считаются искусственными. Полный перечень привести сложно, но основными причинами принято считать следующие:

  • недостаточность давления в системе;
  • ошибки монтажа отопительного контура (например, неправильный уклон труб);
  • ошибки при запуске системы в работу (например, слишком быстрое заполнение контура водой);
  • высокая концентрация воздуха в используемой воде;
  • некорректная работа запорной аппаратуры (возможно, неплотные соединения отдельных элементов);
  • засор трубопроводов;
  • последствия ремонтно-профилактических работ;
  • коррозия на металлических поверхностях элементов контура;
  • некорректная работа воздухоотводчиков или их отсутствие.

Последствия завоздушивания

Нарушение теплопередачи из-за воздушных пробок неприятно для жильцов, которые платят за отопление, а по факту получают заниженную температуру внутри помещений. Но это не единственный минус, есть другие негативные последствия:

  • шумы и вибрация при циркуляции воды, что в худшем варианте чревато разрушением целостности в местах соединения элементов контура;
  • размораживание системы, если в нескольких радиаторах нет циркуляции воды;
  • перерасход топлива с целью повышения теплоотдачи;
  • разрушение внутренних металлических частей под воздействием воздуха (из-за коррозии).

Совокупность всех последствий влияет на рабочие возможности и общий эксплуатационный срок как отдельных элементов, так и всей отопительной системы.

Развоздушивание

Завоздушивание может возникнуть при наполнении системы теплоносителем и в ходе эксплуатации. Ситуации разрешаются по-разному, но сводится все к спуску воздуха с помощью клапанов и кранов, вмонтированных в систему.

Заполнение закрытой системы с принудительной циркуляцией должно происходить в определенной последовательности, чтобы исключить образование воздушных пробок. Подача холодной воды осуществляется снизу вверх, краны для отвода воздуха оставляют открытыми, закрывают только те, что установлены для спуска воды. Поднимаясь, теплоноситель выдавливает воздух через открытые клапаны и краны. Как вода начинает бежать через кран, его закрывают. Так постепенно, обязательно плавно, наполняют систему водой. Насос запускают, когда контур полностью заполнен теплоносителем.


Для спуска воздуха используют ручные или автоматические воздухоотводчики, сепараторы воздуха. Понятно, что установка ручных воздухоотводчиков подразумевает сброс воздуха обслуживающим персоналом или жильцом квартиры (дома). Встречаются такие воздухоотводчики в обычных жилых домах в помещениях верхних этажей или на техэтажах. Кран Маевского известен многим жильцам старых многоэтажек, которые каждый отопительный сезон самостоятельно сбрасывают накопившийся воздух. В новых домах практикуется монтаж ручного спускного клапана на технических этажах.


Автоматическая система воздухоотвода работает обособленно от человеческого участия. Принцип работы автоматических воздухоотводчиков одинаков. В корпусе воздухоотводчика находится поплавок, на который попадает вода. Поплавок давит на подпружиненный шток, открывая доступ вовне. Корпус постепенно заполняется теплоносителем, поплавок давит на шток и перекрывает выходное отверстие. Чтобы воздухоотводчик работал исправно, периодически проверяют чистоту иглы и годность уплотнительного кольца к дальнейшей эксплуатации.

Отопление электро и запас печное. Труба стальная 32 на выходе расходится в две стороны. Правое крыло дома греет хорошо, в другом холодно система однотрубная самотеком расширительный бак самодельный.

Пробовал ставить кран регулирующий, но толку нет все равно холодная сторона плохо греет хотя котел кипит вовсю. Советуют ставить насос, но при отключении электричества получается вся система встанет. Как быть

?

Отвечает специалист компании “РСТ”:

Очень распространенный вопрос. Отсутствие тепла в одном из контуров объясняется просто – нет циркуляции или она затруднена. Почему? Причин много.

Вода двигается по пути наименьшего гидравлического сопротивления. А если совсем просто, то куда ей легче «бежать», туда они и «побежит». И если в одно крыло теплоноситель поступает свободно, в другое нет, то там отсутствует циркуляция. Причиной отсутствия циркуляции может быть, заужение диаметра трубы (переход на диаметр меньшего размера), некачественного монтажа трубопровода, неисправная запорная арматура (краны), завоздушивание системы отопления (отсутствие в наивысшей точке трубопровода автоматических воздухоотводчиков), просто элементарный строительный мусор или грязь.

Теперь, что касается циркуляционного насоса. Ставить обязательно. И не нужно бояться отключения электричества. КПД системы поднимется. И это Вы почувствуете сразу. А, что бы циркуляция в системе отопления не прекратилась, при отсутствии электроэнергии, циркуляционный насос необходимо устанавливать на обводной контур (байпас). Тогда теплоноситель, минуя байпас и насос, пойдет по основной трубе гравитационной системы отопления.

>> Нет циркуляции теплоносителя в системе отопления – в чём причины?

Нет циркуляции в системе отопления – в чём причины?

Если нет циркуляции теплоносителя в системе отопления, то ни о каком комфортном житие-бытие в доме зимой и говорить нечего. Потому что, сколь котёл ни «раскочегаривай», а радиаторы всё равно будут холодными. Однако думать об этом нужно не тогда, когда система «работала, работала и вдруг перестала», а ещё на стадии проектирования, т. е. сейчас. В этой статье разберёмся с проблемами, приводящими к плохой циркуляции теплоносителя.

Причины плохой циркуляции теплоносителя

Циркуляции теплоносителя в системе отопления может не быть по следующим причинам:

  • недостаточная мощность циркуляционного насоса (или насосов, если их больше, чем один). По этой причине теплоноситель просто не доходит до самых удалённых от котла радиаторов, вот они и холодные (или чуть тёплые, отчего всё равно не легче). О том, как подобрать мощность циркуляционного насоса, есть несколько статей и видео в разделе по проектированию отопления;
  • не установлены обратные клапаны. Обычно их отсутствие «болезненно» для сложных систем с несколькими контурами. Обратные клапаны служат для того, чтобы теплоноситель двигался по нужному контуру и в нужном направлении (подробней читайте дальше);
  • загрязнение системы. Бывает, что трубы забиты по всему диаметру, – какая уж тут циркуляция! Лечится это только одним способом: заменой труб. Это как раз тот случай, когда лучшее лечение –профилактика. И «профилактику» следует проводить ещё на стадии монтажа трубопровода и радиаторов. Во-первых, следить, чтобы внутрь труб не попал мусор. Для этого, убедившись сперва, что внутри ничего нет, торцы труб закрываем до монтажа чем-нибудь. Например, это удобно простыми полиэтиленовыми пакетами. Во-вторых, мусор может быть в радиаторах. Даже в новых! Так что проверяем и избавляемся;
  • диаметр труб слишком мал. Маленький диаметр труб – большое гидравлическое сопротивление – насос не в состоянии «продавить» теплоноситель по всему трубопроводу – нет циркуляции в системе отопления (ну, или она настолько плоха, что всё равно, что её нет). Опять-таки, на этапе проектирования нужно рассчитать гидравлическое сопротивление;
  • скопление воздуха в системе (завоздушивание). Воздух, конечно, не мусор, но воздушные пробки точно так же не дадут теплоносителю свободно циркулировать. Воздушные пробки могут появляться из-за нарушений правил монтажа отопительной системы. Избавиться от воздуха просто – установить автоматический воздухоотводчик в самой высокой точке системы и краны Маевского на радиаторах.

Циркуляция теплоносителя в комбинированной (разветвлённой) системе отопления

Начнём разбор циркуляции теплоносителя со сложной системы – тогда с простыми схемами вы разберётесь без проблем.

Вот схема такой системы отопления:

В ней три контура:

1) котёл – радиаторы – котёл;

2) котёл – коллектор – водяной тёплый пол – котёл;

3) котёл – бойлер косвенного нагрева – котёл.

Во-первых, обязательно наличие циркуляционных насосов (Н) для каждого контура. Но этого мало.

Чтобы система работала, как мы того хотим: бойлер отдельно, радиаторы – отдельно, нужны обратные клапаны (К):

Без обратных клапанов, допустим, мы включили бойлер, однако и радиаторы «ни с того, ни с сего» начали греться (а на дворе лето, нам всего-то нужна была горячая вода в водопроводе). Причина? Теплоноситель пошёл не только в контур бойлера, который нам сейчас нужен, а и в контуры радиаторов. А всё потому, что мы сэкономили на обратных клапанах, которые не пропустили бы теплоноситель, куда не надо, а позволили бы каждому контуру работать, независимо от других.

Даже если у нас система без бойлеров и не комбинированная (радиаторы + водяной теплый пол), а «только» разветвлённая с несколькими насосами, то и тогда на каждую ветку ставим обратные клапаны, цена которых однозначно меньше, чем переделка системы.

Фильтр грубой очистки

Как было сказано выше, одной из причин того, что нет циркуляции теплоносителя, может оказаться скопление мусора в трубопроводе. Чтобы этого стопроцентно избежать, опять-таки, не экономим на копейках, а ставим перед каждым устройством фильтр грубой очистки:

С помощью фильтра поймать грязь проще, чем исправлять последствия засорения трубопровода или теплообменников котла.

Вывод! Фильтры грубой очистки ставим перед каждым устройством системы отопления (насосом, котлом и т. д.) и перед каждым сантехническим устройством. НЕ экономим копейки, чтобы «купить» проблемы.
На корпусе фильтра выбиты стрелки, указывающие направление движение теплоносителя или воды в водопроводе…

Чистить фильтр нужно регулярно. И делать это очень просто: закрываем вентили до и после фильтра – откручиваем пробку (1) на фильтре – вынимаем и промываем под краном сеточку – вставляем её на место и закручиваем пробку. Всё. Не то, что трубы менять:)

Чтобы в доме всегда было уютно и комфортно, необходимо в первую очередь позаботиться о системе отопления. Ведь в холодное время года оптимальная комнатная температура не только создает нормальные условия проживания, но и благоприятно влияет на здоровье человека. В настоящее время можно различными способами отапливать дом, но водяное отопление с давних пор и по сей день считается самым эффективным вариантом. Особенно – система теплоносителя. С ее помощью можно создать комфортные условия в любом доме, независимо от его размеров и этажности.

Принцип работы отопительной системы с принудительной циркуляцией

Чтобы правильно понять, как работает данная схема, необходимо в первую очередь разобраться в системе с естественной циркуляцией. теплоносителя достаточно проста.

Теплоноситель в отопительном котле набирает необходимую температуру и по законам физики поднимается по стояку вверх. Добравшись до радиаторов, он оставляет часть тепловой энергии, поэтому здесь температура воды снижается.

Под действием вновь поступающей горячей воды охлажденная вода постепенно спускается вниз в котел, где опять нагревается. И весь цикл повторяется заново.

В чем недостатки данной схемы, и почему она не так востребована? Эта схема плохо работает, когда отопительная система имеет однотрубный характер разводки труб. Особенно это касается многоэтажных домов. В этом случае происходит неравномерное распределение тепла по радиаторам. Ближайшие к котлу батареи нагреваются сильнее, а дальние меньше. В одних комнатах температура выше, в других ниже. И чтобы этого не происходило, приходится в дальних комнатах наращивать секции на радиаторах.

Кроме того, количество топлива, потребляемого котлом в системе с естественной циркуляцией, всегда больше, чем при установке циркуляционного насоса. А это на сегодняшний день немаловажный фактор.

Если используется двухтрубная система, то эти проблемы отпадают сами собой.

Теперь понятно, что низкая эффективность такой системы требует монтажа в нее насоса. Он увеличивает скорость движения теплоносителя, а это, в свою очередь, обеспечивает равномерное распределение горячей воды по всем приборам отопления.

Такая система безопасна

Многие могут усомниться в правильности работы такой системы – ведь есть вероятность смешения холодной и горячей воды. Все верно, такая вероятность существовала бы, если бы скорость теплоносителя была слишком большой. Но современные циркуляционные насосы создают небольшое давление, при котором скорость воды внутри отопительной системы практически ничем не отличается от естественной. Незначительное ее повышение есть, но это никоим образом не влияет на смешение воды с разными температурами.

Очень важный момент! Теплоноситель под действием насоса движется всегда в одном направлении, при котором теплопотери минимальны. И если правильно регулировать скорость движения теплоносителя, то можно контролировать количество производимого тепла.

Достоинства и недостатки

Итак, установленный в систему насос обеспечивает ей большое количество преимуществ:

  • Для такой системы нет никакой разницы, какие трубы и с каким диаметром будут в нее вмонтированы.
  • В этом случае можно использовать недорогие трубы с меньшим диаметром, что позволит сэкономить средства.
  • Отсутствие перепада температур увеличивает срок эксплуатации узлов системы.
  • Есть возможность регулировать температуру в самой системе или в отдельных помещениях дома.

Конечно, есть и недостатки:

  • Во-первых, насос работает от сети электрического тока, а это пусть небольшие, но расходы. К тому же при отключении электроэнергии останавливается и насос.
  • Во-вторых, небольшой шум от работы насосной установки. Его практически не слышно, но он все-таки присутствует.

Схемы отопления

Водяное отопление

С принудительной циркуляцией теплоносителя бывает двух видов – однотрубная и двухтрубная. Разница в них достаточно существенная. Здесь не только различается схема разводки труб, но и их количество, а также набор запорной, регулирующей и контролирующей арматуры.

Однотрубная система отопления

Здесь также надо рассмотреть два варианта, потому что существует горизонтальная и вертикальная схема.

Первый вариант очень простой. Все радиаторы отопления вставляются в контур сети последовательно. То есть, теплоноситель из одного прибора перетекает в другой с последующим переходом по обратному контуру в котел. На каждом приборе установлены краны Маевского, через которые удаляется воздух из системы, а также краны или вентили, с помощью которых можно отсечь часть системы или один небольшой участок. Установленный в такой схеме насос будет очень актуален.

Здесь есть один момент, на который необходимо обратить особое внимание. Эта схема для многоэтажного дома используется в вариации, когда на каждый этаж от стояка отводится своя отдельная ветка.

Вертикальная схема является упрощенной. В ней стояк поднимается выше последнего этажа, где происходит спуск трубы на верхний этаж и распределение ее по радиаторам по горизонтальной схеме от прибора к прибору. Далее труба опускается на этаж ниже, где повторяется горизонтальная разводка. И так далее до первого этажа. Теперь вы понимаете, что радиаторы первого этажа всегда будут в охлажденном виде.

Двухтрубная система отопления

Рисунок двухтрубной системы отопления

В этой схеме также присутствует два вида разводки – горизонтальная и вертикальная. В свою очередь горизонтальная схема разделяется на:

  • Тупиковую;
  • Попутную;
  • Коллекторную.

В чем отличия этих трех схем?

Первая является самой простой, но в ней очень тяжело контролировать температурный режим. У каждого радиатора свой контур, и чем дальше батарея от котла, тем этот контур длиннее.

Во второй схеме данные контуры одинаковы, что обеспечивает легкость регулирования процесса. Но при этом увеличивается длина самого трубопровода.

А вот третья схема самая эффективная, потому что к каждому радиатору подходит свой отдельный трубопровод, и по нему подается теплоноситель. Равномерность тепла в данном случае обеспечена. Недостаток один – большие материальные затраты на приобретение большого количества материалов и немалые трудозатраты на монтажные работы.

Вертикальная схема разделяется тоже на два вида – с нижней разводкой и с верхней. Первый вариант имеет отличительный конструкционный элемент – стояк подачи теплоносителя проходит через все этажи и на верхнем входит в радиатор, от которого идет обратка. По этой трубе вода поступает на нижний этаж, где также попадает сразу в радиатор. И так далее до котла. То есть, в любой комнате у вас будет присутствовать две трубы.

Еще варианты схем принудительного отопления

Второй вариант совершенно другой. Здесь стояк поднимается от котла вертикально до чердачного помещения, где производится разводка труб на каждый радиатор верхнего этажа. А от них на нижний этаж спускается труба. Эта обратка подходит к радиатору нижнего этажа как подача теплоносителя. То есть, в каждой комнате у вас будет всегда одна труба, соединяющая радиаторы на разных этажах.

Как видите, отопительные системы имеют разные схемы. Выбирая какую-либо из них, необходимо решить один очень важный вопрос – сколько денег выделено на монтаж отопления вашего дома.

Как правильно оборудовать систему отопления с принудительной циркуляцией

Чтобы система работала долго, эффективно и без проблем, необходимо правильно произвести монтаж некоторых ее узлов:

  1. Обязательный элемент отопления – это расширительный бак, который соединяется с обратным контуром. Он необходим, потому что в системе постоянно происходят процессы парообразования, и ее необходимо пополнять водой. К тому же иногда при перегреве теплоносителя увеличивается его объем. А наличие бака препятствует его выбросу.
  2. Циркуляционный насос обязательно монтируется в обратку. Это простая необходимость, которая помогает увеличить срок эксплуатации агрегата. Дело в том, что в конструкции насоса есть резиновые уплотнители и манжеты. Под действием горячей воды они изменяют свои свойства. В обратке вода движется уже охлажденной, поэтому не влияет на качество резиновых элементов.
  3. Принудительная система отопления дает возможность использовать трубы с минимальным диаметром. Это не только сокращает расходы на сооружение отопительной системы, но и экономит на теплоносителе, расширительном баке и самом котле.
  4. Устанавливайте в такую систему только современные отопительные котлы, с помощью которых можно контролировать и регулировать все процессы. В них установлена автоматика, и она даст возможность эффективно использовать топливо, а также производить регулировку температуры внутри дома в зависимости от разных факторов.

Выбор циркуляционного насоса

Циркуляционный насос

Чтобы правильно выбрать насос, необходимо принять во внимание всего лишь два его качества. Он должен быть:

  • Энергосберегающим.
  • Простым и надежным в эксплуатации.

Такие показатели, как мощность и напор, определяются размерами самого дома. К примеру:

  • Площадь дома 250 квадратных метра – выбирайте насос мощностью 3,5 кубических метров в час и напором 0,4 атмосферы.
  • Площадь 250-350 куб м – мощность 4,5 куб м/ч, напор – 0,6 атм.
  • Площадь 350-800 куб м – мощность 11 куб м/ч, напор – 0,8 атм.

Конечно, точно сказать, какой насос лучше всего использовать для конкретного дома, сложно. Здесь придется делать расчет, который может выполнить только специалист. Ведь для этого необходимо учесть множество факторов.
Сюда обязательно входят:

  • Диаметр труб и материал, из которых они изготовлены.
  • Длина всей системы.
  • Количество радиаторов, запорной арматуры и других приборов, а также их вид.
  • Вид топлива, на котором будет работать котел.

Циркуляционный насос с мокрым ротором для любых систем водяного отопления

Как видите, учесть все факторы и сделать расчет самостоятельно очень сложно, это под силу только специалисту.

И последнее. Часто на форумах можно услышать сетования частных застройщиков, что нет циркуляции в системе отопления. Что делать?

Причина может быть только одна – это воздушные пробки внутри. Чтобы их удалить, необходимо на каждый радиатор установить краны Маевского. Это эффективное средство в борьбе с воздухом, который остается внутри системы после ее заполнения водой. Так что надо разориться и купить эти устройства.

Кстати, в настоящее время такие краны производят с автоматическим выпуском воздуха. Отличный вариант, при котором нет необходимости контролировать образование воздушных пробок.


Воздух в системе отопления – это очень плохой момент для любой отопительной системы. Как бороться с этим явлением и из-за чего оно происходит, мы подробно рассмотрим в этой статье.

Для начала давайте скажем, чем так плохо завоздушивание системы:

  • Ухудшение теплопередачи из-за пустот в теплоносителе;
  • Ухудшение или полное отсутствие циркуляции в системе отопления.

Цена работы системы с воздухом очень велика и несет большие убытки.

Из-за чего воздух попадает в систему отопления

Причины завоздушивания системы отопления могут быть самыми разнообразными, но наиболее частые причины это:

  • Ремонтные работы на стояках, при которых система разгерметизировалась;
  • Полный дренаж воды из системы отопления;
  • Нарушение целостности системы.

В ходе летних планово-предупредительных ремонтов выполняются различные работы:

  • Замены отопительных приборов;
  • Замены стояков и запорных механизмов.

Эти работы приводят к разгерметизации систем отопления, в результате чего в неё попадает воздух. Воздух в системе опасен не только написанными чуть выше причинами, в дополнение ко всему кислород, содержащийся в воздушной смеси, способствует ускоренному износу самой системы в результате коррозии.

В системе отопления воздух может также появляться из-за дренажа воды из первой.

Выполняют дренаж в разных целях:

  • Ремонтных;
  • Промывках;
  • Опресовках и пр.

Воздушная пробка в системе отопления также может возникнуть из-за деформации и нарушения целостности системы. В таком случае через деформированный участок трубопровода может происходить завоздушивание.

Но это только в случае индивидуального отопления без автоматической подпитки системы. Если в таком случае отопление централизованное, то будет свищ и подтопление.

Борьба с завоздушиванием

Как удалить воздух из системы отопления – это очень популярный вопрос владельцев частных домов и жителей верхних этажей.

Жильцы многоэтажных домов, которые проживают на последних верхних этажах, очень сильно страдают из-за воздуха в системе. Объясняется это тем, что в системе отопления воздух скапливается вверху, потому что, он легче воды.

Но как бороться жильцам с этой проблемой? Конструкторы продумали решение этого вопроса и на последних этажах каждого стояка запроектировали клапан для сброса воздуха из системы отопления.

Последний является свежей заменой старому крану Маевского, который вы можете увидеть на фото внизу и на видео в интернете.

Борьба с завоздушиванием в частных домах сводиться к установке одного механизма – этот механизм сепаратор воздуха для отопления.

Такое решение, направленное на сброс воздуха можно встретить во всех жилых многоквартирных домах старого образца.

В таких домах принималась к установке система отопления с нижней разводкой, которая подключалась к тепловой сети с помощью элеватора.

В ходе эксплуатации такой системы выявился один существенный недостаток – завоздушивание верхних потребителей. Такая проблема вела к нарушению циркуляции всей системы отопления здания и как итог — жильцы получали некачественное отопление.

Для решения этой проблемы были разработаны механизмы как развоздушить систему. Был применен кран, получивший фамилию человека нашедшего решение этой проблемы – господина Маевского.

Такой кран можно поставить на любой отопительный радиатор.
С торца батареи коллекторы имеют глухие концы. Концы заглушиваются футорками.

Вместо одной верхней футорки было принято решение поставить кран Маевского. Получается, что кран устанавливался в самой верхней точке всей системы отопления.

Применение такого крана дало быстрый и положительный результат. Люди самостоятельно могли стравливать воздух и тем самым стравить воздух своими руками. Инструкция по установке находится в свободном доступе во всемирной паутине, и вы самостоятельно можете ознакомиться с этой информацией.

Совет. Не стоит сильно затягивать резьбу на кране Маевского, так как вы можете её сорвать.

Недостатком такого процесса удаления воздуха является надобность личного удаления воздуха каждого жильца. Чтобы этого избежать применяют на практике патрубки с запорной арматурой, которые устанавливают в верхних точках системы (на техэтажах).

Такое решение позволяет обслуживающему персоналу самостоятельно стравливать воздух и не обременять этой обязанностью жильцов.

Сепараторы воздуха – это ещё один ответ на вопрос «как убрать воздух из системы отопления»?

Разница между краном Маевским и таким сепаратором заключается в том, что первый удаляет воздушные скопления с высших точек, а второй убирает воздух, который растворился в воде.

Сепаратор производит отбор воздуха, конвертацию его в пузыри, а далее удаляет. Это главные отличия.

Очень часто такие воздушные сепараторы выпускают вместе с сепараторами шлама, в одном корпусе. Сепаратор шлама выполняет улавливание различных примесей: песка, ржавчины и прочих. Такой симбиоз воздухо- и шламауловителя может сэкономить место при монтаже.

Стоит заметить, что потребность в сепараторах воздуха увеличивает с размером системы отопления. Если в маленьких отопительных системах спуск воздуха из системы отопления

можно произвести вручную, удалив воздух и прочие примеси, то в большой системе это становится сделать проблематично.

Автоматический воздухоотводчик

Это очень полезный механизм, который позволяет своему владельцу не думать, как выгнать воздух из системы отопления. Он все сделает сам.

Рассмотрим, как он работает благодаря фото с его строением чуть ниже.

Принцип работы:

  1. Теплоноситель попадает в корпус, где находится пластмассовый поплавок;
  2. Поплавок благодаря флажку давит на шток, который подпружинен;
  3. Доступ воздуха к атмосфере открыт, и он может выйти;
  4. Корпус заполняется водой, и поплавок давит на шток и перекрывает отверстие для выхода воздуха.

Отметим, что именно по этому типу устроена работа всех воздухоотводчиков.

Такой механизм довольно надежный и долговечный, но и у него бывают поломки.

Основные причины выхода из строя:

  • Закоксовывание иглы.
    Это происходит из-за плохого качества теплоносителя. В итоге на игле образовываются соли жесткости, и она начинает подтекать и плохо закрывать. Эта проблема легко решается: откручивается крышка, очищается иголка и кулисный механизм;
  • Уплотнительное кольцо приходит в негодность.
    В таком случае теплоноситель начинает капать из-под крышки. При таком варианте может помочь замена прокладки или наматывание пакли на резьбу.

Итоги

После прочтения статьи вам стало очевидно, что удаление воздуха из системы отопления — это очень важный и необходимый процесс, которым нельзя пренебрегать.

Данная статья предоставила вам варианты решений этой проблемы, каждый из вариантов действенен и применяется на практике по этот день. Какой вариант выбрать вам, это ваше личное мнение, но мы бы советовали вам перед принятием решения проконсультироваться со специалистом.

Как понять, что в батарее есть воздух и спустить его?

Запуск отопительного сезона не за горами, а одна из самых частых проблем начала работы отопления – завоздушивания радиатора или воздушная пробка в нем.

Почему происходит завоздушивание? Как понять, что в системе есть воздух? Что делать, если воздух все-таки попал внутрь батареи? Разбираем вопросы с экспертами STOUT и даем пошаговый план действий!

Подпишитесь на канал, чтобы легко найти материал, если понадобится позже, и поделитесь с друзьями – полезных практических советов много не бывает!

Почему в радиаторе может быть воздух?

Основные причины такой ситуации:

  • Попавший в систему воздух  на этапе монтажа системы отопления или ремонтных работ (даже если их делали  соседи с других этажей многоквартирного дома). И, чем выше ваш этаж, тем больше вероятность образования пробки;
  • Негерметичность системы из-за поломки или износа;
  • Ошибки монтажа, когда радиаторы или трубы установлены не строго горизонтально, а под углом;
  • Примеси воздуха в теплоносителе (воде или другой жидкости);
  • Нарушена технология заполнения системы – слишком быстро набрали воду .

Можно ли как-то избежать проблемы? Свести риски к минимуму можно, доверив работу профессионалам. А улучшить совместимость компонентов друг с другом можно, купив компоненты системы одного производителя.

Как понять, что есть воздух в радиаторе?

Сделать это легко – из радиатора доносится бульканье и другие характерные звуки, а батарея в том месте, где есть пробка, прогревается неравномерно или холодная. Просто проверьте температуру рукой!

А нужно ли убирать воздух?

Такой вопрос иногда возникает, если кажется, что работа системы отопления сильно не нарушена, в доме тепло – ну, зачем что-то делать? На самом деле, спустить воздух нужно. Для этого есть несколько причин:

  • Завоздушенная система шумит. Ночью такие звуки могут напугать, помешать спать или не понравиться соседям;
  • Снижается эффективность отопления. Насколько сильно – зависит от того, где именно образовалась пробка и насколько она большая;
  • Может выйти из строя насос;
  • В месте, где скопился воздух, может начаться коррозия металла радиатора. Образующаяся ржавчина может частично или полностью забить трубу или радиатор. Такой ремонт будет сложнее и дороже. А лучшая защита от такой ситуации – выбрать трубы из сшитого полиэтилена РЕ-Х. Подробней о выборе труб мы писали здесь.

Как спустить воздух из радиатора?

Есть два варианта. В первом случае все происходит автоматически. Для этого в системе устанавливается автоматический воздухоотводчик. Устройство заранее монтируется в систему в самой верхней точке системы или за котлом. Альтернативный вариант для автономной системы отопления – использовать сепаратор воздуха, который будет постоянно улавливать грязь и пузырьки воздуха из теплоносителя.

Если подобные устройства не предусмотрены, то спустить воздух можно вручную. Это делается при помощи крана Маевского (игольчатого клапана). Это конус с герметичным винтом, который устанавливается на радиаторе или на участках трубопровода, где есть перепады высоты или изгибы.

Краны Маевского разных производителей
Краны Маевского разных производителей

Пошаговый порядок действий:

  1. Подготовьте емкость для сбора воды, которая будет вытекать из радиатора;
  2. Сантехническим ключом (или просто отверткой) поверните винт на 1-2 оборота. Когда кран немного откручен, из радиатора начинает выходить воздух, позже – вода;

Осторожно! Открутив кран слишком сильно, можно вызвать утечку воды на пол, обои – завернуть его обратно быстро не получится, поэтому нужно быть внимательным, особенно в многоэтажке, где давление в системе большое.

3. По мере того, как прекратилось шипение, а из радиатора вытекает только вода, кран нужно закрыть – закрутить в обратном направлении.

Это важно! Иногда бывает так, что причина того, что часть батареи холодная, – не воздушная пробка, а скопление ржавчины и других загрязнений, что происходит из-за коррозии стальных труб или низкого качество теплоносителя. В этом случае при попытке спустить воздух будет сильная струя воды без воздуха.

Как понять, что в батарее есть воздух и спустить его?

Спускать воздух можно в течение сезона несколько раз по мере того, как появляются посторонние звуки в трубах. В случае слишком частой необходимости спуска воздуха из радиатора, что является признаком неправильной работы системы отопления, рекомендуется вызывать специалиста.

Уверена, наш материал поможет решить проблему.  А если нет желания делать все самостоятельно или система только в проекте – приглашайте на помощь наших проверенных монтажников! Найти специалиста можно тут.

Скопление воздуха в отопительной системе ухудшает передачу тепла и снижает эффективность работы инженерных сетей. В некоторых случаях воздушная пробка способствует полному прекращению циркуляции теплоносителя, что приводит к образованию агрессивной среды и развитию коррозионных процессов. Чтобы избежать неприятностей, следует избавляться от воздуха в трубах сразу после его появления. В нашей статье мы детально рассмотрим причины и последствия завоздушивания системы, а также приведем несколько действенных способов, позволяющих решить проблему с воздушными пробками.

Откуда появляются воздушные пробки?

Воздушные пробки – это пустоты в теплоносителе, которые препятствуют его перемещению по трубопроводам. Чаще всего избыточный воздух появляется в начале отопительного сезона, но в силу различных причин может образовываться и в любое другое время. К завоздушиванию приводят:

  • неправильная установка труб без необходимого угла наклона;
  • ремонт трубопроводов, при котором в систему попадает воздух;
  • низкое давление в системе, способствующее снижению объемов теплоносителя;
  • неправильное наполнение системы (вода должна подаваться медленно, с одновременным вытеснением воздушных масс, которые скопились за лето);
  • разгерметизация сети на фитингах или сварочных стыках;
  • высокое содержание воздуха в воде (при подогреве он высвобождается из жидкости и образует пробку);
  • быстрый подогрев воды до высоких температур;
  • неправильный монтаж теплых полов.

Признаки завоздушивания системы

Понять, что система завоздушена, легко. Появление пробок препятствует прохождению теплоносителя через радиаторы отопления, поэтому они полностью или частично остывают. Как результат, котел работает на полную мощность, а температура в помещении падает. Другими признаками завоздушивания являются:

  • шум в трубах, вызванный движением воздушных пузырьков;
  • вибрация, связанная с выбросами углекислого газа и оксидом металла из-за окисления труб;
  • повышение расхода топлива в котле;
  • появление течи.

Если игнорировать эти симптомы, можно столкнуться не только нарушением обогрева и повышением коммунальных расходов, но и со снижением срока службы оборудования. Трубы, радиаторы, арматура будут подвергаться коррозии, быстрее вырабатывать свой эксплуатационный ресурс. Из-за отсутствия теплоносителя высока вероятность повреждения вала и подшипников циркуляционного насоса, что может повлечь за собой поломки перекачивающего устройства.

Как решить проблему?

Чтобы избавиться от завоздушивания, можно использовать несколько способов, которые различаются по издержкам и сложности исполнения.

Кран Маевского

Самый простой способ решения проблемы – использование крана Маевского, который позволяет быстро стравить воздух из труб. В зависимости от конструкции и управления он бывает следующих видов:

  • Ручной – обеспечивает стравливание путем откручивания регулировочного винта при помощи четырехгранного ключа.
  • Автоматический – самостоятельно спускает воздух из трубопроводов. Устранение избыточного воздуха происходит благодаря встроенному поплавку, моментально реагирующему на появление пробки.
  • С предохранителем – спускает воздух и дополнительно осуществляет контроль давления в трубах. Если оно превышает 15 атмосфер, кран производит автоматическое стравливание скопившихся воздушных масс.

Выбор разновидности крана зависит от особенностей отопительной сети. Если она является централизованной, лучше устанавливать ручной вариант, который эффективно работает при сильном загрязнении теплоносителя. Для загородных домов можно выбрать автоматическую модель, которая может легко монтироваться даже в труднодоступных местах.

Автоматический воздухоотводчик

Автоматический воздухозаборник выполняет постоянное отведение воздуха из сети без вмешательства хозяев. Как правило, его установка осуществляется в наиболее критических местах – на перегибах труб или в точках наивысшего расположения трубопроводов. Процесс стравливания воздуха таким устройством осуществляется следующим образом:

  • При перемещении по трубам теплоноситель попадает в корпус воздухоотводчика, в котором размещается поплавок.
  • Поплавок начинает давить на подпружиненный шток.
  • Как результат, воздух получает возможность выйти наружу.
  • Как только на место вытесненного воздуха заходит новая порция теплоносителя, происходит перекрытие воздушного выхода.

Работа воздухоотводчика может приводить к снижению давления в системе, поскольку после спускания воздуха происходит высвобождение занимаемого им пространства. В такой ситуации нужно доливать воду до выравнивания показателей.

Сепаратор воздуха

Сепаратор – еще один эффективный прибор, который помогает справиться с завоздушиванием. В отличие от крана Маевского, он производит выведение растворенного в воде воздуха, тогда как первый нацелен на вывод воздушных пузырьков в верхней части контура отопления. При использовании сепаратора теплоноситель пропускается через устройство и замедляет свой ход. В этот момент мелкие воздушные пузырьки в воде попадают в воздушную камеру или притягиваются к специальным PALL-кольцам, а теплоноситель следует далее уже без содержания воздуха.

Многие модели оснащаются дополнительным сепаратором шлама, который обеспечивает удаление из теплоносителя мелких инородных частиц (песка, ржавчины и др.). Прибор устанавливается сразу на выходе теплоносителя из котла перед циркуляционным насосом. Такое расположение исключает проникновение пузырьков в корпус насоса, что сводит к минимуму изнашивание его компонентов.

Тот или иной способ развоздушивания системы и решения проблем с появлением пробок выбирается в зависимости от причины их появления. Если своевременно удалять избыточный воздух из трубопроводов, можно избежать существенных расходов на отопление и продлить срок службы инженерных сетей.

Система обогрева дома или квартиры, состоящая из труб и радиаторов, подвержена такому явлению, как завоздушивание. В систему отопления попадает воздух, образующий пробку, и вода не может перемещаться по трубам. Результат — понижение температуры в помещении. Избежать проблем поможет знание того, как действовать в подобной ситуации.

Завоздушивание системы отопления в квартире

Завоздушивание системы – воздушная пробка, образовавшаяся в трубе

Причины образования пробок

Прежде чем устранять проблему, нужно понять, почему завоздушивается система отопления в частном доме или квартире. Причины могут быть разными в зависимости от того, идёт ли речь об индивидуальном или централизованном отоплении.

Факторы, из-за которых происходит завоздушивание центрального отопления:

  • разгерметизация;
  • утечка воды;
  • ошибки в проектировании.

Утечка воды из системы отопления

Система может завоздушиться по причине разгерметизации, которая могла произойти в результате ремонтных работ

Система может разгерметизироваться при проведении планового ремонта, во время замены частей труб и радиаторов. Ещё одна причина, почему воздушит систему отопления, — попадание воздуха в трубы при осушении. Ошибки и погрешности, допущенные на этапе проектирования, приводят к тому, что разводка труб или монтаж батарей выполняются неправильно. В результате трубопровод будет постоянно воздушиться.

Индивидуальные отопительные конструкции завоздушиваются реже. Причина чаще всего кроется в неправильно составленном проекте. Чтобы вода свободно циркулировала в трубах, их делают под определённым наклоном. Соблюдение этого условия предохраняет от возникновения воздушных пробок. Необходимый элемент системы — расширительный бачок. Он нужен, чтобы контролировать уровень воды и при необходимости добавлять её.

Замечено, что образование воздушной пробки характерно для первого запуска отопления. По мере того как в трубы поступает вода, воздух должен удаляться. Для этого в самой верхней точке крепится кран, а к нему подсоединяется шланг. Когда трубы наполнятся водой и воздух перестанет выходить, кран закрывают.

О понятии завоздушивания системы вы увидите в этом видео:

Удаление пробки в автономном отоплении

Простой и эффективный метод, позволяющий быстро вывести воздух из системы, — монтаж автоматического воздухосборника. Конструкция располагается в верхней точке системы. Когда нужно, её открывают, и воздушная пробка удаляется.

Удаление воздушной пробки в автономном отоплении

Самое простое средство развоздушивания – открытие воздухосборника

Другой способ стравливания воздуха — через расширительный бак. Он обычно находится вверху. Для устранения воздуха из труб не требуются дополнительные действия — он сам поднимается и выходит наружу.

Воздух из отопительных батарей спускают с помощью крана, установленного сбоку радиатора. Также можно использовать специальное устройство — кран Маевского.

На окончательный выбор способа развоздушивания влияют особенности проекта. В целом, если соблюдена технология устройства отопления, проблем быть не должно.

Развоздушивание централизованной системы

В многоквартирных домах и частном секторе центральное отопление проектируется с воздухосборниками. Они располагаются в верхней точке. Когда завоздушена система отопления, достаточно открыть кран. При образовании воздушной пробки открытие воздухосборника способствует тому, что воздух поднимается по трубам. Таким образом, вся система заполняется водой, и пробок не остаётся.

Устранение завоздушивания централизованной системы отопления

В квартирах, для развоздушивания системы необходимо просто открыть кран

В квартире или доме удалить пробку можно, спустив воздух в том месте, где он образовался. Для этого батареи оснащаются кранами. Нужно иметь в виду, что недопустимо устанавливать водопроводные элементы. Применяются специальные краны, называемые воздушниками. Если владелец помещения установит вместо воздушника водопроводный кран и по случайности сольёт из системы некоторое количество теплоносителя, ему придётся заплатить штраф.

Воздушник открывается с помощью специального ключа или обычной отвёртки. Нужно соблюдать предельную осторожность, но даже если всё будет сделано правильно, не исключено, что из радиатора не только выйдет воздух, но и вытечет вода.



Кран Маевского и автоматический воздушник

Устранить завоздушенность системы отопления и избежать проблем с законом поможет простое устройство, предназначенное для устранения воздушных пробок. Кран открывается до тех пор, пока не начнёт выходить воздух.

Удаление воздушной пробки в системе отопления через кран Маевского

Через кран Маевского вытечет лишь малое количество воды

В это время может сочиться вода, поэтому нужно заранее приготовить тару. Кран Маевского хорош тем, что у него очень маленькое отверстие, через которое не утечёт много воды. Как только воздух полностью выйдёт, устройство закрывают. Монтаж этого элемента разрешён нормативными актами. Недостаток крана в том, что его приходится вывинчивать и завинчивать вручную.

Когда воздух скапливается в трубах слишком часто, выкручивание крана может стать проблемой: не каждому захочется выполнять это утомительное действие несколько раз в неделю. Поэтому есть смысл рассмотреть другое устройство — автоматический воздухоотводчик (воздушник). Это вспомогательный элемент, представляющий собой корпус из бронзы или нержавеющей стали.

Часто воздухоотводчик устанавливается с отсекающим клапаном. Монтаж выполняют в таком порядке: сначала вкручивают клапан, затем в него ввинчивают воздушник. Принцип работы:

  • воздух поступает в корпус и стравливается;
  • когда начинает течь вода, она поднимает поплавок;
  • поплавок прижимает клапан.

Таким образом, устройство пропускает воздух, но не даёт вытечь теплоносителю. Однако владельцу жилья в любом случае стоит соблюдать осторожность, особенно когда речь идёт о централизованной отопительной системе.

Давление в трубах очень большое, и если часто стравливать воздух, отвинчивая конструкцию или открывая кран, однажды может произойти срыв. При частых проблемах лучше пригласить специалистов. Зачастую только они могут установить истинную причину завоздушивания системы отопления многоквартирного дома и принять необходимые меры.



Добавить комментарий