Зажим гортани как исправить

Вас не слушают, когда вы выступаете публично? В ответственные моменты ваш голос садится, становится хриплым, низким или, напротив, фальшиво-высоким? Так проявляются зажимы, мешающие вам проявить себя на публике, в рабочем коллективе или при общении с друзьями.

В этом материале мы предлагаем разобраться в причинах появления проблемы. Также расскажем способы ее устранения и поделимся тремя практическими упражнениями, которые позволят получить результат уже после 2–3 тренировок.

Что такое зажимы, и почему они возникают

Голосовые зажимы бывают постоянными и временными. Проявляться они могут в хрипоте, срывах на тона разной высоты, в тонком или низком звучаниях. Они скрывают выразительность вашей речи, природную красоту тембра.

Выделяют две основные причины их появления:

  1. Физические – неправильная осанка, напряжение, усталость, болезнь или период восстановления. Неумение правильно дышать, задействовать нужные мышцы тела и речевого аппарата.

  2. Психологические – хронический стресс, сильное волнение, желание сделать голос красивее, выразительнее.

На физическом уровне зажимы проявляются в сжатых челюстях, напряженных губах и гортани. На уровне психологии они могут быть вызваны внутренним запретом на выражение своего мнения или эмоций.

Что делать с телом, чтобы снять зажимы

Причины появления проблемы у каждого человека свои, а решение одно – необходимо научиться расслаблять мышцы лица и гортани. Только избавившись от ненужного напряжения, речевой аппарат будет работать легко и свободно, а речь – звучать красиво и выразительно.

Эффективные способы снятия зажимов:

  1. Массаж лица. Можно делать самомассаж, но лучше довериться специалисту, чтобы процедура действительно дала результат. Проработка мышц лица улучшает кровообращение и лимфоток, устраняет спазмы. Помимо расслабления, вы получите дополнительные бонусы: улучшится цвет кожи, разгладятся неглубокие морщины, подтянется овал лица.

  2. Пение звука «Мммм». Для его выполнения встаньте прямо, разведите руки в стороны и пойте звук, не открывая рта. Если выполнять это упражнение правильно, вы почувствуете вибрации, идущие от головы по всему телу. Результат – снятие напряжения с мышц гортани. Благодаря этому голосовые связки не зажимаются, воздух проходит свободно. Выполняйте это упражнение несколько минут перед выходом на сцену.

  3. Бег. Помогает улучшить тонус, насытить клетки кислородом, а заодно расслабить мышцы лица и диафрагмы. Но нужно помнить, что эта нагрузка противопоказана при больных суставах. Возможно, ваш врач порекомендует заменить бег плаванием.

  4. Контроль осанки. Сгорбленные плечи, зажатая диафрагма, сутулость мешают проявлению сильного и красивого голоса. Поэтому мы рекомендуем следить за своей осанкой в быту и на работе, а также подобрать комплекс лечебной физкультуры, направленный на укрепление мышц спины.

  5. Пение. Пойте песни от лица мужчин и женщин, экспериментируя с высотой, интонациями, тембром голоса. Копируйте пение мультипликационных персонажей, детские голоса. Так вы познакомитесь со своими природными возможностями, научитесь контролировать дыхание.

От психологических зажимов поможет избавиться психолог или психотерапевт. Во время тестирования или терапии специалист найдет внутренние причины вашей проблемы, даст индивидуальные рекомендации.

Освобождаем гортань, мышцы лица и челюсть

Первые шаги для снятия голосовых зажимов можно сделать самостоятельно. Для этого предлагаем ознакомиться с нашими рекомендациями.

Напряженные челюсти

Психологи считают, что зажим в этой области появляется из-за стремления скрыть гнев, боль или другие сильные эмоции. Такой человек идет по жизни, буквально стиснув челюсти и разговаривая сквозь зубы.

Чтобы снять напряжение на физиологическом уровне, нужно подвигать нижней челюстью вправо и влево, вверх и вниз. Для усиления эффекта создавайте сопротивление ладонями, чтобы движение давалось с усилием.

Сдавленная гортань

Представляет собой эффект кома в горле. Сопровождать его может першение, сдавленность, желание прокашляться.

Чтобы расслабить гортань, можно работать на уровне мысли – представить ком в горле как физический объект, а затем расправить его. Физиологически зажим снимает зевота и смех. Но при условии, что зевать и смеяться вы будете от души не менее пяти минут подряд.

Зажатые губы

Проблема часто возникает у людей, вынужденных искусственно улыбаться на публике или в личном общении. При этом виде зажима голос становится натянутым и неестественным.

Устранить зажатость поможет артикуляционная гимнастика. Если вы почувствовали проблему, попробуйте выполнить пару несложных упражнений.

  1. Вытяните губы в трубочку и верните в исходное положение. Повторите 5–7 раз.

  2. Вдохните и выдохните воздух с сомкнутыми зубами через расслабленные губы. Упражнение напоминает лошадиное фырканье. Повторите его 5–7 раз.

Могут ли зажимы находиться только в одной или сразу трех областях? Всё индивидуально, даже интенсивность напряжения в разных зонах лица может быть разной.

DSCF4519

практическая отработка навыков 

Упражнения

Для снятия голосовых зажимов мы подобрали три эффективных упражнения. Выполняйте их каждый день, и результаты не заставят себя ждать!

Ямки

Поставьте указательные пальцы на область перед ушной раковиной, где находится «вход» в ухо. Медленно открывайте рот, пока не почувствуете образовавшиеся впадины. На счет «раз» опускайте нижнюю челюсть и погружайте пальцы в ямки. На «два» – закрывайте рот, приподнимая пальцы.

Упражнение помогает расслабить челюстные зажимы.

Алфавит

Положите ладони на нижнюю челюсть и пойте согласные по порядку, соединяя их со звуком «а»: «Бааа, вааа, гаа, даа» и так далее. Произносите звуки тихо и без усилий, контролируя при этом работу речевого аппарата ладонями.

Упражнение помогает расслабить зажимы губ.

Рыбка

Откройте рот и выдвиньте вперед нижнюю челюсть. Медленно переместите ее в одну сторону, затем в другую, делая плавный полукруг. После этого сядьте за стол, поставьте на него локти и подоприте ладонями подбородок. Откройте рот через сопротивление, подвигайте нижней челюстью вправо и влево.

Упражнение помогает расслабить зажимы челюсти и гортани.

Любите свой голос и мыслите позитивно

Неприятие своего голоса рождается из-за плохого знания собственного тела и его особенностей. Мы слышим себя «изнутри», поэтому записанная на аудионоситель речь кажется незнакомой и чужой.

Второй причиной нелюбви к своему голосу является неприятие себя как личности. Старания изменить свой тембр, высоту, звучание часто приводят в тупик. Организм, чувствуя насилие, сопротивляется, все усилия приводят к обратному результату.

Важно понять и принять тот факт, что ваш голос уникален. Полюбите свое звучание, работайте над его чистотой и силой. Освободитесь от лишнего напряжения, тогда вы получите удовольствие от умения свободно выступать на публике.

В заключение хотим сказать, что для устранения зажимов нужна планомерная работа. Важно подходить к проблеме комплексно: выполнять упражнения, учиться расслабляться, не накапливать в себе отрицательные эмоции. А помогут в этом преподаватели школы ораторского мастерства КОРОЛЬ ГОВОРИТ! На наших занятиях вы сможете развить свое индивидуальное звучание, раскрыть красоту и силу голоса. В результате к вам будут прислушиваться не только друзья и коллеги, но и незнакомые люди во время публичных выступлений!

Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!

Если вам неудобно исполнять определенные ноты или звуки, а голос часто устает – скорее всего у вас зажимы в связках и горле.

Смотрите инструкцию как освободить голос, в этом видео:

👇👇👇

Существует упражнение, которое будет полезно выполнять даже людям, далеким от пения. Упражнение будет особенно полезным если вас когда-то учили опускать гортань и делать глубокий зевок.

Оно избавит вас от этих проблем и поможет петь и говорить свободно, своим натуральным звуком.

У большинства есть зажимы в голосе! Расскажем, как с ними бороться

Простое упражнение для борьбы с зажимами – “Широкое горло”

1 – Нужно сделать вокальную маску.

Сделайте вокальную маску. Как ее сделать? Просто улыбнитесь: у вас должно появиться напряжение в скулах.

2 – Нужно вытащить язык, как собачка.

Высуньте язык далеко, словно вы превратились в собаку. Держите маску из первого действия и высовывайте язык. Если сначала не получится – посмотрите в зеркало и повторите.

3 – Подышать, как собачка.

Теперь вы должны опять на время превратиться в собаку: держите улыбку из первого действия, высовывайте язык, как во втором действии, и начинайте дышать. Представьте, что вам жарко, и вы можете регулировать теплообмен только с помощью языка (как собачки).

Вы должны быстро вдыхать и выдыхать. Почувствуйте напряжение, которое при этом появится в животе. Уже через минуту вы должны почувствовать холод в области шеи. В это время ваше горло как раз должно начать расширяться. Если во время упражнения поднимется язык, уложите его с помощью обычной ложки или ручки. Подойдут китайские палочки.

4 – Добавим артикуляцию

Теперь ко всем трем действиям можно добавить артикуляцию. Откройте челюсть широко, чтобы шея и горло расслабились. У вас появится объемный звук. Если точнее, откройте рот на ширину трех пальцев. Учтите, что чем ниже будет находиться ваша челюсть – тем эффективнее будет упражнение.

Шаг 5 – Добавим звуки.

Теперь ко всем действиям нужно добавить звуки. Используйте вокальную маску (улыбайтесь), высуньте язык, откройте широко челюсть, дышите как собака и произнесите звук «А». Нужно произносить звук громко и звонко. Чтобы все получилось, помогайте себе животом – выталкивайте им звуки.

Помните! Если вы будете делать такое упражнение регулярно, вы быстро избавитесь от зажимов в горле.

Возможно, что вас даже потянет в караоке – ведь вы обретете свободный натуральный звук, так подходящий для пения.

Как можно избавиться от ВСЕХ зажимов и петь свободно – расскажем на пробном уроке по скайпу >>>

Это самый популярный наш видео-урок на сегодняшний день.

Если вам понравилось и хотите двигаться дальше – здесь можно получить мой стартовый видео-курс вокала из 5 уроков >>>

Читайте также:

Мифы о правильном дыхании вокалиста

Узнай, какой у тебя голос – по строению лица >>>

Как научиться красиво говорить

интервью

Постановка голоса:
«Чаще всего у пациентов мы наблюдаем напряженную манеру говорения, зажатое положение гортани.»

Мохотаева Маргарита — фонопед фониатрического отделения Санкт-Петербургского научно-исследовательского институте уха, горла, носа и речи, кандидат педагогических наук.
Фонопед — педагог, специализирующийся на нарушениях голоса.

фонопед

— Можно ли поставить голос или это дается от природы?

— Постановка голоса — процесс, который для кого-то может быть простым, для кого-то — сложным, это индивидуально.

У кого-то есть природная постановка голоса, и этому человеку совершенно не нужно долго заниматься, достаточно дать направление, и для него все будет просто. А для кого-то это будет уже достаточно сложным и длительным процессом. Чаще всего, когда уже наработаны вредные голосовые привычки, это долго.

Упражнения для дикции, видео-уроки для уверенного звучания, подкасты о психологии и здоровье голоса.

— Что за привычки? Зажимать гортань?

— Да, в том числе и эта. Когда мы говорим, гортань зажата, это означает, что она
находится в верхнем напряженном положении. В таком случае и голос звучит зажато. Конечно, от такой привычки нужно избавляться.

дыхательно голосовые упражнения

Дыхательное упражнение с книгой

— Сколько времени нужно на то, чтобы поставить голос?

— Постановка голоса подразумевает улучшение основных качеств голоса человека, у которого нет патологии гортани. К нам же приходят, как правило, те, кто уже столкнулся с проблемами и у кого с помощью эндоскопической техники мы выявили нарушения в работе голосового аппарата. То есть. задача фонопеда, в таком случае, — сначала исправить недостатки, нормализовать работу гортани и уже только на этой основе можно приступать к развитию основных качеств голоса.

Мы ориентируем своих пациентов где-то на три месяца, но все зависит от патологии. Бывает так, что у пациента серьезная патология, например послеоперационные нарушения голоса или узелки, хронический ларингит. Достаточно длительное время требуется для восстановления голоса.

А бывает, пациенты имеют функциональные расстройства голоса, например снижен тонус голосовых складок. И тогда наши занятия будут не такими продолжительными. Но в среднем мы ориентируем на три месяца занятий. И ежедневно пациенты должны самостоятельно заниматься плюс приходить заниматься амбулаторно со специалистом.

— Что нужно сделать, чтобы голос зазвучал и раскрылся?

— Голосовой аппарат – это целая группа органов и систем. Это и дыхание, и артикуляция, целая система резонаторов. Работа над голосом предполагает сначала постановку правильного нижне-ребренного (диафрагмального) типа дыхания и работу над артикуляцией. Затем начинается работа над развитием резонаторной системы, усилением резонирования звука, а также работа над мышечно-связочным аппаратом гортани. Только работа над всеми звеньями голосового аппарата может дать максимальный эффект и возможность для максимального раскрытия потенциала вашего голоса.

— Какие проблемы вы слышите у современных чтецов?

— Тут можно все проблемы разделить на несколько групп. Это касается произносительной части — например, нарушены орфоэпические нормы, нечеткая дикция.

Это, скорее, не нарушения звукопроизношения, (когда человек неправильно произносит те или иные звуки), а просто нечеткая, невнятная, смазанная артикуляция, где затухают окончания, пропадают части слов. В таком случае только в контексте можно понять, что человек говорит.

Что же касается голоса, то чаще всего, конечно, это напряженная манера подачи голоса, твердая атака звука, когда голос звучит напряженно и резко. Нет мягкости тембра в голосе. И часто эти люди потом испытывают трудности с голосом.

методы исследования голосового аппарата

Маргарита Мохотаева показывает результаты акустического анализа голоса: каких частот недостаточно в голосе, где нарушен баланс, уровень охриплости.

— Чего нужно избегать, чтобы не звучать напряженно?

Нужно найти свой голос, звучать в своем диапазоне

— Не нужно стараться кому-то подражать. Это неправильный путь. Нужно найти свой голос, тот, который вам дан природой, и это будет самое лучшее. У взрослого человека определенного размера гортань, определенной длины и толщины голосовые связки. Если он сформировался, вырос, прошел переходный возраст и соответствует теноровому диапазону, то не нужно стараться быть басом. Это ни к чему хорошему не приведет.

Нужно найти свой голос, звучать в своем диапазоне, и тогда это будет хорошо
восприниматься слушателями.

— При каких симптомах нужно бить тревогу и идти к фониатору?

— Прислушивайтесь к своим ощущениям. Если после голосовой нагрузки появляется охриплость или осиплость, вы чувствуете дискомфорт, першение, боль в горле, ком в области гортани, то это повод задуматься, что же происходит с гортанью.

Если эти симптомы достаточно стойкие, и тогда уже следует серьезно подумать о том, чтобы пойти на прием к фониатру. Но мой вам совет: до такого состояния, когда нужно бить тревогу, себя доводить не стоит.

Голосовой аппарат – это наш рабочий инструмент. А значит относиться к нему нужно бережно и периодически, не реже 1 раза год приходить на профилактический осмотр к фониатру.

голосовые упражнения

Голосовые упражнения на объемность и силу голоса. Фонопед показывает, ученик повторяет. После занятий ученик дома самостоятельно делает упражнения.

— Женские голоса более уязвимы, подвержены внешним стрессам, зажимам? Можете про это рассказать подробнее?

— Женщины — эмоциально-лабильные существа. Мы больше все воспринимаем эмоционально, и, конечно, на качестве голоса это отражается. Любые переживания, стресс, депрессии сильно влияют на голос. Мужской голосовой аппарат более вынослив. Если женщина покричит — могут быть проблемы, а если мужчина покричит, попоет — вполне возможно, что его голосу от этого ничего не будет.

Тут стоит отметить, что женщины склонны анализировать свои ощущения более досконально, чем мужчины, то есть прислушиваться к своим ощущениям. И уже какие-то минимальные нарушения заставляют идти их к доктору. Поэтому чаще всего наши пациенты — это все-таки женщины.

Мужчины же менее трепетно относятся к здоровью и поэтому запускают серьезные расстройства. И еще что касается женщин: зная, что женский голос более уязвим, следует соблюдать гигиену голоса. Надо помнить, что женщины не должны в «женские дни» петь, форсированно говорить. Нужно бережно относиться к своему голосу.

— Что такое «говорить в маску»? Насколько «маска» важна при постановке голоса?

— «Маска» — это образ, ассоциация, термин для понимания того, как и куда направлять звук. Маска — это то, что у нас впереди. А что у нас впереди? У нас здесь находятся резонаторные полости. Резонирует ротовая, носовая полость, носоглотка, пазухи резонируют. Резонировать в организме могут те полости, в которых есть воздух.

Принято различать верхние и нижние резонаторы. Ощущение вибрации в области верхних резонаторов как раз и создает ощущение маски. Легче понять, когда мы говорим: «Надо послать звук в маску». Это, значит нужно ощутить вибрацию в этой области.

Нижние резонаторы находятся под гортанью: трахея, бронхи. Благодаря их работа наш голос приобретает глубину, объем, мягкость. Сама гортань тоже резонирует.

— Грудная клетка — тоже резонатор, и достаточно большой, почему именно в маску нужно посылать звук?

анализ голоса

Так происходит электроглоттография. На область гортани накладываются электроды, человек произносит звуки в микрофон, а фонопед в специальной программе смотрит как работают голосовые складки: сколько длятся фазы смыкания и размыкания голосовых складок, оценивается соотношение этих фаз.

— Работа верхних резонаторов дает нам звонкость, полетность голоса. Без «маски» голос
будет глухой, тусклый, будто завален назад и идет откуда-то издалека.

Чаще всего у пациентов, которые к нам приходят, мы наблюдаем напряженную манеру говорения, зажатое положение гортани. И организм компенсирует это расстройство. Если снижен тонус голосовых складок, то организм пытается это расстройство скомпенсировать, мы начинаем напрягать другие мышцы.
Часто напрягаются мышцы глотки, мягкого нёба.

Бывает, что у пациента недостаточный резонанс — резонанс именно носовой. Это называется ринофония, то есть нарушение баланса резонирования. Так рождается гнусавый призвук.

— То есть гнусавый призвук возникает от того, что есть недостаточный резонанс в носовом резонаторе?

— Тут все достаточно хитро, потому что ринофония может быть закрытой и открытой. Есть гиперназализация, когда, наоборот, излишне резонирует звук носовой полости в носоглотке, а бывает закрытая ринофония — когда недостаточный резонанс.

Чаще всего мы наблюдаем закрытую ринофонию — недостаточный носовой резонанс. Открытая ринофония — это грубая патология, которая чаще встречается при врожденных расщелинах мягкого или твердого нёба. В таком случае воздух излишне проходит в носовую полость и там резонирует.

— Спасибо за интересную беседу! Как можно записаться к вам на прием?

— Я работаю в Научно-исследовательском институте уха, горла и носа Санкт-Петербурга, ул. Бронницкая, 9. Можно звонить в фониатрическое отделение — тел.: 316-41-17.
Там ведется запись на прием.

Интервью взял: Илья Демьянов

журнал

Голосовые зажимы: устранение проблем полезными упражнениями

Зажимы в голосе – ситуации, когда человек говорит, но при этом ощущает, что голос недостаточно свободно звучит или не помогает донести то, что хотелось. При сильных зажимах речь перестает быть инструментом убеждения, высказывания своего мнения и даже просто разговоров.

Причины появления голосовых зажимов

Голосовые связки сильно реагируют на стресс. Даже простое недосыпание легко сказывается на красоте звучания речи.
К основным причинам появления зажимов в голосе относят:

  • Физиологические особенности.

Неправильная осанка или сутулость не дают свободно звучать речи. На голос также сказывается напряжение, усталость, ЛОР заболевания, простуды. Неумение правильно дышать, слабо развитый речевой аппарат также не позволяет красиво и громко звучать речи.

  • Психологические или скрытые причины.

Взволнованность и стрессы сбивают ровный тембр голоса. Неуверенность в себе влияет на громкость слов и четкость дикции. Страхи и фобии нередко становятся причиной полного исчезновения речи на публике.
На физиологическом уровне голосовые зажимы проявляются как сжимание челюстей, напряжение губ и болевые ощущения в гортани. На психологическом – запрет на выражение эмоций, чувств, мнения.

Как избавиться от проблемы

Снятие зажимов в голосе начинается с поиска проблем. Если причина – неправильная осанка, стоит пройти курс массажа, делать специальные упражнения для коррекции спины. Если психологическая – обратиться к психологу, который поможет быстро справиться с проблемой.
Если вы думаете, как снять зажимы с голоса самостоятельно, можно попробовать:

  • Самомассаж лица. Проработка мышц улучшает кровообращение и снимает спазмы.
  • Пение звука «М». Протяжно произносить звук надо в положении стоя, руки развести в разные стороны, держать рот закрытым. При правильном выполнении от головы по всему телу пойдут вибрации от звука «Ммм».
  • Бег и занятия спортом – лучший вариант насыщения организма кислородом. Его приток активирует клетки мозга, улучшить кровообращение во всем теле.

Для проработки основ риторики и ораторского мастерства, повышения уверенности в себе можно записаться на курсы актерского мастерства.

Упражнения для красивого голоса и четкой дикции

Большой запас слов покажет эрудированность, начитанность и образованность. С такими людьми всегда приятно разговаривать. Но это только часть развития красноречия. Вторая составляющая – грамотно поставленная речь и хорошая дикция.
Для их развития можно использовать следующие упражнения:

  • Дыхание с помощью брюшной полости или живота.

Перемещайте во время разговора внимание на живот. Бархатистый голос получается регулированием посыла и силы звука мышцами нижнего пресса. При правильной постановке появится впечатление, что слова вылетают из живота, а не создаются при помощи напряжения голосовых связок.
Для понимания этого приема, посмотрите за записью профессиональных вокалистов в студии. Они часто кладут руку на живот, чтобы контролировать, откуда течет голос.

  • Развитие верхнего неба и спинки языка.

Научиться красноречиво разговаривать невозможно без хорошей дикции. Для ее развития есть много упражнений. И самое простое учить скороговорки, рассказывая их с закрытым ртом. Например, скороговорку «Ехал Грека через реку, видит Грека в руке рак» расскажите молча, записывая все на диктофон. И отследите, как будет вести себя небо и язык. Именно в таком положении активируется спинка языка и небо, которое поднимается как купол.

  • Тренировка гласными звуками.

Речь звучит красноречиво, когда диктор не проглатывает гласные звуки. Для этого формируется привычка шире открывать рот при произношении гласных букв, сильнее вытягивать губы или сворачивать их трубочкой в зависимости от звука. Для тренировки лучше встать перед зеркалом. И начать по очереди произносить звуки. При тренировке «А» рот открывается широко, нижняя челюсть опускается как можно ниже. Звук ровный и громкий.
Для тренировки дыхания полезно петь песни, стараясь не перехватывать воздух в одной строке. А также произносить чистоговорки вслух, не торопясь и с одним темпоумано.

Тест: есть ли у тебя актерские способности?
Переходи в наш бот в Telegram и узнаешь.

Что делать с телом, чтобы убрать зажимы

В организме все взаимосвязано. При появлении неожиданных зажимов голоса нужно обратиться к терапевту для исключения ЛОР-заболеваний. А также посетить ортопеда для проверки осанки и отсутствия искривления.
После визита к врачам, стоит заняться спортом и делать специальную суставную гимнастику для осанки. Как только кости и мышцы встанут на свои места, говорить и петь станет значительно легче.

Упражнения для расслабления речевого аппарата

Когда голосовые зажимы появились внезапно, чаще всего причины в физиологии. Сидячий образ жизни, работа за ПК приводит к сутулости. И она нередко «закрывает» возможность красиво говорить.
Чтобы избавиться от таких зажимов в голосе, необходимо по шагам снять напряжение в челюсти, губах и гортани. Для этого подходят простые и полезные упражнения.

Челюсть
Многие врачи считают, что зажатие голоса появляется из-за постоянного подавления боли, гнева и других сильных отрицательных эмоций. Человек при этом стискивает зубы, сильно зажимает губы или другими методами ограничивает «рот».
При наличии таких зажимов в голосе помогут следующие упражнения:

  • Подвигать нижней челюстью во всех направлениях: влево-вправо, вниз-вверх.
  • Проделать упражнение еще раз, но с усилием. Создать искусственное сопротивление можно ладонью.

Такие простые упражнения уберут чрезмерную нагрузку на челюсти.

Губы
У людей, которые боятся выступать на публике или общаться с новыми людьми, нередко зажимы в голосе проявляются в виде чрезмерного напряжения в губах. Из-за этого речь становится неестественной, а интонация – достаточно злой.
С этой ситуацией помогут справиться следующие упражнения для снятия голосовых зажимов:

  • Вытягивание губ в трубочку. Зафиксировать их в таком положении на 2-3 секунды, вернуть в исходное положение. Повторять 5-10 раз.
  • Вдохи и выдохи через сомкнутые зубы, но расслабленные губ. Звук похож на фырканье лошади. Повторять также 10 раз.

Улыбка и упражнения для развития мимики тоже могут помочь от сдавливания голоса.

Гортань
По ощущениям напоминает ком в горле. Может сопровождаться першением, желанием прокашляться. Избавиться можно при помощи мысленного упражнения, если причина психологическая. Для этого зрительно стоит представить, что этот ком просто рассеивается.
На физиологическом уровне снять такой зажим с голоса можно частым зеванием или смехом. Но он должен продолжаться порядка 5-10 минут.

Упражнения для снятия зажимов голоса

Существует много упражнения для снятия физиологических голосовых зажимов:

  • Для расслабления челюсти нащупайте пальцами ямки в областях перед ушными раковинами. При открытии рта погружайте пальцы в них и приподнимайте челюсть.
  • Для снятия губного зажима тихо произносите согласные буквы алфавита, соединяя их звуком «А». «Баа-Ваа-Гаа».
  • Для расслабления гортани надо выпятить нижнюю челюсть и сделать плавные круговые движения.

В любой неприятной психологической ситуации ловите мысли и превращайте их в позитивные выражения. Например, избавиться от зажимов в голосе при страхе общения с новыми людьми поможет фраза «я говорю свободно и открыто».

Помощь профессионального логопеда

При любых нарушениях дикции, работы речевого аппарата в любом возрасте надо обращаться к логопеду или дефектологу. Профессионал поможет поставить или вернуть утерянные звуки, что сразу уберет психологическую скованность от наличия таких дефектов.

Избавляться от зажимов в голосе можно в любом возрасте. Даже если вы всю жизнь проработали на заводе, где голос редко использовался, стоит попробовать убрать зажимы, чтобы проще разговаривать с родными и близкими.
Для тех, кто использует голос для работы, к примеру, продавцам, учителям, дикторам, избавляться от зажимов надо сразу же после их неожиданного появления.
Справиться со многими речевыми и эмоциональными трудностями также помогут курсы нашей Современной академии исполнительских искусств. Консультация по телефону +7 (800) 600-37-35.

курсы для начинающих

Для тех, кто только начинает свой путь на сцену

Речь, дикция и сторителлинг

Все начинающие вокалисты мечтают о красивом, свободном и льющемся голосе. И часто встречающейся проблемой достижения такого голоса является зажатость внешних мышц, которые на самом деле не участвуют в процессе голосообразования. Это шея, глотательные и жевательные мышцы, которые мешают правильному и удобному голосообразованию. Вокалисту кажется, что можно немного поднажать и вытянуть высокую ноту, либо спеть громче, либо добавить интонацию звуку таким способом. Однако делать это категорически не стоит: внутренние мышцы гортани должны сами справляться с поставленной задачей без ненужного вмешательства внешних мыщц шеи. К тому же, такое напряжение вызывает дополнительную нагрузку голосовых связок, в результате чего мышцы, участвующие в голосообразовании, становятся малоподвижными, голос быстро устает, может звучать сипло либо форсированно.

Причины, из-за которых возникает горловой зажим, могут быть разными, но самой распространенной является привычка петь с зажимом. Желание взять трудную ноту заставляет включать в работу горло и внешние мышцы шеи, это происходит, когда вокалист не владеет правильной техникой пения на практике. Вы стараетесь петь лучше, подключая глотательные и жевательные мышцы, они якобы приходят на помощь, формируя, на ваш взгляд, более красивый и достойный звук. Но это не так, ведь зажатый голос сам по себе не может быть красивым.

Как же распознать горловой зажим и как с ним бороться?

Во-первых, показателем такой проблемы является зажатость голоса на звук, у слушателя даже может возникнуть легкое першение в горле от такого пения, так как голосовые связки, как известно, работают сонастроенно: когда вы поете, голосовой аппарат слушателя работает так же, пусть и не с такой силой. И слушатель чувствует ваш зажим, уставая от такого пения. И сам вокалист почувствует напряжение и дискомфорт.

Во-вторых, горловой зажим виден внешне – это напряжение в области гортани и шеи (напряженное горло, ощущение глотка, зажатый кадык и его задранное положение). При горловом зажиме возникает желание опустить голову, прижать подбородок к груди. Вокалист не сможет петь свободно с высоко поднятой головой.

В-третьих, это отсутствие выносливости от голосовых нагрузок, тяжелая управляемость собственным голосом, быстрое физическое утомление.

Так, основной причиной горлового зажима является ваше психологическое состояние, поэтому методы борьбы с ним заключаются в работе с расслаблением. Нужно уметь заставить себя расслабиться, найти в себе те ощущения, которые помогут вам петь комфортно и свободно. Учитесь не зажиматься перед трудной нотой, пусть даже на этапе обучения она будет звучать фальшиво. Старайтесь петь так, как разговариваете: легко и свободно, ведь при разговоре вы не изменяете свой голос до неузнаваемости. Зачем делать это в пении?

Еще одной причиной голосового зажима у новичков является желание изменить свой голос, сделать его красивее, «перестроить», тем самым зажимая природное звучание. В этом тоже проявляется психологический зажим – это страх принять свой голос таким, какой он есть. Не стремитесь в вокале к красоте, ищите, в первую очередь, комфорт и естественность. Сохраняйте свой голос в речевой позиции, не поднимайте гортань, пробуйте как будто «растягивать» вашу речь.

Работайте с дыханием: дыхание – это основа пения, и важно уметь дышать спокойно, а не хватать воздух, судорожно задыхаясь от страха. Пойте с умеренной громкостью, следите за расслабленной челюстью. Пойте на опоре, используйте работу диафрагмы, снимая напряжение с горла и заставляя работать ваше дыхание. Ищите свои ощущения от звука, анализируйте его, и старайтесь расслабляться еще больше, ведь красивый голос не может существовать в условиях зажима.

Почаще зевайте! Зевок – это естественный для организма механизм снятия напряжения. Учитесь петь, ощущая воздух внутри вас как при зевке, тем самым расслабляя внешние мышцы.

В арсенале вокальной постановки существуют упражнения для снятия горлового зажима, однако для достижения результата, в первую очередь, вы должны самостоятельно контролировать работу своего голоса, помнить о расслабленности не только шеи, но и всего тела. Контролируйте себя, когда поете, при выполнении упражнений старайтесь искать то ощущение расслабленности и комфорта, которое поможет вашему голосу звучать свободно и легко.

Добавить комментарий