Звук р без голоса как исправить

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 с.Заветное

Постановка звука Р при горловом произношении, различные способы при индивидуальном подходе

Составила:

Воспитатель: Ерко Т.Ю.

2020 год

 Очень часто логопеды сталкиваются с проблемой горлового произношения р. Иногда в редких случаях оно устраняется без специальной помощи, и если его не исправить, может остаться на всю жизнь. Горловое произношение отличается от правильного произношения тем, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягким небом.

Однако такое произношение звука р считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

Что бы понять как ребенок произносить звук р нужно всего лишь попросить ребенок длительно произнести звук р. При этом сказать правильно р малыш не сможет, а горловой произносится свободно.

Правильная артикуляция звука р.

По артикуляции звук Р напоминает шипящие звуки. Только кончик языка больше напряжен и вибрирует в точно направленной на него воздушной струей.

Положение губ, а так же расстояние между передними зубами зависит от следующего звука
Положение губ, а так же расстояние между передними зубами зависит от следующего звука

Положение губ, а так же расстояние между передними зубами зависит от следующего звука.

Кончик языка принимает форму «ложечки» и вибрирует у альвеол.

Боковые края языка прилегают к коренным зубам, корень языка опущен;

Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость;

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют (приложив руку к гортани, можно почувствовать вибрацию), выдыхаемая стуя воздуха всегда сильная.

Коррекция горлового произношения звука р производится в несколько этапов.

Подготовительный этап.

Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков ш и ж, следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

Специальные упражнения для произношения звука Р:

Упражнение «Лошадка» – поцокать языком, как лошадка замедляя и ускоряя темп.

Упражнение «Присоска» — язык присосать к твердому небу и до предела растянуть уздечку, удерживать ее в таком положении как можно дольше, затем щелкнуть языком и повторить упражнение несколько раз.

Сидя перед зеркалом, тянуть кончик языка к альвеолам.

Упражнение «Пулеметчик»: ребенок сидит перед зеркалом и, широко открыв рот удерживая кончик языка у альвеол и быстро подряд произносить звук д-д-д-д-д-д. важно, чтобы ребенок видел быстрые удары кончика языка. Темп ударов должен постепенно учащаться, а ритм колебания языка изменяться.

Следующий этап – это этап постановки звука р. Я предлагаю вашему вниманию следующие способы.

1 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

2 способ постановки звука [Р]: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

3 способ постановки звука [Р]: Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

4 способ постановки звука [Р]: Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку [р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

5 способ постановки звука [Р]: Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!

6 способ постановки звука [Р]: При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх. Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.

7 способ постановки звука [Р]: В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

8 способ постановки звука [Р]: Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика. а) Упражнение «Веселый дождик» Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай ,как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти. б) Упражнение «Песня Крокодила Гены» Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ,ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

9 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя. • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». • В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

10 способ постановки звука [Р]: Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

11 способ постановки звука [Р]: Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

12 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] от звука [Ж]. Все новое — это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

13 способ постановки звука [Р]: Способ постановки звука [Р] — старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

14 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

При горловом р я использую следующий способ, в случае если у ребенка есть звук ж. Я начинаю с того что мы учимся говорить сочетание дж. Это помогает ребенку сформировать правильный уклад для дальнейшего произношения звука р. Также мы делаем на данном этапе упражнение «пулемет» (произносим ддддддддддд……), я придерживаю вверху язык за края с двух сторон пальцами. Затем, когда кончик языка окрепнет и привыкнет к правильному положению я использую способ «моторчик». После постановки звука я перехожу к его автоматизации.

Автоматизация звука.

Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.

Дефекты речи могут быть разными. Часто можно встретить неправильное произношение звуков, например, замену одного на другой. В таком случае вместо «санки» будет слышно «шанки». Детям сложнее всего дается произношение звука «Р». Многие родители замечают, что их малыш не может толком рычать, и стараются его научить.

СодержаниеСвернуть

  • Общая информация
  • Важные моменты
  • Подготовительный этап
  • Дыхательная гимнастика
  • Слуховое восприятие
  • Способы вызывания звука
  • Введение в речь

После таких действий часто формируется искаженное воспроизведение. В норме вибрирует кончик языка, но при неправильном произношении это делает горло. В итоге слышится, так называемое «французское» звучание. Постановка звука «Р» при горловом произношении требует от логопеда особых методик.

Общая информация

Нормальное и увулярное (горловое) произношение звука р

Не всегда родители могут правильно заметить искаженное произношение. Формируется оно по разным причинам. Чаще всего проблема в короткой подъязычной связке. Она прикрепляет язык к ротовой полости и при ее недостаточной длине происходит ограничение подвижности органа.

Также могут наблюдаться следующие врожденные анатомические особенности:

  • высокое небо;
  • узкое небо;
  • массивный язык.

Иногда может долго длиться замена передних молочных зубов на коренные и это приведет к тому, что сформируется неправильное произношение. У соматически ослабленных детей, которые часто болеют простудами, может наблюдаться слабое дыхание и вялость. У них язык будет плохо двигаться, подниматься. Из-за нехватки сильной воздушной струи не получится вызвать вибрацию.

Еще одна причина горлового произношения – раннее обучение иностранному языку.

Некоторые родители с трехлетнего возраста начинают обучать ребенка французскому или английскому языкам, не беря в расчет разницу между произношением звуков.

Исправление такого дефекта займет много времени. Легче все ставить звук, когда он полностью отсутствует в речи. Если он искаженно произносится, то придется приложить множество усилий для исправления ситуации.

Горловое произношение трудно исправить из-за недостаточного развития фонетико-фонематического восприятия. Ребенок привыкает слышать дефектный звук и не может отличить его от нормального. Поэтому попытки ввести в речь правильное звучание могут закончиться неудачей.

Важные моменты

Нарушение произношения звука р называют ротацизмом

Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:

  • лексика;
  • грамматика;
  • речевой слух.

Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.

При дизартрии язык может быть собран «горочкой» во рту либо совсем безвольно лежать у зубов.

В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.

Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.

Подготовительный этап

Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:

  • рот широко улыбается;
  • зубы обнажены;
  • кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.

Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.

В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».

Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким. Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.

На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.

На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:

  • рот широко открыт;
  • язык касается неба;
  • челюсть неподвижна.

Артикуляционная гимнастика, упражнение "часики" и "качели"

Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево. Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.

Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.

Дыхательная гимнастика

Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.

Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.

Упражнения на дыхание

Слуховое восприятие

Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.

Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.

Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.

Не путайте понятия «буква» и «звук». Это разные системы. До школы или подготовительной группы лучше не давать ребенку ничего, связанного с буквами.

Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.

Способы вызывания звука

После того как был отработан подготовительный этап и дети могут хорошо все выполнять, переходят непосредственно к постановке звука. При горловом произношении целесообразно добиваться проторного (невибрирующего) звука «Р».

Перед зеркалом ребенка просят широко улыбнуться, поднять кончик языка в нужную позицию и произнести звук «З». Он будет искаженно звучать и это называют «сломанным звонком». К нему прибавляют гласные и получают рычание, но без вибрации.

Полученный звук можно сразу автоматизировать в слогах.

Необходимо чтобы ребенок хорошо слышал разницу в произношении и мог себя контролировать.

Можно попробовать выработать вибрацию. Для этого берут специальный зонд (палочку с небольшим шариком) и во время произношения раскачивают язык. При регулярных занятиях отпадет необходимость механической помощи.

Постановочные зонды для звука р

Иногда эффективно использовать упражнение «пулемет». Кончик языка ударяется в бугорки и сопровождается это произношением звука «Д». Постепенно движения убыстряются и на сильном выдохе слышится желанное тарахтение. Для облегчения восприятия вводят сочетание «ДР» или «ТР». К ним добавляют гласные и это сочетание автоматизируется.

Введение в речь

Устранение неправильного произношения − длительная работа, и требует времени. В среднем уходит до года для исправления дефекта. Большую роль играет и помощь родителей. Если они заинтересованы, то будут заниматься ежедневно.

Взрослые люди тоже могут быть картавыми. И для них действуют такие же способы постановки звука. Потребуется серьезная мотивация для того, чтобы справиться с дефектом речи.

Иногда родители не понимают, зачем заставлять ребенка правильно говорить. От этого зависит его дальнейшая карьера. Во многих профессиях действуют стандарты и с дефектами в них не возьмут.

Вводить звук в речь придется долго. На этом этапе важно подключать самоконтроль. Нужно поправлять ребенка, заставлять его вспоминать правильное произношение. Полезно учить стишки, чистоговорки, скороговорки.

Исправление любого дефекта напрямую зависит от слаженной работы специалиста и родителей. Только вместе они смогут справиться с проблемой. Чем быстрее ребенок выучит артикуляционную гимнастику и начнет ее идеально выполнять, тем скорее ему поставят звук.

Начинающие логопеды часто сталкиваются с проблемами постановки звука [Р]. Применяешь несколько приёмов, а они оказываются неэффективными. 

В данной статье вы найдёте 12 приёмов постановки звука [Р], которые успешно применяются и апробированы на практике. 


1 способ постановки звука [Р]

Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед (в стерильных перчатках) большим и указательным пальцами прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик), ребенок с силой дует на язык и, если правильно проведен подготовительный этап, то сразу же появляется вибрация! 

2 способ постановки звука [Р]

Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук  «ж» (слышится что-то cреднее между звуками: [з] и [ж]) или многократно проговаривать звук [д] (язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] нечеткий). При произнесении звуков ребёнок должен совершать кончиком языка движения вперёд-назад по альвеолам. 

3 способ постановки звука [Р]

Наденьте обработанную пустышку на указательный палец ребёнка или на шпатель. Попросите ребёнка поставить язык за верхние зубы к альвеолам. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. Производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. 

Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет неширокий и ненапряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». 

Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. 

Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. 

4 способ постановки звука [Р]

Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. 

Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами в перчатке плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др). 

Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). 

Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. И ещё поработать над подготовительным этапом. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. 

После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. 

На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится 
раскатистый [Р] с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. 

Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день и несколько раз в день. Начав постановку [Р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе. 

5 способ постановки звука [Р] 

Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].

«Наш француз»: чем опасен горловой «Р» и нужно ли его исправлять


Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Далеко не все родители расценивают горловой «р» (разновидность картавости) как нарушение. Детей с таким произношением ласково называют «наш француз»/«наша француженка», не осознавая, что неправильный звук «р» может стать не только «изюминкой», но и причиной многих проблем в будущем. О том, почему возникает это нарушение, чем оно грозит и как его исправить, рассказывает специалист центра Mylogoped Эльвира Торба.

Почему появляется горловой «р»

Последние звуки-соноры — «л» и «р» — ребенок начинает произносить к пяти — пяти с половиной годам. Многие родители считают, что они появятся сами собой, но по ряду причин  с ними чаще всего и возникают логопедические проблемы. Например, «р» превращается в горловой, если:

  • У ребенка слабые артикуляционные мышцы/язык/речевой выдох.
  • У ребенка короткая подъязычная уздечка.
  • Есть нарушения фонематического слуха: малышне слышит различия между горловым и обычным «р». 
  • Родители/бабушки/дедушки часто просят «порычать».
    Это «упражнение» очень вредно: язык ребенка может быть еще не готов к произношению звука «р», и, чтобы выполнить просьбу, малыш задействует горло, закрепляя неправильное произношение. 

Чем горловой «р» опасен 

С этим нарушением к логопеду приходят и дошкольники, и школьники, и взрослые. Исправить его можно в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше. И вот почему:

  • Детей с неправильным произношением часто дразнят.
  • Это мешает карьере.
    Горловой «р»  —  разновидность картавости. С ней придется отказаться от профессии актера, диктора и многих других специальностей, которые связаны с голосом и речью.
  • Это приводит к стойким психологическим проблемам.
    Дети с горловым «р» иногда стараются заменять слова, чтобы избежать сложного для них звука. В моей практике была клиентка, которая сохранила эту привычку во взрослом возрасте и разговаривала, стараясь избегать слов со звуком «р». Поставить правильный звук ей удалось довольно быстро, а вот избавиться от многолетней привычки и перестать бояться слов с «р» оказалось гораздо сложнее.   

Как исправить это нарушение

Избавиться от горлового «р», как правило, не очень сложно. Обычно для этого нужен курс на два-три месяца, с двумя-тремя занятиями в неделю. Иногда  логопед дополнительно направляет ребенка к другим специалистам. Например, к ортодонту в случае с короткой уздечкой или на физиотерапию, массаж. Но в моей практике прибегать к посторонней помощи для постановки «р» почти никогда не приходилось.  

Очень важно, чтобы родители помогали ребенку: делали с ним домашние задания, артикуляционную и дыхательную гимнастику. А самая главная проблема, с которой я сталкиваюсь при работе с родителями  —  неверие в своего ребенка. Побороть это недоверие  —  главная задача логопеда, без этого все прочие усилия не принесут результатов. 

Запишитесь на бесплатное занятие-диагностику в логопедический онлайн-центр «Мой логопед». Специалисты центра подготовят для вас:

— результаты анализа речи ребенка, произношения звуков, артикуляционного аппарата;
— анализ текущих навыков и возможностей ребенка;
— индивидуальные рекомендации и упражнения для работы дома.

Родители, которые запишутся на онлайн-занятие до 1 сентября получат бесплатную дополнительную неделю занятий с логопедом.

Записаться

С какими заблуждениями родителей я чаще всего встречаюсь на своей практике:
 

  • «Это наследственное».
    Картавость наследственная, родителю ее исправить не смогли, поэтому он испытывает вполне объяснимый скепсис к работе логопеда.

    На самом деле определить, наследственное нарушение или нет, очень сложно. Часто ребенок начинает картавить потому, что с пеленок слышит горловое произношение от родителей. В любом случае, даже если наследственность имеет место, это совершенно не значит, что ее нельзя исправить.  

  • «Нам уже поздно».
    Например, ребенку уже девять лет, и родители считают, что поезд ушел.

    Как говорилось выше, это неправда: картавость можно исправить даже у взрослого человека.

  • «Ничего не получается».
    Родители бросают занятия из-за того, что долго (по их мнению) не видят результата. Например, прошло пять уроков, а горловой «р» никуда не делся.

    Нужно быть готовым к тому, что у кого-то звук встает на место быстро, а кому-то потребуется гораздо больше времени. Никаких «правильных», стандартных сроков в работе горловым «р» нет.

  • «Все равно это вернется».
    Часто родители боятся, что после окончания занятий с логопедом картавость проявится снова. 

    Логопед видит, когда звук укреплен, когда происходит автоматизация произношения. Он дает домашние задания для закрепления результата. Если вы не бросите занятия на полпути, вероятность, что горловой «р» вернется, ничтожно мала.

  • «Исправить горловой „р“ онлайн невозможно». 

    Это не так. Есть миф, что, если отвести ребенка к логопеду, он залезет ему в рот палочкой и все там волшебным образом «исправит». Действительно, есть логопедические проблемы, при которых нужно работать с логопедом очно. Но горловой «р» к ним не относится. 


Материалы по теме:

  • 5 неочевидных признаков того, что у ребенка есть нарушения речи
  • Можно ли заниматься с логопедом в онлайне? Памятка для родителей   
  • Чек-лист для родителей дошкольников: готовимся к онлайн-занятию с логопедом 

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Непослушный язычок все никак не освоит правильный звук Р? Распространенная ситуация. Отсутствие звука Р или его дефектное произношение – это одна из самых распространенных логопедических проблем как среди детей, так и среди взрослых. В отличие от других звуков, Р редко появляется сам по себе.

В этой статье вместе с логопедами Novator разберемся, почему с Р столько трудностей, как произносить звук правильно и обсудим способы постановки звука в домашних условиях.

Досье на звук Р

Звук Р согласный. Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых, воздушная струя встречает препятствие в виде языка, зубов или губ.

Р – твердый, всегда звонкий звук.

ВСЕ О ЗВУКЕ Р. СТАВИМ Р САМОСТОЯТЕЛЬНО

Относится к группе сонорных звуков. Это значит, что Р произносится с преобладанием голоса над шумом. Существуют также не сонорные, а шумные звуки. К шумным звукам относится, например, Х. Произнесите звук Х (шумный) и М (сонорный, как и Р), чтобы ощутить разницу в формировании звука.

Звук дрожащий, вы можете почувствовать как вибрирует горлышко. Это происходит потому что голосовые связки сомкнуты и колеблются воздушной струей, создавая вибрацию.

В образовании звука участвует кончик языка – звук переднязычный.

Почему звук Р не появляется сам по себе?

Сразу же ответим на самый важный вопрос. Когда в норме должен появиться звук Р? Звук является одним из самых сложных по произношению и в речи появляется к 5-ти годам. В более раннем возрасте речевой аппарат недостаточно сильный и развитый, чтобы произнести звук правильно. Поэтому, если в 4 года у ребенка отсутствует Р – это норма, а в 5 – это повод обратиться к логопеду.

Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат.

Звук Р относится к звукам позднего онтогенеза. Артикуляцию звука Р ребенок не видит, поэтому звук не появится по подражанию. К тому же, в произношении Р активно участвует язык, гортань и легкие. Чтобы звук получался правильным и красивым, должен быть хорошо развит язык, нужно сильное речевое дыхание, а также ребенок должен управлять голосом.

Многие родители оценивают развитие речи ребенка именно по наличию или отсутствию звука Р. Поэтому, когда в 3 года ребенок начинает рычать, родители радуются и хвалят его. Однако, таком раннем возрасте речевой аппарат ребенка не справляется с правильным произношением, поэтому ребенок искажает звук, находя наиболее простую и удобную для себя артикуляцию.

Как НЕ правильно произносить звук Р?

Неправильное произношение звука Р называют ротацизмом.

Существуют разные виды ротацизма, однако наиболее распространены следующие дефекты произношения:

  1. Картавость − нарушение в произношении, при котором задняя часть спинки языка соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука.
  2. Горловой Р, при котором вибрирует не кончик языка, а маленький язычок в гортани.
  3. Боковой Р − вибрация создается боковым краем языка.
  4. Одноударность − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.
  5. Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.

Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на РЬ, либо заменяют Л, который проще по артикуляции. Также этот звук заменяют следующими звуками: В – «павус» вместо «парус»; Д – «дека» вместо «река»; Г – «кагман» вместо «карман»; Й – «йис» вместо «рис».

Почему не получается правильный Р?

Причины неправильного произношения могут быть как физиологическими, так и психическими. Самые распространенные из них:

🔹 короткая подъязычная уздечка (можно растянуть специальными логопедическими упражнениями)

🔹 суженный, либо массивный язык

🔹 гипертонус или гипотонус языка, его низкая пластичность

🔹 отсутствие навыков правильной артикуляции

🔹 нарушение фонематического слуха

🔹 подражание близкому человеку с неправильным произношением

Ваш ребенок слышит Р?

Фонематический слух — это способность различать звуки родного языка (например, мягкие от твердых, свистящие от шипящих, глухие от звонких) и узнавать смысл слов. При нарушении фонематического слуха, ребенок не понимает звук и не произносит его.

ВСЕ О ЗВУКЕ Р. СТАВИМ Р САМОСТОЯТЕЛЬНО

Прежде чем поставить звук Р, необходимо убедиться, что ребенок отличает его от других звуков. Сделать это можно с помощью простой игры.

Для проверки речевого слуха ребенка предложите ему «поймать» звук Р. Вы поочередно произносите разные звуки, слоги и слова, например: П, Л, Ш, Р, С, Р, ЛА, РА, МО, УР, МАМА, РАМА, ЛАПА, РОЗА, а ребенок должен хлопать в ладоши, когда услышит среди них Р.

Если ребенок путает близкие по звучанию звуки : Р-Л, Р-Й, это говорит о нарушении речевого слуха.

Поэтапная постановка звука

Как научить ребенка рычать?

✅ Сначала подготовьте базу – научитесь выполнять все нужные артикуляционные упражнения для Р. Гимнастика нам нужна для того, чтобы накачать мышцы языка, ведь слабый язычок зарычать не сможет.

✅ Выберите подходящий способ постановки звука Р. Сначала лучше попробовать все способы на себе, так вы лучше сможете объяснить задачу и помочь вашему малышу!

Novator подготовил для вас 7 способов постановки Р:

1️⃣ Грибочек на ветру.

Медленно цокаем как лошадка, затем она останавливается отдохнуть наверху, язычок приклеивается к небу и вот – готов грибочек. Теперь держим приклеенный язычок и с силой дуем на наш грибочек – Трррр!

2️⃣ Дятел (Барабанщик)

Стучим язычком на за верхними зубками – Д-Д-Д. Следите, чтобы язык у малыша не опускался, стоял наверху. Когда начнет получаться,берём ватную палочку и ставим ее под кончик языка ребенка и быстро-быстро двигаем вправо-влево (сильно не размахиваемся, палочка остается практически на месте). Двигаем только кистью! Получается д-д-р-р.

Если справились с этим заданием,играем в волшебную палочку – она иногда внезапно исчезает! Помогаем палочкой, когда слышите Р,отдергивайте палочку на пару секунд, прислушивайтесь, рычит ли дальше ребенок? Если нет, пробуем снова.

3️⃣ Колокольчик

Почти то же самое, что «Дятел», только + Н. Малыш звонит в колокольчик – Дынн, Дынн. Широкий язычок стоит за верхними зубками. Применяем палочку, заводим моторчик, слышим – Дрын, Дрын. Отлично! Дальше играем в “волшебную палочку”.

4️⃣ Американские горки

Катимся с горки вниз: кончик языка упирается в нижние зубки, произносим Хххь. Затем подпрыгиваем на горке! Язычок прыгает к верхним зубкам, при этом мы еще катимся с горки (Хххь), получается Р шепотом. Этот способ получается не у всех, но его тоже стоит попробовать!

5️⃣ Карандашик

Берем двумя руками обычный карандаш, для начала его нужно помыть. Упираем карандашик в нижние зубки, рот слегка прикрыт, но так, чтобы языку было, куда двигаться. Язык лежит на карандаше сверху, слегка выглядывает из-за верхних зубов. Напрягаем пресс, сильно дуем на кончик языка (говорим жжж или ззз) – получается Р! Способ подойдет только для тех ребят, кто сможет сильно подуть на кончик языка.

6️⃣ Мотоцикл

Покатаемся на мотоцикле! Сначала просто едем: произносим Ззз, затем скатываемся с горки: резко уводим язык назад, как бы прокатываясь по небу, за верхними зубками – получается быстрый Р.

7️⃣ Бонусный способ: Пчелка (комарик)

Мы превращаемся в пчелок! Давайте поговорим на пчелином – Жзжзжз (произносим жз как бы слитно). Механизм такой же, как у Дятла и Колокольчика: берем ватную палочку, ставим под кончик языка и заводим моторчик: двигаем вправо-влево. Получается жзжз-ррр.

Чек-лист правильной артикуляции:

Как правильно произносится звук Р:

✅зубы разомкнуты, губы не напряжены;

✅ кончик языка поднят вверх к бугоркам за верхними зубами – он вибрирует;

✅ задняя часть языка отодвинута назад и приподнята;

✅ боковые края языка прижаты к верхним зубам;

✅ спинка языка опущена;

✅ воздушная струя при произнесении звука сильная и проходит по середине;

Автоматизация звука Р:

Если вам подошел один из наших способов, и удалось самостоятельно поставить звук Р, можно переходить к следующему этапу – автоматизации. Именно на этом этапе мы вводим звук в речь ребенка и закрепляем его.

Автоматизация поставленного звука «Р» происходит в 4 последовательных шага.

1️⃣Закрепляем правильное произношение изолированного звука «Р».

👍Попросите ребенка продолжительно порычать.

2️⃣Учимся правильно произносить звук «Р» в прямых и обратных слогах:

👍Прямые слоги: РА РО РУ РЫ РЭ

Обратные слоги: АР ОР УР ЫР ЭР

3️⃣Закрепляем произношение звука «Р» в словах, где звук находится в начале, в середине, в конце слова.

👍Пример: Ракета, робот, рынок, сорока, брусника, транспорт, ветер, тротуар.

4️⃣ Вводим звук «Р» в самостоятельную речь путем проговаривания предложений и чистоговорок.

👍Пример: Рая кормит рыб. Ира раздаёт тетради. Верба распускается ранней весной.

ВАЖНО! Данная статья – это не призыв к действию, мы не ставим звуки по статьям из интернета. Эта статья создана для ознакомления с нашими методиками.

ВСЕ О ЗВУКЕ Р. СТАВИМ Р САМОСТОЯТЕЛЬНО

Если у вас получилось пробудить великого тигра – поздравляем, были рады дать полезный материал! ❤️ Но: самостоятельно ставить звук не рекомендуем, так как все дети разные и подходящий способ постановки звука подберет профессиональный логопед. К тому же, самим можно неправильно поставить или закрепить звук!

Мы в Novator успешно ставим Р, даже в самых сложных случаях!

Хотите заниматься? Приглашаем вас на бесплатную онлайн-диагностику. Записывайтесь прямо сейчас на нашем сайте.

Добавить комментарий