- Войти на сайт
- Регистрация
- Нет ни одной трансляции.
165
Кондратюк Анатолий
Софрино-1 1980
158
Емельянов Сергей
Москва 1956
109
Конопелько Фёдор
Москва 1943
101
91
Ингеройнен Владимир
Санкт-Петербург 1968
83
Румянцев Иван
Пермский край 1964
82
Чечёткин Сергей
Сергиев Посад 1985
81
Лавриненко Владимир
Москва 1964
81
Пастухов Николай
Санкт-Петербург 1960
78
Щитов Андрей
Юбилейный 1985
76
Кривенков Сергей
Москва 1967
76
Ляпустин Михаил
Москва 1958
76
Митрошин Сергей
Инсар, Мордовия 1975
Полный список мастеров
Как определить колодку классических лыж?
Наверх
Простой и быстрый способ определения колодки классических лыж
Нормальную бумагу A4, 60 грамм, поместите под лыжу. См. рисунок. Встаньте на лыжи, равномерно распределив вес тела на обе лыжи. Переместите лист бумаги к носку лыжи. В точке, где движение прекращается, сделайте отметку пером на боковинах. Эта точка представляет собой передний край толчковой зоны (колодки) для холодного, сухого снега.
Сложите лист A4 один раз и переместите его вперед. Точка остановки отмечается и представляет собой передний край толчковой зоны для снега вблизи точки замерзания (мягкие держащие мази).
Сложите двойной лист A4 еще раз (бумага сложена 4 раза). Переместите бумагу вперед. На сей раз точка представляет собой передний край толчковой зоны при использовании жидкой мази.
Отметка, представляющая собой заднюю часть толчковой зоны – обычно на уровне середины пятки ботинка. См. рисунок.
Передняя отметка зоны держащей мази для сухого, холодного снега. Используйте развернутый лист бумаги.
Передняя отметка зоны держащей мази для условий около 0°C. Сложите лист один раз.
Передняя отметка зоны держащей мази для жидкой мази. Сложите лист дважды.
Задняя отметка зоны держащей мази никогда не дальше чем пятка ботинка.
Вообще, длина колодки, при использовании твердых мазей приблизительно 55 см от подпятника.
Для жидких мазей колодка короче, около 50 см.
Источник
Разметка колодки классических лыж
Типичные случаи не очень хороших лыж:
— лыжа сжимается с заметным усилием с самого начала ;
— лыжа сначала сжимается очень легко, а потом наступает ”стоп”,у такой лыжи при многократном частом сжатии можно услышать стук в передней части колодки;
— при сжатии носки лыж расходятся;
— при сильном сжатии владельцем лыжи соприкасаются под колодкой;
— при сильном сжатии владельцем под колодкой остаётся зазор более 2 мм (кроме лыж на лёд);
— как правило максимальная сила сжатия лыж руками лыжника пропорциональна весу и силовым качествам, определяющим толчок этого лыжника.
Не приобретайте ребёнку жёстких классических лыж! Он не сможет нормально толкнуться, лыжи будут проскальзывать, и это отобьёт у него всякую охоту к лыжному спорту.
Способ определения колодки для классических лыж.
Лыжи на мелкозернистый снег обычно не жесткие, с длинной колодки 45-60 см и эластичной носовой частью. Лыжи на плюс и жёсткую лыжню- жесткие, с короткой колодкой 35-50 см и с меньшей площадью контакта скользящей поверхности лыжи со снегом. Лыжи на переходную погоду являют собой нечто среднее между двумя выше описанными типами.
Нормальную бумагу A4, 60 грамм, поместите под лыжу. Встаньте на лыжи, равномерно распределив вес тела на обе лыжи. Переместите лист бумаги к носку лыжи. В точке, где движение прекращается, сделайте отметку карандашом на боковинах. Эта точка представляет собой передний край толчковой зоны (колодки) для холодного, сухого снега.
Сложите лист A4 один раз и переместите его вперед. Точка остановки отмечается и представляет собой передний край толчковой зоны для снега вблизи точки замерзания (мягкие держащие мази).
Сложите двойной лист A4 еще раз (бумага сложена 4 раза). Переместите бумагу вперед. На сей раз точка представляет собой передний край толчковой зоны при использовании жидкой мази.
Отметка, представляющая собой заднюю часть толчковой зоны — обычно на уровне середины пятки ботинка. Передняя отметка зоны держащей мази для сухого, холодного снега. Используйте развернутый лист бумаги. Передняя отметка зоны держащей мази для условий около 0°C. Сложите лист один раз. Передняя отметка зоны держащей мази для жидкой мази. Сложите лист дважды. Задняя отметка зоны держащей мази никогда не дальше чем пятка ботинка. Вообще, длина колодки, при использовании твердых мазей приблизительно 55 см от подпятника. Для жидких мазей колодка короче, около 50 см.
Источник
Рис11.Простейший способ определения колодки лыж
Если листок свободно проходит под всей скользящей поверхностью лыжи от носочной до пяточной части, то лыжи для этого лыжника чрезмерно жесткие. Если же имеет место другая крайность — нет никакого зазора и листок вообще не проходит под лыжу, значит лыжи слишком мягкие.
Длина колодки для нанесения держащей мази зависит от погодных условий, рельефа лыжной трассы, уровня подготовленности лыжника, индивидуальных особенностей его техники и других обстоятельств.
При использовании жидких мазей колодка должна быть короче, поскольку коэффициент сцепления со снегом у жидких мазей выше по сравнению с твердыми. Рекомендуемая длина колодки для жидких мазей — 35-45 см, а для твердых — 40-50 см. Пересеченные трассы с подъемами требуют более надежного сцепления лыж. К определению длины колодки надо подходить очень аккуратно. Ведь чем короче колодка, тем лучше скольжение лыжи. Поиск оптимального варианта — тонкая работа. Если положить под колодку слишком мягкую мазь, она будет «тормозить» во время скольжения и может подмерзнуть. Слишком твердая мазь, напротив, не позволяет полноценно оттолкнуться, лыжа проскальзывает назад. Оптимальным является вариант, при котором лыжи и держат, и хорошо скользят. Начинающим лыжникам, особенно детям, а также для лыжных прогулок следует делать более длинную колодку, использовать мазь помягче, для уверенного отталкивания и, следовательно, устойчивого передвижения.
Смазку классических лыж выполняют в такой последовательности:
1) определяют длину колодки для нанесения держащей мази;
2) наносят парафин только на пяточную и носочную части лыжи, как и на коньковые лыжи; если используют не парафин, а мазь скольжения, то ее достаточно нанести на эти участки и тщательно растереть пробкой;
3) после нанесения парафина обязательно удаляют остатки пыли от него с колодки, иначе держащая мазь очень быстро сойдет с нее;
4) наносят на колодку мазь держания и тщательно растирают пробкой;
5) охлаждают лыжи до уличной температуры воздуха.
Если лыжи в момент отталкивания проскальзывают назад, «отдачу» устраняют в такой последовательности:
1) увеличивают толщину слоя, используя ту же мазь;
2) увеличивают площадь смазки той же мазью на 10 см к носочной и на 5 см к пяточной частям лыжи;
3) добавляют к положенной на грузовую площадку мази один-два тонких слоя мази более высокой температуры (выше на 1-3 градуса);
4) полностью заменяют лыжную мазь более мягкой, соответствующей более высокой температуре;
5) при необходимости, уже используя мазь для более высокой температуры, повторяют все вышеуказанные приемы до полного устранения отдачи.
При подготовке лыж к продолжительным прогулкам, тренировкам, для соревнований на длинные дистанции, а также при жестком снежном покрове необходимо обеспечить более длительное сохранение смазки на скользящей поверхности. С этой целью лыжи грунтуют, используя парафин или специальные грунтовые мази. Грунтовку парафином выполняют перед нанесением основного парафина. Грунтовый парафин выбирают с таким расчетом, чтобы температура его плавления была выше температуры плавления основного парафина, т.е. грунтовый парафин должен быть более тугоплавким. Это делается для того, чтобы основной парафин при нанесении не смешивался с грунтовым. В случае холодной погоды, когда в качестве основного парафина используют тугоплавкий, рекомендуют применять для грунтовки парафин-«антистатик». Грунтовку парафином производят в той же последовательности, что и при вышеописанном нанесении основного парафина. Если погодные условия требуют наличия на лыжах структуры, то ее наносят перед работой с основным парафином.
При грунтовке грузовой площадки классических лыж используют специальные грунтовые мази. Для более прочного удержания мази колодку надо вначале зашкурить, т.е. поднять на этом участке лыжи «ворс», затем положить грунтовую мазь и после этого на уже остывший слой грунтовой мази нанести соответствующую погоде мазь держания.
В практике лыжных гонок известны и неординарные способы подготовки колодки классических лыж, когда для достижения сцепления лыж со снегом ограничиваются только поднятием «ворса» на грузовой площадке.
Для подготовки лыж необходимы следующие приспособления: специальный станок, пробки, щетки, шкурки, скребки, цикли, накатки, смазочные утюги (рис. 12). Лыжи готовят в специально отведенном помещении, которое должно иметь хорошую вентиляцию. При очистке скользящей поверхности растворителем надо строго соблюдать предписанные меры безопасности. Используемые при смывке салфетки, ветошь выбрасывают в соответствующие места, а если растворители являются нефтепродуктами, то работать с ними надо в бытовых резиновых перчатках (некоторые растворители могут вызвать кожную реакцию у людей, склонных к аллергии). При использовании фторовых смазок надо строго соблюдать требования, изложенные в инструкции по их применению. При работе с вращающейся щеткой необходимы защитные очки и бумажные защитные маски, т.к. при вращении немалое количество лыжной мази рассеивается в виде пылевидных частиц. Если возникло сомнение в качестве лыжной мази, следует воспользоваться респиратором, который необходим и при ремонте скользящей поверхности (заливке царапин) особой свечкой или специальным сварочным аппаратом.
Самым простым, доступным и вполне информативным способом выявления лучшего скольжения практикой признан многократный спуск со склона по одной и той же хорошо накатанной лыжне в основной стойке. Можно спускаться до остановки, и тогда лучшим вариантом смазки и парафинирования лыж будет тот, при котором зарегистрирован самый дальний спуск. Можно на склоне обозначить контрольный отрезок длиной около 6 м и регистрировать время его прохождения электронным секундомером. Лучшему скольжению будет соответствовать меньшее время. Этот вариант больше подходит при подготовке лыж к соревнованиям, т.к. качество скольжения в данном случае определяют на характерной для соревнований скорости. Известно, что величина трения скольжения лыж зависит от скорости: при увеличении скорости до 7-10 м/с она уменьшается, по степени снижения определяют качество лыж и их подготовку.
Источник
Колодка классической лыжи
Колодка классической лыжи нужна чтобы обеспечить сцепление со снегом в момент прогиба лыжи и контакта со снегом, вызванным переносом веса тела на нее и последующим отталкиванием ногой.
Положение и размеры колодки для конкретной пары нужно определять индивидуально, исходя из жесткости, конструкции и индивидуальных предпочтений лыжника. Мало того, лыжа теряет жесткость, особенно сильно после первого года эксплуатации, и колодку желательно перепроверять в начале каждого сезона.
Если в общих чертах, то колодка- это та часть лыжи, которая не касается снега при загрузке половиной веса, при том что лыжа должна быть полностью задавлена когда нагружена полным весом.
Как правило, колодка начинается от конца крепления (со стороны пятки), и продолжается на 20- 30 см вперед за переднюю часть крепления. Следует отметить, что длина колодки сильно зависит от конкретной модели лыж, и современные лыжи имеют как правило более короткую колодку чем более старые. Также, сейчас все больше спортсменов предпочитают жертвовать держанием ради скольжения.
Чем обеспечивается сцепление лыжи со снегом
Есть так называемые «безмазевые» лыжи, они не нуждается в нанесении мазей держания для обеспечения качественного сцепления со снегом. В зоне колодки держащую мазь может заменить так называемый «камус», либо специальная структура из углублений- насечек.
Совсем недавно некоторые производители начали выпускать лыжи топ- уровня с камусом, хотя до этого было много экспериментов на моделях по- проще. Есть также лыжи с насечками- это по-прежнему прогулочный вариант либо они предназначены для охоты или туризма.
Также следует отметить, что некоторые производители выпускают самоклеящийся камус- его можно приклеить на скользящую поверхность под колодкой обычных лыж, причем стоит он сравнительно недорого и хватает его примерно на один сезон.
Остальные модели- те, у которых скользящая поверхность одинакова по всей длине и не отличается от коньковых — нуждаются в нанесении того или иного средства для предотвращения «отдачи».
Наиболее часто используются твердые мази держания, в теплую погоду или на леденистом снегу (там, где твердые мази не справляются) используются клистеры- они не твердые, а имеют скорее жидкую консистенцию. Главное функциональное отличие клистера от твердой мази- клистер очень хорошо держит но плохо скользит, а мазь наоборот, хорошо (сравнительно!) скользит и средненько держит. Соответственно, колодка под держащую мазь должна быть короче чем под клистер.
Реже используются средства для держания в более экзотических формах- спреи, эмульсии.
Также следует помнить, что подготовка классических лыж особенно сложна для околонулевых температур, и особенно свежего снега. Вот тут камус действительно выигрывает.
Источник
Как выбрать хорошие беговые лыжи
Прогресс не стоит на месте. Даже рекомендации 10-летней давности по выбору лыж во многом устарели. Мало того: любители стали все чаще покупать себе инвентарь ТОП-уровня
Несмотря на желание поговорить о нюансах, начать придется все равно с самого простого. Как минимум, давайте вспомним, чем отличаются лыжи для классического и конькового хода.
Отличия классических лыж от коньковых
Коньковые лыжи должны только скользить всегда и везде, а классические призваны скользить и держать попеременно. Это главное и весьма принципиальное отличие. Именно из-за необходимости работать на держание классические лыжи мажут мазью держания под «колодкой» (от начала или середины пятки ботинка к мыску лыжи примерно на 55-60 см). На коньковые лыжи никаких мазей держания не наносят. Их готовят только на скольжение (парафинами, ускорителями и прочими средствами) и слово «мазь» применительно к ним не используют.
Классические лыжи длиннее коньковых примерно на 15 см (из-за необходимости и скользить, и держать). Из-за большей длины и меньшей жесткости классическими лыжами сложнее управлять в скоростных поворотах (на спусках), если их проходить вне лыжни переступанием. Однако, при классическом ходе в большинстве случаев двигаются именно в лыжне, поэтому у этого инвентаря всегда высоко подняты мыски в отличие от современных коньковых лыж ТОП-уровня (см. фото выше).
Коньковые лыжи используются на подготовленной широкой и твердой трассе, поэтому в последние годы производители коньковых лыж высокого уровня «обрезают» им мыски. Это улучшает аэродинамику и снижает вес лыжи, но не позволяет на них «топтать целину». С таким инвентарем стоит быть внимательнее на краях трассы вблизи снежных отвалов — если мысок попадет в сугроб, падения избежать трудно.
В продаже можно также встретить и универсальные лыжи, которые чуть жестче классики и чуть короче ее. Это вариант «ни рыба, ни мясо».
Работа колодки у классических и коньковых лыж
Колодка классической лыжи должна работать на держание, плотно прилегая к лыжне при толчке одной ногой, но при этом она НЕ должна касаться лыжни при скольжении на двух ногах. Исходя из этого принципа появился традиционный совет по выбору классических лыж: если вы стоите на двух ногах (на лыжах) на твердом ровном полу, под их колодкой должен оставаться зазор (в который легко проходит лист бумаги), но при переносе веса тела на одну ногу (лыжу), ее колодка должна полностью ложиться на поверхность и лист бумаги под колодкой уже проходить не должен.
Разница между загруженной и разгруженной колодкой при такой проверке составляет 50% от веса лыжника — это огромная величина. Поэтому довольно легко подобрать несколько пар лыж, удовлетворяющих описанному условию (с бумажкой), так что одна из пар будет хорошей, а другие «не очень». Описанный фокус с листом бумаги способен отличить лыжи под вес 60 кг от лыж под вес 80 кг, но с его помощью крайне трудно найти лыжи точно на 55-60 кг или точно на 75-80 кг. И уж тем более, с помощью этого метода нельзя отличить хорошие лыжи на 80 кг от посредственных лыж на тот же вес.
У коньковых лыж колодка почти не оказывает давления на снег, поэтому на жестком ровном полу под ней всегда остается зазор. Иногда можно даже встретить советы по величине «оптимального» зазора под колодкой коньковой лыжи, но на наш взгляд это от лукавого. Даже идеально (!) подобранные коньковые лыжи элитного уровня от одной (!) фирмы-производителя, но рассчитанные на разные погодные условия, будут иметь разный зазор под колодкой. А кроме того, его величину определяют щупами с шагом 0,05мм при проверке лыж на специальном оборудовании. Неровность же любого пола на длине лыжи будет на порядок больше! Впрочем, одно в этом принципе действительно ценно: если лыжа легко и стабильно (как ни крути ее на якобы ровном полу) ложится колодкой на поверхность даже при НЕ полном переносе массы на одну ногу, это как минимум НЕ лучшие коньковые лыжи на ваш вес.
Суть описанного эксперимента с листом бумаги желательно понимать, поскольку он хорошо передает физический смысл. Однако, с помощью бумажек сегодня уже нельзя выбрать сколь-нибудь хорошие лыжи. Разве что отбраковать откровенное барахло.
До чего дошел прогресс
Современные лыжи имеют сложную характеристику давления на снег. У лыж высокого уровня это специально создаваемые сложные эпюры (закономерности изменения давления по длине от носка к пятке), которые отличаются у лыж, рассчитанных на разные погодные условия. У бюджетных моделей есть некое подобие тех же эпюр — то, что удалось сделать «за эти деньги».
Хорошее скольжение лыжи по снегу достигается за счет небольшой водяной пленки на поверхности контакта со снегом. Эта пленка образуется за счет трения. Воды должно быть и не много и не мало. Если будет мало, лыжа будет тупить. Если много — подлипать. Поскольку различия в условиях (температура, влажность, плотность) влияют на образование этой водяной пленки, то и давить на снег нужно по-разному.
Для классической лыжи имеет большое значение, какая получится длина колодки под мазь при вашем конкретном весе и высота ее свода (зазор) при частичной нагрузке. От этого в частности зависит, будет ли колодка хорошо держать, а также под какой тип мази она подойдет — под твердые или под клистиры (клистирная колодка короче). Имеет значение, при какой загрузке колодка окажется задавлена. Для сильного лыжника предпочтительнее, когда колодка ложится лишь при большой загрузке, а для любителя, наоборот, лучше иметь колодку помягче. Наконец, помимо работы колодки на держание, эпюра давления классических лыж, также как и у коньковых, может быть «теплой» или «холодной».
Принято считать, что есть две основных эпюры давления на снег — «теплая» и «холодная» (иногда их именуют буквами С и В). Для теплой погоды (ноль и теплее) выгоднее иметь короткие острые пики давления (см. рис.), для умеренно холодной погоды (-1..-10) без свежего снега выгоднее иметь длинные горбы без острых вершин. Но напрашивается вопрос: а в остальных условиях? Какая эпюра лучше, если выпал свежий снег? Или если на улице -15..-20 градусов?
Кроме использования разных эпюр давления лыжи ТОП-уровня также выпускаются с разными мысками — жесткими или мягкими. Первые обычно имеют в маркировке букву H от английского Hard. Вторые могут маркироваться по-разному, ибо все пытаются иметь не повторяющиеся названия. В любом случае, продавец лыж элитного уровня обычно знает, какие мыски имеют те или иные модели лыж.
На жесткую плотную трассу (иногда говорят «на бетон») обычно выбирают лыжи с жесткими мысками, а на свежий снег (на мягкую трассу) лыжи с мягкими мысками. При этом они могут оказаться по эпюре давления как холодными, так и теплыми. В очень сильный мороз могут «поехать» как лыжи с теплой эпюрой так и с холодной, в зависимости от жесткости трассы. На «бетон» чаще выбирают более жесткие, а на мягкую трассу (что при сильных морозах редкость) менее жесткие. Какая пара лучше поедет по свежему снегу, однозначно сказать трудно. Все зависит от толщины свежака и состояния подложки, на которую он лег. Но в любом случае, при свежем снеге работа лыж очень чувствительна к структуре, нанесенной на скользящую поверхность — это еще один фактор, который приходится учитывать. Однако, о структурах мы поговорим чуть позже. А пока расскажем, как выбирать лыжи тем, кто НЕ претендует на инвентарь ТОП-уровня.
Как выбирать беговые лыжи начинающим
Читателю могло показаться, что для любительского уровня мы даем лишнюю информацию. Но описанное выше довольно важно для понимания подхода к выбору лыж. С точки зрения качества работы на трассе (хорошего скольжения и держания) лыжи следует выбирать по весу (лыжника), но с точки зрения удобства управления (прежде всего в поворотах) ориентируются на рост. Если вы стройны и имеете индекс массы тела близкий к профессиональным лыжникам, оба способа подойдут. Но при лишних килограммах придется ломать голову — чем пожертвовать.
Производители дают разные рекомендации. Например, компания Fischer предлагает заполнить калькулятор, который попытается учесть и то и другое (и даже возраст спросит). Однако, в описании продукции вы увидите, что основу рекомендаций составляет именно подбор по весу лыжника, причем как для конькового инвентаря (ссылка на пример).
. так и для классического (ссылка):
В этих таблицах сокращения soft, med и stiff означают три различных варианта жесткости: мягкие (soft), средние (med) и жесткие (stiff).
Другой производитель мирового уровня Madshus подошел к вопросу иначе. На своем сайте компания дает таблицы по предварительному (!) выбору длины лыж на основе роста лыжника, а не веса.
. при этом на каждой паре лыж высокого уровня указан оптимальный вес (см. фото ниже) для каждого из трех вариантов по жесткости. А новые модели ТОП-уровня (серия RED) имеют встроенный в колодку электронный чип, который хранит информацию о данной паре, полученную при измерениях на заводе (технология emPower). Достаточно поднести к лыже мобильный телефон, поддерживающий стандарт NFC, с установленным на него приложением My Madshus, чтобы получить данные об антропометрических параметрах идеального для данной пары лыжника.
Важный момент: принципиальных различий по росто-весовому подбору между лыжами разных производителей качественного инвентаря нет! Различия лишь в том, что лыжник с избыточным весом в одном случае (выбирая по весу) может получить хорошо едущую, но не очень удобную по длине пару, а в другом случае (подбор по росту), удобную по длине, но не оптимальную по скоростным качествам.
Выбор лыж высокого уровня
Два самых важных фактора при выборе лыж ТОП-уровня остаются примерно теми же, что и в случае с бюджетными моделями: вес лыжника и назначение лыж. Только, если прежде под назначением понимался стиль («классика» или «конек»), то теперь это более узкая специализация лыж по температурным условиям и степени жесткости трассы.
Фактор температуры и весовая характеристика лыж, хоть и являются разными переменными, тем не менее, связаны друг с другом. Те лыжи, которые хорошо поедут по теплой погоде под лыжником весом 75 кг никогда хорошо не поедут по той же погоде под лыжником весом 90 кг! Но они могут при определенных условиях хорошо поехать под более тяжелым человеком при более низких температурах. Поэтому на элитных лыжах можно встретить неожиданную на первый взгляд весовую маркировку 75-90 кг (см. ниже). Как ее понимать?
Дело в том, что будучи загруженной НЕ полностью, лыжа будет давить на снег лишь частью скользящей поверхности (СП). Давление в этом случае сосредоточится на коротких участках, что будет формировать более «теплую» эпюру давления на снег. Поэтому можно упрощенно говорить, что лыжи с теплой эпюрой всегда чуть более жесткие. Но если нагрузка на ту же самую пару вырастет (больше масса тела), лыжи будут ложиться на снег большей частью своей скользящей поверхности. Соответственно, эпюра давления станет холоднее.
Итак, одна и та же лыжа часто может оказаться как теплой, так и холодной, в зависимости от массы лыжника. Хотя такие метаморфозы происходят в относительно узком диапазоне температуры и веса, их нельзя сбрасывать со счетов. Изменение веса тела на 5-7 кг может увести оптимальную температуру для лыж (с точки зрения эпюры) на 5-10 градусов. Однако, как быть со структурой (структура — это специально созданный рисунок, состоящий из микронеровностей, см. фото ниже)?
Пока структура не нанесена, пара лыж может считаться одновременно и теплой и холодной; одновременно и на 75-80 кг и на 85-90 кг. Чем-то напоминает принцип неопределенности Гейзенберга в физике (не все его проходили, так что, если не помните, не страшно). После нанесения на лыжу конкретной структуры, она (лыжа) становится узко специальной как по температуре применения, так и по весовой характеристике.
Скажем, при нанесении на пару маркированную весом 75-90 кг теплой структуры, она способна «поехать» под лыжником весом 75-80 кг по теплой погоде. При нанесении на ту же пару более холодной структуры (-2..-10) она покатит под человеком весом 85-90 кг при умеренном морозе. А что же тогда в середине, между 80 и 85 кг, спросите вы?
Перед нанесением структуры лыжу полагается промерить на флексторе, чтобы получить более точные данные. После таких измерений уже не будет разброса в 15 кг. Вместо него останутся один или два узких весовых диапазона (в зависимости от конструкции лыж). Например, пара будет определена как теплая для лыжника весом 78 кг или как холодная на вес 84 кг. Впрочем, бывают конструктивные особенности, лишающие лыжи подобного дуализма (теплая-холодная).
После завершения всей процедуры подготовки (измерения на флексторе и нанесения структуры) на лыжи наклеивают стикер с указанием точного веса и специализации данной пары. Некоторые производители записывают расчетный вес с точностью до долей килограмма! Однако, от этой цифры можно смело отклоняться на пару килограммов в любую сторону. При этом несоответствие в 5 кг может оказаться фатальным.
Тем не менее, если вы случайно купили лыжи на чужой вес, не спешите их продавать.
Что делать с неудачной парой лыж
Три основных фактора, влияющие на качество скольжения лыж: эпюра, структура, смазка! Самый важный — первый (эпюра), а не третий! Соответственно лыжа может не ехать в первую очередь по эпюре, во вторую очередь по структуре.
Самая сложная и одновременно важная задача: найти вес лыжника, при котором эпюра заработает (если она вдруг не работает под вами). Для этого можно попросить товарищей с чуть большим и чуть меньшим чем вы весами откатать ваши лыжи при той погоде, на которую данная пара ориентирована. Но делать это нужно путем сравнения с нормально едущим эталоном. Есть большая вероятность, что один из друзей похвалит ваш инвентарь, а второй порекомендует от него избавиться. Такой расклад даст основания полагать, что кто-то из друзей больше соответствует вашей паре по весу, чем вы. Если покатит у более тяжелого, то лыжа чуть более жесткая, чем нужно вам под данную погоду. Если поедет под более легким лыжником, то вам она в этих условиях чуть мягковата.
Если лыжи излишне жесткие, то они поедут по очень жесткой леденистой трассе. Они же могут заработать на свежем снегу, если его не много (хотя здесь очень важна структура). При этом на мягких трассах (сильно разбитых или после хорошего снегопада) такие лыжи будут зарываться.
Если лыжи излишне мягкие, то их удел — среднеморозная погода и мягкие трассы. Если очень мягкие — сочетание того и другого.
Вторая задача — понять, работает ли структура при тех условиях, на которые вы рассчитываете (и если нет, то почему). Это требует экспериментов с разными погодными условиями. При этом в каждой ситуации полезно понять, что происходит с лыжами на разных скоростях: при работе в подъемах (медленное скольжение) и в конце спусков (на высокой скорости). Очень часто бывает, что лыжи тупят на маленькой скорости, но раскатываются на спусках, или наоборот, нормально работают на лыжной прогулке, но категорически не желают набирать высокую скорость. Если, как в первом случае, проблемы только на маленькой скорости, вашим лыжам холодно. Если же имеет место плохое скольжение только на высоких скоростях, лыжам жарко.
Отдельно стоит сказать о классических лыжах. С точки зрения работы на скольжение здесь ситуация аналогична, но появляется специфика работы колодки на держание. С излишне жесткими лыжами не удается нормально задавить колодку, поэтому лыжи «стреляют».
Традиционный принцип лечения: «Толще, длиннее, теплее»: вначале мазать толще, затем, если не помогает, попробовать увеличить длину намазанной колодки. Ну а последнее «теплее» касается попадания в погоду, и с жесткостью лыж не связано.
Излишне мягкая классика будет тупить, поэтому потребуются эксперименты с ее длиной (под мазь). Придется попробовать уменьшить длину колодки на величину от 3-4 см (аккуратная коррекция) до 6-8 см (радикальная коррекция). Это может помочь со скольжением, но держание будет при этом хуже.
Да, чуть не забыли. Искать проблемы у новой пары лыж нужно НЕ на первой тренировке, а после всех необходимых процедур: нормальной обкатки (200-300 км), полного удаления ворса на СП (по мере набора обкаточных километров), профессиональной подготовки пары на скольжение. И главное — после обретения твердой уверенности, что проблемы связаны именно с лыжами, а не с лыжником.
Как правильно откатывать лыжи?
Самый простой способ выбора пары лыж на данные погодные условия (или сравнения с лыжами товарища): сравнить скорость двух лыжников в конце спуска, если они начали движение на спуск на одинаковой скорости, находились в одинаковой низкой или средней стойке и ехали параллельными курсами (!) по идентичному покрытию. Очевидно, для такой проверки требуется помощник с заведомо хорошей парой лыж. Обычно таким образом люди узнают правду о своем инвентаре во время соревнований. Это организационно сложно, но весьма показательно. Впрочем, и здесь тоже есть нюансы.
Главный, но весьма важный нюанс: с точки зрения спортивного результата во многих случаях оказывается важнее, как работают лыжи на подъемах, а не на спусках. Ведь на спуске (при масс-стартах) можно пристроиться в чью-то аэродинамическую тень, компенсировав чуть худшее скольжение. С подъемами этот фокус не проходит — тут каждый сам за себя, аэродинамика работает в минимальной степени. Именно по этой причине коньковые лыжи обязательно проверяют «в раскат», для чего многократно забираются в спокойном темпе в какой-нибудь пологий подъем, и затем с него спускаются. Причем, спускаются не просто стоя на параллельных лыжах, но слегка работая ногами.
Если есть возможность сравнить две пары, лучший способ — взять по одной лыже из каждой, одев их на правую и левую ноги. Меняя их с одной ноги на другую, понять, какая лучше едет в раскат будет гораздо проще, чем при последовательной откатке разных комплектных пар.
Классические лыжи тоже удобно проверять на пологом подъеме, вначале работая вверх на одних ногах, затем спускаясь на малой скорости вниз «на параллельных» в лыжне (кстати, последнее лишено смысла для конькового инвентаря).
В любом случае (конек или классика) самую ценную информацию можно получить работая на небольшой горке, а не на равнине. Однако, едва ли не самой бесполезной будет проверка, которую проводят любители чаще других: скольжение на коньковых лыжах вниз с очень пологого спуска на очень малой скорости до полной остановки. Этот способ подходит только для предварительного выбора варианта смазки бригадой смазчиков, но никак не для выбора пары лыж. Коньковая лыжа большую часть времени несет на себе всю массу лыжника, а не половину его веса. А кроме того, качество скольжения на скорости 2 км/ч и на скорости 20 км/ч отличаются весьма существенно, как с точки зрения эпюры давления, так и с точки зрения структуры.
Ох уж эти нюансы
Сколько бы букв мы еще не написали на данную тему, всегда что-нибудь останется недосказанным: как влияет на работу лыж смещение креплений по NIS-платформе (вперед-назад), что меняет другой угол постановки ботинка при использовании клиновидных креплений (у них мысок ботинка чуть приподнят по сравнению с пяткой), какие бывают разновидности пластика при изготовлении СП. Одних только структур у каждого производителя больше десятка вариантов.
Встречаются лыжи с комбинированной эпюрой давления (спереди холодная, сзади теплая) или с нелинейным характером изменения жесткости при загрузке. Бывает карвинговая геометрия (с более узкой колодкой в сравнении с мыском и пяткой) или стреловидная в передней части и равномерная в задней. Применяются сильно обрезанные мыски у коньковых лыж или умеренно обрезанные с фигурно вырезанным в них отверстием. Предлагаются как традиционные подходы к подготовке лыж с готовыми структурами на скольжение (парафинами), так и их циклевка специальными циклями (под разные температурные условия) без последующего нанесения парафинов (или с нанесением). В общем, это целый мир, в который мы попытались вас пригласить. Так что.
Источник
➤
Колодка классической лыжи
- 10 Января 2022 года
- admin
Еще известна как зона держания, зона удара (kick zone eng.) Это средняя часть скользящей поверхности классической лыжи, на которую наносится держащая мазь (в большинстве случаев).
Положение и размеры колодки для конкретной пары нужно определять индивидуально, исходя из жесткости, конструкции и индивидуальных предпочтений лыжника. Мало того, лыжа теряет жесткость, особенно сильно после первого года эксплуатации, и колодку желательно перепроверять в начале каждого сезона.
Если в общих чертах, то колодка- это та часть лыжи, которая не касается снега при загрузке половиной веса, при том что лыжа должна быть полностью задавлена когда нагружена полным весом.
Как правило, колодка начинается от конца крепления (со стороны пятки), и продолжается на 20- 30 см вперед за переднюю часть крепления. Следует отметить, что длина колодки сильно зависит от конкретной модели лыж, и современные лыжи имеют как правило более короткую колодку чем более старые. Также, сейчас все больше спортсменов предпочитают жертвовать держанием ради скольжения.
Чем обеспечивается сцепление лыжи со снегом
Есть так называемые “безмазевые” лыжи, они не нуждается в нанесении мазей держания для обеспечения качественного сцепления со снегом. В зоне колодки держащую мазь может заменить так называемый “камус”, либо специальная структура из углублений- насечек.
Совсем недавно некоторые производители начали выпускать лыжи топ- уровня с камусом, хотя до этого было много экспериментов на моделях по- проще. Есть также лыжи с насечками- это по-прежнему прогулочный вариант либо они предназначены для охоты или туризма.
Также следует отметить, что некоторые производители выпускают самоклеящийся камус- его можно приклеить на скользящую поверхность под колодкой обычных лыж, причем стоит он сравнительно недорого и хватает его примерно на один сезон.
Остальные модели- те, у которых скользящая поверхность одинакова по всей длине и не отличается от коньковых – нуждаются в нанесении того или иного средства для предотвращения “отдачи”.
Наиболее часто используются твердые мази держания, в теплую погоду или на леденистом снегу (там, где твердые мази не справляются) используются клистеры- они не твердые, а имеют скорее жидкую консистенцию. Главное функциональное отличие клистера от твердой мази- клистер очень хорошо держит но плохо скользит, а мазь наоборот, хорошо (сравнительно!) скользит и средненько держит. Соответственно, колодка под держащую мазь должна быть короче чем под клистер.
Реже используются средства для держания в более экзотических формах- спреи, эмульсии.
Также следует помнить, что подготовка классических лыж особенно сложна для околонулевых температур, и особенно свежего снега. Вот тут камус действительно выигрывает.
Подбирать лыжи для бега и ходьбы нужно индивидуально под каждого лыжника. Ведь все люди различаются по росту и по весу. Поэтому к подбору лыж нужно отнестись очень ответственно. Неправильно подобранные лыжи могут навсегда отбить охотку бегать или ходить на них.
Есть два способа бега на лыжах – классический ход и коньковый. Они различаются принципиально и по технике хода и по необходимому снаряжению. Коньковый ход предполагает наличие широкой (более 3 м) и ровной лыжной дороги. Такое бывает не всегда и не везде. Кроме того, коньковым ходом любители занимаются редко.
Большая часть любителей лыжного спорта и физкультуры предпочитает классику. Лыжню для передвижения классическим ходом можно натоптать практически в любом месте. А уж для прогулки тем более. Поэтому в данной статье читатель узнает как правильно подобрать беговые лыжи для передвижения классическим ходом.
Как подобрать размер беговых лыж по росту
Можно подобрать лыжи по росту несколькими способами:
- подобрать лыжи по росту путём примерки
- подобрать, используя таблицу
- зайти на сайт лыжной компании и подобрать
В принципе результаты того и другого способа должны различаться незначительно. Да собственно до сантиметра подбирать и не придётся. Всё равно подобранные лыжи будем проверять по Вашему весу, и может быть, придётся взять лыжи меньшей или большей длины.
Как подобрать лыжи по росту путём примерки
Чтобы правильно подобрать лыжи по росту первым способом, нужно встать и поставить их рядом с собой. Поднять руку вертикально вверх. Лыжа должна доставать до основания ладони. Желательно подобрать несколько пар лыж. Одну, как сказано выше. И ещё две пары – чуть длиннее и чуть короче.
Как подобрать лыжи, используя таблицу
Каждая лыжная фирма разрабатывает собственный ряд длин лыж. Но, они отличаются ненамного. Чтобы правильно подобрать лыжи по росту, используя таблицу, нужно знать свой рост.
Посмотрев в таблицу, необходимо подобрать длину лыж, которая соответствует Вашему росту. Здесь тоже желательно выбрать несколько пар, как сказано выше. Для примера приведу примерную таблицу соответствия длины лыжи росту лыжника фирмы Atomic.
Или лыжи фирмы Fischer
Как подобрать лыжи на сайте лыжной компании Fischer
Сейчас всё можно найти в интернете. Посмотреть какие лыжи подходят именно Вам, можно на сайте той лыжной компании, продукцию которой хотите приобрести. Вот, к примеру, сайт компании Fischer. Это красиво оформленный сайт.
Здесь можно подобрать лыжи для себя. В самом низу странички перейдите по ссылке “подбор инвентаря”. Дальше только отвечайте на вопросы или выбирайте предложенные ответы. Очень скоро узнаете какие именно лыжи нужны Вам. Здесь учитывают и Ваш пол, и возраст, и естественно рост и вес, а также уровень подготовки и другие параметры. На все вопросы совсем не сложно ответить.
В конце этого опроса сайт выдаст перечень моделей и размеров лыж, которые подходят именно Вам. Но учтите, что там будет два варианта подбора лыж. Лыжи, которые рассчитаны на тёплую погоду, применяют преимущественно при температуре -5 градусов и выше. Лыжи, которые рассчитаны на применение преимущественно на холодную погоду, рассчитаны на температуру –2 градуса и ниже.
И по каждому из этих температурных вариантов предлагается 3 разных типа лыж по жёсткости. Только для начала определитесь какие нужны лыжи: жёсткие, средние или мягкие. Жёсткие лучше катят по жёсткой, старой лыжне. Мягкие предпочтительнее на свежем снегу.
Если есть возможность, то можно присмотреть несколько пар лыж, на разные условия. Если такой возможности нет, то выбирать следует лыжи для наиболее часто встречающихся условий. К примеру, в Сибири зима долгая и холодная. Там предпочтительнее лыжи на холодную погоду. Остаётся только определиться по типу жёсткости.
Если часто идёт снег, то лучше купить лыжи мягкие. А если снег бывает не часто, то предпочтительнее жёсткие лыжи. Но, ведь снег не угадаешь. Вначале зимы лыжня бывает мягкая, снежная, а в конце зимы жёсткая, ледяная. Но ведь лыжи покупаешь не на один сезон. Поэтому лучше приобрести лыжи средней жёсткости. В других регионах может быть по другому.
После того как лыжи подобраны, выписываете их модель, ростовку, жёсткость. С этими данными идёте в ближайший магазин и покупаете лыжи. Но, часто в магазине нет нужных моделей и ростовок. Поэтому покупаем в интернет магазине.
Зачем подбирать лыжи по весу лыжника
После того, как подберёте лыжи по длине, необходимо проверить, подойдут ли они вам по весу. Ведь рекомендации по подбору длины лыж рассчитаны на некоего среднего человека. А ведь каждый человек индивидуален. Различным может быть и вес человека при одинаковом росте.
От того, какой вес у лыжника, зависит и работа лыж. Если вес человека больше того, на который рассчитаны лыжи, то сложно, а может быть совсем невозможно будет подобрать смазку держания. Лыжи или не будут катиться или будут проскальзывать назад при толчке ногой. В итоге, вместо удовольствия от катания, останется разочарование.
Почему так? Чтобы понять, нужно немного узнать строение лыж. Хотя бы для того, чтобы понимать где есть что и о чём идёт речь. Нужно знать всего три термина: носок, колодка, пятка. Согласитесь, это немного.
Строение лыжи
Современные лыжи имеют очень сложную конструкцию. При их производстве применяют современные материалы. Все детали склеиваются специальным, прочным клеем. В итоге получаются красивые пластиковые изделия. Из дерева лыжи сейчас уже почти не выпускают.
Не будем вдаваться в подробности конструкции лыж. Для нас важно понять как они работают во время движения. Однако основные их части знать нужно. Это нам пригодится в дальнейшем. Смотрим рисунок ниже.
Та, нижняя поверхность лыжи, которая скользит по снегу называется скользящей поверхностью. Передняя часть лыжи, с загнутым вверх кончиком называется носком. Задняя часть называется пяткой. А та часть лыжи, что находится посередине, под ботинком, называется колодкой.
Лыжа не плоская. Она имеет сложную геометрию. Если положить её скользящей поверхностью на ровный пол, то середина лыжи пола не будет касаться. Лыжа будет опираться на пол носком и пяткой. Каждая лыжная фирма имеет свои стандартные размеры по длине и нагрузке или весу лыжника.
Как работают беговые лыжи для классики
Но для чего же нужна такая сложная конфигурация лыжи? Вот это как раз и зависит от техники передвижения. При передвижении классическим ходом функции лыжи меняются на прямо противоположные. Поэтому и лыжа получается довольно сложной конструкции.
Во время передвижения лыжник меняет нагрузку на лыжи. Он катится то на двух ногах, то на одной. А во время толчка ногой прикладывает к ней ещё большее усилие. Соответственно этому и лыжи должны вести себя по-разному.
Они должны скользить во время передвижения на обеих ногах и на одной. В то же время они не должны проскальзывать во время отталкивания ногой. Как этого достичь? Сделать лыжи переменной жёсткости! Концы лыж делают более мягкими чем середина.
Поэтому при передвижении на обеих ногах (спортсмен катится с горки или идёт попеременным одношажным ходом), средняя часть лыжи (колодка) не касается лыжни. А во время толчка ногой лыжа полностью выпрямляется и прижимается к снегу.
А чтобы при этом лыжа не скользила назад, колодку делают с насечкой. Но на жёсткой лыжне насечка не будет держать лыжу от проскальзывания назад. А если смазать колодку мазью держания, то проскальзывания во время толчка ногой назад не будет.
Получается, что средней частью (колодкой) лыжа касается лыжни только во время толчка ногой. Всё остальное время лыжа катится по лыжне на носке и пятке.
Проверка выбранных лыж на отсутствие дефектов
Хотите подобрать лыжи дефектные? Конечно же нет. Поэтому, выбранные лыжи обязательно нужно проверить на отсутствие дефектов. Для этого каждую выбранную лыжу нужно проверить следующим образом:
- Проверить на отсутствие дефектов.
- Проверить на параллельность плоскости пятки и носка.
- Проверить строй лыжи.
Проверка лыж на отсутствие дефектов
Для начала необходимо проверить целостность выбранных лыж. Для этого каждая лыжа внимательно осматривается. Здесь необходимо уделить внимание на наличие или отсутствие сколов, царапин, трещин и других дефектов. Если таковых нет, то лыжа оставляется. Если обнаружился какой-нибудь дефект, то отбраковывается.
Конечно, если это небольшая царапина, то можно и оставить лыжу. Сколько их ещё будет впереди! Если дефект серьёзный – трещина или глубокий скол, то такую лыжу лучше не брать.
Проверка лыж на параллельность плоскости пятки и носка
Эта проверка проводится для того, чтобы выбранные лыжи не оказались пропеллером или поведёнными. Для этого поднимаем лыжу за носок и переднюю часть и смотрим на её скользящую плоскость. На рисунке это очень хорошо показано.
Плоскость носка лыжи должна быть параллельна плоскости её пятки. Если эти плоскости не параллельны, то лучше от такой лыжи избавиться. При езде на такой лыже она будет уходить или отъезжать в какую ни будь сторону. Это зависит от того, в какую сторону повёрнута плоскость носка или пятки лыжи. На таких лыжах невозможно нормально кататься.
Проверка строя лыжи
Для того, чтобы проверить строй лыж, нужно сложить их скользящими поверхностями одна к другой и сжать посередине, в районе колодки. На рисунке я сжал левой рукой лыжи до соприкосновения поверхностей. При этом нужно обратить внимание на то, как соприкасаются носки и пятки лыж.
Носки и пятки должны соприкасаться друг с другом плотно по всей длине. Если это не происходит, то такие лыжи лучше не брать. Постараюсь сказать точнее. Если при сжимании лыж, их концы начинают расходиться, то это плохо. Такие лыжи будут скользить по снегу не всей поверхностью. Если лыжи окажутся все с неправильным строем, то лучше подобрать лыжи другой фирмы.
Как подобрать лыжи по весу лыжника
Каждый человек индивидуален. При одинаковом росте, все лыжники имеют разный вес. Поэтому обязательно нужно проверить, соответствуют ли подобранные по росту лыжи, весу лыжника. Для того, чтобы правильно подобрать лыжи по весу, нужно их положить скользящей поверхностью на ровный пол.
Затем нужно встать на них обеими ногами. Если лыжи правильно подобраны по весу лыжника, мы увидим, что они распрямляются не полностью. Посередине, под ботинком или колодкой остаётся зазор между лыжей и поверхностью пола.
Этот зазор должен начинаться от пятки ботинка и заканчиваться в тридцати – тридцати пяти сантиметрах перед носком ботинка. Это примерно 55 – 60 сантиметров. Эта часть лыжи называется колодкой. То есть в районе колодки лыжи не должны касаться пола.
Если это расстояние меньше, то нужно взять лыжи чуть большей длины (они рассчитаны на больший вес). Если расстояние больше 60 см, то нужно взять лыжи чуть меньшей длины (они рассчитаны на меньший вес).
Теперь лыжник, стоящий на наших лыжах двумя ногами, переносит вес тела на одну ногу. Он стоит на одной ноге и одной лыже. При этом зазор между лыжей и полом должен исчезнуть. Лыжа должна полностью распрямиться и прижаться к полу.
Это сделано специально. Во время движения лыжник толкается ногой, при этом лыжа выпрямляется и колодкой касается снега. Кто уже бегал или ходил на лыжах, знает, что неправильно смазанные лыжи могут скользить и вперёд и назад. Они могут проскальзывать назад при толчке ногой. Это неудобно, толчка не получается. Чтобы этого не происходило под колодку наносят слой более тёплой мази, то есть, рассчитанной на применение в более тёплую погоду, чем она есть в данное время.
При соприкосновении лыжи со снегом во время толчка ногой, когда она полностью распрямляется, эта мазь начинает прилипать к снегу и удерживать её от проскальзывания. А под конец и пятку лыжи наносят слой мази по погоде, для скольжения. О том как правильно смазать лыжи я расскажу позже. После толчка лыжник вновь распределяет вес тела на обе ноги. И средняя часть лыжи — колодка с нанесённой на неё тёплой мазью, вновь не касается снега и лыжник скользит по лыжне на концах лыж.
Средняя часть лыжи — колодка, может иметь ребристую поверхность. Эти неровности играют ту же роль, что и смазка на плоской, гладкой лыже. Лыжа во время толчка цепляется этими неровностями за лыжню и не скользит назад. Но такое происходит не всегда. Вы можете использовать любой тип лыж. Как хотите. Я привык пользоваться лыжами с гладкой скользящей поверхностью.
Как определить колодку на лыжах
Для того, чтобы определить длину колодки нужно немного. Нужно встать на лыжи на ровном полу и проверить зазор под средней частью лыжи с помощью стандартного листа бумаги. Лист ложится под середину лыж. Вы встаёте на лыжи обеими ногами посередине, в месте максимального прогиба.
Двигаете лист вперёд. Лист должен двигаться под лыжами (не должен быть прижат) от пятки до места, примерно в тридцать – тридцать пять сантиметров перед носком ботинка. В каком месте он застрянет – там и начинается колодка впереди. Сзади оно в любом случае находится у пятки ботинка. Проверьте это аналогичным образом.
Получившийся размер колодки годится для нанесения твёрдых мазей. Для определения зоны колодки для полутвёрдых мазей (они при нанесении на лыжу образуют более толстый слой) сверните лист бумаги вдвое. Для определения зоны колодки для жидких мазей сложите лист в четыре слоя. Отметьте эти зоны карандашом или маркером.
Заключение
Итак, что нужно, чтобы правильно подобрать лыжи. Распишем по пунктам:
- Подобрать по длине.
- Проверить на отсутствие дефектов.
- Проверить подходят ли эти лыжи Вам по весу.
Некоторые советуют проверять жёсткость лыжи (для того, чтобы подобрать по весу) путём сдавливания лыж руками на колодке. Если сдавливаются с трудом, но всё же сдавливаются, то по весу годятся. Но, на мой взгляд, это очень не точный метод. У меня так не получается подобрать лыжи. Лучше воспользоваться способом, описанным выше. Если Вам разрешат в магазине вставать на них. А наобум покупать не советую.
Вот Вы и узнали как правильно подобрать лыжи. Теперь осталось применить эти знания на практике – подобрать и купить их. А подобранные лыжи смазать и счастливой лыжни! Если есть вопросы, то задавайте. Постараюсь ответить.