Как найти неисправную банку аккумулятора

Банку АКБ замкнуло. Как это определить и что делать?

Аккумулятор собирается из шести секций или банок, состоящих из свинцовых пластин, электролита. Если батарея обслуживаемая, они могут открываться, если нет — запаяны намертво. Каждая банка вырабатывает 2,1–2,2 В, что дает в сумме нужные нам 12,6–12,8 В. Если хотя бы одна секция перестает давать напряжение, общий показатель падает. В таком случае мотор перестает заводиться. Поэтому специалисты 1AK.BY решили разобраться с вопросом, как узнать, что замкнула банка аккумулятора, и что с этим делать.

Как понять, что произошло замыкание?

Начнем с того, что замыканием называют процесс, когда пластины с разным зарядом соприкасаются. Такое становится возможным, когда пластины осыпаются, образуя на дне подобие перемычки. В этот момент происходит замыкание. А определить его можно по нескольким характерным признакам.

  1. Напряжение бортовой сети упало

Если вы садитесь в машину и замечаете, что напряжение бортовой сети уже 10,5 В вместо 12,6 В, высока вероятность замыкания. Особенно если вы точно помните, что вчера отключили все электроприборы, поэтому аккумулятор просто не мог выработать весь заряд. Если разделить 10,5 на 2,13 (напряжение одной ячейки), мы получим число 5. Что подтверждает выход из строя одной рабочей секции.

  1. Ячейка стала «закипать»

Такое можно увидеть, когда перед зарядкой мы проводим диагностику. Под нагрузкой ячейка начинает активно «газовать». И чем интенсивнее это газообразование, тем выше риск, что замыкание быстро «съест» заряд всей батареи. Игнорировать такой симптом не стоит.

  1. Падает напряжение под нагрузкой

Иногда напряжение бортовой сети ниже нормы не является признаком замыкания. Однако вы можете уточнить этот момент. Нагрузите АКБ и если увидите, что напряжение падает под нагрузкой до 6 В, сомневаться не приходится. Это тоже признак, что замкнула банка АКБ.

  1. Закипает при работе

Если аккумулятор закипает во время зарядки или работы, это показательно и не соответствует норме.

  1. Появился резкий запах

Зарядка идет, показатели еще не достигли своих граничных значений, а батарея начинает неприятно пахнуть сероводородом.

  1. Секция перегревается

При заряде вся конструкция имеет нормальную температуру, но одна секция горячая, как кипяток.

  1. Ток максимальный, а напряжение изменяется

Если пробки запаяны, и вы не можете заглянуть под крышку, смотрите на показатель напряжения. Когда мы заряжаем АКБ, считается нормальным, если есть незначительный откат по напряжению. Это значит, что сульфаты уходят с пластин, открывая новые площадки активной массы.

Но откат должен остановиться, а напряжение снова пойти в рост. Если этого не происходит, а падение идет скачками, это еще один признак замыкания. Значение тока при этом не меняется.

  1. Напряжение стремительно падает

Вы только что завершили подзарядку, достигли нужных показателей напряжения. Но стоит только отключиться от ЗУ, как показатель напряжения резко снижается до 10,5 В.

  1. Плотность снижена

Если во время заряда и после него плотность одной из банок остается низкой, высока вероятность замыкания. Особенно если разница большая — гораздо выше 0,02 единицы.

  1. Тестер советует замену

Еще один способ, как проверить, что замкнул аккумулятор, — воспользоваться тестером. Обычно тестер рекомендует замену, когда напряжение опускается до 10,5 В, а уровень SOC/SOH приближается к 0, сопротивление большое. Но чтобы не делать скоропалительных выводов, рекомендуем отключить АКБ от сети и через 8 часов провести замеры снова.

Для справки! Чем больше признаков, тем меньше сомнений в том, что замыкание произошло.

Банку АКБ замкнуло. Как это определить и что делать?

Почему это происходит?

Есть несколько основных причин, почему возникает замыкание:

  1. Заводской брак. Такое случается, но довольно редко. Особенно если вы покупаете АКБ у проверенных производителей. И все-таки этот случай относится к числу гарантийных.
  2. Механический удар. Обычно происходит во время ДТП, когда от удара пластины смещаются.
  3. Постоянный перезаряд или недозаряд. Самая распространенная причина. Недозаряд происходит из-за недосмотра владельца, а перезаряд — из-за неполадок с генератором, диодным мостом, регулятором напряжения.

Что делать, если аккумулятор замкнут и не работает?

У вас два варианта: отправить АКБ на утилизацию или попытаться восстановить ее. Последнее не рекомендуется. Особенно если вы собираетесь работать не в мастерской и не имеете соответствующего оборудования. Однако возможность восстановления все же существует.

Практика показывает, что замыкание пластин — не смертный приговор. Однако восстанавливать банку категорически запрещается, если корпус имеет повреждения. В остальных случаях нужно действовать последовательно:

  • находим банку, которая перестала работать;
  • сливаем электролит из банки с помощью шприца;
  • отрезаем участок пластика, чтобы достать пластины;
  • отсоединяем перемычки между секциями — можно обрезать;
  • вынимаем пластины, промываем под проточной водой, чтобы удалить даже малейшие капли электролита;
  • изучаем состояние — если причина в осадке, нужно промыть со дна весь налет;
  • опускаем пластины на место, заливаем электролит, закрываем корпус пластиковой крышкой, запаиваем, чтобы АКБ снова стала герметичной;
  • заряжаем восстановленную аккумуляторную батарею.

Замыкание пластин не всегда «убивает» батарею. Однако восстанавливать источник питания может быть довольно опасно. Даже если вы знаете, как восстановить замкнувшую банку аккумулятора автомобиля. Если вы не уверены в причине поломки или в том, что сможете починить конструкцию, лучше сдать АКБ в утиль и приобрести новую.

Купить новую аккумуляторную батарею, Вы можете в торговой сети “Первая аккумуляторная компания” или на сайте 1AK.by. Также, в торговой сети вы можете воспользоваться услугой диагностики АКБ!

#1ak #1ak.by #первая аккумуляторная компания #акб #аккумуляторнаябатарея #аккумуляторы #клеммы #автомобиль #автолайфхаки #автомобильнаяистория

На чтение 7 мин Просмотров 5.8к. Опубликовано 27.08.2022

Содержание

  1. На что обращать внимание
  2. Как определить замкнутую банку в АКБ машины
  3. Восстановление замкнутой банки аккумулятора
  4. Замкнуло банку – чем это страшно?
  5. Характерные признаки замкнутой банки на АКБ

На что обращать внимание

Автомобилистам полезно знать, как выяснить, действительно ли их аккумулятор закорочен.

Принципиальная схема аккумулятора

Классический аккумулятор основан на свинцовых пластинах и электролитной смеси, состоящей из дистиллированной воды и серной кислоты. Батарея состоит из шести секций. Они называются банками. Каждый банк содержит пару пластин с разной полярностью. Контакты встроены в общий коллектор и соединены последовательно. Две клеммы установлены на крышке корпуса.

Автомобильный аккумулятор

Современные батареи могут иметь несколько иную конструкцию. Но расположение камер и оборудование остаются прежними.

Когда секции соединены последовательно, напряжение от каждого банка суммируется. Параметры вместимости определяются по наиболее заклинившим банкам.

Для зарядки аккумулятора на его клеммы подается напряжение. В результате ток начинает поступать в отдельные секции.

Зарядка аккумулятора

Вопрос в том, откуда берется короткое замыкание. Здесь есть несколько вариантов. Раздвоенные плиты сближаются и соприкасаются друг с другом. Стены рифмуются, образуется мост, что приводит к короткому замыканию. Контактный мостик также может образоваться в результате скола смазки.

Еще одна вещь, которую следует проверить, — действительно ли в автомобильном аккумуляторе есть короткое замыкание. Это делается путем проверки напряжения на клеммах с помощью вольтметра или универсального мультиметра. Измеряя напряжение, можно обнаружить провал.

Как вы знаете, в общей сложности шесть банков по 2,1 вольта дают 12,6 вольт. Аккумулятор должен быть полностью заряжен. Но тест показывает напряжение только 10,5-11 В. Если это так, то вам нужно искать проблемный раздел.

Эти пластины имеют внутри свинцовую основу, но дополнительно покрыты специальным активным веществом. Если уровень электролита падает, батарея перезаряжена или глубоко посажена, масса часто разрушается, что приводит к короткому замыканию.

Конструкция пластин аккумулятора

Нельзя исключить внешние механические повреждения. Водитель случайно уронил аккумулятор при его извлечении или установке. Также может произойти несчастный случай. Следовательно, внутренняя структура нарушается, что приводит к одновременному короткому замыканию одной или нескольких ячеек.

Бывали случаи, когда электролит внутри замерзал. При замерзании жидкость расширялась и деформировала стенки, повреждая пластины. Они соприкоснулись и вызвали короткое замыкание.

Короткое замыкание аккумулятора
Проверка напряжения батареи

Существует несколько простых признаков того, как определить короткое замыкание на автомобильном аккумуляторе. К ним относятся проверка напряжения, которое упало, а также целостности корпуса и его температуры. Если батарея очень горячая и ее стенки разбухли, вариантов здесь немного.

Если аккумулятор не заряжается даже до 12 В, не крутит стартер, то его необходимо заменить.

В редких случаях во время зарядки может ощущаться запах тухлых яиц. Это признак того, что сероводород начал выделяться. Это чрезвычайно опасное явление. Зарядку следует немедленно прекратить, а сам аккумулятор утилизировать.

Как определить замкнутую банку в АКБ машины

Технически возможно проверить наличие короткого замыкания в батарее только для обслуживаемых батарей, а также для необслуживаемых батарей со съемной крышкой. Чтобы проверить батарею на короткое замыкание, просто используйте вольтметр на каждой из шести батарей для измерения напряжения под нагрузкой (с помощью нагрузочной вилки). В этом случае показания должны быть выше 1,7 вольт. Если напряжение ниже, то секция неисправна и очень вероятно короткое замыкание в банке.

Существует еще один эффективный и достаточно надежный способ проверить с помощью мультиметра, не закорочена ли батарея. Это предполагает измерение напряжения на клеммах аккумулятора, но при условии, что аккумулятор полностью разряжен. 12 В — это нормально. Напряжение 10 В указывает на одну короткозамкнутую батарею, 8 В — на две и так далее.

Если ваш аккумулятор относительно молодой (не более 2-3 лет), есть шанс его реанимировать. Однако эта операция потребует от вас определенных навыков работы со слесарными инструментами и некоторых базовых знаний, которыми мы с вами поделимся.

Восстановление замкнутой банки аккумулятора

После того как вы определили, что в аккумуляторной батарее автомобиля произошло короткое замыкание, необходимо оценить работу по восстановлению элемента и сравнить ее с покупкой нового устройства. Если произошло короткое замыкание более чем одной банки, нет смысла тратить время и силы на ремонт. Как узнать, не закорочены ли другие ячейки? Они могут проявиться в случае несанкционированного вмешательства в схему шасси, ослабления соединений.

Следуйте пошаговым инструкциям по ремонту севшей аккумуляторной батареи.

  1. Разряженную батарею можно распознать по перечисленным признакам.
  2. Удаляйте электролит с помощью специальных инструментов, в защитных очках и резиновых перчатках.
  3. Обрежьте пластик вокруг ячейки сверху.
  4. Отсоедините перемычки от соседних ячеек, осторожно снимите пакет пластин и смойте кислоту.
  5. Определите точку закрытия — металлические частицы, согнутая пластина, удалите осадок на дне.
  6. Соберите конструкцию как было, залейте электролит, зафиксируйте крышку клеем.
  7. Полностью зарядите аккумулятор.

Таким образом восстанавливаются свинцово-кислотные батареи старых моделей и батареи, произведенные в Европе. Необслуживаемые батареи должны быть защищены от глубокого разряда. Отремонтировать их своими руками довольно сложно.

Замкнуло банку – чем это страшно?

Вы понимаете, что аккумулятор необходимо правильно использовать, заряжать, обслуживать и т.д. Например — если произойдет перезарядка, свинцовые пластины в конструкции могут просто раздавиться, буквально, на дно банки, снизив запас энергии аккумулятора, до критически минимального уровня.

Но может случиться и так, что в пластине выпадает кусочек свинца, соединяя плюсовую и минусовую пластины. Это вызывает своего рода короткое замыкание.

Это также может быть вызвано выпадением свинцового осадка на дно, дело в том, что пластины достигают дна, и если осадок заполняет дно, это и является причиной короткого замыкания.

осадок.jpg

Аккумулятор не может зарядиться до нужных 12 — 13 вольт, и напряжение падает до 10 — 11 вольт. То есть, закрытый банк батарей не работает! Такой аккумулятор не способен крутить стартер двигателя, поэтому он практически бесполезен в автомобиле, его необходимо заменить.

Характерные признаки замкнутой банки на АКБ

Теперь к вопросу о признаках закрытых аккумуляторных банок.

Существует несколько способов проверки автомобильного аккумулятора на короткое замыкание.

  • Перегрев. Нарушения в перераспределении зарядов вызывают нагрев корпуса. Поэтому постарайтесь прощупать батарею. Если в какой-то момент она горячая, вероятно, в этой секции имеется короткое замыкание.
  • Приготовление пищи. Другой способ — проверить, действительно ли в какой-либо секции батареи имеется короткое замыкание. Но он подходит для обслуживаемых батарей. Для этого необходимо открутить банки и подключить аккумулятор к зарядному устройству. При повышении напряжения начинается процесс выделения водорода. Как правило, жидкость кипит, хотя ее температура далека от 100 градусов Цельсия. Если на одной секции нет признаков кипения, значит, она короткозамкнутая.
  • Замкните цепь на 1-3 секунды. Относится к необслуживаемым батареям. Контакты замкнуты всего на несколько секунд. При коротком замыкании одной секции внутри начнется процесс активного разряда.
  • Цвет электролита. Это легко проверить на обслуживаемых батареях. Не обслуживаемые имеют прозрачные элементы на корпусе. Через них виден электролит. В нормальном состоянии он прозрачен. Но при коротком замыкании он становится темным, черным.Мутный электролит

Также не забудьте проверить уровень рабочей жидкости. На короткое замыкание указывает падение количества электролита. Если пластины оголены, т.е. не полностью погружены в смесь воды и кислоты, это верный признак короткого замыкания. Но это все визуальные методы.

Существует надежный способ определения конкретного короткозамкнутого батарейного блока. Для этого потребуется мультиметр или простой вольтметр. Кроме того, вам понадобится грузовая вилка.

Если тестер показывает напряжение ниже 1,7 В под нагрузкой, это указывает на неисправность.

Существует надежный метод проверки, действительно ли в батарее имеется короткое замыкание. Однако перед этим необходимо полностью зарядить аккумулятор. Теперь проверьте напряжение с помощью обычного мультиметра или вооружитесь вольтметром.

Испытание напряжением

Если тестер показывает около 10,5-11 В после полной зарядки, то неисправен один банк. Значение менее 2 В указывает на наличие дополнительных проблемных участков. К сожалению, даже при закрытой одной банке батарея уже не сможет нормально функционировать.

После успешной проверки проблемного аккумулятора на возможное короткое замыкание сделайте свои выводы. Дорогие и относительно новые батареи, которые служат менее трех лет, имеет смысл попытаться отремонтировать. Это нелегко, но возможно.

Если вам удалось проверить старый аккумулятор, и тест мультиметром показал короткое замыкание с серьезным падением напряжения, лучшее решение — избавиться от него и купить новый источник питания.

Если коротко замкнуто более 1 банка, работы по реанимации батареи не рекомендуются.

Источники

  • https://remam.ru/elektrik/chto-delat-esli-zamknula-banka-akkumulyatora.html
  • https://automotogid.ru/zamknuta-banka-na-akkumuljatore-chto-delat/
  • https://AkbvSamare.ru/avtodetali/zamknula-banka-akkumulyatora-chto-delat.html
  • https://litezona.ru/kak-proverit-zamknutyj-akkumuljator-ili-net/
  • https://hd01.ru/info/kak-proverit-akkumuljatornye-banki/
  • https://batts.pro/zamknula-banka-akkumulyatora-chto-dela/
  • https://akbvavto.ru/maintenance/chto-delat-esli-zamknula-banka-akkumulyatora.html
  • https://avtograf70.ru/zapchasti/vy-sprashivali-kak-proverit-akkumulyator-zamknutyj-ili-net.html
  • https://avtotop.info/kak-proverit-zamknul-akkumuljator-ili-net/
  • https://tractor-sale.ru/akkumulyator/kak-uznat-zamknutyj-akkumulyator-ili-net.html
  • https://ProDemio.ru/kak-zarjadit-odnu-banku-akkumuljatora-avtomobilja/
  • https://kr-professional.ru/kak-ponyat-chto-banka-akkumulyatora-zamknuta/
  • https://AvtoStandart-m24.ru/avtomobili-drugoe/kak-proverit-zamknutyj-akkumulyator-ili-net.html

может кому то пригодиться инфа по ремонту АКБ
Основная причина выхода из строя автомобильного аккумулятора – это быстрый саморазряд следствии замыкания одной из банок. Замыкает банка из-за того, что осыпающийся с него шлам накапливается на дне и замыкает электрические пластины.

Но вот незадача – все современные аккумуляторы неразборные и неясно, как очистить банку от шлама.
Выход есть:
ВАЖНО-ВСЕ РАБОТЫ ПРОВОДИТЬ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ И РЕЗИНОВЫХ ПЕРЧАТКАХ! ВСЕ ЕМКОСТИ – ТОЛЬКО ПЛАСТИКОВЫЕ!

1. Для того, чтобы узнать, какая банка замкнута, отверните все пробки и при полностью заряженном аккумуляторе на 1-3 секунды накоротко замкните клеммы толстым проводом с изоляцией – из замкнутой банки начнется обильное газовыделение
2. Затем осторожно вылейте весь электролит в пластиковый тазик
3. Просверлите сверлом диаметром 4-5 мм отверстие в дне неисправной банки
4. И промывайте неисправную банку, заливая дистиллированную воду сверху до тех пор, пока не вымоется весь шлам
5. Заделываем отверстие подходящим куском пластмассу, расплавляя его с помощью мощного паяльника.
6. Заливаем электролит
Необходимо отметить, что данная процедура крайне полезна и для всех банок (исправных) не нового аккумулятора, т.к. во время промывки вымывается шлам и с пластин.
ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ СПОСОБ

Если у вас аккумулятор не держит заряд, перестал крутить стартер — не спешите его выбрасывать, в большинстве случаев его можно восстановить и он будет служить еще несколько сезонов. А если аккумулятор импортный, то он может пережить еще и новый, из дешевых конечно.Возможно, из-за неправильной эксплуатации и хранения с ним что-то произошло, разберем основные неисправности аккумуляторов и способы их ремонта.
Наиболее распространенной причиной неисправности старых аккумуляторов — засульфатированность пластин. При этом емкость аккумулятора значительно падает, иногда почти до нуля и естественно силы аккумулятора не хватает, для того чтобы крутить стартер.
Некоторые автолюбители сразу же обвиняют в этом стартер, но для стартера нужен хороший пусковой ток, 100 и более ампер. И если его нет, то уж извините — стартер здесь не причем. Если у вас нет прибора для проверки аккумулятора под нагрузкой — возьмите у соседа заранее исправный аккумулятор и попробуйте завестись от него.
Вторая причина — разрушение угольных пластин, осыпание пластин. Такой аккумулятор восстановить в некоторых случаях можно, но не всегда. Признаком неисправности есть — темный, почти черный электролит при зарядке.
Третья — замыкание пластин в какой-то секции. Обнаружить эту неисправность тоже не проблема, секция греется и электролит в секции, как правило, выкипает. Восстановление аккумулятора с такой неисправностью сложнее, иногда приходится менять пластины в этой секции, но все же дешевле, чем купить новый.
Следующая неисправность относится к разряду неправильной эксплуатации и хранении аккумулятора. Известно, что разряженный, или наполовину разряженный аккумулятор на сильном морозе может замерзнуть. И беда в том, что при замерзании происходит повреждение как самих пластин, так и корпуса аккумулятора.
В результате — многочисленные замыкания между пластинами, а при зарядке электролит очень быстро закипает. Такой аккумулятор восстановить уже невозможно. Поэтому, заботливые авто-владельцы зимой снимают аккумулятор и хранят где-то в теплом помещении.
Теперь, что касается восстановления аккумулятора. Начнем с более серьезных неисправностей — осыпание и замыкание пластин. Заряжать такой аккумулятор не стоит, это ничего не даст, а скорее наоборот. Сначала надо сделать промывку дистиллированной водой, до тех пор, пока оттуда не вымоется вся грязь. Не бойтесь аккумулятор переворачивать. Если мусора очень много, пластины сильно осыпались — скорее всего он безнадежен. Часто, устранив осыпавшиеся частички, короткое замыкание пропадает.
Далее, делаем десульфатацию пластин, т.е. удаляем отложений солей на пластинах аккумулятора. Для этой цели есть специальная десульфатизирующая присадка к электролиту, купите ее.
Итак, сама технология восстановления кислотного, свинцового аккумулятора:
1. Берем свежий электролит (плотностью 1,28 г/куб.см.) растворяем в нем десульфатизирующую присадку (присадке надо, чтобы раствориться, 2 суток). Все нюансы по присадке, сколько чего надо, исходя из объема аккумулятора — читайте в инструкции.
2. Заливаем в аккумулятор электролит, проверяем плотность ареометром, она должна быть номинальной 1,28 г/куб.см.
3. Выкручиваем пробки и подключаем зарядное устройство. Теперь нам надо сделать несколько циклов зарядка-разрядка, чтобы восстановить емкость аккумулятора. Заряжать будем маленьким током, примерно 1/10 часть от максимального. Сам аккумулятор не должен при этом греться и закипать.
При достижении напряжения на клеммах аккумулятора 13,8-14,4 В, ток заряда еще уменьшаем в 2 раза и замеряем плотность электролита. Если через 2 часа плотность не поменялась — можно считать его заряженным, и отключаем зарядку.
4. Теперь делаем корректировку электролита. Доводим плотность до 1,28 г/куб.см., т.е. номинальной, доливая дистиллированную воду или электролит повышенной плотности (1,40 г/куб.см.).
5. Следующий шаг — разрядка. Подключаем нагрузку (резистор или лампочку), и ограничиваем ток примерно до 1А, и 0,5А для 6 вольтового аккумулятора, ждем пока напряжение на клеммах не упадет до 10,2В, для 6-вольтового аккумулятора — 5,1В. Засекаем время с момента подключения нагрузки. Это важный параметр для измерения емкости аккумулятора. Ток разряда умноженный на время разряда — получаем емкость нашего аккумулятора. Если она ниже номинальной, то повторяем цикл заряда-разряда, пока емкость аккумулятора не приблизится к номинальной.
6. Все, процесс восстановления аккумулятора закончен, добавляем в электролит еще немного десульфатирующей присадки и закручиваем пробки. Такой аккумулятор способен прослужить еще не один год.
Есть еще один способ восстановления автомобильных аккумуляторов, более быстрый, в течении 1 часа. Он состоит в следующем:
Аккумуляторную батарею, на сколько можно, заряжают, затем сливают старый электролит и 2-3 раза промывают дистиллированной водой. Затем заливают специальный раствор, содержащий 2 весовых процента трилона Б и 5 процентов аммиака. Ждем, время десульфатации составляет 40-60 минут, при этом видно как происходит реакция.
В некоторых случаях процедуру десульфатации надо повторить. По завершении ее — сливаем раствор и промываем 2-3 раза дистиллированной водой. Далее заливаем электролит, заряжаем батарею номинальным током…
И напоследок несколько советов по правильному уходу за аккумуляторной батареей.
Чтобы батарея долго служила — регулярно проверяйте, раз в несколько месяцев, уровень электролита и его плотность. Электролит выкипает, как правило, от перезаряда, или летом в жару, тогда надо доливать дистиллированную воду.
Зимой, в морозы, если есть необходимость ездить, подымите плотность электролита до 1,40 г/куб.см., но не более!
Заряжайте свой аккумулятор номинальным током — 0,1 от его емкости в ампер-часах, т.е. если его емкость 55А/ч, то заряжайте его током 5,5 ампер.
Не оставляйте аккумулятор на зиму в не отапливаемом гараже. Он может замерзнуть и прийти в негодность. Морозы в -20-25 градусов не каждый аккумулятор может выдержать, особенно если он разряжен.
ЭТО ВТОРОЙ

Классический автомобильный аккумулятор состоит из шести секций, которые принято называть банками. По существу, это шесть относительно небольших по размерам батарей, соединённых последовательно и вносящих одинаковый вклад в суммарную ёмкость АКБ. Но если одна из них оказывается неработоспособной – пусковой ток становится меньше на одну шестую от номинального значения, и это может стать причиной невозможности пуска мотора, особенно зимой. Обычно банка выходит из строя по причине закорачивания или обрыва цепи. Последняя причина встречается редко, а вот замкнутая секция – весьма распространённое явление для «немолодых» аккумуляторов.

Замкнула банка автомобильного аккумулятора

Содержание

  1. Как понять, что банка аккумулятора замкнута
  2. Признаки замкнутой банки автомобильного аккумулятора
  3. Как определить замкнутую банку в АКБ машины
  4. Причины замыкания секций аккумулятора
  5. Как реанимировать замкнутую банку

Как понять, что банка аккумулятора замкнута

Существует такое понятие – деградация автомобильного аккумулятора. Это означает, что со временем заявленная ёмкость АКБ постепенно снижается. Причины могут быть разными – от чрезмерной сульфатации пластин до их осыпания. Нередко к этому приводит и короткое замыкание одной из банок, в результате которого она становится полностью или частично неработоспособной.

Но как определить короткое замыкание на аккумуляторе?

Вообще-то самый точный способ – это измерение напряжения на каждой из пластин. Если батарея разборная, то есть имеется возможность снять крышку, то сделать это не составит труда. Но в большинстве случаев такой возможности нет, поэтому понять, что дело именно в коротком замыкании, достаточно проблематично.

Аккумулятор стал плохо крутить – измерьте напряжение на его клеммах в заряженном состоянии. Если оно упало на величину, большую номинального напряжения одной банки (это 2.1 В), то есть находится в диапазоне 10.6–11.0 В, можно подозревать, что виновником такого проседания важнейшего параметра батареи является КЗ в одной из секций.

Кроме снижения напряжения на выводных клеммах, симптомом замыкания банок АКБ может являться значительный разогрев его корпуса – любое короткое замыкание сопровождается подобными тепловыми эффектами, наблюдаемыми в зоне закорачивания.

Как точно узнать, замкнутый аккумулятор или нет, мы рассмотрим ниже.

Упомянем лишь, что замыкание пластин происходит как в результате непосредственного контакта (из-за механических воздействий – ударов, тряски), так и по причине накопления в нижней части банки токопроводящих осадков – это может быть осыпавшийся свинец, окалина или другие загрязнители.

Признаки замкнутой банки автомобильного аккумулятора

Как мы уже отмечали, короткое замыкание характеризуется перераспределением заряда, при этом в месте закорачивания наблюдается обильное тепловыделение. Если вы обнаружили, что ваша батарея горячая – это один из самых характерных симптомов того, что имеется замкнутая банка.

Впрочем, это может свидетельствовать и о неисправности реле-регулятора – в этом случае батарея будет подвержена перезаряду, который также сопровождается повышенным выделением тепла. Но в этом случае греться будут не пластины, а электролит.

На обслуживаемых АКБ легче всего проверить, замкнута ли банка, во время зарядки посредством зарядного устройства. ЗУ при этом должно быть с возможностью функционирования в ручном режиме.

Открутив пробки, ставим батареею на подзарядку, и когда она наберёт достаточно ёмкости, электролит начинает закипать. Если этот процесс наблюдается во всех шести секциях, можно утверждать, что короткого замыкания нет. Если в одной из банок пузырьки отсутствуют, значит, она нерабочая, то есть замкнута.

Выполнять такую проверку нужно только в проветриваемом помещении – при кипении электролита выделяются горючие пары водорода и кислорода, что может представлять опасность в плане возникновения пожара.

Проверить аккумулятор на замыкание можно и более быстрым способом – замкнув контакты в каждой из секций на несколько секунд. В неисправной банке можно будет наблюдать активное выделение пузырьков газа.

Зарядка АКБ автомобиля

Наконец, признаком замкнутости батареи можно считать изменение цвета жидкости – из прозрачного она становится тёмной. Падение уровня электролита также может свидетельствовать о подобной проблеме.

Как определить замкнутую банку в АКБ машины

Техническая возможность проверить, не замкнул ли аккумулятор, имеется только на обслуживаемых батареях, а также на необслуживаемых со съёмной крышкой. Чтобы проверить АКБ на замыкание, достаточно вольтметром на каждой из шести банок замерить напряжение под нагрузкой (с использованием нагрузочной вилки). В этом случае показатель должен превышать отметку на уровне 1.7 В. Если напряжение меньше – секция дефектная, и вероятность того, что банка закорочена, очень высока.

Есть ещё один действенный и достаточно надёжный способ, как проверить мультиметром, замкнул ли ваш аккумулятор. Заключается он в измерении напряжения на клеммах батареи, но при условии, что она полностью разряжена. 12 В – это норма. Напряжение в 10 В будет указывать на одну закороченную банку, 8 В – на две и так далее.

Если ваш аккумулятор относительно молод (не старше 2–3 лет), существует вероятность, что его удастся реанимировать. Но эта операция потребует от вас определённых навыков владения слесарными инструментами и некоторых базовых знаний, с которыми мы с вами и поделимся.

Причины замыкания секций аккумулятора

От неприятностей не застрахован никто, но у водителей, не пренебрегающих рекомендациями производителей, они случаются намного реже. Тем более что правильная эксплуатация АКБ не требует каких-либо серьёзных трат ресурсов – нужно лишь несколько раз в год проверять уровень электролита да замерять его ёмкость.

Рассмотрим основные причины, почему замыкает банка АКБ:

  • иногда встречается заводской брак, но такие случаи – гарантийные;
  • нередко закорачивание пластин в пределах секции происходит в результате механических воздействий (например, сильных ударов) по корпусу батареи;
  • наиболее вероятной причиной замыкания банок считается нарушение режима зарядки – недозаряд, если нагрузка на генератор слишком велика, или перезаряд (обычен при неисправном реле-регуляторе).

Всё что требуется от автовладельца, чтобы не допустить замыкания пластин аккумулятора – это содержать его в чистоте (это снизит величину утечки тока), не оставлять надолго в неработоспособном состоянии, стараться не допускать длительного нахождения АКБ на сильном морозе. Нередко из-за одной неработоспособной банки приходится сдавать в утиль всю батарею, так что указанные меры предосторожности лишними не будут.

Как реанимировать замкнутую банку

Приступать к восстановлению аккумулятора, если замкнуло несколько банок, особого смысла нет. Сложность выполнения такой процедуры в отношении необслуживаемой батареи также может сделать её нерациональной по сравнению с приобретением нового источника питания.

Итак, предположим, что вы уже установили факт наличия короткого замыкания в батарее и знаете о печальных последствиях замыкания пластин. Как найти нерабочую банку, мы тоже писали – это можно сделать даже без наличия измерительных приборов, визуально оценив состояние электролита.

Ареометр для измерения плотности электролита

Итак, что нужно делать, если замкнула банка АКБ, независимо от её типа и конструкции:

  • отсоединяем клеммы батареи, переносим её в удобное для работы место;
  • выкручиваем пробки каждой из банок;
  • с помощью груши сливаем весь электролит из неработоспособной секции;
  • разрезаем подходящим инструментом пластик на крышке вокруг неисправной банки;
  • аккуратно отсоединяем перемычки от соседних сегментов батареи;
  • извлекаем пакет, состоящий из набора пластин, тщательно его промываем;
  • подвергаем визуальному осмотру с целью выявления источника замыкания, для чего изучаем все пластины по очереди на предмет наличия дефекта, вызвавшего КЗ;
  • устраняем причину закорачивания;
  • промываем секцию, чтобы избавиться от всех скопившихся на дне и стенках осадков;
  • устанавливаем реанимированный пакет на штатное место;
  • производим обратную операцию по припаиванию пластин для соединения банки с соседними секциями;
  • заливаем в секцию свежий электролит до необходимого уровня;
  • производим герметизацию разрезанной части крышки посредством клеевых составов или эпоксидной смолы;
  • закручиваем пробки;
  • ставим аккумулятор на зарядку.

Если батарея не сильно старая, вероятность того, что её удастся зарядить до привычных значений после такого самостоятельного ремонта, достаточно велика – на уровне 80–90%.

Что касается необслуживаемых АКБ, то следует помнить, что они не переносят глубокого разряда – двух таких случаев хватит, чтобы никакие восстановительные операции не смогли вернуть батарею к жизни.

Аккумам меньше года. Так что не старые и не новые, которые нужно разгонять.

to Ged: звонятся в обе стороны – это значит мерять сопротивление?

to Yakut: сочувствую, если у вас Бош, скажите нет ли проблем с работой нормальных, не поставленных на плитку аккумов? Здесь кто-то говорил, что садятся быстро на GSR 12V?

Я понимаю, что можно и целый акк купить, но он стоит так, что при покупке 2-х акков можно получить в подарок новый шурик. Просто если действительно только 1-2 банки вылетели, можно обойтись малой кровью.

Ребята, подскажите – насколько быстро должен идти саморазряд в случае с самой обычной батареей 12V-1,2Ач? И какое напряжение должно быть при разряженной батарее – у меня когда уже плохо крутит – около 11,3вольта – это нормально или надо садить до 10 вольт (1 вольт на банку)? На заряженном 13,9вольт.

to Liki: я уже почуял, что есть народ, который говорит, что не стоит бояться этого самого эффекта. Подскажите, на чем основано. Я встречал пока только упоминание про “встречу у Bobra” и про то, что если разряд происходит не постоянный, то и эффекта бояться не стоит. Где можно посмотреть матчасть? То есть можно заряжать Ni-Cd когда угодно, если это не сотик с постоянным режимом работы?

Добавить комментарий