Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №17
с
углубленным изучением отдельных предметов
Щёлковского
муниципального района
Открытый урок по математике
по теме: «Произведение трёх и более множителей»
3 класс УМК «Начальная школа XXI
века»
Подготовила
учитель начальных классов:
Просекова
Екатерина Владимировна
2016-2017г.
Целевое назначение урока: дать
представление о произведении трёх и более множителей
Тип урока: урок
овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков
Планируемые результаты
Предметные
Ученик научится:
-упрощать
выражения: записывать выражения, содержащие только действие умножение, без
скобок. Вычислять значение выражений вида: 4х8х2 на основе использования
свойств умножения.
Метапредметные
результаты
Познавательные
–Самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель.
–Воспроизводить
своими словами алгоритмы; выполнять действия по образцу, алгоритму.
-Выполнять
задания с использованием материальных объектов (указателей), рисунков, схем,
моделей.
Регулятивные
–
Формулировать и удерживать учебную задачу.
-Оценивать
правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.
-Составлять
план и последовательность действий.
-Контроль
собственной деятельности по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
-Определять
общую цель и пути её достижения.
-Взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
-Обращаться
за помощью, формулировать свои затруднения.
-Строить
понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы,
формулировать простые выводы.
-Соблюдать
грамматические нормы речи.
Тема
урока: «Произведение трёх и более множителей»
Цель: формировать умение находить произведение
трёх и более множителей, используя переместительное и сочетательное свойства
умножения.
Формы
деятельности учащихся: фронтальная,
коллективная, групповая, в парах, индивидуальная.
Оборудование
и раздаточный материал:
·
листы самооценки;
·
карточки с заданием для групповой работы;
·
фломастеры;
·
прямоугольники для моделирования краткой записи задачи;
·
слайды – презентация урока;
·
карточки с числами
Ход урока
I.
Организационно
– мотивационный этап.
–
Ребята,
здравствуйте. Меня зовут Елена Ивановна (бейджик) и сегодняшний урок проведу с
вами я. Поприветствуйте гостей.
– Мы сегодня на
уроке будем покорять Вершину, но не горную, а «Вершину математических знаний».
Для успешного восхождения и покорения вершины альпинисту требуются специальные
знания и снаряжение. И нам сегодня на уроке потребуются ваши знания, умения, а
наше снаряжение – это книги, тетради, различные карточки, лист самооценки и т. д.
– У вас на партах
лежат листы самооценки, посмотрите, подпишите свою фамилию. Обратите внимание
на план работы. Эти задания вам нужно будет выполнить и после каждого задания
оценить себя, поставив галочку в нужной колонке.
II.
Актуализация знаний. Устные вычисления.
– Итак, ребята,
готовы к путешествию? Откройте тетради и запишите дату сегодняшнего урока.
Математический
диктант.
–
В пути нам потребуется таблица умножения и умение быстро считать в уме. Давайте
разомнёмся. (Ответы на слайде. Самопроверка).
Слайд.
Возьмите листы самооценки, найдите первое задание. Кто справился без ошибок,
поставьте галочку в нужной колонке. Кто допустил одну ошибку? Две? Или больше?
Отметьте. Дальше вы будете заполнять эту таблицу самостоятельно.
Работа
с числами, составление ряда чисел, нахождение соседей числа. (Устная
фронтальная работа, в листе самооценки не фиксируется).
Вычисли
удобным способом
8 + 7 + 13 + 12 =
(12 + 8) + (13 + 7) = 40
– Какие
математические свойства применяли? Зачем их применяли? (переместительное и
сочетательное свойства сложения; считали удобным способом)
– Кто также выполнил задание без ошибок, поднимите
руки. Отметьте в листе, кто с одной ошибкой? С двумя? У кого не получилось?
Поставьте галочку, оцените свою работу.
III.
Самоопределение
к деятельности.
– Размялись, и тут
на нашем пути возникла неожиданная преграда. Что вы видите на доске?
(Выражения, примеры на умножение, произведение трёх и четырёх множителей…)
4 ∙ (2 ∙ 5)
6 ∙ (7 ∙ 1)
9 ∙ (3 ∙ 2)
3 ∙ 8 ∙ 3 ∙ 1
– Я вам предлагаю
узнать значения этих выражений. Как нужно выполнять действия в этих
выражениях? (В строго определенном порядке).
– Давайте вспомним
правило о порядке выполнения действий.
– Кто справился с
заданием? (Проверяем первые три выражения: 40, 42 и 54). У вас получилось
решить 4 выражение? Почему не получилось? С какой трудностью вы столкнулись?
(Мы ещё не можем умножить 24 на 3).
– Может кто-то
решил 4 выражение? Объясните решение.
– А какие
математические свойства помогли вычислить значение 4 выражения?
(Переместительное и сочетательное свойство умножения).
– Не забудьте
оценить себя.
–
Так чему мы будем сегодня учиться? (Умножать несколько чисел).
– Значит тема
нашего урока? (Произведение трёх и более множителей).
– Какие математические
свойства помогли решить четвертое выражение? (Переместительное и сочетательное)
– Может кто-то
сформулирует цель урока? (Находить произведение трёх и более множителей, используя
переместительное и сочетательное свойство умножения).
IV.
Физкультминутка
– Перед следующим
испытанием обязательно нужно размяться.
– Я вам буду
называть примеры на умножение, вы хором ответ. Но это ещё не всё. Если в ответе
чётное число, вы поднимаете руки вверх и хлопаете, если нечётное – прыгаете на
месте. Начали:
– Молодцы!
V.
Этап закрепления. Работа в группах.
–
На нашем пути следующая преграда. И чтобы двигаться дальше, мы должны её преодолеть.
Я вам предлагаю поработать в группах, потому что
преодолевать преграды, трудности и препятствия лучше вместе, сообща, не одному.
1. Найдите
значения выражений
(5 5 5 (5 |
Выполните |
2. Уберите
выражения, которые не подходят к теме сегодняшнего урока. Найдите значение
оставшихся выражений.
1) 2
∙ 7 ∙ 4 = 56
2) 7∙ 2 + 32 : 4
3) 67 + 4 ∙ 5
4) 2
∙ 8 ∙ 1 ∙ 5 = 80
5) 4
∙ 5 ∙ 2 = 40
6) 8
∙ 2 ∙ 0 = 0
3. Решите
задачу: В магазин привезли 2 ящика. В каждом ящике
было по 6 коробок с грушами. В каждой коробке – по 3 кг груш. Сколько всего
килограммов груш привезли в магазин?
Составьте краткую запись
с помощью прямоугольников (в зеленом конверте).
Решение запишите
выражением. Если возможно, примените свойства умножения для вычисления.
Для
тех, кому сложно, воспользуйтесь карточкой-помощницей.
3 ∙ (6 ∙ 2) = 36
– сначала нашли, сколько всего коробок, потом нашли, сколько в них килограмм
груш.
(3 ∙ 6) ∙ 2 = 36 –
сначала нашли, сколько кг в одном ящике, в 6 коробках, потом, сколько килограмм
всего.
4. –
В заключение работы, вспомните тему нашего урока,
свойства умножения, которые вы применяли для вычислений и сделайте вывод. Вы
должны вставить в карточки пропущенные слова и расположить эти карточки по
порядку.
«Если в
выражении содержится только действие ____________,
то
вычисления можно выполнять в ________________порядке,
применяя
_____________и_____________ свойства умножения».
Представители от группы выходят и прикрепляют вывод на
доску. Проверка.
VI.
Вызываю 5 (6) человек. Вы – множители. Дети
получают карточки с числами: 0, 1, 5, 2, 7, (4).
VII.
Итог урока.
– Пришло время подвести итоги. Над какой
темой работали на уроке?
(Произведение
трёх и более множителей)
–
Какую цель мы ставили на уроке?
(Научиться
находить произведение трёх и более множителей)
VIII.
Рефлексия
– Рассмотрите
лист самооценки. Сделайте вывод, смогли ли вы достичь поставленной цели.
–
У кого большинство заданий выполнено без ошибок? Вы
достигли самой вершины горы.
–
Если вы допускали 1 или 2 ошибки, то вам осталось до вершины совсем чуть-чуть и
вы получаете «4».
–
Если больше всего «галочек» у вас в предпоследней колонке, то вы достигли
середины горы.
–
На этом наше путешествие закончилось. Спасибо за урок!
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Яровая Александра Дмитриевна
Предмет: математика
Класс: 3
Тема: Произведение трёх и более множителей Тип урока: Открытие новых знаний. Цель: создать условия для ознакомления учащихся с произведением трёх и более множителей. |
Планируемые результаты |
Предметные Знать: переместительное и сочетательное свойства сложения, прозведение, множители. Понимать: математические свойства Применять (уметь): уметь выполнять задания разного уровня сложности при произведения Анализ: нахождение произведения Синтез: использование знаний при самостоятельных работ Оценка: оценка возможности использования данных знаний на уроке математики. |
Метапредметные Регулятивные: совместное целеполагание, учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах упражнения Коммуникативные: умение взаимодействовать с одноклассниками на этапе работы в парах. |
Личностные Понимание личностного смысла знаний для своей речевой практики на уроках математики, литературного чтения, окружающего мира и русского языка. |
Межпредметные связи: с уроком литературы. |
||
Основные понятия: предложение,ОЧП |
||
Технологии: УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ, (вторичные: икт, групповая работа, проблемная ситуация) Методы: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; контроля и самоконтроля: беседа, подбор ряда заданий разного уровня сложности. |
||
Ресурсы урока |
||
Для учителя: учебник по математике, доска. |
Для учащихся: линейка, карандаш, ручки, раздаточный материал. |
|
Ход урока |
||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|
1. Организационный момент |
||
У: Здравствуйте, дети! Меня зовут Александра Дмитриевна и сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте своё рабочее место, у вас на парте должны быть: пенал, учебник математики, тетрадь. Покажите свою готовность к уроку. Желаю вам успехов! Садитесь. – У вас на партах лежат листы самооценки, посмотрите, подпишите свою фамилию. Обратите внимание на план работы. Эти задания вам нужно будет выполнить и после каждого задания оценить себя, поставив галочку в нужной колонке. – Мы сегодня на уроке будем покорять Вершину, но не горную, а «Вершину математических знаний». Для успешного восхождения и покорения вершины альпинисту требуются специальные знания и снаряжение. И нам сегодня на уроке потребуются ваши знания, умения, а наше снаряжение – это книги, тетради, различные карточки, лист самооценки и т. д. |
Проверяют своё рабочее место. Настраиваются на работу. |
|
2. Актуализация необходимых знаний |
||
Математический диктант. – Итак, ребята, готовы к путешествию? Откройте тетради и запишите дату сегодняшнего урока. – В пути нам потребуется таблица умножения и умение быстро считать в уме. Давайте разомнёмся. -Возьмите листы самооценки, найдите первое задание. Кто справился без ошибок, поставьте галочку в нужной колонке. Кто допустил одну ошибку? Две? Или больше? Отметьте. Дальше вы будете заполнять эту таблицу самостоятельно. Работа с числами, составление ряда чисел, нахождение соседей числа. (Устная фронтальная работа, в листе самооценки не фиксируется). Вычисли удобным способом – Какие математические свойства применяли? Зачем их применяли? – Кто также выполнил задание без ошибок, поднимите руки. Отметьте в листе, кто с одной ошибкой? С двумя? У кого не получилось? |
8 + 7 + 13 + 12 = (12 + 8) + (13 + 7) = 40 -переместительное и сочетательное свойства сложения; -считали удобным способом |
|
2.3. Объявление темы. Постановка цели урока. |
||
– Размялись, и тут на нашем пути возникла неожиданная преграда. Что вы видите на доске? -Я вам предлагаю узнать значения этих выражений. Как нужно выполнять действия в этих выражениях? -Какие свойства умножения мы уже с вами знаем? Отлично, выполняйте – Кто справился с заданием? (Проверяем первые три выражения: 40, 42 и 54). – У вас получилось решить 4 выражение? – Почему не получилось? -С какой трудностью вы столкнулись? -Давайте решим его вместе. 3х8х3х1=(3х3)х(8х1)=9х8=72 – Не забудьте оценить себя – Так чему мы будем сегодня учиться? – Значит тема нашего урока? -Какие математические свойства помогли решить четвертое выражение? – Может кто-то сформулирует цель урока? |
Выражения, примеры на умножение, произведение трёх и четырёх множителей. – В строго определенном порядке. -Переместительное (a · b = b · a) и сочетательное (a · b · c = (a · b) · c = a · (b · c)) -Мы ещё не можем умножить 24 на 3 -Умножать несколько чисел -Произведение трёх и более множителей -Переместительное и сочетательное -Находить произведение трёх и более множителей, используя переместительное и сочетательное свойство умножения. |
|
3. Организация познавательной деятельности |
|||
3.1. Упражнение на закрепление. |
|||
– На нашем пути следующая преграда. И чтобы двигаться дальше, мы должны её преодолеть. Я вам предлагаю поработать в группах, потому что преодолевать преграды, трудности и препятствия лучше вместе, сообща, не одному. -Давайте проверим 1 задание. Отметьте его в табл. |
|
Физ. Минутка |
|
У: После такой серьёзной работы нам необходимо восстановить силы. Встаньте, пожалуйста, из-за парт. Садитесь. |
|
3.2. Упражнения на повторение. |
|
-Проверим задание,отметьте в табл.
Составьте краткую запись. Решение запишите выражением. Если возможно, примените свойства умножения для вычисления. –проверим задание,отметьте в табл. -Откройте учебник на стр.94 –Упр. 3 сделаем вместе,устно. |
1)2х7х4=(2х4)х7=8х7=56 4)2х8х1х5=(2х5)х(8х1)=10х8=80 5)4х5х2=4х(5х2)=4х10=40 6)8х2х0=8х(2х0)=8х0=0 3 ∙ (6 ∙ 2) = 36 – сначала нашли, сколько всего коробок, потом нашли, сколько в них килограмм груш. (3 ∙ 6) ∙ 2 = 36 – сначала нашли, сколько кг в одном ящике, в 6 коробках, потом, сколько килограмм всего. |
5. Подведение итогов |
|
В заключение работы, вспомните тему нашего урока, свойства умножения, которые вы применяли для вычислений и сделайте вывод. Вы должны вставить в карточки пропущенные слова. – Пришло время подвести итоги. Над какой темой работали на уроке? – Какую цель мы ставили на уроке? – Рассмотрите лист самооценки. Сделайте вывод, смогли ли вы достичь поставленной цели. – У кого большинство заданий выполнено без ошибок? Вы достигли самой вершины горы. – Если вы допускали 1 или 2 ошибки, то вам осталось до вершины совсем чуть-чуть и вы получаете «4». – Если больше всего «галочек» у вас в предпоследней колонке, то вы достигли середины горы. |
«Если в выражении содержится только действие ____________, то вычисления можно выполнять в ________________порядке, применяя _____________и_____________ свойства умножения». (умножение, любом, переместительный и сочетательный) -Произведение трёх и более множителей -Научиться находить произведение трёх и более множителей |
Диагностика достижения планируемых результатов: Цель урока будет достигнута в том случаи, если речь учителя будет последовательной, инструкции конкретными и понятными детям. Также влиять будет уровень уже имеющихся знаний, скорость работы учеников. Все планируемые результаты будут реализованы при условии знания учителем своего конспекта урока. |
|
Ф.И___________________________________________________
План работы |
Выполнил без ошибок |
Допустил 1 ошибку |
Допустил 2 ошибки |
Допустил 3 и более 3-х ошибок |
Не выполнил задание |
Устный счет.Математический диктант |
|||||
Устный счет.Вычисление удобным способом. |
|||||
4 выражения на умножение |
|||||
1 задание в группе |
|||||
2 задание в группе |
|||||
3 задание в группе |
|||||
Учитель: Халтурина Марина Михайловна
Класс: 3
Тема: «Произведение трёх и более множителей»
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с приёмом умножения трёх и более множителей.
Задачи:
–Находить произведение трёх и более множителей используя сочетательное и переместительное свойства умножения;
-развивать вычислительные умения;
– способствовать развитию положительной мотивации учебной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные
– уметь упрощать выражения без скобок, содержащие только действие умножение.
-вычислять значение выражений вида: 4х8х2 на основе использования свойств умножения.
Метапредметные результаты
– Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
– Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.
– Взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Этапы урока |
Содержание этапа |
Планируемые результаты |
Примечание |
|||||||
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся |
|||||||||
Орк. момент |
-Встали ровно, порядок на парте, садитесь. |
|||||||||
Домашнее задание |
-Откройте дневники запишииите домашнее задание с. 94 прав. выуч., №4 (2,3 выр.)№5 Домашнее задание рассмотрим в течение урока |
|||||||||
Устный счет |
– У вас на столах лежат карточки, на которых записаны выражения, по моей команде вы начинаете решать выражения. – Закончили. Обменялись карточками, проверяем ответы. -Поменялись обратно карточками. -Кто решил все выражения правильно? Поднимите руку -Молодцы, кто допустил ошибки вам необходима повторить таблицу умножения. -Как называются компоненты при умножении? -Молодцы |
Взаимопроверка Множитель, множитель, произведение |
Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания. |
Приложение 1 Слайд1 |
||||||
Целеполагание Актуализация |
– Откройте тетради, запишите число классная работа. На слайде 8*2*4 5*4*2*1 – Посмотрите на доску – Сегодня мы будем решать выражения такого вида – Попробуйте сформулировать тему урока? – Все верно. Тема урока «Произведение трех и более множителей» -Как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой? –Для того что бы решить данные выражения мы вспомним свойства умножения. На слайде записано выражение (2*4)*3 = 2*(4*3) -Какое свойство умножения использовано в этом выражении? – Расскажите это свойство. На слайде 8*4=4*8 -Какое свойство используем для записи этого выражения? -Расскажите это свойство. -Для чего мы используем свойства умножения в решении выражений? |
Ответы учащихся Варианты ответов (научиться решать выражения где три и более множителей) (сочетательное свойство умножения) (переместительное свойство умножения) (это удобно, чтобы легче считать) |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. |
Слайд 2 Слайд 3 Если затрудняются ответить Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 |
||||||
Изучение нового материала |
На доске записано 8*2*4 5*4*2*1 -Какие действия в этих выражениях? -Если в выражение нет скобок, как выполняются действия? -Молодцы, правильно -Кто считает, что в выражениях, где только действия умножения можно считать справа налево поднимите руку? -Кто считает, что этого делать нельзя, поднимите руку? -Чтобы выяснить кто из вас прав, откройте учебник на стр. 94 и прочитайте правило. – В каком порядке можно выполнять действия в выражениях где только умножение ? – Какие свойства умножения применяем при решении таких выражений? – Это правило которое вы должны выучить дома. -Записываем первое выражение в тетрадь. -В каком порядке можно выполнять действия в таких выражениях? – Как удобнее и быстрее решить выражение? 8*2*4=8*8=64 – Какое свойство применили? Записываем второе выражение – Умножение каких чисел удобнее выполнить? 5*4*2*1= 10 * 4 = 40 – Какое свойство применили? |
(умножение) (слева направо ) Дети открывают учебник и читают рубрику. (в любому порядке) (сочетательное, переместительное) (в любом) (сочетательное) (переместительное, сочетательное) |
уметь упрощать выражения без скобок, содержащие только действие умножение. вычислять значение выражений вида: 4х8х2 на основе использования свойств умножения. |
|||||||
Физминутка |
||||||||||
Закрепление нового материала |
Работа в паре 5 мин -На столе у вас лежит карточка, сейчас вы будете работать в паре. Прочитайте задание.
–В каком порядке выполняются действия в выражении если только умножение и нет скобок? -В учебнике на стр. 95 найдите №4 -Чтобы решить выражение нужно помнить правило какое мы сегодня изучили. – К доске идет ……. Записываем первое выражение (6*3*3)+398= 54+398= – Какое действие выполняем сначала? -Какие числа удобнее умножать? – Какое свойство применили? -Записываем четвертое выражение, решаем самостоятельно (один человек у доски) (7*2*4)-(6*2*4)= 56-48=8 -Как нашли произведение в первых скобках? Во вторых? – Дома в № 4 вы решаете 2 и 3 выражение. -Считаете в скобках удобным способом как мы делали в классе. |
ПРОВЕРКА Учащийся называет числа, которые подчеркнули и называет свойство, которое применяли По заданию нужно применить переместительное свойство умножения. (в скобках) (3 и 3) (сочетательное) |
уметь упрощать выражения без скобок, содержащие только действие умножение. вычислять значение выражений вида: 4х8х2 на основе использования свойств умножения. Взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре. |
|||||||
– Дома вы выполняете № 5 -Посмотрите это задание -Прочитайте, что нужно узнать? -Как находится площадь? -Все ли стороны известны? -Что нужно найти первым действием? -Сколько действий будет в задаче? |
(чтобы найти площадь надо длину умножить на ширину) |
|||||||||
–Следующее задание – тест. Запишите числа от 1 до 6, рядом с будете записывать букву ответа. 1.Как называется свойство умножения, если числа меняются местами? (2 * 4) * 3 = 2 * (4 * 3) ? 3. Какой термин лишний? 4. Как найти площадь прямоугольника? -Проверяем. |
Слайд 7-9 Слайд 10-12 |
|||||||||
Подведение итогов Рефлексия |
-Подведем итог нашего урока. В каком порядке можно выполнять действия в выражениях, где только умножение и нет скобок? -Какие свойства умножения используются для решения таких выражений? -В начале урока мы поставили цель, научиться решать выражения где три и более множителей, кто считает, что на уроке было все понятно и интересно в тетради на полях нарисуйте улыбающийся смайлик. – Кому было трудно на уроке грустный смайлик. – За работу на уроке ……….. -Спасибо за урок |
(в любом) (переместительное, сочетательное) |
Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания. |
Приложение 1
Вариант 1 9*5= 7*7= 4*7= 6*8= 8*4= 9*3= 6*5= 3*4= 8*9= 9*6= |
Вариант 2 7*5= 6*3= 5*6= 8*8= 4*9= 3*7= 5*5= 9*7= 8*5= 4*3= |
Произведение трёх и более множителей
Урок математики
3 класс, 2 четверть
Урок разработала и провела Трокай Елена Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №29 с. Центральное» Шкотовского района Приморского края
2016 – 2017 учебный год
Целевое назначение урока: дать представление о произведении трёх и более множителей
Тип урока: урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков
Планируемые результаты
Предметные
Ученик научится:
-упрощать выражения: записывать выражения, содержащие только действие умножение, без скобок. Вычислять значение выражений вида: 4х8х2 на основе использования свойств умножения.
Метапредметные результаты
Познавательные
–Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
–Воспроизводить своими словами алгоритмы; выполнять действия по образцу, алгоритму.
-Выполнять задания с использованием материальных объектов (указателей), рисунков, схем, моделей.
Регулятивные
– Формулировать и удерживать учебную задачу.
-Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.
-Составлять план и последовательность действий.
-Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
-Определять общую цель и пути её достижения.
-Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
-Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
-Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
-Соблюдать грамматические нормы речи.
Тема урока: «Произведение трёх и более множителей»
Цель: формировать умение находить произведение трёх и более множителей, используя переместительное и сочетательное свойства умножения.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, групповая, в парах, индивидуальная.
Оборудование и раздаточный материал:
-
листы самооценки;
-
карточки с заданием для групповой работы;
-
фломастеры;
-
прямоугольники для моделирования краткой записи задачи;
-
слайды – презентация урока;
-
карточки с числами
Ход урока
-
Организационно – мотивационный этап.
– Ребята, здравствуйте. Меня зовут Елена Ивановна (бейджик) и сегодняшний урок проведу с вами я. Поприветствуйте гостей.
– Мы сегодня на уроке будем покорять Вершину, но не горную, а «Вершину математических знаний». Для успешного восхождения и покорения вершины альпинисту требуются специальные знания и снаряжение. И нам сегодня на уроке потребуются ваши знания, умения, а наше снаряжение – это книги, тетради, различные карточки, лист самооценки и т. д.
– У вас на партах лежат листы самооценки, посмотрите, подпишите свою фамилию. Обратите внимание на план работы. Эти задания вам нужно будет выполнить и после каждого задания оценить себя, поставив галочку в нужной колонке.
-
Актуализация знаний. Устные вычисления.
– Итак, ребята, готовы к путешествию? Откройте тетради и запишите дату сегодняшнего урока.
Математический диктант.
– В пути нам потребуется таблица умножения и умение быстро считать в уме. Давайте разомнёмся. (Ответы на слайде. Самопроверка).
Слайд. Возьмите листы самооценки, найдите первое задание. Кто справился без ошибок, поставьте галочку в нужной колонке. Кто допустил одну ошибку? Две? Или больше? Отметьте. Дальше вы будете заполнять эту таблицу самостоятельно.
Работа с числами, составление ряда чисел, нахождение соседей числа. (Устная фронтальная работа, в листе самооценки не фиксируется).
Вычисли удобным способом
8 + 7 + 13 + 12 = (12 + 8) + (13 + 7) = 40
– Какие математические свойства применяли? Зачем их применяли? (переместительное и сочетательное свойства сложения; считали удобным способом)
– Кто также выполнил задание без ошибок, поднимите руки. Отметьте в листе, кто с одной ошибкой? С двумя? У кого не получилось?
Поставьте галочку, оцените свою работу.
-
Самоопределение к деятельности.
– Размялись, и тут на нашем пути возникла неожиданная преграда. Что вы видите на доске? (Выражения, примеры на умножение, произведение трёх и четырёх множителей…)
4 ∙ (2 ∙ 5)
6 ∙ (7 ∙ 1)
9 ∙ (3 ∙ 2)
3 ∙ 8 ∙ 3 ∙ 1
– Я вам предлагаю узнать значения этих выражений. Как нужно выполнять действия в этих выражениях? (В строго определенном порядке).
– Давайте вспомним правило о порядке выполнения действий.
– Кто справился с заданием? (Проверяем первые три выражения: 40, 42 и 54). У вас получилось решить 4 выражение? Почему не получилось? С какой трудностью вы столкнулись? (Мы ещё не можем умножить 24 на 3).
– Может кто-то решил 4 выражение? Объясните решение.
– А какие математические свойства помогли вычислить значение 4 выражения? (Переместительное и сочетательное свойство умножения).
– Не забудьте оценить себя.
– Так чему мы будем сегодня учиться? (Умножать несколько чисел).
– Значит тема нашего урока? (Произведение трёх и более множителей).
– Какие математические свойства помогли решить четвертое выражение? (Переместительное и сочетательное)
– Может кто-то сформулирует цель урока? (Находить произведение трёх и более множителей, используя переместительное и сочетательное свойство умножения).
-
Физкультминутка
– Перед следующим испытанием обязательно нужно размяться.
– Я вам буду называть примеры на умножение, вы хором ответ. Но это ещё не всё. Если в ответе чётное число, вы поднимаете руки вверх и хлопаете, если нечётное – прыгаете на месте. Начали:
3 ∙ 4
6 ∙ 5
5 ∙ 3
2 ∙ 8
3 ∙ 7
4 ∙ 4
9 ∙ 9
7 ∙ 5
6 ∙ 8
8 ∙ 4
-
– Молодцы!
-
Этап закрепления. Работа в группах.
-
– На нашем пути следующая преграда. И чтобы двигаться дальше, мы должны её преодолеть. Я вам предлагаю поработать в группах, потому что преодолевать преграды, трудности и препятствия лучше вместе, сообща, не одному.
-
Найдите значения выражений
-
(5 ∙ 2) ∙ 3 = □ ∙ 3 =
-
5 ∙ (2 ∙ 3) = 5 ∙ □ =
-
5 ∙ (3 ∙ 2) = 5 ∙ □ =
-
(5 ∙ 3) ∙ 2 = □ ∙ 2 =
-
Выполните такие же записи для выражения 4 ∙ 8 ∙ 1 =
-
-
Уберите выражения, которые не подходят к теме сегодняшнего урока. Найдите значение оставшихся выражений.
-
2 ∙ 7 ∙ 4 = 56
-
7∙ 2 + 32 : 4
-
67 + 4 ∙ 5
-
2 ∙ 8 ∙ 1 ∙ 5 = 80
-
4 ∙ 5 ∙ 2 = 40
-
8 ∙ 2 ∙ 0 = 0
-
Решите задачу: В магазин привезли 2 ящика. В каждом ящике было по 6 коробок с грушами. В каждой коробке – по 3 кг груш. Сколько всего килограммов груш привезли в магазин?
-
Составьте краткую запись с помощью прямоугольников (в зеленом конверте).
-
Решение запишите выражением. Если возможно, примените свойства умножения для вычисления.
-
Для тех, кому сложно, воспользуйтесь карточкой-помощницей.
( ∙ ) ∙
∙ ( ∙ )
-
карточка – помощница
-
3 ∙ (6 ∙ 2) = 36 – сначала нашли, сколько всего коробок, потом нашли, сколько в них килограмм груш.
-
(3 ∙ 6) ∙ 2 = 36 – сначала нашли, сколько кг в одном ящике, в 6 коробках, потом, сколько килограмм всего.
-
– В заключение работы, вспомните тему нашего урока, свойства умножения, которые вы применяли для вычислений и сделайте вывод. Вы должны вставить в карточки пропущенные слова и расположить эти карточки по порядку.
-
«Если в выражении содержится только действие ____________,
-
то вычисления можно выполнять в ________________порядке,
-
применяя _____________и_____________ свойства умножения».
-
Представители от группы выходят и прикрепляют вывод на доску. Проверка.
-
Вызываю 5 (6) человек. Вы – множители. Дети получают карточки с числами: 0, 1, 5, 2, 7, (4).
-
Итог урока.
-
– Пришло время подвести итоги. Над какой темой работали на уроке?
-
(Произведение трёх и более множителей)
-
– Какую цель мы ставили на уроке?
-
(Научиться находить произведение трёх и более множителей)
-
Рефлексия
-
– Рассмотрите лист самооценки. Сделайте вывод, смогли ли вы достичь поставленной цели.
-
– У кого большинство заданий выполнено без ошибок? Вы достигли самой вершины горы.
-
– Если вы допускали 1 или 2 ошибки, то вам осталось до вершины совсем чуть-чуть и вы получаете «4».
-
– Если больше всего «галочек» у вас в предпоследней колонке, то вы достигли середины горы.
-
– На этом наше путешествие закончилось. Спасибо за урок!
-
Приложение 1.
-
Ф.И. _____________________________________________________________
-
План работы
-
Выполнил без ошибок
-
Допустил
-
1 ошибку
-
Допустил
-
2 ошибки
-
Допустил 3 и более 3-х ошибок
-
Не выполнил задание
-
Устный счёт. Математический диктант
-
Устный счёт. Вычисли удобным способом
-
4 выражения на умножение
-
1 задание в группе
-
2 задание в группе
-
3 задание в группе
-
Конспект урока “Произведение трёх и более множителей”
Математика
Тема урока
«Произведение трёх и более множителей»
Целевое назначение урока: дать представление о произведении трёх и
более множителей
Тип урока: урок овладения новыми умениями или формирования
первоначальных навыков
Планируемые результаты
Предметные
Ученик научится:
– упрощать выражения: записывать выражения, содержащие только
действие умножение, без скобок. Вычислять значение выражений вида:
4х8х2 на основе использования свойств умножения.
Метапредметные результаты
Познавательные
– Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
– Воспроизводить своими словами алгоритмы; выполнять действия по
образцу, алгоритму.
– Выполнять задания с использованием материальных объектов
(указателей), рисунков, схем.
Регулятивные
– Формулировать и удерживать учебную задачу.
– Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного
общения на уроке.
– Составлять план и последовательность действий.
– Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
– Определять общую цель и пути её достижения.
– Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
– Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
– Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие
вопросы, формулировать простые выводы.
– Соблюдать грамматические нормы речи.
Тема урока: «Произведение трёх и более множителей»
Ц е л ь : создание условий для ознакомления учащихся с произведением
трёх и более множителей.
Учебные задачи:
1. Формулировать сочетательное и переместительное свойства
умножения и использовать его при выполнении вычислений.
2. Формулировать правило умножения суммы (разности) на число и
использовать его при выполнении вычислений.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, групповая, в
парах, индивидуальная.
Учебно – методическое обеспечение:
• Рудницкая В. Н. Математика: 3 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 – М.: Вентана–Граф,
2012.
• Рудницкая В. Н. Математика: 3 класс: рабочая тетрадь № 1 для
учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана–Граф,
2015.
Раздаточный материал:
• лист планирования и оценивания;
• зрительные метки;
• 6 маркеров .
Х о д у р о к а
I. Организационно – мотивационный этап.
Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
Коллективная форма организации обучения.
Приём – частичная передача организации учебного занятия учащимся
класса. Создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно
организуют и проводят этап урока.
Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (показ образца
выполнения и демонстрация).
У: – Ребята, займите свои места. Прошу дежурного ученика показать
организацию рабочего места. Что понадобится сегодня на уроке?
Д: – Учебник, тетрадь №1, пенал, лист планирования и оценивания.
II. Постановка цели и определение учебных задач.
Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают
на уроке, чему научатся.
Фронтальная форма обучения.
Приёмы обучения – словесная и наглядная передача учебной информации
одновременно всем обучающимся.
Метод словесной передачи и слухового восприятия, проблемно – поисковый
1. Определение темы урока
У:- Найдите зону с темой урока.
Д:– Произведение трёх и более множителей.
У:– По содержанию учебника определите на какой странице будем работать.
Д: – На с. 94.
У: – Откройте тетрадь на печатной основе, где мы сегодня работаем.
Д: – На с. 44
2. Целеполагание
У:– Рассмотрите задания учебника и тетради. Как вы считаете, это урок
открытия новых знаний или закрепление пройденного?
Д: – Это урок открытия новых знаний.
У: – Работая в парах, рассмотрите лист планирования и оценивания.
Определите задания для урока и поставьте цель урока.
Ф.И. _____________________________________________________
Допустил
более 3–х
ошибок
Уч. с. 94, №1,
№2 (устно)
( В листе планирования и оценивания урока учащиеся выставляют V в
нужную колонку, в соответствии с количеством допущенных ошибок. «Я» –
если ребенок проверяет себя сам, «С» – если работу проверяет сосед (при
работе в парах или группах), «Уч.» – если выполнение работы проверяется
учителем)
Д: – Научиться находить произведение двух и более множителей.
У: – Какие шаги помогут вам достичь поставленной цели?
Д: – Выполнение заданий в учебнике и в тетради на печатной основе.
Ш. Поисково – исследовательская деятельность.
1) Работа по учебнику
а) с.94, №1
Фронтальная форма обучения
Приёмы обучения – словесная и наглядная передача учебной информации
одновременно всем обучающимся.
Метод словесной передачи и слухового восприятия ,проблемно – поисковый.
У: – Какое задание начинает урок?
Д: – На странице 94 задание 1.
У.:– До сих пор в таких выражениях, как (2х3)х4, умножение выполнялось в
строго определенном порядке, на это указывают скобки. Какие числа и в
каком порядке в данном случае можно умножать?
Д.: – Сначала найдем произведение чисел 2 и3, а потом результат умножим
на 4.
У.: – А вот Волк и Заяц знают секрет, который помогает им быстро найти
результат. Наша задача состоит в том, чтобы разгадать этот секрет.
У: – Работаем по учебнику. Найдите задание № 1 на странице 94. Объясни,
какими свойствами умножения пользовались Волк и Заяц, выполняя
записи?
У: – Предлагаю это задание выполнить в парах. Ребята, сделаем вывод.
Д.: – Волк и Заяц пользовались сочетательным и переместительным
свойствами умножения.
У.: – Продолжает урок задание №2. Читает Лера. Выполните такие же
записи как Волк и Заяц для выражения (6х5)х1
(Работа проводится в парах, одна пара работает у доски, запись
производится в рабочих тетрадях. У детей в тетрадях появляется следующая
запись: (6х5)х1=6х(5х1)=6х(5х1)=(6х5)х1, (6х5)х1=1х(6х5)=(1х6)х5=5х(1х6))
У.: – Проверим выполнение задания. Поставьте отметку в лист
планирования и оценивания. Сделайте вывод.
Д.: – Числа при умножении можно записывать в любом порядке, без скобок.
Выполнять вычисления можно в любом порядке.
У.: – Сравните свой вывод с выводом авторов учебника.
(Ученики читают рубрику «Обрати внимание»)
IV. Этап первичного закрепления
1) Работа в тетради с. 44, №156 и №157
У.: – Какое задание продолжает наш урок? Прочтите его.
Д.: – В тетради на печатной основе с. , №156, 157.
У.: – Примените переместительное и сочетательное свойства умножения.
(Проводится взаимопроверка, образец представлен на доске)
У.: – Достигли ли мы поставленной на уроке цели?
Д.: – Нет, т.к. мы немного потренировались использовать свойства
умножения при нахождении произведения трех и более множителей.
У.: Сделайте отметки в листе планирования и оценивания.
2) Работа в группе
У.: – Предлагаю творческое задание. Найдите наиболее рациональное
решение для выражений 5х3х2 и 8х2х4, применив сочетательное и
переместительное свойства умножения. Командиры подойдите к
предметному столику.
Обратная связь: устная презентация полученных записей.
3)Работа по учебнику с. 94, №3
У.: – Какое задание продолжает наш урок. Посмотрите в лист
планирования.
Д.: – В учебнике на странице 94 номер 3.
(Дети выходят по три человека к доске, записывают решение,
комментируют свою запись)
У.: – Оцените свою работу.
У.: – Какое задание продолжает урок?
Д.: – Задача на с.95, №5.
У.: – Решим эту задачу в группе. Командиры возьмите листы для работы,
чтобы записать задачу и краткую запись.
( Дети наклеивают краткую запись к задаче, затем записывают решение в
столбик. Презентация у доски.)
V. Физминутка. Мозговая гимнастика Пола Дэннисона
Комплекс упражнений:
1.Перекрестные шаги
2. Колпак для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и
речь). «Наденьте колпак», то есть мягко заверните уши от верхней точки до
мочки 3 раза.
3. «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры мозга, обеспечивающие
запоминание, повышает устойчивость внимания).– Нарисуйте в воздухе в
горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем
обеими руками
VI. Этап применения полученных знаний.
1) Работа в ТПО, с. 45, № 159
У.: – Какое задание продолжает наш урок. Посмотрите в лист
планирования.
Д.: – В ТПО на с. 45, №159.
У.: – Прочтите задание.
Д.: – Сравни выражения.
У.: – Ребята, что вы заметили. Все ли выражения требуют решения.
Д.: – Нет. В записях есть 0, при умножении на 0 получится 0.
(Учитель на доске показывает правильное решение задания)
У.: – Оцените свои работы на листе оценивания.
2) Резерв учебник с. 95 , №6 (в группе)
У.: – Прочтите следующее задание.
Д.: – Задание № 6 на с. 95. Используя скобки, составь выражение по тексту
каждой задачи. Затем, если возможно, упрости выражение (запиши его без
скобок) и выполни вычисления.
У.: Поработав в парах, выполните задания. Для тех, кому сложно,
воспользуйтесь карточкой–помощницей на вашем столе.
( 1) 2)
VII. Итог урока.
У:- Над какой темой работали на уроке?
Д:– Произведение трёх и более множителей.
У:– Какую цель мы ставили на уроке?
Д: – Научиться находить произведение двух и более множителей.
У:– Какие шаги мы предприняли для достижения этой цели?
Д:– Выполнение заданий в тетради и в учебнике по листу планирования.
VIII. Рефлексия
У: – Рассмотрите лист оценивания и планирования, сделайте вывод о том,
смогли ли вы достичь поставленной цели.
(Дети оценивают свои результаты.)
У.: – ТПО с.45, №158 взаимопроверка)
IX. Д/з.
У: – Рассмотрите 46 и 47 страницы в тетради на печатной основе.
Выберите 2 любых задания, запишите их в дневник.