Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди о том, как создавать портреты. Он дает простые практические советы о том, как добиться сходства, в какой технике рисовать, как направить освещение, как рисовать нос, рот, глаза, уши, как соблюсти пропорции, в чем особенности изображения мужчин и женщин. Потренируйтесь, и вы сможете нарисовать реалистичный портрет всего за пару минут.
Инструменты и техники рисования
Полистать книгу «Рисование. Полное руководство».
Рисовать портрет можно любым доступным средством: карандашом, углем, тушью и пером, акварельными красками, фломастерами и так далее. Конечно, каждое из них дает свой эффект, зависящий не только от характерных особенностей самого инструмента и используемой техники, но и от того, на какой поверхности выполняется рисунок: на белой или цветной, гладкой или шероховатой бумаге, на картоне и так далее.
Виды портретов
Различают два вида портрета: формальный портрет, где человек изображен в положении, которое диктует ему род деятельности, и где большое значение придается композиции, окружению, нередко символическим атрибутам.
И неформальный портрет, где человек изображен в произвольной, естественной позе, например за выполнением какой-либо рутинной работы в привычном окружении. Этот эффектный современный способ изображения людей появился благодаря моментальной фотографии и требует от художника высокого мастерства и хорошего вкуса.
В эту же категорию входит так называемый эмоциональный портрет, когда модель удалось запечатлеть с улыбкой или в движении.
Композиция
Важно не рассеивать внимание зрителя и помнить, что в фокусе должно быть лицо (главным образом глаза). Но чтобы портрет был более выразительным, попробуйте нарисовать не только голову, но и плечи, или тело по пояс, а также руки, которые быть столь же привлекательными, что и лицо, если они красивой формы или играют важную роль в композиции.
Портрет женщины
Изображение женщин, как и исследование их характера, не обходится без решения эстетических вопросов. Следует выбирать свободную, произвольную позу, если модель молода, и более строгую, спокойную, если модель зрелого возраста. Избегайте неестественных, излишне театральных поз. Во многих случаях стоит рисовать женщину в полный рост, поскольку одежда и фон играют немаловажную роль в отражении в рисунке личности модели.
Портрет мужчины
Мужской портрет обычно более формальный. Он отражает общепринятый образ мужчины, который связан не только с его физическими качествами, но и с положением в обществе. Иногда боковое освещение, дающее красивые контрасты, помогает особо выделить черты и формы мужского лица. Для молодого человека выгодно непринужденное положение тела и выражение лица, в то время как мужчин зрелого возраста лучше изображать в сдержанной, величавой позе.
Проследите, чтобы мужчина не скрещивал руки и не казался высокомерным.
Освещение
Освещение должно быть слегка рассеянным, исходить из одного источника (из окна или от лампы) и располагаться чуть выше и сбоку от модели. Такое освещение выявляет черты лица, но так мягко, что под носом и ртом и вокруг глаз не образуются тени. По этой причине следует избегать яркого искусственного освещения (например, от прожектора) и прямого солнечного света: они выделяют даже самые мелкие морщины и отрицательно сказываются на качестве работы.
Кроме того, при ярком освещении модель вынуждена напрягать лицевые мышцы, поэтому выражение лица будет напряженным и неестественным.
Эти две фотографии отличаются углом наклона источника освещения и расстоянием между источником и моделью.
Как добиться сходства
Важно передать не только физическое сходство, но и психологическое. Чтобы добиться физического сходства, необходимо как следует рассмотреть форму головы (и рисовать от общего к частному) и точно рассчитать пропорции лица в целом и деталей лица (глаз, носа, рта и так далее). Чтобы добиться психологического сходства, важно поговорить с моделью, попытаться понять ее характер, предпочтения, привычки и понаблюдать за тем, в каком окружении человек живет и работает.
Конечно, это не всегда возможно, но может пригодиться, чтобы определить наиболее подходящую позу и решить, какие черты характера стоит выделить или поместить в центр внимания.
Самое главное в портретном жанре — в общих чертах охватить индивидуальные особенности головы модели и лишь затем тщательно изучить детали и то, как они соотносятся между собой.
Пропорции головы
Рисуя голову, необходимо убедиться, что ее пропорции, то есть относительные размеры составных частей (глаз, ушей, носа, рта — их мы рассмотрим позже), переданы правильно и точно. При рисовании портрета важно уделить пристальное внимание общему строению головы и определить ее основные характеристики, потому что во многом именно от этого зависит степень сходства рисунка с оригиналом.
Подробного воспроизведения деталей недостаточно: если общий вид головы неточен, практически всегда результатом будет лишь отдаленное, неудовлетворительное сходство.
Квадратная сетка
Полезна в обучении квадратная сетка, о которой знают со школьной скамьи. На изображение, которое нужно увеличить (рисунок или фотографию), наносится сетка. Такое же количество квадратов, но увеличенных, нужно перенести на поверхность для рисования большего размера. После этого можно без труда перенести штрихи в нужную клетку, соблюдая пропорции.
Глаза
Как только вы тщательно изучите общее строение головы, вы можете перейти к анализу особенностей деталей лица: носа, рта, глаз и ушей. Имеет смысл научиться распознавать основные морфологические, то есть конструктивные характеристики всех элементов лица, поскольку именно точное воспроизведение индивидуальных особенностей позволяет добиться близкого сходства.
Глаза — самая выразительная часть лица, поэтому так важно расположить их правильно и передать их точную форму.
Глазные яблоки (следовательно, и зрачки) должны смотреть в одном направлении, от этого зависит выразительность глаз. У женщин обычно длинные и густые ресницы, а брови тонкие и хорошо очерченные. Радужная оболочка глаза ребенка кажется большой по сравнению с веками. У пожилых людей от уголков глаз расходится несколько глубоких морщин, под глазами образуются мешки, а брови становятся неравномерно густыми и кустистыми.
Уши
Ушная раковина — это особой формы упругий хрящ. Хотя морфологические черты уха сильно разнятся от человека к человеку, в целом форма уха напоминает морскую раковину и, в общем-то, одинакова у мужчин и женщин. Уши часто скрыты волосами, и их выразительность зависит от точного положения на боковой стороне головы, как показано на набросках ниже. Высота уха у взрослого человека обычно совпадает с высотой носа. Детские уши кажутся большими относительно всей головы. У пожилых людей уши имеют обыкновение удлиняться, потому что утончается и слабеет хрящевая ткань.
Нос
Рисовать нос довольно сложно ó это самая выделяющаяся часть лица, внешний вид которой зависит от точки зрения. Пирамидальная форма носа образуется двумя маленькими тесно расположенными костями и отчасти хрящом, и это хорошо просматривается на спинке носа. Попробуйте рисовать нос в разном положении, при необходимости обращаясь к фотографиям, если так будет легче понять его строение. Заметьте, что спинка носа переходит из переносицы в кончик носа, а крылья носа переходят в щеки. На треугольном основании располагаются овальные ноздри, сходящиеся к кончику носа и ограниченные крыльями носа.
Необходимо проработать самые важные участки света и тени (больше всего света обычно на спинке и кончике носа, а самая интенсивная тень — у основания, около ноздрей) и обозначить только их, чтобы не утяжелить рисунок.
Рот
Рот — вторая по выразительности часть лица после глаз. Рисуя губы, художник должен четко провести линию, отделяющую верхнюю губу от нижней (строго на полуцилиндрической плоскости челюстной кости), и соблюсти правила перспективы. Простые эскизы ниже демонстрируют некоторые основные характеристики формы губ.
Например, верхняя губа обычно тоньше нижней и больше выдается вперед.
Рисование с натуры
Рисование с натуры позволяет рассмотреть разные композиционные варианты, обходя модель вокруг, чтобы не упустить из виду ни один выразительный нюанс и уловить общую форму, что так важно для достижения сходства. Рисуйте подобные этюды простыми, ясными штрихами, стараясь повторить общее строение головы, не сосредоточиваясь на светотени.
Этапы рисования
Первый этап. Внимательно рассмотрите модель, определите отношение между максимальной высотой и максимальной шириной, расставив точки на самых выступающих частях лица (и горизонтальных, и вертикальных). Нарисуйте овал головы и, согласно правилу перспективы, проведите центральную ось (она изгибается в изображении в три четверти) и горизонтальные линии, разделяющие лицо на несколько частей.
Второй этап. Продолжаем совершенствовать рисунок. Расположите точно детали лица: глаза, нос, рот и уши. Заметьте, что деление лица на три части условно. Постарайтесь определить индивидуальные пропорции и придерживайтесь их, чтобы добиться сходства. Этот этап очень важен, он закладывает основу для последующего развития рисунка. Рассмотрите и попробуйте зарисовать основные анатомические подробности (кости, мышцы и др.). Третий этап. На этом этапе лучше всего представить голову как совокупность плоскостей, образующих ее поверхность. Так легче различить, какие участки наиболее темные, а какие светлые. Четко обведите и те, что освещены, и те, что в тени, и вы получите объемное изображение. Постарайтесь не делать слишком прямых штрихов, чтобы рисунок не вышел жестким, угловатым.
Четвертый этап. На этом этапе мы имеем дело с тенями, о которых уже подумали на предыдущем этапе. Теперь мы выделяем самые крупные, самые глубокие и самые важные из них. Вы заметите, что тени на лице сильно отличаются по глубине и образуют сложный рисунок. Чтобы упростить изображение, как того требует данный этап работы, прикройте глаза до состояния, в котором вы видите всего два тона: освещенных участков и участков в тени. Пятый этап. На этом и, если потребуется, на следующих этапах продолжайте прорабатывать формы лица, обращая внимание на полутона (которые мы опустили на предыдущей стадии и включили в общую тень). Выявите самые значительные детали, например глаза и губы, затемняя или осветляя их. Меняйте интенсивность штриха, увеличивая или уменьшая нажим на бумагу.
Шестой этап. На этом этапе рисунок сохраняет линии, сделанные на предыдущих стадиях. Не стирайте их, лучше просто смягчите и растушуйте тона. В рисунке невозможно (и бесполезно) воспроизвести все оттенки, которые вы видите в жизни. Поэтому не переусердствуйте, делая последние штрихи и прорисовывая незначительные детали. Хороший рисунок — это всегда результат вдумчивого отбора и разумного упрощения. Джованни Чиварди написал книгу «Рисование. Полное руководство», в которой очень много советов:
- особенности рисования в стиле ню;
- как правильно освещать модели и объекты для рисования;
- как рисовать группы людей и пейзажи;
- техника рисования карандашом, углем, тушью;
- как вести путевой дневник художника и многое другое.
Читайте статью «Как рисовать фигуру человека»
Если хотите получать подробные и красивые обзоры на лучшие творческие новинки вместе с эксклюзивными скидками на электронные и бумажные книги — подписывайте на нашу рассылку.
«Тыжхудожник! Можешь меня нарисовать?!». Часто ли друзья и знакомые хотят получить портрет вашего авторства? Самое время обернуть это в свою пользу: взять у них фото (или подсмотреть в соцсетях) и создать по нему персонажа — такое упражнение классно качает скилл и помогает найти свой стиль рисования людей.
Мы спросили тех, кто свой стиль уже нашел, как работать с силуэтом и деталями, чтобы передать уникальность и характер персонажа. Делимся с вами их лайфхаками.
Выпускница курса Skills Up School Дизайн персонажа в анимации Людмила Скалон:
— В работе над стилизацией изображения я пользуюсь двумя основными принципами — упрощение форм и деформация пропорций. Я стараюсь не копировать все, как есть, а менять какие-то детали, чтобы улучшить работу.
Например, в этой работе мне хотелось сделать акцент на модельную внешность и изящность, поэтому я вытянула весь силуэт. Также вывела одну руку вперед, чтобы избежать симметрии. Я не стала брать яркие цвета, а решила выполнить работу в сдержанных тонах, чтобы получилось некое ощущение таинственности, и увела в тень часть лица, что добавило загадочности образу.
Выпускница курса Skills Up School Дизайн персонажа в анимации Анастасия Желтякова:
— Во время работы над заданием я в первую очередь смотрела на силуэт, какие «направляющие» у движения тела — прямо поверх фото накидывала красные линии, а потом пыталась усилить этот эффект, чтобы поза выглядела интересней.
Следующим этапом смотрела на пропорции: например, на фото у нее брюки и курточка делят фигуру ровно посередине, что не очень удачно. Поэтому я специально сделала талию выше, а бедра шире, чтобы она выглядела более женственно. Также какие-то моменты, которые мне казались интересными, усиливала — толщину воротника, текстуру курточки.
На курсе Дизайн персонажа в анимации работа по стилизации — одно из дополнительных заданий. В течение трех месяцев онлайн-обучения можно не только искать свой стиль рисования персонажей и круто интерпретировать, но и создавать своих персонажей с нуля в единой стилистике с ориентиром на графику для игр, проработать эмоции, прически, пропсы и костюмы.
Две полноценных работы в портфолио, еженедельная обратная связь от куратора по домашних заданиям — насыщенно и очень полезно для всех, кто мечтает стать или уже работает концепт-художником.
Узнать подробности и записаться можно на нашем сайте.
Как нарисовать реалистичные черты лица
Чтобы научиться рисовать портрет, нужны время и навыки. Подход, заключающийся в разбиении лица на отдельные черты, имеет определенные преимущества, поскольку позволяет уделить им больше внимания и создает возможность попрактиковаться в различных аспектах, прежде чем собирать эти черты в одно целое. Следуйте этим учебным курсам – и Вы наýчитесь уверенно рисовать лица.
Голова
Конечно, прежде чем рисовать черты лица, нужно понять, как рисовать саму голову. Нарисовать реалистичную форму головы – это не так уж и просто для новичка. В зависимости от угла, под которым рисовальщик делает набросок формы головы, возникают разного рода проблемы. В ходе этого учебного курса мы покажем Вам, как шаг за шагом нарисовать реалистичную голову.
Нос
Научиться рисовать нос – это первоочередная задача, поскольку нос можно назвать самой простой чертой лица, которую можно воссоздать с помощью карандаша и бумаги. Существует множество методов рисования носа, которые можно использовать в зависимости от того, рисуете ли Вы лицо в фас или в профиль.
Использование базовой сетки из трех квадратов по горизонтали и двух по вертикали позволяет обеспечить пропорциональность носа: одна ноздря находится в нижнем левом углу, другая – в нижнем правом. Для рисования в профиль используют сетку большего размера: для правильных пропорций ноздря должна находиться на пересечении средних квадратов ближе к низу.
Чтобы изобразить нос более упрощенно, нарисуйте треугольник с ромбовидной формой внизу, а затем, чтобы детализировать его, пририсуйте ноздри и добавьте тени сверху и снизу. Если растушевать нос так, чтобы книзу он выглядел темнее, это придаст ему реалистичности.
Как нарисовать нос шаг за шагом
Глаза
Проработка процесса рисования глаз может показаться довольно сложной задачей, тем более что глаза, являются наиболее детализированной частью лица. Лучше всего начать с простого эллипса, который передает общую форму глаза. Можно попробовать нарисовать его от руки; если же хочется быть точным, можно воспользоваться сеткой, которая обеспечит правильный размер и форму.
При рисовании лица в анфас следует помнить, что радужная оболочка и зрачок представляют собой идеальные круги. Это очень важно, если вы стремитесь к фотореалистичности или хотите передать чье-то лицо «как живое».
Также важно иметь базовые знания о растушевке. Зрачки должны быть как можно более темными, а радужная оболочка должна иметь узор, отражающий ее пестроту в реальной жизни. Использование незаполненного пространства для того, чтобы показать источник света, отражающийся в глазах, придаст рисункам более профессиональный вид. Растушевав область над глазом, Вы сможете создать легкий теневой эффект.
Как нарисовать глаза шаг за шагом
Щеки
Рисование щек может показаться делом простым: всего-то добавить две кривые линии с каждой стороны портрета. Но на самом деле для того, чтобы щеки выглядели реалистично, нужно учесть множество нюансов.
Простой способ нарисовать щеки правильно – это начать с двух перекрывающихся кругов, заходящих друг на друга, и с крестообразного пересечения, прочерченного через их самые высокие и самые широкие точки. Две области нижнего круга под пересечением теперь представляют скулы и создают область, над которой можно поработать после того, как обозначено расположение носа и глаз.
Ключевой момент – умение затенить эту область. Лучший способ понять, как правильно передать освещение щеки, – это представить ее в виде сферы. Область вверху самая светлая, затем переходит в средние тона и заканчивается темным низом. Одна сторона сферы находится в темной тени, другая – в светло-серой. Последнее зависит от того, в какую сторону смотрит портретируемый и откуда падает свет.
Рот
Подход к рисованию рта зависит от того, каким рот должен быть у портретируемого, – открытым или закрытым. Открытый рот, в котором видны зубы, намного сложнее запечатлеть, чем закрытый.
Чтобы обозначить основной контур губ, нарисуйте горизонтальную ось, а затем наметьте посередине ее треугольник. Таким образом создается пространство для рисования кривой над линией, заключенной внутри этого треугольника, чтобы изобразить желобок-«каплю» по центру верхней губы. Область под линией следует использовать для рисования более полной нижней губы. Помните, что верхняя губа, как правило, несколько темнее нижней и должна быть соответствующим образом затушевана. Также важно помнить, что губы обычно не выглядят четко очерченными – за исключением случаев, когда портретируемый использует макияж.
Зубы не так уж просто изобразить. Помните, что не следует отделять один зуб от другого выразительной границей. Вместо этого лучше использовать тушевку и легкие линии, чтобы зубы не казались полностью отделенными друг от друга. Зубы, расположенные в глубине рта, должны быть затушеваны темнее и размечены с помощью сетки, чтобы каждый зуб был расположен пропорционально по отношению к другим и перспектива не искажалась.
Брови
Брови зачастую воспринимают как нечто второстепенное, в то время как без правильного их расположения невозможно научиться правильно рисовать портрет.
Прежде чем прорисовывать брови вплоть до отдельных волосков, нужно сперва нарисовать их в виде простой формы, берущей начало от верхней части надбровной кости. Ключевым моментом здесь является штриховка, а также использование более мягкого карандаша, что позволит подчеркнуть более темные тона и прорисовать волоски, чтобы придать лицу более детализированный вид. Делать это следует тонкими штрихами и так, чтобы к дальнему от носа концу волоски становились толще, а сама бровь – ýже.
Чтобы придать лицу более четкий и суровый вид, добавьте бровям толщины, и напротив – если стремитесь воплотить больше женственности, выберите брови потоньше.
Линия волос
Правильно определить линию волос – это основополагающий навык в рисовании головы и лица. Фактически эту линию следует обозначить заранее, задолго до того, как настанет черед рисования волос на портрете. Определив, где находится линия волос, Вы сможете получить правильные пропорции лица: обеспечите правильный размер лба, а такие черты как глаза и нос не будут выглядеть слишком большими.
Обозначьте область в верхней части головы, известную как зона волос. Прямая линия волос будет выглядеть как изгиб поперек лба, а наличие «мыса вдовы» следует обозначить как некую точку по центру лба. Ближе к краям появляются залысины.
Обозначить эти черты можно с помощью легких штрихов, чтобы потом, когда дело дойдет до рисования волос, их можно было стереть и дать место стилю. Эти линии должны послужить некой отправной точкой, определяющей место, где начинают расти волосы, и то, как они обрамляют лицо портретируемого.
Создавайте выразительные лица. Подготовка к работе с Wacom One.
Wacom One наилучшим образом подходит для того, чтобы передать в рисунке черты лица. Естественное поверхностное трение и минимальный отражающий эффект создают на 13,3-дюймовом экране ощущение работы пером по бумаге. Перо в Вашей руке ощущается легким и естественным, а в выбранной Вами программе превращается в карандаш, кисть или мел. Его даже можно использовать как ластик. Идеально подходит для того, чтобы, оттачивая детали, создавать реалистичные лица. В комплект поставки входит программное обеспечение для решения творческих задач, а также возможность подключения к Mac или PC и некоторым устройствам на базе Android.
Рекомендуемый продукт
Интерактивный дисплей Wacom One 13
Рисуйте, занимайтесь дизайном и творите прямо на экране с высоким разрешением при помощи точного пера.
Купить Wacom One 13
Это может Вам понравиться
Узнайте больше
Посмотреть все семейства продуктов Wacom
Графические планшеты
Делайте наброски, рисуйте и редактируйте изображения с помощью высокочувствительного блокнота и точного пера и наблюдайте за своими работами на экране.
Купить сейчас
Интерактивные дисплеи
Рисуйте, занимайтесь дизайном и творите прямо на экране с высоким разрешением при помощи точного пера.
Купить сейчас
Графические компьютеры
Творите безо всяких ограничений благодаря повышенной производительности устройства, точному перу и потрясающему дисплею.
Купить сейчас
Планшеты Smartpad
Пишите пером по бумаге и конвертируйте свои рукописные заметки в цифровой формат.
Купить сейчас
Стилус
Ведите записи и быстро фиксируйте идеи на своем мобильном устройстве при помощи стилуса Wacom.
Купить сейчас
Информация о Wacom
Wacom ставит своей глобальной целью сближение людей и технологий с помощью естественного интерфейса. Эта концепция сделала компанию ведущим мировым производителем интерактивных графических планшетов и интерактивных дисплеев, а также цифровых стилусов и решений для сохранения и обработки цифровых подписей. Высокие технологии, которые легли в основу интуитивных устройств ввода Wacom, используются для создания превосходных работ цифрового искусства, фильмов, спецэффектов, разработок в области моды и дизайна по всему миру, а также позволяют индивидуальным и корпоративным пользователям выразить свою индивидуальность с помощью одной из лучших технологий интерфейсов. Компания Wacom, основанная в 1983 году, является международной компанией с головным офисом в Японии (Токийская фондовая биржа 6727) и имеет дочерние и аффилированные компании по всему миру, которые занимаются маркетингом и продажами более чем в 150 странах.
Узнать больше о Wacom
Загрузка…
Разные стили рисования людей: что нужно знать, чтобы выбрать свое направление
Содержание:
- Почему выбор стиля – важный шаг в становлении художника
- Основные и наиболее известные стили
- Минимализм и гротеск
- Реализм
- Мультяшный и наив
- Декоративный
- Скетчинг
Люди, имеющие даже отдаленное представление о живописи, утверждают, что человек – наиболее сложный для изображения объект. Существует множество стилей в изобразительном искусстве, которые среди прочего позволяют рисовать людей. Тем, кто выбрал это направление основной темой для творчества или профессиональных проектов, потребуется выбрать из многих разных стилей рисования людей наиболее подходящий.
Некоторые из них известны с давних времен. Другие – появились не так давно, но уже успели завоевать большую популярность как среди профессиональных художников, так и у новичков, которые делают лишь первые шаги на этом пути.
Почему выбор стиля – важный шаг в становлении художника
К выбору стилевого направления в рисовании обычно приступает человек, который из стадии осознания себя «ничего не получается» перешел в состояние «уже видны результаты, нужно двигаться дальше». Делать раньше этот выбор бессмысленно, а в момент, когда основные навыки уже усвоены – самое время начинать определять собственную простую или, напротив, креативную манеру изображения объектов.
Этот выбор позволит совершить постановку конкретных задач, решение которых поможет эффективной прокачке своего уровня, создаст более четкое понимание собственных устремлений и понимания того, как своими умениями можно зарабатывать. Однако при выборе среди разных стилей рисования людей подходящего, нужно быть аккуратным. Так как неудачная попытка выбора техники изображения способна убить индивидуальность художника и оставить чувство разочарования.
Основные и наиболее известные стили
Разных стилей рисования персонажей в том числе людей существует много, все они имеют собственный набор изобразительных средств, которые позволяют безошибочно отличать их друг от друга. Кроме того, в какой-то манере лучше рисовать карандашом, в другой – маркером или линером, а какое-то направление потребует использовать в качестве средства художественной выразительности акварельные краски.
Наиболее популярными можно назвать такие направления, как:
- минимализм;
- гротеск;
- реализм;
- мультяшный;
- наив;
- декоративный;
- скетчинг.
Однако стоит иметь в виду, что иногда для того, чтобы иллюстратор или художник смог наилучшим образом донести до зрителя свою идею, ему придется прибегнуть к смешению разных манер и жанров в изображении персонажей.
Минимализм и гротеск
Один из, казалось бы, простых стилей рисования — минимализм. Обычно используется в дизайне, журнальной графике, при создании веб-иллюстраций. Если говорить о сочетаемости, то лучшие результаты дает в тандеме с наивом или гротеском. Основная черта исполнения – аккуратность, требует наличия так называемого «чувства стиля», который необходимо развивать, рассматривая работы талантливых творцов или хороших иллюстраторов. Выбрав эту манеру изображения людей, необходимо настойчиво прокачивать:
- навык работы с контурами и линиями;
- композицию;
- тон и цвет;
- чувство формы.
Этот несложный и легкий стиль рисования людей отличают лаконичность и схематизм.
Гротеск также принадлежит к легкой манере изображения людей, смысл которой в преувеличении или преуменьшении некоторые элементов рисунка, при этом внимание сосредотачивается на них с изменением пластики объектов и фигур. Используется в картинках для веб проектов, журнальной графике.
Реализм
Это направление в живописи считается одним из не самых простых стилей рисования. В нем создается изображение максимально близкое к оригиналу. Его разновидность – гиперреализм, в котором создаются изображения, в том числе людей и их портреты, абсолютно не отличимые от самого объекта, предмета или фото. Существует еще несколько направлений реализма, таких как, например, семи-реализм (стилизованная манера), используемый в гейм-индустрии, или магический.
Если принято решение творить в этой манере, стоит принимать во внимание анатомию и пропорции как человека, так и всего что существует вокруг, добиться проработки тени и света. А также — обратить максимальное внимание на академический рисунок и живопись.
Мультяшный и наив
Мультяшная манера изображения позволяет создавать необычные «портреты» реальных людей с сохранением основных черт, по которым удастся узнать человека или героя, при этом особое внимание уделяется:
- форме лица, носа и прически;
- цвету волос, глаз и их разрезу;
- тону кожи;
- линии роста волос на лице (для мужчин);
- цвету и стилевому направлению одежды.
К легким стилям рисования людей можно отнести и наив, который зачастую применяется для создания персоналий для детских изданий, журналов. Герои выглядят нарисованными в слегка детской манере. Тому, кто хочет остановиться на этой манере изображения людей и предметов, необходимо работать над навыками стилизации, подачи цвета, силуэта и формы, акцентом на текстурах.
Декоративный
Его можно отнести к красивым стилям рисования людей. Данное направление предполагает относительно вольные интерпретации окружающих людей и действительности, зачастую используется наряду с орнаментами. Так как изображения получаются по-настоящему красивыми, эта манера лучше подходит для журнальных, книжных иллюстраций, рассчитанных на юношескую аудиторию и взрослых. Разные стили рисования персонажей требуют внимательности и аккуратности, и декоративный – в их числе. Он сочетаем с реализмом и делает его более интересным.
К примеру, можно считать, что семи-реализм представляет собой некий уход в декоративность, поэтому случается, что эти два направления тесно переплетаются. Если считать, что декоративная манера изображения – это то, что давно хотелось найти, стоит «прокачивать»:
- орнаменты и их построение;
- анатомию;
- работу с контуром;
- тон и цвет.
Скетчинг
Говоря о разных стилях рисования людей, нельзя обойти вниманием скетчинг. Эта техника быстрого рисунка с передачей настроения и атмосферности прекрасно подходит для изображения людей. Причем в этой манере это можно делать, как карандашами, так и специальными маркерами, линерами. Основная идея скетчей с людьми — фиксация момента, индивидуальных особенностей, поз без детализации. Быстро зафиксировать положение возможно, представив фигуру в простых формах, сконцентрировавшись на зарисовке массы, чтобы отсечь лишнее. Для этого нужно использовать круги, овалы, прямоугольники.
Затем добавлять базовые детали и тон. Следующим шагом станет изображение более сложных поз, окружения, добавление деталей без ухода от обобщенности. Скетчинг – один из популярных и красивых стилей рисования людей, он развивает знание анатомии, чувство пропорции и фантазию, которые пригодятся при изображении других объектов и предметов.
Разбираем работу лицевых мышц, чтобы мимика персонажей была правдоподобной, даже если мы их сильно стилизуем.
Немецкая концепт-художница Магда Проски составила краткое руководство на тему того, как рисовать разные выражения на лицах персонажей. Она проанализировала анатомию лица и то, как разные черты движутся и работают вместе, чтобы выразить эмоции. Итак, если вы хотите нарисовать по-настоящему выразительное лицо персонажа, то вот главные подсказки.
Как построить голову?
Лицо — это один из самых сложных объектов для рисования. Во-первых, как и на любом другом трехмерном объекте, на нём много выпуклостей и впадин. Но кроме этого, лицо должно рассказывать историю, вызывать эмоции и создавать иллюзию того, что с плоского двухмерного холста на зрителя смотрит реальный человек. В современном мире мы привыкли к тому, что видим фото каких-нибудь людей на каждом углу. Представьте себе времена, когда фотографии не существовало — каким невероятным переживанием было увидеть нарисованный портрет человека! Искусство передачи эмоций оттачивалось веками.
Начнём с построения головы. Существует столько же разных способов построить на бумаге человеческую голову, сколько самих художников. В жизни голова и лицо состоят из двух типов тканей. Твердая и неподвижная ткань — это кости черепа; мягкая и гибкая ткань — это мышцы и жир. Магда предлагает построить череп из трёх геометрических фигур: продолговатой сферы, прямоугольного параллелепипеда и полуцилиндра.
Если вы хотите улучшить свои портретные навыки, то лучше выучите форму черепа наизусть. Эта часть головы мало меняется, она у всех более-менее одинаковая.
Если вы сумеете нарисовать правильный череп, то лицо потом можно стилизовать любыми возможными способами, и оно всегда будет смотреться правдоподобно.
В черепе всего один подвижный элемент — челюсть. У неё довольно гибкий сустав: он позволяет не только открывать и закрывать рот, но и двигать челюстью вперед, назад и в стороны. Попробуйте сымитировать своими зубами разный прикус или просто поскрипеть ими, и вы поймёте, о чём речь.
Это возможно благодаря тому, что наш челюстной сустав имеет очень хитрый рабочий механизм. Когда мы открываем рот, шарнир, обеспечивающий вращение, не остаётся на одном месте — вместо этого вся челюсть немного сдвигается вперед! Прижмите палец к щеке в том месте, где вы можете почувствовать движение сустава. Теперь откройте и закройте рот — и вы заметите лёгкое движение челюсти вперед и назад. Как это связано с рисованием? Очень просто: если вы рисуете человека с открытым ртом, его подбородок придётся немного сдвинуть вперед. Иначе у вас не получится добиться правдоподобного вида.
Размеры лица
Череп очень важен для базового построения лица, но по-настоящему внешность зависит от формы мягких тканей, прикрепленных к кости. Как мы уже упоминали, череп покрыт слоями мышц и жира. В некоторых местах эти слои довольно тонкие, поэтому мы легко можем увидеть форму черепа под ними. В других местах мышцы и жир достаточно толстые, поэтому они будут сильно сдвигаться с обычного места при изменении выражения лица.
На этой схеме зеленым цветом обозначены области, где мягкие ткани тоньше всего, и под ними чувствуется кость. Форма этих участков меняется минимально. Что касается мест, которые могут сильно менять форму, то это в первую очередь щеки, губы и кожа вокруг глаз. Впрочем, на зелёных участках мы тоже можем наблюдать поверхностные изменения: там меняется натяжение кожи, а также возникают или исчезают морщины.
Вот ещё одна важная вещь, которую следует помнить: лицо не плоское, оно выпуклое. То есть, когда вы будете разворачивать его в пространстве под разными углами, вы должны располагать его не на плоской поверхности, а, грубо говоря, на боковой поверхности цилиндра. Нужно помнить, что все элементы лица в конечном счете размещаются на голове, тяготеющей к форме шара.
Выражение лица
Когда мы улыбаемся, мы не только приподнимаем уголки губ. Настоящая улыбка состоит из целого набора мышечных движений по всему лицу. В движение приходят брови и крылья носа, меняется форма глаз и рта — то, как именно они движутся, зависит от выражаемой эмоции и индивидуальных особенностей человека.
В этом отношении полезно наблюдать за друзьями и корчить разные лица перед зеркалом, чтобы внимательно изучить, как разные люди показывают эмоции. Это хороший способ прокачать навыки — вскоре вы заметите, что ваши персонажи стали более правдоподобными.
На картинке выше в упрощенном виде показаны базовые эмоции человека. Зеленые стрелки указывают направление движения мышц, а синими линиями отмечены морщины, которые при этом образуются. Если вы хотите, чтобы персонажи выглядели молодо, не рисуйте им мимические морщины в виде черных линий. Потому что чем больше таких морщин вы нарисуете, тем старше/уродливее будет выглядеть персонаж. Вместо этого лучше обратить внимание на нюансы в изменении формы глаз, бровей и рта — они способность совершать огромное количество разнообразных движений.
Движения глаз и бровей
Как гласит народная мудрость, глаза — зеркало души. Это и правда чрезвычайно выразительная черта лица. Одних глаз достаточно, чтобы показать такие эмоции, как веселье, страх или гнев.
Глаз окружают многочисленные группы мышц. С их помощью человек может, например, широко раскрыть веки, показав всю радужную оболочку. Другое сокращение мышц приведет к тому, что глаз, наоборот, прищурится, вокруг него возникнут морщины.
У бровей есть отдельные, свои собственные группы мышц. Внешними и внутренними кончиками бровей управляют разные мышцы, поэтому брови могут не только подниматься и опускаться, но и принимать волнообразную форму! Есть ещё и специальные мышцы, с помощью которых мы сводим брови над переносицей.
Выше на рисунке приведены примеры глаз (J1, J2 и J3), выражающих одну и ту же эмоцию — радость. Бровь находится в нейтральном положении или слегка приподнимается. Важно также, что когда мы улыбаемся, внешние уголки глаз прищуриваются и приподнимаются вверх благодаря смещению щёк. По наличию этого прищура искреннюю улыбку можно отличить от фальшивой.
На рисунках A1, A2 и A3 изображены глаза, выражающие гнев или отвращение. Очень тяжелую работу здесь выполняют мышцы над переносицей. Они сводят брови вместе и тянут их вниз, создавая тем самым множество морщин между бровями и на переносице. Глаза на рисунках F1, F2 и F3 выражают потрясение и страх. Это единственное выражение лица, при котором веки открывают всю радужку. В зависимости от формы бровей широко открытые глаза могут выражать разные эмоции — от удивления до ужаса.
Движения рта
Губы тоже окружены множеством групп мышц, что дает им возможность принимать бесконечное количество форм. Это позволяет нам не только выражать эмоции, но и произносить различные звуки.
Вы когда-нибудь задумывались, почему по бокам от уголков рта мы рисуем маленькие вертикальные линии? Угол рта включает в себя узел (N), к которому прикреплено множество мышц (рисунок S1). Этот узел имеет сферическую форму, которая и создаёт небольшую изогнутую тень в углу рта.
На рисунках выше и ниже показаны некоторые формы губ, характерные для выражения радости, страха и гнева. Рисуя рот, не забывайте, что когда зубы размыкаются, подбородок нужно опустить вниз. Верхняя губа имеет свойство поджиматься и обнажать зубы. Если это происходит при улыбке, изгиб губы будет незначительным (рисунки S2 и S3). Но чтобы передать гнев или отвращение, губа изогнётся более агрессивно, как показано ниже (G1, G2 и G3).
Мышцы рта могут работать несимметрично, например, мы можем улыбаться одним уголком губ. Чтобы понять, какие это открывает возможности, поэкспериментируйте перед зеркалом.
Движения носа
Когда речь идет о выражении эмоций, роль носа недооценивают. Тем не менее, он способен привнести в выражение лица трудноуловимые, но важные нюансы — если рисовать его правильно, конечно. Обратите внимание, что на рисунке N4 ноздри вытягиваются вместе со ртом. А когда человек глубоко вдыхает, они открываются шире обычного. Это поможет нарисовать напряжённое выражение лица, как на рисунке N5. Когда мы злимся или испытываем отвращение, мы морщим нос (N2 и N3).
Советуем вам побольше экспериментировать, смешивать разные эмоции и создавать уникальные выражения на лицах персонажей. Главное, как можно больше наблюдайте натуру! Зеркало — незаменимый инструмент для любого разработчика персонажей.
Рисуем иллюстрацию, где главное — выражение эмоций
Понимание основ открывает неограниченные возможности стилизации персонажей. Вернемся к началу статьи, где мы рассматривали базовое геометрическое построение. Три основные фигуры остаются неизменными, но их пропорции можно и нужно менять! Это позволяет создавать стилизованные и в то же время правдоподобные лица.
Работа с простыми геометрическими фигурами также помогает контролировать наклон головы в перспективе. Например, мы хотим нарисовать симпатичного персонажа с большими глазами и круглым лицом, который слегка откинул голову назад. Для этого надо увеличить размер параллелепипеда, а полуцилиндр сделать короче, и учесть ракурс при построении этих фигур. На следующем этапе рисуем череп, соответствующий этим пропорциям, и уже поверх него — собственно лицо.
Чтобы улыбка выглядела искренней, давайте приподнимем брови и немного прикроем нижнее веко щекой. Обратите внимание, как растянутый рот приподнимает щёку и делает её форму более округлой.
Об авторе:
Магдалена Прошовска, или просто Магда Проски — немецкая художница польского происхождения. Известна в первую очередь своими стилизованными, броскими портретами и иллюстрациями. Она работает старшим концепт-художником в немецкой студии Ubisoft, которая занимается разработкой строительной стратегии The Settlers. Примечательно, что как цифровой художник Магда — самоучка. Что не мешает ей быть приглашенным преподавателем в университетах игрового искусства в Кёльне и Дюссельдорфе.