Как найти тся или ться

В сочетании -тся не пишется мягкий знак как в формах 3 лица единственного и множественного числа возвратных глаголов. В буквосочетании -ться пишется мягкий знак, который обозначает неопределённую форму глагола.

Разберемся, в каких случаях пишется -тся или -ться в окончаниях глаголов, если применим правило орфографии русского языка. Приведем примеры написания форм возвратных глаголов.

У возвратных глаголов русского языка доставляет затруднение написание окончаний с мягким знаком или без него:

  • улыбаться — он улыбается, они улыбаются;
  • возвратиться — он возвратится, они возвратятся.

Как определить, нужно написать мягкий знак в окончании глаголов перед постфиксом (суффиксом) -ся или нет? Ведь конечные буквосочетания -тся и -ться звучат абсолютно одинаково как [ца]:

  • захочет улыбаться [у л ы б а ц а];
  • ребёнок улыбается [у л ы б а й’ и ц а].

Правописание -тся и -ться в глаголах

Написание мягкого знака в окончаниях глаголов зависит от их грамматической формы. Чтобы не ошибаться в написании слов этой самостоятельной части речи, применим правило орфографии.

Правило

Буква «ь» пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Как видим, заданный вопрос подскажет написание мягкого знака в окончаниях глаголов, имеющих начальную форму.

Света начала (что делать?) собираться в школу.

Андрей хочет (что сделать?) прокатиться на велосипеде.

Оба глагола «собираться» и «прокатиться» находятся в неопределённой форме. Согласно правилу орфографии русского языка необходимо обязательно обозначить эту грамматическую форму глаголов с помощью мягкого знака.

Буквосочетание -тся прослеживается в морфемном составе глаголов в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени:

  • он смеётся — все смеются;
  • флаг заполощется — листья заполощутся.

Чтобы отличить их написание без мягкого знака перед -ся от неопределённой формы с конечным -ться, следуем правилу орфографии.

Правило

Буква «ь» не пишется в окончаниях глаголов, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?

Понаблюдаем:

Андрей (что делает?) тренируется несколько часов каждый день.

Скоро солнце (что сделает?) появится на голубом небе.

Тся и ться в глаголах

Наличие или отсутствие возвратного постфикса -ся в составе глагола не имеет значения. В русском языке все формы глаголов 3 лица пишутся без мягкого знака:

  • он рисует — она рисуется перед нами;
  • она спросит — с него спросится;
  • лектор покажет — нам покажутся.

Алгоритм написания -тся и -ться

Итак, чтобы не ошибаться в написании разных грамматических форм возвратных глаголов, действуем согласно алгоритму:

  • определим часть речи (глагол обозначает действие или состояние);
  • зададим вопрос к слову;
  • выясним форму глагола (неопределённая форма или форма 3 лица);
  • правильно напишем -тся или -ться в соответствии с правилом.

В написании указанных форм глаголов поможет синтаксический разбор предложения.  Глаголы с конечным -тся, как правило, выполняют роль простого глагольного сказуемого. От подлежащего задаём необходимый вопрос к сказуемому:

Девочка (что делает?) радуется солнцу.

Дети (что делают?) несутся на лыжах с высокой горы.

Неопределённая форма глагола чаще всего является необходимой частью составного глагольного сказуемого, в котором ей предшествует глагол-связка со значением времени действия (начало, продолжение или конец) или долженствования, желания, возможности и пр.

На улице начало смеркаться.

Хмурой осенью туман может стелиться подолгу на дороге.

Особое затруднение вызывает написание двух возвратных глаголов, находящихся рядом в предложении.

Озорник боится признаться матери в шалости.

В этом случае помним, что два глагола в неопределённой форме в качестве составного сказуемого не используются в предложении. Первый глагол обязательно выступает в личной форме, в которой мягкий знак не пишется. Определяем эти формы глаголов с помощью  заданных вопросов:

  • озорник (что делает?) боится;
  • боится (что сделать?) признаться.

Поупражняемся в выборе правильного написания окончаний глаголов в возвратной форме, если прочтём примеры предложений.

Примеры

Дети веселятся у новогодней ёлки.

Нам уже начинает нравиться наше путешествие.

Рыбак усядется на берегу озера и закинет удочку.

Скоро появится жаркое солнце.

Мне хочется возвратиться поскорее домой.

Эти знания должны пригодиться мне в будущем.

Мне хочется стремиться к лучшему результату.

Видеоурок

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 40

Говорят, что в России две беды: «-ТСЯ» и «-ТЬСЯ». Я не считаю это следствием одной из двух более известных бед (той, что в паре с «дорогами»), но ошибка всегда бросается в глаза. И поскольку меня давно просят осветить эту тему, я дрогнула и сдалась.

Попробую научить вас никогда не путаТЬСЯ с «-ТСЯ» и «-ТЬСЯ».

Что это за зверь такой: «возвратные глаголы»?

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета. И если это действие или состояние возвращается к самому действующему лицу, то глагол называют возвратным.

Такие глаголы невозможно перепутать с другими. В их составе вы найдёте постфикс «-СЬ» или «-СЯ».

Получается, что все глаголы с «-ТСЯ» и «-ТЬСЯ» – возвратные. И главное их коварство в том, что какие-то из них надо писать с мягким знаком, а какие-то – без.

На слух отличить разные формы невозможно: «стремится» звучит так же, как «стремиться», а «веселится» – так же, как «веселиться». На помощь придёт простое правило.

«-ТСЯ» или «-ТЬСЯ»: эта ошибка уже раздражает. Запоминаем школьное правило за 2 минуты

«-ТСЯ» и «-ТЬСЯ»: нужен ли мягкий знак?

А правило говорит о том, что мягкий знак мы должны писать только в глаголах неопределённой формы. В глаголах в форме 3 лица единственного и множественного числа мягкий знак не пишется и наличие постфикса «-СЬ» или «-СЯ» на это никак не влияет.

Значит, нам надо научиться различать формы глаголов.

❗Самый простой способ: задать вопрос.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Разберём на примерах:

  • Каждую ночь обнаглевшая кошка начинает (что делать?) носиТЬСЯ галопом по квартире.
  • Ей плевать, что хозяйка хочет (что сделать?) выспаТЬСЯ перед работой.

В обоих предложениях используются глаголы в начальной форме, поэтому пишем в них мягкий знак.

Теперь другие примеры:

  • Пушистая лежебока целый день (что делает?) валяеТСЯ на кровати.
  • Иногда она смотрит, как за окном (что делают?) кружаТСЯ птицы.
  • Когда хозяйка (что сделает?) вернёТСЯ домой, кошка сделает вид, что очень скучала.
  • В квартире (что сделают?) начнутся спектакли из серии «В моей миске давно не было корма».

Во всех этих примерах мы видим глаголы в форме 3 лица единственного и множественного числа, в которых мягкий знак не пишется.

Героиня моих примеров
Героиня моих примеров

❗Ещё проще запомнить правило, ориентируясь на сам вопрос, который вы задаёте. Если в вопросе есть мягкий знак, то в глаголе он тоже будет. Если мягкого знака нет, в слове он не появится:

  • (что делатЬ?) носитЬся
  • (что сделаеТ?) вернёТся

⚠️Внимание! Трудные случаи

Иногда в предложениях встречаются два возвратных глагола подряд.

Например:

  • Кошка пытаеТСЯ удержаТЬСЯ на узкой форточке вопреки законам физики и тяжёлому весу.

Как не запутаться с мягким знаком?

Помните, что два глагола неопределённой формы не могут быть составным сказуемым. Перед вами глагол в форме 3 лица + глагол в начальной форме. В первом мы мягкий знак не пишем, а во втором – пишем.

Поделитесь этой статьёй со всеми, у кого «-ТСЯ» и «-ТЬСЯ» вызывают трудности. И пишите, на какие темы вы ждёте новые статьи.

Подписывайтесь на каналздесь пишут о русском языке и книгах с юмором и любовью. Приходите в мой Telegram и в блог ВКонтакте. Другие статьи о правилах русского языка ищите по тегу #БР_грамотность (нажмите на него).

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах


ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1069.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1069.

Неопределенная форма глагола, она же инфинитив – это грамматическая форма, которая живет по своим нормам и правилам. Есть у нее и особые правила правописания, касающиеся использования мягкого знака перед -ся. Учащиеся 4 класса обязательно должны запомнить эти правила, которые станут основой их грамотности.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед -ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

На деревьях стали (что делать?) появляться первые клейкие листочки.

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

или что сделает?, то мягкий знак не ставится, поскольку он не является инфинитивом, а стоит в форме третьего лица (вне зависимости от того, использовано ли единственное число или множественное).

Например:

С деревьев скоро (что сделают?) сорвутся пожелтевшие листья.

На самом деле с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Вова старается смеяться, хотя ему больно.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Заключение

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Наталия Семушкина

    10/10

  • Вероника Пономарёва

    8/10

  • Катерина Арыхова

    10/10

  • Александра Чернякова

    8/10

  • Александра Бадич

    10/10

  • Татьяна Обухова

    10/10

  • Саша Ширяев

    9/10

  • Валерия Тимофеева

    10/10

  • Татьяна Павлова

    9/10

  • Роман Иванов

    9/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1069.


А какая ваша оценка?

Этот пост написан по просьбе жителя портала Клик Квея.

Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки -тся и -ться в глаголах на конце. 

Правило:

Если глагол отвечает на вопросы «что делает?, что сделает?», то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед -ся мягкий знак не пишется. То есть глагол оканчивается на -тся.

Если глагол отвечает на вопросы «что делать?, что сделать?», то этот глагол в неопределенной форме (инфинитив) и в нем перед -ся пишется мягкий знак. То есть глагол оканчивается -ться

Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке. 

Для определения, что глагол относится к 3-му лицу нужно просто поставить перед ним местоимение (он / она / они) и задать один из вопросов: «что делает?, что сделает?». 

Дочка учится в институте.

(Она) дочка (что делает?) учится в институте.

Товар появится в магазине завтра.

(Он) товар (что сделает?) появится в магазине завтра.

Дети радуются новым игрушкам.

(Они) дети (что делают?) радуются новым игрушкам.

Сегодня мама собирается заниматься приготовлением нового салата.

Сегодня (она) мама (что делает?) собирается (что делать?) заниматься приготовлением нового салата. 

Друзья решили встретиться вечером в кафе.

(Они) друзья решили (что сделать?) встретиться вечером в кафе.

Но с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться. 

Имеются предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака

Учись – всегда пригодится!

Иногда встречаются случаи с несколькими типами глаголов в предложении, когда подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:

Ему приходится мириться с новым начальством.

(Вопрос к глаголу приходится не задать, так как нет подлежащего) ему приходится (что делать?) мириться с новым начальством.

Другая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Малыш старается улыбаться, когда видит родителей.

(Он) малыш (что делает?) старается (что сделать?) улыбаться, когда видит родителей.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению.
Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Вывод:

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив (неопределенная форма), то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

P.S.  Остальные посты можно посмотреть в сборнике «Повторение — мать учения» ссылка https://author.today/work/114789

Как правильно пишутся окончания -ться и -тся: какой вопрос задать, правило русского языка, правописание



В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.

Правило -тся, -ться можно считать одним из самых простых и логичных в русском языке. Однако, люди часто сомневаются, какое окончание правильно, и это является одной из самых распространённых орфографических ошибок.

В этой статье вам будет предложено подробно ознакомиться и понять, в чем же разница между -тся, -ться и как не ошибиться в постановке правильного окончания.

Затруднение в выборе -тся, -ться? Вопрос вам в помощь.

Для того чтобы понять, как правильно пишутся окончания -ться и- тся достаточно задать к глаголу вопрос. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах. Внимательно прочитайте следующие предложения:

  • Я сегодня собираюсь заниматься йогой.
  • Сегодня вечером я хочу встретиться с Оксаной.
  • Осторожно! Эта собака может кусаться!
  • Чтобы все получилось, нужно много трудиться.
  • Мне бы хотелось развиваться в юридическом направлении.

Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:

  • Я сегодня собираюсь что делать? Заниматься йогой.
  • Сегодня вечером я хочу что сделать? Встретиться с Оксаной.
  • Осторожно! Эта собака может что делать? Кусаться!
  • Чтобы все получилось, нужно что делать? (Много) трудиться
  • Мне бы хотелось что делать? Развиваться (в юридическом направлении).

Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).

Рассмотрим примеры других предложений:

  • Они сегодня задерживаются.
  • Завтра она представится своим коллегам.
  • Смотри! Он приближается!
  • Моя доченька развивается очень быстро, молодец!
  • Пусть они хорошенько там повеселятся.

Задаем вопросы:

  • Они сегодня что делают? Задерживаются.
  • Завтра она что сделает? Представится (своим коллегам).
  • Смотри! Он что делает? Приближается!
  • Моя доченька что делает? Развивается (очень быстро).
  • Пусть они хорошенько там что сделают? Повеселятся.

Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.

-ТСЯ, -ТЬСЯ. Примеры вопросов и глаголов.

Что делать? Что сделать?

Что (с)делает? Что (с)делают?

Мыться, помыться

(По)моется, (по)моются

Учиться, переучиться

(Пере)учится, (пере)учатся

Забираться, забраться

Заберётся, забирается, заберутся, забираются

Смеяться, засмеяться

(За)смеётся, (за)смеются

Литься, пролиться

(Про)льётся, (про)льются

Нравиться, понравиться

(По)нравится, (по)нравятся

Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.

 Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.

 В учебнике русского языка 5-го класса (авторы: Ладыженская, Тростенцова) правило –тся и -ться в глаголах выглядит следующим образом:

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).

 Проще говоря, для того чтобы определить, как правильно пишется -тся, -ться в окончания глаголов нужно использовать следующий алгоритм.

  1. Необходимо определить, от какого слова зависит интересующий глагол.
  2. Поставить вопрос к глаголу. Примеры таких вопросов были рассмотрены выше.
  3. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в окончании будет писаться -тЬся.
  4. Если в вопросе не содержится мягкого знака, то и в окончании его не будет, т.е. пишем –тся.

Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.

Например:

Учиться всегда пригодитсяНе годится ей молодиться.

Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.

Чтобы проверить, насколько вы усвоили правописание -тся и -ться в глаголах, после прочтения статьи, предлагается выполнить следующее задание:

 Поставить вопросы к глаголам и вставить –тся, -ться в окончания. Если сомневаетесь, поставить -тся или –ться, см. образец выше.

  1. Я предпочитаю развлека___ с друзьями, нежели в одиночку. А моя сестра всегда развлекае___ одна.
  2. Занима___ спортом – значит воспитывать силу воли. Но он совсем не занимае___ спортом.
  3. Завтра он будет труди___ до поздней ночи. А я не привык так труди___.
  4. Посмотри, как она старае___! Этим можно бесконечно восхища___.
  5. Дети меня не слушаю___. Разве можно так балова___?
  6. Знаю, что одному мне не справи___. Она прекрасно справляе___ с этим заданием.
  7. Поезд до Петрозаводска отправляе___ сегодня в девять часов по московскому времени. Как же я могу отправи___ туда без тебя?
  8. Мне кажется, ей понрави___ мой подарок. Он всем должен понрави___.
  9. Разве можно так громко смея___? Скажи ему, пусть смеё___ потише.
  10. Они же совсем не хотят учи___! Вот не выуча___ и не смогут быть хорошими специалистами.

Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.

Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.

Мягкий знак пишется всегда:

  1. В неопределенной форме глагола (инфинитив). Эта форма, как уже было сказано выше, отвечает на вопросы что делатьчто сделатьПримеры: учиться, печь, помочь, стричься.
  2. В глаголах 2-го лица единственного числа (перед которыми стоит или мысленно можно подставить местоимение ТЫ). Примеры: почистишь, читаешь, намоешься, выучишься.
  3. В глаголах повелительного наклонения. Примеры: приготовься, приготовьте, намажьте.

Зная это, необходимо учесть и следующие правила:

  • Если вы видите, что перед вами глагол во 2-м лице настоящего и будущего времени, то в конце слова после шипящих будет ставиться «Ь»: моешь – моешься – помоешься, чистишь – почистишь;
  • У глаголов, которые выражают приказ (совет), мягкий знак перед постфиксом «ся» сохраняется: добавь – добавься, исправь – исправься, намажь – намажься.

Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.

  1. Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа настоящего времени: рисовать, изучать, понимать, прибегать, развивать, практиковать, думать, плавать.
  2. Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа будущего времени: придумать, выступать, позвать, пригласить, позвонить, рассказать.
  3. Определите неопределенную форму глаголов (инфинитив): бегу, решаем, меняет, планирую, развиваем, читает, играю, изучаешь.

 Любите и изучайте русский язык! –Ться, -тся, в таком случае, как и многое другое, станет понятно и с легкостью покорится вам. Тем более, наша работа и ее качество — это хорошее знание русского языка и умение его правильно использовать.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Добавить комментарий