Как найти вора в школе

алексей власов

Ученик

(115)


9 лет назад

Следить внимательно. Признаюсь честно, что один приятель украл телефон, и его никто не заподозрил, подозревали других и их даже в полицю вызвали. Потом дело закрыли, а я имя вора знал, но молчал, так как его предал очень сильно тот, у кого украл телефон

Алекс

Гуру

(2861)


9 лет назад

От вора есть только одна защита – не провоцировать его. Оставьте золотые браслеты, дорогие смартфоны и всё то, чем очень хочется похвастаться перед одноклассниками, дома. И не будет проблем. Что касается мелкого шулерства – поднимите вопрос на собрании класса при участии классного руководителя. Пусть взрослые аргументированно объяснят ВСЕМ “приколистам” что их деяния подпадают под определённую статью.

Анита Дубровская

Ученик

(102)


11 месяцев назад

Тот же самый вопрос. Прошу оставить свои комментарии ментально, если раскидываетесь советами повзрослеть.Такие реплики не как не помогают. Это я должна повзрослеть? Это та крыса, которая это делает должна прийти в себя. Насколько можно быть тварью, чтобы воровать у людей в классе. Как же я задолбалась, найти эту тварь(простите за выражения) не могу, а сколько проблем от неё… С начальных классов завёлся вор, думали и подозревали одних, а они перевелись из школы, получается всё напрасно. Учителям вообще фиг что надо, они зацикленный на своих оценках, на нас соответственно насрать. Что делать? Учитель в начальных пыталась найти такого человека. Принесло это хоть что-то? Сознался он? Конечно же нет. Эта крыса по сей день таскает всё, а недавно я вообще выпала с его выходок. Знаете что? Раньше ладно, спирали и большие суммы и незначительные, все уже привыкли. Но, что произошло сегодня вывело меня из себя полностью. У меня стырили беспроводные наушники, которым ещё месяца нет, стоили тоже не дёшево, а я узнаю оказывается о том, что не у меня одной такое происходило. Что же меня просто вывело за круг всего воображаемого? 1. Они находились в портфеле. 2. Те кто пришел в этот день в школу и ошивались возле меня,не вызывали подозрений. Более того, я ещё больше запуталась, в этом кругу я бы в жизни никого не обвинила/заподозрила. 3. Надо же было так нагло высмотреть время когда меня не было и сделать это так, чтобы не оставить не следов, не подозрений. 4. Конечно же это произошло в последний учебный день и его никак не получится поймать, тем временем пока я смогу заказать новые и такие же качественные наушники,пройдёт половина лета. Меня это конкретно выводит из себя. Хочу придушить этого вора. Сколько я терпела эти выходки, не пересчитать.Всегда попадала в разные курьёзные ситуации из-за этого.. А как вычислить если я никого не могу в этом кругу подозревать, да и смысла не будет (3 месяца в школе никто появляться не будет). Самое обидное, что я даже не знаю с кем разобраться по этому поводу, это такая подстава в последний день. Настроение великолепно гадкое и невероятно испорченное. Что делать? Конечно опять терпеть… Какого фига я всегда должна с сталкиваться с таким на протяжении 8 лет?(считаем от начала того когда начали воровать) .Неужели эта отбитость не прошла даже в таком возрасте?… Я не ожидала такой подставы от людей, которых никогда даже обвинить в таком не могла. Ну камон люди, 21 век, вы рехнулись так себя вести?.. Понятно ещё в СССР может такое случалось, и то из-за бедности.Но чтобы в таком веке,когда в классе нет таких бедняков,залезать в портфель пока меня не было в классе, вверх наглости.(простите где могут быть ошибки в тексте, пишу быстро да и лень потом проверять и переделывать.)

Ирина Катаева

Ирина Катаева

Глаза у вора часто «бегают» в поисках наживы, а если он встретится взглядом с вами, он тут же отведет глаза
Поговорите с каждым . Наедине скажите, что вы точно знаете, что вор – это он, и посмотрите на его реакцию и поведение. Улики и доказательства вы вряд ли сможете найти, но такие беседы помогут вам понять, кто же крадет ценные вещи.
Приобретите специальный порошок и фонарик. Таким порошком обрабатывают деньги. И когда человек дотрагивается до них, у него на руках останутся следы, которые можно будет увидеть при помощи ультрафиолетового света. Чтобы вычислить вора нужно оставить меченые купюры на видном месте, а когда они пропадут, посветить на руки

В таких ситуациях очень сложно найти вора. И речь идет, как правило, о небольших суммах с точки зрения закона. Вести расследование, подозревать одноклассников и друзей – дело бесперпективное и вредное для отношений. В школах продолжают воровать одежду в раздевалках, хотя есть и камеры и охранники и гардеробщики – с таким арсеналом защиты не получается победить это явление. Так что даже камеры часто не дают возможность однозначячно найти вора.

Что делать? Если сумма небольшая, то просто быть внимательнее в следующий раз, подумать, как лучше хранить деньги при себе, и так, чтобы случайно не выпали, если полез в карман за чем-то другим. Если сумма существенная, то поставить в известность учителя. Учитель скорее всего проведет беседу на ближайшем родительском собрании, будет отслеживать случаи воровства, быть более нимательным.

Зачем дети носят в школу деньги и ощутимые суммы? Как правило, необходимость в этом возникает крайне редко. Родители должны учить своих детей правилам обращения с деньгами. Воруют у тех, кто бесшабашно неответственно относится или еще не готов контролировать этот аспект жизни.

Я знаю, ребенок может очень страдать, если у него украли деньги. Даже если это небольшая сумма, даже если он не пострадает. Надо объяснить ребенку, чтобы он сказал родителям о случившемся, не ругать его, а вместе обсудить, что было сделано не так. Поддержать, не натравливать его чувства на одноклассников и друзей. В общем помочь ему с этим справиться и избежать такой ситуации в будущем. Как правило, учителя стараются все это сделать, но получается у них это менее тактично более грубо и жестко, чем у родителей. Поэтому привлекать учителя стоит только если кражи существенные и в классе неоднократные. Это уже дело серьезное и требует разбирательства.

Дорогие друзья!
Наш форум закрыт для общения сейчас,
но вы можете задать свой вопрос или перейти в чат Телеграм.

Пожалуйста, напишите на почту files@21vu.ru ваш вопрос, ситуацию, чтобы обратиться к коллегам в чате.

Если вы хотите просто вступить в чат, также напишите на почту, укажите сведения о себе: ФИО, кто вы, кто по профессии, чем можете быть полезны педагогам, и мы направим вас в Чат Телеграм.

Воровство в классе

Танаучик Дата: Понедельник, 24.01.2011, 14:42 | Сообщение # 1
Танаучик

Разалия

Ранг: Дошколенок (?)

Группа: Я – учитель

Сообщений:

14

Награды: 0
Статус: Offline
Уважаемые коллеги! Подскажите, пожалуйста, как поступить в следующей ситуации: в моем 6 классе периодически случаются кражи, пропадают кошельки и дорогие телефоны. Подозрение падает на двух девочек, которые каждый раз “случайно” оказывались рядом. Но как говорится, не пойман – не вор. Доказательств нет никаких, но и прекратить такое наглое воровство тоже необходимо. Может быть, кто-то сталкивался с подобной ситуацией?? Как лучше поступить классному руководителю?? Пока я полной растерянности и чувствую себя беззащитной перед наглыми воришками, чувствующими свою безнаказанность…. wacko

24.01.2011

Владимирович Дата: Понедельник, 24.01.2011, 15:11 | Сообщение # 2
Сообщений:

1973

Награды: 44
Статус: Offline

Quote (Танаучик)

Подскажите, пожалуйста, как поступить в следующей ситуации: в моем 6 классе периодически случаются кражи, пропадают кошельки и дорогие телефоны.

У нас когда – то была подобная ситуация в одном из классов. Пропадали деньги у детей (мобильников тогда ещё не было). Пометили купюры и положили назад в портфели. Предупредили продавщицу школьного буфета и столовой, а заодно ближайшего к школе продуктового магазина. На следующий день с “поличными” поймали воровок. Одну в буфете, а другую в магазине. Вызвали родителей. Меченные деньги, свидетели всё было в наличии. Одна из мамочек, решила взять наглостью выгораживая своё дитё, но когда приехал участковый “всплакнув” согласилась, что и её дочь воровала у одноклассников и своей классной. Обе воровки ушли в другую школу.

24.01.2011

интерсептор Дата: Понедельник, 24.01.2011, 15:38 | Сообщение # 3
Сообщений:

677

Награды: 11
Статус: Offline

Quote

Как лучше поступить классному руководителю??

Найти вора/воровок. Не найдете Вы найдут ваши подопечные и отпинают воров после школы за гаражами. Еще не факт что отпинают действительно вора. Получите проблемы в квадрате. Методы – куклы, стукачи, засада. Владимирович предложил отличный вариант.

Только его метод однажды не сработал – приходили в класс старшаки, но деньги тратили в далекорасположенных магазинах. Шайку сдал один стукач.

Добавлено (24.01.2011, 15:38)
———————————————

Quote

Как лучше поступить классному руководителю??

Приучить своих питомцев не оставлять свои ценные шмотки без присмотра.

24.01.2011

Танаучик Дата: Понедельник, 24.01.2011, 15:47 | Сообщение # 4
Танаучик

Разалия

Ранг: Дошколенок (?)

Группа: Я – учитель

Сообщений:

14

Награды: 0
Статус: Offline
В том-то и дело, что крадет скорее всего кто-то из своих же, из нашего класса…. деньги пропадают из раздевалок на физкультуре, во время перемен, когда в классе нет посторонних. Вот это особенно обидно и неприятно (((( Мы с коллегами подозреваем 2 девочек, из вполне благополучных семей… Но барышни уже не по годам хитры и ловко уходят от наказания. Конечно, их нужно поймать с поличным… Но дело в том, что эти случаи краж нерегулярны, случаются раз в несколько месяцев, воришки осторожны, пока не слишком наглеют. Но затея с мечеными купюрами хорошая ) может, попробуем… Стукачей пока тоже не слышно…

24.01.2011

интерсептор Дата: Понедельник, 24.01.2011, 15:57 | Сообщение # 5
Сообщений:

677

Награды: 11
Статус: Offline

Quote

В том-то и дело, что крадет скорее всего кто-то из своих же, из нашего класса….

Т. е. Вы не знаете даже ваши это или нет?

24.01.2011

Екатерина_Пашкова Дата: Понедельник, 24.01.2011, 16:11 | Сообщение # 6
Сообщений:

7235

Награды: 285
Статус: Offline
У меня в классе был мальчик….
С детьми надо работать – дети сами что-то да знают, кто это делает.

24.01.2011

IrRadha Дата: Понедельник, 24.01.2011, 23:45 | Сообщение # 7
IrRadha

Iryna Zuk

Ранг: Магистр (?)

Группа: Я – учитель

Должность: Физика

Сообщений:

295

Награды: 9
Статус: Offline

Quote (Танаучик)

деньги пропадают из раздевалок на физкультуре, во время перемен, когда в классе нет посторонних

скорее всего, что деньги пропадают именно из раздевалок!
а пропажу дети обнаруживают ПОЗЖЕ, и им кажется, что крадут во время перемен.

раздевалки на физкультуру – єто самое незащищенное место для ценных вещей.

в прошлом году была такая проблема, что у девочки украли телефон. на классном собрание я детям сообщила, что за телефоны школа не отвечает и заниматься поиском телефона поэтому могут только либо они либо их родители. что же до дальнейших действий, то предложила, чтобы все ценные вещи и телефоны и сумки перед физкультурой они оставляли в подсобке, которую я закрываю на ключ, а на следующей перемене все это они забирают.
конечно мне приходилось побегать (так как занятия у меня были в двух кабинетах), но кражи чудесным образом больше не осуществлялись.

Добавлено (24.01.2011, 23:45)
———————————————
кстати, поэтому и редко кражи происходят, что воры в раздевалке не всегда на вещи именно вашего класса попадают.

24.01.2011

Танка Дата: Вторник, 25.01.2011, 13:45 | Сообщение # 8
Танка

Тат Анат

Ранг: Магистр (?)

Группа: Пользователи

Должность: начальные классы

Сообщений:

325

Награды: 37
Статус: Offline
У меня были подобные проблемы. Но, правда, в начальных классах. Оставляла подозреваемую девочку и с другим учителем уболтали её. Начали с того, что пропали деньги, не знает ли она, кто мог взять, а лично она не брала? Девочка прокололась в разговоре, что-то типа “Да кошелёк лежал на столе, а не в сумке…”
В другом случае, мои выпускники, ученики 6 класса, украли у классного руководителя деньги из кошелька. Опять же пришлось заниматься расследованием самим. Разговор вёлся с ученицами в присутствии их одноклассника. Классный руководитель “обвинила” меня: “Девочки не брали, значит это вы, Татьяна Анатольевна!”. Мальчик – одноклассник на полном серьёзе говорит: “Да вы что, Татьяна Анатольевна не могла!” Девчонки раскололись.
Но бывают уже профессионалы в этом деле с младых ногтей. Всё зависит от личностей подозреваемых. Но пускать на самотёк ситуацию нельзя. Начинают с мелкого воровства, всё проходит безнаказано, можно перейти на другой уровень….

25.01.2011

informatik Дата: Вторник, 25.01.2011, 21:54 | Сообщение # 9
informatik

Шамиль

Ранг: Аспирант (?)
Первый помощник
Группа: Пользователи

Сообщений:

963

Награды: 5
Статус: Offline
Для поимки вора можно, я думаю, использовать скрытое видеонаблюдение.
А лучше всего не оставлять ценные вещи без присмотра. Подальше положишь – поближе возьмёшь.

25.01.2011

птичка Дата: Вторник, 01.02.2011, 09:49 | Сообщение # 10
птичка

ольга журавлева

Ранг: Дошколенок (?)

Группа: Пользователи

Сообщений:

11

Награды: 0
Статус: Offline
Я думаю, в этом случае следует пойти на хитрость. Сообщите детям, что за ними велось видео наблюдение, и вы знаете, кто совершил кражу и что, если дети не хотят, чтобы эта информация стала известна всем (и милиции тоже) они должны вернуть украденное. У меня это сработало. В этом возрасте дети достаточно доверчивы. Возможно, этот способ покажется многим не этичным, даже аморальным, но в тот момент, когда я подозревала в краже всех и каждого, другое решение проблемы не смогла найти.

01.02.2011

anele1210 Дата: Воскресенье, 27.02.2011, 21:45 | Сообщение # 11
anele1210

Елена

Ранг: Магистр (?)

Группа: Я – учитель

Должность: русский язык и литература

Сообщений:

272

Награды: 7
Статус: Offline
Не стоит поощрять ябед и стукачей.. какой же это тогда получится класс? У Вас никогда не будет единого детского коллектива (а ведь эта задача является первой для Вас как для классного руководителя..).. по этой же причине я никогда не читаю детские записки: если я кого-то и ловлю за перепиской на уроке (что бывает крайне редко, потому что времени на это нет, весь урок занят), то они сразу её выбрасывают в урну..(я их даже в руки не беру,нужно же уважать себя)…
Вам стоит собрать детей на классный час и сказать, что Вам извесно, кто совершает кражи,но вы не хотите его опозорить перед классом, надеетесь на его порядочность, поэтому ………. (в таком-то месте и в такое время) поставите коробку, куда он должен положить всё то, что забрал у других детей…
У меня это сработало.. Хотя ситуация произошла не в моём классе, а в классе, где я преподаю русский: все знали, что это делает девочка из многодетной семьи, она умудрилась обворовать – кроме одноклассников – почти всех учителей (не секрет, что мы оставляем на столе свои сумки, выходя из кабинета), кроме меня (видимо, испытывала ко мне симпатию какую-то), хотя я постоянно кошелёк на столе оставляю без присмотра…

27.02.2011

Исянова Дата: Суббота, 19.03.2011, 20:36 | Сообщение # 12
Исянова

Раузиля Исянова

Ранг: Дошколенок (?)

Группа: Зарегистрированные

Должность: начальные классы

Сообщений:

3

Награды: 0
Статус: Offline
В моем классе с появлением новеньких появилась эта проблема. Нужно действовать по горячим следам. И обязательно поговорить со всеми свидетелями этого явления. Кто-то все равно видел. Это же дети. Разбираться надо с родителями, с социальным педагогом школы, психологом. Этот метод имел успех, когда дети сами вынуждены были признаться о своих поступках и попросить прощения, вернуть украденное.

19.03.2011

Евгения777 Дата: Воскресенье, 20.03.2011, 00:47 | Сообщение # 13
Евгения777

Евгения Куприна

Ранг: Первоклашка (?)

Группа: Я – учитель

Должность: учитель ИЗО и МХК

Сообщений:

46

Награды: 1
Статус: Offline

Quote (Исянова)

Этот метод имел успех, когда дети сами вынуждены были признаться о своих поступках и попросить прощения, вернуть украденное.

У меня в классе тоже имел место случай воровства, но не денег. У нас в школе проходила выставка цветов, и многие дети из разных классов, на спор, воровали маленькие горшочки.
Двое мальчиков моего класса тоже отличились. Украсть-то они украли, но что делать дальше не знали. Домой не хотели нести, как потом объяснили, “было гадко и мерзко”. Когда я обнаружила эту кражу, у нас проходил урок на 1-ом этаже, а выставка располагалась на 2-ом. Я заставила их вернуть цветы и извиниться перед организаторами выставки. Если бы вы видели, как они шли с первого этажа на второй по лестнице… Просто “путь на Голгофу”. Однако организаторы к этому времени уже ушли. Мальчики с явным облегчением поставили цветы обратно. Когда выставка закончилась, организаторы подарили нам маленький цветок. Когда эти два мальчика видят его в кабинете, они до сих пор бледнеют и у них портится настроение. Сейчас я его убрала.
Поймать воришек – это, несомненно, важно, но как сделать так, чтобы они больше не воровали? Не всегда попадаются такие совестливые дети, как два этих мальчика…
И еще… Я не первый раз уже слышу фразу: “не провоцируй”, даже лучшие дети в разных жизненных ситуациях, видя кошелек, брошенный учителем на столе, могут его украсть…

20.03.2011

верник Дата: Суббота, 02.04.2011, 21:45 | Сообщение # 14
верник

Вера Бурякова

Ранг: Школьник (?)

Группа: Пользователи

Сообщений:

78

Награды: 0
Статус: Offline

Quote (Танаучик)

Мы с коллегами подозреваем 2 девочек, из вполне благополучных семей… Но барышни уже не по годам хитры и ловко уходят от наказания. Конечно, их нужно поймать с поличным… Но дело в том, что эти случаи краж нерегулярны, случаются раз в несколько месяцев, воришки осторожны, пока не слишком наглеют. Но затея с мечеными купюрами хорошая

А я думаю, что , наоборот, необходимо создать такую ситуацию, чтобы эти двое, которых вы подозреваете, совершили кражу. Только организаторами должны быть педагоги, а не дети. Их в это не стоит ввязывать.

02.04.2011

конфета007 Дата: Вторник, 09.08.2011, 17:31 | Сообщение # 15
Сообщений:

1

Награды: 0
Статус: Offline
У меня тоже был однажды случай. Девочка в 4 классе вытаскивала у меня из сумки деньги, причем понемногу, поэтому я долгое время не догадывалась, а только удивлялась, что как-то деньги быстро заканчиваются. Сумку я свою в свой стол всегда ставила. Но однажды мы с классом гуляли на улице в продленке, и зайдя в класс я обнаружила, что у меня пропала крупная купюра, тем более, что она была у меня в тот момент одна. Хоть меня и колотило, панику я поднимать не стала, выяснила, кто оставался в классе, но та девочка уже ушла. На следующий день я еле дождалась когда закончатся занятия и миролюбиво попросила ее задержаться. Она вроде ничего не подозревала – на столько была уверена в себе. Когда же я выложила ей все факты, она конечно заплакала, но с такими честными глазами убеждала меня что это не она, я минут 15 пыталась вывести её на признание. Я просто поразилась этой тихоне и уже было отчаялась, что это ни к чему не приведет, как вдруг спонтанно придумала, что давно подозревала кого-то и поэтому установила в столе видеокамеру и теперь её лицо там четко запечатлено…и она раскололась, иначе не назовешь. Я тут же все сообщила родителям,но классу я ничего рассказывать не стала. Надеюсь, это было хорошим для нее уроком.

09.08.2011

Странно, но факт, что в наше время обычные дети из обычных вроде бы семей могут заниматься воровством − без спросу и без зазрения совести присваивать чужие вещи и деньги. Такая мысль поначалу кажется дикой. Но если набрать в поисковой строке «Яндекса» слова «воровство в классе», то сразу выясняется, что тема актуальна и часто обсуждается на родительских и учительских форумах. Каковы причины детского воровства, к чему оно может привести и как с ним бороться – обо всем этом читайте в нашей статье.

Мое или чужое? Как бороться с воровством в классе

Для начала приведем несколько историй с учительских форумов. 

Анатолий Ковшов, учитель биологии:

− Как-то в одном из классов стали пропадать деньги у детей и даже у классного руководителя. Мы с коллегами сделали условные отметки на купюрах и положили их детям снова в портфели. Предупредили об этом работниц школьной столовой и продавщицу из близлежащего продуктового магазина. И уже на другой день попались с этими купюрами две девочки: одна в школьном буфете, другая в том самом магазинчике. Вызвали родителей и полицию. Вину свою девицы признали. Пришлось им уйти в другую школу, конечно.

Татьяна Касатина, учитель начальных классов:

− Был у меня такой случай в начальной школе. Пропал кошелек. Оставила после уроков подозреваемую девочку и вместе с другой учительницей мы ее вывели-таки на чистую воду. Сначала сказали: мол, деньги пропали, не знает ли она, кто взял, и не брала ли она сама и т. д. Девочка в процессе разговора и сказала, что кошелек, дескать, на столе был, а вовсе не в сумке. Так и проговорилась.
А второй такой случай был уже в 6-м классе, у моих бывших учеников. У их новой классной руководительницы вытащили из кошелька деньги. В присутствии двух подозреваемых девочек учительница сделала вид, что обвиняет меня: мол, эти ученицы деньги не брали, значит, вы взяли, коллега. Девочки и раскололись.
Считаю, что спускать на тормозах такие случаи нельзя. Если мелкое воровство оставить безнаказанным, оно может перерасти во что-то более серьезное. 

Любовь Бурова, учитель начальных классов:

− У моей ученицы пропал телефон, но спохватилась она, когда почти все уже ушли домой. На следующий день я побеседовала со всем классом. Говорила, как плохо обманывать доверие. Сказала, что тот, кто это сделал (если он раскаивается, конечно), пусть вернет мне телефон по секрету, и никто об этом прегрешении не узнает. Виновный ребенок телефон мне отдал и обещал, что его проступок больше не повторится.

Анна Сушко, педагог-психолог:

− У меня был случай, когда мальчик потихоньку перекладывал свои вещи и деньги либо вещи и деньги какого-то другого ребенка в портфели и карманы тех детей, с которыми конфликтовал. И ни в чем не виноватых ребятишек «брали с поличным». После этого им приходилось, естественно, уходить в другие школы. Поэтому для учителя крайне важно быть внимательным к тому, что происходит в классе, знать об отношениях детей все по максимуму. 

Причины воровства 

Как видим, в шоке от факта, что в классе что-то украли, пребывают и учителя: как же так, вроде все приличные дети, и вдруг такое… На самом деле воруют самые разные школьники, из семей любого уровня. Подтолкнуть ребенка к совершению кражи могут следующие причины:

  • сильное желание обладать определенной вещью. Примерно к 5–7 годам у ребенка формируется понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо». То есть любой первоклассник прекрасно осознает, что воровать – плохая идея. Но при этом желание получить понравившуюся вещь hic et nunc (лат. – «здесь и сейчас») оказывается сильнее совести и внутреннего протеста. Такая причина характерна для детей со слабой волей, чрезмерно контролируемых родителями. Навязчивая опека подавляет развитие у ребенка самоконтроля и самодисциплины. Будучи уже большим, он не в силах противиться искушению и сказать твердое «нет» сиюминутному желанию;
  • протест против чрезмерно диктаторского отношения родителей, попытка выйти из-под жесткого контроля;
  • недостаток душевной близости в семье. С одной стороны, ребенок стремится привлечь к себе внимание родителей плохим поступком, с другой – компенсировать украденными вещами или деньгами отсутствие любви и заботы; 
  • зависть. Почему, мол, у Маши есть, а у меня нет? При этом ребенок может оправдывать свой поступок тем, что у него такой вещи все равно никогда не будет, а Маше родители сразу новую купят;
  • добрые намерения. Младшеклассник может стащить какой-то предмет, но не для себя, а чтобы от чистого сердца подарить его маме, брату или лучшему другу – словом, тому, кого любит;
  • давление со стороны сверстников или ребят постарше. Это могут быть угрозы («расскажем всем кое-что про тебя/побьем тебя, если не принесешь то-то и то-то»), попытки взять на слабо или просто необходимое испытание, чтобы подростка приняли в компанию;
  • желание отомстить однокласснику за какие-то его действия, обидные слова или поступки. Ребенок хочет наказать противника, лишив того некой вещи или денег; 
  • двойная мораль в семье. Высказывания, которыми порой бравируют взрослые, могут крепко засесть в сознании ребенка: «Тихо взял, потом пошел – называется “нашел”», «На работе ты не гость – унеси хотя бы гвоздь» и т. д. Тем более если слова подкрепляются делом: есть взрослые, которые не стесняются приносить с работы – в зависимости от сферы, где они трудятся, – канцтовары, продукты, гвозди, запчасти и прочие мелкие вещи, да еще и радуются в присутствии ребенка своей «добычливости»;
  • необходимость купить угощение, игрушки и прочие мелочи другим детям (а для этого деньги приходится украсть) и приобрести таким образом их симпатию. На такой шаг чаще идут неуверенные в себе ребята, которые не знают, как еще можно найти друзей, и не верят, что дружить можно и просто так, без материальной выгоды;
  • стрессовая ситуация: развод родителей, рождение младшего братика или сестренки (любовь и дружба могут возникнуть не сразу, а пока ребенок воспринимает новых родственников как соперников в борьбе за родительское внимание), переезд на новое место жительства и т. д. Эмоциональное напряжение ослабляет волю, и не поддаться искушению становится сложно. (Заметим в скобках, что точно так же ведут себя порой и взрослые. Да, они не воруют, но вспомните, сколько людей заедает стресс пятой конфетой или третьим пирожным, не в силах сопротивляться своему желанию и забывая о собственном здоровье.);
  • уверенность во вседозволенности – у ребенка отсутствуют границы нормы, и он не привык слышать отказ, заявляя о своих желаниях;
  • желание рискнуть и получить дозу адреналина;
  • клептомания – психическое заболевание, когда человек ворует не ради выгоды, а просто потому, что не может не взять. Похищенные вещи он может где-то складировать, никак их не используя. Но все же это очень редкая болезнь. Гораздо чаще встречается ситуация, когда воришка, чтобы уйти от наказания, заявляет, что он якобы клептоман. 

Какими бывают кражи 

Школьное воровство может принимать различные формы:

  • классический вариант, когда ребенок залез в чужой карман или портфель и вытащил что-то ценное;
  • ученик нашел в классе чью-то вещь (например, валяется на полу калькулятор, шоколадка, фломастеры), поднял и не стал искать хозяина, а взял себе, ведь «ничье же»;
  • ребенок взял у одноклассника какой-то предмет на время и «забыл» отдать. При этом события могут развиваться по-разному: школьник либо постоянно откладывает сроки возвращения («дома оставил, в другой раз принесу») в надежде, что хозяин вещи про нее забудет, либо выдумывает историю, что нечаянно сломал или потерял эту вещь, а сам продолжает ею пользоваться.

Последствия воровства

Думается, все согласны, что присваивать себе чужие вещи – очень и очень плохо с морально-этической точки зрения. Кроме того, любой поступок – и хороший, и плохой – всегда имеет последствия. К чему же может привести воровство?

Проблемы на эмоциональном уровне могут привести к психологической травме. Публичное обвинение (тем более если вина не доказана, и все основано лишь на подозрениях) «наградит» ребенка дурной славой и сделает изгоем. Даже при условии, что эта кража одна-единственная, избавиться от клейма «вор» получается не всегда. Увы, дети часто бывают жестоки, а слухами, как известно, земля полнится. Поэтому даже переход в другую школу (что уж говорить про другой класс) может не спасти ситуацию. Шлейф из насмешек и сплетен будет преследовать ребенка.

С другой стороны, стремление педагогов и родителей «не выносить сор из избы» и замалчивание ситуации может привести ребенка к ощущению безнаказанности и желанию повторить «успешный» опыт. Чем это чревато в дальнейшей жизни, объяснять, наверное, излишне.

Похищение чужого имущества – это вовсе не шутки, как могут думать некоторые дети, и с определенного возраста за воровство наступает серьезная ответственность. Согласно Федеральному закону № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ребенка начиная с 11 лет могут перевести в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Уголовная же ответственность в России наступает начиная с возраста 14 лет по ст. 158 Уголовного кодекса РФ. Согласно ст. 7.27 КоАП РФ, хищение на сумму менее 1000 рублей считается мелким и влечет за собой не уголовную, а административную ответственность. 

В любом случае школьника возьмет на контроль комиссия по делам несовершеннолетних.

Как бороться с воровством

Известный детский психолог Людмила Владимировна Петрановская предлагает такой алгоритм для борьбы с детским воровством.

  • Для начала четко донесите до ребенка, что воровство неприемлемо и объясните, почему это так.
  • Затем определите причину, которая заставляет школьника присваивать чужие вещи. Попробуйте понять его мотивацию. 
  • Если кража уже случилась, не упрекайте ребенка и не злорадствуйте. Поддержите, если школьник решил признаться в проступке, и помогите ему вернуть вещь законному владельцу. Если  до раскаяния далеко, постарайтесь объяснить юному воришке, что своими действиями он причиняет боль другим (тем, у кого крадет) и портит собственную репутацию.
  • В процессе совместного обсуждения подскажите ребенку, как он может достичь своей цели легитимным путем. Каким бы ни был мотив кражи, всегда есть альтернатива, и именно по этой траектории следует направить школьника.
  • Обязательно хвалите ребенка за любой прогресс, отмечайте даже маленькие шаги на пути искоренения негативной привычки, если он ворует часто.

При этом категорически нельзя:

  • обвинять в краже ребенка, если его вина не доказана – всегда нужно помнить о презумпции невиновности;
  • делать вид, что ничего не произошло, или выказывать явное/завуалированное одобрение;
  • называть ребенка вором и клеймить его как законченного преступника;
  • настаивать на сцене публичного раскаяния;
  • возвращаться к этому проступку снова и снова, уже после анализа ситуации и вынесения итогового решения. 

Кстати

В любой школьной параллели имеет смысл для профилактики провести классный час на тему воровства и его последствий – разумеется, подача материала должна соответствовать возрасту учеников. Это поможет детям более осознанно отнестись к проблеме «брать или не брать» и, возможно, убережет кого-то из них от бездумного шага. 

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Добавить комментарий