Как найти запятые при подчинительной связи

как найти запятые между частями,связанные подчинительной связью??



Знаток

(459),
на голосовании



5 лет назад

Голосование за лучший ответ

Светлана Трунова

Мастер

(1063)


13 лет назад

Речь идет о сложноподчиненном предложени, где части ( главная-ОТ которой задают вопрос- и придаточная-К которой задают вопрос) связаны подчинительным союзом/союзным словом ( например, что, чтобы, который и т. д) . Если правильно определите границы этих частей, запятая сама встанет туда, куда надо.
Потренируйтесь- это увлекает! Язык-то родной, и знать его в совершенстве сам Бог велел!

  • Главная
  • ОГЭ. Теория
  • Первый – последний
  • Орфограммы. № 25. Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ОГЭ. Русский язык.

Как легко выполнить задание № 12?

 

Задание № 12  предполагает знание правил постановки запятой в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении.

Давайте посмотрим, как легко выполнить это задание.

1-ый тип задания:

Найти цифры, которые обозначают запятые между частями  сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Запомните

  • Вам необходимо искать запятые между частями ССПсложносочинённого предложения ( именно в нём связь между предложениям сочинительная, то есть предложения не зависят друг от друга)

  • Всегда помните, какие союзы называются сочинительными. Чаще всего это А, И, НО. Ищите эти союзы в предложениях.

  • Как только нашли, сразу ищите две грамматические основы, то есть речь в предложениях должна идти о разном.

  • Если нашли две основы, то это ССП, номер запятой пред союзом и будет ответом.

  • ТРУДНО!!! Не путайте СПП с однородными членами, ведь эти же союзы отделяют друг от друга однородные члены. Обязательно ищите две грамматические основы.

Разберём пример.

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми сочинительной  свя­зью.

Слов не было слышно, (1)но Корольков понимал смысл конфликта. Конфликт состоял в том, (2)что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, (3)а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример двух матерей, (4) которые не только не сидят за столом, ( 5)но даже уходят из дома.

  • Я выделила все сочинительные союзы в данном отрывке.

  • Теперь разберёмся, что они соединяют: простые в ССП или однородные члены.

  • Не было слышно, Корольков понимал. Это две основы, поэтому запятая № 1 подходит.

  • Надежда хотела сидеть, Оксана не хотела и приводила. Тоже две основы. Запятая №3 подходит.

  • Которые не только не сидят, но уходят. Здесь однородные сказуемые. Запятая № 5 не подойдёт.

  • Запятые № 2 и 4 стоят перед подчинительными союзами, это СПП.

Ответ: 13

2-ой тип задания

Найти цифры, которые обозначают запятые между частями  сложного предложения, связанными подчинительными связью.

Запомните

  • Здесь уже нужно искать запятые между частями СПП- сложноподчинённого предложения.

  • Нужно хорошо знать, какие союзы являются подчинительными. Подсказка: это все слова – вопросы ( вопросы косвенных падежей, определения, обстоятельства)

НО есть и не слова- вопросы, их надо помнить: если, хотя, так как, будто, словно, ибо, ежели  и др.

Трудные случаи

  • Подчинительный союз может стоять в самом начале предложения, так как придаточное находится ПЕРЕД главным. Поэтому после запятой нет союза ( он ведь уже стоит в самом начале, а вы ищите такую запятую, чтобы была перед союзом).

Пример

Когда Сеня,(1) пу­та­ясь и на­пря­га­ясь,(2) блуж­дал по ла­би­рин­там зна­ме­ни­тых чет­ве­ро­сти­ший,(3) Ваня стра­дал.

Комментарий: союз КОГДА находится в начале предложения, придаточное заканчивается словом  четверостиший», поэтому верный ответ 3.

  • Придаточное стоит в середине главного, тогда в ответ будет ДВЕ цифры (начало и конец придаточного)

Пример

На дру­гой день, (1)когда отец вер­нул­ся с ра­бо­ты, (2)он принёс книгу.

Комментарий. Выделенное придаточное находится в середине главного. Ответ: 12

  • Вместо подчинительного союза может употребляться частица ЛИ, которая стоит не в самом начале придаточного.

Пример

Светлана поинтересовалась,(1) читала ли я эту книгу.

Комментарий. В данном предложении вместо подчинительного союза употреблена частица ЛИ. Ответ 1

  • Не путайте! Слова типа кого-то, что-то, когда-то,где-то – это не подчинительные союзы или союзные слова, они не могут связывать придаточное с главным. Поэтому запятая перед ними ставится по другому правилу.

Пример

Разговор зашёл о книге,(1) когда-то давно ею прочитанной.

Комментарий. В данном предложении слово  «когда-то»  входит в причастный оборот, это не сложное с придаточным, а простое предложение.

Пример задания 12

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

— Спа­си­бо,(1) — ска­зал На­за­ров,(2) — но я не за этим при­е­хал. У меня болен отец. Мы при­е­ха­ли в Моск­ву,(3) но в Москве я знаю толь­ко Вас,(4) и я хотел спро­сить,(5) можем ли мы оста­но­вить­ся у Вас на не­де­лю?

— Нет,(6) нет,(7) — по­спеш­но ска­за­ла Сер­ге­е­ва. — Это не­удоб­но,(8) по­то­му что у меня со­всем ма­лень­кая квар­ти­ра.

Комментарий.

Запятая 2- присоединяет придаточное, в котором есть частица ЛИ. Верный ответ.

Запятая 8 присоединяет придаточное с подчинительным союзом потому что. Это верный ответ.

Ответ: 28

Таким образом, выполняя задание № 12, будьте внимательными, не перепутайте ССП с однородными членами, помните  о трудных случаях в СПП.

Рекомендую повторить все правила постановки знаков препинания в сложном предложении . Материал есть на данном сайте. Там же можно найти все типы союзов.Это поможет и при выполнении задания 12 и  при написании сочинения и изложения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

E-mail

Сегодня
мы…

· Поговорим о пунктуации в предложениях с разными видами связи.

· Повторим всё, что мы знаем о сочинительной, подчинительной,
бессоюзной связи.

· Поговорим о трудностях, с которыми мы можем столкнуться в таких
предложениях.

Перед
нами задание номер двадцать. С привычной нам формулировкой: от нас требуется
расставить знаки препинания в предложениях с разными видами связи. А после
этого указать – на месте каких цифр стоят запятые.

И перед
нами опять солидной длины предложение, только теперь с разными видами связи.

И на
самом деле это предложение не слишком сильно отличается от того предложения, с
которым мы столкнулись в нашем предыдущем задании.

В
девятнадцатом задании мы имели дело со сложноподчинённым предложением с
несколькими придаточными. И там уже появлялись элементы сочинительной связи –
например, между однородными придаточными.

Здесь нас
просто ждёт несколько расширенное задание того же типа. Получается, что нам
просто нужно отделить каждую часть сложного предложения.

Однако обычно
у предложений с разными видами связи
огромное количество вариантов пунктуации. Но давайте посмотрим, с чем
можем столкнуться.

Части
сложных предложений могут быть связаны тремя видами связи: сочинительной,
подчинительной, бессоюзной.

В
предложении с разными видами связи может присутствовать или два
или три вида связи.

В
предложении из двадцатого задания обязательно есть подчинительная связь.
И к ней может присоединяться либо сочинительная, либо бессоюзная, либо они
вместе.

Какие
варианты пунктуации могут быть при сочинительной связи?

Всего два
варианта: запятая между частями ставится или не ставится.

В
большинстве случаев запятая ставится.

Но если
у частей есть что-то общее
: второстепенный член, вводное слово, часть
предложения и так далее – запятая между частями не ставится. Такое
бывает только при соединительных союзах и, да (в значении и).

При
подчинительной связи
мы отделяем каждую часть сложноподчинённого
предложения запятой. При этом:


придаточная часть предложения может стоять внутри главной.

– нам
могут встретиться частицы перед союзами или составные союзы, которые
расчленяются.

– часто в
рамках предложения с разными видами связи мы встречаем сложноподчинённое
предложение с разными видами связи. И тогда сложности заключаются в отношениях
между придаточными, особенно в случае с однородным подчинением.

– если
нужное нам предложение включает несколько придаточных, то одно придаточное
может стоят внутри другого.

Меньше
всего проблем нам доставляет бессоюзная связь. Поскольку в задании речь
идёт только о запятых – нам не нужна та часть правила, в которой говорится о
тире и двоеточиях. Запятые же при бессоюзной связи ставятся практически всегда.

Итак, что нам нужно знать, чтобы эффективно
выполнить двадцатое задание?

Во-первых
– сколько частей в нашем предложении.

Во-вторых
– тип связи между частями в предложении.

В-третьих
– позицию частей по отношению друг к другу. Особенно важно это для частей,
которые стоят внутри друг друга.

Важная
информация также – есть ли в составе нашего примера сложноподчинённое
предложение с разными придаточными. И как эти придаточные соотносятся между собой.

Особое
внимание нужно обратить на частицы перед союзами, составные союзы и стык
сочинительного и подчинительного союзов.

Попытаемся
составить алгоритм для выполнения этого задания.

· Чтобы выяснить, сколько частей в нашем предложении, мы выделяем
грамматические основы.

· Дальше нужно отыскать самое главное предложение. Это может быть
простое, сложносочинённое или бессоюзное предложение.

· Затем нужно найти все придаточные предложения, определить их
позицию. Если они связаны между собой – выяснить, каким типом связи.

· После этого расставляем запятые в соответствии с правилами.

· И проверяем то, что мы могли упустить: знаки препинания на стыке
союзов, знаки препинания при составных союзах и так далее.

Вспомним
моменты, на которые нужно обратить особенное внимание.

Составные
союзы
– такие, как потому что, оттого что, для того чтобы и так далее
расчленяются, если перед союзом есть отрицание, наречие, вводное слово,
усилительная или ограничительная частица.

Если
перед подчинительным союзом в предложении стоит усилительная частица только,
особенно, лишь, даже
и так далее – то запятая ставится перед частицей. А
между частицей и подчинительным союзом запятая не ставится.

Если в
сложноподчинённом предложении придаточные присоединяются к одному слову или к
одной части и отвечают на один вопрос – это однородные придаточные. Даже
если средством связи являются разные союзы. Если между однородными придаточными
ставится неповторяющийся союз и – то такие придаточные не разделяются запятыми.
Иногда в однородных придаточных могут пропускаться подчинительные союзы или
союзные слова. Тогда мы определяем такие придаточные при помощи вопросов.

Бывают
также моменты, когда рядом оказываются два союза – сочинительный и
подчинительный или подчинительный и подчинительный.

Например: и когда, и если, и где, и что, и хотя, что если и
так далее.

Это такие
случаи, когда после союза одной части сразу же начинается ещё одна часть предложения.

И вопрос
в том, нужно ли ставить запятую на стыке союзов, между ними?

Запятая
ставится
в том случае, если вторую часть предложения можно легко убрать или
переставить в другое место.

Если
придаточную часть на стыке нельзя переместить или убрать из предложения –
запятая не ставится. В таком случае у союза этого придаточного есть обычно
вторая часть: когда… то, если… то, хотя… но – и так далее.

Давайте
попробуем выполнить пробное задание и выяснить, где стоят знаки препинания в
таком предложении.

Я
смотрел на леса на склонах и думал (1) что (2) если бы (3) я оказался
счастливчиком (4) и (5) мне быстро попалась бы попутная машина (6) то я через полчаса мог бы быть там.

Первым
делом выделяем подлежащие и сказуемые. Я смотрел и думал – первая
грамматическая основа. Я оказался счастливчиком – вторая основа, машина
попалась бы – третья основа, я мог бы быть там – четвертая основа.
Предложение из четырёх частей.

Главная
часть в предложении – первая. Вторая часть связана с ней подчинительной связью.
Мы видим это по союзу что. Сразу же после этого союза идёт союз если бы
– начинается третья часть. С ней соединительным союзом и связана
четвёртая часть предложения. И после цифры 6 продолжается вторая часть
предложения, от которой был оторван союз.

При этом
два придаточных – третья и четвертая части – отвечают на один вопрос и
относятся к одной части. Это однородные придаточные. Кроме того, мы видим, что
нам нужно поставить запятую на стыке союзов.

Начнём
расставлять запятые.

Между
первой частью и второй запятая стоять будет.

Чтобы
поставить запятую на стыке союзов, нужно посмотреть на окончание предложения на
стыке. Мы видим частицу то. Из-за неё третью и четвертую часть нельзя
просто убрать. Значит, запятая тут не нужна.

После
союза если бы запятая тем более не нужна: союз не отделяется от части, которую
он присоединяет.

Третья и
четвертая часть не разделяются запятыми, потому что это однородные придаточные,
и между ними стоит неповторяющийся союз и. При этом запятая не ставится
ни перед союзом и, ни после него.

После
того, как завершилась четвертая часть, продолжается вторая. Эти части нужно
разделить.

В ответе
мы укажем 16.

Мы можем
выполнить это задание и немного другим способом. Попробуем
ориентироваться сразу на расставленные цифры.

Тогда
сначала мы задаём себе вопрос: что отмечено этой цифрой?

Дальше
спрашиваем – какой вариант знака препинания тут может быть и почему?

И потом
уже определяем – нужна ли здесь запятая или нет.

Попытаемся
при помощи этого алгоритма выяснить, где должны стоять запятые вот в таком
предложении:

Всякая
насильственная реформа достойна порицания потому (1) что нимало не исправит зла
(2) пока люди остаются таковы (3) каковы они есть (4) и (5) потому ещё (6) что
мудрость не имеет нужды в насилии.

Цифра 1 –
нужна или не нужна запятая между частями составного союза потому что? Мы
видим, что запятая эта стоит между двумя частями предложения. И других
вариантов пунктуации просто нет, а части предложения нужно разделить. Значит,
запятую мы поставим.

Цифра 2.
Придаточная часть, которая начинается с союза пока. Ставим запятую.

Цифра 3.
Видим союзное слово каковы. Это начало новой придаточной части. Ставим запятую.

Цифры 4 и
5. Они стоят рядом с соединительным союзом и. А дальше идёт составной союз
«потому что» с наречием «ещё». Но мы уже видели такой составной союз! Вот он.

Значит,
две придаточные части связаны при помощи однородного подчинения.

На месте
цифры четыре мы поставим запятую, потому что нам нужно выделить придаточное
определительное до конца.

А на
месте цифры 5 запятая не нужна. Потому что запятая не ставится при придаточных
с однородным подчинением с союзом и.

Остаётся
цифра 6. Нужна ли запятая между частями составного союза потому что?
Здесь рядом с первой частью союза стоит наречие, так что разделение в любом
случае будет. Ставим запятую.

В ответе
мы укажем 12346.

Нужно
заметить, что при таком алгоритме цифры, которые стоят рядом, нужно
рассматривать вместе – потому что речь может идти о спорных моментах
пунктуации.

Итак,
что мы должны помнить при выполнении задания номер двадцать?

· В этом задании мы встречаемся с предложениями, в которых
сочетается сочинительная и подчинительная связь, реже – подчинительная и
бессоюзная.

· Очень важно при выполнении этого задания выяснить – сколько
частей в примере, какой связью связаны эти части и в какой позиции они стоят по
отношению к главному предложению и друг к другу.

· Дополнительные сложности, с которыми мы можем столкнуться – это
составные союзы и частицы рядом с подчинительными союзами.

· Часто в этом задании мы сталкиваемся с однородным подчинением.
Нужно помнить, что при однородном подчинении придаточные не разделяются
запятой, если между ними стоит неповторяющийся союз и.

· Часто мы можем встретиться и с запятой на стыке союзов. Запятая
между союзами ставится, если часть на стыке можно свободно выбросить или
переставить. Если у подчинительного союза есть вторая часть – запятая не
ставится.

Подчинительная связь существует в сложном предложении между главной и зависимой частью. Подчинительная связь в сложном предложении выражается с помощью союзов и союзных слов.

Понятие о сложном предложении

Простые предложения могут объединяться интонационно и по смыслу в одно предложение, которое является сложным.

Понаблюдаем:

Наступило утро.  Взошло умытое  росой солнце. Лучи солнца тронули верхушки деревьев.

Наступило утро, и взошло умытое росой солнце, лучи которого тронули верхушки деревьев.

Определение

Сложным называется предложение, в котором имеются две и более грамматические основы, объединенные друг с другом смысловой целостью и интонационной законченностью.

сложное предложение

Сложное предложение, как и простое, является единицей самостоятельного сообщения. Оно, как и простое предложение, оформляется при помощи интонации и порядка слов. Простые предложения в составе сложного могут объединяться двумя способами:

  1. с помощью союзов и союзных слов;
  2. при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

сложные предложения

Виды сложных предложений

Бессоюзные предложения

Если в сложном предложении простые предложения объединяются по смыслу и интонационно без участия союзов, такое предложение является бессоюзным.

На мхах, под деревьями лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой (И. Соколов-Микитов).

Я оглянулся: маяк горел белым огнём (К. Паустовский).

Любишь кататься — люби и саночки возить.

бессоюзные предложения

Предложения, соединенные союзной связью, делятся в зависимости от взаимоотношений между простыми предложениями и характера союзов на два вида:

  1. сложносочиненные предложения (ССП);
  2. сложноподчиненные предложения (СПП).

Сложносочиненные предложения

Предложения, в составе которых синтаксически равноправные простые предложения объединены с помощью сочинительных союзов, называются сложносочиненными.  В таком сложном предложении между простыми предложениями укажем сочинительную связь. Между простыми предложениями перед союзом обычно ставится запятая.

сложносочиненные предложения

Потом все стихло, и только морская даль все так же монотонно, негромко шумела (К. Паустовский).

Черная туча так же грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я не боюсь её (Л. Толстой).

Сложноподчинённые предложения

В составе сложного предложения простые предложения могут быть синтаксически неравноправными. Одно из предложений является главным, а второе или несколько предложений — подчиненным ему.

Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары (К. Паустовский).

В приведенном примере главным является предложение:

«небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света».

К нему с помощью подчинительного союза «чтобы» присоединяется зависимое предложение:

«мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары».

сложноподчиненные предложения

Часть СПП, по смыслу и синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, и имеющая подчинительный союз или союзное слово, называется придаточным предложением.

Часть сложного предложения, подчиняющая себе придаточную и не имеющая в своем составе подчинительного союза (союзного слова), является главным предложением.

Определение

Сложноподчинённым называется союзное предложение, в котором существует подчинительная связь между синтаксически неравноправными простыми предложениями.

Подчинительная связь между предложениями выражается с помощью союзов или союзных слов.

Средства подчинительной связи в сложноподчиненном предложении

Главная часть и зависимое предложение соединяются с помощью различных подчинительных союзов:

чтобы, пока, будто, как, если, точно, словно, так что, как будто, с тех пор как и пр.

Подчинительные союзы выражают определенный вид смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения (временные, причинные, целевые, условные, уступительные и пр.)

Роль подчинительных союзов выполняют союзные слова:

Относительные местоимения

кто, что, какой, который,  каков, чей, сколько

Относительные местоименные наречия

когда, где, куда, зачем, куда, почему, как

Таблица «Подчинительные союзы и союзные слова»

Типы подчинительных союзов Выражаемые отношения Примеры
Изъяснительные Выражают отношения пояснения Что, чтобы, как и др.
Временные Выражают временные отношения Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.
Причинные Выражают причинные отношения Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с…
Условные Выражают условные отношения Если, коли, раз, ежели, кабы.
Целевые Выражают целевые отношения Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы и др.
Сравнительные Выражают сравнительные отношения Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др.
Уступительные Выражают уступительные отношения Хотя, не смотря на то что, пускай, пусть и др.
Следственные Выражают следственные отношения Так что.

Союз или союзное слово выполняют роль связующего звена между главным и придаточным предложениями. Подчинительный союз входит в состав зависимой части и не является членом предложения. Союзное слово выполняет функцию связи и является членом предложения в придаточной части.

Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и спектральный блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений (К. Паустовский).

Виды подчинительной связи в СПП

В СПП может быть не одно, а несколько придаточных предложений, причем они связаны подчинительной связью не только с главным предложением, но и между собой. Различают несколько видов такой сложной подчинительной связи:

  1. последовательное подчинение;
  2. однородное подчинение;
  3. неоднородное (параллельное подчинение).

Последовательная подчинительная связь

Последовательное подчинение нескольких придаточных частей прослеживается в СПП, если первая придаточная часть зависит от главного предложения, а вторая придаточная часть — от первой, третья — от второй и т.д. Такую подчинительную связь образно можно сравнить с бусинками, которые последовательно нанизываются на одну нитку друг за другом.

Синоним — это слово, к которому писатель прибегает, когда не знает, как пишется нужное слово.

Синоним — это слово (какое?), к которому писатель прибегает (когда?), когда не знает (чего?), как пишется нужное слово.

Построение этого предложения с последовательным подчинением можно изобразить с помощью схемы:

[      ], (к которому… ), (когда… ), (как… ).

последовательное подчинение

Примеры

В этой беседе принял участие и Пушкин, который с жаром доказывал, что тайное общество могло бы принести России большую пользу (Сборник «Пушкин и декабристы»).

В мае мы возвратились в Россию через Москву прямо в Шахматово, где началась та привольная жизнь, которая возможна только в русской деревне (Бекетова М. А. Александр Блок).

Арбузов долго всматривался в них, щуря глаза, пока не узнал своего противника, американского борца, который тренировался в борьбе с одним из его помощников, тоже американцем (А. Куприн. В цирке).

Однородная подчинительная связь

В СПП с однородным подчинением придаточные относятся к общему для них главному предложению или одному слову в главной части и являются придаточными одного типа. Повторяющиеся союз или союзное слово могут при этом опускаться.

Хотя бричка мчалась во всю пропалую и деревня Ноздрева давно унеслась из вида, закрывшись полями, отлогостями и пригорками, но он все еще поглядывал назад со страхом (Н. В. Гоголь. Мертвые души).

К главному предложению «но он все еще поглядывал назад со страхом» с помощью подчинительного союза «хотя» присоединяется первое придаточное предложение уступки «бричка мчалась во всю пропалую», соединенное с помощью сочинительного союза «и» со вторым однородным придаточным предложением этого же типа «деревня Ноздрёва давно унеслась из вида…»

Схема предложения:

Между двумя придаточными однородными предложениями, соединенными одиночным сочинительным союзом, запятая не ставится.

Однородное подчинение придаточных предложений

Примеры

От конвоя Чичиков отказался решительно, говоря, что он совершенно не нужен, что купленные им крестьяне отменно смирного характера, чувствуют сами добровольное расположение к переселению и что бунта нив коем случае между ними быть не может (Н. В. Гоголь. Мертвые души).

К семи годам мальчик знал уже все окрестности, хорошо изучил места, где водились белые грибы, где было много земляники, где цвели ландыши и незабудки (Бекетова М. А. Александр Блок).

Неоднородное (параллельное) подчинение

В СПП с неоднородным (параллельным) подчинением придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются разными по значению либо относятся к разным словам в главной части. Возможен вариант неоднородного подчинения, когда одна придаточная поясняет всю главную часть, а другая — только слово в главной части.

Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство, подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому (Л. Толстой. Война и мир).

Построение этого СПП с неоднородным подчинением можно изобразить в виде схемы:

(Когда…), [     ], (которое…)

Параллельное неоднородное подчинение придаточных предложений

Примеры

Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у неё такие красивые глаза (В. Драгунский. Дымка и Антон).

Перед тем как переехать к ним в дом, Елена Станиславовна спросила у Кольки, не возражает ли он против этого (А. Алексин. Коля пишет Оле, Оля пишет Коле).

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Постановка знаков препинания в сложноподчиненном предложении зависит от местоположения придаточной части.

1. Если придаточная часть следует за главным предложением, то перед союзом (союзным словом) ставится запятая.

Снег лежал на деревьях, с которых еще не опала осенняя листва (Т. Тэсс).

Казалось, что повсюду воцарились свет и тепло (Н. Позняков).

2. Придаточное предложение может находиться в середине главного. В таком случае оно выделяется запятыми с двух сторон.

Летом дорога, которая зимой казалась скучной, необычайно разнообразна и живописна (В. Солоухин).

3. Придаточное предложение находится перед главным. Запятая ставится в конце придаточного предложения.

С тех пор как я побывал с Петром Ивановичем на ловле перепелов, я стал частенько к нему заглядывать (Г. Скребицкий).

В СПП с последовательным подчинением рядом могут находиться союзы (союзные слова). Запятая между ними не ставится, если после второй придаточной части следует часть составного союза «то», «так» или «но»:

Я плохо знаю и понимаю музыку, но_когда слушаю Шопена, то мне кажется, что он умеет придавать оттенок радости каждой печали.

Горцы сказали мне, что_как начали прокладывать дорогу, так туры исчезли (В. А. Гиляровский).

Запятая на стыке подчинительных союзов ставится в СПП, если вторая часть союза отсутствует.

Часто случается бабьим летом, что, когда с утра небо затянуто, вдруг мягкое солнце без теней осветит землю (К. Федин).

Видеоурок

Тест

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Сложные предложения:

1. Союзные(сложносочинённые и сложно подчинённые)
2. Бессоюзные. Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так: Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что…”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но. В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да. Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.

Добавить комментарий