Акт ревизии — документ, оформляемый на ее заключительном этапе. Об особенностях и некоторых нюансах составления акта ревизии расскажем в данной статье.
Что такое ревизия
Для начала определимся, что такое ревизия.
Когда предприятие ведет хозяйственную деятельность, неизбежно возникает необходимость контролировать эту деятельность, особенно ее финансовую сторону. Для этого существует целый ряд мероприятий, которые организация может проводить самостоятельно и закреплять порядок их осуществления в своих внутренних локальных актах. Ревизия (или проверка) — одно из самых эффективных средств контроля. Она позволяет получить контрольный результат в формате «здесь и сейчас», сравнить фактические данные с учетными.
Ревизия проводится в отношении таких вопросов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как:
- наличие и правильность оформления первичной документации;
- соответствие учетных данных информации, содержащейся в первичных документах, и их корректная трактовка для целей учета;
- проверка наличия имущества.
Ревизию могут проводить как внешние контролирующие органы (например, контрольно-счетная палата), так и внутренняя комиссия предприятия, получившая на это полномочия на основании приказа руководителя. После окончания ревизионных мероприятий возникает необходимость в документальном оформлении ее результатов. Для этого и существует акт ревизии.
Как провести инвентаризацию кассы и составить акт ревизии, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Акт ревизии: свободная или унифицированная форма
С 2013 года формы документов, которые содержатся в альбомах унифицированных бланков Госкомстата РФ, перестали быть обязательными к применению. Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ позволил предприятиям утверждать собственные формы бланков.
Перечень унифицированных форм первичных документов смотрите в нашем материале «Унифицированные формы первичных документов (перечень)».
При составлении ряда актов ревизии (например, актов инвентаризации наличных денежных средств в кассе, материальных запасов и другого имущества организации, ее кредиторской и дебиторской задолженности), должны быть соблюдены обязательные требования в части наличия необходимых для этих документов реквизитов. И с этой точки зрения удобнее воспользоваться готовыми бланками из альбомов Госкомстата РФ или создать на их основе собственные формы. Если определенных требований к реквизитам нет, акт ревизии может быть оформлен в произвольном виде. Но и при этом следует соблюдать ряд правил. Это необходимо для того, чтобы готовый акт ревизии имел юридическую силу.
Общие требования к составлению акта ревизии
Составление акта ревизии начинается с указания цели проведения ревизии и основания этой процедуры. Например, основанием для составления акта является приказ директора ООО «Загадка» «О проведении ежегодной инвентаризации» от 10.11.20__ № 245.
Каждый акт независимо от его формы подписывается членами комиссии, которая назначается приказом руководителя проверяющей организации. Она может быть назначена как разово, так и действовать на постоянной основе. При подписании акта ревизии членами комиссии проставляются их должности, фамилии, инициалы. Председателя комиссии обычно выделяют и указывают на 1-м месте. Если 1 из членов комиссии не согласен с выводами, изложенными в акте ревизии, подписать документ ему все-таки придется, но с оговоркой о наличии возражений, указанной рядом с подписью. Эти возражения будут в письменной форме приложены к акту.
Если используется унифицированная форма акта ревизии, акт оформляется в соответствии с установленными для этой формы требованиями.
Текст акта ревизии, составленного в свободной форме, можно разбивать на абзацы, выделять ключевые моменты. Результаты сравнения данных (например, текущего года и предыдущего) лучше оформить в виде таблиц.
Составлению актов инвентаризации обычно предшествуют инвентаризационные работы и оформление описей. Сроки проведения инвентаризации указываются в акте. Также необходимо ознакомить всех заинтересованных лиц (например, материально-ответственных) с результатами и выводами ревизионной комиссии. Они должны проставить отметку: «С актом ознакомлен» с личной подписью.
Акт ревизии составляется в нескольких экземплярах, необходимых для всех пользователей и заинтересованных лиц.
Где скачать образец акта ревизии
На нашем сайте вы можете ознакомиться с образцами заполнения унифицированных актов ревизий имущества и обязательств, а также скачать их бланки.
Ищите эти образцы в статьях:
- акт ревизии дебиторской и кредиторской задолженности – «Унифицированная форма № ИНВ-17 – бланк и образец»;
- акт инвентаризации ТМЦ – «Унифицированная форма № ИНВ-3 – бланк и образец»;
- акт ревизии денежных средств в кассе – «Унифицированная форма № ИНВ-15 – бланк и образец»;
- акт инвентаризации ОС – «Унифицированная форма № ИНВ-1 – бланк и образец».
Итоги
Акт ревизии составляется ревизионной комиссией по окончании инвентаризации. Компания вправе самостоятельно разработать бланк или воспользоваться унифицированными формами, утв. Госкомстатом.
Если у вас похитили имущество, вместе с заявлением об этом вы можете представить в полицию справку о стоимости похищенного и размере сопутствующего ущерба (например, если была разбита витрина). Полиция сможет учесть данные из нее, чтобы определиться с размером ущерба, а значит, и квалифицировать действия похитителя.
Форма справки законом не установлена. Главное — подробно и полно описать имущество, которое было похищено или повреждено, привести его оценку.
Для обоснования размера ущерба к справке можно приложить подтверждающие документы, например накладные, акт инвентаризации, заключение (отчет) оценщика.
1. Зачем нужна справка
Она может потребоваться, в частности:
чтобы определить размер ущерба и правильно квалифицировать действия похитителя. Так, если стоимость похищенного имущества составляет не более 2 500 руб., то по общему правилу наступает административная ответственность за мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ).
Даже в рамках уголовного дела стоимость похищенного влияет на квалификацию. Например, кража считается совершенной в крупном размере, если стоимость похищенного превышает 250 000 руб. (п. 4 примечаний к ст. 158 УК РФ);
чтобы подтвердить в уголовном процессе или в деле об административном правонарушении размер имущественного вреда, который возник у вас в результате хищения. Справку также можно использовать в качестве одного из доказательств при рассмотрении гражданского иска о возмещении вреда, причиненного преступлением.
2. Как составить справку о стоимости похищенного имущества (размере ущерба)
Составить справку можно в свободной форме. Каких-либо требований в законе нет.
Вы можете оформить ее на фирменном бланке организации, а адресатом указать конкретное подразделение полиции, в которое представляется справка. Назвать документ можно справкой о стоимости похищенного имущества или справкой о размере ущерба, если кроме похищенного имущества указываете в ней и сведения о поврежденном имуществе. Но можно использовать и другие названия, например справка-расчет, справка о материальном ущербе.
Подписать справку должен руководитель организации или иной уполномоченный представитель.
Закон не обязывает вас ставить печать на справке. Но при наличии печати в вашей организации рекомендуем сделать это.
2.1. Что указать в справке
Поскольку закон не предъявляет требований к справке, вы сами решаете, что в ней указать. В частности, вы можете указать в ней:
дату и место составления;
сведения о вашей организации, если составляете справку не на фирменном бланке или на нем нет всех необходимых сведений (наименование, адрес и пр.);
сведения о происшествии или обстоятельствах выявления хищения (например, хищение товарно-материальных ценностей обнаружено в ходе проведения инвентаризации);
сведения о похищенном имуществе (например, наименование, марку, модель, серийный номер);
сведения об имуществе, которое не было похищено, но было повреждено при хищении (например, если похитители разбили витрину или взломали сейф);
отдельно сведения о стоимости похищенного имущества и отдельно сведения о размере ущерба, который возник из-за повреждения имущества (при наличии).
2.2. Какую стоимость похищенного имущества указать в справке
Укажите в справке размер похищенного имущества, который определяется его фактической стоимостью на момент хищения (см. Позицию ВС РФ).
Какую именно стоимость имущества следует считать фактической, закон не указывает. Например, для основных средств можно указать остаточную стоимость, рассчитанную за вычетом амортизационной суммы. Суды могут учитывать данные инвентаризации основных средств с указанной стоимостью как доказательство размера причиненного ущерба (Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 10.03.2020 N 22-1065/2020).
Если речь идет о товарах, которые приобретены для последующей продажи, то, полагаем, можно отдельно указать в справке:
цену товара, по которой он приобретен, без учета НДС;
продажную цену, которая в том числе включает в себя вашу упущенную выгоду.
Первая может быть использована в рамках уголовного дела, чтобы установить стоимость похищенного имущества, вторая — потерпевшим при взыскании убытков от хищения, поскольку он вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Такая позиция встречается в судебной практике (Апелляционное определение Московского городского суда от 22.01.2020 по делу N 33-1322/2020).
3. Какие документы приложить к справке
Рекомендуем приложить к справке заверенные копии тех документов, на основании которых вы ее оформляли. Это могут быть документы, подтверждающие приобретение имущества, акты инвентаризации или ревизии, кассовые книги, товарные накладные, заключение (отчет) оценщика и др.
Дело в том, что справка, как и любые документы — доказательства по уголовному делу, подлежит проверке (ст. ст. 74, 87 УПК РФ). Справка, являясь документом-доказательством, проверяется и при рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку размер ущерба — одно из обстоятельств, которое подлежит выяснению (ст. ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ).
Материал статьи взят из открытых источников
Остались вопросы к адвокату по данной тематике?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Дата актуальности материала: 09.03.2022
Случаи выявленного хищения попадают в сферу действия КоАП и уголовного права. Уголовный кодекс в ст. 158 оговаривает, что в качестве хищений необходимо рассматривать противоправные акты безвозмездных изъятий имущества предприятия. Результатом таких действий является нанесение материального урона организации. Если размеры ущерба не достигли уровня 1000 рублей, то уголовная ответственность за нее не предусмотрена – наказание будет назначено по нормам КоАП (ст. 7.27).
Вопрос: От хищения товаров не застрахована ни одна торговая организация. Особенно остро этот вопрос стоит в розничной торговле, а именно в торговых залах магазинов самообслуживания — различных супермаркетов. Какими документами подтвердить факт хищения товаров, как отразить недостачу в бухгалтерском и налоговом учете (при установлении виновного лица и без установления виновного лица)?
Посмотреть ответ
Расследование хищения имущества на предприятии
При выявлении факта хищения пострадавшей стороной является предприятие, которое владело украденным имуществом. Руководитель компании наделен правом обратиться за помощью в расследовании в правоохранительные органы. Для этого составляется письменное заявление.
Алгоритм действий должностных лиц предприятия:
- Сотрудник, обнаруживший факт недостачи, обусловленный возможной кражей, уведомляет об этом руководителя фирмы. Делается это в письменной форме посредством докладной или служебной записки, которые должны быть зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции.
- Директор инициирует своим распоряжением начало внутреннего служебного расследования.
- Создается комиссия для проведения следственных мероприятий.
- Назначается председатель комиссионного органа.
- Анализ результатов видеосъемки с камер наблюдения в помещении, откуда были похищены активы.
- Проведение следственных мероприятий.
- Подведение итогов.
- Применение мер дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение, замечание) или передача материалов расследования в правоохранительные органы для заведения уголовного дела.
ЗАПОМНИТЕ! Чтобы была возможность применить к виновным лицам меры дисциплинарной ответственности, решение о необходимости их применения должно быть вынесено в течение месяца. Исключение делается для случаев, когда виновное лицо находится на больничном или хищение было выявлено по итогам ревизии, аудита.
Если у комиссии имеются подозреваемые в совершении противоправных действий, эти лица должны быть оповещены о проводимых в отношении них следственных мероприятиях. После даты уведомления у таких сотрудников имеет двое суток для дачи пояснений по ситуации. Если объяснительная не была подана, комиссия составляет акт об отказе в предоставлении пояснительной информации.
Вопрос: Кладовщик организации совершил покушение на хищение денег из сейфа организации. В течение какого срока организация вправе расторгнуть трудовой договор с работником по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ?
Посмотреть ответ
В отдельных случаях руководство предприятия инициирует временное отстранение от работы подозреваемых в хищении лиц. Период отстранения ограничивается сроком реализации следственных мероприятий. Комиссия наделяется правом проводить опросы персонала предприятия, просматривать видеозаписи с камер наблюдения (если они имеются), осуществлять выемку документации и привлекать к следственным действиям экспертов.
Результатом работы комиссии является акт служебного расследования. Его структура представлена такими блоками:
- вводная (указывается противоправное действие, нанесенный ущерб, временные рамки расследования, состав комиссии);
- описательная (перечень примененных следственных методов, расшифровка доказательной базы);
- заключительная (перечисление виновных лиц, рекомендации руководству компании по дальнейшим действиям).
При проведении расследования по факту хищения необходимо принять меры для сохранения улик. До прибытия на объект специалистов, которые будут проводить следственные мероприятия, необходимо ограничить доступ к месту происшествия.
ВАЖНО! Работодатель должен определить размер ущерба. Для этого проводится инвентаризация активов компании. В отдельных случаях в ней могут принимать участие представители правоохранительных органов.
Особенности учета и списания похищенного имущества
Количественный состав похищенного имущества и стоимостная оценка определяются на этапе инвентаризации. Проверка должна затрагивать не все активы компании, а только ту группу объектов, к которой относится украденная вещь. Выявляемые несовпадения между фактическими и учетными данными фиксируются в ведомостях расхождений, результаты которых переносятся в акт.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отчетной документации недостачи показываются с привязкой к периоду их подтверждения инвентаризационными действиями. Момент кражи для этой цели не имеет значения.
При расследовании хищения правоохранительными органами в случае отсутствия по результатам проверки виновных лиц, следователь направляет руководству предприятия уведомление о приостановлении уголовного производства. Это является основанием для бухгалтерии списать недостачу с баланса компании.
Если виновное в краже лицо обнаружено, его вина доказана, то в подтверждение этого у организации должно быть решение суда о признании вины физического лица. Исчезнувшее имущество предприятия изначально числится в категории недостач. Если руководство компании инициирует привлечение к расследованию правоохранительных органов, то пропажа будет идентифицироваться как акт хищения. При самостоятельном проведении расследования и выявлении виновных руководство организации может привлечь должностное лицо к материальной ответственности, но не в полной сумме ущерба.
Имеются ли особенности разграничения составов хищений?
Типовые корреспонденции
Бухгалтерские записи при обнаружении фактов хищений разнятся в зависимости от группы украденного имущества. Если расследование начато по причине недостачи основного средства, то корреспонденции будут иметь вид:
- Д01/Выбытие – К01/ОС – проведено списание первоначальной стоимости по похищенному активу;
- Д02 – К01/Выбытие – накопленная по выбывающему активу амортизация списывается;
- Д94 – К01/Выбытие – списана с балансового учета величина остаточной стоимости похищенного имущества;
- Д91.2 – К94 – виновные лица не обнаружены к моменту списания похищенных активов;
- Д73 – К94 – виновное лицо выявлено, им является работник предприятия, на его счет начислена задолженность в сумме причиненного ущерба;
- Д76.2 – К94 – виновным лицом оказался посторонний человек, с которым у предприятия не заключен трудовой договор.
Все недостачи, причиной которых являются умышленные или непреднамеренные неправомерные действия, относятся на 94 счет в размере их фактической стоимости. В корреспонденции с дебетом этого счета могут быть кредитовые записи по счетам 01, 10, 41, 43, 50.
ВНИМАНИЕ! Списание со счета 94 возможно при условии, что у предприятия имеется решение суда о результатах расследования и признании вины должностных лиц (или о невиновности этих лиц).
По похищенному имуществу может быть восстановлен НДС. На его сумму увеличивается общий размер материального ущерба. Восстановленный объем налоговых обязательств подлежит уплате в бюджет. В бухгалтерском учете эта процедура отражается такими корреспонденциями:
- Д68/НДС – К19 – произведено восстановление налогового обязательства по НДС в отношении утраченного имущества в результате хищения;
- Д94 – К19 – в учете произведена операция по увеличению размера материального урона предприятия на величину восстановленного налога;
- Д68/НДС – К51 – перечислено налоговое обязательство по НДС в бюджет.
Например, на предприятии была выявлена пропажа товарной продукции стоимостью 7500 руб. По результатам расследования было выявлено виновное лицо – кладовщик. Свою вину работник признал, готов возместить ущерб. В учете необходимо сделать такие записи:
- Д41 – К60 – оприходованы товары на склад, стоимость сделки равна 7500 руб.;
- Д19 – К60 – показан НДС по партии товаров в сумме 1350 руб.;
- Д68/НДС – К19 – сумма НДС 1350 руб. принята к вычету;
- Д94 – К41 – после обнаружения пропажи и окончания расследования бухгалтер списывает похищенную продукцию в сумме 7500 руб.;
- Д73 – К94 – величина урона в размере 7500 руб. отнесена на счет виновного лица и подлежит взысканию;
- Д73 – К68/НДС – на сумму НДС 1350 руб. увеличен долг кладовщика перед предприятием;
- Д68/НДС – К51 — величина восстановленного налога перечислена в бюджет в размере 1350 руб.;
- Д50 – К73 – виновное должностное лицо погасило причиненный компании ущерб (взнос в кассу равен 8850 руб.).
Если бы в указанном примере виновные лица не были выявлены, то источником уплаты НДС должны быть собственные средства организации. Корреспонденции будут такими:
- Д91 – К94 – 7500 руб., недостача, образовавшаяся вследствие хищения, списана;
- Д91 – К68/НДС – 1350 руб., произведено восстановление НДС по украденной партии продукции;
- Д68/НДС – К51 — вся сумма восстановленного налогового обязательства была погашена.
Образец акта ревизии в организации
Акт ревизии – образец этого документа доступен для скачивания по ссылке в конце этой публикации. Ревизия и инвентаризация – сходные понятия. Процедура проводится после утверждения состава комиссии, уполномоченной на ее проведение. Прочитав статью, читатель узнает, в каких случаях проводится ревизия в компании, как составить акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности и акт ревизии кассы.
Законодательство, регламентирующее порядок проведения ревизий в организациях
Ревизии производятся согласно требованиям Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Данный акт утверждает методические указания относительно порядка инвентаризации активов, а также обязательств финансового характера. Еще один нормативный документ, регламентирующий порядок проведения ревизий – это Указание Банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У.
Руководитель компании сам решает – сколько ревизий в течение года должно быть проведено, что следует из п. 2.1 Приказа. Однако рассматриваемым актом также предусмотрены случаи, когда проведение процедуры является обязательным вне зависимости от воли руководителя.
Так, ревизия проводится:
- Если имущество компании передается в аренду, выкупается или продается.
- Непосредственно перед тем, как составить бухгалтерскую отчетность. Из данного правила есть исключение. Если до составления отчетности инвентаризация была проведена до 1 октября, то она не проводится.
- Если меняются лица, ответственные за материальные активы. Инвентаризация необходима в день передачи дел новому ответственному.
- Если были обнаружены случаи кражи имущества, либо его порчи;
- Если имели место чрезвычайные ситуации – пожары, аварии, и т.д.
- Если организация ликвидируется, реорганизуется.
Во всех случаях для проведения ревизии созывается комиссия. Ее состав утверждает работодатель.
Акт ревизии кассы
По результатам проведения инвентаризации наличности в кассе, ценных бумаг, а также документации, утверждается акт ревизии кассы. Рассматриваемый акт имеет унифицированную форму, которая содержится в Приложении № 14 к Приказу № 49.
В данном документе следует отразить следующую информацию:
Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!
- Название компании и ее подразделение (структурное).
- Документ, на основании которого проводится проверка, например приказ.
- Сведения о том, какую должность занимает лицо, которое является материально ответственным, а также его подпись.
- Информация о результатах проведения ревизии, сведения о том, были ли выявлены факты излишков остатка или недостачи средств.
- Сведения о номерах кассовых ордеров, которые были последними;
- Объяснения сотрудников относительно проверочных мероприятий;
- Решение по результату проведения мероприятий.
При проведении проверки могут быть запрошены выписки из банковских организаций, относительно денег, которые находятся на счетах компании.
Образец акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации
Ревизия проводится по тому же принципу, что и приведен выше, но с тем отличием, что изменяется предмет проверки. Проверяется хозяйственная деятельность компании, которая включает в себя проверку не только кассовой дисциплины, но и бухгалтерского учета, отчетности.
Процедура может быть урегулирована в том числе внутренними документами организации (локальным актом).
Акт ревизии оформляется после проверки и свидетельствует о том, что информация, указанная в отчетах является достоверной (либо не является таковой). Кроме того, в документе отражается информация о том, какие нарушения законодательства допущены. На основании вынесенного акта ответственные за нарушения сотрудники могут быть привлечены к ответственности, чаще дисциплинарной.
Таким образом, в компаниях могут проводится различные виды ревизий, в том числе кассы, либо хозяйственной деятельности. Образец акта ревизии доступен по ссылке ниже.
Источник
Оформление результатов ревизий и проверок.
Результаты ревизии (проверки) оформляются актом с приложением к нему документов, копий документов, объяснений должностных и материально ответственных лиц, на которые делаются соответствующие ссылки в тексте акта.
В тех случаях, когда выявленное нарушение или злоупотребление, по мнению проверяющих, может быть скрыто или по выявленным фактам необходимо принять срочные меры к устранению нарушений или привлечению к ответственности лиц, виновных в злоупотреблениях, в ходе ревизии (проверки), не ожидая ее завершения, составляется отдельный акт (промежуточный), который со всеми необходимыми материалами незамедлительно направляется в правоохранительный орган для принятия соответствующих мер.
Записи в акте ревизии (проверки) излагаются на основе: проверенных документов и фактов, вытекающих из имеющихся в ревизуемой организации материалов; актов о результатах произведенных встречных проверок; фактических проверок действительности совершения операций, а также сведений, вытекающих из заключений специальных экспертиз.
Не допускается включение в акт ревизии (проверки) различного рода выводов, предположений и не подтвержденных документами сведений о финансовой деятельности ревизуемой организации. Также не допускается включение в акт сведений из следственных материалов и ссылок на показания должностных лиц, данные ими следственным органам.
В акте ревизии (проверки) проверяющими не должны даваться морально-этические оценки действий должностных и материально ответственных лиц, квалифицироваться их поступки, намерения и цели, применяться понятия и фразы, имеющие заведомо оценочный или обвинительный смысл.
Констатация фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии (проверки), должна содержать следующую информацию: какие нормативные акты (действовавшие в ревизуемый период) были нарушены, кем, когда и в чем конкретно выразилось выявленное нарушение. При имеющихся однотипных нарушениях при ревизии (проверке) по уголовным делам следует приводить в акте каждый эпизод.
Объем акта не ограничивается, но проверяющие должны стремиться к разумной лаконичности его изложения.
В акте ревизии (проверки) отмечаются:
а) кем, на каком основании и за какой период проведена ревизия (проверка);
б) общие данные о ревизуемой организации (полное наименование, вид, юридический адрес, подчиненность, характер деятельности, а в случае необходимости — основные финансово-хозяйственные показатели);
в) выявленные факты нарушений действовавшего в проверяемый период законодательства;
г) выявленные факты недостач, других злоупотреблений должностных, материально ответственных и иных лиц;
д) результаты исследования других вопросов, указанных в программе.
Проверяющий в рабочем порядке информирует правоохранительный орган о результатах ревизии (проверки) по ранее согласованным вопросам, которые не были исследованы либо проверены не в полном объеме, с указанием причин.
Акт ревизии (проверки) подписывается проверяющим — исполнителем и направляется руководителю ревизуемой организации для ознакомления и подписания им, главным бухгалтером, а при необходимости и другими должностными лицами, для чего предоставляется необходимое время, но не более 5 рабочих дней. В отдельных случаях срок ознакомления с актом и его подписания может быть продлен по согласованию сторон.
Подписывающие акт должностные лица ревизуемой организации вправе, не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта, направить проверяющим (контрольно-ревизионному органу) письменные возражения, замечания и объяснения по предоставленному им акту.
Проверяющие обязаны проверить обоснованность изложенных в письменных возражениях, замечаниях и объяснениях фактов и в течение 10 рабочих дней дать по ним соответствующее письменное заключение.
Акт завершенной ревизии (проверки), после его оформления и дополнения возражениями, замечаниями и заключением проверяющего, должен быть предоставлен руководству контрольно-ревизионного органа.
В акт (проверки) после его подписания проверяющим и должностными лицами ревизуемой организации не допускается внесение каких-либо изменений.
Акт ревизии (проверки) с приложениями в 5-дневный срок после предоставления его руководству контрольно-ревизионного органа направляется по описи правоохранительному органу, по поручению которого производилась ревизия (проверка).
Правоохранительный орган — инициатор ревизии (проверки) обязан оказывать содействие проверяющему в техническом оформлении акта ревизии (проверки) — печатании, копировании документов, а также в его подписании, обеспечивая присутствие должностных, материально ответственных и других лиц, выполняющих управленческие функции в ревизуемой организации.
В случае отказа должностных лиц от подписания акта ревизии (проверки) составляется дополнительный акт по этому вопросу за подписью проверяющих и присутствующих при этом должностных и других лиц.
В тех случаях, когда правоохранительный орган не обеспечил присутствие руководства ревизуемой организации для ознакомления и подписания акта ревизии (проверки), акт подписывается проверяющим и с приложениями по описи направляется правоохранительному органу, по постановлению (поручению) которого проводилась ревизия (проверка).
Источник
Каким документом оформляются результаты ревизии проверки
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 17 августа 2020 года N 1235
(с изменениями на 31 декабря 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2435 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.01.2021, N 0001202101090001).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 56 стандарта, который вступает в силу с 1 января 2021 г., и применяется в отношении проверок, ревизий и обследований, начатых после вступления в силу настоящего постановления.
3. Установить, что до вступления в силу пункта 56 стандарта органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля вправе применять формы актов, заключений, установленные до вступления в силу настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 августа 2020 года N 1235
Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля “Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов”
(с изменениями на 31 декабря 2020 года)
I. Общие положения
1. Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля “Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов” (далее — стандарт) устанавливает правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований (далее — контрольное мероприятие), а также порядок оформления их результатов в рамках реализации органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее — орган контроля) полномочий по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
2. Стандарт регламентирует:
назначение контрольного мероприятия и подготовку к его проведению;
проведение контрольного мероприятия, в том числе назначение (организацию) экспертиз, необходимых для проведения контрольного мероприятия, оформления их результатов;
оформление результатов контрольного мероприятия.
3. В ходе подготовки и проведения контрольного мероприятия должностными лицами органа контроля могут направляться запросы объекту внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее — объект контроля).
4. Запрос объекту контроля (за исключением запроса о представлении пояснений и запроса о предоставлении доступа к информационным системам) должен содержать перечень вопросов, по которым необходимо представить документы и (или) информацию и материалы, перечень истребуемых документов и (или) информации и материалов, а также срок их представления, который должен составлять:
10 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля при проведении камеральной проверки;
не менее 3 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля при проведении выездной проверки (ревизии), обследования, встречной проверки.
Истребуемые документы, информация и материалы направляются в форме электронного документа (за исключением случаев, если органом контроля установлена необходимость представления документов на бумажном носителе):
в орган контроля — при проведении камеральной проверки;
руководителю проверочной (ревизионной) группы или уполномоченному на проведение контрольного мероприятия должностному лицу — при проведении выездной проверки (ревизии), обследования, встречной проверки.
При проведении камеральной проверки документы на бумажном носителе представляются в орган контроля уполномоченным представителем (должностным лицом) объекта контроля или направляются заказным письмом. При проведении выездной проверки (ревизии), обследования, встречной проверки документы на бумажном носителе представляются руководителю проверочной (ревизионной) группы или уполномоченному на проведение контрольного мероприятия должностному лицу представителем (должностным лицом) объекта контроля. На бумажном носителе представляются подлинники документов или заверенные объектом контроля копии в установленном порядке.
Истребуемые в электронном виде документы, информация и материалы представляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя (уполномоченного лица) объекта контроля одним из следующих способов:
официальная электронная почта объекта контроля;
съемный носитель информации;
предоставление доступа к информационным ресурсам объекта контроля, содержащим данные по теме контрольного мероприятия и перечню основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия;
иной способ с применением автоматизированных информационных систем, свидетельствующий о дате представления документов.
Объект контроля гарантирует достоверность и полноту представленных по запросу должностных лиц органа контроля документов в электронном виде.
Истребуемые документы представляются с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
5. Запрос о представлении пояснений объектом контроля должен содержать информацию о выявленных ошибках и (или) противоречиях в представленных объектом контроля документах, признаках нарушений в совершенных объектом контроля действиях либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа контроля документах, государственных и муниципальных информационных системах и (или) полученным от иных государственных или муниципальных органов, или вопросы по теме контрольного мероприятия, а также срок их представления, который должен составлять не менее одного рабочего дня со дня получения запроса объектом контроля.
6. Запрос о предоставлении доступа к информационным системам, владельцем или оператором которых является объект контроля, должен содержать наименования таких систем, перечень должностных лиц органа контроля, которым необходимо предоставить доступ, и срок получения доступа, который должен составлять не менее 3 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля.
7. При непредоставлении (предоставлении не в полном объеме) или несвоевременном предоставлении объектами контроля доступа к информационным системам, владельцем или оператором которых является объект контроля, непредставления информации, документов, материалов и пояснений, указанных в запросе объекту контроля, составляется соответствующий акт, срок составления которого не может превышать 3 рабочих дней после установленного срока предоставления соответствующего доступа, непредставления информации, документов, материалов и пояснений.
8. Ведомственным стандартом органа контроля могут быть установлены формы запросов объекту контроля и форма акта о непредоставлении доступа к информационным системам, непредставлении информации, документов, материалов и пояснений.
9. Документы, оформляемые при назначении и проведении контрольного мероприятия, и их копии, подлежащие направлению объекту контроля, копии актов и заключений вручаются руководителю (уполномоченному представителю) объекта контроля либо направляются объекту контроля с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате их получения, в том числе с применением факсимильной связи и (или) автоматизированных информационных систем, в следующие сроки:
копия приказа (распоряжения) органа контроля о назначении контрольного мероприятия — не позднее 24 часов до даты начала контрольного мероприятия;
запрос объекту контроля — не позднее дня, следующего за днем его подписания;
справка о завершении контрольных действий, предусмотренных пунктом 19 стандарта, — не позднее последнего дня срока проведения контрольных действий (даты окончания контрольных действий);
иные документы — не позднее 3 рабочих дней со дня их подписания.
II. Назначение контрольного мероприятия и подготовка к его проведению
10. Решение о назначении планового контрольного мероприятия принимается на основании плана контрольных мероприятий.
11. Решение о назначении внепланового контрольного мероприятия может быть принято на основании:
результата анализа данных, содержащихся в информационных системах;
установления должностным лицом органа контроля в ходе исполнения должностных обязанностей признаков нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля;
результата рассмотрения поступивших обращений, запросов, поручений, иной информации о признаках нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля, с учетом риск-ориентированного подхода, который может быть установлен правовым актом органа контроля;
истечения срока исполнения объектами контроля ранее выданных органом контроля представлений и (или) предписаний;
результата проведенного контрольного мероприятия, в том числе в случае невозможности получения необходимой информации (документов, материалов) в ходе проведения камеральной проверки.
12. Решение о назначении контрольного мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля и оформляется приказом (распоряжением) органа контроля, в котором указываются:
тема контрольного мероприятия, наименование (фамилия, имя, отчество (при наличии) объекта контроля, реквизиты объекта контроля (в том числе основной государственный регистрационный номер (ОГРН), индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), проверяемый период, метод контроля;
основание проведения контрольного мероприятия;
состав проверочной (ревизионной) группы или в случае невозможности формирования проверочной (ревизионной) группы уполномоченное на проведение контрольного мероприятия должностное лицо;
дата начала проведения контрольного мероприятия;
срок проведения контрольного мероприятия;
перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
13. Внесение изменений в решение о назначении контрольного мероприятия может осуществляться по решению руководителя (заместителя руководителя) органа контроля в форме приказа (распоряжения) органа контроля на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы или уполномоченного на проведение контрольного мероприятия должностного лица (далее — руководитель контрольного мероприятия) в отношении:
состава проверочной (ревизионной) группы или уполномоченного на проведение контрольного мероприятия должностного лица;
перечня основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия;
привлекаемых специалистов, поручения на проведение экспертизы;
срока проведения контрольного мероприятия.
14. Ведомственным стандартом органа контроля может быть предусмотрен порядок внесения изменений в решение о назначении контрольного мероприятия.
15. В решении о назначении контрольного мероприятия срок проведения контрольного мероприятия указывается в рабочих днях.
Поручение на проведение экспертизы не должно дублировать предусмотренные пунктом 19 стандарта контрольные действия, осуществляемые в ходе проведения того же контрольного мероприятия должностными лицами проверочной (ревизионной) группы или уполномоченным на проведение контрольного мероприятия должностным лицом, в отношении одних и тех же товаров, работ, услуг, помещений, материальных запасов.
16. Ведомственным стандартом органа контроля может быть установлена необходимость использования рабочего плана (плана-графика) контрольного мероприятия и предусмотрены его форма, требования к содержанию, порядок формирования и изменения в случае принятия решения о внесении изменений в решение о назначении контрольного мероприятия.
17. Правила определения объема выборки данных из совокупности документов, информации и материалов, проверяемой при осуществлении контрольного мероприятия выборочным способом, могут быть установлены ведомственным стандартом органа контроля.
III. Проведение контрольного мероприятия
18. В ходе проведения контрольного мероприятия могут осуществляться контрольные действия, организовываться экспертизы.
19. К контрольным действиям при проведении контрольных мероприятий относятся:
контрольные действия по документальному изучению в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и иных документов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля (в том числе документов, полученных в ходе встречных проверок, обследований и (или) на основании официальных запросов от иных организаций), данных информационных систем, в том числе информационных систем объекта контроля, путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля;
контрольные действия по фактическому изучению путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий.
Под осмотром понимается визуальное обследование объектов (выполненных объемов работ, помещений, основных средств, материальных запасов) в целях получения информации по предмету и вопросам контрольного мероприятия с проведением при необходимости фото- и видеофиксации результатов осмотра.
Под инвентаризацией понимается проверка наличия имущества объекта контроля и состояния его финансовых обязательств на определенную дату путем сличения фактических данных с данными бухгалтерского учета.
Под наблюдением понимается отслеживание процесса или процедуры, выполняемых работниками (должностными лицами) объекта контроля (наблюдение за пересчетом материальных запасов, отслеживание выполнения процедур, по которым не остается документальных свидетельств).
Источник
Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности
Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности составляется по факту ее проведения. Это самый глубокий из методов финансового контроля организаций. Чаще их практикуют в государственных и бюджетных учреждениях.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
Подготовка
Обязательно перед составлением программы нужно определиться с периодом, который должна охватить проверка. А также необходимо выделить тему ревизии. Подготовительный этап также включает в себя изучение участниками ревизии необходимой документации. К ней можно отнести:
- Локальные нормативные акты организации.
- Законодательные акты конкретного округа (либо иной территориальной единицы), к которому относится компания.
- Другие нормативные и правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с указанной темой.
- Статистические данные. Это касается, прежде всего, физических показателей, которые организации могут указывать в своей документации.
- Отчетную информацию по ведению и регулированию финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения.
Инициатором может быть как сама организация, так и внешние контролирующие организации. К ним относятся контрольно-счетная палата, налоговая и пр.
Ревизия проводится также по требованию правоохранительных органов. Программа ревизии составляется сотрудником и заверяется руководителем контрольно-ревизионного органа. Составление акта – это обязательный и один из наиболее ответственных этапов во всей программе.
Проведение ревизии должно регулироваться и упоминаться в учетной политике организации. Без этого все предпринимаемые действия не будут считаться законными.
Элементы акта
Документ достаточно длинный. Обычно он располагается на нескольких листах. В нем должно быть подробно прописаны все подлежащие ревизии сферы, в которых подлежит контролю организация.
При составлении акта должны быть отражены:
- Объект ревизии.
- Методы осуществления проверки. Какими способами проводилась проверка.
- Полученный результат, выводы.
Начало документа, как и все его содержание, должно соответствовать в плане присутствующей информации 9-ой статье закона «О бухучете». Она подразумевает, что акт должен содержать:
- Наименование населенного пункта.
- Название документа.
- Номер.
- Период ревизии.
- Дату составления документа.
После этой шапки идет тело акта. Оно начинается с констатирующей части документа. Последняя включает в себя:
- Ссылку на Положение о порядке проведения проверок и ревизий Управления финансов администрации конкретно взятого района. Для каждого документа он будет зависеть от территориального расположения организации.
- Информацию о ревизоре (фамилия, инициалы, а также номер и дата выдачи удостоверения, которое дает ему право осуществлять этот вид деятельности).
- Если проверка осуществляется по инициативе контролирующих органов, то здесь же приводятся номер и дата соответствующего распоряжения главы администрации или подобного распорядительного документа.
- Период, за который проводилась проверка. Обычно это несколько лет.
- Ссылку на разработанный структурой план контрольно-ревизионной работы.
Отдельно прописывается, когда было начато изучение документации, а когда ревизия завершилась.
Далее в акте должны перечисляться основные моменты, которые установлены ревизией. Для удобства они разделены на пункты:
- Общие положения.
- Сметные значения.
- Рассматривается оформление смет расходов.
- Если это бюджетная организация, то рассматривается, насколько расходование предоставленных средств соответствует их целевому назначению.
- Проверка расчетов организации с дебиторами и кредиторами.
- Расходование средств на заработную плату сотрудников.
- Банковские операции.
- При наличии – кассовые операции. Сюда же входят операции с кассовыми аппаратами, имеющейся денежной наличностью и пр.
- Расчеты с подотчетными лицами.
- Оформление расходования средств на содержание служебного транспорта.
- Операции с основными средствами и товарно-материальными ценностями организации.
- Состояние бухгалтерского учета.
В конце каждого из пунктов делается запись о том, выявлены нарушения или нет.
Общие положения
К общим положениям акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности относятся:
- перечисление полномочий компании;
- статус организации (юридическое лицо);
- на основании чего она осуществляет свою деятельность;
- какими законодательными актами руководствуется;
- какие реквизиты значатся на ее документации;
- код причины постановки на учет организации;
- когда проводилась предыдущая ревизия финансово-хозяйственной деятельности;
- кто наделен правом первой, второй подписи.
Эта часть на усмотрение ревизиониста может содержать и другие принципиально важные моменты. Например, если это бюджетное учреждение, то в этой части документа обязательна будет ссылка на то, за счет чьих средств осуществляется финансирование учреждения.
Смета расходов
Отчет по сметам располагают по каждому из отчетных периодов отдельно. В прилагаемом образце это сделано по годам. Рассматривается, кем утвержден бюджет, как, кем и в какой период устанавливалась смета расходов. Упоминаются вносимые в нее изменения.
Характерные черты акта
Все остальные пункты акта раскрывают соответствующие им сферы финансово-хозяйственной жизни организации. Принципиально важной чертой этого документа является перечисление конкретных цифровых данных по пунктам. Информация подается структурировано.
Также документ пестрит ссылками на нормы существующего законодательства. Это неудивительно, так как проводящий ревизию специалист должен, прежде всего, знать, каким документам должна соответствовать деятельность организации. Это ему необходимо для того, чтобы сделать выводы относительно того, имеются ли нарушения. И если есть, то в какой области и почему.
В целом можно сказать, что акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации является главным отражением ее результатов. Без него процесс потерял бы смысл.
Источник
Добавить в «Нужное»
Акт ревизии наличных денежных средств (бланк и образец)
О порядке ревизии денежных средств в кассе мы рассказали отдельно. А сейчас расскажем об акте ревизии наличных денежных средств, образец которого будет приведен ниже.
Акт ревизии кассы предприятия
Результаты ревизии кассы оформляют актом ревизии денежных средств, находящихся в кассе. Его можно оформить в произвольной форме или же использовать для этих целей акт о проверке наличных денежных средств кассы по форме N КМ-9 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132). Но сразу скажем, что использование именно этой формы не является обязательным (Информация Минфина N ПЗ-10/2012).
Составить акт ревизии кассы должна комиссия, которая проводила ревизию.
В акте ревизии кассы указываются:
- наименование проверяемой организации;
- дата составления акта;
- фактическое наличие наличных денег, находящихся в кассе на момент проверки;
- соответствие или несоответствие фактического количества наличных денег в кассе данным бухучета.
Акт ревизии кассы подписывается работниками, участвовавшими в проверке, а также кассиром, ответственным за сохранность денег в кассе.
По итогам ревизии руководитель организации должен принять меры по устранению выявленных недостатков.
Акт ревизии кассы — бланк
Акт ревизии наличных денежных средств (бланк) по форме N КМ-9 можно скачать здесь.
Акт ревизии кассы: посмотреть образец
Форум для бухгалтера: