Как составить графиков на двух водителей

На крупных предприятиях с большим автопарком необходимо контролировать график сменности водителя: отмечать выходы и невыходы на работу, учитывать время начала и завершения смены, перерывы на отдых. В этой статье расскажем, как правильно выстраивать работу с водителями, чтобы соответствовать требованиям Минтруда, и как упростить задачу по соблюдению графика работы водителей с помощью «ТМ: Корпоративные поездки». 

Содержание статьи:

  • Как и кто делает график сменности водителей

  • График труда водителей: правила и нормы

  • Что такое разрывной график работы водителя

  • График дежурства водителей

  • Как составить график работы водителей грузовых автомобилей

  • Как автоматизировать соблюдение графика водителя с помощью «ТМ: Корпоративные поездки»

Как и кто делает график труда водителей

Составлением графика труда водителя, как правило, занимается начальник транспортного отдела или механик. Именно он решает, сколько человек должны выйти на смену, как долго они будут работать, как организовать перерывы на отдых. 

Нужно учесть, что бывают разные типы автопарков: одни находятся в собственности организации, другие предоставляются сторонним транспортным подрядчиком. В зависимости от того, кому принадлежит автомобиль, график составляется либо самой организацией, либо подрядчиком. 

Так как законодатель не предъявляет никаких требований к форме и содержанию графика сменности водителя, работодатель утверждает его самостоятельно. Он может воспользоваться унифицированными формами Т-12 или Т-13. 

В графике сменности должны быть разъяснения о том, сколько длится смена, какой перерыв на отдых и сколько рабочих смен в месяце. Далее в графике, как правило, есть таблица, которая фиксирует режим рабочего времени и отдыха для водителей. Она состоит из следующих граф: время выезда на маршрут и окончания смены, перерыв на отдых и питание. Сотрудники в обязательном порядке должны быть ознакомлены с графиком сменности.

график труда водителей

График сменности водителей, образец

График труда водителей: правила и нормы

График труда водителей составляется на месяц, и должен включать время управления автомобилем, выходные, обед и специальные перерывы на отдых. По закону водитель может работать не более сорока часов в неделю. Длительность рабочего дня регулируется приказом Минтранса №424. При пяти рабочих днях ежедневная смена не должна превышать восьми часов, при шести рабочих днях ― семи часов. Кроме того, режим рабочего времени предполагает специальные остановки: медосмотр, стоянка при погрузке или выгрузке, при ожидании пассажира, поломка транспорта и т. д. 

Если работа на предприятии предполагает ежедневную работу свыше 8 часов в день, то вводится суммированный учет рабочего времени водителя. Он позволяет увеличить смены до десяти часов. Но при этом время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель ― 90 часов.

Не запрещено ввести 12-часовую смену для водителей городского транспорта, медицинских организаций, коммунальных служб, вахтовиков, а также личных водителей руководителя организации. 

Пример графика работы водителя

как составить график труда водителей

Распределение часов при суммированном графике учета

график труда водителей

Читайте кейс, как правительство Камчатского края сэкономило 20 млн рублей на содержании автопарка, снизило холостой пробег на 22% и расход топлива на 17%. За счет сэкономленных средств руководство смогло повысить зарплату водителям на 17%, а отсутствие переработок повлияло на фактически отработанное время, которое сократилось на 21%.

85% компаний совершают эти 7 ошибок по управлению автопарком.
Узнайте, есть ли они у вас

Пройти тест

Что такое разрывной график работы водителя

По новым правилам с согласия водителя можно разделить рабочий день на несколько частей, это и называют “разрывной график работы водителя”. Первый перерыв в работе можно назначить, когда пройдет 5 часов. А сам перерыв не может превышать 5 часов для всех водителей, и 3 часа ― для водителей общественного транспорта. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

График дежурства водителей

Некоторые организации пытаются ввести для водителей так называемые «дежурства на дому». Однако такая практика противоречит трудовому законодательству. По закону дежурства могут быть только у работников медицинских и спасательных служб. Если же работодатель хочет назначить водителю смену за пределами рабочего времени, то это будет считаться сверхурочной работой.

Как составить график работы водителей грузовых автомобилей

Составление графика работы водителей грузовых автомобилей также часто вызывает вопросы. Здесь, если для водителя используется суммированный график учета, то рабочая смена также не должна превышать десяти часов в день. Единственная отличие в том, как составить график работы водителей грузовых автомобилей, –  это включение обязательных перерывов в работе. Через 4 часа 30 минут после начала управления транспортным средством водитель должен отдыхать не менее 45 минут. Указанный перерыв для отдыха может быть разбит на две части, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а вторая ―  не менее 30 минут.

график работы водителей

Составление графика работы водителей грузовых автомобилей, пример

Как автоматизировать соблюдение графика водителя с помощью «ТМ: Корпоративные поездки»

Роспотребнадзор, Ространснадзор и ГИБДД очень жестко следят за графиком сменности водителя. Организация может получить огромной штраф за несоблюдение трудового распорядка. Учитывать график труда водителей позволяет программный комплекс «ТМ: Корпоративные поездки». Он упрощает работу с водителями, исключает возможность переработок, длительных простоев и холостых пробегов. Читайте подробнее о возможностях программного комплекса.

Задать внутренние нормы передвижения транспорта

В программном комплексе можно описать правила для водителя. Система при распределении заказов между водителями будет учитывать график сменности водителя, обеды, скорость передвижения транспорта, красные зоны, и т.д.

график труда водителей

В системе можно задать дни работы, время начала и окончания смены

Ограничить водителя от выхода на линию

Водитель не сможет запустить приложение и начать смену даже случайно. Программный комплекс просто не даст ему это сделать.

выход водителей на смену

Чтобы водитель начал работу, ему необходимо запустить приложение и нажать кнопку «начать смену»

Убрать водителя с линии в нужный момент времени

Например, поступил заказ, на выполнение которого уйдет три часа, а смена водителя заканчивается через час. Система сразу поймет, что водитель не сможет взять такой заказ и начнет искать того, чья смена заканчивается позже. Так полностью исключается возможность переработок.

График труда водителей

 

Формирование графика сменности – во многих случаях одно из основных условий бесперебойной работы предприятия или организации.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа об утверждении графика сменности .docСкачать образец приказа об утверждении графика сменности .docСкачать пустой бланк графика сменности .docСкачать образец заполнения графика сменности .doc

Когда применяется сменный график работы

Сменный график – явление достаточно распространенное. Используется он в самых разных отраслях деятельности, чаще всего в компаниях с непрерывным круглосуточным производственным циклом – необходимость его применения здесь обусловлена тем, что простои оборудования недопустимы, т.к. они ведут к сбоям в системе и немалым финансовым потерям. А вот регулярная своевременная смена персонала приводит к увеличению объема выпускаемой продукции, улучшению производительности труда и, как следствие, большей прибыли.

Также сменный график распространен и в других сферах, например, в медицинских учреждениях, охранных структурах, пожарных, газовых службах, в железнодорожных и транспортных перевозках, авиасообщении и т.д.

Количество смен и работников в них

Число смен зависит от особенностей деятельности организации. Это может быть две, три и даже четыре смены в сутки. Каждая смена работает определенный промежуток времени – от трех-четырех часов до двенадцати.

Индивидуально и количество работников в одной смене. Это может быть один человек или даже несколько десятков (верхний порог не ограничен).

Зачем нужен график сменности

График сменности является одним из важнейших внутренних документов компании.

На основе графика ведется учет рабочего времени сотрудников и впоследствии производится начисление им заработной платы.

Таким образом, он относится не только к методам организации труда на предприятии, но и является серьезным учетным бланком.

Не нужно забывать и о том, что если в компании предусмотрена работа в сменном режиме, то наличие графика в обязательном порядке проверяется государственными надзорными структурами (например, трудовой инспекцией и налоговой службой). Отсутствие этого документа может послужить причиной к наложению на предприятие и его руководство административного наказания в виде достаточно крупного штрафа.

Законодательное регулирование, обязательные условия

Сменный график регулируется законодательством, а именно ст. 372 ТК РФ (ч. 3 ст. 103 ТК РФ). При введении его в организации требуется неукоснительно соблюдать нормы и условия вышеназванного раздела Трудового Кодекса Российской Федерации.

Правила работы в данном режиме прописаны здесь достаточно обстоятельно и четко. Перечислять их в этой статье смысла нет, но на некоторых просто необходимо заострить внимание:

  1. недельная длительность рабочего времени в сумме всех смен не должна быть больше сорока часов;
  2. каждую смену людям должен даваться перерыв на обед (его длительность определяется индивидуально — от 30 минут до 2 часов);
  3. сотрудникам должен быть обеспечен непрерываемый отдых в течение 42 часов каждую неделю;
  4. работодатель обязан обозначить работникам недопустимость исполнения ими обязанностей в две смены подряд (за исключением экстренных случаев) – и строго за этим следить.

Если организация испытывает потребность в применении сменного графика для разных категорий (должностей) работников, то для каждой из них продолжительность смены может определяться отдельно (такие ситуации встречаются в транспортных компаниях – для водителей применяется один режим работы, для диспетчеров другой, а для обслуживающего персонала – третий).

При формировании графика следует учитывать и еще один важный момент — если большая часть выпадает на ночь, то смена автоматически должна быть уменьшена на час.

Все остальные условия работы должны также соответствовать законодательству, в том числе и в тех вопросах, которые касаются выдачи зарплаты, предоставления больничных, отпуска и т.п.

Что не считается сменным графиком

Некоторые кадровики ошибочно полагают, что график работы сутки через двое/трое, два дня через два и т.п., относится к сменным. Если внимательно ознакомиться с трудовым законодательством РФ, выяснится, что это не так. Группа работников, выполняющая свои должностные обязанности в течение одного дня, и сменяющаяся на следующий день другими, работает в режиме, закрепляемом внутри предприятия, однако при этом четкой процедуры разработки такого режима, его согласования и утверждения не предусмотрено.

Некоторые моменты, касающиеся оплаты

Расчет оплаты труда при сменном графике несколько отличается от стандартного. Специфика здесь заключается в том, что количество рабочих часов по установленному на предприятии режиму может отличаться от нормы, установленной по закону, причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения (так называемая плановая переработка или недоработка).

Для того, чтобы в расчетах зарплаты не было ошибок, по завершении периода учета следует осуществлять сверку следующих параметров: количества рабочих часов в соответствии с нормой и их же количество, исходя из реальных показателей. Если при сравнении второй показатель будет больше первого, потребуется рассчитать и доплатить сотруднику за переработанное время.

Если смена работнику выпадает на выходной день, то она оплачивается как обычная (это обосновывается особенностями условий сменного режима). Если же он вынужден работать в праздничный день (государственные нерабочие дни указаны в Трудовом Кодексе РФ), то оплата ему должна производиться по соответствующему стандартному тарифу, т.е. в двойном размере.

Закрепление порядка работы

Если руководство предприятия решает применять посменный график работы, эту норму оно обязано закрепить в учетной политике, если точнее – в Правилах внутреннего распорядка.

Если в компании действует профсоюзная ячейка, данные Правила, в том числе по части сменного режима работы, должны утверждаться ее представителем. На взаимодействие с профсоюзом отводится пятидневный период – за этот срок профсоюзные деятели должны либо одобрить представленные им Правила, либо доказательно их оспорить.

Также допускается установить использование сменного графика в коллективном договоре.

Помимо Правил внутреннего распорядка и коллективного договора, пункт о сменном режиме работы должен быть прописан в разделах индивидуальных трудовых договорах с сотрудниками, с указанием количества часов в смене и иных параметров.

Процесс формирования графика сменности

Первым практическим этапом воплощения сменного графика в жизнь является приказ о его создании, выпускаемый от имени директора организации. В нем прописывается указание создать график сменности, период, ответственное лицо и прочие необходимые сведения.

Образец приказа об утверждении графика сменности

Приказ об утверждении графика сменности

Далее идет непосредственное составление документа. Здесь должны быть учтены интересы работодателя и сотрудника.

График формируется заранее – как минимум за тридцать дней до наступления смены.

Каждый сотрудник, упомянутый в документе, должен быть с ним ознакомлен под роспись. Таким образом, он свидетельствует о том, что согласен с данным режимом работы.

После разработки, согласования и окончательного утверждения график будет обязательным к исполнению как для руководства предприятия, так и для сотрудников, которые в нем обозначены.

На какой период составляется бланк

График посменной работы может формироваться на любой период времени. Как правило, срок, на который составляется данный документ, указывается в нормативных актах компании. Чаще всего графики составляются на один месяц. Каждый раз новый график должен утверждаться в установленном порядке.

Можно ли менять в нем сведения

В утвержденный сменный график изменения вносить допускается, но только в крайнем случае и с соблюдением некоторых правил.

Во-первых, если перемены происходят по инициативе работодателя, он в обязательном порядке должен заранее уведомить о них подчиненных и получить их письменное согласие – без них законным образом внести правки будет проблематично.

Если изменить график смен просит кто-либо из сотрудников, он должен составить специальное заявление на имя руководителя. В заявление нужно указать причины просьбы (она должна быть обязательно уважительной с приведением соответствующих письменных обоснований), затем должно быть получено согласие остальных сотрудников, которых касается документ. Если коллегам и руководству удалось достичь компромисса, формируется новый приказ, на основе которого в график вносятся нужные коррективы.

Можно ли меняться сменами без внесения изменений в график сменности

Иногда на предприятиях случаются ситуации, когда работники меняются сменами без предварительного уведомления об этом начальства. Это категорически недопустимо.

За подобную замену руководство вправе наложить на подчиненных дисциплинарное взыскание.

А в случае не единичного нарушения трудовой дисциплины (а именно к этой категории относятся данные проступки) даже уволить провинившихся.

Кто составляет документ

Непосредственная задача по составлению графика сменности может быть возложена либо на специалиста кадрового отдела, либо на начальника структурного подразделения, либо на секретаря организации. Главное условие, которое должен соблюдать исполнитель – учитывать нормы законодательства, интересы предприятия и работников.

При этом документ после формирования обязательно должен быть передан на подпись руководителю отдела и директору.

Как согласовывать с работниками

С сотрудниками график смен нужно согласовывать заранее, как уже говорилось выше – не позднее, чем за тридцать дней до наступления первой по нему смены.

Подписи о согласии можно ставить непосредственно в самом графике или же сделать для этого отдельный лист.

Если выбран второй вариант, то в листе согласования нужно сделать таблицу, вписать туда всех работников и собрать их автографы (с датой их постановки). Данный документ будет официальным приложением к графику сменности.

Особенности формирования графика сменности, общие сведения

Если вам поручено сделать сменный график, а вы не представляете, как именно его формируют, прочитайте наши рекомендации – они дадут вам точное представление о данном документе. Также ознакомьтесь и с примером заполнения – на его основе у вас легко получится оформить собственный бланк.

Прежде чем перейти к детальному описанию графика, приведем общую информацию о документе. Начнем с того, что унифицированной формы графика нет. Это обозначает, что писать его можно в свободном виде или по образцу, утвержденному в учетной политике организации. При этом способ формирования бланка должен быть отражен в нормативных актах фирмы.

Независимо от того, какой метод составления графика будет выбран, нужно, чтобы документ содержал в себе ряд обязательных данных:

  • реквизиты компании;
  • информация о месте и времени составления;
  • сам график.

Бланк обязательно должен быть заверен несколькими лицами. Во-первых, теми работниками, в отношении которых он формировался, во-вторых, руководителем структурного подразделения и, в-третьих, директором компании.

Заверять бланк печатью не обязательно – делать это необходимо только тогда, когда такое условие есть в локальной документации фирмы.

График допускается составлять на простом чистом листе бумаги (предпочтительно А4 формата) или на фирменном бланке организации (если такое требование установлено руководством). Писать его можно вручную или на компьютере (с обязательным последующим распечатыванием).

Как учитывать график сменности

Все графики, разрабатываемые на предприятии, подлежат обязательной регистрации в соответствующем журнале учета. После проведения с ними всех необходимых процедур (разработка, согласование, утверждение, ознакомление), они передаются на хранение в отдел кадров компании. Здесь они подшиваются в отдельную папку с другими такими же документами. Доступ к месту их содержания для посторонних людей должен быть ограничен.

Длительность их хранения обозначается либо в локальных актах организации, либо устанавливается законодательством РФ (но не менее пяти лет). После истечение этого срока, графики можно утилизировать с соблюдением процедуры, установленной в законе.

Образец графика сменности

Прежде чем начать заполнение бланка, следует условно поделить его на три основные последовательные части.

Первая – это начало, или, как его еще называют — «шапка». Сюда вносится:

  • название документа;
  • дата, место его формирования;
  • номер (по внутреннему документообороту предприятия);
  • период, на который составляется график (неделя, месяц, год и т.п.).

Вносить эти данные можно как посередине документа, так и слева или справа – значения не имеет. Единственное, что следует учесть, чтобы тут же, вверху, было отведено несколько строк под утверждение графика руководителем организации (сюда надо вписать его должность и ФИО).

Ниже находится основной блок. Обычно он оформляется в виде таблицы. В нее поэтапно вписываются:

  • ФИО работника;
  • дата;
  • номер смены, в которую он выйдет на работу;
  • сведения о выходных днях.

Можно дополнить таблицу и другими столбиками (например, о табельном номере сотрудника и т.п.). Под таблицей надо обязательно дать расшифровку информации, внесенной в график, в том числе о количестве смен, количестве работников, в них задействованных, продолжительности каждой смены (в часах), а также об условных обозначениях, внесенных в график.

Далее следует поставить отметку о том, что мнение сотрудников, внесенных в документ, учтено и собрать их подписи. Если подписи ставятся в листе согласования, то в графике сменности нужно указать его наличие, обозначив его в качестве приложения к основному документу.

График сменности

При
планировании режимов сменности автобусов
и труда водителей необходимо
руководствоваться следующими принципами:

  • общая
    продолжительность рабочей смены
    водителя автобуса не должна превышать
    10 ч в день. В отдельных случаях длительность
    смены может продлеваться до 12 ч;

  • продолжительность
    рабочей смены водителя городского
    автобуса должна составлять не менее 5
    ч;

  • суммарная
    продолжительность рабочей недели
    водителя не должна превышать 40 ч;

  • обеденный
    перерыв предоставляется водителю не
    позднее чем через 4 ч после начала
    работы. Допускается смещать время
    начала обеденного перерыва в пределах
    2,5…5,0 ч после начала смены. Как исключение,
    при продолжительности смены менее 6 ч
    обеденный перерыв может не предоставляться
    (предоставляется перерыв для
    кратковременного отдыха продолжительностью
    20 мин). Если длительность смены превышает
    8 ч, допускается предоставлять водителю
    два обеденных перерыва. Общая
    продолжительность обеденного перерыва
    не менее 30 мин и не более 2 ч (если водителю
    предоставляется два обеденных перерыва,
    то их общая продолжительность также
    не должна превышать 2 ч).

  • при работе
    с разделением смены на две части и
    соответственно с двумя выходами на
    работу водителя (так называемый разрывной
    график) длительность первой части смены
    должна быть не менее 2,5 ч и не более 5 ч,
    а второй части смены – не менее 2 ч,
    продолжительность отстоя – более 2 ч.

Среднее
число смен на 1 автобус можно определить
из следующего соотношения:


(4.1)

где

– автомобиле-часы работы на маршруте;

Тсм
– продолжительность смены, ч;


– максимальное число автомобилей.

Если
параметр Nсм<1,
то можно обойтись только односменными
автобусами, если 1<Nсм2,
то на линии будут работать односменные
и двухсменные автобусы.

Число
автобусов по каждому режиму сменности
можно определить из следующей системы
уравнений:

,
(4.2)

где х1
– число автобусов первого режима
сменности;

х2
число автобусов второго режима
сменности.


(4.3)

где Тм
– число часов работы маршрута, ч.

После
определения числа автобусов каждого
режима сменности необходимо распределить
автобусы по времени работы и определить
моменты начала работы автобуса, отстоя
и окончания работы. Это удобнее всего
произвести графоаналитическим методом.
Изображается эпюра планового количества
автобусов на маршруте по периодам суток
(найденного с учетом ресурсных и
технологических ограничений (рис. 4.1).

Графоаналитический
метод заключается в подборе отрезков
времени: работы на линии, отстоев (в том
числе для обеденных перерывов) по каждому
автобусу и водителю в соответствии с
требованиями КзоТ, путем вертикального
перемещения клеток (авточасов), без
перемещения их по горизонтали. Эта
процедура не изменяет общего количества
автобусов, работающих в данный час.

Аэi

10

8

6

4

2

5 10 15
20 tпер,
ч

Рисунок 4.1 – Эпюра планового количества
автобусов на маршруте по периодам суток

Каждая
сторона эпюры (рис. 4.2) характеризуется
своим количеством смен и их продолжительностью
(эта характеристика помещена на правом
краю эпюры, например, 8+8р, что означает
работу в виде восьмичасовых смен, причем
вторая из них, – разрывным графиком).

Рисунок 4.2 – Окончательный вариант
распределения подвижного состава во
времени работы

Полученные
результаты используются для составления
месячного графика водителей. Потребное
число водителей можно рассчитать:


(4.4)

где Др
– дни работы маршрута;

1,043 – коэффициент, учитывающий
подготовительно-заключительное время.

Для
составления графика сменности водителей
используют различные системы закрепления
автобусов за водителями (табл. 4.1).

Таблица 4.1 – Краткая характеристика
основных вариантов закрепления автобусов
за водителями

Система

закрепления

Средняя
продолжительность смены, ч

Вариант
закрепления автобусов за водителями

Особенности
варианта

1

2

3

4

Одиночная

7 (6 в
предвыходные и предпраздничные дни)

За
одним водителем закреплен один автобус.

Водитель
работает каждый день в одну смену.
Автобус эксплуатируется только в одну
смену.

Полуторная

8,5

За
тремя водителями закреплены два
автобуса.

Каждый
водитель работает два дня в одну смену,
на 3-й день – выходной. Автобус
используется в одну смену.

Сдвоенная

7 (6 в
предвыходные и предпраздничные дни)

За
двумя водителями закреплен один
автобус. На каждые три пары водителей
– один подменный.

Каждый
водитель работает либо в утреннюю,
либо в вечернюю смену каждый день.
Автобус используется ежедневно в две
смены.

Спаренная

11,3

За
двумя водителями закреплен один
автобус

Каждый
водитель работает через день в одну
смену. Автобус используется каждый
день.

Двухсполовинная

7,1

За
пятью водителями закреплены два
автобуса.

Каждый
водитель работает в течение четырех
дней в утреннюю или вечернюю смену,
на 5-й – выходной, после которого
происходит чередование смен. Автобус
используется ежедневно в две смены.

Строенная

7,5…10,5

За
тремя водителями закреплен один
автобус.

Каждый
водитель работает в течение двух дней
в утреннюю или вечернюю смену, на
третий день – выходной, после которого
происходит чередование смен. Автобус
используется ежедневно в две смены.

Типовые
графики сменности водителей для разных
систем закрепления автобусов за
водителями (табл. 4.2) обеспечивают
различные по длительности рабочие
циклы.

Таблица 4.2 –
Типовые графики сменности водителей
автобусов

Система закрепления
а/сов за водителями

Водители

Числа
месяца

Прод-сть рабочего
ццикла, рабочих дней

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Двухспол.

1

2

3

45

1

2

2

В

1

1

2

В

2

1

1

2

1

2

В

1

В

1

2

2

В

1

1

2

2

2

1

1

0

2

2

1

0

1

2

2

1

2

1

В

2

В

2

1

1

В

2

2

1

1

1

2

2

В

1

1

2

В

2

1

1

2

1

2

0

1

0

1

2

2

0

1

1

2

2

2

1

1

В

2

2

1

В

1

2

2

1

2

1

В

2

В2

1

1

В

2

2

1

1

10

Сдв.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

В

В

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

В

В

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

14

Строен.(1вар)

1

2

3

1

2

В

2

0

1

0

1

2

1

2

0

2

В

1

В

1

2

1

2

В

2

0

1

0

1

2

1

2

0

2

В

1

В

1

2

1

2

В

2

0

1

В

1

2

1

2

0

2

В

1

0

1

2

1

2

В

2

0

1

3

Строен.(2вар.)

1

2

3

1

2

В

1

0

2

0

1

2

2

1

0

2

В

1

В

2

1

1

2

В

1

0

2

0

1

2

2

1

0

2

В

1

В

2

1

1

2

В

1

0

2

0

1

2

2

1

0

2

В

1

В

2

1

1

2

В

1

0

2

6

Спар.

1

2

Р0

В

Р

Р

0

0

Р

Р

В

0

Р

Р

0

В

Р

Р

О

0

Р

Р

В

0

Р

Р

0

В

Р

Р

0

0

Р

Р

В

0

Р

2

Полутор

1

23

А

В

Б

А

Б

0

В

Б

А

А

0

Б

А

Б

В

0

Б

А

А

В

Б

АБ

0

В

Б

А

А

0

Б

А

Б

В

0

Б

А

АВ

Б

А

Б

0

В

Б

А

А

0

Б

А

Б

В

0

Б

А

6

П
р и м е ч а н и е. В
таблице используются обозначения: 1 –
автобус и водитель работают в первую
смену; 2 – автобус и водитель работают
во вторую смену; В – выходной день
водителя (день еженедельного отдыха);
0 – дополнительный день отдыха между
сменами; Р – рабочий день водителя
(смена назначается по необходимости);
А – рабочий день водителя на первом
автобусе; Б – рабочий день водителя на
втором автобусе.

Особенности рабочего времени и времени отдыха водителей должны быть закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка, а если условия работы отличаются от общеустановленных – в трудовом договоре в качестве одного из его обязательных условий.

!

1.    Рабочее  время водителей
В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Рабочее время водителя включает:
а) время управления автомобилем;
 Важно! Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

 Важно! На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
 Важно! Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

 Важно! Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 %. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 Важно! Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. 
Продолжительность работы накануне выходных и нерабочих праздничных дней, а также в ночное время (с 22:00 до 06:00) сокращается на 1 час.
При работе во вредных или опасных условиях труда водителю устанавливается сокращенное рабочее время.

 Важно! К работе в ночное время не допускаются: 
– беременные женщины; 
– работники, не достигшие возраста восемнадцати лет.

Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет, а также опекуны детей указанного возраста , родитель, имеющий ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель работает вахтовым методом, а также работники, имеющие трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в период до достижения младшим из детей возраста четырнадцати лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.
Продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов  следующим категориям водителей:

  • водителям, осуществляющим междугородние перевозки, – в случае необходимости дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;
  • водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, при суммированном учете рабочего времени – по согласованию с профсоюзом (при наличии);
  • водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях – если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

 Важно! Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются двое и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. 

 Важно! Суммированный учет рабочего времени с учетным периодом продолжительностью один месяц устанавливается в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Учет рабочего времени ведется на основании путевых листов и табелей учета рабочего времени, основанных, в т.ч. на показателях тахометра. При вахтовом методе учет рабочего времени ведется на основании графиков работы.

 Важно! Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Водители могут привлекаться к сверхурочным работам на общих основаниях (см. памятку «Сверхурочная работа»). 

 Важно! При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением следующих оснований привлечения к сверхурочной работе:
– при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
– для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Исключение составляют случаи, когда вводятся специальные меры в сфере экономики, а Правительство Российской Федерации установило особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах.

 Важно! Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. 
Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников (при наличии).

 Важно! Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

 Важно! Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

 Важно! Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей.

В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии – с иным представительным органом работников.

 Важно! Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

 Важно! При разделении рабочего дня (смены) на две и более части рабочего дня один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.

Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

!

2.    Время отдыха водителей
Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Видами времени отдыха являются:

  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
  • нерабочие праздничные дни;
  • отпуска.

 Важно! Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при наличии) или по соглашению между работником и работодателем.
 Важно! Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
 Важно! При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии – иным представительным органом работников.
 Важно! На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. 
Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. 
Важно! В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. 
Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.
 Важно! Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 45 часов.
При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в общем порядке (см. памятку «Привлечение к работе в выходные и праздничные дни»). 
 Важно! При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.
Водители имеют право на ежегодные оплачиваемые (основные и дополнительные) и неоплачиваемые отпуска в случаях, предусмотренных законодательством (см. памятки «Порядок предоставления дополнительного отпуска», «Отпуск без сохранения заработной платы», «Время отдыха», «Предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска»).

Добавить комментарий