муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
города
Новосибирска «Детский сад № 90 «Калинка»
Мастер
– класс для педагогов
Выполнила
старший воспитатель МБДОУ д/с № 90 Ермошенко О.А.
«Кейс
– технологии в образовательном процессе»
Тема: «Кейс-технологии в
дошкольном образовании»
Цель:
Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном
процессе
Задачи:
1.
Познакомить с кейс-технологией и ее применением в
воспитательно-образовательном процессе.
2.
Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники:
воспитатели
Дидактический
материал: презентация по теме «Кейс-технологии в дошкольном образовании».
Оборудование
и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки для
работы.
Ожидаемые
результаты: Участники получат знания:
·
что представляет собой кейс-технология;
·
разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям
обучения;
·
правила разработки кейсов для обучения;
Выработают
умения:
·
применить метод анализа конкретной ситуации в обучении.
1.Введение |
Стремительная |
Теоретическая |
1. История кейс-метода начинается с XVII века, Сейчас метод наиболее В |
2. |
|
3.Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой Кейс-технология |
|
4.Для чего нужен кейс? Кейс |
|
5. Что Текстовый материал – интервью, статьи и Иллюстративный |
|
5. Прежде всего, мы должны 1. Определение темы и вопроса 2. Выбор объекта исследования – 3. Определение контекста; 4. Планирование кейс-исследования, проведение 5. Поиск решений, обсуждение возможных 6. Описание и редактирование кейса; 7. |
|
Вопрос |
Как |
6. Этапы работы с кейсом разных видов – Первый этап: подготовительный. – Знакомство детей с ситуацией. Фиксация – На втором этапе, воспитатель – Третий этап: (анализ принятия – |
|
7. Рассмотрим некоторые Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения Целью работы с ней является разбор сути Кейс-иллюстрация, отличается от Выбранная нами ситуация должна – Дети знакомятся с иллюстрацией, – Делятся на подгруппы и обсуждают свои – Представляют свои идеи и решения в Предъявление |
|
8. Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию В «фото – кейс» входит: 1. Фото, сюжет которого отражает какую – 2. Текст к кейсу, который описывает 3. Задание – правильно поставленный Пример фото-кейс «Дети обедают»: Цель: создать мотивацию необходимости есть суп. Кейс состоит из: 1. Фото « Дети обедают» 2. Текст: В детском саду 3.Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Этапы работы с фото-кейсом те же.Фото само по себе вызывает у |
|
Практическая часть. |
А сейчас, я предлагаю вам поработать с |
Вывод |
Практически любой воспитатель, который Любой кейс воспитатель может |
И в заключение… Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное |
Первый этап: Подготовительный |
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Показывает фотографию, зачитывает текст |
Знакомятся с ситуацией |
Второй этап: Мотивационный |
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
– формирует суть проблемы; – формирует задание; – мотивирует к поиску решения. |
– осознают проблему; – концентрируются на поиске решений в данной ситуации. |
Третий этап: «Мозговой штурм» |
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
– активизирует детей при помощи ключевых вопросов; – помогает проанализировать принятое решение. |
– представляют свои варианты решения; – находят совместное решение; – формулируют выводы. |
Четвертый этап: оценочно-рефлексивный |
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
– побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить |
– размышляют, выдвигают аргументы; – применяют полученные знания |
ПРИМЕРЫ
Ролевой
кейс «Запрет или компромисс»
Ролевой кейс «»
Направлен на: |
умение создать способность строить умение |
Кому адресована |
Педагогам дошкольного |
Ситуация |
Ваши воспитанники изо дня в день |
Задание |
Опишите возможные |
Вопросы |
1. Считаете ли вы, что 2. Считаете ли вы, что 3. Какими способами и методами вы |
Вариант ответа Интерпретация |
1. Жесткая позиция педагога иногда бывает нужна. Данный ответ категоричен. Партнерское взаимодей–И, скорее всего, это тот самый случай, когда реклама ствие с детьми и их родителями исключает проявле– рекламой, а в группе данным игрушкам не место ние доминирующей позиции педагога. Если необходи-мо проявить |
2. В данной ситуации наиболее эффективным будет Положительным моментом данного ответа самого воспитателя в глазах детей |
3. Кроме конструктивного общения с родителями, Желание понять детский мотив в данном ответе гово-нужно вести активный диалог с детьми. Категориче– рит об умении педагога создавать позитивный психо–ское отрицание таких нии с повышенным интересом к подобным игрушкам. Обыгрывание сти правило «сдавать его на хранение в общий сейф» |
Ролевой
кейс «А если не по плану?»
Направлен |
умение осуществлять гибкое планирование и его реализацию, применять ситуационный подход в образовательном умение увидеть |
Кому |
Педагогам дошкольного образования |
Ситуация |
Представьте, Вы готовитесь провести занятие с детьми старшего дошкольного Однако в ходе занятия (неожиданно для вас) воспитанники |
Задание |
Обоснуйте вашу готовность поддержать |
Вопросы |
1. Проанализируйте необходимые условия, которые позволят реализовать поставленные задачи, если следовать сценарию детей. 2. Представьте, что занятие, на котором дети проявили такую инициативу, – |
Вариант ответа Интерпретация |
1. В данной ситуации нет необходимости менять запланирован– Подобные ответы говорят об отсутствии ный ход событий. Если вдруг такое случится на открытом заня– у педагога гибкости мышления. тии, то придется оправдываться перед Достаточно похвалить детей за предложенный вариант и вер– А действие только по заданному сценарию вать детскую инициативу |
2. Такие предложения детей нужно поддерживать, однако лучше Положительный момент в этом ответе – в игровой форме вывести их на запланированный сценарий, что– педагог хотя бы в повседневной деятель-бы тику педагога, он поймет, что следование за детской затеей придаст изюминку любой ситуации общения, тем более на открытых мероприятиях |
3. В этой ситуации нет ничего страшного. Хорошо, когда дети Подобный ответ демонстрирует способ-фантазируют, проявляют инициативу. Это нужно поддерживать. ность педагога гибко планировать и Кроме того, сценарий занятия, знает только сам педагог. реализовывать образовательный процесс, Если педагог четко сформулировал задачи, которые он должен т. е. достигать поставленных целей и задач решить на занятии, то подобные предложения детей ему только через ситуационный подход. Это не озна-помогут. Ведь дети предлагают варианты из своего личного опы– чает, что у воспитателя та. Возможность проявить инициативу активизирует их деятель- плана действий. Но излишняя детализация ность. совместных действий, наряду с паническим медицинской атрибутики, необходимо иметь полифункциональ- Умение увидеть и поддержать детскую ини-ный материл для моделирования антуража выбранного сюжета циативу отражает не только методичность действий, но и педагогическое творчество |
Кейс
для дошкольников «Внимание дорога!»
На первом этапе
знакомим с фотографией.
предлагаем
сформулировать проблему исходя из данной фотографии: (желающий -ребенок формулирует
проблему)- Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила
дорожного движения. Какие последствия могут быть?
На втором этапе
демонстрирую фото 2.
Задаю вопрос
для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу в
неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Участники
проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в
виде полных ответов на вопросы.
На третьем
этапе участники примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное
правильное решение.
На четвертом
этапе участники делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному
переходу «зебре».
Критерии
оценки кейс-технологии
·
Активность участников
·
Понимание темы
·
Оригинальность высказываний
Семинар «Педагогические задачи и ситуации. Метод кейсов».
Цель: познакомить педагогов с одним из проблемных методов, методом ситуаций, предполагающим рассмотрение и решение педагогами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности.
План:
- Приветствие.
- Разминка.
- Введение. Метод кейсов.
- Коллективный разбор ситуаций.
- Рефлексия
- Упражнения для повышения энергетического потенциала.
- Приветствие.
Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения педагогов.
Упражнение «Разогревки – самооценки»
цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.
Участвуют все педагоги.
Задания:
- если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
- если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
- если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
- если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
- если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
- если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
- если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;
- если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
- если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
- если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
- если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
- если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
- если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.
2.Разминка
Предлагаем вам разобрать по две ситуации в подгруппе.
Ситуация 1
Миша и Паша 5 лет начали драться на улице. Что делать воспитателю?
Решение: Воспитателю нужно перевести драку в игру. Например, предложить им поиграть в
боксеров, собрать всех детей вокруг, как будто это зрители.
Ситуация 1.1
Дети самостоятельно играют игрушками. Когда пришло время убирать все
игрушки на свои места, один из ребят этого не захотел делать. Воспитатель подошла к мальчику и спросила:
– Ваня, почему ты не положил игрушки на место?
Мальчик помолчал, затем отвечает воспитателю:
– Я дома никогда их не убираю.
– А почему ты их никогда не убираешь? – спросила мальчика воспитатель. – Это делает мама.
Что на ваш взгляд является неправильным в поведении родителей мальчика, а именно его
мамы? Почему Ваня так повёл себя в группе?
Решение.
Ребёнок поступил с игрушками в группе так же, как у себя дома, потому что «это делает мама». Мальчик привык, что дома за него убирают игрушки. И он соответственно думает, что и в детском саду это тоже будут делать за него. Но у ребёнка необходимо развивать самостоятельность не только самому играть, но и убирать всё на свои места. Нужно приучать его с малых лет к порядку, к тому, чтобы ребёнок понимал, что если он что-то взял сам, то и положить на место должен тоже он сам.
Ситуация 2
Во время сон часа Аня 4 лет отказывается ложиться спать без мамы. Что делать воспитателю?
Решение: Воспитательнице нужно поговорить с Аней и объяснить, что мама в это время тоже ложиться спать, и скоро она придет.
Ситуация 2.2
Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой. Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Завтра в садик не пойду! Мне дают
задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».
Как отреагировать маме?
Решение:
1. Подумать о возможных причинах, повлиявших на отношения Светы к ситуации в детском саду.
2. Поддержать дочку: 1«Правильно, ты же у меня самая умная. А если ты не знаешь ответа –
давай вместе узнаем / возможные источники информации/».
3. Обратить внимание! Возможно постоянная чрезмерная похвала дочки
вызвала неуверенность в первых неудачах.
Ситуация 3
После обеда дома мама начинает убирать со стола, мыть посуду. Дочка взяла
свою тарелку и понесла к раковине. Мама забрала у неё тарелку и сказала:
– Маша, не бери ничего, я сама сейчас быстро всё приберу. Иди лучше мультик посмотри.
Маша послушалась маму и ушла.
Что в данной ситуации мама девочки сделала неправильно? Как было бы лучше поступить в
этом случае?
Решение: Маме не следовало говорить такую фразу дочке, так как по ситуации мы видим, что
дочь хотела помочь маме убрать со стола. Это похвально. Необходимо развивать и
формировать у ребёнка трудолюбие, самостоятельности у него.
Ситуация 3.3
В детском саду наступил «День дежурного» по группе. Воспитатель
спрашивает у детей:
– Ребятки, кто сегодня хочет быть в роли дежурного, поднимите руку?
Ребята начали бойко поднимать руки и громко выкрикивать. Однако воспитатель поставила
дежурным только одного из детей, по своему усмотрению, не объяснив свой поступок, почему
выбрала именно его, а не кого-то другого.
В результате, все остальные дети начали ругаться между собой, а двое мальчиков даже
подрались.
Что педагог в данной ситуации сделала неправильно? Почему дети начали себя так вести? Как
возможно разрешить сложившуюся проблему?
Решение: В данной ситуации мы видим, что любовь к труду у детей достаточно развита. Что
же следует отметить? Воспитатель, прежде всего как педагог должна была объяснить ребятам
свой поступок. По тому, как дети наперебой стали тянуть руки и выкрикивать, можно судить об их трудолюбии, однако воспитателю было бы лучше поступить несколько иначе, а именно:
выбрать дежурного, а остальным спокойно объяснить, что в другой день будет дежурить
кто-то другой, и что все из ребят побудут в роли дежурного. Таким образом, у детей будет
развиваться чувство ответственности за то, что они делают, и делают по очереди. Педагогу
важно уметь решать внутригрупповые конфликты, и желательно не доводить до их
возникновения.
Ситуация 4
Петя во время прогулки на улице в детском саду каждый раз измазывается в
грязи.
Что делать воспитательнице?
Решение: Нужно поговорить с родителями о том, чтобы они предложили Пете каждый день
стирать свою испачканную одежду.
Ситуация 4.4
В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.
Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше
всех», «Ты у меня – самая красивая».
А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя…»
Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?
Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?
Решение. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет
позитивное сравнение, а вторая мама -негативное. Тем самым «проектирование» поведения
Нины и Тани разное.
Если мать – уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет
его среди других детей положительно. Это способствует повышению социального статуса
ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со
сверстниками.
Если мать – человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему
ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность.
Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус.
Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в
прошлом.
3. Введение
Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося не всегда могут быть разрешены немедленно.
Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения. На Западе, а в последнее время и в странах Восточной Европы все более часто в учебном процессе применяются проблемные методы обучения (Problem-based learning), которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать учеников и студентов к учению в гораздо большей степени, чем скучные лекции или традиционные уроки.
Проблемный метод также как и метод активного обучения, обучения в сотрудничестве – один из наиболее широко используемых и эффективных методов в современном начальном, среднем и высшем образовании. Идеи, которые легли в основу данного метода имеют богатую историю по меньшей мере с момента использования элементов данной методики в Медицинской школе Гарвардского университета (Harvard University) в середине 19 века.
Одним из проблемных методов является метод кейсов или метод ситуаций, предполагающий рассмотрение и решение педагогами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности.
Кейс-метод (кейс-стадии, метод ситуаций) – техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case – «случай»).
Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» – случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Кейс направлен на формирование практических навыков решения проблемной ситуации, приближенной к жизни. Кейс-метод формирует креативность мышления, гибкость в принятии решений, способствует развитию soft skills: умения работать в команде, убеждать и искать компромиссы.
Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.
Анализ проблемы состоит из следующих шагов:
1. Предварительное описание проблемной ситуации;
2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;
3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;
4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата);
5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение;
6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения;
7.Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3;
8. Рефлексия.
3. Коллективный разбор ситуаций
Ситуация “Об отверженном ребёнке”
В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
СЛАЙД
1.Исследовательская задача:
• Что есть? – есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,
• Что не устраивает? – дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,
• Что нужно? – чтобы дети приняли мальчика в круг общения.
2.Прогнозная задача: помочь мальчику войти в детское общество
3.Изобретательская задача:
– выявить способности мальчика, значимые для других детей;
– подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.
– поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.
4.Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.
Самотоятельная работа групп
Ситуация №1.
Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.
СЛАЙД
1.Исследовательская задача:
• Что есть? – гиперактивный ребёнок.
• Что не устраивает? – его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.
• Что нужно? – чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.
2.Прогнозная задача: «Обратить вред с пользу»
3.Изобретательская задача:
– Выработать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для педагогов.
– Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, т. е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, снижая напряженность.
– излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания.
– дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности.
4.Идеальный конечный результат: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т. д., где “спрятано” следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.
СЛАЙД
Ситуация №2
Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.
СЛАЙД
1.Исследовательская задача:
• Что есть? – нетерпеливый ребенок.
• Что не устраивает? –ребенок часто перебивает педагога и сверстников, давая личные оценки происходящему.
• Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы.
2.Прогнозная задача:
– сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию.
3.Изобретательская задача:
– познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера.
– тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение.
– отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой. Такая «изоляция» почти всегда успокоительно действует на ребенка.
– установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их несоблюдения.
4.Идеальный конечный результат: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон». В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего
СЛАЙД
Ситуация №3
В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.
СЛАЙД
1.Исследовательская задача:
• Что есть? – робкий ребенок.
• Что не устраивает? – заниженное представление о собственных возможностях и способностях.
• Что нужно? – научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе.
2.Прогнозная задача:
– научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;
3.Изобретательская задача:
– выявить причину неуверенности в себе;
– научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи;
– повысить самооценку посредством игр для развития уверенности;
– подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов».
– одобрять инициативу.
4.Идеальный конечный результат: ребенок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов», а, следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности.
СЛАЙД
Ситуация №4
Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает
информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует
роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.
СЛАЙД
1.Исследовательская задача:
• Что есть? – несдержанный, импульсивный ребёнок.
• Что не устраивает? – Не умеет сдерживать себя в разных ситуациях.
• Что нужно? – научить слушать других.
2.Прогнозная задача:
– научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;
3.Изобретательская задача:
– Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали
свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».
– Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».
– Заинтересовать ребенка другими видами деятельности (кружковая работа, шахматы, шашки).
– Работа с родителями. Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка.
Если родитель не осознает проблему, то найти точки соприкосновения по вопросам
формирования адекватной самооценки.
4.Идеальный конечный результат: ребёнок не мешает другим детям выступать, рассказывать стихи, отлично справляется с особой ролью «суфлера». Свою хорошую память с успехом применяет в игре в шахматы. Имеет адекватную самооценку.
5. Рефлексия
Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании, новых компетенций воспитателя.
6. Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой : «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».
3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».
7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».
8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».
9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».
10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
-Схема Кейса – 4 (подгруппы)
– ситуации по 2 * 4 (подгруппы)
– ситуации 1 * 4 (подгруппы)
Анализ проблемы состоит из следующих шагов:
1. Предварительное описание проблемной ситуации;
2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;
3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;
4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата);
5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение;
6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения;
7.Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3;
8. Рефлексия.
Ситуация “Об отверженном ребёнке”
В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
СЛАЙД
1.Исследовательская задача:
• Что есть? – есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,
• Что не устраивает? – дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,
• Что нужно? – чтобы дети приняли мальчика в круг общения.
2.Прогнозная задача: помочь мальчику войти в детское общество
3.Изобретательская задача:
– выявить способности мальчика, значимые для других детей;
– подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.
– поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.
4.Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.
Ситуация 1
Миша и Паша 5 лет начали драться на улице. Что делать воспитателю?
Ситуация 1.1
Дети самостоятельно играют игрушками. Когда пришло время убирать все
игрушки на свои места, один из ребят этого не захотел делать. Воспитатель подошла к мальчику и спросила:
– Ваня, почему ты не положил игрушки на место?
Мальчик помолчал, затем отвечает воспитателю:
– Я дома никогда их не убираю.
– А почему ты их никогда не убираешь? – спросила мальчика воспитатель. – Это делает мама.
Что на ваш взгляд является неправильным в поведении родителей мальчика, а именно его
мамы? Почему Ваня так повёл себя в группе?
Ситуация 2
Во время сон часа Аня 4 лет отказывается ложиться спать без мамы. Что делать воспитателю?
Ситуация 2.2
Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой. Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Завтра в садик не пойду! Мне дают
задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».
Как отреагировать маме?
Ситуация 3
После обеда дома мама начинает убирать со стола, мыть посуду. Дочка взяла
свою тарелку и понесла к раковине. Мама забрала у неё тарелку и сказала:
– Маша, не бери ничего, я сама сейчас быстро всё приберу. Иди лучше мультик посмотри.
Маша послушалась маму и ушла.
Что в данной ситуации мама девочки сделала неправильно? Как было бы лучше поступить в этом случае?
Ситуация 3.3
В детском саду наступил «День дежурного» по группе. Воспитатель
спрашивает у детей:
– Ребятки, кто сегодня хочет быть в роли дежурного, поднимите руку?
Ребята начали бойко поднимать руки и громко выкрикивать. Однако воспитатель поставила дежурным только одного из детей, по своему усмотрению, не объяснив свой поступок, почему выбрала именно его, а не кого-то другого.
В результате, все остальные дети начали ругаться между собой, а двое мальчиков даже
подрались.
Что педагог в данной ситуации сделала неправильно? Почему дети начали себя так вести? Как возможно разрешить сложившуюся проблему?
Ситуация 4
Петя во время прогулки на улице в детском саду каждый раз измазывается в
грязи.
Что делать воспитательнице?
Ситуация 4.4
В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.
Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше
всех», «Ты у меня – самая красивая».
А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя…»
Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?
Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?
Ситуация №1.
Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.
Ситуация №2
Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.
Ситуация №3
В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.
Ситуация №4
Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.
О чем речь? Кейс-метод – это инструмент образовательного процесса, с помощью которого решаются сложные задачи, не имеющие одного верного решения. Данный способ требует творческого подхода, а разбираемая ситуация должна быть реальной.
Где применяется? Метод кейсов известен давно, еще с античности, но полное признание получил примерно в 20-х годах ХХ века. Сегодня эта технология применяется и в вузах, и в бизнес-школах, и в детсадах. При этом требования и этапы схожи для каждой из этих сфер.
Суть кейс-метода
Кейс (от англ. сase) представляет собой описание некой конкретной ситуации или случая, включающего в себя проблему, требующую решения. Как правило, строится на реальных фактах.
Таким образом, решить кейс – значит провести анализ предлагаемой ситуации или случая и найти наиболее рациональное решение проблемы. Например: юрист решает кейс, анализируя все подробности дела, учитывая тонкости законодательства в конкретной ситуации и предлагая клиенту наилучший выход из ситуации.
Сотрудники любой сферы решают кейсы каждый день. Врач, ставя пациенту диагноз и выбирая лечение, также анализирует существующие проблемы и ищет оптимальный путь для их устранения. В менеджменте кейс-метод используется постоянно. Он присутствует на всех этапах бизнес-процесса. Ведь имеет значение каждая деталь: какой продукт выбрать для продажи, как его лучше прорекламировать, с какими партнёрами сотрудничать.
Методы кейс-технологии активно применяются и в образовании. Этот современный подход к обучению очень эффективен и показывает высокие результаты. Если сравнивать с традиционными способами, то данная технология имеет ряд плюсов:
- Практическая направленность.
Такой вид организации обучения позволяет использовать теоретическую базу знаний для решения практических проблем. Кейс-метод в обучении позволяет более полно погрузиться в понятия и проблемы, связанные с организацией и развитием бизнеса. Он более эффективен, чем прослушивание лекций или практика, предусмотренная обучением, так как она предполагает исключительно узкий участок работ.
- Интерактивный формат.
Использование кейс-метода делает усвоение материала более эффективным. Ученики максимально вовлечены в решение проблемы и вынуждены активно участвовать в разработке концепции для выхода из ситуации. Если работа идёт в команде, то все участники решают проблему от лица главного героя кейса. Важно, что педагогический метод кейсов направлен именно на совершенствование способности к выработке знаний, а не просто на их получение.
- Конкретные навыки.
Использование кейс-метода позволяет получить те навыки, которых нет в обучающем курсе, но которые окажутся необходимыми при выполнении работы. Это так называемые «мягкие навыки».
По сути, ситуации метод-кейсов представляют собой жизненные случаи и их последующий разбор. Поэтому аналоги такого типа обучения существуют с древних времён. Можно привести примеры кейс методов, известных ещё с античности: военачальники Спарты разбирали со своими подопечными реальные и гипотетические ситуации, имеющие место на поле боя. Сократ любил обсуждать с учениками всевозможные жизненные случаи и пути их решений.
Виды кейсов
Кейсы подразделяются на виды по разным основаниям.
По сложности
- Иллюстративные учебные ситуации.
Такие кейс-методы направлены на то, чтобы на конкретном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в предложенных обстоятельствах. В данном случае ситуации представляют собой описание конкретной проблемы в определённый период времени, что позволяет выявить и чётко сформулировать все влияющие на принятие решения аспекты. Цель такого кейса – верно диагностировать предложенную ситуацию и сформировать наиболее оптимальное решение для выхода из неё.
- Учебные ситуации.
Этот вариант представляет собой более сложную ситуацию, чем в предыдущем случае. В нём проблема не обозначается чётко. Обучающимся предлагается выборка статистических данных, проведённых опросов, различных исследований и т.д. Цель такого кейса – научить самостоятельно выявлять проблему в конкретной ситуации с последующим поиском оптимальных путей её решения на основе имеющихся ресурсов.
- Прикладные упражнения.
В них описывается конкретная ситуация, для которой необходимо найти решение. Цель такого кейса заключается именно в поиске пути разрешения проблемы.
Виды кейс-методов по целям и задачам обучения
- Направленные на обучение анализу и оценке.
- Обучающие принятию решений по устранению проблем.
- Изображающие проблему, решение или концепцию в целом.
Деление по степени информационной насыщенности
- Структурированный (highly structured) кейс.
Информация в нём изложена ёмко и чётко. Для того чтобы решить проблему, необходимо применить определённые формулы или модели. Имеют конкретное оптимальное решение.
- «Маленькие наброски» (short vignetts).
Такие кейсы обычно содержат не только основную информацию в объёме до 10 страниц, но и дополнительные данные в виде приложения. Они знакомят с ключевыми понятиями ситуации. При их решении ученик должен использовать собственные знания для устранения проблемы.
- Большие неструктурированные кейсы (long unstructured cases).
Обладают большим объёмом информации до 50 страниц и представляют собой самый сложный для анализа вид учебных заданий кейс-метода. При описании ситуации представлена очень подробная информация, включающая в себя и ненужные детали. Необходимые же сведения, наоборот, могут отсутствовать. Задача обучающегося заключается в том, чтобы распознать ценность информации и сделать выводы на основании имеющихся знаний.
- Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases).
При решении этих кейсов ученики должны применять не только теоретические знания и практические навыки, которые у них уже есть, но и выработать новые умения. Такой тип обучения направлен на развитие способности создавать новые решения в тривиальных обстоятельствах.
По степени воздействия источников выделяют следующие типы кейс-методов
- Практические кейсы.
Представляют собой реальные жизненные ситуации. Основная задача такого типа кейса – детально и подробно описать обстоятельства. Таким образом, он представляет собой практическую модель ситуации. Как правило, учебное назначение заключается в закреплении знаний, умений и модели принятия решений в конкретно обозначенной ситуации. Такие кейсы отличаются максимальной детализацией и наглядностью. Их суть заключается в формировании способности к наиболее рациональной деятельности.
- Обучающие кейсы.
Их основная задача заключается именно в обучении. Такие кейс-методы представляют собой типичные ситуации, с которыми ученику предстоит столкнуться в реальной жизни и в профессиональной деятельности. При этом жизненные обстоятельства здесь достаточно условны, так как на первом месте стоит воспитательная задача. Предлагаемый сюжет может быть не реальным, а гипотетическим, но при этом соответствующим жизненным реалиям.
- Научно-исследовательские кейсы.
Предназначены для проведения исследовательской деятельности. При этом представленная модель направлена на получение новых знаний о вариантах её развития и наиболее грамотного поведения в ней. Такой кейс-метод строится в соответствии с принципами создания исследовательской модели и применяется чаще всего как способ повышения квалификации специалистов, а также для профессиональной переподготовки.
Требования к кейсам
Для того чтобы кейс выполнил свои функции, а его решение принесло необходимый результат, существует ряд основных требований к его составлению:
- Кейс должен быть составлен в соответствии с уровнем знаний аудитории.
- Преподавателям и ученикам должна быть понятна суть ситуации. При этом важно понимать, какие учебные цели преследует обучение данному кейсу. Как правило, разбираемые ситуации должны быть приближены к реальным, с которыми специалисту доведётся столкнуться в будущем в ходе своей профессиональной деятельности.
- Достоверность фактов также играет немаловажную роль. Как правило, кейсы составляются на основе реальных событий, имеющих непосредственное отношение к изучаемому предмету. Кроме того, они могут быть сформулированы на основе абстрактных ситуаций, с которыми обычно сталкиваются компании в данной сфере деятельности. Всё же желательно, чтобы кейс описывал реальные обстоятельства и предлагал ситуацию с позиции лиц, непосредственно принимающих решение.
- Описываемая ситуация должна носить характер проблемы. При этом кейс должен быть составлен таким образом, чтобы решение задачи было неясным, что будет давать ученикам возможность самостоятельно найти необходимые пути выхода из ситуации. Предложенная проблема должна быть актуальной и располагать к дискуссии о возможных методах её решения. Это способствует наилучшему усвоению учебного материала и развитию самостоятельного мышления.
- Кейс должен быть увлекательным и красочным. Он должен заинтересовать студентов. Это возможно с помощью грамотного сторителлинга (от англ. storytelling 一 рассказывание историй). Благодаря использованию этого метода становится возможным донести до аудитории всю суть ситуации и заинтересовать обучающихся в поиске решения проблемы.
Есть принципы, которые позволяют сделать историю красочной и увлекательной:
- Яркая эмоциональная окрашенность истории.
- Обозначенное столкновение обстоятельств или интересов. При этом параллельно решается еще одна задача: возможно четко обозначить, как именно педагог хочет повлиять на студентов.
- Соблюдение правил композиции: наличие завязки, кульминации и развязки.
- История должна предполагать определенный вывод, к которому студент должен прийти самостоятельно.
Если учитывать эти принципы при построении кейса, он станет для студентов увлекательным и будет способствовать приобретению новых знаний и умений.
Этапы применения кейс-метода
Чаще всего данный тип обучения происходит в аудитории. Как правило, самостоятельно проводится только подготовительный этап.
Подготовительный этап
Выполняется преподавателем с целью провести соответствующую подготовку к занятиям и включает в себя:
- Формирование фактов и определение взаимоотношений участников в ходе анализа проблемы кейса.
- Моделирование предполагаемой ситуации, а именно: её предпосылки, развитие и оптимальное завершение.
- Определение тех вопросов и аргументов, которые должны появиться у участников обсуждения в том случае, если их ход мыслей идёт в верном направлении.
- Составление плана домашних заданий.
- Разработка системы оценок учащихся при различных вариантах решения кейса.
Студенты же на подготовительном этапе должны изучить текст ситуации, который был дан педагогам, и выполнить указанные преподавателем задания.
Реализация кейса
Ясно, что для анализа будет использоваться какая-либо ситуация. В качестве кейса может быть применено и художественное или публицистическое произведение. Такая история, как правило, включает в себя все необходимые элементы. В ней есть действующие лица с определённым типом взаимоотношений и мыслей, а также с проблемами, требующими решения.
Контекст кейса может быть самым разнообразным: эмоциональным, социальным, деятельным и пр. Это может быть сделано для того, чтобы участники учились выявлять основную проблему из общей массы информации. Иногда практикуются такие кейсы, часть трудностей в которых является ложными. Это помогает студентам научиться качественно и грамотно выявлять и устранять несущественные моменты, выявляя саму суть.
Диагностика ситуации
Этот этап метода кейсов включает в себя три основные части:
- В первой части даётся характеристика реальному состоянию объекта с учётом существующих параметров.
- Во второй части определяется то состояние объекта, которое должно быть при успешном применении заданных параметров.
- Третья часть представляет собой сравнение реального и желаемого состояния объекта.
В случае если реальное и желаемое состояние объекта не отличаются друг от друга, можно продолжить работу с кейсом на предмет выявления других проблем. Если же будут выявлены несоответствия в данном моменте, то необходимо установить их суть и выработать пути устранения.
Выработка альтернатив
На данном этапе диагностики ситуации происходит поиск альтернативных путей, которые решат обозначенную проблему. При этом выработка альтернатив является качественно новой фазой диагностики.
На этой стадии задача студентов заключается в том, чтобы выявить максимальное количество вариантов, которые аннулируют возникшие трудности. Успешным результатом считается разработка нескольких рациональных путей для этого, которые подлежат дальнейшему анализу.
Процесс обсуждения кейса предполагает собой решение и других задач, помимо развития познавательной деятельности и самостоятельности:
- Повышение мотивации при групповой работе.
- Создание атмосферы между учащимися, благоприятной для обсуждения темы и ведения дискуссий.
- Оценка уровня подготовки студентов и их знаний по различным вопросам.
- Стимуляция умственной работы учеников.
- Выработка энтузиазма у учащихся при обсуждении разных ситуаций.
- Анализ правильности выполнения студентами рабочих заданий и упражнений.
- Проверка освоенности материала и способности применять теоретические знания на практике.
- Формирование у студентов навыков дедукции, а также креативного подхода к ситуациям в разных областях.
Обсуждение выводов
Завершающий этап применения кейсов. Во время него учитель обсуждает с учениками установленные ими в ходе решения кейса проблемы и пути их решения. Как правило, этот этап происходит в форме дискуссии с заранее определённой целью и результатами, а также с установленным регламентом.
Необходимо, чтобы высказать свою точку зрения мог каждый участник группы. При этом он должен чётко аргументировать свою позицию. Преподавателю важно организовать слаженную работу всей группы. Для этого нужно сдерживать наиболее активных участников и грамотно подталкивать к высказыванию в беседе тех, кто имеет пассивную позицию.
Также важно учитывать эмоциональный и проблемный аспекты. Педагог должен умело управлять эмоциональными состояниями учащихся, а также концентрировать их внимание на наиболее важных вопросах.
Как правило, этап обсуждения выводов меньше поддаётся преподавательскому контролю, чем начальный. Ведь, если на начальном этапе ученики должны высказывать все мысли и эмоции, которые им приходят в голову, то в конце, напротив, нужно прийти к чёткому и конкретному результату, соответствующему целям кейса.
В качестве завершающего этапа можно использовать следующие методы:
- Составить краткое резюме на основе тех выводов, которые были сделаны в ходе решения кейса.
- Акцентировать внимание на дополнительных вопросах, которые были упущены в процессе обсуждения.
- Предоставить ряд новых данных в том случае, если при их применении дальнейшее развитие решение проблемы может отличаться от реализованного.
- Позволить учащимся самостоятельно сформулировать итоги. Это может быть сделано в индивидуальном или групповом виде. В зависимости от требований педагога, выводы могут быть устными или письменными.
Кейс-метод активно используется в организациях, деятельность которых направлена на обучение людей. Выявлено, что он существенно увеличивает результативность образовательного процесса и учит применять теоретические знания на практике. Кроме того, кейс-метод формирует мотивацию для получения новой информации.
Кейсы/Ситуационный практикум
Задания №3
- Решите педагогический кейс:
Преподаватель вуза ведёт интенсивную научно – исследовательскую деятельность, активно привлекая к ней сильных и заинтересованных студентов. При этом студенты «середнячки», слабые студенты, как правило, остаются без пристального внимания со стороны преподавателя на занятиях. Однако, предмет в итоге все сдают с первого раза (слабые студенты, как минимум, сдают на удовлетворительно)
Задание: Охарактеризуйте направленность этого преподавателя высшей школы:
- На себя
- На конкретную научную область знаний
- На студентов
Дайте практические рекомендации по преподаванию данному преподавателю с целью оптимизации работы со студентами.
Решение:
Ориентация этого преподавателя высшей школы оказывается на конкретную научную область знаний, а не на студентов. Хотя важно вести исследовательскую деятельность и привлекать к ней сильных учеников, не менее важно уделять внимание всем учащимся на уроке, независимо от их способностей.
К практическим рекомендациям педагога по оптимизации работы со студентами относятся:
Признайте, что все учащиеся обладают уникальными способностями и потенциалом: избегайте создания стереотипов или ярлыков на учащихся как «средних» или «слабых». Вместо этого сосредоточьтесь на их индивидуальных сильных сторонах и потенциале.
Внедрите методы инклюзивного обучения: вовлеките всех учащихся в классе, используя активные стратегии обучения, такие как групповая работа, обсуждения и проблемное обучение. Используйте различные методы обучения, чтобы удовлетворить различные стили обучения.
Предоставляйте индивидуальную поддержку: предлагайте дополнительную помощь учащимся, которые в ней нуждаются, в рабочее время, по электронной почте или через онлайн-ресурсы. Выявите учащихся, которые могут испытывать трудности, и предоставьте им дополнительные ресурсы и поддержку.
Регулярно оценивайте успеваемость учащихся: используйте формативное оценивание для оценки понимания учащимися материала на протяжении всего курса. Предоставляйте обратную связь, чтобы помочь им улучшить свое обучение и устранить любые неправильные представления.
Создайте благоприятную учебную среду: поощряйте учащихся к участию и обеспечьте безопасную и уважительную среду для дискуссий и дебатов. Установите взаимопонимание со студентами, проявляя интерес к их учебе и благополучию.
Принимая эти рекомендации, учитель может оптимизировать свою работу с учащимися, продвигать инклюзивные методы обучения и создавать благоприятную учебную среду, в которой все учащиеся могут процветать.
2. Решите педагогический кейс:
Преподаватель вуза обладает обширными знаниями по предмету, очень требовательный к студентам, нередко высмеивает нерадивых студентов на занятиях, многие студенты пересдают предмет по несколько раз. Преподаватель любит говорить такую фразу «На 5 мой предмет знает только Господь Бог, на 4 – Я. А 3 – это ваша оценка. Но её ещё надо заслужить»
Охарактеризуйте направленность профессиональной деятельности данного преподавателя:
- На себя
- На конкретную научную область знаний
- На студентов
Дайте практические рекомендации по преподаванию данному преподавателю с целью оптимизации работы со студентами.
Решение:
Направленность профессиональной деятельности этого педагога видится прежде всего ориентированной на собственный опыт и владение предметом. Они могут отдавать приоритет своим собственным интеллектуальным и академическим занятиям потребностям и результатам обучения своих учеников. Хотя у этого учителя могут быть добрые намерения и высокие стандарты, его методы преподавания и отношение могут иметь негативное влияние на вовлеченность, мотивацию и результаты обучения учащихся.
Практические рекомендации по оптимизации работы со студентами:
Создайте позитивную и уважительную атмосферу в классе: учитель должен избегать высмеивания учеников, а вместо этого должен создавать приветливую и инклюзивную атмосферу в классе, где учащиеся могут безопасно задавать вопросы и выражать свое мнение. Уважительное общение и положительное подкрепление могут побудить учащихся заняться предметом и участвовать в обсуждениях в классе.
Установите четкие цели обучения и ожидания: учитель должен четко сообщать цели обучения и ожидания от курса, а также предоставлять учащимся регулярную обратную связь об их прогрессе в достижении этих целей. Это может помочь учащимся оставаться мотивированными и заинтересованными, а также понимать, как их усилия связаны с результатами обучения.
Используйте различные методы и подходы к обучению. Учитель должен использовать различные методы и подходы к обучению, чтобы приспособиться к различным стилям обучения и привлечь учащихся с разным образованием и опытом. Методы активного обучения, такие как групповая работа, тематические исследования и экспериментальное обучение, могут помочь учащимся применять свои знания в практических ситуациях и развивать навыки критического мышления.
Обеспечьте поддержку и ресурсы для учащихся, испытывающих затруднения. Учитель должен предоставить дополнительную поддержку и ресурсы для учащихся, испытывающих затруднения в изучении предмета, например, репетиторство, рабочее время или онлайн-ресурсы. Это может помочь учащимся преодолеть трудности и развить более глубокое понимание предмета.
Способствовать развитию мышления: учитель должен поощрять учащихся развивать мышление роста, подчеркивая, что интеллект и успеваемость можно развить с помощью усилий и упорного труда. Это может помочь учащимся развить устойчивость, настойчивость и чувство ответственности за свои результаты обучения.
3. Решите педагогический кейс:
Была первая пара. Начиналась она рано, многие студенты добирались на занятия из Подмосковья. Преподаватель – очень авторитетный, строгий. Требовательный. Он объяснял материал и что – то рисовал на доске. Вдруг тихо отворилась дверь, и студент пытался незаметно занять крайнее место.
Преподаватель резко обернулся и 10 минут отчитывал опоздавшего студента. Говоря, что не потерпит такого неуважения и в следующий раз будет закрывать дверь на ключ.
Как Вы оцените действия преподавателя:
- Подобное поведение преподавателя способствует укрепление его авторитета и приучает студентов себя уважать. Не позволяя опаздывать.
- Подобное поведение не способствует установлению демократических «Субъект – субъектных отношений» между преподавателями и студентами, т.к. студент максимально старался никому не мешать и не отвлекать, а преподаватель. Наоборот 10 минут отчитывал студента, тем самым отвлекая других студентов от темы занятия
- Подобное поведение преподавателя способствует укреплению дисциплины на занятии, что положительным образом скажется на дальнейших занятиях.
Дайте практические рекомендации данному преподавателю с целью оптимизации работы со студентами.
Решение:
Поведение преподавателя в этом случае не способствует созданию положительной учебной среды и может негативно сказаться на вовлеченности и мотивации учащихся. Ругание учащегося за опоздание на 10 минут может быть воспринято как чрезмерное и может отбить у учащихся охоту участвовать в занятиях или рисковать.
Практические рекомендации по оптимизации работы со студентами:
Создайте позитивную и уважительную атмосферу в классе: учитель должен стремиться создать позитивную и уважительную атмосферу в классе, в которой учащиеся чувствуют себя в безопасности, чтобы выражать свое мнение и участвовать в дискуссиях. Учителю следует избегать применения карательных мер, которые могут отбить у учащихся интерес к предмету.
Установите четкие ожидания и последствия: учитель должен установить четкие ожидания в отношении посещаемости и пунктуальности и сообщать о последствиях несоблюдения в уважительной и позитивной манере. Например, учитель может объяснить, что посещаемость и пунктуальность важны для результатов обучения, и что учащиеся, которые постоянно опаздывают или отсутствуют, могут пропустить важную информацию или отстать в курсе.
Используйте положительное подкрепление: учитель должен использовать положительное подкрепление, чтобы поощрять желаемое поведение, например, приходить вовремя и участвовать в занятиях. Это может включать похвалу, признание и вознаграждение за хорошее поведение.
Поощряйте открытое общение: учитель должен поощрять открытое общение со студентами и создавать возможности для обратной связи и диалога. Это может помочь определить области для улучшения и укрепить доверие и уважение между учителями и учениками.
Постоянно улучшать методы обучения: учитель должен постоянно совершенствовать свои методы обучения и адаптироваться к потребностям и стилям обучения учащихся. Это может включать использование методов активного обучения, включение технологий и мультимедийных ресурсов, а также предоставление возможностей для дискуссий и занятий под руководством учащихся.
4. Решите педагогический кейс:
Занятие вел молодой преподаватель. Группа студентов очень активно готовилась к занятиям, отличалась сильным составом. Вдруг 1 студент задает преподавателю каверзный вопрос. Все притихли и ждали реакции преподавателя. А он сказал, что не сможет сразу ответить на этот вопрос. Ему надо время что бы уточнить правильный ответ, на следующем занятии обещал подробно ответить.
Как Вы оцените действия преподавателя:
- Преподаватель был не прав. Надо было ответить хоть что-то, а так, сказав. Что не знает – он подорвал свой и так пока невысокий авторитет
- Преподаватель был прав. Всего знать невозможно даже по своей предметной области. Преподаватель честно показал свое затруднение чем вызвал уважение
- Преподаватель был прав частично оптимальнее было бы ответить частично. Но сказать, что не совсем уверен, уточнит и более полно ответит на следующем занятии.
Выберите ответ и объясните свою позицию.
Решение:
Я бы оценил работу учителя как частично правильную. Хотя, возможно, было бы лучше ответить частично, чтобы продемонстрировать определенный уровень понимания, честность учителя в признании того, что он не знал ответа и ему нужно было время для разъяснения, показывает уровень смирения и честности, который может заслужить уважение учеников.
Учителям важно признать, что они не могут знать все и что можно признать, что они не знают ответа на вопрос. Таким образом, учителя могут смоделировать важность обучения на протяжении всей жизни и продемонстрировать, что поиск знаний — это непрерывный процесс.
Тем не менее, для учителей также важно быть подготовленными и хорошо осведомленными в своей предметной области в меру своих способностей. В этом случае учитель должен был попытаться дать некоторый частичный ответ, а затем дать более полный ответ на следующем уроке.
Таким образом, хотя учителям важно быть хорошо осведомленными и подготовленными, для них также важно быть честными, когда они не знают ответа, и демонстрировать готовность искать ответ.
5. Решите педагогический кейс:
В конце семестра преподаватель оглашает конечные результаты работы студентов по предмету. Часть студентов проявили себя отлично, и преподаватель оглашает список учащихся, которые получат «автомат». Студент Фролов не услы шал свою фамилию в списках, после чего начинает высказывать свое недовольство при всей группе, в достаточно грубой форме, ссылаясь на отсутствие объективности.
Как преподавателю сгладить данный конфликт?
Решение:
Преподаватель может разрешить этот конфликт, выполнив следующие действия:
Активно слушайте: Учитель должен позволить Фролову выразить свое недовольство и активно слушать, не перебивая. Учителю важно понять точку зрения ученика и причины его неудовлетворенности.
Сопереживать: Учитель должен попытаться поставить себя на место Фролова и понять, что он чувствует. Признайте его разочарование и сообщите, что вы понимаете, как важно для него добиться успеха.
Повторите критерии: учитель должен объяснить критерии, которые использовались для выставления оценок, и прояснить любые недоразумения. Важно предоставить конкретные отзывы о областях, которые нуждаются в улучшении, и объяснить, как Фролов может работать над улучшением своей работы в будущем.
Предложение решений: учитель может предложить Фролову некоторые решения, такие как дополнительная работа, дополнительные задания или возможность пересдать тест или задание, чтобы улучшить его оценку.
Сохраняйте профессионализм: Преподаватель должен сохранять профессиональную манеру поведения на протяжении всей беседы и не принимать никаких личных нападок или грубого поведения со стороны Фролова.
Таким образом, учитель может разрешить конфликт, активно слушая, сопереживая, повторяя критерии, предлагая решения и сохраняя профессионализм. Таким образом, учитель может помочь Фролову понять свою оценку и работать над улучшением своей успеваемости в будущем.
6. Изучите ФГОС ВО по выбранному направлению подготовки. Проанализируйте его по следующему плану:
а) Назовите направление подготовки.
б) Дайте определение ФГОС.
в) Рассмотрите и укажите основные структурные элементы ФГОС.
г) Как определены требования к результатам освоения основной образовательной программы?.
д) Что такое компетенции? Дайте определение, используя материалы лекций и учебно-методической литературы.
Решение:
а) Направление обучения в подсказке не указано.
б) ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт. Это документ, в котором излагаются цели, задачи и требования высшего образования в определенной области обучения. ГЭФ служит руководством для разработки учебных программ, учебных материалов и инструментов оценивания.
в) К основным структурным элементам ГЭФ относятся следующие:
Общие требования: В этом разделе излагаются принципы и задачи высшего образования в области обучения.
Профессиональные компетенции: В этом разделе описываются знания, навыки и умения, которыми должны обладать выпускники, чтобы добиться успеха в своей карьере.
Образовательные траектории: В этом разделе определяются различные пути, по которым учащиеся могут пойти в рамках области обучения, в зависимости от их интересов и целей.
Список дисциплин: В этом разделе представлен исчерпывающий список курсов и предметов, которые студенты должны изучать для достижения желаемых компетенций.
Критерии оценки: В этом разделе описываются критерии, которые будут использоваться для оценки успеваемости учащихся и определения того, овладели ли они компетенциями.
г) требования к результатам освоения основной образовательной программы определяются в процессе консультаций и сотрудничества педагогов, работодателей и других заинтересованных сторон. ГЭФ описывает компетенции, которыми студенты должны обладать по окончании учебы, и эти компетенции регулярно пересматриваются и обновляются на основе отзывов с мест.
д) Компетенции – это знания, навыки и умения, которыми должен обладать выпускник, чтобы добиться успеха в своей карьере. Согласно учебным материалам и лекциям, компетенции определяются как сочетание знаний, навыков и установок, которые позволяют людям эффективно и результативно выполнять задачи. Компетенции тесно связаны с запросами рынка труда и потребностями общества, и они постоянно развиваются в ответ на изменения в технологиях, экономике и социальных тенденциях. ГЭФ определяет конкретные компетенции, которыми должны обладать выпускники в конкретной области обучения, и эти компетенции служат руководством для разработки учебных программ и инструментов оценки.