Как составить литературную памятку

Анализ лирического произведения.

  1. Рассмотреть историю создания.
  2. Объяснить название (если оно есть).
  3. Определить тему.
  4. Раскрыть идею.
  5. Проследить развитие мысли, чувства, настроения.
  6. Рассмотреть композицию, определить особенности лирического сюжета.
  7. Раскрыть систему художественных образов и охарактеризовать их.
  8. Проанализировать язык:

а) изобразительно – выразительные средства (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение и пр.)

б) приёмы поэтического синтаксиса (инверсия, градация, многосоюзие, бессоюзие и пр.)

в) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы и пр.)

г) приемы поэтической фонетики (ассонанс, аллитерация и пр.)

  1. Рассмотреть особенности ритма, определить размер (ямб, хорей, дактиль,  анапест, амфибрахий), вид строфы, способ рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая), вид рифмы (точная, неточная), вид клаузулы мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая).
  2. Раскрыть жанровое своеобразие (ода, гимн, элегия, послание, баллада и пр.).
  3. Определить способ художественного выражения поэтической мысли, а также течение, направление, к которому был близок автор.
  4. Сделать обобщающий вывод об идейном содержании произведения.

Памятка

Анализ эпического произведения

План анализа художественного произведения

  1. История создания.
  2. Тематика.
  3. Проблематика.
  4. Идейная направленность и его эмоциональный пафос.
  5. Жанровое своеобразие.
  6. Система художественных образов и их внутренние связи.
  7. Центральные персонажи.
  8. Сюжет и особенности построения конфликта.
  9. Пейзаж, портрет, диалог, и монологи персонажей, интерьер.
  10. Речевой строй произведения (рассуждение, повествование, описание, отступления и т.д.).
  11. Общая архитектоника произведения.
  12.  Место произведения в истории русской и мировой литературе.

Памятка

Схема анализа эпизода

  1. Определить границы эпизода.
  2. Проанализировать его содержание: герои, их поступки, авторские размышления.
  3. Обрамление эпизода (пейзаж, лирические отступления), стилевые                    особенности, особенно композиции.
  4. Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найти сходные темы, мотивы, размышления автора.
  5. Указать, какую роль играет анализируемые эпизоды в идейном пространственного произведения, как он помогает понять авторскую концепцию.    

Памятка

Характеристика художественного образа или персонажа

Примерный план.

  1. Место персонажа в системе образов произведения.
  2. Характеристика персонажей как определенного социального типа;

а) социальное и материальное положение;

     б) внешность.

     3. Своеобразие его мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек и склонностей.

      3.1. Характер деятельности и основные жизненные устремления.

      3.2. Влияния на окружающих.

      4. Область чувств:

      а) отношение к окружающим;

      б) особенности внутренних переживаний.

      5. Авторское отношение к персонажу.

      6. Личные черты, которые выявляются в произведении:

      а) с помощью портрета;

      б) в авторской характеристике;

      в) через характеристику других действующих лиц;

      г) предысторией или биографией;

      д) через цель поступков;

      е) в речи;

      ж) окружающей обстановкой;

      7. Какая общественная проблема привела к созданию подобного образа?    

ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ КОНСПЕКТА

Конспект – более или менее развернутое, последовательное изложение содержания книги, статьи, лекции или другого источника. Он должен отражать не только основные положения, но и связки между «узлами» темы, обоснования и конкретизацию выводов и суждений.

Как написать конспект лекции

  1. Запишите план лекции. Если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции. Фиксируйте их в виде краткого плана на полях слева.
  2. Не старайтесь записывать каждое слово учителя, т. к. при этом можно пропустить главное, потерять нить суждений.
  3. Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.
  4. Не пишите на черновиках – это пустая трата времени. Оставляйте при записи лекции поля. Если что-то не успели записать, не переспрашивайте соседа, не просите учителя повторить. Оставьте свободное место или не законченную фразу, которую допишете потом.
  5. В тот же день, пока в памяти свежо содержание конспекта, внимательно прочитайте конспект, внесите в него необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.
  6. Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.

ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ КОНСПЕКТА

Как написать конспект по параграфу учебника

  1. Прочитай внимательно текст параграфа, определи главную его мысль.
  2. Начни работу с текстом параграфа сначала устно:

– подчеркни основные понятия, термины, события, даты;

– перечитывая каждый пункт параграфа, на полях книги или в черновике отметь главную идею (возможно формулирование собственного мнения или выбор цитат, отражающих эту идею);

– составь план конспекта, для того чтобы не осталось пропущенного материала;

– выдели вывод.

     3.  Отработанный устно материал, можешь отразить письменно в тетради.

     4.  Проверь свою работу на наличие ошибок, логически правильно

          выстроенного текста параграфа.

Памятка

Написания сочинения по литературному произведению

* Пишите сочинение по литературе только по прочитанному Вами  произведению.

*  Вдумывайтесь в название темы. Определите основную мысль, её   предстоит доказать.

* Уточните дату создания произведения, исторические события, во время которых происходит действие.

* Подобрав дополнительную литературу, прочитайте об авторе и этом произведении, отметьте удачные на Ваш взгляд определения и мысли.

* Выразите личное отношение к проблеме и герою.

* Выберете, какой тип речи (повествование, рассуждение, описание) будет у Вашего сочинения.

* Составьте примерный план.

* Не бойтесь коротко пересказывать содержание текста, но выберите такие эпизоды, которые отвечают на вопросы, обозначенные Вами в данном пункте плана.

* Подбирая цитаты, помните, они не должны быть слишком длинными. Если возможно приведите высказывания критиков или известных людей об этом произведении или герое.

* Напишите черновик, прочитайте его в слух, сделайте нужные поправки.

* Проверьте грамотность. Не ленитесь обращаться к словарям. Избегайте оборотов и слов, в написании и значении которых   сомневаетесь.

* Обратите внимание на оформление сочинения. Деления текста на абзацы должно быть логически оправдано.

* Перепишите. Обязательно перечитайте ещё раз, проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок.

ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ ЭССЕ

Эссе – мини- сочинение по представленной теме. Эссе должно восприниматься как единое целое, где четко выражена и понятна идея, не содержится ничего лишнего, лишь самая необходимая информация. Эссе показывает, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, собственные мировоззренческие идеи; содержит убедительную аргументацию по заявленной проблеме или позиции.

Структура  ЭССЕ

1.Начало  (актуализация заявленной темы эссе; составляет 20% всего объема работы).

2. Основная часть (начинается с четко сформулируемого учеником тезиса;  приводится 3 аргументированных доказательства или опровержение тезиса, выражающих личную позицию ученика; используется научный подход с необходимым набором научных терминов и понятий; составляет 60% от всего объема работы).

3.Вывод (заключительное суждение, отражающее личную позицию ученика, его взгляд и отношение на заявленную проблему; составляет 20% всего объема работы).

КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ

     Прежде чем приступить к написанию эссе нужно:

  1. Изучите заданный на дом теоретический материал.
  2. Уясните особенности заявленной темы.
  3. Продумайте, в чем заключается актуальность темы, чем это вызвано.
  4. Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему.
  5. Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут

            вам раскрыть суть тезиса и собственные позиции.

  1. Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.    

Требования к написанию эссе:

  1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея ясна и понятна.
  2. Эссе содержит только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
  3. Эссе должно иметь грамотное композиционное  построение, быть четким по структуре.
  4. Каждый абзац содержит только одну основную мысль.
  5. Эссе показывает, что его автор знает и осмысленно использует весь теоретический материал.
  6. Эссе содержит убедительную аргументацию по заявленной проблеме.
  7. Начинаться эссе должно с эпиграфов (ученик должен наизусть знать автора и те строки, чьи строки приводятся в качестве высказывания).

При написании эссе:  

  1. Напишите эссе в черновом варианте по представленной структуре.
  2. Проанализируйте содержание написанного.
  3. Проверьте стиль и грамотность (исправьте ошибки в собственных понятиях;

            композиционное построение эссе; логичность и последовательность).

  1. Внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Памятка

Написания изложения, близкому тексту.

1.Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2.Ответьте на вопросы. Данные в пособии или предложенные учителем.        В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.

3.Сформулируйте тему и основную мысль текста.

4.Определите, к какому типу речи относится текст.

5.Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.

6.определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в предложении или пересказе.

7. Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.

8.Закройте книгу; напишите первый вариант (или черновик) изложения, за тем после проверки и исправления перепишите его.

ПОПС – ФОРМУЛА

способ самостоятельного отстаивания собственной позиции учащимися, формирование умения четко, ясно, просто и лаконично выражать собственные мысли.

П                    позиция             ясно сформулированная, доступная для

                                                      всех твоя позиция по определенной проблеме

О                   объяснение        ссылки на общедоступные понятия, убеди-

                                                      тельность: потому, что ….

П                   пример                ссылки на источники, личный опыт, реально

                                                       подтверждаемые факты, имеющие общест-

                                                       венный интерес и значимость

С                    следствие              вывод, кратко подтверждающий суть пози-

                                                       ции, подводится итог, предлагаются конк-

                                                       ретные действия для решения проблемы

ПАМЯТКА ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ АРГУМЕНТАЦИИ

Аргумент– довод

Аргументация– доказательство

Событие– явление, повторяющееся в ходе исторического развития  общества.

Факт– явление никогда неповторяющееся в ходе исторического развития общества, единичное.

       Доказательство состоит из аргумента, рассуждения, вывода.

  1. Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
  1. Определи вывод, который будешь доказывать.
  1. Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
  1. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
  1. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводами.
  1. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

РАБОТА В ТВОРЧЕСКИХ ГРУППАХ

Работа в группах подразумевает групповую кратковременную (1урок) или средневременную работу (от 2 до 4 уроков) по представленной учителем, заявленной самими учащимися или  предусмотренной общеобразовательной программой учебной проблемы.

Структура творческой группы:

Для более успешной работы группа должна состоять из 4-5 человек. Роли распределяются в группе следующим образом: в 5-9 классах учитель определяет сам, в 10-11 классах учащиеся самостоятельно определяют роли.

Роли в творческой группе:

       – руководитель группы, обеспечивающий слаженную, продуктивную работу группы;

       – секретарь, обеспечивающий своевременное фиксирование изучаемого материала;

       – выступающий, выражает в краткой, лаконичной, доступной форме наработанный группой материал;

       – оппонент, поддерживает  или опровергает  выступление как представителей своей группы, так и представителей других групп (возможны 2 человека).

 Время работы группы:

       – кратковременная группа работает 1 урок (40 минут);

       – средневременная группа работает 2-4 урока(80-160 минут).

Оформление работы:

       – работа оформляется на листах А4;

       – работа оформляется на листе ватмана;

       – работа оформляется как коллаж;

       – работа оформляется как брошюра или проспект.

Перед началом работы учитель проговаривает, в каком виде должна быть оформлена работа.

                     * Оценивание работы группы:

        – оцениваются все участники группы одинаковой отметкой;

        – оценивается только выступающий;

        – оцениваются толь те участники, которые активно работали в группе.

Перед началом работы учитель проговаривает систему оценивания, чтобы не возникло недоразумения при оценивании в конце работы группы.

Памятка

Морфологический разбор частей речи

Имя существительное

1.Общее грамматическое значение (предмет)

2.Начальная форма (именительный падеж, единственное число)

3.Постоянные признаки:

 – Собственное или нарицательное,

 – Одушевлённое или неодушевлённое,

 – Род,

 – Склонение.

4.Непостоянные признаки:

 – Число,

 – Падеж.

5.Каким членом предложения являются (Синтаксическая роль).

Имя прилагательное

1.Общее грамматическое значение (Признак предмета).

2.Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).

3.Постоянные признаки:

– Качественное, относительное или притяжательное.

4.Непостоянные признаки:

– Полная или кратная форма,       только у качественных

– Степень сравнения,                     прилагательных.

– Число,

– род (в единственном числе),

– Падеж.

5.Каким членом предложения является (Синтаксическая роль).

Местоимения

1.Общее грамматическое значение (Указывает на примет, его признак и количество, не называя их).

2.Начальная форма (Именительный падеж).

3.Постоянные признаки:

 – Разряд.

4.Непостоянные признаки:

 – Число              если есть,

 – Род,

 – Падеж.

5.Каким членом предложения является (Синтаксическая роль).

Имя числительное

1.Общее грамматическое значение (число, порядок при счёте).

2.Начальная форма (Именительный падеж).

3.Постоянные признаки:

 – Количественное или порядковое,

 – Простое, сложное или составное.

4.Непостоянные признаки:

 – Падеж

 – Число (если есть)

 – Род.

5.Каким членом предложения является (Синтаксическая роль).

Наречие

1.Общее грамматическое значение (Указывает на признак  действия или признак другого признака);

2.Морфологические признаки:

 – Неизменяемость,

 – Степень сравнения (У наречий на – О).

3.Каким членом предложения является (Синтаксическая роль).

Предлог

1.Грамматическая роль (Для чего служит).

2.Простой или составной.

3.Производный или непроизводный.

                      Глагол

1.Общее грамматическое значение (Действие, состояние)

2.Начальная форма (Инфинитив).

3.Постоянные признаки:

 – Возвратный или невозвратный,

 – Вид,

 – Переходность,

 – Спряжение.

4.Непостоянные признаки:

 – Изъявительное, повелительное или сослагательное

Наклонение.

 – Падеж.

Для изъявительного:

 – Время ( настоящее, прошедшее , будущее ),

 – Число,

 – Лицо ( для настоящего и будущего простого времени).

Для повелительного:

 – Число.

Для Сослагательного:

 – Число,

 – Род.

5.Каким членом предложения является (синтаксическая роль).

Союз

1.Грамматическая роль (для чего служит).

2.Сочинительный или подчинительный.

3.Простой или составной.

Частица

1.Роль в предложении (Для чего служит).

2.Разряд.

Причастие

1.Начальная форма ( мужской род, единственное число, Именительный падеж).

2.От какого глагола образовано.

3.Постоянные признаки:

 – Действительное или страдательное,

 – Возвратное или невозвратное,

 – Вид,

 – Время.

4.Непостоянные признаки:

 – Полная или кратная форма (у страдательных причастий).

 – Число,

 – Род,

 – Падеж (у полных причастий)

5.Каким членом предложения является (синтаксическая роль).

Деепричастие

1.От какого глагола образовано

2.Вид.

3.Каким членом предложения является.

Памятка

Написания сжатого изложения.

При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы,но пропускаются излишние подробности.В тексте отбирается основное и существенное. ,исключается второстепенный материал и обобщение . При сжатии любого текста опускаются диалоги, описания природы, описания чувств, настроений. При этом сохраняются ключевые слова и обороты речи,а также наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста. Чтобы сжать текст нужно вычленить главную информацию, важно отобрать те действия. которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали  и подробности. Возможно преобразование стиля текста и его типа,.так как художественное повествование при сжатии утрачивает многие черты художественного стиля, прежде всего образность и эмоциональность .При сжатии рассуждения необходимо сохранить все аргументы, сократив подробности .

 Последовательность операций при сжатии текста.

1.Определить стиль исходного текста;

2.Уточнить тему и основную мысль ;при этом особое внимание обратить на заглавие и на подтекст;

3.Определить тип речи;

4.Проанализировать содержание текста (выявить микротемы., составить план.,

уточнить центральную часть )

5.Выполнить черновой вариант;

6.Проверить собственный текст на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.

7.Дважды прочитать собственный текст и отредактировать.

Памятки по чтению.
Правила чтения и обращения с книгой.
Как надо готовить чтение.
Учитесь читать правильно, выразительно.
Памятки к работе над сказкой, басней рассказом,стихотворением, статьей…

Содержимое публикации

Памятки по чтению

Правила чтения и обращения с книгой

1. Не берите книги грязными руками.
2. Читайте, сидя за удобным столом.
3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.
4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.
5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.
6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.
7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
8. Храните книги в закрытых полках.

Как надо готовить чтение

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
2. Прочитайте несколько раз эти слова.
3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.
4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

Учитесь читать правильно

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
2. Старайтесь понять то, о чем читаете.
3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.
4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

Учитесь читать выразительно

1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.
3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
6. Выделяйте голосом важные места.

Памятка к работе над сказкой

1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?
2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
4. Какие события описываются в сказке?
5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?
8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Памятка к работе над басней

1. Как называется басня? Кто ее автор?
2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?
3. Кто действует в басне?
4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
5. Что осуждается в басне?
6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
7. Что должен понять из этой басни читатель?
8. Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка к работе над стихотворением

1. Назовите стихотворение и его автора.
2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?
3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?
4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
6. Что вам понравилось в стихотворении?
7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Работа над лирическим стихотворением

1. Прочитайте стихотворение.
2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?
4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

Памятка к работе над статьей

1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.
2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?
3. О ком или о чем эта статья?
4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте каждую часть? Составьте план.
6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
7. Что нового вы узнали из прочитанного?
8. Что вы читали об этом раньше?

Памятка к работе над рассказом

1. Как называется рассказ? Кто его написал?
2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?
3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?
4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
5. О чем вы думали, читая рассказ?

Выделение главной мысли рассказа

1. Внимательно прочитайте рассказ.
2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.
3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.
4. Определите главную мысль рассказа.

Составление плана

1. Разделите рассказ на части.
2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.
3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.
4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

Выработка умения пересказывать полно

Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.

1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
2. Наметьте его основные смысловые части (картины).
3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).
4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.
5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Выработка умения пересказывать кратко

Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.

1. Перечитайте текст.
2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).
3. Расскажите о главном в каждой части.
4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.
5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Выработка умения отвечать на вопрос
по прочитанному тексту

Задание. Ответьте на вопросы.

1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).
2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).
3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).
4. Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.

Выработка умения составлять план текста

Задание. Составьте план рассказа.

1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).
2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).
3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).
4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).
5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.
6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Выработка умения составлять рассказ о герое
(или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

Задание. Составьте рассказ о герое.

1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).
2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.
5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
6. Составьте рассказ про себя.
7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

  Вам также может понравиться:

Всероссийский профессиональный конкурс для воспитателей и специалистов ДОУ «ИГРОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ»


Конкурсы

124 работы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»


Конкурсы

34 работы

Международный конкурс моделирования и конструирования из бумаги «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»

-192

Международный конкурс моделирования и конструирования из бумаги «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР
»

30 Ноября – 30 Ноября


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Презентации по литературному чтению для 2 класса «Отзыв по сказке Ш.Перро “Кот в сапогах”»
    Литературное чтение


  • Разное по литературному чтению для дошкольников «проект «Мини-музей Старинные игрушки»»
    Литературное чтение


  • Конспект занятия по литературному чтению для «”Дружба”»
    Литературное чтение


  • Конспект занятия по литературному чтению для 1 класса ««Чтение предложений с изученными буквами».»
    Литературное чтение


  • Конспект занятия по литературному чтению для дошкольников «Пересказ русской народной сказки «Волк и Лиса» для детей подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)»
    Литературное чтение

Муниципальное бюджетное

Общеобразовательное учреждение

«Плодовская средняя общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым

ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Составила учитель русского языка и литературы Костюк Инна Петровна

Содержание

Как отвечать на вопросы к тексту ……………………………Памятка № 1

Как составить план текста …………………………………… Памятка № 2

Как подготовить подробный пересказ текста …………… Памятка № 3

Как подготовить краткий пересказ текста ………………. Памятка № 4

Как работать над рассказом ………………………………… Памятка № 5

Как работать над статьей …………………………………… Памятка № 6

Как работать над сказкой …………………………………… Памятка № 7

Как работать с басней …………………………………………Памятка № 8

Как работать над стихотворением …………………………..Памятка № 9

Как выучить стихотворение наизусть …………………… Памятка № 10

Как читать выразительно ………………………………… Памятка №11

Как оценить выразительное чтение ……………………… Памятка № 12

Как работать с книгой по внеклассному чтению ……… Памятка № 13

Как работать над выписками……………………………… Памятка № 14

Как составить аннотацию …………………………………… Памятка № 15

Как подготовить доклад ……………………………………… Памятка №16

Как составить опорный конспект учебного текста ……… Памятка №17

ПАМЯТКА №1

Как отвечать на вопросы к тексту

  • Прочитай вопросы, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно.

  • Прочитай текст, думая об ответах на вопросы и отмечая в нем те места, которые важны.

  • Найди в тексте слова, предложения, абзацы – ответы на вопросы.

  • Отвечай на вопросы, используя текст учебной книги.

  • Закрой книгу и ответь вслух или про себя на все вопросы.

ПАМЯТКА №2

ПЛАН ТЕКСТА

ПЛАН ТЕКСТА – это краткая программа, предусматривающая

выделение частей текста и их взаимное расположение.

План текста может быть:

× устным или письменным,

× простым и сложным.

Пункты плана могут иметь форму

× только вопросов,

× только повествовательных предложений,

× предложений, выписанных из текста

План текста может быть

× цитатным,

× картинным.

Как составить план текста

1. Прочитай текст, обдумай прочитанное.

2. Читая повторно, пометь его смысловые части.

3. Раздели текст на части, отметив начало и конец каждой галочкой или другим условным значком.

4. Прочитай первую часть, выделяя в ней главное.

5. Озаглавь эту часть: запиши главное одним предложением, которое выражает законченную мысль.

6. Ту же работу проделай и по другим частям.

7. Проверь себя. Прочитай план, посмотри текст: убедись,

отражает ли план главное, не повторяются ли заголовки, помогут ли они вспомнить текст.

ПАМЯТКА №3

ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА

ПЕРЕСКАЗ – рассказ, изложение своими словами содержания текста.

Как подготовить подробный пересказ текста

  • Прочитай текст. Обрати внимание на слова, выражения, наиболее точно передающие основную мысль текста.

  • Составь план прочитанного.

  • Прочитай текст по частям, соответствующим пунктам плана.

  • Перескажи по плану, обращаясь к тексту.

5. Проверь себя: перескажи весь текст, закрыв книгу.

Памятка № 4

Как подготовить краткий пересказ текста

1. Внимательно прочитай текст.

2. Составь план прочитанного.

3. По первому пункту плана в первой части текста выдели основные мысли (2-3 предложения).

4. То же сделай по другим частям.

5. По плану, используя основные мысли частей, кратко перескажи текст.

6. Проверь себя: назвал ли главных героев, перечислил ли основные события, определил ли важные понятия, использовал ли опорные слова, без которых исчезнет смысл.

7. Подумай, нельзя ли сделать пересказ текста еще короче, но, не пропуская главного.

Памятка № 5

Как работать над рассказом

1. Как называется рассказ? Кто его написал?

2. Прочитай рассказ. Когда происходит действие, которое в нем описывается? Докажи.

3. Назови действующие лица. Что ты о них узнал?

4. Что случилось с героями рассказа? Как они себя вели?

Кто из действующих лиц тебе понравился и почему?

5. О чем ты думал, читая рассказ?

Памятка № 6

Как работать над статьей

1. Запомни, как называется статья и кто ее автор?

2. Прочитай статью. Какие слова и выражения ты не понял?

3. О ком (о чем) эта статья?

4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

5. Раздели статью на части. Составь план.

6. Какова главная мысль статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.

7. Что нового ты узнал о прочитанном?

8. Что раньше ты читал об этом?

Памятка № 7

Как работать над сказкой

1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

2. Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

3. Назови героев сказки. Дай им характеристику.

4. Какие события описываются в сказке?

5. Определи вид сказки.

6. Кто побеждает в сказке и почему?

7. Найдите в сказке слова и выражения, которые хотелось бы запомнить.

8. Как относится автор к персонажам сказки?

9. Что из этой сказки тебе запомнилось больше и почему?

10. Чему учит сказка?

Памятка № 8

Как работать с басней

1.Как называется басня? Кто ее автор?

2. Прочитай басню. О каких событиях рассказываются в басне?

3. Назови действующие лица басни?

4. Прочитай описание героев басни.

5. Что осуждается в басне?

6. Прочитай, как автор относится к событиям, описанным в басне.

Как он относится к героям?

7. Что должен понять читатель из этой басни?

8. Какое выражение басни стало крылатым?

9. Какова мораль басни?

Памятка № 9

Как работать над стихотворением

1. Назови стихотворение и его автора.

2. Прочитай стихотворение. О чем оно рассказывает?

3. Перечитай стихотворение ещё раз. Попробуй нарисовать словесные картины к стихотворению.

4. Какие слова и выражения использовал автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения.

5. Какие чувства выражает поэт в стихотворении?

6. Что тебе понравилось в стихотворении?

7. Подготовься к выразительному чтению стихотворения.

Памятка № 10

Как выучить стихотворение наизусть

1. Прочитай стихотворение вслух. Объясни смысл непонятных слов. Попробуй рассказать стихотворение своими словами.

2. Определи настроение, ритм стихотворения.

3. Прочитай стихотворение 2-3 раза, стараясь его запомнить.

4. Если стихотворение большое и трудно запоминается, то:

-раздели стихотворение на четверостишья или

смысловые отрывки,

-выучи первый отрывок,

-выучи второй отрывок,

-повтори первый и второй отрывки вместе,

-выучи следующие отрывки.

5. Расскажи всё стихотворение наизусть, при необходимости заглядывая в текст.

6. Повтори стихотворение по памяти еще 2-3 раза, не заглядывая в текст.

7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

8. Перед школой ещё раз прочитай стихотворение. А потом расскажи его наизусть.

Памятка № 11

Как читать выразительно

Помни: нельзя читать выразительно текст, если не понимаешь его.

1. Внимательно прочитай текст. Представь себе то, о чем читаешь.

2. Определи главную мысль прочитанного.

3. Определи свое отношение к событиям, героям. Постарайся при чтении передать это отношение интонацией.

4. Определи свою основную задачу чтения: что ты хочешь передать при чтении.

5. Читай, четко произнося слова, соблюдай паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

6. Выделяй голосом важные места, мысли.

7. Читай, представляя перед собой большой зал, наполненный зрителями.

Читай так, будто всё, о чём читаешь, ты видел или пережил сам.

Памятка № 12

Как оценить выразительное чтение

1. Ясно ли передал мысли автора, героев, их чувства?

2. Выразил ли свое отношение к читаемому?

3. Общался ли со слушателями или читал только для себя?

4. Правильно ли и чётко ли произносил слова?

5. Выделил ли при чтении главное?

6. Правильно ли делал паузы?

Памятка № 13

Как работать с книгой по внеклассному чтению

1. Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги. Прочитай фамилию автора и название книги.

2. Узнай из справочной литературы об авторе этой книги.

3. Найди аннотацию, прочитай.

4. Прочитай предисловие или вступление.

5. Ежедневно по главам читай книгу. Внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц у эпизодов, которые ты хотел бы прочитать своим товарищам.

6. Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.

7. Подумай над вопросами и заданиями учителя по книге. Выполни их.

8. Напиши отзыв о книге в читательский дневник или на карточку.

Отзыв о книге

Отзыв – это собственное мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь,

оценка кого-нибудь или чего-нибудь.

Виды отзывов о книге

ü Краткий пересказ содержания прочитанной книги с оценкой

основных событий, главных героев.

ü Пересказ эпизода книги, понравившегося более других,

с объяснением выбора данного эпизода.

ü Характеристика одного или нескольких героев книги.

Оценка поступков героев.

ВЫПИСКИ

ВЫПИСКИ – это либо цитаты – дословное воспроизведение того или иного отрывка текста, произведения, содержащего существенные мысли автора, характерные факты и т.п., либо краткое, близкое к дословному, изложение таких мест.

Памятка № 14

Как работать над выписками

1. Пронумеруй страницы в рабочей тетради и делай каждую

выписку на своей странице: на случай, если придется дополнять запись.

2. Записывая цитаты, заключай их в кавычки, оберегай текст от искажений.

3. Большие отрывки текста, предельно сократив формулировку, старайся записывать своими словами.

4. Всегда давай точные ссылки на источники (страницы книги, журнала).

5. Сокращай при письме ряд слов, учитывая, что:

а) при сокращенной записи надо сохранить корень слова.

б) оканчивай сокращенную запись на согласной;

с) пользуйся общепринятыми сокращениями

(аббревиатурами), употребляемыми в письменной речи.

д) возьми на заметку сокращения, принятые в словарях и энциклопедиях.

е) никогда не сокращай имена собственные.

Памятка № 15

Как составить аннотацию

АННОТАЦИЯ дает краткую информацию о содержании учебного текста книги.

  • Внимательно прочитай текст.

  • Определи и запиши его тему.

  • Перечисли главных героев.

  • Назови основные события.

  • Назови основные понятия,

раскрытые в тексте.

  • Сформулируй идею текста,

произведения.

Памятка № 16

Как подготовить доклад

ДОКЛАД

1.Публичное сообщение на

определенную тему.

2.Письменное или устное сообщение

руководителю о каком-либо деле.

1. Уточни тему и определи цель доклада.

2. Накопи материал. Вспомни все, что ты знаешь по данной теме.

3. Составь список литературы и прочитай ее.

4. Сделай выписки. Возьми на заметку все, что тебе может пригодиться для раскрытия темы доклада.

5. Составь план будущего доклада.

6. Построй связный рассказ, отбирая из накопленного материала необходимое по теме. Пользуйся планом.

7. Запиши текст доклада на черновике.

8. Отредактируй, откорректируй текст и перепиши его.

9. Написал – проверь! Соответствует ли содержание текста плану? Нет ли искажения фактов? Верно ли использованы слова, выражения? Правильно ли построены предложения? Нет ли орфографических ошибок?

Памятка № 17

Как составить опорный

конспект учебного текста

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

краткая запись содержания

учебного текста (лекции).

1. Внимательно прочитай текст. Выдели слова, предложения, передающие основную мысль текста.

2. Читая повторно, наметь его основные части.

3. Раздели текст на части.

4. Прочитай первую часть, выдели в ней главное.

5. Вырази главное двумя-тремя предложениями. Запиши их.

6. Ту же работу проделай и по другим частям.

7. Проверь себя. Прочитай конспект-опору, посмотри текст: убедись, отражает ли конспект самое главное, поможет ли он вспомнить текст и

воспроизвести его содержание кратко или подробно, устно или письменно

(по заданию учителя).

Понятие и виды памяток

Слово «памятка» в словарях русского языка определяется как «книжечка, содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь».

В современном понятии памятка — это средство вербальной и/или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной операции.

Памятка относится к особому речевому жанру, не только информационному, но и оказывающему воздействие на эмоции и эстетические чувства людей.

Важный аспект памятки о здоровье — побуждение населения к определенным действиям, направленным на профилактику заболеваний, и формирование сознательной установки на здоровый образа жизни.

Памятка может включать в себя:

  • факты по проблеме,
  • советы,
  • алгоритм действий в определенных случаях,
  • информацию об адресах и телефонах специализированных лечебно-профилактических и других учреждений и т.п.

Используются памятки в ситуациях, когда нет возможности непосредственного общения с аудиторией, и как дополнение к общению.

По   сравнению с   другими   средствами   пропаганды    здорового образа жизни памятки имеют ряд преимуществ, а именно:

  • воздействуют на конкретные группы людей, определенную аудиторию, что дает наибольший эффект;
  • дешевы и просты в изготовлении и распространении.

По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:

1. Памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс упражнений лечебной гимнастики, действия при появлении признаков инсульта, гипертонического криза и т.п.).

2. Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий, шагов (пример: измерение АД, подсчет индекса массы тела, количества хлебных единиц в продуктах и т.п.)

3. Памятка-совет, рекомендация. В ней целевая группа получает

рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие

(деятельность) осуществляется успешно (например, как сохранить

доверительные отношения с ребенком, как сознательно ограничить

употребление алкогольных напитков или снизить потребление соли; способы

быстрого снятия стресса, правила кормления ребенка грудью и т.п.).

4. Памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и

стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных

научных исследованиях.

5. Памятка-стимул, доминантой которой является стимулирование

человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п. (например,

сопоставление жизни с наркотиками и без них).

6. Памятка «вопрос-ответ». 

Деление это условно, поскольку в каждом виде памяток есть общее: информация, представленная с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от целеполагания, тематики, характера целевой аудитории, представлений и вкусов создателей данной памятки.

Рекомендации по составлению памяток

1. Разрабатывая информационное сообщение, всегда опирайтесь на

вопросы:

– чего мы хотим добиться?

– что люди должны понять в результате?

– какие действия они должны предпринять?

2. Четко следуйте цели. Не включайте в памятку материал, не относящийся к теме: он только отвлечет от основной идеи вашего сообщения. Следует помнить, что небольшой объем информации, как правило, не позволяет в тексте одной    памятки    затрагивать    слишком    много     аспектов    проблемы. Целесообразнее   выделить   лишь   один  из  них  и  именно   ему  посвятить содержание памятки. 

 3. Особое внимание уделяйте правильно составленному и рационально размещенному тексту.Текст памятки должен быть написан живым, ясным, доступным неспециалисту языком; предложения – краткими, набранными небольшими блоками; шрифт – простым, легко читаемым. Крупный шрифт облегчает прочтение материала людьми пожилого возраста. Ни в коем случае нельзя набирать текст декоративным, трудноразличимым шрифтом. Иллюстрации, ключевые слова, тематические строки информационного сообщения должны быть простыми и ясными. Все незнакомые специальные термины лучше объяснять. Текст нужно представить на проверку нескольким читателям, чтобы убедиться, что он не содержит двусмысленных фраз.

  4. Очень важно выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой текст будет восприниматься лучшим образом. Для облегчения восприятия материала используйте не слишком сложное оформление и  эффективные цвета. Цвет может служить для выделения наиболее важной информации. Выбирайте его осторожно, поскольку разные цвета вызывают разные эмоции, могут ассоциироваться с определенными идеями, образами.

 5. Вычитайте текст будущей памятки, т.к. грамматическая ошибка или стилистическая неточность могут вызвать недоверие к материалу.

 6. Иллюстрация в памятке всегда привлекает внимание. Могут использоваться эффектные сюжетные снимки, рисунок, диаграмма и т. п. Используемые зрительные образы должны обладать определенной силой воздействия.

    7.  Структурно текст памятки обычно представляет следующие блоки:

ñ заголовок (должен быть точным, кратким, набираться большими буквами; его цель — привлечь внимание); здесь же может быть указание, кому предназначена памятка (для населения, для подростков, для родителей, для медицинских работников и т. д.);

ñ ведущий абзац (заставляет читать текст дальше, интригует);

ñ средний абзац (развивает понимание и оценку предмета, отвечает на все вопросы);

ñ заключительный абзац (дает понять, какое действие от читателя желательно).

8. Материал памятки подбирается с расчетом на конкретную аудиторию. Внимание к той или иной информации зависит от того, насколько значимые сведения она содержит для определенной группы людей. И, например, памятка, призывающая подростков не употреблять наркотики, не курить и т.п., должна отличаться от памятки, обращенной по этой же проблеме к их родителям. 

9. Идейное содержание материалов памятки не должно вызывать у людей

страха и отрицательных эмоций. При составлении памяток для детско-

подростковой аудитории крайне важным является принцип

преимущественного позитива в изложении материала. Надо показать

подростку не то, как плохо курить, а как хорошо быть здоровым и не

курить; раскрыть преимущества жизни, свободной от никотина.

10. Необходимо осуществлять четкий, жесткий контроль также за

тиражированием и распространением памяток. Ибо то отрицательное

воздействие, которое способна принести непроверенная информация или информация, поданная не с тем акцентом и не той группе пользователей, способна повлечь за собой нарушение одного из краеугольных принципов профилактики и всей медицины в целом – принципа «Не навреди!». С этой целью следует создать при ЛПУ редакционный совет или редакционную коллегию и редактировать содержание и оформление готовых к выходу в свет информационных и методических материалов, в том числе памяток. В конце или в начале памятки обязательны выходные данные: указание на ее разработчиков. 

11. Убедительность материалов памятки зависит не от длинного перечня правил, советов, запретов и рекомендаций, не от сухой назидательности, а от того, насколько интересен и несложен текст. Можно «оживить» его, используя афоризм, четверостишие, расчет суточного рациона здорового питания и даже рецепт блюда. 

12. Всегда делайте пробный выпуск материалов для целевой группы. Чтобы убедиться в том, что разработанная памятка понятна целевой аудитории, отвечает ее возрастным, профессиональным и другим интересам, потребностям, нуждам и оказывает нужное воздействие, целесообразно проводить предварительную апробацию памятки в фокус-группах – как  один из способов получения «обратной связи» от аудитории.

Материалы, которые недостаточно хорошо запомнились, были не совсем понятны, недостаточно интересны, противоречивы или обидны для целевой аудитории, следует перерабатывать и вносить в них необходимые изменения. 

13. При разработке памяток специалистам здравоохранения  желательно сотрудничать с профессиональными творческими работниками в сфере коммуникации (работники рекламных агентств, дизайнеры-верстальщики, специалисты по компьютерной графике), гарантирующими высокое качество производимой продукции, будь то памятка, плакат, брошюра и т.п. В отсутствие такой возможности рекомендации по оформлению памяток можно найти с помощью поисковых систем в сети Интернет или творчески используя стилистику оформления разработчиков удачных образцов памяток. 

14. В рамках коммуникативных кампаний памятки целесообразно производить большими тиражами – это эффективно с точки зрения затрат. Имеет значение также и оперативность их доставки на соответствующие мероприятия, чтобы удовлетворить формирующийся интерес и потребности целевой аудитории.

Методические рекомендации подготовлены на основе материалов проекта «TASIC – Система профилактических мер и здоровье населения России»

Методические рекомендации по составлению и оформлению памятки

Слово «памятка» в словарях русского языка определяется как «книжечка, содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь».

В современном понятии памятка– это средство вербальной и / или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной деятельности.

Памятка относится к особому речевому жанру, не только информационному, но и оказывающему воздействие на эмоции и эстетические чувства людей.

Используются памятки в ситуациях, когда нет непосредственного общения с аудиторией, и / или как дополнение к общению.

По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:

1) памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс упражнений лечебной гимнастики, действия при появлении признаков инсульта и т.п.);

2) памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о выполнении конкретных действий, шагов (например, измерение артериального давления, подсчет индекса массы дела и др.);

3) памятка-совет (памятка-рекомендация), в которой целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно (например, способы быстрого снятия стресса, правила кормления ребенка грудью и др.);

4) памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях;

5) памятка-стимул, целью которой является стимулирование, мотивация человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п. (например, сопоставление жизни с наркотиками и без них);

6) памятка «вопрос – ответ».

Деление это условно, поскольку в каждом виде памяток есть общее: информация, представленная с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от цели, тематики, характера целевой аудитории, представлений и вкусов создателя памятки.

Правила составления и оформления памятки:

  1. Разрабатывая памятку, всегда задавайте себе вопросы:
    • Чего я хочу добиться?
    • Что люди должны понять в результате?
    • Какие действия они должны предпринять?
  2. Четко следуйте цели. Не включайте в памятку материал, не относящийся к теме: он только отвлекает от основной идеи вашего сообщения. Следует помнить, что небольшой объем информации не позволяет в тексте одной памятки затрагивать слишком много аспектов проблемы. Целесообразнее выделить лишь один из них и именно ему посвятить содержание памятки.
  3. Особое внимание уделяйте правильно составленному и рационально размещенному тексту. Текст памятки должен быть написан живым, ясным, доступным неспециалисту языком; предложения – краткими, набранными небольшими блоками; шрифт – простым, легко читаемым. Крупный шрифт облегчает прочтение материала людьми пожилого возраста. Ни в коем случае нельзя набирать текст декоративным, трудно различимым шрифтом. Иллюстрации, ключевые слова, тематические строки информационного сообщения должны быть простыми и ясными. Все незнакомые термины лучше объяснять. Текст лучше представить на проверку нескольким читателям, чтобы убедиться, что он не содержит двусмысленных фраз.
  4. Очень важно выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой текст будет восприниматься наилучшим образом. Для облегчения восприятия материала используйте не слишком сложное оформление. Цвет может служить для выделения наиболее важной информации. Выбирайте его осторожно, поскольку разные цвета вызывают разные эмоции, могут ассоциироваться с определенными идеями, образами.
  5. Проверяйте грамотность текста будущей памятки, т.к. грамматическая ошибка или стилистическая неточность могут вызвать недоверие к материалу.
  6. Иллюстрация в памятке всегда привлекает внимание. Могут использоваться фотографии, рисунки, диаграммы и т.д. используемые зрительные образы должны обладать определенной силой воздействия.
  7. Структурно текст памятки обычно представляет следующие блоки:
    • заголовок (должен быть точным, кратким, набираться большими буквами; его цель – привлечь внимание); здесь же может быть указание, кому предназначена памятка (для населения, для подростков, для родителей, для персонала и т.д.);
    • ведущий абзац – заставляет читать дальше, интригует;
    • средний абзац – развивает понимание и оценку предмета, отвечает на все вопросы;
    • заключительный абзац – дает понять, какое действие от читателя желательно.
  8. Материал памятки подбирается с расчетом на конкретную аудиторию. Внимание к той или информации зависит от того, насколько значимые сведения она содержит для определенной группы людей.
  9. Идейное содержание памятки не должно вызывать у людей страха или отрицательных эмоций. При составлении памяток для детско-подростковой аудитории крайне важным является принцип преимущественного позитива в изложении информации. Например, надо показать ребенку не то, как плохо курить, а как хорошо быть здоровым.
  10. Убедительность материалов памятки зависит не от длинного перечня правил, советов, запретов и рекомендаций, не от сухой назидательности, а от того, насколько интересен, несложен и полезен текст.

Оценка выполнения задания:

Баллы Критерии оценки
— содержание памятки полностью соответствует заданной теме; — информация полностью соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; — информация изложена логично и доступно; — визуальный ряд соответствует заданной теме; — оформление памятки эстетично, аккуратно, присутствует единый стиль
— содержание памятки в основном соответствует заданной теме, есть незначительные отклонения от темы задания; — информация в основном соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; — в изложении информации незначительно нарушена логика; — визуальный ряд в основном соответствует заданной теме; — присутствуют недочеты в оформлении памятки
— содержание памятки соответствует заданной теме частично, в тексте есть значительные отклонения от темы задания или тема задания раскрыта не полностью; — информация частично соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; — в изложении информации незначительно нарушена логика; — визуальный ряд частично соответствует заданной теме; — оформление памятки недостаточно эстетично и аккуратно, нарушено единство стиля
— задание не выполнено; — содержание памятки не соответствует заданной теме, тема не раскрыта; — информация не соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; — в изложении информации значительно нарушена логика; — визуальный ряд не соответствует заданной теме, либо отсутствует; — оформление памятки неэстетично, неаккуратно

Самостоятельная работа № 13

Тема: Психология конфликта

Цель работы: изучение правил рационального поведения в конфликтных ситуациях; развитие умений самостоятельного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности.

Задание:Разработка информационного буклета с рекомендациями «Правила поведения в конфликте».

Алгоритм выполнения работы:

  1. Изучите информацию о способах и правилах поведения в конфликте, предлагаемую в учебниках:
    • Жарова М.Н. Психология общения: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / М.Н. Жарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014 – стр. 163 – 167;
    • Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР, 2013 – стр. 339 — 345
  2. Осуществите поиск дополнительной информации о правилах поведения в конфликте с помощью сети Internet.
  3. Выберите целевую аудиторию (пациент / категория пациентов; медицинский работник / категория медицинских работников), для которой Вы разрабатываете информационный буклет.
  4. Проанализируйте содержание изученной информации и разработайте для выбранной целевой аудитории буклет об эффективных правилах поведения в конфликте. При составлении и оформлении буклета используйте методические рекомендации (см. ВСРС № 4).
  5. Подготовьте печатный вариант и устную презентацию буклета (регламент – 5 минут) к практическому занятию № 16.
  6. При подготовке устной презентации используйте критерии публичного представления результатов ВСРС (Приложение 6).

Оценка выполнения задания:

Баллы Критерии оценки
— содержание буклета полностью соответствует заданной теме; — информация полностью соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; — информация изложена логично и доступно; — визуальный ряд соответствует заданной теме; — оформление буклета эстетично, аккуратно, присутствует единый стиль
— содержание буклета в основном соответствует заданной теме, есть незначительные отклонения от темы задания; — информация в основном соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; — в изложении информации незначительно нарушена логика; — визуальный ряд в основном соответствует заданной теме; — присутствуют недочеты в оформлении буклета
— содержание буклета соответствует заданной теме частично, в тексте есть значительные отклонения от темы задания или тема задания раскрыта не полностью; — информация частично соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; — в изложении информации незначительно нарушена логика; — визуальный ряд частично соответствует заданной теме; — оформление буклета недостаточно эстетично и аккуратно, нарушено единство стиля
— задание не выполнено; — содержание буклета не соответствует заданной теме, тема не раскрыта; — информация не соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; — в изложении информации значительно нарушена логика; — визуальный ряд не соответствует заданной теме, либо отсутствует; — оформление буклета неэстетично, неаккуратно

Самостоятельная работа № 14

Тема: Психология соматического больного

Цель работы: изучение видов психологических особенностей личности при различных соматических заболеваниях; развитие умений самостоятельного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности; формирование профессионально-личностной мотивации.

Задание:Подготовка сообщения «Психологический профиль пациентов с отдельными соматическими заболеваниями».

Алгоритм выполнения работы:

  1. Изучите информацию о психологических профилях пациентов с различными соматическими заболеваниями, предлагаемую в учебнике Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии – стр. 319 – 336.
  2. Осуществите поиск дополнительной информации с помощью сети Internet.
  3. Проанализируйте содержание изученной информации и подготовьте сообщение о психологических особенностях пациентов с отдельными соматическими заболеваниями. При подготовке сообщения используйте методические рекомендации.
  4. Подготовьте устное представление сообщения (регламент – 5 минут) к практическому занятию № 17.
  5. При подготовке устной презентации используйте критерии оценки публичного представления ВСРС (Приложение 6).

Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s21528t9.html

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПАМЯТКИ

Памятка — свод кратких наставлений, правил, сведений о чем-либо, предмет, служащий напоминанием. Они составляются на разные темы и для разных людей, но, несмотря на их многообразие, существует общий порядок оформления памятки.

Самое главное – четко определите цель, задачу и тему, по которой вы будете делать памятку. Она должна быть посвящена конкретному вопросу и не касаться других тем.

С целью создания памятки, подбора необходимой информации и сведений можно использовать интернет, библиотеку или собственный проверенный практикой опыт. Вы должны быть уверены в достоверности и актуальности информации, используемой в памятке. Не стоит включать в памятку сведения, вызывающие у вас сомнения. Выбирайте только то, что наиболее подходит по теме.

Собранный вами материал подлежит тщательной обработке. Необходимо максимально сократить его, исключив все неважное. Излагать информацию лучше чёткими, емкими и короткими фразами — это улучшает её запоминание. Сокращённые предложения не должны потерять свой смысл. Длинные предложения лучше разбить на несколько коротких. Такая информация по форме изложения должна быть логичной, ясной (понятной), по содержанию отличаться оригинальностью и завершенностью. Текст должен быть без орфографических ошибок.

Памятку можно оформить как книжечку (брошюру) или как один лист А4, сложенный вдвое, это зависит от объёма вашего материала.

При создании памятки желательно придерживаться той цветовой гаммы, которая принята в вашем учреждении. Допускается размещение на лицевой стороне памятки логотипа учреждения. Но не стоит делать обложку очень яркой, можете даже оформить ее в черно-белом варианте. Страницы целесообразно оставить белого цвета, но допускается использование цветной бумаги (бледно-розовый, бледно-зеленый и т.д.), чтобы текст легко читаем. В необходимых случаях добавьте иллюстративный материал (таблицы, фотографии, схемы и т.п.) подходящие по теме памятки. Читатели сначала обычно просматривают картинки и выделенные фрагменты текста. Иногда на основании первого впечатления принимается следующее решение: читать внимательно или нет.

Обложка памятки должна содержать сведения об авторе (полное название учреждения), заглавие (выражающее основное содержание работы, её суть, идею), далее следует последовательно и в доступной форме изложение сведений (информация, инструкция, напоминание и пр.) подготовленных вами по теме памятки. В конце надо указать точный адрес учреждения и контактный телефон.

Памятка может быть использована как способ предоставления определённой информации для клиентов, а также призвана оказать помощь специалистам вашего учреждения (даёт алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов).

Источник статьи: http://kmc23.ru/?page_id=627

Методические рекомендации по составлению памятки и санбюллетня

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Методические рекомендации по составлению памятки

Памятка — краткое нормативное, производственно-практическое или

справочное издание (пособие), содержащее самые важные сведения, которыми надо руководствоваться, выполняя какую-либо операцию или осуществляя некоторую деятельность.

Для составления памятки по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература),изучить ее и выписать тезисы (основные мысли или основные действия).

Памятка составляется индивидуально.

Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.

Составление тезисов (перечня действий)

1. Предварительно изучите информацию по заданной теме с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), продумайте цель, которую вы ставите, приступая к работе над ней.

2. Внимательно изучите информацию, определите еѐ основную мысль.

3. Разделите информацию по заданной теме на смысловые части, определите микротемы.

4. Сформулируйте пункты плана, логически и последовательно связав их между собой.

5. Воспринимая текстовую информацию, стремитесь чѐтко представить себе, что является главным для автора, а что для вас.

6. Выберите для тезисов основные идеи и положения, отделив важные детали от подробностей, запишите их словами автора или собственными словами, разместив в определѐнной последовательности.

7. Руководствуйтесь основным принципом тезирования текста — не допускайте

8. Составьте тезисы, а затем, используя эти материалы, оформите памятку- на листе А4.

Памятка составлена верно, если:

— составленная памятка, соответствует изучаемому материалу, соблюдены

требования к составлению тезисов;

— основные требования к оформлению памятки соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в формулировке тезисов, пропущены некоторые действия, имеются упущения в оформлении;

Памятка составлена не верно, если:

— содержание памятки не соответствует изучаемой теме, обнаруживается

существенное непонимание проблемы.

Методические рекомендации по оформлению санбюллетеня

Санитарный бюллетень — это форма стенной печати. Он может быть посвящен только медицинской теме. Санитарный бюллетень — несистематическое, непериодическое издание, он может быть оригинальный или типовой, разработанный по образцу. Санбюллетень может быть рисованным или апплицированным. Размер санбюллетеня, как правило, 60-90 см, расположение — горизонтальное. Санбюллетень состоит из текстовой и изобразительной частей, причем текстовая часть преобладает.

Рекомендации к тексту . Текст санбюллетеня должен быть написан доступным языком. Он состоит из введения, основной части и заключения. Введение знакомит читателя с проблемой, основная часть раскрывает её суть.

Из содержания должна быть понятна польза предлагаемой информации. Заключение может состоять из вопросов и ответов или просто выводов автора. Латинские и сленговые термины использовать не рекомендуется, советы по лечению давать запрещается. Текст заканчивается лозунгом, призывом, вытекающим из темы. Человек должен приглашаться к немедленному действию.

Рекомендации к оформлению . Должны быть выделены абзацы. Такие знаки препинания, как восклицательный знак, многоточие, тире и т.д. должны использоваться как можно меньше. Важно помнить, что текст, заключенный в квадрат или круг, вызывает больше доверия. Текст не должен идти поверх иллюстрации.

Рекомендации к изобразительной части . Изобразительная часть вместе с текстовой не должны перегружать бюллетень, но и не должно оставаться свободного места, иначе он будет трудно читаться. Нужна разумная мера заполнения санбюллетеня. Лучше использовать одну впечатляющую иллюстрацию, чем несколько мелких.

Рекомендации к названию . Название должно быть броским, ярким и не запугивающим, оно должно отражать содержание бюллетеня, быть коротким, написанным шрифтом без наклона. Слово «санбюллетень» в заглавие не выносится. Оно пишется мелким шрифтом в правом нижнем углу, где указываются выходные данные.

Рекомендации к экспозиции . Санбюллетень должен вывешиваться на видном месте, так, чтобы его было удобно читать. Срок его экспозиции — не более двух недель. Вывешивать его повторно рекомендуется не раньше, чем через два-три месяца или накануне подъема сезонной заболеваемости. Правильно разработанный и оформленный санбюллетень — источник медицинских и гигиенических знаний.

Источник статьи: http://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-sostavleniyu-pamyatki-i-sanbyulletnya-2906688.html

Добавить комментарий