Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.
Определение
Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.
Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.
Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.
Основные требования к составлению
Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:
- Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
- Излагать данные лаконично и последовательно.
- Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
- Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
- Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.
План составления
Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:
- Напишите название темы, по которой составляется конспект.
- Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
- Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
- Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
- Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
- Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
- Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
- Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
- Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.
Преимущества
Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.
Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.
Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.
Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.
Использования педагогами
Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.
Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.
По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.
Выводы
Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.
Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.
ОПОРНЫЕ тематические конспекты по ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
и
МЕТОДИКА РАБОТЫ с опорными конспектами
Содержит опорные конспекты по истории России с древнейших времен до наших дней, краткие выводы к ним. Составлены на основе крупных тем, позволяют научить обучающихся видеть исторический процесс во всей его причинно-следственной целостности, повысить эффективность обучения.
Предназначено для учителей и обучащихся общеобразовательных учебных заведений, преподавателей истории и методики гуманитарных вузов, студентов, изучающих исторические дисциплины.
Методика работы с опорными конспектами.
Методика работы с опорным конспектом включает пять этапов. В зависимости от подготовленности обучащихся, продолжительности изучения истории, наличия навыков работы с таким дидактическим средством, отдельные этапы могут повторяться дважды, отдельные – исключаться вообще и т. д.
Первый этап.
Опорный конспект презентуется разными способами удобными для подачи информации . Преподаватель последовательно, в виде рассказа, расшифровывает опорные сигналы. Обучащиеся, не ведя никаких записей, внимательно слушают его.
Второй этап.
Опорные сигналы переносятся обучащимися в тетради. При этом рекомендуется учитывать и цветовую гамму обозначений .
Имея опорный конспект в тетради, каждый обучащийся теперь уже самостоятельно расшифровывает его. Преподаватель готов в любой момент оказать помощь испытывающим затруднение в данном виде работы.
Третий этап.
Отдельные обучащиеся, лучше по желанию, выходят поочередно и, используя изображения, расшифровывают, проговаривают вслух информацию конспекта в целом или его блоков.
Опорные конспекты по ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА (часть 1)
Славяне
Прародина славян – Карпаты, Судеты, Висла, Одер, Припять, верх. Днестра.
С V в. – миграция славянских племен и разделение их на западных, южных и восточных славян.
Восточные славяне (VIII – IX вв.)
Территория проживания: Восточно-Европейская равнина.
Занятия: земледелие (залежное, подсечно-огневое, пашенное), охота, бортничество.
Переход от военной демократии к государственности (вече князь воеводы).
Торговля: великие торговые пути «Из варяг в греки» и «Из варяг в персы».
Религия: язычество (культ природы), почитание предков. Мирная колонизация соседних территорий.
Древнерусское государство в IX-нач. XII вв.
Норманнская теория (Байер, Шлецер, Миллер): основатели Древнерусского государства – норманны, славяне не способны к созданию государственности.
Антинорманнская теория (М. Ломоносов) – государственность у славян сложилась до приходов варягов, название государства «Русь» – славянского происхождения, влияние варягов на образование государства минимально!!!
862 г. – призвание варяжского князя Рюрика в Новгород.
882 г. – объединение князем Олегом Новгорода и Киева.
Великий киевский князь бояре, дружина люди (смерды, горожане).
Формирование частного (княжеского, боярского и церковного) землевладения.
Вотчина (огневтина) зависимые категории (рядовичи, закупы, холопы).
988 г. – крещение Руси князем Владимиром.
Значение принятия христианства
-
Консолидация древнерусской народности
-
Создание единой государственной и церковной организации
-
Ускорение расслоения общества
-
Формирование церковного землевладения
-
Повышение международного авторитета государства
-
Развитие культуры и искусства
Политика первых русских князей
-
Расширение границ государства путем покорения славянских и финских племен
-
Сбор налогов (повоз, полюдье) – реформа княгини Ольги (945 г.) уроки, уставы, погосты
-
Оборона степных границ («богатырские заставы» и городки)
-
Походы на Византию и заключение выгодных торговых договоров (907 г., 911 г., 944 г.)
-
Разгром Волжской Булгарии и Хазарского каганата князем Святославом (965 – 967гг.)
«Русская правда»– первый письменный свод законов
-
Закрепление сложившихся феодальных отношений
-
Защита частной собственности
-
Введение ответственности за уголовные преступления и гражданские правонарушения
-
Определение социального статуса различных категорий населения
-
Введение единого порядка судопроизводства
-
Ликвидация кровной мести и других пережитков родового строя
Киевская Русь – раннефеодальная монархия Рюриковичей, в которой великий киевский князь являлся верховным правителем и собственником земель (смердина); очередной порядок правления определяли генеалогическая и территориальная лествицы.
Феодальная раздробленность на Руси
Причины: господство натурального хозяйства, формирование аппарата управления на местах, феодальные усобицы, формирование частного землевладения, упадок значения Киева.
1097 г. – Любечский съезд («…каждо да держит отчину свою).
1134 г. – смерть Мстислава Великого, распад Руси на самостоятельные княжества.
Основные центры феодальной раздробленности.
Владимиро-Суздальское княжество. Сильная княжеская власть, условное землевладение, освоение новых земель, бурный рост ремесла и торговли.
Галицко-Волынское княжество. Господство боярского землевладения, слабая княжеская власть.
Новгородская земля. Боярская феодальная республика, слабая княжеская власть, основные занятия: ремесло, торговля, охота.
Борьба народов Руси против иноземных захватчиков в XIIIв.
Монголо-татарское иго.
1223 г. – битва на Калке.
1237 – 1242 гг. – завоевание Бату-ханом русских княжеств.
1243 г. – образование Золотой Орды.
1245 – 1246 гг., 1257 г. – перепись населения («…сочли в число»).
1380 г. – Куликовская битва (Мамаево побоище)
1382 г. – нашествие хана Тохтамыша.
1480 г. – стояние на р. Угре, свержение монголо-татарского ига.
Последствия монголо-татарского ига:
-
Консервация натурального хозяйства, разрушение городской культуры
-
Усиление феодальной зависимости крестьян и прикрепление их к земле
-
Разорение русских земель и угон населения в рабство
-
Замедление централизации русского государства
-
Превращение русских княжеств в вассалов Золотой Орды
-
Получение права на великое княжения на основе ярлыка
Монголо-татарское иго отбросило развитие русских земель на 300 лет назад.
Экспансия шведских и немецких феодалов
Цель походов: захват новых территорий, обращение жителей Руси в католическую веру.
1240 г. – Невская битва, разгром шведских захватчиков князем Александром Ярославичем.
1242 г. – Ледовое побоище, разгром крестоносцев, отказ «псов-рыцарей» от продолжения захватов.
Усиление Московского княжества
Начало образования единого Российского государства (XIV – нач.XV вв.)
Причины возвышения Москвы:
-
Выгодное географическое положение
-
Перекресток важнейших торговых путей
-
Этнографический центр русских земель
-
Юго-западной и северо-западной колонизации
-
Защита Москвы порубежным княжествами
-
Дальновидная политика московских князей
-
Покровительство со стороны православной церкви
Деятельность московских князей:
1147 г. – первое летописное упоминание о Москве: «Приди, княже, ко мне в Москов!».
1276 – 1303 гг. – правление Даниила Александровича (присоединение Можайска и Коломны).
1303 – 1325 гг. – правление Юрия Данииловича (получение ярлыка на великое княжение(1318 г.), борьба с Тверью).
1325 – 1340 гг. – правление Ивана Калиты (поход против Твери, великое княжение – 1332 г.), прекращение набегов, сбор «выхода» в Орду, накопление финансовых средств, подчинение соседних княжеств, Москва – религиозный центр, дубовый кремль (1339 г.).
1353 – 1389 гг. – правление Дмитрия Донского. Противники: Тверь (1375 г.), Литва (1368 – 1372 г.), Золотая Орда!!! (Мамай).
Строительство каменного кремля (1367 г.), передача великокняжеского титула по наследству.
Правление Дмитрия Донского создало все предпосылки для создания единого централизованного государства, освобождения от чужеземного господства – процесса, на время прерванного кровавой борьбой Василия Темного и Дмитрия Шемяки во второй трети XV в.
Образование единого Российского государства
(конец XV – нач.XVI в.).
Как «улусник» стал «Руських стран христианским царем» и «государем всея Руси».
Иван III (1462 – 1505 гг.), Василий III (1505 – 1533 гг.).
Централизованное государство – государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти.
Особенности образования единого государства:
-
Ордынское иго
-
Внешняя опасность от Литвы и Ливонского ордена
-
Слабость городского населения
-
Объединение земель сильной княжеской властью
-
Формирование поместного землевладения
Политический строй
Царь
Боярская дума
Приказы
Уезды
(наместники – кормление)
Судебник 1497 г. – свод законов единого государства
-
Унификация правовых установлений
-
Упорядочивание судопроизводства
-
Правило Юрьева дня, пожилое
-
Вотчинное и поместное землевладение
Теория: «Москва – третий Рим»
«…два Рима, а третий стоит, а четвертому не быть».
-
Рюрик – потомок Пруса, брата Константина
-
Крещение жителей Поднепровья Андреем Первозванным
-
Византийское происхождение царских регалий (Мономах)
-
Женитьбы Ивана III на Софье Палеолог (византийской принцессе)
Внешняя политика
-
«Балтийский вопрос» – обеспечение полного равенства прав российского купечества в балтийской торговле, НО: русско-ливонские и русско-шведская войны отложили решение проблемы на полвека.
-
«Литовский вопрос» – присоединение земель, входивших в состав Киевской Руси.
Победоносные войны на западном рубеже привели к присоединению Смоленских и украинских земель.
-
Заключение военно-политического союза с Крымским ханством привело к гибели Большой Орды, ликвидации 300-летнего ига и получению Россией независимости. (1480г.)
Основные категории населения
-
«Знатные люди»: думные чины и окольничие (Рюриковичи, бывшие удельные князья, бояре)
-
Помещики: служба «конно, людно и оружно»
-
Крестьяне: черносошные и владельческие
-
Горожане: купцы и ремесленники. Наличие городского самоуправления (сотни – распределение податей и налогов, оборона, благоустройство и правопорядок). Привилегии сурожан и суконщиков.
-
Служилое казачество – защита пограничных рубежей, жалование от государства
-
Духовенство: черное и белое
-
«Слуги под дворским» – боярские холопы
Церковь и государство
1448 г. – образование автокефальной (независимой) православной церкви (ответ на Флорентийскую унию 1439 г.)
Духовный авторитет митрополитов Ионы, Алексия, преподобного Сергия.
Конфликт: иосифляне
Иосиф Волоцкий – монастырская земля как условие величия церкви и государя!
Нил Сорский – умысел владения землею – страшный грех «не желати то стяжати»!
Учение иосифлян обожествляло ВЛАСТЬ, вопрос об изъятии земель церкви был снят.
Объединение земель вокруг Москвы
Присоединение:
1463 г. – Ярославского княжества
1474 г. – Ростовского княжества
1478 г. – Великого Новгорода («…перебор людишек»)
1478 г. – Двинской земли
1485 г. – Тверского княжества
1489 г. – Вятской земли
1521 г. – Рязанского княжества
В 1300 г. Площадь Московского княжества – 20 тыс. кв. км. В 1533 г. – 2800 тыс. кВ. км.
Последняя треть XV – началоXVI века – период решительного шага в политическом объединении русских земель и создании единого государства – России, в рамках которого начинает складываться новая великорусская народность.
Усиление Российского централизованного государства в XVI веке
Реформы Ивана IV (1533-1584 гг.) и «Избранной Рады».
Цель: становление сословно-представительной монархии, укрепление государственного аппарата, ликвидация пережитков феодальной раздробленности.
Органы государственной власти во второй половине XVI в.
Местничество – система служебных отношений, в основе которой лежит знатность рода
Кормление – система назначения на судебно-административную должность, в основе которой лежит рента (корм) с населения.
Реформы 50-х гг. XVI в.
Принятие Судебника 1550 г. – нового свода законов.
Отмена кормлений. Губная реформа.
Создание системы приказов.
Создание постоянного (стрелецкого) войска.
Ограничение местничества.
Замедленные темпы проведения реформ привели к введению опричнины (1565-1572 гг.) – усилению террора и репрессий как средству достижения целей установления неограниченной власти царя и ликвидации остатков феодальной раздробленности.
Последствия опричнины:
-
поражение в Ливонской войне;
-
тяжелейший социально-экономический кризис;
-
усиление крепостной зависимости (1581 г. – введение заповедных лет, 1597 г. – введение урочных лет);
-
династический кризис конца XVI века (1581 г. – убийство царевича Ивана, 1591 г. – смерть царевича Дмитрия).
В нешняя политика России в XVI веке
Смутное время (1598-1613 гг.)
Смутное время – период слабости государственной власти, экономической разрухи. Гражданской войны и интервенции.
Причины смуты: опричнина. Династический кризис, борьба различных социальных групп за свое сословное положение.
Периоды смуты:
I. Династический – 1558 – 1606 гг. (правление Б. Годунова, воцарение Лжедмитрия I).
II. Социальный – 1606 – 1609 гг. (воцарение В. Шуйского, восстание И. Болотникова, «Тушинский вор», «Семибоярщина»).
III. Национальный – 1609 – 1612 гг. (открытая польско-шведская интервенция, IиII ополчения).
21 февраля 1613 г. – воцарение династии Романовых.
Россия в XVII веке
Новое в социально-экономическом развитии
Сельское хозяйство: рост товарного производства, специализация районов, перевод крестьян на денежный оброк.
Промышленность: переход вмелкотоварному производству, специализация районов, появление вотчинных, государственных и частных мануфактур (до 30).
Складывание всероссийского рынка
Политически строй России в XVII в. – абсолютная монархия
(до 1653 г.) Земский Собор патриарх всея Руси (с 1598 г.) (более 180 чел.)
Ликвидация местничества (1682 г.) (более 180 чел.)
Приказы (около 80)
Уезды (воеводы, земские и губные старосты)
«Бунташный век»
Причины обострения классовой борьбы:
-
усиление абсолютизма
-
усиление налогового гнета
-
установление крепостного права
-
церковные реформы патриарха Никона
1648 г. – «Соляной бунт»
1662 г. – «Медный бунт»
1670 – 1671 гг.–восстание под руководством С. Разина
1668 – 1676 гг. – Соловецкое восстание
Основные категории населения
Служилые люди, тяглые люди, холопы
Соборное Уложение 1649 г.
-
ликвидация «белых» слобод
-
ограничение церковного землевладения
-
гарантия привилегий боярства и дворянства
-
установление крепостного права
-
закрепление авторитета царской власти
Внешняя политика России в XVII в.
-
Успешное продвижение «втречь солнцу» (С.И. Дежнев, Е.П.Хабаров)
-
Частичное решение польского вопроса:
1654 г. – вхождение Украины в состав России,
1686 г. – «Вечный мир»с Польшей
-
Обострение отношение с Османской империей и крымским ханством.
-
«Крымские походы» заключение Бахчисарайского мира (1681 г.):
-
Перемирие на 20 лет
-
Признание присоединения к России Левобережной Украины с Киевом
Россия в первой половине XVIII века
Причины отсталости России в конце XVII века:
-
Незначительное количество мануфактур
-
Господство феодально-крепостнических отношений
-
Низкий уровень добычи полезных ископаемых
-
Слабый уровень развития международной торговли
-
Отсутствие регулярной армии и флота
-
Наличие громоздкого управленческого аппарата
Экономическое развитие страны
Цель: преодоление экономической отсталости, обеспечение армии оружием и снаряжением.
Переход к использованию принудительного труда на вотчинах, государственных (приписных) и посессионных мануфактурах (более 200).
Торговля:
1700 – 1719 гг. – система запретов, пошлин, налогов.
1719 – 1725 гг. – переход к политике меркантилизма и протекционизма.
Реформы Петра I
-
создание регулярной армии (1705 г.)
-
налоговая реформа (1718 – 1724 гг.)
-
сословная реформа (1714 г., 1722 г.)
-
реформа государственного аппарата
-
церковная реформа (1721 – 1722 гг.)
-
реформы в области культуры
-
городская реформа (1720 г.)
-
губернская (1708 г., 1719 г.)
Внешняя политика
Северная война (1700 – 1721 гг.)
Причина: выход в Балтийское море.
Ништадский мир (1721 г.)
Россия – морская держава
1711 г. – Прутский поход
1721 – 24 гг. – Каспийский поход
В результате преобразований Петра I Россия приобрела статус мировой державы (империи), было создано регулярное полицейское государство.
Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)
-
Отсутствие закона о престолонаследии
-
Усиление борьбы за трон соперничавших группировок
-
Усиление роли гвардии в государственных делах
1726 г. – создание Верховного Тайного совета как орудия власти в руках фаворитов (А.Д. Меньшиков, М.Д. Голицин).
1730 г. – «затейка верховников», кондиции Анне Иоанновне; «бироновщина», создание тайной канцелярии.
1741 – 1761 гг. – «дщерь державного Петра» Елизавета Петровна, участие России в Семилетней войне (1756 – 1762 гг.)
Россия во второй половине XVIII века
Правление Петра III (1761 – 1762 гг.)
Во время короткого правления Петра III (186 дней) был издан «Манифест о вольности дворянства», ликвидирована Тайная канцелярия, проведена секуляризация церковных земель.
Пренебрежение к русским и православным обычаям привело к государственному перевороту 28 июля 1762 года и воцарению Екатерины II.
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II (1762 – 1796 гг.)
Политика, в основе которой лежит абсолютная власть просвещенного монарха, хорошо знающего проблемы подданных и издающего справедливые и понятные каждому законы.
Реформы Екатерины II: цель – укрепление социальной базы абсолютизма
-
Реформа государственного аппарата – восстановление роли Сената.
-
Церковная реформа – секуляризация церковных земель и подчинение церкви государству.
-
«Учреждения для управления губерний»
-
Четкое определение функций власти на местах
-
Разделение России на 50 губерний, определение властных функций (адм, суд, финн.), создание губернаторской власти на местах при увеличении штатов чиновников.
-
Уложенная комиссия (1767 – 1768 гг.) – попытка выработки нового свода законов с привлечением представителей сословий (кроме крепостных крестьян).
-
«Жалованная грамота дворянству» (1775 г.) – подтверждение сословных привилегий дворянства, создание дворянских сословных учреждений, дворянство – «благородное сословие».
-
«Жалованная грамота городам» (1775 г.)
-
Введение системы городского самоуправления, выделение привилегированных групп населения (именитых граждан и гильдейского купечества), но крестьяне, жившие в городах, не входили в состав городского общества
-
Указы о праве дворян ссылать крестьян в Сибирь на каторгу, запрещение крестьянам жаловаться на помещиков «Пугачевщина» (1773 – 1775 гг.)
Внешняя политика
Задачи:
-
Решение «восточного вопроса» путем осуществления «греческого проекта» и включения Причерноморья в хозяйственную зону России.
Результаты русско-турецких войн (1768 – 1774 гг.) и (1787 – 1791 гг.):
-
Присоединение к России земель северного Причерноморья
-
Независимость Крымского ханства и его присоединение к России
-
Протекторат над Грузией с последующим вхождением в состав России
-
Строительство черноморского военно-морского флота (база – Севастополь)
-
Решение «польского вопроса» – сложная международная обстановка вынудила Россию принять участие в разделах Польши: (1772, 1793, 1795 гг.)
Результаты:
-
Потеря Речью Посполитой суверенитета и независимости
-
Присоединение Западной Украины, Белоруссии к России и закрепление ее позиций в Прибалтике: прекращение религиозных преследований.
-
Резкий всплеск национально-освободительного движения в Польше.
В результате преобразований ЕкатериныII упрочилась социальная база абсолютизма – дворянство, начинает формироваться купеческое сословие, резко ухудшается положение «подлого» сословия, невиданно вырастает международный авторитет Российской империи.
Правление Павла I (1796 – 1801 гг.)
«Павел превращал равенство прав в общее бесправие».
Реформы
1797 г. – «Разжалованные грамоты».
1797 г. – закон о престолонаследии.
Серия указов о мелочной регламентации частной жизни населения страны.
Крестьянский вопрос
1797 г. – указ о трехдневной барщине (рекомендательный)
1797 г. – запрет продажи безземельных крестьян
Массовая раздача государственных крестьян (600 тыс.)
Внешняя политика
-
Средиземноморский поход Ф.Ф. Ушакова – взятие Корфу (1799 г.)
-
Итальянский швейцарские походы А.В. Суворова (1799 г.)
-
Подготовка индийского похода (1800 г.)
Деспотизм Павла I и непоследовательность его политики привели к перевороту 11 марта 1801 г.
22
В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.
Оглавление:
- Что такое конспект?
- «Рациональное» (скоростное) конспектирование
- Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект
- Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару
- Заключение
Что такое конспект?
Слово «конспект» пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языком оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).
Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).
«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров (в т.ч. посмертно, силами их учеников).
Отличия конспектирования от стенографии
Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?
Ответы на эти вопросы нам представляет работа санкт-петербургского профессора Э.В. Минько (Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно – методическое пособие. СПб., 2001. С. 20-25). Во-первых, как уже упоминалось, конспектирование проявляет сугубо индивидуальные особенности отдельного человека; нередко даже его сокурсники не в состоянии «расшифровать» заложенную в конспекте информацию. Такая ситуация неприемлема для стенографиста: при обучении этой специальности обязателен к запоминанию определённый набор универсальных символов и знаков. Во-вторых, конспект должен быть легко «считываем»: человек всегда должен обладать возможностью вернуться к уже написанному и скорректировать последующий текст. Именно этим ценен «Корнельский метод конспектирования», о котором мы расскажем далее. В-третьих, конспект урока, лекции, визуальной информации – это не копия увиденного и услышанного, не дословная передача текста, а переложение его смысла.
«Рациональное» (скоростное) конспектирование
«Корнельский метод конспектирования»
Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.
Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.
Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.
В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.
Схематический план
Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).
В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ↔), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1.
Рисунок 1. Пример корнельского конспекта
Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект
Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).
Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.
Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).
Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).
Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)
Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару
План-конспект:
Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.
Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.
Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки. Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов. Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3.
Рисунок 3. Оболочка план – конспекта по теме: «Первая мировая война 1914-1918 гг.»
Текстуальный конспект:
Развёрнутый план – конспект отличают от текстуального конспекта – формы записи материала, когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие её тезисы в частности не являются доминантой структуры, а составляются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы; иными словами, именно цитатам в таком конспекте определяется центральное место, а тезисы, составленные на их основе, играют роль дополнений и пояснений.
Безусловно, составление такого плана – достаточно сложное дело, требующее хороших знаний в той дисциплине, по которой делается конспект, а также в смежных отраслях знаний. В средней школе, насколько нам известно, такой метод конспектирования распространён не очень широко; скорее им пользуются студенты, ориентированные на серьёзную исследовательскую и проективную деятельность. Например, в среде историков такие конспекты очень распространены у тех исследователей, которые подолгу работают в архивах с личной перепиской, дневниками и воспоминаниями. В случае анализа таких источников простое перечисление тематики текстов или общих проблем, в них затрагиваемых, не приведёт к раскрытию индивидуальности автора источника личного происхождения; для понимания его внутреннего мира необходима опора на развёрнутые цитаты.
Многие историки и литературоведы выписывают цитаты своих «героев» на отдельные карточки небольшого размера: так на основе архивных выписок получаются целые картотеки, посвящённые высказываниям отдельного человека. Карточки можно систематизировать по хронологии, тематике, упоминанию в них других персоналий и прочим признакам; на основе такой тематической подборки опытный исследователь может делать доклад на конференции или симпозиуме, не прибегая более ни к каким записям и конспектам.
Заключение
Мы не ставили себе целью перечислить абсолютно все виды конспектов или перечислить все известных нам способы сокращения вербальной информации, которую произносит учитель или лектор. Что касается наших примеров, то они также не могут дать исчерпывающего представления о способах сокращения отдельных слов или их замене на условные обозначения. Поэтому мы призываем читателей активно обсуждать нашу статью и делиться своими «рецептами» составления конспектов в форме для комментариев. Идеального конспекта нет и быть не может. Перефразируя известного героя: больше конспектов, хороших и разных! Для отзывов и комментариев используйте форму ниже.
Автор: Михаил Земляков
Также читайте урок по структурированию информации для наилучшего ее запоминания.
Узнайте как развивать мышление и эффективнее обучаться на курсе Когнитивистика: развитие мышления.
На тренинге используются интерактивные игры, кейсы и упражнения, лучшие мировые тесты. Присоединяйтесь!
Ключевые слова:1LLL
Если ребенок уйдет с урока без единой записи, можно считать, что этот урок прошел зря. Ведь за неделю он будет погребен под тремя десятками других уроков.
Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Основа моей работы – «Линия жизни» В.В. Пасечника. Календарно-тематическое планирование и описание других уроков, включая дистанционные, ищите на главной странице канала.
Какие-то фрагментарные записи на уроках мои ученики вели еще с первых лет моей работы в школе. Но именно их фрагментарность меня и не устраивала. Тут фраза, там рисунок — цельной картины не было.
Мой внутренний учительский мир перевернулся, когда я прочитала серию книг Виктора Федоровича Шаталова, в которых он излагал свое видение школы, руководства школой, организации учебного процесса и ведения школьниками записей.
Вот это последнее стало для меня главным. В.Ф. Шаталов предлагал систему опорных сигналов, из которых выстраивался четкий, внятный, лаконичный и при этом очень емкий конспект.
Для примера предлагаю опорный конспект, приведенный В.Ф. Шаталовым в его книге «Эксперимент продолжается» (1989г.).
В этом конспекте всего 26 символов. На первый взгляд, ничего не ясно. Но если заранее прочитать теорию (прослушать объяснение учителя), то секундный взгляд на конспект позволяет вспомнить, что в 1789 году Александр Васильевич Суворов (его инициалы приведены позади названия реки) одержал победу на реке Рымник.
При этом у самого Суворова было 7 тысяч войска, а у союзников — 18 тысяч, окруженных 100 тысячами турок (о чем свидетельствуют стрелки на конспекте). Победа русского полководца была обеспечена глубоким обходным маневром (снова стрелка).
Прошло уже лет двадцать с тех пор, как я изучила эту тему, но все еще могу воспроизвести основные факты по этому опорному конспекту!
И тогда я с упоением начала составлять свои опорные конспекты и работать по ним в классе. Эти конспекты прошли некий путь эволюции:
- сначала отдельные схемы на каждый урок с использованием именно сигналов;
- затем комплексные схемы — все конспекты по теме на одном листе А4;
- потом словесные опорные конспекты, и снова отдельные по урокам.
Ниже представлен опорный конспект последнего поколения. Такие конспекты открыто лежат на моем сайте, разлетелись по Интернету и фигурируют на разных ресурсах под разным авторством.
Однако во всех этих конспектах меня не устраивало одно — их в готовом виде выдает учитель. А нужно, чтобы дети сами умели их составлять. И тогда родился урок, который я представляю вашему вниманию.
Называется он «Биология — наука о живой природе», является третьим по счету в моем планировании (о планировании речь идет здесь) и посвящен искусству создания опорных конспектов.
Цель этого урока я ставлю так: каждый ученик имеет представление о том, как коротко и емко законспектировать учебный материал. В качестве самого материала я беру текст параграфа 1 учебника Пасечника В.В.
После небольшого опроса (ссылка на презентацию в конце статьи) по изученному ранее материалу переходим к теме урока. Для создания запроса на содержание урока со стороны учеников использую диалог между персонажами Степой и Профессором. Предлагаю детям сначала самим обсудить, что же может предложить Профессор Степе.
Разумеется, дети быстро приходят к идее записей. Коротко обсуждаем плюсы и минусы так называемого студенческого конспекта, состоящего из полных предложений. Приходим к выводу,что он нам не годится.
Записываем в «Научном дневнике» тему урока и учимся составлять опорный конспект, состоящий из отдельных слов, связанных между собой стрелками, которые обозначают взаимосвязи.
Обучение составлению опорных конспектов состоит из трех этапов. На первом я предлагаю ученикам прочитать текст, найти его основные мысли и сформулировать их как можно короче. Работа проводится в группах (здесь мой материал о работе в группах), каждая группа высказывает свои предложения.
На втором этапе я подаю на экран слова, из которых будет состоять наш опорный конспект. Прежде чем продолжать работу, обсуждаем перечень слов, выясняем, какие из них уже названы, а какие ученики пропустили.
Далее каждая группа называет главное слово, которое будет объединять все записи. Конечно, это слово — биология.
На третьем этапе из предложенных слов составляем схему. Вариант такой схемы вы видите на слайде. У меня были заранее заготовлены цветные пометки, которые я расставляю на схеме и обязательно поясняю их значение. Зеленым цветом мы всегда будем закрашивать тему урока. Желтым — так называемый первый круг вопросов.
Добавлю, что все наши конспекты пронумерованы. Например, ОК-5-1. Здесь ОК — означает «опорный конспект», 5 – «пятый класс», 1 — порядковый номер.
Приведу также другой вариант составления опорного конспекта — без заготовленных слов, письменно на доске. Такой вариант, на мой взгляд, предпочтительнее, поскольку предполагает изрядную долю экспромта (мало ли какая мысль родится на уроке!). Однако меня подводит почерк. Мелом я пишу красиво, а вот стилусом — никак не получается. Тем более, что доска висит высоко и до ее верхней части я вообще не достаю.
Когда опорный конспект составлен, учимся отвечать по нему. Сначала я четко проговариваю ответ сама, не забывая водить указкой по конспекту и акцентировать на стрелках. Потом отвечает какой-либо ученик по желанию.
Если дети сообразительные, урок идет быстро и осталось еще хотя бы 10 минут, можно попросить учеников ответить по конспекту письменно и собрать тетради. В этом случае станет понятно, кто понял, а кто — нет. Отметки за эту работу ставлю только положительные.
Домашнее задание делится на две части. Для всех — читать параграф и проговаривать ОК-5-1. Задание по желанию отмечено зеленой галочкой — составить опорный конспект к параграфу по истории.
Смысл этого задания — показать детям, что мой предмет не единственный, по которому можно конспектировать учебный материал. Почему история — там самые длинные параграфы, поэтому новое умение однозначно пригодится.
Полный флипчарт для работы в программе ActiveInspire или в режиме «Доска» интерактивной панели лежит здесь.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.
Обновлено: 20.05.2023
Конспектирование – отображение полученной или изученной информации в сжатом, кратком виде – не просто полезный формат фиксирования данных. Но и эффективный способ запоминания всех тех сведений, что были законспектированы. Согласно исследованиям, такая работа одновременно задействует и зрительную, и слуховую память (если записывается излагаемое рассказчиком, лектором), и тактильную – в процессе непосредственной работы рук (записывание, печатание). В средней школе многие педагоги практикуют конспектирование как важнейший вид домашней и классной работы учеников. Нередко конспекты по истории России 6 класс задаются на дом, проверяются на оценку, становятся базой для подготовки к зачетам, контрольным.
Правила грамотного коспектирования уроков
Однако, чтобы сделанные собственноручно краткие записи уроков по истории России 6 класс приносили ученикам пользу, необходимо научиться делать их максимально верно, грамотно. А это получается далеко не у всех, не сразу. Чтобы по ним можно было готовиться, необходимо делать их по всем правилам:
- внимательно слушать, читать и анализировать поступающую информацию;
- уметь выделить главное, сформулировать, иногда в условиях ограниченного времени, основную мысль излагаемой информации;
- быстро записать данные в краткой форме, при этом уделяя внимание оформлению. Ведь сплошное “полотно” текста, пусть и верно составленного, крайне сложно будет воспринять, понять, и, следовательно, воспроизвести и запомнить впоследствии.
В рамках самой работы следует выделять:
- основное событие;
- дату/даты, имена и географические названия, где произошел, зафиксирован тот или иной исторический факт;
- основные особенности, отличительные черты произошедшего. Работа с текстом – выделение, шрифт, подчеркивание, в этой работе играют немаловажную роль, позволяя представить информацию максимально наглядно и удобно для дальнейшего применения.
Плюсы работы с конспектами
Нередко на такую работу в классе выделяется короткий отрезок времени. Поскольку далеко не все школьники умеют им грамотно распорядиться, результаты конспектирования получаются неудовлетворительными.
Во избежание ошибок, занижения отметок и отказа в конечном итоге от такого эффективного формата работы можно использовать конспекты уроков по истории России для 6 класса, обширная коллекция которых представлена на портале еуроки. Здесь есть законспектированные уроки по всем разделам и тематикам курса, изучаемого по различным программам, УМК, утвержденным и рекомендованным ФГОСами. Полезность работы с такими источниками очевидна:
- они составлены максимально грамотно и отвечают требованиям Стандартов;
- имеют продуманное оформление, позволяющее в максимально сжатые сроки найти и применить нужную запись;
- налицо наглядность и четкость изложения представленных данных.
Применяя эти материалы, шестиклассники в скором времени научатся самостоятельно конспектировать информацию по образцу. Этот полезный навык пригодится им и впоследствии, в том числе – после окончания школы, при поступлении в ВУЗы, техникумы, колледжи, а также – в профессиональной деятельности.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Евдокимова Э.А.учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №12 с Красногвардейского Опорные конспекты по истории 6 класс.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 607 888 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 10.02.2017 983
- PPTX 1.4 мбайт
- 4 скачивания
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Евдокимова Элеонора Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование
Время чтения: 1 минута
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.
Что такое конспект?
Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).
Отличия конспектирования от стенографии
Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?
Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.
Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.
Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.
В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.
Схематический план
Рисунок 1. Пример корнельского конспекта
Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект
Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).
Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).
Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).
Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару
План-конспект:
Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.
Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.
Текстуальный конспект:
Развёрнутый план – конспект отличают от текстуального конспекта – формы записи материала, когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие её тезисы в частности не являются доминантой структуры, а составляются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы; иными словами, именно цитатам в таком конспекте определяется центральное место, а тезисы, составленные на их основе, играют роль дополнений и пояснений.
Безусловно, составление такого плана – достаточно сложное дело, требующее хороших знаний в той дисциплине, по которой делается конспект, а также в смежных отраслях знаний. В средней школе, насколько нам известно, такой метод конспектирования распространён не очень широко; скорее им пользуются студенты, ориентированные на серьёзную исследовательскую и проективную деятельность. Например, в среде историков такие конспекты очень распространены у тех исследователей, которые подолгу работают в архивах с личной перепиской, дневниками и воспоминаниями. В случае анализа таких источников простое перечисление тематики текстов или общих проблем, в них затрагиваемых, не приведёт к раскрытию индивидуальности автора источника личного происхождения; для понимания его внутреннего мира необходима опора на развёрнутые цитаты.
Заключение
Также читайте урок по структурированию информации для наилучшего ее запоминания.
Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.
Определение
Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.
Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.
Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.
Основные требования к составлению
Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:
- Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
- Излагать данные лаконично и последовательно.
- Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
- Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
- Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.
План составления
Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:
- Напишите название темы, по которой составляется конспект.
- Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
- Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
- Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
- Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
- Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
- Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
- Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
- Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.
Преимущества
Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.
Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.
Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.
Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.
Использования педагогами
Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.
Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.
По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.
Выводы
Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.
Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.
Читайте также:
- Конституционный суд рф конспект лекции
- Конспект занятия по физкультуре в средней группе на тему игрушки
- Конспект по дисграфии на тему перенос слова
- Сложение двузначных чисел общий случай 2 класс школа 21 века конспект урока
- Передвижение в колонне по одному по указанным ориентирам конспект 2 класс