Как составит план конспект для военнослужащих

3.6.1. Подготовка к проведению занятий

В процессе подготовки к различным видам занятий можно выделить основные ключевые элементы (этапы):

подготовка руководителя;

разработка документов для проведения занятий;

подготовка обучающихся;

подготовка района (места) проведения занятия и его материального обеспечения.

Рассмотрим каждый из перечисленных этапов.

Подготовка руководителя к занятию означает:

определение и уяснение исходных данных (к ним относятся состав обучаемых, тема, учебные цели и вопросы (содержание) и условия проведения занятия, продолжительность, район (место) проведения, нормы расхода моторесурсов и других материальных средств, состав обеспечивающих (обслуживающих) подразделений);

изучение необходимых учебных материалов и литературы;

разработку документов для проведения занятия;

проведение рекогносцировки района (места) занятия;

планирование материального и технического обеспечения места (района) занятия;

завершение разработки документов для проведения занятий;

определение задач на подготовку обучаемых к занятию;

определение помощников руководителя занятия и их инструктирование (при необходимости).

Руководитель разрабатывает один из следующих документов: план (краткое отражение хода занятия), план-конспект или конспект (полное, развернутое отражение содержания занятия). Он вправе выбрать сам тип документа, что зависит от уровня его подготовки, сложности изучаемого материала и удобства пользования. Кроме указанного, по своему усмотрению его также разрабатывает схемы, графики, выписки и т. д.

План проведения занятия может быть представлен текстуально в тетради, на схеме (карте) или текстуально с приложением схемы. В нем отражаются исходные данные; тактический замысел (при необходимости) или ход занятия – общий и для отработки каждого учебного вопроса (при необходимости); мероприятия, проводимые руководителем занятия, с расчетом времени; материально-техническое обеспечение; порядок обозначения и имитации противника в ходе занятия (при необходимости); сигналы оповещения, управления и взаимодействия и др.

План-конспект включает исходные данные и излагает ход занятия (общий и для отработки каждого учебного вопроса). Последний расписывается, как правило, по трем частям: вступительной, основной и заключительной.

Во вступительной части отражаются: порядок приема доклада от командира подразделения (дежурного); порядок проверки наличия обучаемых, их внешнего вида и материального обеспечения; порядок осуществления контроля подготовленности обучаемых к занятию (при необходимости); требования безопасности (при необходимости); тема занятия, ее актуальность, учебные и воспитательные цели, вопросы занятия; порядок отработки учебных вопросов.

Основная часть содержит: наименования учебных вопросов и время их отработки; действия руководителя при отработке каждого учебного вопроса; ожидаемые действия обучаемых при этом.

Заключительная часть включает: порядок подведения итогов занятия (степень достижения целей, оценки обучающихся, выводы о качестве их подготовки к занятию, ответы на возникшие вопросы); постановку задачи на подготовку к очередному занятию; указания по проверке наличия материально-технического обеспечения и литературы, использованных в ходе занятия.

Степень детализации зависит от опыта и методических навыков руководителя. Если для проведения занятия назначается помощник руководителя, то его действия также отображаются в плане (плане-конспекте).

План (план-конспект) для проведения занятия утверждается старшим (обычно непосредственным) начальником и заблаговременно: командиром части – за неделю; командиром батальона (дивизиона) – за 3-4 дня; командиром роты (батареи) – за 2-3 дня. При этом утверждение должно стать элементом методической подготовки руководителя, так как старший командир (начальник), изучая представленный план (план-конспект) и беседуя с руководителем, определяет степень его подготовленности и, если необходимо, дает ему методические советы и рекомендации по проведению и материальному обеспечению занятия.

Кроме плана (плана-конспекта), для подготовки и проведения занятия могут разрабатываться другие документы: частные планы, задания, справочные данные, схемы, выписки и т. д. Порядок создания частного плана аналогичен рассмотренному выше.

В ходе подготовки обучающихся к занятию руководитель строит работу следующим образом:

оповещает личный состав о предстоящем занятии;

организует самостоятельную работу обучающихся накануне занятия;

ставит задачу по изучению личным составом боевых уставов, наставлений, руководств, своих функциональных обязанностей по занимаемой должности, нормативов, подлежащих отработке, а также требований безопасности на занятии;

контролирует подготовку обучающихся к занятию.

При подготовке района (места) занятия и материально-технического обеспечения руководитель обязан: определить, что требуется для обозначения противника, соседей и имитации огня (при необходимости); какие работы следует провести в целях подготовки района (места) занятия; конкретно указать, какие материальные средства, в каком количестве и к какому сроку подготовить.

Подготовка района (места) для проведения занятия возлагается на его руководителя, а в отдельных случаях и на других должностных лиц. Эта работа осуществляется заблаговременно. Выбирая место проведения, руководитель должен продумать и определить, где наиболее удобно отработать тот или иной учебный вопрос и какую материальную базу при этом использовать.

Подготовка штатной техники, вооружения, приборов, средств связи и других материальных средств возлагается на командиров подразделений, привлекаемых на занятия.

ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ

Знание личным составом уставов Вооруженных Сил является основой их сознательного и добросовестного выполнения служебных обязанностей, поддержания дисциплины и уставного внутреннего порядка в подразделении.

Основные задачи обучения:

  • изучить положения общевоинских уставов;
  • научить практически выполнять требования уставов при несении службы в суточном наряде и в повседневной жизни.

Организация обучения по уставам в основном аналогична организации занятий по строевой подготовке.

Подготовка руководителя к проведению занятий осуществляется на показных, инструкторско-методических занятиях, инструктажах. Однако основным видом подготовки к занятиям по уставам является самостоятельная работа.

  • Планомерная и систематическая самостоятельная работа в период подготовки к предстоящему занятию включает, как правило, ряд логически увязанных этапов деятельности руководителя:
  • уяснение темы, вопросов занятия и определение его целей;
  • сбор учебного материала, его подбор и систематизацию в соответствии с целями и учебными вопросами;
  • определение учебных мест и материального обеспечения;
  • разработку план-конспекта (плана) проведения занятия, состоящего из основной части занятия, вступления и заключения.

Немаловажное значение имеют подготовка места проведения занятия и его учебно-материальное обеспечение. Местом проведения занятия могут быть специализированный класс, казарма, караульный городок, комната для хранения оружия, помещение дежурного по парку, строевой плац и другие элементы военного городка.

Занятия по уставам проводятся в оборудованных городках, парках, казармах и других местах, где имеется возможность показать устройство, жизнь, быт и несение службы по уставу.

Руководитель занятия должен заранее проверить и убедиться, что на выбранном месте можно качественно отработать все учебные вопросы. При необходимости надо предварительно подготовить его. Эффективность занятия повышается, если стационарное оборудование места (объекта) дополнить соответствующими наглядными пособиями (схемами, рисунками, плакатами и т.д.) и техническими средствами обучения.

Нельзя проводить занятия на объектах, которые не дооборудованы или оборудованы с нарушениями требований уставов, приказов, наставлений. Это вызывает у обучаемых неверные, противоречивые толкования тех или иных положений уставов, чувство недоверия к офицеру, который проводит занятие.

УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОшибкаОткрыть документ и скачать его

УСТАВ ГАРНИЗОННОЙ И КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОшибкаОткрыть документ и скачать его

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОшибкаОткрыть документ и скачать его

СТРОЕВОЙ УСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОшибкаОткрыть документ и скачать его

О поощрениях

22.    Командир роты (боевого катера, корабля 4 ранга) имеет право:

  • а)    снимать ранее примененные им дисциплинарные взыскания, снимать дисциплинарные взыскания в случаях, указанных в статье 35 настоящего Устава;
  • б)    объявлять благодарность;
  • в)    сообщать на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга и о полученных поощрениях.

К сожалению, это “сообщение” становится официальным документом только после того, как начальник штаба поставит на нем печать. Хороший начальник штаба просто заверит подпись командира роты гербовой печатью. Плохой начнет выяснять за какие заслуги к солдату применено поощрение и будет объяснять вам, как применять дисциплинарную практику. Но это не все, есть статья 38.

38.    Поощрение – сообщение на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом исполнении им воинского долга и о полученных поощрениях – применяется в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. При этом на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего высылается похвальный лист с сообщением об образцовом исполнении им воинского долга и о полученных поощрениях.

Ищите Похвальный лист, командир роты! Простая бумага с напечатанным дизайном не пойдет.

Поэтому не применяйте этот вид поощрения. Лучше просто напишите письмо родителям солдата. Поверьте, это будет неплохим поощрением!

35.Военнослужащий, имеющий дисциплинарное взыскание, может быть поощрен только путем снятия ранее примененного взыскания. Право снятия дисциплинарного взыскания принадлежит тому командиру (начальнику), которым взыскание было применено, а также его прямым начальникам, имеющим не меньшую, чем у него, дисциплинарную власть.

Через полгода старайтесь снять взыскание “Как сыгравшее воспитательную роль”. Все равно оно уже забылось. Лучше снимите и наложите новое.

И о поощрении ценным подаркомОшибкаПределы сумм поощрения . Есть пределы, в которых начальники могут применять такой вид поощрения.

46.Военнослужащий считается не имеющим дисциплинарных взысканий после их снятия соответствующим командиром (начальником) или по истечении одного года со дня применения последнего взыскания, если за этот период к нему не было применено другое дисциплинарное взыскание. Для солдата срок можно сократить до полугода.

Взыскания

49.Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

Год – много, считайте десять дней. Странно наказывать за грязный подворотничок через год.

50.При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности выясняются обстоятельства совершения им дисциплинарного проступкаОшибкаОбстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность и осуществляется сбор доказательств.

Доказательствами при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности являются любые фактические данные, на основании которых командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств совершения военнослужащим дисциплинарного проступка.

В качестве доказательств допускаются:

  • объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;
  • объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности;
  • заключение и пояснения специалиста;
  • документы;
  • показания специальных технических средств;
  • вещественные доказательства.

По каждому взысканию можно прилагать хотя бы объяснительную записку. Но лучше об этом говорится в статье 81.

51. В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:

  • доставление;
  • задержание;
  • личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства;
  • изъятие вещей и документов;
  • временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;
  • отстранение от управления транспортным средством;
  • медицинское освидетельствование.

Правом применения указанных мер обладают:

  • командиры (начальники) от командира роты, им равные и выше – к военнослужащим, подчиненным им по службе;
  • дежурный по воинской части – к военнослужащим, младшим или равным ему по воинскому званию, проходящим военную службу в одной с ним воинской части, в случаях, не терпящих отлагательства;

Разбирательство

81.Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской    должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

Проще говоря – нарушитель пишет объяснительную под руководством своего непосредственного командира – пусть и тот попотеет. А командир роты еще и приговаривает: “Переписать! Вы, товарищ сержант плохо ему объяснили, что требуется!”

Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде.

Вот и требуйте в письменном виде!

Дисциплинарный арестОшибкаНаложение дисциплинарного ареста применяется в крайнем случае. Хотя с ним такая морока, что лучше не доводить до этого дело.

105.Командиры батальонов, полков, кораблей и им равные обязаны периодически просматривать служебные карточки для проверки правильности применения поощрений и взысканий. Каждый военнослужащий один раз в шесть месяцев, а также перед перемещением или переводом к новому месту службы должен быть ознакомлен со своей служебной карточкой под личную подпись.

Об этом забывают

Приложение 6 – о личном досмотре.

9. О применении к военнослужащему меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, за исключением меры, указанной в пункте 5 настоящего приложения, составляется протокол.

Протокол подписывается составившим его лицом и военнослужащим, к которому данные меры были применены, а в случае участия при применении таких мер понятых или других лиц -также этими лицами.

В случае отказа военнослужащего подписать протокол в нем делается соответствующая запись. Протокол приобщается к материалам о дисциплинарном проступке.

Конспекты по уставам

Тема: Военная присяга

Тема: Обязанности лиц суточного наряда. Обязанности дневального по роте

Тема: Обязанности лиц суточного наряда. Обязанности дневального по парку

Тема: Военнослужащие Вооруженных сил РФ и взаимоотношения между ними. Командиры и начальники. Старшие и младшие. Порядок отдачи и выполнения приказания. Воинское приветствие. О воинской вежливости. Ответственность за нарушение правил уставных взаимоотношений

Тема: Военнослужащие Вооруженных сил РФ и взаимоотношения между ними. Внутренний порядок. Распределение времени и повседневный порядок. Действия при подъеме по тревоге

Тема: Военнослужащие Вооруженных сил РФ и взаимоотношения между ними. Внутренний порядок. Форма одежды военнослужащих. Нормы снабжения вещевым имуществом и инвентарными вещами. Клеймение обмундирования и предметов вещевого имущества военнослужащих.

Тема: Военнослужащие Вооруженных сил РФ и взаимоотношения между ними. Внутренний порядок. Порядок хранения оружия и боеприпасов. Допуск в комнату для хранения оружия. Порядок выдачи оружия и боеприпасов.

Тема: Военнослужащие Вооруженных сил РФ и взаимоотношения между ними. Общие обязанности военнослужащих. Воинские звания и знаки различия. Права и ответственность военнослужащих. Порядок прохождения службы. Обязанности солдата

Тема: Военнослужащие Вооруженных сил РФ и взаимоотношения между ними. Порядок отдачи и выполнения приказания. Воинское приветствие. О воинской вежливости. Ответственность за нарушение правил уставных взаимоотношений

Тема: Военнослужащие Вооруженных сил РФ и взаимоотношения между ними. Внутренний порядок. Размещение военнослужащих. Помещения роты, их назначение, оборудование и содержание. Отопление, проветривание и освещение помещений. Размещение военнослужащих в спальных помещениях. Порядок хранения, приема и выдачи оружия. Требования безопасности при пользовании бытовыми приборами. Предназначение прикроватной тумбочки. Порядок хранения повседневного, специального и парадно-выходного обмундирования, обуви, личных вещей военнослужащих. Хранение вещевых мешков с положенными предметами, стальных шлемов, малых пехотных лопат и средств индивидуальной защиты. Порядок просушки обмундирования и обуви.

Тема: Военнослужащие Вооруженных сил РФ и взаимоотношения между ними. Внутренний порядок. Противопожарная защита. Первичные средства пожаротушения. Основные правила тушения пожара. Требования безопасности при работе с огнетушителями. Пожарный расчет

Тема: Обязанности лиц суточного наряда. Часовой и его обязанности. Действия при заряжании и разряжании оружия, приеме и сдаче поста, его охране, при всякого рода нарушениях порядка вблизи своего поста или на соседнем посту. Действия часового при нападении на пост. Порядок применения оружия.

Тема: Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания. Ответственность военнослужащих за воинские преступления и причинение государству материального ущерба

Тема: Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания. Обязанности военнослужащего по соблюдении. Воинской дисциплины. Применяемые поощрения и применяемые к солдатам дисциплинарные взыскания. Порядок применения поощрений, порядок применения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий.

Тема: Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих. Оздоровление условий службы быта, закаливание. Правила личной и общественной гигиены. Медицинский осмотр, медицинское обследование. Амбулаторный прием, стационарное лечение

Тема: Организация противопожарной защиты. Основные положения по организации противопожарной защиты в воинской части. Назначение пожарных команд, постов и расчетов. Обязанности военнослужащих по предупреждению и тушению пожара. Действия суточного наряда при возникновении пожара.

ПЛАН

проведения занятия по строевой подготовки

с личным составом кадет.

ТЕМА 1:   Общие положения. Правила ношения военной формы одежды.

ЗАНЯТИЕ 1, 2:   Строи и управление ими. Общие обязанности командиров и солдат перед

                      построением и в строю.

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Довести до личного состава требования строевого устава ВС РФ.

  2. Прививать обучаемым любовь к строю, военной форме одежды

    УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  3. Строи и управление ими.

Обязанности командиров и солдат перед построением и в строю.

Просмотр содержимого документа

«план-конспект по военной подготовке»

  1. Порядок подготовки командира к проведению занятия

Подготовка к
занятию по специальной (военно-технической)
подготовке

включает:

  • подготовку
    руководителя занятия (командира взвода)
    и его помощника;

  • составление
    плана (плана-конспекта) проведения
    занятия;

  • подготовку
    учебно-материальной базы;

  • подготовку
    обучаемых.

За два-три дня до
занятия руководитель (командир взвода)
должен уяснить тему и учебно-воспитательные
цели, т. е. понять, чему он должен научить
подчиненных и каких целей достичь в
ходе занятия. Тема и цель занятий
определяется из ротного расписания.

Учебные цели
определяются из содержания и объема
вопросов, предстоящих освоению. Если
основу специального занятия составляет
изучение материальной части, учебную
цель можно начать следующими словами:
«Изучить с личным составом взвода…».
В случае когда на специальном занятии
отрабатываются приемы и действия по
выполнению той или иной задачи РХБ
защиты, формулировку учебной цели начать
так: «Обучить личный состав приемам и
действиям по…» или «тренировать личный
состав взвода в выполнении норматива
(приемов и действий) по…». В зависимости
от объема и содержания занятия может
быть поставлена одна или две учебные
цели (в том числе, воспитательная). Затем
командир взвода выписывает из ротного
расписания или из программы боевой
подготовки номер темы и занятия, его
содержание и номер отрабатываемых
нормативов, время и место проведения
занятия, руководства и пособия.

Подготовку к
занятию необходимо начинать с изучения
соответствующих наставлений, инструкций,
учебных пособий и других источников.
Восстановив в памяти объем учебного
материала и исходя из целей предстоящего
занятия, определяется время на отработку
каждого из учебных вопросов, методика
отработки каждого из них, какую технику,
наглядные пособия, учебно-тренировочные
средства и другое обеспечение целесообразно
использовать в ходе занятия. При
подготовке к занятию необходимо также
учитывать уровень подготовки подчиненных
и опыт проведения предыдущих занятий.

После этого
составляется план или план-конспект
проведения занятия в произвольной
форме, который подписывается руководителем
занятия (командиром взвода) и утверждается
непосредственным начальником (командиром
роты, начальником службы РХБ защиты и
т . д.).

После утверждения
плана-конспекта командир взвода
организует подготовку подчиненных и
материального обеспечения к предстоящему
занятию. Он получает для них необходимую
литературу, знакомит с темой и содержанием
занятия, организует предварительной
изучение ими соответствующих вопросов,
дает указания по подготовке места
занятия, проверяет наличие и исправность
учебного имущества.

Подготовка
тактико-строевого занятия

включает:

  • личную
    подготовку руководителя занятия
    (командира взвода) к занятиям;

  • определение
    и уточнение исходных данных;

  • разработку
    плана проведения занятия;

  • подготовку
    района и материально-технического
    обеспечения занятия;

  • подготовку
    обучаемого подразделения.

Подготовка командира
взвода к занятиям осуществляется
заблаговременно с изучения уставов,
наставлений, руководств и инструкций.

Исходными
данными

для подготовки тактико-строевого
занятия

являются:

  • тема,
    учебные цели и учебные вопросы;

  • состав
    обучаемых;

  • время
    (днем, ночью), продолжительность, район
    проведения занятия;

  • расход
    моторесурсов (на занятия с материальной
    частью), имитационных и других средств.

Большая часть этих
данных определяется программами, планом
боевой подготовки и расписанием занятий.
Недостающие данные командир руководитель
занятия (командир взвода) определяет
самостоятельно или на основе указаний
вышестоящих командиров.

Уясняя тему занятия,
командир взвода должен раскрыть ее
содержание, т. е. определить, какие
тактические приемы и способы действий
и на фоне какой обстановки должны быть
отработаны в ходе занятия, с чего следует
начать и чем закончить отработку темы.

Уяснив тему,
командир взвода определяет учебные
цели для основных категорий обучаемых
и для подразделений в целом.

Количество и
содержание учебных вопросов на каждом
занятии зависит от содержания темы,
учебных целей, продолжительности занятия
и подготовленности обучаемых. На занятии
обычно отрабатываются наиболее важные
вопросы темы, требующие выработки у
обучаемых умений и навыков. При этом
следует отрабатывать такие вопросы,
которые требуют активных действий всех
обучаемых категорий и связаны с
выполнением приемов и действий при
решении специальных задач, без чего
нельзя добиться слаженности подразделений.

Для занятий,
проводимых ночью, следует подбирать
такие учебные вопросы, которые позволяли
бы научить личный состав быстро
ориентироваться в темноте и выполнять
свои задачи. При подготовке занятия,
особенно в ходе рекогносцировки,
предусматривается назначение в качестве
ориентиров таких местных предметов,
которые были бы заметны в условиях
ограниченной видимости.

Для обучения
личного состава наблюдению, ведению
огня из штатного оружия и выполнению
специальных задач ночью занятие
обеспечивается приборами ночного
видения, компасами, осветительными
патронами, мишенями (макетами) с
имитаторами выстрелов и ночных прицелов,
сигнальными фонарями и другими
осветительными средствами. При проведении
занятий ночью особое внимание обращается
на соблюдение свето- и звукомаскировки,
умение ориентироваться на местности,
готовить оружие и технику к действиям
ночью, ведение наблюдения и огня с
помощью ночных прицелов и в условиях
освещения, маневр силами им средствами,
опознавание личного состава и техники
и другим вопросам, вытекающим из
особенностей ночных действий.

Очень важно
определить по каким элементам (отдельным
приемам) будет отрабатываться каждый
учебный вопрос.

Исходные данные
для тактико-специальных занятий
,
порядок их определения и уточнения, а
также порядок подготовки в основном
такие же, как и при подготовке
тактико-строевых занятий. Количество
учебных вопросов в зависимости от темы,
учебных целей и продолжительности
занятия может колебаться в пределах 4
– 6. Для отработки вопросов организации
и динамики боевых действий следует
отводить столько времени, сколько на
это потребовалось бы в реальных боевых
действиях.

Определив учебные
вопросы и сделав расчет времени, командир
взвода создает на схеме тактическую
обстановку и соответственно этому
выбирает и рекогносцирует район занятия.

ПЛАН-КОНСПЕКТЫ
ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

1. Требования безопасности при проведении занятий по тактической подготовке, возможные последствия их нарушения (показать на конкретных примерах).
2. Ответственность (обязанности) должностных лиц и личного состава по соблюдению требований безопасности. Скачать

Тактико-строевое. Действия при перевозке войск. Погрузка вооружения и военной техники на подвижной состав (вагоны, суда, самолеты и вертолеты) и посадка личного состава. Выгрузка техники, вооружения в оборудованных и необорудованных местах. Проведение мероприятий, обеспечивающих безопасность погрузки и перевозки. Скачать

Показное. Ознакомление с вооружением и военной техникой воинской части. Скачать

Общевойсковой бой, виды боя. Общие обязанности военнослужащего в бою. Нормы Международного гуманитарного права. Скачать

Рассказ. Общевойсковой бой, способы его ведения и средства вооруженной борьбы. Бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр). Черты современного общевойскового боя и требования предъявляемые к нему. Общие обязанности военнослужащего в бою. Нормы Международного гуманитарного права.Скачать

Тактико-строевое. Основы управления в бою. Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью. Изучение нормативов: «Надевание противогаза или респиратора» и «Надевание общевойскового защитного комплекта и противогаза».Скачать

Тактико-строевое. Подготовка обороны. Выбор места для стрельбы с учетом маскирующих и защитных свойств местности, а также местных предметов; его оборудование и маскировка. Подготовка к ведению огня днем (ночью): изучение местности; определение расстояний до ориентиров; закрытых (непоражаемых) участков местности и вероятных путей движения противника. Наблюдение за противником и местностью днем (ночью), доклад командиру о результатах наблюдения. Изучение нормативов: «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств», «Занятие окопа, траншеи, позиции (огневой позиции), опорного пункта или указанного места военнослужащим».
Скачать

Действия солдата в обороне. Переход к обороне вне соприкосновения с противником. Выбор и занятие места для стрельбы. Отрывка и маскировка одиночного окопа (лежа). Приспособление местных предметов к обороне, расчистка сектора обстрела и маскировка окопа. Подготовка оружия и боеприпасов к ведению огня. Наблюдение за полем боя. Изучение нормативов: «Занятие окопа, траншеи, позиции (огневой позиции), опорного пункта или указанного места военнослужащим» и «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств».
Переход к обороне в условиях непосредственного соприкосновения с противником. Занятие места для стрельбы под огнем противника. Самоокапывание и маскировка окопа (лежа). Ведение наблюдения. Действия по командам и сигналам командира отделения. Отражение атаки противника в ходе оборонительного боя. Ведение огня по команде командира и самостоятельно. Оценка и выбор цели, прицела и точки прицеливания. Отражение атаки живой силы противника. Уничтожение противника огнем, гранатой и в рукопашном бою. Изучение нормативов: «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств», «Изготовка к стрельбе из различных положений (лежа, с колена, стоя, из-за укрытия) при действиях в пешем порядке» и «Снаряжение магазина (ленты) патронами (присоединение порохового заряда к гранате)».
Скачать

Тактико-строевое. Действия при отражении атаки противника. Действия солдата во время огневой подготовки наступления противника, с получением сигнала о непосредственной угрозе применения противником оружия массового поражения. Ведение огня по противнику по мере его подхода к переднему краю обороны, смена места для стрельбы. Борьба с танками противника при преодолении заграждений и непосредственно перед позицией. Уничтожение противника перед позицией и при бое в траншее, взаимное прикрытие огнем в ходе боя, само- и взаимопомощь при ранении. Изучение нормативов: «Действия подразделения в обороне по занятию укрытия», «Действия подразделения в обороне при выходе из укрытия», «Смена огневой позиции (позиции, опорного пункта) в обороне (отход боевого охранения (огневой засады)) на новую (основную или запасную позицию): военнослужащим (расчётом)», «Обнаружение целей», «Развертывание пакета перевязочного индивидуального» и «Наложение первичной повязки».
Скачать

Тактико-строевое. Способы и приемы передвижения солдата в бою при действиях в пешем порядке. Приемы и способы передвижения на поле боя (ускоренным шагом, бегом, перебежками и переползанием), их применение в зависимости от интенсивности огня противника и рельефа местности. Сочетание огня с движением, использование местных предметов и укрытий в ходе передвижения для наблюдения и ведения огня. Наблюдение за противником и местностью в ходе передвижения, доклад командиру о результатах наблюдения. Изучение нормативов: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)», «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств» и «Надевание противогаза или респиратора».
Скачать

Способы и приемы передвижения солдата в бою при действиях в пешем порядке. Преодоление препятствий на поле боя. Приемы и способы передвижения на поле боя (ускоренным шагом, бегом, перебежками и переползанием), их применение в зависимости от интенсивности огня противника и рельефа местности. Сочетание огня с движением, использование местных предметов и укрытий в ходе передвижения для наблюдения и ведения огня. Наблюдение за противником и местностью в ходе передвижения, доклад командиру о результатах наблюдения. Преодоление минно-взрывных заграждений в составе отделения бегом в колонну по одному (по два) или на боевой машине по заранее проделанному проходу. Преодоление препятствий с опорой на плечи товарища, с помощью подручных средств, оказание помощи одним военнослужащим другому военнослужащему при перелезаниях через препятствия и т.д. Тренировка безопорных и опорных прыжков. Изучение нормативов: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)», «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств» и «Надевание противогаза или респиратора».
Скачать

Действия солдата в наступлении. Способы и приемы передвижения в бою при действиях в пешем порядке. Выбор укрытия, путей движения, приемов и способов передвижения: ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками и переползанием. Передвижение в бою в пешем порядке с использованием местности, местных предметов, уничтожение противника на ходу, с коротких остановок и с места после передвижения. Подготовка к атаке и ведение наступления. Подготовка к атаке: пополнение запасов боеприпасов, заряжание оружия, снаряжение гранат, выбор пути движения в атаку и наблюдение за сигналами командира. Движение в атаку. Преодоление минно-взрывных заграждений и различных препятствий, поражение целей противника огнем на ходу, уничтожение противника гранатами, порядок действий в паре и тройке по взаимному прикрытию огнем друг друга. Бой в траншее, ходе сообщения, воронке. Уничтожение противника огнем в упор и в рукопашном бою. Выполнение нормативов: «Действия подразделения в обороне по занятию укрытия», «Действия подразделения в обороне при выходе из укрытия», «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)», «Изготовка к стрельбе из различных положений (лежа, с колена, стоя, из-за укрытия) при действиях в пешем порядке» и «Укладка полного боевого комплекта в БТР (МТ-ЛБ и другие машины)».
Скачать

Тактико-строевое. Действия при подготовке и ведении наступления из положения непосредственного соприкосновения с противником. Подготовка к наступлению: пополнение боеприпасов, подготовка снаряжения, заряжание оружия, снаряжение гранат, выбор пути движения в атаку. Выход из траншеи и сближение с противником. Ведение огня на ходу. Преодоление минного поля (инженерных заграждений) и продолжение атаки, наблюдение за сигналами командира и действия по ним. Уничтожение противника в траншее и ходах сообщений, взаимное прикрытие огнем в ходе боя. Изучение нормативов: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)», «Доставка боеприпасов под огнем противника»; и «Оттаскивание «раненого»».
Скачать

Тактико-строевое. Действия при наступлении с выдвижением из глубины. Размещение личного состава в боевой машине (десантом на танке), занятие места в БМП (БТР, МТ-ЛБ). Выдвижение к рубежу перехода в атаку, подготовка оружия к спешиванию, спешивание. Преодоление минного поля (инженерных заграждений), ведение огня на ходу, атака переднего края обороны и уничтожение противника в первой траншее гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою. Действия при пленении противника. Изучение нормативов: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)», «Доставка боеприпасов под огнем противника» и «Надевание противогаза или респиратора».
Скачать

Тактико-строевое. Действия при совершении марша в пешем порядке. Подготовка снаряжения и оружия к движению. Ведение наблюдения в ходе движения и доклад командиру об изменениях обстановки. Действия при обнаружении инженерных заграждений; при встрече с группами противника и нападении его из засады; при воздушных налетах; при обнаружении очагов пожаров, участков заражений (разрушений). Оказание помощи раненым и их транспортировка. Изучение нормативов: «Определение направления (азимута) на местности», «Движение по азимутам в пешем порядке», «Использование шприц-тюбика из аптечки индивидуальной (АИ)», «Оттаскивание «раненого»», «Надевание противогаза или респиратора» и «Надевание общевойскового защитного комплекта и противогаза».
Скачать

Тактико-строевое. Действия солдата при расположении на месте. Выбор места расположения для отдыха, устройство ночлега, обогрев в зимних условиях. Способы добычи воды, ее обеззараживание и употребление. Разведение (добывание) огня, приготовление пищи.
Скачать

Самостоятельная подготовка. Современный общевойсковой бой. Предназначение и боевые задачи мотострелкового отделения, мотострелкового и танкового взвода. Огневые средства отделения и взвода. Походный, предбоевой и боевой порядки отделения и взвода. Обеспечение боевых действий отделения и взвода. Общие обязанности солдата в бою и по его штатному предназначению. Кодекс поведения военнослужащего Российской Федерации.
Скачать

Тактико-строевое. Сигналы и команды, подаваемые в боевой обстановке. Сигналы управления и оповещения, определенные строевым уставом и дополнительные (установленные командиром): сигнальными ракетами, дымами, рукой, флажками, лучом света (прожектором, фонарем), звуковыми средствами (стрельбой, свистом, сигнальной трубой, имитацией криков птиц и животных, ударами в металлические предметы). Команды и сигналы, подаваемые голосом и по средствам связи. Тренировка в выполнении сигналов и команд днем и ночью.
Скачать

Тактико-строевое. Обязанности наблюдателя. Выбор места для наблюдения, его занятие, оборудование и маскировка, оснащение наблюдательного поста. Назначение сектора и зон для наблюдения. Изучение местности, определение расстояний до ориентиров и местных предметов. Приемы наблюдения за противником и местностью, действиями соседей и за сигналами командира на месте и в движении. Демаскирующие признаки различных целей, их обнаружение. Сочетание наблюдения невооруженным глазом и с использованием средств наблюдения: оптических прицелов, биноклей, труб разведчика, стереотруб (в том числе против солнца). Наблюдение в ночных условиях, порядок освещения местности, подслушивание. Соблюдение светомаскировки. Определение расстояний до целей: по отрезкам местности, по степени видимости и кажущейся величине. Измерение вертикальных и горизонтальных углов. Целеуказание от ориентиров и местных предметов. Доклад о результатах наблюдения. Смена наблюдателей. Изучение нормативов: «Составление схемы местности с определением расстояний до ориентиров», «Обнаружение целей», «Определение координат целей (объектов)», «Определение направления (азимута) на местности», и «Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями)».
Скачать

Тактико-строевое. Передвижение на поле боя. Выбор места и скрытное расположение на нем для наблюдения и ведения огня; самоокапывание и маскировка. Выбор пути движения. Приемы и способы передвижения на поле боя: ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками и переползанием. Применение различных способов передвижения в зависимости от интенсивности огня противника и рельефа местности. Сочетание огня с движением. Использование непоражаемого пространства, местных предметов и укрытий в ходе передвижения для наблюдения и ведения огня. Тренировка в одиночном передвижении на поле боя с использованием защитных и маскирующих свойств местности и местных предметов. Наблюдение за полем боя и доклад о результатах наблюдения. Изучение нормативов: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)» и «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств».
Скачать

Тактико-строевое. Подготовка к обороне. Основные, запасные и временные огневые позиции, укрытия. Использование местных предметов для занятия огневой позиции. Выбор места, оборудование окопа и его маскировка. Изучение местности; тренировка в определении расстояний до ориентиров; определение закрытых и непростреливаемых участков местности, вероятных путей движения противника. Подготовка к ведению огня днем и ночью. Наблюдение за полем боя днем и ночью. Доклад о результатах наблюдения. Изучение нормативов: «Занятие окопа, траншеи, позиции (огневой позиции), опорного пункта или указанного места», «Доставка боеприпасов под огнем противника» и «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств».
Скачать

Тактико-строевое. Действия в обороне при отражении атаки противника. Действия при налете самолетов (вертолетов), артиллерийском (минометном) обстреле противником. Действия при обстреле из ручного гранатомета, подствольного гранатомета и при применении противником ручных осколочных гранат. Ведение огня по команде командира и самостоятельно. Смена огневой позиции (места для стрельбы). Бой с противником, ворвавшимся в траншею, оказание помощи товарищу. Особенности ведения обороны в населенном пункте. Выбор места для стрельбы в здании, в окне (бойнице, амбразуре), на чердаке, на крыше, в подвале и других местах, его оборудование, смена огневой позиции. Подготовка проломов в стенах для ведения огня изнутри здания, скрытого перемещения, использование заграждений. Особенности борьбы с бронеобъектами противника. Использование подземных коммуникаций и промежутков между домами для скрытого перемещения. Укрытие в подвальных помещениях при артиллерийских обстрелах и ведении огня прямой наводкой. Особенности ведения боя в здании. Меры предосторожности при наличии в населенном пункте мирных жителей. Само- и взаимопомощь при ранении. Изучение нормативов: «Действия подразделения в обороне по занятию укрытия», «Действия подразделения в обороне при выходе из укрытия», «Смена огневой позиции (позиции, опорного пункта) в обороне (отход боевого охранения (огневой засады)) на новую (основную или запасную позицию)», «Обнаружение целей», «Развертывание пакета перевязочного индивидуального» и «Наложение первичной повязки».
Скачать

Тактико-строевое. Борьба с танками, бронированными машинами и противотанковыми средствами. Боевые возможности вооружения подразделения по поражению бронеобъектов, их уязвимые места. Приемы и способы борьбы с танками, бронированными машинами и противотанковыми средствами противника, особенности борьбы с ними в населенном пункте, в горах и в лесу. Тренировка солдата в применении вооружения для уничтожения танков, бронированных машин и противотанковых средств противника. Обкатка личного состава танками.
Скачать

Тактико-строевое. Борьба со средствами воздушного нападения противника. Силуэты и опознавательные знаки самолетов и боевых вертолетов. Тренировка солдата в применении вооружения для борьбы с низколетящими самолетами, вертолетами и воздушными десантами противника. Использование тактических свойств местности, местных предметов и фортификационных сооружений для защиты от налетов самолетов и вертолетов противника. Применение табельных и подручных средств для борьбы с высокоточным оружием.
Скачать

Тактико-строевое. Подготовка и движение в атаку, действия при наступлении с выдвижением из глубины. Занятие места в БМП (БТР). Подготовка вооружения к использованию. Выдвижение к рубежу перехода в атаку, спешивание, действия при артиллерийском (минометном) обстреле противника, преодоление минно-взрывных заграждений, ведение огня на ходу, атака переднего края обороны и уничтожение противника в первой траншее гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою. Действия при обнаружении огневых средств противника, встрече с бронетехникой противника, ведении огня снайпером противника, при появлении самолетов (вертолетов). Действия при остановке атаки. Ведение переговоров по средствам связи. Действия при пленении противника. Поддержка соседа огнем для его продвижения вперед. Изучение нормативов: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)» и «Доставка боеприпасов под огнем противника».
Скачать

Тактико-строевое. Подготовка и движение в атаку, действия при наступлении с выдвижением из глубины. Занятие места в БМП (БТР). Подготовка вооружения к использованию. Выдвижение к рубежу перехода в атаку, спешивание, действия при артиллерийском (минометном) обстреле противника, преодоление минно-взрывных заграждений, ведение огня на ходу, атака переднего края обороны и уничтожение противника в первой траншее гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою. Действия при обнаружении огневых средств противника, встрече с бронетехникой противника, ведении огня снайпером противника, при появлении самолетов (вертолетов). Действия при остановке атаки. Ведение переговоров по средствам связи. Действия при пленении противника. Поддержка соседа огнем для его продвижения вперед. Изучение нормативов: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)» и «Доставка боеприпасов под огнем противника».
Скачать

Тактико-строевое. Подготовка и ведение боя ночью. Выбор места для стрельбы, подготовка оружия, средств ночного видения к ведению боя ночью. Приемы и способы наблюдения и ведения огня ночью. Соблюдение тишины, выдерживание направления движения в атаку, приемы бесшумного движения в атаку и преодоления препятствий. Действия в составе осветительного поста. Предохранение средств ночного видения от засветки. Определение места цели и ее характера по звукам и вспышкам выстрелов. Уничтожение противника прицельным огнем при освещении местности. Изучение норматива: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)».
Скачать

Тактико-строевое. Действия в сторожевом охранении (в секрете). Выбор, оборудование и маскировка позиции. Организация наблюдения за подступами к охраняемому подразделению, подготовка к ведению огня. Порядок пропуска военнослужащих (пропуск и отзыв). Действия солдата при приближении местных жителей и при попытке проникновения диверсионно-разведывательных групп противника в расположение подразделения. Ведение боя на занимаемой позиции. Порядок обращения с гражданскими лицами. Изучение нормативов: «Определение направления (азимута) на местности» и «Использование шприц-тюбика из аптечки индивидуальной (АИ)».
Скачать

(01) Тактико-строевое. Выживание солдата в различных условиях. Выбор места расположения для отдыха. Устройство ночлега, установка палатки. Приготовление пищи в котелке в различных условиях и с использованием подручных средств. Способы добычи воды, ее обеззараживание и употребление. Разведение (добывание) огня. Порядок и способы сбора дикорастущих растений, ловли рыбы и поимки диких животных для питания. Уничтожение следов своего пребывания. Способы эвакуации, укрытия, обозначения мест нахождения раненых летом и зимой.
Особенности ведения боевых действий зимой. Особенности подготовки вооружения, боевой техники и средств индивидуальной защиты к применению в условиях низких температур. Предупреждение переохлаждения и обморожения. Просушка обмундирования и обуви. Особенности оборудования окопов в мерзлых грунтах полунасыпного типа с применением льда, снега и земленосных мешков. Использование маскирующих свойств местности. Использование маскировочных халатов и маскировочной окраски техники. Маскировка огневых позиций, мест, потемневших от выхлопных (пороховых) газов и следов гусениц снегом. Особенности применения минно-взрывных заграждений зимой. Особенности ведения наблюдения в условиях плохой видимости. Спешивание и постановка на лыжи. Ведение наступления на лыжах. Особенности обнаружения минно-взрывных заграждений зимой. Использование условий, затрудняющих видимость (метель, снегопад) при ведении наступления, особенности ориентирования, взаимодействия и ведения огня в таких условиях. Правила транспортировки раненых на носилках и на подручных средствах. Взаимное опознавание при выходе в расположение своих войск. Изучение нормативов: «Укрытие личного состава в убежищах в полевом районе», «Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями)» и «Оттаскивание «раненого»».
Скачать

Тактико-строевое. Переход к обороне вне соприкосновения с противником и ведение боя. Состав боевых групп в мотострелковом отделении, распределение обязанностей между военнослужащими в боевых группах при ведении оборонительного боя. Занятие отделением боевой позиции. Ведение наблюдения, расчистка полосы обзора и обстрела, установка малозаметных препятствий. Действия отделения во время огневой подготовки наступления противника. Действия боевых групп, БМП (БТР, МТ-ЛБ) при уничтожении атакующих танков, бронированных машин и пехоты противника. Маневр в ходе боя (смена позиции). Эвакуация экипажа «поврежденной» боевой машины. Порядок действий при применении противником оружия массового поражения. Н-Т-1б, 2, 4, 6, 7; Н – РХБЗ-6.
Скачать

Добавить комментарий