Как составить план сообщения об глаголе как части речи

Составьте план сообщения об имени существительном (имени прилагательном, глаголе) как части речи (см. памятку). Приведите свои примеры.

reshalka.com

ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §123. Разделы науки о языке. Упражнение №712

Решение

Имя существительное.
1. Значение (кто? врач, учитель, пилот, мама; что? машина, дорога, столб).
2. Собственные (Васька, Москва, Кремль) и нарицательные (учитель, стол, школа).
3. Одушевленные (волк, птица, доктор) и неодушевленные (компьютер, небо, линия).
4. Род имен существительных: мужской, (стол, сад, дом), женский (земля, ночь, дорога), средний (солнце, небо, пальто).
5. Падеж имен существительных (Им. п. − улица, Р. п. − улицы, Д. п. улице, B. n. − улицу, Т. п. − улицей, П п. − об улице).
6. Изменение по числам: единственное (кот, девочка), множественное (коты, девочки).
7. Роль в предложении. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим (Машина быстро проехала по шоссе. ) и дополнением (Она взяла перчатки.), также обстоятельством (Мы шли по лесу.)
Имя прилагательное.
1. Значение (какой? красивый, большой, золотистый).
2. Постоянные признаки: качественное (красный, тяжелый, тихий, вредный), относительное (деревянный, январский, двухэтажный) или притяжательное (мой, его, мамин).
3. Непостоянные признаки:
− у качественных:
а) степень сравнения (большой, больше, самый большой),
б) краткая и полная форма (высокий, высок).
− у всех прилагательных
а) падеж (Им. п. − красивая улица, Р. п. − красивой улицы, Д.п. красивой улице, B. n. − красивую улицу, Т. п. − красивой улицей, П п. − о красивой улице).
б) число (красивый (ед. ч.), красивые (мн. ч.)),
в) род (красивый стол − м. р., красивое платье − ср. р., красивая девочка − ж. р.)
4. Синтаксическая роль. В предложении прилагательные в полной форме, бывают определениями, иногда сказуемыми. (Я вижу кирпичный дом. Дом кирпичный.) Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые. (Платье не ново.)
Глагол
1. Значение (что делать? играть, петь, смотреть)
2. Неопределенная форма глагола (что делать? что сделать?) прилечь,играть, прийти.
3. Постоянные признаки:
а) вид: совершенный (что сделать? Прыгнуть, объявить, нарисовать);
несовершенный (что делать? прыгать, объявлять, рисовать)
6) спряжение (1 спр. − надевать, брать; 2 спр. − смотреть, видеть)
в) переходность (смотреть, смотреться).
3. Непостоянные признаки:
а) число: смотрим (мн. ч.), смотрю (ед. ч.),
6) время (если есть): настоящее − играем; прошедшее − играли; будущее − будем играть.
д) род (если есть): мальчик смотрел −м. р., девочка смотрела − ж. р., солнце светило − ср. р.
4. Синтаксическая роль. Глаголы в предложении являются сказуемыми.
(Ученики отправились в поход. Петя будет петь завтра.)

I. Глагол как часть речи. 
II. Характеристика глагола. 
1).Времена глагола. 
а) прошедшее время 
б) настоящее время 
в) будущее время 
2). Наклонение. 
а) изъявительное 
б) повелительное 
в) условное 
3) I и II спряжения глагола. 
4) Переходность глаголов. 
(Переходный – присоединяют прямое дополнение, напр-р: целовать, бросать. (требует Вин. падежа) ; Непереходный – не присоединяют прямое дополнение, напр-р: спать, управлять. ) 
5) Совершенный и несовершенный виды глагола. 
(Совершенный – что сделал? , несовершенный – что делал? ) 
6) Роль глагола в предложении 
(Употребление глагола чаще в роли сказуемого, т. е. со свойствами: род, число, лицо. Но может быть и другим членом предложения) 
III. Формы глагола. 
1) Причастие. (Обозначает признак предмета по действию. Напр-р: Программа, написанная в спешке, выполнила недопустимую операцию. Отвечает на вопросы: какой? каков? Имеется причастный оборот. ) 
2) Деепричастие. (Обозначает добавочное действие при основном действии. Напр-р: Я пошел гулять, сделав все уроки. Отвечает на вопросы: что сделав? что делая? Имеется деепричастный оборот, который обозначается запятыми с двух сторон)

Глагол — самостоятельная часть речи.

I.Постоянные признаки глагола:

1) вид (совершенный — что сделать?, принести, купить; несовершенный — что делать?,носить, говорить);

2)возвратность (учитьСЯ) или невозвратность (учить);

3)переходность (купить хлеб- вин. падеж без предлога) и непереходность (плыть по реке);

4) спряжение (1 — изучаЮТ, 2 — носЯТ).

II.Непостоянные признаки глагола:

1) наклонение (изъявительное: пишу; условное: думал бы; повелительное: читай);

2)время (настоящее: идешь; прошедшее: шел; будущее: буду идти);

3)число (единственное: говорю, множественное: говорим);

4)род(говорил, говорила, говорило — в прошедшем времени и условном наклонении);

4) лицо (1 — сочиняю,сочиняем 2 — сочиняешь, сочиняете; 3 — сочиняет, сочиняют; в настоящем, будущем времени и повелительном наклонении).

III.Синтаксическая функция:

1) глагол в личной форме (обычно — сказуемое: Мы радуемся наступившей весне).

2) инфинитив (любой член предложения: Мы договорились ( о чём? – дополнение) встретиться завтра).

Tатьяна

Мудрец

(11667)


11 лет назад

I. Глагол как часть речи. (т. е. его обозначение :))
II. Характеристика глагола.
1).Времена глагола.
а) Прошедшее время
б) Настоящее время
в) Будущее время
(Наст. и буд. времена изменяются по лицам и числам. ; прош. вр. изменяется по родам и числам. )
2). Наклонение.
а) Изъявительное
б) Повелительное
в) Условное
(изъявительное – прош. , наст. , буд. времена; повелительное – как бы приказ, 2л. , ед. мн. числа, употребляются с помощью “,пожалуйста, “; условное – употребляется с помощью частицы “бы”.)
3) I и II спряжения глагола.
(Всего два спряжения, 1-на все окончания, кроме ить и искл. : брить, стелить; 2- на ить, кроме искл. : терпеть, вертеть, смотреть, лбидеть, держать, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, гнать, дышать и др. , но это основные)
4) Переходность глаголов.
(Переходный – присоединяют прямое дополнение, напр-р: целовать, бросать. (требует Вин. падежа) ; Непереходный – не присоединяют прямое дополнение, напр-р: спать, управлять. )
5) Совершенный и несовершенный виды глагола.
(Совершенный – что сделал? , несовершенный – что делал? )
6) Роль глагола в предложении
(Употребление глагола чаще в роли сказуемого, т. е. со свойствами: род, число, лицо. Но может быть и другим членом предложения)
III. Формы глагола.
1) Причастие. (Обозначает признак предмета по действию. Напр-р: Программа, написанная в спешке, выполнила недопустимую операцию. Отвечает на вопросы: какой? каков? Имеется причастный оборот. )
2) Деепричастие. (Обозначает добавочное действие при основном действии. Напр-р: Я пошел гулять, сделав все уроки. Отвечает на вопросы: что сделав? что делая? Имеется деепричастный оборот, который обозначается запятыми с двух сторон)

Саша Клешнина

Профи

(500)


7 лет назад

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.
II спряжениеI спряжение
все глаголы на -ить (кроме 3 исключений) глаголы брить, стелить, зиждиться
7 глаголов на -еть: видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотретьвсе глаголы на -еть (кроме 7 исключений)
4 глагола на -ать: гнать, дышать, держать, слышатьвсе глаголы на -ать (кроме 4 исключений)
все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др.
Спряжение глаголов настоящего времени
ЛицоI спряжениеII спряжение
Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч. Мн. ч.
1-е-у (-ю) -ем-у (-ю) -им
2-е-ешь-ете-ишь-ите
3-е-ет-ут (-ют) -ит-ат (-ят)
Особенности спряжения некоторых глаголов:

От глагола победить 1-е лицо ед. числа не образуется.
1-е и 2-е лицо ед. и мн. ч. настоящего времени от глагола быть не употребляется.
Разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, брезжить:
хочешь, хочет – по I спр..;
хотим, хотите, хотят – по II спр.;
бежишь, бежит, бежим, бежите – по II спр.;
бегут – по I спр.;
брезжит – по I спр.;
брезжут – II спр.

Употребление Ь в глагольных формах

Буква Ь пишется:

в неопределенной форме:
мыть – мыться
беречь – беречься
в окончании 2-го лица ед. ч.:
радуешь – радуешься
в повелительном наклонении после согласных:
взвесь – взвесьте
в возвратной частице (суффиксе), находящейся после гласной:
учись
вернись
скрылись
Гласные в безударных суффиксах глаголов на -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)
-ова- (-ева),
если в 1-м л. ед. ч. наст. или буд. вр. -ую (-юю) -ыва- (-ива-),
если в 1-м л. ед. ч. наст. или буд. вр. -ываю (-иваю)
(я) беседую (1 л. ед. ч. н. в.) – беседовать – беседовал;
(я) потчую (1 л. ед. ч. н. в.) – потчевать – потчевал;
(я) воюю (1 л. ед. ч. н. в.) – воевать – воевал; я настаиваю (1 л. ед. ч. н. в.) – настаивать – настаивал:
я разглядываю (1 л. ед. ч. н. в.) – разглядывать – разглядывал;
я опаздываю (1 л. ед. ч. н. в.) – опаздывать – опаздывал.
На предыдущую страницу
Вернуться на главную страницу

Александр Колисниченко

Ученик

(116)


6 лет назад

I. Глагол как часть речи.
II. Характеристика глагола.
1).Времена глагола.
а) прошедшее время
б) настоящее время
в) будущее время
2). Наклонение.
а) изъявительное
б) повелительное
в) условное
3) I и II спряжения глагола.
4) Переходность глаголов.
(Переходный – присоединяют прямое дополнение, напр-р: целовать, бросать. (требует Вин. падежа) ; Непереходный – не присоединяют прямое дополнение, напр-р: спать, управлять. )
5) Совершенный и несовершенный виды глагола.
(Совершенный – что сделал? , несовершенный – что делал? )
6) Роль глагола в предложении
(Употребление глагола чаще в роли сказуемого, т. е. со свойствами: род, число, лицо. Но может быть и другим членом предложения)
III. Формы глагола.
1) Причастие. (Обозначает признак предмета по действию. Напр-р: Программа, написанная в спешке, выполнила недопустимую операцию. Отвечает на вопросы: какой? каков? Имеется причастный оборот. )
2) Деепричастие. (Обозначает добавочное действие при основном действии. Напр-р: Я пошел гулять, сделав все уроки. Отвечает на вопросы: что сделав? что делая? Имеется деепричастный оборот, который обозначается запятыми с двух сторон)

Никита Бойцов

Ученик

(102)


6 лет назад

I. Глагол как часть речи. (т. е. его обозначение :))
II. Характеристика глагола.
1).Времена глагола.
а) Прошедшее время
б) Настоящее время
в) Будущее время
(Наст. и буд. времена изменяются по лицам и числам. ; прош. вр. изменяется по родам и числам. )
2). Наклонение.
а) Изъявительное
б) Повелительное
в) Условное
(изъявительное – прош. , наст. , буд. времена; повелительное – как бы приказ, 2л. , ед. мн. числа, употребляются с помощью “,пожалуйста, “; условное – употребляется с помощью частицы “бы”.)
3) I и II спряжения глагола.
(Всего два спряжения, 1-на все окончания, кроме ить и искл. : брить, стелить; 2- на ить, кроме искл. : терпеть, вертеть, смотреть, лбидеть, держать, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, гнать, дышать и др. , но это основные)
4) Переходность глаголов.
(Переходный – присоединяют прямое дополнение, напр-р: целовать, бросать. (требует Вин. падежа) ; Непереходный – не присоединяют прямое дополнение, напр-р: спать, управлять. )
5) Совершенный и несовершенный виды глагола.
(Совершенный – что сделал? , несовершенный – что делал? )
6) Роль глагола в предложении
(Употребление глагола чаще в роли сказуемого, т. е. со свойствами: род, число, лицо. Но может быть и другим членом предложения)
III. Формы глагола.
1) Причастие. (Обозначает признак предмета по действию. Напр-р: Программа, написанная в спешке, выполнила недопустимую операцию. Отвечает на вопросы: какой? каков? Имеется причастный оборот. )
2) Деепричастие. (Обозначает добавочное действие при основном действии. Напр-р: Я пошел гулять, сделав все уроки. Отвечает на вопросы: что сделав? что делая? Имеется деепричастный оборот, который обозначается запятыми с двух сторон

Виктория Пасаман

Профи

(604)


6 лет назад

Глагол в русском языке

В русском языке глаголы имеют постоянные и непостоянные признаки.

Постоянные признаки:

Вид (совершенный/несовершенный)
переходность (переходный/непереходный)
Возвратность (возвратный/невозвратный)
Спряжение (I/II)

Непостоянные признаки:

Наклонение
Время
Род (только в ед. числе)
Лицо
Число

В современном русском языке начальной (словарной) формой глагола считается инфинитив, иначе называемый неопределенной формой (по старой терминологии — неопределенным наклонением) глагола. Он образуется посредством суффикса -ть (после корней на согласные часто -ти; с корнями на г и к сливается, давая -чь) .

Алиса Халиуллина

Ученик

(174)


6 лет назад

Глагол в русском языке

В русском языке глаголы имеют постоянные и непостоянные признаки.

Постоянные признаки:

Вид (совершенный/несовершенный)
переходность (переходный/непереходный)
Возвратность (возвратный/невозвратный)
Спряжение (I/II)

Непостоянные признаки:

Наклонение
Время
Род (только в ед. числе)
Лицо
Число

В современном русском языке начальной (словарной) формой глагола считается инфинитив, иначе называемый неопределенной формой (по старой терминологии — неопределенным наклонением) глагола. Он образуется посредством суффикса -ть (после корней на согласные часто -ти; с корнями на г и к сливается, давая -чь)

дима шейкин

Знаток

(300)


3 года назад

Глагол как часть речи

2. Постоянные морфологические признаки глагола:

а) вид;

б) спряжение (I, II, разноспрягаемые глаголы);

в) переходность.

3. Непостоянные морфологические признаки глагола:

а) время;

б) лицо, число, род, (в прошедшем времени);

в) наклонение, способы образования условного и повелительного наклонений.

4. Безличные глаголы.

5. Словообразование глаголов. Гласные в суффиксах глаголов (-ова-, -ыва-).

  • Главная
  • Русский язык
  • Составьте план …
  • Предмет:

    Русский язык

  • Автор:

    zara85

  • Создано:

    3 года назад

Ответы 3

  • Автор:

    marinamorrow

  • Оценить ответ:

    0

  • Автор:

    redkrueger

  • Оценить ответ:

    0

I. Глагол как часть речи. 
II. Характеристика глагола. 
1).Времена глагола. 
а) прошедшее время 
б) настоящее время 
в) будущее время 
2). Наклонение. 
а) изъявительное 
б) повелительное 
в) условное 
3) I и II спряжения глагола. 
4) Переходность глаголов. 
(Переходный – присоединяют прямое дополнение, напр-р: целовать, бросать. (требует Вин. падежа) ; Непереходный – не присоединяют прямое дополнение, напр-р: спать, управлять. ) 
5) Совершенный и несовершенный виды глагола. 
(Совершенный – что сделал? , несовершенный – что делал? ) 
6) Роль глагола в предложении 
(Употребление глагола чаще в роли сказуемого, т. е. со свойствами: род, число, лицо. Но может быть и другим членом предложения) 
III. Формы глагола. 
1) Причастие. (Обозначает признак предмета по действию. Напр-р: Программа, написанная в спешке, выполнила недопустимую операцию. Отвечает на вопросы: какой? каков? Имеется причастный оборот. ) 
2) Деепричастие. (Обозначает добавочное действие при основном действии. Напр-р: Я пошел гулять, сделав все уроки. Отвечает на вопросы: что сделав? что делая? Имеется деепричастный оборот, который обозначается запятыми с двух сторон)

  • Автор:

    samanthacxmc

  • Оценить ответ:

    0

Знаешь ответ? Добавь его сюда!

Последние вопросы

  • fizika
    Физика

    2 часа назад

    Оценить число молекул воздуха в земной атмосфере, если давление воздуха вблизи поверхности Земли на уровне моря равно 760 мм рт.ст., молярная масса воздуха 29 г/моль. Радиус Земли 6400 км. Ускорение свободного падения считать постоянным и равным 9,8 м/с2 .

  • matematika
    Математика

    3 часа назад

    умоляю помогите

  • matematika
    Математика

    5 часов назад

    Помогите пожалуйста от этой оценки зависит годовая оценка

  • informatika
    Информатика

    13 часов назад

    3 вариант

  • informatika
    Информатика

    13 часов назад

    Помогите

  • fizika
    Физика

    16 часов назад

    Реохорд. какая электрическая величина меняется в цепи при изменении длины включенного реохорда

  • matematika
    Математика

    17 часов назад

    Представить в виде степенного ряда решение дифференциального уравнения, удовлетворяющее данным начальным условиям (для уравнения пер- вого порядка найти четыре ненулевых члена ряда, для уравнения второго по- рядка – пять членов).

    y”=ye^x+1 y(0)=2; y'(0)=1.

  • matematika
    Математика

    17 часов назад

    1.    Случайная величина распределена равномерно на отрезке [−2; 5]. Найти математическое ожидание и дисперсию. Что вероятнее: в результате ис- пытания случайная величина окажется в интервале (2,5; 3) или вне его?

  • matematika
    Математика

    17 часов назад

    1. В цехе работают 8 мужчин и 12 женщин. По табельным номерам отбира- ют 6 человек. Какова вероятность того, что среди них будут только 2 женщины?

  • fizika
    Физика

    18 часов назад

    определи фокусное расстояние лупы с точностью до сантиметра если её оптическая сила равна d 5.3 дптр.

  • algebra
    Алгебра

    19 часов назад

    -6x^2+x+2>0.Решение квадратных неравенств

  • fizika
    Физика

    19 часов назад

    2.3. Блок укреплен на вершине двух наклонных плоскостей, составляющих с горизонтом углы а = 30° и (3 = 45°. Гири равной массы

    (т

    х = т2 = 2 кг) соединены нитью, перекинутой через блок. Считая нить и блок невесомыми, принимая коэффициенты трения гирь о наклонные плоскости равными f1= f2= =0,1 и пренебрегая трением в блоке, определите: 1) ускорение, с которым движутся гири; 2) силу натяжения нити. [1) 0,24 м/с2; 2) 12 Н]

  • istoriya
    История

    1 день назад

    ПЖ помогите КТО ЭТО Я НЕЗНАЮ

  • algebra
    Алгебра

    1 день назад

    Негр и мексиканец падают с небоскрёба. Кто упадёт первым?

  • matematika
    Математика

    1 день назад

    В машине сидят негр и мексиканец. Кто за рулём?

Добавить комментарий