Инновация часто ассоциируется со свежими изобретениями и новыми продуктами. Но инновацией считается и старый продукт с новыми свойствами или в иной модификации. Инновацией можно также назвать новые технологии и методы.
Инновационный проект. Особенности реализации
Понятие инновационного проекта
Под инновационным проектом подразумевается комплекс мероприятий по созданию и выводу на рынок новых товаров или услуг.
Создание инновации представляет собой процесс с момента зарождения идеи до полного закрытия проекта. Этот процесс представляет собой жизненный цикл инновационных проектов, особенности которого определяются сферой реализации, уровнем новизны, типом инновации и т. д. Инновации создаются в различных сферах (производство нового вида йогурта или усовершенствованных двигателей для сельхозтехники) и представляют очень различные по форме результаты (новая деталь, технология или метод управления).
Особенности реализации инновационных проектов
Инновационный проект с экономической точки зрения является инвестиционным, поскольку требует затрат, однако имеет существенные отличия от последнего. Инновационная деятельность сопряжена с высокими рисками. Рискует как автор идеи, так и инвестор. Существует такая закономерность: из десяти разработок только одна дает высокие результаты.
Однако прибыль от одного проекта способна покрыть убытки по остальным неудавшимся. Понимание этого закона заставляет предпринимателей, занятых в этой сфере, инициировать одновременно несколько вариантов создания нового продукта. С учетом этого принципа функционируют и венчурные фонды. Средства, аккумулируемые в них, направляются на реализацию проектов, имеющих разную вероятность успеха. Такой подход позволяет дать шанс даже неприметным на первый взгляд инициативам.
Так как риск сохраняется до завершения проекта, неотъемлемым элементом проекта должна быть его оценка на каждой стадии. До выполнения мероприятий осуществляют предварительную оценку, на последующих стадиях – уточняющую. Оценка важна для принятия решений по продолжению мероприятий и финансированию, особенно если речь идет о заемных средствах.
ВАЖНО! Оценка не бывает на 100 % достоверной из-за того, что до конца процесса сохраняется неопределенность будущих результатов. Это еще одна особенность инновационных проектов.
Этапы реализации
Как и любой другой процесс, создание инновации проходит ряд последовательных стадий. Профессиональное управление этим процессом предполагает четкое представление о том, какие бывают этапы реализации инновационного проекта и какие цели, задачи и мероприятия важны на каждом из них.
Анализ практической деятельности по созданию инноваций позволяет выделить следующие базовые этапы:
- Предварительный;
- Подготовительный (создание бизнес-плана);
- Конструкторско-технологический;
- Производственный;
- Коммерческий.
Предварительный этап (предпроектный)
Инновационный проект запускают с уже возникшей идеи либо с поиска путей решения какого-либо актуального вопроса. Примером первого варианта служит внедрение идеи сотрудника компании об использовании уникальных тестовых заданий при подборе персонала.
В качестве примера второго варианта можно назвать поиск предприятием-производителем товаров для детей альтернативного сырья для изготовления подгузников.
На предпроектном этапе:
- Формулируются цели и задачи;
- Создается команда;
- Выполняется предварительный анализ проекта.
Целеполагание, составление дерева целей, разработка системы критериев для оценки проекта на следующих этапах – все это задачи первого этапа.
Перечисленные вопросы должны найти отражение в технико-экономическом обосновании, основная цель которого – аргументировать, в том числе с экономической стороны, значимость предлагаемого проекта.
Эта начальная стадия определяет направления реализации следующих этапов.
Разработка бизнес-плана инновационного проекта (проектирование)
На этой стадии результаты предыдущих мероприятий доводятся до конкретной программы действий для создания и вывода на рынок нового продукта. К началу этапа должен быть очевиден ожидаемый на выходе результат.
Если это требуется, проводятся научные исследования. До начала финансовых вложений в создание инновации проводятся маркетинговые и патентные исследования; решается вопрос об охране интеллектуальной собственности, выполняется предварительный технический анализ и поиск инженерных решений.
Наступает момент для того, чтобы обдумать и ряд финансовых вопросов: уточнить необходимые затраты, определить источники финансирования, при необходимости начать поиск инвестора. Определяется организационная форма деятельности по созданию инновации: реализация мероприятий существующей компании, создание нового подразделения, учреждение отдельного предприятия.
Инвестор, будь то венчурный фонд или крупный бизнесмен, прежде всего заглянет в бизнес-план. На данной стадии все проделанная работа должна быть сведена к подготовке основного документа инновационного проекта, его бизнес-плана. В случае если запрашиваются сторонние инвестиции, обязательна экспертиза бизнес-плана, которая проводится специализированными учреждениями. При финансировании за счет собственных средств можно ограничиться внутренним тестированием при наличии соответствующих экспертов либо привлечь их со стороны.
Конструкторско-технологический этап
После оформления исходной документации пора приступить к разработке товара или технологии.
Для этого выполняют опытно-конструкторские и технологические работы (ОКТР), проводят необходимые технические и иные испытания, сертификацию. В ходе ОКТР проектируются эскизы, разрабатывается конструкторская и техническая документация. В зависимости от возможностей (наличие оборудования, персонала) эти работы могут проводиться как собственными силами, так и сторонними.
ОКТР позволяют оценить техническую возможность получения ожидаемого продукта.
Некоторые работы перетекают из одного этапа в другой. Так, например, в ходе этого этапа могут также возникнуть вопросы об охране интеллектуальной собственности, о поисках инвестора.
Результатом мероприятий должен стать опытный образец. С учетом этого целесообразно провести «сверку часов» – сопоставить промежуточный результат с запланированным. Возможно, понадобится провести дополнительные исследования, в том числе маркетинговые, относительно уже имеющегося прототипа будущего продукта.
ОКТР является решающей стадией, от результатов которой зависит дальнейшее выполнение проекта. Опытный образец означает трансформацию стадии поиска и исследования в стадию производства.
Производственный этап
На данном этапе инновационный проект уже становится инвестиционным и связан с организацией и освоением производства определенного продукта или технологии. Эта стадия, хоть и менее рисковая, требует существенных финансовых вливаний.
В зависимости от масштаба работ и уровня новизны освоение производства может означать как некоторые изменения в действующем производстве (дополнительное оборудование, расширение функций, обучение персонала), так и организацию производства с нуля. В последнем случае требуются и отдельные помещения, кадры, поставка оборудования, инжиниринговые услуги, обучение специалистов.
После экспериментальных испытаний продукт выходит на уровень промышленного производства. Этот этап тесно взаимосвязан со следующим.
Коммерческий этап
ВНИМАНИЕ! Новшество считается инновацией после того, как созданный продукт стал востребованным товаром на рынке.
Процесс доведения разработки до потребителя называется коммерциализацией. Именно коммерциализация оправдывает риски и затраты на выполнение предыдущих этапов. Важно уделить достаточно внимания и ресурсов на компетентный маркетинг, чтобы добиться запланированной экономической эффективности.
Продать товар на рынке еще не означает завершить работу. Важно получить обратную связь от потребителя. Для инновации характерна короткая продолжительность «жизни», некоторые разработки теряют актуальность и новизну еще до выхода на рынок. Преобладание экономики знаний в странах-лидерах по производству высокотехнологичной продукции «подстегивают» производителей к постоянному поиску новых идей и воплощению их в продукции. Условия растущей конкуренции заставляют компании оперативно адаптироваться к происходящим переменам и приспосабливать продукт к потребностям рынка, пусть даже ценой новых проектов.
Представленный алгоритм процесса по созданию инноваций является достаточно обобщенным. Проекты отличаются друг от друга масштабом, уровнем реализации (частной компанией или на уровне государства), видом инновации (продукт или технология, метод, решение). В одних проектах некоторые этапы отсутствуют, в других – выполняются параллельно, в третьих появляются дополнительные.
Во многом успех разработки зависит от команды исполнителей и наличия профессионального инновационного менеджера, который еще на стадии планирования способен как избавить компанию от необоснованных трат и бесперспективных разработок, так и среди массы неприметных проектов выделить те, которые при грамотном управлении смогут вывести компанию на новый уровень.
Инновационным проектом является сложная система действий, направленных на достижение определенных целей в развитии науки и техники. Они связаны между собой исполнителями мероприятий, сроками и ресурсами. Инновационной программой называют комплекс связанных между собой инновационных проектов, а также проектов, которые направлены на поддержку деятельности с данным направлением. На данный момент популярность набирают инновационные проекты в ДОУ, примеры которых вдохновляют на создание новых воспитательных программ.
Уровень научно-технической значимости
Инновационные проекты, а также технические решения и идеи, которые они реализуют, могут иметь следующие уровни научно-технической значимости:
- модернизационный (базовая технология не подвергается кардинальным изменениям);
- новаторский (конструкция нового продукта существенно отличается от прежнего);
- опережающий (конструкция создана благодаря опережающим техническим решениям);
- пионерный уровень (появляются новые технологии и материалы, которые ранее не существовали).
Уровень значимости инновационного проекта определяет сложность, масштаб, особенности продвижения результатов процесса и состав исполнителей. Это повлияет на содержание управления проектом.
Классификация инновационных проектов
Инновационные проекты можно классифицировать следующим образом:
1. По характеру целей:
- конечные;
- промежуточные.
2. По периоду реализации:
- краткосрочные;
- среднесрочные;
- долгосрочные.
3. По потребностям, которые удовлетворяет проект. Они могут ориентироваться на создание новых или удовлетворение имеющихся потребностей.
4. По типу инноваций (создание нового или усовершенствование продукта, реорганизация структуры управления и пр.).
5. По степени принимаемых решений могут иметь такой характер:
- фирменный;
- региональный;
- отраслевой;
- международный федеральный.
6. По масштабности выполняемых задач:
- монопроекты – проекты, которые выполняются одной компанией в строгих финансовых и временных рамках, причем имеют однозначную инновационную цель;
- мультипроекты – комплексные программы, направленные на достижение сложных целей;
- мегапроекты – многоцелевые программы, которые объединяют в себе ряд мультипроетов, которые связаны одной сложнодостижимой целью.
Каждый проект проходит через определенные ступени своего развития от возникновения до своего завершения. Их совокупность образует его жизненный цикл. Его принято разделять на фазы, их – на стадии, после чего – на этапы. Они различаются в зависимости от системы организации работ и сферы деятельности.
Разработка инновационного проекта
При создании инновационные проекты проходят стадию разработки, реализации и завершения. Стоит обратить внимание на основные этапы:
- формирование идеи;
- исследование возможностей;
- подготовка документации для заключения контракта;
- подготовка документации для оформления проекта;
- работы по реализации программы;
- мониторинг экономических показателей.
На стадии разработки уделяют внимание успешности и результативности проекта. При этом детали его существования в этот момент не слишком важны. Для них особенно важна новизна, конкурентоспособность, лицензионная защита и наличие патента. Кроме того, инновационные проекты требуют инвестирования средств, направляемых на совершенствование бизнеса.
Реализация инновационных проектов
Большинство организаций применяют внутренние и наружные источники финансирования одновременно. Внутренними источниками являются их собственные средства, которые в основном образовываются от реализации активов или являются страховыми сумами и амортизационными отчислениями. Наружные источники финансирования включают в себя привлеченные и заемные средства, а также финансирование из регионального или федерального бюджета.
Риски
Инновационные проекты являются программами с наиболее высоким риском для инвестиций. По этой причине их создателям стоит реально оценивать свои возможности. Самыми привлекательными для инвестиций будут программы, направленные на продвижение готовых инновационных продуктов. Проекты, связанные с продвижением новых технологий, отличаются повышенным риском, так как для них намного сложнее создать маркетинговую концепцию.
Проблемы с финансирование возникают в том случае, если проект имеет незавершенную стадию поисковых исследований. При их проведении есть большая вероятность получения негативного результата.
Классификация рисков
Риски инновационного проекта являются неопределенностью, которая зависит от принятых решений, и их реализация выполняется спустя некоторое время. Частью предпринимательских решений является оценка рисков. Для их классификации целесообразно применить блочный принцип, который предусматривает распределение рисков по категориям, группам, видам и пр. Риски инновационных проектов можно классифицировать следующим образом:
- По возможности предсказуемости: предвиденные и непредвиденные.
- По наличию умышленного создания.
- По времени обнаружения.
- По месту обнаружения.
- По способу обнаружения.
- По причинам появления.
- По виновникам появления.
- По длительности действия.
- По возможности страхования.
- По методам устранения последствий.
- По этапам технологического процесса.
- По условиям производства.
- По установленным ценам.
Для оценки риска инновационного проекта требуется определить степень научно-исследовательских работ, соответствие программы рыночной стратегии компании, а также маркетинг. Классификация, оценка и изучение рисков потребуются для управления ими.
Оценка эффективности инновационного проекта
Эффективность проекта данного вида с точки зрения его участников можно определить соответствующими показателями их участия. Стоит рассмотреть ее оценку со стороны инновационного вуза, который ответственный за реализацию проекта, а также привлекает посторонних участников и дополнительное финансирование. Оценка эффективности инновационного проекта основана на таких принципах:
- применяются цены на услуги, ресурсы, товары, которые предусмотрены проектом или установлены на рынке;
- денежные потоки должны быть рассчитаны в тех же валютах, которые предусмотрены программой на оплату продукции и покупку ресурсов, после чего они будут по текущему курсу пересчитаны в рубли;
- в расчетах необходимо учитывать прибыль от финансовой и инвестиционной деятельности, а также применять схему финансирования проекта;
- необходимо учитывать вклады в дополнительные фонды и доходы, полученные от них.
В процессе расчета показателей эффективности участия компании, стоит принимать во внимание денежные средства, независимо от того, являются ли они собственными или заемными. Платежи по займам будут называться оттоками, а заемные средства – притоками.
Пример инновационного проекта с учетом рисков эффективности
Стоит рассмотреть разработку инновационного проекта с учетом оценки его эффективности. В качестве образца можно взять пример проекта ООО «ЭкоЗдрав». Компания осуществляет свою деятельность в г. Красноярск. Проект направлен на изготовление и сбыт безреагентных и безкартриджных установок, которые предназначены для очистки питьевой и сточных вод. На данный момент они не имеют аналогов.
Предварительные исследования рынка показали, что потребность в данных установках достаточно велика. Согласно подсчетам, она составляет 25 000 штук, что является всего десятой частью возможных покупателей. Опираясь на данную информацию, компания планирует выпустить установки в количестве 10 тыс. штук в год, что будет вполне обоснованным.
Для оценки эффективности необходимо найти чистый приведенный доход (NPV) с помощью темпа роста цен и суммы средневзвешенной стоимости капитала (WACC). Применяется следующая формула:
WACC=(E/K)*y+(D/K)*b*(1-t),
где E – собственный капитала, D – размер заемного капитала, K –сумма инвестированного капитала, y – предпологаемая доходность собственного капитала, b – предполагаемая доходность заемного капитала, t – ставка налога на прибыль.
Для данной компании показатель составит:
WACC=(188/2000)*0.72+(1812/2000)*0.28*(1-0.2)=0.270624
Если взять уровень инфляции в 7%, который был установлен на момент разработки проекта, можно получить дисконтирующий множитель в 0,340624.
По плану объемы прибыли составят 448060 руб. в первый год, 3229925 руб. – во второй, и 3919425 руб. – в третий. С их учетом необходимо рассчитать показатели, на основании которых будет оценена эффективность инновационного проекта.
Чистый приведенный доход, рассчитанный на ближайшие три года(NPV):
NPV1 = 448060/1.340624- 2000000 = – 1665782.5
NPV2 = 448060/1.340624+ 3229925/(1.340624)^2 – 2000000= 131343.21
Индекс рентабельности вложений (PI):
PI = (448060/1.340624+ 3229925/〖(1.340624)〗^2 )/2000000 = 2131343,21/2000000 = 1.0656
Внутренняя норма рентабельности (IRR):
IRR = r_1+NPV(r_1 )/(NPV(r_1 )- NPV(r_2 ) ) (r_2-r_1 )
Стоимостью капитала r1 берется 20%.
Тогда IRR = 0.3+255859,8/(255859,8- 131343,21) (0.340624-0.3)=0.383475
Можно сделать вывод, что рассчитанная норма рентабельности превышает значение стоимости капитала. Таким образом, реализация данного инновационного проекта будет целесообразной.
Инновационные проекты в бизнесе
На сегодняшний день инновационные проекты в бизнесе успешно завоевывают мировой рынок. Это объясняется тем, что современному потребителю не так просто понравиться. Если компания будет повторять своих конкурентов, она со временем утратит свою популярность. По этой причине любой бизнес нуждается в нововведениях. Лучше всего, если это будут действительно инновационные проекты, а не обновление старых технологий, товаров или услуг.
Мировое сообщество активно видоизменяется благодаря развитию научно-технической сферы. С данной точки зрения, бизнес требует к себе внимания. Кроме того, инновации должны признаваться обществом. Если им не будет принят разработанный инновационный проект, пример которого был продемонстрирован потребителям, он не принесет никакой выгоды.
Польза инноваций в бизнесе
Стоит отметить, что инновации в бизнесе требуют существенных интеллектуальных, финансовых и трудовых затрат. К тому же вкладываться придется не только в проект, но и в сотрудников компании. Инновации в предпринимательской деятельности могут быть техническими, управленческими, административными, экономическими и организационными.
Среди основных инновационных проектов данного рода можно назвать компьютеризацию. Они помогают создавать базы банных, проводить выполнение расчетов с помощью Интернета, использование компьютерных программ для работы и рассылки электронных писем. Кроме того, предприниматель сможет создать коммерческий сайт или интернет-магазин.
Таким образом, проекты данного рода в бизнесе позволяют усовершенствовать процедуру развития, предоставления услуг, продажи и пр. К тому же процесс будет существенно упрощен и займет меньше времени. Это означает, что бизнес будет иметь большую рентабельность.
Инновационные проекты в школе
Перед родителями нередко встает вопрос о том, куда отдать ребенка, в обычную школу, гимназию и лицей. Большинство из них определяются быстро, но понятие «инновационная школа» для них редко знакомо. Несмотря на это, все современные образовательные учреждения можно назвать таковыми. Это обусловлено тем, что большинство учебных планов составляется с учетом инноваций.
Совсем не обязательно отдавать ребенка в инновационную школу, ведь и в традиционном заведении реализуется инновационный педагогический проект. Но все же в них будет сделан акцент на формирование способности детей к самостоятельному приобретению знаний.
Использование инновационных технологий в школе позволяет индивидуально подобрать программу обучения для каждого ребенка, что положительно сказывается на его возможностях. К тому же у детей будет больше рвения к учебе, так как их можно будет заинтересовать. Что же такое инновационный проект в школе? Пример – применение в процессе образования различных программ. С их помощью можно положительно повлиять на получение и усвоение знаний.
Инновационный проект: пример
Дабы окончательно разобраться в том, что представляет собой инновационный проект, стоит рассмотреть конкретный пример. Компания Electrolux Design Lab проводила в 2013 году студенческий конкурс в Китае. На нем выпускник института анимации Квинг Цзи представил свой проект, который был направлен на улучшение сна человека. Им была разработана клеточная подушка в виде зеленной массы. Она способна обеспечить не только оптимальный отдых, но и защиту от вредных бактерий. В данном случае инновационный проект, пример которого представлен, предусматривает изобретение совершенно новой и сложной технологии.
В состав подушки вошли клетки алоэ, которые поглощают угарный газ и выделяют кислород. По этой причине, люди, которые на ней спят, не имеют проблем с дыханием. Клетки алоэ способны устранить любые вредоносные бактерии вокруг себя. Данный инновационный проект, пример которого был описан, стал успешным, но при желании создать что-то новое, можно подготовить программу не столь сложную. Она может содержать обновление уже существующей технологии.
Общие рекомендации по составлению инновационных проектов
Гузял ФАТХУЛЛИНА,
методист МБУ «Управление образования ИК Нижнекамского муниципального района РТ», высшая квалификационной категория,
Татьяна ГАБДУРАХИМОВА,
заместитель директора по научной работе и инновациям
ГБПОУ «Нижнекамский нефтехимический колледж»,
кандидат педагогических наук, доцент
В настоящее время именно модернизация системы образования является условием развития инновационной экономики, а вместе с этим – основой для социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Как перевести систему образования в режим инновационной деятельности? Как показывает практика, главным механизмом в данном случае должна стать научно разработанная инновационная инфраструктура, предполагающая реализацию программы исследовательской и экспериментальной работы на базе образовательных учреждений
Министерством образования и науки Республики Татарстан в 2016 году уже утвержден список региональных инновационных площадок. Этот статус был присвоен образовательным учреждениям по итогам экспертизы их проектов, проведенной специально созданным координационным органом – Экспертным советом при Министерстве образования и науки Республики Татарстан по инновационной работе в системе образования. Этот список, несомненно, с течением времени структурно будет меняться. При наличии научно обоснованной, актуальной по своему характеру инновационной деятельности, соответствующей основным направлениям социально-экономического развития Республики Татарстан, образовательное учреждение может подготовить либо соответствующую требованиям заявку на признание организации инновационной площадкой (адресно направив ее в Министерство образования и науки Республики Татарстан), либо заявку на включение в структуру уже утвержденной инновационной площадки (направив ее конкретной образовательной организации, на базе которой реализуется выбранная ИП). В обоих случаях образовательным учреждениям предстоит решить архисложную задачу правильного, соответствующего требованиям оформления материалов инновационной деятельности. Как показывает практика, для педагогов-практиков вызывает определенные затруднения сам формат педагогической инноватики. При составлении заявки, независимо от ее адресности, необходимо иметь в основе следующие документы:
- статья 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- статья 11 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.07.2013 № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»,
- Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 05.09.2014 №640 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками».
Программа реализации инновационного проекта как научное произведение весьма специфична. Ее тематика, с одной стороны, является логическим продолжением разрабатываемой методической темы образовательного учреждения, с другой стороны, ее отличает гораздо более высокий уровень научности, наличие грамотно оформленного научного аппарата, связь с основными направлениями модернизации образования и социально-экономического развития региона. Принципиальным моментом при выборе темы является учет запросов основных работодателей, связанных с необходимостью решения актуальных проблем образовательной деятельности, совершенствования ее научно-методического обеспечения. Необходимо также учитывать научные и практические интересы конкретного образовательного учреждения, достигнутый уровень готовности педагогического коллектива к проведению исследовательской работы.
Необходимо помнить, что разрабатываемый и описываемый в Заявке инновационный проект по своим целям, задачам представляет собой научное исследование и, следовательно, должен соответствовать всем основным требованиям к научному произведению. Научный аппарат любого исследования обязательно включает в себя такие понятия, как актуальность выбранной темы, проблематика, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика исследования, новизна и практическая значимость полученных результатов.
Остановимся на некоторых, наиболее важных с нашей точки зрения, указанных понятиях.
Избранная тема инновационного проекта (программы) должна быть логическим продолжением разрабатываемой образовательным учреждением методической проблематики, кроме того, она должна быть направлена на решение приоритетных профессиональных задач в области педагогического образования.
Важнейшим требованием к теме является ее актуальность. В настоящее время, например, актуальными являются исследования по проблемам совершенствования содержания образования, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, по усилению воспитывающего и развивающего характера обучения, личностно-ориентированного подхода, создания современной системы воспитательной работы со школьниками и т.д.
Требованиями к теме являются её четкость, конкретность, ясность, однозначность. В большинстве случаев в теме должны быть даны ответы на три вопроса:
1. Какие аспекты личности ребенка мы развиваем, что совершенствуем в образовательном пространстве? Чего хотим добиться?
2. Каковы особенности образовательной среды?
3. Какими основными средствами? При помощи чего? Каким путем?
Эти три позиции ясно прослеживаются в следующих темах, которые мы предлагаем для примера: «Формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников в условиях поликультурной образовательной среды», «Школа как центр формирования духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотического воспитания в среде социального партнерств», «Экспериментальная работа средней общеобразовательной школы как фактор повышения качества образовательного процесса».
Требованием к теме является также ее востребованность в контексте модернизации образования, ожидаемая практическая значимость и новизна. Раскрытие темы должно проходить через некоторую проблему, противоречие, новую идею, не быть давно известным, отработанным в теории и практике материалом. Актуальность темы может быть связана с наличием какой-либо проблемы, несоответствия, негативной тенденции, недостатков, на сегодняшний день не до конца разрешенного государственного заказа образовательной системе.
Актуальность инновационного проекта (программы) предполагает характеристику педагогической реальности, в которой в дальнейшем описании программы должны будут выявлены и сформулированы противоречия. В актуальности выражается значимость темы исследования для современной педагогической теории и практики. Выводы об актуальности темы можно сделать, прежде всего, по изученной научной литературе, анализу нормативных документов и потребностям педагогической практики. Наряду с этим следует показать место решаемой проблемы среди связанных с ней вопросов, указать ученых, которые разрабатывали ее в педагогической науке.
Противоречия, как уже сказано выше, непосредственно связаны с актуальностью проблематики. Они, как правило, возникают между социальными потребностями в повышении эффективности образовательной деятельности и отсутствием научно обоснованных подходов к решению данной задачи; усложнением условий образовательной деятельности, влияющих на ее эффективность, и относительно медленным внедрением адекватных им новых технологий и методов управления т.д.
Приведем следующий пример противоречия в исследовании по формированию коммуникативной компетентности школьников в условиях поликультурной образовательной среды: «Для современной школы актуально обогатить качество образовательных результатов коммуникативной компетентностью учащихся как одним из основных факторов адаптивности выпускников в поликультурном мире. Возникает противоречие между социально востребованной потребностью в формировании коммуникативной компетентности, необходимой для вхождения учащихся в поликультурную социальную среду, и отсутствием разработанных педагогических условий для решения данной задачи».
Осмысление актуального противоречия позволяет сформулировать проблему исследования, которая, прежде всего, заключается в обоснованной необходимости научно-прикладного поиска оптимальных путей и средств, направленных на разрешение установленных противоречий, с учетом разработанных в науке соответствующих теоретических положений и выводов. Проблема формулируется, как правило, в форме вопроса. Например: «Каковы условия (содержание, способы и приемы), необходимые для формирования у школьников познавательного интереса при обучении?»
Грамотно оформленная Заявка является начальным этапом реализации организацией инновационного проекта (программы) либо в статусе региональной инновационной площадки (РИП), либо структуры РИП. Ее разделы должны иметь научное содержание, внутреннее единство, отражать этапы разработки выбранной инновационной темы.
Список использованной литературы
- Статья 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Статья 11 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.07.2013 № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».
- Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 05.09.2014 №640 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. [Электронный ресурс] – М.: Либроком, 2010. –280 с. Режим доступа: http://www.anovikov.ru/books/mni.pdf, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 06.06.2015)
Каждый проект должен иметь четкое
название, сопровождаться краткой
аннотацией. В проекте указывается число
исполнителей; сроки выполнения (год
начала и год окончания); объем
финансирования в расчете на год. Важное
значение придается информации о
руководителе и основных исполнителях
проекта, организации, через которую
осуществляется финансирование;
организации, в которой выполняется
работа.
В проекте должно быть указано полное и
сокращенное название организации, через
которую производится финансирование,
и организации, в которой выполняется
работа (кроме адресных данных, бюджетный
счет, наименование банка, БИК, телефон
руководителя, телефон бухгалтерии и
др.).
Далее следует содержание проекта.
Должна быть обоснована смета расходов
на выполнение проекта.
Общий объем финансирования в расчете
на год, в том числе:
-
заработная плата (не более 50% общего
объема); -
начисления на заработную плату;
-
приобретение оборудования и материалов;
-
услуги сторонних организаций (в том
числе на издание трудов по данному
проекту); -
командировочные расходы;
-
экспедиционные расходы;
-
накладные расходы (не более 20% общего
объема).
Проведение работ осуществляется в
соответствии с договором с финансирующей
организацией и техническим заданием.
В техническом задании указываются
-
тема работы (название проекта),
-
год,
-
организация, в которой выполняется
работа, -
исполнители,
-
руководитель темы,
-
сроки выполнения,
-
стоимость работ,
-
цель работы,
-
имеющийся научный задел,
-
ожидаемые результаты, их научно-техническая
и практическая ценность, -
содержание работы (этапы, их наименование
и сроки выполнения, стоимость, результат
и вид отчетности), -
перечень представляемой научной,
технической и другой документации по
окончании работ, -
рекомендации по использованию
результатов.
Особое внимание нужно обратить на
характеристику ожидаемых результатов
и оценку имеющегося у разработчиков
задела. Форма их изложения должна
обеспечивать экспертизу результатов.
Завершение работ по проекту оформляется
актом закрытия (промежуточного, годового
этапа и т.п.).
Проекты, представленные на конкурс,
проходят многоэтапную независимую
экспертизу, по результатам которой
выносится решение по объему финансирования
проекта.
6. Управление проектом
Управление проектом является сложной
задачей. Рабочая группа, созданная для
реализации проекта, решает новые задачи,
отличающиеся от задач, решаемых
существующими функциональными
подразделениями.
Между рабочей группой и всей организацией
существует устойчивая связь, так как
реализация проекта должна осуществляться
в сотрудничестве с существующими
подразделениями и результат должен
быть интегрирован в имеющуюся структуру.
Например, введение дистанционной системы
образования в вузе должно происходить
в сотрудничестве с деканатами, кафедрами
и другими подразделениями.
Каждый член рабочей группы имеет, как
правило, двух руководителей (руководителя
группы и руководителя функционального
подразделения). Для управления проектом
может быть выделен руководитель.
Структура группы по проекту зависит от
сложившейся ситуации. Если, например,
проект не является сложным (модификация
продукта), то создается ограниченная
рабочая группа, в состав которой входят
отделы разработки новой продукции,
производства, маркетинга и обслуживания.
Такая группа подчиняется руководителю
соответствующего отдела.
Если же речь идет о радикальных
нововведениях, в составе группы могут
быть выделены:
– технический
(“рабочий”) руководитель, решающий,
что и когда должны делать сотрудники;
– научный
(“профессиональный”) руководитель,
отвечающий за качество выполнения
работы;
–
руководитель-организатор, обеспечивающий
личные интересы сотрудников (зарплата
и т.п.).
Руководители образуют
координационную группу, в задачи которой
входит:
-
определение цели проекта;
-
назначение руководителей рабочих
групп; -
создание рабочих групп;
-
постановка задачи;
-
контроль за реализацией проекта
(качество, время, расходы); -
принятие решения о продолжении;
-
роспуск рабочих групп.
Рабочие группы отвечают за выполнение
своей части проекта; планирование и
контроль, составление отчетов для
координирующей группы и всей организации.
При отборе кандидатур
в рабочую группу руководствуются
следующими критериями:
-
компетентность и опыт;
-
наличие специальных знаний в проблемной
области; -
возможность привлечения к работе;
-
власть и авторитет в организации;
-
способность разрешать конфликтные
ситуации; -
отношение к делу;
-
личный интерес и мотивация.
Надо учитывать, что
руководитель проекта играет решающую
роль в организации работы. Поэтому по
своим личным качествам, способностям
и полномочиям он должен иметь авторитет
в глазах руководителей функциональных
подразделений.
В практике менеджмента применяется
много методик управления рабочей
группой. Среди них: планирование (особенно
планирование бюджета и контроля над
затратами; управление информационными
потоками и т.п.). Однако эти методики не
являются специальными для рабочей
группы, они применяются для управления
любыми процессами. Универсальной
является процедура организации совещаний
по проекту, принятия решений и т.п.
Четкая формулировка проблемы и постановка
задачи важна для:
-
осмысления проекта и установления
этапов выполнения; -
выделения важнейших проблем;
-
создания модели обмена информацией;
-
определения ожидаемых результатов;
-
разработки рекомендаций после завершения
работ.
В современном менеджменте действуют
девизы:
– Семь раз
отмерь, один раз отрежь!
– Подумай,
прежде чем делать!
В этапах выполнения проекта принимаются
решения:
-
нужно продолжать или скорректировать
задания; -
не надо ли уточнить последний этап;
-
форма завершения последнего этапа.
Подразделение на этапы позволяет
контролировать ход выполнения
проекта.
Все разделение проекта на этапы должно
быть тщательно продумано. Одной из
причин неудач в реализации проекта
является нечеткая организация
сотрудничества и согласованности внутри
рабочей группы, а также между рабочей
группой и организацией.
Управление инновационными проектами
– это искусство руководства и координации
трудовых, материальных и иных ресурсов
на протяжении жизненного цикла проекта
путем применения системы современных
методов и техники управления для
достижения определенных в проекте
результатов по составу и объему работ,
стоимости, времени, качеству проекта.
Для того чтобы справиться с ограничениями
по времени используют методы построения
и контроля календарных графиков работ.
Для управления финансовыми ограничениями
используют методы формирования
финансового плана (бюджета) проекта и,
по мере, выполнения работ, соблюдение
бюджета отслеживается, с тем, чтобы не
дать затратам выйти из под контроля.
Для выполнения работ требуется их
обеспечение ресурсами, и существуют
специальные методы управления
человеческими и материальными ресурсами.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 октября 2020 года; проверки требуют 10 правок.
Инновацио́нный прое́кт — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.
Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.
Реализация инновационного проекта — процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.
Цель инновационного проекта — создание новых или изменение существующих систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.
Управлением инновационными проектами занимается инновационный менеджмент.
Примеры успешно работающих отечественных инновационных проектов:
- В области образования: московский культурологический лицей № 1310 (считается лидером в области инноваций).
- В области медицины: СПИД-центр под руководством В. И. Покровского.
Стадии разработки инновационного проекта[править | править код]
Разработка инновационного проекта включает в себя две основные стадии:
- Прединвестиционная. Поиск и обоснование жизнеспособности инновационной идеи. Научные и маркетинговые исследования и разработка технико-экономического обоснования.
- Инвестиционная. Вложение денег и материальное воплощение проекта.
Предынвестиционная стадия[править | править код]
Поскольку выведение на рынок инновационных продуктов, как правило, требует инвестирования, необходимо обосновать целесообразность вложения денег и возможность получения прибыли от инновации. Важная задача исследовательской части проекта — доказать, что идея не только является инновационной, но и будет принята рынком.
Разработка инновационного проекта начинается с поиска идеи.
Поиск идеи для инновационного проекта может производиться:
- на основе последних научных разработок и исследований,
- анализа потребительского спроса (маркетинговых исследований, опросов потребителей)
Поиск идеи для инновационного проекта — творческая задача, часто для этих целей используется ТРИЗ[1].
Жизнеспособность идеи зависит от множества факторов:
- уникальность проекта, наличие конкурентов и похожих проектов;
- наличие научных разработок и исследований по данному проекту;
- наличие очевидной пользы (выгоды) для потребителя, заложенной в инновационном продукте;
- наличие потребности в продукте, портрет потребителя, объём рынка;
- соотношение затрат на реализацию проекта и коммерческого эффекта;
- наличие исходного капитала или возможности приобретения займа/кредита;
- масштабность проекта, сроки исполнения и окупаемости, необходимость дополнительных вложений;
- маркетинговая стратегия, варианты позиционирования продукта;
- уровень профессионализма и личной заинтересованности исполнителей проекта;
- юридическая защищенность проекта — соответствие законодательству, необходимость получения сертификатов, лицензий, наличие патентов, авторских прав, возможность получения поддержки со стороны государства (субсидий, льгот);
В результате анализа всех указанных факторов делается предварительное решение об инвестировании. После этого начинается разработка документации — научные изыскания и технико-экономическое обоснование, их согласование и утверждение.
Логическим завершением первой фазы является принятие решения о целесообразности исполнения инновационного проекта и инвестирования.
Инвестиционная стадия[править | править код]
Вторая фаза — реализация, материальное воплощение инновационного проекта. Мониторинг показателей, разрешение конфликтов и корректировка проекта.
Структура инновационного проекта[править | править код]
Каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы:
- Сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме;
- Предприятие, реализующее инновационный проект. Полные сведения о деятельности, юридическом статусе, возможностях;
- Продукт, его характеристика;
- Анализ рынков сбыта продукции, конкуренция;
- Стратегия маркетинга инновационного продукта;
- Организация производственного процесса;
- Организация управления;
- Риски и их страхование;
- Стратегия финансирования.
Классификация инновационных проектов[править | править код]
Инновационные проекты могут классифицироваться в зависимости от области применения на:
- исследовательские;
- научно-технические;
- организационные;
По уровню решения инновационные проекты подразделяются на:
- федеральные;
- региональные;
- принимаемые на уровне предприятия, организации.
По типу инновации подразделяются на:
- новый товар;
- новая услуга;
- новый метод производства;
- новый метод управления;
- новый рынок;
- новый источник сырья;
По отношению к уже имеющимся системам
- подрывные инновационные проекты, предлагающие совершенно новую систему, предполагающие отказ от существующих моделей, имеющие целью завоевания существующих или абсолютно новых рынков
- поддерживающие инновационные проекты, целью которых служит усовершенствование существующих систем, повышение их качества
Инновационные проекты также бывают по степени завершенности — конечные и промежуточные, по времени исполнения также долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
Примечания[править | править код]
- ↑ Что такое ТРИЗ | Технологии развития бизнеса. Дата обращения: 8 августа 2010. Архивировано 13 февраля 2010 года.
Литература[править | править код]
- Инновационный менеджмент: Учебник для вузов И66 /С. Д. Ильенкова, J1.M. Гохберг, СЮ. Ягудин и др.; Под ред. проф. С. Д. Ильенковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 343 с. ISBN 5-238-00466-4
- Гордиенко А. А., Еремин С. Н., Тюгашев Е. А. Г68 Наука и инновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. — Новосибирск: Изд-во института археологии и этнографии СО РАН, 2000. — 280 с. ISBN 5-7803-0060-7
- А. М. Мухамедьяров «Инновационный менеджмент», Учебное пособие, Второе издание, Москва, ИНФРА-М, 2008 ISBN 978-5-16-003094-4
- Фахтутдинов В. А. «Инновационный менеджмент»: Учебник для вузов 6-е изд. — СПб, Питер, 2008 ISBN 978-5-469-01658-8
- Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. — СПб: Питер, 2001. — 304 с.
- Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л. Н. Оголевой — М.: ИНФРА — М, 2002. — 238 с.