Рабочие квалификации сотрудников должны соответствовать строго определенным требованиям – профессиональным стандартам. Получая образование, будущий профессионал должен обретать комплекс определенных компетенций, сочетание которых и образует упомянутый стандарт. Точно такой же, в идеале, должен требоваться от специалиста при трудоустройстве.
Зачем понадобилось в современной нормативной базе понятие «профессиональные стандарты»? Как их применять на практике? Кому они будут необходимы в первую очередь? Попробуем рассмотреть это законодательное новшество, вступившее в силу с лета 2016 года.
Как раньше жили без профстандартов?
ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).
Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. «Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.
Было принято решение о замене данной нормативной базы более удобным и универсальным инструментом для определения квалификационного минимума – профессиональными стандартами.
Профстандарты и другие близкие понятия
Правомерно утверждать, что профстандарты – это квалификационные характеристики, приведенные в большее соответствие с запросами современности. Законодатели, утверждая порядок разработки и применения профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ № 23 от 22.02.2013 г.), использовали модернизированные сочетания претензий к профессиям, до этого детально отточив их в специализированных кругах.
Профстандарт по отношению к квалификационному требованию является более реалистичным, близким к трудовой действительности.
ВАЖНО! Определения «квалификация» и «профессиональный стандарт» не тождественны: ст. 195 ТК РФ в п.1 уточняет, что профстандарт является характеристикой квалификации. Понятие «профстандарт» введено в ТК только в 2012 году.
Родственным термином, приводящимся в ТК и других нормативных документах, является «трудовая функция». Ст. 57 ТК обязывает работодателя указывать ее в тексте трудового договора, то есть уточнять ту работу, которую работник должен будет исполнять в рамках своей должности, не противоречащей его квалификации. Теперь для этой цели можно воспользоваться примерными определениями должностей, перечисленными в разделе ІІІ нужного профстандарта. Но тогда уж работник обязан соответствовать и приведенному к ним комплексу требований.
ВНИМАНИЕ! Профессиональный стандарт определяет не должности и даже не профессии, а область деятельности, поэтому он и более универсален. Например, стандарт «Бухгалтер» предусматривает такое же наименование должности, а начальника отдела кадров можно найти в профстандарте «Специалист в области управления персоналом».
Ключевые направления профстандартов
В каких именно аспектах трудовых отношений должны применяться профессиональные стандарты? Законодательная база предусматривает три основные сферы их применения.
- Работа с персоналом на предприятии:
- кадровая политика;
- должностные инструкции и их изменение;
- тарификация сотрудников;
- аттестация;
- организация повышения профессионального уровня и др.
- Связь обучения и профессиональной деятельности. Образовательные программы планируют разрабатывать с учетом профстандартов, то есть будущий работник будет овладевать комплексом необходимых и достаточных профессиональных характеристик. Недопустимы ситуации, когда выпускник по определенной специальности обладает одним набором компетенций, а работодателю нужен совсем другой.
- Отражение реального опыта профессиональной деятельности. При разработке стратегий оценивания для получения сертификата или диплома того или иного уровня будут учтены не образовательные успехи, как раньше, а актуальные требования к профессии, отраженные в стандартах.
Где с ними познакомиться?
Министерство Труда РФ приняло примерно 8 сотен из 1000 запланированных профстандартов. В ближайших планах (не позже, чем через два года) – принятие 2 тысяч наименований стандартов.
Изначально собирались начать их введение в практику с государственного сектора. Предполагалось, что коммерческие организации будут сами устанавливать для себя комплекс требований к своим наемным работникам. Однако, эта мысль признана непродуктивной. В ФЗ № 122 точно прописано, что профессиональные стандарты касаются всех трудовых сфер и предприятий всех форм собственности:
- государственных учреждений;
- бюджетных организаций;
- коммерческих структур;
- некоммерческих объединений;
- ИП.
По мере реализации материалов про профстандарты, мы будем выкладывать их тут. Следите за ссылками внизу этой страницы.
Кому не уклониться от профстандартов?
С 01.07.2016 года использование стандартов объявлено непременным условием для всех предпринимателей, как того требует ТК или другие документы. То есть, принимая на работу сотрудника, по сфере деятельности которого профстандарт уже утвержден, работодатель непременно должен использовать именно его, а не квалификационный справочник. Если же нужный стандарт по данной профессии еще не принят, можно по-прежнему пользоваться квалификационным справочником.
Когда позиции в ЕКС и в профстандарте одинаковые, нужно отдать предпочтение профстандарту как более современному варианту.
Какими именно требованиями к наемному работнику (по стандартам или по ЕКС) будет руководствоваться работодатель, должно быть указано в его локальных правовых актах.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вид профессиональной деятельности предусматривает определенные льготы (например, пенсию раньше срока, выплату компенсаций за вредность и т.п.) или ограничения, то называть такую должность нужно в строгом соответствии с профстандартом или ЕКС, если такого стандарта пока нет.
Как начать применять профстандарты?
Приведем пошаговые рекомендации для работодателя.
- Открыть перечень профстандартов, опубликованный на официальном сайте Минтруда РФ.
- Выписать из своего штатного расписания наименование должностей.
- Найти стандарт, соответствующий каждой должности из вашего списка. Для этого надо смотреть, соответствуют ли прописанные в стандарте компетенции принятым у вас запросам к той или иной должности. Так, для ІТ-специалистов имеется около 27 профстандартов, и надо изучать, какому из них будет соответствовать именно ваш «айтишник».
- Сравнить документы по кадрам с примерными названиями должностей из текста профстандарта. Если этой должности не положены льготы, компенсации или ограничения, именовать ее по стандарту необязательно.
- Если необходимого вам стандарта в реестре еще нет, поинтересуйтесь, когда он будет принят, возможно, вскоре на него все равно придется переходить.
- Если квалификация вашего сотрудника не соответствует профстандарту, вы как работодатель можете выбрать один из вариантов:
- уволить сотрудника по результатам аттестации;
- организовать его профессиональное обучение.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Несоответствие работника профстандарту – это нарушение ТК, предусматривающее ответственность работодателя: не может «сапоги тачать пирожник».
Возможные санкции трудовой инспекции
Работодатели были проинформированы о необходимости перехода на требования профстандартов за год до того, как ФЗ № 122 вступил в силу. Таким образом, Министерство труда теоретически предполагает, что внедрением профессиональных стандартов активно занимаются все предприниматели страны. Если это не так, тем хуже для них.
С 1 июля 2016 года трудовая инспекция вправе проверить соблюдение закона в этой области, и если в Трудовом кодексе имеются какие-либо требования к квалификации сотрудников, то профессиональные стандарты нужно применять по ним без исключений. Административная ответственность может составить от 30 до 100 тыс. руб.
Ближайшие планы
По задумке законодателей, вскоре откроются независимые центры, оценивающие квалификацию именно по профессиональным стандартам. Оценив свой уровень как профессионала и получив соответствующий определенному профстандарту сертификат, можно существенно поднять свои позиции на рынке труда. А работодатель может вместо внутренних аттестаций направлять в такие центры своих сотрудников.
Показываем на примерах, как можно находить и скачивать профстандарты из официального реестра. Как правильно соотнести должность из определенной сферы деятельности с конкретным профстандартом. Показываем список действующих профстандартов для административно-офисного персонала.
Как можно воспользоваться сформулированными в профстандарте требованиями к образованию и опыту работы, к составу трудовых действий и необходимым знаниям и умениям: при описании вакансии, проведении аттестации, распределении обязанностей между сотрудниками своего подразделения (избавление от дубляжа, обнаружение «бесхозного» функционала), составлении должностных инструкций.
Как правильно соотнести должность с профессиональным стандартом
Для начала нам необходимо определиться, для чего нужна конкретная должность (профессия) в организации. Например, в ООО «Лютик» есть должность системного администратора, который занимается техническим обслуживанием компьютеров и оргтехники (чистка и ремонт техники, установка и проверка функционирования периферийных устройств и т.д.), но не занимается программированием, определением сбоев и отказов сетевых устройств и операционных систем, установкой программного обеспечения и заполнением веб-сайта организации.
Для того чтобы подобрать подходящий стандарт и правильное наименование должности (профессии), на сайте реестров профстандартов https://profstandart.rosmintrud.ru заходим в раздел «поиск», где можно по разным критериям выбрать необходимый документ (см. Рисунок 1), в том числе:
- по квалификационным справочникам,
- наименованию должности (профессии),
- области профессиональной деятельности и т.д.
Шаги продвижения к нужному разделу сайта отмечены цифрами «1» и «2» на Рисунке 1. А дальше начинаем сужать наш поиск, например, следующим образом. В выпадающем меню поля «Область профессиональной деятельности» (см. 3» там же) выбираем раздел «06 Связь, информационные и коммуникационные технологии». Ниже в поле «Возможные наименования должностей, профессий» («4») вводим предполагаемое название «системный администратор», после чего сайт дает нам на выбор список должностей / профессий, в которых фигурирует заданная нами формулировка – здесь мы выбираем наиболее подходящий вариант («5»).
После нажатия на кнопку «Фильтр» («6») сайт показывает те профстандарты, которые удовлетворяют заданным нами критериям поиска – фактически области деятельности и профессии (см. «7»):
- «Системный администратор информационно-коммуникационных систем» и
- «Администратор баз данных».
Найденные профстандарты можно посмотреть прямо на сайте либо скачать на свой компьютер в удобном для себя формате: .docx или .pdf. («8»).
Рисунок 1. Сайт реестров профстандартов https://profstandart.rosmintrud.ru/
Чтобы выбрать наиболее подходящий стандарт для работы с нашим функционалом, сравниваем найденные документы по виду деятельности и группе занятий (эти данные есть в разделе I каждого профстандарта – см. Таблицу 1 и отметку «1» в Примере 1). Понимаем, что нам больше подходит стандарт «Системный администратор информационно-коммуникационных систем» (т.к. другой стандарт больше заточен на работу с базами данных, чем с техникой).
Таблица 1. Сравнение двух профстандартов
Пример 1. Фрагменты профстандарта «Системный администратор информационно-коммуникационных систем»
Основные трудовые функции специалиста и уровень квалификации указаны в разделе II профстандарта (см. «2» и «3» в Примере 1), изучив его, становится понятно, что системный администратор выполняет обобщенную трудовую функцию «Технические работы по обслуживанию информационно-коммуникационных систем», которая состоит из определенных трудовых функций и для их выполнения достаточно 4 уровня квалификации.
Проанализировав все трудовые функции (см. «4» в Примере 1) из профстандарта 06.026 и соотнеся их с выполняемыми действиями работника, можно заключить, что для решения поставленных перед ним задач (техническое обслуживание оргтехники) вполне достаточно 4 уровня квалификации («3») и среднего профессионального образования («6»), опыт практической работы не требуется («7»), а для выполнения технических работ необходим минимальный набор знаний и умений («9» и «10»).
В соответствии с профстандартом должность правильно именовать как «младший системный администратор» или «техник» («5»), а не системный администратор, как предполагалось ранее!
Для решения более сложных задач, связанных с решением компьютерных проблем, например выявление сбоев и отказов сетевых устройств и операционных систем, требуется более высокий уровень квалификации и образования.
Профстандарты для административной и офисной деятельности
На сайте «Профессиональные стандарты»//profstandart.rosmintrud.ru в разделе «Реестр профессиональных стандартов» можно отфильтровать профстандарты по такой области профессиональной деятельности (см. «3» на Рисунке 1), как «07 Административно-управленческая и офисная деятельность», и тогда найдется достаточно много полезного – см. Таблицу 2.
Далее в этой статье сосредоточимся на содержании 2 основных для службы документационного обеспечения управления (ДОУ) профстандартов (отмеченных «!» в Таблице 2). Хотя интерес могут представлять большинство из них – все зависит от конкретного функционала, возложенного на ваше подразделение.
Таблица 2. Профстандарты по административно-управленческой и офисной деятельности
Определение требований к опыту работы и образованию для работников службы ДОУ
Структура всех отечественных профстандартов унифицирована и квалификационные требования, в том числе к образованию и опыту работы, содержатся в разделе III. Рассмотрим 2 основных профстандарта для службы ДОУ:
- «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утв. приказом Минтруда России от 15.06.2020 № 333н, и
- «Специалист по управлению документацией организации», утв. приказом Минтруда России от 10.05.2017 № 416н.
Если изучить их разделы III, то (в полях, помеченных «5», «6» и «7» в Примере 1) можно увидеть требования, которые приведены в Таблице 3. Приведенная информация поможет составить профиль кандидатов на распространенные вакантные должности. Также из профстандартов можно позаимствовать перечень необходимых знаний и умений, который пригодится при проведении собеседования или аттестации (см. «2» и «3» в Примере 4).
Напомним, что работника, не имеющего достаточной квалификации по профессиональному стандарту, работодатель не вправе уволить по этому основанию. Он может сделать это, только проведя аттестацию, если она выявит несоответствие занимаемой должности (профессии).
Таблица 3. Требования к стажу, опыту работы и образованию для сотрудников службы делопроизводства (для распространенных должностей)
Вакантная должность | Наименование обобщенной трудовой функции | Уровень квалифи-кации | Образование (достаточно одного из указанных вариантов!) | Опыт практической работы (его варианты зависят от имеющегося образования) |
Делопроизводитель | Документационное обеспечение деятельности организации | 5 | 1. Среднее профессиональное образование (профильное, ОКСО 7.46.02.01). 2. Среднее профессиональное образование (непрофильное) + профессиональная переподготовка по профилю деятельности |
Не требуется |
Секретарь руководителя | Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации | 6 | 1. Высшее образование (профильное, ОКСО 7.46.03.02) – бакалавриат. 2. Высшее образование (непрофильное) – бакалавриат + профессиональная переподготовка по профилю деятельности. 3. Среднее профессиональное образование (профильное, ОКСО 7.46.02.01). 4. Среднее профессиональное образование (непрофильное) + профессиональная переподготовка по профилю деятельности |
При высшем образовании опыт работы не требуется. При среднем профессиональном образовании – не менее 2 лет выполнения работ по организационному и документационному обеспечению деятельности руководителя организации |
Помощник руководителя | Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации | 6 | 1. Высшее образование (профильное, ОКСО 7.46.03.02) – бакалавриат. 2. Высшее образование (непрофильное) – бакалавриат + профессиональная переподготовка по профилю деятельности |
Не менее 3 лет по организационному, документационному и информационному обеспечению деятельности руководителя организации |
Документовед или Специалист службы ДОУ |
Документационное обеспечение управления организацией (ДОУ) | 6 | 1. Высшее образование – бакалавриат (профильное, ОКСО 7.46.03.021). 2. Любое высшее образование (непрофильное) + дополнительная переподготовка по профилю деятельности |
Не требуется |
Руководитель службы ДОУ | Руководство деятельностью по документационному обеспечению управления организацией | 7 | 1. Высшее образование – специалитет, магистратура (профильное, ОКСО 7.46.03.02, 7.46.04.022). 2. Любое высшее образование, но не ниже магистра + дополнительная переподготовка по профилю деятельности |
Не менее 3 лет в области документационного обеспечения управления |
Управляющий документацией или Заместитель руководителя организации по ДОУ |
Управление документацией организации | 8 | 1. Высшее образование – специалитет, магистратура (профильное, ОКСО 7.46.03.02, 7.46.04.023). 2. Любое высшее образование, но не ниже магистра + дополнительная переподготовка по профилю деятельности |
Не менее 5 лет руководящей деятельности в сфере документационного обеспечения управления организацией |
Анализ функционала конкретного работника
Когда вам нужно с чистого листа написать должностную инструкцию сотруднику, то удобно в профстандарте найти подходящую обобщенную трудовую функцию (это основной функционал работника, см. «2» в Примере 1), а потом изучить, какие конкретные трудовые функции и действия он должен выполнять (см. «4» и «8» в Примере 1), чтобы выбрать те функции, которые соответствуют специфике вашей организации или подразделения. Выбранные трудовые функции, действия станут основой новой должностной инструкции.
Но в реальной жизни обязанности «переплетаются», т.е. один человек может выполнять одновременно и более сложную (высококвалифицированную), и более простую работу – см. Пример 2. Для того чтобы минимизировать подобное «переплетение», необходимо провести анализ соответствия должностных обязанностей, установленных для работника в трудовом договоре (должностной инструкции) с трудовыми функциями, действиями и уровнем квалификации, указанными в профстандарте.Как видно из Примера 2 в должностной инструкции делопроизводителя указаны функции из разных профстандартов с разными уровнями квалификации и разными наименованиями должности. При выявлении отклонений должностных обязанностей от установленных в профстандарте, следует:
- шаг 1: исключить непрофильную функцию из должностной инструкции (или трудового договора);
- шаг 2:
- передать эту функцию другому сотруднику, для которого этот вид деятельности является профильным, либо
- оставить данную функцию работнику, используя процедуры совмещения, расширения зон обслуживания или совместительство (ст. 60.1, 60.2 ТК РФ).
Напомним, что любые изменения должностной инструкции или трудового договора, связанные с изменениями трудовых функций, производятся только с письменного согласия работника (ст. 72 ТК РФ).
Пример 2. Возможное сочетание обязанностей, свойственных разным уровням квалификации, в функционале делопроизводителя
Пример 3. Матрица распределения обязанностей между сотрудниками
Проверка дублирования и обнаружение «бесхозного» функционала
Чтобы эффективно распределить нагрузку между сотрудниками, необходимо подробно расписать выполняемые действия каждого в матрице распределения ответственности, она наглядно демонстрирует, где происходит полное или частичное дублирование (см. Пример 3).
Сначала в матрицу необходимо вписать обязанности специалистов, закрепленные за ними в должностных инструкциях (или трудовых договорах). Далее при изучении профстандартов можно добавить в эти же строки (например, в скобках или курсивом) более точные формулировки данных действий из стандартов.
Возможно, в профстандартах найдутся трудовые действия, которые у вас в организации выполняются от случая к случаю, и они ни за кем не закреплены. В таком случае эти действия тоже следует вписать в матрицу, чтобы потом окончательно закрепить их за конкретными работниками.
Как видно в Примере 3, многие трудовые действия полностью или существенно дублируют друг друга. И если компания не большая, то держать сотрудников, которые выполняют схожие операции, экономически не выгодно. При выявлении дублирующих действий следует уточнить, с какими документами работает сотрудник и с какими специалистами он взаимодействует, выполняя схожие действия.
Но лучше четко закрепить, кто чем и в какой ситуации занимается, чтобы не возникло недоразумений и желания переложить свою работу на другого специалиста.
Аттестация персонала
Для определения текущей квалификации, знаний и умений работников в организации проводится аттестация или деловая оценка персонала. Ее результаты необходимо отразить документально, например, в протоколе заседания аттестационной комиссии. Комиссия может принять решение, что сотрудник:
- соответствует или не соответствует занимаемой должности;
- условно соответствует должности;
- условно соответствует, при выполнении рекомендаций аттестационной комиссии (может дополняться положением о внеплановой аттестации, повторно).
На основе результатов аттестации работника можно:
- повысить или понизить в должности (с согласия работника);
- принять решение об изменении размера надбавок, премий или их отмене;
- повысить / понизить уровень квалификации сотрудника;
- перевести на более подходящую должность (с согласия работника);
- отправить на повышение квалификации или профессиональную переподготовку;
- уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – за несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Аттестация может проводиться в устной (собеседование), письменной (тесты и опросные листы) и смешанной форме. При смешанном формате аттестационная комиссия проводит собеседование с обязательными ответами в письменном виде на вопросы теста и/или решением практических задач.
Согласно рекомендациям ФГБУ «ВНИИ Труда» Минтруда России по применению профессиональных стандартов в организации при подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать положения профессиональных стандартов.
При разработке средств для оценки профессиональной квалификации Национальное Агентство Развития Квалификаций (НАРК) рекомендует создавать тестовые задания не только на отдельную трудовую функцию, но и на каждое трудовое действие, включенное в эту функцию. Оценочные средства должны включать в себя как теоретические, так и практические задания.
При этом теоретические задания могут быть разных типов:
- с выбором одного ответа;
- с открытым ответом, который должен сформулировать испытуемый;
- установление соответствия;
- установление последовательности.
Практические задачи – это задания на выполнение трудовых функций, трудовых действий в моделируемых условиях.
Пример 4. Проверяем знания и умения, необходимые для выполнения конкретной трудовой функции
Чтобы проверить, насколько хорошо секретарь руководителя знает трудовую функцию «Составление и оформление управленческой документации», выделим из профстандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», какие трудовые действия в рамках этой функции он должен уметь качественно выполнять, какие умения и знания ему для этого нужны (см. отметки «1», «2», «3» и «4» ниже):
Вопросы для аттестации составляются на основе необходимых умений и знаний, которые указаны в профстандарте. В первую очередь, как правило, проверяется теоретическая часть.
1. Какую формулировку должен иметь заголовок к тексту приказа?
Выберите один вариант ответа:
а) в творительном падеже,
б) в предложном падеже,
в) в родительном падеже.
2. Какой из перечисленных документов содержит требования к бланкам документов и оформлению реквизитов?
1) Общероссийский классификатор управленческой документации;
2) ГОСТ Р 7.0.8.-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»;
3) ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»;
4) Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.
3. Для исходящих документов предусмотрены следующие технологические этапы (допишите недостающие):
1) подготовка проекта документа,
2) __________________________
3) подписание,
4) __________________________
<. . .>
Вторая часть аттестации состоит из практических заданий на выполнение трудовых действий в реальных или моделируемых условиях:
15. Задание:
Организации необходимо заказать одноместный номер прибывающему в командировку в Москву специалисту из Уральского филиала компании – Сидорову Петру Ивановичу. Командировка планируется с 15 по 19 мая 2023 года. Вопросы организации приема командированных специалистов находятся в ведении заместителя генерального директора по административно-хозяйственным вопросам Петрова Н.Д. Составьте письмо-просьбу в гостиничный комплекс «Измайловский» (корпус «Альфа»), отметьте в письме, что плата за проживание будет произведена Сидоровым П.И. за наличный расчет.
16. Задание:
Составьте проект приказа об итогах работы с документами в 2022 году в ООО «Ромашка». В констатирующей части укажите на низкую требовательность руководителей подразделений к качеству подготовки документов и контролю за их исполнением. В распорядительной части обратите внимание руководителей на повышение требовательности к работникам в части работы с документами. Дайте задание работнику, отвечающему за делопроизводство, на разработку мер по улучшению этой работы.
17. Задание:
Нужно отправить контрагенту проект договора, уже подписанный со стороны вашей организации, а также попросить тоже подписать документы и вернуть вам обратно 1 экземпляр. Договор имеет 2 приложения (спецификацию и график поставок). Составьте сопроводительное письмо на отправку этих документов.
<. . .>
В Российской Федерации существует 1060 профессиональных стандартов. Они затрагивают практически все сферы экономики, производства, сельского хозяйства, космической сферы, атомной промышленности, образования, здравоохранения и т.д. Зачем они нужны и кто их разрабатывает? Далее мы раскроем эти вопросы.
Что такое профессиональный стандарт?
Понятие «профессиональный стандарт» раскрывается в российском Трудовом кодексе. Под ним понимается определенный уровень знаний, умений, навыков и опыта сотрудника предприятия или организации. Простыми словами, профстандарт – это своего рода квалификация, которая должна быть у каждого работника.
В настоящее время в Российской Федерации действуют 28 советов по профессиональным квалификациям. Они образованы по отраслевому принципу, и их работа направлена на проведение независимой оценки квалификации сотрудника, занимающегося конкретным видом деятельности. Вся информация о деятельности советов и проведении оценки размещается на соответствующем веб-сайте. Данные полезны, в первую очередь, для руководителей организаций – при приеме нового сотрудника могут увидеть его уровень профессиональной компетенции.
Цели и задачи
Профессиональные стандарты можно назвать перечнем знаний, умений и трудовых функций. Они важны как для подготовки специалистов, так и для руководителей организаций и представителей отдела кадров: принимая решение о зачислении того или иного человека в штат всегда будет оцениваться и учитываться его профессиональное соответствие принятым стандартам. «Соответствующий» человек априори будет более производителен в труде, и в этом случае сам работодатель сможет снизить издержки на адаптацию сотрудника при трудоустройстве.
Профессиональные стандарты устанавливают определенную планку требований к любому сотруднику любого предприятия. Они являются своего рода ориентиром для выстраивания кадровой политики.
Нормативная база разработки профессиональных стандартов
Разработка профессиональных стандартов базируется на нескольких законодательных актах, действующих в Российской Федерации. Основными из них являются:
- Трудовой Кодекс, раздел «Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников»;
- Правительственное постановление РФ № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;
- Приказы Министерства Труда Российской Федерации № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта», № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» и др.
Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов
Эти правила прописаны в нормативных документах. Среди основных постулатов можно выделить:
- Контроль над разработкой профстандартов возлагается на Министерство труда и социальной защиты РФ;
- Проект может создаваться силами объединений работодателей, профессиональными сообществами, некоммерческими организациями. При этом участите образовательных организаций профессионального образования обязательно;
- Согласованием проектов стандартов занимается особый экспертный совет;
- В основе проекта – методические рекомендации, утвержденные Министерством труда;
- Создание профстандарта по личной инициативе работодателя производится за счет собственных средств;
- Из федерального бюджета выделяются средства на разработку стандартов профессий, которые являются приоритетными для развития экономики;
- Для рассмотрения и утверждения профстандарта в Министерство труда необходимо предоставить дополнительный пакет документов, включающий пояснительную записку, сведения о предприятиях и организациях, принимавших участие в работе, результаты обсуждения проекта с представителем работодателя и других заинтересованных лиц;
- Согласованный проект профстандарта вносится в отдельный реестр.
Применение профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты необходимы для выработки правильной кадровой политики и системы менеджмента. Они также используются для организации процессов обучения сотрудников и их аттестации, написания должностных инструкций. Стандарты применяются для того, чтобы кадровый работник предприятия мог правильно присвоить тарифный разряд, а также помог рассчитать и установить уровень заработной платы. По ним строятся обучающие программы курсов повышения квалификации и переподготовки.
Популярные статьи в категории:
Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру