Как составить загадку сравнение

Загадка – гениальное изобретение человеческого разума. Она помогает искать и находить связи между предметами, проявлять внимание к деталям, смотреть на знакомые вещи под другим углом. Эта крохотная задачка учит нас думать, тонко чувствовать язык и глубже понимать окружающий мир. Большинство взрослых убеждены, что загадки – это забава для детей. Однако тренировать мозг следует в любом возрасте – хотя бы для профилактики старческого слабоумия. Сколько народных задачек вы сможете вспомнить сходу? 10? 20? Наверняка, это будут самые известные. А ведь загадок тысячи! Кроме того, можно и самим их сочинять.

Как придумать загадку? Дадим несколько советов.

Изучаем

Для начала рекомендуем накопить материал для наблюдений. Чтобы начать творить самому, нужно ознакомиться с тем, как это делают другие авторы. Захватите сборник загадок в долгую дорогу на море или на дачу. Разгадывайте их всей семьей, обсуждайте, насколько они удачны, восхищайтесь народной (или писательской) мудростью, удачными сравнениями.

  • Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж).
  • Медный бес на стол залез. (Самовар).
  • Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка).

    как придумать загадку

Обратите внимание, что один и тот же предмет или явление можно описать совершенно по-разному. Например, сон.

  • И рать, и воеводу – всех повалил.
  • Что слаще всего на свете?
  • Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт.

Как придумать загадку-сравнение?

Чтобы сочинить простейшую задачку, нужно научиться находить свойства предмета и сравнивать его по этим качествам с другими предметами (явлениями). Очень удобно заполнить небольшую таблицу.

Солнце

Какое?

На что похоже?

жаркое

на печку

золотое

на яблоко, одуванчик

круглое

на мяч, колесо, камешек, клубок, голову

яркое

на огонь

Объединить полученные данные можно так:

Жаркое, как печка.
Золотое, как одуванчик.
Круглое, как колесо.
Яркое, как огонь.

Попробуйте – это увлекательный процесс!

какую можно придумать загадку

Как придумать загадку, если предмет или явление не имеет четко выраженных признаков? Задайте себе вопрос: «А что он умеет делать? Кто еще так поступает?»

Ветер

Что делает?

На что (кого) похож?

воет

на волка

летит

на птицу

гнёт деревья

на великана

свищет

на Соловья Разбойника

Вот что получилось:

Летит, словно птица.
Воет, будто волк.
Свищет, как Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, как великан.

Другой вариант – используем противительные союзы и отрицания:

Летит, да не птица.
Воет, да не волк.
Свищет, да не Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, да не великан.

Как придумать загадку «наоборот»?

Мы по-прежнему будем рисовать словесные картины, но кроме схожих черт найдём характерные отличия рассматриваемого предмета или явления от других. Например, туча – белая, как вата, да в руки не взять. Туман – седой, как древний старик, да сказку не расскажет. Луна – аппетитная, как ватрушка, да не укусишь.

Жук

Какой?

На что (кого) похож?

Что умеет делать?

Чем отличается?

крылатый

на птицу

да без хвоста

рогатый

на барана

да не забодает

на самолёт

летает

да садится на листья деревьев

на пчелу

жужжит

да не укусит

Возможный вариант:

Крылатый, как птица, да без хвоста.
Рогатый, как баран, да не забодает.
Летает, как самолёт, да садится на листья деревьев.
Жужжит, как пчела, да не укусит.

придумываем загадки сами

Рассмотрим части и целое

Какую можно придумать загадку посложнее? Давайте привлечем на помощь математику! Рассмотрим человеческое тело. Из каких частей оно состоит? Один язык, губы, один рот, по два глаза, уха, по паре рук и ног. Как народ отразил это в фольклоре?

Один болтун,
Другой свистун
И третий едун.
Два брата видаки,
А два – слышаки,
Два бегуна,
Да два брата-ухвата.

А теперь по этому принципу придумываем загадки сами.

Велосипед

Названия частей

Сколько их?

На что похожи?

Что такое же?

колесо

2

кольцо, тарелка, сушка, блюдце, солнце

руль

1

вилы, ухват, рога

седло

1

горб верблюда, стул

педаль

2

подножка, стремя, ступенька

Сам сижу на стуле,
ноги – на ступеньках,
Руками за вилы ухватился.
На двух тарелках, будто ракета, мчусь.

Мы привели лишь несколько примеров. Конечно, большинство из них вряд ли когда-нибудь попадут в фольклорные или авторские сборники, но мы на это и не претендуем. Главное – это забавное развлечение будет необыкновенно полезно как детсадовцу, так и младшему школьнику. Наверняка, в процессе совместной игры с ребенком у вас появятся собственные приёмы и художественные находки.

Загадки-сравнения Помните загадку про лампочку “Висит груша, нельзя скушать”, а есть загадка наоборот, неизвестный фрукт сравнивается с лампочкой “Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож”. Ответ: Груша и это загадка-сравнение. Определить загадку по сравнительным признакам, загадываемый предмет сравнивают с другим известным предметов, вот какие загадки с сравнение есть.

Самая смешная загадка-сравнение, ответ очень простой, но не все могут догадаться, что загадано, хотя сравнение прямо указывает на ответ.

Пять ларчиков, как пять чуланчиков. Ответ:Перчатка.

ели описывается, что делает предмет, как он работает, то загадка относится к загадкам с описанием действия, сравните отличительные признаки нескольких видов загадок.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 40

КИРОВСКОГО РАЙОНА

Сочинение загадки

с «отрицательным» или положительным сравнением

по технологии Сомковой О.Н.

в логопедической группе с детьми с ОНР

(6-7 лет)

Воспитатель  Гребнева Т.В.

высшая кв.категория

Санкт-Петербург

2011

Задачи работы:

Основные методы и приемы работы

Результат

1. Учить детей видеть и понимать сравнения в загадках и в  других готовых литературных формах;

Чтение и рассказывание детям литературных произведений, разучивание стихотворений (например, стихотворения Романа Сефа «На свете все на все похоже»):

1. Вопросы к детям (Какие похожие друг на друга предметы нашел поэт? Например: змея – на ремешок из кожи…)

2. Для того, чтобы вспомнить сравнения из текста и воссоздать образы, предложить набор предметных картинок, на которых изображены предметы, о которых говорится в стихотворении. Вспоминая сравнение, ребенок подтверждает картинками их сходство и находит дополнительные новые сходства (Змея длинная и ремешок длинный и тонкий; змея извивается, и ремешок как бы тоже изогнулся; у змеи есть голова, и у ремешка есть застежка (пряжка), она тоже как голова; у змеи торчит язык, а у ремешка как будто тоже язык – в застежке гвоздь, его надо в дырочку вставлять и т.д.)

3.  Далее воспитатель  предлагает найти различия в предметах (Например, змея живая и кусается, а ремешок – неживой; змеей брюки не застегнешь – укусит! У ремешка нет глаз, а у змеи есть и т.д.)

4. Далее воспитатель предлагает придумать свое сравнение, не такое как у поэта – на что еще похожа змея?   (на веревку, которая валяется, на червяка, на шланг от душа и т.д.)

5.  Предложить детям зарисовать придуманные ими  или запомнившиеся сравнения к одному из предметов. Для этого предлагались карточки. На левой стороне листа надо было изобразить сам предмет, а правую сторону разделить на столько частей, сколько сравнений придумал, и в каждой части нарисовать похожий предмет.

  • Дети научились сравнивать предметы по сходству, но основаниями сравнениями выступают в основном, внешние признаки предметов: цвет, форма, части.
  • Дети сочиняют загадки с составленными ранее сравнениями, чтобы освоить способ создания загадки посредством сравнения предметов.

2.     Учить самостоятельно создавать образные сравнения, находя сходство между предметами и объектами окружающего мира;

Дети учатся находить основания для сравнения двух предметов в процессе постепенно усложняющихся дидактических игр и упражнений:

1. Найти сходные предметы по готовому основанию для сравнения: Найдите на участке все зеленые предметы. Назовите все предметы, которыми можно копать».

2.   Введение дополнительного условия, например: «Назовите те предметы, которые бывают только оранжевыми»

3.   Дети сами должны найти основание для сравнения и по ним отыскать сходные предметы. Предложить подобрать к предмету-образцу ряд похожих на него «предметов-братьев» и объяснить свой выбор.

4.  Зарисовать придуманные ребенком сравнения. Дети получают лист бумаги, разделенный на 9 равных частей. В центре листа они рисуют предмет-образец, а клетки вокруг заполняют изображениями его «предметов-братьев». После рисования дети объясняют свои рисунки, рассматривают и оценивают работы друг друга. Во время оценивания учитывается количество и точность придуманных сравнений, особенно поощряется самостоятельность и творчество детей.

3. Развивать умение сочинять загадки на основе сравнения предметов

Работа проводится в книжном уголке и в уголке художественно-речевой деятельности:

1.  В книжный уголок вносится новая книга с загадками

2. Воспитатель вместе с детьми рассматривает книжку, читает загадки со сравнением.

3. Предложить детям отгадать загадку и обосновать  отгадку, найти сравнение в загадке и объяснить его. (С каждой загадкой отмечается более внимательное и осмысленное отношение детей к тексту, совершенствуется умение видеть и понимать образность языка загадок).

4. Коллективное составление загадок: водящий выходит из комнаты. Дети в его отсутствие выбирают предмет, о котором будет придумана загадка, и каждый из них находит свое сравнение к предмету. Водящий возвращается, дети по очереди называют свои сравнения. По ним идет узнавание предмета. Затем дети оценивают, какое сравнение больше всех помогло отгадать предмет, какое было самым трудным и интересным. Автор наиболее точного и  образного сравнения становится победителем. Например: сравнения придуманные детьми про настольную лампу: по форме – как гриб; светит как маленькое солнце; со шнуром, как утюг; включают, как телевизор.

5. Придуманные детьми сравнения записываются воспитателем.

6. Записанные сравнения читаются все вмести, и  делается вывод, что получилась загадка.

7. Воспитатель подводит детей к обобщению, как получилась загадка: каждый придумал, на что похожа лампа, а вместе получилась загадка.

8. Анализ придуманных сравнений: какое сравнение больше всего помогло отгадать загадку, а какое сравнение сделало загадку трудной?

9. Для закрепления умения детей соединять сравнения в загадку используются заполненные детьми карточки-рисунки. По своим заполненным карточкам из девяти клеток детям предлагается «прочесть» загадку. Сначала это делает воспитатель по карточке ребенка, затем каждый ребенок берет свою карточку и составляет по ней загадку.

  1. Показать детям способ составления загадки с отрицанием: назвать то, чем похож предмет-отгадка на «своего брата», а затем добавить, что это не сам брат. «Колючая, а не ежик,  растет в лесу, а не гриб, треугольная, а не треугольник, вся в иголках, а не игольница»

Зарисовки детей к загадкам:

Загадки детей:

ПТИЦЫ:

Милена Смирнова:

Умеет летать, но не самолёт;

Откладывает яйца, но не крокодил;

Знает дорогу, но не карта;

У него есть хвост, как веер;

Живет с человеком, но не домашний;

Носит письма, но не почтальон

(голубь)

Кирилл Кузин:

Откладывает яйца, но не черепаха,

Летает, но не муха;

Лечит, но не доктор,

Делает дырки, но не  дрель.

(дятел)

Саша Попов:

Он хищник, но не волк,

Летает, но не вертолет,

Видит далеко, но не бинокль.

(орёл)

Витя:

Плавает как лодка

Летает как самолёт

Откладывает яйца как черепаха.

(утка)

Артём Бойков:

Лечит деревья, но не врач,

Стучит, но не молоток,

Летает, а не шарик.

(дятел)

Катя:

Умеет летать, а не бабочка,

Живет в дупле, а не белка,

Откладывает яйца, а не змея,

Ловит мышей, а не кошка.

(сова)

Витя:

Летает, а не шарик,

Откладывает яца, но не змея,

Ворует крошки, но в тюрьму его никто не сажает.

(воробей)

ЗВЕРИ:

Арина Борисова:

Живёт в дупле, а не сова,

Собирает грибочки, но не ёжик;

Прыгает, но не заяц,

С пушистым хвостом, но не лиса.

(белка)

Милена Смирнова:

Ползает как улитка,

Длинная как веревка,

Откладывает яйца как птица.

(змея)

МАСЛЕНИЦА

Кирилл Кузин:

Круглый, как солнце,

Жёлтый как луна,

Жарят на сковородке, а не картошка

(блин)

ПОСУДА:

Настя Метёлкина:

Может быть глубокой как море и мелкой, как ручей,

Круглая как солнце,

Со стенками как у дома и дном, как у реки.

(тарелка)

Милена Смирнова:

Она может кипятить воду, но не чайник.

У нее есть стенки, как у дома.

Две ручки, но это не ребенок,

Есть дно, но не море.

(кастрюля)

Артём Бойков

У нее есть донышко, но не речка,

Есть ручки, но не супница,

В ней можно варить еду.

(кастрюля)

Катя:

Металлический, но не вилка,

Может отпиливать, но не пила;

Есть ручка, но не пишет.

(нож)

Андрей Братерский:

Она круглая, как колесо,

Ее убирают в шкаф,

Ее моют, с нее едят.

(тарелка)

Кирилл Кузин:

У неё есть ручки, но не дверь,

Есть крышка, но не коробка;

Есть, но не речка,

Есть стенки, но не дом.

(кастрюля)

ИНСТРУМЕНТЫ:

Катя:

Дружит с ниткой, нос  как у дятла,

Может ужалить как пчела.

Шьёт, но не машина.

(иголка)

Милена Смирнова:

Зубы как у крокодила,

Ездит вперед и назад как утюг,

Грызет деревья, а не бобер.

(пила)

Арина:

У нее один острый зуб,

Режет траву как ножницы.

(коса)

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Составление сравнений, загадок и метафор по технологии ТРИЗДЕПАРТАМЕНТ ОБР...

    1 слайд

    Составление сравнений, загадок и метафор по технологии ТРИЗ
    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
    ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
    УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
    «ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
    Выполнила:
    студентка группы 3ДО
    Соловьева Анастасия
    Преподаватель:
    Беленко Татьяна Ивановна

  • ЦельСоставление сравнений и загадок используется для улучшения воображения, м...

    2 слайд

    Цель
    Составление сравнений и загадок используется для улучшения воображения, мышления и речи в целом.
    Для того, чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет продуктивной при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками и почувствует себя успешным в этой деятельности.

  • Этапы работы

  • Для того, чтобы составить сравнение нужно:
1. Выбрать объект.
2. Обозначить е...

    4 слайд

    Для того, чтобы составить сравнение нужно:
    1. Выбрать объект.
    2. Обозначить его признак.
    3.Определить значение этого признака.
    4. Сравнить данное значение со значением признака в другом объекте.
    На первый взгляд получившаяся фраза, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака.

    Сравнение

  • Пример сравнения:

    5 слайд

    Пример сравнения:

  • Технология составления загадокРазвивая умственные способности ребенка, важнее...

    7 слайд

    Технология составления загадок
    Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
    Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет.
    В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок

Загадки-сравнения

Загадка #1885 : Как трава, зеленый, играет, как на скрипке, прыгает, как лягушка.

Как трава, зеленый, играет, как на скрипке, прыгает, как лягушка.

Показать ответ …
Кузнечик

Загадка #1887 : В небе, будто огромные,Слепящие светом кусты,Цветут растения,Не скромныеПолевые цветы.Как многие солнца и многие луны,Бутоны вверху раскрываются шумно.

В небе, будто огромные,
Слепящие светом кусты,
Цветут растения,
Не скромные
Полевые цветы.
Как многие солнца и многие луны,
Бутоны вверху раскрываются шумно.
Словно безумный гигант-садовод
Там в высоте представление дает.
А публика, что на земле собралась,
Любуется сказочным зрелищем всласть.

Показать ответ …
Салют

Загадка #1895 : Чтобы выпросить у братаИ конфет, и шоколада,Притворяется больной,Тихо стонет: «Ой-ой-ой»,Чтобы вымолить у мамыЛетом новую панаму,Папу чтоб уговорить,

Чтобы выпросить у брата
И конфет, и шоколада,
Притворяется больной,
Тихо стонет: «Ой-ой-ой»,
Чтобы вымолить у мамы
Летом новую панаму,
Папу чтоб уговорить,
Куклу новую купить,
Льстит ему: «Ты сильный самый.
Ты для нас защитник с мамой».
Наша Танечка-краса
Стала хитрой, как …

Показать ответ …
Лиса

Загадка #1896 : Мама, кашу есть пора!Я не завтракал с утра.Наливай, сестрица, чаю!Я от слабости качаюсь.Бабушка, неси пирог!Ведь голодный я, как …

Мама, кашу есть пора!
Я не завтракал с утра.
Наливай, сестрица, чаю!
Я от слабости качаюсь.
Бабушка, неси пирог!
Ведь голодный я, как …

Показать ответ …
Волк

Добавить комментарий