Как стилистически правильно составить предложение

Стилистически правильное оформление предложений: основные правила и рекомендации

Правильное оформление предложений является одним из важнейших аспектов в коммуникации. Если вы используете неправильное оформление, то рискнете создать некоторые затруднения в понимании вашего смысла или настроения.

Стилистически правильное оформление предложений может быть рассмотрено в контексте следующих элементов:

Пунктуация

Пунктуация является важной составляющей правильного оформления предложений. Правильная пунктуация может быть использована для выделения элементов, организации текста и создания нужного настроения в тексте.

Некоторые основные правила пунктуации:

  • Запятая должна быть использована перед союзом “и”, если этот союз связывает два предложения.
  • Точка должна использоваться для выделения конца предложения.
  • Восклицательный знак следует использовать для выражения ярко выраженных эмоций.
  • Вопросительный знак должен использоваться для формулирования вопросительных предложений.

Грамматика

Грамматическая правильность также является важным аспектом стилистически правильного оформления предложений. Неправильное использование грамматических элементов может ослабить воздействие вашего сообщения.

Некоторые основные правила грамматики:

  • Пожалуйста, регулярно проверяйте правописание, грамматику и пунктуацию вашего текста.
  • Используйте правильные времена глаголов, чтобы указать время действия.
  • Используйте правильный падеж существительных и местоимений, чтобы указать их роль в предложении.

Длина предложений

Длина предложений является важным аспектом стилистически правильного оформления предложений. Слишком короткие или слишком длинные предложения могут быть сложными в понимании.

Некоторые основные рекомендации по длине предложений:

  • Выбирайте разную длину предложений.
  • Разбивайте длинные предложения на несколько более коротких, если это необходимо для более ясного понимания.
  • Избегайте очень коротких предложений, которые могут создать ритм, неуместный в контексте.

Синонимы

Использование синонимов является одним из основных способов создания стилистически правильного оформления предложений. Синонимы могут использоваться для избежания повторений или для уточнения смысла.

Некоторые основные рекомендации по использованию синонимов:

  • Используйте синонимы для уточнения смысла, если это необходимо.
  • Избегайте синонимов, которые могут сбить с толку вашего читателя.
  • Используйте синонимы для изменения ритма вашего текста.

Заключение

Стилистически правильное оформление предложений – это важный аспект любого текста. Пунктуация, грамматика, длина и использование синонимов могут быть использованы для улучшения вашего текста и стиля. Следование некоторым основным правилам и рекомендациям может помочь вам достичь успеха в своей коммуникации.

Порядок слов в предложении

Д.Э.Розенталь

“Справочник по правописанию и стилистике” 

К оглавлению

XLII. Порядок слов в предложении

В русском языке порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным. Это значит, что в предложении нет строго закрепленного места за тем или иным его членом. Например, предложение, состоящее из пяти знаменательных слов: Редактор вчера внимательно прочитал рукопись – допускает 120 вариантов в зависимости от перестановки членов предложения.

Различаются   п р я м о й   п о р я д о к   слов, определяемый типом и структурой предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, его местом среди других слов, которые  непосредственно   с  ним   связаны,   а  также   стилем   речи   и  контекстом,   и   о б р а т н ы й
п о р я д о к,  являющийся отступлением   от  обычного  порядка  и  выполняющий  чаще всего  функцию
и н в е р с и и,  т. е. стилистического приема выделения отдельных членов предложения путем их перестановки. Прямой порядок характерен для научной и деловой речи, обратный широко используется в произведениях публицистических и литературно-художественных; особую роль обратный порядок играет в разговорной речи, имеющей свои типы построения предложений.

Определяющим фактором расположения слов в предложении является целенаправленность высказывания, его коммуникативное задание. С ним связано так называемое а к т у а л ь н о е ч л е н е н и е   высказывания, которое предполагает движение мысли от известного, знакомого к неизвестному, новому: первое (основа высказывания) обычно заключено в начальной части предложения, второе (ядро высказывания) – в его конечной части. Ср.:

1) 12 апреля 1961 года состоялся полёт Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества (исходной точкой, основой высказывания является указание на дату, т. е. сочетание 12 апреля 1961 года, а ядром высказывания – остальная часть предложения, которая логически подчеркивается);

2) Полёт Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества, состоялся 12 апреля 1961 года (основой высказывания является сообщение об историческом полете Ю. А. Гагарина, а ядром высказывания – указание на дату, которое логически подчеркивается).

§ 178. Место подлежащего и сказуемого

  1. В   п о в е с т в о в а т е л ь н ы х  предложениях подлежащее обычно предшествует сказуемому, например: Провода тянулись от дерева к дереву… (Ажаев); Кое-кто уходил из деревни на заработки… (Гладков); Земля вращается вокруг Солнца.

    Взаимное расположение подлежащего и сказуемого может зависеть от того, обозначает ли подлежащее определенный, известный предмет или, наоборот, предмет неопределенный, неизвестный. Ср.: Поезд пришёл (определенный). – Пришёл поезд (неопределенный, какой-то).

    Обратный порядок главных членов предложения (сначала сказуемое, потом подлежащее) является обычным в следующих случаях:

    1) в авторских словах, разрывающих прямую речь или стоящих после нее, например: – Я не странный, – ответил мальчик грустно (Короленко).

    Постановка подлежащего впереди сказуемого в подобных случаях встречалась в старых текстах, например: – Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть кур красть? – крестьянин говорил лисице, встретясь с нею (Крылов); – Дедушку знаешь, мамаша? – матери сын говорит (Некрасов); учитывается и ритм стиха;

    2) в авторских ремарках, включаемых в текст драматических произведений, например: Входит Глумов (А. Н. Островский); Видна часть дома с террасой (Чехов);

    3) в предложениях, в которых подлежащее обозначает отрезок времени или явление природы, а сказуемое выражено глаголом со значением бытия, становления, протекания действия и т. д., например: Прошло сто лет… (Пушкин); Пришла весна (Л. Толстой); Была лунная ночь (Чехов);

    4) в описаниях, в рассказе, например: Поёт море, гудит город, ярко сверкает солнце, творя сказки (Горький);

    5) в качестве стилистически заданного приема   и н в е р с и и,  с целью логического выделения одного из главных членов предложения, например: Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (А. Коптяева).

    При постановке обстоятельственных слов в начале предложения подлежащее часто стоит после сказуемого, например: С улицы доносился шум… (Чехов). Однако встречается в этих условиях и прямой порядок главных членов предложения, например: К базе Уваров и Анна подъехали в самое жаркое время дня (А. Коптяева).

  2. В   в о п р о с и т е л ь н ы х  предложениях сказуемое часто предшествует подлежащему, например: Не заступятся ли за меня дедушка али тётушка? (Пушкин); Так отдам ли я тебе эту волюшку, дорогую, короткую? (А. Н. Островский).
  3. В   п о б у д и т е л ь н ы х   предложениях местоимения-подлежащие, предшествующие глаголу-сказуемому, усиливают категоричность приказания, совета, побуждения, а следуя за сказуемым, они смягчают тон приказания. Ср.: Ты у меня пикни только (А. Н. Островский). – Не сокрушай ты меня, старуху (Тургенев).
  4. В разговорной речи связка часто ставится на первое место, например: Был я молодым, горячим, искренним, неглупым… (Чехов).
  5. Постановка именной части сказуемого впереди подлежащего служит целям инверсии, например: Загадочны и потому прекрасны тёмные чащи лесов, глубины морей; загадочен крик птицы и треск лопнувшей от теплоты древесной почки (Паустовский).

    Средством выделения сказуемого служит также постановка именной части перед связкой, например: …Оба голодные остались (Л. Толстой); Бор глухим, сумрачным стал (Сейфуллина). То же в составном глагольном сказуемом при постановке инфинитива перед вспомогательным глаголом, например: Так ты, что же, и сеять не думал? (Шолохов).

§ 179. Место определения в предложении

  1. С о г л а с о в а н н о е  определение обычно ставится впереди определяемого имени существительного, например: интересный сюжет, контрольная вычитка, проверенные цитаты, третье издание, наше издательство.

    Постановка согласованного определения после определяемого существительного служит целям инверсии, например: Со всех сторон горы неприступные (Лермонтов).

    Постпозитивное определение (т. е. определение, стоящее после определяемого слова) часто встречалось в произведениях писателей и поэтов XIX в., например: На меня она имела влияние сильное (Тургенев); Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны (Л. Толстой); Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (Лермонтов); Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора… (Тютчев).

    Обычны постпозитивные определения, относящиеся к имени существительному, повторяющемуся в данном предложении, например: Это представление о рефлексе, конечно, представление старое… (акад. И. П. Павлов); Воропаев вспомнил свою первую встречу с Горевой – встречу удивительную и редкую по своеобразной фронтовой красоте (Павленко). Ср. в публицистической и деловой речи: Такие планы, планы смелые и оригинальные, могли возникнуть только в наших условиях; Это решение, безусловно, решение неправильное, и подлежит отмене.

    В речи стилизованной постпозитивные определения придают рассказу характер народного повествования; ср. у Неверова: Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.

    Определения, выраженные притяжательными местоимениями, находясь в положении после определяемого существительного, могут придавать высказыванию экспрессивную окраску, например: Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете.

    В нейтральных стилях нередки постпозитивные определения, выраженные указательными местоимениями, например: Полустанок этот… был обнесён двойным валом из толстых сосновых брёвен (Казакевич).

    Средством смыслового выделения определения служит:

    а) его обособление, например: Люди же, изумлённые, стали как камни (Горький);

    б) отрыв определения от определяемого существительного, например: Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звёзды (Шолохов).

    Обособленное определение обычно постпозитивно, например: публикация писем, поступивших в редакцию; выставка картин, выдвинутых на соискание премии. Постановка таких распространенных определений (без их обособления) впереди определяемого слова воспринимается как своего рода инверсия; ср.: публикация поступивших в редакцию писем; выставка выдвинутых на соискание премии картин.

  2. При наличии нескольких согласованных определений порядок их расположения зависит от морфологического их выражения:

    1) определения, выраженные местоимениями, ставятся впереди определений, выраженных другими частями речи, например: в этот торжественный день, наши дальнейшие планы, все замеченные опечатки, каждый четвёртый вторник. Постановка определений-местоимений после определений-прилагательных является инверсией, например: В утренний этот серебристо-опаловый час спал весь дом (Федин); Танкист боролся с медленной своей и долгой болью (Л. Соболев);

    2) определительные местоимения предшествуют другим местоимениям, например: все эти поправки, каждое ваше замечание. Но местоимение самый ставится после указательного местоимения, например: эти же самые возможности, тот же самый случай;

    3) определения, выраженные качественными прилагательными, ставятся впереди определений, выраженных относительными прилагательными, например: новый исторический роман, тёплое шерстяное бельё, светлый кожаный переплёт, поздняя осенняя пора;

    4) если неоднородные определения выражены одними качественными прилагательными, то ближе к определяемому существительному ставится то из них, которое обозначает более устойчивый признак, например: огромные чёрные глаза, приятный лёгкий ветерок, интересная новая повесть;

    5) если неоднородные определения выражены одними относительными прилагательными, то, как правило, они располагаются в порядке восходящей смысловой градации (от более узкого понятия к более широкому), например: ежедневные метеорологические сводки, антикварные бронзовые изделия, специализированный книжный магазин.

  3. Н е с о г л а с о в а н н о е  определение ставится после определяемого существительного, например: заключение специалиста, книга в кожаном переплёте, роман с продолжением. Но определения, выраженные личными местоимениями в роли притяжательных, стоят впереди определяемого слова, например: его возражения, их заявления.

    Постановка несогласованного определения, выраженного существительным, впереди определяемого слова является инверсией, например: средней величины медведь (Гоголь); генерала Жукова дворовый (Чехов).

    Препозитивные несогласованные определения, т. е. стоящие впереди определяемого слова, закрепились в некоторых устойчивых оборотах, например: часовых дел мастер, гвардии старший лейтенант, добрейшей души человек.

    Согласованные определения обычно предшествуют несогласованным, например: высокая красного дерева кровать (Л. Толстой); старые табачного цвета глаза (Сергеев-Ценский). Но несогласованное определение, выраженное личным местоимением с притяжательным значением, обычно предшествует согласованному определению, например: его последнее выступление, их возросшие запросы.

§ 180. Место дополнения в предложении

  1. Дополнение обычно следует за управляющим словом, например: вычитать рукопись, исправление опечаток, готовы к набору.

    Дополнение (чаще всего прямое), выраженное местоимением (личным, неопределенным), может предшествовать управляющему слову, не создавая инверсии, например: Книга мне понравилась; Это зрелище его поразило; Мать что-то заметила в выражении лица дочери; Я вам рад.

    Постановка дополнения впереди управляющего слова обычно имеет характер инверсии, например: Аптекаршу, быть может, увидим (Чехов); Душа к высокому тянется (В. Панова). Ср. в живой разговорной речи: Вас кто-то спрашивает; Всех своих друзей позабыли; А телевизор вы можете починить?

    Обычна препозиция дополнения со значением лица в безличных предложениях, например: Ему нужно поговорить с вами; Сестре нездоровится; Всем хотелось отдохнуть.

  2. При наличии нескольких дополнений, относящихся к одному управляющему слову, возможен различный порядок слов:

    1) обычно прямое дополнение предшествует другим дополнениям, например: Возьмите рукопись у корректора; Обсудите вопрос со своими сотрудниками; Вошедший подал руку всем присутствующим;

    2) косвенное дополнение  л и ц а,  стоящее в дательном падеже, обычно предшествует прямому дополнению  п р е д м е т а,  например: Сообщите нам свой адрес; Мать подарила ребёнку красивую игрушку; Эта женщина спасла Бекишеву жизнь… (В. Панова).

    Точно так же родительный падеж со значением действующего лица (несогласованное определение) предшествует другому падежу (в роли дополнения), например: приезд сына к родителям, памятная записка автора для редактора.

  3. Прямое дополнение, совпадающее по форме с подлежащим, ставится, как правило, после сказуемого, например: Мать любит дочь; Весло задело платье; Лень порождает беспечность; Суды защищают законы. При перестановке подлежащего и дополнения меняется смысл предложения (Дочь любит мать; Платье задело весло) или возникает двусмысленность (Беспечность порождает лень; Законы защищают суды). Иногда в подобных случаях инверсии сохраняется нужный смысл, вытекающий из лексического значения названных членов предложения (Велосипед разбил трамвай; Солнце закрыло облако), но правильное понимание таких предложений несколько затрудняется, поэтому рекомендуется или сохранять прямой порядок слов, или действительный оборот заменять страдательным (Велосипед разбит трамваем; Солнце закрыто облаком).

§ 181. Место обстоятельств в предложении

  1. Обстоятельства  о б р а з а   д е й с т в и я,  выраженные наречиями на -о, -е, обычно ставятся впереди глагола-сказуемого, например: Перевод точно отражает содержание оригинала; Мальчик вызывающе смотрел на нас; Гаврюшка густо покраснел и бурно запротестовал… (Гладков); Вокзал быстрее и быстрее уплывал назад… (Г. Николаева); Мостовая гладко белела (Антонов).

    Некоторые наречия, сочетающиеся с немногими глаголами, ставятся после них, например: идти шагом, лежать ничком, пройтись босиком, упасть навзничь, ходить пешком.

    Обычно постпозитивны обстоятельства образа действия, выраженные именем существительным в наречном значении, например: разбегаться волнами, расходиться кругами.

    Место обстоятельства образа действия может зависеть от наличия или отсутствия в предложении других второстепенных членов; ср.: Альпинисты шли медленно. – Альпинисты медленно шли по крутой тропинке.

    Средством смыслового выделения обстоятельства образа действия или меры и степени является постановка их в начале предложения или отрыв от слов, к которым они примыкают, например: Тщетно Григорий старался увидеть на горизонте казачью лаву (Шолохов); Дважды пережил такое чувство Никита (Федин); Да, мы дружны были очень (Л. Толстой).

  2. Препозитивны обстоятельства   м е р ы    и    с т е п е н и,   например: Диктор дважды повторил приведённые в тексте цифры; Директор очень занят; Рукопись вполне подготовлена к набору.
  3. Обстоятельство  в р е м е н и  обычно предшествует глаголу-сказуемому, например: За ужином разговаривали мало (Тургенев); Через месяц Беликов умер (Чехов); По вечерам доктор оставался один (В. Панова).

    Нередко, однако, обстоятельство времени бывает постпозитивно, что способствует его смысловому выделению, например: Сестра поднялась рано; Я пришёл до рассвета.

  4. Обстоятельство  м е с т а  обычно препозитивно, причем часто стоит в начале предложения, например: На фабрике было неспокойно… (Горький); С запада шла туча (Шолохов).

    Если обстоятельство места стоит в начале предложения, то часто непосредственно за ним следует сказуемое, а потом уже подлежащее, например: Справа подымалось белое здание больницы… (Гаршин); Отовсюду неслись незнакомые запахи трав и цветов… (Серафимович). Однако в этих условиях возможен и прямой порядок главных членов предложения, например: Над седой равниной моря ветер тучи собирает (Горький).

    Постановка обстоятельства места после сказуемого является нормой в тех сочетаниях, в которых наличие обстоятельства необходимо для полноты высказывания, например: Дом находится на окраине города; Родители его постоянно живут на юге.

    Если в предложении имеются обстоятельство времени и обстоятельство места, то обычно они ставятся в начале предложения, причем на первом месте стоит обстоятельство времени, а на втором – обстоятельство места, например: Завтра в нашем городе ожидается тёплая погода без осадков; К вечеру в доме всё успокоилось. Постановка рядом двух обстоятельств подчеркивает их смысловую роль в предложении. Возможно и другое их размещение: на первом месте ставится обстоятельство времени, затем подлежащее, за ним сказуемое и, наконец, обстоятельство места и другие члены предложения, например: В начале апреля река вскрылась на всём своём протяжении; Вчера я встретил на улице своего старого друга.

  5. Обстоятельства   п р и ч и н ы    и    ц е л и   чаще стоят впереди сказуемого, например: По случаю волнения на море пароход пришел поздно (Чехов); Две девушки от страха плакали (В. Панова); Мужик с сумою на спине… для смеху подтолкнул другого плечом (Малышкин).

    Постановка названных обстоятельств после глагола-сказуемого обычно приводит к их смысловому выделению, например: Она проснулась от страха; Он не ходит на работу якобы из-за болезни; Электричка отправлена в депо на годовой ремонт.

§ 182. Местоположение вводных слов, обращений, частиц, предлогов

  1. Не являясь членами предложения, вводные слова свободно располагаются в нем, если относятся к предложению в целом; ср.: Казалось, он уснул. – Он, казалось, уснул. – Он уснул, казалось.

    Вместе с тем следует отметить, что смысловая нагрузка вводного слова в приведенных вариантах неодинакова: в большей степени она отмечается в первом из них, где в начале предложения слово казалось по значению приближается к простому предложению в составе бессоюзного сложного предложения; последние два варианта равноценны.

    Если вводное слово по смыслу связано с отдельным членом предложения, то оно ставится рядом с ним, например: Стала появляться настоящая птица, дичь, по выражению охотников (Аксаков); Наше ветхое судёнышко наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, на неглубоком месте (Тургенев).

    Не следует ставить вводное слово между предлогом и тем словом, которым предлог управляет, например: «Дело находилось в, казалось бы, верных руках» (вместо: Дело находилось, казалось бы, в верных руках).

  2. Обращения также свободно располагаются в предложении, однако для смыслового и интонационного их выделения не безразлично место, занимаемое ими в предложении: обращение, стоящее в начале или в конце предложения, логически подчеркивается. Ср.: Доктор, скажите, что с моим ребёнком. – Скажите, доктор, что с моим ребёнком. – Скажите, что с моим ребёнком, доктор.

    В призывах, лозунгах, воззваниях, приказах, ораторских выступлениях, официальных и личных письмах обращение, как правило, ставится в начале предложения.

    То же в поэтической речи, причем обращение нередко выделяется в самостоятельное предложение, например: Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета (Брюсов); Мать-земля моя родная, сторона моя лесная, край, страдающий в плену! Я приду – лишь дня не знаю, но приду, тебя верну (Твардовский). Ср. разорванное обращение с основной частью в конце предложения: За кровь и слёзы жаждавший расплаты, тебя мы видим, сорок первый год (Щипачёв).

  3. Частицы, как правило, стоят перед словом, к которому они по смыслу относятся. Ср.:

    а) Эта книга трудна даже для него (речь идет о трудности для квалифицированного человека);

    б) Эта книга даже трудна для него (подчеркивается неожиданность трудности);

    в) Даже эта книга трудна для него (речь идет о неподготовленном читателе).

    Частица -таки постпозитивна (довольно-таки, настоял-таки), но для подчеркивания смысла иногда в разговорной речи ее ставят перед глаголом, например: Статский советник хоть и сам пропал, но таки упёк своего товарища (Гоголь); Елена промолчала, и я таки запер её и в этот раз (Достоевский).

  4. Неудачен отрыв предлога от управляемого существительного в конструкциях типа: «Я приду с ещё несколькими товарищами» (вместо: Я приду ещё с несколькими товарищами); «Объем экспорта сократился с примерно…; увеличился до примерно…» (вместо: …сократился примерно с…; увеличился примерно до…).

    Не следует ставить подряд два предлога, например: «В одном из от вас полученных писем…» (вместо: В одном из полученных от вас писем…); «Обратить внимание на во всех отношениях выдающуюся работу» (вместо: Обратить внимание на выдающуюся во всех отношениях работу).

    В сочетаниях имени существительного с именем числительным, обозначающих приблизительное количество, предлог ставится между названными частями речи (минут через десять, шагах в двадцати), а не перед всем сочетанием («через минут десять», «в шагах двадцати»).

Умение правильно формулировать свои мысли является основополагающим для каждого грамотного человека. Письменная речь отличается от устной тем, что приходится особенно старательно формулировать мысли, делая их понятными всем. Впрочем, чтобы составить предложение, нужно понимать лишь несколько основополагающих принципов родного языка.

Основы составления предложений

Важно понять главное: предложение должно заключать в себе законченную мысль.

В классическом варианте она выражается в виде грамматической основы и второстепенных членов. Иногда, последние отсутствуют. Один из главных членов грамматической основы, также, может отсутствовать, в таком случае, вся смысловая нагрузка ложится на единственный главный член. Такое предложение называется односоставным.

составить предложение

Главные члены

Подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения.

Подлежащее выражается существительным и всегда используется в именительном падеже, то есть, отвечает на вопросы «кто?» или «что?».

Сказуемое выражается глаголом и сообщает нам о том, что делает подлежащее.

Что такое действительный и страдательный залоги

Чтобы правильно составить предложение, необходимо учесть, как оно будет звучать, ибо набор слов не всегда может быть правильно понят.

Если подлежащее выступает в роли исполнителя действия, которое выражает сказуемое, то речь идёт о действительном залоге: «Маша съела яблоко».

Если подлежащее не исполняет действия, выраженного сказуемым, то речь идёт о страдательном залоге: «Яблоко съедено Машей».

Согласно правилам русского языка, для более точного выражения мысли лучше использовать действительный залог. Однако, страдательный залог бывает уместнее в ряде случаев:

  • Когда исполнитель неизвестен;
  • Когда нужно сделать акцент на подлежащем;
  • В деловой переписке.

составить сложное предложение

Второстепенные члены

Чаще всего, кроме подлежащего и сказуемого, в конструкцию добавляется несколько слов, так или иначе, характеризующих ее грамматическую основу. Эти слова выполняют второстепенную роль. Их наличие делает предложение распространённым, а если их нет – нераспространённым.

Составить предложение, распространённое второстепенными членами не составляет труда, достаточно конкретизировать или украсить грамматическую основу:

«Мы посадили великолепные георгины в своём саду».

Сложное предложение

Сложное предложение включает в себя две и более грамматические основы, иначе говоря, оно состоит из нескольких простых. Составить сложное предложение совсем не трудно, понимая простые правила.

Между грамматическими основами могут быть разделительные запятые или союзы. Если простые предложения в составе сложного разделяются запятой, то предложение считается бессоюзным:

«Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит».

Если для разделения используются сочинительные союзы – и, а, но, да – предложение называется сложносочинённым:

«Собака лает, а кошка мяукает».

При использовании подчинительных союзов – если, чтобы, как, потому, что и др. – предложение считается сложноподчинённым.

«Мы будем загорать, если погода будет солнечной».

составить предложение со словосочетанием

Как составить предложение со словосочетанием

В школьной программе по русскому языку часто встречаются задания, связанные с составлением предложений с определёнными словосочетаниями. Не стоит этого пугаться, ведь это совсем несложно.

Чтобы составить предложение, включающее заданное словосочетание, нужно понимать, что словоформы в предложенном словосочетании могут быть изменены в соответствии со смыслом предложения. Это значит, что слова можно склонять и спрягать.

Это лишь основные моменты, касающиеся составления предложений.

Какие существуют правила построения предложений в русском языке?

Содержание:

Синтаксис учит правильному построению предложения. От этого зависит понятность высказывания адресату.

Характерная для русского языка структура предложения впервые была описана Н. М. Карамзиным. Ученый и историк выделил две традиционные формулы конструкции основы:

  1. Солнце встало. Птицы защебетали. — Препозитивное подлежащее. Модель свойственна повествованию, передает динамику действия.
  2. Сверкнула молния. Прекрасна летняя гроза! — Препозитивное сказуемое. Встречается в описательных текстах. Характерно для вопросительных и восклицательных конструкций.

Обе конструкции иллюстрируют прямой порядок слов в русском языке.

Что такое прямой порядок слов в русском языке?

Правила построения предложений в русском языке предполагают расположение синтагм, обусловленное законами синтаксиса, семантики и условиями функционального стиля.

Порядок слов несет стилистическую нагрузку. Слово, поставленное в несвойственную позицию в предложении, приобретает особый смысл.

Прямой порядок слов — это традиционное для русского синтаксиса расположение элементов фразы.

Как правильно составлять предложения в русском языке? Структура предложения

Правильное построение предложений в русском языке состоит в следующем:

  • Подлежащее стоит перед сказуемым: Лес зашумел.
  • Управляемый элемент следует за управляющим: Ученик ответит на вопрос.
  • Согласованное определение препозитивно: Солнечный лучосветил комнату.
  • Несогласованное определение стоит в постпозиции: Дом справаказался необитаемым.
  • Обстоятельства образа действия, времени и места стоят перед сказуемым: Как быстро пролетело время!
  • Обстоятельства других значений имеют свободное место в конструкции.

Рекомендации, как правильно составлять предложения в русском языке, относятся и к словосочетаниям, входящим в состав высказывания:

  • В словосочетаниях со схемой сущ. + сущ. зависимое, как правило, в постпозиции: вопрос учителя, слезы ребенка.
  • При опорном прилагательном наречие предшествует: абсолютно невозможный, слегка кривой.
  • В модели глагол + наречие зависимое слово стоит за главным, если наречие акцентируется: пела она замечательно.

Как строится предложение в русском языке, если в нем есть однородные члены? При включении в конструкцию ряда однородных определений на первое место ставится наименование более важного признака: По расхлябанной осенней лесной дороге передвигался рессорный экипаж.

Структура предложения с инфинитивом в русском языке предполагает его постпозицию: Поедем учиться в Москву.

Что такое обратный порядок слов в предложении?

Обратный порядок — это нарушение традиционной последовательности слов в предложении. Если это делается с целью усиления образности, такой обратный порядок слов в предложении называется инверсией.

Любое изменение правил составления предложений в русском языке акцентирует внимание на словах, находящихся на непривычных местах. Например, перестановка определения перед главным словом подчеркивает его интонационно и семантически: Были здесь барышни прекрасные, молодцы смелые, отцы семейств дородные.

Изменение места определения и отделение его от определяемого существительного всегда усиливает этот член предложения: Поздняя нам выпала в этом году весна.

Непрямой порядок слов часто используется в литературе для создания художественного образа, а также в речевой практике. Инверсия делает наше высказывание более емким, точным, экспрессивным. Например, нарушая правило о постпозиции управляемого слова, соотносимого с глаголом, мы подчеркиваем качество совершаемого действия: Медленно, неверными шаркающими шагами, шел старик по длинному коридору.

Строгой регламентации, как правильно построить предложение в русском языке, нет. Порядок слов обладает относительной свободой, ограниченной грамматическими законами и требованиями смысла.

Порядок слов связан с актуальным членением предложения на тему (известное) и рему (новое). Как правило, тема связана с подлежащим, рема — со сказуемым. Синтаксическое место их не закреплено: Афанасий Иванович тяжело дышал. Вихрями скручивались синие облака в вышине.

Какой порядок слов в предложении в русском языке: особенности и правила

В тексте обособленной мыслью или завершенной является предложение. Оно представляет собой сочетание слов, которые грамматически и интонационно оформлены. Так они выступают в роли высказывания или исчерпавшей себя мысли. В русском языке порядок слов в предложении поможет правильно поставит вопрос, побудить к действию, просто информировать. Интонация произношения укажет на необходимость расстановки знаков препинания.

Что представляет собой единица языка

Главной единицей русского языка является предложение, так как она коммуникативная. Построение происходит по определенному принципу. Предложение состоит из слов, каждое из которых при отдельном употреблении теряет языковую сущность. Их считают синтаксическими составляющими, которые впоследствии становятся членами и связываются составными частями.

Независимо от того, составляют текст письменно или используют в разговоре, придерживаются определенного порядка слов в предложении в русском языке. Если этого не сделать, собеседник или слушатель не сможет понять, о чем хотят рассказать. В некоторых ситуациях возникает двоякое значение.

Подлежащее и сказуемое

В предложении присутствуют главные и второстепенные члены. Без главных единица языка существовать не может. Второстепенные могут отсутствовать. Подлежащее необходимо для называния предмета или явления. Выступает любой частью речи, которая отвечает на вопрос «кто?» или «что?».

  • Я гуляю в парке. (Подлежащее выражено местоимением.)
  • Деревья стоят в золоте. (Существительное.)
  • Учиться – наша задача. (Глагол.)
  • Так прошло несколько минут. (Словосочетание.)

Односоставное назывное предложение включает подлежащее, указывающее на наличие явлений. Однако чаще рядом с ним стоит сказуемое. Это вторая составляющая главных членов. Часть необходима для обозначения действия предмета: «Солнце взошло». В некоторых случаях указывает на признак: «Хлеб был теплым». Чаще всего сказуемое выступает глаголом. Если он присутствует в предложении одним словом, называется простым глагольным сказуемым, состоящее из двух слов – составным глагольным сказуемым.

Простое предложение

В зависимости от количества грамматических основ, предложение может быть простым и сложным. Второстепенные члены имеются или отсутствуют, что указывает на такую характеристику, как распространенность и не распространенность. Простое состоит из одного или двух главных членов. Односоставное – простое предложение с одним словом.

Есть несколько разновидностей:

  1. Неопределенно-личное: «Его попросили выйти».
  2. Обобщенно-личное: «Шила в мешке не утаишь».
  3. Безличное: «В воздухе пахнет весной».
  4. Определенно-личное: «Стою и думаю».
  5. Инфинитивное: «Стоять! Нужно подумать».
  6. Назывное: «Весна!».

Порядок слов в простом предложении – это определенное расположение членов в обычном виде или обратном, которое называется инверсией. Первый вид чаще всего используется в деловой речи, в научных статьях. Второй необходим для литературно-художественных произведений, в разговорной речи.

В двусоставном простом предложении варианты такие же. В нем есть подлежащее и сказуемое, второстепенные члены в виде дополнения, определения и обстоятельства. «Мы говорим о новой книге. Солнце вышло из-за тучи. Завтра я поеду в отпуск».

Сложное предложение

В составе сложного предложения находится два и более простых. Они связаны интонационно и по смыслу. Это означает, что грамматических основ будет столько, сколько предложений. Они соединяются знаками препинания и союзами. Отсюда и название бессоюзные.

Бывают двух видов:

  1. Сложносочиненные. Состоят из нескольких частей, которые являются самостоятельными и грамматически связанными. Соединяются с помощью союзов а, да, но, и, однако, зато. Сюда же относят сложные союзы ни…, ни…; то…, то…; не то…, не то… «Он уехал, я и расстроился. Самолет остановился, и пассажиры пошли к выходу. То мама тихо шепчет, то папа громко зовет».
  2. Сложноподчиненные. Два простых предложения соединяются подчинительными союзами. Среди них одна часть подчиняется другой в грамматическом и смысловом отношении. В русском языке порядок слов в предложении такой же, как и при первом виде. Отличается использованием подчинительных союзов если, когда, поэтому. Употребляют со сложными союзными словами вследствие того, что; благодаря тому, что. «Я смогу помочь, если ты мне все расскажешь. Мы справились быстро, благодаря тому что нам помогли».

Есть вид предложений, в которых части соединяются с помощью знаков препинания. В бессоюзной форме они самостоятельны грамматически, но неравноправны по смыслу. Здесь нет союзов и союзных слов: «Солнце грело, птицы пели. Я говорил, она молчала».

Как составить слова в единое целое

Порядок слов в предложении – это определенное расположение частей речи, которые связаны грамматически. Он считается свободным, то есть закрепленного места за каждым из членов предложения нет. «Повар вчера долго украшал торт» — слова можно переставлять несколько раз, что позволит получить разные варианты построения.

Прямой и обратный порядок слов зависит от структуры предложения, употребления членов в контексте. Обратный – инверсия – необходим в художественном тексте. Следует отличать его от разговорного языка, в котором особые предложение строят по специальным правилам. Деловой и официальный стиль подразумевает использование прямого порядка. Передача идеи другому человеку должна соответствовать написанному, чтобы не искажались факты.

Постановка подлежащего и сказуемого

Порядок слов в предложении, интонация отличается при выборе стилистического направления текста. Имеют значение главные члены. Подлежащее указывает на то, кто самый важный, сказуемое – что он делает. Их ставят в произвольном порядке. Важно не нарушать и не искажать передаваемые данные.

В повествовательных предложениях первым чаще стоит подлежащее. «Мама сказала, что собирается на встречу с одноклассниками». Возможна и другая постановка: «Сначала посмотрела мама, а затем решил убедиться папа».

Написание сказуемого, а далее подлежащего может происходить в нескольких случаях:

  1. В авторских словах при прямой речи. «Идем в кино!» — решительно сказал папа.
  2. Когда подлежащее – это явление природы, а сказуемое – бытие, течение действия. «Наступила осень. Была солнечная погода».
  3. В рассказе при использовании описания. «Танцуют листья, подмигивает луна».
  4. В качестве инверсии. «Трудна работа спасателя».
  5. Если вначале, употребляют обстоятельственное слово. «С Кавказа приехали гости».

В вопросительных предложениях сначала ставят сказуемое: «Спасет ли он меня?». Побудительные выделяются наличием приказа, совета, поэтому они категоричны. Сначала ставят подлежащее. В обратном случае смягчают тон. «Ты закончи перебирать овощи сегодня. Закончи ты перебирать овощи сегодня». В разговорной речи связку именного сказуемого используют перед подлежащим: «Был я нетерпеливым, своенравным».

Определение и его постановка

Какой порядок слов в предложении в русском языке необходимо знать, так как второстепенные члены также имеют свое значение для передачи информации. Согласованное определение стоит перед связанным существительным: проверенные данные, неприступные горы. Если их несколько, порядок зависит от морфологии.

На первый план попадает местоимение: в этот радостный день, ваши дальнейшие действия. Сюда же относятся качественные прилагательные: ранняя светлая весна. Несогласованные определения ставят после определяемого слова. Когда личное местоимение имеет притяжательное значение, пишется перед главным словом: «Его возражения никто не услышал».

Дополнение в предложении

Среди второстепенных членов важное место занимает дополнение. Оно представлено местоимением, именем существительным. При написании ставят после управляющего слова: посмотреть телевизор, готов к диалогу. Важно обращать внимание на передачу определенных сведений.

Предложение может быть написано в нескольких вариантах.

  • Мне понравилась работа.
  • Мне работа понравилась.
  • Работа мне понравилась.
  • Работа понравилась мне.
  • Понравилась мне работа.

В безличных предложениях дополнение ставится перед управляющим словом. «Ему придется выходить на улицу в дождь. Девочке нездоровится». Если дополнений несколько, все они относятся к одному управляющему слову. В русском языке порядок слов в предложении предполагает несколько вариантов. Сначала стоит прямой вид: «Объясните свое поведение всем присутствующим». Косвенный вариант в дательном падеже, наоборот, пишут перед прямым: «Сообщите нам свои пожелания относительно праздника».

Постановка других членов предложения

Перед сказуемым употребляют наречие на – о и – е: «Мы точно пойдем на каток». Некоторые слова сочетаются в обратном порядке. Обстоятельство образа действия зависят от других второстепенных членов: «Туристы шли медленно. Туристы медленно шли по крутой тропе». Если подразумевается мера и степень, их ставят перед словом, от которого зависят. Временные слова используют перед глаголами-сказуемыми. Обстоятельства места пишут в начале предложения, затем сказуемое и подлежащее: «Слева опускалось красивое красное солнце».

Вводные слова, частицы и предлоги не являются членами предложения. Их употребление происходит в свободной форме. «К сожалению, я не смогу прийти. Я, к сожалению, не буду присутствовать». Обращение также ставится свободно, однако, чаще всего используется в начале предложения. Это можно увидеть на примере: «Ваня, пойдем гулять. Пошли, Ваня, посмотрим на павлинов. Мы сегодня не сможем к вам прийти, Ваня». Частицы ставят перед словом, к которому относятся. Предлог нельзя отрывать от управляемого существительного.

Составлять предложения несложно, так как разрешается свободное выражение мысли. Определение понятия «порядок слов в предложении» необходимо знать, чтобы передавать конкретный смысл. Изменение и неправильное построение приводит к искажению фактов, поэтому слушатель может не понять, о чем ему сообщают.

Правила русской орфографии и пунктуации (1956)

I. Гласные после шипящих и Ц

Орфография

I. Гласные после шипящих и Ц

§ 1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

Буквы ю и я допускаются после этиx согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращенных словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).

§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, о вцы и овц ы ; огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.

§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны.

§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ под ударением произносится о, то буква о пишется:

1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.

а) имен существительных:
-ок, например: рожок, петушок, крючок, борщок;
-онок, например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;
-онк-а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;

б) имен прилагательных:
-ов-, например; ежовый, грошовый, парчовый, холщовый;
-он- (с беглым -о-), например: смешон;

в) наречий, например: свежо, горячо, общо.

3. В род. пад. множ. ч. на -ок, -он имен существительных, например: кишок, княжон.

4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры; в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ег в прошедшем времени глаголов: изжег, сжег, поджег); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажopaзажор), жох, ужо (в значении «потом», «после»), вечор (в значении «вчера вечером» ), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох» ), наречие чохом.

Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.

Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква е, хотя и произносится о, а именно:

1. В глагольных окончаниях -ешь, -ет, -ем, -ете, например: лжешь, лжет и т. д., печешь, печет и т. д.

2. В глагольном суффиксе -евыва-, например: затушевывать, перекочевывать, также затушевывание, перекочевывание.

3. В суффиксе отглагольных существительных -евк-, например: перекочевка, размежевка.

4. В суффиксе существительных -ер, например: дирижер, ретушер, стажер, ухажер.

5. В суффиксе причастий страдательного залога -енн- (-ен-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряженный, напряжен, напряженность, напряженно; отрешенный, отрешенность; размягченный, размягченность; упрощенный, упрощенность; ученый, ученость; толченый; жженый, жженка.

6. В словах, в корне которых под ударением произносится , чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: желтый (желтеть), жесткий (жестковатый), жернов (жернова), желудь (желудей), жердочка (жердей); дешевый, дешевки (дешеветь), шелк (шелковистый), шерстка (шерстяной), решетка, решетчатый (решето), кошелка (кошелек), шепот (шептать); челн (челнок), челка (чело), черт (чертей), черный (чернота), чет (нечет), чечетка (чечет), отчет, счет (вычет, вычесть), черточка (черта), печенка (печень), бечевка (бечева); щетка (щетина), щелкать (щелчок), пощечина, щеки (щека); в корнях глагольных форм: сжег, поджег, сжегший, поджегший (сжечь, поджечь), шел (шедший), разжевывать (разжевать).

7. В предложном падеже местоимения что, о чем, на чем, а также в словах причем, нипочем 1 .

§ 5. В русских словах в неударяемых слогах после ж, ч, ш, щ буква о не пишется, например: гор о шек (ср. петуш о к), ст о рожем (ср. чиж о м), б о льшего (ср. больш о го), р ы жего (ср. чуж о го). В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например: жок е й, шокол а д.

§ 6. Написание о или е после ц в русских словах определяется следующими правилами:

1. В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор, но: прицел, целый, ценный, цеп и т. п.

2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокотуха и родственных (ср. цокот).

При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е, например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море.

В иноязычных словах о после ц может писаться и в неударяемых слогах, например: пал а ццо, ск е рцо.

1 Правила параграфа 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

I. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному

Пунктуация

I. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному

§ 136. Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством повторяющихся союзов и. и, ни. ни, или. или и т. п., например:

    И все тошнит, и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах.

§ 137. Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством союзов и, да (в значении «и»), да и, или, либо, а также союзов а и да (в значении «но») (о точке и о точке с запятой перед этими союзами см. §§ 127 и 131, п. 2), например:

    Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно.

Примечание. Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо не ставится, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение. Наличие общего второстепенного члена или общего придаточного предложения тесно связывает такие предложения в одно целое, например:

    По улицам двигались грузовики и мчались легковые машины.
    От пристани каждое утро отходил катер или отплывала лодка.
    Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крылу домика в Васильевском.

§ 138. Запятая ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное без помощи союзов или посредством союзов но, однако, все же, тем не менее, лишь в тех случаях, когда такие предложения тесно связаны между собой по смыслу (о точке с запятой перед этими союзами см. § 131, п. 1), например:

    Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.

§ 139. Запятая ставится между придаточными предложениями, относящимися к одному главному.

    Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса.

Если такие придаточные предложения соединены посредством одиночных союзов и, да (в значении «и»), то между ними никакого знака препинания не ставится, например:

    Она мечтала вслух о том, как она будет жить в Дубечне и какая это будет интересная жизнь.

I. Общие правила

Орфография

I. Общие правила

§ 49. Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными (п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж), нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший(высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка (плошечка).

В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась не гласная, а согласная р, л, м, н, в, например: штраф –штрафной, зубки – зубной, бегство – беглый, вымок – мокрый.

Правописание согласных, которые нельзя проверить путем изменения слова, определяется в словарном порядке, например: общий, футбол, оптом.

Примечание. Cлово свадьба пишется с буквой д (свадебный), хотя слова того же корня сватать и сват имеют согласный т; лестница, отверстие пишутся с буквой с, несмотря на наличие форм лезу, отверзать.

§ 50. Правило § 49 относится также к приставкам, например: входить (влезать), надколоть(надрубить), обтесать (обрезать), подкинуть (подменить), представить (предоставить), отдать(отучить), сделать (суметь), сбросить.

В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф,
х, ц, ч, ш, щ
пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п.

§ 51. Правило § 49 относится к т, д перед с, ц и ч в начале суффиксов, например: детство(дети), блюдце (блюдо), корытце (корыто), молодчик (молодой), попутчик (пути). Буква т перед ч пишется и в тех случаях, когда суффиксы -чик, -чин-, -чат- и т. п. присоединяются к основе, оканчивающейся на -к, -ц, -ч, причем буквой т заменяется конечная согласная основы, например: кабатчик (кабак), черепитчатый (черепица), кpyпитчатый (крупица), таблитчатый (таблица), реснитчатый (ресница), картотетчик (картотека), добытчик (добыча).

Примечание. В глаголах перед -ся сохраняется написание той формы, к которой -ся присоединяется, например: носиться, носится, забыться.

§ 52. Следует отличать прилагательные на -ц-кий (-ц-кой) от прилагательных на -д-ский (-д-ской) или -т-ский (-т-ской):

1) если основа слова, от которого образовано прилагательное, оканчивается на или -к, -ч (если они в этих случаях меняются на ц), то пишется -ц-кий (-ц-кой), например: немецкий(немец), рыбацкий (рыбак), ткацкий (ткач), галицкий (Галич; есть также форма галичский).

2) если основа слова, от которого образовано прилагательное, оканчивается на или , то пишется соответственно -д-ский (-д-ской) или -т-ский (-т-ской), например: шведский (швед), городской (город), советский (coвет), марксистский (марксист).

В прилагательных, образованных от иноязычных собственных имен (географических наименований), оканчивающихся на с предшествующей согласной, кроме , пишется -ц-ский, например: пфальцский (Пфальц), констанцский (Констанца), майнцский (Майнц).

В прилагательных, образованных от иноязычных собственных имен, оканчивающихся на , с предшествующей гласной, а также на -цц-, обычно пишется -ц-кий, причем двойное ц основы сохраняется, например: суэцкий (Суэц), горицкий (Горица), дворжецкий (Дворжец), ниццкий (Ницца), абруццкий (Абруццо).

§ 53. В группе согласных (например, стн, стл, здн и т. д.) один из согласных может не произноситься. Для правильного написания надо изменить слово или подобрать другое слово с тем же корнем так, чтобы после первого или второго согласного этой группы стоял гласный, например: честный (честен), костный (кости), но: косный (косен); хлестнуть (хлестать), стлать (стелю), но: слать (посылать), пастбище (пастух), здравствуй (здравый), сердце (сердечный), солнце (солнечный).

Однако пишется блеснуть (хотя блестеть), плеснуть (хотя плеск), склянка (хотя стекло), лестница (хотя лесенка).

§ 54. Чтобы знать, в каких случаях следует писать щ, а в каких шч, или жч, или сч, или зч, или стч, или здч, надо уяснить себе состав слова.

Пишется щ в тех случаях, когда оно целиком относится или только к корню, или только к суффиксу, например: щетка, щука, прощу, ищу, вощаной, дощатый; расщепить (ср. щепать), площе (ср. плоско), погонщик (ср. погонять); женщина (ср. жена).

Пишется сч на стыке приставки и корня, когда с относится к приставке, а ч к корню, например: счесть, бесчестный, исчерпать, чересчур.

1) на стыке корня и суффикса, если суффикс начинается с ч и этому звуку предшествуют согласные ш, ж, с, з, ст, зд, корня, например: перебежчик (ср. перебежишь), перевозчик (ср. перевозить), разносчик (ср. разносить), объездчик (ср. объездить);

2) в основах, оканчивающихся на сочетания шк, жк, ск, зк, стк или здк, если при замене суффикса вместо к в этих сочетаниях появляется звук ч, например: резче (резкий), хлестче (хлесткий), веснушчатый (веснушки).

Примечание. В словах счастье, песчаный пишется сч.

§ 55. В числительных от 11 до 30 перед ц пишется д, например: одиннадцать, двенадцать, двадцать.

§ 56. В словах, произведенных от основ на -к, -ч, -ц, перед суффиксами, начинающимися с н, пишется ч (хотя в некоторых из этих слов произносится ш): печной, печник (печь), стрелочник, гречневый (греча), лоточник (лоток), прачечная (прачка), скворечник, скворечня (скворец), балалаечный, горчичный (горчица), справочник (справка), перечница (перец), крошечный (крошка), конечно (конец), пустячный (пустяк), скучно (скука), но: лотошник (играющий в лото).

Так жe пишутся женские отчества, произведенные от мужских отчеств на -ич, например: Ильинична, Саввична. В словах, произведенных от основ на , перед суффиксом -н- пишется ш, например: золотушный (золотуха), суматошный (суматоха), наушник (ухо).

Примечание. В отдельных случаях пишется сочетание шн: двурушник, городошник.

§ 57. В род. пад. ед. ч. прилагательных и местоимений мужского и среднего рода в окончании перед гласными пишется буква г (хотя произносится в), например: доброго, синего, его, того, всего, моего.

I. Общие правила

Орфография

I. Общие правила

§ 76. Пишутся слитно:

1. Все сложносокращенные слова, например: колхоз, эсминец, профсоюз, автотракторный.

2. Слова с приставками (включая вне-, nосле-, сверх-, а-, анти-, архи-, инфра-, контр-, ультра- и др.), а также с начальными составными частями пан-, квази-, псевдо- и др., например: довоенный, внеплановый, подотдел, аморальный, сверхприбыль, архинелепый, инфракрасный, контрудар, ультрафиолетовый, междуведомственный, панамериканизм, квазиученый, псевдоклассический.

Если приставка присоединяется к имени собственному, она пишется через дефис, например: Анти-Дюринг.

О написании с дефисом обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс- см. § 79, п. 13.

3. Сложные существительные, прилагательные и наречия, первым элементом которых является числительное, написанное буквами, например: пятилетка, трехтонка, полуторагодовалый, двенадцатибалльный, двухсотполовинный, троекратно.

Написание слитное и через дефис сложных иноязычных слов устанавливаются в словарном порядке.

О написании через дефис собственных имен см. § 79, п. 6.

§ 77. Пишутся через дефис:

1. Лексические образования, представляющие coбoй:

а) повторение того же самого слова, например: маленький-маленький, еле-еле, чуть-чуть, постояли-постояли и разошлись (значение ограниченности по времени);

б) повторение того же слова или той же основы, но с разными окончаниями или приставками, например: день-деньской, рад-радехонек, один-одинешенек, давным-давно, черным-черно, мало-мальски, мало-помалу, крепко-накрепко, крест-накрест, толстый-претолстый, как-никак, волей-неволей, также один-единственный;

в) сочетание двух синонимических слов, например: нежданно-негаданно, тихо-смирно.

О постановке запятой (а не дефиса) при повторении слова см. § 149.

Примечание. Два одинаковых cyществительныx в усилительном сочетании, из которых одно стоит в им. пад., а другое в твор. пад., пишутся раздельно, например: чудак чудаком, честь честью и т. п.

2. Графические буквенные сокращения сложных прилагательных, пишущихся слитно, для отличия от сокращенно написанных словосочетаний из прилагательного и существительного, например: ж.-д. – железнодорожный, но: ж. д. – железная дорога, с.-х. – сельскохозяй-ственный, но: с. х. – сельское хозяйство.

Дефис сохраняется в графических буквенных сокращениях слов, пишущихся через дефис, например: с.-д. – социал-демократ и социал-демократический, Ж.-Ж. Руссо Жан-Жак Руссо.

3. Сложные слова, первым элементом которых является числительное (см. § 76, п. 3), если это числительное написано цифрами, например: 25-процентный, 10-летний, 35-летие.

4. Сложные порядковые числительные, если первая часть их написана цифрами, например: 183-миллионный, 5-тысячный.

5. Порядковые числительные, если они написаны цифрами с грамматическим окончанием, например: 15-й, 127-го.

6. Специальные термины и наименования, в том числе и аббревиатуры, в состав которых входит отдельная буква алфавита, например β-лучи (бета-лучи), или числительное, написанное цифрами и стоящее на втором месте, например ТУ-104, но: 4000 М (автопогрузчик с ковшом).

II. Гласные Ы и И после приставок

Орфография

II. Гласные Ы и И после приставок

§ 7. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, согласно c произношением, по общему правилу ы, например: розыск, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где произносится и), подытожить, безыскусственный, сызнова, безыдейный, безынициативный, безынтересный, сымпровизировать, надындивидуальный, предыстория.

Но пишется и:

1. В словах с приставками меж- и сверх-, например: межирригационный, сверхизысканный.

2. В словах с иноязычными приставками и частицами: пан-, суб-, транс-, контр- и т. п., например: панисламизм, субинспектор, Трансиордания, контригра.

II. Двойные согласные

Орфография

II. Двойные согласные

§ 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция.

§ 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач.

§ 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:

с суффиксом -н-, например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);

с суффиксом -ск-, например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);

с суффиксом -ств-: искусство (ср. искусный).

Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на с возвратной частицей -ся, например: спасся, несся.

Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать.

§ 61. Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный. Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

С одним н пишется суффикс -ин- в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жеваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлеченный вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребенок, корчеванный участок.

Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени (в том числе и сложные, см. § 80, п. 2), если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: ученые труды, раненые пограничники, рваная одежда, копченая колбаса, кипяченое молоко, вяленая рыба, гашеная известь, соленые огурцы, моченые яблоки, пареный картофель, гладкокрашеная ткань.

Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторое другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.

§ 64. Двойное н пишется в наречиях на и в существительных с суффиксами -ик, -иц-, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитательница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и cyществительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учено, ученость (ученый); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых – двойное н, например: группы дисциплинированны и организованны; девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: сломан, сломана, сломано, сломаны; юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.

§ 66. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжешь, жжет, жженый, жжение, жженка.

При наличии чередования зг – зж, зд – зж следует писать не двойное ж, а зж, например: брюзжишь (брюзга), мозжечок (мозг), приезжать (приезд), позже (стар. поздо, соврем. поздно), загромозжу (загромоздить), а также брезжить (ср. стар. брезг – «рассвет»).

§ 67. Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось, составом слова, например: рассориться (рас + ссориться), одесский (одесс + ский), прусский (прусс + ский), пятитонный (пятитонн + ный).

§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.

§ 69. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа – группка, группочка; программа – программка, программный, киловатт – киловаттный, Калькутта – калькуттский; класс – классный, гунн – гуннский, балл (единица меры оценки) пятибалльный; галл – галльский; либретто – либреттист.

Но пишется: кристальный (хотя кристалл), финка, финский (хотя финн), колонки (хотя колонна), пятитонка (хотя тонна), оперетка (хотя оперетта).

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грамзапись, групком.

источники:

http://fb.ru/article/402806/kakoy-poryadok-slov-v-predlojenii-v-russkom-yazyike-osobennosti-i-pravila

http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/rules/23-spravka/rules

Как правильно составить предложение

Как правильно составить предложение

Великий и могучий русский язык. Стоит отметить, что строить правильно предложения, к сожалению, может далеко не каждый, тем более, что делать это необходимо по определенной схеме (а она не одна). Если в английском языке не опускается перестановка слов, потому что смысл предложения теряется, то в русском языке порядочность слов будет зависеть от рассказчика и от его делания донести ту или иную информацию слушателям. Давайте сегодня поговорим о том, как же правильно строить предложения и что нужно об этом знать.

1

Построение предложения

Давайте для начала разберемся с грамматическим построением предложения, где порядочность слов будет зависеть от логического ударения в нем и интонации. Для того чтобы получилось правильно построить предложение необходимо понять, каковой должна быть последовательность слов и расстановка челнов предложения.

Как говорилось ранее, в нашем языке порядочность слов может быть самой разнообразной, так что, все зависит от умения рассказчика обращать внимание слушателей на определенные вещи, слова и т.д. в своем рассказе, повествовании, вопросе.

Никаких закрепленных определенных мест каких-то слов в предложении нет, и правила расстановки слов как такового не имеется. Несмотря на это есть ряд нюансов, которые должен знать каждый, кто хочет грамотно и правильно разговаривать и доносить нужную информацию до слушателя.

Несмотря на все выше сказанное, нельзя сказать, что слова в предложении могут быть расположены вообще, как угодно, потому как от совсем неправильной расстановки слов в предложении теряется смысл, восприятие его на слух:

  • «На встрече двух директоров предприятий принятые обязательства были выполнены» – получается, что такая постановка слов в предложении говорит о том, что обязательства выполнялись прямо на самой встрече.
  • Если же поменять слова местами в этом предложении вот так – «Обязательства, принятые на встрече двух директоров, были выполнены» – сразу становится понятно, что приняты обязательства были на встрече и только после нее уже выполнены.

Как видно из примера, все-таки, порядок слов в предложении имеет значение. Если простое предложение из трех слов – «Я тебя люблю» будет восприниматься одинаково, как бы слова вы не поставили – «люблю тебя я», «я люблю тебя», то более сложные предложения строить сложнее и все же, нужно соблюдать определенный порядок.

Моно построить предложение так, что одно и тоже слово в нм будет разным членом предложения, к примеру:

  • Дочь любит мать – в данном предложении дочь является подлежащим
  • Мать любит дочь – здесь слово дочь уже выступает дополнением, а не подлежащим как в предыдущем примере

2

Порядок слов в предложении

Этот аспект влияет на многие функции предложения:

  • Благодаря порядку слов рассказчик может, как положено, передать весь смысл. В данном случае вы сами делаете акцент на определенном слове и ставите его первым, чтобы пояснить, что речь идет именно о нем, а все остальные слова являются второстепенными.

  • Помимо всего прочего, благодаря определенной расстановке слов в предложении, можно повлиять на его восприятие окружающими и окрас.
  • Несмотря на то, что расставлять слова в предложении особо никто не старается. Если это разговорный жанр, все равно выделяют обратный порядок слов, и, соответственно, прямой.

Если мы говорим о прямой расстановке слов, то:

  •  в таких предложениях чаще всего  сначала идет подлежащее, и уже за ним ставится сказуемое. К примеру – я иду по улице; учительница вязла тетрадь и т.д.
  • дополнение приглагольное практически всегда будет идти за каким-то конкретным и определенным словом в предложении.
  • Несмотря на такую постановку дел, обстоятельства могут иметь самое разное расположении в предложении. К примеру – «завтра я иду в школу» или «в школу я иду завтра».

Что касается обратного порядка слов в предложении, то здесь все немного по-другому. Слова расставляются в таких предложениях таким образом, чтобы выделить какое-то определенное слово, событие, процесс. Еще обратный порядок слов называют в русском языке инверсией. Она помогает:

  • Сделать нужные члены предложения более важными и выделить их
  • Сделать эмоциональную окраску предложения более яркой
  • Логически связать разные части текста между собой
  • Сделать предложение вопросительным, выделив определенное слово в нем

Достаточно часто инверсию, то есть, обратный порядок строк. Мы можем встречать именно в речи поэтов, которые тем самым пытаются выделить определенные слова, донести настроение этого предложения и показать весь его окрас.

Как только мы ставим в предложении прилагательное перед существительным, мы тем самым, обращаем а слушателя или читателя именно на то, каким является тот или иной предмет существо и т.д., а не то, что он делает – «Пышногрудая, длинноногая девушка идет мне навстречу». Из этого предложения сразу становится понятно, что не важно, что она прошла мимо, а главное, какая именно она была, что именно в ней запомнилось рассказчику или излагающему.

Стоит нам в предложении поставить запятую, и  мы сразу тем самым, выделим определенный «кусок» предложения, на который стоит обратить внимание. Именно запятой можно регулировать восприятие и смысл предложения, а не постановкой слов, так что это тоже нужно иметь в виду при построении предложений и расстановке слов в них.

Вот самые основные правила, которые должен знать повествователь. Для того чтобы научится правильно строить предложение, ведь только так можно будет донести нудную ему информацию в той форме, в которой он этого захочет.

Добавить комментарий