Наименьшее значение функции как найти парабола


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Во многих задачах требуется вычислить максимальное или минимальное значение квадратичной функции. Максимум или минимум можно найти, если исходная функция записана в стандартном виде: f(x)=ax^{2}+bx+c или через координаты вершины параболы: f(x)=a(x-h)^{2}+k. Более того, максимум или минимум любой квадратичной функции можно вычислить с помощью математических операций.

  1. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 1

    1

    Запишите функцию в стандартном виде. Квадратичная функция – это функция, уравнение которой включает переменную x^{2}. Уравнение может включать или не включать переменную x. Если уравнение включает переменную с показателем степени больше 2, оно не описывает квадратичную функцию. Если нужно, приведите подобные члены и переставьте их, чтобы записать функцию в стандартном виде.[1]

  2. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 2

    2

  3. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 3

    3

  4. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 4

    4

    Найдите соответствующее значение f(x). Подставьте найденное значение «x» в исходную функцию, чтобы найти соответствующее значение f(x). Так вы найдете минимум или максимум функции.

  5. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 5

    5

    Реклама

  1. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 6

    1

    Запишите квадратичную функцию через координаты вершины параболы. Такое уравнение имеет следующий вид:[3]

  2. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 7

    2

  3. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 8

    3

    Найдите минимальное или максимальное значение функции. Если функция записана через координаты вершины параболы, минимум или максимум равен значению коэффициента k. В приведенных выше примерах:

  4. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 9

    4

    Реклама

  1. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 10

    1

    Сначала рассмотрим стандартный вид уравнения. Запишите квадратичную функцию в стандартном виде: f(x)=ax^{2}+bx+c. Если нужно, приведите подобные члены и переставьте их, чтобы получить стандартное уравнение.[5]

    • Например: f(x)=2x^{2}-4x+1.
  2. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 11

    2

    Найдите первую производную. Первая производная квадратичной функции, которая записана в стандартном виде, равна f^{{prime }}(x)=2ax+b.[6]

  3. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 12

    3

    Производную приравняйте к нулю. Напомним, что производная функции равна угловому коэффициенту функции в определенной точке. В минимуме или максимуме угловой коэффициент равен нулю. Поэтому, чтобы найти минимальное или максимальное значение функции, производную нужно приравнять к нулю. В нашем примере:[7]

    • f^{{prime }}(x)=4x-4
    • 0=4x-4
  4. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 13

    4

  5. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 14

    5

  6. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 15

    6

    Запишите ответ. Вы вычислили максимум или минимум функции. В нашем примере f(x)=2x^{2}-4x+1 координаты вершины равны (1,-1). Коэффициент a положительный, поэтому парабола направлена вверх. Следовательно, минимальное значение функции – это координата «у» вершины, которая равна -1.[10]

    Реклама

Советы

  • Ось симметрии параболы описывается уравнением x=h.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 95 770 раз.

Была ли эта статья полезной?

Определение

Наибольшим или наименьшим значением функции в определенной области называют наибольшее или наименьшее значение, которое достигает эта функция на указанной области.

Чтобы найти наибольшее или наименьшее значение функции в данной области, нужно решить задачу на экстремум, то есть найти производную заданной функции, приравнять её к нулю и найти точки, в которых производная функции обращается в нуль. Потом из этих точек нужно выбрать только те, которые входят в нашу заданную область. Затем нужно вычислить значение функций в этих точках. Кроме этого, нужно найти значение функции в граничных точках заданной области (если это отрезок) и сравнить их со значениями в точках экстремума. Потом можно сделать вывод о наименьшем или наибольшем значении функции в данной области.

Пример 1

Определить наименьшее и наибольшее значения функции y=x3−6×2+9y=x^3-6x^2+9 на отрезке [−1;2][-1;2].

Решение

Сначала вычисляем производную исходной функции:

y′=3×2−12xy’=3x^2-12x

Затем приравниваем ее к нулевому значению и решаем уравнение:

3×2−12x=03x^2-12x=0

x(3x−12)=0x(3x-12)=0

x1=0x_1=0

x2=4x_2=4

Затем — непосредственный поиск максимального и минимального значений функции на заданном отрезке. Важно отметить, что точка x=4x=4 не входит в заданный отрезок, поэтому значение функции в этой точке вычислять не требуется.

Находим значение функции в точке x1x_1:

f(0)=9f(0)=9

Кроме этого, нужно найти значение функции в граничных точках нашего отрезка, то есть в точках x=−1x=-1 и x=2x=2:

f(−1)=−1−6+9=2f(-1)=-1-6+9=2

f(2)=8−24+9=−7f(2)=8-24+9=-7

Получаем, что на заданном отрезке, наименьшее значение функции, которое равно −7-7, достигается в точке x=2x=2 , а наибольшее значение, равное 99, достигается в точке x=0x=0.

Пример 2

Найти наибольшее и наименьшее значение функции-параболы y=3x2y=3x^2 на всей области её определения.

Решение

Функция y=3x2y=3x^2 определена на всем интервале от минус бесконечности к плюс бесконечности. Найдем производную этой функции:

y′=6xy’=6x

Приравниваем производную к нулю:

6x=06x=0

x=0x=0

Точка x=0x=0 — единственный экстремум этой функции. В этой точке функция равна f(0)=0f(0)=0. Остается решить максимум это или минимум.

Так как график нашей функции это парабола, ветви которой направлены вверх (поскольку 3>03>0), то точка x=0x=0 — точка минимума этой функции. Следовательно, функция y=3x2y=3x^2 достигает своего минимального значения в точке x=0x=0 равного 00. Максимального значения эта функция не имеет. Оно только приближается к сколь угодно большому числу когда значение аргумента стремится к плюс или минус бесконечности.

Тест по теме “Наибольшие и наименьшие значения функции”

Не можешь разобраться в этой теме?

Обратись за помощью к экспертам

Бесплатные доработки

Гарантированные бесплатные доработки

Быстрое выполнение

Быстрое выполнение от 2 часов

Проверка работы

Проверка работы на плагиат


Download Article


Download Article

For a variety of reasons, you may need to be able to define the maximum or minimum value of a selected quadratic function. You can find the maximum or minimum if your original function is written in general form, f(x)=ax^{2}+bx+c, or in standard form, f(x)=a(x-h)^{2}+k. Finally, you may also wish to use some basic calculus to define the maximum or minimum of any quadratic function.

  1. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 1

    1

  2. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 2

    2

    Advertisement

  3. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 3

    3

  4. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 4

    4

    Find the corresponding f(x) value. Insert the value of x that you just calculated into the function to find the corresponding value of f(x). This will be the minimum or maximum of the function.

  5. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 5

    5

  6. Advertisement

  1. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 6

    1

    Write your quadratic function in standard or vertex form. The standard form of a general quadratic function, which can also be called the vertex form, looks like this:[4]

  2. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 7

    2

  3. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 8

    3

    Identify the minimum or maximum value. When the function is written in standard form, finding the minimum or maximum value is as simple as stating the value of the variable k. For the two example functions given above, these values are:

  4. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 9

    4

  5. Advertisement

  1. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 10

    1

    Start with the general form. Write your quadratic function in general form, f(x)=ax^{2}+bx+c. If necessary, you may need to combine like terms and rearrange to get the proper form.[7]

    • Begin with the sample function f(x)=2x^{2}-4x+1.
  2. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 11

    2

    Use the power rule to find the first derivative. Using basic first-year calculus, you can find the first derivative of the general quadratic function to be f^{{prime }}(x)=2ax+b.[8]

  3. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 12

    3

    Set the derivative equal to zero. Recall that derivative of a function tells you the slope of the function at that selected point. The minimum or maximum of a function occurs when the slope is zero. Therefore, to find where the minimum or maximum occurs, set the derivative equal to zero. Continue with the sample problem from above:[9]

    • f^{{prime }}(x)=4x-4
    • 0=4x-4
  4. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 13

    4

  5. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 14

    5

  6. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 15

    6

    Report your solution. The solution gives you the vertex of the maximum or minimum point. For this sample function, f(x)=2x^{2}-4x+1, the vertex occurs at (1,-1). The coefficient a is positive, so the function opens upward. Therefore, the minimum value of the function is the y-coordinate of the vertex, which is -1.[12]

  7. Advertisement

Practice Problems and Answers

Add New Question

  • Question

    How do you tell if a parabola is maximum or minimum?

    Jake Adams

    Jake Adams

    Academic Tutor & Test Prep Specialist

    Jake Adams is an academic tutor and the owner of Simplifi EDU, a Santa Monica, California based online tutoring business offering learning resources and online tutors for academic subjects K-College, SAT & ACT prep, and college admissions applications. With over 14 years of professional tutoring experience, Jake is dedicated to providing his clients the very best online tutoring experience and access to a network of excellent undergraduate and graduate-level tutors from top colleges all over the nation. Jake holds a BS in International Business and Marketing from Pepperdine University.

    Jake Adams

    Academic Tutor & Test Prep Specialist

    Expert Answer

    Support wikiHow by
    unlocking this expert answer.

    First solve for a. If the value of a is a positive number, you’ll have an upward-facing parabola and you’ll need to find its minimum value. If a is a negative number, you’ll have a downward-facing parabola and you’ll need to find its maximum value.

  • Question

    How do you tell if a parabola is up or down?

    Jake Adams

    Jake Adams

    Academic Tutor & Test Prep Specialist

    Jake Adams is an academic tutor and the owner of Simplifi EDU, a Santa Monica, California based online tutoring business offering learning resources and online tutors for academic subjects K-College, SAT & ACT prep, and college admissions applications. With over 14 years of professional tutoring experience, Jake is dedicated to providing his clients the very best online tutoring experience and access to a network of excellent undergraduate and graduate-level tutors from top colleges all over the nation. Jake holds a BS in International Business and Marketing from Pepperdine University.

    Jake Adams

    Academic Tutor & Test Prep Specialist

    Expert Answer

    Support wikiHow by
    unlocking this expert answer.

    You can remember this concept by thinking about smiles and frowns. If someone is positive they smile, and if someone is negative, they frown. Similarly, a positive number will have an upward-facing parabola, and a negative number will have a downward-facing parabola.

  • Question

    How do I graph a quadratic function?

    Community Answer

    First, create a data table with multiple experimental values for x. Sub in those x coordinates and get y coordinates. Plot these along the x and y axis and join the dots with a smooth curve.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • The parabola’s axis of symmetry is x = h.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To find the maximum or minimum value of a quadratic function, start with the general form of the function and combine any similar terms. For example, if you’re starting with the function f(x) = 3x + 2x – x^2 + 3x^2 + 4, you would combine the x^2 and x terms to simplify and end up with f(x) = 2x^2 + 5x + 4. Now figure out which direction the parabola opens by checking if a, or the coefficient of x^2, is positive or negative. If it’s positive, the parabola opens upward. If it’s negative, the parabola opens downward. In the function f(x) = 2x^2 + 5x + 4, the coefficient of x^2 is positive, so the parabola opens upward. Next, find the x value of the vertex by solving -b/2a, where b is the coefficient in front of x and a is the coefficient in front of x^2. In the function f(x) = 2x^2 + 5x + 4, b = 5 and a = 2. Therefore, you would divide -5 by 2 times 2, or 4, and get -1.25. Finally, plug the x value into the function to find the value of f(x), which is the minimum or maximum value of the function. The function f(x) = 2x^2 + 5x + 4 would become f(-1.25) = 2(-1.25)^2 + 5(-1.25) + 4, or f(-1.25) = 0.875. If the parabola opens upward, your answer will be the minimum value. If the parabola opens downward, your answer is the maximum value. In this example, since the parabola opens upward, f(-1.25) = 0.875 is the minimum value of the function. If you want to learn how to use standard or vertex form for your formula, keep reading the article!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 2,390,915 times.

Reader Success Stories

  • FantageGamer

    FantageGamer

    Apr 13, 2017

    “Unlike other sites or even YouTube videos, this website will break it down for you like you’re a six-year-old.…” more

Did this article help you?

Как решать задачи B15 без производных

Иногда в задачах B15 попадаются «плохие» функции, для которых сложно найти производную. Раньше такое было лишь на пробниках, но сейчас эти задачи настолько распространены, что уже не могут быть игнорированы при подготовке к настоящему ЕГЭ.

В этом случае работают другие приемы, один из которых — монотонность.

Функция f ( x ) называется на отрезке если для любых точек этого отрезка выполняется следующее:

Функция f ( x ) называется на отрезке если для любых точек этого отрезка выполняется следующее:

Другими словами, для возрастающей функции Для убывающей функции все наоборот:

Например, логарифм монотонно возрастает, если основание и монотонно убывает, если Не забывайте про область допустимых значений логарифма:

f ( x ) = log a x ( a > 0; a ≠ 1; x > 0)

Арифметический квадратный (и не только квадратный) корень монотонно возрастает на всей области определения:

Показательная функция ведет себя аналогично логарифму: растет и убывает Но в отличие от логарифма, показательная функция определена для всех чисел, а не только

f ( x ) = a x (a > 0)

Наконец, степени с отрицательным показателем. Можно записывать их как дробь. Имеют точку разрыва, в которой монотонность нарушается.

Все эти функции никогда не встречаются в чистом виде. В них добавляют многочлены, дроби и прочий бред, становится тяжело считать производную. Что при этом происходит — сейчас разберем.

Координаты вершины параболы

Чаще всего аргумент функции заменяется на квадратный трехчлен вида Его график — стандартная парабола, в которой нас интересуют:

  1. Ветви параболы — могут уходить вверх или вниз Задают направление, в котором функция может принимать бесконечные значения;
  2. Вершина параболы — точка экстремума квадратичной функции, в которой эта функция принимает свое наименьшее или наибольшее значение.

Наибольший интерес представляет именно вершина параболы, абсцисса которой рассчитывается по формуле:

Итак, мы нашли точку экстремума квадратичной функции. Но если исходная функция монотонна, для нее тоже будет точкой экстремума. Таким образом, сформулируем ключевое правило:

Точки экстремума квадратного трехчлена и сложной функции, в которую он входит, совпадают. Поэтому можно для квадратного трехчлена, а на функцию — забить.

Из приведенных рассуждений остается непонятным, какую именно точку мы получаем: максимума или минимума. Однако задачи специально составляются так, что это не имеет значения. Судите сами:

  1. Отрезок [ a ; b ] в условии задачи отсутствует. Следовательно, вычислять не требуется. Остается рассмотреть лишь точки экстремума;
  2. Но таких точек всего одна — это вершина параболы координаты которой вычисляются буквально устно и без всяких производных.

Таким образом, решение задачи резко упрощается и сводится всего к двум шагам:

  1. Выписать уравнение параболы и найти ее вершину по формуле:
  2. Найти значение исходной функции в этой точке: Если никаких дополнительных условий нет, это и будет ответом.

На первый взгляд, этот алгоритм и его обоснование могут показаться сложными. Я намеренно не выкладываю «голую» схему решения, поскольку бездумное применение таких правил чревато ошибками.

Рассмотрим настоящие задачи из пробного ЕГЭ по математике — именно там данный прием встречается чаще всего. Заодно убедимся, что таким образом многие задачи B15 становятся почти устными.

Задача. Найдите наименьшее значение функции:

Под корнем стоит квадратичная функция График этой функции − парабола ветвями вверх, поскольку коэффициент

x 0 = − b /(2 a ) = −6/(2 · 1) = −6/2 = −3

Поскольку ветви параболы направлены вверх, в точке функция принимает наименьшее значение.

Корень монотонно возрастает, значит точка минимума всей функции. Имеем:

Задача. Найдите наименьшее значение функции:

Под логарифмом снова квадратичная функция: График — парабола ветвями вверх,

x 0 = − b /(2 a ) = −2/(2 · 1) = −2/2 = −1

Итак, в точке квадратичная функция принимает наименьшее значение. Но функция монотонная, поэтому:

y min = y (−1) = log 2 ((−1) 2 + 2 · (−1) + 9) = . = log 2 8 = 3

Задача. Найдите наибольшее значение функции:

В показателе стоит квадратичная функция Перепишем ее в нормальном виде:

Очевидно, что график этой функции — парабола, ветви вниз Поэтому вершина будет точкой максимума:

Исходная функция — показательная, она монотонна, поэтому наибольшее значение будет в найденной точке

Внимательный читатель наверняка заметит, что мы не выписывали область допустимых значений корня и логарифма. Но этого и не требовалось: внутри стоят функции, значения которых всегда положительны.

Следствия из области определения функции

Иногда для решения задачи B15 недостаточно просто найти вершину параболы. Искомое значение может лежать на конце отрезка, а вовсе не в точке экстремума. Если в задаче вообще не указан отрезок, смотрим на область допустимых значений исходной функции. А именно:

Аргумент логарифма должен быть положительным:

y = log a f ( x ) ⇒ f ( x ) > 0

Арифметический квадратный корень существует только из неотрицательных чисел:

Знаменатель дроби не должен равняться нулю:

Обратите внимание еще раз: ноль вполне может быть под корнем, но в логарифме или знаменателе дроби — никогда. Посмотрим, как это работает на конкретных примерах:

Задача. Найдите наибольшее значение функции:

Под корнем снова квадратичная функция: Ее график — парабола, но ветви вниз, поскольку Значит, парабола уходит на минус бесконечность, что недопустимо, поскольку арифметический квадратный корень из отрицательного числа не существует.

Выписываем область допустимых значений (ОДЗ):

3 − 2 x − x 2 ≥ 0 ⇒ x 2 + 2 x − 3 ≤ 0 ⇒

Теперь найдем вершину параболы:

Точка принадлежит отрезку ОДЗ — и это хорошо. Теперь считаем значение функции а также на концах ОДЗ:

Итак, получили числа 2 и 0. Нас просят найти наибольшее — это число 2.

Задача. Найдите наименьшее значение функции:

Внутри логарифма стоит квадратичная функция Это парабола ветвями вниз, но в логарифме не может быть отрицательных чисел, поэтому выписываем ОДЗ:

6 x − x 2 − 5 > 0 ⇒ x 2 − 6 x + 5 x 0 = − b /(2 a ) = −6/(2 · (−1)) = −6/(−2) = 3

Вершина параболы подходит по ОДЗ: Но поскольку концы отрезка нас не интересуют, считаем значение функции только

y min = y (3) = log 0,5 (6 · 3 − 3 2 − 5) =

Минимум/максимум квадратичной функции

Минимум квадратного трехчлена

0.

0.1. Посмотрите картинки, например, здесь

0.2. Общее слово для «максимум» и «минимум» – «экстремум» (как «фрукт» для «яблоко» и «груша»).

0.3. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Возможны опечатки!

1.

1.1 f(x) = x 2 всегда неотрицательна и равна 0 только при x=0. Поэтому f(x) = x 2 имеет минимум при x=0 и этот минимум равен 0.

1.2. f(x) = 5x 2 и вообще f(x) = kx 2 при k >0 – аналогично.

1.3. f(x) = –kx 2 , где k > 0 – аналогично. Только при x=0 будет не максимум, а минимум.

1.4. f(x) = ax 2 + c (при любом знаке коэффициента a) – аналогично. То есть при х=0 функция имеет экстремум (минимум, если a>0; максимум, если a 2 – аналогично п. 1.1. Значения функции положительны, если x не равно p; f(x) = 0, если x=p. Функция имеет минимум при x=p; значение функции в точке минимума равно 0.

2.2. f(x) = 5(x-p) 2 и вообще f(x) = k(x-p) 2 при k >0 – аналогично.

2.3. f(x) = –k(x-p) 2 , где k > 0 – аналогично. Только при x=p будет не максимум, а минимум.

2.4. f(x) = a(x-p) 2 + c (при любом знаке коэффициента a) – аналогично. То есть при х=p функция имеет экстремум (минимум, если a>0; максимум, если a r1. Введем такие обозначения:

s = (r1+r2)/2; d = r2-s

Т.к. s – это среднее для r1 и r2, то

[Кто не уверен – проверьте: s-d = (r1+r2)/2 – (r2- (r1+r2)/2) = и т.д.]

Подставим в формулу s+d вместо r2 и s-d вместо r1. Получим:

(x – (s-d) ) * (x – (s+d) ) = (x-s + d) * (x-s – d) = ((x-s) +d) * ( (x-s) –d) =

[Напоминаю: (a+b)*(a-b) = a 2 – b 2 . Кто забыл – проверьте! ] Итак:

f(x) = (x-r1)*(x-r2) = (x-s) 2 – d 2

Здесь s = (r1+r2)/2; d = r2 – s = r2 – (r1+r2)/2 = (r2-r1)/2 [я пропускаю некоторые вычисления, кто не уверен – перепроверяйте].

Теперь понятно (см. п. 2.4), что наша функция имеет минимум при x = (r1+r2)/2. Значение функции в точке минимума равно – (r2-r1) 2 / 4 . К слову, это значение всегда отрицательное.

Еще кстати (для тех, кто забыл): r1, r2 – корни уравнения (x-r1)*(x-r2)=0.

3.2. f(x) = (x-r1)*(x-r2)+c. Эта функция имеет минимум в той же точке, что и уже знакомая нам функция f(x) = (x-r1)*(x-r2). Т.е. при x = (r1+r2)/2. А вот значение функции в точке минимума будет другое: с – (r2-r1) 2 / 4 .

3.3. f(x) = a*(x-r1)*(x-r2)+c. Умножение на a тоже не влияет на положение точки экстремума (если a>0, это будет минимум, если a 2 / 4

Советую самостоятельно вычислить значение функции в точке экстремума.

4. Общий случай.

4.1. f(x) = ax 2 +bx + c. Сводится к 2.4 с помощью выделения полного квадрата

Это означает вот что:

ax 2 +bx + c = a*(x+b/2a) 2 – (b 2 -4ac)/4a

Подробнее – см., например, здесь . Таким образом:

– наша функция имеет экстремум в точке x = -b/2a;

– экстремум будет минимум при a> 0 и максимумом при a 2 -4ac)/4a

Квадратичная функция.

Видео-уроки по теме “График квадратичной функции – парабола” расположены в конце страницы.

Квадратным трёхчленом называется многочлен 2-ой степени, то есть выражение вида ax 2 + bx + c, где a ≠ 0, b, c – (обычно заданные) действительные числа, называемые его коэффициентами, x – переменная величина.

Обратите внимание: коэффициент a может быть любым действительным числом, кроме нуля. Действительно, если a = 0, то ax 2 + bx + c = 0·x 2 + bx + c = 0 + bx + c = bx + c. В этом случае в выражении не остаётся квадрата, поэтому его нельзя считать квадратным трёхчленом. Однако, такие выражения-двучлены как, например, 3x 2 − 2x или x 2 + 5 можно рассматривать как квадратные трёхчлены, если дополнить их недостающими одночленами с нулевыми коэффициентами: 3x 2 − 2x = 3x 2 − 2x + 0 и x 2 + 5 = x 2 + 0x + 5.

Если стоит задача, определить значения переменной х, при которых квадратный трёхчлен принимает нулевые значения, т.е. ax 2 + bx + c = 0, то имеем квадратное уравнение.

Если существуют действительные корни x1 и x2 некоторого квадратного уравнения, то соответствующий трёхчлен можно разложить на линейные множители: ax 2 + bx + c = a(xx1)(xx2)

Замечание: Если квадратный трёхчлен рассматривать на множестве комплексных чисел С, которое, возможно, вы еще не изучали, то на линейные множители его можно разложить всегда.

Когда стоит другая задача, определить все значения, которые может принимать результат вычисления квадратного трёхчлена при различных значениях переменной х, т.е. определить y из выражения y = ax 2 + bx + c, то имеем дело с квадратичной функцией.

При этом корни квадратного уравнения являются нулями квадратичной функции.

Квадратный трёхчлен также можно представить в виде

Это представление удобно использовать при построении графика и изучении свойств квадратичной функции действительного переменного.

Квадратичной функцией называется функция, заданная формулой y = f(x), где f(x) – квадратный трёхчлен. Т.е. формулой вида

где a ≠ 0, b, c – любые действительные числа. Или преобразованной формулой вида

.

Графиком квадратичной функции является парабола, вершина которой находится в точке .

Обратите внимание: Здесь не написано, что график квадратичной функции назвали параболой. Здесь написано, что графиком функции является парабола. Это потому, что такую кривую математики открыли и назвали параболой раньше (от греч. παραβολή – сравнение, сопоставление, подобие), до этапа подробного изучения свойств и графика квадратичной функции.

Парабола – линия пересечения прямого кругового конуса плоскостью, не проходящей через вершину конуса и параллельной одной из образующих этого конуса.

Парабола обладает еще одним интересным свойством, которое также используется как её определение.

Парабола представляет собой множество точек плоскости, расстояние от которых до определенной точки плоскости, называемой фокусом параболы, равно расстоянию до определенной прямой, называемой директрисой параболы.

Построить эскиз графика квадратичной функции можно по характерным точкам.
Например, для функции y = x 2 берем точки

x 0 1 2 3
y 0 1 4 9

Соединяя их от руки, строим правую половинку параболы. Левую получаем симметричным отраженим относительно оси ординат.

Для построения эскиза графика квадратичной функции общего вида в качестве характерных точек удобно брать координаты её вершины, нули функции (корни уравнения), если они есть, точку пересечения с осью ординат (при x = 0, y = c) и симметричную ей относительно оси параболы точку (−b/a; c).

x b/2a x1 x2 0 b/a
y −(b 2 − 4ac)/4a 0 0 с с
при D ≥ 0

Но в любом случае по точкам можно построить только эскиз графика квадратичной функции, т.е. приблизительный график. Чтобы построить параболу точно, нужно использовать её свойства: фокус и директрису.
Вооружесь бумагой, линейкой, угольником, двумя кнопками и крепкой нитью. Прикрепите одну кнопку примерно в центре листа бумаги – в точке, которая будет фокусом параболы. Вторую кнопку прикрепите к вершине меньшего угла угольника. На основаниях кнопок закрепите нить так, чтобы её длина между кнопками равнялась большому катету угольника. Начертите прямую линию, непроходящую через фокус будущей параболы, – директрису параболы. Приложите линейку к директрисе, а угольник к линейке так, как показано на рисунке. Перемещайте угольник вдоль линейки, одновременно прижимая карандаш к бумаге и к угольнику. Следите за тем, чтобы нить была натянута.

Измерьте расстояние между фокусом и директрисой (напоминаю – расстояние между точкой и прямой определяется по перпендикуляру). Это фокальный параметр параболы p. В системе координат, представленной на правом рисунке, уравнение нашей параболы имеет вид: y = x 2 /2p. В масштабе моего рисунка получился график функции y = 0,15x 2 .

Замечание: чтобы построить заданную параболу в заданном масштабе, делать нужно всё то же самое, но в другом порядке. Начинать нужно с осей координат. Затем начертить директрису и определить положение фокуса параболы. И только потом конструировать инструмент из угольника и линейки. Например, чтобы на клетчатой бумаге построить параболу, уравнение которой у = x 2 , нужно расположить фокус на расстоянии 0,5 клеточки от директрисы.

Свойства функции у = x 2

  1. Область определения функции – вся числовая прямая: D(f) = R = (−∞; ∞).
  2. Область значений функции – положительная полупрямая: E(f) = [0; ∞).
  3. Функция у = x 2 четная: f(−x) = (−x) 2 = x 2 = f(x) .
    Ось ординат является осью симметрии параболы.
  4. На промежутке (−∞; 0) функция монотонно убывает.
    На промежутке (0; + ∞) функция монотонно возрастает.
  5. В точке x = 0 достигает минимального значения.
    Точка с координатами (0;0) является вершиной параболы.
  6. Функция непрерывна на всей области определения.
  7. Асимптот не имеет.
  8. Нули функции: y = 0 при x = 0.

Свойства квадратичной функции общего вида.

  1. Область определения функции – вся числовая прямая: D(f) = R = (−∞; ∞).
  2. Область значений функции зависит от знака коэффициента a.
    При a > 0 ветви параболы направлены вверх, функция имеет наименьшее (ymin), но не имеет наибольшего значения: E(f) = [ ymin; ∞) ;
    при aE(f) = (−∞; ymax ] .
  3. В общем случае функция у = ax 2 + bx + c не является ни четной, ни нечетной.
    Осью симметрии параболы является прямая x = −b/2a .
    Функция будет четной только в случае, когда эта прямая совпадает с осью Oy, т.е. при b = 0.
  4. При a > 0 функция монотонно убывает на промежутке (−∞; −b/2a) и монотонно возрастает на промежутке (−b/2a; ∞).
    При a 0 — минимум функции.

Оба значения определяются по формуле y = − b 2 − 4ac _______ . 4a

Точка с координатами является вершиной параболы.

  • Функция непрерывна на всей области определения.
  • Асимптот не имеет.
  • Парабола пересекает ось ординат в точке (0;c).
    Если квадратный трёхчлен имеет дейтсивтельные корни x1x2, то парабола пересекает ось абсцисс в точках (x1;0) и (x2;0).
    При x1 = x2 парабола касается оси абсциcс в точке (x1;0).
  • Производная квадратичной функции вычисляется по формуле (ax 2 + bx + c)’ = 2ax + b.

    График квадратичной функции, заданной общей формулой, лучше всего строить и изучать пользуясь Правилами преобразования графиков функций.
    Для этого нужно сначала перейти от формулы y = ax 2 + bx + c к виду, удобному для преобразований, y = m(kx + l) 2 + n, где k, l, m, n – числа, зависящие от a, b, c, т.е. к виду
    .
    Затем взять за основу параболу y = x 2 и применить к ней следующие преобразования:

    • Параллельный перенос (сдвиг) исходной параболы на l = b/2a единиц влево (если l 2 − 4ac)/4a единиц вверх или вниз в зависимости от знака n (при n >0 вверх).

    Формулы для такого перехода можно выучить наизусть, а можно научиться выделять полный квадрат из трёхчлена с заданными коэффициентами. Это умение весьма полезно также для решения некоторых уравнений и неравенств, для вычисления интегралов и т.д.

    Рассмотрим пример:
    Пусть y = 3x 2 − 5x + 2
    1) Объединяем в скобки первые два слагаемых и выносим за скобки коэффициент при х 2 .
    2) В скобках умножим и одновременно разделим на 2 коэффициент при x.
    3) Сравним с формулой возведения двучлена в квадрат: имеем внутри скобок квадрат числа x, удвоенное произведение x на дробь 5/6. Чтобы применить эту формулу не хватает второго квадрата, поэтому добавим недостающее слагаемое 5 2 /6 2 и одновременно вычтем его, чтобы сохранилось исходное значение выражения.
    4) Сворачиваем квадрат по формуле и раскрываем большую скобку.
    5) Оставшиеся числовые дроби приводим к общему знаменателю и складываем.

    Итак, чтобы построить график функции y = 3x 2 − 5x + 2 из графика y = x 2 нужно последний сдвинуть по оси Ox вправо на 5/6 ≈ 0,83 единицы. Затем растянуть вдоль оси Oy в 3 раза и, наконец, опустить по оси Oy на 1/12 ≈ 0,08 единицы.
    Посмотрите, что получилось.

    Если Вы являетесь моим учеником или подписчиком, то можете поработать с интерактивными версиями этих графиков.

    Упражнение:
    Постройте по характерным точкам эскиз графика функции y = x 2 .
    Методом преобразования получите эскиз графика функции y = −x 2 + 4x + 6 .
    Посмотрите в каких точках график этой функции пересекает ось Ox и сравните их координаты (абсциссы) с корнями уравнения −x 2 + 4x + 6 = 0 , вычисленными через дискриминант. Насколько точным оказалось ваше графическое решение уравнения?

    Преобразуем выражение с выделением полного квадрата:

    Строим график функции
    .

    Для этого применяем следующие шаги: сдвиг на 2 клетки вправо, разворот ветвей вниз (вершина – точка, относительно которой поворачиваем), поднимаем вершину и, соответственно, всю параболу вверх на 10 клеточек. Вот что должно получиться
    .

    Визуально определяем корни. Парабола пересекает ось Ox примерно на одну пятую часть клетки левее минус единицы и настолько же правее пятерки, т.е. x1 ≈ −1,2 , x2 ≈ 5,2 .

    Решение по формулам нахождения корней квадратного уравнения дает ответы x1 = 2 − √10 __ , x2 = 2 + √10 __ .
    С помощью калькулятора вычисляем x1 = −1,162277660. , x2 = 5,162277660.

    Парабола – очень интересная кривая, квадратичная функция часто встречается при описании различных природных явлений, экономических процессов.

    Видеоуроки с параболой.

    Графики квадратичной функции и коэффициенты квадратного трёхчлена.

    Положение и вид параболы в зависимости от знака и значения коэффициента а – коэффициента при х 2 .

    Положение и вид параболы в зависимости от знака и значения коэффициента b – коэффициента при х.

    Положение и вид параболы в зависимости от знака и значения параметра c.

    Построение параболы по характерным точкам.

    Быстрое построение параболы как графика квадратичной функции.

    Другие случаи. Примеры построения.

    Задачи на анализ графика квадратичной функции.

    Задания вида “Установить соответствие между коэффициентами квадратного трёхчлена и приведенными графиками квадратичной функции” встречаются в ОГЭ по математике в 9-ом классе, а также необходимы сдающим ЕГЭ за 11 класс в качестве промежуточного действия.

    Понравились материалы сайта? Узнайте, как поддержать сайт и помочь его развитию.

    Есть вопросы? пожелания? замечания? Обращайтесь – mathematichka@yandex.ru

    Внимание, ©mathematichka. Прямое копирование материалов на других сайтах запрещено.

    [spoiler title=”источники:”]

    http://mathematichka.ru/school/functions/quadratic.html

    [/spoiler]

    Тип урока: урок
    комплексного применения знаний.

    Цели
    урока.                                                                                                                                       

    Общеобразовательная:                                                                                       
               
    углубление и расширение знаний обучающихся
    по теме «Квадратичная функция» для применения в практической
    деятельности;                                                                          
    формирование навыков использования функционально – графического представления
    для решения прикладных
    задач.                                                                                                                     

    Развивающая:                                                                      
                                                 
    развитие
    умения логически обосновывать
    рассуждения;                                                       развитие
    умственных способностей, способностей к математическому творчеству путём
    решения задач;                                                                                                                                                                                           развитие
    коммуникативных навыков в ходе совместных действий обучающихся.                                          

    Воспитательная:                                                                                                      
    обоснование значения математики как языка для
    построения математических моделей  процессов и явлений окружающего мира.

    В результате
    ученик                                                                                                                                                        
    знает
     теорему
    о наибольшем (наименьшем) значении квадратичной функции и следствие из
    теоремы;                                                                                                                                                                                  
    умеет    иллюстрировать алгебраические условия с помощью графика,
    определять наибольшее и наименьшее значение квадратичной функции, находить
    область значений квадратичной функции, применять теоретические знания при
    решении прикладных задач;                                                          осознаёт
      важную роль математики  в развитии цивилизации и культуры.

    Цели применения ИКТ:                                                                                                                   
      наглядное
    и динамическое представление учебной информации,                               
    – повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся,                                           
    – активизация творческого потенциала учащихся в образовательном         
    процессе,                                                                                                                                                  

    I.
    Мотивационно- ориентировочная часть
    .

    1.
    Актуализация знаний, умений и навыков.  

     Среди
    данных функций выберите квадратичные функции:
                                                                         1)
    у =
     – 3х +1;  2) у = – 6х + 23;  3) у = –
    0,9 х + 6,5
       4) у =;  5 )у = – 8;          6) у = –+ 4х
    -8.                                                                                                                         Какая
    функция называется квадратичной?
                                                              
        При изучении темы «Квадратичная функция и её свойства» вы научились
    находить наибольшее и наименьшее значение квадратичной функции.            

    №1.
    Определите, наибольшее или наименьшее значение принимает функция.   Найдите
    его.  (Слайды 2,3)

    dfec8435-09c4-47cf-9505-5db93edb0efc.png                                                                                       

    12dd2219-cbdc-46ce-9a53-50f4081a8e70.png

                                                                                      
                                                              – Что определяет,
    наибольшее или наименьшее значение принимает квадратичная функция?

    Найдите
    наибольшее и наименьшее значения функции при х
    .                   (Слайд 4)

    clip_image046.png

    №2. Не
    выполняя построения графика, определите наибольшее или наименьшее значение
    принимает функция. Найдите его.

    а) у =+ 4х +11; б) у = 3х – 1.   (Слайд 5)

    – Как
    можно определить наибольшее и наименьшее значение квадратичной функции?

    Выделяют
    два способа нахождения наибольшего (наименьшего) значения квадратичной
    функции

    -по
    графику функции,

    -по
    формуле вершины параболы.

    2.
    Обобщение и систематизация знаний.


    Наибольшее или наименьшее значение принимает квадратичная функция при
    a0? при a?

    В какой
    точке функция достигает наибольшее значение? Наименьшее значение?

    Сформулируйте
    теорему. (Слайд 6)

    пар2.jpg

    При афункция принимает наименьшее значение                                  при х = = –b/2a. Наибольшего
    значения нет. Область значений:
    . При афункция принимает наибольшее значение                                   при х =
    = –b/2a. Наименьшего
    значения нет. Область значений:
    .

    3.Мотивация.                           
                                                                                                     Задачи,
    требующие определить условия, при которых некоторая величина  принимает
    наибольшее или наименьшее значение, часто встречается в технике,
    естествознании, повседневной практической деятельности людей. Например, каких
    размеров должен быть ящик, чтобы при заданном расходе материала его объём
    быть наибольшим?  В каком месте следует построить мост через реку, чтобы
    дорога, проходящая через него и соединяющая два города, была кратчайшей?
    Такие задачи имеют большое практическое значение и решаются с помощью
    математики.


    Определите и сформулируйте цели урока.

    4.
    Постановка учебной задачи.

    Я
    предлагаю вам решить задачу Дидоны.                                                                 Дидона
    – основательница города Карфагена и его первая царица.

    (Слайд
    7).

    №3. Задача
    Дидоны.                                                                                                                          Согласно
    легенде, вынужденная бежать из своего родного города, Дидона вместе со своими
    спутниками прибыла на северный берег Африки и хотела приобрести у местных
    жителей место для своего нового поселения.  Ей согласились уступить участок
    земли, однако не больше, чем объемлет воловья шкура. Хитроумная Дидона
    разрезала воловью шкуру на узенькие ремешки и, разложив их, сумела ограничить
    гораздо большую площадь по сравнению с той, которую можно было бы покрыть
    шкурой целиком.

    (Слайд
    8).

    II.
    Операционно-познавательная часть.

    1.Моделирование.

    Ученики
    обсуждают план решения задачи в группах, выстраивают модель решения задачи.

     Если
    учесть, что Дидона выбрала участок, прилегающий к берегу моря, то на языке
    математики задача (в частном случае) звучит так: предположим, что береговая
    линия – прямая, ограниченный воловьими ремешками участок – прямоугольник, тогда
    надо найти прямоугольник, имеющий наибольшую площадь.

    2. Решение
    учебно-познавательной
    задачи.                                                          Пусть
    b – длина
    воловьих ремешков,

     – меньшая сторона,

     – большая сторона

     

    =                                                                                                                                          

     

    Наибольшую
    площадь будет иметь прямоугольник со сторонами
    b/4 и b/2.

    (Слайд
    9).

    – Как
    должен располагаться этот прямоугольный участок по отношению к берегу:
    примыкать к нему меньшей или большей стороной?

    3.
    Осознание общего способа действий.


    Составьте алгоритм решения задачи.

    Таким образом,
    чтобы решить задачу на нахождение наибольшего (наименьшего) значения функции,
    нужно

    1.Составить
    математическую модель
    задачи.                                                                                                   
    2. Задать квадратичную
    функцию.                                                                                                              
    3.Найти наибольшее (наименьшее) значение квадратичной
    функции.                                                    4.Полученный
    ответ соотнести с вопросом задачи.

    (Слайд
    10).

    4.
    Применение.


    Знаете, какая геометрическая задача на нахождение наибольшего (наименьшего)
    значения квадратичной функции является самой
    древней?                                                              №4.
    Какой из всех прямоугольников данного периметра имеет наибольшую площадь?

    Решение
    этой задачи было известно ещё математикам Древней
    Греции.                                    

     –
    Предлагаю решить эту задачу
    самостоятельно.                                                    Учитель
    направляет деятельность учеников, даёт индивидуальные консультации.

    Решение.                                                                      
                                                     Пусть х –  сторона
    прямоугольника, р –
    периметр,                                                      тогда   
     – вторая
    сторона.                                                                                                                  
                                                                                                                                                                                                                                                                                                 ;                                                                                                                                                                                         
    – первая сторона прямоугольника
    ;                                                                                                      
      –  вторая
    сторона.                                                                                                                         
    Ответ: квадрат со стороной
    .

    (Слайд
    11).

    – Кто
    успешно справился с задачей?                                                 
                                    –  У кого возникли трудности?
    Какие?                                                              Обобщим
    полученный результат. Замените слова «стороны прямоугольника» словами «два
    положительных числа», «периметр» – «сумма чисел»,                 «площадь»
    –  «произведение». Сформулируйте следствие из теоремы.

    (Слайд12).

     Применим
    полученные знания к решению физической задачи.

    №5.
    Расстояние между пунктами А и В, расположенными на прямой магистрали, 9км. 
    Из А в В выходит автомашина со скоростью 40 км/ч, одновременно из В в том же
    направлении выезжает мотоциклист с постоянным ускорением 32 км/ч. Определите
    наибольшее расстояние, которое может быть между автомашиной и мотоциклистом в
    течение первых двух часов движения.

    (Слайд
    13).

    Учитель
    предлагает составить математическую модель задачи. Организует индивидуальную
    работу учащихся, по необходимости – работу консультантов.

    Решение.               
                                                                                                           Машина
    находится от пункта А на расстоянии 40
    t
    км,                                             мотоциклист на расстоянии (16
    +9)км.

    S==  =16

     Расстояние
    между ними   у =/16
    +9 – 40t/

    =5/4

    =16

    Ответ:
    16км.

    (Слайд
    14).

    III.Рефлексивно
    – оценочная часть
    .

    1.Подведение
    итогов.

    – Что
    нового вы узнали на уроке? Чему научились?

    – Какие
    цели были поставлены в начале урока? Удалось ли их достичь?

    2.Самооценка
    усвоения материала.

    Оцените
    по 5-бальной шкале свой вклад в решение общей учебной задачи.

    3.Планирование
    дальнейшей деятельности в изучении темы.

    На двух
    последующих уроках мы будем применять теорему о наибольшем (наименьшем)
    значении функции при решении заданий с параметрами.

    4.Задание
    на дом.

    1.
    Докажите теорему и следствие из неё.

    2. №6. 
    Докажите, что из всех треугольников данного периметра наибольшую площадь
    имеет равносторонний.

    4.
    Творческое задание. Представьте решение задачи практического содержания на
    нахождение наибольшего и наименьшего значения квадратичной функции.

    (Слайд
    15).

    Учитель
    выставляет оценки, благодарит обучающихся за работу.

    5.
    Рефлексия.

    В конце урока обучающимся
    предложено
    ответить на вопросы. (Слайд 16).

    1.Бурмистрова Т.А.   Программы
    общеобразовательных учреждений.  Алгебра 7-9 классы. – М.:   Просвещение,2012.

    2.Макарычев Ю.Н. и др.  Учебник Алгебра 9 класс.
    –  М.: Просвещение, 2012.

    3.Шарыгин И.Ф.   Факультативный курс по
    математике. – М.; Просвещение, 2009.

    4. Кузнецова Л.В. и др.  Алгебра. Сборник
    заданий для ГИА в 9классе. – М.: Просвещение, 2010.

    5. Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С.  
    Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы.- Волгоград: Учитель,2007.  

    6.Костерина Н.П.   Задачи повышенной трудности
    в курсе алгебры 7-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.

    7.Иванова Т.А.  Современный урок
    математики: теория, технология, практика. – Н. Новгород: НГПУ, 2010.

    8.Мичасова М.А., Малышев И.Г., Иванов
    Б.Н.  подготовка к ЕГЭ по математике. ЗаданияС1-С6. – Н.Новгород: НИРО, 2010

    Ресурсы
    сети Интернет.

    Добавить комментарий