Триз как найти идею для

Знаменитая книга о знаменитой теории. Каждый из нас хочет научиться найти идеи, но чаще ждем пока идея найдет нас.

Альтшуллер разработал алгоритм и теорию по поиску идей, но с одним условием — ежедневная практика сделает тебя генератором сверхтоповых идей.

Истинная победа — когда вся жизнь прожита в нарастающем творческом режиме

Введение

Генрих Альтшуллер — известный советский изобретатель. Автор ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем) и ТРТЛ (теории развития творческой личности), писатель-фантаст.

Люди думают, что решать задачи по законам – учиться шаблонному мышлению. Альтшуллер же говорит об обратном.

Обычное мышление из-за психологической инерции идет шаблонными путями. Знание законов позволяет сознательно уходить от шаблонов, законы подталкивают к нетривиальным, «диким» мыслительным операциям, свойственным очень талантливым изобретателям.

Альтшуллеру понадобилось 20 лет и 40 тысяч авторских свидетельств и патентов для структурирования алгоритма поиска новых решений. Он не считал, что понятие «творчество» основано только на атрибутах: озарение, интуиция, прирожденные способности и счастливый случай.

В своей теории и школах он обучал, как сделать бессознательный процесс в точную науку путем ежедневных тренировок и решений задач.

Сравнение топовых методик поиска идей

Мозговой штурм

Мозговой штурм базируется на теории Фрейда, где сознание представляет собой тонкое и непрочное наслоение над бездной подсознания. Сознание запрограммировано привычными представлениями и запретами. Поскольку для создания чего-то нового нам нужно проходить сквозь привычное и запретное, выдумывание нелогичных и крайне фантастичных идей создавались группы фантазёров, где членам было запрещено даже эмоциями на лице показывать скептику.

«Вся соль мозгового штурма, вся его сила — в запрете на критику. Но здесь же и его слабость: для развития и видоизменения идеи нужно выяснить ее недостатки, то есть нужна критика».

Синектика

Главный недостатoк мозгового штурма — страх критики. Дж. Гордон избавился от него создав постоянную группу, где члены этих групп привыкают к совместной работе и перестают её опасаться. Постепенно увеличивается взаимопонимание и идеи схватываются с полуслова.

Теоретические основы синектики весьма несложны. Творческий процесс познаваем и поддается усовершенствованию: надо изучать записи решения задач, регулярно тренироваться на самых различных задачах.

По мнению Гордона существуют 2 вида механизма творчества: «неоперационные процессы» («неуправляемые») — интуиция, вдохновение.И операционные процессы – использование разного вида аналогий. Для творческого процесса важно умение превращать непривычное в привычное и, наоборот, привычное — в непривычное.

Аналогии

Рабочими механизмами для выработки свежего взгляда на задачу являются аналогии:

1) прямая — любая аналогия, например из природы.

2) личная (эмпатия) — попытка взглянуть на задачу, отождествив себя с объектом и войдя в его образ.

3) Символическая — нахождение краткого символического описания задачи или объекта.

4) Фантастическая — изложение задачи в терминах и понятиях сказок, мифов, легенд.

Синектика — предел того, что можно достичь сохраняя принцип перебора вариантов. Во всяком случае, синектика близка к такому пределу.

После взрыва на генерировании идей многие компании начали брать за правило мысль: «Идеи должны генерировать все: от президента и председателя правления, до курьера и уборщиц».

Чем больше предложений, тем лучше.

А на банальных заседаниях рождаются банальные идеи, — пишет Тосабура Наката, создатель шариковой ручки. Оригинальные идеи рождаются благодаря оригинальным заседаниям.

Технические системы развиваются закономерно. Закономерности познаваемы. Их можно превратить в точную науку развития технических систем. Здесь и проходит граница между методами перебора вариантов и современной Теорией Решения Изобретательных Задач.

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Для специалиста по ТРИЗ азбучная истина: нельзя принимать на веру формулировку, в которой предлагают задачу.

Первоначальную формулировку проблемы принято называть «Изобретательской ситуацией».

В школе и вузе инженер привыкает к тому, что условиям задачи следует безоговорочно доверять. В изобретательской задаче всё иначе: в процессе решения может выясниться, что найти надо не X, a Y и для этого нужны не А и Б, а В и Г.

На практике, правильно сформулированных изобретательных задач не бывает. Если абсолютно правильно сформулировать задачу, она перестанет быть задачей: её решение сделается очевидным или же будет ясно, что задача не поддается решению при имеющимся уровне науки и технике.

В ТРИЗ принято делить задачи на 5 уровней:

Первый уровень:

Решение таких задач не связано с устранением технических противоречий и приводит к мельчайшим изобретениям.

Второй уровень:

Задачи с техническими противоречиями, легко преодолеваемыми с помощью способов известных применительно к родственным системам.

Третий уровень:

Противоречия и способ его преодоления находятся в пределах одной науки, т.е. механическая задача решается механически, химическая – химически.

Четвертый уровень:

Синтезируется новая техническая система.

Пятый уровень:

Изобретательская ситуация представляет собой клубок сложным проблем.

Цель ТРИЗ: Опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме (под экранным мышлением имеется ввиду представление объекта задачи. Многоэкранность — представление надсистемы — лес, подсистемы — листок, подподсистема — клетка листка и так далее).

Важные понятия:

1. При решении задачи следует ориентироваться на идеальны ответ. Такой ответ не всегда достижим в полной мере, но необходимо добиваться максимального приближения к нему. Составленную по определенным правилам формулировку идеального ответа называют идеальным конечным результатом (ИКР)

2. Для приближения к ИКР необходимо максимально использовать имеющиеся ресурсы – вещественные и энергетические. Данные по условиям задачи и вещества и поля, а также «даровые» вещества и поля принято называть вещественно-полевыми ресурсами (ВПР)

Максимальное использование ВПР для максимального продвижения к ИКР – такова, в самом общем виде, формула победы над задачей.

Административные противоречия (АП) — нужно что-то сделать, а как сделать — неизвестно.

Такие противоречия лишь индикатор к создании изобретательской задачи.

Технические противоречия (ТП) — отражают конфликт между частями или свойствами системы.

Современная ТРИЗ предусматривает анализ причин ТП и переход от технического к физическому противоречию

Сочинение сказки — одно из многих упражнений РТВ. Весь аппарат ТРИЗ рассчитан на сильную, хорошую управляемую фантазию. Надо изменять до неузнаваемости исходную задачу.

Начальные занятия строятся на применении ТРИЗ к задачам «Придумайте фантастическое решение» или «Придумайте фантастическое украшение для персонажей Кубрика». Также, учеников ТРИЗ приохочивают к научно-фантастической литературе (НФЛ) — неисчерпаемому сборнику упражнений для развития воображения.

НФЛ дает способность попутно развивать воображение, приглушать психологическую инерцию, делать мышление гибче, готовить ум человека к восприятию «диких» идей, без которых немыслима современная научно-техническая революция.

Хорошие результаты могут быть достигнуты только при высокой культуре мышления

Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ)

АРИЗ-85-В:

1. Анализ задачи.

2. Анализ модели задачи.

3. Определение ИКР и ФП

4. Мобилизация и применение ВПР.

5. Применение информационного фонда.

6. Изменение и/или замена задачи.

7. Анализ способа устранения ФП.

8. Применение полученного решения.

9. Анализ хода решения.

Ну и в заключении Альтшуллер делится о Шести качествах творческой личности:

1. Прежде всего нужна достойная цель – новая (еще никем не достигнутая), значительная, общественно полезная.

2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов.

3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов.

4. Хорошая техника решения задач.

5. Способность отстаивать свои идеи.

6. Результативность.

Итог: прошелся по книге я поверхностно и абсолютно точно вернусь еще к ней несколько раз. Что осталось после нее? Много чего. И даже работая в ИТ, в нескольких практических и сложных задачах АРИЗ пригодился до уровня «отлично»

Основная идея «Великого Искусства» состоит в том, что структура любого знания определяется небольшим числом изначальных понятий. Комбинируя эти понятия, можно вывести все знания о мире”

Теория решения изобретательских задач на пальцах

Время на прочтение
4 мин

Количество просмотров 119K

Представьте, перед вами встала проблема, как улучшить какую-то вещь, или как что-то заставить работать. Как придумать что-то новое? Для этого и была придумана Теория решения изобретательских задач. В данном топике я на пальцах попробую рассказать, о чем это

Для разминки

Жизненная ситуация: в хорошую погоду окна в квартире должны быть открыты, но если на улице пойдет дождь, то появится необходимость их закрыть. У нас нет желания следить за этим и закрывать их самостоятельно. Какое решение приходит в голову?
Интересный факт: нам всегда приходят на ум вещи, которые мы когда-то уже видели, или просто какие-то готовые решения.

Правильная постановка задачи

Одна из первых проблем с которой сталкивались все – это не понимание условия. По заданной проблеме нужно выстроить альтернативные вопросы, которые так же решают проблему.

Например: найти недорогой экспресс-метод обнаружения мест утечки воздуха в автомобильной шине (это проблема как дана ПКД).

Альтернативные вопросы (это проблема как понятна (ПКП)):

  • Как найти утечку в шине
  • Как предсказать возможное место появления утечки в шине
  • Как найти способ самоустранения утечки в шине

Первый вариант понятнее, чем исходный, так как он более конкретен. Чем конкретнее выделена проблема, тем легче её решить.

Метод активации перебора решений

Есть множество способов активировать вариативный подход к решению изобретательских задач (на случай, если нужно придумать конкретно новое, а не новый способ применения уже имеющегося). Приведу основные:

  1. Морфологический метод
    Создаём таблицу, где оси — важные нам параметры, характеристики. По каждой оси расписываем возможные достижения данной характеристики. Таким образом, выбирая по одному способу с каждой оси, можно подобрать наиболее верный и оптимальный вариант решения всей технической системы.
  2. Переосмысление задачи
    Одну и ту же задачу можно решить по-разному в зависимости от цели. К примеру: нужно, чтобы таран при столкновении с дверью не ломался.
    Можно изменить материал тарана; попробовать сделать так, чтобы таран становился прочнее от удара о дверь (как бараны и их рога при столкновении).
  3. Метод аналогий
    Прямая аналогия: любая аналогичная ситуация или проблема, решённая в другой сфере деятельности, науки или природы.
    Личная аналогия: попытка взглянуть на задачу, отождествляя себя с объектом, попытка войти в его образ, найти личные аналогии в опыте человека.

Пример

Рассмотрим обычную чашку. Если в нее налить кипяток, то она сама станет горячей, и её будет нелегко удержать в руках. Но ведь мы хотим ей воспользоваться!
Сформулируем задачу (противоречие. Ведь именно противоречие вынуждает решать задачу): Нам нужно, чтобы в чашку можно было налить что-то горячее, и не ошпариться при этом, взяв в руки.

С чем работаем?

Один из способов сохранить температуру налитой жидкости, не допуская нагрева чашки, — это сделать ее из более толстого материала. Это не приведет к существенным изменениям в производстве кроме дополнительных затрат на материал. Аналогичным решением будет считаться изменение материала, из которого делают чашку.

А если ли другие варианты? Можно сделать так, чтобы у чашки было не нагревающееся место. Эта мысль и привела к созданию ручки у чашек.

Чашка осталась чашкой и почти не приобрела в весе. Дополнительные затраты минимальны, так как ручка состоит из того же материала.

А почему не сделать иначе?

Безусловно, это не единственные способы решения задачи. Кроме одного НО. Чем проще решение, тем проще его применить.

Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется
Другими словами, решение наилучшее, если оно не требует ничего, кроме того, что у нас есть в условии.

Решения других областей

Порой некоторые задачи, которые были большой проблемой долгое время в одной области, уже были решены в другой.

Небольшой пример

Находясь в условиях полной темноты, требуется ориентироваться в пространстве. Если мы не можем видеть, то кто может? (про себя сразу формируем противоречие: человек не может видеть в темноте, но нужно, чтобы он мог в ней ориентироваться).

Тут можно вспомнить животных, которые хорошо ощущают себя в темноте. На эту роль больше всего претендуют кошки и летучие мыши. В первом варианте нужен хотя бы слабый источник света (прямого или отраженного). А в случае с летучей мышью свет и вовсе не нужен, они перемещаются при помощи отраженного звука.

На примере летучих мышей были сделаны эхолокаторы, а вот в основу очков ночного видения легла способность кошек ориентироваться при малом свете.

Другой занимательный пример

И ещё пример из мира животных: как избавиться от шнуровки в одежде? Одно из хороших решений — повязывать одежду дополнительным лоскутом этой самой одежды, что и легло в основу большинства халатов.

Второе достаточно распространенное решение состоит в том, чтобы вместо креплений использовать закрепки, вариантом которых являются липучки (их прототипом в свое время служили плоды репейника).

В итоге

Краткую схему применения ТРИЗ в общем виде можно представить в виде:

1. Определить задачу и сформулировать ее (проблема как дана и проблема как понятна)
2. Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (в чем проблема ситуации)
3. Выделить ресурсы, которыми обладаем
4. Применить уже имеющиеся приемы решений (в пространстве, временной экран, решение из других областей и так далее)
5. Проанализировать решение и понять, можно ли его улучшить

Надеюсь, что несмотря на краткость, смог объяснить в общих чертах, что из себя представляет ТРИЗ (или хотя бы побудил самих узнать подробнее).

#статьи

  • 18 апр 2022

  • 0

Рассказываем о ТРИЗ — советской теории, которую изучают менеджеры по всему миру

Гайд — введение в теорию решения изобретательских задач. Как её используют в бизнесе? Как решать проблемы компании с помощью ТРИЗ?

Кадр: фильм «Назад в будущее»

Дарья Чепурнова

Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.

Председатель International Business TRIZ Association Russia (IBTA RUSSIA). Основатель международного бизнес-клуба ТРИЗ.

Сайт: blagih.ru

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач, возникла в СССР во второй половине XX века. В конце прошлого столетия она попала в США и Европу, где стала популярной. Хотя теорию разрабатывали для решения технических проблем, методики подошли и для задач бизнеса. Сейчас менеджеров по всему миру учат применять ТРИЗ.

Теорию используют, когда у проблемы нет стандартных решений. ТРИЗ развивает творческое мышление, помогает изобрести что-то принципиально новое: продукт, подход, процесс.

В материале мы расскажем:

  • как теория появилась и стала популярной;
  • как ТРИЗ применяют сейчас;
  • что такое идеальный конечный результат и кому он нужен;
  • что такое противоречия и откуда они берутся;
  • для каких целей используют ТРИЗ в бизнесе;
  • как решают задачи бизнеса по ТРИЗ, если они кажутся невыполнимыми;
  • как можно внедрить ТРИЗ в бизнес-процессы.

Теорию решения изобретательских задач создал советский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер. Он начал работать над ней в 1946 году, а к 1970-му окончательно описал основные методики и инструменты ТРИЗ.

Генрих Альтшуллер
Фото: сайт Официального фонда Г. С. Альтшуллера

Откуда Альтшуллер взял идеи для ТРИЗ? Он изучал, как инженеры разрабатывают технические решения. Прежде чем прийти к своим выводам, Альтшуллер проанализировал материалы к нескольким тысячам патентов. Так он создал один из самых известных инструментов ТРИЗ — 40 изобретательских приёмов для устранения технических противоречий.

К концу 1970-х школы ТРИЗ появились во многих городах СССР. Регулярно проходили семинары и конференции, в том числе всесоюзные. В 1989 году создали первую ассоциацию ТРИЗ, а в 1999 году появилось международное объединение — МАТРИЗ. Ассоциация работает и сейчас, вот ссылка на её сайт.

В США и Европу ТРИЗ попала вместе со специалистами, которые эмигрировали из СССР в 1991 году. Там они популяризировали эту теорию. В 1998 году в США открылся The Altshuller Institute — Институт Альтшуллера, в котором обучали инженеров и менеджеров.

Позже появились другие организации, работающие с ТРИЗ. Например, IBTA — International Business TRIZ Association. Есть консалтинговые компании, работающие по методикам этой теории, — например, индийская TRIZ Asia. Международные ассоциации проводят ежегодные конференции — TRIZfest, TRIZ Future, TRIZCON, «ТРИЗ Саммит», TRIZ for X и другие.

ТРИЗ — большая теория, описывающая алгоритмы, способы и методы решения изобретательских задач. Можно изучать её самостоятельно, читая книги, или пройти обучение по ТРИЗ.

Наиболее полное руководство по ТРИЗ — это книга Альтшуллера «Найти идею». Есть много других книг, написанных автором теории и специалистами по ТРИЗ. В них разбирают частные случаи, отдельные приёмы. Список признанной литературы опубликован на сайте РА ТРИЗ — Российской ассоциации российских разработчиков, преподавателей и пользователей ТРИЗ. На моём сайте есть другой список книг с более современной литературой.

Много информации можно найти на официальном сайте Альтшуллера. Там описаны:

  • пошаговый алгоритм решения изобретательских задач;
  • основные принципы мышления изобретателей;
  • стандартные приёмы и решения для изобретательских задач;
  • пять уровней изобретений;
  • линии жизни технических систем и многие другие составляющие ТРИЗ.

Большинство материалов на сайте взяты из книг, написанных Генрихом Альтшуллером. Подобные материалы также есть на сайтах других организаций, продвигающих ТРИЗ.

Для специалистов по ТРИЗ есть системы квалификации. Сертификаты выдают международные ассоциации, которые обучают теории. Есть пять уровней сертификатов. Первый предполагает, что специалист знает общие концепции и может их применить. Пятый называется «Мастер ТРИЗ», его получают один-два человека в год. Он предполагает, что эксперт использует ТРИЗ, внёс свой вклад в развитие теории, может проводить исследования и обучать теории других.

Список сертифицированных специалистов есть на сайтах ассоциаций, которые выдают сертификаты
Скриншот: Skillbox Media

Теорию используют в искусстве, маркетинге, сфере раннего развитии детей, в педагогике и других областях. Бизнес и менеджмент — одна из сфер применения ТРИЗ.

ТРИЗ используют многие компании. Так, Samsung, LG, Gillette, HP, Intel применяют её для решения некоторых задач. В России бизнес-ТРИЗ начали внедрять позже, чем в развитых странах: о том, что они изучают и используют теорию, сообщали «Русал», «Северсталь», Горьковский автомобильный завод, «Ростех», «Росатом».

ТРИЗ — большая теория. В этой статье мы разберём два важных концепта: идеальный конечный результат и устранение противоречий. Даже если вы не изучали ТРИЗ, знание этих концептов поможет взглянуть на рабочие задачи под другим углом. Мы поговорим об ИКР и противоречиях в следующих двух разделах.

Идеальный конечный результат, или ИКР, в ТРИЗ — это ситуация, когда система сама выполняет нужное действие и не допускает при этом нежелательных эффектов. Есть три основные формулировки ИКР:

  • «Система сама выполняет функцию». Например, сотрудники сами контролируют выполнение KPI и готовят отчёты о своей работе.
  • «Системы нет, но её функции выполняются за счёт имеющихся ресурсов». Рекламы нет, но СМИ и целевая аудитория сами говорят о продукте. Так было с пивом Windows 99, выпущенным в 1999 году.
  • «Функция не нужна». Например, у отеля была проблема — постояльцы воровали халаты, полотенца и другие вещи из номеров. Персонал нашёл такое решение, что бороться с кражами больше не нужно: на всех предметах есть логотип отеля, и это дополнительная реклама.

Под ресурсами в ТРИЗ понимают почти всё — время, деньги, информацию, пространство, человеческие ресурсы и так далее. Под системой понимают то, что нужно улучшить, или то, в чём заключена проблема.

Упрощённо, идеальный конечный результат — бесплатное или бюджетное решение проблемы имеющимися ресурсами без привлечения новых.

Идеальный конечный результат — это решение, которое нашёл один из героев «Кавказской пленницы», товарищ Саахов. У него была проблема: он хотел жениться на Нине, но свадьбе мешал студент Шурик. Тогда Саахов придумал план, следующий концепции ИКР.

Саахов убедил Шурика, что он помолвлен с Ниной, однако влюблённым предстоит ритуал похищения невесты, в котором Шурик, как друг Нины, должен сыграть главную роль — украсть невесту. Так Шурик не только перестал мешать, но и помогал похитить Нину.

Кадр: фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Если вы сформулировали идеальный конечный результат, это ещё не значит, что вы сможете его достичь. Возможно, он просто недостижим. Однако описывать ИКР всё-таки нужно: это даст идеи, в какую сторону двигаться, какие решения искать.

В формулировке ИКР часто используют слово «сам». Например, идеальный конечный результат — когда поставщики сами отслеживают, сколько товара на ваших складах, и поставляют необходимое. Вам не надо обзванивать их, согласовывать сроки и объёмы поставок: нужно только оплатить товар, когда его уже привезли.

Согласно ТРИЗ, чтобы решить изобретательскую задачу, нужно найти главное противоречие и устранить его. Это и приведёт к идеальному конечному результату. Противоречия лежат в основе любой задачи.

Вот пример типичного противоречия в ТРИЗ. Передняя часть робота-пылесоса Samsung была изготовлена из эластичной резины. Это нужно, чтобы робот эффективно очищал углы. Но собаки любят грызть резину, из‑за чего робот быстро ломается. Нужно придумать, как повысить срок службы техники.

Согласно ТРИЗ, противоречия часто следуют из требований к состоянию системы и из ограничений в ресурсах. В нашем случае — из требований к состоянию системы. Нужно, чтобы передняя часть робота‑пылесоса одновременно была:

  • гибкой, чтобы робот мог так же эффективно очищать углы;
  • жёсткой, чтобы собаки не смогли её грызть.

Изобретатели смогли разрешить это противоречие. Они выполнили переднюю часть робота из твёрдых пластиковых пластин, соединённых гибкими звеньями внутри.

Кадр: Чихуахуа Фондю / YouTube

Классическая теория ТРИЗ различает три вида противоречий:

  • Административное — когда нужно улучшить систему, но непонятно, как это сделать.
  • Техническое — когда улучшение одной части системы или одного параметра ухудшает другие.
  • Физическое — когда «часть системы должна находиться в разных физических состояниях одновременно».

В формулировке противоречий часто используют «но». Клиенты хотят покупать спелые бананы, но созревшие плоды быстро портятся. Чтобы разрешить это противоречие, придумали газацию бананов — искусственное ускорение дозревания. Бананы долгое время лежат на складе зелёными, а когда их нужно поставлять в торговый зал, плоды «заставляют» дозреть за несколько суток.

В ТРИЗ задачи делятся на закрытые и открытые. Чаще теорию применяют к открытым задачам, но могут и к закрытым.

Закрытые задачи — стандартные, для них есть готовые решения. Например, это оптимизация расходов на 10%. Скорее всего, в отрасли уже многие компании делали это и можно посмотреть их кейсы.

Открытые задачи — нестандартные, у них нет готового алгоритма. Например, это сокращение расходов на 90%. Ни в одном открытом источнике вы не найдёте совета, как это сделать. Даже если конкурент знает как, он не поделится этой информацией.

Теория решения изобретательских задач нужна, когда очевидных решений нет — либо когда они не дают нужного эффекта: они слишком дорогие, их долго внедрять или после внедрения продукт не устроит покупателя.

ТРИЗ применяют и для закрытых задач. Это имеет смысл, если стандартную проблему сильно усложнили. Например, перед вами стоит цель не просто предотвратить разрыв контракта с крупным клиентом, а продавать ему ещё больше.

Цели у ТРИЗ в бизнесе могут быть любыми. Вот несколько примеров:

  • устранить конфликты в цепочке поставок;
  • создать новый продукт;
  • радикально сократить затраты;
  • спрогнозировать потенциальные риски новой модели;
  • устранить конфликты при корпоративном слиянии;
  • изобрести новую бизнес-модель и так далее.

Приведём пример задачи, которую решили с помощью ТРИЗ. Страховая компания в Нидерландах развивала новый проект и нуждалась в базе потенциальных клиентов. Собирать её с нуля было слишком дорого. С помощью ТРИЗ за один день нашли решение: купить компанию, у которой уже есть эта база.

Когда решение найдено, может показаться, что оно очевидное — его можно было получить и без ТРИЗ. Так и есть — теория просто ускоряет поиск решений. На это уходит несколько минут или часов, а могли бы годы.

В бизнесе используют адаптированный классический алгоритм решения по ТРИЗ. Он состоит из четырёх этапов: постановка задачи, ОИП (описание инновационной проблемы), выявление противоречий и поиск решения. Работу обычно ведут в группах из нескольких специалистов.

Постановка задачи происходит от проблемы. Чтобы решить её, нужно найти причины, по которым она возникла.

Для этого используют карту восприятия проблемы. Каждый человек из рабочей группы записывает проблему, задаёт себе вопросы, почему она появилась, и находит таким образом первопричину. Потом карты восприятия совмещают и выбирают самую весомую причину, из которой формулируют задачу.

Например, есть проблема — низкая конверсия в продажи. Предполагаемая первопричина — небольшой штат менеджеров: они не успевают обрабатывать заявки, клиенты уходят. Задача — повысить скорость обработки заявок.

Описание инновационной проблемы (ОИП) показывает, почему мы не можем прийти к желаемому результату.

В нём уточняют, к чему относится проблема — к маркетингу, бизнес-процессам, продукту. Чтобы понять, в каком направлении искать решения, также описывают:

  • Предыдущие методы решения. Если проблему пытались решить раньше, описывают, какие методы пробовали и почему они не подошли. Например, пытались отдать работу на аутсорс, но это тоже съедало бюджет, а эффект был незначительным.
  • Перспективные идеи, которые по каким-то причинам не реализовывали. Иногда бывает достаточно оттолкнуться от них, чтобы найти решение.

В ОИП могут внести ИКР — чёткую формулировку того, что должно получиться в итоге. В нашем примере идеальный конечный результат — система, в которой менеджеры сами ускоряют обработку заявок до 10–15 минут. В этом случае конверсия в продажи вырастет.

Выявление причин противоречий называют причинно-конфликтным анализом (другое название — RCA+). Он помогает найти сами противоречия и выгоды, из-за которых они не устраняются.

Для поиска противоречий прописывают требования к системе и то, какими ресурсами располагает компания, какие есть ограничения. Например, у нас ограниченный бюджет на отдел продаж — мы не можем нанять больше менеджеров. Это создаёт противоречие: денег не хватает, но сотрудников нужно больше.

Чаще всего ключевая выгода бизнеса — экономия. Менеджмент не хочет тратить дополнительные деньги, поэтому проблема не решается. Но, бывает, что причина противоречий в другом. Например, директор считает, что менеджеры могут работать лучше, и не одобряет расширение штата. Тогда возникает ещё одно противоречие, техническое: нужно больше менеджеров, но директор против — по его мнению, это приведёт к снижению производительности.

Поиск решения начинается ещё на этапе выявления противоречий и их причин. Иногда достаточно чётко сформулировать их, чтобы найти выход из ситуации.

До 80% задач решают, когда находят противоречия. Обычно у специалистов возникает несколько идей, как разрешить противоречия. В работу берут самую перспективную или самую бюджетную идею.

В нашем примере сформировано два противоречия:

  • нужно больше менеджеров, но нет денег на это;
  • нужно больше менеджеров, но директор против.

Напомним: идеальный конечный результат — система, при которой сами менеджеры устраняют проблему.

Чтобы получить ИКР, можно собрать чат-бота с искусственным интеллектом в конструкторе. Разработка обойдётся не так дорого, как расширение штата, но скорость обработки обращений повысится. Чат-бот будет работать с типовыми обращениями, а менеджеры — с теми, где ИИ не справляется.

Бывает, что даже после описания противоречий решения нет. Тогда рабочая группа использует 40 инновационных приёмов. Они созданы по подобию 40 приёмов Альтшуллера, но адаптированы для бизнеса.

Задачу прогоняют по таблице с приёмами, находят подходящие и решают проблему с их помощью. Генерируют идеи, а потом обсуждают их с точки зрения бизнеса. В работу также берут самую бюджетное или самое перспективное решение. Но при этом оно должно радикально решать проблему.

Есть два пути внедрения ТРИЗ в бизнес: «сверху» и «снизу».

  • «Сверху» — когда руководство узнаёт о теории и постепенно внедряет её в процессы: рассказывает сотрудникам о ТРИЗ, организует обучение, предлагает задачи, которые можно решить с помощью теории.
  • «Снизу» — когда о ТРИЗ узнаёт рядовой сотрудник. Он применяет теорию к своей работе и предлагает руководству прорывные идеи. Будет ли компания пользоваться технологией дальше — зависит от руководителей этого сотрудника.

В любом случае знаний одного человека недостаточно для системного внедрения ТРИЗ в бизнес-процессы. Нужно, чтобы теорией владела хотя бы рабочая группа, которая будет принимать решения.

Есть несколько вариантов обучения рабочей группы. Можно пригласить сертифицированного мастера по ТРИЗ для консультаций, отправить сотрудников на курсы по ТРИЗ или организовать корпоративное обучение.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, развивающая творческое мышление. Её создал советский инженер и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер. Сегодня у ТРИЗ своя инфраструктура: специалисты, ассоциации, мероприятия.

Базовые концепты ТРИЗ — идеальный конечный результат (ИКР) и противоречия. Под идеальным конечным результатом понимают ситуацию, когда система сама выполняет нужное действие без негативных эффектов. Противоречия вытекают из ресурсных ограничений или требований к системе: их разрешение и приводит к ИКР.

В бизнесе ТРИЗ используют для открытых задач, у которых нет стандартных решений. Могут и для закрытых, если стандартные решения не устраивают или если проблему усложнили — например, надо увеличить число продаж не в полтора раза, а в десять раз.

Задачи решают в четыре этапа. Сначала находят первопричину проблемы, потом делают ОИП, выявляют противоречия и приходят к результату.

Чтобы внедрить ТРИЗ в бизнес, нужно, чтобы теорией овладела рабочая группа — люди, которые решают задачи. Можно изучать ТРИЗ самостоятельно или пройти обучение.

Научитесь: Управление проектами
Узнать больше

Схватывать на лету суть задачи и придумывать оптимальное решение — этому учит система ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Ее придумал советский инженер Генрих Альтшуллер, изучая приёмы, которые применяли изобретатели в своей работе. Сейчас этот метод используют для разработки продуктов крупные компании Samsung, LG, Gillette, а также активно задействуют в педагогике. В статье расскажем о принципах ТРИЗ и этапах генерации новых идей.

Итак, цель ТРИЗ — быстрый поиск лучшего решения или оптимизация изобретательского процесса с минимальными затратами на тесты и ошибки. Согласно теории, любой объект изобретения состоит из системы, в которой рано или поздно одна из частей перестает развиваться и заходит в тупик, то есть появляются противоречия. Задача ТРИЗ разрешить эти противоречия и найти ресурсы для решения проблемы.

Приведем пример: нам нужно изобрести общественный транспорт — автобус. Он должен быть коротким, чтобы легко маневрировать на поворотах, но и не должен быть маленьким, ведь нужно вместить большое количество пассажиров, — вот и противоречие, которое необходимо разрешить с помощью ТРИЗ. Оптимальное решение — автобус с гармошкой или двухэтажный автобус.

Как работает ТРИЗ

Чтобы найти идеальное решение, нужно устранить противоречие, но при этом следовать трем принципам:

  • задача должна остаться без изменений,
  • необходимо убрать лишнее звено,
  • нужно добавить новое качество.

Оптимальным решением будет считаться тот вариант, с помощью которого можно достичь наилучшего результата с минимальными расходами.

Как генерировать идеи по технологии ТРИЗ

Шаг 1. Изучите систему, которую нужно доработать

Пример — мобильное приложение.

Шаг 2. Определите противоречия

Как это сделать:

  • выделить недостатки системы — медленная скорость загрузки страниц;
  • проанализировать, что можно сделать, чтобы увеличить скорость, — автоматизировать платежную систему;
  • выявить, как изменится приложение с новым параметром, — станет менее безопасным;
  • зафиксировать противоречие — приложение должно быть быстрым, но при этом безопасным.

Шаг 3. Найти решение в тупике

Для решения противоречия можно применить три подхода:

  • время — система работает быстро в одно время, а безопасно в другое, при этом регулярно нужно вводить пароль для выполнения определенных действий;
  • пространство — оплата происходит быстро, но нужно дополнительно подтвердить свой аккаунт;
  • по ситуации — автоматизировать платежи только до 1000 рублей, в остальных случаях система будет работать также медленно.

ТРИЗ показывает, что на любую проблему можно посмотреть как на систему, сгенерировать несколько алгоритмов действий и найти неочевидное решение в тупике, в котором, на первый взгляд, нет выхода.

Посмотрите практические примеры и упражнения по внедрению элементов креативности в проект в бесплатном онлайн-курсе «Выйдите за рамки: инновации и креативность в бизнесе». Регистрация на сайте займет 2 минуты, обучение — 10 минут.

Теория решения изобретательских задач ― одна из самых противоречивых методик. Кто-то активно внедряет в свои проекты, а кто-то не может понять, что это такое и как это работает, ― разбираемся.


В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы решения задач, чаще всего используемые изобретателями. Всего он выделил 40 приёмов, которые назвал теорией решения изобретательских задач.

Он пришёл к выводу, что решение технической задачи приводит к моменту, когда ответа на вопрос ещё нет, а вариантов много. В такой ситуации оказывается каждый изобретатель. Также Альтшуллер заключил, что самое эффективное решение задачи достигается при помощи ресурсов (материальных, временных, пространственных, человеческих и так далее), которые у вас уже есть. Тогда ответ станет очевидным.

В 80-х годах эту теорию брали за основу методики преподавания в советских школах и использовали на заводах. Но позже эта практика забылась.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Генрих Саулович Альтшуллер

Сегодня ТРИЗ имеет широкое признание во всем мире. Ведущие производственные компании используют методы и инструменты ТРИЗ в своей работе — Samsung, LG, Gillette, HP, Intel, Boeing, Xerox, Ford, Toyota, Kodak, Johnson&Johnson и другие.

Каждый год проходят всемирные конференции ТРИЗ, активно ведут свою деятельность Международная, Азиатская и Европейская ассоциации ТРИЗ. В 1998 году в США открылся Институт Альтшуллера для обучения инженеров и менеджеров.


ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.

Цель ТРИЗ: развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Например, как избавиться от шнуровки на кроссовках, но сделать их закрытыми?

  • Одно из решений — найти лоскуток и перемотать им кроссовок вместе с подошвой.
  • Второе — пришить крючки или даже пуговицы.
  • Третье — склеить части кроссовках с помощью скотча, лоскутка ткани или просто пришить липучку.

Сейчас мы легко представляем эту фурнитуру в своей повседневной жизни. До 80-х годов липучки не существовало. Её роль выполняли плоды репейника. Так что липучка — изобретение, которое появилось в ходе решения какой-то подобной задачи.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления


Расшифровка аббревиатуры ТРИЗ намекает, что есть некие изобретательские задачи. И именно тогда, когда они возникают, начинается потребность в применении теории.

Изобретательская задача — это задача, которую не удается решить известными или очевидными способами. Поэтому возникает необходимость в изобретении, которое позволит выиграть, при этом ничего не проиграв.

Первый шаг на пути к изобретению: переформулировать задачу так, чтобы сама формулировка отсекала неэффективные пути решения.

  • Всё должно остаться так, как было,
  • ЛИБО должно исчезнуть вредное, ненужное качество,
  • ЛИБО появиться новое, полезное качество.

Таким образом, обычная задача становится изобретательской, когда для её решения необходимо устранить противоречие или другими словами — прийти к идеальному конечному результату (ИКР).

Например, автобус должен быть коротким, чтобы иметь высокую маневренность на узких улицах. С другой стороны, автобус должен быть длинным, чтобы вмещать больше пассажиров. Это простой пример противоречия — автобус одновременно должен быть длинным и коротким.

Прорывное решение — автобус с гармошкой или двухэтажный автобус: одновременно и длинный и короткий.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Противоречие — отношение двух понятий и суждений, каждое из которых является отрицанием другого.

В ТРИЗ существует три вида противоречий. В списке они расположены от самого простого по разрешению к самому сложному:

  • Административное противоречие возникает, когда «нужно улучшить систему, но я не знаю как или не имею на это права».

    Это противоречие может быть нейтрализовано изучением дополнительных материалов или принятием административных решений — то есть поиском ресурсов, с помощью которых это противоречие можно разрешить.

  • Техническое противоречие возникает, когда улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра.

    Например, крыло самолёта должно быть прочным — для этого нужно больше материала. Но оно должно быть лёгким — но тогда оно не будет прочным.

  • Физическое противоречие: «для улучшения системы какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно».

    Это самое сложное противоречие, потому что оно упирается в физические законы природы.

Пример ТРИЗ-задачи. От «морской болезни» страдают ещё и космонавты. В космосе лекарства усваиваются организмом иначе, чем на суше, поэтому принимать их нужно часто и небольшими порциями, потому что в больших дозировках препарат будет вреден для организма.

Как сделать так, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма?

Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена. По этому же принципу появились противозачаточные и противоникотиновые пластыри.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Как мы написали выше, устранение противоречия должности привести к идеальному конечному результату (ИКР).

Идеальный конечный результат (ИКР) — это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), использования внешних ресурсов, усложнений и нежелательных эффектов.

Немного идеального объяснения из книги М.М. Кане «Основы исследований, изобретательства и инновационной деятельности в машиностроении»:

Идеальная машина — машина которой нет, а её функции выполняются.

Идеальный процесс — процесс, которого нет, а результат от процесса есть.

При формулировании идеального конечного результата желательно применять слово «самостоятельно» (сам, сама, само, сами). Обычно используют три формулировки:

  • Система самостоятельно выполняет данную функцию.
  • Системы нет, а функции её выполняются с помощью ресурсов.
  • Функция не нужна.

Правильная формулировка ИКР заставляет сделать так, чтобы достижение решения задачи было по возможности бесплатным, то есть с использованием только тех ресурсов, которые у нас уже есть.

Для начала обозначим, что ресурсами называется всё, что может быть полезно для решения задачи.

Классификация ресурсов:

  • Материально-вещественные: деньги, детали, оборудование.
  • Информационные: социальные каналы, носители информации — книги.
  • Время.
  • Пространство: площадь, объем и так далее.
  • Человеческие (сюда же относятся каналы человеческого восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание).
  • Другие ресурсы: события прошлого, имидж, культура.
  • Энергетические ресурсы и поля: тепловая, электрическая, атомная энергия, звуковые сигналы и так далее.
  • Soft skills — это надпрофессиональные навыки, которые помогают любым специалистам в любой отрасли быть востребованными
  • Сможете прокачать навыки, чтобы быстро решать задачи, убедительно аргументировать свою позицию, грамотно выстраивать коммуникацию — без лишних эмоций и стресса ?

Всего по Альтшуллеру выделяется 40 приёмов. Расскажем о нескольких из них:

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Принцип дробления

  • Разделить объект на независимые части.
  • Выполнить объект разборным.
  • Увеличить степень дробления объекта.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Принцип объединения

  • Соединить однородные или смежные объекты.
  • Объединить во времени однородные или смежные операции.
  • Один объект разместить внутри другого.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Принцип посредника

  • Использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие.
  • На время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Принцип проскока: вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности: заменить дорогой объект набором дешёвых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью).

Так как ТРИЗ изначально применялась для решения технических изобретательских задач, была разработана специальная таблица, в которой по вертикали располагаются технические характеристики, которые по условиям задачи необходимо улучшить, а по горизонтали — характеристики, которые недопустимо ухудшить.

На пересечении граф таблицы указаны номера приемов, которые с наибольшей вероятностью могут устранить возникшее техническое противоречие.


ТРИЗ основывается на следующих методах поиска решений:

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Мозговой штурм — когда проблема активно обсуждается несколькими участниками. Каждому из них нужно высказывать как можно больше вариантов решения задачи, в том числе самых фантастичных.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Синектика или метод аналогий — сравнение и нахождение сходства между объектами. Или представление себя в качестве предмета или явления в проблемной ситуации. Этот метод эффективен в паре с мозговым штурмом.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Морфологический анализ — поиск решений для отдельных частей задачи. С целью последующего сочетания этих решений.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Метод фокальных объектов — поиск ассоциаций исследуемого объекта со случайными объектами. К объекту примеряются свойства других, никак не связанных с ним объектов.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Метод Робинзона — поиск максимально разнообразных способов применений к предмету.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Системный оператор — поиск связей между объектами, которые в дальнейшем можно связать в систему


ТРИЗ как метод развития творческого мышления Сформулируйте изобретательскую задачу.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Определите, к какому виду противоречий она относится.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Сформулируйте идеальный конечный результат.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Определите, какие ресурсы, которыми вы обладаете, могут быть использованы для её решения.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Примените один из приёмов решений одним из методов решения.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления Проанализируйте результат.

Таким образом, ТРИЗ — это поиск решения нестандартных проблем в известном поле знаний. Несмотря на множество терминов, как можно увидеть из описания приёмов и методов, ТРИЗ — это то, что мы ежедневно применяем в своей жизни, но просто не называем этой аббревиатурой.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Телеграм Нетологии

Добавить комментарий